Что следует понимать под понятием психологическая уравновешенность. Тема. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Средства профилактики и предотвращения конфликтов. Понятие «психологическая устойчивость»

Тема. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Средства профилактики и предотвращения конфликтов.

1. Понятие психологической уравновешенности.

2. Условия для создания психологической уравновешенности.

3. Психологический тест.

4. Средства профилактики и предотвращения конфликтов.

1. Психологическая уравновешенность – способность человека управлять своими поступками и поведением под воздействием различных по силе и качеству эмоций, соответствующим образом реагировать на различные жизненные обстоятельства, уметь находить друзей и единомышленников, жить в согласии с собой и окружающими. Наконец, еще одна составляющая психологической уравновешенности – умение преодолевать стресс.

Существует несколько направлений обеспечения психологической уравновешенности.

Одно из них – умение побороть в себе робость и воспитать уверенность.

Уверенность – это такой тип поведения, когда человек может четко и доходчиво выражать свои чувства и желания, когда он знает чего хочет, имеет собственное мнение. Она воспитывается в процессе повседневной жизнедеятельности и достигается умением преодолевать различные трудности.

2. Для создания условий психологической уравновешенности требуется также постоянная работа по самосовершенствованию, развития умственных способностей, приобретению знаний и умений для полезной деятельности.

Умение приобретать друзей.

Умение строить как со сверстниками так и с окружающими людьми. Для этого нужно учиться анализировать свои поступки, определять, как к вашему поведению относятся окружающие. Во взаимоотношениях с людьми следует стремиться дать им то, что бы вы хотели бы получить от них.

3. Психологический тест по определению насколько у вас уравновешенный характер, т. е. в какой мер вам присуща психологическая уравновешенность. Посчитать баллы.

1. Уважаете ли вы дружбу?

2. Привлекает ли вас что-то новое?

3. Предпочитаете ли вы старую одежду новой?

4. Притворяетесь ли вы довольным безо всякой на то причины?

5. Меняли ли вы в детстве более трех раз выбор своей будущей профессии?

6. Лишаетесь ли вы уверенности в себе, когда предстоит решить трудное задание?

7. Коллекционируете ли вы что-нибудь?

8. Часто ли вы меняете свои планы в последний момент?

Да – 1 балл, нет – 0 баллов.

Более 6 очков, вы уравновешенный человек.

От 3 до 6 очков у вас изменчивое настроение и характер.

Менее 3 очков вы не верите в свои силы, необходимо завести друзей среди сверстников.

4. Существует социально-психологические, организационно-управленческие и нравственно-этические методы тактики предупреждения конфликтов.

К социально-психологическому методу относятся:

1. Метод согласия. Предполагает проведение мероприятий, нацеленных на привлечение конфликтующих в одно общее дело.

2. Метод доброжелательности, симпатии, развития способности к сопереживанию и сочувствию к другим людям.

3. Метод сохранения репутации партнера, уважения к его достоинству.

4. Метод взаимного дополнения предполагает направленность на такие способности партнера, которым не обладаем мы сами.

5. Метод недопущения дискриминации людей требует избегания подчеркивания преимущества одного партнера над другим, а еще лучше и каких-либо различий между ними.

6. Метод психологического подъема предполагает, что настроение людей, их чувства поддаются регулированию, требуют определенной поддержки. Для этого практика выработала множество способов: юбилеи, презентации, различные формы проведения совместного отдыха. Эти и подобные им мероприятия снижают психологическую напряженность, способствуют эмоциональной разрядки, вызывают положительные чувства и создают морально-психологическую атмосферу в организации, которая предотвращает возникновение конфликтов.

Предотвращению конфликта способствует все, что обеспечивает сохранение нормальных деловых отношений, укрепляет взаимное уважение и доверие.

И.В.Заборская /психолог-консультант/ отмечает * , что не смотря на большой интерес к проблеме психической устойчивости в науке, говорить о ее теоретической разработанности мы не можем. Даже в словарях (психологических, философских, медицинских и др.) определение этого понятия либо не дается, либо рассматривается слишком ограниченно и односторонне. Лишь в некоторых частных исследованиях можно встретить попытки выяснить содержание понятия психической устойчивости. В работах ведущих психологов (Л.С.Выготский, Л.Г.Дикая, Б.Ф.Ломов, В.А.Пономаренко, В.Э.Чудновский и др.) устойчивость, зрелость личности связывается с умением человека ориентироваться на определенные цели, с характером временной перспективы, организацией своей деятельности. В психологическом смысле психическая устойчивость - это поведенческие реакции, которые сменяясь, сопровождают жизнь и деятельность человека в его взаимоотношениях с объектами труда, людьми и др. /В.А.Чудновский/

Ю.Е. Сосновикова доказала, что психическая устойчивость - это относительно устойчивое конкретное проявление всех компонентов психики, имеющих определенную направленность, выражающую степень уравновешивания человека с внешней средой за данный период времени. Психическая устойчивость зависит от отражаемой объективной ситуации и определяется психическим складом человека: это наш психологический стержень, крепость духа, несгибаемость. Исследователи применяют различные термины: «устойчивость к стрессу» (Б.В.Кулагин,1984), «психическая готовность» (1974, М.Н.Рудный), «психическая устойчивость» (М.А.Матова, 1972), «психологическая устойчивость» (1984, И.Н.Грызлова, Е.Н.Евстафьев, В.К.Калин) - общее число больше 20. В работах большинства авторов не представлено обоснование для использования этих терминов и практически не рассматривается их содержание

Но все обращают внимание, что речь идет о способности субъекта успешно противостоять условиям, которые могут отрицательно повлиять на его работоспособность.

