Альтернативные и вариативные формы дошкольного образования. Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании в свете современных требований. Инновационные формы дошкольного образования

Частный детский сад может быть создан как негосударственная образовательная организация, реализующая основную общеобразовательную программу дошкольного образования, или как организация, предоставляющая услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста.

Задачами групп выходного дня могут являться:

· помощь родителям в присмотре и уходе за детьми раннего и дошкольного возраста;

· усвоение детьми базовых знаний, соответствующих возрасту;

· социально-нравственное воспитание детей.

Центр игровой поддержки для детей до 1,5 лет при дошкольных образовательных учреждениях - форма организации детей раннего дошкольного возраста, направленная на обеспечение ранней социализации и адаптации их к поступлению в дошкольное образовательное учреждение. Структура центра может быть представлена следующими направлениями:

· консультативно-методической поддержки родителей детей раннего дошкольного возраста в организации воспитания и обучения ребенка;

· интегративные сюжетные занятия для детей раннего дошкольного возраста, направленные на познавательное и речевое, сенсорное и интеллектуальное развитие, а также детско – родительское сотворчество, музыку и гимнастику;

· лектории, тренинги, мастер - классы для родителей детей раннего дошкольного возраста.

Центр игровой поддержки и развития детей дошкольного возраста от 1,5 до 6 лет при образовательных учреждениях – структурное подразделение образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования (далее – ЦИПР). ЦИПР осуществляет психолого-педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей дошкольного возраста на основе современных игровых технологий.

ЦИПР функционирует по принципу детской площадки : комплексные развивающие занятия разной продолжительности от 1 до 3 часов сочетаются с профессиональным консультированием специалистов - психологов, педагогов и логопедов .

В таких центрах может быть представлен цикл программ так называемой «Школы раннего развития»:

Детские социальные игровые комнаты в жилых домах и общежитиях - форма организации детей дошкольного возраста, проживающих в жилых домах, общежитиях города.

Создаются в целях присмотра, ухода и досуговой деятельности детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

Сургутский район является самым крупным районом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре по численности населения и объему промышленного производства. Его площадь составляет 105,5 тысяч квадратных километров. Протяженность границ – 1800 км, с севера на юг – 560 км, с запада на восток – 400 км. За время существования внешний облик района и его пограничные очертания претерпевали изменения, впрочем, как и само название территории – уезд, край, территория, местность, район.

Сургутский район имеет многовековую историю – начиная с 1594 года, когда по указу царя Федора Иоанновича на правом берегу Оби был основан Сургутский острог. Он представлял деревянный рубленый город с воеводским двором, пороховым погребом, тюрьмой, государевыми амбарами, Троицкой церковью и Гостиным двором. Первым населением стали 155 служилых людей. К ведомству сургутских воевод принадлежали все остяцкие городки и волости, которые пошли от Сургута вверх и вниз по Оби. В первые годы существования Сургутского уезда таких волостей было десять. В дальнейшем, начиная с 1598 года, к Сургутскому уезду присоединялись все новые и новые волости и, соответственно, увеличивалось население.

В 1924 году, в связи с введением в Сибири нового административного деления, возник сам Сургутский район, в состав которого вошли 5 сельских советов. Бурное развитие района началось в 60-х годах прошлого столетия. Обнаруженные в эти годы запасы нефти дали второе рождение Сургутскому району. Первооткрывателем нефти в Среднем Приобье стал легендарный геолог Фарман Салманов.

Первая скважина, давшая нефть в промышленных объемах, стала Усть-Балыкская в 1961 году, где добывали 360 тонн в сутки. Впоследствии были открыты Западно-Сургутское, Мамонтовское, Лянторское, Локосовское месторождения. На территории района действовали шесть Всесоюзных ударных комсомольских строек, и поэтому сюда стали приезжать десятки тысяч молодых людей со всего Советского Союза. На территории района началось активное освоение природных богатств, а в месте с ним и масштабное строительство населенных пунктов. Один за другим здесь возникали новые рабочие поселки, которые затем превращались в крупные города и переходили в окружное подчинение. А вместе с ними уходили из состава Сургутского района и территории деятельности. Так произошло в 1967 году с Нефтеюганском, с Когалымом в 1985-м, а в 1980 году - с Нефтеюганским районом.

Несмотря на это, сегодня Сургутский район – одна из наиболее динамично развивающихся территорий ХМАО-Югры. Здесь в 25 населенных пунктах проживает более 120 тысяч человек: городские поселения Лянтор, Федоровский, Белый Яр, Барсово и девять сельских поселений: Солнечный, Локосово, Ульт-Ягун, Сытомино, Тундрино, Нижнесортымский, Угут, Русскинская, Лямина. На протяжении последних лет в районе отмечается ежегодный естественный прирост жителей – примерно на 3% в год, один из лучших в округе и России в целом. Говоря о населении Сургутского района, стоит особо отметить реализуемые социальные программы по переселению людей из ветхого жилья, развитию инфраструктуры системы образования, строительству новых школ, больниц, детских садов.

Основой экономического благополучия района является топливно-энергетический комплекс, который включает в себя геологоразведочные, нефтегазодобывающие, трубопроводные предприятия, нефтегазоперерабатывающие заводы. Так, на более чем 100 месторождениях Сургутского района работают 11 корпораций, которые в общей сложности добывают около 40 процентов всей Югорской нефти. Безусловный лидер нефтедобычи и разведочного бурения - ОАО «Сургутнефтегаз». А общества «Газпром переработка» и «Газпром трансгаз Сургут» обеспечивают транспортировку и переработку десятков тысяч миллиардов кубометров газа. «Точками роста» промышленного потенциала района являются:

«Завод стабилизации конденсата им. В.С.Черномырдина» ООО «Газпром переработка». Предприятие активно наращивает производственные мощности.

