В дань памяти Стивена Хокинга пилоты EVE Online зажигают огни маяков. Отдавая дань памяти, благодарности и огромного уважения

ОТДАВАТЬ ДАНЬ кому, чему . ОТДАТЬ ДАНЬ кому, чему . Книжн. 1. Оценивать кого-либо или что-либо в полной мере, по достоинству. Как и исстари, писатели тянутся к архаике, к древним словам в первую очередь в силу творческой потребности, отдавая дань памяти, теша ностальгию по чарующим отлетевшим звукам, в которых музыка былого, великая нравственная гарантия сущего (А. Афанасьев. Будем доброжелательны). Скорее, дело обстояло наоборот. Чехов боялся обидеть Толстого. Отдавая дань безусловного почтения великому художнику, он уже прошёл через искус толстовства и отверг его (С. Залыгин. Гений такта). 2. Уделять внимание кому-либо или чему-либо. В те времена [в начале XX века ] процветало искусство декламации, и в школе отдавали этому дань (В. Топорков. К. С. Станиславский на репетиции).

  • - д. в Корткеросском р-не. Расположена на лев. стороне р. Локчим. В 1859 г.-ская. На карте 1918 г.-ская. Названа по личному имени первого поселенца Даниила Забоева, который приехал сюда из д. Кочпон...

    Топонимический словарь Республики Коми

  • - Дань 1. Подать, которую взимали победители с покоренного народа: А князи сами на себе крамолу коваху, а поганіи сами, побѣдами нарищуще на Рускую землю, емляху по бѣлѣ отъ двора. 21...

    Слово о полку Игореве - словарь-справочник

  • - подать, к-рую побежд. народ выплачивает завоевателю. В Библии она называется также "дарами" , "пеней" и "податью" . Особенно большую Д. облагали покор. народы ассирийцы...

    Библейская энциклопедия Брокгауза

  • - дани - подать, пошлины...

    Краткий церковнославянский словарь

  • Большой экономический словарь

  • - 1) Натур. или ден. взносы, взимаемые победителем с побежденного племени или гос-ва; иногда уплачивалась также при приближении неприятельского войска с целью избежать войны...

    Советская историческая энциклопедия

  • - натуральный или денежный побор с покорённых народов. На Руси известна с 9 в. В 11-13 вв. слово "Д." означало налог и феодальную ренту. Первоначально размер Д. не был фиксированным...

    Русская энциклопедия

  • - принудительное изъятие средств, натуральный или денежный побор, взимавшийся с побежденного народа, а также прямые налоги, подати, собираемые с населения...

    Экономический словарь

  • - натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. На Руси известна с IX в. В XI-XVI вв. слово "Д." означало налог и феодальную ренту...

    Большой юридический словарь

  • - термин древнерусского финансового права...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - первоначально натуральный или денежный побор, взимавшийся победителями с побежденных племён или государств...

    Большая Советская энциклопедия

  • - натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. На Руси известна с 9 в. В 11-16 вв. слово "дань" означало налог и феодальную ренту...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Общеславянское образование от дати. См....

    Этимологический словарь русского языка Крылова

  • - Р., Д., Пр....

    Орфографический словарь русского языка

  • - -и, жен. 1. В старину: подать с населения или налог, взимаемый победителем с побеждённых. 2. перен., чего. То должное, что нужно воздать кому-чему-н. . Принести д. уважения кому-н. 3...

    Толковый словарь Ожегова

  • - Разг. 1. кому, чему. Воздавать должное, оценивать в полной мере кого-л., что-л. ФСРЯ, 321; Ф 2, 23; АОС, 261. 2. чему. Следовать чему-л., поступать в соответствии с чём-л. ФСРЯ, 322. 3...

    Большой словарь русских поговорок

"Отдавать дань" в книгах

Отдавать и служить

Из книги Ты сам творишь свою судьбу. За гранью реальности автора Мелик Лора

Отдавать и служить Кто после найденной истины доискивается чего-то ещё, тот ищет лжи. Архимандрит Иоанн В высших мирах действуют иные законы, чем в земной жизни: отдавать, а не брать, служить, а не господствовать. Лишь живя по этому закону, мы будем услышаны Всевышним.Наши

КАК ОТДАВАТЬ ДОЛГИ

Из книги Жизнь без границ. Концентрация. Медитация автора Жикаренцев Владимир Васильевич

КАК ОТДАВАТЬ ДОЛГИ Все люди без исключения попадают в подобные ситуации в той или иной сфере своей жизни: в деньгах, во взаимоотношениях, в партнёрстве на работе и т. д. Так развивается жизнь. Поэтому прежде всего расслабьтесь.Самое первое, что я в подавляющем большинстве

Научитесь отдавать

Из книги Мудрость Дипака Чопры [Обрети желаемое, следуя 7 законам Вселенной] автора Гудмен Тим

