Актуальные проблемы современной психологии. Актуальные проблемы психологии личности Актуальные проблемы современной психологии

В странах постсоветского пространства не принято обращаться за помощью к психологу, но вы должны откинуть все предрассудки, и понять, что квалифицированный психолог может стать единственным человеком, способным помочь вам разобраться в себе и в своих проблемах!

Последствия компьютеризации

В эру компьютерных технологий, когда каждый живет в своем маленьком мирочке в виде модного гаджета, люди перестали общаться. А это в свою очередь налаживает негативный отпечаток на личность и приводит к не умению общаться. А что значит общение..? Это возможность найти поддержку, помощь в тяжелый период жизни.

Общение дает человеку возможность открыться и быть счастливым. Но мы сами у себя забираем эту возможность, проводя огромное количество времени в сетях интернета.

Как результат, люди замыкаются, накапливая эмоции, которые съедают человека изнутри. Такому человеку просто необходима консультация психолога http://rostduha.ru/consultatii/ , в целях восстановления контакта с людьми и своего места в социуме.

Техника - для комфортной и счастливой жизни

Миллионы инженеров по всему свету ежедневно создают тысячи новых машин предназначенных для создания комфорта в нашей жизни. Только вот почему-то все больше людей это все не радует, а пробуждает "жабу", мы вынуждены сутками работать для того чтобы заработать на новый гаджет, мы следим за новинками в технике переставая уделять внимания своему полноценному отдыху, вот и получили комфортную и счастливую жизнь. Как следствие - психическое переутомление, нервный срыв депрессия и вот мы опять вернулись к актуальности помощи психолога.

Помощь актуальна

Можно много перечислять, что нас убивает и почему кто-то более счастлив имея всего ничего, а кто-то имея золотые горы плачет в подушку. Ответить на этот вопрос сможет только психология. К сожалению 50% населения планеты так и не знают что они хотят, и это не из-за того что они плохие, ленивые или глупые. Просто их не направили в нужное русло. Ведь посмотрите вокруг - модно быть начальником, модно учиться в университетах, модно ходить по барам, но никто не говорит о том, что нужно именно конкретному человеку. Не всем же быть директорами, кто-то должен и улицы мести. Именно в определении значения человека в этом мире и заключается основная помощь психолога в наши дни.

Кому, где и когда

Для того чтобы психология была не только актуальна, но и эффективна начинать надо с родителей, ведь мы - это отражение недочетов наших родителей. Необходимо до них донести актуальность помощи психолога и научить пользоваться законами психологии, особенно в вопросах воспитания детей, это обеспечит хорошие взаимоотношения между родителями и детьми. Кроме того, заложит хороший крепкий фундамент для формирования полноценного счастливого общества.

В системе основного общего образования Российской Федерации формируется психолого-педагогическое сопровождение - особая культура поддержки и помощи личности ребенка в образовательном процессе.

В настоящее время термин «психолого-педагогическое сопровождение» используется применительно к проблемам организации обучения и воспитания в контексте модернизации образования.

Большую роль начинают играть представления о психолого-педагогическом сопровождении как системе профессиональной деятельности психолога, направленной на организацию социально-психологических условий успешного обучения и психологического развития ребенка в различных ситуациях школьного взаимодействия в процессе ориентации на зону ближайшего развития ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение является особым видом помощи ребенку в образовательном процессе, технологией, направленной на оказание помощи на той или иной стадии развития в решении или предупреждении возникающих проблем .

Специалисты сближают понятие «сопровождение» с понятием поддержки и отмечают, что технологии сопровождения позволяют проводить анализ социальной ситуации развития ребенка, его ближайшего окружения, диагностировать уровень его психического развития, применять активные групповые методы работы, методы активного-социально-психологического обучения, а также индивидуальную работу с обучающимися, родителями, педагогами. Система сопровождения выросла из практики и ориентирована на практику .

Л.М. Шипицына трактует сопровождение как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Под субъектом развития при этом понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся психолого-педагогическая система. С точки зрения автора, сопровождение является комплексным методом, в основе которого лежит единство взаимодействия специалиста и сопровождаемого. А процесс сопровождения - это взаимодействие психолога, педагога, медика и обучающихся, результатом которого является помощь в разрешении проблем личностного развития. Кроме того, психологическое сопровождение представляет собой своего рода модель организации психологической службы в образовании и является отражением на практике системы теоретических представлений о деятельности школьного психолога .

