Биография. Автопортрет поэта Песни на стихи Риммы Казаковой

Cлайд 1

«Женская» поэзия 20 века Презентация подготовлена Вениаминовой О.П. МОУСОШ №9, г.Волжск РМЭ

Cлайд 2

Белла Ахмадулина (1937) В 1960 г. окончила Литературный институт им. М. Горького. Первая книга стихов "Струна" вышла в 1962 г., за ней последовали "Уроки музыки" (1969), "Стихи" (1975), "Свеча" (1977), "Метель" (1977), "Тайна" (1983), "Сад" (1987), "Побережье" (1991), "Гряда камней" (1995). Ахмадулина начинала в группе так называмых "громких", трибунных поэтов 60-х гг.

Cлайд 3

Поэзия, переводы, многочисленные эссе - за полвека своей творческой жизни она выпустила несколько десятков книг. "А напоследок я скажу...", "О, мой застенчивый герой", "По улице моей который год... " - в годы хрущевской "оттепели" эти строки звучали со сцены Политехнического, наряду со стихами других поэтов-"шестидесятников" - Вознесенского, Рождественского, Евтушенко.

Cлайд 4

Награды Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 августа 2007) - за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (7 апреля 1997) - за заслуги перед государством и выдающийся вклад в развитие отечественной литературы Орден Дружбы народов (1984) Лауреат Государственной премии СССР (1989) Лауреат Государственной премии России (2004) Лауреат премии фонда «Знамя» (1993) Лауреат «Носсиде» (Италия, 1994) Лауреат премии «Триумф» (1994) Лауреат Пушкинской премии фонда А. Тепфера (1994) Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (1998) Лауреат «Брианца» (Италия, 1998) Лауреат журнала «Дружба народов» (2000) Лауреат премии имени Булата Окуджавы (2003)

Cлайд 5

Римма КАЗАКОВА (27.01.1932 - 19.05.2008.) Родилась 27 января 1932 года в Севастополе, в семье военного. Раннее детство провела в Белоруссии, школьные годы прошли в Ленинграде. Закончила исторический факультет ЛГУ. Семь лет жила на Дальнем Востоке в Хабаровске. Работала лектором, преподавателем, в газете, на киностудии. Здесь, в 1958 году, вышел первый сборник ее стихов "ВСТРЕТИМСЯ НА ВОСТОКЕ".

Cлайд 6

В 1976 - 1981 годах - секретарь правления Союза писателей. Занималась переводами с языков стран ближнего и дальнего зарубежья. Римма Казакова - автор многих популярных песен: - "Мадонна", "Ненаглядный мой", "Ты меня любишь" и других. Музыку для ее стихов писали А. Пахмутова, И. Крутой, А. Савченко, Л. Квинт...

Cлайд 7

Награды Награждена орденами Трудового Красного Знамени (1984) Дружбы народов (1980) Кирилла и Мефодия 1-й степени (НРБ, 1981) Засл. работник культуры Узбекистана и Каракалпакии (1981) Премии им. С.Бородина СП Узбекистана (1981)

Cлайд 8

Юлия Друнина (1924 – 1991) Юлия Друнина родилась 10 мая 1924 года в Москве в учительской семье. В 11 лет начала писать стихи. Когда началась Отечественная война, в шестнадцатилетнем возрасте записывается в добровольную санитарную дружину и работает санитаркой в глазном госпитале. Участвует в строительстве оборонительных сооружений под Можайском, попадает под бомбежку и, выполняя свои прямые обязанности, становится санитаркой пехотного полка. Воевала, была ранена.

Cлайд 9

Печатается как поэт с 1940 года. В начале 1945 в журнале "Знамя" была напечатана подборка стихов Друниной. В 1952 закончила Литературный институт Член СП СССР (1947). Избиралась секретарем правления СП РСФСР (с 1985), членом и секретарем (с 1986) правления СП СССР. Награждена орденами Красной Звезды, Трудового Красного Знамени (дважды), "Знак Почета", Отеч. войны 1-й степени, медалями "За отвагу", "За оборону Москвы", "За победу над Германией". Гос. премия РСФСР (1967), серебряная медаль им. А.Фадеева (1973).


Римма Казакова


Ведущий:

Казаковой.
Родилась Римма Казакова 27 января 1932 года в Севастополе, прожила 76 лет. Её отец, Фёдор Лазаревич Казаков, был военным, а мать, Софья Александровна Шульман, работала секретарём-машинисткой. Имя, данное родителями, означает «Революция, Электрификация, Мировой Октябрь». В 20 лет взяла имя Римма.

Раннее детство Казакова провела в Белоруссии, школьные годы - в Ленинграде. Окончила исторический факультет Ленинградского государственного университета.

Семь лет жила на Дальнем Востоке в Хабаровске. Работала лектором, преподавателем, в газете, на киностудии.

