В россии появится профессиональный праздник педагогов дополнительного образования. Профстандарт педагога дополнительного образования. Квалификация и требования к педагогу дополнительного образования. Профессиональный стандарт Профстандарт педагога дополни

Приказом Минтруда от 5 мая 2018 года №298 утверждён новый профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказ зарегистрирован в Минюсте 28 августа за номером 52016. Профстандарт, утверждённый приказом Минтруда от 8 сентября 2015 года №613н, утратил свою силу.

Информация актуальна для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации по направлениям:

Требования к методистам дополнительного образования детей и взрослых

Методист доп. образования детей и взрослых должен иметь высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогические науки», либо имея не педагогическое образование, но соответствующее программам доп. образования, которые реализуются в учреждении, пройти (от 3 месяцев).

Педагог-организатор: требования к должности

Чтобы занимать должность педагога-организатора не обязательно иметь высшее педагогическое или среднее профессиональное образование по педагогической специальности. В случае, если у педагога-организатора нет пед. образования, то его можно получить на курсах профессиональной переподготовки (от 3-6 месяцев).

Требования к современному педагогу

дополнительного образования

Педагог дополнительного образования осуществляет дополнительное образование детей, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав участников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения, за которое отвечает и принимает меры по сохранению их в течение срока обучения.

Также педагог участвует в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственность за качество их выполнения, жизнь и здоровье воспитанников.

Особенностью работы педагога дополнительного образования также является выявление творческих способностей учеников, поддержка их развития, формирование устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Ответственность за массовые, культурные организации также нередко полагается на педагога дополнительного образования.

Кроме всего прочего преподаватель несет ответственность за соблюдение техники безопасности, участвует в методических конференциях. Как мы видим обязанности педагога дополнительного образования довольно обширные. Помимо обычных педагогических задач он также призван развивать творческую сторону детской личности, способствовать духовному росту и углубленному процессу познания.

Соответственно и образ педагога дополнительного образования в сознании учащихся обладает широким спектром признаков.

Центры дополнительного образования - явление в педагогической практике не новое. Значительное распространение оно получило в так называемых микрорайонных школах, которые с развитием вариативной системы образования столкнулись с оттоком ученического контингента. Создания самостоятельных центров со своей кадровой инфраструктурой разрешило расширить выбор образовательных, рекреационных программ, внедрить программы, привлекательные для разных категорий учеников, в том числе для учеников с проблемами. Возможности центров дополнительного образования в достижении новых результатов состоят в их ориентации на решение проблем всей школы, учеников, вне зависимости от возраста, меры успеваемости в учебной деятельности. Кроме того, центры дополнительного образования детей, которые работают непосредственно на базе школ, в сущности, являются центрами быстрого реагирования на запросы учеников, имеющиеся у них проблемы.

Независимо от возраста, пола и успеваемости подростки обращают внимание на такие характеристики преподавателя как: много знает - 76%; чуткий и внимательный - 74%; трудолюбивый - 73%; добрый, справедливый - 72%; интересно, от души объясняет - 69%; при объяснении видит, кто не понимает, и спешит оказать помощь - 61%; с веселым характером - 61%; не жалуется родителям - 58%; во время перемен с нами - 38%.

У старшеклассников оценочные требования к педагогу выше. Они больше обращают внимания на моральные качества и интеллектуальные способности педагога, его способность к полноценному взаимодействию.

Педагог дополнительного образования чаще воспринимается как более компетентный, увлеченный своей работой. Подразумевается, что он может творчески подходить к образованию и старается выявить способности ребенка, поддержать его, компенсировать недостаточность внимания со стороны педагогов-предметников и родителей. Его психологический образ дополняют черты помощника, родителя и друга. Хотя, случаются и негативные образы педагога, как человека пассивного и нетрудолюбивого, что может объясняться негативным личным опытом учеников.

Образ педагога дополнительного образования схож с образом педагога в целом, но имеет свою структуру и особенности содержания.

Подростки в первую очередь обращают внимание на культуру, эрудицию педагога, уровень его практических умений. Также в образе учеников сразу возникают такие компоненты как принципиальность, требовательность воспитателя, отношение преподавателя к своей работе. Немаловажными являются и моральные качества в образе педагога: его чуткость, внимание, такт.

Структура и содержание образа педагога дополнительного образования

На основе этого в структуре образа формируются оценочные характеристики: уважение и симпатия, одобрение деятельности педагога, довершаемые комплексом эмоционального восприятия этого человека.

Восприятия подростка более целенаправленное, планомерное и организованное, чем восприятия младшего школьника. Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а иногда поражает своей поверхностностью.

Внимание учеников среднего школьного возраста специфично, выборочно: интересные уроки или дела интересуют учеников, и они могут подолгу сосредотачиваться на одном материале или явлении. Но легкая возбужденность, интерес к необыкновенному часто становиться причиной переключения внимания. В связи с этим для подростка важно умение педагога передать свои навыки и знания.

