Любимая фаворитка короля Франции Карла VII. Тайна смерти аньес сорель раскрыта Жан Фуке изобразил Агнессу в образе Мадонны с младенцем

Ее портреты сейчас выглядят немного странно: миловидная девушка с кротким выражением лица и вывалившейся из платья грудью. Это не фантазии художников, а реальная мода, которую Агнесса Сорель ввела во Франции в 15 веке. Фаворитка Карла VII известна почти так же, как ее современница Жанна д’Арк. Причина этому не только легкомысленные образы Агнессы, но и ее влияние на судьбу Франции.

Агнесс покоряет короля

По версии большинства известных источников, встречу Карла с Агнессой устроила его теща Иоланта. К тому времени у короля было пять или шесть детей от законной супруги Марии Анжуйской. Жена Карла не блистала ни красотой, ни другими талантами.

Иоланта рассудила так: чем ждать, пока Карл сам найдет любовницу, лучше свести его с той, кого властная теща может контролировать. Она создала при дворе компанию красивых и преданных Иоланте девушек. Они были идеальными любовницами и отличными шпионками.

Агнесс покорила робкого и не особо искушенного в вопросах женщин Карла с первой встречи. Она практически не покидала покоев короля и очень скоро имела беспрецедентный титул – официальной любовницы. Теперь ее дети получали королевское имя, а она – почести от придворных, участие в политической жизни страны и пользование королевской казной.

Мария Анжуйская недолго горевала об измене мужа и решила, что разумнее будет подружиться с фавориткой – скорее всего, на этом настояла мать королевы. Они с Агнессой стали очень близки, делились всеми тайнами, а Карл не мог нарадоваться, что в его доме царит мир и порядок.

Мода без приличий

Агнесса любила шокировать публику провокационными нарядами. Ради нее Карл изменил закон, согласно которому носить драгоценные камни могли только знатные особы.

Фаворитка сама придумывала фасоны своих платьев. Она носила шестиметровый шлейф – даже у королевы он был короче. Но главным нововведением Агнессы считается вопиюще смелое декольте.

Сначала она вводит в моду платье, слегка сдерживающее грудь. Затем появляется на публике в наряде, где одна грудь полностью прикрыта, а другая – целиком оголена. Именно такой она изображена на самом знаменитом своем портрете в образе Мадонны. Дамы ужасались, но вскоре повторяли такие же экстравагантные фасоны.

Оголенная грудь стала тенденцией, позже последовательницы Сорель покажут миру платья с блуждающим декольте – оголяющим то одну, то другую грудь, и с двойным декольте, обнажающим сразу обе груди. Тогда же появится косметика не только для лица: пудра для груди и помада для сосков.

Как заставить мужчину встать с дивана и победить войну

Пока Агнесса скупала дорогие ткани и меха, в стране шла столетняя война с Англией. Карл не очень интересовался государственными делами и предпочитал проводить время за пьянством и любовными утехами. Народ винил фаворитку в том, что она совращает их короля с истинного пути.

Щедрые пожертвования Сорель не спасают ситуацию. Чтобы мотивировать короля встать на защиту государства, Агнесса идет на хитрость, которую французский историк Брантом описывает в своей книге «Жизнь галантных дам».

Агнесс сказала Карлу, что в детстве астролог предсказал, что в нее влюбится один из храбрых и мужественных королей.

Когда мы встретились, я думала, что Вы и есть тот самый храбрый король: но, похоже, я ошиблась: вы слишком изнежены и почти не занимаетесь делами вашего бедного королевства. Мне кажется, что этот мужественный король не вы, а английский король, который создает такие сильные армии и захватывает у вас такие прекрасные города. Прощайте! Я отправляюсь к нему, видимо, о нем говорил мне астролог.

Карл, как любой мужчина, взбесился от таких слов, запрыгнул в латы и отправился выгонять англичан с французских земель. Как напишет историк Анри Мартин в 1855 году: «Сорель призвала короля побороть свою лень».

Страница 1 из 4

"У неё было самое прекрасное лицо, какое только можно себе представить ".

Папа Римский Пий II

Карл VII с детства был болезненным и хилым ребёнком и королём стал по чистой случайности. Он получил прозвище Победитель и ощущал собственное могущество лишь после встречи с Агнесс Сорель, ставшей первой в истории Франции официальной фавориткой монарха.

«Я взошел на престол милостью Бога, но создал себя королём милостью прекрасной Агнесс» - говорил Карл VII.

Агнесса Сорель (фр. Agn?s Sorel) -Дама де Боте (фр. Dame de Beaut – Дама Красоты), считалась самой красивой женщиной своей эпохи. Ей суждено было остаться в истории первой официально признанной королевской фавориткой, благодетельницей несчастных и обездоленных и, наконец, примером трагической жертвенной любви.