Первые стихи Казаковой, принадлежавшей к поколению шестидесятников наряду с Евтушенко, Окуджавой, Вознесенским, Рождественским, Кашежевой были опубликованы в 1955 году, а уже в 1958 году вышел первый сборник её стихов «Встретимся на Востоке».

В 1959 году Казакова была принята в Союз писателей СССР. В 1964 году окончила высшие литературные курсы при Союзе писателей. В 1976-1981 годах - секретарь правления Союза писателей. С 1977-го года состоит в КПСС. Позже была избрана первым секретарем Союза писателей Москвы, которым являлась до конца жизни.

Лирика Казаковой богата образами, отличается тщательностью в подборе слов. Её чуткость к человеческим страданиям имеет истоки в военном детстве, в опыте суровой жизни на Дальнем Востоке. Её творчество определено характерными для конца 50-х гг. поисками человеческой порядочности и отказом от пафоса и пропаганды. Часто это философская лирика, в которой под конец стихотворения раскрывается символика природы; нежной проникновенностью отличается любовная лирика Казаковой. Слово - особенно в ранних её стихах - служит для выражения пережитого и выбирается с большим чувством ответственности.


Она была именно поэтессой, не поэтом. Потому что она не стеснялась быть поэтессой, быть женщиной, она именно хотела быть женщиной. Она и была ей. Всю свою жизнь она и жила любовью, в ожидании любви, в расцвете любви, в трагедии любви. Как часто бывает, такие страстные натуры часто бывают внешне несчастливы. Их любовь заканчивается печально. Но сама безответная любовь – это такое счастье, которое дается не каждому, и поэтому Римма Казакова, при всех ее житейских драмах и трагедиях, была до конца жизни счастливым человеком. Она и в 70 лет писала стихи о любви. Именно любовь требовала от нее активной жизни, активной поэзии. Для нее никогда поэзия не была элитарным занятием, неким хобби, это какая-то гармония человека и общества, тела и души, чувств и разума. И в своей политической, общественной деятельности она всегда оставалась чувственной и страстной женщиной. Как говорили, ее сила – в ее женской слабости.
Быть женщиной – что это значит?
Какою тайною владеть?
Вот женщина. Но ты незрячий.
Тебе ее не разглядеть.
Поэт Александр Бобров писал о Казаковой: «Неотразима и неуязвима завидной уязвимостью своей…» Она доверяла перу самые тайные движения души, свои слабости и грехи, свои страсти и свои идеалы. Впрочем, она всю жизнь боролась за самые высокие идеалы и не принимала безыдеальность современного потребительского общества. Она никогда не стеснялась с трибуны смело говорить о скрываемых темах, занимая завидное положение в одном из писательских союзов, не стеснялась спорить со своими коллегами и ценить у оппонентов их достоинства.

Ее первый сборник стихов «Встретимся на Востоке» вышел в 1958 году в Хабаровске, куда она с комсомольским энтузиазмом уехала покорять просторы после окончания Ленинградского университета, отклонив предложение такого же молодого поэта Андрея Вознесенского о замужестве. До конца жизни она умудрялась мечтать о будущем: о будущем детей и внуков, о будущем литературы, о будущем России. И – привычно путешествовать, ибо ее душа не умела сидеть на одном месте. Да и юбилеи свои она встречала всегда где-нибудь в поездках, и не каких-нибудь элитарно-заграничных, а самых русско-провинциальных.


Ведущий:

Она была изначально советской поэтессой, даже когда не соглашалась с властью, была народной поэтессой, и не случайно ее песни и сейчас поет народ, была искренней и динамичной. Многие нынче и знают ее благодаря популярным песням («Ненаглядный мой», «Мадонна», «Музыка венчальная», «Ты меня любишь», «Ариадна», «Игра», «Нет пути назад», «Поздняя женщина» и др.). Не случайно она и родилась с революционным именем Рэмо и лишь студенткой сменила имя на более привычную Римму. Она никогда не кичилась известностью, но умела служить до конца своему поэтическому призванию. Поэтому и состоялась в русской поэзии.

Писать стихи было делом ее жизни. И как мужественный человек, она понимала, что настоящая поэзия не каждому даже талантливому человеку по плечу. Римма Казакова уверена, что «…раньше было другое время. Государственная политика по отношению к поэзии, как и в целом к культуре, никакая. У поэтов нет юридического статуса. Поэтому они вне рынка. А если и приглашают почитать стихи, то предупреждают, что денег за это не заплатят. Считают, что поэты должны питаться святым духом…».
Хотя сама поэтесса благодаря своим песням оставалась на плаву, она переживала за всю литературу, за великую русскую культуру. Всегда поддерживала молодых поэтов.

