Функции знаков препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Как определить простое осложненное предложение

Справочная информация

Вспомни основную закономерность:

Запятая перед и ставится

  1. Сложносочинённое предложение, запятая перед союзом и разделяет простые предложения в его составе

    Стало холодно, и мы затопили печь.

    , и

Запятая перед и не ставится

  1. Простое предложение с однородными членами и неповторяющимся союзом и

    Белые, красные и жёлтые розы цвели у крыльца.

    О, О и О.
  2. Сложносочинённое предложение, запятая перед союзом и не ставится, если его части имеют общий второстепенный член (распространитель) или в других случаях, приведённых ниже*.

    Зимой на даче холодно и мы топим печь.

    1) холодно (когда?, где?) зимой на даче
    2) мы топим печь (когда?, где?) зимой на даче
    [общ.распространитель] и

Не путай:

В простом предложении одна грамматическая основа, в сложном - две и более.

Рассмотрим основные случаи подробнее.

I. Пунктуация при однородных членах предложения

Запятая не нужна:

1) между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, изучали и систематизировали их.

Схема: о, о и о

2) между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом в пару, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их.

Схема: о и о

2) в устойчивых сочетаниях, например:

ни пуха ни пера, и смех и грех, ни свет ни заря

Запятая ставится:

1) между однородными членами, не связанными союзами, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи.

2) между однородными членами, связанными противительными союзами а, но, да (в значении но ), однако, зато, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, но организовать выставку в то время они не могли.

Схема: о, о, о, но о

3) между однородными членами, связанными повторяющимися союзами:
сочинительными и, да (в значении и ), ни… ни и разделительными или, либо, то… то, то ли… то ли, не то… не то) , например:

Сотрудники музея и хранили коллекции, и систематизировали, и изучали их, и организовывали выставки, и публиковали научные статьи.

Схема: и о, и о, и о, и о, и о

4) перед второй частью двойных союзов не только…, но и…; как…, так и…; не столько…, сколько; хотя и…, но…; если не…, то и др., например:

Сотрудники музея не только хранили коллекции, но и систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи.

Схема: не только о, но и о, о, о, о

5) между парными однородными членами, связанными союзами и и или, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их, организовывали выставки и публиковали научные статьи.

Схема: о и о, о и о

II. Пунктуация в сложносочинённом предложении с союзом и

*Знаки препинания не ставятся:

1. Если есть общий член предложения, например:

Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме.

(Осенью - общий член: природа засыпает (когда?) осенью, люди готовятся к зиме (когда?) осенью . Запятая не нужна.)

2. Если есть вводное слово, общее для частей, например:

К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара.

(к удивлению - вводное слово, оно относится к обеим частям предложения)

3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть, например:

Когда мама вошла в комнату, 1 /осколки вазы валялись на полу 2 / и дети пытались их собрать 3 .

(каждая из частей сложносочинённого предложения (2) и (3) относится к общему придаточному предложению (1)

Примечание:

В случаях, перечисленных в пп. 1- 3, запятые ставятся, если есть повторяющиеся союзы. Например:

Осенью и природа засыпает, и люди готовятся к зиме.

(есть общий член: осенью, но есть и повторяющийся союз: и… и… , поэтому запятая нужна)

К сожалению, то ли учительница заболела, то ли ребята решили прогулять урок.

(есть общее вводное слово, но есть и повторяющийся союз то ли… то ли… , поэтому запятая нужна)

Разделы: Русский язык , Общепедагогические технологии

Грамматика повелевает даже царями.
Ж. Мольер

Цель урока: повторение пунктуации простого осложненного предложения

Презентация. Слайд 1

Учитель. Ребята! Сегодня мы повторяем пунктуацию простого осложненного предложения. Давайте вначале побеседуем.

  1. Каковы признаки простого предложения?
  2. Предложение распространенное и осложненное – это одно и то же?

Чтобы у вас было ясное представление об этом, посмотрите на таблицу.