Точно неизвестно, где и когда появилась на свет самая красивая женщина XV века. Ибо, если летописец из любезности и сообщил, что Агнесса родилась в Фроманто (поэтому и называлась демуазель из Фромэнто -demoiselle de Fromenteau) , то забыл уточнить, о каком из двух городов идет речь - Фроманто в Пикардии или Фроманто в Турени. Хотя чаще приписывают именно Фроманто в Турени. Ее биологический возраст определен по костным останкам (исследования проводились в 2004г) в пределах 23-27 лет -точная дата рождения затерялась где-то между 1422 и 1426 г., а не как ранее предполагалось - 1409г.

В 15 веке была сильно развита астрология и астрологические прогнозы были неотъемлемой частью средневекового культурного тогдашнего общества, и если исходить из версии, что Агнесс родилась в 1422 году от Рождества Христова, то Солнце стояло в созвездии Рыб.

"Когда Солнце вступает в знак Рыб, рождаются необыкновенные люди, часто приносящие с собой дары поэзии, музыки и книг. Их утонченной натуре претит все грубое, слишком земное…" - писал средневековый астролог Тихо де Браге в своей "Книге гороскопов".

Неизвестный же астролог, составивший гороскоп новорожденной, уверял ее родителей, что малышке когда-нибудь предстоит снискать любовь монарха.

Неизвестно, как отнеслись к этому предсказанию родители Агнессы - советник герцога де Клермона Жан Соро и дочь мелкого барона Катрин де Менеле. Во всяком случае, они приложили немало усилий, чтобы устроить дочь фрейлиной при дворе Изабеллы Лотарингской, супруги короля Рене Анжуйского– в столь высоком обществе у юной красавицы было больше возможностей обратить на себя внимание достойных господ. Однако герцогиня Изабелла отправилась в длительное путешествие по Италии, оставив юную Агнессу под опекой своей матери королевы Иоланды, тещи короля Карла VII. Иоланда, заметив ум и необычайную привлекательность девушки, скорее всего, сразу же задумала использовать ее в своих целях. Агнес училась выразительно говорить, петь, играть на лютне и арфе, распалять мужское воображение изящными позами и жестами. Обладая от природы развитым воображением и хорошим вкусом, она умела одеться так, что куда более знатные дамы в своих роскошных нарядах в сравнении с ней казались простушками. В те времена рыцари уже привезли с арабского Востока пудру, румяна и кармин. Но мало кто из дам света умел деликатно этим пользоваться. Агнес умела и, по свидетельству летописца Жана Шартье, даже давала уроки своей покровительнице. К двадцати годам она оформилась в совершеннейшую красавицу с невероятно тонкой талией и высокой шеей, на которой, как чашечка цветка на стебле, сидела прелестная головка с высоко забранными золотыми кудрями, подбритыми на лбу и висках по моде того времени. Ее лицо с младенчески округлыми щеками казалось ангельски невинным и одновременно порочным. Так что художника Жана Фуке, который запечатлел Агнес в образе Мадонны, сумев передать эту характерную особенность ее лица, даже обвиняли в опасном соединении религиозного чувства с эротическим. Словом, Агнес являла собой идеальный образец «ля бель дам сан мерси».

И Агнесса, которую вскоре будут считать самой красивой женщиной ХV века, была представлена к королевскому двору…

История деликатно умалчивает, внимания скольких господ удостоилась прекрасная фрейлина до самой главной ее встречи – с французским королем Карлом VII, но это и не важно. Важно то, что к двадцати двум годам, несмотря на придворную жизнь, она сохранила безупречную репутацию.

Агнесса Сорель (1409–1450)

Возлюбленная короля Карла VII. В 1431 году была фрейлиной Изабеллы Лотарингской, герцогини Анжуйской. Своей красотой очаровала короля. От Карла VII имела троих дочерей. С её именем связывают освобождение Франции от англичан.

Карл VII не мог пройти мимо этой фрейлины королевы Сицилии. Она была так прекрасна, «что он страстно желал её возбудить и думал, что его мечты могли осуществиться лишь во сне».

Очарованный, он с восторгом созерцал её пепельного цвета волосы, её голубые глаза, её совершенный нос, её очаровательный рот, её обнажённую грудь. Наконец Карл спросил её имя. «Я дочь Жана Соре, а зовут меня Агнесса Сорель», - ответила фрейлина.

Король молча поднялся в свои апартаменты. Казалось, никогда в жизни он не был так влюблён. Ещё бы ему не влюбиться, ведь эта женщина пленяла всех встречавшихся мужчин.

«Это была самая молодая и самая прекрасная среди всех женщин мира», - восклицал Жан Шартье.