Цель психолого-педагогического сопровождения личности ребенка связана с государственным заказом на результаты образовательного процесса в школе в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов и потребностями субъектов образовательного процесса. Потребности личности в процессе психолого-педагогического сопровождения изучаются с помощью методов психолого-педагогической диагностики . На основе полученных психодиагностических данных уточняются цель и задачи психолого-педагогического сопровождения личности ребенка.

Основным принципом психолого-педагогического сопровождения является ценность личного выбора человека и его самоопределения в значимых жизненных ситуациях.

В психолого-педагогической науке и практике названы следующие задачи основные психолого-педагогического сопровождения :

  • Мониторинг динамики психологического развития и психолого-педагогического статуса обучающегося.
  • Разработка индивидуальной образовательной траектории на основе формирования устойчивой учебной мотивации ребенка в соответствии с требованиями ФГОС.
  • Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию, самоопределению.
  • Создание психолого-педагогических условий для развития детей, имеющих особые образовательные потребности.
  • Оказание психолого-педагогической помощи родителям обучающихся.
  • Оказание психолого-педагогической поддержки педагогам.

Функции сопровождения систематизированы по трем группам:

  • Информационная функция состоит в информировании субъектов образовательного процесса о формах и методах сопровождения.
  • Направляющая функция обеспечивает согласование деятельности всех заинтересованных в сопровождении субъектов образовательного процесса для координации их действий.
  • Развивающая функция задает направление всем участвующим в системе сопровождения службам. Она обеспечивается деятельностью педагогов, педагога-психолога, дефектолога, при этом педагогические работники используют в своей практике развивающие технологии обучения и воспитания, а педагоги-психологи - развивающие занятия с обучающимися.

Ведущей идеей психолого-педагогического сопровождения личности ученые называют осознание специалистами важности самостоятельности ребенка в решении проблем его собственного развития.

Концептуальные составляющие психолого-педагогического сопровождения:

  • систематический мониторинг динамики психического развития ребенка и его психолого-педагогического статуса;
  • социально-психологические условия развития личности учащихся и их успешного обучения;
  • специальные социально-психологические условия оказания помощи детям, имеющим особые образовательные потребности.

Психолого-педагогическое сопровождение личности ребенка в образовательном процессе реализовывается в соответствии со следующими принципами:

  • Базовым принципом является соблюдение интересов ребенка. Специалисту системы сопровождения необходимо решать каждую проблемную ситуацию с пользой для ребенка. Успешность помощи ребенку зачастую зависит от ряда специалистов или от того, как взаимодействуют специалист и родитель. Это означает также взаимодействие специалистов, использование научных методов исследования, коррекции и развития, что позволяет получить оптимальные результаты.
  • Принцип непрерывности, гарантирующий ребенку непрерывное сопровождение как на всех уровнях образования, так и на всех этапах помощи в решении проблемы. Кроме того, этот принцип означает, что дети группы риска также будут обеспечены непрерывным сопровождением.
  • Принцип системности сопровождения. Системное проектирование сопровождения осуществляется по ряду направлений: разработка и реализация программ развития образовательных систем, проектирование новых типов образовательных учреждений, создание профилактических и коррекционно-развивающих программ. Этот принцип реализуется через единство диагностики, коррекции и развития.

На разных уровнях образования решаются соответствующие задачи психолого-педагогического сопровождения личности (Таблица 1).

Таблица 1

Уровень образования

Начальная школа

Диагностика готовности к обучению в школе.

Обеспечение адаптации к школе.

Формирование познавательной и учебной мотивации.

Развитие творческих способностей.

Развитие самостоятельности и самоорганизации.

Основная школа

Помощь в адаптации к новым условиям обучения в основной школе.

Помощь в решении проблем личностного развития, социализации, самоопределения и саморазвития.

Помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками.

Превенция девиантного поведения, наркозависимости, профилактика неврозов

Старшая школа

Поддержка в профессиональной ориентации и самоопределении.

