Где жили пикты? Тайны старой Шотландии — пикты и скотты Мини презентация что такое пикты очень кратко

Пикты. Происхождение и история

“Venit et extremis legio praeterna Britannis, Quae Scotto dat frena truci ferronque notatas Perlegit examines Picto moriente figuras (Это легион, который сдерживал дикого скотта и изучал рисунки сделанные железом на лице умирающего пикта)”. Римляне называли этот до-кельтский народ Pictii или “раскрашенные”, однако вышеприведенные слова Клавдиана, возможно, являются доказательством того (как утверждают многие ученые), что древние пикты татуировали свои тела. Впрочем, версия о том, что пикты просто раскрашивали свои тела перед боем, имеет право на существование, поскольку некоторые племена кельтов, тесно контактировавшие с ними в Британии, делали именно это, хотя среди их континентальных сородичей такой обычай не был отмечен. Однако до сих пор, не ясно является ли слово “pictus” названием, присвоенным римлянами враждебным им племенам Северной Британии или же это их самоназвание. Для не романизированных кельтов – скоттов и ирландцев – они были известны как “cruithni”.

Кто такие пикты и откуда они пришли? Эта одна из многих загадок окружающих этот таинственный народ. История происхождения пиктов окружена множеством мифов, легенд и откровенных выдумок.

Наиболее ранние следы обитания человека в Шотландии датированы примерно 8500 годом до н.э. За несколько тысячелетий до рождения Христа люди эпохи неолита из Испании и Франции уже переправлялись в Шотландию и разводили там скот. Некоторые археологи предполагают, что эти люди строили и огромные каменные могильники (cairn) которые рассеяны по всей Шотландии. Предполагают также, что их потомки позднее смешались с “народом кубков” пришедшим, по всей видимости, из Северной Европы, и этот этнический союз породил до-кельтскую расу Северной Британии.

Связь этого раннего населения с их иберийскими предками можно найти во множестве спиральных узоров вырезанных на камнях и скалах северных земель Британии, которые также можно найти в Испании, Франции и Ирландии. Конструкция могильников находящихся на Оркнейских островах также является важным доказательством иберийского происхождения их строителей. Земледелие появилось на этих островах примерно в 4000 году до н.э. (через 3000-4000 лет после своего возникновения в Малой Азии) заменив кочевой образ жизни, и Оркнеи стали островами-крепостями с множеством каменных укреплений (broch). Во времена, когда Рим стал мировой империей, оркнейцы считались римлянами могущественной морской силой. По данным последних археологических раскопок, можно предположить, что оркнейцы были стройными, темноволосыми людьми кавказского типа, с длинными узкими головами.

Большие каменные круги, такие как Санхани были, возможно, построены около 3300 года до н.э., вероятно в то время когда сюда, из Северной и Центральной Европы, прибыл “народ кубков”. Эти новые переселенцы этнически отличались от иберийцев в Северной Британии, так как их череп был более широкий и круглый. Доказательства связи этого нового народа с их континентальными предками были открыты в результате нескольких археологических раскопок, которые возможно доказывают также процветающую торговлю между древней Шотландией и Европой. Некоторые ученые предполагают, что союз этих двух различных племен привел к появлению до-кельского народа, который был известен римлянам как пикты, а кельтам как круитни.

Прибытие кельтов в Британию и Ирландию принесло уже иную культуру на эти территории. Кельты появились в Британии около 500 года до н.э. Представители этого народа, культура которого распространялась от Восточной Европы до Иберии, обычно описывались греками как светловолосые, высокие и свирепые воины (так как многие кельты красили свои волосы, многие ученые считают, что именно это имели в виду греки, называя их светловолосыми). Однако британские кельты, с которыми столкнулись римляне, описывались ими как темноволосые и невысокие. Будучи воинственным народом, кельты однажды едва не уничтожили Рим на заре его существования, за что стали врагом империи, к которому она не знала пощады. Из-за того, что в первом историческом упоминании о пиктах, относящемся к 297 году, они упомянуты как враги Рима вместе с иберниями (ирландцами), скоттами и саксами, некоторые ученые предполагают, что пикты являлись просто еще одним кельтским племенем. И хотя существует возможность, что это было одно из кельтских племен в составе федерации племен, которая, в конце концов, превратилась в нацию пиктов, более вероятным кажется, что большая часть пиктов, по крайней мере, севернее Форта, все же была до-кельтским народом. Пикты, сражавшиеся с Агриколой при Мон Грампии, были описаны как высокие и светловолосые. Однако затем римляне встретили иное племя варваров, которых они описали смуглыми и похожими на иберов, которых они завоевали в Испании. Не смотря на то, что некоторые ученые-кельтофилы считают, что пикты говорили на бриттско-галльской форме кельтского языка, Адомнан, биограф Св. Колумбы, вполне четко отмечает, что святому ирландцу требовался переводчик для того, чтобы проповедовать пиктскому королю Бруде, сыну Мэлкона, при его дворе у озера Лох-Несс. Известно, что пикты пользовались известным в кельтском мире огамическим шрифтом, однако сохранившиеся оставленные ими надписи написаны не на кельтском языке.

Одним из главных доказательств не кельтского происхождения пиктов считается их редчайший для западных обществ обычай наследования по женской линии. Ни у одного из кельтских племен такой обычай не был отмечен. По-видимому, королевская корона наследовалась членами семи королевских домов, внутри которых заключались браки. Однако именно эта редкая форма наследования принесла в 843 году корону Пиктии скотту по крови Кеннету Мак Алпину, который уничтожил остававшихся членов семи правящих домов. После этого произошло экстраординарное исчезновение из истории, как самого народа пиктов, так и его культуры. Фактически уже через три поколения королей династии Мак Алпинов их имя стало легендарным.

Все что осталось от пиктов, это каменные изваяния. Были ли пикты потомками древних басков, известных римлянам под именем пиктоны, или они были наследниками скифов, как писали некоторые древние авторы? Об этом знают лишь камни оставшиеся от них в Шотландии.

“Мы наиболее отдаленные обитатели земли, последние из свободных, были защищены … нашей удаленностью и неизвестностью окружающей наше имя…За нами нет народов, ничего кроме волн и скал”. Эти слова пиктского вождя Калгака записанные его римскими врагами в лице Тацита лишний раз подтверждают то, что уже в то время пикты были таинственным и легендарным народом.

Римляне пришли в Шотландию и даже разбили пиктов в сражении, но никогда не смогли покорить их и земли им принадлежащие. В III веке римский полководец Агрикола уничтожил пиктскую армию, руководимую Калгаком (по римским источникам было убито 10000 пиктов и 340 римлян). Легионы Агриколы остановились около Абергарди в Пертшире, где построили укрепление. Чтобы держать под контролем завоеванное Агриколой, были сооружены семь крепостей от Калландера (около Стирлинга) до Перта. В течение 30 лет пикты сжигали и разрушали римские укрепления, и согласно викторианской легенде, знаменитый IX легион был послан на север из Инхтутила, вероятно чтобы сдержать их давление. В легенде говорится, что легион был полностью уничтожен и навсегда исчез в неизвестном сражении с разрисованными людьми севера. Однако история показывает нам, что позднее IX легион появляется в Иудее.

Император Адриан решил, что Шотландия не стоит того, чтобы отправлять туда дополнительные легионы, и отодвинул границы империи назад к Тайну и Солуэю. Здесь он построил знаменитую стену длиной 70 миль от моря до моря, носящую его имя. Возможно из-за того, что военные действия и нападения на стену не прекратились, Антонин Пий позднее вновь вернул границу к узкому Шотландскому перешейку между Фортом и Клайдом. Стена длиной 39 миль, с 20 каменными крепостями, возможно, разделила пиктские племена по обеим ее сторонам. Она защищалась II, VI и XX легионами в течение 40 лет. Пикты никогда не прекращали своих нападений на нее, и римляне дважды теряли и вновь отвоевывали ее, прежде чем не отступили окончательно в конце II века к стене Адриана . Мы знаем со слов Диона Кассия, что северные племена “пересекли стену, нанесли великие разрушения и убили полководца и его отряды”.

В 208 году правитель Британии был вынужден обратиться к императору за помощью против варваров, и Септимий Север решил отправиться в Британию вместе со своими сыновьями. Старый солдат привел римский флот с 40000 легионеров к Ферт-оф-Форту, высадился с армией на берег. Не смотря на то, что он победил все пиктские армии, которые встретил, и обезглавил всех пиктских вождей, захваченных им, он не смог покорить страну, которую он называл Каледонией и вскоре умер. Тем не менее, жестокий урок, преподнесенный римлянами и казни привели к тому, что в течение почти целого века здесь сохранялся мир. Римляне укрепились на стене Адриана , а северные племена, остановленные их жестокостью, населяли холмы к северу от нее.

