Евгений евтушенко молитва перед поэмой. Читать онлайн "Братская ГЭС ". Молитва перед поэмой



Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт-реалист. Любовь к родине, размышление над тайнами национального российского характера, высокое чувство гражданственности — таковы особенности лирики Некрасова.

Близость к революционерам-демократам сказалась на взглядах Некрасова на сущность искусства, на место и роль поэзии в жизни общества. Сторонники "чистого искусства" были его идейными противниками. Некрасов заявил: "Нет науки для науки, нет искусства для искусства — все существует для общества, для облагорожения человека..."

Гражданственность Некрасова тесно связана с его пониманием назначения поэта. Каким должен быть поэт? Какова его роль в обществе? Каковы задачи поэзии? В стихотворении "Поэт и гражданин" Некрасов изложил свою поэтическую программу, выразил взгляды на общественный долг поэта. Он писал о том, что истинный поэт не может быть равнодушен к горю и мукам "не имущих хлеба".

Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденность, за любовь...
Иди и гибни безупречно,
Умрешь не даром — дело прочно,
Когда под ним струится кровь.

Через сердце поэта проходят "боли народные". Вот от "парадного подъезда" гонят оборванную чернь; вот на "несжатой полосе" плачет крестьянка от непосильного труда; вот разоренные голодные деревни; тройки, мчащиеся по бездорожью; вот бурлаки со стонами тянут баржу; вот Россия, где "рой подавленных и трепетных рабов завидовал житью последних барских псов". Некрасовская Россия — это поэтическое размышление о судьбе народа.

Муза поэта была спутницей "бедняков, рожденных для труда, страданья и оков". Она раскрывала бездны насилия и зла, призывала к борьбе.

Многие свои стихотворения поэт посвятил мужественным, сильным духом людям, которые были для него примером при жизни, чьим заветам он остался верен в своем творчестве после их смерти. Это передовые деятели своего времени, вожаки социал-демократического революционного движения: Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Писарев. Пафос гражданственности, революционный настрой — главное отличие таких стихотворений. Но также для Некрасова характерно выражение простых человеческих чувств, которые вызывают у поэта воспоминания о друзьях-революционерах. Это чувство дружеской нежности, привязанности, заботы, верности, чувство благодарности.

В стихотворении "Памяти Белинского" поэт делится с читателями печальными воспоминаниями о друге, чья "наивная и страстная душа" стремилась "к одной высокой цели". Перед читателем реальный образ человека, который жил, мечтал и боролся, "упорствуя, волнуясь и спеша", а вовсе не каменный памятник, воздвигнутый на могиле друзьями.

Ты нас любил, ты дружеству был верен —
И мы тебя почтили в добрый час!

В другом своем стихотворении, посвященном Белинскому, поэт назовет его "братом по судьбе", с которым он шел "одной тернистой дорогой". Некрасов считает себя правопреемником своего ближайшего друга. Борцам за светлое будущее России посвящены стихотворные строки, ставшие хрестоматийными:

Природа-мать! Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни.

Стихотворение "Родина" открывает еще одну сторону личности Некрасова. Вчитаемся в строки о величественной душе терпеливой женщины, матери поэта:

Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;
Она была горда, упорна и прекрасна,
И все, что вынести в тебе достало сил,
Предсмертный шепот твой губителю простил!..

Милый сердцу образ матери Николай Алексеевич пронес через всю свою жизнь. Спустя пять-лет после ее смерти он скажет о трагической судьбе дорогого человека, созвучной с судьбами многих русских женщин. Некрасов всегда вспоминал свою мать как сильную женщину. Беззаветная любовь к своим детям, милосердие и способность прощать, но в то же время стойкость, мужество, верность, — этими характерными чертами матери поэт наделил многих своих героинь. Вспомним Матрену Тимофеевну Корчагину, которая вынесла величайшее для каждой Матери горе — потерю ребенка, и, несмотря на это, сумела простить Савелия, нечаянного виновника гибели Демушки; вспомним княгинь Трубецкую и Волконскую, которые остались преданными своим мужьям, верными своему долгу.

