Скороговорки для детей 3 4 лет короткие. Скороговорки для развития речи и дикции: упражнения детям, подросткам и взрослым. В чём отличие детских скороговорок от прочих развивающих речь упражнений

Одна из главных задач ребёнка первых пяти лет жизни – это освоение речи. Это включает в себя и освоение достаточного запаса слов, и правила их построения, и правильное произношение звуков родного языка. Успех этого важного для малыша дела зависит в первую очередь от семьи. Но если бедность словарного запаса у своего малыша, ошибки в построении фраз родители замечают и стремятся исправить, то дефекты дикции у ребенка (кроме звука р) зачастую ими не опознаются вовремя. Здесь на помощь приходят специалисты в детском саду.

Правильно подобранные считалки и скороговорки для детей 4-5 лет в детском саду становятся одними из самых популярных упражнений для развития речи. Но воспользоваться смешными и полезными словесными играми могут и родители, и все, кто заинтересован в отработке чистоты звуков у детей, формировании у них красивой, правильной дикции.

Считалки, скороговорки, чистоговорки, поговорки – всё это прекрасные развивающие логопедические упражнения, которые служат для развития памяти, речи и дикции ребёнка. Они известны людям, наверно, с того времени, как человек начал говорить. В чём-то они похожи, но немного и различаются.

Считалки – это рифмованные четверостишия, которые используются в разных играх для того, чтобы выбрать водящего. Они создавались не для развития дикции, а для упорядочения игры. В них нет намеренно усложненных звуковых сочетаний. Наоборот, они легки для запоминания. Хотя для ребенка 3-5 лет многие звуки и без усложнения трудны для произношения.

Но так как считалки являются важной частью игры, дети охотно их разучивают и повторяют затем и сами, без намеренного побуждения взрослыми. Так как в такой момент для ребенка важно быть понятым другими участниками игры, он стремится произносить слова четко и разборчиво. Так считалки служат для развития памяти и речи детей. Лето, осень – самое подходящее время для игр детей на свежем воздухе с использованием считалок.

Русские скороговорки и чистоговорки, в отличие от считалки, намеренно включают в себя слова и сочетания звуков, которые трудны для быстрого произношения.

Чистоговорки, как и поговорки, это народное творчество, словесная шутка, ловушка для языка того, кто попробует произнести быстро внешне простые слова. Трудными их делает порядок и подбор в предложении.

Скороговорки – это почти то же, что и чистоговорки. Недаром, эти слова часто заменяют друг друга, но у скороговорки может быть известный автор. Зачастую русские скороговорки или чистоговорки – это оформленные в шутливую, игровую форму поговорки, пословицы. То есть фразы, несущие в себе жизненный опыт. «Нашего пономаря не перепономаривать стать» (человека не переделаешь)

Сегодня специалисты придумывают и разрабатывают такие развивающие логопедические стихи, которые помогут ребенку отработать произношение конкретного звука.

Скороговорки. Мультики для самых маленьких

Звук Л

Начинают разучивать считалки, скороговорки уже с детьми трёх – четырех лет. Это упражнения на произношение простых букв – Л, Н, Т. В этом возрасте чисто произнести даже эти звуки не так просто.

Звук Г

В освоении звука Г малышам помогут считалки, поговорки, игры. Например, такая игра, как «Гуси, гуси, га-га-га…».

Так же необходимо развивать слуховое внимание, учиться различать схожие звуки – Г. К, Х. В этом детям поможет разучивание скороговорок со схожими звуками.

Упражнения на смешанные звуки

Только отработав простые звуки, с дошкольниками 4-5 лет переходят к освоению более сложных, смешанных звуков. К таким относят шипящие звуки, Р, Ц.

Для их отработки дети не только разучивают стихи, поговорки и считалки, но и выполняют специальные упражнения для развития речи.

Для хорошей дикции у детей необходимо развивать слуховое внимание, правильную постановку дыхания, сам артикуляционный аппарат – мышцы языка, губ.

Для развития правильного вдоха и выдоха с ребенком можно поиграть в такие игры :

  • «Самый большой пузырь» – это выдувание мыльных пузырей.
  • Ещё одно упражнение, служащее той же цели – «Бумажный футбол». Из тонкого листочка бумаги скатывается маленький легкий шарик. Задача малыша задуть его в обозначенные какими-нибудь предметами ворота.
  • «Буря в стакане». В стакан с водой опускается трубочка и малыш выдувает воздух, стараясь устроить как можно больше пузырей.

Звук Ж

Скороговорки с шипящими звуками довольно коварны. В отличии от звука Р, который детям дается трудно и неумение.

В отличии от звука Р, который детям дается трудно и неумение его произносить слышно сразу, шипящие произносятся, но не чисто, путаясь с другими, похожими. Для хорошей дикции необходимо, чтобы шипящие произносились правильно.

Для закрепления произношения шипящих можно поиграть с детьми в игру «Изобрази зиму», где они голосом должны изобразить шум вьюги, свист метели и т.д. Или изображая лето, изобразить жужжание насекомых.

Звук Р

В освоении звука Р особенно важно развитие артикуляционного аппарата. Поэтому разучивать сложные поговорки, считалки или смешные стихи с этим звуком, надо в сочетании с выполнением гимнастики для губок и языка. Например, такие упражнения:

  • «Кисточка». Изображая побелку, водить язычком по небу вперед – назад.
  • «Моем стены». Языком водить вправо – влево по внутренней стороне зубов вначале вверху, затем внизу
  • «Вверх – вниз». Высунутый язычок качает вверх – вниз.

В качестве скороговорки можно использовать хорошо известную детям потешку «Сорока-ворона кашу варила…»

Сложные скороговорки

Следующим этапом в освоении звуков становятся сложные скороговорки. Сложные это такие скороговорки, которые тренируют не одну букву, а произношение сразу трёх звуков. Если в них отрабатываются только две буквы, то обязательно в очень трудном звуковом сочетании.