В IV веке вновь разразилась война, и в 305 году римляне опять сражались против “каледонцев и других пиктов”. Кроме того, римлянам добавили проблем вторгавшиеся в Южную Британию скотты, саксы и франки. В 343 году Констант начал компанию против пиктов и вероятно заключил с ними перемирие. В 360 году Амманий Марцелл утверждал, что “пикты теперь являются двумя народами – дикалидонами и вертурионами”. В тот же год перемирие было нарушено и пикты, объединившись с ирландскими скоттами, перешли через стену в Северную Англию, но были отбиты. Они продолжали нападать на стену, и возможно фактически присоединились к межплеменному союзу против Рима. В 382-383 годах, в союзе со скоттами они вновь вторглись в Англию, и на этот раз разрушения, причиненные ими стене и ее укреплениям, уже никогда не были исправлены, хотя нападавшие были отражены Магном Максимом. Конец века принес еще одно пиктское нападение на этот раз встреченное великим римским полководцем Стилихоном.

В 409 году последние римляне державшиеся в Британии покинули ее, и бриттам было сказано защищаться самим. Примерно в это же время кельтское гэльское племя скоттов начало переселяться в Юго-Западную Шотландию, создавая королевство Далриада в Аргайле. Вынужденные защищаться от варварских пиктских и скоттских орд, бритты, говорившие на кельтском языке очень похожем на язык родственных им кельтов Уэльса, создали новое королевство Стратклайд. В 450 году пикты вновь вторглись на юг, и монах Гилдас назвал их “грязные орды пиктов и скоттов, как куча черных червей, которые выползают из расщелин в скале, когда солнце высоко и согревает воздух”. Это был последний раз, когда мы слышим о пиктах и скоттах сражающихся как союзники, и если понимать Гилдаса дословно, скотты вернулись обратно в Ирландию примерно в это время.

Изучая римские отчеты о пиктских войнах, так же как и более поздние источники, становится ясным, что пиктские земли в основном находились севернее линии Форт-Клайд, т.е. к северу от стены Антонина. Усмирение, предпринятое римлянами, а также кельтская и саксонская миграции с юга уничтожили любые возможные пиктские претензии на земли южнее стены. На западе, пиктское присутствие в Аргайле должно было быстро исчезнуть после появления там Далриадских скоттов около 500 года, однако мегалит, находящийся у въезда в замок Инверари в стране Кэмпбеллов, свидетельствует о том, что они в свое время были здесь. На севере влияние пиктов распространялось вплоть до самых северных островов, и их мегалиты были найдены почти на каждом из них. Эта страна долгое время после ухода римских легионов продолжала защищаться. Пикты боролись со скоттским вторжением на западе, с бриттами и англами на юге, с викингами на севере. Иногда они проигрывали великие сражения и теряли огромные территории, чтобы затем получить их обратно в ужасных войнах Темной Эры. В VII веке скотты отодвинули их границы далеко на север, и победоносная кельтская армия прошла за полдня путь до пиктской столицы Инвернесс на севере, разрушив ее. На юге, англы повели свои германские армии на север и захватили пиктские земли и владели ими 30 лет до того как были разбиты и обращены в бегство на юг объединенной армией пиктов.

Сразу и отвечу: предки современных шотландцев. Точно ли? Вроде как предками шотландцев должны быть скотты. Ну да, скотты. А ещё бритты из племени вотадинов и королевства Алт Клут. Потомки норвежских викингов, осевшие просто на островах, в Королевстве Островов и не только на островах.

И ещё – фламандские ремесленники, которых тысячами вербовал король Дэвид I для заселения вновь основанных городов. Нормандские и бретонские рыцари, ставшие основателями по меньшей мере, четверти шотландских кланов. Англы, оставшиеся в Лотиане после того как эту область завоевал Индульф Агрессор.

Представители многих народов приложили руку к созданию шотландской нации. И не только руку. Но все упомянутые, включая скоттов, появились в этих краях во времена вполне уже исторические. А пикты – раньше.

О происхождении пиктов выдвинуты разные теории. Так они теориями и остаются. Очень вероятно, что пикты – не кельты, а может, даже и не индоевропейцы. А если и кельты, то ужасно дальние родственники своих соседей, бриттов и скоттов.

Точно неизвестно, как люди этого народа сами себя называли. Считается, что название «пикты» – латинское, данное римлянами. Римляне самоназвание исказили или сами придумали – непонятно. Имя, зафиксированное ирландскими летописцам раннего Средневековья – «круитни». Встречается также название «притени».

Во всех случаях неизвестно, как приведённое в источнике название этого народа соотносится с самоназванием.

Как же всё-таки они себя называли? Боюсь что никак. По крайней мере, на первых порах.

На территории, ставшей впоследствии Пиктавией, обитало, как минимум, двенадцать родственных племён, и у каждого – своё название. А общего для всех – вроде как и не нужно.

Корнелий Тацит, зять полководца Агриколы, первым из римлян вторгшегося в земли пиктов, называет их каледониями. Но сам же замечает, что это только одно из племён, состав коалиции, противостоявшей римлянам – каледонии, меаты и другие.

Название «каледонии» – тоже вроде как латинское, но всё же маловероятно, чтобы Тацит его выдумал на пустом месте. Скорее всего, это искажённое (латинизированное) самоназвание и есть. Но, опять же, не всех пиктов скопом, а одного из племён.

Пикты были низкорослыми, раскрашенными и сражались голыми.

Ещё наша эра не начиналась, а Гай Юлий Цезарь уже отметил, что британские воины имеют обыкновение раскрашивать себе лицо перед сражением. Цезарь с пиктами не встречался, даже и с кондовыми бриттами не контактировал, только с относительно недавно переселившимися на Остров племенами белгов.

Получается, боевая раскраска была присуща большинству жителей тогдашней Британии. Чем пикты могли особенно выделяться в этом плане?

Тем, что кроме раскраски они наносили на лицо и тело ещё и татуировку? На это есть некие неясные намёки – «железом разрисованное лицо умирающего пикта». Конечно, пикту, смертельно раненому в сражении, могли лицо ещё как разрисовать – противники, в ходе битвы, мечом или копьём.

Ещё вариант. К началу IV века все бритты уже были в большей или меньшей степени римлянами и лица раскрашивать перестали. А независимые пикты продолжали. И латиняне их за это обзывали художниками – пикт. Даже – чего там ещё в латынь влезать, утруждаться. Проще вывести название этого народа из современного английского «picture» – картинка.

Пикты сражались голыми. Не в том смысле, конечно, чтобы вообще – сильно неудобно, да и климат не способствует. Но, понятное дело, пиктский воин в штанах и рубахе – пусть бы даже в костюме и при галстуке – законно считался голым по сравнению с римским легионером в железном панцире или кольчуге.

Археологи с антропологами раскопали несколько старых пиктских кладбищ и установили: средний рост взрослого мужчины – 170 сантиметров. Действительно, не великаны. Могли быть и повыше. Но средний рост жителей Европы очень сильно менялся в разные периоды времени. Вот и пойми, 170 – много или мало.

А если довериться Тациту – пожалуйста: «Высокий рост жителей Каледонии».

Ветераны, повоевавшие в Британии, рассказывали байки о голых (бездоспешных) разукрашенных пиктах, которым они своими мечами расцарапали лица и которые, понятное дело, стояли гораздо ниже граждан Великого Рима. Летописцы записывали, переписывали, компилировали. Свою долю креатива вносили – чтобы интереснее.

Всё это позволило в 1588 художнику Теодору де Бри нарисовать пикта – полностью обнажённого, с телом, густо разрисованным высокохудожественными изображениями, подстриженного и причёсанного по последней парижской моде. Чтобы не скучно было, ещё и пиктскую женщину изобразил – тоже голую, раскрашенную цветочками и звёздочками, да вдобавок ещё вооружённую.

Увы мне, увы – реально, с предоставлением железных доказательств, опровергнуть мифы о пиктах невозможно. Как, впрочем, и любые другие мифы.

Сами пикты разъяснений на этот счёт не оставили. Они писать умели. Но вот использовали господа пикты огамическое письмо. Сложная штучка. Сначала нужно обычное слово перевести на особый тайный язык и только потом его записать. Изящнее им так, видите ли, казалось. Как пиктские правители при таком подходе рассчитывали достигнуть поголовной грамотности? Это знают только загадочные пиктские боги. Или считали нормальным, что умение писать – только для жрецов и аристократов?

Понятным становится, почему все обнаруженные по сей момент записи на пиктском – совсем короткие. Они все высечены на каменных столбах, для всеобщего обозрения. Два-три общеупотребительных слова народ ещё как-то сумеет прочитать, а больше и не надо. Столбов таких с надписями найдено около сорока. Большинство из них щедро разукрашено рисунками или орнаментом, в дополнение – короткая фраза. Но самый знаменитый памятник пиктской письменности – всё же на бумаге. В том смысле, что до нас он дошёл уже в копии XIV века и на латыни. Всё равно.

Пиктская хроника. По большому счёту – список королей с небольшими комментариями. Начиная с V века и заканчивая Кеннетом II (правил в 971–995). Кеннет уже назывался королём Альбы, государства, в основном, гэльского, но почитал себя наследником и продолжателем дела пиктских королей.

Сведения Пиктской хроники подтверждаются другими источниками, по крайней мере, с VI века и дальше, так что она может считаться достоверным документом, а не собранием баек и легенд.