«Да, безусловно, это была одна из самых красивых женщин, которых я когда-либо видел», - вторил ему Оливье де Ла Марш.

«Она, по правде говоря, была самой красивой среди современных ей молодых женщин», - разделял их мнение и автор Мартинийской летописи.

Наконец Пий II тоже не мог удержаться от того, чтобы не сказать: «У неё было самое красивое лицо, какое только можно себе представить».

И эти слова, сказанные самим папой римским, вряд ли стоит расценивать только как комплимент…

Почти ничего не известно о происхождении Агнессы Сорель. А то, что мы знаем, может быть изложено в трёх фразах: её отец, Жан Соре, был советником графа Клермона; её мать, Катерина де Меньелай, была владелицей поместья де Верней. Тётя Агнессы, когда девочке исполнилось пятнадцать лет, пристроила её фрейлиной при дворе Изабеллы Лотарингской, королевы Сицилии и жены короля Рене.

Точно неизвестно, где и когда появилась на свет самая красивая женщина XV века. Ибо, если летописец из любезности и сообщил, что Агнесса родилась в Фроманто, то забыл уточнить, о каком из двух городов идёт речь - Фроманто в Пикардии или Фроманто в Турени… Историки сходятся в том, что ей было 22 года, когда её впервые увидел Карл VII. Можно также утверждать наверняка, что Агнесса была «так красива и очаровательна, как никакая другая королева…»

Итак, своей красотой она поразила Карла VII, и монарх поднялся к себе в состоянии, близком к экстазу. Ему казалось, будто он попал в рай.

Однако не только Карл VII пленился красотой Агнессы, в чём он вскоре мог сам убедиться.

В тот же вечер король попытался заявить о своих чувствах Агнессе, но молодая девушка убежала с испуганным видом, что только распалило в короле желание. В течение нескольких дней его вздувшиеся вены на висках служили предметом разговоров при королевском дворе.

Но однажды утром наблюдательные придворные заметили, что у короля обычный вид, и все поняли: красавица Агнесса уже не проводила ночи в одиночестве.

Через несколько месяцев о любовной связи короля и дамы из Фроманто знал весь двор. Одна королева находилась в неведении. Но однажды вечером Мария Анжуйская встретила фаворитку короля, прогуливавшуюся по одному из коридоров дворца с обнажённой грудью. Это дало королеве пищу для размышлений. И Мария Анжуйская установила за королём наблюдение. Король был очень осторожен. Летописец Жан Шартье сообщал, что «никто никогда не видел Агнессу, целующейся с королём…» Хотя никто не сомневался, что между ними существовали тайные интимные отношения, ибо в 1445 году красавица почувствовала, что беременна…

В день, когда должен был появиться на свет младенец, королева, заметив самодовольную улыбку на лице короля, больше не сомневалась в его измене. Она встретилась со своей матерью, Иоландой Анжуйской, и поделилась с ней своими переживаниями. Иоланда была благоразумна. Она понимала, что её дочь, чьи внешние данные и интеллектуальные способности были весьма посредственны, не могла соперничать с умной и красивой Агнессой. Кроме того, она понимала, что, если потребовать от Карла VII прогнать фаворитку, он всё равно будет иметь любовниц. Поэтому Иоланда Анжуйская посоветовала дочери смириться с существующим положением дел…

Добрая и снисходительная королева послушалась совета и попыталась наладить дружеские отношения с любовницей. Они даже вместе гуляли, слушали музыку, а за обедом вели светскую беседу, что очень радовало Карла VII, для которого не было большего удовольствия, чем видеть полное согласие, царившее вокруг…

В течение нескольких лет король, судя по отзыву папы Пия II, «не мог прожить и часа без своей прекрасной подруги» и был больше озабочен оттачиванием своего любовного мастерства, чем ведением государственных дел.

Стоило ли удивляться, что в 1448 году Франция была обременена чрезмерными налогами, а Агнесса Сорель имела к этому времени троих детей.

Карл VII решил пожаловать дворянством мать своих внебрачных детей. Эта прекрасная идея явилась самой высшей признательностью, которой король мог удостоить очаровательную фаворитку. Недалеко от Парижа, на опушке Венсенского леса, на холме, возвышавшемся над излучиной Марны, у Карла был маленький замок, предназначенный для библиотеки. Эта местность называлась Боте-сюр-Марн (в переводе - «красота на Марне»), и король подарил это имение Агнессе. Она получила титул Дамы де Боте (титул соответствовал её неотразимой внешности).