Мышления в подростковом возрасте становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношения между конкретно-образным и абстрактным в пользу последнего. Подросток начинает анализировать личность педагога и мотивы его действий, создаваемый образ приобретает критические черты.

Педагог дополнительного образования относится к категории специалистов.
На должность педагога дополнительного образования назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы: от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; свыше 10 лет) или высшее профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы: от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; свыше 10 лет) или квалификационную категорию.
3. Назначение на должность и освобождение от нее производится приказом директора учреждения по представлению.
должен знать:

1. Конституцию Российской Федерации.
2. Законы Российской Федерации, постановления и решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования.
3. Конвенцию о правах ребенка.
4. Возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию, гигиену.
5. Специфику развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников), основы их творческой деятельности.
6. Методику поиска и поддержки талантов.
7. Содержание, методику и организацию научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности, отдыха и развлечений.
8. Программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений.
9. Основы деятельности детских коллективов, организаций и ассоциаций.
10. Нормы и правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Педагог дополнительного образования подчиняется непосредственно директору учреждения или иному должностному лицу.
На время отсутствия педагога дополнительного образования (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

Педагог дополнительного образования :

1. Осуществляет дополнительное образование обучающихся (воспитанников), развивает их разнообразную творческую деятельность.
2. Комплектует состав обучающихся (воспитанников) кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению их в течение срока обучения.
3. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической целесообразности.
4. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников).
5. Участвует в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственность за качество их выполнения, жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников).
6. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение.
7. Выявляет творческие способности обучающихся (воспитанников), способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.
8. Поддерживает одаренных и талантливых обучающихся (воспитанников), в т.ч. детей, имеющих отклонения в развитии.
9. Организует участие обучающихся (воспитанников) в массовых мероприятиях.
10. Оказывает консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции.
11. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
12. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
13. Повышает свою профессиональную квалификацию.

Педагог дополнительного образования вправе:
1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководителя учреждения).
5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.

Права

Педагог дополнительного образования имеет право:

Участвовать в управлении Центра в порядке, определяемом Уставом Центра;

На защиту профессиональной чести и достоинства;

Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащи­ми оценку его работы, давать по ним объяснения;

Защищать свои интересы самостоятельно и/или через пред­ставителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного рассле­дования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики;

На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) рас­следования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

Свободно выбирать и использовать методики обучения и вос­питания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся;

Повышать квалификацию;

Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;

Давать обучающимся во время занятий и перемен обязатель­ные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблю­дению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленном Уставом и Пра­вилами о поощрениях и взысканиях обучающихся УДО.

Ответственность:

Педагог дополнительного образования несет ответственность по законодательству Российской Федерации за качество выполне­ния образовательных программ, жизнь и здоровье обучающихся во время занятий, нарушение их прав и свобод.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважи­тельных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка УДО, законных распоряжений директора УДО и иных локаль­ных нормативных актов, должностных обязанностей,

Педагог дополнительного образования не­сет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном тру­довым законодательством.

За применение, в том числе однократное, методов воспита­ния, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка педагог дополнительного образования может быть осво­божден от занимаемой должности в соответствии с трудовым зако­нодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании».Увольнение за подобный проступок не является мерой дисципли­нарной ответственности.

За виновное причинение УДО или участникам образователь­ного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) сво­их должностных обязанностей педагог дополнительного образова­ния несет материальную ответственность в порядке и в пределах, ус­тановленных трудовым и (или) гражданским законодательством. Взаимоотношения. Связи по должности

Педагог дополнительного образования:

Работает в режиме выполнения объема установленной ему учеб­ной нагрузки в соответствии с расписанием учебных занятий, учас­тия в обязательных плановых общешкольных мероприятиях и самопланирования обязательной деятельности, на которую не установ­лены нормы выработки;

Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается заместите­лем директора УДО по учебно-воспитательной работе;

Представляет заместителю директора УДО по учебно-вос­питательной работе письменный отчет о своей деятельности по окон­чании каждой учебной четверти;

Получает от директора УДО и его заместителей информа­цию нормативно-правового и организационно-методического харак­тера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

Работает в тесном контакте с учителями, родителями обучаю­щихся (лицами, их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с адми­нистрацией и педагогическими работниками школы, входи в состав методического объединения педагогов дополнительного образования соответствующего профиля..

Методика организации работы педагога дополнительного образования

Описание "дифференциации обучения" в педагогике

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоения целого на различные части, формы, ступени.

В педагогической литературе дифференциация обучения - это:

    форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);

    часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых. (МНИИ Школьных технологий, 2005, с. 288)

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это:

    создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп для учета особенностей их контингента;

    комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

Принцип дифференциации обучения – положение согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Один из основных видов дифференциации (разделения) - индивидуальное обучение.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:

По возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);

По полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);

По области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы);

По уровню умственного развития (уровню достижений);

По личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);

По уровню здоровья (физические группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).

