Лирика пастернака кратко самое главное. Особенности философской лирики пастернака. «Поздняя лирика Б.Л. Пастернака»

Музыка

Дом высился, как каланча.

По тесной лестнице угольной

Несли рояль два силача,

Как колокол на колокольню.

Они тащили вверх рояль

Над ширью городского моря,

Как с заповедями скрижаль

На каменное плоскогорье.

И вот в гостиной инструмент,

И город в свисте, шуме, гаме,

Как под водой на дне легенд,

Внизу остался под ногами.

Жилец шестого этажа

На землю посмотрел с балкона,

Как бы в руках её держа

И ею властвуя законно.

Вернувшись внутрь, он заиграл

Не чью-нибудь чужую пьесу,

Но собственную мысль, хорал,

Гуденье мессы, шелест леса.

Раскат импровизаций нес

Бульвар под ливнем, стук колёс,

Жизнь улиц, участь одиночек.

Так ночью, при свечах, взамен

Былой наивности нехитрой,

Свой сон записывал Шопен

На чёрной выпилке пюпитра.

Или, опередивши мир

На поколения четыре,

По крышам городских квартир

Грозой гремел полет валькирий.

Или консерваторий зал

При адском грохоте и тряске

До слёз Чайковский потрясал

Судьбой Паоло и Франченки.

Особенности поздней лирики Бориса Пастернака

Во многих исследованиях, касающихся так или иначе творчества Пастернака, я встречала суждение о том, что «раннее» творчество поэта сложно, «позднее»- более простое; «ранний» Пастернак искал себя, «поздний»- нашел; в раннем творчестве много непонятного, нарочито усложненного, позднее преисполнено «неслыханной простоты».

Творческий путь писателей, поэтов, художников проходит в несколько этапов. И не всегда это путь от простого к сложному, от поверхностного

к глубинному или наоборот.

«Поздний» Пастернак («На ранних поездах» - «Когда разгуляется») – это Пастернак, нашедший новые средства создания экспрессии. Если в раннем творчестве образность во многом создавалась за счет использования индивидуальных языковых средств, то в позднем периоде поэт в большей мере пользуется обще-языковыми единицами.

Строфика стихов очень разнообразна: строфа может включать от четырёх (что наиболее характерно до десяти стихов. Своеобразие строф заключается не только в количестве, но и в комбинациях длинных и укороченных стихов. Объединенная общей мыслью, строфа не обязательно является законченной и иногда имеет синтаксическую и смысловую продолжительность в следующей. Я, например, заметила это в стихотворениях «Вальс с чертовщиной», «Опять весна», «Рождественская звезда». Величина строф и их сочетания здесь различны: в «Вальсе с чертовщиной»--6-8-6-7-10 стихов. Самое интересное, что проследить связь между величиной строф и тематикой стихотворения крайне сложно. Также трудно вывести какую-либо закономерность в соотнесении величины строфы с синтаксической структурой наполняющих её предложений. Например, вторая часть стихотворения «Вальс с чертовщиной» представляет собой октаву, состоящую из двух предложений, каждое из которых «располагается» на четырех стихах:

Великолепие выше сил

Туши, и серпии, и белил,

Синих, пунцовых и золотых

Львов и танцоров, львиц и франтих.

Реянье блузок, пенье дверей,

Рёв карапузов, смех матерей,

Финики, книги, игры, нуга,

Иглы, ковриги, скачки, бега.

В этом отрывке представлен пример одного из особенностей синтаксиса позднего Пастернака: употребление длинной цепи односоставных предложений. Здесь автор употребляет интересный стилистический прием: соединение многосоюзия и бессоюзия в одной строфе. Вся строфа имитирует ритм вальса (музыкальный размер «три четверит»), и если в первой половине строфы (за счет многосоюзия) темп спокойный, то во второй – бессоюзной – половине строфы «вальсирование» ускоряется, достигая максимума в последних двух стихах. В третьей же строфе:

В этой зловещей сладкой тайге

Люди и вещи на равной ноге.

Этого бора вкусный цукат

К шапок разбору рвут нарасхват.

Душно от лакомств. Ёлка в поту

Клеем и лаком пьёт темноту,-

Первое и четвертое предложения – двусоставные, второе – неопределенно-личное, третье – безличное.

Синтаксису позднего Пастернака свойственны конструкции перечисления однородных членов предложения. Последние имеют внешнее сходство с упомянутыми назывными. Например:

Вот он со скрытностью сугубой

Ушел за улицы изгиб,

Вздымая каменные кубы

Лежащих друг на друге глыб,

Афиши, ниши, крыши, трубы,

Гостиницы, театры, клубы,

Бульвары, скверы, купы лип,

Дворы, ворота, номера,

Подъезды, лестницы, квартиры,

Где всех страстей идет игра

Во имя переделки мира.

(«Поездка»).

На мой взгляд, этот пример выдержанного бессоюзия аналогичен приему перечисления, используемого поэтом для создания экспрессии. Внешне многофункциональный прием внутренне подчиняется одной закономерности: совмещении в одном ряду вещей разного порядка.

Раскат импровизаций нес

Ночь, пламя, гром пожарных бочек,

Бульвар под ливнем стук колес,

Жизнь улиц, участь одиночек.

(« Музыка»).

Соединенные в одном ряду разнообразные понятия создают многогранную картину действительности, активизируют разные типы восприятия.

Сходный эффект наращивания экспрессии, семантической многоплановости наблюдается не только при использовании (нанизывании) в одном ряду разнородных понятий, но и при появлении анафоры, которая является одной из ведущих стилистических фигур поздней лирики Пастернака. Например:

Все мысли веков, все мечты, все миры,

Всё будущее галерей и музеев,

Все шалости фей, все дела чародеев,

Все ёлки на свете, все сны детворы.

(«Рождественская звезда»).

В поэзии «позднего» Пастернака встречается и столь характерное для ранней лирики использование обособлений, вводных и вставных конструкций:

Когда твои стопы, Иисус,

Оперши о свои колени,

Я, может, обнимать учусь

Креста четырехгранный брус

И, чувств лишаясь, к телу рвусь,

Тебя готовя к погребенью.

(«Магдалина I”).

Синтаксическая конструкция может быть осложнена развёрнутым сравнением или метафорой:

Солнце садится, и пьяницей

Издали, с целью прозрачной

Через оконницу тянется

К хлебу и рюмке коньячной.

(« Зимние праздники»).

Это типичная для Пастернака строфа. Метафоричность в ней распределена неравномерно. В первом предложении-Солнце садится – обозначение реалии, во втором – развернутая метафора. Результатом такой организации тропа является громоздкая синтаксическая конструкция. Первое предложение – обозначение объекта метафоризации, в нем задается тема метафоры.

Но ни строфа, ни синтаксис не являются у Пастернака самовладеющими, что подтверждается отсутствием закономерностей в построении строф и предложений.

Центральной темой, прошедшей через всё творчество Б. Пастернака, является реальный мир предметов, явлений, чувств, окружающей действительности. Поэт не был сторонним наблюдателем этого мира. Он мыслил мир и себя как единое целое. Авторское «Я» - наиболее активная часть этого нерасторжимого целого. Поэтому в творчестве Пастернака часто внутренние переживания даны через внешнюю картину мира, пейзажно-предметный мир – через субъективное восприятие. Это взаимообусловленных вида выражения авторского «я». Отсюда и столь характерное для творчества Пастернака олицетворение, пронизывающее большинство метафор и сравнений.

«Раннего» Пастернака упрекали в сложности метафорики и синтаксиса; в позднем творчестве сложность прежде всего семантическая.

Поэзия Пастернака не стала проще, но стала филиграннее. В таких стихах, когда внимание не тормозится многоступенчатыми тропами, важно не пропустить метафоры, которые «скрываются» за внешне привычным языком.

В лирике позднего периода часто встречаются фразеологические обороты, разговорно – бытовая лексика и разговорный синтаксис. Особенно характерно это для цикла «На ранних поездах», с которого, по мнению исследователей, и начался «новый», «простой» Пастернак.

В раннем периоде творчества использование разговорно-бытовой лексики в поэтическом контексте на общем фоне межстиливой и книжной лексики усиливало выразительность, неожиданность восприятия; в поздних же циклах использование разговорно-бытовой лексики обусловлено тематически, чаще всего – для воссоздания реалий обстановки или речевой характеристики героя.

