Классификация интерактивных методов обучения в спо. Активные и интерактивные методы обучения: обзор, классификации и примеры. Что такое активные и интерактивные методы обучения на уроке? Групповая, научная дискуссия, диспут, дебаты

ВВЕДЕНИЕ

Внедрение интерактивных методов обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном профессиональном учебном заведении. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» - «взаимный», «act» - «действовать»). Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Основные цели интерактивного обучения:

    стимулирование учебно-познавательной мотивации;

    развитие самостоятельности и активности;

    воспитание аналитического и критического мышления;

    формирование коммуникативных навыков

    саморазвитие учащихся.

В интерактивном обучении учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, ученик анализирует собственную деятельность. Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с учителем и сверстником ученик чувствует себя комфортнее. Сохраняя конечную цель и основное содержание образовательного процесса, интерактивное обучение изменяет привычные транслирующие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии.

В педагогике различают несколько моделей обучения:

    пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);

    активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

    интерактивная - взаимодействие. Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

Цель работы – изучение особенностей применения интерактивных методов в работе со студентами СПО.

Задачи работы :

    Рассмотреть состояние интерактивных методов на современном этапе развития образования.

    Изучить сферу применения интерактивных методов в современном образовательном процессе.

    Выявить особенности современных интерактивных методов.

Объект исследования – интерактивные методы при обучении студентов СПО.

Предмет исследования – особенности применения интерактивных методов в системе СПО.

Методы исследования – теоретические (изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы и вопросам инновационных методов образования, изучение передового педагогического опыта), эмпирические (наблюдение за ходом учебного процесса, деятельностью студентов, беседа).

Практическая значимость : материалы работы предполагается внедрить в практику преподавателей педагогического колледжа.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Глава 1. Теоретические основы педагогического обеспечения интерактивного взаимодействия


1.1. Классификация интерактивных методов интерактивного взаимодействия на учебных занятиях со студентами колледжа

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля .

Ведущий (преподаватель, тренер) вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности студентов, его задачей становится создание условий для их инициативы. Преподаватель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Поэтому интерактивное обучение призвано изначально применяться в интенсивном обучении достаточно взрослых обучающихся. Интерактивные методы могут применяться при организации куратором следующей работы со студентами:

    организация тематических занятий,

    организация временных творческих коллективов при работе над учебным проектом,

    формирование портфолио студента,

    организация дискуссий и обсуждений спорных вопросов, возникших в коллективе,

    для создания образовательных ресурсов.

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:

      • творческие задания;

        работа в малых группах;

        обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры);

        использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);

        социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, интервью, фильмы, спектакли, выставки);

        изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «обучающийся в роли преподавателя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, сократический диалог);

        тестирование;

        разминки;

        обратная связь;

        дистанционное обучение.

        обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позицию, шкала мнений);

        разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм», «анализ казусов», «лестницы и змейки»);

        тренинги.

Для решения воспитательных и учебных задач куратором наиболее распространены следующие интерактивные формы:

«Микрофон». Студентам предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По аудитории пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон», обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.

«Мозговой штурм». Для решения проблемного вопроса студентам предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «Банка идей» проводится анализ и обговаривание.

«Обучая – учусь». Материал урока делится на отдельные блоки по количеству студентов в группе. Студенты отрабатывают и обмениваются информацией, создавая временные пары, после чего происходит коллективное обговаривание и закрепление учебного материала.

«Карусель». Студенты размещаются в два круга лицом друг к другу. Некоторое время каждая пара обменивается информацией, своими мыслями; после этого студенты внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнеру. Можно предварительно предложить студентам подготовить вопросы по теме и провести по кругу опрос.

«Два, четыре – вместе». Студентам предлагается проблема или информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит общее обговаривание вопроса.

«Выбери позицию». Предлагается проблемный вопрос, две противоположные точки зрения и три позиции: «Да» (за первое предложение), «Нет» (за второе предложение), «Не знаю, не определил собственную позицию». Студенты группы выбирают определенную позицию, формируют три группы, обговаривают правильность своей позиции. Один или несколько членов каждой группы аргументируют свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и принятия правильного решения.

«Совместный проект». Группы работают над выполнением разных заданий одной темы. После завершения работы каждая группа презентует свои исследования, в результате чего все студенты знакомятся с темой в целом.

Было бы ошибкой придерживаться какой-либо одной модели. Разумно сочетать эти модели обучения для достижения эффективности и качества учебного процесса. Современная система профессионального образования в условиях рыночных отношений одним из приоритетов для успешного решения задач подготовки квалифицированных кадров выделяет принцип учета интересов обучаемого. В этой связи перед преподавателями СПО стоит задача выработки и внедрения таких приемов и методов обучения, которые бы были нацелены на активацию творческого потенциала студента, его желания обучаться. При этом должна решаться педагогическая задача формирования личности гражданина и его ценностных ориентаций, поскольку процесс обучения в СПО - основная составляющая образовательного процесса в жизни каждого человека. И поэтому, от того, насколько каждый индивид - студент, будет вовлечен в процесс обучения, в конечном итоге будет зависеть уровень его образованности и интеллигентности во всех смыслах этого слова. Кроме этого, глобальная информатизация современного общества также оказала существенное влияние на образовательный процесс, на систему профессионального образования в России, потребовав радикального пересмотра используемых методик обучения.

Приобретение ключевых компетенций зависит от активности самого студента. Поэтому одной из важнейших задач является внедрение в учебный процесс активных методов, которые в совокупности дают возможность организовать интерактивное обучение. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом. Совместная деятельность означает, что каждый вносит в нее свой особый вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности студентов колледжа. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели: развитие интеллектуальных способностей студентов, самостоятельности мышления, критичности ума; достижение быстроты и прочности усвоения учебного материала, глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений; развитие творческого потенциала – способности к «видению» проблемы, оригинальности, гибкости, диалектичности, творческого воображения, легкости генерирования идей, способности к самостоятельной поисковой деятельности; эффективности применения профессиональных знаний, умений и навыков в реальной производственной практике.

Ведущими признаками интерактивного взаимодействия являются:

    Диалог. Диалогичность общения педагога и учащихся предполагает их умение слушать и слышать друг друга, внимательно относиться друг к другу, оказывать помощь в формировании своего видения проблемы, своего пути решения задачи.

