Краткий пересказ природа и занятия населения аравии. Арабы. Общественный строй и верования арабов

Вопрос 1. Как повлияли природа и климат Аравии на занятия и образ жизни её населения?

Ответ. Большую часть Аравийского полуострова составляют пустыни. Здесь жарко и идёт мало дождей. Большая часть населения (арабы-бедуины) занимались скотоводством. Передвигались они в основном на верблюдах, лошадей в пустыне могли содержать только очень богатые люди. Через полуостров проходили важные торговые пути, по которым караваны перевозили грузы. Арабы за плату охраняли караваны, давали им верблюдов или сами были погонщиками. В некоторых местах среди пустыни попадались оазисы. Жители оазисов занимались земледелием, выращивали фрукты и обменивались продукцией с жителями пустыни.

Вопрос 2. Что способствовало объединению арабских племён?

Ответ. Арабские племена объединил ислам, в одно государство племена собрало войско Мухаммеда.

Вопрос 3. Чем, по вашему мнению, проповеди Мухаммеда могли привлечь людей?

Ответ. Мусульманин ответил бы чётко: тем, что Мухаммед проповедовал истину. Я не мусульманин. Но в этих проповедях явно было нечто, что сложно объяснить обычной логикой. Все остальные обличения богачей и тому подобные соображения явно не были главными. Не верится, что до Мухаммеда никто не выступал против богатства знати, но добиться таких успехов им не удавалось.

Вопрос 4. Как утвердился ислам среди арабских племён?

Ответ. В Медине большая часть населения поверила в проповеди Мухаммеда. Но в остальные племена ислам принесли воины Мухаммеда. Однако и проповеди, видимо, играли большую роль. Не верится, что одно племя могло победить весь полуостров только силой оружия.

Вопрос 5. Объясните причины военных успехов арабов.

Ответ. Причины:

1) арабов вела сильная вера, которая учила их завоёвывать всё новые страны и распространять там ислам;

2) у арабов была лёгкая, исключительно быстрая и маневренная конница;

3) именно в этот момент Византия и Иран были истощены самой серьёзной войной друг с другом в своей истории;

4) многим христианам, которых византийские власти считали еретиками, под властью арабов было лучше, чем под властью Византии (потому, к примеру, у арабов когда они вышли на берег Средиземного моря собственный флот появился практически сразу – там служили бывшие византийцы-«еретики», давно знакомые с морским делом).

Вопрос 6. Когда Арабский халифат достиг своего расцвета и когда распался? Почему произошёл его распад?

Ответ. Халифат достиг своего расцвета при халифе Харуне ар-Рашиде (768-809 гг.), а распался в VIII-IX веках потому что:

1) власть Аббасидов не признавали свергнутые ими Омейяды (Кордовский халифат, к примеру, создал человек именно из этого рода);

2) усиливались противоречия между суннитами и шиитами (двумя направлениями ислама, сродни христианским конфессиям);

3) халиф дал своим наместникам слишком большую власть, чтобы те смогли подавить восстания;

4) природные условия помогали распаду – крупные центры находились в оазисах или в долинах рек, которые окружали пустыни;

5) в халифат переселилось слишком много кочевников – турок-сельджуков.

СТРАНЫ АЗИИ, АФРИКИ И АМЕРИКИ В СРЕДНИЕ ВЕКА

622 г. – первый год мусульманской эры .

1. Природа и население Аравийского полуострова. Аравийский полуостров – одно из самых жарких мест на Земле. Температура там иногда доходит до 50 градусов тепла. Большую часть полуострова занимают знойные пустыни с их сыпучими песками и степи, которые только зимой и в начале весны покрываются зеленой травой и кустарниками. Здесь нет озер. От рек большую часть года остаются лишь высохшие русла; вода в них появляется лишь тогда, когда выпадают дожди. А дожди выпадают редко и не всякий год. Эту часть полуострова еще в древности называли «пустынной Аравией».

А узкую полоску земель на южном побережье полуострова называли «счастливой Аравией». Там климат был не таким сухим. Жители юга Аравийского полуострова научились запасать дождевую воду, строить плотины, каналы для искусственного орошения полей. Земледелие было главным занятием населения этих земель. Именно на юге полуострова возникли первые государства арабов – еще около 3 тысяч лет тому назад.

Кочевников-арабов, живших на просторах «пустынной Аравии» называли бедуинами. Главным занятием бедуинов было кочевое скотоводство. Разводили овец, коз, но особенно верблюдов. Ведь верблюд – очень неприхотливое животное; он может подолгу не пить воды, питается такими колючими кустарниками, которые никакое из других животных есть не будет.

Когда на юге Аравийского полуострова уже существовали государства (а о богатствах их правителей складывали легенды), то бедуины по-прежнему продолжали жить в условиях первобытного строя.

2 . Арабы в середине I тысячелетия н. э. Через Аравийский полуостров проходило много важных торговых путей. Караваны верблюдов перевозили товары из «счастливой Аравии», Ирана, Индии, Китая, Африки на север в страны Средиземноморья. В эту караванную торговлю были втянуты и бедуины. Они давали за плату своих верблюдов, проводников, погонщиков, охраняли караваны от грабителей. Вождям и старейшинам племен это приносило большие доходы, и они быстро богатели.



На пересечении торговых путей в бесплодных пустынях стали возникать города. Бедуины, которые селились в них, жили уже за счет доходов от торговли. В начале VII в. самым крупным из таких городов была Мекка. Мекка возвысилась не только потому, что в ней сходились важные торговые пути, но и потому, что там находились самые почитаемые святилища бедуинов. Главным из них был храм Кааба. Бедуины были язычниками, то есть, они верили во множество богов. В храме Кааба были установлены камни, которых считали священными. Бедуины верили, что эти камни являются воплощениями их богов и богинь. В Мекку к Каабе стекалось множество арабов, чтобы принести жертвы своим богам и совершить другие обряды.

Но в VI в. юг Аравийского полуострова был завоеван – сначала Эфиопией (христианская страна на востоке Африки), а затем Ираном. Эти завоевания привели к разрушениям оросительной системы «счастливой Аравии». С юга на север полуострова следовало все меньше и меньше караванов с товарами. Караванная торговля сильно сократилась, а значит, сократились доходы бедуинской знати и населения городов, расположенных на торговых путях.

Где найти новые источники доходов? Самым простым выходом для знати бедуинов был захват богатств соседних земледельческих стран. Но сил отдельных арабских племен и родов для этого было недостаточно. Византия и Иран не только давали отпор набегам арабов, но и подчинили себе некоторые из арабских племен.

Среди бедуинов существовало имущественное неравенство. Знать имела большие стада скота, лучшие пастбища. Беднякам приходилось пасти верблюдов, коз и овец богачей. Нередко бедняки, чтобы не умереть от голода, угоняли скот богачей.

