Индустриальное общество. Какие модели классового деления общества? Экономические отношения между людьми в индустриальном обществе

  • 2.1. Философские (мировоззренческие) парадигмы социологического анализа общества
  • 2.2 Общенаучные, теоретические методы и их роль в социологической науке
  • 2.3. Эмпирические методы социологического исследования
  • 2.4. Методы обработки, анализа и интерпретации эмпирических данных
  • Тема 4. Социологическое исследование: этапы, программа, главные теоретические процедуры и исследовательские стратегии
  • 1. Основные этапы конкретно-социологического, эмпирического исследования
  • 2. Программа, цели и задачи, объект и предмет исследования
  • 3. Главные теоретические процедуры кси
  • 4. Исследовательские стратегии
  • 1. Социологическое знание: общее и особенное
  • 2. Социология и законы социальной жизни общества
  • 3. Объективность, гносеологическая и историческая релятивность (относительность) социологического знания
  • Социологическое знание
  • Тема 6. Внутреннее многообразие социологии
  • Тема 7. Социологический плюрализм. Основные направления современной мировой социологической мысли
  • Тема 8. Социология и другие науки
  • 3. Социология и психология
  • 4. Социология и экономическая наука
  • Тема 9. Социология и жизнь общества. Функции социологии
  • Тема 10. Социологическое мышление: некоторые гносеологические характеристики
  • Тема 11. Социальное. Социальная жизнь, её базисные элементы.
  • 1.Социальное
  • 2.1 Социальное действие.
  • 2.3. Социальные общности.
  • 2.5 Социальные организации.
  • Тема 12. Общество как тип социальной общности, социальная и социетальная система
  • 3. Типы обществ
  • 3. Изменение (развитие) общества
  • 5. Дополнение к вопросу о типах общества (из книги “Современная западная социология: Словарь” – м., Политиздат, 1990. С. 270-271)
  • Тема 13. Социальная структура общества: понятие, плюрализм трактовок, место в категориальной системе социологии
  • 1.О термине «структура»
  • 2.Социальная структура как социологическое понятие
  • 3.Социальная структура: западно-социологические парадигмы интерпретации
  • Тема 14. Личность. Социализация индивида
  • 2. Структура личности
  • 3. Становление личности (социализация индивида)
  • Тема 15. Культура. Социокультурная динамика
  • 1. Культура: понятие и его социологическая интерпретация
  • 2. Внутренняя дифференциация (многообразие) культуры
  • 3. Социокультурный процесс
  • 4. Типы культур. Социокультурные суперсистемы
  • Тема 16. Девиация: сущность, причины и типы. Социальный контроль
  • 1. Понятие девиации
  • 2. Причины девиантного поведения: биологическое, психологическое и социокультурное объяснение
  • 3. Типы девиации
  • 4. Девиация и социальный контроль
  • Теории девиации
  • Тема 17. Социальная структура общества
  • Тема 18. Семья и брак, их место и функции в обществе
  • 1. Семья как объект социологического анализа
  • 2. Понятие семья и его определение
  • 3. Социальные функции семьи
  • 4. Типы семейно-брачных отношений
  • 5. Историческое изменение (развитие) семьи
  • Тема 19. Этнические общности. Нации и межнациональные отношения
  • Тема 20. Поселенческие общности. Социология города
  • 1. Расселение населения как предмет социологической науки. Понятие поселенческой общности
  • 3. Урбанизация особенности урбанизации в России
  • Тема 21. Социальный процесс и изменения в обществе: классические и современные теории
  • 2. Социальные изменения: понятие, сущность, факторы.
  • 3.Виды (разновидности) социальных изменений.
  • Тема 22. Коллективное поведение: особенности, субъекты, формы
  • 1.Некоторые предварительные замечания.
  • 2.Коллективное поведение: понятие, общая характеристика и определение.
  • 3.Массовое поведение как разновидность коллективного
  • 4.Толпа и публика. Поведение толпы.
  • 2.Коллективное поведение: понятие, общая характеристика и определение
  • 3.Массовое поведение как разновидность коллективного поведения
  • 4. Толпа и публика. Поведение толпы
  • Тема 23. Социальные движения: сущность типы, жизненный цикл
  • Тема 24. Управление социальными процессами
  • 1.Феномен управления. История управленческой социальной мысли
  • 2.Управление социальными процессами: понятие и система
  • 3. Законы, принципы и методы социального управления
  • 3. Типы обществ

    Существование (также в прочем, как и существование ранее, а так же те, которые возможно появятся позже) общество, с одной стороны, имеют немного сходного, общего, повторяющегося (это те же например признаки общества), с другой стороны они могут существенно (даже) различаться между собой, т.е. иметь свои особенности, отличительные черты и своеобразие. В этом отношении какое – либо отдельно взятое общество может быть ближе по своим чертам к другим обществам, а по отношению к другим весьма долго от них отстоящим. На этой основе все общества можно классифицировать (типологизировать), т.е. подразделить на меньшинство типов, групп. Причем это группирование, классификация может осуществляться по самым разным критериям или основаниям. По одному критерию все общества делятся на одни группы (типы), по другому – на другие уже типы, а по третьему – на совсем иные типы или классы (группы).

    Начнем с известной до сих пор всем (и отечественным и зарубежным) социологам марксистской типологии обществ. К. Маркс положил в ее основу такую характеристику, как способ производства материальных благ, и особенно хороших производственных отношений, назвав выделенные им прежде всего пять типов общества, (сменяющих друг друга по принципу от “низшего к высшему”) общественно-экономическими формами. Менее обоснованным и известным назывался еще один тип общества – он был основан на так называемо азиатском способе производства, т.е. в марксистской социологии выделяются общества с примитивно - присваивающим способом производства (первобытнообщинные), с азиатским способом производства, характеризующимся наличием особого вида коллективной собственности на землю, рабовладельческие общества, специфической чертой которых является собственность на людей и использование труда рабов, общества феодальные с производством, основанным на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян, общества буржуазные, отличающиеся переходом к экономической зависимости формально свободных работников наемного труда, и наконец, общества коммунистические или социалистические, в которых предполагалось установление равного отношения всех к собственности на средства производства путем ликвидации частно – собственных отношений.

    Американские социологи Г. Ленски и Дж. Ленски (1970) подразделяли общество на четыре основных типа. При этом за основание этого подразделения они взяли способ получения (добывания) средств к существованию. Вот эти типы общества: 1) общества, живущие охотой и собирательством;

    2) садоводческие общины,

    3) аграрные общества;

    4) промышленные (индустриальные) общества.