В своей работе мы принимаем рассмотрение понятия психологической устойчивости как более полное рассмотрение его в предъявлении Г.С.Никифорова (С-Пб).

Человек постоянно преодолевает какие-либо трудности, однако далеко они не все оказывают разрушительное воздействие на психику. Не каждая личностная проблема, внутриличностный или межличностный конфликт, ощущение кризиса приводят к стрессу. Сохранять ровное настроение и внутреннюю гармонию позволяет психологическая устойчивость личности. Без сохранения психологической устойчивости реализация физических и духовных потенций невозможна. Следовательно, невозможно и удовлетворение от процесса самореализации, невозможно ощущение умственного и социального благополучия.

Вопросы психологической устойчивости личности имеют огромное практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности. Дезинтеграцию личности понимают как потерю организующей роли высшего уровня психики в регуляции поведения и деятельности, распад иерархии жизненных смыслов, ценностей, мотивов, целей. Психологическая устойчивость индивидуума непосредственно определяет его жизнеспособность, психическое и соматическое здоровье .

Понятие «психологическая устойчивость»

Слово «устойчивый» во многих языках мира означает «стабильный, стойкий, твердый, прочный, крепкий». В «Словаре синонимов русского языка» дается два синонима этого слова: «стабильность, равновесие».

Термин stability переводится как: 1) устойчивость, стабильность, состояние равновесия; 2) постоянство, твердость; а mental stability - психическая стабильность (устойчивость).

В словаре А Ребера «устойчивый» понимается как характеристика индивида, поведение которого относительно надежно и последовательно. Его антоним - термин «неустойчивый», имеющий в психологии несколько смыслов. Два основных таковы:

индивид, демонстрирующий беспорядочные и непредсказуемые модели поведения и настроения;

индивид, склонный демонстрировать невротические и психотические или просто опасные для других модели поведения.

«Стабильный» в этом словаре объясняется как черта (в теориях личности), характеризующаяся отсутствием чрезмерных эмоциональных изменений.

В английском, немецком, французском и испанском языках слово «устойчивость» - синоним слова «стабильность».

Возможны различные подходы к трактовке психологической устойчивости.

Она может быть понята как соразмерность постоянства и изменчивости личности. Речь идет о постоянстве главных жизненных принципов и целей, доминирующих мотивов, способах поведения, реагирования в типичных ситуациях. Изменчивость проявляется в динамике мотивов, появлении новых способов поведения, поиске новых способов деятельности, выработке новых форм реагирования на ситуации.

На фундаменте постоянства выстраивается жизненный путь личности, без него невозможно достижение целей жизни. Оно поддерживает и укрепляет самооценку, способствует принятию себя как личности и индивидуальности. Динамичность и приспособляемость личности теснейшим образом связаны с самим развитием и существованием личности. Развитие невозможно без изменений. В психологической устойчивости важен и такой аспект как соразмерность приятных и неприятных чувств, между ощущениями благополучия и переживания радости, счастья, с одной стороны, и ощущениями неудовлетворенностью жизнью и своими делами, с другой.

Для психологической устойчивости личности необходима способность к саморазвитию, формированию собственной индивидуальности.

Устойчивость не следует понимать как фиксированность психических качеств, застылость психических механизмов. Это совокупность адаптационных процессов, интегрированность личности в смысле сохранения согласованности основных функций личности, стабильности их выполнения. Стабильность выполнения не обязательно предусматривает стабильность структуры функций, но скорее предполагает ее достаточную гибкость.

Психологическую устойчивость личности можно рассматривать как сложное качество личности, синтез отдельных качеств и способностей . К составляющим психологической устойчивости необходимо отнести:

способность к личностному росту со своевременным и адекватным разрешением внутриличностных конфликтов

относительную (не абсолютную) стабильность эмоционального тона и благоприятного настроения

развитую волевую регуляцию.

Итак, психологическая устойчивость предстает как сложное качество личности, в котором объединены:

Уравновешенность (равновесие), соразмерность;

стойкость, стабильность (постоянство);

сопротивляемость (резистентность).

Уравновешенность - это способность удерживать уровень напряжения, не выходя за границы приемлемого (не доводя разрушительного стресса). Под стойкостью подразумевается способность противостоять трудностям, сохранять веру в ситуациях фрустрации, а под стабильностью - постоянный уровень настроения . Сопротивляемость - это способность сохранять свободу поведения и выбора образа жизни, это самодостаточность как свобода зависимости (химической, интеракционной или поведенческой, понимаемая как полная поглощенность некоторым видом активности.

В этом наборе составляющих представлены все уровни организации человека, уровни его бытия: биологическое, психологическое и социальное.

Регуляция напряжения, уравновешенность (согласованность) интенсивности мотивации и организменных ресурсов, удержание напряжения в пределах границ оптимума или хотя бы приемлемости - одна из важнейших сторон биологического бытия человека.

Стойкость в преодолении трудностей, сохранение веры в себя, уверенности в себе, своих возможностях, постоянный, достаточно высокий уровень настроения - неотъемлемая часть психической жизни. Способность сохранять постоянный уровень настроения без обращения к психоактивным веществам и быть отзывчивым, чувствительным к разным аспектам жизни, иметь разносторонние интересы, избегать одно-единственной мотивационной доминанты - также важная составляющая психологической устойчивости.