В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применения разнообразных методических средств дифференциации, является включенной, проникающей технологией.

Однако в некоторых моделях обучения дифференциация учебного процесса – главная отличительная особенность, системообразующий фактор, и поэтому они могут быть названы «технологиями дифференцированного обучения».

Дифференциация по уровню развития способностей

Классификационные параметры технологии дифференциации по уровню развития способностей

Методологический подход: дифференцированный, индивидуальный.

Ведущие факторы развития: социогенные с допущениями биогенного характера (всех выучить до одного уровня нельзя).

Научная концепция освоения опыта: приспосабливающаяся.

Ориентация на личностные сферы и структуры: информационные, знания, умения и навыки.

Вид социально - педагогической деятельности: психолого-педагогическая, компенсирующая.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп + репетитор.

Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные с элементами программирования.

Организационные формы: все формы.

Преобладающие средства: программированные + электронные.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: все виды.

Целевые ориентации:

Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей;

Приспособление (адаптация) обучения к уровню и особенностям развития различных групп учащихся.

Особенности дифференциации по уровню

Дифференциация по уровню умственного развития не получает в современной педагогике однозначной оценки: в ней имеются наряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты.

Положительные аспекты

Отрицательные аспекты

Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей

Деление детей по уровню развития негуманно

У учителя появляется возможность слабому ученику, уделить внимание сильному

Высвечивается социально-экономическое неравенство

Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания

Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними.

Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимся к общественным нормам

Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства

Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании

Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети

Повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности

Понижается уровень Я-концепции, в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс; в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости

Повышается уровень мотивации учения в сильных группах

Понижается уровень мотивации в слабых группах

В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться

Перекомплектование разрушает классные коллективы

По особенностям организации гомогенных групп выделяют:

а) внешнюю дифференциацию:

Региональную – по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы);

Внутришкольную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки);

В параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, классы компенсирующего обучения и т. д.);

Межклассную (факультативные, свободные, разновозрастные группы);

б) внутреннюю дифференциацию: внутриклассную или внутрипредметную (группы в составе класса) .

В современном мире существуют различные модели дифференциации обучения. (Приложение 1). Каждая модель имеет свои особенности, предмет обучения, но объединяет их одно: все модели дифференцированного обучения направлены на порождение комплекса неполноценности школьника по отношению к учению, стимулировать ребенка к работе и получить результат. Для того чтобы организовать правильную модель дифференцированного обучения, учитель должен знать, какие существуют модели и какая модель подходит к его классу. Но прежде всего рассмотрим, что такое обучение, процесс, процесс обучения русскому языку.

Обучение – управляемый процесс взаимодействия учителя и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирования мировоззрения, развития умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Процесс – последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-либо, ход развития чего-либо; совокупность познавательных действий, направленных на достижение определенных результатов.

Процесс обучения – совместная деятельность учителя и учащихся по передаче и усвоению новых знаний и овладению умениями в течение определенного времени.

Стратегия современного обучения – его направленность не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции, интереса, бережного и вдумчивого отношения к делу, к своему предназначению и в целом к знаниям, на становление у младшего школьника самого главного учебного умения – учиться.

Учебная деятельность – система таких условий обучения, которые делают возможным развитие младшего школьника: появление у него способности к самоизменению.

Цели обучения – одна из категорий методики, которая характеризует учебный предмет с точки зрения причины его включения в учебный план. Русский язык как учебный предмет решает две группы задач: специальные (они вытекают из его особенностей) и обще предметные (они реализуются всеми школьными дисциплинами). Сочетанию и решению этих задач может способствовать организация дифференцированного обучения.

Таким образом дифференцированное обучение рассматривается как форма обучения, часть общей дидактической системы, создание разнообразных условий обучения, комплекс методических и психолого- педагогических мероприятий.

Развитие системы до­полнительного образования детей невозможно без серьезного кон­цептуального программно-методического обеспечения учебно-воспи­тательного процесса. Это серьезная задача, требующая постоянной и кропотливой работы под руководством наиболее квалифицирован­ных педагогов или методистов учреждений дополнительного образо­вания детей, преподавателей ИПК, научных сотрудников.

Дополнительные образовательные программы, реализуемые в общеобразовательных учреждениях, должны, с одной стороны, компенсировать недостатки стандартизированного образования, а с другой - учитывать его достоинства. Поэтому педагогам до­полнительного образования при разработке авторских программ необходимо познакомиться с содержанием тех учебных предме­тов, которые больше всего могут быть связаны с содержанием до­полнительной программы. Это может стать хорошей основой для совместной творческой работы с учителями-предметниками.

Развитие системы дополнительного образования детей ста­новится по-настоящему эффективным, если дополнительные программы соответствуют интересам и потребностям обучающихся, учитывают реальные возможности их удовлетворения в конкретном учреждении, помогают ребенку сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулируют его самообразование и саморазвитие.