Как правильно разучивать с детьми такие сложные поговорки? Вот несколько советов.

  1. Вначале взрослый медленно проговаривает развивающие чистоговорки вместе с ребенком, затем темп постепенно увеличивается.
  2. Разучивать стихотворные скороговорки лучше отбивая ритм ладошками. Это поможет ребенку их запомнить.
  3. Если ребенку не понятен смысл отдельных слов или всей скороговорки, объясните их ему. Понимание облегчит запоминание и поможет избежать ошибок в произношении.
  4. Не заставляйте детей, поиграйте с ними тогда, когда у них появится настроение.
  5. Не ругайте, если что-то не получается.

Чистоговорки для детей подряд

Скороговорки. Овощи. Огород

Прокоп полол укроп, полол да пропалывал.

Полпогреба репы, полкочана гороху.

Бабкин боб расцвел в дождь: будет бабке боб

К полудню Поля полполя прополола.

Темка в потемках петрушку пропалывал.

Возле грядки две лопатки, возле кадки два ведра.

Свекла у Феклы мокла, мокла, пока не поблекла.

Накроши в окрошку картошки и горошку.

С хрустом, с хрустом едим капусту.

Посадила баба горох, собрала чертополох.

Сколько стоит сладкая сахарная свекла?

На улице в щели забора лезет горох без разбора.

Пошел кочан на стрижку, остригся в кочерыжку.

Сколько стоит кабачак? - Кабачок? Пятачок.

Ты нас мама не ищи – щиплем щавель мы на щи.

Воду налили и грядку полили.

Поля пошла полоть петрушку в поле.

Клава клала лук на полку, позвала к себе Николку.

Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

Повтори-ка, кто быстрей: репка, редька, лук-порей.

Скороговорки. Дикие животные

Пони прятались в попоне, до копыт продрогли пони.

За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам.

Жираф - в Африке граф.

Лев поел, ложится лев - лани ходят, осмелев.

Был львенком, стал львом!

У нерпы нервы, нервы у нерпы.

Ёжик вырос в десять раз, получился дикобраз.

В клетку к горилле забрался громила.

Мигом горилла громилу скрутила.

Ну и хохот! Ну и хохот! Слон куда-то дел свой хобот.

Слон сломал случайно стенку.

Забавной обезьянке бросили бананы,

Бросили бананы забавной обезьянке.

Зоо-зоо-зоосад! В зоосад везут ребят!

В зоосад везут ребят, чтобы посмотреть зверят.

Черепаха всех смешит, потому что не спешит.

Летом в клетке зоопарка медвежонку очень жарко.

Целый день лежит тюлень, и лежать ему не лень.

Волчата ворчат, медвежата визжат,

Ежата лежат, бельчата молчат

У четырех черепах по четыре черепашонка.

Дали туфельку слону, взял он туфельку одну

И сказал, нужна пошире, и не две, а все четыре.

Скороговорки. Фрукты. Ягоды

Боря на базаре был, та арбуз большой купил.

Грейпфрут – горьковато-кислый фрукт.

Если на нас упадет ананас – сок ананасный прольется на нас. А на нас упал ананас. А на вас?

Дед Данила делил дыню – дольку Диме, дольку – Дине. Дина, Диму угощай; Дина Диме дыни дай.

Гена Галю угощай, Гена Гале грушу дай.

Синий-синий сад сливовый под моим окном стоит.

У нашего Гришеньки под окном вишенки.

Ели, ели, дыни, ели…Съев, сказали: «Недозрели!»

На горе Арарат растет крупный виноград.

Скороговорки. Рыбы.

Словили семь сельдей Сёма, Слава и Евсей.

Лещь - плещется. Хвощь – хлещется.

Щука и лещи не для щей, а для ухи.

Над рекою тучи гуще.

Дождик хлещет еще пуще.

Даже щуки и лещи

Ищут шляпы и плащи.

Плавниками трепеща, и зубаста да тоща.

Пищу на обед ища, ходит щука вкруг леща.

Тщетно тщится щука утащить леща.

Камбала без умолку болтала.

О белых бакланах и больших баклажанах.

Не бывает улова у ленивого рыболова.

Купили каракатице кружевное платьице.

Ходит каракатица, хвастается платьицем.

Краб забрался на трап, и заснул крепко краб.

А кальмар не дремал, краба в лапы поймал.

Скороговорки. Цветы

Хоть подсолнух и не птица - прямо к солнышку стремится.

Посеял мак Ермак: расцвел мак. Ермак собрал мак.

Не забудьте незабудки, посмотрев на них минутку

Петя был мал и мяту мял. Увидала мать, не велела мять.

Фикус и флокс – не фрукты, а цветы.

Вьюнок и хмель вьются, вьются, перевиваются.

Горят, как огни, на газонах гортензии и георгины.

Был в саду переполох - там расцвел чертополох.

После росы росли розы.

Завязалась розы завязь. Роза красной оказалась.

Из-за жары жасмин завядший.

Нежные розы боятся мороза.

В цветнике цветут цветы.

Ландыши наш Лавр рвал, Ларе ландыши давал.

Лара ландыши брала, рада ландышам была.

Шла Марыся по лесочку, через горки, через кочки.

Шла Марыся по цветочки, потеряла лапоточки.

А любили лилипуты лилии?

Рисовала Лариса акварелью нарциссы.

У Аграфены и Арины растут георгины.

Скороговорки. Игрушки

Маленький мальчик менял марки на мячик.

Мне купили самосвал, я давно о нем мечтал

Игра в лапту требует таланта.

Крендель для матрешки, клоуну – лепешки, пряники для мишки, заиньке - коврижки

Еду на лошадке в красной шапке,

По ровненькой дорожке на одной ножке.

Вымыли ли вы куклу Милу?

Мы Милу намылили и вымыли.

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Зоя – зайкина хозяйка.

