Исследовательская работа "дети войны". Исследовательская работа "дети-герои великой отечественной войны" Защита к исследовательской работе дети войны

1. Введение

2. Основная часть

2.1. Детство Емельянова Алексея Ивановича в военные годы

2.2. Детство Зверевой Евдокии Никитичны в военные годы

2.3. Детство Федоровой Екатерины Емельяновны в военные годы

3. Заключение

4. Список литературы

5. Приложения

Введение

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе детство и война. (Р. Рождественский)

С каждым годом все дальше в прошлое отодвигаются события давно минувших дней. Выросло не одно поколение людей, только понаслышке знающих о том, какие зверства творили фашисты на нашей земле во время Великой Отечественной войны. С каждым днем становится все меньше и меньше тех людей, которые воевали на фронтах и в тылу с фашистской армией.

Меня всегда интересовала тема Великой Отечественной войны, военная история моего края. Разговаривая с одноклассниками, друзьями, мы выяснили, что у многих из нас дедушки и бабушки родились в 30-егоды, то есть, их детство проходило в годы фашистской оккупации в крае. Но мало кто знает, что наши близкие перенесли в военное лихолетье, с какими трудностями и невзгодами им пришлось столкнуться, каковы их детские впечатления о той страшной войне.

И мы решили узнать у живых свидетелей войны об их детстве, которое проходило в эти суровые годы.

Основой данной работы стали записанные мною интервью жителей нашего поселения: Емельянова Алексея Ивановича (1933 г.р.), Зверевой Е.Н. (1924 г.р.), Фёдоровой Е.Е. (1935г.р.)

Результатом работы будет наше исследование, оформление альбома «Дети военной поры», встреча с детьми войны в школе.

22 июня 1941года… Этот день запомнился всем, кому пришлось жить в ту пору. Даже теперь, много лет спустя, вспоминая военное лихолетье, люди мысленно возвращаются к этому самому долгому летнему дню, разделившему их жизнь на мирное вчера и суровое военное сегодня. По- разному начался он в белгородских селах и городах. Колхозники вышли на прополку посевов, включились в сенокосную страду. Десятиклассники, сдавшие последние экзамены, решали, кем стать в будущем…

В конце сентября 1941г район был объявлен на военном положении. А ещё в июне в нашем районе началась массовая мобилизация трудоспособного мужского населения. Всего на фронты войны ушли более девяти тысяч наших земляков (из них 6000 не вернулось).

Наступая от Ахтырки на Белгород, враг вступил на Грайворонскую землю, установив оккупационный режим. Четыре раза огненный вал войны прокатился через наш район (октябрь 1941г, февраль 1943г, март 1943г, август 1943г).

Дети тех далеких лет знают об оккупации не по книгам, а видели все наяву. После очередного боя бежали гурьбой в поле, где среди разбросанных снопов ржи и пшеницы валялись на исковерканной бомбежками и снарядами земле трупы немецких и русских солдат. Искали брошенные шинели, брали

парашюты и плащ - накидки, а потом шили из них себе одежду. Прятались в погребах от бомб и снарядов. До сих пор их свист и вой остались у многих в памяти. А сколько ребятишек погибло от детского любопытства, подорвавшись на минах.

Трудно начинался первый после освобождения учебный год. Совсем рядом шли бои, кругом разруха, люди порою ютились в землянках. Но школы работали. Не хватало учителей, так как многие из них находились на фронте и в эвакуации, почти не было учебников, совсем не было тетрадей. Занятия приходилось посещать не всегда. Сказывались трудные бытовые условия. Нередко случалось так, что на несколько детей в семье имелось одно пальто, одни сапоги, и в весеннюю распутицу такие школьники, естественно, не могли посещать занятия. Многие ученики из-за тяжелых материальных условий вынуждены были бросить школу. Наряду со взрослыми, они работали в заводских цехах, на колхозных полях.

Все пришлось пережить: унижение, рабство, холод и голод, побои, бомбежки.