Имущественное неравенство, противоречия между богатыми и бедными в арабском обществе, необходимость отпора внешним врагам и стремление к захвату богатств соседних земледельческих стран были главными причинами образования единого арабского государства.

3 . Возникновение ислама . Особенностью образования единого арабского государства являлось то, что оно создавалось вместе с возникновением и распространением среди арабов новой религии – ислама. Основателем ислама и объединителем арабов был один и тот же человек – Мухаммед.

Мухаммед родился в Мекке в небогатой семье, родители его умерли рано, и мальчик воспитывался в семье своего дяди. Затем он стал купцом. Но когда Мухаммеду исполнилось 40 лет, он решил, что Бог избрал его своим пророком, и ему надо донести до людей слова Бога. Мухаммед начал выступать с проповедями перед жителями Мекки. Он говорил, что есть только один Бог – Аллах, а все остальные боги, в которых верят люди – ненастоящие. Аллах – единственный Бог для всех людей, кем бы они ни были: язычниками, христианами или иудеями. Бог создал весь мир: и Солнце, и Луну, и Землю, и животных и людей. Аллах дал людям все необходимое для их жизни, научил людей, как им жить между собой. Но люди вместо того, чтобы благодарить Аллаха, молятся ненастоящим богам, поклоняются камням и другим идолам. Люди не выполняют заповеди Аллаха, они ссорятся между собой, лгут друг другу, воруют, богатые не подают милостыни беднякам, вдовам, сиротам. Но Аллах сурово накажет грешников, которые не верят в него и нарушают заповеди.

Мухаммед убеждал людей, что обязательно наступит конец света. И тогда совершится страшный суд – Аллах будет судить каждого человека за его поступки. Грешники попадут в ад, где их ожидают вечные мучения, а те, кто верил в Аллаха и жил по его заповедям получат вечную счастливую жизнь в раю.

Мухаммед говорил, что Аллах и до него передавал людям правильную веру через других пророков. Такими пророками были Муса (Моисей) и Иса (Иисус). Но люди неправильно поняли учение этих пророков. Христиане, как утверждал Мухаммед, объявили Иисуса сыном Бога, а на самом деле Бог только один.

Тех людей, которые поверили в то, что Мухаммед действительно является пророком и проповедует правильную веру, стали называть мусульманами (что значит «покорными Богу»), а новую веру назвали ислам («покорность»). Это означало, что верующие в Аллаха должны во всем подчиняться воле Аллаха, исполнять его заповеди, переданные людям через Мухаммеда.

Немногие жители Мекки поверили Мухаммеду. Остальные насмехались над ним и не хотели отказываться от своей веры во многих богов. Мухаммеду и его сторонникам пришлось даже переселиться в соседний город Медину в 622 г. Это событие позднее стало первым годом мусульманской эры.

Жители Медины признали Мухаммеда пророком и главой всех верующих в Аллаха. В уже в 630 г. почти все жители Аравийского полуострова приняли ислам и объединились под главенством Мухаммеда. Мусульмане освободили от иноземного владычества юг полуострова.

Так одновременно с принятием арабами новой веры ислама, произошло их объединение в одном государстве. Правителем этого государства и главой всех мусульман был пророк Мухаммед.

4 . Коран . Священная книга мусульман называется Коран, что по-арабски означает «чтение». Он был составлен после смерти Мухаммеда из записей проповедей пророка. Мусульмане считают, что в Коране записаны слова самого Аллаха, которые передавались Мухаммеду через архангела Джебраила.

Ислам возник рядом с теми местами, где ранее возникли иудаизм и христианство. И в Коране имеется много общего с Библией. Например, рассказ о сотворении первых людей, о том, как они были изгнаны из рая, о всемирном потопе и многом другом.

В Коране изложены основные положения учения ислама. Главное из них – это вера в одного Бога (Аллаха). Мусульмане должны верить и в то, что все в мире происходит по воле Аллаха. Душа человека – бессмертна. После смерти человека она попадет в рай или ад, что зависит от поступков человека в его земной жизни.

В Коране сказано, что верующие должны подчиняться властям, потому что они поставлены Аллахом. Одно из основных положений Корана – идея джихада, священной войны за ислам с неверными. Души воинов, погибших в такой войне, сразу попадают в рай, и они будут избавлены от суда Аллаха в конце света. Идея джихада сыграла важную роль в арабских завоеваниях других стран. Арабские воины смело шли в бой, будучи уверенными, что если погибнут в сражении с неверными, то их души окажутся в раю.

Мусульмане обязательно должны молиться 5 раз каждый день. Молиться можно везде (кроме нечистых мест), но лучше в специальном здании мечети. Каждый мусульманин обязан хотя бы раз в жизни совершить путешествие в Мекку и поклониться ее святыням (побывать в Каабе, попить воды из священного колодца и т.д.). Такое паломничество в Мекку называется хадж. Ислам вначале был религией только арабов. Но он быстро распространился и среди других народов. Этому спососбствовали обширные арабские завоевания.

Древняя история арабов - одна из малоисследованных страниц истории человечества. Изоляция племен Аравии, хотя и неполная, от таких центров цивилизации, как Египет, Месопотамия и другие, обусловила оригинальность и специфичность исторического развития древне-аравийских обществ.

§ 1. Страна и население.

Источники и история изучения Древней Аравии

Географическое положение и природная среда. Аравийский полуостров - крупнейший в Азии - занимает площадь около 3 млн. кв. км. Он омывается на западе Красным морем, на востоке - водами Персидского и Оманского заливов, а с юга - Аденским заливом и Аравийским морем.

Огромные просторы Аравии заняты большей частью выжженными палящим солнцем пустынями (Руб-эль-Хали и др.), покрытыми редкой и скудной растительностью. Северная часть полуострова, так называемая «Пустынная Аравия», на западе смыкалась с каменистой пустыней Синайского полуострова, а на севере переходила в полупустынную Сирийско-Месо-потамскую степь. Вдоль Западного побережья Красного моря также тянулась пустыня, изобиловавшая солончаками.

Рек на территории Аравии мало, к тому же лишь некоторые из них доносили свои воды до Красного моря, большая же часть представляла собой «вади»- сухие русла, наполнявшиеся водой зимой в период дождей, а затем пересыхавшие и исчезавшие в песках. Для безводной Аравии вода всегда представляла первостепенную проблему. Поэтому тщательно собирались дождевые осадки, вода подземных источников, сооружались искусственные водохранилища (цистерны, колодцы, каналы, отстойники) и мощные плотины. Благоприятные для жизни, удобные для земледелия области располагались в основном в юго-западной и южной частях полуострова, представлявших собой возвышен-ные плато, прорезанные долинами «вади».