Разработка дополнительных образовательных программ нового поколения предполагает ряд принципов:

    ориентацию на широкое гуманитарное содержание, позво­ляющее гармонично сочетать национальные и общечеловечес­кие ценности;

    формирование у школьников целостного и эмоционально- образного восприятия мира;

    обращение к тем проблемам, темам, образовательным об­ластям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в ос­новном образовании;

    развитие познавательной, социальной, творческой актив­ности ребенка, его нравственных качеств;

    реализацию единства учебно-воспитательного процесса.

Дополнительные образовательные программы нового поко­ления должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой детей или с отдельным ребенком. Они также должны быть открытого типа, т. е. ориентированными на расширение, определенное изменение с учетом конкретных педагогических задач, отличаться содержательностью, вариативностью, гибкос­тью использования. На их основе можно выстраивать работу, которая будет отвечать социально-культурным особенностям того или иного региона, традициям и условиям конкретного об­щеобразовательного учреждения, возможностям и интересам различных групп обучающихся, их родителей, педагогов.

Требования к программам дополнительного образования де­тей. Всистеме дополнительного образования детей различают следующие типы программ:

    примерная;

    модифицированная или адаптированная;

Можно выделить уровни освоения программ дополнительно­го образования детей по признаку «общепрофессиональное»:

    общеразвивающие;

    специализированные;

    профессионально-ориентированные.

Программы дополнительного образования детей различают по цели обучения:

    познавательные (информационно-просветительские);

    научно-исследовательские;

    социальной адаптации;

    профессионально-прикладные;

    спортивно-оздоровительные;

    развивающие художественную одаренность;

    досуговые.

По форме организации содержания и процесса педагогичес­кой деятельности программы бывают:

    комплексные;

    интегрированные;

    модульные;

    сквозные.

Дополнительные образовательные программы должны быть оформлены в виде нормативного документа.

Титульный лист с необходимыми реквизитами: вышестоящие органы управления образованием; образовательное учреждение, реализующее программу; ответственный работник учреждения, утвердивший программу; номер протокола педагогического со­вета, утвердившего программу; название программы; возраст детей, на которых рассчитана программа; срок реализации про­граммы; автор программы; данные о рецензентах.

Разделы программы:

    Введение.

    Основные направления и содержание деятельности.

    Условия реализации программы.

    Механизм оценки получаемых результатов.

    Тематическое планирование (количество часов по каждой теме по годам обучения).

    Наличие рецензий: внутренней (методический совет уч­реждения дополнительного образования детей) и внешней (сторонние организации и учебные заведения).

дополнительного образования

Педагог дополнительного образования осуществляет дополнительное образование детей, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав участников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения, за которое отвечает и принимает меры по сохранению их в течение срока обучения.

Также педагог участвует в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственность за качество их выполнения, жизнь и здоровье воспитанников.

Особенностью работы педагога дополнительного образования также является выявление творческих способностей учеников, поддержка их развития, формирование устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Ответственность за массовые, культурные организации также нередко полагается на педагога дополнительного образования.

Кроме всего прочего преподаватель несет ответственность за соблюдение техники безопасности, участвует в методических конференциях. Как мы видим обязанности педагога дополнительного образования довольно обширные. Помимо обычных педагогических задач он также призван развивать творческую сторону детской личности, способствовать духовному росту и углубленному процессу познания.

Соответственно и образ педагога дополнительного образования в сознании учащихся обладает широким спектром признаков.

Центры дополнительного образования - явление в педагогической практике не новое. Значительное распространение оно получило в так называемых микрорайонных школах, которые с развитием вариативной системы образования столкнулись с оттоком ученического контингента. Создания самостоятельных центров со своей кадровой инфраструктурой разрешило расширить выбор образовательных, рекреационных программ, внедрить программы, привлекательные для разных категорий учеников, в том числе для учеников с проблемами. Возможности центров дополнительного образования в достижении новых результатов состоят в их ориентации на решение проблем всей школы, учеников, вне зависимости от возраста, меры успеваемости в учебной деятельности. Кроме того, центры дополнительного образования детей, которые работают непосредственно на базе школ, в сущности, являются центрами быстрого реагирования на запросы учеников, имеющиеся у них проблемы.

Независимо от возраста, пола и успеваемости подростки обращают внимание на такие характеристики преподавателя как: много знает - 76%; чуткий и внимательный - 74%; трудолюбивый - 73%; добрый, справедливый - 72%; интересно, от души объясняет - 69%; при объяснении видит, кто не понимает, и спешит оказать помощь - 61%; с веселым характером - 61%; не жалуется родителям - 58%; во время перемен с нами - 38%.

У старшеклассников оценочные требования к педагогу выше. Они больше обращают внимания на моральные качества и интеллектуальные способности педагога, его способность к полноценному взаимодействию.