    Немного о каждом из них в характеристиках лексики.

    1) Общества, живущие охотой и собирательством . Большинство таких обществ, например, бушмены юго-западной Африки и аборигены центральной Австралии, обычно ведут кочевой образ жизни, занимаются охотой, сбором ягод, корней и другой растительной пищи. Охотники и собиратели имеют самые примитивные орудия труда: каменные топоры, копья, ножи; их имущество ограничено самыми необходимыми предметами, которые они носят с собой, кочуя с места на место. Их социальная жизнь организуется на основе родственных связей; известно, что в обществе охотников и собирателей растений каждый знает, кто кому приходится близким или дальним родственником. Политической структуры в этом обществе почти не существует; во главе его стоят старшина или вождь, другие властные структуры в нем не сложились.

    2) Садоводческие общества впервые возникли на Ближнем Востоке примерно за четыре тысячи лет до нашей эры; в дальнейшем они получили распространение от Китая до Европы; в настоящее время они сохранились главным образом в Африке, на юге Сахары. В самых примитивных садоводческих обществах при возделывании садов не применяются металлические орудия или плуги. В более развитых садоводческих обществах имеются металлические орудия и оружие, но не используются плуги. Так же как и общества охотников и собирателей растений, садоводческие общества не производят прибавочного продукта; люди, которые трудятся, используя лишь мотыгу, не в состоянии создать высокопродуктивную систему сельского хозяйства. Политические структуры простых садоводческих обществ имеют до двух социальных слоев, но в более развитых обществах этого типа их насчитывается четыре и боле. Система родственных связей также является основой социальной структуры этих социумов, но здесь она значительно усложняется; иногда общества состоят из многих кланов, отличающихся сложными взаимосвязями, включая правила, регулирующие брачные отношения между представителями различных родов.

    3) Аграрные общества впервые возникли в Древнем Египте, чему способствовало прежде всего усовершенствование плуга и использование животных в качестве рабочей силы. Благодаря возросшей продуктивности сельского хозяйства эти общества могли производить больше продуктов, чем требовалось для обеспечения сельского населения. Появление прибавочного сельскохозяйственного продукта создало почву для возникновения городов, развития ремесел и торговли. На основе аграрных обществ возникло государство (которое сформировало ограниченный бюрократический аппарат и армию), бала изобретена письменность, появились первые денежные системы, и расширилась торговля. Стали складываться более сложные формы политической организации, поэтому система родственных связей перестала быть основой социальной структуры общества. Тем не менее, родственные связи продолжали играть важную роль в политической жизни: крупные гражданские и военные должности переходили от отца к сыну, большинство коммерческих предприятий были семейными. В земледельческом обществе семья по-прежнему оставалась основой производственной единицей.

    4) Промышленные (индустриальные) общества возникли лишь в современную эпоху, в конце XVIII в. под влиянием индустриализации Великобритании. Самые передовые современные промышленные общества сложились в Северной Америке, Европе (включая Восточную Европу), В Восточной Азии (Япония, Тайвань, Гонконг и Южная Корея); во многих других странах, например, в Индии, Мексике, Бразилиии некоторых странах Африки, также произошла значительная индустриализация. Как и при переходе от садоводческих обществ к аграрным, совершенствование технологий и использование новых источников энергии сыграл основную роль в развитии промышленных обществ. Промышленное производство связано с применением научных знаний, необходимых для управления производственным процессом; мускульная сила человека и животных уступает место пользованию тепловой энергии (получаемой путем сжигания каменного угла), а так же электрической и в дальнейшем атомной энергии.

    Общество также делят на доиндустриальное , или традиционное, индустриальное и постиндустриальное , или современное. В доиндустриальном обществе определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, в индустриальном обществе – промышленность, а в постиндустриальном обществе – информация (теоретическое знание). Одно из наиболее важных исследований противоположности между доиндустриальным и современным обществами было проведено немецким социологом Фердинандом Теннисом (1855-1936). Он ввел термины «гемайншафт» (Gemeinschaft) и «гезельшафт» (Gesellschaft) (они переводятся как «община» и «общество»), выражающее различие между традиционным и современным обществами. Точнее, термин «гемайншафт» относится к сельской общине, а термин «гезельшафт» – городскому индустриальному обществу. Каковы основные различия между «гемайншафт» и «гезельшафт»? Н. Смелзер описывает их следующим образом:

    1. Если говорить об индустриальной мотивации, «гемайншафт» стимулирует стремление людей жить в соответствии с общинными интересами, например крестьянские семьи в период сбора урожая бесплатно помогают друг другу. Общество типа «гезельшафт» основано на рациональном осуществлении личных интересов; индивиды взаимодействуют в деловой обстановке и расплачиваются деньгами за определенные товары и услуги.

    2. В сфере социального контроля общество типа «гемайншафт» придает решающее значение традиционным обычаям, верованиям и написанным законам, в то время как «гезельшафт» есть общество, основанное на формальном праве.

    3. В области разделения труда общество типа «гемайншафт» отличается ограниченной специализацией, складывающейся главным образом на основе родственных связей – обычно мужья, жены и дети выполняют определенные обязанности в хозяйстве. Для обществ типа «гезельшафт» характерны специализация профессиональных ролей и отделение последних от семейных ролей.

    4. В обществе типа «гемайншафт» культура формируется на основе религиозных ценностей, а в «гезельшафт» - на светских.

    5. Главными социальными институтами в «гемайншафт» являются семья, соседи и община; в «гезельшафт» складываются крупные объединения и ассоциации (деловые круги, правительство, политические партии, добровольные ассоциации).

    Э. Дюркгейм также разделяет общую для социологии XIX в. идею двух типов общества: традиционного и современного. Он выделяет два типа социальной солидарности. Во-первых, механическую солидарность , присущую традиционному, архаическому обществу и основанную на неразвитости и сходстве составляющих общество людей. Индивид в таком обществе не принадлежит сам себе, а коллективное сознание почти целиком покрывает индивидуальные особенности, то есть нивелируется индивидуальное «Я»: «Я – это только МЫ». Индивиды мало отличаются друг от друга, они испытывают одинаковые чувства, привержены одинаковым ценностям, признают одно и тоже священным. Общество сплоченно, потому что индивиды еще не дифференцированы. Как известно, социальное принуждение выражалось здесь в строгих репрессивных законах, карающих за малейшее отклонение от норм коллективного поведения.