Научитесь отдавать Умеете ли вы дарить, делиться, отдавать? Некоторые люди говорят: «Мне нечего отдать - самому не хватает». Некоторые люди предпочитают накапливать всевозможные блага, вместо того, чтобы делиться ими. Тем самым они пресекают поток энергии, способный

Отдавать постоянно

автора Телушкин Джозеф

Отдавать постоянно Хорошо всегда подавать милостыню пред молитвой. Шульхан Арух, Ор ха-Хаим 92:10 В большинстве синагог в наши дни перед молитвой в будни (в Шаббат и праздники нельзя иметь дело с деньгами) по залу пускается небольшой «пушке» (коробка для цдаки) и считается,

Искусство отдавать

Из книги Еврейская мудрость [Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов] автора Телушкин Джозеф

Искусство отдавать Рабби Аhарон Котлер, выдающийся ортодоксальный мудрец двадцатого века, знал, что за его поведением всегда внимательно наблюдают. Однажды заметили, что он дал деньги одному и тому же нищему два раза: при входе в синагогу и выходя из нее. Когда его

ОТДАВАТЬ ДЕНЬГИ

автора Уингет Ларри

ОТДАВАТЬ ДЕНЬГИ Отдавайте свободно, радостно, с любовью и щедро, и вы непременно станете сказочно богаты. Джозеф Мэрфи Кормите детей, бездомных, участвуйте в спасении китов, лесов и т. д. Благотворительные организации являются доказательством того, что мы можем решить

ОТДАВАТЬ ДЕНЬГИ

Из книги Хватит ныть, выше голову! автора Уингет Ларри

ОТДАВАТЬ ДЕНЬГИ Отдавайте свободно, радостно, с любовью и щедро, и вы непременно станете сказочно богаты. Джозеф Мэрфи Кормите детей, бездомных, участвуйте в спасении китов, лесов и т.д. Благотворительные организации являются доказательством того, что мы можем решить

Как отдавать дань уважения

Из книги Как говорить правильно и без стеснения автора Полито Рейналдо

Как отдавать дань уважения Если речи, в которых отдают дань уважения какому-нибудь человеку, произнесены правильно, то они способствуют существенному повышению престижа этого человека. Дело в том, что такие речи произносят в тех местах, где отношения людей

2.3 Долги…Отдавать? Не отдавать?

Из книги Что Вам мешает быть богатым автора

2.3 Долги…Отдавать? Не отдавать? Кредиторы отличаются лучшей памятью, чем должники. Франклин В этом параграфе мы хотели бы рассмотреть вопрос, который вызывает тревогу и другие не очень радостные переживания в жизнь множества людей. Вопрос простой: как быть с долгами?

Как не отдавать

автора Маданес Клаудио

Как не отдавать Давать что-то детям можно таким образом, что это будет способствовать их развитию и повысит их самооценку. Но можно давать и таким образом, что это будет подрывать самоуважение детей, станет мешать их развитию и собьет их с правильного пути. Чем богаче

Не брать, а отдавать

Из книги Тайное значение денег автора Маданес Клаудио

Не брать, а отдавать Я подумала: «Старушке, наверное, очень приятно, что внук ее любит, пусть даже он постоянно у нее что-то берет». Мне пришло в голову, не удастся ли добиться, чтобы Брюс начал давать что-нибудь своей бабушке и тем самым стал изменять свои взаимоотношения со

Брать или отдавать?

Из книги Психология любви и секса [Популярная энциклопедия] автора Щербатых Юрий Викторович

Брать или отдавать? Когда один человек пожаловался Аристиппу, что его возлюбленная Лайда не отвечает ему взаимностью, тот ответил: «Я знаю, что вино и рыба меня не любят, и, однако, я с удовольствием пользуюсь тем и другим». Плутарх. «Об Эроте» Любовь - процесс, в который

Учитесь отдавать

Из книги Не отступать и не сдаваться. Моя невероятная история автора Ренсин Дэвид

Учитесь отдавать Участники программы Луи Замперини в лагере, на пути к новой жизни,

Отдавать

Из книги Истинное восприятие. Путь дхармического искусства автора Трунгпа Ринпоче Чогьям

Отдавать Агрессия действует как большой покров, не дающий нам видеть точность работы абсолютной символичности, равно как и относительной символичности. И единственное возможное решение, согласно традиционному подходу, – это сдаться.Подход к символичности, опирающийся

Долги… Отдавать? Не отдавать?

Из книги Быть богатым, что вам мешает автора Свияш Александр Григорьевич

Долги… Отдавать? Не отдавать? Кредиторы отличаются лучшей памятью, чем должники. Франклин В этой главе мы хотели бы рассмотреть вопрос, который вносит тревогу и другие не очень радостные переживания в жизнь множества людей. А вопрос простой: как быть с долгами?

Актив Свердловского регионального отделения общественного движения «Семья, любовь, Отечество», деятели науки и культуры, общественность г. Екатеринбурга приняли участие в заседании круглого стола «70 лет Великой Победы: историческая правда», которое состоялось в УРГЭУ-СИНХ. Его инициаторами стали Евразийский научно- исследовательский институт человека во главе с академиком РАН Черешневым В.А. и ректор УРГЭУ - СИНХ Федоров М.В. - ведущие круглого стола.

