Какие изменения произошли в общественной жизни. Изменения в общественной жизни племён. В современной России

Никогда ещё изменения в жизни общества, и отдельно взятого индивида не происходили столь стремительно! Меняются моральные нормы, взаимоотношения между людьми, семейные традиции, образовательные стандарты. Появляются новые профессии, социальные институты, политические партии. Ежедневно на человека обрушивается огромный поток информации. Не все могут выдержать бешеный ритм жизни. Многие находятся в состоянии постоянного стресса и испытывают страх или растерянность перед будущим.

Вконтакте

Одноклассники

Но жизнь не остановить. Развитие и трансформация являются неотъемлемыми характеристиками любого общества.

Понятие и основные причины

Единого определения этого понятия в силу его абстрактности в науке нет. В общем смысле под социальными изменениями понимают перемены, происходящие в течение короткого или длительного промежутка времени с общественными структурами и социумом в целом.

Выделяют следующие причины преобразований в современности:

Изменения в политической, культурной, социальной жизни общества могут реализовываться постепенно, плавно, иногда даже незаметно для простого обывателя, что позволяет характеризовать происходящие перемены, как эволюционные.

Стремительные преобразования , приводящие к качественным изменениям в одной или нескольких сферах социума, называют революционными.

Современная наука, помимо эволюционных и революционных, выделяет циклические изменения общества, при которых социальные явления (процессы) повторяются в другое время и при иных условиях.

Взгляды ученых

Главную причину перемен, происходящих в социуме, учёные представляли по-разному.

О. Конт видел её в прогрессе человеческого разума, в переходе от военного общества к индустриальному.

Г. Спенсер основополагающим условием трансформации считал усложнение структуры социума, рост самосознания и свободы личности.

К. Маркс главную роль в преобразовании общества отводил производительным силам.

Основная причина социальных изменений по М. Веберу - социальные структуры, необходимые для общественного развития. При создании этих структур каждый человек опирается на свои нравственные и политические установки, а также на религиозные взгляды.

Именно религии, Вебер отводил ключевую роль в прогрессе человечества, признавал её движущей силой в развитии общества.

Подвергнув глубокому анализу основные мировые религии (конфуцианство, буддизм, иудаизм), Вебер пришёл к выводу, что именно верования накладывают отпечаток на способы ведения хозяйства, структуру общества, развитие цивилизации в целом. Например, погружение в собственные ощущения, стремление к приобретению духовного опыта, свойственные конфуцианству и буддизму, мешают продвижению капитализма на Востоке.

Причины быстрого развития западного общества социолог также видит в религиозных взглядах и личностных характеристиках, свойственных европейцам: рациональность мышления, склонность к бюрократии.

Изменение структуры общества и появление новых социальных институтов в социологии Вебера связано с понятием харизмы. Именно это качество, присущее некоторым общественным лидерам и полководцам, отличает выдающуюся личность от простых людей. Обладателю харизмы приписываются исключительные, сверхчеловеческие способности (Будда, Христос). Харизматический вождь, по мнению ученого, может внести изменения даже в устойчивую социальную структуру, лишённую динамизма.

Факторы, способствующие социальным изменениям

При всем своём разнообразии основные факторы социальных изменений можно объединить в следующие группы: социальные, экономические, политические, технологические.

Характеристики каждой группы представлены в таблице.

Таблица. Факторы изменения социума

Какие социальные изменения происходят в современном обществе

Преобразование в одной области жизни социума влечёт за собой перемены и в других сферах. Трансформации происходят в политической (избрание новых государственных лидеров, смена форм правления), культурной (возрождение обычаев, переосмысление истории), социальной сфере (появление новых социальных групп, профессий).

В современном обществе происходит установление тесных политических и экономических связей между государствами, создание единого информационного поля. Мировые державы становятся взаимосвязаны и взаимозависимы. Этот процесс называется глобализацией . Он имеет, как позитивные (технологический рост, создание новых рабочих мест, свободный доступ к информации), так и негативные (экологические проблемы, беспрецедентное увеличение миграционных потоков, неравномерность экономического развития государств) стороны.

В современной России

Рассматривая преобразования, происходящие в нашей стране, нельзя забывать, что Российская Федерация не является изолированным государством. Все процессы, характерные для мирового сообщества, затрагивают и Россию.