Фразеологические обороты, используемые Пастернаком в поздней лирике, можно разделить на две группы: измененные и неизменные. В обе группы входят фразеологизмы разных стилистических пластов.

Измененные фразеологизмы по Шанскому

Фразеологизмы с обновленной семантикой и неизменным лексико-грамматическим составом

Она подозревает в тайне, Что чудесами в решете Полна зима на даче крайней…

Фразеологизмы с сохраненными основными чертами семантики и структуры и обновленной лексико-грамматической стороной

Разлука их обоих съест, Тоска с костями сгложет.

В нем и в этом году жить бы полною чашей.

Фразеологизмы, данные как свободное сочетание слов

Ты тянешься к нему с земли, Как в дни, когда тебе итога Ещё на ней не подвели.

Индивидуально-художеств. Обороты, созданные по модели существующих Фразеологизмов.

И пожар заката не остыл, Как его тогда к стене Манежа Вечер смерти наспех пригвоздил.

Слияние двух фразеологизмов

Как-то в сумерки Тифлиса Я зимой занес стопу…

Соединение в одном контексте семантически близких фразеологизмов

Вдруг задор и шум игры, Топот хоровода, провалясь в тартарары, канули как в воду…

Пастернак максимально индивидуализирует фразеологизмы, что выражается в значительном изменении их лексико-грамматической и синтаксической конструкции в соответствии с определенными художественными задачами.

«Когда разгуляется» - книга стихов как целое

Книга стихов «Когда разгуляется» (1956-1959) завершает творчество Б.Л. Пастернака. Тем важнее и интереснее её лингвистическое осмысление в плане творчества поэта, его предшественников и современников.

В связи с поставленной проблемой меня будут интересовать два фактора: композиционная упорядоченность и тематическое единство книги, а также единство поэтического мира, его художественной системы.

В ноябре 1957 года Б. Пастернак определил порядок расположения стихотворений и вписал эпиграф. Это – прямое свидетельство того, что поэт рассматривал книгу как самостоятельный организм. На организующую роль трёх стихов поэт указал сам: это начальное стихотворение-кредо «Во всем мне хочется дойти…»; затем- кульминационное «Когда разгуляется…», по названию которого названа вся книга, отражающая переломный этап в жизни и поэта, и страны, и в котором отрыто выражено мироощущение позднего Пастернака; завершающее – «Единственные дни», в котором главенствует тема времени, одна из основных у Пастернака. В первом стихотворении стянуты в один нервный узел все темы книги, оно соединено образно, лексически с каждым из стихотворений книги.

Значима и последовательность всех других стихотворений. В сложной многоуровневой композиции книги очевидно симметричное деление на такие объединения стихов, в каждом из которых актуализирована какая-либо часть двуединства «творчество – время». В центре – 6 стихотворений, объединенных темой «творчество»: «Трава и камни», «Ночь», «Ветер», «Дорога», «В больнице», «Музыка». Эти 6 стихотворений обрамлены пейзажными циклами: не-зимними и зимними. Они, в свою очередь, окружены стихами, где в теме времени на первый план вынесено будущее, и 9 последних, тема которых сформулирована самим поэтом: «Я думаю, несмотря на привычность всего того, что продолжает стоять перед нашими глазами и что мы продолжаем слышать и читать, ничего этого больше нет, это уже прошло и состоялось, огромный, неслыханных сил стоивший период закончился и миновал. Освободилось безмерно большое, покамест пустое и незанятое место для нового и еще не бывалого…»

Каждый из названных циклов имеет внутреннюю структуру, внутреннюю динамику тем, образов. И вся эта сложная конструкция отражает, очевидно, и определенную реальную последовательность биографических событий.

Два принципа представляются нам основными, организующими поэтический мир Пастернака, образную и языковую систему книги. Оба они опосредованно сформулированы поэтом. Первый принцип- раздвоение явления, образа, слова; второй принцип – соединение, сближение разного, отдаленного, несходного.

Раздваиваются явление, событие, вещь, предмет. Они могут иметь контрастные, иногда взаимоисключающие свойства. Время двигается безостановочно (Может быть, за годом год Следует, как снег идет, Или как слова в поэме ), и даже миг может растянуться до вечности (И дольше века длиться день ). Пространство, как и время, безгранично и бесконечно (Так в вечность смотрят изнутри В мерцающих венцах бессонниц Святые, схимники, цари… ), но оно же заключено в определенные границы, рамки, имеет форму.

Образ раздваивается или зрительно, или словесно: одно и тоже называется дважды, как бы разделяясь, причем для достижения этого эффекта может быть продублирован и троп, или экспрессивно-стилистически.

Раздваивается слово или словосочетание, употребляясь в двух или более значениях одновременно.

Раздваивается словоформа, которая может иметь одновременно два грамматических значения.

Второй принцип проявляется в «сближении»:

Разведенных в обыденном сознании явлений действительности(что лежит в основе построения тропов)

Разведенных в обыденном сознании языковых явлений (прозаической и поэтической речи; различных стилистических пластов)

Разведенных в обыденном сознании поэтических явлений.

I. Человек и мир в тропах Пастернака сближены не только традиционно, но и по-особому: олицетворенные явления, как люди, носят одежду, испытывают такое же физическое или психологическое состояние, что и человек; причем это может быть состояние, которое обычно само явление вызывает у человека. Явления вступают в человеческие отношения не только между собой, но и с человеком, иногда начиная с ним прямой диалог, оценивая человека, причем это может быть взаимная оценка, а человек чувствует состояние природы изнутри. Бесплотное материализуется, обретает форму или становиться зыбким, тягучим. Материализуются и стихи, обретая статус природного явления или строения. Особенно остро сближение, если в основе его лежит признак, не присущий предмету, а вначале приписанный ему и затем только служащий основанием сравнения.

II. Сближение прозы и поэзии у Пастернака взаимно: «Поэзия его устремлена к прозе, как и проза к поэзии» (Лихачев)

Предельная напряженность чувства в прозе – от лирики, достоверность деталей, простота синтаксических конструкций – от повествовательной прозы.

Сближение с прозой проявляется, в частности, в том, что в лирический стих свободно входит разговорная лексика, просторечия, устарелые или областные слова. Все эти сниженные пласты не контрастируют с книжной, поэтической или высокоэкспрессивной лексикой, а «помещаются в один общий слой лирического высказывания», с явным преобладанием лексики «не высокой».

За простотой и «понятностью» скрываются искуснейшие, словно не замеченные поэтом языковые «ошибки». Однако тот факт, что ими буквально пронизаны стихи, свидетельствует о том, что для Пастернака они были осознанным приемом. Это «ошибки», связанные, прежде всего с нарушением привычной сочетаемости.

Нарушение семантической сочетаемости наиболее постоянно в случаях замены зависимого слова при фразеологически связанном значении другого слова, причем слово-заменитель свободно выбирается из слов как одного семантического ряда с замещаемым, так и из других рядов. Встречается и такое построение однородного ряда, когда при слове с фразеологически связанным значением одно зависимое слово отвечает норме, другое её нарушает.

Нарушение синтаксической сочетаемости наиболее постоянно связано с опусканием зависимого существительного или постановкой зависимого существительного при слове, которое обычно такого управления не имеет.

III. Сближение традиционных и нетрадиционных поэтических явлений можно проследить на примерах поэтических образов и способов соединения слов в стихотворной строке. Продолжена Пастернаком и традиция построения стихотворной строки на основе узуальной или ассоциативной связи слов. Однако активной становиться и асемантическая связь, которую можно рассматривать как образную: каждое из слов строки, не связанное семой с другими, «работает» на образ.

Таким образом, единство книги вырастает из её композиционной цельности, из единства рассмотренных принципов. Оно базируется также на единстве собственно изобразительных приемов. В литературоведении отмечалось родство пастернаковской поэтики с пластическими искусствами: скульптурой, архитектурой, живописью. Творческая мастерская у Пастернака – красильня, в движении отражены законы перспективы, точно обозначается точка отчета движения, направление которого обычно наискось, под углом. Прорисована зрительная деталь: отдельная корявая ветка клена отвешивает поклон, один желудь болтается на ветке, одна птичка щебечет на суку, кольца пряжи ползут и вьются. Фиксация факта, детали значима. В зрительную картину включены и театральные ассоциации: декорации, костюмы, позы.