В ходе заседания шла речь о духовно нравственном потенциале, подвиге нашего народа, благодаря которому была одержана Великая Победа. Участники круглого стола обсудили так же опыт планового управления народного хозяйства в условиях военной экономики, методы работы с молодежью, до которой необходимо доносить правду о Великой Отечественной войне.

Урал в годы войны, историческая оценка Победы в Великой Отечественной войне; наука, культура, медицина и образование; патриотическое воспитание подрастающего поколения. Эти и другие темы осветили в своих выступлениях участники круглого стола: председатель Общественной палаты Свердловской области РФ Набойченко С.С., Почетный гражданин города Спектор С.И., директор «Театра слова» Воронина Т.Н. и другие выступающие.

Автор этих строк выступила с докладом «Молодежь в годы войны», отметив огромную роль в Победе наших юношей и девушек, которые по призыву ЦК ВЛКСМ в большинстве своем добровольцами сражалась на фронтах Великой Отечественной. Прославленный советский полководец Георгий Константинович Жуков с необычайной теплотой отзывался о героизме и мужестве молодых воинов: « Я много раз видел, как солдаты поднимались в атаку. Это нелегко - подняться в рост, когда смертоносным металлом пронизан воздух. Но они поднимались! А ведь многие из них едва узнали вкус жизни: 19-20 лет - лучший возраст для человека - все впереди! А для них очень часто впереди был только немецкий блиндаж, извергающий пулеметный огонь!» Мы победили еще и потому, что у орудий, в танках, на самолетах находились те, чья энергия, неугасимое стремление к подвигу во имя спасения Родины творили чудеса. За годы войны 7 тыс. воспитанников Союза молодежи стали Героями Советского Союза, 60 комсомольцев были удостоены этого звания дважды. 9 млн. юношей и девушек, вступивших в комсомол в годы войны, своими ратными и трудовыми подвигами внесли неоценимый вклад в достижение Победы.

Война с фашистской Германией, когда на защиту Родины поднялись стар и млад, показала всему миру невиданную стойкость и мужество нашего воина. Подвиги Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Матросова, Юрия Смирнова, Николая Кузнецова и многих тысяч других навсегда вошли в историю России. Великая Отечественная война явила собой невиданный взлет самосознания граждан нашей страны, работавших в тылу и обеспечивших фронт всем необходимым. Патриотизм, дружба народов многонациональной страны явились важным фактором в достижении победы над фашизмом.

И, хотя сегодня предпринимаются попытки очернить Россию, растиражировать циничную ложь о войне и роли в ней России, мы должны понимать, что подобные демарши, как отметил президент Путин В.В., имеют определенную политическую цель. И эта цель понятна - подточить силу и моральный авторитет современной России, лишить ее статуса - страны победителя со всеми вытекающими из этого международно-правовыми последствиями, разделить и рассорить народы. Владимир Владимирович справедливо считает, что подготовка к юбилею — это не только праздничные мероприятия, но и огромная просветительская и информационная работа не только на национальном, но и международном уровнях. Поэтому глава государства поставил перед оргкомитетом «Парад», занимающимся подготовкой к празднику, задачу достойно ответить на попытки переиначить правду о войне: «Задача оргкомитета в каждом регионе РФ — опираясь на активное участие и поддержку граждан, достойно ответить на эти вызовы. Важно использовать все возможности, чтобы рассказать об истории Отечества, о ратных и трудовых подвигах наших предков». Причем, это надо делать не только перед празднованием Дня Победы, но и после него, т.е. заниматься этим постоянно.

В чем же состоит эта правда и зачем ее надо рассказывать? Прежде всего, для того, чтобы новые поколения, выросшие после войны, понимали, какой огромной ценой заплатили мы за Победу, для того, чтобы знали о подвиге нашего народа и хранили его в своей памяти, передавая эту память своим детям и внукам. Забыть об этом, или пересматривать итоги войны, бросая тень на наше командование, руководство страной, выискивая негативные стороны - это значит, предать память о защитниках Родины, и даже более того, - предать свой народ, благодаря победе которого над фашистскими захватчиками мы живем уже 70 лет под мирным небом и занимаемся созидательным трудом.

Преподаватель истории Валерий Иванов считает, что именно на учителе истории сегодня лежит большая ответственность: будет ли молодое поколение знать правду о войне. А поэтому, добавлю от себя, сам учитель (преподаватель) должен обладать не только знаниями, но и быть патриотом своего Отечества.

Доносить правду о Великой Отечественной - это значит, рассказывать о том, что война против нацизма была самой тяжелой из войн в истории нашей Родины. Она стала суровым испытанием жизнеспособности Советского Союза, Великой Отечественной войной народов СССР за свою свободу и независимость. Именно - Великой Отечественной. Такую оценку войны надо, по мнению преподавателя, подчеркивать особо, поскольку в последнее время в некоторых кругах прилагались усилия, чтобы доказать обратное. Крушение коммунистической идеологии и идеалов отразилось и на изучении истории Великой Отечественной войны, отношении к ее героям. Однако, факты - упрямая вещь. И они отражены во многих художественных и документальных изданиях.