В то же время заговорили об экстравагантных нарядах, изобретённых самой фавориткой. Агнесса, отказавшись от просторных туник, скрывавших формы, стала одевать длинные платья, плотно облегавшие тело. Кроме того, она придумала декольте, которое шокировало королеву Марию. Стыдливо спрятав одну грудь, она изящно обнажала другую. Эта новая мода возмутила большинство придворных дам, не решившихся последовать примеру Агнессы.

Возможно, именно эти несчастные женщины с не очень красивыми формами груди заставили нескольких именитых граждан опротестовать фантазии фаворитки в области одежды. Канцлер Жувеналь Дезюрсен, бывший в их числе, возмущённо писал: «Как же король в своей собственной резиденции терпит, чтобы ходили в одежде с глубоким вырезом, из-за которого можно видеть женские груди и соски. И как же в его апартаментах, а также в апартаментах королевы и их детей мучаются многие мужчины и женщины, находящиеся в атмосфере разврата, грехов и порочных связей. Ношение такой одежды неуместно и заслуживает наказания».

Жувеналь Дезюрсен был не одинок в предположении, что Агнесса - женщина лёгкого поведения. Бургинен Шастелен оставил о ней такие воспоминания: «Её изобретательность была направлена на то, что в условиях разврата и распада вводила в моду новые, сообразные этим условиям формы одежды».

Если учитывать, что Жувеналь Дезюрсен и Шастелен, боясь за своё положение в обществе, старались выражаться очень мягко об Агнессе, можно себе представить, как о фаворитке Карла VII отзывался простой народ.

Однако эти упрёки и даже оскорбления, дойдя до ушей Агнессы, её не рассердили, а только сильно опечалили. Фаворитка хотела понять, почему народ, чьё мнение она обычно игнорировала, её презирал и ненавидел. И она вдруг узнала, в какой глубокой нищете живут простые французы, в то время как двор купался в роскоши. Агнесса решила напомнить королю о его долге и обязанностях. С этой целью она использовала некую хитрость, о чём сообщил Брантом в своей книге «Жизнь галантных дам»: «Увидев, что сердце короля занято лишь любовью к ней и он совсем не интересуется делами королевства, Агнесса сказала ему: „Когда я была маленькой, астролог предсказал мне, что в меня влюбится один из самых храбрых и мужественных королей. Когда мы встретились, я думала, что Вы и есть тот самый храбрый король… Но, похоже, я ошиблась: вы слишком изнежены и почти не занимаетесь делами вашего бедного королевства. Мне кажется, что этот мужественный король не вы, а английский король, который создаёт такие сильные армии и захватывает у вас такие прекрасные города. Прощайте! Я отправляюсь к нему, видимо, о нём говорил мне астролог“».

И эти слова пронзили короля в самое в сердце, он даже заплакал. Карл VII забросил охоту, сады, забыл о развлечениях, собрал всю свою силу и мужество, что позволило ему быстро выдворить англичан из своего королевства.

Действительно, через некоторое время после этой беседы Карл VII при помощи своих знаменитых указов реорганизовал войска и в 1449 году, нарушив перемирие с Англией, вновь начал военные действия. В руках у врага к тому времени оставалось ещё множество важных позиций, но король, движимый любовью к Даме де Боте, за несколько месяцев положил конец Столетней войне, вернув все захваченные земли Франции. Агнесса, называвшая его раньше насмешливо Карлом Безразличным, стала его величать Карлом Победителем.

Увы! Судьба распорядилась так, что фаворитке не довелось увидеть венца своих усилий. Когда шли сражения, она внезапно скончалась при обстоятельствах весьма загадочных.

Случилось это в 1449 году. В течение нескольких недель король находился в аббатстве де Жюмьеж. Он тщательно готовился к осаде Арфлёра, который оставался ещё в руках врага, и проводил военные советы, на которых уточнялись детали предстоящего штурма. В редкие свободные минуты он с хмурым видом прогуливался по саду, и можно было подумать, что король не уверен в успешном исходе сражения. На самом деле он думал об Агнессе Сорель, которая находилась в Лоше и у которой вот-вот должны были начаться роды… Карл VII, завоевав герцогство Нормандию, с нетерпением ждал появления на свет своего четвёртого внебрачного ребёнка. «Может быть, на этот раз она подарит мне сына, - думал он. - Я так хотел бы иметь от неё сына».

Это желание не преследовало никаких политических целей, ибо Карл, у которого было пять законнорождённых детей от брака с Марией Анжуйской, уже имел наследника, дофина Людовика, и будущее династии его не беспокоило. Это было желание безумно влюблённого мужчины.

В один из январских дней, когда он медленно прогуливался, думая об Агнессе и о ребёнке, который вскоре должен был появиться на свет, он увидел бегущего к нему монаха аббатства: «Государь Там привезли мадемуазель Сорель в очень тяжёлом состоянии».

