Виды забывания в психологии. Процессы забывания с научной точки зрения. Основные причины процесса забывания

Забывание

С чем связано забывание? Почему оно происходит? Каковы его закономерности? Можно ли его избежать? Задавали ли вы себе хотя бы раз в жизни эти вопросы? Единой теории забывания, как и единой теории памяти, нет. Каждый ученый объясняет забывание в соответствии с тем, какой теории о механизмах и строении памяти он придерживается, и все же существуют некоторые общие закономерности процесса забывания и его обратной стороны - сохранения, с которыми согласны большинство исследователей этого процесса.

Многочисленные исследования показали, что в памяти хранится значительно большее количество информации, чем та, которая доступна воспроизведению. По этому признаку выделяют память актуальную (информация, доступная воспроизведению) и память латентную (то, что содержится в памяти в латентном, то есть скрытом виде). То, что доступно воспроизведению, по каким-то причинам оказывается существенно меньше (и по объему, и по содержанию) того, что хранится в памяти.

Наверняка каждому из вас знакома ситуация, когда после ответа на экзамене вы выходите из аудитории и вспоминаете материал, который упустили при ответе. А случалось ли вам произносить когда-нибудь легендарную фразу: "Я знаю, но забыл"? Я думаю, что наверняка случалось, и если не вслух (опасаясь насмешливых улыбок товарищей и язвительных замечаний по этому поводу преподавателя), то уж про себя точно.

Действительно, в памяти хранится очень многое. Существует мнение, повторюсь, что в ней в скрытом виде хранится абсолютно все, что с нами происходило с момента рождения и даже за некоторое время до него. Человек даже сам не знает, не в состоянии осознать, перечислить, что и в каком объеме он помнит. Так спустя длительное время мы с легкостью восстанавливаем двигательные навыки, например, игры на фортепьяно, или же во время гипноза вспоминаем то, что, казалось бы, давным-давно забыто.

Длительное хранение следов прежнего опыта проявляется также и в том, что мы переносим старые правила на совершенно новый материал, а также во многом другом. И все же мы забываем, и если бы это было не так, вряд ли люди вообще бы обратились к проблемам памяти, а вы в свою очередь вряд ли бы заинтересовались этой книгой.

Забывание прежде всего связано с неумением вспомнить, другими словами, с неумением подобрать нужный ключ к нужной двери, за которой лежит нужная информация. А говоря научным языком, забывание можно определить как невозможность перевода информации из латентного состояния в актуальное. Почему же возникает эта "невозможность"? Причин может быть множество, всех не перечислить. Остановимся лишь на самых главных из них.

Согласно одной из концепций, при запоминании (регистрации) происходит кодирование информации на различных уровнях - физическом (зрительные, звуковые и др. характеристики информации), понятийном, предполагающем обобщение, и на еще более высоком уровне обобщения. В результате такого множественного кодирования информация может "записываться" к нам в память во всей ее полноте. Однако при конкретном запоминании запись происходит преимущественно на одном из уровней регистрации (выбор этого уровня зачастую происходит при нашем участии). И забывание может быть связано с несоответствием между формой регистрации (т.е. кодированием при запоминании) и способом вспоминания.

Вам наверняка знаком рассказ А. П. Чехова "Лошадиная фамилия". Мучительные поиски фамилии, "словно как бы лошадиной", которую так вовремя и не вспомнили. Фамилия эта, как выяснилось позже, оказалась Овсов. Почти анекдот. Почему же приказчик не мог вспомнить фамилию?

Все дело в том, что регистрация произошла только на слишком высоком уровне обобщения, поиск конкретного материала на котором достаточно проблематичен, недаром герои рассказа перебрали все, что только можно связанное с лошадьми (амуницию, масти, возраста и т.д.). Забывание такого типа встречается сплошь и рядом. Вот пример из жизни, практически копирующий события чеховского рассказа. Младшая сестренка моей подруги пришла из детского сада и стала радостно рассказывать, что каждому из них поручили ухаживать за определенным цветком, из тех, что росли в их комнате в детском саду.

Кроме этого, каждый ребенок должен все знать про свой цветок. Мама, естественно, спросила у девочки как называется цветок, который достался ей. И тут девочка заплакала. Какой ужас! Она забыла название своего цветка! Тогда мама спросила ее, на что похоже было это название. Девочка сразу же ответила, что "название связано с лошадьми". Вся семья стала, как в чеховском рассказе, искать название комнатного растения, которое было "связано с лошадьми". Вариантов у них, конечно, было значительно меньше, чем у чеховских героев, более того, через несколько минут они оказались в состоянии недоумения.

Вот вы, читатель, не заглядывая вперед, попробуйте назвать цветок, связанный с лошадьми. На самом деле искомое растение оказалось бегонией. Ход мыслей пятилетнего ребенка очевиден: "бегония" - похоже на слово бегать (или бега). Бегает кто? Бегают лошади. Нет, конечно, собаки тоже бегают, особенно за кошками, но как быстро и красиво бегают лошади! Может быть, перед этим она видела бега по телевизору. Так или иначе, но связь у нее получилась однозначной: бегония - бегать - лошадь.

Девочка, кстати говоря, для своих пяти лет проявила исключительную смекалку, сообразив, что просто так она такое слово сразу не запомнит и придумала (сама!) для себя средство запоминания. Неудача же ее была связана с тем же, что и у чеховского приказчика - она "зарегистрировала" запоминаемое слово только на слишком высоком уровне обобщения.

Другой немаловажной в изучении процессов памяти проблемой является проблема запоминания общих и частных признаков. У каждого предмета существуют более общие, существенные и частные, несущественные признаки. Например, стол. Этим понятием мы называем совершенно разные столы, и кухонные, и письменные, и обеденные, и журнальные, и даже, придя на выставку современной мебели, мы с уверенностью назовем столом то "нечто", которое вроде бы совсем не похоже ни на один из встречавшихся нам до сих пор столов. Почему?

Дело в том, что в нашей памяти хранится обобщенное понятие стол, составленное на основе наиболее важных признаков. Это его функции (за столом сидят, на него что-то кладут и, как правило, оставляют место для осуществления какой-то деятельности, он достаточно устойчив), его связи, отношения с другими предметами. Такие же его характеристики, как форма, цвет, высота, являются несущественными.

Следовательно, образ стола - это не пассивный отпечаток того, что мы видим, а итог сложной, но часто совершенно неосознаваемой деятельности синтеза, обобщения, абстракции. В результате которой фиксируются существенные и отбрасываются несущественные признаки. Обобщенность образа - значимое свойство памяти, так как позволяет более свободно ориентироваться в окружающем нас мире и взаимодействовать с ним.

Случалось ли вам, читатель, самому сооружать импровизированный столик, скажем, на природе? При его сооружении вы наверняка пользовались самыми существенными признаками, относящимися к понятию "стол". Вас, наверное, заботило, чтобы была создана некая горизонтальная поверхность, на которой могло бы что-то быть положено (или поставлено) и вокруг которой вы могли бы разместиться. Во всяком случае, надо полагать, что ни цвет, ни форма, ни размер созданного вами предмета не стали для вас определяющими в этой работе.

Вернемся к нашим лошадям. В обоих случаях герои не смогли восстановить нити построенной ими самими ассоциативной связи, потому что в истории с "лошадиной фамилией" связь "лошадь - овес" оказалась слишком частной, а в истории с "лошадиным растением" связь "лошадь - бег" - слишком общей, но в обоих случаях связи оказались достаточно случайными. Таким образом забывание может быть следствием того, что выбранный кодовый признак запоминания является случайным.

