Анализ стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…. Стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной … Есть осень первоначальная тютчев комментарий

Фёдор Иванович Тютчев признанный мастер лирики о природе. Его произведения напоминают красочные зарисовки изменений в окружающем мире: зимние узоры, тёплый летний ветерок, дивная осенняя пора, когда природа только начинает увядать. О последней поэт говорит с особой трепетностью и умиротворением. Познакомившись с кратким анализом «Есть в осени первоначальной» по плану, ученики 6‑го класса смогут оценить мастерскую передачу чувств и ощущений посредством русского поэтического языка. Краткий разбор произведения поможет им легко справиться с заданиями по лирике Тютчева на уроках литературы.

Полный текст стихотворения Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной»

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все – простор везде, –

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

Август 1857 г.

Краткий анализ стиха «Есть в осени первоначальной» Ф.И. Тютчев

Вариант 1

Поэзия изображает картины русской природы. Стихотворение “Есть в осени первоначальной…” было написано в одна тысяча восемьсот пятьдесят седьмом году. В этом произведении запечатлён замечательный осенний пейзаж.

Стихотворение является образцом художественного стиля поэта. Здесь Фёдор Иванович Тютчев делится чувствами, которые дарит красивая осень. Одиночество и чувство утраты, спокойствие и немая радость царят в душе поэта. Изображая то, что открывается взгляду поэта, и представляя прошлое и будущее, Ф. И. Тютчев раскрывает свои мысли и чувства.

Произведение богато эпитетами: ” в осени первоначальной”, “дивная пора”, “день хрустальный”, лучезарны вечера”, “бодрый серп”, “паутины тонкий волос”, “праздная борозда”, “чистая и тёплая лазурь”, “отдыхающее поле”.

Эпитеты позволяют глубже раскрыть пейзаж. Автор вкладывает глубокий смысл в короткие строки:

И лучезарны вечера…

Эпитеты позволяют читателю самостоятельно домыслить эти образы, представить осенний пейзаж. Такое может быть, когда солнце светит ярко, но ласково, спокойно, а вечером на небе появляются яркие оранжевые и жёлтые облака.

Вместе с тем эпитеты служат для передачи авторского отношения и чувств. Автор грустит о той поре, когда “бодрый серп гулял”. Теперь ему становится тоскливо оттого, что “паутины тонкий волос блестит на праздной борозде”.

Это произведение является ярким образцом творчества русского поэта. Любовь к родине, изображение красоты русской природы - основные мотивы творчества Фёдора Ивановича Тютчева.

Вариант 2

Пейзажной лирике Тютчева Федора Ивановича стоит приделить большое внимание. Это непросто описание природы, это целый момент жизни пережитый, описанный и наполнен смыслом. Невозможно читать стихотворение автора и не представлять ту красу, о которой идет речь. Большого внимания требует стихотворение «Есть в осени первоначальной…», потому как автор не любил осень и считал ее, символизирующей смерть живой природы.

Но не восхищаться ее красой он также не мог. Поэтому 22 августа 1857 года возвращаясь с дочерью в Москву, он был поражен красотой окружающей природы и сделал черновик данного стихотворения. Относят его уже к более зрелой лирике поэта.

Период, описанный в стихотворении, еще не совсем наступившая осень, а последние теплые деньки, называемые в народе «бабьим летом». Автор использует много красивых эпитетов, делая тем самым стихотворение сказочным и запоминающимся. День в него приобретает хрустальный цвет, а вечера стаю лучезарными. Также видна взаимосвязь человека и природ. Появляется образ поля, где гулял серп и падал колос.

Стихотворение состоит из трех строф, написанных разностопным ямбом. Рифмовка в первых двух строфах используется перекрестная, а в последней - опоясывающая. Мужские и женские рифмы чередуются, создавая музыкальное звучание, а использование длинных и коротких строк показывает недолговечность и непостоянство природы.

Федор Тютчев всегда показывал, что осень наводит на него угнетение и тоску. Она напоминает о том, что все в жизни имеет свой финал и человеческая жизнь не исключение. А в более зрелом возрасте такие вещи ощущаются сильнее, поэтому унылый осенний период автор старался проводить за границей, так он спасался от увядающего русского пейзажа. Но предшествие осени и теплые последние деньки очень любил.

Вариант 3

«Есть в осени первоначальной…» было написано Тютчевым в 1957 году в середине творческого пути автора. Вдохновило автора окружающая природа, в один из дней он возвращался домой с дочерью и был поражен картиной вокруг.

Стихотворение пронизано лиризмом и тонким описанием пейзажа начала осени. Ведь эта пора по-особенному волшебна, автор показал некую грань между уходом лета и появлением нового времени года.

Главную роль в описании принимают эпитеты, автор называет эту пору “дивной”, показывая этим не только красоту осени, но и необыкновенность дней. Одной из характерных особенностей творчества Тютчева было объединение человека и природы, особенно видно это в стихотворении благодаря образу поля и метомимий.

Третья строфа повествует о том, что всё живое чувствует приближение зимы. Для поэта осень была как зрелость человека, мудрость. Это стихотворение несет легкий осенний воздух, некую печать и нежную грусть.

Произведение состоит из трех строф, Тютчев использовал перекрестную рифмовку и музыкальный ритм. Среди художественных средств не только эпитеты играют главную роль, еще есть сравнения, метафоры, олицетворения и антитезы.

Стихотворение «Есть в осени первоначальной» – анализ по плану

Вариант 1

История создания

Говоря об истории создания произведений Тютчева, нужно вспомнить, что поэт много времени проводит в пути, что давало ему возможность постоянно любоваться красотой и изменчивостью русской природы. Стихотворение было написано в 1857 году в августе, когда всё живое готовится к наступлению осени.