Аравийский полуостров обладал значительными природными богатствами и прежде всего славился на Древнем Востоке как страна благовоний и пряностей. Ладан, мирра, бальзам, алоэ, корица, шафран - вот далеко не полный перечень ценных растений и их продуктов, которые составляли богатства Аравии. Благовония и пряности использовались при отправлении религиозных культов, в медицине, древней косметике и парфюмерии, как приправа к пище. Их покупали во всех древневосточных странах, а позднее и на западе - в Греции и Риме.

В окружающих Аравию морях добывался жемчуг, красные и редкие черные кораллы. На территории полуострова встречались металлы: золото в виде песка и самородков, серебро, олово, свинец, железо, медь, сурьма. Горные хребты на юго-западе и юго-востоке были богаты белым мрамором, ониксом и лигдином (разновидности алебастра). Имелись и драгоценные камни: изумруды, бериллы, бирюза и др. Встречались соляные месторождения.

Через Аравийский полуостров проходил ряд торговых путей. Главный назывался «путем благовоний». Он начинался на юго-западе Аравии и шел вдоль берега Красного моря на север, к побережью Средиземного моря, разветвляясь севернее залива Акаба: одна дорога шла к прибрежным городам Газа и Ашдод, а другая направлялась на Тир и Дамаск. Еще одна торговая дорога пролегала через пустыню из Южной Аравии в Южную Месопотамию. Северную часть полуострова и Сирийско-Месопотамскую степь пересекали торговый путь, идущий из Ниневии в Дамаск, в Сирию, и дорога из Вавилона через пустынную Аравию к границам Египта. Помимо сухопутных имелись и морские пути. По Красному морю, Персидскому заливу и Аравийскому морю Аравия поддерживала контакты со странами Восточной Африки и Индией, откуда для транзитной торговли поступали многочисленные, пользующиеся активным спросом на Древнем Востоке товары: красное, эбеновое (черное) и сандаловое дерево, благовония и пряности, слоновая кость, золото, камни-самоцветы. На Красноморском побережье находились важные для мореплавателей гавани.

Население Аравийского полуострова и Сирийско-Месопотамской степи. Следы обитания человека на территории Аравии встречаются со времен палеолита. Есть памятники, датируемые мезолитом и неолитом (от X до V тысячелетия до н. э.).

Точных данных о населении Аравийского полуострова в IV--III тысячелетиях до н. з. нет. В шумерских документах упоминаются страны Маган и Мелухха, с которыми во второй половине III тысячелетия до н. э. имели контакт обитатели Двуречья, и некоторые исследователи склонны локализовать Маган на Восточном побережье Аравии.

Во II тысячелетии до н. э. в юго-западной части Аравийского полуострова складываются союзы ряда племен: сабеев, минеев, катабанцев и других, говоривших на южноаравийских диалектах семитских языков. Обитателями северо-западной части Аравии во II тысячелетии до н. э. были племена мидианитян.

Множество кочевых семитоязычных племен населяло центральные и северные области Аравийского полуострова (наба-теи, самуд и др.).

Источники по древней истории Аравии. Их можно разделить на четыре основных вида: эпиграфический материал, вещественные памятники, письменные документы из других древневосточных стран и свидетельства античных авторов.

Сохранилось более 5000 южноаравийских надписей на камне, бронзе, керамике, которые по своему содержанию распадаются на две группы: государственные документы (указы, описания военной и внутриполитической деятельности царей, строительные и посвятительные надписи) и частноправовые (межевые, надгробные надписи, долговые документы, надписи на оросительных сооружениях и др.). Большая их часть найдена ка территории Южной Аравии, некоторые обнаружены в Северной и Центральной Аравии. Часть надписей найдена за пределами полуострова: в Египте, Месопотамии, на острове Делос, в Палестине, Эфиопии,- где, возможно, были торговые поселения или кварталы купцов и переселенцев из Южной Аравии. В Северной и Центральной Аравии найдены местные (самудские, набатейские) надписи, в основном надгробные и посвятительные. Датировка южноаравийских надписей спорна: ряд ученых относят самые древние из них к рубежу II и I тысячелетий до н. э., другие датируют их VIII веком до н. э., а некоторые - даже V веком до н. э. Эпиграфические документы представляют собой единственный, собственно аравийский письменный материал для восстановления древней истории этого района.

Исключительно интересны развалины Мариба, главного города Сабейского царства (к северо-востоку от Саны, столицы Йеменской Арабской Республики). Выявлена планировка города, обнаружены развалины дворца, остатки крепостных стен и башен, погребальные сооружения, скульптуры. Поражают руины грандиозной Марибской плотины, расположенной к западу от города. Были открыты и остатки столицы Катабана - Тимны: это развалины крепостных сооружений, больших общественных зданий, храмов, некрополя, произведения искусства. По остаткам дерева, обнаруженным в нижних слоях городища, с помощью радиоуглеродного анализа была установлена приблизительная дата возникновения Тимны - IX- VIII вв. до н. э. Интересные архитектурные сооружения и скульптура обнаружены в столице набатейского царства - Петре.

Краткие сведения об арабах и Аравии сохранились в документах, происходящих из других стран Древнего Востока: в Библии, ассирийских летописях, надписях нововавилонских и персидских царей и др.

Античные авторы также оставили ряд сведений о Древней Аравии. Они встречаются в «Истории» Геродота (V в. До н. э.), «Истории растений» Феофраста (IV в. до н. э.), «Исторической библиотеке» Диодора (I в. до н. э.), «Географии» Страбона (I в. до н. э.- I в. н. э.) и др. Особенно подробны сведения древних авторов о географии Аравии, возможно, носившие чисто практический характер. Стремление персов, греков, римлян освоить Красное море, Персидский залив, выйти в открытый океан и добраться до Индии приводило к созданию подробных «Перип-лов»- описаний плаваний, в которых нашла отражение характеристика берегов Аравии, караванных, морских дорог, городов и портов, жителей и их обычаев.

Изучение истории Древней Аравии. Оно началось с путешествий, в ходе которых накапливался эпиграфический материал, собирались этнографические и картографические данные, зарисовывались руины и памятники.

Исследование древней истории Аравии с XIX в. развивается в нескольких направлениях. Одно из важнейших - сбор, публикация и изучение эпиграфического материала. Другое направление - археологическое исследование памятников Древней Аравии, которое пока еще не достигло значительного развития. Изучены памятники Заиорданья, Южной Палестины и Северо-Западной Аравии, преимущественно набатейские. В 50-60-е годы XX в, в Южной Аравии проводился цикл археологических работ американской экспедицией: раскопки столицы Сабы Мариба, окрестных памятников и столицы Ката-бана Тимны.