Любила, следила, скорбя:
все что-то во мне горько мечется…


Писала, спасала себя,
а думала, что человечество.

Ее поэзия – это признание в любви – мужчине, миру, своей стране, своему времени. Наивная и трогательная исповедь ХХ века.

Демон и ангел хрустальнейший –
двое в смертельном бою,
кто победит в том ристалище,
видя лишь правду свою?


Я не оракул пророчества,
слепо рискну головой.
Но, даже если захочется
выйти из схватки живой,


Буду без сна и без жалости
биться, чтоб мне повезло.
Знать бы лишь только:
сражаешься
ты за добро или зло?
Она могла читать стихи перед тысячной публикой на стадионах и одновременно оставаться застенчивым и робким человеком в жизни. И лишь однажды, когда в её дом беспардонно ввалилась злодейка-судьба, она бесстрашно поднялась на борьбу за жизнь и здоровье своего единственного сына. Вся страна узнала о том, что сын уважаемого российского литератора Риммы Фёдоровны Казаковой страдает от наркозависимости не из желтой прессы. Сама мать поведала людям об этом горе с телеэкрана в передаче "Женские истории с Оксаной Пушкиной". И только благодаря маме, её пониманию, любви и преданности, молодому писателю Егору Радову удалось вырваться из замкнутого круга, вернуться к нормальной жизни. Эта передача не только потрясла российских зрителей своей откровенностью, но и многим из них, столкнувшимся с подобной проблемой, помогла обрести надежду на завтрашний день.

Судьба, подарившая поэтессе дар стихосложения и народное признание, всё же была не очень благосклонна к Римме Фёдоровне. После двух неудачных браков она до последних дней ждала встречи с настоящей любовью, встречи, которой так и не суждено было случиться.

В одном из последних интервью на вопрос журналиста, ради чего стоить жить, Казакова, как истинный поэт, ответила отрывком из своего стихотворения: "И мы дышим, поскольку нам дышится, и живем, потому что живем". А потом добавила: "Надо просто жить. Служить своему призванию. А слава, любовь... Они тебя найдут... Если ты этого стоишь".

Поэты – люди редкой породы, они сродни вестникам. И потому, наверное, вовсе не думая об этом при жизни, сами слагают строки, которые позже ложатся скорбью на их собственные надгробья.

А случится беда -
я шагну, назову свое имя...
Я своя у своих.
Меня каждое дерево примет.


Ведущий:

Ничего не предвещало беды. Напротив. В санатории посёлка с весёлым названием Перхушково неспешно шли дни. Римма Фёдоровна отдыхала от столичной суеты, набиралась сил, принимала бодрящие процедуры. Не известно, была ли поэтесса Казакова человеком суеверным, но по роковому стечению обстоятельств её сердце перестало биться именно в злосчастный понедельник в 13.00. Судя по последним её интервью, Римма оставалась полна молодой энергии, творческих планов, прекрасно выглядела. Журналисты не упускали возможности поинтересоваться, как ей удаётся сохранить подобную свежесть мысли, души и лица. Как истинный поэт, Казакова обычно отвечала на любые вопросы стихами. Их арсенал был настолько многогранен, что всегда находились подходящие строки. И не важно, шла ли речь о любви или политике, о природе или о человеческих взаимоотношениях.

Годы, годы! Вы прошли?
Ну, а может, вы настали?
Неужели соловьи
оттомили, отсвистали?

Отблистало столько дней,
но во всем, что мне осталось,
всё счастливей, всё больней
я люблю любую малость.

Мне - что холод, что - жара,
что - гулянка, что - работа...
Помирать уже пора,
а рожать детей охота!

Ах, не ставьте мне в вину
грех прекрасного разлада!
Повернуло на весну!
Ну, а может, так и надо?


Ведущий:

Римма Казакова скончалась 19 мая 2008 года в санатории посёлка Перхушково. Её похоронили 22 мая 2008 года на Ваганьковском кладбище в Москве.

В июле 2008 года для поощрения молодых поэтов, не достигших возраста 35 лет, была учреждена литературная премия имени Риммы Казаковой «Начало». Церемония награждения будет проходить в день смерти поэтессы 19 мая. Положение о премии не предполагает её ежегодного вручения, по утверждению организаторов, она будет вручаться при «наличии достойных кандидатов и денежных средств». Первая премия была вручена 19 мая 2009 года поэтессе Наталье Поляковой «за яркое начало творческого пути».

На свежей могиле, появившейся на Ваганьковском кладбище в Москве 22 мая 2008 года, пока не установлен памятник. Да и понять-то ещё невозможно, что в Политехническом больше никогда уже не будет литературного вечера Риммы Фёдоровны, что Московский союз литераторов и молодые поэты столицы в одно мгновение осиротели, в то, что всё написанное ею теперь будет называться литературным наследием.