Слайд 2 (Таблица)

– Так с какими же пунктограммами мы сегодня встретимся?

Ответы учащихся

Вопрос: Что нужно учитывать при выборе знака препинания?

Ответ ученика.

Учитель. Да, верно, всегда необходимо “видеть” и учитывать строение предложения, так как в русском языке пунктуация связана со структурой предложения. Таким образом, вначале надо разобраться в строении предложения, а затем применять пунктуационное правило. Конечно же, надо помнить и о том, что знаки препинания выполняют и смыслоразличительную функцию. Перед вами известная шутка:

Слайд 3

Кисель там варят из резины,
Галоши делают из глины,
Кувшины лепят пирожки…

А чтобы у нас не получился “кисель из резины”, будем думать и о смысле предлагаемых в заданиях предложений.

Вопрос: Какие из перечисленных пунктограмм вызывают у вас наибольшую трудность?

Ответы учеников.

Учитель. Предлагаю систематизировать процесс повторения и принять порядок изложения материала в соответствии с таблицей. Давайте начнем с однородных и неоднородных определений.


Слайд 4 (Таблица)

  1. Домой Тихон Ильич ехал в солнечное, жаркое утро… (И. Бунин)
  2. Все серые, карие, синие глазки – смешались, как в поле цветы. (Н. Некрасов)
  3. Стояла темная июльская ночь. (М. Пришвин)

Учитель. Прокомментируйте, пожалуйста, содержание таблицы. Выберите из предложений, написанных на доске, нужные для иллюстрации ваших рассуждений.

Ответы учеников.

Задание: А теперь пишем под диктовку:

Тяжелые, холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор. (М. Лермонтов)

Скучные, глухие времена дедушки сменились временем молодых господ. (И. Бунин)

Опять знакомо запахло пресной теплой водой, илом, полевой вечерней свежестью. (И. Бунин)

Слайд 5

Проверка работы – сверка со слайдом.

Учитель. Ребята, в части А есть задание № 21. Прочтите задание к нему. Оно простое, но ошибки в нем встречаются часто. Все дело в том, что люди не видят структуру предложения, забывают о том, что это главная подсказка. Обратимся к таблице:


Слайд 6 (Таблица)

Задание: Смотрим на экран, озвучиваем содержание таблицы.

Ответ ученика

Задание: спишите предложения, расставьте запятые, объясните их постановку.

Слайд 7

Мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов. (М. Лермонтов)

Анекдот о трех картах сильно подействовал на его воображение и целую ночь не выходил из его головы. (А. Пушкин)

Ветер пришел на помощь березе и своим голым веником она начала из года в год хлестать ель по макушке. (М. Пришвин)

Ответы учеников по каждому предложению.

Учитель открывает схемы, нарисованные на доске.

Задание: Перед вами схемы, в которых необходимо расставить знаки препинания.

О и О и О

и О и О и О

Вопрос: Каким принципом расстановки запятых пользуемся? /Ставим запятые после каждого однородного члена предложения./

Задание: Проиллюстрируйте схемы примерами и познакомьте с тем, что у вас получилось.

Ответы учеников.

Учитель: Предлагаю вам более художественный вариант (устно):

Куда столь быстро, и легко,
И гордо, и прелестно
Ты пролетаешь, облачко,
Скиталец поднебесный?
А. Бестужев-Марлинский. “К облаку”

Учитель. Следующую остановку сделаем, ребята, на вводных словах. Вы хорошо усвоили этот материал, но все-таки давайте вспомним слова, которые не являются вводными и не выделяются запятыми. Назовите их. А теперь посмотрите на экран и убедитесь, что вы ничего не забыли.

Слайд 8

Как будто, ведь, вряд ли, примерно, вот, как раз, все-таки, непременно, обязательно, именно, даже, вдруг, как бы, между тем, к тому же, почти, поэтому, словно, буквально.