Спит в тазу у Зои зайка.

У крошки-матрешки пропали сережки,

Сережки Серёжка нашел на дорожке.

Не надо больше ссориться!

А то и мяч не ловится,

И книжка не читается,

И дождик начинается.

У Андрюшки - игрушка, игрушка – погремушка.

Мы играли в хохотушки,

Мы визжали, как свинушки,

Мы скакали, как лягушки,

Мы играли в хохотушки.

Запел волчок, загудел волчок,

Но упал на бочок – и молчок.

Он пел, шутил и не тужил.

Мыла Мила мишку мылом,

Мила мыло уронила.

Уронила Мила мыло,

Мишку мылом не домыла

Дед Додон в дуду дудел,

Димку дед дудой задел.

Скороговорки. Человек. Семья. Имя

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли.

Плотный папа прочно встал, пирамидку основал. На плечах стоят без паники сыновья, потом племянники.

Няня Нина, Нина – няня.

Не сиди сложа руки, не будет и скуки.

На скамейку мама села. Справа – Сева, Слава – слева.

Зина Зое позвонила, Зою в гости пригласила.

Принесла пирог нам мама. Не пирог, а чудо прямо.

Вяжет Мише бабушка тепленькие варежки.

На тумбочке у мамочки фото дачек в рамочке.

Мама шьет сорочку дочке

Строчит строчки на сорочке.

Зоя разбила хрустальную вазу.

Бабушка с мамой нахмурились сразу.

У брата настроение кричально – погремучее,

А у меня, а у меня – по комнатам – прыгучее.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Баба стала на носок, а потом на пятку, стала русского плясать, а потом вприсядку!

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках; санки хлоп, Санька – вбок, Сонька – скок, Сеньку с ног.

Скороговорки. Одежда. Обувь

У Татки тапки, тапки у Татки.

Любит наряжаться Любка, у нее в оборках юбка.

У Фани-фуфайка, у Феди-туфли, У Фаины-кофта.

Фаина и Фекла во фланелевых кофтах.

Надо ночью на носки много ниток напрясти.

У Кондрата куртка коротковата.

Катька – кокетка купила кепку в клетку.

Тебе - пуховик, мне – пуховик.

Всем по пуховику, всем по выпуховику.

Новый сарафанчик из цветного ситца.

В новом сарафане дома не сидится.

Шила юбку – сшила шубку,

Шила шапку – сшила тапку!

Сшили яркие штанишки,

Сшили пестрые рубашки.

Шил Жак желтый пиджак.

Маме-пижаму, жене-жакет,

Сыночку-тужурочку, дочке-жилет.

Шаль-жаль, жаль-шаль.

Хороши штанишки у нашего малышки!

Что за кармашки, ремешки да пряжки!

Зайка, заинька косой, что ты бегаешь босой?

Подожди меня в лесу - я ботинки принесу.

Шапкой Саша шишки сшиб, получил на лбу ушиб.

Купил бегемот бегемотикам новые ботики,

скачут бегемоты по болоту в новых ботиках, надрывая животики.

Валя на проталинке промочила валенки.

Валенки у Валеньки сохнут на проталинке.

Сшила Шура шикарную шубу.

Шапка и шубка – вот и весь Мишутка.

Голубь гладил галстук длинный,

Галстук белый – голубиный.

Голубь выгладил все складки.

Получился галстук гладкий.

Уж пожаловал ежам

Новых дюжину пижам.

Прежние пижамы исколоты ежами.

У Ивана рубашка, у рубашки – кармашки.

Майке купили майку с каймой.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон!

Скороговорки. Еда. Продукты питания

Сыпь в суп всех круп.

Петр Петру пек пироги.

Петр Петру пироги пек.

Боря Ире дал - ириску.

Ира Боре – барбариску.

Мы посуду сами мыли.

Наши руки были в мыле.

Витя Вову угощал.

Витя Вове вафли дал.

Толст тот, кто ест торт.

Клюквенно - малиновый кисель кипел,

на плиту из кастрюли переливался.

Хвала халве, вкусна халва, халве – хвала!

Ест киска суп из миски.

Сыта киска, пуста миска.

Раз у нашего Степана, караулил кот сметану.

И когда настал обед, кот сидит-сметаны нет!

Саша любит сушки,

Сонечка – ватрушки.

У Петрушки в супчике лаврушка,

У Лаврушки в супчике петрушка.

В миске – сосиски, в тарелки – сардельки.

Слава съел салат капустный,

Был салат капустный вкусный.

Ох! Вкусна, сладка капуста!

Съели все и в миске пусто!

Нюхал хохол уху, да нахваливал:

Ух, хороша уха!

Ели, ели дыни, ели..

Съев, сказали: «Недозрели!»

Жадный жук жевал картошку,

Пережадничал немножко:

Съел большущий корнеплод…

У жука болит живот!!!

Скороговорки. Дом

Наш шалаш из камыша для мышонка-малыша.

Дом в деревне делал Даня.

Подрасту и жить в нем стану.

Дятел выдолбил дупло.

Дятлу в том дупле тепло.

Дятел, дятел мой приятель

Дуб долбит как долотом.

Помоги мне, дядя дятел,

Для скворцов построить дом.

Не прибирает Домна дом,

У Домны дома все вверх дном.

Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.

В шалаше шесть шалунов.

Чукча в чуме чистит чуни.

Чистота у чукчи в чуме.

Скороговорки. Посуда.

Ест киска суп из миски.

Сыта киска, пуста миска.

Любит Флора кофейник из фарфора.

Мы посуду сами мыли,

Наши руки были в мыле.

Очень часто бьются у Танечки блюдца.

Ложкой понарошку, я хлебал немножко,

Кашу, борщ и кислый щи, мама сладкое неси.

Чайные блюдца легко бьются.

Чем чаще чищу, чем чашка чище.

Это-ложка, это чашка, в чашке гречневая кашка. Ложка в чашке побывала – кащки гречневой не стало!