По контрасту с тем, как представлен мир, лирический герой зрительно не представлен, его присутствие передано через оценку событий, ситуаций, пейзажа, выраженную преобладающей лексикой высокой интенсивности, частицами, союзами, вводными конструкциями с модально-оценочными значениями, синтаксическими элементами, указывающими на причинные связи событий. «Царством метонимии, очнувшихся для самостоятельного существования» называл поэзию Пастернака Якобсон. И сущное объяснение метонимической структуры образа лирического героя мы находим у самого Пастернака: Никогда, никогда, даже в минуты самого дарственного, беспамятного счастья не покидало их самое высокое и захватывающее: наслаждение общей лепкой мира, чувство ответственности их самих ко всей картине, ощущение принадлежности к красоте всего зрелища, ко всей вселенной. («Доктор Живаго»).

Краткая биографическая справка.

10 февраля 1890г. – рождение в семье художника Л. О. Пастернака. Мать – пианистка Р.И. Кауфман. В детстве – занятия музыкой, знакомство с композитором Скрябиным.

1909г. – поступление на историко-философский факультет Московского университета.

1908-1909г. – принимает участие в поэтической группе поэта и художника Ю. П. Анисимова. В эти годы серьезное общение с кружками, которые группировались вокруг издательства «Мусагет».

1912г.весна – поездка на один семестр в Германию, в университет города Марбурга для занятий философией у профессора Германа Когена.

1913г. – окончание Московского университета.

1913г. – в альманахе группы «Лирика», впервые опубликованы стихотворения Пастернака.

1914г. – первый сборник «Близнец в тучах», с предисловием Асеева.

Предреволюционные – участвует в футуристической группе «Центрифуга».

1917г. – издан второй сборник «Поверх барьеров».

1922г. – выходит сборник, принесший Пастернаку славу, - «Сестра моя – жизнь».

20-е годы – дружба с Маяковским, Асеевым, отчасти благодаря этому отношения с литературным объединением «ЛЕФ».

1916-1922г. – сборник «Темы и вариации».

1925-26г. – поэма «Девятьсот пятый год».

1929-27г. – поэма «Лейтенант Шмидт».

1925г. – первый сборник прозы «Детство Люверс».

1930г. – автобиографическая проза «Охранная грамота».

1932г. – выходит книга стихов «Второе рождение»

1934г. – выступление Пастернака на первом всесоюзном съезде советских писателей, после чего следует пора долгого напечатания Пастернака. Поэт занимается переводами – Шекспира, Гёте, Шиллера, Клейста, Рильке, Верлена.

1945г. – сборник «На ранних поездах».

Февраль 1946г. – первое упоминание о романе.

3 августа 1946г. – чтение Пастернаком на даче в Переделкино первой главы романа.

1954г. – напечатаны в журнале «Знамя» 10 стихотворений из романа «Доктор Живаго».

Конец 1955г. – внесены последние изменения в текст романа «Доктор Живаго».

1957г. – роман «Доктор Живаго» издан в Италии.

1957г. – создание автобиографической прозы «Люди и положения».

1956-1959г. – создание последнего сборника « Когда разгуляется».

23 октября 1958г. – решение Нобелевского комитета о присуждении Пастернаку Нобелевской премии;

отказ писателя от премии из-за травли в стране.

1987г. – писатель посмертно восстановлен в Союзе писателей СССР.

1988г. – роман «Доктор Живаго» вышел в нашей стране впервые в журнале «Новый мир».

Введение

Век XIX искал в мире порядка, гармонии, и совершенства, даже в лице Лермонтова, затевавшего «личную тяжбу» с Богом, даже в лице Тютчева, носившего в элизиуме души день и ночь, глядящего на мир с высоты Бога. Постичь совершенство мира – какова задача! Веку ХХ кажется всё наоборот… Границы сдвинуты. Порядок… Кто его придумал? Разум съезжает с привычных, обкатанных рельс; захотелось перевернуть, переворошить всё вверх дном. Знания дают силы. Мы сильны. Где пределы наших сил? Кто имеет право назвать этот предел? И как ужасно попасть в эту волну. И как в неё не попасть, если рожден заново? И можно заново вылепить своё совершенство.…Как без него? Куда без него? Мир – прекрасен!

Пастернак волей своего слова соединяет хаотичный мир города, планеты, Вселенной. Мир хаотичен, потому что он развивается и одновременно разрушается. Поэзия Пастернака – соединяющая осколки. Она – потоки швов, не дающих льдинам расползаться. Его поэзия не течет, а летит рывками, как кровь из артерий, но за всем этим чувствуется ритм вселенной, её пульс. Чем ближе ты слышишь этот ритм, тем он четче, тем ты пьянее окружающим миром и собой. На тебя наставлена энергия мира, ты впитываешь её и преобразовываешь в энергию слова.

Пастернак – синтез ХIХ и ХХ веков. Его лесные пределы, очарованные чащи, спящие дали, сумрак ночи не монументальность Маяковского и не орудование массами. Это детали и детали. Дробь капелей, и сосулек худосочье не сравнится с гигантской колонной, с железом поездов. Подробный мир Пастернака – это и не хрупкость фетовского мира, где в «нежном дыхании травы и цветов» разливается запах роз, и в лазурной ночи слышится шепот о восторге свидания. Угасшее веселье Пушкина и чуждость всему Лермонтова отменяются пастернаковским ошалелым щелканьем птиц, бушующим, одуревшим оврагом, всплеском волны, взмахом крыла, беседой обо всем.

Цель моей работы состоит в том, чтобы рассмотреть особенности поздней лирики Пастернака, найти отличия между периодами творчества поэта, а также подробно описать стилистические и тематические аспекты его последнего цикла стихотворений «Когда разгуляется».

Краткий анализ стихотворения «Музыка»

Немногие читали стихи Пастернака, ведь его считают «трудным» поэтом. Однако я попробую проанализировать одно из поздних стихотворений поэта – «Музыка».

Мир Пастернака изначально музыкален; известно, что его первое призвание – музыка, ей он в детстве хотел посвятить жизнь, и, очевидно, если бы не свойственная Пастернаку категоричность в требовании абсолюта, некоторое высокомерие Скрябина по отношению к молодому музыканту, судьба поэта могла бы быть иной. 15 лет жизни, посвященные музыке, сочинительству, не только объективно предполагают музыкальность его дальнейшего творчества, но постоянно присутствуют и в стихах и прозе Пастернака. По его музыкальным темам в поэзии можно отдельной линией увидеть, проследить изменение его поэтических образов, представлений. Уже поэтому музыка – не самостоятельная тема творчества, она созвучна любви, страданию, она отмечает взлеты творчества, состояние вдохновения, музыка у Пастернака озвучивает шаги в культурном пространстве, времени.

«Музыка» - одно из тех стихотворений, которые вполне раскрываются только вдумчивому и знающему читателю. Конечно, просто взять и посмотреть, что значат слова «хорал» (музыкальная пьеса в форме религиозного многоголосного песнопения), «месса» (хоровое произведение на текст католического богослужения), «импровизация» (создание музыки в момент исполнения). Но нужно многое прочитать, быть знакомым с серьёзной музыкой, любить её,- одним словом, быть образованным человеком, чтобы понять последние строфы стихотворения. Только если вы знаете, что «Полёт валькирий» - это эпизод из музыкальной драмы Рихарда Вагнера, одного из величайших композиторов мира, вы поймете, о чём это: «опередивши мир на поколения четыре». Только если вы слышали музыку Вагнера, вы найдете её отзвук в двух строках: «По крышам городских квартир Грозой гремел полёт валькирий», где поэт не случайно собрал столько твердых «ГК», столько раскатистых «Р». Если вы знаете, что, вдохновленный чтением Данте, Чайковский написал симфоническую фантазию «Франческа да Римини» на тему эпизода из «Ада» - «Божественная комедия», вы сумеете уловить в слове адский не только значение «очень сильный», но и прямое значение этого прилагательного: «адский грохот и треск» - это «грохот и треск ада».