Первые сводные труды по истории Аравии появились в конце XIX в. XX век привел к значительному развитию отраслей науки, занимающейся изучением древней истории Аравии (семитологии, арабистики, сабеистики, название которой происходит от наименования одного из крупных государств Южной Аравии - Сабы). Были созданы и продолжают создаваться труды, посвященные древней истории арабов в целом, отдельным государствам и народам Аравии, а также наиболее важным проблемам; исторической географии, экономике, политическому строю, культуре и религии, хронологии, ономастике и др. В Бельгии, Франции, Австрии, США сложились научные школы сабеистов.

Описания русских путешественников {купцов, паломников, дипломатов ученых), побывавших в Аравии, издание в России сочинений зарубежных путешественников положили начало знакомству с ее древностями и их изучению в нашей стране в XIX - начале XX в.

В советское время такие крупнейшие ученые, как И. Ю. Крачковский и Н. В. Пи-гулевская, заложили капитальные основы советской арабистики и сабеистики. В 60- 80-е годы эта отрасль исторической науки достигла высокого развития. Советские ученые успешно занимаются разработкой проблем социально-экономических отношений в южноаравийском обществе, в ходе которой сделан принципиально важный вывод о раннерабовладельческом характере этого общества, отмечены сохранившиеся в нем традиции родоплеменного строя, выявлены общие и особенные черты общества Южной Аравии в сравнении с другими обществами Древнего Востока и античного мира. Большое внимание уделяется проблемам политического строя государств Южной Аравии, культуре и религии народов, населявших ее в древности, весьма сложной и еще не решенной окончательно проблеме хронологии Аравии. Издаются надписи и изучается язык южноаравийской письменности. В 80-е годы советские ученые в составе советско-йеменской комплексной экспедиции (СОЙКЭ) ведут археологические и этнографические исследования на территории НДРЙ в районе Хадрамаута и на острове Сокотра.

§ 2. Североаравийские племена и государственные образования

На периферии крупных государств Месопотамии и небольших княжеств Восточносредиземноморского побережья находилась обширная территория Сирийско-Месопотамской степи и Северной Аравии, населенная в древности рядом племен: ариби, кедреи, набатеи, самуд и других, ведших кочевой образ жизни.

Главным занятием населения было скотоводство. Разводили лошадей, ослов, крупный и мелкий рогатый скот (в том числе курдючных овец), но в первую очередь верблюдов. Верблюд давал кочевнику все: его мясо и молоко шли в пишу, из верблюжьей шерсти изготовляли ткани, из шкур - кожевенные изделия, навоз употреблялся как топливо. Верблюды рассматривались в качестве эквивалента стоимости. «Верблюд - корабль пустыни» был идеальным средством передвижения.

Режим кочевого хозяйства и образа жизни зависел от природных условий. Зимой, во влажный период года, когда выпадали дожди, кочевники уходили со своими стадами в глубь пустыни, где имелась сочная зелень и русла «вади» наполнялись водой. С наступлением весны, в апреле - мае, когда исчезал зеленый покров и пересыхали «вади», люди откочевывали на весенние пастбища, где имелись искусственные водохранилища: цистерны, колодцы, водоемы, остатки которых обнаружены археологами на территории Сирийской пустыни и Северной Аравии. В июле - августе наступало самое жаркое время года, источники пересыхали, и кочевники отходили на окраины пустыни, приближаясь к рекам и побережьям, выходя в земледельческие зоны с постоянными источниками воды.

У этих народов господствующими все еще были родоплеменные отношения. Существовали племенные союзы и небольшие государства. Возможно, некоторые из них можно назвать княжествами, например Набатею. Их правители в ассирийских документах обычно именовались «царями», видимо, по аналогии с правителями других государств, но более правомерно было бы называть их «шейхами». Иногда вместо «царей» во главе племенных союзов стояли «царицы», что, вероятно, говорит о сохранении пережитков матриархата.

У арабских племен и княжеств постепенно складывалась своя военная организация, тактика, элементы военного искусства. У них не было регулярной армии - все взрослые мужчины племени были воинами, да и женщины нередко принимали участие в походах. Сражались воины на верблюдах, на каждом - обычно по двое: один погонял верблюда, другой стрелял из лука или действовал копьем. Арабы-кочевники выработали и свою тактику ведения военных действий: неожиданные набеги на противника и быстрое исчезновение в безбрежной пустыне.

Находясь по соседству с сильными древневосточными царствами - Египтом и Ассирией, а также с небольшими государствами Восточносредиземноморского побережья, часто подвергавшимися нападению со стороны могущественных держав и к тому же враждовавшими друг с другом, североарабские племенные союзы и княжества часто вовлекались в международные противоречия того времени, что особенно характерно для IX - VII вв. до н. э., когда Ассирийское государство начало целенаправленное наступление на Восточносредиземноморское побережье.

Одно из первых столкновений Ассирии с арабами относится к середине IX в. до н. э.: в 853 г. в битве при Каркаре в Сирии Салманасар III разбил войска обширной коалиции, в состав которой входили и арабы. В дальнейшем Тиглатпала-сар III, Саргон II, Синаххериб усилили ассирийское продвижение на запад, что неминуемо привело к учащению столкновений с арабскими племенами и княжествами, в ходе которых против них предпринимались карательные экспедиции, взималась дань (золотом, скотом, особенно верблюдами, благовониями и пряностями), разорялись занимаемые ими территории, крепости, водные источники и т. д. В правление Асархаддона арабские племена и княжества оказались преградой для Ассирии на пути к завоеванию Египта. Однако ему удалось подчинить некоторые из них, заставить пропустить ассирийское войско через свои земли и дать верблюдов для перехода по пустыне к границам Египта, что способствовало его покорению в 671 г. до н. э. Ашшурбанапал вел наиболее крупные войны с арабами в связи с тем, что они не только все больше сплачивались между собой, но и вступали в союзы с другими государствами против Ассирии: с Египтом, Вавилоном и др. В 40-х годах VII в. до н. э. он после нескольких походов добился полного покорения мятежных арабских княжеств и племен, но власть Ассирии над ними была номинальной.

Кратковременное господство Нововавилонского царства на международной арене сопровождалось и его попыткой закрепиться в Аравии. Набонид захватил один из главных центров Северной Аравии - город Тейму и на несколько лет сделал ее своей резиденцией, покорил ряд других аравийских городов и оазисов, что позволило сосредоточить в руках Вавилона важнейшие торговые пути.

Возвышение Персидского государства и развитие его завоевательных планов привело к установлению контактов персов с арабами северной части полуострова. По договору с ними персидский царь Камбиз во время похода на Египет в 525 г. до н. э. получил право прохода через земли арабов-набатеев и согласие на снабжение водой персидского войска на все время пути через пустыню. В надписях персидских царей, в частности Дария 1, Аравия названа в числе их владений, однако, по словам Геродота, «арабы никогда не были под игом персов», хотя и приносили ежегодные дары в виде 1000 талантов (более 30 т) ладана и во время походов включались в состав персидской армии. Они участвовали в греко-персидских войнах на стороне персов (V в. до н. :->.), оказывали ожесточенное сопротивление греко-македонским войскам во время похода Александра на Восток (IV в. до н. э.), особенно в боях за город Газу, Уже завершив восточный поход, Александр собирался воевать с арабами, не приславшими ему посольства с выражением покорности, но смерть помешала этим планам.