Карл VII побледнел и, забыв о королевской степенности, бросился к карете. Он с трудом узнал Даму де Боте - так сильно сказались на чертах её лица тяготы путешествия и так сильно обезобразила её фигуру беременность. Увидев короля, она привстала и улыбнулась.

«Это безумие, - воскликнул Карл VII, - приехать сюда в таком состоянии!»

«Мне надо было срочно вас увидеть, - тихо ответила Агнесса, - никто, кроме меня, не мог вам сказать то, о чём вы должны знать».

Король очень удивился её словам. Он проводил Агнессу в спальню, и она в изнеможении опустилась на постель. Карл, не дав ей передохнуть и минуты, встал у изголовья её кровати. И Агнесса поведала ему о том, что «некоторые из его поданных хотели его предать и выдать англичанам…»

Монарх не поверил ей. Несмотря на усталость, Агнесса с трудом продолжала говорить. Она рассказала королю всё до мельчайших подробностей о готовившемся заговоре и о заговорщиках, о намерениях которых ей стало случайно известно.

«Я приехала вас спасти», - сказала она.

Был ли заговор? Возможно. Но враги короля, узнав о том, что Агнесса проникла в их тайну, сочли разумным не предпринимать никаких действий…

Успокоенная тем, что успела сообщить королю о грозившей ему опасности, фаворитка уснула. Её сон был недолгим: у неё начались первые родовые схватки, и она, застонав, начала метаться в постели. Карл VII перевёз её в усадьбу в Меснил-су-Жюмьеж, в загородный дом, построенный для отдыха аббатов. Здесь на следующий день появилась на свет девочка, которой через полгода суждено было умереть. Летописец Жан Шартье повествует: «После родов Агнессу беспокоило расстройство желудка, которое продолжалось в течение длительного времени. Во время этой болезни она постоянно каялась в своих грехах. Часто вспоминала о Марии Магдалине, совершившей высший плотский грех, но раскаявшейся в нём и попросившей милости у всевышнего и Девы Марии. И, как истинная католичка, Агнесса проводила целые часы за чтением молитв. Она высказывала все свои желания и составила завещание, где назвала людей, которым хотела бы помочь, оставив сумму в шестьдесят тысяч экю, полагающуюся за все их труды. Агнесса становилась всё хуже и хуже, она жалела, что её жизнь так коротка».

Наконец она попросила своего исповедника отца Дени отпустить ей грехи, и 9 февраля 1450 года, в шесть часов вечера, Агнесса Сорель, красавица из красавиц, скончалась.

Истории любви. Эпоха Возрождения

Агнесса Сорель и Карл VII

Когда точно родилась Агнесса Сорель, выдающаяся женщина своей эпохи, точно неизвестно. Одни называют годом её рождения 1409, другие утверждают, что она появилась на свет значительно позже, в 1422 году. Её отец, приближённый знатного графа Клермона, постарался, чтобы дочь стала фрейлиной при дворе сначала герцогини Изабеллы Лотарингской, а затем и самой королевы Марии Анжуйской, супруги короля Франции Карла VII. Агнессе было чуть больше двадцати лет. О её красоте ходили легенды. Даже папа римский спустя много лет признавался: «У неё было самое прекрасное лицо, которое только можно увидеть на этом свете».

Агнесса Сорель. Портрет неизвестного художника

В девицу влюблялись многие знатные особы, высокопоставленные чины, и даже сам король не явился исключением. До встречи с Агнессой у короля были фаворитки. Отмечали, что Мария Анжуйская знала о страстной и темпераментной натуре супруга. Её муж слыл человеком ветреным, безнравственным, трусливым и жестоким, но был достаточно начитан, образован и проницателен.

Жан Фуке. Портрет Карла VII. Около 1444 г. Париж, Лувр

Увидев однажды светловолосую, голубоглазую Агнессу, Карл был сражён её очарованием, в тот же вечер увёл фрейлину в свою спальню и признался ей в чувствах. Не ожидая такой откровенности, смущённая девушка выбежала из королевских покоев. Но через несколько дней она вернулась, а месяц спустя Агнесса стала фавориткой Карла VII.

Об этом знали все, и лишь королева, казалось, даже не догадывалась о любовной связи супруга с очаровательной Агнессой. До тех пор, пока однажды в залах королевского дворца Мария Анжуйская не увидела свою соперницу, гулявшую с обнажённой грудью. Нескромное поведение придворной дамы возмутило благонравную королеву.

Агнесса Сорель. Портрет кисти Жана Фуке

Но как бы Мария ни следила за королём, Карл не подавал ни малейшего повода для ревности. Догадки королевы подтвердились лишь тогда, когда Агнесса забеременела, и в день родов король так волновался, что сомнений больше быть не могло — супружеская измена была налицо.