Удивительно построено это стихотворение. Сначала музыки нет – есть только рояль, неодушевленный предмет (и то, что его несут, тащат только подтверждает его «предметность, громоздкость»). Однако сравнения вызывают у нас ощущение какой – то таинственной силы, в нем заключенной: его несут «как колокол на колокольню» (сразу вспоминается Лермонтов «…как колокол на башне вечевой»); его тащат, как «с заповедями скрижаль», то есть как плиту из тех, на которых, по преданию, были записаны законы, данные людям Богом…Но вот рояль поднят наверх; и город, и его шум остались внизу («как под водой на дне легенд»). Кончились первые 3 строфы. В следующей строфе появляется музыкант. И хоть назван он просто и буднично: «жилец шестого этажа», это под его руками рояль зазвучит, оживет, перестанет быть мертвым предметом. Но обратите внимание на то, что пианист начинает играть не сразу. Игре предшествует мгновение молчания, созерцания, взгляда с высоты – на землю. Эти размышления о земле и власти музыки должны сделать понятным очень необычное сочетание: «заиграть собственную мысль» (его неожиданность подчеркнута тем, что идет после вполне обычного «заиграть пьесу»). Мысль, музыка обнимает, вмещает в себя все – жизнь духа и жизнь природы. Нара стает сила и мощь звуков. «Раскат импровизаций» - опять сочетание непривычное, но вызывающее в памяти другое, привычное – раскат грома. Все вбирает в себя музыка: звуки, краски, свет, тьму, весь мир и каждого человека. Посмотрите, как новый ряд однородных членов – вполне конкретных слов (ночь, пламя) – неожиданно кончается двумя существительными совсем другого ряда, совсем другого смысла: «жизнь улиц, участь одиночек».

Но человек, сидящий за роялем, не одинок. Об этом- последние три строфы. Они раздвигают границы времени и пространства. Шопен, Вагнер, Чайковский – огромен и бессмертен мир музыки.

«Музыка» - стихотворение, являющее собой совершенный пример той явности и простоты, к которой стремился Б. Пастернак. Звуки рояля – «раскат импровизации».

Для Пастернака способность к импровизации – необходимый признак музыканта, что, вероятно, объясняется и временем, когда у него складывались представления о творчестве, тогда – на музыке, чуть позже, в юности, в среде футуристов, на собраниях поэтического кружка, когда Пастернак, сидя за роялем, музыкальной импровизацией комментировал вновь входящего.

Идея стихотворения «Музыка» похожа на ту, что слышна в стихотворении «Импровизация» 1915 г. – мир в звуках, но теперь это ясные звуки, несущиеся над городом.

На мой взгляд, значение музыкальных образов не только в том, что мир звучит как музыка. Это признак дисгармонии или гармонии человеческой жизни, судьбы – с миром. Для Пастернака эта музыка – нечто вроде абсолютного критерия всеобщей слаженности. И тот, кто ощущает эту музыку жизни как свою или, исполняя её, импровизирует, выступает в роли сотворца.

Музыка для Пастернака ещё и неумолчный звук безостановочно идущего времени, как звук колокола – самый долгий музыкальный звук, недаром в стихотворении рояль сравнивается с колоколом:

Несли рояль два силача,

Как колокол на колокольню.

Стихотворный размер, при помощи которого написано стихотворение, я определила как 4-х стопный ямб с пиррихием на месте 2 и 3 стоп. Причем рифма точная, мужская-женская, перекрестная, что очень типично для «позднего» Пастернака.

А закончить свой анализ я хотела бы словами самого Пастернака: «Мы втаскиваем повседневность в прозу ради поэзии. Мы вовлекаем прозу в поэзию ради Музыки».

Список используемой литературы

1. Ж. «Русский язык в школе», М., «Просвещение», 1990г.

2. Э. «Кто есть кто», 2 том, «Просвещение», 1990г.

3. Ж. «Русский язык в школе», М., «Просвещение», 1993г.

4. Э. «Сто великих поэтов России», М., «Дрофа», 2004 г.

5. Книга стихотворений Пастернака «Когда разгуляется», Р., 1992г.

6. М.Мещерякова «Литература в схемах и таблицах», М., «Айрис», 2004г.

Заключение

«Дар вечной молодости», «индивидуум», «одинокий», «пылкий», «странный», «дух молодости», «созерцатель», «искатель», «культура», «талант», «по-своему», «подчинен искусству», «оторван от повседневности», «стихи и речь», «интуитивное понимание жизни» - доминантные слова, характеризующие личность Пастернака, взятые из множества откликов о поэте, рассыпанных в печати, содержащие, как код, его судьбу.

Основания быть непонятным у любого по-настоящему талантливого художника всегда множество. В случае с Пастернаком вопрос о понимании его стихов, его прозы имеет какой-то фатальный привкус. Вопрос о восприятии творчества Б.Л. Пастернака читателем ХХ века, как и всякий вопрос о восприятии искусства личностью, на мой взгляд, в своих «широчайших основаниях» смыкается с вопросом менталитета, свободы, и горизонтов нашего сознания. Несомненно, что эти элементы, во многом определяющие восприятие искусства, его направленность, меняются во времени, причудливо преобразуются в индивидуальном сознании, взаимодействуя с данными от природы, от предков свойством воспринимать прекрасное и обстоятельствами, подробностями, знаками, духом реальности.

Свою работу я бы хотела завершить словами Чуковской: « Я сказала, что поэты очень похожи на свои стихи. Например, Борис Леонидович. Когда слышишь, как он говорит, понимаешь совершенную естественность его стихов. Они – естественное продолжение его мысли и речи».

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №99»

Реферат на тему

«Поздняя лирика Б.Л. Пастернака»

Работу выполнила:

Некрасова Екатерина,

ученица 11 класса «А».

Проверила:

Романова Елена Николаевна,

учитель литературы

Кемерово

1. Введение…………………………………………………………...3 стр.

2.Особенности поздней лирики Пастернака…………………….....4-7 стр.

3. «Когда разгуляется» - цикл стихов как единое целое…………..8-11 стр.

4. Краткий анализ стихотворения «Музыка»……………………....12-13 стр.

5. Краткая биографическая сводка………………………………….14-16 стр.

6. Заключение………………………………………………………...17 стр.

7. Список используемой литературы……………………………….18 стр.

8. Рецензия……………………………………………………………19 стр.

Рецензия

Поэтический мир Бориса Пастернака предстает перед нами во всем своем богатстве - богатстве звуков и ассоциаций, которые открывают нам давно знакомые предметы и явления с новой, порой неожиданной стороны. Поэзия Пастернака - это отражение личности поэта, выросшего в семье известного художника и талантливой пианистки. Известна любовь Бориса Пастернака к музыке - ему даже прочили композиторское будущее, но смыслом его жизни стала поэзия.

Первые публикации его стихотворений относятся к 1913 году. В следующем году выходит первый сборник поэта «Близнец в тучах». Пастернак входил в небольшую группу поэтов «Центрифуга», близкую к футуризму, но попавшую под влияние символистов. К своему раннему творчеству он относился критически и впоследствии ряд стихотворений основательно переработал.

Надо сказать, что Пастернаку в целом свойственно отношение к поэзии как к напряженной работе, требующей полной самоотдачи:

Не спи, не спи, работай,

Не прерывай труда,

Не спи, борись с дремотой,

Как летчик, как звезда.

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты - времени заложник

У вечности в плену.

Уже в первые годы творчества у Пастернака проявляются те особенности его таланта, которые полностью раскрылись в последующем: поэтизация «прозы жизни», внешне неярких фактов, философские раздумья о смысле любви и творчества, жизни и смерти:

Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит.

Борис Пастернак вводил в свои стихи редкие слова и выражения - чем меньше слово было в книжном обороте, тем лучше это было для поэта. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ранние стихотворения Пастернака после первого прочтения могут остаться непонятыми. Для того чтобы вникнуть в суть образов, созданных поэтом, нужно знать точное значение написанных им слов. А к их выбору Пастернак относился с большим вниманием. Он хотел избежать штампов, его отталкивали «затертые» поэтические выражения. Поэтому в его стихах мы часто можем встретить устаревшие слова, редкие географические названия, конкретные имена философов, поэтов, ученых, литературных персонажей.

Своеобразие стихотворного стиля Пастернака состоит также в необычном синтаксисе. Поэт нарушает привычные нормы. Вроде бы обычные слова, но их расстановка в строфе необычна, и поэтому стихотворение требует от нас внимательного чтения:

В посаде, куда ни одна нога

Не ступала, лишь ворожеи да вьюги

Ступала нога, в бесноватой округе,

Где и то, как убитые, спят снега.

(«Метель»)

Но какую экспрессивность придает такой синтаксис поэтическому тексту! В стихотворении «Метель» речь идет о путнике, заблудившемся в посаде, о метели, усугубляющей безысходность его пути. Душевное состояние путника передают обычные слова, но само чувство тревоги, растерянности звучит в том необычном ритме стихотворения, который придает ему своеобразный синтаксис.