Деревообрабатывающее предприятие ОАО «Сургутмебель». Совершенствует технологии производства пеллетов и выпускает дома-вагоны.

Район богат также лесными угодьями. Поэтому здесь активно развивается лесопереработка и выпуск строительных материалов.

Учитывая богатство имеющихся природных ресурсов, администрацией района принимаются меры по развитию рыбодобычи и рыбопереработке. Возрастает значение для экономики района сельскохозяйственное производство. Сегодня в Сургутском районе 39 крестьянских (фермерских) хозяйств. С каждым годом цифры, характеризующие их работу, только растут. А общее количество крестьянских подворий превысило четыре сотни.

На территории района работают более 1 тысячи предприятий малого и среднего бизнеса и более 2 тысяч индивидуальных предпринимателей. Число занятых в секторе малого бизнеса насчитывает более 11 тысяч человек, что составляет 15% экономически активного населения. Малый бизнес продолжает доминировать в таких секторах экономики, как торговля, транспорт, строительство, сельское хозяйство, различные виды услуг и в основном сосредоточен в крупных населенных пунктах.

Как известно, кроме благоприятного инвестиционного климата, большую роль в развитии бизнеса и производства играет наличие развитой транспортной инфраструктуры. В Сургутском районе – 11 тысяч километров автодорог, а главным объектом транспортной сети является уникальный вантовый мост через Обь с безопорной частью длиной более 400 метров. Мост был построен в 2000 году и открыл постоянное автотранспортное сообщение с южными областями России.

Одним из важных конкурентных преимуществ Сургутского района является удачное сочетание природной привлекательности и транспортного положения. Сургутский район расположен географически более выгодно по отношению к региональным центрам – Сургуту, Ханты-Мансийску и Нижневартовску. По территории района проходит федеральная трасса, что дает возможность для развития придорожного сервиса (гостиничные комплексы, общественное питание, торговля). Учитывая территориальные транспортные особенности района, отдаленность населенных пунктов друг от друга, ведутся разработки по формированию туристических продуктов и инфраструктуры туристического сервиса по кустовому принципу.

Перспективен для района промышленный туризм – направление в туризме, способствующее не только отдыху, но и повышению интеллектуального уровня знаний о собственной стране, регионе, районе. Но наиболее колоритен и привлекателен этнографический компонент – в районе проживают более 3 тысяч представителей малочисленных народов Севера (98% - ханты, 1% - ненцы и менее 1% - манси). По большей части они заняты традиционными видами промысла – оленеводством, охотой, рыболовством и сбором дикоросов. Сегодня в Сургутском районе 157 общинно-родовых угодий (с 2001 года их называют территориями традиционного природопользования), на которых живут более 700 семей.

Для компенсации отрицательного воздействия промышленного освоения на состояние природного комплекса и территорий традиционного природопользования, в Сургутском районе за последнее десятилетие сложились договорные отношения между промышленниками и коренными малочисленными народами Севера. В соответствии с заключительными договорами, в качестве компенсации за использование предоставленных в эксплуатацию земельных участков, нефтяники ежегодно выплачивают денежную компенсацию коренным жителям, занимающимся традиционным хозяйством. Также они выдают им ГСМ, строительные материалы, спецодежду, представляют вертолетный и автомобильный транспорт для завоза продуктов питания на стойбища.

Время вносит свои коррективы в быт хантов. Зимой они ездят на вездеходах-«буранах», летом на лов рыбы отправляются на моторных лодках. Но олени были и остаются для них незаменимыми помощниками. Кроме того, гонки на оленьих упряжках – неизменно захватывающее зрелище во время национальных праздников: ежегодно в Русскинской, Лянторе, Тром-Агане и Нижнесортымском проходят дни оленеводов, охотников и рыбаков.

Отдельно стоит отметить жемчужину Сургутского района – уникальный Государственный природный заповедник «Юганский», охватывающий часть бассейнов рек Неусъях, Малый и Большой Юган с их притоками. В заповеднике 15 крупных озер, самые известные из них – Онтырлор и Кытнелор. В Юганском заповеднике – более 320 видов растений и почти всех видов деревьев Западной Сибири, в том числе кедра. Немало представителей фауны, занесенной в Красную книгу. Здесь обитают белые куропатки, глухари, тетерева, рябчики. Не редки встречи в лесах заповедника с соболем, медведем, лосем, песцом, норкой, горностаем, росомахой, выдрой и другими животными. Реже, но попадаются рысь и кабан.

Природное наследие Сургутского района – Юганский заповедник – многие ученые считают его единственным местом в регионе, не пострадавшим от последствий освоения недр при разработке месторождений нефти и газа. Поселок Высокий Мыс расположен в одном из самых красивых мест района. Ежегодно в нем проходит фестиваль бардовской песни, на который приезжают любители и профессиональные исполнители со всей страны.

Деревня Русскинская привлекает туристов в поисках северной экзотики. Особую гордость сельчан составляет Центр национальной культуры, где собраны изделия из меха, бисера, ткани, бересты, созданные руками мастеров-ханты. В 1989 году в Русскинской был открыт Музей Природы и Человека, основой которого стала коллекция таксидермии А.П. Ядрошникова - человека, страстно увлеченного изучением культуры и истории Сургутского Приобья. Сегодня в коллекции Музея более 3000 экспонатов.