Наконец, нельзя не отметить постоянное межличностное взаимодействие, включенность во множество социальных связей, открытость воздействию, с одной стороны, а с другой - сопротивляемость излишне сильному взаимодействию. Последнее может нарушить необходимую личностную автономность, независимость в выборе формы поведения, целей и стиля деятельности, образа жизни, помешает слышать свое Я, следовать своим направлениям, выстраивая свой жизненный путь.

Говоря другими словами, в психологическую устойчивость входит способность находить баланс между конформностью и автономностью и удерживать этот равновесие.

Таким образом, психологическая устойчивость - это качество личности, отдельными аспектами которого являются уравновешенность, стабильность, сопротивляемость. Оно позволяет противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях.

Психологическую устойчивость поддерживают внутренние (личностные) ресурсы и внешние (межличностная, социальная поддержка). Это довольно большой перечень факторов, относящихся к личностным особенностям и социальной среде.

Факторы социальной среды:

поддерживающие самооценку

способствующие самореализации

поддерживающие адаптивные потенциалы и энергетические ресурсы организма

психологическая поддержка социального окружения (эмоциональная поддержка близких, друзей, сотрудников, их конкретная помощь в делах и т.п.)

Личность

сознание личности:

вера в разных ее формах и проявлениях (вера в достижимость поставленных целей, религиозная вера, вера в общие цели)

понимание, ощущение смысла жизни, осмысленность деятельности и поведения

достаточно определенное осознание социальной принадлежности к определенной группе.

Отношения личности (в том числе к себе)

оптимистическое, активное отношение к жизненной ситуации в целом

философское (иногда ироничное) отношение к трудным ситуациям

согласованность Я-воспринимаемого и Я-желаемого

достаточно высокая самооценка

уверенность, независимость в отношениях с другими людьми, отсутствие враждебности, доверие к другим

Когнитивная сфера:

понимание жизненной ситуации и возможность ее прогнозирования

рациональные суждения в интерпретации жизненной ситуации (отсутствие иррациональных суждений)

адекватная оценка величины нагрузки и своих ресурсов

структурированный опыт преодоления трудных ситуаций

Эмоциональная сфера:

доминирование стеничных позитивных эмоций

переживание успешности самореализации

желаемое эмоциональное насыщение от межличностного взаимодействия, переживание чувства сплоченности, единства

Поведенческая (и деятельностная) сфера:

поведенческая активность

эффективная волевая регуляция

использование эффективных способов преодоления трудностей

Коммуникативная сфера:

открытое общение, принятие других такими, какие они есть (терпимость)

устойчивые, удовлетворяющие индивида межличностные роли

удовлетворяющий статус в группе и социуме

выраженное чувство общности (в адлеровском смысле)

в этом списке перечислены положительные полюсы качеств и факторов. При благоприятном влиянии факторов (положительных полюсах качеств) доминирующее психическое состояние - резистентное, а доминирующее настроение - гармоничное (устойчивое, повышенное, оптимистичное). При неблагоприятном влиянии доминирующее состояние - состояние дезадаптации, стрессовое или депрессивное (апатия, уныние или высокое напряжение, тревога и т.д.) и дисгармоничное настроение (неустойчивое, сниженное, тревожное).

Например, если факторы социальной среды поддерживают самооценку, адаптивные потенциалы и энергетические ресурсы организма, способствуют самореализации, получению психологической поддержки, то все это в целом способствует возникновению гармоничного настроения и поддержанию состояния адаптированности. Если же факторы среды снижают самооценку адаптивные потенциалы и энергетические ресурсы организма, ограничивают самореализацию, лишают человека эмоциональной поддержки, то все это способствует возникновению дисгармоничного настроения и появлению состояния дезадаптированности.

Мы считаем, что непродуктивно рассматривать настроение как один из видов состояния. Настроение - относительно устойчивый компонент психических состояний, основное звено взаимосвязи структур личности с различными компонентами психических состояний (чувствами и эмоциями, переживаниями событий, происходящих в духовной, социальной и физической жизни личности, психическим и физическим тонусом индивида).

Перечисленные выше основные составляющие психологической устойчивости личности не охватывают весь базис психологической устойчивости. В ее поддержании так или иначе участвуют все сферы личности. На уровне темперамента особенностью, предрасполагающей к возникновению неустойчивости, является повышенная эмоциональность.

В эмоциональной сфере важны, кроме перечисленных, тревожность, склонность к агрессии, гневливость, гипотимность. Существенное влияние оказывает выраженность волевых качеств: настойчивости, энергичности, умения управлять собой.

Важная составляющая психологической устойчивости - позитивный образ Я, в котором, в свою очередь, существенную роль играет позитивная групповая идентичность личности. В период резких социально-экономических изменений значимость опор психологической устойчивости возрастает, в частности, это проявляется в том, что обостряется потребность в групповой принадлежности. Группы с разной степенью успешности выполняют ценностно-ориентационную и защитную функции для большинства людей.

Удовлетворить эту потребность в наибольшей степени способны межпоколенные общности - семья и этнос.

Семья играет особую роль в жизни каждого человека. Семейные отношения имеют огромное значение для развития личности, достижения социальной зрелости. Семейное воспитание в значительной степени определяет образ жизни детей на всю их будущую жизнь, стиль отношений в их собственных семьях. Оно закладывает внимательное или пренебрежительное отношение к вопросам психической саморегуляции, навыкам здорового образа жизни, умениям налаживать конструктивные, благоприятные межличностные отношения. Семья может оказывать целительное воздействие на каждого своего члена, давать эмоциональную поддержку, не заменимую ничем. Но атмосфера семьи может оказывать и негативное воздействие на душевное равновесие личности, снижать эмоциональный комфорт, усугублять внутриличностные конфликты, порождать дисгармонию личности, ослаблять ее психологическую устойчивость.