Оригинальны и ассоциации Пастернака. Они непривычные, но именно благодаря этому действительно свежие. Они помогают описываемому поэтом образу раскрыться именно так, как он его видит. В стихотворении «Старый парк» сказано, что «карающих стай девятки разлетаются с дерев». А далее находим такие строчки:

Зверской боли крепнут схватки,

Крепнет ветер, озверев,

И летят грачей девятки,

Черные девятки треф.

Образный ряд этого стихотворения глубже, чем может показаться на первый взгляд. Поэт использует здесь трехчленное сравнение: грачи - девятки треф - самолеты. Дело в том, что стихотворение написано в 1941 году, в пору, когда не названные в нем самолеты летали девятками, и их строй напомнил поэту девятки треф и грачей. В сложных ассоциативных рядах - своеобразие поэзии Пастернака.

М. Горький писал по этому поводу Пастернаку: «Много изумляющего, но часто затрудняешься понять связи ваших образов и утомляет ваша борьба с языком, со словом». И еще: «Иногда я горестно чувствую, что хаос мира одолевает силу вашего творчества и отражается в нем именно как хаос, дисгармонично». В ответ Пастернак писал: «Я всегда стремился к простоте и никогда к ней стремиться не перестану». В зрелой лирике поэта действительно есть ясность выражения, сочетающаяся с глубиной мысли: Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней До их причины, До основанья, до корней, До сердцевины.

Произошедшая с поэтом эволюция была естественным путем художника, желающего во всем дойти «до самой сути». Постижение духовного мира человека, законов развития общества, природы является главным в творчестве Бориса Пастернака. Многие его стихи служат поводом" для раздумья над вопросами жизненного устройства.

Признанием большого литературного таланта "Бориса Пастернака явилась присужденная поэту в 1958 году Нобелевская премия «За выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы». Тогда Пастернака вынудили отказаться от этой премии. В 1989 году она была возвращена поэту посмертно. Можно с уверенностью сказать, что литературное наследие Бориса Пастернака имеет важное значение не только в русской, но и в мировой культуре.

Центральное место в лирике Пастернака принадлежит теме при-роды. Содержание этих стихотворений значительно шире обычных пейзажных зарисовок. Рассказывая о веснах и зимах, о дождях и рас-светах, Пастернак повествует о природе самой жизни, исповедует ве-ру в нравственные основы жизни. Пейзаж в творчестве Пастернака не просто изображается, а живет и действует. Вся полнота жизни в разнообразии ее проявлений вмещается в кусочек природы, который, кажется, способен чувствовать, мыслить и страдать.

Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!» относится к ранней лирике Пастернака. Написанное в 1912 году, оно было опубликовано в сборнике «Лирика» в 1914 году, а позже открывало сборник «Поверх барьеров», в который вошли стихи разных лет. Проникнутое грустным настроением прощания с зимой, стихотво-рение поражает точностью пейзажных зарисовок. Лирический ге-рой, поэт, хочет написать о феврале, когда чернеют проталины и появляются первые лужи. Ему хочется умчаться на пролетке за шесть гривен туда, «…где ливень еще шумней чернил и слез». Ты-сячи грачей, похожих на обугленные груши, «сорвутся в лужи и об-рушат сухую грусть на дно очей». Картина пробуждающейся при-роды создает у поэта особое настроение: «Писать о феврале навзрыд». Для ранних стихотворений Пастернака характерен уди-вительный подбор лексики, ассоциативные ряды образов.

Метафорическая насыщенность — также одна из отличитель-ных особенностей художественной системы Пастернака. Это и «гро-хочущая слякоть», «клик колес», «ветер криками изрыт». Обилие свежих, новых сравнений, метафор, эпитетов привлекает внима-ние, делает язык поэта особенным и неповторимым, но в то же вре-мя сложным для восприятия.

Стихотворения «Сосны» и «Иней» вошли в сборник «Переделки-но». Они были написаны в 1941 году во время жизни на даче, в подмосковном поселке Переделкино. Красота природы окружающе-го мира вызывает у поэта чувство благоговения и восхищения:

И вот, бессмертные на время, Мы к лику сосен причтены И от болей и эпидемий и смерти освобождены. («Сосны»)

В стихотворении «Иней» звучит та же тема беспредельной бла-годарности миру природы, дарующей человеку возможность видеть мир во всем его многообразии. Дни поздней осени, отмеченные первыми заморозками и первым снегом, особенно дороги поэту:

И белому мертвому царству, Бросавшему мысленно в дрожь, Я тихо шепчу: «Благодарствуй, Ты больше, чем просят, даешь».

Лирический герой Пастернака — страстная натура. Он не пере-стает удивляться и радоваться миру, потому что именно в простоте заключена его красота, только надо понимать это и уметь находить ее во всем. Пастернак видит и стихийность мира, и сложность в пе-реплетении человеческих судеб, и в то же время простоту, потому что люди не могут жить друг без друга. Тема любви звучит во мно-гих стихотворениях Пастернака. Переживший не один раз это ве-ликое и всепоглощающее чувство, Пастернак много писал о любви.

Стихотворение «Любить иных тяжелый крест…» было написано в 1931 году и вошло в цикл стихотворений «Второе рождение». Оно было посвящено жене — Зинаиде Николаевне Нейгауз, известной пианистке. Проникнутое большой любовью, нежностью и восхище-нием, оно невольно вызывает в памяти лучшие строки любовных стихотворений Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Образ любимой прекрасен и неповторим:

Любить иных — тяжелый крест, А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен.

В этом же сборнике было стихотворение «Никого не будет в до-ме…». Дата написания совпадает — это 1931 год. Тема ожидания любимой, которая должна неожиданно появиться в сумерках, рас-крывается на фоне угасающего зимнего дня. Лирический герой на-ходится в гармонии с природой. Приметы зимы напоминают рос-черк кисти художника-импрессиониста: «…белых мокрых комьев // Быстрый промельк маховой», «Зимний день в сквозном проеме // Незадернутых гардин». Душа поэта живет ожиданием встречи:

Ты появишься у двери В чем-то белом без причуд, В чем-то впрямь из тех материй, Из которых хлопья шьют.

Тема России всегда волновала Пастернака. Судьба писателя была неотделима от судьбы родины. Для него не было вопроса: ос-таться после революции в России или эмигрировать на Запад. Ев-ропа означала материальное благополучие и покой, а Советская Россия открывала неясные, невиданные в мировой истории гори-зонты. И Пастернак сделал свой выбор — остался на родине. Во второй половине 30-х годов, когда в СССР прокатилось несколько волн жесточайших репрессий, Пастернак осознал, что «единение с временем перешло в сопротивление ему». Но и в самые тяжелые минуты испытаний Пастернак сохранял любовь к отечеству. Это можно увидеть на примере небольшого стихотворения «На ранних поездах», написанного в 1941 году и вошедшего в цикл стихотворе-ний «Переделкино». Это маленький рифмованный рассказ. Его ге-рой — измученный сложнейшими вопросами бытия интеллигент. «В горячей духоте вагона» подмосковной электрички ему открывается правда о прекрасном и непобедимом народе.

Сквозь прошлого перипетии И годы войн, и нищеты Я молча узнавал России Неповторимые черты. Превозмогая обожанье, Я наблюдал, боготворя. Здесь были бабы, слобожане, Учащиеся, слесаря.

Так поэту открылись «России неповторимые черты». И он увидел то, что под силу прозреть лишь «вещим зеницам». Лица людей как бы высвечены отблеском будущих сражений, очищены от повсе-дневной шелухи. Рубежом сороковых годов разделяется два перио-да творческого пути Пастернака. Позднему Пастернаку присуща классическая простота и ясность. Его стихи одухотворены присутст-вием открывшегося поэту «огромного образа России».

На протяжении всего творческого пути Пастернака волновал во-прос позиции поэта. В цикле стихов «Тема с вариациями» (1918) он ищет в художнике, в творчестве источник силы, способной противо-стоять стихии разрушения, бушующей в современном мире. Пыта-ясь выйти к пониманию сути мира, жизни, законов ее движения, развития, поэт утверждал созидательную природу искусства:

Поэзия, не поступайся ширью, Храни живую точность: точность тайн. Не занимайся точками в пунктире И зерен в мере хлеба не считай.