Другая важная причина забывания - это интерференция следов. Сложное слово "интерференция" не должно испугать вас, оно заимствовано из физики, где в общем смысле означает взаимодействие двух (или нескольких) процессов, протекающих в одно и то же время и оказывающих друг на друга различное влияние (положительное или отрицательное). Про интерференцию (взаимное влияние) следов памяти знать важно и полезно. Поскольку знание некоторых особенностей этого явления поможет вам более грамотно и рационально организовывать свою работу по запоминанию различного материала, а это уже большой шаг навстречу вашей памяти.

Дело в том, что в памяти могут происходить несколько процессов одновременно: фиксация новых данных, переработка (например, выделение существенных признаков уже воспринятой информации), воспроизведение запоминавшейся ранее информации. Как следствие этого, протекание каких-то процессов памяти может затормаживаться или даже блокироваться протеканием других.

Например, если вам надо заучить ряд, состоящий из 10 слов (или ряд любых других элементов), то вы можете обнаружить, что элементы, расположенные в начале и в конце ряда, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине. Задача такого запоминания, между прочим, совсем не абстрактная, как это может показаться на первый взгляд, а очень жизненная. В самом деле - запоминать некоторые списки нам приходится довольно часто.

Будь это список вещей, которые необходимо купить, или же расписание пригородных электричек или расписание визита вашей делегации - в любом случае вы с большей вероятностью (и уверенностью) назовете первый и последний элементы списка (например, даты прилета и отлета) и вам значительно тяжелее будете припомнить промежуточные компоненты.

Такая "забывчивость" называется "эффектом края", который был открыт еще в конце прошлого века немецким ученым Эббингаузом. "Эффект края" неоднократно Подтвержден исследованиями многих психологов. Более трудное воспроизведение слов или цифр, расположенных в середине ряда, связано с интерферирующим (взаимовлияющим, в данном случае - взаимомешающим) воздействием, которое оказывает на них запоминание начала последовательности элементов и ее конца.

Первые элементы ряда запоминаются хорошо, так как они путем многократного (про себя) повторения успевают перейти в долговременную память, а последние помнятся хорошо, так как не успели еще уйти из кратковременной. Воспроизведение же средних элементов оказывается затруднено отрицательным влиянием следов памяти, идущих от крайних членов ряда. Однако в среднем через 3-5 повторений мы добиваемся полного и безошибочного воспроизведения запоминаемого ряда.

Таким образом интерференция бывает преодолена. (Кстати, вместо 3-5 повторений при запоминании можно использовать специальные техники, о которых вы узнаете в дальнейшем, и преодолеть интерференцию (избежать ее) уже при первом запоминании материала.) Замечу также, что чем больше объем запоминаемого материала, тем выраженнее отрицательное действие друг на друга следов памяти. И это тоже можно считать одним из механизмов забывания.

Вот самый простейший пример отрицательного влияния интерференции. (Напомню, что словом "интерференция" мы называем взаимное влияние друг на друга не только следов памяти, но и любых процессов, протекающих в одно и то же время.) Вы идете в другую комнату для того, чтобы что-то там взять. По дороге о чем-то думаете и если сильно увлечетесь своими думами, то, придя в комнату, обнаруживаете, что забыли, зачем сюда пришли. Виновата в этом, в общем-то, не ваша "дырявая голова", а вполне конкретный враг вспоминания - интерференция (вы не можете вспомнить, что вы хотели взять, потому что воспроизведение этого затормозилось переработкой каких-то фактов, о которых вы думали по дороге).

Деятельность, выполняемая в промежутке между запоминанием и воспроизведением материала, получила название интерферирующей (мешающей) деятельности. А теперь читайте внимательно. Чем ближе промежуточная между запоминанием и воспроизведением деятельность к содержанию того, что вы запоминали, тем больше вероятность, что она вызовет забывание. Такая интерферирующая деятельность называется гомогенной (однородной). Раз есть однородная интерференция, значит, должна быть и разнородная. Правильно. Есть и такой вид интерферирующей деятельности. В науке ее называют гетерогенной. Если вам пока еще в этих "гомо-" и "гетеро-" что-то непонятно, то, прочитав примеры, вы сразу же во всем разберетесь.

Пример. Вам надо запомнить цифры: 9 4 8 3 7 2 6 . Может быть, это номер банковского кода, курс валюты маленького южноафриканского государства, в котором вы оказались, номер вашего паспорта, расчетный счет предприятия, номер пейджера или телег фона и т.д. Итак, запоминайте их, пока не воспроизведете безошибочно. Теперь отвлекитесь и проверьте содержимое своих карманов, сумочки или ящика стола.

Выкладывайте все вещи по очереди, а затем аккуратно уберите все назад. Теперь вспомните цифры. То, что вы сейчас делали в промежутке между двумя воспроизведениями цифр, в нашей терминологии можно назвать гетерогенной интерферирующей деятельностью, которая, я надеюсь, не привела к глобальному забыванию цифр. Деятельностью вы занимались совершенно разнородной, имеющей мало общих черт - перекладывание предметов и запоминание цифр.

Вот еще цифры, которые надо запомнить: 6 3 8 0 1 2 5 . Воспроизведите их. Теперь решите несколько математических примеров (предположим, что вы считаете количество потраченных сегодня денег или пытаетесь высчитать, сколько вам не хватает для полного счастья):

53 + 78 =
41 - 63 =
11 x 12 =
56 - 29 =

Вспомните цифры. Сложнее? Выполнение математических действий было гомогенной по материалу (и там, и там цифры) интерферирующей деятельностью. Забывание было бы еще выраженнее, если бы я попросила вас после запоминания ряда цифр запомнить еще один ряд цифр, а затем воспроизвести первый. А после этого второй.

Это была бы уже гомогенная и по материалу (цифры), и по задаче (запоминание) деятельность. Однако вы были некоторым образом подготовлены к "подвоху" и запоминали цифры с особой тщательностью, в реальной же жизни отрицательное влияние интерференции может выражаться еще заметнее. Вы только представьте, что вам надо запомнить подряд два банковских кода. А если сразу три?!

Теперь постараемся извлечь практическую выгоду из всего сказанного выше по поводу взаимного влияния следов памяти (интерференции). Поскольку таких взаимовлияний нельзя избежать, можно попытаться так организовать свою деятельность, чтобы свести их отрицательный эффект к минимуму. Для этого важно знать еще одно условие усиления отрицательного влияния интерференции.

А именно то, что если интерферирующая деятельность по каким-то причинам является особенно трудной именно для данного человека (то есть субъективно трудной ), то она может оказывать самое сильное тормозящее влияние на воспроизведение, сильнее, чем даже гомогенная по всем характеристикам деятельность.

Например, если первоклассника попросить после запоминания цифр написать фамилию, имя и отчество своих родителей, то, возможно, эта, субъективно сложная для него деятельность (у него еще нет навыка автоматизированного письма) затормозит воспроизведение цифр сильнее, чем запоминание еще одного ряда цифр (то есть запоминание двух рядов цифр подряд окажется для него более простым, чем запоминание и письмо, поскольку ему еще пока писать намного труднее, чем запоминать). Это условие необходимо учитывать при переходе от запоминания к выполнению других заданий. Другими словами, если вы хотите снизить вероятность забывания, старайтесь избегать сразу после запоминания перехода к субъективно трудным для вас заданиям.