Основная часть

2.1. Детство Емельянова Алексея Ивановича в военные годы

Емельянов Алексей Иванович родился в 1933г в селе Дунайка Грайворонского района в семье коммуниста, председателя колхоза Емельянова Ивана Алексеевича. В семье было пятеро детей, старшие братья: Никита (1922г), Николай (1924г), сестра Наталья с 1921г, младший брат- Иван (1940г.). Брат Николай ушел добровольцем на фронт сразу в начале войны, Никиту на фронт не взяли по болезни. Узнав о том, что немцы подходят к нашему краю, отец решил семью эвакуировать (фашисты не пощадят семью коммуниста, да ещё председателя колхоза).

Отец довез нас до Красиво на лошадях, затем, попрощавшись, забрав с собой младшего брата (у него начался сильный жар) уехал обратно в Дунайку. Брата Ивана отдали в соседнее село Мощеное, к родной сестре отца. Было очень холодно, осень. Мать долго плакала, тяжело ей было расставаться с маленьким сыном, но ничего не поделаешь, таково было их совместное с отцом решение, иначе бы ребёнок не выжил.

Больше недели мы бродили по Белгородским селам. Вместе с необходимыми вещами, запасами продуктов мы вели корову, нашу главную кормилицу. Было страшное бездорожье, осенняя слякоть, наша телега не выдержала и перевернулась. Мне сильно придавило палец, он оказался поломан. Мать пыталась его поправить, но ничего не получилось. (Алексей Иванович показывает согнутый палей, и на глазах его появляются слёзы).

А сколько обозов таких, как наш, ехало рядом. Остановились мы в Корочанском районе, в селе Кощиево. Прожили мы там несколько месяцев. Потом нам стало известно, что фашисты подходят к Короче, поэтому нам пришлось вновь эвакуироваться вместе с ранеными, техникой, скотом.

Шли под страшными бомбежками. Под Старым Осколом мы зашли в один дом, чтобы попить воды. Нам там сказали, что идти уже некуда - везде немцы.

Примерно через час мы увидели немецкие танки, грузовики с фашистами. Мать успела зарыть в землю наши документы. До сих пор благодарю маму, которая не отпустила брата Никиту с советскими солдатами. Через час после встречи с ними мы увидели подбитый грузовик с трупами солдат, недавно разговаривавшими с нами.

Три недели мы рыли окопы фашистам. Ночевали, где придется, питались тоже, чем придется.

Вернувшись в Дунайку, мы увидели, что наш дом заселили немцы. Жить нам пришлось с ними. Мы поселились в маленькой комнате.

Староста не признался фрицам, что мы - семья коммуниста.

Жил с нами немецкий офицер, который был очень добрый. Мы поняли, что у него в Германии осталось четыре «киндера», он часто вспоминал их и всегда при этом плакал. Он угощал нас колбасой, мясной тушенкой, хлебом, конфетами, для нас это была большая радость.

Вторая оккупация длилась четыре с половиной месяца. В это время у нас также жили немцы. Но это были жестокие, злые, ненавистные фашисты, которые с таким презрением и отвращением относились к нам, голодным, полураздетым детям. Бывало, поманят нас конфеткой, а потом сунут себе в рот и начнут хохотать.

Один раз я заметил, как они намечали свой хлеб, чтобы мы его не съели (вырезали ножом крест). Сколько меня мама ни уговаривала, чтобы я не притрагивался к их продуктам (ведь это было очень опасно), но я умудрялся у них украсть хлеб и отдать его своему младшему брату Ивану.

Как нам, мальчишкам, хотелось навредить немцам! У нас за огородом был проложен кабель, и мы его перерезали. Подозрение пало на многих, в том числе и на меня. Но, к счастью, нас не убили, а избили очень сильно, так, что несколько дней я не мог подняться на ноги.

Как тяжело было нашей матери уберечь нас от голода, от злого фашистского кулака. Мы вместе с мамой нередко собирали после уборки урожая хлебные колоски, оставшуюся в поле полугнилую свеклу и картофель и тайком приносили домой.