    Мыследеятельность. Она заключается в организации активной мыслительной деятельности педагога и учащихся. Не трансляция педагогом в сознание учащихся готовых знаний, а организация их самостоятельной познавательной деятельности.

    Смыслотворчество. Это процесс осознанного создания учащимися и педагогом новых для себя смыслов по изучаемой проблеме. Это выражение своего индивидуального отношения к явлениям и предметам жизни.

    Свобода выбора.

    Создание ситуации успеха. Ведущие условия для создания ситуации успеха - позитивное и оптимистичное оценивание учащихся.

    Рефлексия. Это самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия.

Таким образом, реорганизация системы профессионального образования в России предполагает как стартовую основу переход к таким методам обучения, которые основаны на конструктивистском, оперативном подходе, вместо традиционного линейного подхода, когда в процессе обучения знания давались впрок (по принципу – чем больше, тем лучше) .

1.2. Сравнение традиционного и интерактивного подходов

Традиционное обучение ставит перед собой цель : передача учащимся и усвоение ими как можно большего объема знаний . Педагог транслирует уже осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у учащихся. Задача обучающихся - как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими. Полученные в процессе такого обучения знания носят энциклопедичный характер, представляют собой определенный объем информации по различным учебным предметам, который в сознании учащегося существует в виде тематических блоков, не всегда имеющих смысловые связи.

Многие педагоги сталкиваются с проблемой невозможности связать содержание своего предмета со знаниями учащихся в других учебных дисциплинах. И тогда возникает сомнение в том, насколько глубоко произошло осознание обучаемыми учебного материала, присвоение его и использование в ситуациях, выходящих за рамки среднего профессионального учебного заведения. Достаточно сложно развеять данное сомнение прежде всего потому, что в качестве обратной связи от учащегося к педагогу также выступает процесс воспроизведения учебного материала . Подтверждение вышесказанному - слова Ш. А. Амонашвили : «Раньше, в том далеком прошлом, когда я был императивным учителем, я не жил со своими учениками одним творческим горением, да и сложности, с которыми они сталкивались, оставались мне неведомыми. Для них я был только контролер, а они для меня - правильно или неправильно решенными задачами» .

Проблемы современного образования способствуют всё большему противопоставлению интерактивного обучения традиционному. Кризис традиционного образования, наличие которого признают большинство педагогов, прослеживается в следующих противоречиях обучения:

между мотивацией и стимуляцией учения: стимуляция в традиционном обучении превосходит мотивацию, преподаватели жалуются, что студенты не хотят учиться, а студенты – на скуку, однообразие, непосильность учебы;

между пассивно-созерцательным и активно-преобразовательным видами учебной деятельности: пассивная созерцательность в традиционном обучении занимает большую часть занятия, например, когда преподаватель объясняет новый материал, а остальные слушают или не слушают;

между психологическим комфортом и дискомфортом: на традиционном уроке редко создаются условия для живого, непринужденного общения;

между воспитанием и обучением: на обычном занятии воспитательное взаимовлияние студентов пресекается преподавателем, у них нет возможности беседовать, поправлять, оценивать друг друга;

между индивидуальным развитием и стандартами обучения: в традиционном обучении редко осуществляется индивидуальный подход к каждому обучающемуся;

между субъект-субъектными и субъект-объектными отношениями: на классическом занятии всегда действует принцип взаимоотношений «субъект-объект».

Интерактивное обучение помогает преодолеть эти противоречия. В ходе интерактивного взаимодействия происходит активизация познавательной деятельности студентов, повышение их самостоятельности и инициативности. В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы . С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от педагога , а в процессе собственной активности . Педагог, по мнению О. Бассис, должен создавать ситуации, в которых обучающийся активен, в которых он спрашивает, действует. В подобных ситуациях «он совместно с другими приобретает способности, позволяющие преобразовывать в знание то, что изначально составляло проблему или препятствие».

С другой стороны, учащийся в процессе взаимодействия на занятии с другими учащимися, педагогом овладевает системой испытанных (апробированных) способов деятельности по отношению к себе, социуму, миру вообще, усваивает различные механизмы поиска знаний. Поэтому знания, полученные учащимся, являются одновременно и инструментом для самостоятельного их добывания.

Таким образом, цель активного обучения - это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания . Это является принципиальным отличием целей активного обучения от целей традиционной системы образования.

Чтобы конкретизировать разговор о целях, достигаемых в стратегии активного обучения, воспользуемся таксономией когнитивных (познавательных) целей Б. Блума, которая сейчас активно обсуждается в педагогическом сообществе. Если следовать разработанной Б. Блумом таксономии, то знания - это лишь первый, самый простой уровень этой иерархии. Далее идут еще пять уровней целей, причем первые три (знание, понимание, применение) являются целями низшего порядка, а следующие три (анализ, синтез, сравнение) - высшего порядка.

Систематизатор когнитивных установок, по Б. Блуму, может быть представлен следующим образом:

    Знание: способность узнавать, воспроизводить специальную информацию, включая факты, принятую терминологию, критерии, методологические принципы и теории.

    Понимание: способность буквально понимать значение любого сообщения.

    Применение: умение брать и применять в новой ситуации принципы или процессы, ранее изучавшиеся, без указания на то со стороны. Например, применение социально-научных обобщений к отдельным социальным проблемам или применение естественнонаучных или математических принципов к практическим ситуациям.

    Анализ: разделение материала на отдельные составляющие, устанавливая их отношения и понимая модель их организации. Например, узнавание несформулированных допущений, выявление причинно-следственных связей и распознавание форм и приемов в художественных работах.

    Синтез: творческий процесс соединения частей или элементов в новое целое. Это - профессиональное написание эссе, предложение способов проверки гипотез и формулирование теорий, применимых к социальным ситуациям.

    Оценивание: процесс выработки ценностных суждений об идеях, решениях, методах и т. д. Эти оценки могут быть количественные или качественные, но они должны быть основаны на использовании критериев или стандартов, например, включать оценивание подходящего способа лечения или оценивания результатов работы на основе стандартов в данной дисциплине).

И тогда методы, способы и приемы, используемые в традиционном обучении, позволяют достигать в образовательном процессе первых трех уровней целей. Рассмотрим в качестве примера задания, расположенные в конце любого параграфа учебника. В большинстве случаев для их выполнения достаточно простого воспроизведения его содержания. Задания, которые требуют от учащегося понимания и применения знаний (второй и третий уровень целей), как правило, отмечены каким-либо знаком и не всегда используются педагогом .