Поэт считает, что именно такие женщины должны воспитывать новое поколение русских людей, именно они способны передать детям всю свою жизненную мудрость и духовную красоту, научить их быть терпимыми и милосердными. "Не бойся", — скажет мать и, держа свое чадо за руку, поведет его по жизни.

Не бойся горького забвенья:
Уж я держу в руке моей
Венец любви, венец прощенья,
Дар кроткой родины твоей...

Недаром женщину-мать Некрасов называет "многострадальной" матерью "всевыносящего русского племени". Такая женщина в стихах Некрасова становится символом родного дома, родного края, воспоминания о котором всегда живы в сердце русского человека.

И с тем же чувством, которым проникнуты строки о святых, искренних "слезах бедных матерей", поэт будет говорить о "слезах" русской земли:

Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ!
И бросить хоть единый луч сознанья
На путь, которым бог тебя ведет...

Поэта искренне волнует судьба народа, способного изготовлять не только печные горшки, но и строить железные дороги, создавать уникальные произведения искусства. Сам поэт был величайшим Гражданином свой Отчизны. До последних дней он воспевал красоту русской земли, красоту души человеческой. Некрасов в своем творчестве продолжал развивать лучшие традиции, завещанные русской литературе Рылеевым, Пушкиным, Лермонтовым. Он верил в прекрасной будущее России.

Да не робей за Отчизну любезную...
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет все, что господь ни пошлет!
Вынесет все — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только жить в эту пору прекрасную
Уж не придется ни мне, ни тебе.

Некрасовская лирика является неистощимым источником жизненной силы и мудрости. Честь, трудолюбие, стремление к истине, гуманизм, вера в справедливость, гражданственность, любовь к Родине — вот в чем видел поэт смысл и содержание жизни человека. Эту идею Некрасов пытался выразить почти в каждой своей строке. И нельзя согласиться с теми, кто считает, что ценность лирики Некрасова потеряна с годами, что в наше время читать его произведения неинтересно. Поэзия Некрасова — это не только отклик поэта на злободневные проблемы его времени, но и завещание потомкам. Любовь к Родине и служение интересам государства — вот что могло бы помочь подняться на ноги нашему современному российскому обществу.

Сочинение


лишь тем, в ком бродит гордый дух
гражданства, кому уюта нет, покоя нет.
Е. Евтушенко

Поэма “Братская ГЭС” была написана Е. Евтушенко в середине шестидесятых годов, по свежим впечатлениям от грандиозной стройки. В ней звучит гордость за людей и страну, осуществляющих такие небывалые проекты.
Я же хочу остановиться на вступлении к поэме, названной автором “Молитвой к поэме”. В ней Евтушенко, вспоминая своих великих предшественников: Пушкина, Лермонтова, Некрасова- “просит” у них помощи выразить всю глубину и силу задуманного.
Поэт хочет быть достойным той эпохи, в которой живет и творит.

Поэт в России - больше чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет.
Поэт в ней - образ века своего
и будущего призрачный прообраз.
Поэт подводит, не впадая в робость,
Итог всему, что было до него.

Во вступлении звучат мысли о том, что поэт - наследник вековых традиций, это для него не груз, а великая кладовая, сокровищница, из которой он будет черпать вдохновение всю жизнь.

Сумею ли? Культуры не хватает...
Нахватанность пророчеств не сулит...
Но дух России надо мной витает
и дерзновенно пробовать велит.
И на колени тихо становясь,
готовый и для смерти и победы,
прошу смиренно помощи у вас,
великие российские поэты...

Вспоминая классиков русской поэзии, Евтушенко не только выражает им свою признательность и восхищение, но говорит о своей преемственности традициям русской поэзии. Прекрасно владея стихом, Евтушенко, не подражая, начинает говорить с Пушкиным его языком, с Лермонтовым - по-лермонтовски, с Пастернаком - на его языке.