Пиктский камень с изображением битвы при Нехтансмере

Римляне завоёвывали Британию сорок лет (43-83). Вроде как завоевали. Пикты сидели на краю земли, за которым только волны, и слушали рассказы многочисленных беженцев с юга: римляне – жестокие и похотливые, алчные разнузданные дикари, для которых нет ничего святого.

Римская Британия

В 82 наместник Британии Гней Юлий Агрикола подчинил Нортумбрию и повёл свои легионы дальше на север.

В следующем, 83 – Битва у Граупийских гор. Несмотря на то, что армия пиктов представляла собой ополчение, причём разных племён, её командирам удалось организовать регулярный строй и реализовать некоторые тактические ходы. Но римляне были сильнее и победили. Победили, объявили о полном и окончательном завоевании Острова и отвели войска на юг.

Агриколу вскоре отозвали в Рим. Чисто формально Каледония считалась римской территорией, но никто из римлян не рисковал там появляться.

Впрочем, история о полном уничтожении, или даже исчезновении с концами Девятого легиона – преувеличение многократное, типа «Песни о Роланде». Ещё в 82 пикты крепко наказали Девятый Испанский за отвратительное несение караульной службы, но до полного разгрома дело всё-таки не дошло.

В 123 император Адриан вынужден был признать реальное положение вещей и обозначить чёткие границы Империи. Остатки Адрианова вала ещё и сейчас можно увидеть, он проходил от моря до моря через нынешние Ньюкасл и Карлайл.

Через двадцать лет римляне решили урвать ещё кусочек. Построили вал Антонина, от Форта до Клайда. Но вскоре снова отвели войска на Адрианов вал.

Несколько раз римские императоры заявлялись в Британию и совершали походы в Каледонию. Вроде как победоносные, но без видимого эффекта.

Отряды пиктов регулярно проникали на территорию Римской Британии, невзирая на валы и сидящие на них легионы. Совершали прогулки по Нортумбрии (она тогда называлась Британией Младшей) и, к своему стыду, занимались грабежами. Иногда этому предосудительному занятию пикты предавались в компании с искателями приключений из Ибернии (Ирландии). Считается, что именно римляне прозвали ибернийцев, грабивших их города, скоттами.

В конце 367 года пикты, скотты, аттакотты и саксы большими силами вторглись в Римскую Британию и дошли чуть ли не до Лондиния. Одновременно франки и тоже саксы вторглись в Римскую Галлию. Почти год все они бродили по римским провинциям, но закрепляться особо не пытались. То, что одновременное нападение было заранее подготовлено и тщательно скоординировано, сомнений не вызывает. Вполне вероятно, что в заговоре участвовали также и римские легионеры – подозрительно вовремя вспыхнуло восстание в гарнизонах Адрианова вала. Это происшествие называется, в зависимости от точки зрения, «Заговором Варваров» или «Великим Заговором».

Пикты со скоттами ещё долго терроризировали Римскую Британию, даже и после того, как она стала уже и не римской. Конечно, история о том, как в 445 Вортигерн призвал ютов для защиты Британии от пиктов и скоттов, шита белыми нитками. Но если объективно, то расположившиеся (начиная с 500) в центре Британии воинственные англы заставили пиктов быть поскромнее.

Правда, потом именно пикты англов и окоротили. В 685 англы понесли от пиктов тяжелейшее поражение в битве при Нехтансмере и потеряли свои лидирующие позиции на Острове. Если бы не Нехтансмер, нынешние жители Англии назывались бы не англосаксами, а просто англами, да и вообще непонятно, как бы история повернулась.

Вообще средневековые пикты много разных битв выиграли – со скоттами, с бриттами, с теми же англами. Проиграли тоже. Но это тема не для статьи, и даже не для серии.

Христианство

Ещё святой Ниниан (360-432) достаточно успешно проповедовал христианство среди пиктов. Обращённые были, иначе кто бы церкви строил? А церкви строились.

Около двух сотен лет среди пиктов бытовала свобода вероисповедания, хочешь – будь христианином, хочешь – поклоняйся древним пиктским богам.

Где-то между 570 и 580 святой Колумба убедил Бриде, короля северных пиктов, самого могущественного и, вероятно, верховного, сделать христианство государственной религией. С этих времён пикты – уже вполне настоящие христиане.

Настоящие, да не совсем.

Пока Рим и Константинополь вырабатывали принципы и символы веры, проповедники проповедовали. Проповедовали, ещё не зная, какие теории будут признаны ортодоксальными, а какие объявлены ересью. Вот и получилось так, что кельтская, а за ней и пиктская церкви разительно отличались от ортодоксальной католической. Это вызвало впоследствии множество проблем и многажды аукнулось.

Великая Пиктавия

Римские историки называют двенадцать пиктских племён. Понятное дело, они могут ошибаться, племена могут соединяться и разделяться, уничтожаться и образовываться вновь. Так что может, и не двенадцать. Но около того.

Иногда эти племена друг с другом воевали и земли соседей захватывали. Тем не менее, в общем и целом, было кое-что, их соединявшее. Среди вождей племён, а потом королей, находился один, считавшийся главным или, по крайней мере, самым крутым. От начала времён (насколько позволяют заглянуть письменные источники) лидерами сообщества были северные пикты, каледонии и их потомки.

В конце VII века на первый план выходит королевство Фортри. Или Фортриу (не очень слышная безударная У в конце).

Территория Фортриу как-то у историков перемещается по карте, от Пертшайра до Морэя, в зависимости от взглядов исследователя, есть такое дело. В исторической науке – случай обыденный. Фортриу – южные пикты, или более-менее северные, или вообще переименованные каледонии – вопрос пока открытый. Хотя, вот всё-таки королевский дворец, следы которого найдены в Фортевиоте, рядом с Пертом – за южную версию.

Под эгидой Фортриу в конце VII, практически, после победы при Нехтансмере в 685, начался (или резко усилился) процесс централизации. Пиктавия VIII века – сильное средневековое королевство, немаленькое – от моря до моря и от моря до Форта.

Понятное дело, становление государственности не обошлось без гражданской войны, которая началась в 724 и продолжалась до 732, когда власть окончательно захватил хитрый и агрессивный Энгус мак Фергус. При нём и его преемниках Пиктавия (или Фортриу) всё росла и крепла. Пока викинги не появились.

А что же скотты?

Берега Кинтайра

Как же пришельцам из Ибернии (Ирландии) удалось сначала оторвать кусок от пиктских владений, а потом и вообще подчинить себе всю территорию? Да легко.

Далриада

В 498 (традиционная дата основания Далриады, несколько лет туда-сюда роли не играют) Великой Пиктавии ещё не существовало. Было около десятка независимых королевств, кое-как между собой связанных и признававших авторитет верховного короля. Скотты, ведомые Фергусом Великим, захватили королевство Эпидиев – полуостров Кинтайр и несколько островов, только и всего. Впрочем, насчёт «захватили» тоже есть сомнения, об этом ниже.

Фергус и его преемники, сколько могли, старались Далриаду расширить, в основном, тоже за счёт мелких пиктских королевств. Как только интересы Далриады сталкивались с интересами Каледонии (или как там Северное Королевство называлось), скотты бывали регулярно биты. Кое-какие дополнительные земли королям Далриады приватизировать удалось, но никак нельзя сказать, что много.

Когда Пиктавия стала укрепляться, и начался процесс централизации, скоттам стало совсем худо. За пару лет до Нехтансмера, в 683, войско Далриады было разгромлено пиктами, и она потеряла независимость. Дальше Далриада существовала то как вассальное княжество, то вообще, в качестве провинции Великой Пиктавии. Впрочем, титул короля Далриады сохранялся, пусть даже его носил ставленник короля пиктов.

Теперь о правилах наследования.

Пиктские принцессы.

Вот что правда о пиктах, то правда – их корона (короны) наследовались по женской линии. Не хватает сведений для того, чтобы судить о других, меньшего ранга, титулах и владениях, но король пиктов должен был быть сыном или внуком именно пиктской принцессы.

За кого прилично выдать замуж принцессу? Ясное дело, за принца. По крайней мере, за члена королевского дома. За принцев и выдавали. За ирландских, бриттских, английских. За далриадских, конечно.

Не была ли мать Фергуса Великого дочерью короля эпидиев? Тогда было бы понятно, что Кинтайр им совсем даже не захвачен, а получен во владение по праву. Это, правда, всего лишь версия.

Постараюсь подбить статистику. Короли пиктов по национальности (по отцу). Начиная с 560 года, с Бруиде I, до 787, до Дреста VIII насчитывается двадцать три верховных короля пиктов. Из них три бритта, два англа, четыре ирландца и четыре скотта.

Вполне могло так случиться (и случалось), что один и тот же человек имел право на корону Далриады по отцу и на корону пиктов по матери. Вот и Кеннет мак Алпин (в данном случае – бабушка Унуистика).

Если мать, бабушка, прабабушка, прапрабабушка, прапрапрабабушка и прапрапрапрадед Николая II были родом из Германии – это же ещё не значит, что все русские стали немцами.

В начале IX века королевские дома пиктов и скоттов – практически одна семья. Однако это совсем не означает смешения народов, тем более – поглощения одного народа другим.

Но постепенно смешивание всё-таки шло. Когда, в какой момент умер последний пикт, не говоривший по-гэльски – боюсь, что уже не узнать. Где-то в дальней глухой деревушке.