Методы интерактивного обучения также обеспечивают достижение целей первых трех уровней, причем более эффективно, чем это делают методы традиционной системы обучения. Как следствие, педагоги, работающие в традиционной парадигме, часто используют методы интерактивного обучения для лучшего усвоения учащимися информации. В этом случае речь будет идти только об оптимизации традиционного образовательного процесса. Данная фиксация, является очень важной, потому что может позволить учителю определиться, в плоскости какой стратегии он работает.

Глава 2. Применение интерактивных методов

в образовательном процессе


1.2. Стратегия интерактивного обучения

Существующая система образования кажется для работающего в ней педагога настолько понятной, что сделанные психологами, социологами в этой области открытия или выводы кажутся совершенно неожиданными, приводят в недоумение и ставят под сомнение всю его деятельность.

Исследование, описываемое в статье А. Зверева "10 и 90 - новая статистика интеллекта", начиналось с обычного эксперимента, проводимого американскими социологами. Они обратились к молодым людям из разных стран, недавно окончившим школу, с рядом вопросов из различных учебных курсов. И оказалось, что только в среднем 10% опрошенных правильно ответили на все вопросы .

Результат этого исследования подтолкнул российского педагога М.Балабана сделать вывод, который и приводит в недоумение педагогов: школа, независимо от того, в какой стране она находится, учит успешно только одного из десяти своих учащихся.

К. Роджерс, размышляя по поводу эффективности обучения в школе, пишет: «Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда кажется, что обучение проходит успешно» .

Эффективность педагогической деятельности педагога средней школы характеризуется все теми же 10% учащихся. Объяснение очень простое: «только 10% людей способны учиться с книгой в руках».

Говоря другими словами, только для 10% учащихся приемлемы методы, используемые в традиционной школе. Оставшиеся 90% учащихся также способны учиться, но не с книгой в руках, а по-другому: «своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств».

Результаты этого исследования привели к выводу, что обучение должно строиться иначе, по-другому, таким образом, чтобы все учащиеся могли учиться. Один из вариантов организации учебного процесса - использование педагогом в своей деятельности методов интерактивного обучения .

Стратегию интерактивного обучения - организация педагогом с помощью определенной системы способов, приемов, методов образовательного процесса, основанного на:

    субъект-субъектных отношениях педагога и учащегося (паритетности);

    многосторонней коммуникации;

    конструировании знаний учащимся;

    использовании самооценки и обратной связи;

    активности учащегося.

Для того чтобы более полно раскрыть содержание категории «методы интерактивного обучения», мы сравним традиционное обучение и активное обучение, выбрав следующие параметры:

    Цели.

    Позиция учащегося и педагога.

    Организация коммуникации в учебном процессе.

    Методы обучения.

    Принципы интерактивного подхода.

С точки зрения компетентностного подхода, одной из целей применения инновационных педагогических технологий в процессе обучения студентов колледжа является развитие личности обучающегося, его способности к саморазвитию, самоопределению и самообразованию, т.е. формирование ключевых компетенций. Инновационными подходами в учебном процессе педагоги считают практику моделирования, проектирования, использования активных и интерактивных форм работы со студентами, различные варианты семинаров, тренинги и внесение их элементов в практические занятия.

2.2. Интерактивное методы обучения на уроках информатики

Предмет «Информатика и ИКТ» в колледже преподаётся на первом курсе, т.е. его посещают подростки 15, 16 лет. Зачастую, студентам предмет информатики кажется не таким уж и важным, они не осознают важность изучения данного предмета. Студентов данного возраста необходимо увлечь работой, нацелить на необходимость изучения той или иной темы, раскрыть их значимость в жизненных ситуациях и в будущей профессии педагога, сделать всё необходимое, чтобы уроки прошли интересно и полезно. Преподавание данного предмета обязательно нужно наполнять теоретическими сведениями, визуальной демонстрацией объяснений и разнообразными заданиями на компьютере и без него. Чтобы повысить «насыщенность» дисциплины в условиях небольшого количества часов отводимых на его изучение, необходимо тщательно продумывать методику подготовки к урокам, подачи материала, систему практических заданий на компьютере.

Интерактивных форм и методов обучения очень много и все они побуждают к творческой познавательной деятельности студентов, создают атмосферу повышенного интереса.

Так при изучении темы «Моделирование» можно использовать метод «Совместного проекта». Студенты делятся на три группы. Каждой группе предлагается составить описание «Планеты Земля»:

    первой группе с точки зрения математики (диаметр, толщина атмосферы и земной коры, длина экватора и меридиана и т.д.);

    второй группе с точки зрения русского языка (сочинение-описание);

    третьей группе с точки зрения изобразительного искусства (рисунок);

После обсуждения полученных результатов преподаватель знакомит с другими представлениями «Планеты Земля»: глобус, географическая карта.

Студенты формируют понятие «модели», самостоятельно выделяют некоторые виды материальной модели и информационной.

При подготовке к урокам по теме «Устройство компьютера», следует подготовить задания творческого характера, например:

1. Вам поручили подключить новый компьютер. Вы подключили все устройства. При включении компьютера изображения нет. Определите, что может быть причиной возникновения проблемы.

2. Может ли быть компьютер без…(монитора, жесткого диска, дисковода оптических дисков, клавиатуры, мыши, процессора, оперативной памяти).

3. Может ли иметь смысл наличие в компьютере двух экземпляров…(монитора, жесткого диска, дисковода оптических дисков, клавиатуры, мыши, процессора, оперативной памяти).

4. Имея в наличии некоторые запчасти компьютера и схему материнской платы, попробуйте собрать все в единое целое (имеется процессор, материнская плата, оперативная память, шина, жесткий диск).

Используя такие несложные упражнения, студенты более точно начинают представлять назначение устройств компьютера.

При изучении темы «Информация. Информационные процессы» удобно применять метод «Синквейн или медленное погружение»». Студентам объявляется тема урока «Информация. Информационные процессы» и предлагается:

1. Назвать одно существительное (связанное с темой урока)

2. Подобрать к нему два прилагательных.

3. Назвать подходящие к слову три глагола.