Поддержка в решении ценностно-смысловых проблем.

Развитие социальных компетенций.

Развитие способности к целеполаганию.

Профилактика девиантного поведения

В соответствии с психологическими особенностями развития ребенка, структурой образовательной системы и требованиями ФГОС определены направления психолого-педагогического сопровождения личности ребенка, реализуемые на всех уровнях образования:

  • Психолого-педагогическая диагностика обучающихся.
  • Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся.
  • Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, входящих в «группу риска».
  • Психологическое просвещение участников образовательного процесса.
  • Выявление и сопровождение детей с особыми образовательными потребностями.
  • Сохранение и укрепление психического здоровья.
  • Выявление одарённых детей и их поддержка.
  • Обеспечение осознанного выбора будущей профессии.

Кроме того, выявлены уровни психолого-педагогического сопровождения (индивидуальное, групповое; на уровне класса, на уровне школы) и формы сопровождения (диагностика, консультирование, профилактика, просвещение, коррекционно-развивающая работа) .

Психолого-педагогическое сопровождение включает в своё содержание особенные компоненты (таблица 2).

Таблица 2

Компоненты

Психолого-педагогические условия

Выявление и учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

Коррекционно-развивающая направленность всего образовательного процесса.

Применение современных образовательных технологий.

Создание комфортного социально-психологического климата.

Дифференцированные условия

Оптимальные учебные нагрузки.

Здоровьесберегающие условия

Сохранение физического и психического здоровья.

Соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм. Профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок обучающихся.

Специализированные условия

Учет особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дифференциация и индивидуализация обучения.

Комплексное коррекционно-развивающее воздействие, осуществляемое на индивидуальных и групповых занятиях.

Проведенный анализ позволил выявить поле проблем психолого-педагогического сопровождения личности ребенка в образовательном процессе в современных условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов.

Первая проблема связана с теми затруднениями, которые возникают в процессе психолого-педагогического сопровождения при реализации ФГОС, в их числе: сниженная мотивация у учителей; недостаточное использование в работе данных психолого-педагогической диагностики детей; низкий уровень соответствующих компетенций; etc.

Разрешение затруднений проходит успешнее в условиях реализации в образовательных организациях, осваивающих ФГОС, таких мер, как:

  • информационная поддержка (формирование банка диагностических материалов, создание проектов, организация научной деятельности).
  • повышение квалификации (методические семинары, психологические тренинги, методическая поддержка учебного процесса, конференции различных уровней).

Вторая проблема возникла в связи с тем, что ФГОС предполагает учет индивидуальных характеристик каждого обучающегося (возрастных, психологических, физиологических) с разработкой индивидуальных траекторий развития. Следствием этого является совместная деятельность специалистов системы образования (педагога, психолога, дефектолога, медика, социального педагога) и родителей, что должно привести к возникновению координационных центров, осуществляющих это взаимодействие. Такую деятельность может осуществлять тьютор. Если в школе обучаются дети с особыми образовательными потребностями, его роль представляется особенно важной.

Третью проблему создают особенности образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья, специалисты школы должны обладать высоким уровнем соответствующих компетенций.

Таким образом, сущность психолого-педагогического сопровождения личности ребенка в образовательном процессе заключается в создании социально-психологических условий личностного развития ребенка и его успешного обучения, в том числе формирование характеристик личности, отвечающих требованиям новых образовательных стандартов, на основе выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка и формирования устойчивой учебной мотивации, а также для психолого-педагогической поддержки всех участников образовательного процесса.

Актуальность психологического консультирования для системы дошкольного образования.

А.А. Медведева, педагог-психолог

ГБОУ детский сад №932 СВУО

Практика психологического консультирования в системе дошкольного образования переживает в настоящее время период своего активного становления. Это требует от педагога-психолога, с одной стороны расширения его методического арсенала и соответствующего круга психологических представлений, с другой стороны, классификации уже имеющегося опыта, выделения определенных научно-методических подходов, более ясного обозначения позиций..