В стихотворении «Быть знаменитым некрасиво…», написанном в 1956 году, Пастернак определяет свое творческое кредо:

Цель творчества — самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех.

Воля к преодолению своих пределов сочеталась с постоянной за-ботой о сохранении собственного почерка, с желанием «не отсту-паться от лица». Первая строка стихотворения задает тон всему стихотворению:

Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь. Не надо заводить архива, Над рукописями трястись.

Истинное величие поэта — не в том, чтобы стяжать себе славу, а в том, чтобы «привлечь к себе любовь пространства, // Услышать будущего зов».

Своеобразным поэтическим манифестом стало стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» Оно было написано в 1955 году и вошло в сборник стихов «Когда разгуляется» (1956-1959). Стихотворение проникнуто чувством сопричастности всему живущему на земле, стремлением постигнуть сложность жизнен-ных явлений «до оснований, до корней, до сердцевины». Прибли-жаясь к пушкинскому философскому постижению жизни: «Я жить хочу — чтоб мыслить и страдать», Пастернак пишет:

Все время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья.

Пастернак вновь ставит знак равенства между стихами и чудом из чудес — природой. В его стихах оживает «дыханье роз, дыханье мяты, луга, осока, сенокос, грозы раскаты». И путеводной звездой на этом пути в будущее, к идеалу, становится для него бессмертная музыка, рожденная повседневностью для вечности:

Так некогда Шопен вложил Живое чудо Фольварков, парков, рощ, могил В свои этюды.

«Лирика позднего Пастернака открывает перед нами позицию по-эта — в отношении к миру и времени — в несколько ином ракурсе сравнительно с его творчеством прежних лет. Идея нравственного служения здесь преобладает надо всем прочим… Смысл бытия, назна-чение человека, сущность мира — вот вопросы, волновавшие Пастер-нака на протяжении многих лет, в особенности в конце жизненного пути, когда он, можно сказать, полностью отдает свою лирику поискам основ, разгадыванию конечных целей и первопричин» (А. Синявский).

Важное место в лирике Пастернака занимают стихотворения, включенные в роман «Доктор Живаго» (1956). Они написаны глав-ным героем этого произведения — Юрием Живаго. Это стихи, кото-рые были найдены в его бумагах после смерти героя, они представ-ляют свидетельство Юрия Живаго о своем времени и о себе. В романе стихи выделены в отдельную часть. Перед нами не просто небольшой сборник стихотворений, но цельная книга, имеющая собственную, строго продуманную композицию. Открывается она стихотворением о Гамлете, который в мировой культуре стал обра-зом, символизирующим раздумья над характером собственной эпо-хи. Лирический герой этого стихотворения, несущий в себе мысли и идеи своего поколения, выходя на подмостки жизни, понимает, что ему придется «испить свою чашу» лишений, горя, страданий, и мо-лит Бога: «Авва Отче, чашу эту мимо пронеси». Но он знает, что прийти к бессмертию можно лишь после того, как пройдешь все ис-пытания, посланные тебе судьбой. Лирический герой осознает, что он, как и каждый человек, должен пройти свой жизненный путь, каким бы трудным он ни был: Материал с сайта

Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути, Я один, все тоне в фарисействе. Жизнь прожить — не поле перейти.

В романе встречаются указания на обстоятельства возникнове-ния замысла тех или иных стихов. Одно из самых знаменитых сти-хов доктора Живаго «Зимняя ночь». Образ свечи, появляющейся на страницах романа, становится символическим. Накануне Рождест-ва Юра с Тоней проезжали по Камергерскому. «Вдруг он обратил внимание на черную протаявшую скважину в ледяном наросте од-ного из окон. Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, прони-кавший на улицу почти с сознательностью взгляда…» В это время в сознании Юрия Живаго складываются стихи: «Свеча горела на сто-ле. Свеча горела…» как начало чего-то смутного, неоформившегося, в надежде, что продолжение придет само собой. Так образ свечи становится символом поэтического дара Юрия Живаго и его любви к Ларе, которую он пронес в своей душе через всю жизнь:

Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела.

В цикле стихов доктора Живаго есть несколько стихотворений, по-священных православным праздникам. Одно из них называется «Ро-ждественская звезда». Рассказывая о рождении Христа, поэт описыва-ет Вифлеемскую звезду, которая зажглась над колыбелью младенца:

Она пламенела, как стог, в стороне От неба и Бога, Как отблеск поджога, Как хутор в огне и пожар на гумне.

Мы видим прекрасного младенца, «сияющего, в яслях из дуба, как месяца луч в углубленье дупла», его мать, деву Марию, которая любовалась Рождественской звездой.

Завершается эта поэтическая книга стихотворением, которое на-зывается «Гефсиманский сад». В нем звучат слова Христа, обра-щенные к апостолу Петру, защищавшему мечом Иисуса от тех, кто пришел его схватить и предать мучительной смерти. Он говорит, что «спор нельзя решать железом», и потому приказывает Петру: «Вложи свой меч на место, человек». И в этом стихотворении при-сутствует мотив добровольного самопожертвования во имя искуп-ления человеческих страданий и мотив будущего Воскресения:

Я в гроб сойду и в третий день восстану, И, как сплавляют по реке плоты, Ко мне на суд, как баржи каравана, Столетья приплывут из темноты.

Таким образом, открывается книга стихотворений темой пред-стоящих страданий и сознанием их неизбежности («Гамлет») и закан-чивается темой добровольного их принятия и искупительной жертвой.

«Наследие Бориса Леонидовича Пастернака законно входит в сокровищницу русской и мировой культуры нашего века. Оно за-воевало любовь и признание самых взыскательных и строгих цени-телей поэзии. Знание этого наследия становится насущной необхо-димостью, упоительным чтением и поводом для раздумий над коренными вопросами человеческого бытия» (А. Озеров).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сборник Постернака стехи о природе
  • реферат ранняя лирика бориса пастернака
  • анализ стихотворений б.пастернака иней, сосны
  • пастернак не просто изображается
  • анализ стиха пастернака после грозы

Поэтический мир Бориса Пастернака предстает перед нами во всем своем богатстве - богатстве звуков и ассоциаций, которые открывают нам давно знакомые предметы и явления с новой, порой неожиданной стороны. Поэзия Пастернака - это отражение личности поэта, выросшего в семье известного художника и талантливой пианистки. Известна любовь Бориса Пастернака к музыке - ему даже прочили композиторское будущее, но смыслом его жизни стала поэзия.

Первые публикации его стихотворений относятся к 1913 году. В следующем году выходит первый сборник поэта “Близнец в тучах”. Пастернак входил в небольшую группу поэтов “Центрифуга”, близкую к футуризму, но попавшую под влияние символистов. К своему раннему творчеству он относился критически и впоследствии ряд стихотворений основательно переработал.

Надо сказать, что Пастернаку в целом свойственно отношение к поэзии как к напряженной работе, требующей полной самоотдачи:

Не спи, не спи, работай,

Не прерывай труда,

Не спи, борись с дремотой,

Как летчик, как звезда.

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты - времени заложник

У вечности в плену.

Уже в первые годы творчества у Пастернака проявляются те особенности его таланта, которые полностью раскрылись в последующем: поэтизация “прозы жиз- ни”, внешне неярких фактов, философские раздумья о смысле любви и творчества, жизни и смерти:

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Борис Пастернак вводил в свои стихи редкие слова и выражения - чем меньше слово было в книжном обороте, тем лучше это было для поэта. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ранние стихотворения Пастернака после первого прочтения могут остаться непонятыми. Для того чтобы вникнуть в суть образов, созданных поэтом, нужно знать точное значение написанных им слов. А к их выбору Пастернак относился с большим вниманием. Он хотел избежать штампов, его отталкивали “затертые” поэтические выражения. Поэтому в его стихах мы часто можем встретить устаревшие слова, редкие географические названия, конкретные имена философов, поэтов, ученых, литературных персонажей.

Своеобразие стихотворного стиля Пастернака состоит также в необычном синтаксисе. Поэт нарушает привычные нормы. Вроде бы обычные слова, но их расстановка в строфе необычна, и поэтому стихотворение требует от нас внимательного чтения:

В посаде, куда ни одна нога

Не ступала, лишь ворожеи да вьюги

Ступала нога, в бесноватой округе,

Где и то, как убитые, спят снега

(“Метель”)

Но какую экспрессивность придает такой синтаксис поэтическому тексту! В стихотворении “Метель” речь идет о путнике, заблудившемся в посаде, о метели, усугубляющей безысходность его пути. Душевное состояние путника передают обычные слова, но само чувство тревоги, растерянности звучит в том необычном ритме стихотворения, который придает ему своеобразный синтаксис.

