Викторина «Вопросы из шляпы» по рассказам В.Осеевой (составила Селезнева Е.В.)
Распечатать, вырезать вопросы без ответов, свернуть, положить вшляпу, играть по командам или каждый за себя.
1 Как по мнению старика из рассказа «Волшебное слово» нужно было произносить это самое волшебное слово? Что это за слово?
Говорить его надо было тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.
Пожалуйста
2 Кого меняла девочка из сказки «добрая хозяюшка»?
Курочку-уточку-щенка
3 Как звали большую черную собаку, которую подобрали Коля и Ваня?
Жук
4 Кто оказался настоящим хозяином собаки, Коля или Ваня. Как это произошло? Коля. На собаку напали две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Коля бросился на помощь Жуку, а Ваня вскарабкался на дерево
5 О каких подвигах мечтал мальчик Юра из рассказа «Хорошее»?
Спасти сестренку, когда тонет
Застрелить волков, которые набросились на няню
Спасти собаку из колодца
6 За что девочка решила отомстить брату в рассказе «Отомстила»? Как звали девочку?
Брат взял краски без разрешения
Катя
7 За что женщина осудила двух мальчиков в рассказе «Плохо»
Мальчики не заступились за котенка, которого чуть не разорвала собака
8 Что придумали мальчики в свое оправдание из рассказа «Что легче»?
Первый – будто волк на меня напал в лесу, второй, что дедушку встретил, третий, а я правду скажу
9 Что оставил старичок на песке? На песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки
10 Из какого рассказа эти слова: «Правду всего легче сказать, потому, что – она, правда и придумывать ничего не надо» ? «Что легче»
11 За что Катя, рассердилась на своего братишку Алешку? За краски
12 Как две женщины хвалили своих сыновей в рассказе «Сыновья»?
Ловок, силен,поет, как соловей…
13 К какому рассказу подходит пословица?
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
«Что легче?»
14 К какому рассказу подходит пословица?
Доброе слово и кошке приятно. «Волшебное слово»
15 Назовите имя мальчика из рассказа «В одном доме»?
Ваня
16 К какому рассказу подходит пословица?
Надо так давать, чтобы можно было взять. «Синие листья»
17 К какому рассказу подходит пословица?
Дружбой дорожи паче (больше) всего.
«Добрая хозяюшка»
18 Почему в рассказе «Отомстила» Катя не захотела отомстить брату Алешке, хотя и обещала? Вместо этого помогла брату, который был в опасности.
19 Почему в сказке «Добрая хозяюшка» щенок убежал от девочки? Она меняла всех друзей
20 В рассказе «Время» мальчики не могли решить примеры. Почему? Назови причину. Один не умеет решать со скобками, а другому сложно решать с большими числами.
21 Почему в рассказе «Время» мальчики договорились решить примеры вместе, но не решили?
Потратили время на бессмысленные разговоры (что можно сделать за полчаса)
22 В рассказе «Навестила» Муся пришла к больной Вале. Что ждала Валя от подруги? Помогла ли Муся Вале? Муся могла помочь принести теплую грелку и полоскание от флюса.
23 Скажите названия рассказов В. Осеевой, состоящих из одного слова. «Плохо», «Сторож», «Печенье», «Обидчики», «Лекарство», «Отомстила».
24 Чем болела Валя в рассказе «Навестила»? Флюсом
25 В рассказе «Навестила» Муся не помогла Вале. Почему? Говорила только о себе.
26 В рассказе «Обидчики» что посоветовала мама сыну, который постоянно жаловался, что его обижают. Надо самому лучше относиться к товарищам
27 В рассказе «Обидчики» как Толя помог Саше и как отреагировал на это Саша? Толя помог найти монетку, Саша позвал Толю играть во двор.
28 В рассказе «Три товарища» Володя поступил не так, как Коля и Миша. Что случилось с Витей, и как помог ему Вова? Витя потерял завтрак.
Володя поделился завтраком
29 Что случилось с бабушкой рассказе «Просто старушка» и как отреагировал мальчик. Старушка поскользнулась, мальчик помог.
30 Что собирались делать ребята в рассказе «Труд согревает»? Носить дрова
31 Годы жизни В.Осеевой
1902 – 1969
32 Чем отличился сын третьей женщины в рассказе «Сыновья»? Молча помог маме нести тяжелые ведра с водой
33 За что хвалила мама Таню и бабушку в рассказе «Бабушка и внучка»? Они обе читали друг другу
34 В рассказе «Случай» мама подарила Коле карандаши. Что он с ними сделал и почему?
Раздал друзьям, кому нужны били карандаши.
35 В рассказе «Рекс и Кекс» ребята о чем-то спорили. О чем? Как зовут собаку директора.
36 Как на самом деле звали собаку директора в рассказе «Рекс и Кекс»? Ральф
37 Что разбил мальчик, балуясь с собакой, в рассказе «Почему»?
Папину чашку
38 В рассказе «Почему» мама выгнала Бума жить на улицу в будку. Почему?
Мальчик свернул на собаку, что это она разбила чашку.