Вот еще несколько рекомендаций для тех, кто хочет уменьшить потери при запоминании путем правильной организации своей деятельности. Не надо заучивать два даже разнородных материала один за другим. Лучше после запоминания одного материала перейти к любым другим занятиям, в которых задача запомнить не ставится. (Не забывайте, что эти занятия не должны быть для вас субъективно трудными.) После этого можете заучивать следующий материал.

Если говорить о приготовлении домашнего задания школьниками или студентами, то надо так расположить последовательность подготовки, чтобы "соседние" предметы оказались как можно более разными по материалу, а запоминание чередовалось с выполнением другой деятельности, например, чтением или заполнением контурных карт. Постарайтесь избежать распространенной, во многих отношениях соблазнительной, но очень неэффективной в смысле качества схемы: "Сначала сделаю все письменное, а потом устное".

Завершая разговор о забывании, хочется сказать, что на самом деле забывание - это не такая уж плохая штука, не такая уж бесполезная и вредоносная, с которой надо всеми силами бороться. Часто оно необходимо и даже полезно! Оно освобождает сознание от перегрузок, от тягостных впечатлений и переживаний прошлого. Вы только представьте себе, что бы с вами было, если бы вы ничего не забывали?!

Наша актуальная память была бы перегружена не только кучей ненужных знаний и фактов, но и неприятными эмоциональными переживаниями, и, быть может, не будь той же интерференции, мы ходили бы в вечной депрессии. Важно знать закономерности забывания и стараться сознательно управлять этим процессом, переводя информацию из актуальной памяти в латентную и с такой же легкостью обратно... Только вот ключи или коды для такого перевода должны всегда быть при вас.

На предыдущую |

ЗАБЫВАНИЕ

Забывание (англ. forgetting) - один из процессов в системе памяти, проявляющийся в невозможности (неспособности) припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании. С т. зр. концепций ассоциативного научения, физиологическая основа З. - торможение нервных связей, т. е. следов памяти (см. Проактивное торможение, Ретроактивное торможение). Основная закономерность З., установленная Г. Эббингаузом (1895), состоит в быстром его ходе непосредственно после заучивания и постепенном замедлении с течением времени. Забывание зависит также от содержания, объема материала, его эмоциональной окраски, частоты применения и статуса применения в деятельности. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже данный материал включается в деятельность субъекта. Включение материала в деятельность - надежное средство борьбы с З.

Еще со времен Эббингауза выдвигалась гипотеза о том, что З. естественный процесс постепенного угасания (англ. decay) следов памяти. Однако этому представлению противоречил ряд экспериментально установленных фактов:

    с течением времени иногда наблюдается не снижение, а, напротив, повышение в эффективности воспроизведения следов - реминисценция;

    наличие ошибочных воспроизведений специфического характера;

    отрицат. влияние на процесс воспроизведения всякой побочной деятельности, отделяющей воспроизведение от запоминания.

В связи с этим нем. психологи Г. Мюллер и А. Пильцеккер (1900) высказали предположение о том, что З. - результат тормозящего влияния со стороны побочных интерферирующих воздействий, а не следствие постепенного угасания следов. Интерференция проявляется либо в потере информации под влиянием последующего поступления нового материала, либо в ошибках, вызванных конкуренцией мнемических следов. Ее действие обнаруживается как в кратковременной, так и в долговременной памяти.

По З. Фрейду, в основе Забывание лежит мотив отрицания неприятных впечатлений, стихийное стремление к отпору представлениям, могущим вызвать тягостные переживания; этот механизм вытеснения (repression) основатель психоанализа сравнивает с рефлексом бегства при болезненных раздражениях. Фрейд полагает, что подобную т. зр., усматривающую в тревожащих воспоминаниях особую склонность подвергаться мотивированному забвению, следует учитывать во многих областях, напр. при оценке показаний свидетелей на суде. В народном эпосе, по мнению Фрейда, мы также сталкиваемся с подобным мотивом - стремлением вытравить воспоминания о том, что тягостно для национального чувства. Аналогичный мотив проявляется и в З. впечатлений детства у отдельного индивида. Концепция Фрейда имеет основания. Тот факт, что неприятные переживания вытесняются из памяти, перекликается с описанным в свое время И. П. Павловым и А. А. Ухтомским явлением запредельного торможения. Тем не менее в ряде более поздних работ, посвященных этой проблеме, не было получено однозначного результата. По мнению П. И. Зинченко, решение проблемы о связи З. с эмоциями невозможно достичь, если изучать влияние эмоций на З. в форме действия какой-то психической силы, оставляя в стороне изучение той деятельности, в которой и в силу которой эти чувства возникли (ее целей, задач, мотивов, конкретного содержания и результатов действий). (Т. П. Зинченко.)

Теория мотивируемого забывания утверждает ведущую роль цели и мотивации человека в процессах памяти, в том числе и в забывании (например, человек намеренно забывает о болезненной информации, которая вызывает боль, страх или вину).

Когнитивные теории памяти, в частности структурная теория, утверждает, что память делится на несколько подструктур, которые отличаются по времени хранения информации, способу ее кодирования, объему удерживаемой информации. Забывание в кратковременной памяти вызвано самими ее функциями – сохранять информацию короткое время с целью передачи ее в долговременную память. Препятствует забыванию в этой структуре постоянное повторение. В долговременной памяти затухание информационных следов объясняется интерференцией, т.е. влиянием конкурирующей информации на запоминание. Существует два типа интерференции: ретроактивное торможение и проактивное торможение. В случае ретроактивного торможения на запоминание старого материала отрицательно влияет новый, а в случае проактивного торможения предшествующий материал отрицательно влияет на запоминание нового.

Культурно-историческая теория и теория деятельности рассматривают память, прежде всего, как высшую психическую функцию, как психическую деятельность. Память как высшая психическая функция развивается из натуральной памяти с помощью процессов интериоризации и является произвольной, опосредствованной и социальной. Память как деятельность имеет свои мотивы и цели. В общем и целом, память имеет структуры такую же как и любая другая деятельность. Она не может функционировать без смысла, мотивации, специальных «внутренних» средств запоминания, а иногда и забывания.

Произвольное и непроизвольное запоминание(расскажи сама).

Тип забывания может определяться развитым типом памяти. П.П. Блонский10 классифицировал память на эмоциональную, двигательную, слуховую, зрительную, память на вкусы, запахи и т.п. Закономерность здесь такова: информация, поступившая через неведущую систему быстрее забывается.

Забывание проявляется в двух основных формах:

а) невозможность припомнить или узнать;б) неверное припоминание или узнавание.

С точки зрения функций, забывание можно рассматривать как:

1) защиту от перегрузки психики, а организма от перенапряжения;

2) один из механизмов организации деятельности;

3) облегчение построения новой деятельности, когда старые знания «уступают место» новым;

4) один из способов личностной саморегуляции, когда эмоционально неприятное событие забывается, вытесняется личностью;

5) деструктивная функция выражается в разрушении деятельности.(патологии)

В связи с этим еще в 1900 г. Г. Мюллер и А. Пильцеккер высказали предположение о том, что забывание скорее результат тормозящего влияния со стороны побочных, интерферирующих воздействий, чем следствие постепенного угасания следов. Справедливость этой теории многократно подтверждалась экспериментально.