Историко-археологический памятник Барсова Гора, находящийся на территории Сургутского района, отличается своей древностью: первые люди на этом месте, по предположениям ученых, появились в V тысячелетии до нашей эры. Не случаен интерес археологов к местности: первые раскопки здесь начались еще в 1887 году и проводились с использованием траншей шведскими учеными. Так были найдены 6 древних городищ и более 100 погребений эпохи средних веков. Барсова Гора не имеет себе равных по концентрации объектов археологии в регионе: здесь на сегодняшний день обнаружено более 400 городищ, селищ и святилищ древних жителей Приобья. Археологические находки из этой местности украшают мировые музеи в Швеции и России.

Расположенный поблизости поселок Барсово в 2005 году стал экспериментальной площадкой по внедрению нового способа безреагентной очистки подземных вод от железа и других примесей с использованием установки «Кавитон». Полученные положительные результаты использованы в других населенных пунктах района на водоочистных сооружениях.

Современная инженерная инфраструктура и технологии строительства преображают населенные пункты Сургутского района. Построены школы в Белом Яру, Сытомино, Лянторе, инженерные объекты в Барсово, Лямина, Солнечном, спорткомплексы «Атлант» и «Витязь» в Солнечном и Белом Яру, Дворцы культуры «Юбилейный» и «Кристалл» в Лянторе и Нижнесортымском, общежитие для студентов Сургутского района, районная библиотека, участковая больница с поликлиникой в Нижнесортымском, детский дом в Барсово, футбольные поля с искусственным покрытием в 4 поселениях района. Для коренных малочисленных народностей Севера возведена новая школа-интернат. И это лишь небольшая часть масштабных преобразований, происходящих в социальной сфере в районе в последние годы.

Сургутский район сочетает в себе природные богатства, исторические памятники и уникальные культурные традиции. Он не перестает притягивать к себе новых людей, открываясь с новых сторон тем, кто здесь уже живет, и гостям с разных уголков России и мира.

Группа выходного дня – это одна из форм дошкольного образования в нашем городе, которая позволяет дополнительно привлечь в ДОУ детей раннего возраста для лучшей адаптации к детскому саду. В некоторой степени это позволяет решить и проблему нехватки мест в детских садах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Альтернативные формы дошкольного образования

«Организация образовательного процесса в группе выходного дня»

МБДОУ ЦРР д/с №455

г. о. Самара

Подготовила:

Афанасьева Оксана Абударовна

Самара, 2015 г.

Группа выходного дня – это одна из форм дошкольного образования в нашем городе, которая позволяет дополнительно привлечь в ДОУ детей раннего возраста для лучшей адаптации к детскому саду. В некоторой степени это позволяет решить и проблему нехватки мест в детских садах.

Принципы работы

групп кратковременного пребывания:

  1. Образовательный процесс строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности взрослого с детьми.
  2. Взрослый привлекает детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности и активизируя своим партнерским участием.
  3. В образовательном процессе реализуется дифференцированный подход по нескольким направлениям:
  • Организация функциональной среды для свободной самостоятельной деятельности (обеспечение самореализации детей с разным уровнем развития),
  • Гибкие формы организации детей, обогащение содержания деятельности детей соответствующими их интересам и возможностям формами общения
  • Дифференцированный временной режим для разных видов совместной деятельности

Цель: адаптация детей 2-3 лет к условиям детского сада и обеспечение ранней социализации.

Задачи:

  1. Помощь в адаптации к условиям ДОУ детям раннего возраста.
  2. Установление контактов с родителями, педагогическое просвещение.
  3. Формирование умений общения со сверстниками.

В образовательном процессе реализуется дифференцированный и индивидуальный подход. Мы широко используем:

  • наглядные методы (показ предметов, образца, способов действия);
  • игровые этюды;
  • сюрпризные моменты (с участием сказочных и волшебных персонажей);
  • игры импровизации («Ласковый цветок и сердитые тучки», «Зайка-зазнайка», «Волшебные слова»);
  • упражнения на активизацию лексики («Я начну, а ты продолжи»).

Особую роль в образовательном процессе отводим игровой деятельности. Через игру ребёнок познаёт очень важный пласт человеческой культуры. В раннем возрасте игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи

Отдельное место в образовательном процессе занимает взаимодействие сотрудников детского сада с родителями.

Проводятся сценарии совместных праздников для детей и родителей: познавательные игры и музыкальные мероприятия.

Каждую субботу двери детского сада открыты для детей раннего возраста, где их ждут множество занимательных дел, направленных на двигательное, речевое, познавательное, социальное развитие.

Дети, посещающие группу выходного дня, получают навыки полезного общения со сверстниками в организованных для них условиях интеллектуальных и подвижных игр, исследовательской и художественно – творческой деятельности. Таким образом, все эти виды деятельности активно влияет на дальнейшую социализацию и адаптацию детей раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Модели, формы и методы организации образовательного процесса в рамках личностно– ориентированного подхода к обучению и воспитанию дошкольников»

Ребёнок - уникальная личность, которая стремится к реализации своих качеств, открыта для понимания смысла деятельности и восприятия нового опыта. Задача педагога - осознавать ценность развития личност...

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ...