Вновь и вновь читаю внимательно
Я стихов её строки вещие,
По призванью – души касателя,
Этой мудрой и светлой женщины.

Время жизни, увы, скоротечное,
Белым облаком в небо майское
Улетает нежная, вечная,
И цветы несут на Ваганьковское...

Но если женщина уходит, побито голову неся, то все равно с собой уводит бесповоротно всё и вся.


Ведущий:
Переходы, перегрузки,
долгий путь домой...
Вспоминай меня без грусти,
ненаглядный мой.

Издан двухтомник памяти известной поэтессы Риммы Казаковой. В него вошли неизвестные тексты поэтессы, а также воспоминания о ней. Кто не знаком с творчеством Риммы Казаковой смогут открыть для себя удивительный мир ее простой и проникновенной поэзии, а знатоки найдут, то что еще нигде не печаталось - это не только стихотворения, но и интервью, расшифровки различных литературных бесед, восстановленных по магнитофонным записям. «Немногие знают и о том, что известная поэтесса всерьез увлекалась сказками и фантастикой. В книге представлены два фантастических рассказа, написанных Казаковой. Второй том содержит воспоминания о поэтессе Евгения Сидорова, Аркадия Арканова, Леонида Жуховицкого, Татьяны Кузовлевой, Кирилла Ковальджи, Анатолия Курчаткина, Елены Исаевой и многих других. Двухтомник памяти поэтессы издан при финансовой поддержке фонда «Русский мир


Стихотворение «Ненаглядный мой»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

День рождения: 27.01.1932 г Месторождения: Севастополь, Россия Дата смерти: 19.05.2008 года Гражданство: Россия Казакова Римма Фёдоровна Рэмо Казакова «Мое имя приговорило меня к экстравагантности, а я этого терпеть не могу», – говорила про себя Римма Казакова. Люди, близко знавшие поэтессу, в один голос уверяют, что Казакову можно называть как угодно, только не экстравагантной. Рэмо - это "революция, электрификация, мировой октябрь". Родители были "сдвинутыми" коммунистами, поэтому и дали мне имя, которое могло пригодиться Чубайсу, если убрать слово "революция". Правда, мама звала меня Римусей. После окончания пединститута я поняла, что ехать преподавать историю с таким именем в российскую глубинку - это засада. И подала заявление в загс. Там ответили, что у меня хорошее революционное имя. Я не смирилась, написала, что это аббревиатура - как ЦК КПСС, ВЦСПС и т.д. - и в итоге стала Риммой. А вообще я не люблю ничем выделяться». Данное родителями имя было благополучно в 20 лет поменяно на Римму и забыто. Казакова: Я пример того, что поэты рождаются в чертополохе. До того как стать военным, отец был рабочим порохового завода, мать - обмотчица электрических катушек. Какой поэзии могли они научить? Загадка для меня самой. Моя мама - еврейка, а отец - русский. Я - полукровка, чем и горжусь! Национальность для меня не имеет значения, в отличие от антисемитов, для которых кровь бывает разного цвета: голубая, зеленая или ядовито-желтая. Но ощущала я себя всегда русской. Римме Федоровне, дочери военного, с самого детства выпало быть скиталицей. Она переезжала из города в город. Родилась она в Севастополе. Раннее детство Казакова провела в Белоруссии, школьные годы - в Ленинграде. После окончания школы поступила на исторический факультет Ленинградского университета.

2 слайд

Описание слайда:

Комсомольские стройки …Я хотела научиться всему, понять всех; работала на стройках, лес валила, была каменщицей, кровельщицей, плотничала. И даже мастер-плотник меня хвалил: «Девка, была б ты парнем - цены б тебе не было!» Потому что я могла работать с двух рук - и с левой, и с правой. Семь лет жила на Дальнем Востоке в Хабаровске. Работала лектором, преподавателем, в газете, на киностудии. Казакова: Когда я закончила университет, мне предложили поступить в создававшийся тогда в Москве Институт Латинской Америки. Но я хотела пожить самостоятельно и понять, что такое я и что такое живая жизнь. Время было непростое: разоблачение культа личности, были даже какие-то демонстрации, кого-то из наших посадили, а мне просто казалось, что лучше самой во всем разобраться. Я тогда решила, что уеду как можно дальше. Хабаровск этим требованиям вполне отвечал. Туда мы и отправились с подружкой. Конечно, настоящая жизнь началась все-таки там. В то же время Римма Казакова – дитя шестидесятых – придавала огромное значение развенчанию Сталина. Но не только развенчание «отца народов» было для нее значимым: свое стихотворение «Вожди» она написала уже после того, как политическую арену покинул Хрущев. «Лупите, полновесные дожди, чтоб и в помине этого не стало! Аминь, вожди! На пенсию, вожди! Да здравствует народ! Да сгинет стадо! Я, может, и не так еще живу, но верю в совесть. По ее закону я больше лба себе не расшибу ни об одну державную икону».