Интерференция проявляется либо в потере информации под влиянием последующего поступления нового материала, либо в ошибках, вызванных конкуренцией мнемических следов. Ее действие обнаруживается как в кратковременной, так и в долговременной памяти. В кратковременной памяти деятельность, вклинивающаяся между предъявлением материала и проверкой сохранения, увеличивает скорость потери информации в зависимости от характера интерференции. В долговременной памяти новая поступающая информация интерферирует с уже хранящимся там материалом. По Р. Аткинсону, процесс поиска нужной информации в долговременной памяти, главными компонентами которого являются локализация мнемического следа и восстановление найденного следа, сам может носить разрушительный характер по отношению к искомому следу, поскольку образование следов в ходе поиска также может приводить к интерференции.

В ряде исследований было показано, что сохранение лучше после незаполненных интервалов.Значительным приближением к ним является сон. Ухудшение воспроизведения в тех случаях, когда в промежутке между заучиванием и воспроизведением совершается умственная деятельность субъекта, получило название ретроактивного торможения. В основе ретроактивного торможения лежит явление персеверации продолжение реакции после окончания процесса заучивания, приводящее к консолидации следов. Персеверация может наблюдаться довольно часто. После того как испытуемый запомнил ряд бессмысленных слогов или строфу стихотворения, отрывки ряда или стихотворения могут всплывать в памяти без усилия с его стороны. Другим примером может служить всплывание мелодии вскоре после того, как она была заслушана, или спонтанное появление зрительных образов событий дня перед тем, как наступает сон.

Поданным Б. Зейгарник(1927), интересная деятельность, прерванная до ее завершения, оказывается исключительно склонной к такому спонтанному возвращению. Непосредственный отдых после заучивания благоприятствует персеверации, а следовательно, сохранению и закреплению следов, промежуточная деятельность нарушает этот процесс и делает мнемические следы менее прочными.

Результаты ряда исследований показали, что ретроактивное торможение особенно сильно в тех случаях, когда деятельность, промежуточная между заучиванием и воспроизведением, является гомогенной, сходной с первоначальным заучиванием. Сходство между двумя родами деятельности может состоять как в используемом материале, так и в совершаемой операции. Если заучивание пар согласных является первоначальной деятельностью, то вычерчивание согласных в списке будет деятельностью, сходной по материалу, а заучивание пар чисел - деятельностью, сходной по операции.

В ряде работ показано также, что наибольшая репродуктивная интерференция имеет место в том случае, когда промежуточная деятельность приближается по времени к первоначальному заучиванию либо воспроизведению заучиваемого материала. На сохранение оказывает влияние деятельность не только промежуточная между заучиванием и воспроизведением, но и предшествующая заучиванию. При этом говорят о проактивном торможении (и, соответственно, о проактивном благоприятствовании и интерференции).

Если ретроактивное и проактивное торможение происходит между двумя смыкающимися во времени заданиями, то, очевидно, оба эти вида торможения существуют и внутри единичного задания, состоящего из нескольких частей. Чем больше объем материала, тем больше должна быть и величина взаимного торможения. Оно же объясняет и эффект неодинакового сохранения в памяти разных по порядку элементов внутри одного ряда (фактор края).

Связь функционирования памяти с эмоциями составляет значительную область исследований памяти (Установлена активирующая роль несильных эмоций в отношении сохранения в памяти. В то же время сильные эмоции могут значительно исказить содержание запоминаемого и вместе с тем препятствовать сохранению

Спорным является вопрос о том, какие события лучше сохраняются в памяти связанные с положительными или отрицательными эмоциями. Наиболее известна в отечественной литературе работа П.П. Блонского Память и мышление(1935), который пришел к заключению, что дольше всего помнится неприятное. По словам П.П. Блонского, именно на памяти о страдании основывается осторожность. Большинство других авторов пришли к противоположным выводам. Особенно остро вслед за 3. Фрейдом ставят проблему о связи памяти и эмоций представители психоанализа. В рамках этой теории эмоции, по существу, определяют все функционирование памяти.

В психологической концепции Фрейда память выступила, главным образом, в непроизвольной форме.

В своих исследованиях Фрейд обращался к памяти в повседневной жизни и анализировал факты забывания, обмолвки Фрейд связывал эти факты не со случайным, пассивным забыванием, а с особым психологическим явлением вытеснением неприятного, за которым скрывается влияние бессознательных установок, влечений. Этот факт активного торможения или вытеснения из сознания неприятных переживания, которые стали непереносимыми, лег в основу большого направления в психологии, получившего название психоанализа.

По Фрейду, наряду со сферой сознательных переживаний, существует и сфера несознательных переживаний, которые отличаются от обычных, не доходящих до сознания переживаний тем, что их содержание составляют переживания, которые раньше были сознательными, но впоследствии были заторможены, активно вытеснены из сознания. Эту сферу Фрейд назвал сферой бессознательных переживаний.

Бессознательные(вытесненные из сознания) переживания продолжают, по его мнению, сохраняться в течение очень длительного времени, но могут быть выявлены только при известных условиях. Первой такой сферой, в которой проявляются бессознательные переживания, являются сновидения, второй то, что автором было названо психопатологией обыденной жизни (например, оговорки, описки, случаи забывания какого-нибудь, казалось бы, безразличного факта или имени). Проанализировав эти случаи, Фрейд пришел к заключению, что речь идет не о случайных оговорках и не о пассивном забывании, а о психических явлениях, за которыми скрывается влияние бессознательного: С точки зрения Фрейда, забывание впечатлений есть самопроизвольный процесс, который протекает на протяжении известного времени. При забывании происходит отбор наличных впечатлений, равно как и отдельных элементов каждого данного впечатления или переживания. При этом, по Фрейду, во всех случаях в основе забывания лежит мотив неохоты, отрицание неприятных впечатлений.

В основе забывания Фрейд видит стихийное стремление к отпору представлениям, могущим вызвать ощущение неудовольствия, стремление, с которым можно сравнить рефлекс бегства при болезненных раздражениях. Концепция Фрейда имеет основания. Тот факт, что неприятные переживания, тормозятся, напоминает факты, описанные в свое время И.П. Павловым и А.А. Ухтомским, изучавшими явление запредельного торможения. Однако толкование фактов Фрейдом отличается настолько субъективным характером, что его система часто теряет свое научное значение. Большое число работ, изучавших эту проблему с точки зрения преимущественного влияния на память приятного или неприятного, не привели к однозначному решению.

Мозг человека – величайшая загадка природы, каждую секунду в нем происходят миллионы разных процессов. Одна из удивительных способностей этого органа - запоминание, воспроизведение, узнавание, припоминание, забывание и сохранение различной информации. Все эти функции взаимосвязаны и составляют систему памяти человека.

Забывание – процесс, противоположный сохранению, основная его задача состоит в удалении невостребованной информации из памяти с целью сохранения гибкости нервной системы. Если бы все полученные человеком знания сохранялись, то мозг не смог бы правильно функционировать. Часто забывчивость отождествляют с забыванием, однако это разные процессы. Излишняя забывчивость может являться симптомом различных нарушений деятельности мозга или переутомления.
Теоретическое обоснование процесса

На сегодняшний день наиболее известным является разработанный еще в позапрошлом веке закон забывания Эббингауза. Проведя многочисленные эксперименты, ученый выявил закономерности забывания и построил кривую, описывающую изменение состояния памяти в зависимости от времени.