2.2.1. Современные модели дошкольного образования на базе образовательных учреждений и организаций

Важной характеристикой региональной или муниципальной программы семейных детских садов является объем образовательных услуг, к которым получают доступ воспитанники. Если в Москве организация семейного детского сада предполагает введение, помимо ставки воспитателя, еще в общей сложности 1,5 ставки различных специалистов (воспитатель по физкультуре, музыкальный руководитель, старшая медицинская сестра, педагог-психолог, социальный педагог), оказывающих образовательные услуги воспитанникам семейного детского сада, то в Кемеровской области отводится в точности 1 ставка (по четверти ставок воспитателя, повара, работника кухни и уборщицы) для воспитателя семейного детского сада.

Сопоставляя востребованность данной формы в Москве и Кузбассе можно отметить, что, несмотря на существенно более выгодные экономические условия, предлагаемые москвичам, они менее охотно организуют семейные детские сады, чем в Кемеровской области, где возможность трудоустройства матерей существенно ниже.


Региональный опыт
Москва
Семейные детские сады действуют в Москве с 2008 г. Их деятельность регламентируется следующими нормативными документами:

  • постановление Правительства Москвы от 30 октября 2007 г. N 951-ПП "Об утверждении примерного положения об организации деятельности семейного детского сада"

  • приказ Департамента образования г. Москвы от 15 февраля 2008 г. N 48 "О финансировании организации питания детей в семейных детских садах"

  • приказ Департамента образования г. Москвы от 20 декабря 2007 г. N 984 "О реализации постановления Правительства Москвы от 30 октября 2007 года N 951-ПП "Об утверждении примерного положения об организации деятельности семейного детского сада"

  • постановление Правительства Москвы от 2 декабря 2008 г. N 1080-ПП "Об утверждении нормативов финансовых затрат на содержание одного воспитанника в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования"
Семейный детский сад является структурным подразделением государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования. Для организации деятельности семейного детского сада в штатное расписание дошкольного учреждения вводятся дополнительные штатные единицы:

  • воспитатель –1,0 ст.;

  • воспитатель по физкультуре – 0,25 ст.;

  • музыкальный руководитель – 0,25 ст.;

  • старшая медсестра – 0,25 ст.;

  • педагог-психолог – 0,25 ст.;

  • социальный педагог – 0,5 ст.
Данные штатные единицы определяются из расчета на 3-5 детей для одного семейного детского сада, являющегося структурным подразделением дошкольного учреждения.

На должность воспитателя семейного детского сада назначается родитель (законный представитель) многодетной семьи, в которой создается семейный детский сад.

Организация питания в семейном детском саду возлагается на воспитателя. На организацию питания в семейном детском саду предусматривается финансирование из бюджета города Москвы.

Администрация дошкольного учреждения осуществляет контроль за функционированием семейного детского сада. Занятия с детьми и другие виды деятельности в семейном детском саду могут проводиться как в здании дошкольного учреждения , так и в домашних условиях.

Для открытия структурного подразделения требуется создать много новой документации, вносить поправки в такие уже имеющиеся документы, как:
акт обследования жилищных условий семьи, договор, доверенность, личные дела детей.

Анализируя результаты потребностей москвичей в услугах ДОУ, можно отметить большую заинтересованность родителей в использовании для прогулок площадок детского сада; многие из них выразили желание посещать со своими детьми музыкальные и физкультурные занятия в ДОУ, кому-то была необходима помощь логопеда, в меньшей степени оказался востребован семейный психолог 14 .

Зарплата воспитателя семейного детского сада на начало 2009 г. составляла 11 тысяч рублей плюс деньги на питание, около 6 тысяч рублей на троих детей.
Кемеровская область
Семейные детские сады в Кемеровской области получили широкое распространение. В ряде районов охват данной формой многодетных семей с тремя и более детьми дошкольного возраста превышает 50%. Официальное название данной формы – семейная группа, являющаяся структурным подразделением муниципального ДОУ, ее деятельность регламентируется Распоряжением от 10.10.2008 № 1049-р коллегии администрации Кемеровской области «Об организации семейных групп, являющихся структурными подразделениями муниципальных дошкольных образовательных учреждений Кемеровской области».

Согласно этому документу, семейная группа является структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с уставом учреждения, в многодетных семьях, имеющих 3 и более детей (от 3 до 8 детей) в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, по месту проживания данной семьи.

Воспитателем семейной группы может быть родитель (законный представитель) многодетной семьи, прошедший социально-психологическое обследование, имеющий удовлетворительные условия жизни и положительное заключение государственного органа управления образованием за исключением:


  • лица, признанного судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

  • супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

  • супругов (один из супругов), лишенных родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

  • лица, отстраненного или освобожденного от обязанностей опекуна (попечителя), приемного родителя за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

  • бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

  • лица (один из супругов), имеющего заболевания, при наличии которых он не может осуществлять обязанности по воспитанию детей либо ему запрещена работа с детьми;

  • лица, не имеющего постоянного места жительства;

  • лица, не располагающего необходимыми жилищно-бытовыми условиями для организации семейных групп в жилом помещении и проживающего в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам;

  • лица, имеющего судимость, либо которому педагогическая деятельность запрещена приговором суда, либо имеющего неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации и Уголовным кодексом РСФСР;

  • лица, не имеющего среднего (полного) общего образования.
Решение об открытии семейной группы принимается учредителем учреждения с учетом вышеприведенных требований и при наличии:

  • письменного заявления от кандидата в муниципальный орган управления образованием по месту жительства кандидата;

  • акта обследования муниципальным органом управления образования жилищно-бытовых, социальных условий жизни и психологического климата в семье кандидата;

  • положительного заключения муниципального органа управления образованием.
Семейная группа организуется в жилых помещениях (частных жилых домах или квартирах) по месту проживания семьи.