Детский психолог - это, прежде всего, человек, хорошо знающий и глубоко понимающий ребёнка, разбирающийся как в общих закономерностях его психического развития, так и в возрастных особенностях и индивидуальных вариантах. Вместе с тем он ориентируется и в психологии взрослых людей, в тех её сторонах, которые определяют позицию, занимаемую ими по отношению к ребёнку. Родители в процессе психологической консультации сами находят возможные варианты решения вопроса, а психолог подводит их к точным выводам..

За психологической консультацией обращаются как родители воспитанников нашего дошкольного образовательного учреждения, так и родители детей, не посещающих детский сад. На базе ГБОУ д/с№932 организована работа консультативного пункта, где плодотворно ведется психологическая консультативная практика. Запросы родителей имеют несколько направлений:

1. Адаптация к дошкольному учреждению. Каждый малыш по-своему переживает отрыв от мамы, да и родители, приняв решение о посещении ребенком дошкольного учреждения, далеко не всегда сами готовы к этому. Психолог начинает консультировать родителей еще до прихода ребенка в детский сад, что позволяет родителям грамотно подойти к этой проблеме и максимально улучшить процесс адаптации. В нашем дошкольном учреждении 90% детей легко адаптируются к ДОУ, а организованные группы кратковременного пребывания позволили достичь практически 100% успешного результата. Плодотворное взаимодействие с родителями с первых минут посещения дошкольного учреждения позволяет в дальнейшем строить доверительное и продуктивное общение на индивидуальных консультациях.

2. Потеря контроля. Даже при самых гармоничных отношениях между родителями и детьми бывают моменты, когда ребенок не слушается, и это нормально, потому что свидетельствует о становлении личности маленького человека. Родители - теряя контроль над ребенком, решают посоветоваться со специалистом, который сможет объективно оценить ситуацию и подсказать способы выхода из нее.

3. Страхи. Помощь психолога необходима, если ребенок испытывает страхи, чувство страха угнетает ребенка, подавляет его активность, инициативу и нередко ведет к беспомощности перед ситуацией. Родители на консультации узнают, что страхи в определенном возрасте - явление естественное, говорящее о развитии воображения ребенка, узнают, как правильно общаться с дошкольником. Психолог помогает безболезненно преодолеть дискомфортный для ребенка момент.

4. Чрезмерная активность. С проблемой гиперактивных детей родители сейчас сталкиваются очень часто. Такие дети подобны урагану или вулкану, который не знает границ и может взвиться под потолок в любую минуту. Сосредоточиться или высидеть спокойно какое-то время в процессе деятельности для таких детей - большая проблема. Психолог помогает родителям найти оптимальный способ общения с ребенком, овладеть методиками снятия излишнего возбуждения.

5. Агрессивность. Многие родители сталкиваются с этой проблемой. Ребенок сердится, может обидеть другого ребенка, причинить боль животному, демонстративно сломать игрушку. Педагог – психолог находит вместе с родителем причины такого поведения, планирует действия в семье и группе детей.

6. Застенчивость. Застенчивые дети избегают контактов со сверстниками, чрезмерно чувствительны к критике, не проявляют инициативы, не утверждают и не защищают себя. Первостепенно таким детям необходима помощь семьи, педагог-психолог проговаривает с родителями их особенности и тонкости общения.

Поводов обращения родителей к педагогу-психологу множество. В жизни порой бывают такие ситуации, с которыми трудно справиться даже взрослым. К ним относятся смерть близкого человека, развод родителей; появление нового члена семьи. И в каждой конкретной ситуации психолог определит, насколько сильно ребенок переживает, поможет пережить семье случившееся. Родители все чаще обращаются не за решением конкретной проблемы, а просто за информацией о достижениях в развитии ребенка. Наряду с индивидуальным консультированием становится актуальной организация родительских клубов, проведение круглых столов с родителями.

Литература.

1.Возможности практической психологии в образовании: Из опыта работы психологов УЦ «Перспектива». Вып.2 / Под ред. Н.В. Пилипко. – М.: УЦ «Перспектива», 2000.

2.Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учеб. для студ. Педвузов.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.

3.Чиркова Т.И. Психолого-педагогический анализ обращений взрослого к ребенку // Вопр. психол. – 1987. – №3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно - психологическое консультирование семьи.

Современные психолого-педагогические исследования показы­вают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, ...