В течение последних нескольких десятилетий серьёзные изменения произошли и в структуре общества, и в мировоззрении россиян.

Многие социологи, характеризуя тенденции изменений в жизни россиян, особое значение придают процессу компьютеризации и использованию Интернета. Выделяют следующие основные аспекты:

  1. автоматизация некоторых этапов трудового процесса , т. е. часть функций, ранее осуществляемых людьми, теперь выполняются механизмами;
  2. возможность быстрого получения разноплановой информации . Оптимистично настроенные исследователи полагают, что доступ к Интернету повлечёт за собой повышение грамотности населения. К сожалению, наличие знаний, не всегда означает их правильное применение;
  3. изменение форм и способов общения между людьми . Дружеские беседы все чаще происходят посредством обмена сообщениями через мобильные приложения или посланиями по электронной почте. Для передачи эмоций собеседники используют язык идеограмм и смайлов;
  4. создание информационных компьютерных баз данных . Сведения личного характера, предоставляемые человеком для одних целей (покупка через Интернет, оплата товаров банковской картой и т. д.), потенциально могут быть использованы не по назначению. Некоторые исследователи видят в этом опасность несанкционированного наблюдения за частной жизнью граждан.

Человек, живущий в постоянно меняющихся обстоятельствах, вынужден развивать новые качества, помогающие приспосабливаться к окружающему миру. Чтобы чувствовать себя комфортно и успешно адаптироваться к любой ситуации, не подвергаясь постоянному стрессу, необходимо обладать не только знаниями и навыками, но и гибкостью мышления, мобильностью и умением критически оценивать поступающую информацию.

В условиях революции органы печати работали с перебоями, и свежие газеты в Курган не поступали, поэтому информация о событиях в столице приходит в город с некоторой задержкой. Первыми на события в столице реагируют солдаты 34-го запасного Сибирского полка: уже к 5 марта они занимают все социально значимые объекты в городе, а именно, телефонную станцию, железнодорожную и почтово-телеграфную конторы. 6 марта на Троицкой улице Кургана проходит демонстрация, поддержавшая достижения революции и свержение монархии. В отставку уходит городской голова Фёдор Васильевич Шветов, полиция и судебные учреждения распускаются.

Образование Советов стало важнейшим результатом революции: в первых числах марта был образован Курганский Совет солдатских депутатов, вслед за ним Совет рабочих депутатов. 12 марта 1917 года они объединились в единый орган – Курганский Совет рабочих и солдатских депутатов.

В Шадринске к середине марта 1917 года был создан Военный комитет. Его организатором стала группа большевиков 139-го запасного полка во главе с военнослужащими А.А. Ждановым и Н.М. Уфимцевым. Шадринская партийная группа с самого начала работала под руководством Уральского комитета большевиков, который находился в Екатеринбурге. Члены партийной группы вели активную работу среди солдат гарнизона и рабочих города, яро пропагандируя сопротивление и неприязнь к внутренней и внешней политике Временного правительства.

В первой половине апреля 1917 года в состав военного комитета вошли представители рабочих Шадринска. 22 мая 1917 года фактически на базе военного комитета был образован Шадринский Совет рабочих и солдатских депутатов.

В апреле-мае 1917 года возникли Советы рабочих депутатов в Мишкино, Шумихе, Щучье, Чумляке и других местах.

В противовес Советам 7 марта офицерский состав курганского гарнизона создаёт Комитет общественной безопасности или КОБ, который поддерживает Временное правительство. КОБы создавались по всей стране также активно, как и Советы, и на первом этапе революции сотрудничали с ними. Кроме поддержки Временного правительства КОБы обеспечивали общественную безопасность, осуществляли контроль за работой типографий, пресекали монархические выступления.

Позднее других организовалось зауральское крестьянство: первое заседание Курганского совета крестьянских депутатов состоялось 15 июля, председателем Совета был избран прапорщик 34-го Сибирского стрелкового запасного полка Константин Матвеевич Петров .