    Во-вторых, органическую солидарность, которая порождается разделением общественного труда и которая основана не на сходстве, а на различии индивидов. И если механическая солидарность предполагает поглощение индивида коллективом, то органическая солидарность, напротив, предполагает развитие личности. Солидарность, основанную на дифференциации индивидов, Дюркгейм называет органической по аналогии с органами живого существа, каждый из которых выполняет свои функции и не походит на другие органы. Именно благодаря разделению труда индивид осознает свою зависимость от общества, которая раньше поддерживалась репрессивными мерами. Как подчеркивал Э. Дюркгейм, «так как разделение труда становится важным источником социальной солидарности, то оно (разделение труда) вместе с этим становится основанием морального порядка». Здесь наблюдается сокращение сферы бытия, покрываемой коллективным сознанием, ослабление коллективных реакций на нарушение запретов и расширение зоны индивидуальной интерпретации социальных императивов. Поэтому переход от механической солидарности к органической он считает не только историческим законом, но и главным показателем прогресса.

    Выделяют и такие типы обществ, как общество дописьменные (не имеющие письменности) и общество, имеющее письменность; простые общества и сложные (первые – это общество догосударственно развитые и вторые – общества, уже имеющие государство и право). Английский философ, историк и социолог К. Поппер называл такие типы общества закрытые и открытые . В основе их религии, по мнению ученого, лежит различное соотношение социального контроля и свободы индивида. Магическое, племенное или коллективное общество, а общество, в котором индивидуумы вынуждены принимать решения, - открытое общество.

    В 60 – е годы две уже упоминавшиеся ступени в развитии традиционного индустриального общества дополняются третьей. Появляется концепция постиндустриального общества, активно разрабатываемая в американской (Д. Белл) и западноевропейской (А. Трен) социологии. Причина появления этой концепции – структурные изменения в экономике и культуре наиболее развитых стран, вынуждение по-иному взглянуть на само общество в целом. Прежде всего, резко возросла роль знания и информации. Получив необходимое образование, имея доступ к новейшей информации, индивид получал преимущественные шансы в продвижении по лестнице социальной иерархии. Плодотворный творческий труд – дитя свободы – становится основой успеха и процветания как человека, так и общества.

    Однако на базе технологического, информационного прогресса развились процессы, вызвавшие серьезную тревогу. Государство, правящая элита, благодаря преимущественному доступу к важнейшей социально-политической информации, близости к электронным средствам коммуникации стали обладателями колоссальной возможности влиять на массы. Именно на эту опасность возрастания роли технократического государства и постепенного подчинения ему гражданского общества указывал А. Турен в своей книге «Постиндустриальное общество». То есть постиндустриальное общество – это не просто качественно иная комбинация социальных институтов и норм, обеспечивающих, в частности, приоритет знаний и образования, но и нарастание реальной угрозы усиление социального контроля, причем в более изощренной, скрытой, а потому более опасной форме.

    Сегодня эта типология является в обществоведческой, в том числе социологической, наиболее значимой и популярной.

    Презентация – идентификация

    Презентация и идентификация – два дополняющих друг друга способа взаимодействия человека с современным обществом.

    Идентификация – попытка человека найти свое место (свое Я) внутри существующих институтов, структур, групп. Презентация – создание и разыгрывание того образа себя, который человек хочет предъявить окружающим. Идентификация и презентация у одного и того же человека могут быть различными.

    Индивид, который презентирует себя перед другими … возможно, хочет внушить им хорошее мнение о себе, или чтобы они думали, будто он хорошего мнения о них, или чтобы они поняли каковы его действительные чувства по отношению к ним, или чтобы они не получили никакого определенного впечатления. … Поэтому когда индивид оказывается в обществе других, у него обычно появляются и причины … производить [нужное для него] впечатление на них. Например, если подруги в студенческом общежитии будут судить о девичьей популярности по числу вызовов к телефону, вполне возможно подозревать, что некоторые девушки начнут нарочно устраивать такие телефонные звонки.

    Гофман И. 2000. С. 35.

    Способы презентации политиков зависят от политического спроса, имеющего место на данной территории. Правила исполнения роли публичного политика определены обществом. Любое социальное действие будущего депутата требует учета всех ожиданий других людей. И человек стремится сыграть того, за кого его принимают.

    Кимерлинг А.С. 2002. С. 34.

    «Идентичность» [как термин] призвана подчеркнуть нестабильную, многогранную, изменчивую и разрозненную природу современного «я».

    Брубейкер Р., Купер Ф. 2002. С.75.

    Человеку бывает необходимо идентифицировать себя – охарактеризовывать, позиционировать по отношению к уже известным людям, определить свое место в [мире]… В современных условиях, способствующих разнообразным контактам с людьми вне сферы личного знакомства, такие случаи идентификации особенно распространены. Они включают ежедневные жизненные ситуации так же, как и более формальные и официальные контексты; идентификация себя и других фундаментально ситуационна и контекстуальна.

    Брубейкер Р., Купер Ф. 2002. С.85.

    «Самопонимание» … [ – это] чувство того, кто ты есть, социальной принадлежности и, как производная от первых двух – готовность к определенного рода действию.

    Брубейкер Р., Купер Ф. 2002. С.89.

    Холодный пятничный вечер, дождливый и ветреный. Ты одет не по погоде, для вечеринки. Наконец, ты отстоял в длинной очереди, желающих попасть в клуб. Вышибала, или, как он предпочитает называться, охранник рукой закрывает путь тебе и твоим друзьям. Он кидает взгляд на тебя и остается недоволен твоим возрастом. Все, что у тебя есть, - это деньги. Но этого не достаточно (или, реже, у тебя нет нужной суммы). В повседневных ситуациях, таких как эта, идентичность человека сначала неясна, но потом определяется. Но идентификация не всегда столь проста или столь тривиальна. Она способна поколебать основы нашей жизни.

    Jenkins R. 2004. P. 1-2.

    …человек определяется разыгрываемыми им комедиями ничуть не меньше, чем искренними порывами души. Речь идет о чувствах, которые нам недоступны во всей глубине; но они частично отражаются в поступках, в установках сознания…

    Камю А. 189. С. 229.