Мария Анжуйская - жена КАРЛА VII

Разгневанная и обиженная королева в слезах провела несколько дней, а потом решила успокоиться и… стать подругой любовницы царствующего мужа. Королева так сблизилась с соперницей, что вскоре уже доверяла ей самые сокровенные секреты, дарила Агнессе драгоценности и наряды. Женщины стали вместе гулять, ездить на охоту, обсуждать дела в стране.

Мадам Сорель родила королю четверых дочерей, которым её возлюбленный, несмотря на уговоры приближённых, подарил родовые титулы Валуа. А Агнесса и после родов продолжала пленять Карла изящностью и нескончаемой фантазией.

Именно Агнесса Сорель сделала возможным ношение бриллиантов не только царственными особами мужского пола, но и всеми женщинами, которые только могли приобрести украшения из драгоценного камня. Агнесса впервые ввела в моду длинные шлейфы, которые церковь назвала «дьявольским хвостом» и запретила носить их благородным дамам. А декольте, весьма фривольно обнажавшее женскую грудь, и вовсе вызывало возмущение окружающих. Смелую фаворитку называли безрассудной женщиной и дамой лёгкого поведения, придворные фрейлины шипели от зависти, а замужние дамы, замечая любопытные взгляды своих супругов в сторону мадам Сорель, требовали наведения порядка, отказываясь присутствовать в обществе нескромной и развратной королевской фаворитки.

Но Карл будто бы не замечал выходок своей любовницы. Он награждал её титулами дамы Боте-сюр-Марн, Вернон, Рукесезьер. А один титул вошёл в историю и стал неразрывно связан с Агнессой — титул Мадам Боте (Дамы Красоты). В 1448 году, когда у Агнессы было уже трое детей, Карл решил преподнести своей обожаемой фаворитке замок недалеко от Парижа.

Агнесса Сорель. Титул Мадам Боте (Дама Красоты). Художник Жан Фуке. Богоматерь с младенцем. Створка диптиха из Мелена. 1450, г. Антверпен, Музей изящных искусств

Любимая королём, осыпаемая его щедрыми дарами, Агнесса не чувствовала себя вполне счастливой. Нищета простых французов, непрекращавшаяся Столетняя война, бездействие короля — всё это вызывало недовольство народа. Но виновной во всём почему-то считали королевскую фаворитку. И мадам Сорель решила действовать. Влюблённый в неё король был готов на всё ради её благосклонности и любви. Именно тогда, в 1429 году стало известно имя отважной девушки Жанны д"Арк, которую представила королю мадам Сорель.

Однажды, когда король находился в Нормандии, к нему прибыла мадам Сорель. Состояние её было ужасающим: у Агнессы начались роды. Перед этим она рассказала королю о готовящемся против него заговоре, но Карл посчитал её слова бредом взволнованной роженицы. Имел ли этот заговор место или нет, сказать теперь невозможно. Однако приближённые полагали, что даже если заговорщики и хотели убить короля, они испугались, узнав, что смелая фаворитка донесла эту весть до Карла.

Через несколько дней, когда мадам Сорель вернулась в Париж, ей стало плохо. Она скончалась 9 февраля 1450 года и перед смертью сожалела лишь об одном, что в последние минуты не могла видеть любимого мужчину. Королю не показали умершую. Лицо её было изуродовано предсмертными муками.

Карл долго не мог прийти в себя: он был уверен, что даму его сердца отравили. Сначала подозрение пало на министра финансов, над которым свершился скорый суд. За недостаточностью доказательств обвинение в убийстве королевской фрейлины с него сняли, а посадили за растрату казны. Затем король стал подозревать собственного сына. Людовик действительно не любил фаворитку отца, и с Карлом у него были не самые лучшие отношения. Однако, как говорили придворные, он вряд ли мог пойти на такой шаг. Так или иначе, причина смерти королевской возлюбленной осталась неясной. Король понемногу успокоился и… предпочёл забыть о скончавшейся любовнице.

Столетняя война закончилась в 1453 году. Реформы, о которых так мечтала Сорель, тоже завершились. Все понимали, что этому они обязаны прекрасной мадам Боте, белокурой Агнессе, женщине, которая изменила королевство и вдохновила короля на смелые решения.

Но Карл VII уже развлекался с другой дамой: фавориткой стала двоюродная сестра Агнессы — Антуанетта. Такого влияния на Карла, как её кузина, она не имела, но оказалась прекрасной любовницей и организатором развлечений, вечеринок, балов.

Влюбившись в Антуанетту и не желая расставаться с ней ни на минуту, король женил её на своём друге и поселил супругов во дворце. Андре де Виллекье знал об интимной связи его жены и короля, но предпочёл не обращать внимания на измены супруги.