В течение всего марта и апреля в крае велась активная работа по созданию всевозможных съездов и союзов. Например, кроме Советов и КОБов появились съезд представителей кооперативов Западной Сибири, крестьянский уездный съезд, общество солдаток. Происходит оживление профсоюзов. Для защиты своих интересов в нашем крае создаются Союз учащихся, профсоюз плотников, Союз увечных воинов, легковых извозчиков, городских служащих. Идея самоорганизации захватила даже те слои населения, которые ранее никогда не проявляли общественную активность, например, домашняя прислуга. На 11 июня в Кургане было назначено собрание всех кухарок, сторожей, кучеров, дворников, нянек, прачек, горничных и т.п., чтобы организовать свой профессиональный союз – союз домашней прислуги.

Временное правительство учредило на местах должности своих полномочных представителей – комиссаров. Например, Курганский уезд должен был подчиняться комиссару Временного правительства по Кургану и Курганскому уезду. Им стал Иосиф Антонович Михайлов .

Вскоре начинается подготовка к введению земств в Курганском уезде.

В эти месяцы продолжали работать и привычные для местного населения органы государственной власти: городские думы, городские и уездные управы. И старые, и разнообразные новые органы местной власти действовали одновременно, то находя компромиссы, то противоборствуя друг с другом. Это позволяет называть политическую систему региона не просто двоевластие м, как в центре страны, а многовластием.

Оживляется деятельность политических партий: многопартийность – характерная черта общественно-политической жизни страны в 1917 году. Эсеры, социал-демократы, кадеты – все эти и другие партии были представлены в политическом спектре Южного Зауралья.

В начале мая начинается подготовка к выборам в Курганскую городскую думу, которые состоялись 2 июля 1917 года. Предвыборная кампания была хорошо освещена в местных газетах, в которых публиковались списки кандидатов по каждому округу, подробно сообщалось о проведении собраний и агитационной работы. О заинтересованности и отклике населения можно судить по данным о регистрации и явке избирателей: «По спискам гражданским – 12682, по военным – 2837. В выборах участвовало 5150 избирателей. Избрано 40 гласных от пяти партий». Таким образом, можно заметить, что явка на выборы была невелика и составила около 33% от зарегистрированных избирателей. Возможно, сказалось недоверие населения к этому органу местного самоуправления.

Большинство курганцев доверили свои голоса «Объединенным социалистам» , которые получили в Городской Думе 29 мандат ов. «Граждан-избирателей 3-го участка г. Кургана» в обновленном органе самоуправления представляли 5 гласных , «Группу торгово-промышленников и домовладельцев» – 2 гласных и «Трудовую группу мещан» – 1 гласный. Социальный и профессиональный состав народных избранников был весьма разнообразен: это учителя и чиновники, врачи и общественные деятели, священник и рабочий депо. Гласными были избраны Курганский уездный комиссар Временного правительства эсер И.А. Михайлов и председатель Совета рабочих и солдатских депутатов эсер Т.П. Белоногов. В состав Думы вошли наиболее уважаемые представители общественности, многие из которых уже имели большой стаж работы в качестве депутатов: М.К. Сажин, П.П. Успенский , Г.М. Легких. Таким образом, по политическому составу Дума оказалась социалистической.

13 июля 1917 года состоялось первое заседание обновленной Курганской городской думы. Городским головой единогласно был избран Михаил Константинович Сажин. Предстояло выбрать городскую управу и членов Продовольственного комитета, создать думские комиссии по разным отраслям хозяйства, назначить начальника милиции. Только после этого можно было приступить к непосредственной деятельности или, как называли это сами гласные, решать задачи «культурного благосостояния города».

Почти одновременно формируется новый состав Шадринской Думы. В выборах, которые прошли 9 июля 1917 года, участвовали 55% избирателей. Активность шадринцев, таким образом, оказалась чуть выше, чем курганцев. 26 июля 1917 года состоялось первое заседание Шадринской городской Думы, которую возглавил социалист Н.М. Притыкин.

Вторая половина XIX века началась в России серьезными общественными переменами, происходившими в обстановке бурного брожения умов. С историографической точки зрения эти перемены следует отсчитывать с 1861 г., когда наконец было отменено крепостное право, хотя это было лишь наиболее заметным событием в цели давно назревших реформ. В 60-70-е гг., в правление Александра II (1818-1881), прошли также земская, городская, судебная, военная реформы. Хоть и половинчатые, они все-таки значительно расширяли свободу в экономической, политической, духовной области.