Работники семейной группы являются сотрудниками учреждения.

Для организации семейной группы в штатном расписании учреждения необходимо предусмотреть следующие штатные единицы (в расчете на группу из 3-8 детей):


  • воспитатель –0,25 ст.;

  • повар – 0,25 ст.;

  • кухонный работник – 0,25 ст.;

  • уборщица – 0,25 ст.
Работник семейной группы зачисляется в штат учреждения. Трудовые отношения между учреждением и работником семейной группы регулируются трудовым договором. Медицинское обслуживание детей, посещающих семейную группу, осуществляется в порядке, установленном в учреждении. Воспитатель семейной группы проходит обязательные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке.

Занятия и другие виды деятельности, предусмотренные уставом учреждения, в семейной группе могут проводиться в здании учреждения.

Питание детей в семейной группе организуется в соответствии с установленными нормами для детей дошкольного возраста.

Муниципальные органы управления образованием оказывают методическую и консультативную помощь в организации деятельности семейной группы.

Зарплата воспитателя на начало 2009 г. составляла 5 тысяч рублей в месяц плюс 70 рублей в день на каждого ребенка (6300 рублей в расчете на троих детей).
Уфа (группы семейного воспитания)
Схожая с семейным детским садом форма организация дошкольного образования детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, действует в Уфе, где она получила название группы семейного воспитания. Деятельность групп семейного воспитания регламентируется Решением совета городского округа г.Уфы от 2 октября 2008 г. № 8/11 «О положении об организации групп семейного воспитания при муниципальных дошкольных образовательных учреждениях городского округа Республики Башкортостан».

Группы семейного воспитания организуются при муниципальных дошкольных образовательных учреждениях городского округа город Уфа Республики Башкортостан, реализующих общеобразовательную Программу дошкольного образования в соответствии с Уставом учреждения, в многодетных семьях, имеющих трех и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, по месту проживания данной семьи.

Для организации деятельности групп семейного воспитания в штатное расписание муниципального дошкольного образовательного учреждения вводится дополнительно штатная единица воспитателя группы семейного воспитания - 1,4 ст.

На должность воспитателя группы семейного воспитания назначается родитель (законный представитель) многодетной семьи, в которой создается семейный детский сад.

Воспитатель группы семейного воспитания имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск в соответствии с законодательством и условиями договора. Воспитатель группы семейного воспитания при приеме на работу должен пройти медицинское обследование в соответствии со статьей 51 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статьей 52 Закона Республики Башкортостан "Об образовании", должен иметь медицинскую книжку с прохождением профилактического осмотра в сроки, установленные для работников дошкольных образовательных учреждений.

Группы семейного воспитания могут создаваться в квартире, соответствующей нормам санитарно-гигиенических, противоэпидемических требований и правил противопожарной безопасности, предъявляемым к жилым помещениям. Исключается нахождение в квартире животных. Воспитатель группы семейного воспитания несет персональную ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка.

Группы семейного воспитания работают в режиме 10-часового пребывания детей, с 8.00 до 18.00. В группах семейного воспитания организуется 3-разовое питание детей. Ответственность за организацию питания детей возлагается на воспитателя группы семейного воспитания.

Медицинский контроль за здоровьем детей групп семейного воспитания осуществляется участковым педиатром в соответствии с нормативными документами и должностной инструкцией участкового врача-педиатра. Администрация дошкольного образовательного учреждения, при котором организована группа семейного воспитания, осуществляет контроль за функционированием группы семейного воспитания в соответствии с утвержденным графиком проведения контрольных проверок.

Норматив затрат на содержание одного воспитанника составляет 2926 рублей, из них 1886 рублей – заработная плата (с начислениями), 1040 – стоимость питания. В расчете на группу семейного воспитания, созданную в семье с тремя детьми дошкольного возраста это составляет около 9 тысяч рублей.

2.2.3. Программы пособий семьям с детьми, не посещающими детские сады

Как уже отмечалось ранее (см. краткий обзор развития национальной системы дошкольного образования в разделе 1), в большинстве регионов страны остро ощущается нехватка мест в детских садах, что выражается в наличии многочисленной категории детей дошкольного возраста, стоящих на учете для определения в муниципальные образовательные учреждения.

Добиться сокращения очереди можно различными способами, например, расширяя строительство, оптимизируя существующую сеть ДОУ, реструктуризируя систему образовательных учреждений и др. Однако, как показывает региональный опыт, существенно снизить численность желающих попасть в детские сады можно и без наращивания объемов сети муниципальных учреждений.

В ряде регионов используется такой механизм как предоставление пособий (компенсаций) родителям детей дошкольного возраста, не посещающих государственные и муниципальные ДОУ. Существуют значительные региональные особенности в реализации таких программ. Сравнительный анализ различных региональных программ представлен ниже (Таблица 4). Если в Костромской, Самарской и Иркутской областях данную программу в большей степени следует относить к социальной поддержке социально уязвимых категорий граждан (малообеспеченные, многодетные), то выплаты, реализуемые в Красноярском и Пермском краях, в основном нацелены на сокращение очереди в муниципальные ДОУ за счет материальной поддержки домашнего воспитания детей младшего дошкольного возраста.


Таблица 4. Региональные программы денежных выплат семьям с детьми, не посещающими ДОУ.

Регион/ муниципалитет

Название программы

Целевая группа

Размер пособия, руб.