Я с посудой осторожна – ведь разбить посуду можно. Я носить, и ставить буду аккуратно всю посуду.

Скороговорки. Мебель

Сидит Ваня на диване.

Софья на софе, а Феофан на пуфе.

Сова советует сове: «Спи соседка на софе,

На софе так сладко спится,

О совятах сон приснится»

Стол – книжка, кровать – раскладушка.

Стоит раскладушка, на раскладушке - подушка,

на подушке – Андрюшка.

Жук увидел одуванчик и присел, как на диванчик.

Столы белодубовые, гладкотесовыструганные.

Наша Иринка спит на перинке.

Скороговорки. Птицы

Клест по весне веселится по весне.

Сидел воробей на сосне.

Заснул – и свалился во сне.

Если б он не свалился во сне -

До сих пор бы сидел на сосне.

Семь суток сорока старалась, спешила,

Себе сапоги сыромятные сшила.

Сыр сорока раздобыла,

Сорок дырок в сыре было.

Сыр сорока поклевала.

Сыра с дырками не стало.

Сорок сорок для своих сорочат

Сорок сорочек не ссорясь строчат.

Сорок сорочек прострочены всрок –

Сразу поссорились сорок сорок.

Сказала со смехом соседке синица:

«Стать самой скрипучей сорока стремится!»

Три сороки, три трещотки потеряли по три щетки.

Под деревом тетерев тетерева встретил:

«Тетерев, тетерев! Как твои тетеревята?»

Тетерев тетереву в ответ:

«Мои тетеревята - здоровые ребята.

Твоим тетеревятам от них привет!»

Три сороки – тараторки тараторили на горке.

Летел на болото носатый удод.

Глядел на удода усатый Федот.

Покуда не сел на болото удод.

Стоял и глядел на удода Федот.

Утят учила утка-мать

Улиток на лугу искать.

Улитки на лугу, без шуток,

Учились прятаться от уток.

Филин расфрантился, во фрак принарядился.

Филину охота красивым быть на фото.

Скороговорки. Насекомые

Оса боса и без пояса.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Ужа ужалила ужица.

Ужу с ужами не ужиться.

Уж от ужаса стал уже -

Ужа ужица съест на ужин.

Жужжит-жужжит жужелица, да не кружится.

У пчелы, у пчелки почему нет челки?

Отвечаю почему: - Челка пчелке ни к чему.

Гусеницам грусть: сгрыз грызун груздь.

Жук с жучихой не тужили,

Крепка с буквой Ж дружили.

Буква Ж к ним приходила,

Их жучат жужжать учила.

Слишком много ножек у сороконожек.

Муха – горюха села на ухо.

Скороговорки. Деревья. Кустарники

У сосенки-сосёнки выросли опенки.

По дороге топал тополь,

Топал тополь в Севастополь,

Ну, а рядом топал Сева,

Тополь справа, Сева слева.

Где же Сева с тополем?

Уж под Севастополем!

Груша Грушеньку растила.

Груша груши ей дарила.

Буква Г поможет Груше

Груши собирать и кушать.

Еле -еле ель Егор затащил себе во двор.

Ёлка, ёлка, ёлочка, колкая иголочка.

«Жалко Ёлку: - думал Ёжик,

Не побегать ей без ножек».

Удивлялась ёлка: «Ёж, без корней ты как живешь?»

Скороговорки. Космос

Космонавтом стать хочу,

С мамой в космос полечу!

Астронавты - на орбите, акробаты на Арбате.

Зажглась зеленая звезда…

Запустят звездолет туда.

Лунной ночью лунный кот

Песни лунные поет.

Все короче наша тень,

Это значит – скоро день.

Тень растет, уходит прочь,

Это значит – скоро ночь.

У каждой планеты есть что-то свое,

Что ярче всего отличает её.

Сатурн непременно узнаешь в лицо –

Его окружает большой кольцо.

Прилунился лунолет, в лунолете – луноход.

Скороговорки. Зима

Заморозила зима и заборы и дома.

Запоздалая зима за ночь избы замела.

Зимним утром от мороза

На заре звенят березы.

На зимнем небе в морозы

Загораются яркие звезды.

Иней лег на ветви ели,

Иглы за ночь побелели.

Мороз мост мостил,

Мостил – не вымостил.

Навалилось в валенки снега Вале маленькой.

Зимой поле белое, промерзло-заледенело.

- Мороз за нос кусает до слез.

Береги нос в большой мороз.

Сад в снегу и лес в снегу, а по снегу я бегу.

Снежинки ловит Тая, они слетают, тая.

Скороговорки Осень

Осень озеро нарочно застеклила этой ночью.

Будет окуню с семьей в нем не холодно зимой.

Листья падают с осин, мчится в небе острый клин.

В осеннем лесу лисы цвета осенних листьев.

На деревья листьев мало.

На земле - невпроворот.

Из лоскутьев одеяло на прощанье осень шьет.

Девушка – осень с рыжим зонтом

Бродит меж сосен, плачет о том,

Что не случилось, что не сбылось,

Сердцем забылось, с летом срослось.

Осень наступила, высохли цветы

И глядят уныло голые кусты.

Желудь в лужице лежит,

Желтый лист над ним дрожит.

Скороговорки. Зима

Пришел Прокоп – разрыл сугроб,

По снегу ступает, дорогу копает.

Везет на горку Саня за собою сани.

Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

Метели летели, летели метели.

Галя, Галя, два Олега горку делали из снега.

Дуб в сугробе греет ногу, снега много на дороге.

Было весело на горке Сане, Соне и Егорке.

У маленькой Сани санки едут сами.

То стелется, то колется метелица-разбойница.

Купили Егорке салазки для горки.

Всю зиму, Егорка, катайся на горке.

Рыбы в проруби – пруд пруди.

Прорубь рубили – рыбу ловили.