4. Составить с этими словами четыре предложения.

Ребята сначала работают индивидуально, затем совместно обсуждают полученные варианты. Таким образом, у студентов формируется понятие информации, они сами делают вывод об информационных процессах и о типах информации.

При изучении темы «Графические редакторы» можно использовать метод проектов. Студентам на выбор предлагаются темы: «Растровый или векторный графические редакторы», «Инструменты рисования растрового или векторного графических редакторов». В рамках выполнения проекта студенты изучают теоретический материал, составляют реферат, в ходе зашиты проектов учатся отставить свою точку зрения, вести дискуссию.

На интерактивных занятиях можно использовать и обучающие игры. В эту категорию входят ролевые игры и имитации.

В ролевой игре участникам предлагается «сыграть» другого человека или «разыграть» определенную проблему или ситуацию.

Указанные игры способствуют:

      • развитию воображения и навыков критического мышления;

        опробованию на практике линии поведения другого человека;

        применению на практике умения решать проблемы.

Имитацией называются ролевые игры с использованием (имитацией) известных, устоявшихся процедур, например таких, как судебный процесс. На уроках информатики можно проводить «Суд над Интернетом», «Суд над компьютерным вирусом», «Суд над компьютерными играми». Студенты сами выбирают роли, подбирают материал для выступлений. Часто между стороной защиты и стороной обвинения завязывается жаркая дискуссия.

В современном мире при стремительном развитии и совершенствовании информационно-коммуникационных технологий, в качестве интерактивных методов обучения можно рассматривать компьютерные обучающие программы, цифровые образовательные ресурсы, блоги педагогов, которые студентам пригодятся и в их непосредственной дальнейшей профессиональной деятельности.

Например, на уроках информатики можно использовать обучающие программы как для самих студентов (например, «Мир информатики», «Вычислительная математика и программирование», «Клавиатурный тренажер» и т.п.), так и познакомить с программами, которые они могут использовать в своей профессиональной деятельности (например, «Всё по палочкам», «Математика в играх и задачах» и т.п.)

Кроме того, много интересных заданий содержится в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru).

Хочется отметить, что интерактивность будет эффективнее и повышается познавательная активность на занятии у студентов при использовании мультимедийной и интерактивной техники. К интерактивным методам относятся презентации с использованием различных вспомогательных средств: доски, книг, видео, слайдов, постеров, компьютеров и т.п., с последующим обсуждением материалов. Интерактивная доска позволяет моделировать абстрактные идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру, изменить модель, перенести объект в другое место экрана или установить новые связи между объектами. Все это происходит в режиме реального времени. Внедрение интерактивной и мультимедийной техники в учебный процесс, позволяет повысить эффективность и уровень обучения информатике и ИКТ, в условиях ее правильной реализации. Обучение, в котором вводится современная техника, позволяет реализовать гораздо больший потенциал не только учителя, но и студента, так как зачастую скучные уроки приобретают новый смысл, и мотивационная функция обучения возрастает практически в два раза, что приводит к высоким темпам работы, лучшему усвоению знаний, а также высокой степени подготовленности будущих педагогов.

Использование «интерактива» в процессе урока, как показывает практика, снимает нервную нагрузку студентов, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

Таким образом, в режиме интерактива идет обучение на, так называемых, нестандартных уроках: играх, семинарах, мастерских, конкурсах, дебатах, уроках защиты проектов, театрализации, конференциях, судах, дискуссиях, пресс-конференциях и т.п.

Основные принципиальные линии интерактивного урока:

Линия переживания опыта в диалоге;

Линия рефлексии (осмысление как информации, так и самого себя).

Сложным для преподавателя является не столько овладение интерактивными приемами или отбор оптимальных путей, сколько организация диалога и рефлексии, а также оценивание студента.

Необходимо следить, чтобы студенты не нарушали норм поведения в процессе интерактивного обучения.

Были выделены следующие нормы поведения на уроке:

Каждый студент заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая;

Следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации;

Если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы «на понимание» (например, «Правильно ли я понял…? »); только после этого делаются выводы;

Критикуются идеи, а не личности;

Цель совместной деятельности заключается не в «победе» какой-либо одной точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме и т.д.

На этапе рефлексии сложность заключается не столько в нежелании студентов разобраться в своих чувствах, сколько в неумении выразить свои ощущения. Поэтому стоит заранее подготовить следующие подсказки:

      • «Хочу спросить…»

        «Для меня сегодняшний урок…»

        «Самое трудное для меня…»

        «Как вы оцениваете свои действия и действия группы?»

        Экспертно-наблюдательная комиссия и др. .

Важно, чтобы рефлексия присутствовала на каждом занятии, чтобы в нее на первых порах включались все без исключения студентов (позже можно остановиться на заслушивании реплик нескольких человек).

В интерактивных методах обучения рефлексия один из важных этапов современного урока. Обучение не может быть эффективным, когда что-то просто выполняется. Необходимо обдумать, что сделано, подвести итоги, понять, как можно применить полученные знания в будущем.

Главной отличительной чертой интерактивных методов обучения является инициативность учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции партнера-помощника. Ход и результат обучения приобретает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развить у учащихся способность самостоятельного решения проблемы.

И, не стоит забывать, что личный пример преподавателя является неотъемлемой частью в формировании будущего педагога. Студент учится на каждом уроке и может использовать понравившиеся приёмы в будущей профессии, адаптировав их для детей своего возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. Не может не впечатлять, что в интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.

Кроме того, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.

При интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации; центральное место в его деятельности должен занимать не отдельный студент как индивид, а группа взаимодействующих студентов, которые стимулируют и активизируют друг друга.

Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как – устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели. Интерактивное обучение помогает студенту не только учиться, но и жить.

Таким образом, можно отметить, что современным педагогам следует все больше применять интерактивные методы обучения при работе со студентами СПО, так как они являются более продуктивными, существуют возможности для организации формы обучения и инструментарий для оценки результатов.

На основе анализа теории и практики использования интерактивных методов обучения в процессе подготовки студентов, можно сделать ряд выводов:

во-первых, интерактивные методы обучения дополняют и развивают уже известные научные педагогические методы, поэтому происходит их активное внедрение в учебный процесс;

во-вторых, интерактивные методы обучения можно использовать для подготовки студентов СПО более эффективно, если их использование основывается на современном научном подходе, технических средствах;

в-третьих, необходимость использования интерактивных методов обучения в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов связана с новой парадигмой развития обучающих информационных технологий.

Интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление нашей педагогики.


Список использованной литературы


    Амонашвили, Ш.А. Размышление о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвилли – Минск: Современное слово, 2009. – 214 с.

    Григальчик, Е. К. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения / Е.К. Григальчик, Д. И. Губаревич – Минск: Современное слово, 2009. – 144 с.

    Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебник / Е.В. Бережнова – М.: Просвещение, 2007. – 98 с.

    Борытко, Н.М. Теория обучения / Н.М. Борытко – Волгоград: ВГПУ, 2008. – 326 с.

    Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А.С. Воронин – Екатеринбург: ЕГПУ, 2006. – 198 с.

    Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие / А.Н. Джуринский – М.: Дрофа, 2008. – 226 с.

    Двуличанская, Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций / Н.И. Двуличанская // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. - 2011. - №4 - 16-17 с.

    Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 480 с.

    Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения. Учебно-методическое пособие / С.С. кашлев – Минск: ТетраСистемс, 2013. – 224 с.

    Курышева, И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся / И.В. Курышева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. - №112 – 12-14 с.

    Поляков, С.Д. В поисках педагогической инновации. / С.Д. Поляков – М.: Дрофа, 2008. – 216 с.

    Угринович, Н. Д. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения / Н.Д. Угринович - М. : Школьная пресса, 2012. - 48 с.

    Чепыжова, Н. Р. Использование информационно-коммуникационных технологий для повышения качества обучения / Н.Р.Чепыжова // Среднее профессиональное образование. – 2010. - №6. - с.13 - 15.

    Швырина, Г. В. Интернет-ресурсы как эффективное средство формирования культуры речи учащихся / Г.В. Швырина // Образование и общество. – 2010. - №3. - с. 61 - 64.

    Щекина, Н.Б. Интерактивные методы обучения в подготовке студентов / Н.Б. Щекина, Л.Г. Кайдалова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: , свободный

Светлана Гусева
Опыт работы со студентами СПО «Активные формы обучения на занятиях химии»

Активные формы обучения относятся к классу образовательных технологий, как «технологии модернизации обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся».

Активные формы обучения – это методы , которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Они включают в себя следующие технологии : технология проблемного обучения , технология проектного обучения , игровые технологии, интерактивные технологии . Метод обучения является важнейшим компонентом урока, обеспечивая взаимосвязь учителя и обучающегося . По словам А. С. Макаренко «Метод обучения – это не только инструмент учителя, но и инструмент прикосновения к личности ученика».

Формы работы , повышающие уровень активности обучения , следующие :

1. Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок – деловая игра, урок – соревнование, урок – экскурсия и др.) .

2. Использование игровых форм .

3. Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды) .

4. Использование различных форм учебной работы (групповые, индивидуальные, фронтальные и др.) .

5. Различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные и др.) .

6. Деятельностный подход в обучении .

Одним из важнейших компонентов процесса теоретического обучения являются методы обучения . Это способы совместной организации деятельности преподавателя и студентов , при помощи которых достигается овладение студентами практических знаний , умений и навыков. При этом формируются основы их профессионального мастерства, серьезное отношение к труду, развиваются умственные и физические силы, творческие способности.

При изучении дисциплины «Химия » , специальности обучаю студентов знаниям основных химических понятий , основных законов химии , основных классов неорганических и органических веществ, методов контроля сложных веществ, выполнять физико-химические эксперименты , проведения качественных и количественных расчетов и т. д.

В процессе обучения применяю методы , которые по источникам знаний и умений разделяются на :

Словесные (рассказ-объяснение, беседы, письменное инструктирование) ;

Демонстрационные (наглядные пособия : схемы, плакаты, таблицы, портреты ученых и т. д.).

Проверенной формой организации учебной работы является комбинированный урок. Такие уроки позволяют чередовать труд и отдых студентов . На занятии сначала провожу контроль знаний по изученному материалу. Затем предоставляю студентам группы задавать вопросы отвечающему. При изучении нового материала стараюсь дать необходимые знания студентам и закрепить их на занятии , в результате фронтального опроса.

Распространенной формой проведения урока – является игра. Студенты при проведении игр более активны , заинтересованы. На таких занятиях лучше закрепляются полученные знания и умения. Приведу примеры, используемых мною игр.

При изучении гомологических рядов классов органических соединений я провожу :

1. Игру «Кто быстрее?» и больше напишет формул гомологического ряда данного класса соединений (алканы, алкены, алкины и т. д.) . Приглашаю студентов к доске , засекаю время. Написанные формулы проверяют другие студенты группы .

При контроле знаний химических свойств веществ и способов их получения провожу :

2. Игру «Эстафета» . Разбиваю группу на три команды, выдаю задания «Осуществить цепочку химических превращений » . Выигрывает та команда, которая напишет быстрее реакции и даст правильные названия веществам. Эта игра позволяет закреплять знания химических свойств веществ .

3. «Химический диктант » . Читаю студентам 10 – 15 вопросов о свойствах, строении, получении, применении органических веществ (бензол, метан, уксусная кислота и т. д.) . Студенты чертят линию со шкалой вопросов. Цифры означают номер вопроса. Ответы оформляются на шкале : если вопрос соответствует данному веществу, то на шкале отмечается черточкой ---, а если нет, то отмечается дугой. Затем на доске зарисовываю правильную шкалу ответов. Студенты самостоятельно сверяют ее со своим ответом и ставят себе отметку.

При закреплении пройденной темы «Углеводороды» предлагаю студентам выполнить тестовую работу по вариантам . Студенты с интересом относятся к такому контролю знаний. Выполнение тестовых работ позволяет быстро и объективно оценить знания студентов .