Тютчев с дочерью направлялся из Овстуга в Москву, когда его настигло вдохновение. Он стал набрасывать стихи на листке со списком дорожных затрат. Дочь, заметив, что руки отца дрожат от нетерпения, а ухабы на дороге не дают сосредоточиться, дописала вторую часть только что родившегося стихотворения под его диктовку.

Тема

Прочитав стихотворение «Есть в осени первоначальной», трудно поверить, что его автор недолюбливал это время года. навевала тоску от осознания, что жизнь явление быстротечное. Но в данном стихотворении поэт изображает чудесный миг, когда природа ещё только готовится попасть под власть холодной зимы и словно замерла во всём своём великолепии.

Тема произведения - осенняя природа. Но свойственно параллельное отражение размышлений о жизни и месте человека в ней. Поэтому в данной работе есть и вторая тема - размышления о жизни.

Стихотворение озвучивает ряд проблем:

Взаимосвязь человека и природы. Начало осени прекрасно, но впереди морозная зима. Период зрелости в жизни людей тоже прекрасен, но юные годы остались позади, а впереди неумолимо приближение старости.

Труд и человек. Нелёгок труд крестьянина, но он наполняет жизнь смыслом.

Смысл жизни. Наступление осени благоволит подведению итогов, уходящего года, оценке его со стороны.

Композиция

Стихотворение состоит из 3‑х четверостиший, каждое из них выступает в качестве самостоятельной пейзажной зарисовки. Однако законченность и истинный смысл четверостишия обретают, лишь при прочтении как единого целого.

Жанр

Стихотворение «Есть в осени первоначальной» относится жанру пейзажной и философской лирики. Тютчев - поэт «чистого искусства», непонимающий в поэзии преобладания социальных вопросов. В этом произведении, как и во многих других его работах, сочетаются два художественных направления: реализм и . Поэтому его строки окрашены точными картинами окружающей природы в сочетании с эмоциональным состоянием автора.

Стихотворение написано разностопным ямбом. В первых двух четверостишьях рифмовка перекрёстная, а в третьем - опоясывающая. Чередуются мужская и женская рифмы. Так создаётся впечатление музыкального звучания. Длинные строки сменяют короткие, характеризуя непостоянство и быстротечность природного состояния.

Средства выразительности

Тютчев известен использованием изысканных средств выразительности богатого на поэтику литературного русского языка. Для создания в стихотворении доподлинного ощущения постоянной связи человека и природы поэт использует следующие художественные приёмы:

Изящные эпитеты: «…лучезарны вечера», «…бодрый серп…», «…на праздной борозде», которые с точностью передают высшую степень восхищения окружающей природой.

Метафоры: «И льётся чистая и тёплая лазурь», «…паутины тонкий волос».

Олицетворения: «…день стоит…», «…серп гулял…».

Сравнения: «…день стоит как бы хрустальный», то есть прозрачный, хрупкий, неосязаемый и для поэта, и для его читателя.

Метонимию, точнее её разновидность синекдоху: «…падал колос»

В произведении дважды встречаются многоточия, которые создают ощущения недосказанности и возможность «додумать», представить любому из читателей собственную картину «первоначальной» осенней поры.

Вариант 2

Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» Ф. И. Тютчева - одна из самых прекрасных, поэтичных, мелодичных и совершенных по степени художественного дарования элегий.

Жанр, в котором доминирует определенная фи­лософская направленность, мотив прощания, ухода, сохране­ния чистоты души. Ф. И. Тютчев использует образы природы для выражения сложного мира человеческой души. При этом в его художественном мире проявляется пристрастие именно к пограничным состояниям души и природы.

Тютчевские эле­гии, мелодичные пейзажные зарисовки - один из способов преодолеть жизненное одиночество. Поэт неоднократно жало­вался на некие «припадки тоски», которые порождало, веро­ятнее всего, ощущение конечности бытия.

Известно, что Федор Иванович не считал себя профессио­нальным поэтом. Его лирические откровения - чаще всего импровизации, зарисовки, сделанные по мотивам живых впе­чатлений. Поэт порой сам ощущал их незавершенность, не­достатки и огрехи. Однако именно благодаря этим качествам они и становятся столь запоминающимися и реалистичными. Необработанный слиток золота порой ценнее и важнее юве­лирно отточенной подделки.

В стихотворении проявляется излюбленная черта поэтики Ф. И. Тютчева - подчеркивание вертикальных координат ху­дожественного пространства. В мировоззрении поэта этот прием связан с идеей перехода от земной жизни к бессмертию, от земли к небу.

Первая строфа в этой связи представляет собой неболь­шую экспозицию. С осенью всегда в поэзии связан мотив за­вершения определенного жизненного цикла природы: весной все расцветает, летом - благоухает, а осенью природа гото­вится к зимнему сну. Ф. И. Тютчев тонко выделяет в осени особый период - первоначальный.

Именно в это время при­рода стоит как бы на грани расцвета своей красоты во всей полноте и неизбежности скорого увядания. Эпитет «хрусталь­ный» в полной мере характеризует хрупкость и кратковремен­ность этого периода. В последней строфе «И лучезарны вече­ра» Ф. И. Тютчев подчеркивает мотив света.

Во второй строфе поэт подчеркивает, что к осени заканчи­вается сбор урожая: «Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все». Интересен ход в построении второй строфы: от обобщенной картины сбора урожая к тончайшей художественной детали: «Лишь паутины тонкий волос Бле­стит на праздной борозде».

Символично, что есть ощущение завершенности земледельческих работ, осознание важности их итогов, но при этом нет чувства беззаботной праздности. Простор и пустота вызывают у лирического героя лишь свет­лую печаль. Однако хрупкая красота мира природы заставляет его, забыв про все, стоять и любоваться: «И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле».

Таким образом, природа у Ф. И. Тютчева выполняет функ­цию гармонизирующего начала. Только в общении с природой человек способен познать ощущение вечности.