Можно выделить индивидуальные особенности, предрасполагающие к снижению устойчивости:

повышенная тревожность

гневливость, враждебность (особенно подавляемые), агрессия, направленная на себя

эмоциональная возбудимость, нестабильность

пессимистическое отношение к жизненной ситуации

замкнутость, закрытость

Важную роль во всей совокупности явлений преодоления играет тревога. Приспособительное значение тревоги заключается в том, что она сигнализирует о непознанной опасности, побуждая к ее поиску и конкретизации. Поскольку отвлечение внимания влияет на осуществляемую деятельность, то активно побуждающая функция тревоги может лежать в основе «беспорядочного поведения» или дезорганизующего влияния тревоги на деятельность. (Вилюнас, Астапов, 1983) Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальных при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному типу при повышенной тревожности. Тревожность - устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и константные формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлений. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающий когнитивный, эмоциональный и операциональный аспекты при доминировании эмоционального.

Возникновение и закрепление тревожности связаны с неудовлетворением ведущих возрастных потребностей ребенка, которые приобретают гипертрофированный характер. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте, опосредуясь особеностями «Я-концепции», отношения к себе. До этого она является производной широкого круга семейных нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существую определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей.

Тревога и тревожность обнаруживают связь с историческим периодом жизни общества, что отражается в содержании страхов, характере «возрастных пиков» тревоги, частоте, распространенности и интенсивности переживания тревоги, значительном росте количества тревожных детей и подростков в нашей стране в последнее десятилетие.

Тревога как состояние оказывает в основном отрицательное влияние на результаты деятельности детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов, в старшем подростковом - раннем юношеском возрастах может носить также и мобилизующий характер.

Тревожность как личностное образование может выполнять в поведении и развитии личности детей и подростков мотивирующую функцию, подменяя собой действия по другим мотивам и потребностям. Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельность ребенка и подростка может носить как негативный так и до некоторой степени позитивный характер, однако и в последнем случае оно имеет жесткие ограничения, обусловленные выраженной адаптивной природой этого образования.

Психологическую устойчивость снижают также затруднения самореализации, восприятие себя неудачником; внутриличностные конфликты; телесные расстройства. Существенным фактором в снижении устойчивости является тип А. (с.19 в док. «29С.»)

Поскольку социальная среда (макросреда и микросреда) - основная среда существования личности, то принципиально важной является психологическая устойчивость в межличностном взаимодействии. В плане межличностного взаимодействия на передний план выходит уверенность (ассертивность), способность к уверенному (самоутверждающему) поведению. Уверенность проявляется в умении выражать свои мысли и чувства в социально приемлемой форме, т.е. не унижая при этом достоинства других; в готовности принимать на себя ответственность за свои действия; в конструктивном подходе к решению проблем; в стремлении не ущемлять чужие интересы. Цель уверенного поведения - самоактуализация. Уверенный человек может высказывать свои пожелания или просьбы к другому человеку изменить что-либо, он способен говорить об этом прямо и выслушивать несогласие или возражения, не теряясь.

Дефицит уверенности проявляется в агрессивности или неуверенном поведении. Для агрессивного поведения характерна тенденция выражать свои мысли, чувства и желания в форме требований и приказов, обвинений и оскорблений; стремление перекладывать ответственность за свои действия на других, подавлять иные мнения и утверждать свою точку зрения как определяющую при решении проблем, делать выбор за других. Цель агрессивного поведения - принуждение и наказание. Неуверенное поведение чаще всего реализуется в форме пассивно-агрессивного поведения, которому свойственны:

неумение или нежелание прямо выразить свои мысли и чувства

непризнание ответственности за свои действия путем избегания выбора, предоставление этого права другим

жертвование своими интересами при решении проблем

боязнь задеть чужие интересы из-за внутренней, часто неосознаваемой убежденности во враждебности окружающего мира.

Кроме того, целью неуверенного поведения во многих случаях становится манипулирование, т.е. попытки скрыто управлять мыслями и чувствами окружающих и подчинять их интересы своим интересам. Неуверенность и агрессивность - не противоположные качества - это две разные формы проявления дефицита уверенности в себе. Эмпирические исследования показали, что пассивность и неуместная агрессивность связаны с тревогой и враждебной установкой по отношению к окружающим людям. Оба этих поведенческих паттерна негативно сказываются на психическом и физическом здоровье индивида, на благополучии и здоровье его семьи и другого близкого окружения. Психологически устойчивый человек способен удерживать баланс между силой собственного влияния и чувствительностью к влиянию со стороны. Вера в магические силы означает полное непринятие ответственности за себя, ожидание волшебных преображений и помощи магических сил в решении жизненных задач.

Доминантами активности в аспекте психологической устойчивости личности могут быть все виды активности: познавательная, деятельностная, коммуникативная. Каждая доминанта существует одновременно и как определенная направленность сознания. Можно выделить следующие виды направленности:

1. направленность на познание и самопознание. Она проявляется в готовности повышать свою психологическую компетентность, находить средства для самосовершенствования, обучаться приемам саморегуляции.