Возраст детей, лет

Красноярский край

Выплата ежемесячной компенсации одному из родителей (законных представителей – опекуну, приемному родителю), фактически воспитывающему ребенка раннего возраста на дому, состоящего на учете в муниципальном органе управления образованием для определения в дошкольное образовательное учреждение, которому временно не предоставлено место в дошкольном образовательном учреждении

Все семьи, воспитывающие детей, не посещающих муниципальные ДОУ

3000

1,5-3

Костромская область

Ежемесячная социальная выплата на питание ребенка, не посещающего дошкольное образовательное учреждение

Многодетные семьи (кроме семей опекунов (попечителей) и приемных семей)

500

3-8

Самарская область

Ежемесячное пособие одному из родителей (усыновителей, опекунов, других законных представителей ребенка), воспитывающих детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих государственное или муниципальное образовательное учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования, при отсутствии указанных учреждений или свободных мест в них



1000 – 1-ый ребенок;

1500 – 2-ой ребенок;

2000 – 3-ий и последующие дети


1,5-3

Ярославская область

Ежемесячная выплата на детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения в связи с отсутствием в них свободных мест, отсутствием в населенном пункте образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, либо по медицинским показаниям

Все семьи, воспитывающие детей, не посещающих муниципальные ДОУ, кроме детей, находящихся на полном государственном обеспечении, детей, находящихся на полном государственном обеспечении, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, в отношении законных представителей которых в судебном порядке решается вопрос об ограничении родительских прав, о лишении родительских прав, об отмене усыновления

500

1,5-3

Иркутская область

Пособие на ребенка, состоящего на учете в органе местного самоуправления муниципального образования, осуществляющем управление в сфере образования, для определения в дошкольное общеобразовательное учреждение, которому временно не предоставлено место в дошкольном общеобразовательном учреждении

Семьи со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величины регионального прожиточного минимума

2000

1,5-3

Пермской край (пилот)





Размер пособия

1,5-5

Пермь (пилот)

Пособие семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих муниципальные ДОУ

Семьи, имеющие на иждивении ребенка (детей), не находящихся в социально опасном положении и не посещающих дошкольные учреждения

5300 – для детей 1,5-3 лет;

4500 – для детей 3-5 лет



1,5-5

Следует понимать, что программы помощи семьям, воспитывающим детей, не посещающим ДОУ – вынужденная мера, обусловленная нехваткой мест в государственных и муниципальных учреждениях. Участие в таких программах является более привлекательным для наиболее малообеспеченных слоев населения, в том числе и для неблагополучных семей, что может дополнительно снизить доступность дошкольного образования для проживающих в них детей. Чтобы снизить подобные риски при определении критериев участия в программе могут учитываться различные характеристики социального статуса семьи. Так, например, в пермскую программу был включен механизм предотвращения снижения доступности услуг дошкольного образования для детей из семей, находящихся в социально-опасном положении – родители детей, зарегистрированных в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как находящиеся в социально-опасном положении, не могут участвовать в программе, а их дети должны быть приняты в дошкольные учреждения.

Ниже представлен региональный опыт внедрения программ пособий семьям с детьми дошкольного возраста, не посещающими дошкольные образовательные учреждения, на примере Пермского края и Красноярского края. В приложении 3 представлено постановление Администрации г. Перми от 11 декабря 2008 г. N 1195 «О реализации пилотного проекта "Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения"», регламентирующее порядок предоставления пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения в г. Перми.
Региональный опыт
Пермский край
Пилотный проект по предоставлению пособий семьям, дети которых не посещают муниципальные детские сады, реализуемый начиная с 2007 г. в городах и районах Пермского края, представляет собой наиболее продуманный и детально проработанный вариант подобной программы. Проект реализуется в крае по инициативе губернатора Олега Чиркунова. Программа направлена на семьи, имеющие детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих муниципальный детский сад и не находящихся в социально опасном положении, при отсутствии мест в муниципальных дошкольном образовательном учреждении или при отказе родителей от предоставляемого места.

Исходно в пилотном проекте участвовали 14 территорий (Бардымский, Частинский, Усольский, Очерский, Соликамский, Суксунский, Октябрьский, Ильинский, Еловский, Добрянский, Большесосновский, Горнозаводский районы и города Краснокамск и Кудымкар), к которым с 2009 года на условиях софинансирования (50% - край, 50% - районный бюджет подключились еще 10 городов и районов Пермского края (г. Пермь, Кишертский, Ординский, Чайковский районы и территории Коми округа: Гайнский, Косинский, Кочевский, Кудымкарский, Юрлинский и Юсьвинский районы).

По словам Олега Чиркунова, «муниципалитеты обязаны предоставить любому дошкольнику место в детском саду. Но абсолютное большинство сделать этого не могут в силу того, что нет мощностей. Совершенно очевидный выход: если ты не можешь выполнить свои обязательства - выплати их деньгами. Мы пошли сегодня на то, что выделяем из краевого бюджета по 2000 рублей и говорим муниципалитетам: доплатите какую-то сумму и отдайте эти деньги своим жителям, которым не можете предоставить детские сады».

Ключевым документом, регламентирующим деятельность программы является постановление Правительства Пермского края от 15.10.2007 № 232-п «О пилотном проекте «Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения»» (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 15.02.2008 № 21-п, от 11.09.2008 № 413-п).

Пилотный проект оказался востребованным у молодых родителей. Только в Перми выплаты на январь 2009 г. получили 10672 человек. За неполные 2 месяца с начала 2009 г. жители города забрали из детских садов 391 ребенка в связи с желанием получать выплаты. В основном это дети младшего дошкольного возраста от 1,5 до 2 лет, которые много болеют и в сад ходят редко.