Вариант 3

История создания. Произведение “Есть в осени первоначальной…” (1857 г.) Ф. И. Тютчев написал во время возвращения из имения в Москву. Потрясенный великолепным пейзажем поэт почувствовал прилив вдохновения и прямо в дороге перенес пришедшие на ум строки на бумагу. Произведение было впервые опубликовано в 1858 г.

Жанр стихотворения - пейзажная лирика.

Основная тема произведения - особый период в начале осени, т. н. “бабье лето”. Тютчев обратил внимание на особое состояние природы в этот непродолжительный период: “день… как бы хрустальный”. Мимолетное возвращение летнего тепла кажется необъяснимым явлением. Возникает ощущение, что это очарование может быть легко разрушено. Сельскохозяйственные работы уже закончены. Поля опустели. Ничто не нарушает разлитого в природе спокойствия и умиротворения.

Автор подмечает незначительную, но характерную деталь: “паутины тонкий волос… на праздной борозде”. Опустела не только земля, но и воздушные просторы. Птицы улетели на юг; больше не слышно их пения. Человеку предоставляется последняя возможность насладиться теплом. До “зимних бурь” еще далеко, но прекрасная пора “бабьего лета” сменится осенней непогодой и слякотью. Этот период является переходным. Природа словно застывает в хрупком состоянии.

Композиция стихотворения последовательная. Оно состоит из трех строф, представляющих собой три больших предложения.

Размер произведения - разностопный ямб. Рифмовка перекрестная (первая и вторая строфа) и опоясывающая (последняя строфа).

Выразительные средства. Красоту осеннего пейзажа подчеркивают эпитеты (“дивная”, “лучезарны”, “чистая и теплая”), сравнение (“как бы хрустальный”). Эпитеты “праздный” и “отдыхающее” намекают на закончивших свою работу крестьян. Ощущение незримого присутствия человека достигается с помощью олицетворений: “серп гулял”, “падал колос”.

Главная мысль произведения заключается в том, что человек составляет с природой единое целое. Городские жители давно утратили ощущение этого единства. Жизнь же простых крестьян полностью подчинена смене времен года. Весна - пробуждение природы и начало сельскохозяйственных работ. Лето - расцвет животного и растительного мира, самая горячая пора для земледельца.

Начало осени - “хрустальное” состояние природы, заслуженная возможность для человека отдохнуть. Эта “пауза” необходима для подготовки к суровой русской зиме. Немногие русские поэты (за исключением Пушкина) с такой теплотой и любовью относились к осени. Традиционно это время года ассоциируется с упадком жизненных сил, смертью, тоской и печалью. Произведение Тютчева, напротив, очень оптимистично. Поэт рад, что до зимы еще далеко. В наступлении осени он видит достижение природой особой гармонии и красоты.

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной»

Вариант 1

Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» было создано Ф. И. Тютчевым 22 августа 1857 года. Возвращаясь с дочерью из имения Овстуг в Москву, вдохновленный окружающей картиной поэт быстро набросал строки стихотворения в записную книжку. Относящееся к зрелой лирике (на момент написания поэту было 54 года) стихотворение впервые увидело свет в 1858 году - оно было опубликовано в журнале «Русская беседа».

Проникнутая тончайшим лиризмом пейзажная зарисовка запечатлела картину самого начала осени, той поры, которая традиционно называется «бабьим летом». На период начала осени указывает создающий настроение раздумья эпитет «первоначальной» в нулевом названии стихотворения. Признанный мастер, Тютчев сумел описать в стихотворении переходный период, зыбкую грань между летним расцветом и зарождением нового времени года.

Ведущую роль в раскрытии образа ранней осени играют в стихотворении эпитеты. Называя эту пору «дивной», Тютчев указывает не только на ее красоту, но и обращает внимание на необычность этих дней, обладающих особой притягательностью. Природа преподносит свой удивительный подарок, передавая прощальный теплый привет от уходящего лета.

Эпитет «хрустальный» по отношению к дню вмещает и игру света, и прозрачность осеннего неба, теряющего яркость летних красок. Слово «хрустальный» передает звонкость осеннего дня, создавая ощущение хрупкости этой красоты.

Эпитет «лучезарны вечера» передает появление новых цветов, создаваемых заходящим солнцем. По всей земле светило разливает теплый свет. Прозрачно-голубое небо («чистая и теплая лазурь») празднует вместе с землей наступление осени.

Тесная взаимосвязь природы и человека, характерная для творчества Тютчева, ярко проявляется в стихотворении введением в пейзаж образа поля и метонимий «падал колос» и «серп гулял».

В третьей строфе все явственнее ощущается дыхание осени и звучит напоминание о грядущей зиме («но далеко еще до первых зимних бурь»). С восклицанием поэта о пустоте («Теперь уж пусто все») появляется мотив звенящей тишины («птиц не слышно боле»), несущей покой и умиротворение. И природа, и человек нуждаются в этой паузе, возможности насладиться тишиной и разлитой в пространстве гармонией.

Поэт сравнивает осень с закатом жизни, но не с приближающейся старостью, а со зрелостью и мудростью, которую дает прожитый возраст. Тютчев охватывает поэтическим взором все огромное пространство – от кажущихся необъятными опустевших полей до мельчайшей детали – тонкого волоса паутины. Оглядываясь на прожитые годы, человек особенно остро ощущает в такие моменты свою принадлежность к этому миру, свое единство с природой. Именно поэтому стихотворение, словно сотканное из легкого прозрачного осеннего воздуха, вызывает светлую печаль и нежную грусть.

Состоящее из трех строф стихотворение написано разностопным ямбом; двухсложная стопа имеет ударение на втором слоге. Поэт использует перекрестную рифмовку в первых двух строфах и охватную (опоясывающую) рифмовку в последней строфе. Ритм стихотворения очень музыкальный. Чередование мужской и женской рифмы, длинных и коротких строк создают ощущение непостоянства и недолговечности красоты природы.