2. направленность на деятельность: трудовую, общественную, спортивную, поглощенность своим хобби. Достижения в различных видах деятельности - убедительное свидетельство успешности самореализации, они повышают самооценку и самоуважение. Состояние вдохновения производит саногенное влияние на многие сферы психики.

3. Интеракционная направленность - это направленность на межличностное взаимодействие или усиление социальных связей, социального влияния. Имеет два подвида: просоциальный (любовь, альтруизм, жертвенность, служение другим людям); асоциальный (эгоизм, иждивенчество, манипуляция другим (-и) , властвование без ответственности за судьбы других) Рассмотренные виды направленности (установки) различаются по степени ответственности, которую личность принимает на себя, - ответственность за свои поступки и свою жизнь в целом, за свою судьбу, за собственную индивидуальность, уникальность, неповторимость.

Все названные доминанты перестают быть опорой устойчивости, если акцент на них становится излишне сильным. Вера в себя становится самоуверенностью, отгораживает человека от других и неизбежно порождает внутриличностный конфликт. Фанатическая религиозная вера переводит всю активность в русло борьбы за чистоту веры, толкает к нетерпимости, ненависти к иноверцам, агрессивному поведению. Саморазвитие становится сверхценностью, человек начинает игнорировать другие стороны самореализации, забывает о том, что развитые личные качества должны быть для чего-то использованы, должны служить достижению значимых целей. Увлеченность деятельностью перерастает в трудоголизм. Альтруистическая интеракционная установка приводит к растворению в другом человеке и потере своего Я, манипулятивная интеракционная установка переходит в патологическое влечение к власти и тоже деструктивно влияет на личность. Заострение магической направленности сознания вызывает страх перед потусторонним, парализует волю, блокирует любое проявление самостоятельности.

Снижение психологической устойчивости увеличивает риск возникновения зависимости. Никифоров Г.С. выделяет три основных группы психологических зависимостей: химическая, акцентуированная активность, интеракционная зависимость.

Возникает зависимость при выходе эмоциогенных событий за границы оптимума - их дефиците или пресыщении. Понятно, что особо значимы положительные эмоции в плане их желательности и необходимости. Чем уже у данного человека границы оптимума (как индивидуальная характеристика), тем меньше психологическая устойчивость. Психоактивный препарат (алкоголь, наркотик, токсикант) оглушает и тем самым снижает значимость событий при их пресыщении. Переключаясь на эйфорические переживания, отвлекаясь от реальных событий, индивид субъективно отдаляет их от себя, уменьшая число значимых событий. Например, алкогольное опьянение облегчает совершение поступков, находящихся под гнетом самоконтроля. Алкоголь производит релаксационный эффект. Понижая уровень возбуждения в коре головного мозга, он ослабляет переживания тревоги, ослабляет страх, неудовлетворенность собой, удаляет чувства вины, зависти, стыда, обиды, снижает эмоциональный дискомфорт.

К интеракционной зависимости предрасполагают снижение самодостаточности, аутентичности при дефиците самоидентификации, ослабление чувства социальной принадлежности к определенной, достаточно отчетливо очерченной группе. Фрустрированная потребность принятия другими, недостаточный авторитет в значимом кругу, пониженное уважение и самоуважение подталкивают индивида к более глубокому погружению в интеракцию.


  • Вступление
  • Классификация преступлений несовершеннолетних
  • Хулиганство и вандализм
  • Заключение

Преподаватель ОБЖ

Ковалев

Александр

Прокофьевич

СОШ № 2

г. Моздок



В повседневной жизни каждый человек испытывает различные чувства: интерес, радость, одиночество, любовь, печаль, стыд, удивление, гнев, тревогу, скуку, презрение, тоску, отвращение, раздражение, возбуждение, страх, вину, враждебность и другие.

Эти переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и удовлетворения его потребность, называют эмоциями.

Совокупность всех этих эмоций человека образует его эмоциональную жизнь и определяет его индивидуальное качество- эмоциональность.

Эмоциональность – это способность человека по-разному переживать различные жизненные обстоятельства и реагировать на них.


Поведение человека в различных жизненных ситуациях в значительной мере зависит от его эмоциональности. Люди по разному переживают свои эмоции.

Два человека в одинаковой ситуации могут вести себя совершенно по-разному.

Психологическая уравновешенность – это способность человека управлять своими поступками и поведением под воздействием различных по силе и качеству эмоций, адекватно (соответствующим образом) реагировать на различные жизненные обстоятельства, уметь находить друзей и единомышленников, жить в согласии с собой и окружающими.


Воспитание психологической уравновешенности важно начать в вашем возрасте, когда интенсивно формируется самосознание, способность к анализу окружающих явлений, растёт интерес к отвлечённым проблемам.

Вместе с тем в психической сфере нередко выявляются признаки эмоциональной (психологической) неустойчивости: колебания настроения без видимых причин, сочетания повышенной чувствительности, ранимости и подчёркнутой развязанности и самоуверенности.


Одно из направлений воспитания психологической уравновешенности – это умение побороть в себе робость и воспитать уверенность.

Уверенность это такой тип поведения, когда человек можёт чётко и доходчиво выражать свои чувства и желания, когда он знает, чего он хочет, имеет собственное мнение.

Понятие «уверенность» нельзя путать с самоуверенностью.

Самоуверенность – это необоснованно высокая оценка своих возможностей, не имеющая под собой реальной почвы.

Уверенность воспитывается с учётом реальных возможностей человека и правильной их оценкой


Уверенность воспитывается в процессе повседневной жизнедеятельности и достигается умением преодолевать любые трудности.