Именно в этот период впервые были применены понятия «оттепель» и «гласность», вновь использованные уже в советское время. Произошли серьезные послабления в области цензуры, стала допускаться «публичность» общественной жизни, то есть возможность обсуждать государственные вопросы в печати, открытых дискуссиях и общественных собраниях. Начиная с 1856 г., цензоры терялись между указаниями о «строгости» и «гибкости», «недопущении» и «прозорливости». Возникали просветительские издательства, одно из которых, Ф. Ф. Павленкова , наряду с занимательными книгами по географии и истории (серия «Жизнь замечательных людей», - 180 книг, «Научно-популярная библиотека для народа» - 40 книг, «Иллюстрированная Пушкинская библиотека» - 35 книг) выпустило перевод 1-го тома «Капитала» Маркса тиражом в 3 тыс. экземпляров. Стали выходить «толстые журналы» - «Современник » Н. Некрасова, «Русский вестник » М. Каткова, «Русское слово» Д. Писарева.

В этот период все более складывалось впечатление, что в России уже вполне подготовлена почва для ее включения в «единую цепь общечеловеческого развития», превращения ее в правовое государство. В это верили охранительные либералы , которые, горячо обсуждая пришедшие из Европы учения о гражданском обществе, естественных правах человека, ценности человеческой личности, отводили особую роль в их реализации интеллигенции . Это понятие, введенное в обиход писателем П. Д. Боборыкиным , приобрело в России (вплоть до 1917 г.) смысл, далеко выходящий за пределы буквального, исходного (от лат. inellectus), то есть умственной деятельности. Российский интеллигент был человеком высококультурным в самом широком и благородном смысле, высоконравственным, совестливым, ответственным за свои поступки, за людей, которые ему доверились, человеком слова, преданным народу и отчизне. Выросли они в основном из небогатых дворян и разночинцев.

Примером русского интеллигента был сам вышедший из этой среды публицист и педагог Д. И. Писарев (1841-1868). Призывая к «свободному воспитанию», формированию личности, он писал: «Воспитывая наших детей, мы втискиваем молодую жизнь в те уродливые формы, которые тяготели над нами… Чем раньше молодая личность становится в скептическое отношение к своим наставникам, тем лучше». Однако в полемическом запале Писарев утверждал: «Что можно разбить, то и нужно разбивать, что выдержит удар, то годится, что разлетится вдребезги, то хлам». Нигилистические настроения вообще были характерны для российского общества 60-70-х гг. XIX века. «В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем», - говорил тургеневский Базаров, «типический герой в типических обстоятельствах».


Нередко нигилизм (от лат nihil - ничто) принимал форму не просто отрицания, но и прямых призывов к разрушению, к революционной борьбе. Либерализм оппозиционный , как заметил юрист и историк Б. Н. Чичерин, «понимает свободу с чисто отрицательной стороны… Отменить, разрушить, уничтожить - вот вся его система… Ему верхом благополучия представляется освобождение от всяких законов, всяких стеснений. Этот идеал, неосуществимый в настоящем, он переносит в будущее». Во что он выльется в «будущем», показало уже следующее столетие. Пока же наиболее горячими его приверженцами были революционные демократы 1869-70-х гг. Самые видные из них, Н. Г. Чернышевский (1828-1889) и Н. А. Добролюбов (1836-1861) буквально стали властителями дум разночинной молодежи.

Сотрудничая в некрасовском «Современнике», Чернышевский, по словам В. И. Ленина, «умел влиять на все политические события его эпохи в революционном духе, проводя через препоны и рогатки цензуры - идею крестьянской революции, идею борьбы масс за свержение всех старых властей». Чернышевский был одним из родоначальников «крестьянского социализма » и народничества , в значительной степени он вдохновлял и направлял деятельность тайного общества «Земля и воля ». В 1862 г. Чернышевский был заключен в Шлиссельбургскую крепость, приговорен к смерти, которую в 1864 заменили «гражданской казнью» и каторгой. В романе «Что делать?» он вывел образ героев, которые готовы на любые жертвы во имя революционной борьбы, спят на гвоздях, закаляя волю, носят синие чулки, чтобы эпатировать общество. На их примерах воспитывались будущие террористы, члены революционных кружков, связанные круговой порукой, не знавшие сомнений, страха и сострадания. Н. А. Добролюбов, полагая те же цели, стоял все же на гораздо более умеренных позициях. Ставя любовь к Родине выше личных интересов и привязанностей, он вместе с тем видел ее в «теснейшей связи с любовью к человечеству», Называя самодержавие «внутренними турками», он считал все же главным оружием против него страстное перо публициста.