Все стихотворение представляет собой три длинных предложения. Повтор многоточий создает атмосферу размышлений, ощущение недосказанности, рождающее различные ассоциации.

Стихотворение изобилует не только эпитетами, но и другими средствами выразительности: метафорами (льется чистая и теплая лазурь), сравнениями (весь день стоит как бы хрустальный), олицетворениями (паутины тонкий волос), антитезой (серп гулял – пусто все). Тютчев использует такую разновидность метонимии, как синекдоха: серп гулял, падал колос, паутины тонкий волос. Единственное число укрупняет предметы, придавая им весомость и выделяя из остальных.

Чуткий певец природы, Тютчев свойственными только ему красками создал в стихотворении пленяющую своей красотой картину ранней осени – наполненное одухотворенными образами воплощение гармонии мира.

Вариант 2

Ф. И. Тютчев в своем творчестве очень мастерски описывает природу, одухотворяя ее и наполняя образами. В своих произведениях, автор очень ярко и красочно передает увиденный пейзаж. Он любит природу и понимает ее, придает ей образ живого существа и наполняет жизнью.

В своих произведениях он показывает неразрывную связь между природой и жизнью человека, единство и взаимозависимость – основная мысль, которая проходит через все творчество Тютчева. В стихотворении «Есть в осени первоначальной…», поэт описывает период ранней осени, когда природа необычайно красива и на прощанье дарит свои яркие краски.

Поэт утверждает, что «есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора». Этими словами он указывает на особенность этой поры, ее он называет дивной, видит в ней таинственность и необычность. Автор нежно и трепетно описывает период начала осени, это тот самый момент, когда следует любоваться ее дивною красою, потому, что эта пора очень коротка.

Описывая дни этой поры, автор использует сравнение «хрустальный день», это придает ощущение трепетности, дорогого удовольствия и показывает необычайную чистоту и свежесть этих дней. А вечера автор наделяет теплом, описывая их как «лучезарны». «Весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера.» - необыкновенная красота, которую поэт сумел передать словами.

В продолжение описания этой чудесной картины ранней осени, поэт обращает внимание на осеннее поле. Там когда-то, очень бодро гулял серп и работы было переделано очень много, но сейчас все убрано. И все пусто, «лишь паутины тонкий волос, блестит на праздной борозде».

В этой части стихотворения появляется некий двойственный образ, и описания самой природы и связь ее с жизнью человеческой. Здесь осень сравнивается с закатом жизни, когда уже все сделано и «праздно», проходят дни. Это стихотворение призавает поразмышлять о вечном.

Далее поэт говорит о том, что птицы уже улетели и воздух стал пустой, однако еще есть время, потому, что «далеко еще до первых зимних бурь». И на пустынное, отдыхающее поле льется чистая и теплая лазурь. В народе это время осени называют бабьим летом, это очень яркое и короткое мгновение и очень важно в людской суете не упустить шанс, чтобы налюбоваться этою красотою. Есть бабье лето чудесной золотой осени и в жизни каждого человека.

Замечательный русский поэт Ф. И. Тютчев доносит до читателя удивительные впечатления, которые дарит человеку природа в простых вещах. Каждое мгновение единения с природой оставляет в душе неизгладимое впечатление.

Тема стихотворения – состояние природы в первые дни осенней поры. Автор невероятно красиво и правдоподобно описывает то, как выглядит и как «ощущает» себя природа в «осени первоначальной».

Настроение стихотворения полностью умиротворённое, спокойное, полное тихих дум о будущем и, в то же время, не забывающее о настоящем, о ценности этого осеннего мига.

Произведение состоит из трёх четверостиший, каждое из которых является отдельной пейзажной зарисовкой, но свой истинный смысл, значение они обретают, только соединившись в одно целое.

Для передачи всех чувств и мыслей автор использует различные художественные приёмы. Здесь присутствуют эпитеты: дивная пора, лучезарные вечера, бодрый серп, праздная борозда и др. Есть также олицетворения: день стоит, серп гулял, льётся лазурь. И ещё присутствуют метафоры: паутины тонкий волос, отдыхающее поле и др. Эти приёмы как нельзя лучше помогают поэту достичь тех живых впечатлений, которые он и хотел передать своим произведением.

Основная идея стихотворения – каждый момент, каждое время года должно быть нам драгоценно, нужно уметь видеть прекрасное в каждом дне, оставляя при этом в памяти прошлое и будущее.

Это стихотворение по-настоящему оставило во мне неизгладимое впечатление, поэт мастерски передал все чувства, краски, эмоции, которые очень близки и мне.

Вариант 3

Федор Иванович Тютчев – непревзойденный русский поэт, современник Пушкина, Жуковского, Некрасова, Толстого, оставивший богатое творческое наследие. Смысл жизни для Тютчева в любви. Не только к женщине, но и природе, Родине, всему живому. его многогранна.

В ней можно выделить: философские, гражданские, пейзажные и любовные мотивы. Поэт восхищался природой родного края, тосковал о ней, когда работал и жил в Европе. Она находит глубокое отражение в его творчестве. Этот поэтический мир, воссозданный на основе личных впечатлений, настолько яркий и точный, что кажется, будто ты находился рядом с поэтом, когда тот любовался видами, описанными в тексте.

Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» появилось 22 августа 1857 года. В тот день поэт возвращался вместе с дочерью из поместья Овстуг в столицу. И был поражен окружавшим их пейзажем. Москва не могла похвастаться нетронутой, чистой, природной красотой. В большом городе не так заметны перемены в погоде. Истосковавшись по живописным просторам, восхищенный Федор Иванович тут же делает поэтический набросок в своем блокноте, который неизменно его сопровождал. Лирическая пейзажная зарисовка дарит нам картину самого начала осени.