Для этого необходимо ежедневно мобилизовать себя на выполнение своей основной обязанности – учиться.

Для создания условий психологической уравновешенности требуется также постоянная работа по самосовершенствованию , развитию своих умственных способностей, приобретению знаний и умений для полезной деятельности.

Необходимо физическое совершенствование повышение своих физических возможностей.


Надо строить свою жизнь так, чтобы в ней не было «пустого» места, когда не знаешь, чем заняться.

Для приобретения психологической уравновешенности в вашем возрасте важное значение имеет умение приобретать себе друзей. Когда вы были маленькими, завести друзей не составляло большого труда.

Многие друзья живут по соседству, с ними вас объединяли общие игры. Теперь поддерживать дружбу стало сложнее, дружба требует преданности, доверия, общих интересов и ценностей.

Для того, чтобы иметь друзей, надо прежде всего самому научиться быть другом, научиться говорить не только о своих интересах, но и об интересах других, быть хорошим слушателем.


Для воспитания психологической уравновешенности немаловажное значение имеет умение строить взаимоотношения не только со сверстниками, ни и с родителями, старшими и вообще с окружающими вас людьми.

Для этого надо учиться анализировать свои поступки, определять, как к вашему поведению относятся окружающие.


Строя взаимоотношения с окружающими людьми, надо начинать с оценки их положительных сторон, перестав думать о собственных достижениях и желаниях, подчёркивая их значительность.

Во взаимоотношениях с людьми всегда следует стремиться дать им то, что вы хотели ли бы получить от них.

Всем известно высказывание: « И так во всём, как хотите, с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Домашнее задание

Урок 25

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УРАВНОВЕШЕННОСТЬ

Предмет: ОБЖ.

Дата проведения: «____» _____________ 20___ г.

Составитель: учитель ОБЖ

Цель: рассмотреть понятие «психологическая уравновешенность»; познакомиться с тем, какие качества необходимо воспитывать в себе, чтобы повысить психологическую уравновешенность.

Ход уроков

I. Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

II. Сообщение темы и цели урока.

III. Актуализация знаний.

1. Дайте определение эпизоотии и опишите её основные особенности.

2. Что такое эпифитотии и как они проявляются?

3. Какие меры борьбы применяют против эпизоотий и эпифитотий?

IV. Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

V. Работа над новым материалом.

Учитель. В повседневной жизни каждый человек испытывает различные чувства: интерес, радость, одиночество, любовь, печаль, стыд, удивление, гнев, тревогу, скуку, презрение, тоску, отвращение, раздражение, возбуждение, страх, вину, враждебность и др. Эти переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и удовлетворения его потребностей, называют эмоциями.

Совокупность всех эмоций человека образует его эмоциональную жизнь и определяет его индивидуальное качество – эмоциональность. Эмоциональность – это способность человека по-разному переживать различные жизненные обстоятельства и реагировать на них.

Поведение человека в различных жизненных ситуациях в значительной мере зависит от его эмоциональности. Люди по-разному переживают и выражают свои эмоции. Два человека в одинаковой ситуации могут вести себя совершенно по-разному. Часть этих различий обусловлена наследственными особенностями человека, а часть приобретается им в процессе жизнедеятельности. Поэтому обучение играет важную роль в формировании у каждого человека психологической уравновешенности.

Психологическая уравновешенность – это способность человека управлять своими поступками и поведением под воздействием различных по силе и качеству эмоций, адекватно (соответствующим образом) реагировать на различные жизненные обстоятельства, уметь находить друзей и единомышленников, жить в согласии с собой и окружающими.

В предыдущих разделах учебника вы познакомились с опасными и чрезвычайными ситуациями природного характера, с мероприятиями, проводимыми в стране по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций, с рекомендациями специалистов по правилам безопасного поведения в различных ситуациях.

Заметим, что, кроме знания этих правил, каждый человек для обеспечения личной безопасности должен обладать определёнными духовными и физическими качествами: постоянно совершенствовать свой стиль поведения в повседневной жизни и в различных экстремальных ситуациях, обеспечивающий ему здоровье и благополучие, и формировать свою систему здорового образа жизни.

Одним из важных направлений в этой работе и является воспитание психологической уравновешенности.

Начать воспитывать её очень важно в вашем возрасте, когда интенсивно формируются самосознание, способность к анализу окружающих явлений, растёт интерес к отвлечённым проблемам. Вместе с тем в психической сфере нередко выявляются признаки эмоциональной (психологической) неустойчивости: колебание настроения без видимых причин, сочетание повышенной чувствительности, ранимости и подчёркнутой развязности и самоуверенности. Обнаруживаются склонности к фантазированию, вымыслам; повышается интерес к своей внешности.

Появляется желание освободиться от опеки взрослых, тяга в любой ситуации поступать по-своему. Нередки случаи, когда вы на глазах окружающих стремитесь совершить отчаянные или безрассудно смелые поступки, чтобы доказать «силу воли и храбрость». Результаты таких поступков зачастую кончаются трагически.

Основной особенностью вашего возраста является противоречие между духовным и физическим здоровьем, стремление стать «более взрослым», не сообразуясь со своими физиологическими и физическими возможностями.

Вот поэтому вам так важно познакомиться с основными направлениями выработки психологической уравновешенности.

Остановимся на некоторых общих направлениях обеспечения психологической уравновешенности в вашем возрасте.