39 К какому рассказу подходит пословица?
В ком правды нет, в том добра мало.
«Почему?»
40 Что случилось, когда Ваня дернул за косичку Таню в рассказ «Кто глупее»
Ваня обидел Ианю, Таня – Барбоса, Барбос – утку Устинью.
41 Почему утка Устинья в сказке «Кто глупее?» не ударила цыпленка?
Она ответила: «Я не такая глупая»
42 Каким волшебством была наделена волшебная иголочка Машеньки из сказки «Волшебная иголочка»
Платье само себя стирает и гладит, скатерть появляется со сладостями
43 В рассказе «Печенье» братья что-то сделали не так. Какой поступок не украсил мальчиков?
Печенье поделили только для себя, забыв про маму и бабушку.
44 Почему у девочки Лены листья на деревьях были синими?
У нее не было зеленого карандаша, а подруга не дала зеленый карандаш
45 В каком рассказе девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала. Что с ней случилось?
46 Кем хотела стать В.Осеева сначала? Какие основные профессии были у В.Осеевой?
Хотела быть актрисой.
Работала воспитателем в коммуне и писательница
Страничка В.Осеевой в проекте «Мои любимые писатели» http://lubdetpis.blogspot.ru/p/blog-page_76.html
Жила-была девочка. И был у неё петушок. Встанет утром петушок, запоёт:
— Ку-ка-ре-ку! Доброе утро, хозяюшка!
Подбежит к девочке, поклюёт у неё из рук крошки, сядет с ней рядом на завалинке. Пёрышки разноцветные словно маслом смазаны, гребешок на солнышке золотом отливает. Хороший был петушок.
Увидала как-то раз девочка у соседки курочку. Понравилась ей курочка. Просит она соседку:
— Отдай мне курочку, а я тебе своего петушка отдам.
Услыхал петушок, свесил на сторону гребень, опустил голову, да делать нечего — сама хозяйка отдаёт.
Согласилась соседка — дала курочку, взяла петушка.
Стала девочка с курочкой дружить. Пушистая курочка, тёпленькая, что ни день — свежее яичко несёт:
— Куд-кудах, моя хозяюшка! Кушай на здоровье яичко!
Съест девочка яичко, возьмёт курочку на колени, пёрышки ей гладит, водичкой поит, пшеном угощает.
Только раз приходит в гости соседка с уточкой. Понравилась девочке уточка. Просит она соседку:
— Отдай мне свою уточку — я тебе свою курочку отдам.
Услыхала курочка, опустила пёрышки, опечалилась, да делать нечего — сама хозяйка отдаёт.
Стала девочка с уточкой дружить. Ходят вместе на речку купаться.
Девочка плывёт — и уточка рядышком.
— Тась-тась-тась, моя хозяюшка! Не плыви далеко — в речке дно глубоко!
Выйдет девочка на бережок — и уточка за ней.
Приходит раз сосед. За ошейник щенка ведёт. Увидала девочка:
— Ах, какой щеночек хорошенький! Дай мне щенка — возьми мою уточку!
Услыхала уточка, захлопала крыльями, закричала, да делать нечего.
Взял её сосед, сунул под мышку да и унёс.
Погладила девочка щенка и говорит:
— Был у меня петушок — я за него курочку взяла, была курочка — я её за уточку отдала, теперь уточку на щенка променяла.
Услышал это щенок, поджал хвост, спрятался под лавку, а ночью открыл лапой дверь и убежал:
— Не хочу с такой хозяйкой дружить! Не умеет она дружбой дорожить.
Проснулась девочка — никого у неё нет!
Библиотечный урок. Викторина-презентация по рассказам В. А. Осеевой «Волшебное слово» - страница №1/1
Министерство образования и науки Украины
Донецкая общеобразовательная школа І –ІІІ ст. № 7
Реализация программы
«Дистанционное образование»
«Программа «Комплекс»
БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК:
ВИКТОРИНА-ПРЕЗЕНТАЦИЯ
по рассказам В.А.Осеевой
«Волшебное слово»
«Хорошее», «Почему?»
Библиотекарь ДОШ І-ІІІ ст. № 7
Кубрякова Елена Борисовна
Тема : БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК. ВИКТОРИНА-ПРЕЗЕНТАЦИЯ
по рассказам В.А.Осеевой «Волшебное слово», «Хорошее», «Почему?»
Цель : ознакомить детей с рассказами В.А.Осеевой «Волшебное слово», «Хорошее», «Почему?», провести библиотечный урок – викторину, развивать внимание, навыки чтения, умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста; учить делить текст на части, находить главную мысль части и целого; учить связно излагать прочитанное; воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.
Оборудование: мультимедийная доска, слайды викторины, иллюстрации к произведениям В.А.Осеевой, книжная выставка.
Тип урока : усвоение новых знаний.
Метод : эвристическая беседа.
Ход викторины
I. Организационный момент.
Слайд 1.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять,
Многое хочу узнать.