3 слайд

Описание слайда:

Первые стихи Казаковой, принадлежавшей к поколению шестидесятников наряду с Евтушенко, Окуджавой, Вознесенским, Рождественским, Ахмадулиной были опубликованы в 1955 году, уже в 1958 году вышел первый сборник её стихов «Встретимся на Востоке». "Она ворвалась в шумную компанию шестидесятников с Дальнего Востока, произвела фурор - красивая, заводная, талантливая!.." - вспоминают о ней друзья. Это была счастливая эпоха, когда поэты читали стихи по телевидению, на площадях и стадионах. Среди выступавших была и Римма - легкая на подъем, веселая, неистощимая. В ее стихах, узнаваемых и таких искренних, звенели радость и любовь. Это всеобъемлющее чувство осталось в ее сердце навсегда. В начале 60-х переехала в Москву, работала над переводами стихов с языков народов СССР (переводила с абхазского, кабардинского, литовского, таджикского, прочих языков). В 1964 году закончила Высшие литературные курсы. Еще в юности Римма начала сочинять песни. Когда она уезжала на Дальний Восток, с собой взяла маленький аккордеончик, сама писала и музыку, и слова. Казакова: «Позже я поняла, что музыка у меня довольно бездарная – монофоническая, однообразная. А вот слова… О том, что мне надо писать песни, первым сказал Михаил Светлов. Я прочитала ему стихотворение «Парус», и он воскликнул: «Старуха! Так это же песня!» Потом эти слова положил на музыку Сергей Никитин.

4 слайд

Описание слайда:

«Все началось в 1969 году. Пахмутова прочитала стихотворение "Ненаглядный мой" в журнале "Юность", и появилась песня…» Несколько лет спустя я познакомилась с Игорем Крутым, появился Александр Серов, потом с Сашей Лукьяновым мы писали для Филиппа Киркорова. И пошло-поехало. Я сама порой не понимаю, почему мои песни становятся популярны».

5 слайд

Описание слайда:

«Я не боюсь быть открытой...» Первый раз Римма вышла замуж в двадцать девять лет – за писателя и публициста Георгия Радова, ныне незаслуженно забытого. Он был старше ее на семнадцать лет. Казакова: «Когда я с ним познакомилась, у меня сразу возникло чувство, что мы родные люди. Я многому у него научилась, и вообще мы были соратники по духу. Он был человеком, заполняющим пространство, мне никогда не было с ним одиноко. Замечательный, сильный, мужественный, умный – до бесконечности».

6 слайд

Описание слайда:

Долгие годы жизнь талантливой и успешной поэтессы Казаковой была словно расколота надвое. С одной стороны – стихи, книги, бурная общественная деятельность и признание, а с оборотной – страшная боль и страшная тайна. Боль – это сын, Егор Радов. Егор – писатель, широко известный в узких кругах. Сам он определял свой стиль как метафизический панк. Ему хотелось изобразить маразм как принцип бытия в целом. Несколько лет он плотно сидел на героине. За эти годы Римма Федоровна перевидала столько ломок… Непонятно, как не сломалась сама. Видимо помогла материнская любовь. Она очень любила сына… Егор унаследовал от родителей не только литературный дар, но и черты характера – непокорный нрав отца и ранимую душу матери.

7 слайд

Описание слайда:

У Казаковой вышло более 20 сборников стихов: «Там, где ты» (1960), «В тайге не плачут» (1965), «Пятницы» (1965), «Елки зеленые» (1969), «Снежная баба» (1972), «Помню» (1974), «Набело» (1977), «Русло» (1979), «Сойди с холма» (1984), «Избранные произведения» в 2 т. (1985) и др. У Казаковой вышло более 20 сборников стихов: «Там, где ты» (1960), «В тайге не плачут» (1965), «Пятницы» (1965), «Елки зеленые» (1969), «Снежная баба» (1972), «Помню» (1974), «Набело» (1977), «Русло» (1979), «Сойди с холма» (1984), «Избранные произведения» в 2 т. (1985) и др. Благодаря характерной напевности многие творения Казаковой стали эстрадными шлягерами. Песни на ее стихи писали Александра Пахмутова, Игорь Крутой, Владимир Шаинский, а среди спевших их были Александр Серов, Валентина Толкунова, Майя Кристалинская, Филипп Киркоров,Алла Пугачёва, Ирина Алегрова и т.д. Разные композиторы, разные певцы… Проще было бы назвать тех, с кем она не успела поработать. Почти у каждой звезды есть хотя бы одна её песня. Даже у гр. «Стрелки».(Я хорошая, а ты меня не любишь. Я люблю тебя, а ты такой плохой.) В последние годы песни на стихи Казаковой стали не так популярны, как, к примеру, позднесоветский хит «Ты меня любишь», который пел Серов. Поэтесса говорила, что современным певцам и их слушателям не нужен смысл, она стала неформатом. Жаловалась, что исполнители не считают нужным указывать ее имя как автора песни. Тем не менее она не порывала связь с музыкой – до последних дней она работала над мюзиклом по мотивам «Гамлета». Творческая судьба Риммы Казаковой, казалось бы, сложилась вполне благополучно. Более двадцати поэтических сборников, любимые народом песни, официальные должности, общественная работа… А в личной жизни - страдание, постоянный страх за любимого сына, душевная боль, полоса забвения, разочарования. "Жизнь меня била и лупила, как хотела", - признается она однажды… но в ее стихах, узнаваемых и таких искренних, звенели радость и любовь.