Психологическое консультирование родителей, имеющих гиперактивного ребенка

Гиперактивность является распространенным нарушением дошкольного возраста и представляет собой сложную и актуальную мультидисциплинарную проблему. Имея в своей основе биологические механизмы, он...

Консультация для родителей "Влияние психологического консультирования на уровень тревожности младших школьников"

Эмоциональные состояния не только зависят от характера протекающей психической деятельности, но и сами влияют на нее....

Специфика психологических проблем.

В помощи психологов люди нуждались практически на протяжении всей истории. Однако, хорошая и необходимая методологическая база, позволяющая решать психологические проблемы, появилась только на стыке 19-20 веков и совершенствуется до наших дней.
Ритм современной жизни требует больших физических и мыслительных усилий, с которыми человеку не всегда по силам справиться. Зачастую у человека даже нет времени разобраться в себе, а обращаться за помощью к близким родственникам или друзьям не хочется. Не каждый человек желает рассказывать о своих проблемам близким людям, ведь это может только усугубить ситуацию, вызвав психологические проблемы и у них. Ну а некоторые проблемы и вовсе не решаемы без помощи квалифицированного специалиста. В связи с этим, оказание психологической помощи в наши дни является важным фактором здоровья человека.

Основные виды психологической помощи.

Современными психологами разработан массивный методологический аппарат, позволяющий воздействовать на человека и помогать ему как на стадии, когда проблема ещё практически не возникла, так и в самые трудные жизненные моменты. Для того, чтобы в будущем избежать психологических проблем необходимо позаботиться о психопрофилактике и психологическом просвещении. Если человек будет иметь представление о сущности и процессе возникновения психологических проблем, то существует большая вероятность, что ему удастся их избежать. Следующим моментом в работе современных психологов является психодиагностика, которая помогает выявить (если они имеются) те или иные проблемы.
Когда проблемы выявлены, но они не совсем существенные, то лучше всего обратиться к психологам за консультацией. С помощью специфических методов они помогут решить ваши проблемы и вернут вам душевное спокойствие.
На более поздних стадиях потребуется более серьёзное воздействие на внутренний мир человека. Для это разработаны такие методы лечения как психотерапии, психиатрия, психокоррекция.

Преимущества обращения за помощью к квалифицированным психологам.

Обращаясь за помощью к квалифицированному психологу, вы должны понимать, что он изначально берёт на себя целый ряд обязательств: не оценивать вас как человека, а оценивать только ваши поступки; принимает вашу систему ценностей, а не общества; происходящие разговоры в его кабинете, останется только в стенах его кабинета. Поэтому вам не стоит бояться того, что подумают окружающие. Анонимность будет гарантирована. Психолог грамотно оценит ваше состояние и поможет найти выход из сложившейся ситуации. Консультации и помощь сейчас доступна во всех городах, психологи работают в школах, детских садах, вузах, присутствуют на предприятиях. Поэтому помощь психолога сейчас актуальна как никогда.

Характеристика психологии как науки. Актуальные проблемы современной психологии. Связь психологии с другими науками.

Психология является специфической и уникальной наукой, объединяющей и синтезирующей в себе черты естественнонаучной и гуманитарной дисциплин.

Ее дисциплинарный статус определяется наличием специфического предмета и методов исследования, категорийно-понятийным и методическим аппаратом, соответствующих методологических принципов (взаимодействия и развития, детерминизма, целостности, активности, субъектности, реконструкции). Как гуманитарная наука психология широко использует в своих исследованиях метод понимания, а как естественнонаучная дисциплина – наблюдение, измерение, эксперимент.

Психология изучает особенности внутренней, духовной жизни людей, закономерности индивидуального и группового поведения людей, специфику его познавательной и практической деятельности, природу способностей, потребностей, характера, темперамента, волевой и эмоциональной сфер и т.д.

Актуальные проблемы современной психологии.