II. Сообщение темы и задач урока. Слайд 2.
Валентина Александровна Осеева (1902- 1969)Родилась в Киеве в семье инженера. В юные годы мечтала стать актрисой и даже поступила на актёрский факультет. В 21 год юная Валя Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что её настоящее призвание - воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей.
Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми.
Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят.
Осеева много писала для малышей - стихи, сказки, короткие рассказы.
В 1952 году получила Государственную премию за произведение «Васёк Трубачёв и его товарищи».
Слайд 3.
Книги В.А.Осеевой
jpg" align=left hspace=12 width="170px" height="265px" border=0>
Слайды 4-5.
ІІІ. Викторина – презентация по рассказу В.Осеевой «Волшебное слово»
Слайд 6.
- Ребята, вы все прочитали рассказ В.А.Осеевой «Волшебное слово».
В викторине сегодня участвуют команда «Вежливых» и команда «Внимательных», судьи: по одному представителю от каждой команды.
Итак, начинаем нашу викторину. Вопросы викторины:
1.Кому из героев рассказа принадлежат слова:
«Я скоро совсем убегу из дому». (Павлику)
«Есть такое волшебное слово…» (Старику)
«Это волшебное слово». (Старику)
«Лена, дай мне одну краску, пожалуйста…» (Павлику) Слайд 7.
6. «Возьми меня, пожалуйста». (Павлику)
8.- Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! (Бабушке) Слайд 8.
2.Объяснить смысл пословицы:
Добрый человек добру и учит.
Добрый человек в добре проживёт век. Слайд 9.
3.Подбери слова из текста по иллюстрации:
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
Слайд 10.
4.Подбери слова из текста по иллюстрации:
Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь…
Слайд 11.
5.Подбери слова из текста по иллюстрации:
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
- Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.
Слайд 12.
6.Составь схему взаимоотношений главного героя рассказа.
Слайд 13.
Следующий конкурс.
7
.Кто назовёт больше вежливых слов. Слайд 14.
8.Тот, кто прочитал рассказ В.Осеевой «Хорошее», может заработать дополнительные баллы в нашей викторине.
Слайд 15.
9.Объяснить смысл пословиц:
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
На сказки герой, а на работу слаб. Слайд 16.
10. О чём Юрик мечтал?
Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас?
Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!
Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!
Слайд 17.
11.Какой Юра? Слайд 18.
Смелый
Заботливый
Грубый
Думающий о себе
Добрый
Умный
Викторина продолжается.
12.Дети, которые прочитали рассказ В. Осеевой «Почему?», смогут ответить на вопросы викторины. Слайд 19.
13.Выбери ответ, который ты считаешь правильным.
Мальчик признался в своём поступке, потому что его мучила совесть;
Мальчику было жаль Бума;
Мальчик боялся наказания;
Мальчик жалел маму. Слайд 20.
14.«Почему?»
Почему мой сын не сказал мне правду сразу, а разбудил меня ночью?
Слайд 21.
Почему мама нисколько не бранила меня, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум?
Слайд 22.
Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас?
Слайд 23.
Слайд 24.
Пока жюри подводит итоги конкурса викторины, мы приглашаем вас на весёлую физкультминутку.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали: раз, два, три.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Вправо ниже наклоняйся.
Влево тоже наклоняйся.
Покрутились, повертелись,
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Один, два, три, четыре, пять.
Открываем. Поморгаем,
И читать мы начинаем.
А теперь свои силы в знаниях рассказов В.Осеевой может проверить каждый участник и получить дополнительные баллы для своей команды.
Тестовая работа по рассказам В.Осеевой.
Слайд 25.
Выбери правильный ответ!
1.Главный герой рассказа «Волшебное слово» - это
Павлик
Юрик
Бум Слайд 26.
2.Старичок мальчику сказал волшебное слово:
Спасибо
Пожалуйста
Доброе утро Слайд 27.
3.Вспоминая старика, он повторял:
«Эх ты, путешественник!»
«Волшебник! Волшебник!»
«Голубчик мой!» Слайд 28.
4.Собаку в рассказе «Хорошее» звали:
Трезорка
Юрик Слайд 29.
5.Пословица «Вежливости открываются все двери» относится к рассказу:
«Волшебное слово»
«Хорошее»
«Почему?» Слайд 30.
6.Папину чашку разбил:
Трезорка
Мальчик Слайд 31.
7.«Убери посуду, Юрочка!» - попросила
Бабушка
Няня
Мама Слайд 32.
8.«Он будет жить в будке»- сказала мама о
Буме
Трезорке
Дружке Слайд 33.
9.Мальчик у сестры попросил одну краску
Красную
Синюю
Зелёную Слайд 34.
10.«Ну ладно, собирайся!» - громко засмеялся
Брат
Старичок
Юрик Слайд 35.
ІV. Подведение итогов викторины по произведениям В.Осеевой «Волшебное слово», «Почему?» и «Хорошее».
Выстраиваются команды «Вежливых» и «Внимательных». Жюри объявляет результаты викторины и тестовых заданий. На экране появляется слайд с ответами тестовых заданий «Проверь себя».
Слайд 36.