Педагог дополнительного образования чаще воспринимается как более компетентный, увлеченный своей работой. Подразумевается, что он может творчески подходить к образованию и старается выявить способности ребенка, поддержать его, компенсировать недостаточность внимания со стороны педагогов-предметников и родителей. Его психологический образ дополняют черты помощника, родителя и друга. Хотя, случаются и негативные образы педагога, как человека пассивного и нетрудолюбивого, что может объясняться негативным личным опытом учеников.

Образ педагога дополнительного образования схож с образом педагога в целом, но имеет свою структуру и особенности содержания.

Подростки в первую очередь обращают внимание на культуру, эрудицию педагога, уровень его практических умений. Также в образе учеников сразу возникают такие компоненты как принципиальность, требовательность воспитателя, отношение преподавателя к своей работе. Немаловажными являются и моральные качества в образе педагога: его чуткость, внимание, такт.

Структура и содержание образа

На основе этого в структуре образа формируются оценочные характеристики: уважение и симпатия, одобрение деятельности педагога, довершаемые комплексом эмоционального восприятия этого человека.

Восприятия подростка более целенаправленное, планомерное и организованное, чем восприятия младшего школьника. Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а иногда поражает своей поверхностностью.

Внимание учеников среднего школьного возраста специфично, выборочно: интересные уроки или дела интересуют учеников, и они могут подолгу сосредотачиваться на одном материале или явлении. Но легкая возбужденность, интерес к необыкновенному часто становиться причиной переключения внимания. В связи с этим для подростка важно умение педагога передать свои навыки и знания.

Мышления в подростковом возрасте становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношения между конкретно-образным и абстрактным в пользу последнего. Подросток начинает анализировать личность педагога и мотивы его действий, создаваемый образ приобретает критические черты.

Относится к категории специалистов.
На должность педагога дополнительного образования назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы: от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; свыше 10 лет) или высшее профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы: от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; свыше 10 лет) или квалификационную категорию.
3. Назначение на должность педагога дополнительного образования и освобождение от нее производится приказом директора учреждения по представлению.
Педагог дополнительного образования должен знать:

1. Конституцию Российской Федерации.


2. Законы Российской Федерации, постановления и решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования.
3. Конвенцию о правах ребенка.
4. Возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию, гигиену.
5. Специфику развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников), основы их творческой деятельности.
6. Методику поиска и поддержки талантов.
7. Содержание, методику и организацию научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности, отдыха и развлечений.
8. Программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений.
9. Основы деятельности детских коллективов, организаций и ассоциаций.
10. Нормы и правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Педагог дополнительного образования подчиняется непосредственно директору учреждения или иному должностному лицу.
На время отсутствия педагога дополнительного образования (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

Педагог дополнительного образования :

1. Осуществляет дополнительное образование обучающихся (воспитанников), развивает их разнообразную творческую деятельность.


2. Комплектует состав обучающихся (воспитанников) кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению их в течение срока обучения.
3. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической целесообразности.
4. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников).
5. Участвует в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственность за качество их выполнения, жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников).
6. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение.
7. Выявляет творческие способности обучающихся (воспитанников), способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.
8. Поддерживает одаренных и талантливых обучающихся (воспитанников), в т.ч. детей, имеющих отклонения в развитии.
9. Организует участие обучающихся (воспитанников) в массовых мероприятиях.
10. Оказывает консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции.
11. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
12. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
13. Повышает свою профессиональную квалификацию.

Педагог дополнительного образования вправе:
1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководителя учреждения).
5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.

Права

Педагог дополнительного образования имеет право:

Участвовать в управлении Центра в порядке, определяемом Уставом Центра;

На защиту профессиональной чести и достоинства;

Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащи­ми оценку его работы, давать по ним объяснения;

Защищать свои интересы самостоятельно и/или через пред­ставителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного рассле­дования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики;

На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) рас­следования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

Свободно выбирать и использовать методики обучения и вос­питания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся;

Повышать квалификацию;

Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;

Давать обучающимся во время занятий и перемен обязатель­ные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблю­дению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленном Уставом и Пра­вилами о поощрениях и взысканиях обучающихся УДО.

Ответственность:

Педагог дополнительного образования несет ответственность по законодательству Российской Федерации за качество выполне­ния образовательных программ, жизнь и здоровье обучающихся во время занятий, нарушение их прав и свобод.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважи­тельных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка УДО, законных распоряжений директора УДО и иных локаль­ных нормативных актов, должностных обязанностей,

Педагог дополнительного образования не­сет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном тру­довым законодательством.

За применение, в том числе однократное, методов воспита­ния, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка педагог дополнительного образования может быть осво­божден от занимаемой должности в соответствии с трудовым зако­нодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании».Увольнение за подобный проступок не является мерой дисципли­нарной ответственности.