Семьи, которые находятся в социально опасном положении и состоят на учете в органах и учреждениях профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, в проекте не участвуют. Детям из таких семей гарантировано будут предоставлены места в муниципальных детсадах. Так, в территориях-участниках дополнительно получили места в детсадах 235 детей из семей, находящихся в социально-опасном положении, ранее не посещавших дошкольные учреждения.

Среди достоинств программы ее разработчики отмечают следующие:


  • программа позволяет хотя бы отчасти компенсировать гражданам невыполнение их конституционных прав доступное и бесплатное дошкольное образование;

  • программа расширяет возможности выбора родителями моделей дошкольного воспитания своих детей и позволяет развивать семейные формы их воспитания;

  • домашнее воспитание детей младшего дошкольного возраста является предпочтительным, обеспечивая больший эмоциональный и физический комфорт и сохраняя их здоровье;

  • программа позволяет за счет освобождения мест детьми до 5 лет расширить численность мест в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста, способствуя увеличению их охвата дошкольным образованием и более качественной подготовке их к школе;

  • условия участия в программе способствуют увеличению охвата услугами ДОУ детей из семей, находящихся в социально опасном положении, посещающих МДОУ.

Диаграмма 5. Схема участия в программе 15 .

Власти края планируют постепенно изменять сумму региональной части компенсации в сторону повышения до тех пор, пока спрос и предложение не сбалансируются и очереди в детские сады не исчезнут. По мнению губернатора края Олега Чиркунова, такая задача может быть решена в течение полутора-двух лет.

В целом на реализацию этого проекта в бюджете региона на 2009 г. заложено более 734 млн. рублей. В 2010–2011 гг. планируется направить из краевого бюджета более 1,67 млрд. рублей. Средства краевого бюджета будут выделяться муниципалитетам после подписания соответствующего соглашения, где будут зафиксированы обязательства территорий по ликвидации очереди в детсады, устройству всех детей от 5 лет и всех детей, находящихся в социально опасном положении, в дошкольные образовательные учреждения 16 .


Красноярский край
Введение в крае программы компенсаций родителям детей в возрасте от 1,5 до 3 лет вызвано исключительной остротой проблемы нехватки мест в муниципальных ДОУ. В 2007 г. началась реализация целевой программы «Дети» 17 , в качестве одной из основных задач которой было определено сокращение на 50% очереди состоящих на учете детей для определения в дошкольные образовательные учреждения. Решение задачи предполагалось достигнуть в помощью:

  • установления компенсационных выплат родителям (законным представителям);

  • строительства зданий под муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в том числе в строящихся жилых зданиях на первых этажах;

  • реконструкции и капитального ремонта зданий дошкольных образовательных учреждений

  • реконструкции и капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений для организации образовательных дошкольных групп для детей 6-летнего возраста, реализующих основные общеобразовательные программы.
Размер компенсационной выплаты составил 3000 рублей, возраст детей – от 1,5 до 3 лет. В 2008 г. программе участвовали около 27 тысяч граждан. Однако добиться требуемых результатов руководству края не удалось. В 2008 г. около 30 тысяч детей не имели возможности посещать детские сады. Особенно острой является проблема нехватки мест в дошкольных учреждениях в новых микрорайонах, где родители вынуждены становиться в очередь с самого рождения ребенка. Сокращенный по сравнению с Пермским краем период выплат (не 1,5- 5 лет, а 1,5-3 года) не позволяет добиться высвобождения мест для обеспечения широкого доступа к услугам муниципальных образовательных учреждений детей более старшего возраста.

Одной из наиболее актуальных проблем в развитии современного образования является проблема обеспечения равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу.

В целях создания благоприятных условий для решения этой задачи рекомендуется всемерно развивать и совершенствовать имеющиеся формы образования детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время основной организационной формой дошкольного образования являются дошкольные образовательные учреждения шести разных видов, а также образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Соответственно, основная масса дошкольных образовательных программ, разрабатываемых до сих пор, нацелена именно на дошкольные образовательные учреждения.

Вместе с тем, в связи с резким сокращением сети дошкольных образовательных учреждений и невозможностью принять в них всех детей дошкольного возраста, с 2000 года начали развиваться вариативные формы дошкольного образования, а именно группы кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, и развернулись разработки программ для них.

В этой ситуации, говоря о вариативных организационных формах дошкольного образования, имеет смысл выделять как особую организационную единицу «дошкольную образовательную группу». Необходимо рассматривать возможности создания таких групп (для детей в возрастном диапазоне 1-7 лет, в том числе и для детей 5-7 лет) не только в дошкольных образовательных учреждениях (как групп кратковременного пребывания), но и на базе разных культурно-образовательных центров и центров дополнительного образования детей (библиотек, музеев, клубов, домов детского творчества и т.п.), а также на базе добровольных родительских сообществ. При этом дошкольные образовательные группы должны иметь возможность работать в разных временных режимах (с полным или неполным днем пребывания, каждодневные или несколько дней в неделю), отвечая тем самым многообразным запросам населения.

Создание таких разнообразных дошкольных групп позволит более полно использовать культурный потенциал социума в образовании детей дошкольного возраста.

«Дошкольная образовательная группа» как организационная форма - мобильнее и дешевле, чем дорогостоящий и сложный механизм детского сада полного дня (это не исключает и более полного использования инфраструктуры детского сада для групп кратковременного пребывания разного типа).