А наверху шла борьба между системами наследования – старой и новой. Конечно, боролись между собой конкретные претенденты на трон, но издали выглядит, будто системы.

В 780 – первый случай, когда королём стал сын короля – Талоркан, сын Энгуса. Подозрительно быстро умер, в 782, но вскоре (не сразу) корону надел его сын Дрест.

Потом, после смерти Дреста VIII, вроде как старая система возвращается. В 842 престол пытались захватить сыновья короля Фурада, но их победил Кеннет мак Алпин, наследник по бабушке. В последний раз в соответствии со старой традицией сын пиктской принцессы (дочери Кеннета Смелого) был коронован в 878. Эохайд, который, кстати, по отцу был королём Стратклайда, королевства бриттов в районе нынешнего Глазго. В 889 кузен Доналд настоятельно порекомендовал Эохайду подать в отставку, и править стали потомки Кеннета мак Алпина по мужской линии. Именно Доналда II Безумного (повысил налоги) называют последним королём пиктов и первым королём Альбы.

Видимо, есть смысл вернуться немного назад и рассказать про обстоятельства восшествия на престол Кеннета I.

В 839 армия Пиктавии потерпела сокрушительное поражение от викингов. Погиб король пиктов Эоган, его брат Бран и ещё много знатных пиктов. В качестве вассала Эогана в сражении участвовал король Далриады Аэл мак Боанта. Тоже погиб. Практически были уничтожены все представители старших линий обоих королевских домов.

Короны надели младшие. Кеннет мак Алпин – Далриады, Фуард (о котором очень мало чего известно) – Пиктавии.

После смерти Фуарда в 842 Кеннет получался законным наследником престола по правилам пиктов (бабушка Унуистика). Но власть захватили сыновья Фуарда – вопиющая узурпация. Как они правили, по очереди, или пытались разорвать королевство пиктов на кусочки – как-то не очень внятно в хрониках. Но Кеннет имел в своём распоряжении кое-какую военную силу для того, чтобы свои законные права отстоять. И стал в 843 королём пиктов.

Он не первым надел сразу две короны. Такое бывало и раньше. Но именно Кеннет окончательно соединил два государство в одно, Пиктавия (Фортри) и Далриада стали единым королевством.

Чтобы рассказать эту историю, автор перерыл всё, что удалось отыскать по теме в онлайне и оффлайне. Ясное дело, одни источники другим противоречат, это вообще даже нормально. Понятно, какие-то нюансы требуют более глубокого исследования. Рассказ остаётся неполным и незаконченным.

А такие, полные и законченные, вообще бывают в истории?

Нет-нет, да и встречаются на просторах Интернета люди, которые говорят «Пикты», а слышится «Мы». Имеет человек реальные основания или просто увлечён темой – поди разберись. Редко кто может проследить свою родословную до IX века, разве только короли.

А вот. А вдруг?

Анатолий Рогозин

Статья из книги "Иберийская Атлантида - колыбель европейской цивилизации", Ужахов З.С.

Но, разумеется, такая диспропорция лишала его права называться красавцем, на которое иначе он, бесспорно, мог бы притязать, - она сообщила его внешности что-то дикое, неправильное, нечеловеческое; глядя на него, я невольно вспоминал рассказы Мейбл о древних пиктах, которые в былые времена разоряли своими набегами Нортумберленд и были, по ее уверениям, полулюдьми-полудемонами; подобно этому человеку, они отличались отвагой, хитростью, свирепостью, длинными руками и широкими плечами».

Это отрывок из романа Вальтера Скотта «Роб Рой». Таким описывает главный герой юноша - англичанин шотландского вождя, Роб Роя, с кем его свела судьба.

Pictii - так называли римляне жителей, живущих на крайнем севере Британии. Одна из версий, что это название происходит от римского слова, означающего «раскрашенные». В то время, когда римляне столкнулись с этим народом (или племенами разного происхождения), обычай разрисовывать свое тело на территории Британии уже исчез и остался только у северных племен. Ирландцы называли эти племена круитхни. Согласно карте I века н.э., составленной Птолемеем, область, которая впоследствии была известна как территория пиктов, была населена племенами каледониев, вакомагов, тедзалов и вениконов. В III веке н.э. римские историки уже сообщают о двух племенах - каледониях и меатах.

Большинство ученых считают пиктов народом, появившимся в результате смешения пришедших на север кельтов и местного аборигенного населения. Кельты пришли в эти места (севернее от линии Форт - Клайд) примерно в 100 году н.э. Произошло это, видимо, в результате спасения кельтских племен от римского владычества.

До этого периода археология Шотландии известна в неолите своими мегалитическими гробницами, которые протянулись как бы поясом по всему Средиземноморью и достигли Британии. В Северной Ирландии и Юго-Западной Шотландии встречаются гробницы, которые в археологии получили название «сегментированных ящиков». Так называются гробницы, засыпанные сверху земляным холмом, выстроенные как бы из ряда ящиков, стены которых представляют каменные плиты. Между этими «ящиками» сделаны узкие проходы. В конце гробницы сделано расширение в виде камеры. Над камерой возвышалась длинная пирамида с полукруглым передним двориком, где находится выход из камеры. Такой тип гробниц характерен для Пиренеев и островов Сардиния и Корсика, где они назывались «гробницами гигантов».

Другой тип неолитических гробниц Шотландии и Ирландии получил название «гробниц с коридором». Так называется гробница, вход в которую представляет собой длинный коридор из каменных плит. Сама камера является расширением, сложенным из каменных блоков. По бокам камеры сделаны камеры меньшего размера, которые образуют как бы секции. Сверху камера покрыта каменной пирамидой. Существуют и другие, немного отличающиеся по архитектуре гробницы. Что касается того, какой народ сооружал эти мегалитические строения, неясно. В гробницах всех типов были найдены поздние варианты керамики культуры Уиндмилхилл, характерной для южной Британии и листообразные наконечники стрел. Во всех гробницах обнаружены также предметы культуры колоколообразных кубков. Однако археологи считают, что эти предметы результатом вторичного захоронения. Судя по большому количеству костей домашних и диких животных (коровы, овцы, и лошади) строители мегалитов вели скотоводческий образ жизни. Но этим племенам было известно также производство металлических орудий из меди и бронзы.

В Шотландии, как считает Гордон Чайлд, производство металлических орудий попало вместе с мастерами колоколообразной культуры, так как до периода появления племен кубков, распространение этих орудий носит эпизодический характер. Племена колоколообразных кубков внесли значительный вклад в культуру Британии. Так считает Гордон Чайлд: « на всем протяжении Великобритании народ колоколообразных кубков сделался главным элементом очень родного населения. Он попал даже в число групп, пользующихся привилегией погребения в мегалитических гробницах; однако в Британии этот народ в конце концов прекратил практику коллективных погребений; в Ирландии обычай коллективных погребений сохранился, так как значительные группы представителей культуры колоколообразных кубков, явившиеся сюда из Британии, слились с местным населением. Пришельцы выращивали злаки и употребляли их в пищу в большем количестве, чем строители мегалитов; однако они были еще скотоводами и, возможно, ввели более экстенсивное овцеводство. Они покупали бронзовое оружие и кремень из рудников, а также украшения из золота, янтаря и гагата, самым они способствовали развитию торговли, однако нет никаких доказательств того, что они принимали участие в добыче этих материалов. В Корнуэлле и Ирландии было найдено очень мало колоколообразных кубков, и мастера металлических изделий, по-видимому, не входили в группы, пользующиеся правом погребения под холмом или в круглой гробнице. Аристократия народа колоколообразных кубков в Британии употребляла избытки своего богатства и энергии на постройку погребальных и религиозных памятников».

В V - ом веке до н.э. Британию начинают заселять кельты. Неизвестно, сопровождалось ли это заселение истреблением местного населения, но следов масштабных сражений не обнаружено. Правда, в это время появляются укрепления на холмах, выстроенные из деревянного частокола. С какой целью строились эти крепости, непонятно.

Дальнейшая история Британии связана с римским завоеванием. Первый поход на остров совершил в 55 году до н.э. Юлий Цезарь. Целью этого похода было наказать местные кельтские племена за помощь кельтам, живущим на материке - галлам. Но римляне оказались не готовы к высадке на остров. В следующем 55 году Цезарь с более мощными силами приплыл к берегам Британии. Вождь бриттов Кассевелаун, пытавшийся оказать сопротивление, был разбит и попал в плен. Но Цезарь не стал захватывать дальнейшую территорию бриттов. Он заключил с договор с Кассевелауном на условиях уплаты бриттами налога и отплыл обратно на материк.

Постепенно римляне к началу нашей эры покорили всю Британию, за исключением севера. Тесть известного историка Тацита, Юлий Агрикола продолжил завоевание Британии. В 78 году император Веспасиан назначил Агриколу проконсулом Британии. В 80 году Агрикола возглавил поход против северных племен каледониев. Он провел границы империи до линии Форт - Клайд, где впоследствии была построена стена Антония. Но затем Агрикола выдвинулся севернее этой линии. В 84 годку в битве при горе Гравпий римляне разгромили каледониев. Фактически вся Британия была покорена. Но упорное сопротивление каледониев нарушило планы римлян захватить северные территории. К тому же Агрикола был отозван из Британии.

Племена каледониев и другие неизвестные народы севера Британии затем становятся известны как пикты. Происхождение этого народа остается загадкой. Многие ученые сходятся в одном: пикты являются результатом смешения пришлых кельтов и местного неиндоевропейского субстрата. В свою очередь этот местный элемент не был единым этнически. Один из его составляющих был, скорее всего, иберийский.

Наиболее древний период пиктской истории непосредственно перед появлением кельтов в археологии условно называется периодом «брохов». Так называются башни, которые часто достигают высоты 18 метров и имеют диаметр около 9 метров. Стены этих башен сложены из двойных каменных стен, между которыми пустой промежуток, в котором находятся галереи для прохода обороняющихся к бойницам.
Другим видом сооружений в Шотландии эпохи пиктов был так называемый «глазированный форт». Это сооружение имело продолговатую форму и сложено из сухого камня, вперемежку с бревнами. Похожий тип сооружений описывал Юлий Цезарь в Галлии, называя его «галльской стеной». Но некоторые ученые считают, что данные сооружения были свойственны населению Европы еще до галлов.

Тем не менее, хотя считается, что строители брохов и строители «глазированных» фортов появились на севере Британии почти одновременно. Область, где находятся брохи, располагается на крайнем севере и северо-востоке Шотландии, а область фортов южнее. Таким образом, можно предположить различную этническую принадлежность населения, строившего брохи и племена «глазированных» фортов. Впрочем, считается, что брохи и форты не были постоянными жилищами пиктов, а предназначались только для обороны во время военных конфликтов. Пикты же обычно жили в хижинах, сделанных из камня и переплетенных прутьев, возможно, обмазанных глиной. Другой вид построек называется «подземельями». Это подземное сооружение в виде подземного тоннеля длиной более 24 метра и высотой около 1,8 метра. В конце этого тоннеля образуется круглое расширение. Назначение этих сооружений до конца не выяснено. Больше всего подходит версия, что это были зимние убежища для скота. Некоторое подтверждение этому может быть цитата из романа Ричарда Блэкмора «Лорна Дун»: «В наших местах все хлева, свинарники и овчарни строят чуть ниже уровня земли. Мы считаем, что так скотине будет теплее зимой и прохладнее летом. Я не стану опровергать этого, хотя и имею собственное мнение. Но мне кажется, что пора бы и кончать с этим древним обычаем, который, видимо, идет еще с тех времен, когда люди сами жили в пещерах и завешивали входы телячьими шкурами». Главный герой этого романа, как и другие фермеры, жил в долине Эксмура полуострова Корнуолл. Но эти фермеры не были коренными жителями этих мест, а переселенцами откуда-то с севера, по-видимому, из Шотландии.

Загадку представляет собой язык пиктов. Письменные свидетельства об этом языке представляют дошедшие до нашего времени надписи на памятниках, названия мест и имена пиктских королей в средневековых хрониках. Большая часть этих надписей относится к так называемым P - кельтским языкам. Среди современным кельтских языков данными свойствами обладают валлийский и бретонский (язык жителей полуострова Бретань в Франции). В отличие от них в кельтских C - языках аналогичные слова начинаются с буквы C. То есть, слово «голова», например, в ирландском языке и современном шотландском гэльском звучит как cenn. P - языками были кельтские языки Галлии. Кстати сами островные кельтские языки несут в себе, по мнению многих ученых, сильное влияние неиндоевропейских наречий. Это, например, порядок слов в предложении глагол-подлежащее - прямое дополнение, что отличает эти языки от индоевропейских. А вот в афроазиатских языках такой порядок является обычным явлением. Британский ученый Джон Моррис Джоунс обосновывал свою гипотезу влиянием древнего субстрата населения Британии на местные кельтские языки:

«Новокельтские языки, хотя и имеют арийский (индоевропейский - прим. автора), словарь, обладают преимущественно неарийской грамматикой; по-видимому, арийская речь была усвоена населением, первоначально говорившим на неарийском языке. Этот взгляд не предполагает непременно, что предки валлийцев и ирландцев принадлежали исключительно к покоренной докельтской расе: мы можем предположить, что вторгшиеся кельтские войска уничтожили большую автохтонного мужского населения и захватили их жен, произведя смешанную расу, которая усвоила их язык от некельтских матерей». (Моррис Джоунс, 1903г.)

В качестве лингвистических аргументов М.Джоунс приводил особенности порядка слов в предложении и словосочетании островных кельтских языков, прежде всего начальное положение глагола и последовательность определяемое - определяющее, находящее соответствия в ряде семито-хамитских языков (египетский, берберские, возможно, иберский - прим. автора). Эту точку зрения поддерживали европейские ученые Э.Леви, Ю.Покорный и Г.Вагнер. Но ряд других ученых (О.Берджин, Уоткинс, В.Майд) объясняли особенности кельтских языков в индоевропейской семье, как архаизмы, оставшиеся от языка - праосновы. А вот что писал по этому поводу советский (российский) ученый-филолог В.П. Калыгин:

«В отношении докельтского субстрата трудно избавиться от двойственности: с одной стороны, нельзя полностью исключить возможность сохранения каких-то черт или отдельных явлений, проникших в кельтские языки из языка (языков?) предшествующего населения, существовавшего населения в некоторых районах еще в эпоху средневековья, но, с другой стороны, мы не можем собрать даже незначительный корпус фактов, которые с достаточной степенью правдоподобия можно было бы причислить к субстратным. Докельтский субстрат по сей день остается неуловимой субстанцией, которую никто не видел, но в то же время мало кто станет оспаривать ее существование».

Большинство пиктских надписей не переводимы, и считают некоторые ученые (К.Джексон), написаны на неиндоевропейском языке местного населения. Вот, например, одна из этих надписей:

«ETTOCUHETTS AHEHHTTANNN HCCVVEVV NEHHTONS». Из этой надписи NEHHTONS, скорее всего, означает имя погребенного - Нехтон. Другие пиктские имена также не свойственны кельтскому языку - Бруде, Фиб, Фидах и т.д. В ирландском эпосе «Сказание о Кухулине» главный герой отправляется в Альбу - так ирландцы - скотты называли Шотландию. Там главный герой вступает в поединок с местной правительницей по имени Айфе, по мнению некоторых исследователей, представительницей пиктов.

Название Альба, по мнению некоторых ученых, происходит от кельтского alb - белый. Но наличие этого топонимина в названиях некоторых мест не только Европы, но и Кавказа, ставит под сомнение эту гипотезу. Советский ученый Ю.Д. Дешериев тоже не обошел своим вниманием этот вопрос: «Существуют различные точки зрения по вопросу о происхождении наименования «Албания» (в передаче греческих и латинских авторов) и «Алванк» (в армянской передаче) до сих пор остается невыясненным. Осложняется, этот вопрос, казалось бы тем, что такое же название носит страна на Балканах, что этот термин имеется в топонимике Италии и Шотландии. Объяснение происхождения этого термина от латинского albus - «белый» и приписывание римлянам создания этого наименования не обосновано». (К.В. Тревер. Указ. соч. стр4). Н.Я. Марр предполагал, что слово «Албания» обозначает «страна гор». В подтверждение этого предположения указывают на то, что древнее кельтское название Шотландии было «Албания». Кроме того, ссылаются на то, что слово «Альпы» происходит от кельтского alp, alb - «гора», «высокий». По словам Аммиана Мирцеллина, албаны «получили свое имя от гор». По нашему мнению, мало вероятно, чтобы слово «Албания» обозначало «страну гор». По существу все «страны» Кавказа являются горными странами. Тем не менее, они не названы «странами гор». Вместе с тем неясно, на каком языке слово обозначает «страну гор».

Канадский исследователь Фарли Моуэт в своей книге, которая в российском издании называется «От Ариев до викингов» выдвигает версию, что слово «альб» имеет древние, не индоевропейские корни. Он связывает его с такими географическими названиями как Альпы, Альпес Пиннаэ на Апеннинах, Эльбрус и древняя Албания на Кавказе, и многими схожими названиями на Иберийском полуострове, в Карпатах, в горном массиве Уэльса и Шотландии, Иране, во Франции. Все эти названия связывает то, что они являются названиями горных местностей.

Российский лингвист А.А.Королев излагает свою точку зрения на проблему пиктского языка:

«Во всяком случае, имеющийся материал по неиндоевропейскому пиктскому не дает никаких оснований генетически связывать его с баскским, финно-угорским или какими-либо иными неиндоевропейскими языками Евразии.

Насколько можно судить по имеющимся данным, пиктский язык (или оба «пиктских» языка) был вытеснен в течении IX -X вв. на материке (возможно, ошибка, ведь Британия - это остров - прим. автора) шотландским языком, а на островах - скандинавскими диалектами. Возможно, что в современных шотландских диалектах многие слова, не имеющие соответствия в ирландском, являются субстратными пиктскими, а имеющими надежные параллели в бриттских языках - заимствованиями не из бриттского языка Южной Шотландии, а из кельтского языка востока страны».