    Карл Радек [в своей автобиографии] видел себя деятелем общеевропейского значения, был секретарем Коминтерна и описывал свою жизнь как серию метаморфоз, которые верно приближали его к нынешнему состоянию, являясь результатом сознательного труда и многих прозрений, но также и удачи. Прожитая жизнь описывается … как череда менявшихся этнокультурных идентичностей: галицийский еврей – читатель немецкой классики – польский националист и католик – швейцарский студент – австрийский гражданин – немецкий журналист – русский эмигрант.

    Эткинд А. 2005. С. 61.

    Субкультура

    Субкультура – устойчивая, самостоятельная модель поведения группы людей, по-своему воплощающая ценности и нормы индустриальной (большой) культуры.

    Субкультуры, подобно социальным движениям, вовлечены в противостояние между культурным воспроизводством, социальной интеграцией и социализацией; они как правило уделяют внимание стилю жизни, самореализации [человека] и формированию идентичности.

    Hanfler R. 2004. Р. 422.

    Общество, пришедшее на смену традиционному, предлагает [человеку] большой выбор одобряемых карьер – официальных и неофициальных. Стремление к уважению или почету возможно [реализовать] как внутри, так и вне институциональной структуры общества. Ограничения социального статуса в образовании, на работе или в семейной жизни может быть компенсировано активным участием … в субкультурах, которые обеспечивают временное социальное признание.

    Heinz W.R., Krьger H. 2001. Р. 35.

    Люди «схватывают» субкультуру посредством использования и демонстрации соответствующего ей набора артефактов. Я использую термин «переносчики» для обозначения тех, кто разделяет данную субкультуру или ее часть. Что важно, эти группы выделяются по признаку участия в культурной презентации, [а не по социальному статусу].

    Enfield N.J. 2000. Р. 47.

    …субкультуры во многом конструируются СМИ, члены субкультур овладевают чувством свободы от общества в том виде, в котором оно представлено масс-медиа.

    Bennett A. 1999. P. 604.

    …такой вид субкультуры интересует нас более всего. Специфическая одежда, стиль, проблемы тедди-боев, модов, рокеров или скинхэдов отделяют их, с одной стороны, друг от друга, а, с другой – от более общей культуры мальчиков из рабочего класса в целом. Через свою одежду, действия, стиль жизни они могут давать разные, с точки зрения культуры, ответы на проблемы, поставленные их социальной классовой позицией. При этом участие в той или иной субкультуре не отгораживает их от проблем более общей «родительской» культуры. Таким образом, субкультура остается починенной по отношению к господствующей культуре.

    Холл Ст., Джеферсон Т. 2000. С. 151.

    Сами для себя мы можем думать, что наша одежда выражает нас самих, но на самом деле, она выражает в то же самое время и среду нашего обитания, подобно рекламе, поп-музыке, легкой фантастике, чтиву, фильмам второго сорта. Именно так это происходит на … неинтеллектуальном, чисто инстинктивном уровне. Стиль одежды служит также и индикатором стиля жизни и в качестве такового обращается к подсознательным ценностям…

    Брейк М. 2000. С. 152.

    Средний класс

    Средний класс – группа людей в индустриальном обществе, выражающая наиболее полно его ценности, нормы и представления. Образ жизни человека среднего класса предполагает непрерывное образование (повышение квалификации), постоянную, достойно оплачиваемую работу, семью, домашний комфорт, развлечения и отдых.

    Э.О. Райт («Классы», 1985) разделяет людей на классы в соответствии с теми ресурсами, которые они имеют или контролируют. Основное различие наблюдается между теми, кто имеет собственность (т.е. источники дохода, такие как фабрики, государственные ценные бумаги, акции) и не имеет ее … Классы собственников – это капиталисты (буржуазия – элита) и малая буржуазия (в большинстве своем работающие на собственном малом предприятии). Классы несобственников – это рабочий класс и средние классы. Классы несобственников различаются в соответствии с тем, контролируют ли они производственный процесс или заняты самостоятельной, высококвалифицированной деятельностью на рабочем месте. Те, кто обладают хотя бы одним из этих признаков, относятся к средним классам.

    Baum S. 2002. Р. 354.

    В результате различий в доходах люди, принадлежащие к низшим и средним классам, бесспорно отличаются друг от друга по своим взглядам на жизнь, материальным условиям жизни и жизненному опыту, но они часто не имеют сознательного представления об этих различных взглядах и их классовой основе.

    Миллс Ч. 1959. С. 60.

    Термины «предприниматель» и «чиновник» – это термины, вызывающие представления о людях из средних классов… Когда говорят о предпринимателе классического типа, то предполагается, что в ходе ведения своего предприятия он рискует не только вложенными деньгами, но и всей своей карьерой…

    Миллс Ч. 1959. С. 155.

    От успешного представителя среднего класса требуется в совершенстве владеть престижной статусной культурой; что обеспечивается хорошим знанием культуры своей компании, культуры местности [в которой он живет] и этнических особенностей. Так же, как школьники переключают коды [поведения], когда они с улицы забегают в класс, … зрелые представители среднего класса научаются «переключению культуры» при перемещении из одного социального окружения в другое. Такие индивиды владеют множеством стилей…, но они используют их выборочно с разными людьми и в разных условиях. (Мужчина из среднего класса, женатый на конторской служащей, должен иметь представление о спорте и рок-музыке [для бесед] на работе; обсуждать политику и здоровое питание с друзьями своей жены; и прививать восхищение Брамсом и Пикассо своим сыну и дочери.)

    DiMaggio P. 1987. P. 445.

    Маргиналы

    Маргиналы – группа людей, не принадлежащая устойчивым социальным и культурным институтам, не принимающая/отрицающая общие идеалы.

    Если человек очень затрудняется назвать себя кем бы то ни было, он – никто, маргинал, без имени и места в жизни.

    Батыгин Г.С. 1995. С. 104.

    Моя основная гипотеза состоит в том, что отклоняющееся поведение … можно рассматривать как симптом разрыва связи между предписанными культурой стремлениями и определенными социальной структурой путями осуществления этих стремлений.

    Merton R. 1968. P. 188.

    Сама возможность маргинального существования в обществе уже свидетельствует о том, что общепринятые смыслы не всемогущи в своей принудительной силе. Еще больший интерес представляют те случаи, когда индивидам удается собрать вокруг себя некоторое количество последователей и заставить, хотя бы самых близких из них, признать отличные от принятых в обществе трактовки окружающего мира.

    Бергер П. 1996. С. 133.