О героях Великой Отечественной войны изданы сотни статей, очерков, книг. Обращение к их подвигам - продолжение многовековой традиции российской исторической мысли, берущей свое начало в сказаниях, былинах и летописях народов СССР. Одно из ее примечательных достижений — фундаментальный труд в двух томах «Герои Советского Союза», в котором собраны краткие биографии, основанные на документальных источниках. Есть и другое интересное исследование - А.В.Огнева «Правда против лжи. О Великой Отечественной войне» , изданное в 2011 г. Вот такие и другие, подобные этим, источники, надо знать и изучать.

На вопрос федерального мониторинга «Как вы оцениваете поколение людей, победивших в Великой Отечественной войне?» 68% респондентов ответили: «Они совершили великий исторический подвиг, плодами которого пользуются наши современники». Вместе с тем, более четверти (27%) опрошенных считают, что это «Поколение победителей, которые не сумели воспользоваться плодами Победы».

Как тут не вспомнить известный афоризм: « не стреляй в прошлое из пистолета, ибо будущее выстрелит в тебя из пушки». Вот почему очень важно последовательно бороться с этими проявлениями, не позволять бросать тень на наше героическое прошлое, отдавая дань светлой памяти, благодарности и огромного уважения защитникам нашей Родины, руководству страной, нашей армии, благодаря которым была одержана Великая Победа.

Ирина Барановская , руководитель Свердловского регионального отделения общественного движения «Семья, любовь, Отечество», участник рабочей группы комиссии по защите семьи и традиционных ценностей Свердловской Общественной палаты

При подготовке для сайта «Саровский краевед» (сайт) материала «… бюргерам … было не дано это осознать…»

я случайно узнал, что Павел Максимович Ягунов, командир подземного гарнизона аджимушкайских катакомб, является уроженцем села Чеберчино, расположенного примерно в трёхстах километрах от Сарова, в Дубёнском районе республики Мордовия.

Павел Максимович Ягунов

В связи с этим у нас сразу родилось желание посетить это село, и не просто посетить, а отдать дань памяти ярчайшему герою Великой Отечественной войны – провести в тамошней школе «Урок мужества» (какие проводили в нашу советскую школьную бытность) и возложить венок к бюсту Павла Максимовича. Для этого я, предварительно покопавшись в интернете и найдя реквизиты чеберчинской школы, связался по телефону с её директором, Эдуардом Андреевичем Спиридоновым, чтобы условиться о дне нашего приезда. Он очень участливо отнёсся к нашей идее и заверил, что с его стороны всё будет организовано и даже спросил: «Мы вам ничего не будем должны?».

В одной из саровских похоронных контор мы выбрали и подобающе поводу, оформили памятный венок, украсив его Георгиевской лентой и красной лентой с надписью «От Общественного исторического объединения «Саровская пустынь» Вечная память Героям Аджимушкая 1945 – 2017».

Субботним октябрьским утром 14 числа, группой из двух человек, (Ткачёва К. И. и Демидова Ал. А.) мы отправились в республику Мордовию в село Чеберчино. Путь занял четыре часа.

Нас встретила сельская школа, основанная в 1872 году, не кем-нибудь, а инспектором народных училищ Симбирской губернии (Мордовии тогда ещё не было) Ульяновым Ильёй Николаевичем. Возрастные люди ещё помнят кто это такой.

Незаурядная школа села Чеберчино


Этими досками и барельефом отмечена незаурядность школы в Чеберчино

Нынешнее здание школы построено в 1959 году и с тех пор ни разу капитально не ремонтировалось. Долгострой школьного спортзала, стараниями Араповой Валентины Владимировны, исполняющей обязанности директора на момент нашего приезда (к сожалению, Эдуард Андреевич в этот день не смог присутствовать в школе), завершён в 2003 году. Когда в 1979 году Валентина Владимировна, будучи выпускницей этой школы, вернулась в неё уже преподавателем, то здесь училось 360 учеников в три смены. Было большое подсобное хозяйство со своей техникой – одного только картофеля сажали 3 гектара. Сегодня в школе 17 учащихся, а в селе живёт меньше людей, чем было учеников в 79-м году – 320 человек (в основном пенсионеры). Вот итог государственной внутренней политики за последнюю четверть века. И поэтому 2017 – 18 учебный год, к великому сожалению, станет последним в уникальной истории этой незаурядной школы, теперь уже не доживущей четыре года до своего 150-летия.

Мы не ожидали такой подготовки в школе к нашему приезду и были приятно удивлены. В актовом зале, в соответствии с темой нашего приезда, была оформлена сцена, приглашены родственники Павла Максимовича (племянник Виктор Иванович Ягунов и племянница Тамара Фёдоровна Шикина), корреспондент районной газеты «Новая жизнь» и другие односельчане.