Одно из них – побороть в себе робость и воспитать уверенность. Уверенность – это такой тип поведения, когда человек может чётко и доходчиво выражать свои чувства и желания, когда он знает, чего он хочет, имеет собственное мнение. Вместе с тем понятие «уверенность» нельзя путать с понятием «самоуверенность». Самоуверенность – это необоснованно высокая оценка своих возможностей, не имеющая под собой реальной почвы.

Уверенность воспитывается с учётом реальных возможностей человека и правильной их оценки. Это достигается познанием окружающего мира, определением своего положения в нём, отношения к какому-то конкретному человеку, вещи, области знаний, умением жить в согласии с самим собой, с родными, сверстниками и другими людьми.

Уверенность воспитывается в процессе повседневной жизнедеятельности и достигается умением преодолевать различные трудности. Для этого необходимо ежедневно мобилизовать себя на выполнение своей основной обязанности – обучения. Необходимо постоянно выполнять домашние задания и хорошо усваивать учебный материал в школе, тогда у вас появится уверенность в своих силах и возможностях. Если вы занимаетесь спортом и достигаете каких-то успехов, уверенность в себе растёт. Если дома вы помогаете родителям, у вас появляется опыт в выполнении определённых работ – на дачной участке, при ремонте квартиры или при повседневных домашних делах, это тоже увеличивает чувство уверенности в себе, чувство востребованности.

Когда в глазах окружающих вы считаетесь хорошим учеником, хорошим спортсменом, хорошим помощником, это повышает вашу значимость в собственных глазах и добавляет уверенности в себе. Авторитет человека и уверенность в себе в любом возрасте должны утверждаться на почве полезной деятельности для себя и окружающих.

Проблема воспитания уверенности в себе возникает у каждого человека и требует от него постоянной тренировки. Неуверенность появляется в том случае, если человек живёт не в ладах с самим собой.

font-size:14.0pt">Индивидуальность каждого человека складывается из множества составляющих: возраста, пола, национальности, религиозных убеждений, способностей, увлечений и взаимоотношений с другими. Все эти факторы определяют целостность личности. Если у вас вызывают неудовольствие какие-то черты вашей личности, необходимо убедить себя в том, что вы то, что вы есть, и надо научиться чувствовать себя комфортно в этом качестве. Уважайте свои качества, которые изменить нельзя.

Для создания условий психологической уравновешенности требуется также постоянная работа по самосовершенствованию, развитию своих умственных способностей, приобретению знаний и умений для полезной деятельности. Необходимо физическое совершенствование, повышение своих физических возможностей. Надо строить свою жизнь так, чтобы в ней не было «пустого» места, когда не знаешь, чем заняться. Для этого необходимо ежедневно ставить себе посильные задачи и добиваться их выполнения.

Вот пример возможной программы самосовершенствования на день.

Я буду заниматься только теми делами, которые определил для себя на сегодня, не буду пытаться решить все свои проблемы сразу. То, что наметил, сделаю до конца, чтобы больше к этим проблемам не возвращаться.

Сегодня я обязательно сделаю два дела, которые мне делать не хочется. И так каждый день я буду заставлять себя делать хотя бы по два нужных дела, которые мне не хочется делать. Я их сделаю для упражнения силы воли.

На каждый день я составлю программу поведения и буду стремиться её выполнить до конца.

При её выполнении я буду бороться со спешкой и нерешительностью, учиться одерживать победу над собой и на этой основе вырабатывать уважение к себе, к своему мнению.

Сформировав в себе чувство уверенности в реальной оценке своих возможностей и поступков, легче найти пути воспитания психологической уравновешенности.

Для обретения психологической устойчивости в вашем возрасте немаловажное значение имеет и умение приобретать себе друзей. Когда вы были маленькими, завести друзей не составляло большого труда. Многие друзья живут по соседству, с ними вас объединяли общие игры. Теперь поддерживать дружбу стало сложнее, дружба требует преданности, доверия, общих интересов и ценностей.

Если у вас нет друзей, повнимательнее взгляните на себя. Что в вас хорошего? Если ничего, то предстоит серьёзная работа над собой, прежде чем это хорошее найдут в вас другие.

Для того чтобы иметь друзей, надо, прежде всего, самому научиться быть другом, научиться говорить не только о своих интересах, но и об интересах других, быть хорошим слушателем.

Для воспитания психологической уравновешенности немаловажное значение имеет умение строить взаимоотношения не только со сверстниками, но и с родителями, старшими и вообще с окружающими вас людьми. Для этого надо учиться анализировать свои поступки, определять, как к вашему поведению относятся окружающие.

Строя взаимоотношения с окружающими людьми, надо начинать с оценки их положительных сторон, перестав думать о собственных достижениях и желаниях, подчёркивая их значительность. Во взаимоотношениях с людьми всегда следует стремиться дать им то, что вы хотели бы получить от них. Вспомним Евангелие от Матфея: «И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Наконец, ещё одна составляющая психологической уравновешенности – это умение преодолевать стресс. Более подробно об том будет рассказано в следующих параграфах этой главы.

VI. Работа над изученным материалом.

Вопросы и задания:

1. Что следует понимать под понятием «психологическая уравновешенность»?

2. Какие качества необходимо воспитывать в себе, чтобы повысить психологическую уравновешенность?

3. Какие качества необходимо воспитать у себя, чтобы завести друзей?

VII. Итог урока.

Учитель. Сделайте вывод по уроку.