    …возможности к эволюции «маргинала» не закрыты, просто потому, что его личность остается несформированной. Часть характерных для него личных подходов к восприятию действительности находится в примитивной форме, другие могут стать осмысленнее, но … вместе они не создадут стабильного и упорядоченного набора, и … индивид, таким образом, останется открытым для всех и всяческих воздействий. В любом случае, непоследовательность – фундаментальная черта его активности.

    Thomas W.I., Znaniecki F. 1958. Р.1853, 1855.

    Если общество успешно блокирует все потенциально опасные реакции индивида в процессе формирования личности, то в итоге получается индивид, для которого не останется ни проблемы личностного развития, ни внешних конфликтов, требующих решения, ни внутренних преодолеваемых противоречий – это будет ограниченный, стабильный, довольный собой «обыватель». Если же, напротив, подавление проходит неуспешно и бунтарские реакции набирают силу до того, как у индивида сформирована система стабилизирующих представлений, то индивид не готов к встрече с возникающими проблемами, не способен их различать или сублимировать – развивается непоследовательный, нон-конформистский, «маргинальный» тип…

    Thomas W.I., Znaniecki F. 1958. Р. 1871.

    Для конца XX века характерен образ маргинала, близкого к природе, с цветком в губах или на ружье (это представление ассоциируется с событиями 1968 года). Но вскоре его вытесняет другой образ, соответствующий резко изменившейся обстановке. На фоне неумолимо нарастающего экономического кризиса меняется и ожесточается облик маргинала: теперь это африканец, приехавший работать во Францию. Именно он заклеймен как олицетворение всех зол и опасностей.

    Фарж А. 1989. С. 145.

    Все слышали о таких понятиях, как индустриальная эпоха и индустриализация, но мало кто может их лаконично охарактеризовать. Что же, попробуем разобраться.

    Индустриальное общество: какое оно

    Эта эпоха характеризуется таким типом общественных отношений, в основе которых лежит разделение труда, а промышленность способна обеспечить людям комфортную жизнь. Является промежуточным вариантом между традиционным и информационным (постиндустриальным) обществом.

    Несмотря на то что историки называют современный уклад жизни постиндустриальным, у него много "индустриальных" черт. Мы ведь до сих пор ездим на метро, жжем уголь в котельных, а кабельный телефон иногда напоминает своим пронзительным звонком о промышленном советском прошлом.

    Предпосылки индустриального общества

    Вступление европейского общества на путь прогресса - это постепенный процесс, характеризующийся сменой феодальных отношений на капиталистические.

    (эпохой индустриализации) считается период с 16 по 19 (начало 20) вв. За эти три столетия европейское общество проделало большой путь развития, охватывший все сферы жизни человека:

    • Экономическую.
    • Политическую.
    • Социальную.
    • Технологическую.
    • Духовную.

    Процесс постепенных новаций получил название модернизация.

    Переход к индустриальному обществу характеризуется:

    1. Разделением труда. Именно это вызвало увеличение производимой продукции, а также - образование двух экономических классов: пролетариата (наемных рабочих) и буржуазии (капиталистов). Итогом разделения труда стало становление нового экономического строя - капитализма.
    2. Колониализмом - господством развитых европейских стран над экономически отсталыми государствами Востока. Понятно, что колонизатор эксплуатирует человеческие и природные ресурсы зависимой страны.
    3. Достижения науки и инженерные изобретения изменили жизнь людей.

    Индустриальное общество характеризуется следующими чертами

    • Урбанизацией.
    • Переходом к капитализму.
    • Появлением общества потребления.
    • Образованием глобального рынка.
    • Снижением влияния церкви на жизнь человека.
    • Формированием массовой культуры.
    • Огромным влиянием науки на жизнь людей.
    • Появлением двух новых классов - буржуазии и пролетариата.
    • Уменьшением численности крестьян.
    • Индустриализацией.
    • Изменением мировоззрения людей (индивидуальность человека - высшая ценность).

    Промышленная революция в европейских странах

    Как говорилось ранее, индустриальное общество характеризуется индустриализацией. Перечислим поочередно страны Старого Света, в которых проходил этот процесс:

    1. Англия - первая европейская страна, ставшая на путь прогресса. Уже в 16 веке был изобретен летучий челнок и паровая машина. 17 век можно вообще назвать веком изобретений: первый паровоз проделал свой путь из Манчестера в Ливерпуль. В 1837 году ученые Кук и Уинстон создали электромагнитный телеграф.

    2. Франция немного "проигрывала" в индустриализации Англии из-за крепких феодальных порядков. Впрочем, прошедшая революция 1789-1794 годов изменила положение вещей: появились машины, и стало активно развиваться ткацкое дело. 18 век примечателен развитием текстильной и керамической промышленности. Заключительный этап французской индустриализации - это зарождение машиностроения. Подытожив, можно сказать, что Франция стала второй страной, избравшей капиталистический путь развития.

    3. Германия значительно отставала от темпов модернизации своих предшественниц. Немецкий индустриальный тип общества характеризуется появлением в середине 19 века паровой машины. В итоге темпы промышленного развития Германии набрали внушительные обороты, и страна стала лидером по производству в Европе.

    Что общего между традиционным и индустриальным обществом

    Одинаковые черты имеются у этих двух принципиально разных укладов жизни. Традиционное и индустриальное общество характеризуются:

    • наличием экономической и политической сферы;
    • аппаратом власти;
    • - наблюдается при любом типе общественных отношений, поскольку все люди разные, вне зависимости от эпохи.

    Экономика индустриального общества

    По сравнению с аграрными отношениями средних веков, экономика нового времени была более производительной.

    Как характеризуется экономика индустриального общества, что ее отличает?

    • Массовое производство.
    • Развитие банковского сектора..
    • Возникновение кредита.
    • Появление глобального рынка.
    • Цикличные кризисы (например, перепроизводства).
    • Классовая борьба пролетариата с буржуазией.

    Предпосылкой для серьезных экономических изменений стало разделение труда, способствовавшее росту производительности.

    Прекрасно описал это английский экономист Адам Смит. Он привел пример с производством булавок, на котором можно наглядно понять, что такое "разделение труда".

    Опытный мастер производит всего 20 булавок за день. Если же разделить производственный процесс на простые операции, каждую из которых будет выполнять отдельный рабочий, производительность труда возрастет во много раз. В итоге получится, что команда из 10 человек производит на свет около 48 тысяч булавок!