Дай, Пушкин, мне свою певучесть,
свою раскованную речь,
свою пленительную участь -
как бы шаля, глаголом жечь.
Дай, Пастернак, смещенье дней,
смущенье веток,
сращенье запахов, теней...
Чтобы вовек твоя свеча
во мне горела.

Это по плечу только большому мастеру, и именно таким поэтом раскрывается Евтушенко в этой поэме и во вступлении к ней.
У предшественников просит поэт вдохновения, чтобы суметь воспеть грандиозные свершения народа, но и не умолчать о том соре, который прилепился к великому народу.

Дай, Маяковский, мне
глыбастостъ,
буйство,
бас,
непримиримость грозную к подонкам,
чтоб смог я,
сквозь время прорубясь,
сказать о нем,
товарищам потомкам.

Поэма “Братская ГЭС” написана в середине шестидесятых, но звучит актуально и в наши дни, такова сила классики, а то что Евгений Александрович Евтушенко - классик, уже не вызывает сомнения.

ЕСТЬ ЧЕМ ОПРАВДАТЬСЯ ПЕРЕД БОГОМ.

СТИХАМИ И СЫНОВЬЯМИ.

"В продуманности строки-

тончайшая тяжеловестность,

Ей это приносит известность,

и ценят ее знатоки.

В нечаянности строки-

есть слишком завидная легкость,

и можешь кусать себе локоть,

но именно это - стихи", Е.Евтушенко.

____________________________________

ПОЭТ Е.Евтушенко:

Поэт в России - больше, чем поэт .

В ней суждено поэтами рождаться

лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,

Кому уюта нет, покоя нет.

Поэт в ней - образ века своего

И будущего призрачный прообраз.

Поэт подводит, не впадая в робость,

Итог всему, что было до него.

Сумею ли? Культуры не хватает...

Нахватанность пророчеств не сулит...

Но дух России надо мной витает

И дерзновенно пробовать велит.

И, на колени тихо становясь,

Готовый и для смерти, и победы,

Прошу смиренно помощи у вас,

Великие российские поэты...

Дай, Пушкин, мне свою певучесть,

Свою раскованную речь,

Свою пленительную участь -

Как бы шаля, глаголом жечь.

Дай, Лермонтов, свой желчный взгляд,

Своей презрительности яд

И келью замкнутой души,

Где дышит, скрытая в тиши,

Недоброты твоей сестра -

Лампада тайного добра.

Дай, Некрасов, уняв мою резвость,

Боль иссеченной музы твоей -

У парадных подъездов и рельсов

И в просторах лесов и полей.

Дай твоей неизящности силу.

Дай мне подвиг мучительный твой,

Чтоб идти, волоча всю Россию,

Как бурлаки идут бечевой.

О, дай мне, Блок, туманность вещую

И два кренящихся крыла,

Чтобы, тая загадку вечную,

Сквозь тело музыка текла.

Дай, Пастернак, смещенье дней,

Смущенье веток,

Сращенье запахов, теней

С мученьем века,

Чтоб слово, садом бормоча,

Цвело и зрело,

Чтобы вовек твоя свеча

Во мне горела.

Есенин, дай на счастье нежность мне

К березкам и лугам, к зверью и людям

И ко всему другому на земле,

Что мы с тобой так беззащитно любим.

Дай, Маяковский, мне

Глыбастость,

Буйство,

Непримиримость грозную к подонкам,

Чтоб смог и я,

Сквозь время прорубясь,

Сказать о нем

Товарищам-потомкам...

Новая Хроника Текущих Событий - о Поэте.

"Как сообщили информационные агенства, в США скончался поэт Евгений Евтушенко. Евтушенко было 84 года, и в пятницу он был срочно госпитализирован в связи с ухудшением состояния.

Согласно последней воле поэта, он будет похоронен в подмосковном Переделкине.

Он родился 18 июля 1933 г. на станции Зима в Иркутской области. Его отец — Александр Рудольфович Гангнус, немец по национальности, был геологом. Мать — Зинаида Ермолаевна Евтушенко также геолог, актриса, заслуженный деятель культуры РСФСР.