За виновное причинение УДО или участникам образователь­ного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) сво­их должностных обязанностей педагог дополнительного образова­ния несет материальную ответственность в порядке и в пределах, ус­тановленных трудовым и (или) гражданским законодательством. Взаимоотношения. Связи по должности

Педагог дополнительного образования:

Работает в режиме выполнения объема установленной ему учеб­ной нагрузки в соответствии с расписанием учебных занятий, учас­тия в обязательных плановых общешкольных мероприятиях и самопланирования обязательной деятельности, на которую не установ­лены нормы выработки;

Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается заместите­лем директора УДО по учебно-воспитательной работе;

Представляет заместителю директора УДО по учебно-вос­питательной работе письменный отчет о своей деятельности по окон­чании каждой учебной четверти;

Получает от директора УДО и его заместителей информа­цию нормативно-правового и организационно-методического харак­тера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

Работает в тесном контакте с учителями, родителями обучаю­щихся (лицами, их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с адми­нистрацией и педагогическими работниками школы, входи в состав методического объединения педагогов дополнительного образования соответствующего профиля..

Методика организации работы педагога дополнительного образования

Описание "дифференциации обучения" в педагогике

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоения целого на различные части, формы, ступени.

В педагогической литературе дифференциация обучения - это:


  1. форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);

  2. часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых. (МНИИ Школьных технологий, 2005, с. 288)
Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это:

  1. создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп для учета особенностей их контингента;

  2. комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Принцип дифференциации обучения – положение согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Один из основных видов дифференциации (разделения) - индивидуальное обучение.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:

По возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);

По полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);

По области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы);

По уровню умственного развития (уровню достижений);

По личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);

По уровню здоровья (физические группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).

В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применения разнообразных методических средств дифференциации, является включенной, проникающей технологией.

Однако в некоторых моделях обучения дифференциация учебного процесса – главная отличительная особенность, системообразующий фактор, и поэтому они могут быть названы «технологиями дифференцированного обучения».

Дифференциация по уровню развития способностей

Классификационные параметры технологии дифференциации по уровню развития способностей

Методологический подход: дифференцированный, индивидуальный.

Ведущие факторы развития: социогенные с допущениями биогенного характера (всех выучить до одного уровня нельзя).

Научная концепция освоения опыта: приспосабливающаяся.

Ориентация на личностные сферы и структуры: информационные, знания, умения и навыки.

Вид социально - педагогической деятельности: психолого-педагогическая, компенсирующая.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп + репетитор.

Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные с элементами программирования.

Организационные формы: все формы.

Преобладающие средства: программированные + электронные.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: все виды.

Целевые ориентации:

Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей;

Приспособление (адаптация) обучения к уровню и особенностям развития различных групп учащихся.

Особенности дифференциации по уровню

Дифференциация по уровню умственного развития не получает в современной педагогике однозначной оценки: в ней имеются наряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты.


Положительные аспекты

Отрицательные аспекты

Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей

Деление детей по уровню развития негуманно

У учителя появляется возможность слабому ученику, уделить внимание сильному

Высвечивается социально-экономическое неравенство

Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания

Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними.

Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимся к общественным нормам

Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства

Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании

Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети

Повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности

Понижается уровень Я-концепции, в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс; в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости

Повышается уровень мотивации учения в сильных группах

Понижается уровень мотивации в слабых группах

В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться

Перекомплектование разрушает классные коллективы

По особенностям организации гомогенных групп выделяют:

а) внешнюю дифференциацию:

Региональную – по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы);

Внутришкольную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки);

В параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, классы компенсирующего обучения и т. д.);

Межклассную (факультативные, свободные, разновозрастные группы);

б) внутреннюю дифференциацию: внутриклассную или внутрипредметную (группы в составе класса) .

В современном мире существуют различные модели дифференциации обучения. (Приложение 1). Каждая модель имеет свои особенности, предмет обучения, но объединяет их одно: все модели дифференцированного обучения направлены на порождение комплекса неполноценности школьника по отношению к учению, стимулировать ребенка к работе и получить результат. Для того чтобы организовать правильную модель дифференцированного обучения, учитель должен знать, какие существуют модели и какая модель подходит к его классу. Но прежде всего рассмотрим, что такое обучение, процесс, процесс обучения русскому языку.

Обучение – управляемый процесс взаимодействия учителя и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирования мировоззрения, развития умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Процесс – последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-либо, ход развития чего-либо; совокупность познавательных действий, направленных на достижение определенных результатов.

Процесс обучения – совместная деятельность учителя и учащихся по передаче и усвоению новых знаний и овладению умениями в течение определенного времени.

Стратегия современного обучения – его направленность не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции, интереса, бережного и вдумчивого отношения к делу, к своему предназначению и в целом к знаниям, на становление у младшего школьника самого главного учебного умения – учиться.

Учебная деятельность – система таких условий обучения, которые делают возможным развитие младшего школьника: появление у него способности к самоизменению.