    Социальная структура

    Индустриальное общество характеризуется следующими чертами, изменившими повседневную жизнь людей:

    • демографическим взрывом;
    • увеличением продолжительности жизни;
    • бэби-бумом (40-50 гг. ХХ века);
    • ухудшением экологии (с развитием промышленности возрастают вредные выбросы);
    • появлением партнерской семьи вместо традиционной - состоит из родителей и детей;
    • усложненной социальной структурой;
    • социальным неравенством между людьми.

    Массовая культура

    Что характеризует индустриальное общество, помимо капитализма и индустриализации? она является его неотъемлемой частью.

    Шла в ногу с Появились технологии звукозаписи, кинематограф, радио и прочие средства массовой информации - они объединили вкусы и предпочтения большинства людей.

    Массовая культура проста и понятна всем слоям населения, ее цель - вызвать определенный эмоциональный отклик от человека. Она рассчитана на удовлетворение мимолетных запросов, а также - на развлечение людей.

    Приведем примеры массовой культуры:

    • Женские романы.
    • Глянцевые журналы.
    • Комиксы.
    • Сериалы.
    • Детективы и фантастика.

    Жанры литературы, указанные в последнем пункте, традиционно причисляют к массовой культуре. Но некоторые обществоведы не разделяют эту точку зрения. Например, «Приключения Шерлока Холмса» - это серия детективов, написанных художественным языком и имеющих много смыслов. А вот книги Александры Марининой можно смело отнести к массовой культуре - они легко читаемы и имеют понятный сюжет.

    В каком обществе живем мы

    Западные социологи ввели такое понятие, как информационное (постиндустриальное) общество. Его ценностями являются знания, развитие информационных технологий, безопасность людей и забота о нашем большом доме - чудесной зеленой Земле.

    Действительно, в нашей жизни все большую роль играют знания, а информационные технологии коснулись практически любого человека.

    Но, несмотря на это, продолжает работать промышленность, машины жгут бензин, а картофель как собирали 100 лет назад по осени, так и собирают. Индустриальный тип общества, как говорилось ранее, характеризуется как раз промышленностью. А сбор картофеля - это сельское хозяйство, возникшее в незапамятные времена.

    Поэтому название сегодняшней эпохи «постиндустриальная» - это красивая абстракция. Логичней именовать наше общество индустриальным с чертами информационного.

    Индустриальное общество характеризуется множеством полезных открытий и посещением человеком Космоса.

    Накопленный на сегодня багаж знаний огромен; другое дело, что он может как пойти на благо человечеству, так и нанести вред. Мы надеемся, что человеку хватит разумности применить накопленный потенциал знаний в правильном направлении.

    Тема: Экономическое развитие России в начале 20 века. Проблема коррупции в стране.
    Цели урока:
    -Сформировать представление об особенностях экономического развития Рос-сийской империи в начале XX века, охарактеризовать специфику российского типа модернизации, проявления коррупции в стране в данный период развития.
    -Выяснить причины и формы проявления государственного вмешательства в экономику; влияние иностранного капитала на развитие российской промышленности; особенности российского монополистического капитализма; роль докапиталистических форм производства в российской экономике; особенности развития сельского хозяйства в начале XX века
    -Работать над понятиями « многоукладная экономика», «монополистический капитализм», « синдикат», «трест», « картель».
    -Экономическое и антикоррупционное воспитание.

    Ход урока:
    I. Организационный момент. Знакомство с целями и планом урока.
    II. Проверка домашнего задания.

    1.Работа с понятиями, диктант.
    1. Большая группа людей в индустриальном обществе, отличающаяся друг от друга по роду занятий, величине дохода, власти и влиянию в обществе. 2. Процесс перехода от традиционного общества к индустриальному. 3. Социально - правовые группы, каждая из которых отличалась своим положением, определенными правами и обязанностями и обязанностями в обществе. 4. Процесс создания крупной, основанной на машинном труде промышленности. 5. В его руках была сосредоточена вся высшая власть в российской империи. 6. Право, имевшееся у Финляндии, самостоятельно осуществлять государственную власть. 7. Усиление влияния и роли городов в экономической и культурной жизни как близлежащей округи, так и в целом в государстве.
    Ответы.
    1. Класс. 2. Модернизация. 3. Сословие. 4. Индустриализация.5 Император. 6. Автономия. 7.Урбанизация.

    2-е задание. Продолжите предложения.
    1. Совещательный орган при царе назывался... (Государственным советом).
    2. Царские регалии состояли из... (короны, скипетра и державы).
    3. Государственные символы состояли из... (государственных герба, знамени, гим-на).
    4. Самым многочисленным сословием Российской империи было... (крестьян-ство).
    5. Финансовая поддержка художников, композиторов, ученых называется... (меце-натством).
    6. К привилегированным сословиям относились... (дворянство и духовенство).
    7. Главная проблема сельского хозяйства в Российской империи состояла в... (кре-стьянском малоземелье).
    8. Центральными исполнительными органами Российской империи являлись (Коми-тет министров и министерства).
    9. За правильным функционированием судебных органов следил... (Сенат).
    10. Дайте определение. Буржуазия - это... (социальный слой России-империи, вла-девший собственностью на средства производства, то есть заводами и фабрика-ми).
    3-е задание. Фронтальный опрос.
    Какие территории входили в состав российской империи?(Финляндия, Польша, Прибалтика, Закавказье, Средняя Азия) Какие религии исповедовали жители Рос-сии?(Христианство, ислам, буддизм) В чем особенность модернизации стра-ны?(Догоняющий путь развития. Большая роль государства. Модернизация в стране коснулась в основном тяжелой промышленности.) Перечислите основные сословия населения России? (Дворянство, духовенство, купечество, мещанство, крестьянство, казачество) Какие изменения происходили в социальной структуре? (Разрушаются сословные перегородки, растут классы буржуазия и пролетариат)

    III. Изучение нового материала.
    - Россия представляла собой среднеразвитую страну, обладающую значительным экономическим потенциалом. При этом ее экономическое развитие имело целый ряд особенностей, о которых и пойдет речь на уроке.