В общем виде закон забывания гласит, что мозг начинает терять новую информацию сразу же после заучивания. Далее процесс замедляется, и по истечении месяца сохраняется около 20% от первоначального объема полученных знаний.

Исследование касалось механической, то есть не несущей смысловой нагрузки информации. Так, Эббингауз использовал для экспериментов специальный набор слогов, состоящий из чередования гласных и согласных звуков. Ученый заставлял подопытных запоминать слоги и повторять их через определенное время. Исследования показали, что функция забывания изменяла свой вид, если подопытный получал знания со смысловой нагрузкой или целенаправленно повторял пройденный материал.

Мотивированное забывание – вторая теория, объясняющая механизм утери мозгом воспоминаний. Согласно ей, главенствующая роль в процессах памяти принадлежит цели и мотивации человека. Зигмунд Фрейд, проведя исследования, выделил два момента:

1. Забывание впечатлений, переживаний – может выражаться, например, в случайной потере вещей, невозможности припомнить конкретные моменты жизни или людей, которых вы раньше знали. Основная мотивация мозга в этом случае – избавиться от отрицательной информации.

2. Забывание намерений – человек испытывает переживания от того, что он упустил что-либо. Например, ему предложили очень выгодное сотрудничество, но в силу обстоятельств он не смог достигнуть желаемого.

Фрейд предположил, что эти две группы причин объединяет мотив «неохоты» хранить воспоминания. Конфликтная информация как бы вытесняется в область бессознательного, чтобы не противоречить механизмам внутренней цензуры. Это своеобразный защитный механизм, как объясняет психология, в психологии сознания главная задача – не допустить конфликта с «Я» и «Сверх Я».

Существуют когнитивные теории, разделяющие память на подструктуры. В каждой из них может храниться определенный объем информации в течение разного времени. Способы кодировки также сильно отличаются. Теория утверждает, что медленнее будет забываться информация, полученная в начале и конце обучения, быстрее – в середине.

Почему мозг «стирает» информацию

Ученые тщательно исследовали механизм памяти и пришли к выводу, что причины забывания можно разделить на несколько групп. Группа естественных причин связана с биологической функцией мозга. Суть заключается в том, что человек теряет плохо заученную информацию или не может вспомнить мимолетные размышления. Обычно стиранию таких воспоминаний способствует крепкий и здоровый сон.

Неестественный или психологический характер забывания – это вторая группа, его причины связаны с различного рода травмами. Мозгу свойственно терять воспоминания о негативных моментах жизни, это может касаться как неприятных мыслей, так и реальных событий, происходивших с человеком. Благодаря быстрому забыванию мозг спасает себя от «перегруза» и «отключения». Называют и прочие причины, по поводу которых ученые не достигли единства мнений:

Отсутствует постоянное повторение информации.
Вытеснение как защитная функция памяти (например, амнезия).
Вид памяти, задействованный при запоминании информации (очень непродолжительная, кратковременная и долговременная).

Процессы, происходящие в человеческой памяти, очень похожи на пищеварение. Чем качественнее пища и чем тщательнее она пережевана, тем лучше работает пищеварительный тракт. Рассмотрим подробнее, каковы же основные формы забывания? Первая форма забывания выражается в том, что человек не может вспомнить или узнать, вторая – в том, что он неверно это делает.

Между первой и второй формой много промежуточных этапов. Например, при амнезиях человек может вспомнить длинное и сложное стихотворение и не может припомнить имен близких родственников или даже своего. Характер формы забывания бывает разным: мозг может «скелетизировать» нужные данные в схему и отбросить все прочее, смешать новую и старую информацию, привести новые данные к устаревшим выводам. Все перечисленные явления абсолютно нормальны для человеческой памяти.

Ученые выявили основные факторы забывания. Первый и самый важный из них – время. Чем дольше механически заучивался материал, тем быстрее он забудется. Второй фактор – частота использования изученного материала: чем она выше, тем дольше и точнее человек способен воспроизводить данные. Однако факторы, влияющие на забывание, действуют не одинаково на разные виды памяти – это одна из причин излечения от амнезии.
Как бороться с плохой памятью

Борьба с забыванием занимает умы многих ученых, ведь такую, казалось бы, незначительную проблему не решить с помощью записной книжки. Изучение механизмов воспоминания доказало, что проблема может быть решена за счет систематического развития памяти. Важное условие преодоления забывания – отсутствие психологических проблем, иначе все усилия будут потрачены впустую.

Внешние раздражители могут не только значительно ухудшать запоминание информации, но и нарушать образование временных взаимосвязей. Причина – ретроактивное и проактивное торможение, поэтому при изучении различных видов материала стоит сделать перерыв при переходе от одного к другому. Старайтесь выстраивать работу так, чтобы не изучать подряд сходные предметы, всегда уделяйте особое внимание середине текста, так как она запоминается гораздо хуже.

Кратковременное забывание – наиболее распространенное нарушение памяти, парадоксально возникающее в результате сильного желания вспомнить забытое. Причина состоит в перенапряжении корковых клеток, следствием которого становится невозможность запомнить информацию, если человек сильно утомлен.

После своевременного отдыха, как правило, память восстанавливается в прежнем объеме. Вот почему не стоит учить по ночам – эти знания будут воспроизводиться лишь отдельными частями или забудутся полностью.

Мнемотехника – один из приемов, способствующий улучшению глубокой памяти. Он основан на создании ярких образов путем ассоциации. Представляя себе предметы, которые нужно запомнить, человек как бы «протыкает» их, соединяя цепочкой. Техника довольно проста и эффективна, ею с легкостью может овладеть любой желающий.

Также может способствовать улучшению памяти учет особенностей процесса накопления и воспроизведения информации. Каждый человек имеет свои особенности, в том числе и уровень развития памяти. Поэтому если вы хотите улучшить свою память, перед обучением мнемотехникам пройдите психологическое тестирование, это позволит выявить слабые места и правильно выстроить план работы.

Случалось ли вам когда-нибудь забыть выключить утюг или плиту? Это верный признак того, что в повседневной жизни вы не используете свою память. Уделяйте внимание мелочам, постарайтесь запомнить номер машины соседа, количество ступенек на лестничном пролете, заметьте, сколько бабушек сидит на лавочке. Чем чаще вы будете обращать внимание на детали, тем меньше будете забывать.

Каждый студент сталкивался с тем, что если не прочитать перед экзаменом материал, то вспомнить его практически невозможно. Это один из секретов нашей памяти: не повторил, не пригодилось в повседневной жизни – значит, можно забыть. Поэтому основной принцип решения проблемы забывания заключается в выстраивании цепочки: выучил – повторил - повторил.

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................... 3

1. Забывание как процесс памяти......................................................... 5

1.1.Забывание в различных психологических теориях....................... 5

1.2.Забывание как нормальный и патологический процесс.............. 12

1.3.Преодоление забывания как результат развития памяти............ 20

2. Исследование влияния промежуточной деятельности на забывание 27

2.1.Ход и методика исследования....................................................... 27

2.2.Полученные данные...................................................................... 29

2.3.Результаты исследования и их обсуждение.................................. 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................... 33

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.................................... 35


Память представляет собой совокупность процессов запоминания, сохранения, воспроизведения, припоминания, а также забывания. Забывание - процесс противоположный сохранению. Когда мы видим значительное различие между оригинальным материалом и тем, что удается воссоздать, принято говорить, что материал забыт. Забывание может быть как полезным, так и вредным, помогая или мешая человеку в жизни и деятельности.