Скороговорки. Транспорт

Пых - пах, пых - пах мы летим на всех парах!

Воробья врачи спасли, в вертолет его внесли.

Вертолет вертел винтами,

Волновал траву ветрами.

Саночки – самокаточки, садись, да катись!

Про и Пахом смастерили паром.

О коряги корабль все борта покарябал!

В грязи у Олега завязла телега,

Сидеть тут Олегу до самого снегу.

Самокат сломался, я не растерялся.

Велосипед меня понес, понес куда-то под откос.

Старый, ржавый самокат, отвезем на старый склад.

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель.

И матросы три недели карамель на мели ели.

Скороговорки. Водные ресурсы

Ручеёк, куда спешишь?

К речке, к речке, мой малыш!

Ручеёк, когда ты спишь?

Никогда не сплю, малыш!

У пруда в траве во мраке,

Шуршат раки в шумной драке.

Ехал Грека через реку.

Видит Грека в реке рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку цап.

Заяц Егорка свалился в озёрко,

Бегите к озёрку – спасайте Егорку!

Брел по речку Боря в брод,

Уронил свой бутерброд.

Мелкие ручейки, несите струйки.

Впрочем, этот водоем мы втроем переплывем.

Скороговорки. Профессии

Аты-баты, акробаты выбегали из ворот.

Аты-баты, бородаты, аты-баты, без бород.

Аты-баты, в полминуты забирались на батуты.

Акробату акробат продвигал покатый мат.

На батутах, аты-баты, кувыркались акробаты.

Дружно прыгали на маты и садились на шпагат!

Матросы в матросках, матроски в полосках.

Водовоз вёз воду из водопровода.

Пекарь пек пироги в печи.

Два дровосека, два дроворуба,

На дворе дрова топорами рубят.

Трое трубачей трубили в трубы.

Тридцать три трубача трубят тревогу.

Ткет ткач ткани на платье Тане.

Съел, наконец, кузнец варенец.

Федя фокус показал – Федя фокусником стал.

Астроном, адвокат и один альпинист,

Архитектор, аптекарь и даже артист.

Сели однажды на карусели,

Не удержались и вниз пролетели:

Аптекарь, артист, акробат, астроном.

Кто из них вам еще не был знаком?

Как-то раз матрос Макар

Шваброй мокрою махал.

Он все охал, да махал, да в ведро с водой макал.

Почтальона пончиками потчевали.

Он не плотник, не маляр,

Мебель делает столяр.

Мастер он весьма хороший,

Сделал шкаф нам для прихожей.

Учит вежливости нас, почитает вслух рассказ.

Не учитель, не писатель, это няня, воспитатель.

Скороговорки. Дружба

Женя с Жанной подружились.

Дружба с Жанной не сложилась,

Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно.

Как начну конфеты есть,

У меня друзей не счесть.

А закончились конфеты и друзей в помине нету.

За конфету каждый друг, так и рвет её из рук.

Ну, зачем мне дружба эта?

Я и сам люблю конфеты.

Дружба дружбой, а служба службой.

Друг – это тот, кто тебя понимает.

Друг – это тот, кто с тобою страдает.

Друг не покинет тебя никогда,

Друг остается с тобой навсегда.

Скороговорки. Весна

Валин валенок, провалился в проталинок.

Поникли метели под аккомпанемент капели.

Пестренькая сойка, о весне мне спой-ка!

Сок с березы стек, стек с березы сок.

Прослезилась сосулька от солнышка.

Я люблю сны, где звон весны.

Летит скворец, зиме – конец!

Две синицы прилетели на сосну.

Две сестрицы засвистели про весну.

Скворцы и синицы – веселые птицы.

Грач сгоряча осерчал на грача.

Галдят галчата на грачат,

Глядят грачата на галчат.

Кричу ручьям: «Ручьи, вы чьи?»

И с гор, журча, звучат ручьи.

Испугался грома Рома, заревел он громче грома.

Скороговорки. Новый год

Что такое Новый год? Это все наоборот:

Елки в комнате растут, белки шишек не грызут,

Зайцы рядом с волком на колючей елке.

Праздник этот каждый знает.

Новый год – наш старый друг!

Мы костюмы надеваем, становясь в снежинок круг!

Нашей радости не скрыть! Знает весь народ!

Разве можно не любить праздник Новый год?

Он морозною зимой нас весельем греет.

Дед Мороз спешит домой! Открывайте двери!

Новый год из леса мчится! Чтобы нас согреть – Улыбнемся мы лучисто, станем песни петь.

Волшебство бывает в сказках,

В фильмах, мультиках и снах,

А еще когда 12 наступает на часах!

Скороговорки. Домашние животные

Была у Аленки болонка, была у болонки Аленка.

Аленка гуляла с болонкой,

Болонка гуляла с Аленкой.

Гусь купил себе гармошку,

Но дырявую немножко.

Хорошо гармошка пела, по-гусинному шипела.

Старый пес среди двора караулил куль добра.

Воры куль добра не брали,

Воры сторожа украли.

Идет с козой козел косой.

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Кушать хочется, да лень ворочаться.

Вот и ждет рыжий кот, может миска подползет.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

У быка бела губа была тупа.

Свинья тупорыла, белорыла,

Полдвора рылом изрыла.

Вырыла полрыла, до норы не дорыла.

Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага.

Котик ниток клубок укатил в уголок.

Наш Полкан попал в капкан.

Отлежал бочок бычок.

Не лежи, вставай, бычок!

Пудель пуделя потчевал пудингом.

У барана рога кручены – перекручены,

Вверчены – переверчены.

У хрюшки хвост – крючком,

У хорька – торчком.

Белые бараны били в барабаны,

Без разбора били, лбы себе разбили.

У 33 полосатых поросят, 33 хвостика висят.

Курица волнуется – не пугайте курицу.