Карл проводил всё время с фавориткой. Вскоре ему уже было недостаточно одной Антуанетты, и проницательная любовница собрала вокруг обожаемого друга несколько десятков прекраснейших девушек Парижа. Монарх предавался любовным утехам, а по Франции расползался слух о том, что Карл VII сошёл с ума и предался ужасному разврату. Придворные возмущались и негодовали, а король ездил по стране и собирал в свой «гарем» новых любовниц. Королева с горечью взирала на распутство супруга.

Дурной пример властелина совращал подданных. Высокопоставленные чины, благородные мужья, даже духовники тоже впали в разврат и считали за честь иметь при себе хотя бы пару наложниц. Париж рухнул в омут страсти и похоти.

Любовные подвиги короля, его разгульная жизнь привели к тому, что Карл VII слёг с тяжёлой болезнью. В последние месяцы жизни, вспомнив ужасную смерть Агнессы, он отказывался от пищи из опасения быть отравленным. Летом 1461 года король умер от истощения организма.

После смерти отца на престол взошёл его сын Людовик XI, великий объединитель Франции. Он, наоборот, боялся женщин, отчего относился к ним с грубым презрением. Глубоко в душе король опасался женских чар и никогда не позволял женщинам управлять им, как это проделывала с его отцом Агнесса Сорель, прекрасная и обворожительная мадам Боте.

Анна Сардарян

Дофин Шарль восьмой (будущий Карл VII)

"Коронование Карла VII в Реймсе". Ш. Ленепве. 1889

Portrait Charles VII. 1403

Прекрасная Агнесс. Копия портрета Агнессы Сорель с рисунка Жана Фуке (1449 г.?). 1525 г., Париж, Национальная библиотека

Агнесса Сорель умерла в январе 1449 года, не дожив до двадцати семи лет. А в это время на другом конце мира, в Японии, поэт Мацуо Онэмото выводил тушью строки:

Заплатила дань земному
И затихла
Светлая вода.

«Я – Агнесса. Да здравствует Франция и любовь!»

Побывать на могиле Агнессы Сорель (1422-1450), первой во французской истории официальной любовницы монарха, всегда стремилось много туристов, посещающих провинцию Турень. Усыпальница-над черным мраморным цоколем – ангельское молодое лицо в безмятежном спокойствии, склонившиеся над ним алебастровые ангелы-находится во французском городке Лоше.
Смерть молодой королевской фаворитки в 1450 году воспринималась не иначе как тайна.



Агнессе Сорель было 20 лет, когда ее в свите королевы Изабеллы (супруги Рене II) заметил вдвое ее старший Карл VII.

Говорят, французский монарх не был Дон Жуаном, но она преобразила все вокруг – меланхоличного короля, скрытного и неприглядного, моду и нравы. Место фрейлины Агнесса получила по протекции родственников в 1440-41 при дворе Изабеллы Лотарингской, супруги короля Рене Анжуйского, однако герцогиня Изабелла отправилась в длительное путешествие в Италию, оставив Агнессу под опёкой своей матери королевы Иоланды, тёщи короля КарлаVII. Иоланда, заметившая цепкий ум и необычную красоту девушки, вероятно, планировала использовать её в своих целях, для влияния на слабовольного зятя, и так же, весьма вероятно, что именно с протекцией Иоланды Агнесса была представлена к королевскому двору, очевидно в 1443, незадолго до смерти самой королевы.
Агнесса долго "сопротивлялась" королевской воле, ибо король был женат на Марии Анжуйской(портрет прилагается). Но....не устояла...

Как ни странно, отношения у королевы и фаворитки сложились хорошие, и Мария даже дарила Агнес подарки

Любовник был так щедр, что вызвал ропот в народе. Он подарил ей замки и имения, в том числе и Боте-сюр-Марн, за что фаворитку величали «Дамой из Боте». По-французски это имело и другой смысл – «Дама Красоты». Агнесса Сорель ею и осталась в истории. Она также получила от Карла титулы дамы Иссуден, Вернон и Рукесезьер.