Виктор Иванович Ягунов с супругой

Тамара Фёдоровна Шикина

Валентина Владимировна подготовила программу по теме Аджимушкая и с Зоей Викторовной Никеровой начала «Урок мужества».

Начался «Урок мужества»

В зале воцарилась мёртвая тишина.

Все слушали с вниманием

Со сцены прозвучали слова о подвиге Подземного гарнизона и его легендарного командира Павла Максимовича Ягунова, подкреплённые иллюстративным материалом на экране. Завершив своё выступление, Валентина Владимировна представила нас присутствующим, и торжественное мероприятие продолжилось.

Я начал свой рассказ со слов: «В этом году исполнилось 75 лет легендарной обороне Аджимушкайских катакомб. Сегодня четырнадцатое октября – уже осталось немного дней. Тридцатого закончилась оборона. Поэтому они ещё там под землёй, бьются, выживают, сражаются, задыхаются. А мы здесь, в мире, живём счастливо, не знаем войны. Вот это нас обязывает помнить о них всегда и в частности о командире, вашем и нашем земляке».

Рассказ К. И. Ткачёва

Дальше говорил от лица экскурсанта, рассказывая по ходу своеобразной экскурсии, историю трагедии и одновременно Великого подвига защитников Аджимушкайских катакомб. Собравшиеся в зале ученики и взрослые были погружены в атмосферу событий, происходивших летом 42-го года на Керченском полуострове в посёлке Аджимушкай. Было видно, что все слушали с неподдельным интересом. Мой рассказ закончился Минутой Молчания. Под звуки реквиема с экрана на присутствующих смотрели непобеждённые герои «Крымского Бреста», как бы говоря безмолвным взглядом: «Помните, какой ценой досталась нам Победа! Помните, чем мы заплатили за вашу благополучную мирную жизнь!». В заключении я показал, найденных мной в катакомбах, «свидетелей» той страшной трагедии и одновременно Великого Подвига – ржавые гильзы, горлышки разбитых стеклянных солдатских фляжек, а также книги, на основе которых был подготовлен материал для сайта и рассказа в чеберчинской школе (да и не только в ней).

Свидетели Великого Подвига

По этим книгам был подготовлен мой рассказ

После этого мы сделали общую памятную фотографию со школьниками и родственниками Павла Максимовича.

Памятная фотография со школьниками и родственниками Павла Максимовича.

Школьную программу завершили третьеклассницы Таня Донова и Валя Числова со стихами о подвиге Аджимушкая.

Таня и Валя читают стихи

После мероприятия, состоявшегося в актовом зале, все присутствующие организованной колонной направились к бюсту Павла Максимовича. Впереди колонны мы с выпускником чеберчинской школы, Игорем Транковым, несли венок, который возложили к бюсту командира Подземного гарнизона.

Торжественное шествие к месту поминовения Героя Аджимушкая

Возложение венка

После возложения венка у бюста П. М. Ягунова

Около его бюста, памятника советскому солдату и бюста героя Советского Союза Александра Андреевича Манина мероприятие продолжилось. Школьники выступили, и в стихах ещё раз почтили память безвременно ушедших героев Аджимушкая.

Выступление школьников

Я тоже сказал несколько слов о ярчайшем Герое Великой Отечественной войны. Смысл моих слов сводился к тому, что его подвиг должен был бы быть отмечен Золотой Звездой Героя Советского Союза, а ныне — Героя России, что вполне реально. Земляки Павла Максимовича и все мы — граждане России — должны быть достойны памяти П. М. Ягунова и подвига Героев Аджимушкая.

Выступление К. И. Ткачёва

Завершив торжественное мероприятие, мы вместе с учителями вернулись в школу, где в столовой уже был накрыт стол с домашними помидорами, копчёным салом, тортом из кабачков и ещё много чем. Всё, к чему прикасались наши ложки и вилки, было приготовлено с душой заботливыми руками. За столом были и родственники Павла Максимовича, поэтому пошли разговоры в продолжение темы нашего приезда. Это и составление «родового дерева» П. М. Ягунова до наших дней. Это и история ШКОЛЫ к 150–летию со дня её основания. Это и история самого села ЧЕБЕРЧИНО со дня основания до наших дней.

Прощаясь с Малой Родиной легендарного командира, мы долго не могли расстаться с Валентиной Владимировной – всё говорили на разные темы. А тронувшись в обратный путь, для себя решили, что обязательно сюда вернёмся.