Литература:

  1. Лопухина И.С. Звуки, буквы и слова. - СПб.: Дельта, 1998
  2. Лопухина И.С. 550 упражнений для развития речи. СПб.: КАРО, Дельта+, 2004
  3. Туманова Т.В. Исправление произношения у детей. Дидактический материал. – «ГНОМ-Пресс», 1999
  4. Саморокова О.П. Шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ: называем и различаем.- М.: Издательство ГНОМ, 2012
  5. Саморокова О.П. Свистящие звуки С, СЬ, З, ЗЬ, Ц: называем и различаем. – М.: Издательство ГНОМ, 2013
  6. Коноваленко В.В. Автоматизация свистящих звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц у детей. – М.: Издательство ГНОМ, 2013
  7. Коноваленко В.В. Автоматизация шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ у детей. – М.: Издательство ГНОМ, 2013
  8. Коноваленко В.В. Автоматизация сонорных звуков Р, РЬ у детей. М.: Издательство ГНОМ, 2013

Развитие речи - важный этап в жизни ребёнка. Проблемы с произношением отдельных звуков встречаются у многих детей. Скороговорки существенно облегчают процесс формирования правильной дикции у ребёнка

Скороговорка - это фраза, в которой звуки находятся в таком положении, что их сложно выговорить. Скороговорки способствуют скорому и правильному освоению речи. Детям понятен смысл скороговорок, поэтому их проговариванию они готовы уделять своё время. Ребёнка интересует то, что он понимает. Смешное звучание скороговорок построено так, чтобы запоминание приходило незаметно, без усилий. Но, в это же время, ребёнок взвешивает каждое слово и осмысливает сказанное. Нюансы в интонации и смысле чутко улавливаются ребёнком. Поэтому скороговорки способствуют не только развитию речи, но и умению слушать. Это способность будет необходима ребёнку не только в учебном процессе, но и в жизни.

Скороговорки - это доступное и эффективное средство для улучшения произношения. Ведь заниматься с ребёнком может каждый родитель. Для начала стоить посетить консультацию врача - логопеда. Это позволит получить полную картину существующей проблемы и обсудить методы её устранения. После -занятия с ребёнком можно организовывать в любое удобное время: в поездке, на отдыхе, на прогулке, в очереди к врачу.

Скороговорки притягивают детское внимание тем, что это весёлая игра. Количество существующих скороговорок не сосчитать. Смысл скороговорок важен. Поэтому у нас любимы русские поговорки.

Поэтому смешные скороговорки для детей пользуются особой популярностью. Скороговорка, которая запомнилась, повторяется ребёнком снова и снова. Это способствует чёткому произношению и правильной дикции. Проговаривается скороговорка только вслух. Сначала медленно, по слогам скороговорку произносит взрослый. После - предлагает попробовать ребёнку. Существует три шага для того, чтобы правильно усвоить любую скороговорку.

На первом этапе скороговорку учат и правильно проговаривают вслух.

Второй шаг - это проговаривание выученной скороговорки без участия голоса. В этом варианте необходимо работать губами, зубами и языком. На третьем шаге необходимо научиться читать скороговорку шёпотом.

На любое сложное сочетание звуков существуют поговорки.

Скороговорки на звук л для дошкольников можно предложить следующие:

Эй вы, львы, не вы ли выли у Невы?

В зимний холод всякий молод.

Всякий молод в зимний холод.

Скороговорки популярны не только у детей. Взрослые часто используют скороговорки в профессиональной деятельности.

Чистоговорки и скороговорки для детей могут быть самые разные. Тренировка памяти с помощью недлинных скороговорок позволит ребёнку в дальнейшем без усилий учить стихи по школьной программе.

Скороговорки для детей 7 - 8 лет могут быть короткими и достаточно длинными.

Красный краб кричит «УРА!». Резать торт пришла пора.

Саша шапкой шишку сшиб.

Три чёрных котёнка

У Тёмки - кротёнка

Стащили три тонких

Картонки в потёмках.

Портной пыхтел, поров пальто,

Пришил петельки прочно,

Почистил пыльное пятно,

Пел песенку побочно.

Рисовала Лариса акварелью нарциссы.

Георгины гуашью рисовала Наташа.

Ежик ежится у елки:

Укололся об иголки.

Елка ежится, дрожа:

Укололась об ежа.

Собирала Маргарита маргаритки на горе,

Растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Идёт Глеб с хлебом.

Глеб идёт с хлебом.

С хлебом идёт Глеб

Домой на обед.

У черепашьего черепашонка

На черепашьих лапчонка

Черепашьи башмачки

Безжалостные медузы

над Жозефиной сжальтесь,

пожалуйста!

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Скороговорки про птиц для дошкольников - очень разнообразны. Каждый ребёнок найдёт и выучить парочку любимых.

Курочка черна - пестра, уточка с носка плоска.

Любой родитель стремится к тому, чтобы его ребенок говорил грамотно и красиво. Поэтому услуги логопедов пользуются большим спросом. Но толку от занятий будет мало, если вы сами не будете заниматься дома. А помогут вам в этом скороговорки.

В чем польза?

У изучения скороговорок есть масса преимуществ:

    развитие дикции;

    увеличение активного и пассивного словарного запаса;

    развитие фонематического слуха, т. е. способности анализировать речь с точки зрения звуков и находить в ней ошибки;

    исключение косноязычия и «проглатывания» слов.

Как заниматься?

Существует определенный алгоритм занятий:

    Произнести скороговорку быстро и четко, предварительно заучив ее самостоятельно.

    Произнести в нормальном темпе.

    Спросить ребенка, о чем скороговорка и есть ли те слова, которые ему незнакомы. Разъяснить значение новых слов.

    В медленном темпе начать повторять скороговорку с ребенком, поправляя его ошибки.

    Когда все звуки произносятся правильно, начните постепенно увеличивать темп.

На все это может потребоваться не одно занятие. Главное – регулярность и желание ребенка.