Был конец августа, но уже чувствовались перемены в воздухе, погоде, деревья начинали одеваться в золото и медь. Лето отступило, но буквально на несколько шагов. Эту тонкую грань перехода от одного времени года к другому запечатлел поэт. Стихотворение пронизано лиризмом, острым чувством предвкушения чего-то нового. Федор Иванович с внимательностью, свойственной только творческим людям, отмечает, что описанный период очень короткий, его не каждый сможет уловить. Еще не запущен процесс увядания, подготовки к зиме и окружающий мир дарит самые яркие краски на прощание.

Природа Тютчева одухотворена, наполнена образами. Наделение погодных явлений жизнью, осознанной деятельностью свойственно многим писателям. Одним из первых принцип художественного параллелизма использовал . Автор знакомит нас с таинствами ранней осени. Даже самому поэту не хватает слов, чтобы отразить особенности увиденного времени и свой восторг. Он использует сравнение августовского дня с хрусталем. Он такой же прекрасный, в нем отражается весь мир, но в то же время хрупкий, мимолетный, его невозможно удержать, зафиксировать.

А вечера еще более великолепны, они «лучезарны». Еще не наступила календарная осень, но у природы свои законы. Уже не слышно пения птиц, собран урожай, поля отдыхают, немного тоскуя, что больше не востребованы. Серебрятся водоемы, над которыми встает туман по вечерам, он и придает им «лучезарность». Ушел летний зной, ночи теперь прохладны. А журавли, собравшись в клин, с протяжными криками подались в сторону южных краев. О близкой осени говорит также «паутины тонкий волос».

Воздух наполнен тишиной, покоем, кругом царит гармония. Природа замерла в тожественном ожидании, вот-вот наступит золотой сентябрь. Все понимают, что еще далеко до наступления снежных бурь, от этого еще приятнее, веселее на душе у людей, лесного зверья и других живых существ. В этом стихотворении нет унылого пейзажа, который мы можем встретить у Фета. Поэт избавляет нас от описания умирающей природы и унылой поры. До этого еще далеко.

Оголенные деревья, холодные дожди, ветер, срывающий последнюю листву – до всего этого еще есть время. Время, чтобы насладиться красотой, счастьем. Описанию способствуют средства художественной выразительности, подобранные поэтом. Сам Тютчев редко видел русскую осень. Данный период он чаще встречал в Европе. Поэтому для него увиденное было особенно ценным. Прочитанное стихотворение оставляет радость, умиротворение – эмоции, сходные с чувствами, испытанными самим автором.

Вариант 4

Поэтическое произведение, как известно, по своему содержанию гораздо сложнее прозаического: здесь и огромный тематический материал, “втиснутый” в весьма ограниченную форму, и приращение смыслов, ускользающих от невнимательного взгляда, и масса недосказанного, возникающего в воображении проницательного читателя. Каждое слово в лирическом произведении, даже самом небольшом, может рассказать о многом.

В стихах Тютчева, непревзойденного мастера пейзажной лирики, слово получает новое значение: оно начинает звучать по-другому. Почти все его стихи - это оригинальные зарисовки различных времен года: читая стихи Ф. И. Тютчева, читатель может тотчас же воспроизвести в своем воображении черты зимы или лета, весны или осени.

Есть , Карамзина, Лермонтова, Бальмонта, Плещеева, но изображение природы у Тютчева заслуживает самого пристального внимания. Невозможно представить себе жизнь человека, в которой нет места восхищению красотой окружающего мира. Восхищение красотой природы - одно из отличающих черт поэзии Тютчева. Именно поэтому каждое стихотворение, восхваляющее родную природу, заслуживает самого пристального внимания.

Тютчев изображает природу как живое существо, которое живет и изменяется. Поэт показывает, насколько тесно связана природа с жизнью человека. Действительно, окружающий мир оказывает на человека огромное влияние. В данном стихотворении поэт говорит о начале осени. Это удивительно красивая пора.

Природа словно дарит на прощание все свои яркие краски. Природа готовится ко сну, напоследок радует человеческий взор волшебной красотой. Дни становятся невыразимо прекрасными, мир вокруг удивительно красив. Особую радость доставляет погода - мягкая, поражающая своим волшебным спокойствием:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Но вместе с тем человеческую душу тревожат тягостные мысли. Осень всегда напоминает о скором наступлении холодов. Поэтому в окружающем мире появляются некие изменения, заставляющие особенно остро переживать последние дни тепла.

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все - простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Люди заканчивают свои привычные работы, связанные с наступлением нового сезона. Полным ходом идет приготовление к зиме. Теперь уже поля не радуют буйным ростом пшеницы, постепенно подкрадываются холода.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь -

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

Природа дарит человеку чудесную возможность отдохнуть перед наступлением зимних вьюг, порадоваться красоте окружающего мира. Тем более что привычные работы закончены и можно погрузиться в созерцание красот природы.

Стихотворение создает яркое и отчетливое ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром. Красота природы не существует сама по себе. Она заставляет человека особенно остро ощутить свою принадлежность к этому миру. Невозможно придаваться мрачным раздумьям и размышлениям, наблюдая за неторопливой сменой сезонов, влияющей на настроение так ненавязчиво и легко.

Поэт использует самые изысканные эпитеты, передающие его отношение к окружающему миру: “дивная пора”, “хрустальный день”, “лучезарный вечер”. Что стоит за этими словами? Прежде всего поэт хочет показать свое восхищение всем, что его окружает. Вся природа наслаждается сменой сезонов, наступлением красивейшего времени года - осени.

“Хрустальный день” - это удивительная неосязаемая драгоценность. К ней невозможно прикоснуться, ее можно только ощутить. И сколь счастлив должен быть человек, умеющий восторгаться тем, что его окружает! “Хрустальный день” в понимании читателя кажется удивительно красивым и прозрачным. Привычные очертания предметов и явлений в прозрачном воздухе начинают казаться еще более чистыми и нежными.