Оригинальны и ассоциации Пастернака. Они непривычные, но именно благодаря этому действительно свежие. Они помогают описываемому поэтом образу раскрыться именно так, как он его видит. В стихотворении “Старый парк” сказано, что “карающих стай девятки разлетаются с дерев”. А далее находим такие строчки:

Зверской боли крепнут схватки,

Крепнет ветер, озверев,

И летят грачей девятки,

Черные девятки треф.

Образный ряд этого стихотворения глубже, чем может показаться на первый взгляд. Поэт использует здесь трехчленное сравнение: грачи - девятки треф - самолеты. Дело в том, что стихотворение написано в 1941 году, в пору, когда не названные в нем самолеты летали девятками, и их строй напомнил поэту девятки треф и грачей. В сложных ассоциативных рядах - своеобразие поэзии Пастернака.

М. Горький писал по этому поводу Пастернаку: “Много изумляющего, но часто затрудняешься понять связи ваших образов и утомляет ваша борьба с языком, со словом”. И еще: “Иногда я горестно чувствую, что хаос мира одолевает силу вашего творчества и отражается в нем именно как хаос, дисгармонично”. В ответ Пастернак писал: “Я всегда стремился к простоте и никогда к ней стремиться не перестану”. В зрелой лирике поэта действительно есть ясность выражения, сочетающаяся с глубиной мысли:

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней

До их причины,

До основанья, до корней,

До сердцевины.

Произошедшая с поэтом эволюция была естественным путем художника, желающего во всем дойти “до самой сути”. Постижение духовного мира человека, законов развития общества, природы является главным в творчестве Бориса Пастернака. Многие его стихи служат поводом для раздумья над вопросами жизненного устройства. Вот, к примеру, отрывок из стихотворения “Вокзал”:

Вокзал, несгораемый ящик

Разлук моих, встреч и разлук,

Испытанный друг и указчик,

Начать - не исчислить заслуг.

Бывало, вся жизнь моя - в шарфе,

Лишь подан к посадке состав,

И пышут намордники гарпий,

Парами глаза нам застлав.

Бывало, лишь рядом усядусь -

И крышка. Приник и отник.

Прощай же, пора, моя радость!

Я спрыгну сейчас, проводник.

Живописная и звуковая выразительность стиха, индивидуальная неповторимость образной системы - таковы характерные особенности поэзии Пастернака. Этот поэт узнаваем. Он и талантливый художник, и умный собеседник, и поэт-гражданин. Известно, что его творческий путь был нелегким его осуждали, травы (после написания романа “Доктор Живаго”). В те дни Пастернак напишет:

Я пропал, как зверь в загоне.

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони,

Мне наружу ходу нет.

Что же сделал я за пакость,

Я убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.

Признанием большого литературного таланта Бориса Пастернака явилась присужденная поэту в 1958 году Нобелевская премия “За выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы”. Тогда Пастернака вынудили отказаться от этой премии. В 1989 году она была возвращена поэту посмертно. Можно с уверенностью сказать, что литературное наследие Бориса Пастернака имеет важное значение не только в русской, но и в мировой культуре.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Достойные того, чтобы быть воспетыми: Красавица моя, вся стать, Вся суть твоя мне по сердцу, Все рвется музыкою стать, И все на рифмы просится. Необычным образом представлена в лирике Пастернака природа. Мало чисто пейзажных описаний, мало описаний “чистой” природы. Все нарисовано как-то вперемешку: природа какая-то пригородная, и недаром любимое пространство поздних стихов автора - ...

Мира (природа, быт), национальных традиций развития культуры. Национальная специфика опосредованно влияет на восприятие русской литературы нерусскими учащимися, поэтому в процессе ее изучения в школе с родным (нерусским) языком обучения необходимо учитывать национальные особенности родной для учащихся литературы. Учебный предмет «Литература» - часть образовательной области «Филология». Он тесно...

И Кабаниха. Основные черты самодурства. (По драме А.Н. Островского "Гроза".) б) Паратов и Карандышев. (По драме А.Н. Островского "Бесприданница".) 76. а).Смысл названия драмы А.Н.Островского "Гроза". б) Тема утраченных иллюзий в драме А.Н. Островского "Бесприданница". 77. а) Последнее свидание Катерины с Борисом. (Анализ сцены из 5 действия драмы А.Н. Островского "Гроза".) б) Знакомство...

XIX века.) 214. «И что ни человек, то мученик, что ни жизнь, то трагедия» (Н. А. Некрасов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.) Темы сочинений по литературе ХХ века 215. Стихотворение И. А. Бунина «Ночь». (Восприятие, истолкование, оценка.) Стихотворение И. А. Бунина «Летняя ночь». (Восприятие, истолкование, оценка.) 216. Стихотворение И. А. Бунина « ...

Сочинение

Центральное место в лирике Пастернака принадлежит теме при­роды. Содержание этих стихотворений значительно шире обычных пейзажных зарисовок. Рассказывая о веснах и зимах, о дождях и рас­светах, Пастернак повествует о природе самой жизни, исповедует ве­ру в нравственные основы жизни. Пейзаж в творчестве Пастернака не просто изображается, а живет и действует. Вся полнота жизни в разнообразии ее проявлений вмещается в кусочек природы, который, кажется, способен чувствовать, мыслить и страдать.

Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!» относится к ранней лирике Пастернака. Написанное в 1912 году, оно было опубликовано в сборнике «Лирика» в 1914 году, а позже открывало сборник «Поверх барьеров», в который вошли стихи разных лет. Проникнутое грустным настроением прощания с зимой, стихотво­рение поражает точностью пейзажных зарисовок. Лирический ге­рой, поэт, хочет написать о феврале, когда чернеют проталины и появляются первые лужи. Ему хочется умчаться на пролетке за шесть гривен туда, «…где ливень еще шумней чернил и слез». Ты­сячи грачей, похожих на обугленные груши, «сорвутся в лужи и об­рушат сухую грусть на дно очей». Картина пробуждающейся при­роды создает у поэта особое настроение: «Писать о феврале навзрыд». Для ранних стихотворений Пастернака характерен уди­вительный подбор лексики, ассоциативные ряды образов.

Метафорическая насыщенность - также одна из отличитель­ных особенностей художественной системы Пастернака. Это и «гро­хочущая слякоть», «клик колес», «ветер криками изрыт». Обилие свежих, новых сравнений, метафор, эпитетов привлекает внима­ние, делает язык поэта особенным и неповторимым, но в то же вре­мя сложным для восприятия.

Стихотворения «Сосны» и «Иней» вошли в сборник «Переделки­но». Они были написаны в 1941 году во время жизни на даче, в подмосковном поселке Переделкино. Красота природы окружающе­го мира вызывает у поэта чувство благоговения и восхищения:
И вот, бессмертные на время,
Мы к лику сосен причтены
И от болей и эпидемий и смерти освобождены.
(«Сосны»)

В стихотворении «Иней» звучит та же тема беспредельной бла­годарности миру природы, дарующей человеку возможность видеть мир во всем его многообразии. Дни поздней осени, отмеченные первыми заморозками и первым снегом, особенно дороги поэту:
И белому мертвому царству,
Бросавшему мысленно в дрожь,
Я тихо шепчу: «Благодарствуй,
Ты больше, чем просят, даешь».

Лирический герой Пастернака - страстная натура. Он не пере­стает удивляться и радоваться миру, потому что именно в простоте заключена его красота, только надо понимать это и уметь находить ее во всем. Пастернак видит и стихийность мира, и сложность в пе­реплетении человеческих судеб, и в то же время простоту, потому что люди не могут жить друг без друга. Тема любви звучит во мно­гих стихотворениях Пастернака. Переживший не один раз это ве­ликое и всепоглощающее чувство, Пастернак много писал о любви.

Стихотворение «Любить иных тяжелый крест…» было написано в 1931 году и вошло в цикл стихотворений «Второе рождение». Оно было посвящено жене - Зинаиде Николаевне Нейгауз, известной пианистке. Проникнутое большой любовью, нежностью и восхище­нием, оно невольно вызывает в памяти лучшие строки любовных стихотворений Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Образ любимой прекрасен и неповторим:
Любить иных - тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.

В этом же сборнике было стихотворение «Никого не будет в до­ме…». Дата написания совпадает - это 1931 год. Тема ожидания любимой, которая должна неожиданно появиться в сумерках, рас­крывается на фоне угасающего зимнего дня. Лирический герой на­ходится в гармонии с природой. Приметы зимы напоминают рос­черк кисти художника-импрессиониста: «…белых мокрых комьев // Быстрый промельк маховой», «Зимний день в сквозном проеме // Незадернутых гардин». Душа поэта живет ожиданием встречи:
Ты появишься у двери
В чем-то белом без причуд,
В чем-то впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.

Тема России всегда волновала Пастернака. Судьба писателя была неотделима от судьбы родины. Для него не было вопроса: ос­таться после революции в России или эмигрировать на Запад. Ев­ропа означала материальное благополучие и покой, а Советская Россия открывала неясные, невиданные в мировой истории гори­зонты. И Пастернак сделал свой выбор - остался на родине. Во второй половине 30-х годов, когда в СССР прокатилось несколько волн жесточайших репрессий, Пастернак осознал, что «единение с временем перешло в сопротивление ему». Но и в самые тяжелые минуты испытаний Пастернак сохранял любовь к отечеству. Это можно увидеть на примере небольшого стихотворения «На ранних поездах», написанного в 1941 году и вошедшего в цикл стихотворе­ний «Переделкино». Это маленький рифмованный рассказ. Его ге­рой - измученный сложнейшими вопросами бытия интеллигент. «В горячей духоте вагона» подмосковной электрички ему открывается правда о прекрасном и непобедимом народе.
Сквозь прошлого перипетии
И годы войн, и нищеты
Я молча узнавал России
Неповторимые черты.
Превозмогая обожанье,
Я наблюдал, боготворя.
Здесь были бабы, слобожане,
Учащиеся, слесаря.

Так поэту открылись «России неповторимые черты». И он увидел то, что под силу прозреть лишь «вещим зеницам». Лица людей как бы высвечены отблеском будущих сражений, очищены от повсе­дневной шелухи. Рубежом сороковых годов разделяется два перио­да творческого пути Пастернака. Позднему Пастернаку присуща классическая простота и ясность. Его стихи одухотворены присутст­вием открывшегося поэту «огромного образа России».

На протяжении всего творческого пути Пастернака волновал во­прос позиции поэта. В цикле стихов «Тема с вариациями» (1918) он ищет в художнике, в творчестве источник силы, способной противо­стоять стихии разрушения, бушующей в современном мире. Пыта­ясь выйти к пониманию сути мира, жизни, законов ее движения, развития, поэт утверждал созидательную природу искусства:
Поэзия, не поступайся ширью,
Храни живую точность: точность тайн.
Не занимайся точками в пунктире
И зерен в мере хлеба не считай.

В стихотворении «Быть знаменитым некрасиво…», написанном в 1956 году, Пастернак определяет свое творческое кредо:Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Воля к преодолению своих пределов сочеталась с постоянной за­ботой о сохранении собственного почерка, с желанием «не отсту­паться от лица». Первая строка стихотворения задает тон всему стихотворению:
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Истинное величие поэта - не в том, чтобы стяжать себе славу, а в том, чтобы «привлечь к себе любовь пространства, // Услышать будущего зов».

Своеобразным поэтическим манифестом стало стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» Оно было написано в 1955 году и вошло в сборник стихов «Когда разгуляется» (1956-1959). Стихотворение проникнуто чувством сопричастности всему живущему на земле, стремлением постигнуть сложность жизнен­ных явлений «до оснований, до корней, до сердцевины». Прибли­жаясь к пушкинскому философскому постижению жизни: «Я жить хочу - чтоб мыслить и страдать», Пастернак пишет:
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

Пастернак вновь ставит знак равенства между стихами и чудом из чудес - природой. В его стихах оживает «дыханье роз, дыханье мяты, луга, осока, сенокос, грозы раскаты». И путеводной звездой на этом пути в будущее, к идеалу, становится для него бессмертная музыка, рожденная повседневностью для вечности:
Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

«Лирика позднего Пастернака открывает перед нами позицию по­эта - в отношении к миру и времени - в несколько ином ракурсе сравнительно с его творчеством прежних лет. Идея нравственного служения здесь преобладает надо всем прочим… Смысл бытия, назна­чение человека, сущность мира - вот вопросы, волновавшие Пастер­нака на протяжении многих лет, в особенности в конце жизненного пути, когда он, можно сказать, полностью отдает свою лирику поискам основ, разгадыванию конечных целей и первопричин» (А. Синявский).

Важное место в лирике Пастернака занимают стихотворения, включенные в роман «Доктор Живаго» (1956). Они написаны глав­ным героем этого произведения - Юрием Живаго. Это стихи, кото­рые были найдены в его бумагах после смерти героя, они представ­ляют свидетельство Юрия Живаго о своем времени и о себе. В романе стихи выделены в отдельную часть. Перед нами не просто небольшой сборник стихотворений, но цельная книга, имеющая собственную, строго продуманную композицию. Открывается она стихотворением о Гамлете, который в мировой культуре стал обра­зом, символизирующим раздумья над характером собственной эпо­хи. Лирический герой этого стихотворения, несущий в себе мысли и идеи своего поколения, выходя на подмостки жизни, понимает, что ему придется «испить свою чашу» лишений, горя, страданий, и мо­лит Бога: «Авва Отче, чашу эту мимо пронеси». Но он знает, что прийти к бессмертию можно лишь после того, как пройдешь все ис­пытания, посланные тебе судьбой. Лирический герой осознает, что он, как и каждый человек, должен пройти свой жизненный путь, каким бы трудным он ни был:
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути,
Я один, все тоне в фарисействе.
Жизнь прожить - не поле перейти.

В романе встречаются указания на обстоятельства возникнове­ния замысла тех или иных стихов. Одно из самых знаменитых сти­хов доктора Живаго «Зимняя ночь». Образ свечи, появляющейся на страницах романа, становится символическим. Накануне Рождест­ва Юра с Тоней проезжали по Камергерскому. «Вдруг он обратил внимание на черную протаявшую скважину в ледяном наросте од­ного из окон. Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, прони­кавший на улицу почти с сознательностью взгляда…» В это время в сознании Юрия Живаго складываются стихи: «Свеча горела на сто­ле. Свеча горела…» как начало чего-то смутного, неоформившегося, в надежде, что продолжение придет само собой. Так образ свечи становится символом поэтического дара Юрия Живаго и его любви к Ларе, которую он пронес в своей душе через всю жизнь:
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

В цикле стихов доктора Живаго есть несколько стихотворений, по­священных православным праздникам. Одно из них называется «Ро­ждественская звезда». Рассказывая о рождении Христа, поэт описыва­ет Вифлеемскую звезду, которая зажглась над колыбелью младенца:
Она пламенела, как стог, в стороне
От неба и Бога,
Как отблеск поджога,
Как хутор в огне и пожар на гумне.

Мы видим прекрасного младенца, «сияющего, в яслях из дуба, как месяца луч в углубленье дупла», его мать, деву Марию, которая любовалась Рождественской звездой.

Завершается эта поэтическая книга стихотворением, которое на­зывается «Гефсиманский сад». В нем звучат слова Христа, обра­щенные к апостолу Петру, защищавшему мечом Иисуса от тех, кто пришел его схватить и предать мучительной смерти. Он говорит, что «спор нельзя решать железом», и потому приказывает Петру: «Вложи свой меч на место, человек». И в этом стихотворении при­сутствует мотив добровольного самопожертвования во имя искуп­ления человеческих страданий и мотив будущего Воскресения:
Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья приплывут из темноты.

Таким образом, открывается книга стихотворений темой пред­стоящих страданий и сознанием их неизбежности («Гамлет») и закан­чивается темой добровольного их принятия и искупительной жертвой.

«Наследие Бориса Леонидовича Пастернака законно входит в сокровищницу русской и мировой культуры нашего века. Оно за­воевало любовь и признание самых взыскательных и строгих цени­телей поэзии. Знание этого наследия становится насущной необхо­димостью, упоительным чтением и поводом для раздумий над коренными вопросами человеческого бытия» (А. Озеров).