Учитель. Если вы что-то пропустили, запишите эти слова в тетрадь. Итак, с этими словами все просто: надо их только запомнить. А ведь многие вводные слова могут быть очень коварными. Напомню вам лексическое значение самого термина: вводить – “заставить войти”, включить что-то во что-нибудь. Они введены, но с другими членами предложения грамматически не связаны, например:

Слайд 9

  1. Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы?
    Тогда как в другом предложении они же связаны и вводными не являются.
  2. Ветер здесь может быть очень сильным.

Учитель. Особый разговор был у нас о слове однако. Кто его помнит?

/Слово однако не выделяется запятой, если стоит в начале предложения./

Задание: Ребята, объясните знаки препинания в данном тексте, определите, чем осложнены простые предложения. (Текст выводится на экран.)


Слайд 10

По ходу выполнения задания повторяются правила обособления причастных и деепричастных оборотов, уточняющих членов.

Ответы учеников.

Учитель. Теперь я уверена, что вы сможете справиться с заданиями ЕГЭ № 21, 22, 23, 24 из части А.

Задание выполняется по сборникам или на компьютере.

Учитель. Следующее задание будет по типу В5. Текст у всех одинаковый, а вот задания будут различными (по рядам или группам).

Текст к заданию:

Учитель: И в этом задании, как и в предыдущих, надо “видеть” строение предложения, чтобы найти нужную синтаксическую единицу.


Слайд 11

Учитель. Давайте проверим себя. Докажите, что ваш выбор ответа верен.

Ответы учеников.

Учитель. А теперь подведем итоги урока. Сделаем это с помощью рефлексии. Сформулируйте ответы на следующие вопросы:


Слайд 12

Домашнее задание. Упр. 476; используя все, что может осложнять и распространять предложения, составьте текст-рассуждение на тему: “Может ли современный человек наслаждаться красотой?”

Знаки препинания между однородными членами

Запятая ставится:

1) Если нет союзов. На парте лежали учебник, тетрадь, ручка.

2) Перед противительными союзами а, но, да: Мы двигались быстро, но осторожно.

3) Перед повторяющимися союзами: Он купил дневник, и ручку, и тетрадь.

4) Перед второй частью двойных союзов: Как мальчики, так и девочки вышли на уборку

территории.

Примечание. Запятая ставится перед союзом да и :

Он прекрасно говорил по-английски, да и по-французски знал неплохо.

Запятая не ставится:

Перед одиночными соединительными или разделительными союзами:

На лугу цвели ромашки и васильки. Я вам станцую или спою.

Примечание. Запятая не ставится во фразеологических оборотах: ни рыба ни мясо, ни то ни сё, и день и ночь, ни сват ни брат и т. п.

Однородные и неоднородные определения

Запятая ставится, если определения однородные, т.е. они обозначают признаки, которые одинаково относятся к предмету, и между ними можно вставить союз и:

У девочки в руках были оранжевые, красные, синие шары.

Определения могут быть как одиночные, так и распространённые:

Он был с девушкой невысокой, одетой в синий костюм с белой блузкой.

Запятая не ставится, если определения не однородные, т.е. они обозначают признаки, которые характеризуют предмет с разных сторон, между ними нельзя поставить союз и: В магазине он приобрёл кожаный чёрный дипломат.

Примечание:

1) Существуют определения, которые относятся к одному предмету, но могут

быть как однородными, так и неоднородными:

Красивый большой дом стоял на горке. Красивый, большой (= хороший) дом стоял на горке.

2) Определения-эпитеты (художественные, эмоциональные определения) обычно бывают однородными, например: Тяжёлые, чёрные тучи медленно ползли по небу.

Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.

1. Двоеточие:

Ставится после обобщающего слова перед однородными членами:

Он видел всё: лес, речку, дорогу.

2. Тире:

Ставится после однородных членов перед обобщающим словом:

Лес, речку, дорогу - всё видел он.

3. Двоеточие и тире:

После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие, а после них - тире, если предложение продолжается:

Всё: лес, речку, дорогу - видел он.