§ 3. Южноаравийские государства в древности

Политическая история. На юге и юго-западе Аравийского полуострова, на территории современных Йеменской Арабской и Йеменской Народно-Демократической Республик существовал в древности ряд государственных образований, являвшихся важнейшими центрами древнейеменской цивилизации. Самым северным был Майн с главными городами Иасиль и Карнаву. Южнее Майна располагалась Саба с центром в Марибе. Южнее нее - Катабан со столицей в Тимне. Южнее Катабана находилось государство Аусан, а восточнее - Хадрамаут со столицей Шабва.

Возникновение древнейеменских государств относится к IX--VIII вв. до н. э. В VI-V вв. Майн, Катабан, Аусан, Хадрамаут и Саба вступают в борьбу за преобладание. Об ожесточенном ее характере свидетельствует, например, война Сабы, Катабана и Хадрамаута против Аусана, в ходе которой были перебиты 16 000 аусан-цев, разрушены и сожжены его важнейшие города, а само государство вскоре поглощено Катабаном. Майн с трудом сдерживал экспансию Сабы и Катабана, пока в I в. до н. э. не попал в зависимость от последнего. Хадрамаут то входил в состав Сабейского царства, то выступал в роли независимого государства, его союзника или противника. В III-I вв. до н. э. Катабан становится одним из сильнейших государств юга Аравии, но уже в I в. до н. э. он был разбит, а его территория разделена между Сабой и Хадрамаутом.

Самым могущественным в I тысячелетии до н. э. было Сабейское царство, в период своего расцвета занимавшее территорию от Красного моря до Хадрамаута (порой включая и его) и от Центральной Аравии до Индийского океана.

В конце Ц в. до н. э. выдвинулось новое, Химьяритское государство со столицей Зафар, до этого времени входившее в состав Катабана. К началу IV в. н. э. оно установило свою гегемонию над всей Южной Аравией. С середины I тысячелетия до н. э. и почти до середины I тысячелетия н. э. Аравия находилась в тесных, главным образом торговых, контактах с Грецией, Птолемеевским Египтом и Римской империей. В химьяритский период мирные отношения и военные столкновения связали судьбы Южной Аравии и Аксума (Эфиопия).

Экономика. Экономика южноаравийских государств характеризуется в первую очередь развитием ирригационного земледелия и кочевого скотоводства. В земледельческих районах, в долинах рек выращивали злаки - пшеницу, полбу, ячмень, бобовые культуры и овощи. По горным склонам, обработанным в виде террас, размещались виноградники. Территории оазисов были заняты рощами финиковых пальм. Важное хозяйственное значение имело выращивание благовонных деревьев, кустарников и пряностей. Земледелие было возможно лишь при наличии искусственного орошения, поэтому строительству ирригационных сооружений уделялось серьезное внимание. Марибская плотина и другие обширные постройки служили основой южноаравийского земледелия. Особенно грандиозным сооружением была Марибская плотина (600 м длины, более 15 м высоты), построенная в VII в. до н. э. и просуществовавшая тринадцать веков.

Наряду с земледелием было развито скотоводство: разводили крупный рогатый скот, овец (курдючных и тонкорунных), верблюдов. Из отраслей ремесла нужно выделить обработку камня и строительное дело, добычу и обработку металлов, гончарное производство, ткачество, кожевенное дело.

Специализация хозяйства в.различных природных зонах Аравии, наличие ряда ценных продуктов (например, пряностей и благовоний), выгодное географическое положение способствовали развитию торговли сразу в нескольких направлениях: обмен между земледельческими и скотоводческими районами Аравии; международная торговля благовониями со многими странами древневосточного и античного мира; наконец, транзитная торговля с Ближним Востоком индийскими и африканскими товарами. В зависимости от изменений направлений торговых путей менялась роль отдельных южноаравийских государств. На первых порах процветал Майн, державший в своих руках знаменитый «путь благовоний» и имевший торговые фактории вплоть до острова Делос в Эгейском море и в Месопотамии, затем Саба, захватившая Майн и торговые пути в свои руки. Далее Катабан и Хадрамаут установили через Персидский залив непосредственные контакты с долиной Тигра и Евфрата, а через Баб-эль-Мандебский пролив - с побережьем Восточной Африки.

В конце I тысячелетия до н. э. ряд факторов привел к сильным потрясениям в экономике Южной Аравии. Один из них - изменения торговых путей: египтяне, персы, греки установили прямые контакты с Индией; преобладающую роль стали играть не сухопутные, а морские торговые пути (этому способствовало открытие эффекта постоянных" ветров - муссонов, совершенствование техники мореходства, возросшая роль Персидского залива по сравнению с Красным морем). Другой фактор - изменение климата в сторону большей засушливости и наступление пустынь на плодородные оазисы и земледельческие зоны. Третий - постепенное разрушение ирригационных сооружений, стихийные бедствия, которые не раз приводили к крупным катастрофам, например к неоднократным прорывам Марибской плотины. Усилилась инфильтрация бедуинов в оседлые земледельческие зоны. Сказывались последствия длительной изоляции Аравии от других государств Древнего Востока. Наряду с усложнением внутри-и внешнеполитической обстановки и постоянными войнами все это привело к упадку южноаравийских государств.

Общественный и политический строй Южной Аравии. В середине II тысячелетия до н. э. из южноарабской языковой и племенной общности началось выделение крупных племенных союзов: миней-ского, катабанского, сабейского. В конце II - начале I тысячелетия до н. э. в результате развития производительных сил стали меняться производственные отношения. На территории древнего Йемена возникли классовые раннерабовладель-ческие общества. Наметился рост имущественного неравенства, выделились знатные роды, которые постепенно сосредоточили в своих руках политическую власть.

Образовались такие социальные группы, как жречество и купечество.

Главное средство производства - земля находилась в собственности сельских и городских общин, которые регулировали водоснабжение, осуществляли передел между общинниками, владевшими участ-.чами землИ) выплачивавшими налоги и выполнявшими повинности в пользу государства, храмов, общинной администрации. Основной хозяйственной ячейкой была большая патриархальная семья (или оольшесемейная община). Она могла владеть не только общинным участком земли, но приобретать другую землю, получать ее по наследству, осваивать новые участки, устраивая на них оросительные сооружения: орошенная земля переходила в собственность того, кто «оживил» ее. Постепенно знатные семьи добивались изъятия своих владений из системы общинного передела, заводили на них доходное хозяйство. Семьи различались по имущественному положению, и даже внутри семьи было заметно неравенство ее членов.