Цели обучения – одна из категорий методики, которая характеризует учебный предмет с точки зрения причины его включения в учебный план. Русский язык как учебный предмет решает две группы задач: специальные (они вытекают из его особенностей) и обще предметные (они реализуются всеми школьными дисциплинами). Сочетанию и решению этих задач может способствовать организация дифференцированного обучения.

Таким образом дифференцированное обучение рассматривается как форма обучения, часть общей дидактической системы, создание разнообразных условий обучения, комплекс методических и психолого- педагогических мероприятий.

Развитие системы до­полнительного образования детей невозможно без серьезного кон­цептуального программно-методического обеспечения учебно-воспи­тательного процесса. Это серьезная задача, требующая постоянной и кропотливой работы под руководством наиболее квалифицирован­ных педагогов или методистов учреждений дополнительного образо­вания детей, преподавателей ИПК, научных сотрудников.

Дополнительные образовательные программы, реализуемые в общеобразовательных учреждениях, должны, с одной стороны, компенсировать недостатки стандартизированного образования, а с другой - учитывать его достоинства. Поэтому педагогам до­полнительного образования при разработке авторских программ необходимо познакомиться с содержанием тех учебных предме­тов, которые больше всего могут быть связаны с содержанием до­полнительной программы. Это может стать хорошей основой для совместной творческой работы с учителями-предметниками.

Развитие системы дополнительного образования детей ста­новится по-настоящему эффективным, если дополнительные программы соответствуют интересам и потребностям обучающихся, учитывают реальные возможности их удовлетворения в конкретном учреждении, помогают ребенку сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулируют его самообразование и саморазвитие.

Разработка дополнительных образовательных программ нового поколения предполагает ряд принципов:


  • ориентацию на широкое гуманитарное содержание, позво­ляющее гармонично сочетать национальные и общечеловечес­кие ценности;

  • формирование у школьников целостного и эмоционально- образного восприятия мира;

  • обращение к тем проблемам, темам, образовательным об­ластям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в ос­новном образовании;

  • развитие познавательной, социальной, творческой актив­ности ребенка, его нравственных качеств;

  • опору на содержание основного образования;

  • реализацию единства учебно-воспитательного процесса.
Дополнительные образовательные программы нового поко­ления должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой детей или с отдельным ребенком. Они также должны быть открытого типа, т. е. ориентированными на расширение, определенное изменение с учетом конкретных педагогических задач, отличаться содержательностью, вариативностью, гибкос­тью использования. На их основе можно выстраивать работу, которая будет отвечать социально-культурным особенностям того или иного региона, традициям и условиям конкретного об­щеобразовательного учреждения, возможностям и интересам различных групп обучающихся, их родителей, педагогов.
Требования к программам дополнительного образования де­тей. В системе дополнительного образования детей различают следующие типы программ:

  • примерная;

  • модифицированная или адаптированная;

  • экспериментальная;

  • авторская.
Можно выделить уровни освоения программ дополнительно­го образования детей по признаку «общепрофессиональное»:

  • общеразвивающие;

  • специализированные;

  • профессионально-ориентированные.
Программы дополнительного образования детей различают по цели обучения:

  • познавательные (информационно-просветительские);

  • научно-исследовательские;

  • социальной адаптации;

  • профессионально-прикладные;

  • спортивно-оздоровительные;

  • развивающие художественную одаренность;

  • досуговые.
По форме организации содержания и процесса педагогичес­кой деятельности программы бывают:

  • комплексные;

  • интегрированные;

  • модульные;

  • сквозные.
Дополнительные образовательные программы должны быть оформлены в виде нормативного документа.

Титульный лист с необходимыми реквизитами: вышестоящие органы управления образованием; образовательное учреждение, реализующее программу; ответственный работник учреждения, утвердивший программу; номер протокола педагогического со­вета, утвердившего программу; название программы; возраст детей, на которых рассчитана программа; срок реализации про­граммы; автор программы; данные о рецензентах.

Разделы программы:


  • Введение.

  • Основные направления и содержание деятельности.

  • Условия реализации программы.

  • Механизм оценки получаемых результатов.

  • Тематическое планирование (количество часов по каждой теме по годам обучения).

  • Содержание разделов программы (краткое изложение тем каждого раздела с указанием форм и методов организации учеб­но-воспитательных программ).

  • Список используемой литературы (автор, название книги, место и год издания).

  • Наличие рецензий: внутренней (методический совет уч­реждения дополнительного образования детей) и внешней (сторонние организации и учебные заведения).

Нормативное правовое обеспечение

Федеральный уровень

Региональный уровень

2016 год

Региональные инновационные площадки по апробации профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

Организационно-методическое сопровождение

Федеральный уровень

Организационно-методическое сопровождение процесса внедрения профстандарта в области дополнительного образования осуществляет Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования».

Региональный уровень

Организационно-методическое сопровождение деятельности региональных инновационных площадок по апробации профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» осуществляет региональный ресурсный центр ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества».