Есть несколько важных моментов, которые стоит учесть:

    Начинать нужно со скороговорок на звуки попроще. Лучше проконсультируйтесь с логопедом на этот счет.

    Нельзя отрабатывать звуки, которые еще не сформированы. Только те, которые уже поставлены, но еще неуверенно используются в речи.

    Заниматься желательно в одно и то же время дня. Если ребенок не в настроении, занятие лучше отложить.

    Не ругайте ребенка за неудачи. Так вы отобьете охоту к занятиям, создав негативные ассоциации, и занизите его самооценку.

    Создайте стимул: ставьте всей семьей рекорды на скорость и четкость произнесения скороговорок, подготовьте красивую и длинную скороговорку для Деда Мороза и т. д.

    Чтобы разнообразить занятия, можно отсчитывать ритм, подбрасывая мячик в воздух или хлопая в ладоши. Любой игровой момент на ваш вкус будет здесь уместен.

Какие скороговорки выбрать?

Во-первых, нужно ориентироваться на возраст, а во-вторых – на отрабатываемый звук. Скороговорки для детей 7-8 лет должны быть простыми и понятными. Вот несколько примеров:

Подорожник по дороге

Собирал прохожий строгий.

Выбирал себе прохожий

Подорожник подороже.

Граф Тото играет в лото,

А графиня Тото знает про то,

Что Граф Тото играет в лото,

Если бы граф Тото знал про то,

Что графиня Тото знает про то,

Что граф Тото играет в лото,

То б граф Тото никогда бы в жизни

Не играл бы в лото.

Шелкопряд, шелкопряд

Шелк прядет за рядом ряд.

Плотно шелком обмотался,

Шелкопряд внутри остался.

Саша кушал кашу.

Кашу кушал Саша.

Саша, кушай не спеша,

Наша каша хороша.

Солнце садится, струится водица,

Птица-синица в водицу глядится.

Чистой водицы синица напьется –

Славно сегодня звенится-поется!

Слоны умны, слоны смирны,

Слоны спокойны и сильны.

А вот скороговорки для детей 10-12 лет могут носить более абстрактный характер и быть длиннее, поскольку их цель – отточение дикции и развитие памяти. Например:

Соль в лесу мусолил лось,

После солоно спалось.

Снился лосю славный сон:

Сало ел с лососем он.

Скороговорун скороговорил: все скороговорки не

перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Но

заскороговорившись, все-таки выскороговорил: все

скороговорки перескороговоришь, перевыскороговоришь.

Шли Струмай, Строкциг, Марнос, Прокцогцзинь и

Пригноцкроз. Рядом с ними были сыны: Струмайка Процгович,

Странцигка Инкогнитович, Прокцогцзинь Прозсикович и

Карзациг Пригноцкроз.

  1. Развивают речевое дыхание, особенно когда проговариваешь их в разном темпе: медленном, среднем, быстром.
  2. Улучшают качество дикции, то есть делают произношение четким.
  3. Развивают сенсорные способности, необходимые для «запуска» и улучшения речи.
  4. Тренируют интонацию: учат произносить вопросы, восклицания и другое.

Ребенок обычно с удовольствием произносит скороговорки, потому что их сюжеты пронизаны юмором, или же ситуации, описанные в этих текстах, выглядят абсурдными, непонятными. Все это привлекает, смешит и хорошо запоминается.

Если ребенок только учится говорить

? — Вопрос, волнующих многих родителей. Когда он начнет говорить правильно? — Следующий вопрос. Педагоги советуют сначала произносить скороговорки медленно и негромко. Или вовсе попробовать такой логопедический прием: говорить с ребенком лицом к лицу самым тихим шепотом, почти одними губами, слово общаешься с тем, кто умеет читать по губам.

Потом повторить скороговорку чуть громче, и так постепенно добавлять звук. Детям, чтобы научиться говорить, важно видеть, как артикулирует взрослый, какие мышцы лица задействованы для произнесения звуков. Малыши визуально «считывают» даже положение головы и тела, которое принимает человек в разговоре.

Как заинтересовать занятиями?

Вот несколько советов о том, как превратить «скучные» занятия в увлекательные:

  1. Превратить все в игру, в которой интересно и взрослому, и ребенку.
  2. Использовать карточки с картинками и/или рифмованные строчки.
  3. Интонировать произнесение, читать артистично, «по ролям».
  4. Начинать разучивать фразы в неспешном темпе: произносить протяжно, негромко. Можно даже если произносить сложные слова совсем трудно.
  5. Если с речевым дыханием все в порядке, добавлять скорость. На то они и скороговорки, чтобы их тараторить, не сбиваясь.
  6. Уместным будет соревнование между детьми одного возраста: кто произнесет быстрее и чище.

Простые скороговорки для малышей 1-2 лет

В возрасте, когда ребенок только учится говорить, с ним будет уместно тренироваться произносить звуки [г], [д], [з], [с].

Для тренировки звуков [г] и [д]

Голубь в голубой горжетке голубику ел на ветке.

Стоит гора посреди двора.

На горе гогочут гуси, под горой горит огонь.

Галка села на забор, грач завел с ней разговор.

«Га-га-га, — гогочет гусь. — Я семьей свой горжусь!»

Дятел дуб долбил, продалбливал, да не продолбил, не выдолбил.

Дед Додон в дуду дудел. Дудкой Диму он задел.

Дед Данила дыню делил: дольку — Диме, дольку — Дине.

Надя дыню не доела — дыня Наде надоела.

Ду-ду-ду — вот я с песенкой иду.

Да-да-да — здесь большие города.

Ди-ди-ди — ты далёко не ходи.

До-до-до — свили птенчикам гнездо.

Для тренировки звуков [з], [с]

Коси коса, пока роса. Роса долой — и мы домой.

Свиристель свистит свирелью.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Сани — скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

Та-та-та, у нас дома чистота.

Ты-ты-ты — сметану съели всю коты.