Теоретические знания химии закрепляются на практических и лабораторных занятиях . Такие практические занятия , как «Расчеты по химическим формулам и уравнениям » , «Составление электронных формул атомов и графических схем электронных слоев» позволяет студентам самостоятельно выполнять задания, используя дополнительный справочный материал, проверить знания теоретического материала и ответить на контрольные вопросы. Лабораторные занятия повышают интерес студентов к дисциплине , ответственное отношение к занятию , умение работать в коллективе . Лабораторные занятия «Испытания растворов солей индикаторами» , «Качественное определение углерода и водорода в органических веществах» , «Изучение свойств белков» и другие позволяют наглядно видеть и изучать свойства веществ, повышают интерес к будущей профессии. Студенты специальности «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» будут проводить контроль качества пищевых продуктов. На лабораторных занятиях они получают первичные навыки работы с оборудованием и реактивами . Эффективная работа преподавателя со студентами во время лабораторных занятий позволяет повысить интерес к дисциплине, ответственность за качество самостоятельной работы , а следовательно, повысить качество подготовки специалистов.

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от специалиста умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.

Основные задачи ФГОС – 3 :

Научить учиться – Организовать деятельность – Организовать продуктивную деятельность.

Активные методы обучения направлены на привлечение студентов к самостоятельной познавательной деятельности, вызывают личностный интерес к решению задач, возможность применения полученных знаний.

Преподаватель химии Гусева С . А.

Публикации по теме:

Презентация на тему «Активные методы и формы работы ДОУ по социализации дошкольников через игровую деятельность» была создана для работы.

Активные методы обучения ребенка как условие обновления образовательного процесса в дошкольном учреждении АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ПРОЕКТА Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать это самому и оно станет моим навсегда.

Формы, методы и средства организации обучения Формы организации обучения в ДОУ: Форма организации обучения - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы работы на занятиях физической культурой» План работы 1. Задачи физического воспитания 2. Роль физического воспитания 3. Условия физического воспитания в нашем детском саду 4. Нетрадиционные.

Анализ по проблемам речевой патологии у детей нашего детского сада свидетельствует о том, что положение здоровья вызывает обоснованную.

Опыт работы

Интерактивное обучение - это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности.

Целью интерактивного обучения является создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство.

Учебный процесс с помощью интерактивного обучения предусматривает активное взаимодействие всех учащихся. Это базируется на сотрудничестве, взаимо-обучении: учитель - ученик, ученик - ученик. При этом учитель и ученик - равноправные, равнозначные субъекты обучения. Интерактивное взаимодействие исключает доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли над другой. Во время такого общения ученики учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения.

Каждый педагог, в каком бы учебном заведении он не работал, хорошо знает, что от создания активности в обучении во многом зависит успех урока, лекции, беседы, любого воспитательного мероприятия. Создание учебных проектов, посещение кружков, элективных курсов порождает у них потребность в знаниях, делает обучение более осмысленным. Благодаря применению на практике знаний из других областей науки их навыки конкретизируются, становятся более жизненными.

Ведущая роль в интерактивном обучении отводится развивающим, частично-поисковым, поисковым и исследовательским методам. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Занятие организуется так, что практически все учащиеся вовлекаются в процесс познания, они имеют возможность думать, понимать и рефлексировать.

Одним из таких интерактивных методов обучения является деловая игра, так как «при лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, при самостоятельной работе с литературой — до 50%, при проговаривании — до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) — до 90%».

Деловая игра - это имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации.

Деловая игра содействует развитию теоретического и практического мышления будущего специалиста, воспитанию у студентов таких необходимых «производственных» качеств как способность принимать решения, умение конструктивного подчинения, формированию и развитию умений и навыков, способствующих более успешной социализации выпускников.

Характерными признаками деловой игры являются:

  1. Распределение ролей между участниками игры.
  2. Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.
  3. Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива.
  4. Наличие управляемого эмоционального напряжения.
  5. Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.

Участвуя в деловой игре, студенты имеют возможность проявить свои профессионально важные личные особенности и качества.

Знания, умения и навыки студентов, полученные в процессе обучения, а так же профессионально важные качества являются основой для формирования профессиональных компетенций. Но необходим еще опыт «производственной» деятельности.

Деловая игра ценна именно тем, что дает опыт профессиональной деятельности еще до прохождения практики и этим создает условия для реализации знаний в профессиональной деятельности и, следовательно, для формирования профессиональных компетенций.

Поэтому основными целями деловой игры являются формирование умения применять теоретические знания в практических ситуациях и формирование профессиональных компетенций студентов.

Проведение деловой игры на тему «Учет торговых операций в программе «1С: Бухгалтерия» завершает изучение программы «1С: Бухгалтерия 8.1» в рамках модуля «Обработка отраслевой информации». Игра проводится со студентами второго курса. Проведению деловой игры предшествует цикл практических работ по решению сквозной задачи в программе «1С: Бухгалтерия 8.1» (начиная от создания организации и заканчивая завершением месяца).

Для организации игры требуется тщательная подготовка:

  • определяется цель игры;
  • описывается игровая ситуация;
  • формулируются правила проведения игры;
  • подготавливается реквизит;
  • определяется система оценивания результатов игры (оценочный лист).

В ходе деловой игры:

  • студенты знакомятся с перечнем общих и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС по своей специальности и при изучении данной дисциплины;
  • распределяются роли между участниками игры (команды ПОСТАВЩИКОВ И ПОКУПАТЕЛЕЙ);
  • заключаются договоры на поставку/покупку товара в соответствии с правилами игры;
  • оформляются необходимые документы и отчеты по продаже/покупке товара в программе «1С: Бухгалтерия»;
  • проводится «аудиторская проверка» оформленных командами документов и отчетов.

В процессе проведения деловой игры:

  • отрабатываются различные профессиональные действия студентов;
  • значительно активизируются междисциплинарные связи;
  • реализуется творческий потенциал студента;
  • происходит переход от репродуктивного уровня усвоения учебного материала к продуктивному;
  • преобладает доля групповой и парной деятельности студентов;
  • формируется умение студентов работать в команде;
  • студенты учатся самостоятельно организовывать свою деятельность;
  • повышается мотивация студентов к освоению будущей профессии;
  • растет самооценка студентов;
  • занятие проходит в обстановке состязательности;
  • преподавателю легче обнаружить пробелы в базовых знаниях студентов и, следовательно, внести коррективы в преподавание дисциплин на последующих этапах.

Критерием оценки формирования профессиональных компетенций является количество набранных баллов. Оцениваются составление договора, количество оформленных в программе «1С: Бухгалтерия» документов и отчетов, соотношение вопросов, которые задавали и на которые отвечали члены команды, участие в «аудиторской» проверке. Данные заносятся в оценочный лист, в котором каждый вид работы оценивается отдельно. Итоговая оценка зависит от количества набранных баллов.