    План:
    1.Российская экономика на рубеже 19 – 20 вв.
    2.Роль государства в экономике России.
    3.Проблема коррупции в стране в начале 20века
    4.Иностранный капитал и развитие российской промышленности.
    5.Образование монополий в России.
    6.Сельское хозяйство.
    Задание: выяснить, каковы особенности экономического развития России в начале 20 века?
    1. Работа по карте. Внимательно рассмотрите легенду карты и ответь на вопросы.
    - Какие отрасли промышленности активно развивались в России в начале 20 века?
    - Какие города были центрами развития металлообрабатывающей промышленности?
    - Назовите центры развития пищевой промышленности.
    - Какие города были центрами развития текстильной промышленности?
    - Какие полезные ископаемые добывались в России?
    - Как осуществлялись сообщение между главными промышленными центрами страны?
    - Кто владел железными дорогами?
    - О каких новых явлениях в развитии промышленности свидетельствуют данные карты?
    1. Российская экономика на рубеже 19 – 20 вв.
    - Как повлияла на развитие России реформа 1861 года?
    - Какие последствия она имела?
    С одной стороны развиваются капиталистические отношения, с другой стороны со-храняются старые крепостнические отношения. Таким образом, Россия была обречена на постоянную борьбу между старым и новым. Этим определяются особенности российской экономики в начале 20 века.
    Быстрое развитие капитализма началось в России только после отмены крепостного права. Россия – среднеразвитая страна второго эшелона экономики. Экономика ее носила догоняющий характер. С 1890 – х гг. Россия вступила в полосу промышленного подъема. Происходило увеличение промышленного производства, оформились новые промышленные районы, шло интенсивное железнодорожное строительство, стремительно росли города и численность городского населения. Это сильные стороны.
    К слабым сторонам относится: Россия оставалась аграрной страной, была низкая производительность труда, невысокий уровень производства на душу населения, нехватка капиталов, внешнеторговые обороты уступали оборотам ведущих стран.
    Запись в тетради: сравнительно позднее вступление в на путь индустриального развития.
    2. Роль государства в экономике России.
    - Работа с учебником – страница 13 – 14.
    Задание: выяснить роль государства в экономике России в начале 20 века.
    - Чем отличаются государственные предприятия от частных?
    - Какие государства находились в собственности государства?
    - Какими способами государство влияло на деятельность частных предприятий?
    - Какова роль государства в экономике России в начале века?
    Запись в тетради: огромная роль государственного сектора экономики.
    3.Проблема коррупции в стране в начале 20 века.
    В 1903 году было введено Уголовное уложение, которое в части борьбы с коррупцией было гораздо более проработано, чем действовавшее до этого Уложение о наказаниях. Уголовное уложение, в частности, разделило понятия «взяточничество» и «лихоимство». После 1903 года в России, как и во всем мире, имел место рост коррупции (в России, в отличие от Европы и США - только низовой коррупции, высшие чиновники в России взяток по прежнему не брали.
    Рост взяточничества с начала XX века в России (как и в других странах первой пятерки) имел место в связи как с ростом числа чиновников, так и с поставками и военными заказами, сделками с недвижимостью, основанием новых кооперативных обществ, получением для эксплуатации земельных участков с полезными ископаемыми и другими сделками в начале XX века. В России - особенно в период русско-японской, а затем и первой мировой войны, рост коррупции вызвал необходимость как усиления ответственности за получение взяток, так и отказа от ненаказуемости за взяткодательство. Царское правительство быстро отреагировало на всплеск коррупции в самом начале Русско-Японской войны и ужесточило отношение к ней; предпринимались все новые попытки к пресечению мздоимства и лихоимства. Об этом свидетельствует, в частности, и тот факт, что на лиц, их совершивших, не были распространены милости (амнистия), даруемые Всемилостивейшим Манифестом от 11 августа 1904 года. В частности, им не могли быть уменьшены назначенные судом сроки заключения на две трети (как многим другим осужденным по уголовным статьям), они не могли быть освобождены от суда и наказания в случаях, если против них было возбуждено преследование или последовало решение суда или решение ещё не приведено в исполнение до 11 ав-густа 1904 г., и др..
    3. Иностранный капитал и развитие российской промышленности.
    Работа с историческим документом – страница 14. «Из доклада министра финансов Витте»
    - Чем обосновывает Витте необходимость притока иностранного капитала в Россию?
    - В какие районы страны иностранцы вкладывали свои капиталы?
    - Почему производить продукции, на деньги зарубежных предприятий выгоднее было в России, нежели продавать эту же продукцию в готовом виде?
    Отечественное производство в значительной степени базировалось на иностранных капиталах, так как Россия с ее неисчерпаемыми запасами сырья и дешевой рабочей силой привлекала западноевропейских представителей буржуазии. Кроме того, иностранные инвестиции всячески поощрялись русским правительством. В результате в определяющих отраслях производства (горнодобывающая, ме-таллообрабатывающая, машиностроительная) иностранные инвестиции превышали российские.
    Задача учащимся найти положительные и отрицательные последствия зарубежных инвестиций.
    Роль иностранного капитала была неоднозначной:
    - инвестиции помогали развивать русскую промышленность;
    - приносили огромные прибыли;
    - Россия не попадала в полную зависимость от западноевропейского капитала
    - свертывались возможности свободной конкуренции
    - закрепилась технико-экономическая отсталость страны
    - ужесточался налоговый гнет
    - усиливалась эксплуатация рабочих.
    Последствия:
    Прибыль, которую получали иностранцы, уходила за границу, и за счет этой прибыли решались социальные проблемы их страны:
    - сокращался рабочий день
    - создавалась система пенсионного обеспечения.
    1) русская буржуазия лишена такой возможности; таким образом, возрастала социальная проблема: рабочий класс был угнетен и открыт для революционной агитации.
    2) все это лишало буржуазию свободы маневра и делало ее еще более осторожной в борьбе за изменение государственного строя в России, так как революционно настроенный рабочий класс был для нее страшнее самодержавия.
    Запись в тетради: недостаток внутренних капиталов, привлечение иностранных инвесторов.
    4. Образование монополий в России.
    Следующей тенденцией в развитии экономики России стал процесс образования мо-нополий.
    Запись в тетрадь: монополия – крупное хозяйственное объединение, сосредото-чившее в своих руках большую часть производства и сбыта какой – либо про-дукции.
    В процессе монополизации в России историки выделяют несколько этапов:
    1) в 80 – 90 – ее гг. 19 в. Возникли первые картели на основе временных соглашений о совместных ценах и разделе рынка сбыта. Происходило усиление банков;
    2) в 1900 – 1908гг. в период кризиса и депрессии создаются крупные синдикаты, которые объединяли сбыт товаров, но уже в определенной степени вмешивались в развитие производства входящих в них предприятий.
    Впоследствии возникают такие формы монополий, как тресты и концерны
    Но в России основной формой монополий стали синдикаты.
    5. Сельское хозяйство.
    Работа с учебником.
    -Что такое община? Какую роль она играла в русской деревне? В чем положительные и негативные стороны общины?
    Запись в тетради: сохранение помещичьего землевладения, большая роль общины, малоземелье крестьян.
    IV. Закрепление.
    Каковы особенности экономического развития России в начале 20 века?