8 слайд

Описание слайда:

Творчество Риммы Казаковой - это история второй половины ХХ века, это боль и счастье обычного человека. Не случайно жанр элегии удавался ей лучше всего. Поэтесса не боялась быть искренней, главное в творчестве - не сфальшивить. В конце печальной эпопеи, перевернувшей жизнь мою, я на развалинах Помпеи, ошеломленная, стою. В нас человек взывает зверем, мы в гибель красоты не верим. Жестокость! Парадокс! Абсурд! В последний миг последней боли мы ждем предсмертной высшей воли, вершащей справедливый суд.

9 слайд

Описание слайда:

Литературная премия имени Риммы Казаковой «Начало» Учреждена в июле 2008 года для поощрения молодых поэтов, не достигших возраста 35 лет. Положение о премии не предполагает ее ежегодное присвоение. Она будет вручаться в зависимости от «наличия достойных кандидатов и денежных средств». При этом церемония вручения будет проходить 19 мая – в день смерти Риммы Казаковой. Первая премия имени Риммы Казаковой «Начало» была вручена 19 мая 2009 года поэтессе Наталье Поляковой с формулировкой «за яркое начало творческого пути». Лауреат премии 2010 года – поэт и переводчик Александр Герасимов за книгу стихов «Стиходрамы» и многочисленные литературоведческие Литературная премия имени Риммы Казаковой «Начало» Учреждена в июле 2008 года для поощрения молодых поэтов, не достигших возраста 35 лет. Положение о премии не предполагает ее ежегодное присвоение. Она будет вручаться в зависимости от «наличия достойных кандидатов и денежных средств». При этом церемония вручения будет проходить 19 мая – в день смерти Риммы Казаковой. Первая премия имени Риммы Казаковой «Начало» была вручена 19 мая 2009 года поэтессе Наталье Поляковой с формулировкой «за яркое начало творческого пути». Лауреат премии 2010 года – поэт и переводчик Александр Герасимов за книгу стихов «Стиходрамы» и многочисленные литературоведческие статьи.

Опоясывающая рифма. Воздух - молоко парное! Рифмы для буриме должны быть неожиданными и немного странными. На полянку вышел зайка. Видит – там синичек стайка. Я – поэт! Зовусь Незнайка! От меня вам – балалайка! Торопыжка был голодный, Проглотил утюг холодный. И царица хохотать, И плечами пожимать… Ритм создаёт определённое настроение, окрашивает стихотворение единым тоном.

«Поэзия 19-20 века» - Родилась в Москве 26 сентября 1892 года. Сергей Есенин. Первая книга - "Радуница" (1916). Анна Ахматова 11 июня 1889 - 5 марта 1966. Литература выразила передовые идеи века. Затем Марина вернулась к мужу. В 1912-1915 годах учился в Народном университете Шанявского в Москве. 1895, с. Константиново Рязанской губ.- 1925, Ленинград) Родился в крестьянской семье.

«Русские рифмы» - Проанализируйте стихотворение. М.Ю. Лермонтов. Мужская рифма. Важны звуки. А.С. Пушкин. Раскачайте качели. Влияние европейской поэзии. С.А. Есенин. Банальные рифмы. Рифма бывает точная и неточная. В.А.Жуковский. Н.А. Некрасов. Алексей Плещеев. Способы рифмовки. Дождь шуршал. Стихотворная речь. Женская рифма.

«Поэзия 19-20 веков» - Состав поэтов широк и разнообразен. Реферат. Реферат по литературе. Символисты использовали мелодизм, создавая сложные музыкально – словесные конструкции. Начало теоретическому самоопределению символизма было положено Д. С. Мережковским. Футуристы стремились подчеркнуть «текучесть» поэтической речи своеобразным исполнением.