Позитивная функция забывания в том, что оно забирает громадный груз информации, который является ненужным, и не допускает перегрузки памяти. Негативным забывание становится, когда память стирает целые блоки информации, или отрицательный опыт, который, тем не менее, необходим для нормальной плодотворной жизни.

Разрешение проблем забывания имеет чрезвычайно важный практический смысл. Особенно важно противостоять забыванию в процессе обучения, когда есть необходимость запоминать как осмысленный, так и справочный материал. Преодоление забывания можно назвать психолого-педагогической проблемой. Обучение предъявляет требования к состоянию памяти человека, к ее дальнейшему развитию, а также к соблюдению психогигиены памяти. Преодоление забывания важно и в других сферах человеческой деятельности. Например, ни одно важное решение, руководитель, какого бы ранга он ни был, не может принять без учета всех важных факторов и обстоятельств. А для этого требуется нормальное состояние памяти. Забывание, вытеснение важной информации может привести к непоправимым последствиям. Необходима нормальная память и в быту.

Без нормальной памяти немыслима человеческая деятельность. Ни привычная, относительно простая, ни сложная, какой является, например, профессиональная деятельность.

Кроме того, существуют естественные законы забывания, проявляющие себя в забывании, с которыми человек не может «бороться». К таким законам относится исследуемое в данной курсовой работе ретроактивное торможение. Но уже само знание о подобных закономерностях памяти позволяет организовывать деятельность таким образом, чтобы свести к минимуму забывание существенной, жизненно важной информации.

Объектом данной курсовой работы является память как психический процесс.

Предметом данной курсовой работы выступает забывание как процесс памяти.

Верифицируемая в курсовой работе гипотеза: забывание зависит от характера промежуточной между запоминанием и воспроизведением деятельности.

Цель курсовой работы сравнить качественно-количественные показатели забывания в зависимости от характера промежуточной деятельности.

Цель данной курсовой работы конкретизируется в следующих задачах:

1) Изучить научную литературу по избранной теме;

2) Провести исследование влияния промежуточной деятельности на забывание;

3) Обобщить полученные данные;

4) Описать результаты исследования и сделать выводы.

Глава 1. Забывание как процесс памяти

1.1.Забывание в различных психологических теориях

Память впервые привлекла внимание исследователей, когда психология еще не выделилась в самостоятельную науку. Ею интересовались Аристотель и Платон, Блаженный Августин и Фома Аквинский, Юм и Гартли. В настоящее время пользуются популярностью несколько теорий забывания, хотя ни одна из них не может исчерпывающе ответить на вопрос, почему оно происходит.

Многочисленные идеи относительно сохранения, воспроизведения и забывания впервые были ассоциированы в ассоциативной теории памяти. Ключевым принципом объяснения динамики процессов памяти стал принцип ассоциации. Основное понятие учения, ассоциацию, можно определить как связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Забывание же объяснялось распадом ассоциаций. Наиболее значительный вклад в исследования забывания в рамках ассоциативной теории внес Г. Эббингауз. В своем классическом исследовании «О памяти» он вывел общее правило возникновения и распада ассоциаций: «Если какие-либо душевные образования когда-нибудь заполняли сознание одновременно или в близкой последовательности, то впоследствии повторение одних членов этого переживания вызовет представления и остальных членов, хотя бы первоначальные причины их и отсутствовали. С течением времени ассоциативная связь…ослабевает, взаимное воспроизведение членов связи уже не происходит с прежней быстротой и точностью и может вовсе прекратиться».

Важнейшим фактором, влияющим на образование, сохранение и распад ассоциаций, является повторение. Чем чаще переживаются впечатления, образующие ассоциацию, тем с большей точностью и уверенностью они воспроизводятся и тем дольше сохраняются в памяти. Однако общее правило для оптимального количества повторений сформулировать крайне трудно: простые, но яркие события могут удерживаться много лет даже после однократного появления; события менее интересные и более сложные могут не остаться в памяти даже после многократного переживания. Кроме того, противоречит этому правилу явление реминисценции, обнаруженное ассоцианистами. Реминисценция представляет собой количественное улучшение сохранения при последующих воспроизведениях без дополнительных упражнений и повторений заученного. «Реминисценция происходит под воздействием механизма, названного нами restitutio ad integrum (Восстановление до целого)» и не является собственно социальным видом памяти. Усилия для такого воспроизведения минимальны. «Память, в понимании Жане, не воспроизводит факт, а рассказывает о нем, и это так же похоже на воспроизведение воспринятого факта, как книга похожа на тот предмет, который является ее темой».

Кроме того, имеет значение принадлежность элементов запоминаемого ряда к единому целому. Если впечатления, образующие ассоциативную связь, не организованы посредством ритма или рифмы, то они заучиваются медленнее и сохраняются на более короткое время, т.е. быстрее забываются. Также на образование ассоциативной связи влияют внимание и интерес. Вклад внимания часто не может быть возмещен никаким числом повторений, сколь много бы их ни было. Ослабевание длительного интереса и внимания к предмету приводит к утрате ассоциативных связей с течением времени.

Экспериментальные исследования Г. Эббингауза, посвященные изменению памяти во времени, стали и первыми исследованиями забывания. Именно Г. Эббингауз в результате экспериментальных исследований построил «кривую забывания». Материалом для исследования послужили специально изобретенные им бессмысленные слоги – сочетания двух согласных и гласной между ними, образованные так, чтобы они не вызывали смысловых ассоциаций. Г. Эббингауз придумал 2300 таких слогов, составлял из них ряды, которые затем заучивал сам или предлагал заучивать испытуемым. «Кривая забывания» отражает изменения, которые происходят в ассоциа­ционной связи со временем – сначала она круто снижается, что соответствует быстрому забыванию заученного, затем ее падение замедляется и останавливается по истечении месяца на уровне 20% – сбереженный материал. «Мы можем видеть, что сразу после первичного заучивания кривая резко падает, но в дальнейшем темп забывания замедляется и через два дня запоминание удерживается почти на одном уровне, без дальнейших потерь». Классическая «кривая забывания» представлена на рис 1.1.

Рис. 1.1

Главной целью Эббингауза было нахождение «чистых» законов памяти, которые не зависели бы от индивидуальных различий, установок испытуемых и экспериментаторов, т.е. носили бы всеобщий характер. В настоящее время закономерности забывания, установленные Г. Эббингузом учитываются при построении учебного процесса в учебных заведениях. Результаты, полученные Г. Эббингуазом, были уточнены, и даже, отчасти, опровергнуты А. Пьероном. Если кривая Эббингауза начинает снижаться сразу по окончании заучивания, то «кривая забывания» А. Пьерона имеет в начале стабильную площадку, соответствующую 100% сохранению материала в течение некоторого времени. В общем и целом кривая А. Пьерона снижается плавнее. Кроме того, Дженкинс и Далленбах обнаружили зависимость скорости забывания от повседневной деятельности. Повседневная деятельность ускоряет забывание, в то время как сон способствует лучшему сохранению материала.