Особую категорию земель составляли весьма обширные храмовые владения. Много земли было в руках государства, и этот фонд пополнялся за счет завоеваний, конфискаций, принудительной скупки земли. Весьма значительным был личный фонд земель правителя и его рода. На государственных землях работало покоренное население, выполнявшее целый ряд повинностей и являвшееся, по существу, государственными рабами. Эти земли часто отдавались в условное владение обедневшим семьям свободных колонистов вместе с рабами. В храмовых владениях работали в порядке выполнения повинностей свободные люди, лица, посвященные тому или иному божеству, и храмовые рабы.

Рабы в основном рекрутировались из числа военнопленных, приобретались путем купли-продажи, обычно из других областей древневосточного мира (из Газы, Египта и др.). Долговое рабство было распространено слабо. Документы говорят о наличии рабов в частных и храмовых хозяйствах, в хозяйстве правителя и его рода. В больших патриархальных семьях они приравнивались к младшим членам семьи. Рабы, принадлежавшие правителю, могли иногда возвыситься, занять привилегированное положение среди себе подобных, выполнять административные функции. Но какое бы положение ни занимал раб, при упоминании его имени никогда не называлось имя его отца и рода, ибо это было признаком свободного человека. Древнейеменское общество было ранне-рабовладельческим, сохранившим, однако, родоплеменной уклад и традиции, с постепенно развивавшейся тенденцией к социальному расслоению, увеличению роли рабства.

Процесс формирования раннеклассового общества привел к превращению племенных союзов в государство. В условиях Аравии медленный ход этого процесса способствовал не радикальному разрушению политических институтов родо-племенного строя, а их приспособлению к новым порядкам классового общества, их трансформации из племенных в государственные органы. Систему политического устройства южноаравийских государств можно показать на примере Сабейского царства.

Оно состояло из 6 «племен», из которых три принадлежали к числу привилегированных, а три других занимали подчиненное положение. Каждое племя делилось на крупные ветви, последние - на более мелкие, а они, в свою очередь,- на отдельные роды. Племена управлялись вождями - кабирами, происходившими из знатных родов и образовывавшими коллегиальный орган. Возможно, в племенах были и советы старейшин.

Привилегированные племена выбирали из представителей знатных родов на определенный срок (в Сабе - на 7 лет, в Ка-табаке - на 2 года и т. д.) эпонимов - важных должностных лиц государства, выполнявших жреческие обязанности, связанные с культом верховного бога Астара, осуществлявших также астрономические, астрологические, календарные наблюдения и некоторые хозяйственные функции по организации земле- и водопользования. По эпонимам датировались государственные и частноправовые документы, велось летосчисление. Эпонимы вступали в должность в возрасте 30 лет и по истечении срока полномочий входили в совет старейшин.

Высшими должностными лицами, обладавшими исполнительной властью и осуществлявшими управление Сабейским государством, были до III-II вв. до н. э. мукаррибы. В их функции входили хозяйственная, главным образом строительная, деятельность, сакральные обязанности (совершение жертвоприношений, устройство ритуальных трапез и др.), государственная деятельность (периодическое возобновление племенных союзов, издание государственных документов, юридических актов, установление границ городских территорий, частных владений и т. д.). Должность мукаррибов была наследственной.

Во время войны мукаррибы могли присваивать себе функции предводительства ополчением, и тогда они получали на время титул «малик»- царь. Постепенно мукаррибы сосредоточили в своих руках прерогативы царской власти, и в конце I тысячелетия до н. э. их должность фактически превратилась в царскую.

Верховным органом Сабейского государства был совет старейшин. В него входили мукарриб и представители всех 6 сабейских «племен», причем непривилегированные племена имели право лишь на половинное представительство. Совет старейшин имел сакральные, судебные и за-i конодательные функции и административно-хозяйственные. Примерно аналогичное устройство имели и другие южноаравийские государства.

Постепенно в южноаравийских государствах наряду с племенным возникло и территориальное деление. Основу его составляли города и поселения с примыкающей к ним сельской округой, имевшие свою автономную систему управления. Каждый сабейский гражданин- принадлежал к одному из кровно-родственных племен и в то же время входил в СОСТЭЕ определенной территориальной единицы.

§ 4. Культура Древней Аравии

Важным достижением древнеаравийской цивилизации было создание алфавитной системы письма, отличающейся четкостью шрифта и геометрическим характером знаков, число которых равнялось 29. Писали справа налево или способом «бустрофедон» (букв, «поворот быка», т. е. чередуя направления); письмо была двух видов: «монументальное» и «курсивное». Согласно наиболее распространенным гипотезам, южноаравийские алфавиты происходят либо от финикийского, либо от протосинайского (названного так пс надписям, найденным на Синае) алфавитов. Жители Северо-Западной Аравии - набатеи - в середине I тысячелетия до н. э. тоже создали алфавитное письмо, имевшее своим прототипом арамейский, восходящий к финикийскому, алфавит. Значительным достижением является создание монументальной архитектуры. Исследованные археологами развалины древних городов: Мариба, Тимны, Шабвы, Карнаву - показывают, что города строились в форме прямоугольника, их обносили

стенами, сложенными из тщательно притесанных каменных глыб и достигавшими 10-12 м в высоту, защищали мощными квадратными башнями. Обнаружены руины многочисленных храмов, из них наиболее интересен овальный (350 м в окружности) храм бога луны Алмакаха близ развалин Мариба. Поражал воображение город Петра, расположившийся в скалистой впадине и своими постройками внедрявшийся в скалы.

Получила развитие скульптура, материалом для которой служили алебастр, бронза, глина. Каменные скульптурные изображения человека, особенно его лица, обычно схематизированы и подчиняются строго закрепленному канону. Бронзовые и золотые фигурки животных (быков, верблюдов, лошадей) и людей (например, воинов) отличаются динамикой и выразительностью.

Интересно и искусство росписи, существовавшее с древнейших времен (наскальные изображения). Особенно широко роспись применялась при изготовлении керамики. Преобладающим был геометрический орнамент (зигзаги, полосы, волнистые линии). Делали полихромные фрески.

Религия населения Аравийского полуострова носила политеистический характер. Во II тысячелетии до н. э. в Южной Аравии главным богом был Астар, в дальнейшем почитавшийся как верховное божество у сабеев. Со временем у племен Южной Аравии большую роль стал играть бог луны, называвшийся у сабеев Алмакахом. Богу луны был посвящен бык, фигурки которого с углублениями для стока жертвенной крови часто встречаются в его святилищах. Почитались также небо, солнце, ряд планет.