«Русские баснописцы» - Иллюстрации. Иван Андреевич Крылов. Нравоучительный рассказ. Чему учат басни. Афоризмы из басен. Крылатые выражения. Иван Иванович Дмитриев. Отгадываем. Особенности басен. Басни. Ворона и лисица. Памятник Крылову. Стрекоза и муравей. Лебедь, щука и рак. Русские баснописцы.

«О поэзии» - Как гуляет перед бором цудный странничек в кустах. Лик берёзы – под фатой подвенечной и прозрачной. Наступило Бабье лето - Дни прощального тепла. Солнечный блеск твой чудесный с нашей играет рекой. И зари вишнёвый клей застывает в виде сгустка. Поздним солнцем отогрета, В щёлке муха ожила. Завтра хлынет дождик быстрый, тучей солнце заслоня.

Казакова Римма Федоровна родилась в Севастополе 27 января 1932 года. Изначально девушку звали Рэмо, что означает «Революция, Электрификация, Мировой Октябрь». Но в двадцатилетнем возрасте она решила взять более благозвучное имя Римма. Отец будущей поэтессы, Федор Лазаревич, был военнослужащим, а мать, Софья Александровна Шульман, трудилась на должности секретаря-машинистки.

Свои детские годы Римма Казакова провела, преимущественно, на территории Беларуси, в том числе непростое военное время, а затем ее семейство переехало в Ленинград. Там девушка поступила в Ленинградский государственный университет (на исторический факультет), и по завершении учебы получила распределение на Дальний Восток.

Именно тогда Казакова, которую мама с детства называла «Римусей», решила поменять имя. Как впоследствии признавалась поэтесса, ее родители были немного «сдвинутыми» коммунистами, и потому посчитали аббревиатуру Рэмо вполне подходящим именем для дочери. Но ехать с таким именем в российскую глубинку, чтобы преподавать там историю, девушка однозначно не хотела. Тогда она и отправилась в ЗАГС.


Там выпускнице пединститута заявили, что у нее хорошее революционное имя, и менять его негоже. Но Казакова не сдавалась. В заявлении она написала, что Рэмо – это аббревиатура сродни ВЦСПС, ЦПКО и тому подобному, а не человеческое имя. В результате сотрудники ЗАГСа все же сдались под напором молодой преподавательницы и позволили ей стать Риммой.

Начало творческого пути

Отправившись работать по распределению, Римма Федоровна трудилась в Хабаровском окружном Доме офицеров на должности лектора-консультанта, а затем получила пост редактора в Дальневосточной студии кинохроники. Период, когда поэтесса жила на Дальнем Востоке, особенно примечателен тем, что именно здесь в 1958 году был опубликован первый сборник ее стихов, получивший название «Встретимся на Востоке».


Хабаровский край стал настоящим вдохновением для молодой Риммы Казаковой, несмотря на весьма суровый ритм жизни в тайге. Из-за своей работы девушка должна была часто отправляться в различные поездки и общаться с людьми, живущими на Дальнем Востоке с самого детства. Эти люди также помогли юной поэтессе вызвать в воображении необходимые образы, подобрать слова, создать метафоры и аллегории, благодаря которым родились ее бессмертные стихотворения.

Хотя Римма Федоровна хорошо относилась ко своей профессии и любила историю, все же постепенно она понимала, что главным делом своей жизни хочет сделать именно поэзию. В 1959 году, через год после издания ее первого стихотворного сборника, Казакова стала членом Союза писателей СССР.

Успех и всесоюзное признание

Желая усовершенствовать свой стиль, поэтесса поступила на высшие литературные курсы, работавшие при Союзе писателей СССР, и в 1964 году успешно их окончила. С тех пор поэтесса опубликовала большое количество стихов, издала многочисленные сборники, перевела немало произведений с языков стран дальнего и ближнего зарубежья, а также написала ряд стихотворений к известным на всю страну песням.


В 1976 году талантливую и популярную поэтессу назначили секретарем правления советского Союза писателей, и вскоре после этого, в 1977 году, Римма Казакова вступила в ряды КПСС. На должности секретаря правления Союза писателей поэтесса проработала до 1981 года. А в 1999 году ее избрали первым секретарем аналогичной российской организации – Союза писателей Москвы.

Развитие лирики Риммы Казаковой

После того, как Римма Федоровна начала вести активную деятельность в Союзе писателей СССР и публиковать свои многочисленные произведения, она обосновалась в Москве. Но, как признавалась сама поэтесса, застать ее в столице всегда было труднее всего. Дороги, их дух, красоты разных уголков родной страны и всего мира, возможность пообщаться с новыми людьми всегда много значили для Казаковой и стали основой, движущей силой ее творчества.