Теория мотивируемого забывания утверждает ведущую роль цели и мотивации человека в процессах памяти, в том числе и в забывании (например, человек намеренно забывает о болезненной информации, которая вызывает боль, страх или вину). По мнению З.Фрейда, когда человек непроизвольно теряет или закладывает вещи, забывает иностранные слова, он это делает с целью избавления от неприятных воспоминаний или эмоциональных переживаний. «Я различаю забывание впечатлений и переживаний, или забывание того, что знаешь, от забывания намерений, т. е. упущения чего-то. Результат всего этого ряда исследований один и тот же: во всех случаях в основе забывания лежит мотив неохоты». В классической работе «Психопатология обыденной жизни» З.Фрейд анализирует множество конкретных случаев, в том числе и из своей жизни, и приходит к выводу, что обыденное, повседневное забывание – это результат действия скрытых бессознательных мотивов. Так в жизни каждого конкретного человека сказывается бессознательное, «ищущее» в очитках, описках, забывании намерений и слов, забывании впечатлений, ошибочных действиях выход в сознание человека. Бессознательное как бы сигнализирует о скрытом нежелании. Забывание для З.Фрейда это проявление личностных защитных механизмов, и, прежде всего, механизма вытеснения (подавления). «…Подавленный элемент постоянно стремится каким-либо иным путем пробиться наружу, но удается это ему лишь там, где имеются соответствующие благоприятные условия». К благоприятным условиям забывания имен З.Фрейд относит

Память впервые привлекла внимание исследователей, когда психология еще не выделилась в самостоятельную науку. Ею интересовались Аристотель и Платон, Блаженный Августин и Фома Аквинский, Юм и Гартли. В настоящее время пользуются популярностью несколько теорий забывания, хотя ни одна из них не может исчерпывающе ответить на вопрос, почему оно происходит.

Многочисленные идеи относительно сохранения, воспроизведения и забывания впервые были ассоциированы в ассоциативной теории памяти. Ключевым принципом объяснения динамики процессов памяти стал принцип ассоциации. Основное понятие учения, ассоциацию, можно определить как связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Забывание же объяснялось распадом ассоциаций. Наиболее значительный вклад в исследования забывания в рамках ассоциативной теории внес Г. Эббингауз. В своем классическом исследовании «О памяти» он вывел общее правило возникновения и распада ассоциаций: «Если какие-либо душевные образования когда-нибудь заполняли сознание одновременно или в близкой последовательности, то впоследствии повторение одних членов этого переживания вызовет представления и остальных членов, хотя бы первоначальные причины их и отсутствовали. С течением времени ассоциативная связь…ослабевает, взаимное воспроизведение членов связи уже не происходит с прежней быстротой и точностью и может вовсе прекратиться». Эббингауз Г. О памяти. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова - М., 1979. - С..9

Важнейшим фактором, влияющим на образование, сохранение и распад ассоциаций, является повторение. Чем чаще переживаются впечатления, образующие ассоциацию, тем с большей точностью и уверенностью они воспроизводятся и тем дольше сохраняются в памяти. Однако общее правило для оптимального количества повторений сформулировать крайне трудно: простые, но яркие события могут удерживаться много лет даже после однократного появления; события менее интересные и более сложные могут не остаться в памяти даже после многократного переживания. Кроме того, противоречит этому правилу явление реминисценции, обнаруженное ассоцианистами. Реминисценция представляет собой количественное улучшение сохранения при последующих воспроизведениях без дополнительных упражнений и повторений заученного. «Реминисценция происходит под воздействием механизма, названного нами restitutio ad integrum (Восстановление до целого)» Жане П. Эволюция памяти и понятия времени // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. - М., 1979. - С.86 и не является собственно социальным видом памяти. Усилия для такого воспроизведения минимальны. «Память, в понимании Жане, не воспроизводит факт, а рассказывает о нем, и это так же похоже на воспроизведение воспринятого факта, как книга похожа на тот предмет, который является ее темой». Блонский П.П. Основные предположения генетической теории памяти // Хрестоматия по психологии памяти. - Режим доступа: www. psychology Online. Net

Кроме того, имеет значение принадлежность элементов запоминаемого ряда к единому целому. Если впечатления, образующие ассоциативную связь, не организованы посредством ритма или рифмы, то они заучиваются медленнее и сохраняются на более короткое время, т.е. быстрее забываются. Также на образование ассоциативной связи влияют внимание и интерес. Вклад внимания часто не может быть возмещен никаким числом повторений, сколь много бы их ни было. Ослабевание длительного интереса и внимания к предмету приводит к утрате ассоциативных связей с течением времени.

Экспериментальные исследования Г. Эббингауза, посвященные изменению памяти во времени, стали и первыми исследованиями забывания. Именно Г. Эббингауз в результате экспериментальных исследований построил «кривую забывания». Материалом для исследования послужили специально изобретенные им бессмысленные слоги - сочетания двух согласных и гласной между ними, образованные так, чтобы они не вызывали смысловых ассоциаций. Г. Эббингауз придумал 2300 таких слогов, составлял из них ряды, которые затем заучивал сам или предлагал заучивать испытуемым. «Кривая забывания» отражает изменения, которые происходят в ассоциационной связи со временем - сначала она круто снижается, что соответствует быстрому забыванию заученного, затем ее падение замедляется и останавливается по истечении месяца на уровне 20% - сбереженный материал. «Мы можем видеть, что сразу после первичного заучивания кривая резко падает, но в дальнейшем темп забывания замедляется и через два дня запоминание удерживается почти на одном уровне, без дальнейших потерь». Бартлетт Ф. Человек запоминает //Хрестоматия по психологии памяти. - Режим доступа: www. psychology Online. Net Классическая «кривая забывания» представлена на рис 1.1.

Рис. 1.1

Главной целью Эббингауза было нахождение «чистых» законов памяти, которые не зависели бы от индивидуальных различий, установок испытуемых и экспериментаторов, т.е. носили бы всеобщий характер. В настоящее время закономерности забывания, установленные Г. Эббингузом учитываются при построении учебного процесса в учебных заведениях. Результаты, полученные Г. Эббингуазом, были уточнены, и даже, отчасти, опровергнуты А. Пьероном. Если кривая Эббингауза начинает снижаться сразу по окончании заучивания, то «кривая забывания» А. Пьерона имеет в начале стабильную площадку, соответствующую 100% сохранению материала в течение некоторого времени. В общем и целом кривая А. Пьерона снижается плавнее. Кроме того, Дженкинс и Далленбах обнаружили зависимость скорости забывания от повседневной деятельности. Повседневная деятельность ускоряет забывание, в то время как сон способствует лучшему сохранению материала.