Понимается переход социальных систем, их элементов и структур, связей и взаимодействий из одного состояния в другое. Наиболее важными факторами социальных изменений выступают:

  • изменения среды обитания;
  • динамика численности и структуры народонаселения;
  • напряженность и конфликты из-за ресурсов или ценностей;
  • открытия и изобретения;
  • перенос или проникновение культурных образцов других культур.

По своему характеру и степени влияния на общество социальные изменения подразделяются на эволюционные и революционные. Под эволюционными понимаются постепенные, плавные, частичные изменения общества, которые могут охватывать все сферы жизни — экономическую, политическую, социальную, духовно-культурную. Эволюционные изменения нередко принимают форму социальных реформ , которые предполагают проведение различных мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной жизни.

Эволюционные концепции объясняют социальные изменения в обществе эндогенными или экзогенными причинами. Согласно первой точке зрения происходящие в обществе процессы рассматриваются по аналогии с биологическими организациями.

Экзогенный подход представлен в первую очередь теорией диффузии. т.е. «просачиванием» культурных образцов из одного общества в другое , что становится возможным благодаря проникновению внешних влияний (завоевания, торговли, миграции, колонизации, подражания и др.). Любая из культур в обществе испытывает на себе влияние других культур, в том числе и культур завоеванных народов. Этот встречный процесс взаимовлияния и взаимопроникновения культур называется в социологии аккультурацией.

Под революционными понимаются относительно быстрые (по сравнению с социальной эволюцией), всесторонние, коренные изменения общества. Революционные преобразования носят скачкообразный характер и представляют собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Следует отметить, что отношение к социальной революции социологии и других общественных наук неоднозначно. Например, марксисты рассматривали революцию как закономерное и прогрессивное явление в истории человечества, считая ее «локомотивом истории», «высшим актом политики», «праздником угнетенных и эксплуатируемых» и т.д.

Среди немарксистских теорий необходимо выделить теорию социальной революции . По его мнению, ущерб, наносимый обществу революциями, всегда оказывается большим, чем вероятная польза, поскольку революция есть болезненный процесс, оборачивающийся тотальной социальной дезорганизацией. Согласно теории циркуляции элит Вильфредо Парето , революционную ситуацию создает деградация элит, которая находится у власти слишком долго и не обеспечивает нормальную циркуляцию — замену на новую элиту. Теория относительной депривации Тедаlappa объясняет возникновение социальной напряженности в обществе разрывом между уровнем запросов людей и возможностями достижения желаемого, что приводит к появлению социальных движении. И наконец, теория модернизации рассматривает революцию как кризис, возникающий в случае, когда процессы политической и культурной модернизации общества осуществляются в разных сферах жизнедеятельности неравномерно.

В последние годы социологи все больше внимания уделяют циклическим социальным изменениям. Циклами называют определенную совокупность явлений, процессов, последовательность которых представляет собой кругооборот в течение какого-либо промежутка времени. Конечная фаза цикла как бы повторяет первоначальную, только в других условиях и на другом уровне.

Среди циклических процессов выделяют изменения по типу маятника, волновые движения и спиралевидные. Первые считаются наиболее простой формой циклических изменений. Примером может служить периодическая смена у власти консерваторов и либералов в некоторых европейских странах. В качестве примера волновых процессов можно привести цикл техногенных инноваций, который достигает своего волнового пика, а затем идет на убыль, как бы затухает. Самым сложным из циклических социальных изменений является спиралевидный тип, поскольку предполагает изменение по формуле: «повторение старого на качественно новом уровне» и характеризует социальную преемственность различных поколений.

Помимо циклических изменений, происходящих в рамках одной социальной системы, социологи и культурологи выделяют циклические процессы, охватывающие целые культуры и цивилизации. Одной из таких наиболее цельных теорий жизни общества является циклическая теория , созданная российским социологом Н.Я. Данилевским. Все культуры мира он подразделял на «неисторические», т.е. не способные быть подлинными субъектами исторического процесса, создавать «самобытную цивилизацию», и «исторические», т.е. создающие особые, своеобразные культурно-исторические типы.