По мотивам своих путешествий поэтесса написала такие шедевры, как «Из кубинского дневника», «Мне опять на Восток», «Токио», «А в Лондоне туман», «Под чужими небесами», «Прибалтика», «Среднеазиатские страницы», «Митинг в тропиках», «Карловы Вары» и многие другие. В таких стихотворениях Римма Федоровна, с одной стороны, рассказывает о разных местах и людях, которые там живут. С другой стороны, она делится своими размышлениями по поводу увиденного, передает атмосферу и настроение каждого города и региона.

Но, пожалуй, наиболее известным является ее творчество о любви, дружбе, верности, материнстве и других «вечных темах». Будучи мудрым и открытым человеком, Казакова умела очень чувственно и пронзительно написать о силе добра, о любви мужчины и женщины, о любви матери к ребенку и даже о любви к родине, хотя идейной коммунисткой Римма Федоровна никогда не была. «Мы молоды», «Люби меня застенчиво», «Ненаглядный мой», «Помпея», «Я – остров…» - вот названия лишь немногих из таких стихотворений.


Стихотворный талант Риммы Федоровны пленяет своей образностью, поражающим богатством лексики, необычными метафорами и эпитетами. Казакова писала напевные, красивые по звучанию произведения, будь то стих о нежной любви или наполненное грустью стихотворение о войне, пришедшейся на детство поэтессы. При этом писательница старалась избегать пропаганды и пафоса, ответственно относиться к выбору каждого слова.


В 90-х годах Римма Казакова стала все больше лирики посвящать социальным вопросам. Так появился сборник «Наугад», в котором собраны стихотворные рассуждения поэтессы о современной жизни, об актуальном состоянии общества в целом и каждого человека в частности, о настроениях и идеях, бытующих в народе. Непростое время после распада СССР Римма Федоровна описывала порой даже резковато, с использованием очень контрастных метафор, но именно так поэтессе удавалось передать свое отношение к происходящему.

Общественно-политическая деятельность

Публицистическая жилка Риммы Казаковой проявлялась не только в том, что ее стихи все чаще становились своеобразными откликами на происходящие в обществе события.


Будучи секретарем правления Союза писателей, она увлеченно организовывала Дни литературы различных национальностей, общегосударственные Пушкинские праздники поэзии, традиционные поэтические вечера, проводившиеся в Политехническом музее. Также Римма Федоровна проводила совещания для начинающих молодых писателей.

Песни на стихи Риммы Казаковой

Поэтесса стала автором текстов для многих популярных на советском и постсоветском пространстве песен: «Ты меня любишь», «Мадонна», «Музыка венчальная», «Нет пути назад», «Игра», «Ариадна», «Поздняя женщина» и многих других.

Ее стихи были положены на музыку таких композиторов, как , Владимир Матецкий, Андрей Савченко.

Личная жизнь

Первым мужем Риммы Казаковой был писатель-публицист Георгий Радов, с которым поэтесса прожила вместе восемь лет. Как впоследствии признавалась Римма Федоровна, семья у них с Радовым получилась далекая от идеальной: муж пил, периодически поднимал руку на свою супругу и устраивал пьяные дебоши. Единственным настоящим утешением были дети, точнее, сын Егор – единственный ребенок Риммы Казаковой.


Римма Казакова с мужем Георгием Радовым

Через некоторое время после развода с Радовым поэтесса вышла замуж во второй раз: за стоматолога, который был моложе ее. Впрочем, на фото видно, что Римма Федоровна всегда была моложавой и никогда не выглядела на свой возраст. Поначалу поэтесса была счастлива во втором браке, но вскоре муж начал ей изменять, и семья вновь распалась. Такими были ее мужчины: встретить того единственного, с которым любовь был бы до гроба, писательнице не удалось.


Римма Казакова с Егором

У общительной и трудолюбивой Казаковой было немало друзей в поэтических кругах родной страны. В числе ее близких подруг была и поэтесса . Возможно, отчасти именно друзья помогали поэтессе справляться с невзгодами судьбы. Так, ее сын Егор в армии начал баловаться наркотиками, а по возвращении к гражданской жизни женился на девушке с шизофренией. Молодые супруги стали «кайфовать» вместе и родили дочку Машу. Когда Маше было 8 лет, жена Егора покончила с собой.


Римма Казакова в последние годы

К счастью, Римме Федоровне удалось помочь единственному ребенку справиться с тяжелой зависимостью, и в своих последних интервью она нередко упоминала, что сейчас у него все благополучно.

Конец жизненного пути

Римма Федоровна Казакова ушла в мир иной 19 мая 2008 года, на тот момент поэтессе было 77 лет. Она скончалась в санатории села Юдино из-за острой сердечной недостаточности. Писательницу похоронили на столичном Ваганьковском кладбище.

За годы своей жизни Римма Казакова была удостоена многих наград и званий: ордена Кирилла и Мефодия первой степени, ордена Дружбы народов, Трудового Красного знамени и др.