    Особая роль государства, которое выступает инициатором экономических преобразований и финансирует промышленность и ж/д строительство.
    - Недостаток внутренних капиталов для индустриализации, привлечение иностранных инвесторов, создание смешанных компаний.
    - Протекционизм и активная таможенная политика в целях защиты отечественного производителя.
    - Многоукладность промышленности, неравномерность развития ее отраслей.
    - Отсутствие колоний, ограниченность сбыта товаров.
    - Сохранение помещичьего землевладения, малоземелье крестьян.
    - Острота социальных проблем, наличие социально неблагополучных слоев городской бедноты и безземельного крестьянства.
    V. Подведение итогов.
    Каковы особенности российской экономики начала 20 века? Как государство влияло на экономику? Назовите положительные и отрицательные черты развития экономики страны на ваш взгляд.

    VI. Домашнее задание. Параграф. 2.

    А теперь посмотрим, что представлял собой человек нового типа, творец индустриального мира и был ли он счастлив. Новое общество, безусловно, дало ему не только материальные блага, но и ощущение себя свободной автономной личностью: он мог выбирать религию, политические взгляды, профессию по своему усмотрению, имел право на собственность, преуспевание и карьеру, независимо от происхождения. И эти многочисленные права были прочно защищены законами и демократическими институтами.

    И вместе с тем, как отмечали многие авторитетные авторы, индустриальное общество стремится доминировать над каждым отдельным человеком, который парадоксальным образом становится еще более несвободным, чем раньше, несмотря на демократию. В этом плане не случайно, а скорее закономерно, что тоталитаризм стал одним из горьких плодов индустриальной цивилизации. Он стал возможен в эпоху веры во всемогущество социальной инженерии – плановой, рациональной перестройки общества, когда человек, сам того не замечая, постепенно превращался в деталь производственной и государственной машины, утрачивая способность самостоятельно мыслить и принимать решения. Настоящие тоталитарные режимы, подобные сталинскому режиму в России, считаются современными социологами нежелательными и непродуктивными, но вполне возможными вариантами планируемого массового общества . Однако тоталитаризм в смягченной, завуалированной форме может присутствовать и в самых демократических государствах. На это указывал, в частности, Э. Фромм: «Мы не замечаем, что стали жертвами власти нового рода. Мы превратились в роботов, но живем под влиянием иллюзии, будто мы самостоятельные индивиды… Индивид живет в мире, с которым потерял все подлинные связи, в котором все и вся инструментализировано; и сам он стал частью машины, созданной его собственными руками. Он знает, каких мыслей, каких чувств, каких желаний ждут от него окружающие, и мыслит, чувствует и желает в соответствии с этими ожиданиями, утрачивая при этом свое «я»…».

    Главным критерием оценки человека в индустриальном обществе является его соответствие требованиям системы, способность выполнять те или иные функции. Все, отклоняющееся от заданных образцов поведения, подавляется. Тотальный надзор и «охват» человека, который для общества предстает, прежде всего, служащим, начинается со школьной скамьи и продолжается дальше, во всех сферах его деятельности, где приходится постоянно доказывать свою пригодность и эффективность. В результате человек регрессирует, его душа «овеществляется», индивидуальность выхолащивается. Так появляется «человек массы», которого Г. Маркузе называл «одномерным», а Д. Рисмэн – «человеком-локатором»: он перестает быть собой, живет и действует в соответствии с общепринятыми стандартами и, что самое печальное, нуждается в навязанных извне стереотипах , т.е., в сущности, незаметно для себя теряет свободу и даже перестает нуждаться в ней. У такого человека нет ничего постоянного: ни традиции, ни культуры, ни религии, ни морали. Цели и ценности постоянно меняются – в зависимости от людей, на которых приходится ориентироваться, ибо главный девиз – «я такой, каким я вам нужен». Постоянна лишь зависимость от других и поиски одобрения общества, а также тревога, неуверенность в себе, стремление одолеть конкурентов, беспокойство и бесконечное одиночество. Все это приводит к кризису идентичности, к отсутствию постоянных привязанностей, устойчивого «Я», к атрофии эмоциональной сферы.

    В результате, получив, казалось бы, все возможности для самореализации, развития своих творческих сил, человек оказался в рабской зависимости от своего же собственного эгоизма, воплощенного в обществе, где торжествовало «всеобщее потребление» и «индустрия развлечений».

    Подведем итоги анализа индустриализма. Индустриальное общество оптимально соответствовало четвертой стадии развития творения. Оно открыло самые широкие перспективы для реализации всех желаний эгоистического свойства: физических, телесных – за счет технического прогресса; желаний богатства, славы и власти – благодаря демократическим свободам и либеральным ценностям; жажды знаний – за счет бурного развития науки, отношение к которой приобрело характер культа. И, наконец, человек получил на какое-то время возможность почувствовать себя полновластным хозяином, «богом» в том искусственном мирке, который он создавал своими руками, и который рисовало ему эгоистическое восприятие. Этот искусственный технологический универсум ошибочно принимался за мир настоящий, законы, придуманные эгоистическим сознанием, экстраполировались на Природу, хотя в действительности они все больше и больше вступали с ней в противоречие. Общество, построенное на таких непрочных и «неправильных» основаниях, не могло существовать долго. Однако его влияние на окружающий мир достигло огромных масштабов, втягивая в четвертую стадию те страны, в которых коллективистские принципы и религиозные нормы еще продолжали сдерживать развитие эгоизма.

    Западная модель общества волнами проникала в самые отдаленные уголки планеты. Большую роль в этом процессе сыграла колониальная политика: ее результатом стало формирование капиталистической мир-системы, в начале ХХ в. охватившей большую часть планеты. К 1914 г. европейцы или бывшие европейские колонии контролировали 84 % поверхности суши. В 1900 г. Британская империя, над которой никогда не заходило солнце, простиралась на 11 миллионов квадратных миль и насчитывала 390 млн. человек