Эта удивительно красивая “дивная” пора очень коротка. Не успеешь оглянуться, как возьмут свое холода. И окружающий мир потеряет столь волнующую яркость красок. Первые холодные дожди и ветра смоют прозрачность и лучезарность “хрустального дня”. И человеку останется только вспоминать об этой удивительной поре. Не случайно упоминается “паутины тонкий волос”. Волосок всегда может легко порваться. И так непременно произойдет, как только пройдет период, отпущенный природой на любование первоначальной осенью.

Окружающая природа именно сейчас навевает мысли о свободе, ведь человека окружает ничем не скрываемый простор. Поле опустело. Но пустота эта не печальная, а, наоборот, радостная. Поле отдыхает, земля хорошо потрудилась, подарила людям великолепный урожай. Мягкие лучи солнца освещают все вокруг, подчеркивая и выявляя всю выразительность отдельных деталей.

Летом солнце иссушает, оно слишком жестокое, поэтому от него хочется спрятаться. Осеннее солнце, наоборот, мягкое, ласковое. Хочется сполна насладиться его сиянием и теплом. Особую радость дарит вечер: ни ветерок, ни дождичек не омрачают великолепия окружающей природы.

“Лучезарный вечер” словно сияет разными красками. Палитра природы удивительно богата. В ней множество цветов, оттенков и полутонов. Даже самый лучший художник не может сравниться с картиной, которую пишет сама осень. “Льется чистая и теплая лазурь”. Лазурь напоминает о чистом, нежно-голубом цвете.

Именно таким предстает окружающий мир с наступлением ранней осени. В этом стихотворении воспевается осеннее спокойствие, которое также является отличительным признаком этого сезона. Тишина волнует, заставляет задуматься над человеческой жизнью. Созерцание красот окружающего мира - это одна из возможностей сделать человека хотя бы немного счастливее.

Ранняя осень - это совершенно особая пора, она не похожа на все остальные времена года. Тютчев напоминает о лете в тот момент, когда говорит о “бодром серпе”. “Где бодрый серп гулял и падал колос”… Действительно, летом кипит работа, нет времени отвлечься и внимательно осмотреться вокруг. А осень позволяет человеку отвлечься от постоянного круговорота своих собственных дел и предаться созерцанию красот природы. Именно сейчас блестит на солнце паутина. И эта деталь выглядит совершенно отстраненной, но вместе с тем заставляет задуматься относительно незаметных, практически неощутимых деталей, которые обычно ускользают из поля зрения.

Сейчас отдыхает не только человек, но и сама природа. Но этот отдых не имеет ничего общего с ленью и праздностью, это прежде всего награда за долгую и упорную работу. Поэт подчеркивает красоту, легкость окружающей природы. И использует для этого яркие образные средства.

В стихотворении часто встречаются многоточия. Они создают ощущение медлительности и некоторой недосказанности. Именно так и должно быть на самом деле, ведь размышления об осеннем пейзаже никогда не могут быть связаны с бурными эмоциями. Стихотворение навевает множество различных ассоциаций. Каждый читатель представляет себе собственную картину красоты окружающей природы, которая возможна в начале осени.

5-й класс

Ф.И. Тютчев.
«Есть в осени первоначальной...»

Конспект урока по анализу поэтического текста

Цели: продолжить формирование у учащихся умения читать и воспринимать пейзажную лирику; навыки анализа стихотворного текста.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя о поэте.

Федор Иванович Тютчев почти двадцать лет провел за границей, работая в русской дипломатической миссии. Когда он вернулся в Россию, то поселился в Петербурге, изредка приезжая в свое родное село Овстуг в Брянской губернии. Такие поездки помогали Тютчеву по-новому ощутить радость и красоту русской природы.

22 августа 1857 года поэт вместе с дочерью Марией направляется из Овстуга в Москву. Дорога утомляла, отец и дочь дремали. И вдруг он взял из ее рук листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и на его обороте начал быстро писать:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Мария, видя, как рука у отца нетерпеливо дрожит, а подскакивающая на ухабах коляска не дает писать, берет у него карандаш и бумагу и сама под его диктовку заканчивает стихотворение:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

2. Анализ стихотворения.

Анализируем стихотворение в ходе беседы, основные мысли записываем в тетрадь.

В стихотворении «Есть в осени первоначальной...» Федор Иванович Тютчев передает читателю свое настроение, свои дорожные впечатления от осеннего пейзажа, свои размышления.

– На сколько строф делится стихотворение? О чем говорится в каждой строфе?

В первом четверостишии поэт описывает картину природы, которую он видит. Во второй строфе он вспоминает о времени жатвы, а потом внимательно всматривается в паутину на стерне (на праздной борозде) . В третьей строфе он говорит о том, что впереди ждут зимние бури, но сейчас поэт не хочет о них думать и наслаждается последним теплом.

– Какие эпитеты употребляет поэт?

Для создания настроения нежной грусти и торжественности Тютчев употребляет выразительные эпитеты: в осени первоначальной, дивная пора, бодрый серп, на праздной борозде (на праздной – то есть на отдыхающей, на которой закончена работа), чистая и теплая лазурь, отдыхающее поле .

Находим метафоры: серп гулял, лазурь льется . Поэт сравнивает паутину с волосом: лишь паутины тонкий волос блестит; голубое небо он называет лазурью . Мы вслед за поэтом представляем поле как большого отдыхающего человека.

Природа замерла в ожидании, и состояние покоя помогают передать в первом четверостишии всего два глагола: есть и стоит .

– Какой способ рифмовки в этих строфах? Что он помогает передать? Понаблюдайте за длиной строк.