Социально-психологические проблемы искусства и СМИ. Искусство, особенно в аспекте его массового потребителя, а также современные СМИ, представляют серьезную, теоретически и особенно практически важную задачу для социальной психологии. Психологами решается вопрос, как предупредить и/или преодолеть некоторые из негативных последствий воздействия искусства и СМИ на человека;

Конфликтология. Сегодня конфликтологией занимаются не только психологи, но и социологи, и философы, и юристы. Хотя анализ конфликтной ситуации и связан с ситуационным подходом, активно развивающимся в психологии, тем не менее, многие научные деятели признают, что теоретические положения в области конфликтологии достаточно сильно отстают от уже достигнутого технологического уровня;

Проблема психологии религиозного сознания. Отмечается, что практическая работа с верующими людьми невозможна без соответствующей теории. Поскольку существующие методы диагностики личности и большинство психотехник оказываются часто непригодными для верующего человека, то крайне актуальна разработка новых методов, согласующихся с мировоззрением клиентов, особенно в решении многочисленных социальных проблем: наркомании, детской преступности и т. д.;

Толерантность и профилактика экстремизма, раскрывает проблемы: психологии фундаментализма; психологии фанатизма; психологии терроризма; методологии толерантности;

Проблема психологической безопасности в образовательной среде;

Проблемы причин профессионального выгорания;

Практическая психология - самый кризисный и противоречивый блок проблем современной российской психологии. В кругах передовых психологов говорится о новых задачах, стоящих перед профессиональным психологическим сообществом, о создании технологий нового поколения, о развитии системы психологической службы, в частности, в структурах силовых ведомств, о проблемах работы с персоналом организации, о взаимодействии психологии и психотерапии, о методологии работы в зоне практической психологии. Постоянно возникает проблема соотношения теоретического и практического знания.

Человек является органической частью и природы, и общества. Поэтому психология имеет тесные связи со многими науками : социальными, биологическими – со всеми, которые в той или иной степени касаются человека.

Так же, как невозможно понять психику и поведение современного человека без глубокого знания его биологических начал, устройства и законов функционирования организма, трудно рассчитывать на их понимание без знания социальных наук, таких как история, философия, социология, педагогика .

Применительно к человеку анализ истории есть источник для понимания его современного состояния, в том числе психологии и поведения. Для того чтобы понять как появился современный человек со всеми его психологическими качествами, необходимо обратиться к истории человечества, в первую очередь к развитию духовной и материальной культуры.

Без знания истории общества трудно понять и психологию отношений людей в современном мире.

Союз психологии и истории может быть внутренним и внешним. Внешние связи этих наук, имеют место тогда, когда каждая из них для решения собственных задач обращается к другой с целью использования ее данных. Более глубокий союз психологии и истории образуется в том случае, когда представителю одной области знаний необходимо воспользоваться методами или приемами, заимствованными из другой науки.

Примером более глубокого синтеза истории и психологии в создании общей научной теории является теория культурно-исторического развития высших психических функций человека, разработанная Л.С. Выготским.

Другим примером такого рода связи является использование в психологии так называемого исторического метода.

Связи психологии с философией являются еще более органичными, чем связи психологии и истории. Обе науки зародились и начали развиваться почти одновременно, и в течение ряда веков психология выступала как часть философии.

Многие проблемы психологии современного человека, такие как личностный смысл и цель жизни, мировоззрение, политические пристрастия и моральные ценности, выступают как общие и для психологии, и для философии. В самой психологии есть вопросы, к решению которых невозможно подойти лабораторно-экспериментальным путем, но которые приходится решать.

Есть такие проблемы, при решении которых сотрудничество психологов и философов является наиболее плодотворным и уже дало ощутимые результаты. Это, прежде всего проблемы эпистемологии – науки о познании человеком окружающего мира, призванной выяснить принципиальную его постижимость человеком и наметить в самом общем виде методы такого познания.

Социология и психология находят немало общих интересов в разработке проблем, связанных с обществом и личностью, социальными группами и межгрупповыми отношениями. Социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений. В свою очередь психологи широко пользуются традиционными социологическими приемами сбора первичных научных данных: анкетирование и опрос.

Есть немало проблем, над решением которых социологи и психологи трудятся вместе и которые в принципе не могут быть решены без участия представителей обеих наук. Это – проблемы отношений между людьми, национальная психология, психология экономики, политики, межгосударственных отношений и ряд других. Сюда же относятся проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования.

Практически любой из вопросов обучения и воспитания детей требует совместного участия педагога и психолога и без их скоординированной работы не может быть успешно решен.