Через Бельгию в минувшем веке прошло несколько «волн» эмиграции из России. Однако самой печальной страницей в истории русской эмиграции является судьба военнопленных и перемещённых лиц (DP – «displaced persons»), насильственно оказавшихся в Бельгийском Королевстве, особенно в провинции Льеж, в период Второй Мировой войны. Условия их жизни в тяжёлые годы оккупации и послевоенной разрухи по мере сил старались облегчить как различные русские, бельгийские и международные благотворительные организации, так и церковные структуры: епархии, приходы и отдельные верующие. Историческая, духовная и нравственная оценка подвига этих людей, взятых в плен или насильственно вывезенных из страны, особенно важна сейчас, в преддверии 70-летия победы в Великой Отечественной войне. По решению русской православной диаспоры Бельгии, представленной тремя юрисдикциями: Русской Православной Церкви Московского Патриархата, Русской Зарубежной и Константинопольской Церквей в память об этом в Льеже будет построен Русской Православной Церкви. Это решение поддерживают Федерация соотечественников, Федерация русских дворян, русские молодёжные и общественные организации.

Годы войны

В сентябре 1942 года в Бельгию в пригороды Лувена из немецкого Цайтхайна (Саксония) был переведен лагерь для военнопленных («шталаг») № 304 примерно с 10-ю тысячами красноармейцев. Этот лагерь, как и остальные лагеря, находился в подчинении Верховного командования Вермахта (Oberkommando der Wehrmacht), а с ноября 1944 года в подчинении «СС»; и вплоть до освобождения Бельгии союзными войсками в 1944 году, являлся центром по управлению трудовыми командами советских военнопленных, работавших в угольной промышленности Бельгии и северной Франции . Кроме пленных, на принудительные работы в Бельгию привозили и так называемых «восточных рабочих». В основном это были молодые люди из оккупированных областей Украины, России и Белоруссии, вывезенные насильно.

Одним из мест размещения военнопленных и перемещенных лиц был район Льежа, где они работали на многочисленных шахтах. Еще до войны в Льеже, около местечка Серен, были построены бараки для поляков-гастарбайтеров , куда и привозили советских военнопленных, а позднее и угнанных на принудительные работы. Таким образом, это был самостоятельный лагерь, со своим кодовым номером (LG VIII Seraing) и со своей охраной. «Пропускная мощность» лагеря составляла 1100 человек, и, по мере уменьшения количества узников по причине смерти, неуклонно пополнялась заключенными из других лагерей. Некоторым военнопленным, впрочем, удавалось бежать и присоединиться к отрядам бельгийского Сопротивления.

Условия жизни в таких лагерях и работы в шахтах были тяжёлыми, рабскими. Один из заключенных лагеря, советский военнопленный, позже вспоминал: «…При 12-ти часовой работе 375-граммовая пайка хлеба, да черпак бурды. Спасибо бельгийским шахтерам, украдкой подкармливавшим пленных. Шахтер Морис Жакке каждый день приносил <мне> бутерброд, хотя семья его под немецкой оккупацией жила тяжело…» .

Известно, что в районе Льежа окормлял военнопленных русский священник Валент Роменский. Будучи настоятелем льежского храма он регулярно посещал многочисленные лагеря, расположенные в этом угольном бассейне и всячески помогал заключенным. В книге Жана Пюта «Советские военнопленные в Лимбурге в 1942-45 годах» упомянута льежская организация «L’Aide aux Prisonniers Russes», с которой отец Валент был очень тесно связан.

Отец Валент делал все возможное, однако помочь удавалось далеко не всем. Списки заключенных, погибших и умерших за этот период, представляют печальное зрелище. В настоящее время они требуют большой и кропотливой архивной работы. Порой они не содержат никаких дополнительных сведений, не известны причины и обстоятельства смерти заключенных. Так, например, в списке бельгийского МИДа, составленного в 1959 году для советского посольства, место смерти большинства узников указано в общих чертах: «Военный госпиталь в Льеже» или просто «в Льеже».

Судьба перемещенных лиц

По окончании войны во временных лагерях в Германии и Австрии оставались миллионы перемещённых лиц, в основном, граждан СССР. Большинство из них постепенно вернулось на Родину, но сотни тысяч решили остаться . Это были и бывшие советские военнопленные, и «восточные рабочие», и эмигранты «первой волны», ранее жившие в тех странах Восточной Европы, которые оказались после окончания войны в советской зоне влияния, и другие.

В 1947 году началось расселение этих людей по государствам, согласившимся их принять. Первой такой страной была Бельгия. В дополнение к уже проживавшим в Бельгии бывшим военнопленным и тем, кто был насильно вывезен из России во время войны, с мая 1947 года по 1952 год в страну приехало ещё около 15-ти тысяч русскоязычных перемещённых лиц .

Окрестности Льежа стали одним из центров их расселения в Бельгии. Условия жизни в лагерях для перемещенных лиц были разными. Например, один из таких посёлков, находившийся примерно в 7 километрах от центра Льежа, был оборудован в бывших казармах военных лётчиков, и условия проживания там были удовлетворительными. Но работа в шахтах была крайне тяжёлой. Шахтёры всё время «ходили под Богом». Сергей Крикорьян, работавший под землёй в угольном бассейне Монс-Шарлеруа-Льеж, рассказывает, что условия работы были средневековые, опасные, труд – преимущественно ручной, тяжёлый. Слепые лошади тянули вагонетки с углём на глубине около 600 метров. После нескольких лет такой работы у многих начинались заболевания лёгких из-за угольной пыли и сырости.