В 1951 г. поступил в Литературный институт имени М. Горького, откуда в 1957 г. был отчислен с формулировкой «за непосещение лекций». Только в 2001 г. получил диплом об окончании института.

В 1944 г. Евгений Евтушенко вместе с матерью переехал в Москву. В 1949 г. в газете «Советский спорт» было опубликовано его первое стихотворение.

В 1952 г. вышел первый сборник стихов «Разведчики грядущего». В том же году Евгений Евтушенко был прият в Союз писателей СССР, став самым молодым его членом.

Опубликовал множество поэтических сборников, среди них «Третий снег» (1955), «Шоссе энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957), «Стихи разных лет» (1959), «Яблоко» (1960), «Нежность» и «Взмах руки» (1962) и др.

В 1961 г. в «Литературной газете» была опубликована поэма «Бабий Яр», посвященная массовым расстрелам евреев в годы войны, за что поэт был обвинен в политической незрелости и в отсутствии чувства интернационализма. На основе поэмы композитор Дмитрий Шостакович создал свою знаменитую 13-ю симфонию. «Бабий Яр» был переведен на 72 языка мира, строки из нее высечены перед Мемориальным музеем Холокоста в Вашингтоне.

В феврале 1963 г. во французском еженедельнике «Экспрессо» вышла «Автобиография» Евгения Евтушенко. Это событие вызвало недовольство советских властей, которые обвинили поэта в том, что он действовал без разрешения Идеологического отдела ЦК КПСС. Его «Автобиография» на пленуме правления Союза советских писателей в марте того же года была названа клеветой на социалистический строй.

Евгений Евтушенко выступал в защиту писателей-диссидентов — Андрея Синявского, Юлия Даниэля, Александра Солженицына и др. В своих стихах выражал протест против ввода советских войск в Венгрию, Чехословакию, оккупации которой посвятил стихотворение «Танки идут по Праге». Позднее в стихах высказывал отрицательное отношение к войне в Афганистане.

В 1988 г. он вступил в правозащитное общество «Мемориал». Спустя год был избран сопредседателем писательской ассоциации «Апрель». В 1991 г. стал секретарем правления Содружества писательских союзов.

Был народным депутатом СССР (1989-1991).

В 1991 г. вместе с семьей переехал в США. Читал курс русской поэзии в американских университетах. В 1990-2000-х гг. выпустил ряд прозаических и поэтических произведений, опубликовал антологию «Поэт в России — больше, чем поэт. Десять веков русской поэзии».

Его произведения переведены более чем на 70 языков мира, издано свыше 130 книг.

Лауреат Государственной премии СССР (1984; за поэму «Мама и нейтронная бомба»), Государственной премии РФ в области литературы и искусства (2009), премии «Тэфи» за лучшую просветительскую программу «Поэт в России — больше, чем поэт» (1998) и др.

Почетный член Российской академии художеств, Американской академии искусств, Академии изящных искусств в Малаге, действительный член Европейской академии искусств и наук. Почетный профессор «Нonoris Causa» Университета новой школы в Нью-Йорке и Королевского колледжа в Квинсе. Профессор в Питсбургском университете, в университете Санто- Доминго.

Был женат четыре раза. С 1954 г. состоял в браке с известной поэтессой Изабеллой (Беллой) Ахмадулиной. Вторая супруга — Галина Сокол-Луконина (брак заключен в 1961 г.), третья — Джен Батлер, ирландка (с 1978 г.). В настоящее время его супруга — Мария Владимировна (1961 г.р.), врач, филолог.

У Евгения Евтушенко пять сыновей: Петр (усыновлен; 1967 г.р.), Александр (1979 г.р.), Антон (1981 г.р.), Евгений (1989 г.р.), Дмитрий (1990 г.р.).

17 июля 2010 г. Евгений Евтушенко открыл в Переделкино собственный музей, который он завещал государству. Планируется, что «Музей-галерея Евтушенко» станет филиалом Государственного центрального музея современной истории России.