Примечание. После обобщающих слов перед однородными членами в книжной речи могут быть слова: а именно, например, как-то. Перед ними ставится запятая, после них - двоеточие.

Нужно было приобрести разные канцтовары, например: альбомы, цветную бумагу, краски и гуашь.

В5, В10, В11. Простое осложнённое предложение (стр.3)

Знаки препинания при обращении

В предложении выделяется запятыми:

Дети, я вам расскажу про Мазая. (Н. Некрасов.)

Если стоит в начале предложения и произносится с особым чувством, то отделяется восклицательным знаком , а предложение начина­ется с прописной буквы:

Москв а!Люблю тебя как сын. (М.Ю. Лермонтов)

Если перед обращением стоит части­ца о и сливается с ним в про­изношении, то запятой от него не отделяется:

Как ты красив, о лес, в убранстве осени!

ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ

Выделяются запятыми Примеры
1. Любые определения и приложения (неза­висимо от степени их распространенности и местоположения), если они относятся к личному местоимению Дружившие с детства, они никогда не расставались. Они, агрономы, поехали работать в село.
2. Согласованные распространенные опреде­ления и приложения, если они стоят после определяемого существительного Ягоды, собранные детьми, были вкусны. Дед, участник войны, знал все о том далеком времени.
3. Два или несколько однородных согласован­ных нераспространенных определения, стоя­щих после определяемого существительного Ветер, теплый и ласковый, разбудил цветы на лугу.
4. Согласованные определения и приложения (сто­ящие перед определяемым существительным), если имеют добавочное обстоятельственное зна­чение (причинное, условное, уступительное и др.) Измученные тяжелой дорогой, ребя­та не могли продолжать путеше­ствие (причина).
5. Согласованные приложения (в том числе и одиночные), если они стоят после определяе­мого слова - существительного собственного. Исключение: не выделяются одиночные приложения, сливающиеся с именем существительным по смыслу. Возглавлял отряд Сергей Смирнов, опытный разведчик. В отрочестве я зачитывался книга­ми Дюма-отца.

ПРИЛОЖЕНИЯ С СОЮЗОМ КАК

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН 2016 Задание №15. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами) Пунктуация в сло

ЕДИНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКЗАМЕН
2016
Задание №15.
Подготовила учитель русского языка
и литературы МБОУ
Биокомбинатовской СОШ
Щёлковского муниципального района
Московской области
Белая Лидия Николаевна
П.БИОКОМБИНАТА,2016г.

Как формулируется задание в демоверсии 2016 года?

препинания. Укажите номера

запятую.
1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
2) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы
можем найти как сходства так и различия.
3) М.В. Ломоносовым было намечено разграничение
знаменательных и служебных слов и в дальнейшем это
разграничение поддерживалось крупнейшими
представителями русской науки.
4) Многие литературоведы и историки вновь и вновь
спорят по поводу переписки Гёте с великим русским
поэтом А.С. Пушкиным.
5) А.С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так
и расположение домов как вековые леса так и уютные
приморские города.

за выполнение задания №15 может быть
выставлено от 0 до 2 баллов.
За каждую верно указанную цифру, соответствующую
номеру ответа, экзаменуемый получает 1 балл. Если
верно приведены 2 цифры, экзаменуемый получает 2
балла.
Задание объединяет в себе два задания из КИМов
прошлого года: на запятые в сложносочинённых
предложениях и в предложениях с однородными
членами. В ответах может быть 2 примера с ССП, или 2
примера с однородными членами, или 1 – ССП и 1 – с
однородными членами.

Как следует из формулировки КИМа
№15, необходимо помнить, как
ставятся знаки препинания в простом
осложнённом предложении (с
однородными членами)
и в сложносочинённом предложении.

Главное понятие, которое позволяет нам
различать простые и сложные
предложения,
составляют
главные члены предложения, т. е.
подлежащее и сказуемое в двусоставном
предложении или один из главных
членов в односоставном предложении.