Влияние Агнессы на короля Карла было безграничным, именно она убедила его возобновить военные действия против англичан, которые завершились освобождением Нормандии.
Фаворитка хотела понять, почему народ, чье мнение она обычно игнорировала, ее презирал и ненавидел. И она вдруг узнала, в какой глубокой нищете живут простые французы, в то время как двор купался в роскоши. Агнесса решила напомнить королю о его долге и обязанностях. С этой целью она использовала некую хитрость, о чем сообщил Брантом в своей книге "Жизнь галантных дам": "Увидев, что сердце короля занято лишь любовью к ней и он совсем не интересуется делами королевства, Агнесса сказала ему: "Когда я была маленькой, астролог предсказал мне, что в меня влюбится один из самых храбрых и мужественных королей. Когда мы встретились, я думала, что Вы и есть тот самый храбрый король: Но, похоже, я ошиблась: Вы слишком изнежены и почти не занимаетесь делами вашего бедного королевства. Мне кажется, что этот мужественный король не Вы, а английский король, который создает такие сильные армии и захватывает у Вас такие прекрасные города. Прощайте! Я отправляюсь к нему, видимо, о нем говорил мне астролог".
Эти слова пронзили короля прямо в сердце, он даже заплакал. Карл VII забросил охоту, сады, забыл о развлечениях, собрал всю свою силу и мужество, что позволило ему быстро выдворить англичан из своего королевства.
Действительно, через некоторое время после этой беседы Карл VII при помощи своих знаменитых указов реорганизовал войска и в 1449 году, нарушив перемирие с Англией, вновь начал военные действия. Король, движимый любовью к Агнессе, за несколько месяцев положил конец Столетней войне, вернув все захваченные земли Франции. Агнесса, называвшая его раньше насмешливо Карлом Безразличным, стала его величать Карлом Победителем.
Увы! Судьба распорядилась так, что фаворитке не довелось увидеть венца своих усилий
У них с королем было четверо детей, которых король безоговорочно узаконил и они носили родовое имя Валуа (Мари-Маргарита (1444-1473), Шарлотта(1446-1477), Жанна(1448-1467) и неназванная дочь, умершая младенцем в 1450.
Фактически, Агнес Сорель - первая женщина, носившая почти официальный титул королевской любовницы.
Франсуа Клуэ. Портрет Агнес Сорель

Агнессу Сорель смерть настигла в Нормандии, куда она, ожидавшая четвертого ребенка, направилась к своему любовнику-королю, изгонявшему англичан. Изможденная дорогой, она преждевременно родила.После родов, Агнессе стало дурно, её мучили бесконечные боли в желудке. Предчувствуя свою смерть, Агнесса пожертвовала много денег церкви и все время каялась в своей грешной жизни. Она умерла 9 февраля 1450 в муках, и королю не осмелились показать её тело, так оно было изуродовано болезнью.

Поговаривали, что ей был известен заговор против Карла VII, и Агнесса пыталась его предостеречь, а поэтому и отправилась в дорогу. Фаворитку из мелкого дворянства в народе не любили. Роскошные наряды, обшитые куницей и соболем, драгоценности (среди них первый из известных резных алмазов-и именно с ней пошла "мода" носить брилианты-до нее это позволялось только высоким чинам мужского пола), платья с вызывающим декольте и целиком обнаженной грудью так же не нравились, как и влияние на короля, советниками которого стали ее люди. Кстати, именно она ввела в моду всем известный шлейф, который священнослужители прозвали "дьявольским хвостом".Она первая мтала выщипывать брови и подбривать светлые волосы, чтобы подчеркнуть высокий выпуклый лоб и огромные голубые глаза миндалевидной формы.
А королевский сын, дофин и будущий Людовик XI, ее вообще ненавидел, ведь королева-мать была в тени, в то время как Агнесса стала титулованной любовницей, чьих дочерей узаконил король.

Собственно, уже в XV в. началось расследование кончины Агнессы Сорель – сначала в ней обвинили богача Жака Керра (он был оправдан), затем тень пала на королевского сына, но правда так и не всплыла.

Тело угасшей Агнессы было доставлено в Лош. Похоронили ее без украшений. Король вскоре предался любовным похождениям и дарил их другим. Несмотря на то, что Агнесса Сорель была верующей и делала много пожертвований, церковникам не хотелось вести молебен в честь скандальной персоналии, и они решили перенести роскошную гробницу подальше от алтаря.
Как ни странно, невзлюбивший Агнессу Сорель Людовик XI не разрешил прикасаться к ее усыпальнице. Таким же категоричным был и Людовик XV, а вот его сменивший, XVI по счету, удовлетворил прошение Церкви. Самое страшное произошло в Революцию: в 1793 г. гробницу разбили, урну бросили на кладбище. Некий Пошоль собрал ее содержимое.

Префект региона генерал Померель отправил памятник на реставрацию, а затем поместил его в подземелье у подножия донжона в Лоше. По его приказанию очень смелые слова из стихов Вольтера украсили тогда фронтон: «Я – Агнесса. Да здравствует Франция и любовь!» В 1970 году в целях сохранности надгробие разместили в королевском замке, и в Сент-Урс оно вернулось почти два века спустя.
Деталь надгробия Агнес Сорель, выполненного из белого мрамора в XV века

Витраж с гербами и инициалами "Прекрасной дамы" - Агнес Сорель