Подготовка такого занятия трудоемка и требует от преподавателя определенных навыков, в том числе умения конструировать игровую ситуацию в зависимости от содержания учебного материала и его направленности на формирование профессиональных компетенций. Но студенты ждут такие занятия, откликаются на все просьбы преподавателя о помощи в их подготовке, с удовольствием участвуют в них, а затем обсуждают и с юмором вспоминают о своих ошибках.

Деловая игра играет значительную роль при реализации компетентностного подхода в обучении и, следовательно, способствует повышению качества профессиональной подготовки выпускников.

1

Анализируются традиционные подходы к подготовке и ведению учебных занятий и нетрадиционные: активные и интерактивные. Определены факторы, способствующие совершенствованию учебно-познавательного процесса в вузе. Рассматриваются определения понятий: «активное обучение», «интерактивное обучение». Приведены примеры классификаций интерактивных методов обучения. Представлены различные интерактивные формы учебно-познавательного процесса. Предложен алгоритм проведения интерактивного занятия, рассмотрены правила, перечень необходимых условий, влияющих на эффективность обучения студентов в вузе. Установлено: интерактивное обучение способствует развитию коммуникативных умений и навыков, помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися, учит работать в команде, расширяет спектр образовательных возможностей.

учебно-познавательный процесс

коммуникативная среда

методы обучения

активизация учебно-познавательной деятельности

интерактивные формы занятий

активные

1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. – Н. Новгород: ННГАСУ. – 2013. – 97 с.

2. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетентностей // Электронное научно-техническое издание «Наука и образование». – 2011. - № 4 [Электронный ресурс] http://technomag.edu.ru/doc/172651.html (дата обращения: 28.04.2014).

3. Кругликов В. Н. Активное обучение в техническом вузе: теория, технология, практика. – СПб. : ВИТУ, 1998. – 308 с.

4. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. – 4-е изд., стер. – М.– 2008. – 176 с.

5. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия». – 2009. – 192 с.

6. Солодухина, О.А. Классификация инновационных процессов в образовании // Среднее профессиональное образование. – 2011. - № 10. – С.12 -13.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) предъявляет среди множества требований к учебному процессу - использование активных и интерактивных форм занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Отмечено, что удельный вес таких занятий определяется содержанием конкретных дисциплин и составляет в целом 20 - 25 процентов аудиторных занятий по многим направлениям подготовки.

Целью данного исследования является определение наиболее эффективных методов обучения, способствующих активизации учебно-познавательных действий студентов вуза. Для начала следует рассмотреть понятия «активные» и «интерактивные» методы обучения.

Учебный процесс с применением активных и интерактивных методов, в отличие от традиционных занятий, где студент является пассивным слушателем, строится на основе включенности в него всех студентов группы без исключения, причем каждый из них вносит свой индивидуальный вклад в решение поставленной задачи с помощью активного обмена знаниями, идеями, способами деятельности. К сожалению, на сегодняшний день не существует четкого разграничения между активными и интерактивными методами обучения, одни и те же виды методов относят как к активным, так и к интерактивным, поэтому нет и четкой классификации интерактивных методов обучения.

По мнению исследователя В.Н. Кругликова, активное обучение представляет собой такую организацию и ведение образовательного процесса, которые направлены на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого использования, как дидактических, так и организационно-управленческих средств, и методов активизации .

Исследователь А.П. Панфилова предлагает свою классификацию интерактивных методов обучения :

  1. Радикальные - стремление перестроить учебный процесс на основе использования компьютерных технологий (дистанционное обучение, виртуальные семинары, конференции, игры и пр.).
  2. Комбинаторные - соединение ранее известных элементов (лекция-диалог, лекция в вдвоем и т.д).
  3. Модифицирующие (совершенствующие) - улучшение, дополнение имеющейся методики обучения без существенного ее изменения (например, деловая игра).

Исследователи Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова классифицируют интерактивные методы обучения по трем группам :

  1. Дискуссионные: диалог; групповая дискуссия; разбор ситуаций из практики.
  2. Игровые: дидактические и творческие игры, в том числе деловые и ролевые,организационно-деятельностные игры.
  3. Тренинговые: коммуникативные тренинги; сензитивные тренинги (направлен- ные на формирование образной и логическойсфер сознания).

Внедрение интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе, где преподавательпоказывает не только свою компетентность иэрудицию, но и умеетувлечь студентов новыми формами учебно-познавательной деятельности. Для этого организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная деятельность, проводятся ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Преподаватель создает такую среду образовательного общения, которая будет способствовать деловому взаимодействию участников при взаимной оценке и контроля.

Интерактивный («Inter» - взаимный, «act» - действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом. Преподаватель, как и прежде, разрабатывает план и содержание занятия, используя интерактивные методы с целью представления нового материала в наиболее интересной и эффективной форме .

Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучающихся, опоре на групповой опыт и обязательной обратной связи. Преподаватель на таком занятии выполняет роль помощника в исследовательской работе студентов. Активность преподавателя уступает место активности студентов, его задачей становится создание условий для их инициативы. Участники активно вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи, преодолевают конфликты, находят общие точки соприкосновения, идут на компромиссы. Организация занятия ведется преподавателем заблаговременно, тщательно отбираются задания и вопросы для обсуждения в группах .

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Главная цель состоит в создании педагогических условий обучения в вузе, при которых студент сможет стать уверенным в своей интеллектуальной состоятельности, что делает продуктивным сам процесс обучения. Другими словами, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, а также между самими обучающимися :

Задачами интерактивных форм обучения являются:

  • пробуждение у студентов интереса к обучению;
  • эффективное усвоение учебного материала;
  • самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
  • обучение работе в команде: проявление толерантности к различным точкам зрения, уважение прав каждогона свободу слова;
  • формирование у обучающихся собственного мнения, опирающегося на определенные факты;
  • выход на уровень осознанной компетентности студента.