В своем классическом труде «Россия и Европа» Данилевский, используя исторический и цивилизационныи подходы к анализу общественной жизни, выделил 13 культурно-исторических типов общества: египетский, китайский, индийский, греческий, римский, мусульманский, европейский, славянский и др. Основу выделения «самобытных цивилизаций» составляет своеобразное сочетание в них четырех главных элементов: религии, культуры, политического и общественно-экономического устройства. При этом каждая из названных цивилизаций проходит в своем развитии четыре основные фазы, которые, условно говоря, можно назвать зарождением, становлением, расцветом и упадком.

Аналогично рассуждал немецкий социолог Освальд Шпенглер. который в работе «Закат Европы» выделил в истории человечества восемь специфических культур: египетская, вавилонская, индийская, китайская, греко-римская, арабская, западноевропейская, майя и зарождающаяся русско-сибирская. В его понимании цикл жизни каждой культуры проходит два этапа: восходящая («культура») и нисходящая («цивилизация») ветви развития общества.

Позднее его английский последователь Арнольд Тойнби в своей книге «Постижение истории» несколько модернизирован циклическую модель исторического процесса. В отличие от Шпенглера с его «лоскутным одеялом отдельных культур», Тойнби считает, что мировые религии (буддизм, христианство, ислам) объединяют в единый процесс развитие отдельных цивилизаций. Динамику исторического процесса он связывает с действием «закона вызова и ответа», согласно которому общество развивается благодаря тому, что способно адекватно отвечать на вызовы складывающихся исторических ситуаций. Тойнби выступает противником технического детерминизма и видит развитие общества в прогрессе культуры.

К циклическим теориям также относится социокультурная динамика П. Сорокина , в которой дается весьма пессимистический прогноз развития современного западного общества.

Еще одним примером циклических теорий является концепция «мир-экономики» И. Валлерстайна (р. 1930), согласно которой, в частности:

  • страны третьего мира не смогут повторить путь, пройденный государствами — лидерами современной экономики:
  • капиталистическая мир-экономика, зародившаяся около 1450 г.. в 1967-1973 гг. вступила в неизбежную завершающую фазу экономического цикла — фазу кризиса.

В настоящее время социологи подвергают критике представления об однолинейном характере социальных процессов, подчеркивая, что общество может изменяться самым неожиданным образом. И происходит это в случае, когда прежние механизмы уже не позволяют социальной системе восстановить свое равновесие, а инновационная активность масс не укладывается в рамки институциональных ограничений, и тогда общество оказывается перед выбором дальнейшего варианта своего развития. Такое разветвление или раздвоение, связанное с хаотичным состоянием общества, называется социальной бифуркацией , означающей непредсказуемость общественного развития.

В современной отечественной социологии все более утверждается точка зрения, согласно которой исторический процесс в целом и переход общества из одного состояния в другое в частности всегда предполагает многовариантность, альтернативность общественного развития.

Виды социальных измений общества

Социология выделяет социальные и культурные изменения, происходящие в современных обществах.

К социальным изменениям относятся сдвиги в социальной структуре:

  • возникновение новых социальных групп, слоев и классов;
  • уменьшение численности, места и роли «старых слоев» (например, колхозников);
  • изменения в области социальных связей (характер взаимоотношений и взаимодействий, отношений власти, лидерства в связи с возникновением многопартийности);
  • изменения в области телекоммуникаций (мобильная связь, Интернет);
  • изменения в активности граждан (например, в связи с признанием права частной собственности и свободы предпринимательства).

Особую группу изменений мы наблюдаем в политической области:

  • изменение роли представительного учреждения (Государственной думы) и правительства РФ;
  • формирование многопартийности и устранение от руководства страной единственной партии;
  • официальное признание Конституцией идеологического плюрализма.

К социальным изменениям относятся также культурные изменения. Среди них:

  • изменения в области материальных и нематериальных ценностей (идеи, верования, навыки, интеллектуальное производство);
  • изменения в области социальных норм — политических и правовых (возрождение древних традиций, обычаев, принятие нового законодательства);
  • изменения в области коммуникаций (создание новых терминов, словосочетаний и т. п.).