Шахтёрский же лагерь в Серене, куда после войны приехали новые советские перемещенные лица, не имел даже сносных условий для проживания. Елена Бекиш, будущий муж которой жил в этом лагере и несколько лет работал на местной шахте, рассказывает, что поселок был очень бедный, с дощатыми, покосившимися бараками, которые невозможно было протопить, и в которых было огромное количество клопов. В одном из таких бараков и располагался в лагере православный храм.

С 1947 по 1950 год в этом храме служил протоиерей Иоанн Бекиш. Вскоре, по причине многочисленности обитателей лагеря, ему в помощь в Серен был послан священник Матфей Андрущенко. Но и вдвоем они не справлялись с окормлением все возрастающей паствы. В мае 1949 года Бельгию посетил митрополит Владимир (Тиховницкий) . Современник писал об этом событии: «Особую радость русским шахтерам в Бельгии доставил приезд в мае 1949 г. митрополита Владимира (Тихоницкого). Он посетил рабочий поселок в Форши, приход в городе Серене… Всюду русские люди обращались за помощью к митрополиту Владимиру, чтобы он помог облегчить их тяжелую участь».

После приезда владыки в Льеже, Серене и ближайших шахтёрских поселках служили уже четыре православных священника и один диакон: протоиереи Валент Роменский, Александр Феохари, Иоанн Бекиш, Матфей Андрущенко и диакон Михаил Милонов. То есть, Льеж в те годы стал одним из активных центров русской церковной жизни в Бельгии.

На следующей фотографии запечатлён священник Матфей Андрущенко с группой певчих. Фотография сделана в Серене в 1948-1949 годах. По этой фотографии можно определить, что основную часть перемещенных лиц составляли молодые люди, горожане и жители сельской местности, насильственно вывезенные из Восточной Европы на работы в Третий рейх.

Заключение

На многих шахтах угольного бассейна Льеж-Серен работали русские военнопленные, а позже и оставшиеся в Бельгии бывшие граждане СССР, угнанные на работы в Западную Европу. Поэтому исторически обосновано возвести мемориальный храм около одного из бывших концентрационных лагерей, как дань памяти всем православным, страдавшим или погибшим и здесь, в Серене, и во всей Бельгии. Сооружение такого храма напомнит и о человеколюбии бельгийцев, помогавшим советским военнопленным, а после войны приютившим в своей разорённой стране десятки тысяч людей, не желавших возвращаться в Советский Союз. Таким образом, это будет памятник нравственному подвигу двух народов, не смирившихся перед ужасами нацизма, памятник их взаимной симпатии, гуманизму и христианским чувствам, которые они сохранили в те годы суровых испытаний.

В этом плане выбор города Серен-Льеж не случаен. Там находился лагерь военнопленных, а после войны и лагерь для перемещенных лиц, и при нем ещё в те суровые годы существовал православный храм. К тому же, в настоящее время в этом районе проживает большое количество русскоязычных православных прихожан, которые в 2006 году объединились в общину под юрисдикцией Московского Патриархата. На собранные русской диаспорой средства в Серене был приобретен участок земли для строительства храма, после чего инициативная группа строительного комитета подготовила всю архитектурно-техническую документацию и получила все необходимые разрешения на строительство.

Архитектурные особенности будущего храма

Строящийся храм назван в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник». Эта икона написана в память о событии, произошедшем в Константинополе 4 апреля 450 года. Воин по имени Лев, будущий император Византии, встретил в роще близ Константинополя, недалеко от «Золотых ворот», слепого. В этой роще находился источник, известный своими чудесами. Слепец устал и сбился с дороги. Лев пожалел его, отвёл под сень деревьев, усадил отдохнуть, а сам отправился к источнику, чтобы набрать воды и напоить слепца. Вдруг он услышал голос: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко». Воин удивился и стал искать воду, но не смог найти. Когда он прекратил поиски, раздался тот же голос: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего. Тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Мое имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов». После того, как Лев исполнил все, указанное ему, слепец прозрел и самостоятельно отправился в Константинополь, славя Богоматерь.

Когда в 457 году Лев 1 стал императором, он не забыл о явлении и предсказании Божией Матери, назвавшей его за семь лет до этого царём, приказав очистить источник и построить над ним храм в честь Богородицы, назвав его храмом Богородицы «Живоносный Источник». Позже этот образ стал считаться покровителем всех несчастных и униженных: больных, изгнанников, бездомных, пленных, презренных, немощных.

Цокольный этаж храма представляет собой три арки, означающие главные добродетели христианства: Веру, Надежду и Любовь, посредством которых человек восходит к Царству Небесному. Так же это и образ Святой Троицы, открывающей людям истину о спасении и призывающей людей в сакральное пространство храма.

Следующий уровень отличается большим количеством световых проемов – окон. По замыслу архитектора – это образ Царства Небесного, где нет тьмы, и всё пронизано светом Агнца.