Верховным божеством набатеев был Душара («владыка горной цепи, страны») - бог, творец мира, громовержец, бог войны, покровитель царской власти, воскресающий и умирающий бог природы и плодородия. Наряду с Душарой набатеи почитали божество, именуемое Илаху, или Аллаху (т. е. просто «бог»), которое, вероятно, тоже имело функции верховного божества.

Наряду с мужскими почитались и женские божества: супруги богов и их женские ипостаси, например: богиня ал-Лат, женская ипостась Аллаху, которая считалась «матерью богов», Мануту - богиня судьбы и охранительница погребений. СОЙКЭ обнаружила в Хадрамауте храмы двух женских божеств. Обычно женские божества занимали подчиненное положение в аравийском пантеоне и именовались «дочерьми бога».

В Южной Аравии в городах сооружались многочисленные храмы, посвященные одному или нескольким богам. Для Северной Аравии более типичны не храмы, а так называемые высоты: святилища на холмах, скалах, возвышенностях под открытым небом, где находились культовые помещения, ниши для изображений богов, алтари и «бетэли» {«дома богов»), представлявшие собой камни пирамидальной и конической формы, считавшиеся воплощением и жилищем бога. Иногда на них имелось изображение божества, но вообще для древних религий Аравии не характерно наличие культовых изображений.

Служение богам осуществлялось жреческими родами. В Южной Аравии главные жреческие функции выполнялись эпонимами и мукаррибами. Из эпонимных родов выходили и жрицы, связанные с культами орошения и плодородия, служившие «дочерям бога».

Древнеарабская политеистическая религия просуществовала вплоть до ислама. Кроме того, контакты Аравии с ближневосточными соседями и греко-римским, а затем и византийским миром привели к проникновению сюда в первых веках нашей эры иудаизма, а со II-V вв.- к распространению христианства, в том числе и в форме различных ересей.

Тема урока: Возникновение ислама и объединение арабов.

Пояснительная записка.

Изучение данной темы можно связать с современностью. В настоящее время существует более двух десятков арабских государств, которые занимают территорию Передней Азии и Северной Африки от двуречья до Гибралтарского пролива. В 7-8 вв на этой огромной территории существовало могущественное государство- Арабский халифат. Сегодня нам предстоит узнать,как образовалось государство Арабский халифат, и проследить его судьбу.

1.Дать представление о возникновении, ценностях и особенностях исламской цивилизации.

2.Выяснить роль ислама в объединении арабских племён, ознакомиться с характерными чертами феодального строя на ближнем Востоке.

3.Продолжить формирования работы с картой.

Оборудование: карта « Арабский халифат в 7-11 веках вв.». Карты в атласе «Завоевания арабов в 7-9 вв.», « Распад Арабского халифата».

^ Ход урока.

Если на предыдущем уроке учащиеся проводили контрольную или самостоятельную работу, можно провести дифференцированные вопросы.

Проверка домашнего задания

Раскройте причины распада Римской империи на Западную и Восточную.

Сравните законы франков и законы византийцев.

Какое значение имела деятельность Кирилла и Мефодия для развития славянской культуры.

Обязательная проверка понятий и терминов. (Например: Василевс. Свод Юстиниана. Дипломатия. Миссионеры)

Изучение нового материала.

План изучения нового материала.

1.Древняя Аравия. (природа, образ жизни и занятия населения).

2.Ислам и его роль в объединении арабских племён.

3.Завоевательные походы арабов.

4.Арабский халифат и его распад.

Работа с атласом.

1.Найдите в атласе и покажите государства, которые были соседями арабов к началу 7века (Византия, Франкское государство, Хазарское царство)

2.Найдите и покажите моря, которыми омывается полуостров.(Красное море, Аравийское море, Средиземное и Каспийское море)

От характеристики географического положения Аравийского полуострова переходим к характеристики природных условий и подумаем

Как природа и географическое положение Аравии повлияли на занятия её населения?

Рассказ учителя

Основным занятием населения было кочевое скотоводство. Для земледелия была пригодна лишь небольшая часть Аравийского полуострова. Осёдлые арабы в оазисах на юге и западе Аравии. Они выращивали хлопчатник,возделывали сады, виноградники, выращивали финиковые пальмы, сахарный тростник и хлеб.

Кочевые арабы – степняки, или бедуины- занимались кочевым земледелием. Они занимались кочевым скотоводством. Они разводили овец, лошадей, верблюдов.

Самым крупным городом была Мекка.

Опережающее задание. (Заранее одному из учеников даётся задание подготовить мини-доклад о городе Мекке, с показом презентации)

Опираясь на текст учебника, учитель уточняет факт разложения родового строя у арабов.

К началу 7 века в жизни кочевников – бедуинов начинают происходить изменения:

Выделяется племенная знать, владевшая пастбищами, большими стадами и рабами- пленными.

Появляется очень много бедняков

Постепенно среди арабов возникает стремление к объединению. Этому способствовали следующие причины:

1.Прекращение вражды племён между собой.

2.Борьба с внешними врагами.

3.Упадок торговли.

4.Знать желала объединить племена с целью укрепления власти над бедняками.

5.Знать стремилась объединить племена с целью захвата и завоевания соседних стран.

2. Ислам и его роль в объединении арабских племён.

Вопрос о возникновении ислама – важнейший вопрос темы. Рассказ строятся на основе дополнительной литературы.

Дальнейшая история арабов связана с именем Мухаммеда.

Мухаммед родился около 570 года в знатной купеческой семье.В 6 лет он осиротел. В юности он занимался караванной торговлей. Затем поступил на службу к вдове богатого купца. Женившись на Хадидже, Мухаммед стал богатым человеком. Когда Мухаммеду было 40 лет, в месяце рамадане(по лунному арабскому календарю) произошло важное событие.

Ночью на горе Хире около Мекки Мухаммед общался с Аллахом, после чего начал публично проповедовать открывшие ему истины – Коран.

Запись в тетради новых слов:

Коран – (от арабского. « ар- куран» - чтение вслух наизусть) проповедь от имени Аллаха.

Ислам – « покорный Аллаху».

Мусульманин – (от арабского. « муслин») – уверовавший.

Главные ценности новой религии:

покорность богу;

частная собственность;

нравственные заповеди.

Имя Мухаммеда встало в один ряд с именами Будды, Моисея, Иисуса Христа.

Мусульманство оказалось последней по времени возникновения мировой религией, а Мухаммед – последним пророком и, по мнению мусульман, самым «правильным».

Ислам – единая религия, средство объединения арабов.

Запись в тетради:

Основные положения ислама:

Разделение общества на богатых и бедных общинников;

Терпение и покорность властям и знати;

Власть мужчин над женщинами;

Отказ от свинины, вина, азартных игр и ростовщичества;

Призыв к « священной войне» против неверных;

Идея бессилия человека перед могуществом Аллаха.

Мухаммед призывает арабов прекратить враждовать и объединиться, приняв одну веру – ислам.