Самыми распространенными среди преподавателей являются следующие интерактивные формы:

  • круглый стол (дискуссия, дебаты);
  • мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака);
  • сase-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ);
  • мастер-классы;
  • работа в малых группах;
  • обучающие игры (ролевые, имитационные, деловые, образовательные и др.);
  • использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);
  • социальные проекты и другие внеаудиторные формы обучения (соревнования, фильмы, спектакли, выставки и др.);
  • интерактивная лекция с применением видео- и аудиоматериалов;
  • сократический диалог;
  • обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позицию, шкала мнений, ПОПС-формула);
  • «дерево решений», «анализ казусов», «переговоры и медиация», «лестницы и змейки»;
  • тренинги и др. .

Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной формы обучения для изучения конкретной темы, но и в возможности сочетанияметодов обучения, что, несомненно, способствует наиболее глубокому осмыслению темы. При этом нужно опираться на следующие методологические принципы:

  • интерактивное занятие - это не лекция, а совместная работа обучающихся по определенной проблеме;
  • все участники учебного процесса равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы;
  • каждый участник имеет право на собственное мнение по изучаемому вопросу.
  • критика личности недопустима (подвергнуться критике может только идея или неверная информация).

Алгоритм проведения интерактивного занятия:

1. Подготовка занятия

Ведущий производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций. При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие компоненты:

  • возраст участников, их интересы, будущая профессия;
  • временные рамки проведения занятия;
  • заинтересованность группы в данном занятии.

2. Перечень необходимых условий:

  • четкое определение цели занятия;
  • уточнение проблем, которые предстоит решить;
  • подготовка программы занятия;
  • подготовка раздаточного материала;
  • обеспеченность технического оборудования;
  • подбор основных вопросов, определение их последовательности;
  • подбор практических примеров из жизни;
  • использование графиков, иллюстраций, схем, символов;
  • доверительные, позитивные отношения между обучающимися;
  • многообразие форм и методов предоставления информации, форм деятельности обучающихся и др.

Вступление занятия состоит из сообщения темы и цели занятия. Участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, ставят перед собой цель, определяют задачи. Педагог информирует участников об условиях, дает четкие инструкции о правилах работы в группах. Если есть необходимость, то нужно представить участников (в случае, если занятие межгрупповое, междисциплинарное).

В ходе занятия следует добиваться однозначного семантического понимания терминов, понятий и т. п. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочее определение изучаемой темы. Своевременное уточнение понятийного аппарата сформирует у студентов привычку оперировать только хорошо понятными терминами, избегать малознакомых слов или попутно выяснять их значение, систематически пользоваться справочной литературой.

3. Примерные правила работы в группе:

  • быть активным и доброжелательным;
  • не перебивать собеседников, уважать мнение других участников;
  • быть открытым для взаимодействия;
  • стремиться дойти до истины;
  • придерживаться регламента;
  • проявлять креативность и т.д.

Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия. Определение позиций участников следует делать очень корректно. Интерактивное позиционирование участников заключается в осмыслении общего для их позиций содержания, а также в формировании нового набора позиций на основании приведенных фактов и доводов.

4. Рефлексия проводится на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Обязательным этапом является оценочный, который определяет отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др. Рефлексия заканчивается общими выводами, сделанными обучающимися с помощью наводящих вопросов преподавателя.

Примерные вопросы для проведения рефлексии:

  • произвела ли на вас впечатление проведенная дискуссия?
  • была ли ситуация, которая удивила вас в процессе занятия?
  • чем вы руководствовались в процессе принятия решения?
  • учитывалось ли вами мнение других участников группы?
  • как вы оцениваете свои действия и действия группы?
  • что бы вы хотели изменить в организации подобных занятий?

Рассмотрим интерактивные методы обучения, которым отдают предпочтение преподаватели вуза, и отметим некоторые их особенности. Самыми популярными среди педагогов являются такие методы, как:

  • работа в малых группах , дающая возможность всем обучающимся участвовать в работе группы, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения, разрешать возникающие разногласия;
  • ролевая игра , в ходе которой происходит разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями, отражающими определенные жизненные ситуации;
  • мини-лекция - одна из эффективных форм преподнесения теоретического материала, излагаемого на доступном для обучающихся языке, при этом каждому термину обязательно дается определение со ссылкой на авторитетных авторов и источники. По окончании выступления происходит обсуждениевозникшихвопросов, а также способы использования полученной информацию на практике;
  • разработка проекта позволяет участникам мысленно выйти за пределы аудитории и составить проект действий по обсуждаемому вопросу, главное, чтобы каждыйимел возможность защитить свой проект, доказать его преимущество перед другими;
  • «мозговой штурм», «мозговая атака» (метод «дельфи») - это метод, при котором принимается любой ответ обучающихся на заданный вопрос, при этом оценка высказываемым точкам зрения дается не сразу, а после всех выступлений, главное - это выяснение информированности и/или отношения участников к определенному вопросу;
  • лекция-вдвоем позволяет распределитьучебный материал проблемного содержания в диалогическом общении двух преподавателей, при этом профессиональные дискуссии как бы разворачиваются между разными специалистами, например, теоретиком и практиком, сторонником и противником определённой концепции. Этот вид лекций заставляет студентов активно включаться в мыслительный процесс, сравнивать разные точки зрения и свой выбор;
  • лекция с заранее запланированными ошибками направлена на умение студентов обнаружить ошибки занести их в конспект и вынести на обсуждение. Такая лекция выполняет, как правило, не только стимулирующую функцию, но и контрольную;
  • лекция-визуализация способствует преобразованию устной и письменной информации в визуальную форму при использовании схем, рисунков, чертежей и т.п. Такая лекция способствует успешному решению проблемной ситуации, т.к. активно включается мыслительная деятельность обучающихся при широком использованиинаглядности и т.д.

Исследование, проведенное нами, показало, что в условиях интерактивного обучения у студентов наблюдается повышение точности восприятия, мыслительной работоспособности, происходит интенсивное развитие интеллектуальных и эмоциональных свойств личности: устойчивости внимания, наблюдательности, способности анализировать и подводить итоги. Интерактивное обучение способствует развитию коммуникативных умений и навыковобучающихся, помогает установлению эмоциональных контактов между ними, активизирует работу в команде, расширяет спектр образовательных возможностей.

Рецензенты:

Жуков Г.Н., д.п.н., профессор, директор филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Кемерово.

Петунин О.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой естественнонаучных и математических дисциплин ГОУ ДПО (ПК) «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», г. Кемерово.

Библиографическая ссылка

Привалова Г.Ф. АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13161 (дата обращения: 19.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»