Мероприятия

Федеральный уровень

19-24 ноября 2015 года На сайте (ФГАУ ФИРО) проходило общественное обсуждение профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогических работников

Программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и переподготовки) педагогов сферы ДОД на основе применения профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования», реализуемые в Тамбовском областном государственном образовательном автономном учреждении дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации работников образования» в 2016, 2017 гг.

Программы дополнительного профессионального образования

Программа профессиональной переподготовки:

1. «Педагогика дополнительного образования» (280 часов)

Дополнительные профессиональные программы:

1. Старшие вожатые по программе: «Организация деятельности детской общественной организации в условиях реализации ФГОС» (72 часа);

2. Педагоги дополнительного образования по программе: «Моделирование, культурно-образовательного пространства для индивидуального развития ребенка средствами дополнительного образования в условиях реализации ФГОС» (72 часа);

3. Руководители учреждений дополнительного образования детей по программе: «Управление качеством дополнительного образования детей в условиях развития единого образовательного пространства муниципалитета» (72 часа);

4. Вожатые летних оздоровительных лагерей: «Подготовка педагогических кадров к работе в организациях отдыха и оздоровления детей в летний период» (36 часов);

5. Педагоги дополнительного образования, руководители театральных объединений (студий) по программе: «Технологические особенности реализации программ художественно-эстетической направленности (современные технологии работы с детским театральным коллективом)» (36 часов);

6. Вожатые по программе: «Технологические особенности организации работы вожатых российского движения школьников» (36 часов);

7. Педагоги дополнительного образования по программе: «Технологические особенности проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» (36 часов);

8. Педагоги дополнительного образования по программе: «Практические аспекты использования ИКТ в детских творческих объединениях декоративно-прикладного творчества» (36 часов).

Аттестация педагогических работников

Информационно-методические материалы

Методические рекомендации Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России по апробации и внедрению профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (приложение к информационному письму от 26.04.2016 №09-962 «О направлении информации») (на Яндекс. Диск)

На Расширенном заседании Президиума Совета директоров организаций дополнительного образования «Реализация плана мероприятий Концепции развития дополнительного образования детей в территориях» 26.02.2016 г.

Презентация Н.В. Щебланиной «Введение профессиональных стандартов как механизм обеспечения качества дополнительного образования» (презентация Н.В. Щебланиной на V региональных педагогических чтениях, посвященных памяти А.К.Бруднова «Доступность и качество дополнительного образования: актуальность и перспективы развития» (22 апреля 2016 года)

Апробация профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» Тамбовским областным государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества»

  • Сопроводительный текст к презентации «Анкетирование педагогов
  • На правительственном совещании министр образования Ольга Васильева и премьер-министр Дмитрий Медведев задали вектор развития дополнительного образования для детей.

    Ольга Васильева объявила, что профстандарт педагога дополнительного образования вступит в силу повсеместно с 1 января 2018 года. По этому профстандарту педагоги дополнительного образования должны соответствовать двум параметрам: иметь среднее профессиональное или высшее образование по профилю, по которому ведется обучение учащихся, также иметь педагогическое образование.

    П рофстандарт требует от педагогов специальное образование

    Другими словами, к педагогам дополнительного образования предъявляется два основных требования:

    Первое – носит название «Дополнительное профессиональное образование». Его можно получить после трудоустройства. Например, чтобы вести кружок вышивания или спортивную секцию, нужно пройти подготовку по данным профилям.
    Второе – «Дополнительное педагогическое образование». Эту программу должны проходить те, у кого нет педагогического образования.

    Согласно профстандарту педагоги дополнительного образования должны проходить курсы повышения квалификации 1 раз в 3 года.

    Подготовка педагогов дополнительного образования

    Согласно указам Президента РФ Владимира Путина, перед Министерством образования поставлена задача: охватить дополнительным образованием не менее 70–75% детей в возрасте от 5 до 18 лет. Для этого в федеральном бюджете выделена специальная статья. Правительством выделяются субсидии негосударственным организациям, которые занимаются внеклассными программами. В целом к 2025 году планируется переоснастить более 1,8 млн учебных мест учреждений доп. образования для детей, из них 600 тыс. - в сельской местности.

    Сегодня педагоги дополнительного образования в среднем получают заработную плату в размере 32,9 тыс. рублей. Всего в России 247 тыс. таких специалистов (36% из них - в возрасте до 35 лет) обучают 12,5 млн детей. Ольга Васильева предложила ввести официальный профессиональный праздник педагога доп. образования. Дмитрий Медведев поддержал министра образования.

    Пройти курсы профессиональной переподготовки можно в академии СНТА

    • Для тех, у кого нет педагогического образования - 4 мес. обучения. Выдается диплом о проф. переподготовке.
    • Для тех у кого нет подготовки по программе дополнительного профессионального образования. Выдается диплом о профессиональной переподготовке. Учебный план по конкретному профилю можно получить от консультанта.

    Педагоги дополнительного образования также могут пройти