Выше располагается звонница в стиле псковской архитектуры, встроенная в храм. Вокруг звонницы расположена внутренняя галерея храма. Это мемориальное пространство. Здесь по периметру галереи будут установлены специальные плиты, на которых высечены имена всех военнопленных, погибших в лагере в Серене, а так же всех советских солдат, погребённых на многочисленных кладбищах Бельгии. Списки их в настоящее время дорабатываются и пополняются.

Плиты с именами погибших символизируют всех павших в Бельгии наших соотечественников, чьи имена известны и неизвестны. Это дань памяти им от благодарной России.

Пройти на галерею будет возможно только через сам храм и только в определённое время (когда есть богослужения).

Массивный купол над звонницей символизирует Единого Бога – Создателя мира, а над куполом возвышается крест – символ нашего спасения.

Призыв к участию

Традиция постройки храмов-памятников в России восходит к давним временам. При этих храмах покоились останки полководцев и воинов. Самым известным таким храмом является , воздвигнутый в память о всех убиенных в Отечественной войне 1812 года. Из более древних – знаменитый Покровский собор, ставший символом Москвы, который в народе называют Собором Василия Блаженного. Это храм-памятник победы над Казанским ханством. Можно упомянуть также храм в честь преподобного Сергия Радонежского, воздвигнутый на Куликовом поле, храм святого Сампсона, построенный в честь победы под Полтавой. Среди храмов Русского Зарубежья наиболее известен знаменитый Собор Александра Невского, – украшение города Софии – воздвигнутый в память об освобождении Болгарии от Османского ига. В западной Европе храмы-памятники существуют в Ницце, Биаррице, Сан-Ремо, Брюсселе.

Следует отметить, что за неполные 70 лет, прошедшие после окончания Второй Мировой войны, в Западной Европе не было построено ни одного храма-памятника героически погибшим советским воинам и военнопленным. Хотя мемориалов, посвященных подвигу советского солдата, в странах Европы (особенно в странах, находившихся в зоне влияния СССР) существует немало. Не умаляя их значения, следует сказать, что пришло время воссоздать вековую традицию России ставить в тех местах, где пали ее герои, храмы-памятники. Сейчас такой момент наступил. Мы должны воздвигнуть храм в память о наших павших братьях и отцах, тем самым воздав им сыновний христианский долг так, как это делали наши предки.

Желающие участвовать в строительстве храма-памятника павшим советским воинам и военнопленным в Западной Европе на месте бывшего концентрационного лагеря в бельгийском городе Льеже (Серене) могут перечислить свои пожертвования на счёт в рублях:

Наименование банка: ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» г. МОСКВА
БИК 044525225
к/с 30101810400000000225
Получатель: Недосекин Павел Владимирович
Статус получателя платежа: Резидент РФ
Номер счёта 40817810238065628194
Назначение платежа «храм-памятник»

Пожертвования в евро можно перечислить:

Наименование банка : FINTRO, Watermael-Boitfort, Bruxelles. Belgique
BIC GEBABEBB
IBAN BE36 1428 5804 8281
Название счёта : Achat et Reparations Eglise Russe
(«Покупка и перестройка Русской Церкви»)

Временно сложено оружие в знак уважения к тому, кто помог человечеству понять космос.

Научная фантастика находится в неоплатном долгу перед Стивеном Хокингом. Его прогрессивные теории в области астрофизики и космологии помогли обрести понимание во всём: от чёрных дыр до теории относительности. И, когда он ушёл от нас вчера в возрасте 76 лет, игроки сообщества EVE Online решили выразить признание его вкладу в науку своим собственным способом. А именно – покрыв ночное небо светом маяков.

Так называемые приводные маяки излучают яркий, радиантный свет и используются, чтобы открыть мост перемещения для кораблей при отклонении от пункта назначения. В обычный день увидеть вспышку приводного маяка – это повод для паники; сигнал, означающий, что этот отряд прибыл для твоего уничтожения. Однако вчера и сегодня огни маяков появляются по всему космосу в дань памяти Хокинга и его достижений.

Уход Хокинга даже сподвиг одного пилота отправиться в путешествие в систему Molea, где размещается кладбище погибших участников игры вселенной EVE. Там же планируется поставить мемориал в честь Хокинга.

Благодаря команде от “kairiola” на социально-новостном сайте Reddit, пилоты по всей системе New Eden начали зажигать огни маяков в 22:00 по UTC (всемирное координированное время), святя часы напролёт. Согласно правилам внутри игры, приводные маяки могут быть зажжены только в null-sec и low-sec зонах космоса, там, где силы NPC полиции не смогут тебя защитить. Изображение ниже – это тепловая карта системы New Eden, показывающая огромное скопление сотен огней приводных маяков.

Здесь можно увидеть несколько актуальных космических снимков сияния приводных маяков в системе New Eden. И если вы затрудняетесь с их распознаванием, то они выглядят, как дальние галактики.