Теория мотивируемого забывания утверждает ведущую роль цели и мотивации человека в процессах памяти, в том числе и в забывании (например, человек намеренно забывает о болезненной информации, которая вызывает боль, страх или вину). По мнению З.Фрейда, когда человек непроизвольно теряет или закладывает вещи, забывает иностранные слова, он это делает с целью избавления от неприятных воспоминаний или эмоциональных переживаний. «Я различаю забывание впечатлений и переживаний, или забывание того, что знаешь, от забывания намерений, т. е. упущения чего-то. Результат всего этого ряда исследований один и тот же: во всех случаях в основе забывания лежит мотив неохоты». Фрейд З. Забывание впечатлений и намерений. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова - М., Из-во МГУ, 1979. - С. 107-108 В классической работе «Психопатология обыденной жизни» З.Фрейд анализирует множество конкретных случаев, в том числе и из своей жизни, и приходит к выводу, что обыденное, повседневное забывание - это результат действия скрытых бессознательных мотивов. Так в жизни каждого конкретного человека сказывается бессознательное, «ищущее» в очитках, описках, забывании намерений и слов, забывании впечатлений, ошибочных действиях выход в сознание человека. Бессознательное как бы сигнализирует о скрытом нежелании. Забывание для З.Фрейда это проявление личностных защитных механизмов, и, прежде всего, механизма вытеснения (подавления). «…Подавленный элемент постоянно стремится каким-либо иным путем пробиться наружу, но удается это ему лишь там, где имеются соответствующие благоприятные условия». Фрейд З. Психология бессознательного. - СПб: Питер, 2007. - С. 186 К благоприятным условиям забывания имен З.Фрейд относит

  • 1) известное предрасположение, благоприятное для забывания;
  • 2)незадолго перед тем происшедшее подавление;
  • 3)возможность установить внешнюю ассоциативную связь между соответствующим именем и подавленным элементом.

З.Фрейду удалось показать, что забывание происходит не случайно, оно есть результат вытеснения в сферу бессознательного тех представлений, которые вступают в конфликт с цензурой, с Я или Сверх-Я, которые не могут находиться в сознании, так как являются травмирующими, мешающими, неприятными.

Когнитивные теории памяти, в частности структурная теория, утверждает, что память делится на несколько подструктур, которые отличаются по времени хранения информации, способу ее кодирования, объему удерживаемой информации. Забывание в кратковременной памяти вызвано самими ее функциями - сохранять информацию короткое время с целью передачи ее в долговременную память. Препятствует забыванию в этой структуре постоянное повторение. В долговременной памяти затухание информационных следов объясняется интерференцией, т.е. влиянием конкурирующей информации на запоминание.

Существует два типа интерференции: ретроактивное торможение и проактивное торможение. В случае ретроактивного торможения на запоминание старого материала отрицательно влияет новый, а в случае проактивного торможения предшествующий материал отрицательно влияет на запоминание нового. Фактически, в экспериментальных группах происходило забывание выученного списка А под влиянием заучивания следующего за ним списка Б. Это объясняется структурной теорией памяти механизмом ретроактивного торможения. Забывание списка Б под влиянием заучивания предыдущего списка А названо проактивным торможением. С этими видами торможения связаны «эффекты края». Эти эффекты выявлены при исследовании процесса противоположного забыванию - воспроизведения. «Эффекты края» демонстрируют, что лучше всего воспроизводятся элементы из начала и конца ряда, а остальные, из середины, заметно хуже. Особый вид интерференции описан Р. Клацки - это влияние предыдущего опыта личности на запоминаемый ею материал. Она обнаружила, что знания человека, убеждения, приводят к серьезным искажениям в запоминании и воспроизведении. Личность немедленно забывает ту информацию, которая несовместима с ее опытом и знаниями.

Проанализировав несколько экспериментов, например, эксперименты Бартлетта и Сакс, выполненных с использованием естественного языка), Р. Клацки утверждает: «Забывание «естественного» текста, по-видимому, очень мало связано с забыванием, вызванным интерференцией, которое наблюдается в экспериментах с проактивным и ретроактивным торможением. Описанное здесь забывание предложений и отрывков можно отнести на счет каких-то явлений, близких к интерференции, но лишь в том случае, если существенно расширить это понятие. То, к чему мы при этом приходим, имеет мало общего с гипотезами угасания, конкуренции реакций и конкуренции наборов реакций. Против интерференционной теории забывания говорит и то, что в некоторых случаях «забывающие» что-то испытуемые на самом деле помнят, по-видимому, больше, а не меньше по сравнению с первоначально предъявленным материалом» Клацки Р. Забывание и естественный язык. Хрестоматия по психологии памяти. - Режим доступа: www. psychology Online. Net. Таким образом, долговременная память, «настроена» на сохранения смысла, следовательно, при воспроизведении, прежде всего, проявятся показатели забывания формы изложения, а не смысла.

Культурно-историческая теория и теория деятельности рассматривают память, прежде всего, как высшую психическую функцию, как психическую деятельность. Память как высшая психическая функция развивается из натуральной памяти с помощью процессов интериоризации и является произвольной, опосредствованной и социальной. Память как деятельность имеет свои мотивы и цели. В общем и целом, память имеет структуры такую же как и любая другая деятельность. Она не может функционировать без смысла, мотивации, специальных «внутренних» средств запоминания, а иногда и забывания. С.Л.Рубинштейн исследовал запоминание и забывание в связи с речевой формой, что предполагало осмысленность запоминаемого материала. К тому моменту уже была известна роль слова как особого внутреннего инструмента запоминания.

Его эксперимент был построен по типу эксперимента запоминания бессмысленных слогов Г. Эббингауза, с той разницей, что «мы решили предъявлять небольшие афоризмы (по размеру приблизительно равные количеству слогов, которые давал своим испытуемым Г. Эббингауз). Задача исследования заключалась в том, чтобы выяснить зависимость прочности запоминания как смыслового содержания, так и речевой формы» Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2001. - С..285.. Результаты исследования С.Л. Рубинштейна показали, что текстуальное заучивание осмысленного материала дает кривую забывания, принципиально отличную от эббингаузовской. Испытуемые в данном эксперименте разделились на две группы: в одной оказались люди с высоким процентом сохранения (даже спустя неделю после заучивания), в другой - испытуемые, которые тратили больше времени на доучивание, чем на заучивание. Они довольно точно воспроизводили смысл текста, но никак не могли соблюсти требование формулировать изложение в тех же формулировках, в которых текст был предъявлен. В итоге, С.Л. Рубинштейн обнаружил, что характер запоминания и ход забывания существенно зависят от того, что господствует у данного испытуемого: смысловое содержание и его речевое оформление в их единстве или преимущественно одно из них с недоучетом другого. Главный вывод из этого эксперимента следующий: чем менее осмыслен текст при запоминании, тем он быстрее забывается.

Иногда бывает необходимость организовать забывание как особую деятельность. Такой ярко выраженный случай был описан А.Р. Лурией в «маленькой книжке о большой памяти». Память мнемониста Шерешевского стала предметом его исследований на долгие годы. Все проблемы, связанные с его мощной эйдетической, образной памятью были известны А.Р. Лурии. Когда Шерешевский стал зарабатывать на жизнь, демонстрируя свою особенную память, то главной задачей для него стало не запомнить, а забыть ряды цифр, так как предыдущие ряды мешали воспроизведению последующих. Решение, которое нашел мнемонист для забывания вполне объяснимо, если рассматривать память (в том числе и забывание) как деятельность. «Однажды, - это было 23 апреля - я выступал 3 раза за вечер. Я физически устал и стал думать, как мне провести четвертое выступление. Сейчас вспыхнут таблицы трех первых... Это был для меня ужасный вопрос... Сейчас я посмотрю, вспыхнет ли у меня первая таблица или нет... Я боюсь как бы этого не случилось. Я хочу - я не хочу... И я начинаю думать: доска ведь уже не появляется, - и это понятно почему: ведь я же не хочу! Ага!.. Следовательно, если я не хочу, значит, она не появляется... Значит, нужно было просто это осознать». Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - Режим доступа: www. psychology.ru Именно произвольность памяти как деятельности, возможность волевым образом регулировать собственные процессы, и обнаружил Шерешевский.