содержит
Оно может быть
осложнённым, в данном задании нас
интересуют ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в
простом предложении, осложнённом
ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в простом предложении, осложнённом ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в простом предложении, осложнённом ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

однородные члены предложения
Самое главное, чтобы они отвечали
однородными могут быть
предложения: и подлежащее, и сказуемое,
и определение, и дополнение, и обстоятельство.
Обозначим однородный член знаком

Правило. Однородные члены предложения могут использоваться

без союзов
Ο,Ο,Ο
В саду
расцвели
розы,
лилии,
ромашки
с одиночными союзами
соединительными
союзами и, да(=и), или
ΟиΟ
Ο или Ο
Вдруг налетела буря с
крупным И частым
градом.
Ο, Ο и Ο
Осеннею свежестью,
листвой И плодами
благоухает сад.
союзами
противительными а, но,
да(=но), зато, однако
Ο, а Ο
Ο, зато Ο
Не железным ключом
открывается сердце, А
добротой.
с повторяющимися союзами
или…или
либо…либо
и…и
то…то
не то…не то
ни…ни
1) и Ο, и Ο, и Ο
или Ο, или Ο, или Ο
Мне чудятся ТО шумные пиры, ТО
ратный стан, ТО схватки боевые.
2) Ο, и Ο, и Ο
Ты меня не слышишь, ИЛИ не
понимаешь, ИЛИ просто
игнорируешь.
3) Ο и Ο, Ο и Ο
Метели И вьюга, стужа И
темнота не помешали полярникам
высадиться на льдины.
с двойными
союзами
не только… но
и
как…так и
если не…то
не столько
сколько
хотя и…но
Запятая
ставится перед
второй часть
союза!
не только Ο, но
иΟ
как Ο, так и Ο
Эти нормы под
силу вспомнить
КАК мастерам
спорта, ТАК И
новичкам.

10. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в простом предложении, осложнённом ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

В предложении может быть несколько рядов однородных членов, поэтому различай
конструкции с однородными членами предложения, соединенными повторяющимися
союзами, и конструкции с несколькими рядами однородных членов, которые внутри
ряда соединены одиночным союзом.
(Это предложение с тремя рядами однородных членов: двумя однородными
подлежащими, двумя однородными сказуемыми и двумя однородными
обстоятельствами):

11. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в простом предложении, осложнённом ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

12. Постановка запятой в простом предложении с однородными членами

1) Мы
были
не
только
удивлены,
но
и
,
обрадованы.
2) Гаврила хотел что-то возразить, да сжал
губы.
,

13. Постановка запятой в простом предложении с однородными членами

14. Постановка запятой в простом предложении с однородными членами

15. Постановка запятой в простом предложении с однородными членами

1)
.

16. Постановка запятой в простом предложении с однородными членами

,

17. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в простом предложении, осложнённом ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e2b6018976de-4240-b667201e136ff70f/%5BRUS8_187%5D_%5BIA_016%5D.swf
2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/22dd8d1717c3-4b48-b85d624b839e937f/%5BRUS8_187%5D_%5BIA_017%5D.swf
3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/73b2660f-0b7f4480-88b1a50671c17416/%5BRUS8_187%5D_%5BIA_018%5D.swf
4. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e46aeac5aa68-4ab2-95e33e3a253b55e2/%5BRUS8_187%5D_%5BIA_015%5D.swf

18. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в сложносочинённом предложении

- это сложное предложение, в котором
простые предложения связаны сочинительными союзами и, как
правило, равноправны грамматически и по смыслу.
Сочинительные союзы, соединяющие простые предложения, находятся
между простыми предложениями и не входят ни в одно из них.
В сложносочинённых предложениях части отделяются друг от друга
запятыми.

19. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в сложносочинённом предложении

1. Если есть общий член предложения, например:
Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме.
(Осенью – общий член: природа засыпает (когда?) осенью,
люди готовятся к зиме (когда?) осенью. Запятая не нужна.)
2. Если есть вводное слово, общее для частей, например:
К удивлению, погода резко переменилась и наступила
настоящая жара.
(к удивлению – вводное слово, оно относится к обеим частям
предложения)
3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее
придаточное или общая бессоюзная часть, например:
Когда мама вошла в комнату,1 /осколки вазы валялись на
полу2/ и дети пытались их собрать3.
(каждая из частей сложносочинённого предложения (2) и (3)
относится к общему придаточному предложению (1)

20. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в сложносочинённом предложении

В случаях, перечисленных в пп. 1– 3, запятые ставятся, если есть
повторяющиеся союзы. Например:
Осенью и природа засыпает, и люди готовятся к зиме.
(есть общий член: осенью, но есть и повторяющийся союз: и… и…,
поэтому запятая нужна)
К сожалению, то ли учительница заболела, то ли ребята решили
прогулять урок.
(есть общее вводное слово, но есть и повторяющийся союз то ли… то
ли…, поэтому запятая нужна)
4. Если части сложносочинённого предложения являются:
вопросительными предложениями, например: Когда вы приедете ещё
раз и сможем ли мы встретиться?
побудительными предложениями, например: Старайся всё делать
хорошо и пусть у тебя всё получится!
восклицательными предложениями, например: Как у вас хорошо и
как мне всё нравится!
назывными предложениями, например: Жара и духота. Холод и дождь.
безличными предложениями, например: Жарко и душно. Холодно и
дождливо.

21. Разберём задание

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно
поставить ОДНУ запятую.
1) Мрачный бор угрюмо молчит или воет глухо.
2) Весенний гром то грозно рычал то добродушно ворчал.
3) У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.
,
4) Эти гигантские каменные сооружения свидетельствуют о зарождении монументальных
форм в корейской архитектуре.
(5) Ни скверная английская погода ни ледяная стужа спальни ни остывший чай не могли
изменить настроение гостя.

22.

23.

препинания. Укажите номера
предложений, в которых нужно поставить
запятую.
1) В музее есть картины и игрушки и предметы быта XV века.
2) В Москве и других городах со снегом и льдом на дорогах
борются химическими способами.
3) Нужно быть вежливым как среди посторонних людей так и в
домашнем кругу.
4) То справа то слева то сбоку слышался какой-то шум.
5) Солнце быстро прогрело небольшое озеро и в нем сразу
закипела жизнь.

24.

препинания. Укажите номера
предложений, в которых нужно поставить
запятую.
1) В народной медицине водные настои приготавливают
холодным или горячим способами.
2) Среди писателей послереволюционной эпохи М.А. Булгаков
чаще других обращается к темам прозрения и своего пути в
жизни и литературе.
3) Ни калина не растёт меж ними ни трава не зеленеет.
4) Лесные дали кажутся то дымчато-сиреневатыми то чуть
голубоватыми.
5) Сердце у крошечных колибри относительно их веса огромное
и бьется невероятно быстро.

25.

препинания. Укажите номера
предложений, в которых нужно поставить
запятую.
1) Как наше так и вражеское войско томилось в ожидании
настоящего боя.
2) Наш внутренний мир настроен чутко и тонко и отзывается на
самые незаметные звуки жизни.
3) Дом к празднику убирали шиповником да белою ромашкою.
4) За чаем собрались гости да хозяева.
5) И метался ветер быстрый по бурьянам и снопами мчались
искры по туманам...

26.

препинания. Укажите номера
предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Защитой средневековому воину служили простая стёганая
туника или детали доспехов.
2) Только иволги кричат да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы.
3) 2) В XII веке живописцы писали картины красками или
тушью на шёлковых или бумажных свитках.
4) Леонардо да Винчи в «Споре живописца с поэтом» утверждал
преимущество живописи перед поэзией и многие
современники разделяли его точку зрения.
5) Сердце у крошечных колибри относительно их веса
огромное и бьется оно невероятно быстро.

27.