Зойкиного зайку зовут Зазнайка.

Зацепился зонтик за забор. В завитушках зонтика узор.

Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

Из кузова в кузов грузили арбузы.

«Языковертки» для детей 2-3 лет

Происходит становление звуков и их пар [б] — [п], [в] — [ф], [к], [т], [х]. А также звуки [м], [н]. Сейчас самое время для их постановки и тренировки.

Для тренировки звуков [б] и [п]

Били бараны в барабаны.

Белый снег, белый мел, белый сахар тоже бел. А вот белка не бела, белой даже не была.

Все бобры добры для своих бобрят.

Бредут бобры в сыры боры — бобры храбры!

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Петр Петру пек пироги.

Пел перепел за деревней, пел тетерев средь деревьев. Перепел пел-пел — тетерева перепел.

Говорит попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!»

Для тренировки звуков [в] и [ф]

Валя на проталинке намочила валенки. Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.

Варвара цыплят караулила, а ворона цыплят воровала.

Я во двор вола вела, за рога вола вела. В хлев вела вола, а вол меня в огород увел.

У Феди — фуфайка, у Фаи — туфли.

Фасоль, фасоль — вот и выросла фасоль.

Федя филина боится — филин может рассердиться.

Для тренировки звука [к]

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

К Макару в карман комарик попал. Комар у Макара в кармане пропал. Об этом сорока в бору протрещала: «В кармане Макара корова пропала!»

Не ест корова короб корок — ей короб сена больше дорог.

Капа Капитону купила кипу кепок.

Колпак на колпаке. Под колпаком — колпак.

Котик ниток клубок укатил в уголок.

Для тренировки звука [т]

У тридцати трех полосатых поросят тридцать три хвостика висят.

Топали да топали. До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.

От топота копыт пыль по полю летит.

Тридцать три вороны в ряд тараторят, тарахтят.

Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетёрка с тетеревятками — в лесу на ветке.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

Для тренировки звука [х]

Вставай, Архип, — петух охрип.

Хохлатые хохотушки хохотали: «Ха-ха-ха».

Архип охрип, а Осип осип.

Нюхал Захар уху да нахваливал: «Ух, хороша уха!»

Прохор и Пахом ехали верхом.

Муха-горюха села на ухо.

Полезные скороговорки для детей 3-4 лет

Считается, что это возраст освоения шипящих и свистящих звуков. Потренироваться в их произношении можно с помощью этих «потешек». Про звук [з] мы уже упоминали — здесь все упражнения, кроме него.

Для тренировки звуков [ш] и [ж]

В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

Вымыли мышки миски у мишки.

Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь». Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».

Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ, да под душем вымой тушь. После душа вытрись суше и не пачкая больше уши.

У Маши мошка в каше. Что делать нашей Маше? Сложила кашу в плошку и накормила кошку.

Во лесу лозу вяжу. На возу лозу везу. Коза, не лижи лозу — накажу!

Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

Над Жорой жук, жужжа, кружит. От страха Жора весь дрожит. Зачем же Жора так дрожит? Не страшно ведь жучок жужжит.

Жаба, журавль и желтый жучок в гости к ежихе шли на лужок.

У ежа — ежата, у ужа — ужата.

Для тренировки звука [ц]

Цыган на цыпочках цыпленку крикнул: «Цыц!»

Цапля цепкая была, цапля долго не ждала — клювом цап и целиком лягушку проглотила.

Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц дрессировать.

Жили-были три японца: Як, Як-Цин-Драк, Як-Цин-Драк-Циндрони.

Зачерпнула цапля чашкой чай целебный из ромашки. Целый чан у цапли чая, цапля-врач больных встречает.

Для тренировки звука [ч]

В горячей печи пекарь пек калачи.

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких чумазеньких чертнека чертили черными чернилами чертеж.

Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

Черной галке черный дрозд подарил черники гроздь.

У пчелы, у пчелки почему нет челки? Отвечаю почему: «Челка пчелке ни к чему».

Чу! В чулане есть сверчок. Четко слышно: «Чок-чок-чок».

Для тренировки звука [щ]

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.

Щука леща угощала борщом.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Тщетно тщится щука ущемить леща.

Щипцы да клещи — вот наши вещи.

Щуку я тащу, тащу. Щуку я не упущу.

Самые трудные буквы Р и Л для детей 4-6 лет

Речевой аппарат готов для освоения сонорных [р] и [л]. Поэтому в возрасте 4-6 лет рекомендуется заняться развитием именно этих звуков. Вот видео от логопеда о правильном и быстром способе поставить звук [Р] у дете

И скороговорки в помощь:

На горе Арарат рвала Варвара виноград.

Проворонила ворона вороненка.

Подал грабли крабу краб: «Грабь граблями сено, краб!»

Забыл Панкрат Кондратов домкрат. Теперь Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.

У села ли села лиса, у опушки ли леса?

Королева кавалеру подарила каравеллу.

Не жалела мама мыла — мама мылом Милу мыла.

Мы ели-ели ершей у ели. И еле-еле их у ели доели.

Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию. Видели Лидию.

А из детского списка скороговорок стоит выбирать самые сложные, дополнив их вот такими, например:

Была у Фрола. Фролу на Лавра наврала. Пойду к Лавру — Лавру на Фрола навру.

У Феофана Митрофановича три сына Феофановича, три дочки Феофановны, три внучки Митрофановны.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Рапортовал, да не дорапортовал. Дорапортовал, да зарапортовался.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Малина манила Марину и Милу, Марине и Миле малина мила.

Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса порвали в драке альбатросы.

Дробью по перепелам да по тетеревам.

Рыла двор свинья белорыла да тупорыла. Полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

Говорили про Прокоповича. Про какого Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего!

Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии

Рекордно длинная и невероятно сложная чистоговорка, которую часто используют дикторы и люди, чья работа связаны с публичными выступлениями. Это нужно слышать.