Обучающиеся. Психологическая уравновешенность – это способность человека управлять своими поступками и поведением под воздействием различных по силе и качеству эмоций, адекватно (соответствующим образом) реагировать на различные жизненные обстоятельства, уметь находить друзей и единомышленников, жить в согласии с собой и окружающими.

Для обеспечения психологической уравновешенности необходимо, прежде всего, побороть в себе робость и воспитать уверенность. Для создания условий психологической уравновешенности требуется также постоянная работа по самосовершенствованию, развитию своих умственных способностей, знаний и умений для полезной деятельности, физическое совершенствование. Также немаловажное значение в воспитании психологической устойчивости имеют умение приобретать себе друзей и умение строить взаимоотношения с окружающими.

VIII. Окончание урока.

1. Домашнее задание. Запишите в дневник безопасности психологический тест, предложенный юным читателям болгарским журналом «Поглед», и определите, насколько у вас уравновешенный характер, т. е. в какой мере вам присуща психологическая уравновешенность. Подсчитайте набранные баллы.

№ п/п

Вопросы

Ответ и оценка

Да

Нет

Кол-во баллов

Уважаете ли вы дружбу?

Привлекает ли вас всё новое?

Предпочитаете ли вы старую одежду новой?

Притворяетесь ли вы довольным безо всякой на то причины?

Меняли ли вы в детстве более трёх раз выбор своей будущей профессии?

Лишаетесь ли вы уверенности в себе, когда предстоит решить трудное задание?

Коллекционируете ли вы что-нибудь?

Часто ли вы меняете свои планы в последний момент?

Если вы набрали более 6 очков, вы уравновешенный человек.

От 3 до 6 очков: у вас изменчивое настроение и характер.

Менее 3 очков: вы не верите в свои силы, необходимо завести друзей среди сверстников.

Если уровень психологической уравновешенности у вас невысок, составьте план своего поведения на каждый день, чтобы в пределах возможного воспитать в себе необходимые качества.

2. Выставление и комментирование оценок.

Жизнь требует от человека умения приспосабливаться к постоянно меняющейся обстановке и регулировать в соответствии с ней свое поведение. Каждый день ставит перед человеком проблемы, которые необходимо решать. Эмоционально устойчивые люди спокойно воспринимают большинство изменений, происходящих с ними. Такие люди успешно справляются с проблемами (несчастными случаями, болезнями и др.), так как обладают психологической уравновешенностью. Необходимо отметить, что любые перемены в жизни, даже положительные, заставляют человека приспосабливаться (адаптироваться) к новым обстоятельствам и вызывают определенное напряжение. Состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий, называют стрессом. Концепцию и понятие стресса сформулировал канадский специалист Ганс Селье. Он определил стресс как совокупность защитных реакций организма, вызываемых каким-либо из стрессовых факторов (перемены в жизни, эмоциональный конфликт, страх, физическая травма и др.).

Действие этих факторов накапливается и суммируется. Чем больше их в жизни человека в данный период, тем выше уровень стресса. Совокупность защитных реакций организма при стрессе Селье назвал общим адаптационным синдромом. Различают три стадии этого синдрома: мобилизация (реакция тревоги), сопротивление, истощение.

Стресс не всегда приносит вред. При умеренном стрессе разум и тело человека функционируют наиболее эффективно в оптимальном режиме работы. Высокий уровень стресса может оставаться положительным фактором только очень короткое время (например, состояние спортсмена перед стартом).

Если стресс оказывает вредное воздействие на организм, снижает его адаптивные возможности, он называется дистрессом. У человека, не научившегося управлять своей психикой и долгое время живущего в состоянии сильного стресса, увеличивается вероятность появления различных заболеваний. Чаще всего развиваются болезни сердца, так как стресс приводит к увеличению кровяного давления и частоты сердечных сокращений, а коронарные артерии, обеспечивающие кровоснабжение сердечной мышцы, при этом сужаются, и количество кислорода, поступающего к этой мышце, резко уменьшается. Дистресс нарушает работу иммунных механизмов организма, что может привести к различным заболеваниям.

Разные люди реагируют на стресс по-разному, но есть общие принципы борьбы со стрессом, помогающие поддерживать стресс на оптимальном уровне и обеспечивать необходимую психологическую уравновешенность.

Вот некоторые из них:

1. Борьба со стрессом начинается с выработки в себе убеждения, что только вы сами ответственны за свое духовное и физическое благополучие.

2. Быть оптимистом, источником стресса являются не события сами по себе, а ваше восприятие этих событий.

3. Необходимо регулярно заниматься физической культурой и спортом, физические упражнения оказывают положительное влияние не только на физическое состояние, но и на психику человека, постоянная двигательная активность способствует формированию психологической уравновешенности и уверенности в себе, физические упражнения - один из лучших способов выхода из состояния сильного стресса.

4. Ставить себе посильные задачи, реально смотреть на вещи, не ждать от себя слишком многого, уяснить границы своих возможностей, не требовать от себя слишком многого, учиться говорить «нет», если нельзя выполнить какое-то задание.

5. Учиться радоваться жизни, получать удовольствие от своей работы, от того, как хорошо вы с ней справляетесь, а не только от того, что она вам дает.

6. Правильно питаться.

7. Высыпаться: сон играет очень важную роль в преодолении стрессов и поддержании здоровья.

Борьба со стрессом - это, главным образом, поддержание своего психологического равновесия, так как такое духовное состояние человека обеспечивает ему хорошее настроение, высокую работоспособность и адекватное реагирование на действие различных стрессоров.