препинания. Укажите номера
предложений, в которых нужно поставить
запятую.
1) Из листового металла делают корпуса машин и приборов и
посуду.
2) Жестянщики должны знать устройство различных станков и
приспособлений для обработки листового металла и уметь
работать на них.
3) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с
блестящей поверхностью.
4) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.
5) В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого
и хитрого.

28.

препинания. Укажите номера
предложений, в которых нужно поставить
запятую.
1) Свет луны уже померк и в воздухе повеяло сыростью.
2) Индивидуальность писателя проявляется даже в
предпочтении того или иного цветового эпитета.
3) Почти каждый из французских скульпторов работал
одновременно и в историко-мифологическом и в портретном
и в пейзажном жанрах.
4) Грин мог подробно описать как изгиб реки так и
расположение домов как вековые леса так и уютные
приморские города.
5) Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и
тревожно

29.

препинания. Укажите номера
предложений, в которых нужно поставить
запятую.
1) Цели астрологов и алхимиков были фантастичны но их
наблюдения и опыты способствовали накоплению знаний как
по астрономии так и по химии.
2) В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на

3) На улице весь декабрь то снег то дождь…
4) Там будет праздник не только сегодня но и завтра..
5) Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и
могла двигаться в нужном направлении даже при встречном
ветре.

30.

препинания. Укажите номера
предложений, в которых нужно поставить
запятую.
1) Мне хотелось застать медведя за едой или за рыбной ловлей
на берегу реки.
2) Берёзовые рощи и аллеи вызывают чувство радости и
умиротворённости.
3) Рябина прекрасна и по весне и осенью.
4) Ни на воде ни на земле ни в воздухе настоящий турист не
чувствует растерянности.
5) В его коллекции было много ножей и кинжалов пистолетов и
ружей.

31.

препинания. Укажите номера
предложений, в которых нужно поставить
запятую.
1) Полина любила находиться в кабинете мужа или в
библиотеке.
2) Между тем разведчики Кизевича все не возвращались и это
тяжелым камнем лежало на душе комбата.
3) Человек должен соблюдать как юридические так и
нравственные законы.
4) Океан и небо перемешались и понеслись над головой
потоками воды.
5) В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на
шёлковых или бумажных свитках.

32.

препинания. Укажите номера
предложений, в которых нужно поставить
запятую.
1) Гущин набирается смелости и задает вопрос тихим и робким
голосом.
2) Недавно шел первый снег и все в природе находилось под
властью этого молодого снега.
3) Лесные ягоды лучше всего собирать утром или вечером.
4) Французская революция не была результатом случайного
стечения обстоятельств или действия агрессивных личностей.
5) Тихо и синева повисла между еще зелеными деревьями.

Осложненное простое предложение - это что такое? Исчерпывающий ответ на поставленный вопрос будет дан в представленной статье. Кроме того, мы поведаем вам о том, чем может осложниться простое предложение, а также о том, какие действуют в том или ином случае.

Общая информация

Осложненное простое предложение - это предложение, в которое включается какая-либо синтаксическая конструкция. Причем она не должна иметь грамматическую основу.

Следует отметить, что среди конструкций, усложняющих простое приложение, выделяются определения, дополнения, обстоятельства и проч. Рассмотрим каждую из них более подробно.

Однородные члены

Как выглядит простое осложненное предложение? Примеры представлены в данной статье.

Если вам необходимо осложнить какое-либо предложение, то для этого идеально подойдут однородные члены. Как правило, данный термин используется по отношению к тем лексическим единицам, которые отвечают на одни и те же вопросы, а также связаны с одним и тем же словом. Следует отметить, что такие члены предложения обычно обособляются запятыми (друг от друга). Приведем наглядный пример: «Он собирал информацию для статьи и в Москве, и в Оренбурге, и в Уфе».