В самых первых проповедях Мухаммед говорил о приближении Страшного суда и наказании грешников – муках геены, ада, а также о воздаянии праведникам – в раю, с водой и садами(мечта всех кочевников)

Мухаммед призывал богатых помогать сиротам, бедным, вдовам, освобождать рабов.

У Мухаммеда появились сторонники, которые увидели в нём посланника небес. Но многие не воспринимали Мухаммеда всерьёз.Его начали преследовать купцы. Опасаясь за свою жизнь, Мухаммед в 662 году вместе со своими сторонниками переселился в ближайший оазис, позже названной Мединой, или «городом Пророка».Этот год, называемый Хиджра(от арабского «переселение»), стал началом мусульманской эры.

В Медину стекались много последователей Мухаммеда. Началась борьба Медины с Меккой. В борьбе с Меккой последователи Мухаммеда одержали верх. Нападение мекканцев на Медину было отбито.

В 630 году знать подписала с Мухаммедом соглашение, ворота Мекки были открыты для Мухаммеда. Арабские племена приняли ислам и подчинились власти Мухаммеда. Мекка превратилась в священный город всех мусульман. Мухаммед стал главой арабского государства и мусульманской церкви.

Вопросы классу:

1.Насколько позже возникло государство у арабов, чем у франков?(На 130 лет)

2.Сколько лет прошло от образования Арабского государства до провозглашения империи Карла Великого?(170 лет.)

Учениками делается вывод:

В руках Мухаммеда сосредоточилась вся власть над мусульманами: он стал верховным правителем, судьей военачальником.

На Аравийском полуострове образовалось арабское государство.

^ Задание. Прочтите стих из Корана и ответьте на вопросы.

Коран, сура 2

«Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока и запада, а благочестие - кто уверовал в Аллаха, и в последний день, и в ангелов, и в писание, и в пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и выстаивал молитву и давал очищение»

Вопросы:

1.Какие уже известные вам благочестивые обязательства мусульман упомянуты в стихе?

2.Как вы думаете, что это за « последний день», в который должен веровать мусульманин?

3.Как называется священное писание мусульман, о котором говорит стих?

^ 3. Завоевательные походы арабов

Изучая вопрос о арабских завоеваниях, необходимо раскрыть причины сравнительно лёгких побед арабов в их борьбе с соседними государствами – Византией и Ираном.

Причины военных успехов арабов.

1.Слабость Византии и Ирана из-за войны друг с другом.

2.Многочисленность арабских войск.

Византия и Иран были ослаблены длительной войной друг с другом. Население этих стран не оказало сопротивления арабом. Жители Сирии и Палестины неохотно участвовали в обороне городов против арабов. Они вступали в переговоры с арабскими военачальниками и сдавали крепости и города «с условием сохранить свою жизнь, своё имущество, своих детей и с условием оплачивать поголовный налог».

Многочисленное арабское войско состояло из народа, у которого внутренние противоречие не достигли такой остроты и конфликтности, как у соседей. Арабские отряды, располагая большим числом верблюдов и лошадей, были гораздо подвижнее, чем византийские и иранские, они очень быстро передвигались на значительные расстояния.

К концу 7 века, использовав недовольство византийским владычеством, арабы двинулись из Египта в Северную Африку. Жившие там племена после долгой борьбы подчинились арабам и приняли ислам.Захват Испании и выход к Пиренеям открыл арабам путь в Галлию. В 732 году арабы, перейдя Пиренейские горы, вторглись во Франкское королевство и стали продвигаться на север.В Пуатье они атаковали большое франкское войско, но их лёгкая конница потерпела неудачу и битва была проиграна. Поражение при Пуатье положила конец продвижению арабов вглубь Франкского государства.На востоке арабы завоевали часть Закавказья, Среднюю Азию и северо- западную часть Индии.

Задание. Прочтите отрывок из сочинения Ибн Исхака о начале завоеваний арабов и ответьте на вопросы.

«Говорят, что Абу Бекр, первый праведный халиф, ставший во главе арабов после Мухаммада, решил послать войска в Сирию.Он призвал жителей Мекки и всех арабов Таифа, Нежда, Йемена, Хиджаза отправиться на священную войну. Абу Бекр обещал им богатую добычу. И поспешили к нему люди, - одни, чтобы заслужить благоволение Аллаха, другие – желая получить земные блага»

Поработай с картой.

1.Найдите на карте города и области, откуда пришли в войско Абу Бекра.

2.Найдите на карте Сирию и назовите её главные географические ориентиры.

3.В состав какого государства входила Сирия.

^ 4. Арабский халифат и его распад.

На этом этапе урока можно дать учащимся проблемное задание:

Установите, в чём заключалось сходство феодальных порядков в Арабском халифате и в Западной Европе, каковы различия между ними?

Установление феодального строя в халифате было ускорено завоеванием соседних стран, где наряду с рабством существовало уже и феодальное угнетение. Одна из особенностей феодального строя в халифате состояло в том, что почти все земли были собственностью главы государства – халифа.

Наместники (эмиры) сначала лишь управляли областями, получая земли во временное владение на срок службы. Собирая налог с живущего на данной земле населения, эмир содержал на эти средства чиновников и воинов. Другая особенность состояла в том, что главной повинностью крестьян была уплата налогов. Всё покорённое население в завоёванных странах было обложено тяжёлым поземельным налогом; от уплаты этого налога освобождались только сами завоеватели – арабы.

Учитель помогает учащимся определить одну из причин распада.

Народные восстания ослабляли силу завоевателей.

Чтобы выяснить вторую причину, предлагаем вспомнить, почему распалась империя Карла Великого.

Вместе с учащимися проводим сопоставление и отмечаем следующее.

В халифате было объединено много стран и народов, которые жили по своим обычаям, говорили на разных языках. Торговые связи между различными частями халифата хотя и существовали, но были недостаточно прочными. С развитием феодального строя крупные феодалы становились всё более могущественными и независимыми. Каждый наместник провинции(эмир) стремился передать свою должность сыну, а вместе с не и земли, полученные на срок службы. Постепенно области, которыми управляли эмиры превратились в наследственные владения их семей, а затем стали отделяться от халифата.

Проверяя выполнения проблемного задания, вместе с учащимися выясняем черты сходства процессов развития феодализма в Западной Европе и на Ближнем Востоке:

Образование крупного землевладения;

Эксплуатация зависимых крестьян, владевших собственным хозяйством;

Усиление независимости крупных феодалов и последующее феодальное раздробление государства.

3.Закрепление изученного материала

Вопросы и задания:

1.Выполнить задание по описанию жизни, быта и занятий арабов.

2.Объяснить объединяющую роль ислама.

3.Выявить причины распада Арабского Халифата.

4. Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание:§ 8-9. стр 75-86

Творческое задание: « Сравнить основные обязанности христиан и мусульман»