Социальное развитие общества

С проблематикой социальных изменений тесно связаны понятия « » и « ». Под социальным развитием понимается такое изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношении, институтов, норм и ценностей. Социальному развитию присущи три характерные черты:

  • необратимость, означающая постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен;
  • направленность — те линии, на которых совершается это накопление;
  • закономерность — не случайный, а необходимый процесс накопления таких перемен.

Социальный прогресс предполагает такую направленность социального развития, для которой характерен переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным. В целом под социальным прогрессом понимается совершенствование социального устройства общества и улучшение условий жизни человека.

Процессом, противоположным прогрессу , является регресс, он означает возвращение к предшествующему уровню развития общества. Если прогресс рассматривается как глобальный процесс , характеризующий движение человечества на всем протяжении общественного развития, то регресс — процесс локальный, затрагивающий отдельное общество в исторически небольшом отрезке времени.

В социологии для определения прогрессивности того или иного общества обычно использовались два наиболее общих критерия:

  • уровень производительности труда и благосостояния населения;
  • степень свободы личности. Но в последнее время российские социологи все чаше высказывают точку зрения о необходимости критерия, который отражал бы духовно-нравственные, ценностно-мотивационные аспекты экономической и социально-политической деятельности людей. В результате сегодня в социологии выявился третий критерий социального прогресса — уровень нравственности в обществе , который может стать интегративным критерием социального прогресса.

Завершая данный вопрос, отметим, что современные теории прогресса обращают внимание на то, что для спасения цивилизации необходима человеческая революция в форме изменения отношения человека к себе и другим, становление культурного универсализма (Н. Бердяев, Э. Фромм, К. Ясперс и др.). Перспективы развития современной цивилизации будут позитивными только в том случае, если в центре внимания в XXI в. окажутся не машины, а люди. Перспективными могут быть признаны такие изменения, которые способствуют подлинной гармонии между личностью, обществом и природой.

Всемирная История. Том 1

Разложение первобытно-общинного строя и древнейшие рабовладельческие государства в долине Нила и в Двуречье

Общие черты периода

Изменения в общественной жизни племён

Освоение техники выплавки меди, которое произошло в течение IV тысячелетия до н. э. дало древним земледельцам более совершенные орудия. При помощи этих орудий значительно улучшилось изготовление деревянных изделий. Медная мотыга с деревянной рукоятью, лопата и другие орудия позволяли создавать оросительные каналы. Уже в начале и середине III тысячелетия кое-где, как, например, в Двуречье, в Египте, а несколько позже-и на Иранском нагорье (городище Тепе-Гиссар), изготовлялись деревянные плуги; одомашнение осла и коровы, происшедшее ещё раньше, позволило запрягать в плуг животных, что значительно повысило производительность труда. Развилось теперь и ремесленное производство-ткацкое, литейное, гончарное. Был изобретён, хотя не всюду получил ещё широкое применение, гончарный круг. На лодках начинают ставить паруса, кое-где появляются повозки на сплошных колёсах. Усложнившееся производство потребовало большей специализации; в общинах начинают выделяться специалисты-ремесленники; начинается второе великое общественное разделение труда - отделение ремесла от сельского хозяйства.

Это обстоятельство вызвало развитие обмена - сначала между отдельными общинами и племенами, специализировавшимися на том или ином производстве. Предметы производства отдельных племён, оказавшихся в более благоприятных природных условиях для изготовления тех или иных изделий, переходя из рук в руки, распространяются теперь на большие расстояния. Например, в долину Евфрата и Тигра попадает кавказский обсидиан, иранская медь, в Египте используется медь, привозимая с соседнего Синая. Связи с отдалёнными районами обнаруживаются при изучении археологических памятников земледельческих племён Ирана, юга Средней Азии, долины великой китайской реки Хуанхэ. Но обмен начинает, вероятно, возникать и внутри общин - между специалистами-мастерами и земледельцами. Во всех случаях это был ещё обмен продуктами, без посредства денег.

Накопление продуктов, умножение богатства, происходившее, разумеется, в различных общинах неравномерно, приводят к возникновению междуобщинных и межплеменных войн с целью грабежа. Медное оружие увеличило военную силу его обладателей; столкновения между племенами, перешедшими уже к энеолиту, превращаются в настоящие войны. Война становится, в свою очередь, средством обогащения; военные вожди приобретают всё большую власть, а захватывая себе наибольшую добычу, они получают всё большие экономические преимущества перед своими соплеменниками.