Определения

Чем осложнено предложение (простое), которое представлено далее: «Дорога, выстеленная плиткой, уходила в лес». Оно осложнено определением. Это второстепенный член, обозначающий признак какого-либо предмета и отвечающий на следующие вопросы: "какой?", "каков?", "чей?" В данном случае это обособленное определение. Следует отметить, что такие выражения могут являться именами прилагательными или местоимениями с зависимыми словами и без них, а также причастиями или причастным оборотом и (редко) числительными.

Приведем наглядный пример:

  • «По природе робкий и скромный, он все время досадовал на свои особенности характера». Это обособленное определение, которое относится к местоимению.
  • «На серебряном от мороза окошке за ночь отцвели цветы». Это необособленное определение.

Как обособляется такое осложненное простое предложение? Это можно увидеть из вышепредставленных примеров. Запятыми следует выделять определения, которые стоят после определяемой лексической единицы или относятся к личному местоимению.

Приложения

Простое осложненное предложение (тест на проверку знаний по этой теме очень часто дается после теоретической части) может включать в себя какое-либо приложение, то есть определение, выраженное именем существительным. Как правило, оно дает совершенно другое название, которое своеобразно характеризует выбранный предмет. Приведем несколько наглядных примеров:


Пунктуация простого осложненного предложения с приложением:

  • обособляются личные местоимения;
  • обособляются приложения с союзом «как»;
  • обособляются распространенные приложения, стоящие после определяемого слова;
  • запятая заменяется тире, если приложение располагается в самом конце предложения.

Дополнения

Дополнением называют второстепенный член предложения, обозначающий какой-либо предмет и отвечающий на вопросы косвенных падежей. Обособляются такие обороты, если они включают в себя следующие слова: помимо, кроме, сверх, включая, за исключением, наряду с, исключая, вместо и пр. Для наглядности приведем пример:

  • «Она ничего не слышала, кроме шума дождя».
  • «Статья мне очень понравилась, за исключением некоторых деталей».

Обстоятельства

Обстоятельством называют второстепенный член предложения, указывающий на время, место, образ действия и причину, а также отвечающий на вопросы "когда?", "где?" "почему?", "как?" Приведем пример:

Следует отметить, что обстоятельства всегда обособляются, если они выражены деепричастием или а также оборотами «несмотря на + имя существительное».

Вводные конструкции и обращения

Осложненное простое предложение - это то предложение, в котором присутствует (обращение), называющее того человека или предмет, к кому или чему обращаются с определенной речью. Также вместо обращения могут использоваться и вводные конструкции. Это слова, сочетания или целые предложения, при помощи которых говорящий человек выражает свое субъективное отношение к содержанию того или иного высказывания (например, чувства, не/уверенность, порядок мыслей, источник высказывания, способы выражения мысли и проч.).

Следует отметить, что обращения всегда выделяются запятыми. Что касается вводных конструкций, то они могут обособляться при помощи тире или скобок. Для наглядности приведем несколько примеров:

  • «Однажды - не помню, почему - концерта не было».
  • «Зима, кажется, будет холодная».
  • «Суть американских фильмов (если вы их видели) несколько однообразна».
  • «О, Мария, как ты прекрасна».

Уточняющие члены предложения

Уточняющими называют члены предложения, поясняющие другие. Следует отметить, что чаще всего уточняющими являются обстоятельства времени и места. Кроме этого, в роли таких членов предложения иногда выступают и определения.

Приведем несколько примеров:

  • «Ливень начался вечером, часов в восемь».
  • «Впереди, у самой обочины, горел большой костер».

Уточняющие члены всегда отделяются запятыми.

Как определить простое осложненное предложение

Если вам попалось задание, в котором необходимо найти простое осложненное предложение, то, возможно, вам поможет следующий алгоритм:

  • Исключите все те предложения, где отсутствуют знаки препинания.
  • Выделите основу и исключите те предложения, где знаки препинания отделяют основу друга от друга.
  • Касательно остальных предложений следует попытаться выяснить, почему в них имеются те или иные знаки препинания (вводные слова, однородные члены, деепричастные или причастные обороты и пр.).