Мы представляем, что поэт задумчиво смотрит на осеннее поле и размышляет неторопливо. Это состояние задумчивости передает разный способ рифмовки (в первых строфах рифмовка перекрестная, в третьей кольцевая, или опоясывающая), разная длина строк: длинные строчки в 10 слогов рифмуются с более короткими в 8 слогов, строки в 11 слогов – со строками из 9 слогов. Более короткие строки идут вслед за длинными, ритм как бы сбивается, и это создает впечатление, будто человек устал и хочет отдохнуть.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, (11 слогов)

Но далеко еще до первых зимних бурь – (12 слогов)

И льется чистая и теплая лазурь (11слогов)

На отдыхающее поле... (9 слогов)

Описывая осенний день, Тютчев передает читателям красоту природы, настроение грусти и покоя.

3. Выразительное чтение стихотворения Ф.И. Тютчева.

4. Сочинение-миниатюра «Путешествие золотого листочка».

Т.В. СОРОКИНА,
Ульяновская обл.

Фёдор Иванович Тютчев признанный мастер лирики о природе. Его произведения напоминают красочные зарисовки изменений в окружающем мире: зимние узоры, тёплый летний ветерок, дивная осенняя пора, когда природа только начинает увядать. О последней поэт говорит с особой трепетностью и умиротворением. Познакомившись с кратким анализом «Есть в осени первоначальной» по плану, ученики 6-го класса смогут оценить мастерскую передачу чувств и ощущений посредством русского поэтического языка. Краткий разбор произведения поможет им легко справиться с заданиями по лирике Тютчева на уроках литературы.

Краткий анализ

История создания : стих написан в 1857 году во время поездки из Овстуга в Москву

Тема стихотворения: осенняя пора и размышления о жизни.

Композиция: стихотворение состоит из трёх четверостиший.

Жанр: пейзажная лирика.

Стихотворный размер: размер стиха ямб, рифма — перекрёстная.

Метафоры: «И льётся чистая и тёплая лазурь».

Эпитеты: «бодрый серп», «отдыхающее поле» .

Сравнения: «…день стоит как бы хрустальный» .

Олицетворения: «…серп гулял…» .

Метонимия: «…падал колос» .

История создания

Говоря об истории создания произведений Тютчева, нужно вспомнить, что поэт много времени проводит в пути, что давало ему возможность постоянно любоваться красотой и изменчивостью русской природы. Стихотворение было написано в 1857 году в августе, когда всё живое готовится к наступлению осени.

Тютчев с дочерью направлялся из Овстуга в Москву, когда его настигло вдохновение. Он стал набрасывать стихи на листке со списком дорожных затрат. Дочь, заметив, что руки отца дрожат от нетерпения, а ухабы на дороге не дают сосредоточиться, дописала вторую часть только что родившегося стихотворения под его диктовку.

Тема

Прочитав стихотворение «Есть в осени первоначальной», трудно поверить, что его автор недолюбливал осень. Тютчеву это время года навевало тоску от осознания, что жизнь явление быстротечное. Но в данном стихотворении поэт изображает чудесный миг, когда природа ещё только готовится попасть под власть холодной зимы и словно замерла во всём своём великолепии.

Тема произведения — осенняя природа. Но пейзажной лирике Тютчева свойственно параллельное отражение размышлений о жизни и месте человека в ней. Поэтому в данной работе есть и вторая тема — размышления о жизни.

Стихотворение озвучивает ряд проблем:

  • Взаимосвязь человека и природы. Начало осени прекрасно, но впереди морозная зима. Период зрелости в жизни людей тоже прекрасен, но юные годы остались позади, а впереди неумолимо приближение старости.
  • Труд и человек. Нелёгок труд крестьянина, но он наполняет жизнь смыслом.
  • Смысл жизни. Наступление осени благоволит подведению итогов, уходящего года, оценке его со стороны.

Композиция

Стихотворение состоит из 3-х четверостиший, каждое из них выступает в качестве самостоятельной пейзажной зарисовки. Однако законченность и истинный смысл четверостишия обретают, лишь при прочтении как единого целого.

Жанр

Стихотворение «Есть в осени первоначальной» относится жанру пейзажной и философской лирики. Тютчев — поэт «чистого искусства», непонимающий в поэзии преобладания социальных вопросов. В этом произведении, как и во многих других его работах, сочетаются два художественных направления: реализм и романтизм. Поэтому его строки окрашены точными картинами окружающей природы в сочетании с эмоциональным состоянием автора.

Стихотворение написано разностопным ямбом. В первых двух четверостишьях рифмовка перекрёстная, а в третьем — опоясывающая. Чередуются мужская и женская рифмы. Так создаётся впечатление музыкального звучания. Длинные строки сменяют короткие, характеризуя непостоянство и быстротечность природного состояния.

Средства выразительности

Тютчев известен использованием изысканных средств выразительности богатого на поэтику литературного русского языка. Для создания в стихотворении доподлинного ощущения постоянной связи человека и природы поэт использует следующие художественные приёмы:

  • Изящные эпитеты : «…лучезарны вечера», «…бодрый серп…», «…на праздной борозде», которые с точностью передают высшую степень восхищения окружающей природой.
  • Метафоры : «И льётся чистая и тёплая лазурь», «…паутины тонкий волос».
  • Олицетворения : «…день стоит…», «…серп гулял…».
  • Сравнения : «…день стоит как бы хрустальный», то есть прозрачный, хрупкий, неосязаемый и для поэта и для его читателя.
  • Метонимию , точнее её разновидность синекдоху: «…падал колос»

В произведении дважды встречаются многоточия, которые создают ощущения недосказанности и возможность «додумать», представить любому из читателей собственную картину «первоначальной» осенней поры.

Образ какой осени создаёт в стихотворении Тютчев?

В этом стихотворении поэт создаёт образ «первоначальной» осени.

Какая это пора? К какому средству создания художественного образа прибегает поэт?

Это «короткая, но дивная пора». Дивная — это эпитет. Слово «дивный» имеет два значения: необычный и прекрасный.