Автор, исследовав словарь шотландского гаэльского языка, обнаружил в нем несколько слов, не имеющих аналогов в гойдельских (ирландских кельтских) языках, ни в валлийском (бриттском), но совпадающих по фонетике и значению с вейнахскими (ингушским и чеченским):

Cian - далекий, по- вейнахски гян - далекий; doirt - лить, лить, поливать, по- вейнахски дот - налить; leag - сбрасывать, ронять, по- вейнахски лег - сбросить, ронять; mall -медленный, неповоротливый, по- вейнахски мелл - меланхоличный, медленный; miste - худший, по- вейнахски мист - кислый, горький.

Если ссылаться на слова А.А.Королева, то получается это лексика, оставшаяся от языка пиктов. Ведь исследователь кельтских языков А.А.Королев не знал знаком с кавказскими языками, в противном случае он, наверное, обратил бы внимание на это совпадение..

Интересен тот факт, что наследование королевского престола у пиктов происходило по женской линии. Женщины не были властителями престола, но верховная власть переходила не от отца к сыну, а например, от брата к брату, или сыну сестры. Нигде у индоевропейских народов, в том числе, и у кельтов, такой порядок наследования не был известен, следовательно, этот обычай был унаследован от местного населения. У пиктов, видимо, существовал какой-то вид многобрачия, что дало римлянам обвинить их в распущенности. Так же их шокировал внешний вид пиктских воинов, которые шли в бой почти совсем обнаженными и раскрашенные татуировками. Татуировки имели религиозный смысл и, скорее всего, были предназначены для того, чтобы привлечь божественные силы для защиты воина в бою. Поэтому тело должно было быть обнаженным. Нигде не осталось никаких свидетельств о языческих верованиях пиктов. По косвенным данным можно предположить, что пикты совершали жертвоприношения в виде животных, например, быка.

Пикты без конца тревожили набегами земли к югу от стены Антония. В 208 году римский император Север по просьбе правителя Британии, прибыл на остров с многочисленным отрядом легионеров. Наступая на север, римляне громили селения пиктов и убивали местных жителей, не оставляя никого в живых. Но до конца уничтожить всех пиктов так и не смогли. Римлянам приходилось проходить густые леса и горные местности, где их часто поджидали засады. Легионы отошли к южнее к стене Адриана, которую затем отремонтировали и укрепили. Но пиктам был нанесен значительный урон и примерно на полвека наступил мир.

К концу III века н.э. в северную Шотландию начинают проникать отряды ирландцев - скоттов. Это слово на ирландском языке означает воина, отправившегося в поход, с целью грабежа и завоевания новых земель. Пикты и скотты совершают грабительские походы на юг, в Британию.

В IV веке начавшийся распад Римской империи привел к тому, что в 409 году последний римский гарнизон покинул Британию, и бритты вынуждены были самостоятельно отражать набеги с севера. Тем временем, мигрировавшие в Юго - Западную Шотландию отряды скоттов образовали на этих землях королевство Дал Риада. В переводе это означает «Удел правителей колесниц». Произошло это примерно в 500 году. С юга начинают проникать германские племена англов и саксов. На юго-востоке от Шотландии в VII столетии появляется англосаксонское государство Нортумбрия.
Давление скоттов на пиктов привело к вооруженным конфликтам между ними, в результате верх одержали пикты. Дал Риада превратилось в вассальное владение пиктов.

После принятия христианства пиктами примерно в VI веке они стали чаще совершать браки со скоттами. К тому же основными проповедниками христианства среди пиктов были ирландские монахи, а значит, пиктское королевство находилось под сильным влиянием ирландцев. Это позволило ирландцам уже почти без препятствий селится в северной Шотландии. И, тем не менее, сражения между скоттами и пиктами продолжались. Но тут возникает новая угроза с юга - растущие амбиции англосакского королевства Нортумбрия. Первоначально происходили сражения между скоттами Дал Риады и саксами. В 603 году войско скоттов было полностью уничтожено саксами в битве при Дегсастане. Саксы уже стали угрожать владениям пиктов. Эта растущая угроза заставила пиктов забыть о вражде со скоттами. К тому же в 843 году по каким-то причинам королевский трон пиктов остался незанятым. Правитель скоттов по имени Кеннет Мак Алпин, пользуясь тем, что он был по материнской линии наследником пиктского королевского дома, занял пиктский трон. Мак Алпин уничтожил остальных пиктских претендентов на королевский престол. Перед угрозой уничтожения саксами пикты и скотты вынуждены были забыть об своих распрях и объединиться, чтобы противостоять новой опасности. Постепенно скотты занимают лидирующее положение. Упоминание о пиктах встречается в средневековых хроников еще в X веке, но фактически пикты уже к этому времени, как самостоятельный этнос, перестали существовать. Возник новый народ - шотландцы. Многое в культуре и языке шотландцев связывает их с ирландцами. А от пиктов у шотландцев остались только легенды и памятники, разбросанные по северу Шотландии. Это каменные стелы и остатки брохов.

Шотландский поэт Роберт Бернс на основе местных легенд написал балладу «Вересковый мед», которую затем перевел советский поэт Самуил Маршак. Вот как говориться в ней о победе скоттов (шотландцев) над пиктами:

«Пришел король шотландский,
Безжалостный к врагам,
Погнал он бедных пиктов
К скалистым берегам.

На вересковом поле
На поле боевом
Лежал живой на мертвом
И мертвый - на живом».

Но кое-что в обычаях шотландцев напоминает об их пиктском прошлом. Это, например, более равноправное положение женщины по сравнению с англичанами. Женщина имела равные с мужчинами права наследства. До 19 века женщина могла не менять фамилию при вступлении в брак. До 1939 году у шотландцев сохранялась своеобразная форма вступления в брак. Для этого было достаточно объявить о желании вступить в брак, и после рукопожатия брак становился действительным.

В физическом облике шотландцев, которые большей частью относятся к светлому европеоидному типу, иногда встречаются индивидуумы с темным цветом волос и смуглой кожей, как, например, британский актер Шон Коннори. Вероятно, это потомки части пиктов, чьими предками были иберийцы, или какие-то аборигенные племена.

Страбон, перечисляя племена аквитанов, живущих между Гарумной (Гаронной) и Литером (Луарой) пишет о том, что пиктоны живут вдоль Лигера, вблизи океана. Имели эти пиктоны какое-либо отношение к пиктам Британии? Само название «аквитаны» с характерным окончанием сближает его с названиями иберийских племен Пиренейского полуострова - турдетаны, бастетаны и т.д.

В словаре баскского языка есть слово «hil», в значении «убить». В английском языке это слово «kill». Английский вариант этого слова имеет более широкое значение. Кроме как просто «убить», оно значит «убить животное на охоте» и «разделка туши». Другое английское слово «lorry», что означает «грузовик, телега, повозка». В примечании в Оксфордском словаре сказано, что оригинал, то есть происхождение, неизвестно. В баскском языке «lorra» означает доставку, в виде помощи, скота, удобрения, дров и т.д. Ни в одном из словарей германских, романских, кельтских языков, нет ничего схожего в этом значении слова. Другое баскское слово ekarri - нести, схоже с английским carrry -нести. Непонятно происхождение английского слова, оно имеет аналог в итальянском языке carico -«груз». Что это, совпадение, или свидетельство какого-то родства древнего населения Британии и басков? А может, это слово осталось от давно исчезнувших кроманьонцев, потомками которых некоторые ученые считают басков? В книге «Баски» испанского исследователя Хулио Каро Бароха, есть ссылка, где сказано о том, что французский путешественник XII века Аймерик Пико приводит факт любопытной связи между баскской и шотландской мужской одеждой. Но не указано конкретно, о каких деталях идет речь. Является ли эти факты доказательством родства басков и древних жителей Британии, могут доказать генетические исследования.

Статья из книги "Иберийская Атлантида - колыбель европейской цивилизации", Ужахов З.С.

Пикты приковывают к себе общественное внимание, как и другие древние культуры. Экзотическое и таинственное, их имя вызывает в воображении образ поклоняющихся солнцу нагих воинов, чье тело покрыто татуировками. Эти воины теснят с заснеженного севера римские легионы, заставляя их укрыться за Адриановым валом. Они появились из туманного прошлого с тем, чтобы доминировать на севере Британии на протяжении пяти веков, а затем исчезнуть также загадочно, оставив после себя лишь легенды и непонятные артефакты, о которых историки продолжают спорить по сей день.

В этой картине есть доля правды. Пикты действительно занимают важное место в истории Британии, но по более прозаической причине. Пикты представляю собой осколок кельтской цивилизации, сохранившей независимость и потому продолжавшей свое развитие. Пикты стали первыми варварами, которые образовали нацию.

Нельзя отрицать того, что таинственная аура, окружавшая пиктов, вполне ими заслужена. Впервые пикты упоминаются по имени в 297 г. н.э., хотя из контекста следует, что к тому времени пикты уже стали привычной для римлян проблемой в Британии. Но сколько времени пикты уже были известны к тому моменту? Почему о них не упоминалось раньше? Были ли пикты туземцами или кельтами-переселенцами? Само слово «пикт» имеет латинское происхождение или это самоназвание племени? Говорили ли они на кельтском диалекте? Если да, то на каком: бриттском или гэльском?