В 1994 г. его именем названа малая планета Солнечной системы (4234 Evtushenko)".

В эту субботу не стало известного русского поэта Евгения Евтушенко. За свою жизнь он написал более 150 книг, а его стихотворения всегда трогали за живое каждого читателя. Ему было 84 года. Он умер в городе Талса в Оклахоме. Сайт «360» вспомнил самые яркие высказывания Евтушенко и наиболее знаменитые строки из его стихов.

Поэт в России - больше, чем поэт.

В ней суждено поэтами рождаться

лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,

кому уюта нет, покоя нет.

Поэт в ней - образ века своего

и будущего призрачный прообраз.

Поэт подводит, не впадая в робость,

итог всему, что было до него.

«Молитва перед поэмой», 1964 год.

Хотят ли русские войны?

Спросите вы у тишины

над ширью пашен и полей

и у берез и тополей.

Спросите вы у тех солдат,

что под березами лежат,

и пусть вам скажут их сыны,

хотят ли русские войны.

- «Хотят ли русские войны?», 1961 год.

Я, как поезд,

что мечется столько уж лет

Между городом Да

и городом Нет.

Мои нервы натянуты,

как провода,

Между городом Нет

и городом Да!

- «Два города», 1964 год.

каждый здесь расстрелянный старик.

каждый здесь расстрелянный ребенок.

- «Бабий Яр», 1961 год.

Еврейской крови нет в крови моей.

Но ненавистен злобой заскорузлой

я всем антисемитам,

как еврей,

и потому -

я настоящий русский!

- «Бабий Яр», 1961 год.

Достойно, главное достойно

Любые встретить времена,

Когда эпоха то застойна,

То взбаламучена до дна.

- «Достойно», 1976 год.

Дай Бог всего, всего, всего

и сразу всем - чтоб не обидно…

Дай Бог всего, но лишь того,

за что потом не станет стыдно.

- «Дай Бог!», 1990 год.

«Может, смысл существования в том, чтобы смысл его искать?».

«Когда ты артист, ты не имеешь права быть пошляком и просто зарабатывателем денег. Ты должник своего народа в каждой стране и должник всего человечества».

«Мировая культура - это стена перед войной, сложенная из великих книг».

Наверное, мы с вами просто трусы,

когда мы подгоняем наши вкусы

под то, что подоступней, попростей.

Не раз шептал мне внутренний подонок

из грязных подсознательных потемок:

«Э, братец, эта - сложный матерьял…» -

и я трусливо ускользал в несложность

и, может быть, великую возможность

любви неразделенной потерял.

- «Неразделенная любовь», 1971 год.

Безнравственно страданье напоказ -

на это наложи запрет строжайший.

Не в первый раз и не в последний раз

страдаешь ты…

Так что же ты страдаешь?

- «Не в первый раз и не в последний раз…».

Мне снится старый друг,

который стал врагом,

но снится не врагом,

а тем же самым другом.

- «Старый друг», 1973 год.

«Сегодня мне не нравится повышенная озлобленность людей друг к другу и сильно возросшее чувство зависти. Только отчасти это можно объяснить социальным неравенством. Такой переозлобленности, особенно когда читаешь интернет, я не видел никогда. Нужно избавляться от этого. Надо не только других научиться любить, но и самих себя. Мы очень легко оскорбляем друг друга».

Пожалеть себя всегда приятно.

Всех послушать - каждый чуть не свят.

Пожалей траву, когда примята.

Не жалей себя, когда ты смят.

- «Что такое на меня напало…», 1957 год.

Проклятье века - это спешка,

и человек, стирая пот,

по жизни мечется, как пешка,

попав затравленно в цейтнот.

Поспешно пьют, поспешно любят,

и опускается душа.

Поспешно бьют, поспешно губят,

а после каются, спеша.

- «Проклятье века - это спешка».

Не люблю я красивых надрывностей .

Но из множества несправедливостей

наибольшая все-таки - смерть.

- «Паруса», 1969 год.