Можно представить перечень возможных организационных форм образования детей старшего дошкольного возраста следующим образом:

детский сад полного дня;

группы кратковременного пребывания в детском саду;

группы для детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений;

дошкольные группы на базе разных культурно-образовательных центров и центров дополнительного образования детей;

дошкольные группы на базе добровольных родительских сообществ.

Важно отметить, что относительно детей старшего дошкольного возраста речь должна идти именно о «дошкольной образовательной группе», а не о «классах раннего развития» при школах или центрах дополнительного образования. Дошкольные образовательные группы должны стать самостоятельными структурными подразделениями общеобразовательных учреждений, главной целью которых будет полноценное развитие детей дошкольного возраста, реализация общеобразовательной программы дошкольного образования в полном объеме. Такие группы ни в коем случае не должны рассматриваться как подготовительные курсы для детей по подготовке их к поступлению в первый класс определенной школы.

Одной из основных задач дошкольных образовательных групп, наряду с развитием детей дошкольного возраста, является необходимая диагностическая работа с детьми 5 и 6-летнего возраста, направленная на выявление уровня и особенностей развития ребенка, а также консультативная работа с родителями дошкольников, целью которой является выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для развития ребенка, подготовки к школе и выбора оптимальной модели обучения в начальной школе.

Перечисленные формы образования детей старшего дошкольного возраста можно разделить на три модели, положив в основу характер организации образовательного процесса:

группы полного дня для детей старшего дошкольного возраста на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования (дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста);

группы кратковременного пребывания детей на базе образовательных учреждений, учреждений культуры и родительских сообществ;

образование в семье (представленное в формах собственно семейного образования, осуществляемого родителями, гувернерства и репетиторства).

В экспериментальную деятельность по апробации различных моделей и вариативных программ развития, воспитания и обучения детей 5-7 лет в 2007-2010 гг. включены следующие регионы:

в Центральном Федеральном округе - Белгородская и Смоленская области, город Москва;

в Приволжском Федеральном округе - Чувашская Республика, Пермский край, Нижегородская и Ульяновская области;

в Северо-западном Федеральном округе - Вологодская и Новгородская области;

в Сибирском Федеральном округе - Агинский Бурятский автономный округ, Кемеровская и Омская области;

в Южном Федеральном округе - Карачаево-Черкесская Республика и Республика Калмыкия, Астраханская и Волгоградская области;

в Уральском Федеральном округе - Свердловская и Тюменская области в Дальневосточном Федеральном округе - Республика Саха (Якутия) и Приморский край.

Выделение трех основных моделей образования детей старшего дошкольного позволяет задать инвариантную часть его организации. При этом сама инвариантная часть может быть представлена тремя уровнями:

уровень - базовый - психолого-педагогические основания организации образования детей старшего дошкольного уровня,

уровень - основные модели образования детей старшего дошкольного

возраста для двух типов дошкольных образовательных групп - полного дня и кратковременного пребывания - и семьи;

3 уровень - специфика организации образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста, определяемая типом учреждения, при котором создана образовательная группа.

Необходимым условием организации различных форм образования детей старшего дошкольного возраста является соответствие его определенным требованиям.

Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста независимо от модели организации должен включать три блока:

совместной деятельности взрослого с детьми и

самостоятельной деятельности детей.

При этом ведущая роль должна принадлежать второму блоку - совместной (партнерской) деятельности взрослого с детьми. Содержание образования и организация предметно-развивающей среды должны соответствовать возрастным особенностям развития детей.

Особого внимания требует организация образования детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательных школ. Образование в школах имеет жесткую формализацию, поэтому какая бы качественная программа не использовалась, процесс начинает постепенно приобретать характер, присущий обучению в начальной школе, что противоречит возрастным особенностям образования и развития старших дошкольников. В силу этого, если дошкольная образовательная группа будет создаваться при общеобразовательной школе, она должна представлять собой самостоятельную структурную единицу, организованную в соответствии с принципами построения образования для детей дошкольного возраста.

Организация образования детей старшего дошкольного возраста на базе учреждений дополнительного образования и учреждений культуры должна происходить в соответствии с требованиями организации дошкольных образовательных групп, предусмотренными для групп кратковременного пребывания на базе дошкольных образовательных учреждений. Однако не стоит отказываться при этом от тех возможностей, которые заложены в специфике самих учреждений дополнительного образования и учреждений культуры, имея в виду широкий контекст включения детей в разного рода культурные практики (музыка, танцы, изобразительное искусство, музейные экспозиции и т.п.).

Образование детей старшего дошкольного возраста на базе семьи и родительских сообществ является в нашей стране слабо развитой практикой, поэтому требует особого внимания со стороны органов управления образованием. Для развития сферы семейного образования детей старшего дошкольного возраста необходимо определить его возможности и ограничения, формы взаимодействия семьи и родительского сообщества со специалистами в области развития и образования детей старшего дошкольного возраста (физиологами, психологами, педагогами). Образование детей старшего дошкольного возраста на базе семьи и родительского сообщества на данный момент не имеет достаточного методического оснащения, что требует дополнительных научных исследований и специального проектирования системы взаимодействия родительского сообщества и специалистов по развитию и образованию детей старшего дошкольного возраста.

Основными моделями образования детей старшего дошкольного возраста являются дошкольные образовательные группы полного дня для детей старшего дошкольного возраста на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования, и дошкольные образовательные группы кратковременного пребывания детей старшего дошкольного возраста на базе образовательных учреждений, учреждений культуры и родительских сообществ.

Таким образом, эти две модели требуют первоочередного развития в целях создания равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу.