"Авария носителя", экипаж спасен. Что же случилось с "Союзом" при запуске с Байконура

Что известно об аварии при запуске пилотируемого корабля "Союз МС-10" и как сработала система спасения космонавтов — в материале ТАСС
https://phototass4.cdnvideo.ru/width/1360_b6269244/tass/m2/uploads/i/20181011/4830241.jpg

11 октября запуск с космодрома Байконур ракеты-носителя "Союз-ФГ" закончился аварией. После чего экипаж перешел в режим баллистического спуска и пилотируемый корабль "Союз МС-10" успешно приземлился в степи Казахстана.

Состав экипажа

  • На борту корабля, направившегося к Международной космической станции (МКС), находилась очередная экспедиция 57/58 из двух человек — космонавта Алексея Овчинина и астронавта Ника Хейга. 
  • Для россиянина это должен был быть второй полет, для американца — первый. За счет сокращения численности экипажа третье место в "Союзе МС-10" занимал контейнер с дополнительным грузом общим весом 62 кг.

Автономный полет "Союза" должен был пройти по шестичасовой схеме — стыковка с орбитальной станцией была намечена на 17:44 мск. На орбите космонавты должны были провести 187 суток.

Что произошло

  • Ракета-носитель "Союз-ФГ" с пилотируемым кораблем "Союз МС-10" стартовала с первой стартовой площадки Байконура ("Гагаринский старт") в 11:40 мск. За запуском наблюдали главы Роскосмоса и NASA Дмитрий Рогозин и Джим Брайденстайн.
  • Спустя девять минут после старта диктор, комментирующий трансляцию запуска, сообщил, что произошла "авария носителя". Система аварийного спасения корабля (САС) сработала штатно.

По словам главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина, САС космического корабля "Союз МС-10" продемонстрировала исключительную надежность. "А вот в чем причина аварии — разберемся", — сообщил он в своем Twitter. "Слава богу, экипаж жив. На 123-й секунде произошло срабатывание аварийной системы спасения, она отработала штатно, позволила раскрыть парашют. Отделилась капсула от ракеты-носителя. Экипаж благополучно приземлился на Землю", — прокомментировал аварию вице-премьер РФ Юрий Борисов.

Система аварийного спасения (САС)

Она позволяет сохранить жизни экипажу космического корабля в случае возникновения аварийной ситуации на ракете-носителе.

 

  • В состав САС на российских кораблях "Союз" входят блоки автоматики, питания, гироприборы, двигательная установка, двигатели головного обтекателя, а также механизмы и агрегаты, которые размещаются на головном обтекателе (решетчатые стабилизаторы, верхние опоры, ложементы для спускаемого аппарата, механизмы аварийного стыка, противопожарная система, средства отделения блистера оптического визира и др.).
  • Двигательная установка САС расположена над головным обтекателем "Союза" на штанге ("башенка" на самой верхушке ракеты с кораблем).
  • Двигатели приводятся в готовность за 15 минут до намеченного старта ракеты-носителя. В случае аварии система активируется вручную из командного пункта двумя дежурными, одновременно нажимающими две кнопки по команде наблюдающего за пуском (как правило, таким сигналом выступает короткое слово, название города или реки).
  • С помощью пирозамков САС отстреливает спускаемый аппарат с экипажем от аварийной ракеты, уводит его в сторону и обеспечивает мягкую посадку с помощью парашютной системы.
  • В безаварийном полете при штатном наборе ракетой-носителем достаточной высоты штанга САС отстреливается от головного обтекателя.

 

Продолжение

По словам Борисова, причину аварии установит аварийная комиссия.