По данным этнографии, на самых ранних ступенях развития земледелия применялось коллективное вскапывание полей деревянными палками. Однако мотыжное и особенно плужное земледелие постепенно становилось, даже в пределах общины, делом отдельных семей. Земледельческий труд, со времени развития плужного земледелия, перешёл из рук женщин в руки мужчин, и мужчина - земледелец и воин - стал главой семьи. Накопление в различных семьях создавалось неодинаковое, причём каждая из них, накапливая имущество, старалась сохранить его в семье. Продукт постепенно перестаёт делиться среди членов общины, а имущество начинает переходить от отца к его детям; закладываются основы частной собственности на средства производства. От счёта родства по материнской линии переходят к счёту родства по отцу - складывается патриархат. Соответственно меняется форма семейных отношений; возникает патриархальная семья, основанная на частной собственности. Подчинённое положение женщины сказывается, в частности, в том, что обязательность единобрачия устанавливается только для женщины, для мужчин же допускалась полигамия (многоженство). Древнейшие документы Египта и Двуречья рисуют такое положение сложившимся к концу IV - началу III тысячелетия до н. э. У племён предгорий Передней Азии, Китая и т. д. та же картина обнаруживается древнейшими памятниками письменности, появляющимися у некоторых из них во II тысячелетии до н. э.

Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны - всё это вело к возникновению имущественного расслоения среди земледельческих племён. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Складывалась верхушка родовой аристократии, в руках которой фактически находилось ведение всех дел. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов, выделяли из своей среды военных вождей и жрецов.

Наряду с имущественной и общественной дифференциацией внутри родовой общины происходит и дифференциация внутри племени между отдельными родами. Выделяются, с одной стороны, сильные и богатые роды, а с другой - ослабевшие и обедневшие. Соответственно первые из них постепенно превращаются в господствующие, а вторые - в подчинённые. В результате войн могли оказаться в подчинённом положении целые племена или даже группы племён.

Однако долгое время наряду с советом - органом родовой знати - большую роль продолжает играть и собрание всех взрослых общинников-воинов. Несмотря на имущественное и общественное расслоение общины, верхушка родовой знати ещё должна считаться с мнением всей общины. Обычно заседание совета происходило в присутствии всех воинов, которые, как это рисуют эпические песни древнейших обитателей Двуречья, активно выражали своё одобрение или неодобрение решениям вождя и совета. Военные успехи ещё в известной мере обогащали всю данную общину, но главным образом её верхушку. Такие порядки на последнем этапе развития первобытно-общинного строя обыкновенно называют военной демократией.

Внутренние связи в общине в этот период ещё не были разрушены. Памятники последнего этапа первобытно-общинного строя повсеместно свидетельствуют о силе коллективного труда. Когда участившиеся войны потребовали укрепления обороны поселений, создавались мощные крепости, стены которых были сложены из громадных необработанных глыб камня (так называемая циклопическая кладка), вырубить которые и доставить наместо можно было только коллективным трудом многих людей. Там, где не было камня, воздвигались толстые стены из кирпича-сырца. Устройство оросительных каналов также требовало слаженного труда всего коллектива членов общины. Общинники ещё участвуют в общественных делах своего коллектива, будучи членами народного собрания. Но всё чаще трудом коллектива злоупотребляет в своих интересах родовая верхушка, с могуществом которой рядовые общинники уже не могут спорить.

Общественная активность племенной массы сказывается в описываемое время и в художественном творчестве. К этому периоду восходят в конечном счёте многие замечательные эпические памятники народной поэзии древнего Востока. Одной из главных областей художественного творчества было также ремесло, что хорошо нам известно на примере гончарного производства. На всём протяжении зоны земледельческих очагов в IV и III тысячелетиях до н. э. получает распространение великолепная расписная посуда, украшенная одноцветными или многоцветными орнаментами и стилизованными изображениями животных и символов земледельческих божеств - солнца, воды, колоса. По этим изделиям, распространённым на огромном протяжении от берегов Чёрного и Средиземного морей до Китая, через Иран и Среднюю Азию, энеолитические культуры этих территорий получили название культур крашеной керамики. Те же стилистические черты проявлялись в искусстве резьбы по камню и, надо полагать, в изделиях ткацкого ремесла, которым явно подражают многие росписи на посуде.