Действительно ли они вели родословную по женской линии? Раскрашивали ли они свои тела? Что означали их символы? Были ли они язычниками или христианами? И наконец, почему пикты исчезли?

Как говорят, слово «пикт» происходит от латинского слова pictus, т.е. «раскрашенный». Такое название возникло из-за традиции пиктов покрывать тела татуировками. Хотя у нас нет оснований сомневаться в том, что пикты действительно увлекались татуировками, этимология их названия кажется неубедительной. Римлянам не было никакого резона изобретать новое имя для племени любителей татуировок. Римляне видали племена еще экзотичнее, но никогда не давали никому новое название, а старались использовать оригинальные названия.

Есть несколько альтернативных объяснений слова «пикт». Вегеций, живший в IV веке, сообщает, что бриттское слово pictas означает камуфлированную разведывательную лодку, выкрашенную в шаровой цвет – pictae. На валлийском языке лодка будет peithas, моряк – peithi, а пиктов валлийцы называют словом peithwyr. В средневековых ирландских хрониках лодки называли словом picard, тогда как для обозначения пиктов использовали слова Picti или Pictones, иногда путая это название со словом piccardach или picars (т.е. «пираты»).
Реконструкция внешнего вида пиктов, сделанная Робертом Хавеллом, 1815 г.
На старо-норвежском слово «пикт» звучит как Pettr, на старо-английском – Poechta, на старо-шотландском – Pecht. Таким образом, получаем, что во всех языках пиктов называли именно так. Поэтому логичнее предположить, что «пикты» – это самоназвание племени, а «раскрашенные» или «пираты» – это всего лишь пример «народной этимологии.

Кто же такие пикты? Простейший ответ на этот вопрос – жители северной Британии в 297-858 гг. Этот ответ правильный, но ничего принципиального не сообщает. По крайней мере мере было бы интересно узнать, почему их имя не появляется в римских хрониках первые века присутствия римлян в Британии.

В первом веке н.э. земли к северу от Форта населяли представители двух культурных групп. В центральных областях Шотландской возвышенности обитала конфедерация бриттов, среди которых наиболее заметными были каледонцы, чья история восходит к VIII в. до н.э. Это племя оставило после себя деревянные укрепления на холмах, металлические предметы и другие следы кельтской культуры. На Оркнейских, Шетландских и Гебридских островах, а также на северо-западном краю Шотландии обнаруживаются строения совершенно другого типа – круглые каменные башни, так называемые «брохи». Всего с I в. до н.э. и до II в. н.э в этом районе возвели более 500 подобных башен. Хотя укрепленные поселения имели более длительную историю, брохи строились наряду с ними в одно и то же время. То есть сохранялась четкая культурная граница между двумя группами народов, населявших север Британии.

Римские отношения с Оркнейскими островами описаны Плинием Старшим и Тацитом. Оба автора сообщают, что местные жители брохов предлагали Риму союз. Формально Оркнейские острова присоединились к Империи в 43 г. н.э. и позже присылали эмиссаров с просьбой о помощи. Этим воспользовался Агрикола, который вторгся в Шотландию. В ходе борьбы у гры Грауп в 84 г. шотландцы были разбиты. Флот Агриколы обогнул Британию с севера, попутно приняв присягу верности от жителей Оркнейских островов. В брохах появилось множество римских предметов, а также местных копий римских образцов, что говорит о значительном влиянии Рима.

Вскоре Агрикола перешел к оборонительной тактике, так как каледонцы развязали партизанскую войну. Для защиты от вторжений с севера римляне возвели Адрианов вал, а затем и Антонинов вал. Каледонцы продолжали доставлять римлянам беспокойство до тех пор, пока в 208 г. в Британию не прибыл сам император Септимий Север. Север не ставил задачи покорить каледонцев, его целью было полностью уничтожить непокорное племя. Он приступил к планомерному разрушению среды обитания каледонов: жег посевы, резал скот, вешал вождей, разрушал постройки. Политика Севера быстро принесла плоды. Почти столетие каледоны не могли вести активных действий, и вскоре на сцену вышли пикты.
Брохи представляли собой круглые строения с каменной стеной, уложенной без раствора. Диаметр внутреннего двора около 10 м. В центре двора располагается колодец. Толщина стен 3,6 метров, внутри стен находятся чуланы и лестницы. Стены слегка завалены внутрь, на верхнем ярусе вдоль стены мог проходить балкон.

История

По одной из точек зрения, пикты вели происхождение от кельтов , однако пиктская ветвь выделилась из кельтской семьи очень рано, вероятно в начале I тысячелетия до нашей эры. Согласно другой гипотезе, пикты - наследники первых волн пра-индоевропейских мигрантов, проникших на территорию Британии еще в эпоху ранней бронзы и не состоявших в особо близком языковом родстве ни с одной из существующих в наше время языковых групп индоевропейской языковой семьи. Сторонники этой версии сравнивают пиктов с иберийскими лузитанами - представителями первой волны индоевропейской миграции, проникшей на Иберийский полуостров задолго до прихода кельтов. Наконец, в соответствии с наиболее распространенной гипотезой, пикты являлись остатками доиндоевропейского населения Европы. Так, часть британских исследователей вслед за Юлием Цезарем полагает, что по происхождению пикты близки к коренным жителям Иберии. Петроглифы Галисии (северо-запад Испании) по стилистике имеют много общего с петроглифами, обнаруженными в Британии . Впрочем, данный факт свидетельствует лишь в пользу возможного родства (либо тесных контактов) между доиндоевропейским населением Иберии и Британии, но не указывает на происхождение собственно пиктов.

Родственным пиктам народом были круитни (Cruthin , Cruithnig , Cruithni ), проживавшие на территории Ирландии .

Пикты населяли территории центральной и северной Шотландии , к северу от залива Ферт-оф-Форт . Пикты постоянно совершали набеги на юг Британии ; в 360-х годах дошли до Лондона . Первоначально пикты представляли собой союз племён, к VI веку сформировалось несколько государственных образований, позднее объединившихся в Королевство пиктов . В VI веке пикты были обращены в христианство ирландским миссионером Колумбой . Расцвет пиктского государства пришелся на VIII век , после того, как пиктам удалось остановить продвижение англов на север (битва при Нехтансмере г.), а позднее дать отпор натиску скоттов с запада.

Особенностью пиктского государственного устройства была передача трона не по мужской, а по женской линии. В результате, в разные периоды времени королями пиктов были представители королевских династий гэльской Дал Риады , бриттского Стратклайда , англской Нортумбрии , потомки пиктских принцесс. В г. королём пиктов стал король Дал Риады Кеннет I . Ему удалось объединить государства пиктов и скоттов в Королевство Шотландию . Постепенно гэльский язык скоттов вытеснил пиктское наречие (о генетической принадлежности которого ведутся споры), а вскоре в результате ассимиляции пикты прекратили своё существование как отдельный народ.

В валлийской литературе пикты называются словом Pryden , а Британский остров - словом Prydain . Таким образом, названия «Британия», «бритты» первоначально могло относиться к пиктам и лишь затем перейти на весь остров и его обитателей.

В литературе

  • Пиктам посвящена одна из баллад Р. Л. Стивенсона «Heather Ale» (дословно: «Вересковый эль» ) (1890 г.) , перевод которой на русский С. Я. Маршака под названием «Вересковый мёд » стал очень популярен. По этому переводу был выпущен мультфильм «Вересковый мёд ».
  • Редьярд Киплинг в цикле рассказов «Пак с Холмов » пишет о центурионе, служившем на Великой Пиктской Стене и познакомившимся с обычаями пиктов. Также ему принадлежит стихотворение «Песнь Пиктов » .
  • Пикты являются персонажами некоторых фантастических рассказов американского писателя Роберта Говарда , в частности, в цикле о вымышленном короле пиктов Бране Мак Морне ; также фигурируют в его произведениях о Кулле и Конане и многих других.
  • О народе пиктов также упоминается в третьей книге Талтос серии книг «Мэйфейрские ведьмы» американской писательницы Энн Райс .
  • В произведении Вильгельма Гауфа «Пещера Стинфолла. Шотландская сага » упоминается алтарь пиктов .

В кинематографе

  • «Король Артур » () - художественный фильм Антуана Фукуа в жанре исторического боевика . Фильм описывает историю короля Артура и рыцарей Круглого Стола с точки зрения теории, идентифицирующей Артура с римским полководцем Луцием Арторием .
  • «Центурион » () - художественный фильм Нила Маршалла в жанре исторического триллера о гибели IX Испанского легиона , отправившегося на север, чтобы уничтожить пиктов и их вождя.
  • «Орёл Девятого легиона » () - художественный фильм в жанре исторического боевика , посвященный экспедиции в земли пиктов римского центуриона, искавшего символ легиона своего погибшего отца. Поставлен Кевином Макдональдом по мотивам одноименного романа Розмэри Сатклиф .