Какое значение слова реализуется в стихотворении? Может быть, оба? Почему эта пора необычная?

Это переход от лета к зиме.

Чем она прекрасна?

Она прекрасна хрустальным днём, лучезарными вечерами, перелётами паутинок, умиротворением, разлитым в природе.

— При помощи какого изобразительно-выразительного средства создан художественный образ «Весь день стоит как бы хрустальный»? Что этим хотел сказать поэт?

Это метафорический эпитет. Осенний воздух и хрусталь похожи своей прозрачностью, чистотой. Общее можно найти в прохладе, свежем ветерке осеннего дня. И в красоте, драгоценности, сближающей хрустальную вещь и похожий осенний день, который дорог тем, что он один из последних. Поэт имел в виду ещё звонкость осеннего дня, чистоту звуков, которые далеко разносятся в тишине. А не так ли непрочна красота осеннего дня, как хрупок хрусталь?

— Таков день, а каковы «осенью первоначальной» вечера? Как вы понимаете этот художественный образ?

Вечера «лучезарны». Лучезарный — сверкающий, сияющий. Вечера тоже прекрасны.

— Тютчев показал нам природу в движении: от дня к вечеру, от осени к зиме. Хотя «далеко до первых зимних бурь», какие приметы осени есть в стихотворении?

Пусто везде — и на земле, и в небе, простор везде, не слышно птиц. Заметнее стали паутинки: их тонкий волос блестит. Это метафора.

— В каком художественном образе присутствует в произведении человек? Как вы его понимаете?

Человек всё лето неистово работал в поле, «где бодрый серп гулял и падал колос»

— И природа, и человек заслужили отдых. Какие художественные образы говорят нам об этом? Как они созданы?

Поэт называет поле «отдыхающим». Это очень необычный эпитет.

— Как создан художественный образ «И пьётся тихая и тёплая лазурь / На отдыхающее поле»? Как вы его понимаете?

Лазурь — это светло-синий цвет, синева. Чистая и теплая лазурь — это небо, которое как бы пьётся на землю, стремясь отпраздновать с ним праздник осени «первоначальной»

— Что хотел сказать поэт созданными художественными образами?

Он рассказал нам о красоте ранней осени, о чистом, прозрачном воздухе, сияющих вечерах, тишине, умиротворении. Чувствуешь умиление красотой природы, читая это стихотворение, и в это же время испытываешь лёгкую грусть, светлую печаль.

5-й класс

Ф.И. Тютчев.
«Есть в осени первоначальной...»

Конспект урока по анализу поэтического текста

Цели: продолжить формирование у учащихся умения читать и воспринимать пейзажную лирику; навыки анализа стихотворного текста.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя о поэте.

Федор Иванович Тютчев почти двадцать лет провел за границей, работая в русской дипломатической миссии. Когда он вернулся в Россию, то поселился в Петербурге, изредка приезжая в свое родное село Овстуг в Брянской губернии. Такие поездки помогали Тютчеву по-новому ощутить радость и красоту русской природы.

22 августа 1857 года поэт вместе с дочерью Марией направляется из Овстуга в Москву. Дорога утомляла, отец и дочь дремали. И вдруг он взял из ее рук листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и на его обороте начал быстро писать:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Мария, видя, как рука у отца нетерпеливо дрожит, а подскакивающая на ухабах коляска не дает писать, берет у него карандаш и бумагу и сама под его диктовку заканчивает стихотворение:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

2. Анализ стихотворения.

Анализируем стихотворение в ходе беседы, основные мысли записываем в тетрадь.

В стихотворении «Есть в осени первоначальной...» Федор Иванович Тютчев передает читателю свое настроение, свои дорожные впечатления от осеннего пейзажа, свои размышления.

– На сколько строф делится стихотворение? О чем говорится в каждой строфе?

В первом четверостишии поэт описывает картину природы, которую он видит. Во второй строфе он вспоминает о времени жатвы, а потом внимательно всматривается в паутину на стерне (на праздной борозде) . В третьей строфе он говорит о том, что впереди ждут зимние бури, но сейчас поэт не хочет о них думать и наслаждается последним теплом.

– Какие эпитеты употребляет поэт?

Для создания настроения нежной грусти и торжественности Тютчев употребляет выразительные эпитеты: в осени первоначальной, дивная пора, бодрый серп, на праздной борозде (на праздной – то есть на отдыхающей, на которой закончена работа), чистая и теплая лазурь, отдыхающее поле .

Находим метафоры: серп гулял, лазурь льется . Поэт сравнивает паутину с волосом: лишь паутины тонкий волос блестит; голубое небо он называет лазурью . Мы вслед за поэтом представляем поле как большого отдыхающего человека.

Природа замерла в ожидании, и состояние покоя помогают передать в первом четверостишии всего два глагола: есть и стоит .

– Какой способ рифмовки в этих строфах? Что он помогает передать? Понаблюдайте за длиной строк.

Мы представляем, что поэт задумчиво смотрит на осеннее поле и размышляет неторопливо. Это состояние задумчивости передает разный способ рифмовки (в первых строфах рифмовка перекрестная, в третьей кольцевая, или опоясывающая), разная длина строк: длинные строчки в 10 слогов рифмуются с более короткими в 8 слогов, строки в 11 слогов – со строками из 9 слогов. Более короткие строки идут вслед за длинными, ритм как бы сбивается, и это создает впечатление, будто человек устал и хочет отдохнуть.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, (11 слогов)

Но далеко еще до первых зимних бурь – (12 слогов)

И льется чистая и теплая лазурь (11слогов)

На отдыхающее поле... (9 слогов)

Описывая осенний день, Тютчев передает читателям красоту природы, настроение грусти и покоя.

3. Выразительное чтение стихотворения Ф.И. Тютчева.

4. Сочинение-миниатюра «Путешествие золотого листочка».

Т.В. СОРОКИНА,
Ульяновская обл.