В музыке

  • У английской рок-группы Pink Floyd в альбоме Ummagumma есть песня «Several Species of Small Furry Animals Gathered Together in a Cave and Grooving with a Pict» (англ. Несколько особей маленьких пушистых тварей, собравшихся в пещере и балдеющих вместе с пиктом).
  • У российских фолк-рок групп «The Hobbit Shire», «Wallace Band » и «Мельница» существуют песни «Вересковый мёд» на перевод С. Я. Маршака.
  • Шотландская прог-рок группа «Writing on the Wall» записала единственный студийный альбом «The Power of the Picts » (1969) (Мощь пиктов).

В компьютерных играх

См. также

  • Пиктоны - галльское племя.

Напишите отзыв о статье "Пикты"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Пикты

Я подошла поближе – кристалл засиял ярче. Это было очень красиво, но не более, и никакого восторга или приобщения к чему-то «великому» не вызывало. Кристалл был материальным, просто невероятно большим и великолепным. Но и только. Он не был чем-то мистическим или значимым, а всего лишь необычайно красивым. Только вот я пока никак не могла понять, почему этот с виду совершенно вроде бы простой «камень» реагировал на приближение человека? Могло ли оказаться возможным, что его каким-то образом «включало» человеческое тепло?
– Ты совершенно права, Изидора... – вдруг послышался чей-то ласковый голос. – Недаром, тебя ценят Отцы!
Вздрогнув от неожиданности, я обернулась, тут же радостно воскликнув – рядом стоял Север! Он был по-прежнему приветливым и тёплым, только чуточку грустным. Как ласковое солнце, которое вдруг закрыла случайная туча...
– Здравствуй Север! Прости, что пришла непрошенной. Я звала тебя, но ты не явился... Тогда я решила сама попробовать найти тебя. Скажи, что означают твои слова? В чём моя правота?
Он подошёл к кристаллу – тот засиял ещё ярче. Свет буквально слепил, не давая на него смотреть.
– Ты права насчёт этого «дива»... Мы нашли его очень давно, много сотен лет тому назад. И теперь он служит хорошую службу – защитой против «слепых», тех, которые случайно попали сюда. – Север улыбнулся. – Для «желающих, но не могущих»... – и добавил. – Как Караффа. Но это не твой зал, Изидора. Пойдём со мной. Я покажу тебе твою Мэтэору.
Мы двинулись вглубь зала, проходя, стоящие по краям, какие-то огромные белые плиты с выбитыми на них письменами.
– Это не похоже на руны. Что это, Север? – не выдержала я.
Он опять дружески улыбнулся:
– Руны, только очень древние. Твой отец не успел тебя научить... Но если захочешь – я научу тебя. Только приходи к нам, Изидора.
Он повторял уже слышанное мною.
– Нет! – сразу же отрезала я. – Я не поэтому сюда пришла, ты знаешь, Север. Я пришла за помощью. Только вы можете помочь мне уничтожить Караффу. Ведь в том, что он творит – и ваша вина. Помогите же мне!
Север ещё больше погрустнел... Я заранее знала, что он ответит, но не намеревалась сдаваться. На весы были поставлены миллионы хороших жизней, и я не могла так просто отказаться от борьбы за них.
– Я уже объяснил тебе, Изидора...
– Так объясни ещё! – резко прервала его я. – Объясни мне, как можно спокойно сидеть, сложа руки, когда человеческие жизни гаснут одна за другой по твоей же вине?! Объясни, как такая мразь, как Караффа, может существовать, и ни у кого не возникает желание даже попробовать уничтожить его?! Объясни, как ты можешь жить, когда рядом с тобой происходит такое?..
Горькая обида клокотала во мне, пытаясь выплеснуться наружу. Я почти кричала, пытаясь достучаться до его души, но чувствовала, что теряю. Обратного пути не было. Я не знала, получится ли ещё когда-нибудь попасть туда, и должна была использовать любую возможность, прежде чем уйти.
– Оглянись, Север! По всей Европе пылают живыми факелами твои братья и сёстры! Неужели ты можешь спокойно спать, слыша их крики??? И как же тебе не сняться кровавые кошмары?!
Его спокойное лицо исказила гримаса боли:
– Не говори такого, Изидора! Я уже объяснял тебе – мы не должны вмешиваться, нам не дано такое право... Мы – хранители. Мы лишь оберегаем ЗНАНИЯ.
– А тебе не кажется, что подожди Вы ещё, и Ваши знания уже не для кого будет сохранять?!. – горестно воскликнула я.
– Земля не готова, Изидора. Я уже говорил тебе это...
– Что ж, возможно она никогда готовой не будет... И когда-нибудь, через каких-нибудь тысячу лет, когда ты будешь смотреть на неё со своих «вершин», ты узришь лишь пустое поле, возможно даже поросшее красивыми цветами, потому что на Земле в это время уже не будет людей, и некому будет срывать эти цветы... Подумай, Север, такое ли будущее ты желал Земле?!..
Но Север был защищён глухой стеной веры в то, что говорил... Видимо, они все железно верили, что были правы. Или кто-то когда-то вселил эту веру в их души так крепко, что они проносили её чрез столетия, не открываясь и не допуская никого в свои сердца... И я не могла через неё пробиться, как бы ни старалась.
– Нас мало, Изидора. И если мы вмешаемся, не исключено, что мы тоже погибнем... А тогда проще простого будет даже для слабого человека, уже не говоря о таком, как Караффа, воспользоваться всем, что мы храним. И у кого-то в руках окажется власть над всеми живущими. Такое уже было когда-то... Очень давно. Мир чуть не погиб тогда. Поэтому – прости, но мы не будем вмешиваться, Изидора, у нас нет на это права... Наши Великие Предки завещали нам охранять древние ЗНАНИЯ. И это то, для чего мы здесь. Для чего живём. Мы не спасли даже Христа когда-то... Хотя могли бы. А ведь мы все очень любили его.
– Ты хочешь сказать, что кто-то из Вас знал Христа?!.. Но это ведь было так давно!.. Даже Вы не можете жить так долго!
– Почему – давно, Изидора?– искренне удивился Север. – Это было лишь несколько сотен назад! А мы ведь живём намного дольше, ты знаешь. Как могла бы жить и ты, если бы захотела...
– Несколько сотен?!!! – Север кивнул. – Но как же легенда?!.. Ведь по ней с его смерти прошло уже полторы тысячи лет?!..
– На то она «легенда» и есть... – пожал плечами Север, – Ведь если бы она была Истиной, она не нуждалась бы в заказных «фантазиях» Павла, Матфея, Петра и им подобных?.. При всём при том, что эти «святые» люди ведь даже и не видели никогда живого Христа! И он никогда не учил их. История повторяется, Изидора... Так было, и так будет всегда, пока люди не начнут, наконец, самостоятельно думать. А пока за них думают Тёмные умы – на Земле всегда будет властвовать лишь борьба...
Север умолк, как бы решая, стоит ли продолжать. Но, немного подумав, всё же, заговорил снова...
– «Думающие Тёмные», время от времени дают человечеству нового Бога, выбирая его всегда из самых лучших, самых светлых и чистых,… но именно тех, которых обязательно уже нет в Круге Живых. Так как на мёртвого, видишь ли, намного легче «одеть» лживую «историю его Жизни», и пустить её в мир, чтобы несла она человечеству лишь то, что «одобрялось» «Думающими Тёмными», заставляя людей окунаться ещё глубже в невежество Ума, пеленая Души их всё сильнее в страх неизбежной смерти, и надевая этим же оковы на их свободную и гордую Жизнь...
– Кто такие – Думающие Тёмные, Север? – не выдержала я.
– Это Тёмный Круг, в который входят «серые» Волхвы, «чёрные» маги, денежные гении (свои для каждого нового промежутка времени), и многое тому подобное. Проще – это Земное (да и не только) объединение «тёмных» сил.
– И Вы не боретесь с ними?!!! Ты говоришь об этом так спокойно, как будто это тебя не касается!.. Но ты ведь тоже живёшь на Земле, Север!
В его глазах появилась смертельная тоска, будто я нечаянно затронула нечто глубоко печальное и невыносимо больное.
– О, мы боролись, Изидора!.. Ещё как боролись! Давно это было... Я, как и ты сейчас, был слишком наивным и думал, что стоит людям лишь показать, где правда, а где ложь, и они тут же кинутся в атаку за «правое дело». Это всего лишь «мечты о будущем», Изидора... Человек, видишь ли, существо легко уязвимое... Слишком легко поддающееся на лесть и жадность. Да и другие разные «человеческие пороки»... Люди в первую очередь думают о своих потребностях и выгодах, и только потом – об «остальных» живущих. Те, кто посильнее – жаждут Власти. Ну, а слабые ищут сильных защитников, совершенно не интересуясь их «чистоплотностью». И это продолжается столетиями. Вот почему в любой войне первыми гибнут самые светлые и самые лучшие. А остальные «оставшиеся» присоединяются к «победителю»... Так и идёт по кругу. Земля не готова мыслить, Изидора. Знаю, ты не согласна, ибо ты сама слишком чиста и светла. Но одному человеку не по силам свергнуть общее ЗЛО, даже такому сильному, как ты. Земное Зло слишком большое и вольное. Мы пытались когда-то... и потеряли лучших. Именно поэтому, мы будем ждать, когда придёт правильное время. Нас слишком мало, Изидора.