Сколько слез ей пришлось пролить за нас. Тяжело было еще и оттого, что до 1944г мы считали, что наш отец и брат Николай погибли на фронте. Отец также считал нас погибшими.

Мы очень боялись за свою сестру Наталью, которую в любую минуту могли угнать в Германию. Приходилось прятаться в лесу, погребах. Наш староста всегда предупреждал жителей о готовящейся облаве. Немцы узнали об этом, и его расстреляли.

Да, тяжелое было время, когда в селе стояли немцы. Жизнь каждого висела на волоске. Был введён комендантский час. За малейшее нарушение порядка били плеткой, сапогами.

Когда освобождали село, были страшные бои. Мы в это время сидели в погребах, выходили только тогда, когда все утихало. С какой радостью мы встречали наших солдат. Мы им отдавали последние крохи хлеба, молоко, а они нас угощали кусочками сахара, тушенкой.

После немцев осталось много орудий. Старшие ребята их разряжали. Нам запрещено было принимать в этом участие. Однажды произошла страшная трагедия. Погибло 6 мальчишек, тела многих приходилось собирать в округе в коробки. Их похоронили в братской могиле на Дунайском кладбище.

После освобождения постепенно жизнь начала восстанавливаться. В сентябре 1943г начались занятия в школе. Портфелей не было, вместо них-полотняные сумки, где лежали тетради, сделанные из коричневатой мокрой бумаги (развернутые бумажные гильзы снарядов). Чернилами служила печная сажа, разведенная теплой водой. Начались работы в поле. Днем и ночью вручную убирали свеклу, косили и жали серпами пшеницу, рожь, просо. Мы трудились наравне со взрослыми.

И мы выжили, победили. Слушать песню «День Победы» я не могу без слез, ведь я был свидетелем той войны, столкнулся с фашистской ненавистью. Даже нас, обычных ребятишек, они считали своими врагами, и малейшее их подозрение в чем - либо могло обернуться для нас смертью.

2.2. Детство Зверевой Евдокии Никитичны в военные годы

Зверева Е.Н. родилась 27 февраля 1929 года в селе Добром в семье крестьянина. Семья была большая - 7 детей: 6 сестер и брат(1925 года рождения), который погиб в Великую Отечественную войну в 1944 году.

Рассказ ведется от первого лица.

В1941 началась война. Радио в селе не было. О начале войны мы узнали от приезжего представителя из Грайворона. Паники среди жителей не было.

На второй день в Грайвороне организовали призывной пункт. Мой отец по возрасту призыву не подлежал, хотя позднее он был мобилизован для отправки колхозного скота в тыл. В районе Курска они попали в окружение и были взяты в плен. Их уже вели на расстрел, но один из начальников приказал отпустить. Отец чудом спасся и вернулся домой, когда в селе уже были немцы. Другие его товарищи не вернулись.

В первые дни войны мы наблюдали страшные картины: отступление наших войск, шли больше пешие, группами, уставшие. Техника застревала в грязи, так как дорог не было, приходилось ее сжигать. Скот колхозный эвакуировали на восток, шли стадами коровы, овцы через село несколько дней. В поле бродили беспризорные раненые лошади. Больно было смотреть на все это.

Немцев в первую оккупацию в ноябре - декабре 1941 года не было в селе. Но они приезжали из Грайворона на подводах за продуктами почти каждый день. Ходили по хатам, требовали яйца, молоко, мясо, сало. Если мы им не давали, то они сами искали и забирали. Вещей они не брали, так как хороших вещей у крестьян не было. Потом стали забирать коров, свиней. У нас тоже взяли маленького поросенка.

Во вторую оккупацию летом 1943 года в селе было много немцев со штабом, радиостанцией, машинами. Были и власовцы. Занимали почти все хаты: какие получше - начальство, а похуже - солдаты до 10 человек в хате, спали на соломе. Теперь уже не грабили, зато забирали молодежь в Германию. Но староста Жариков Егор Капитонович предупреждал родителей об очередной отправке в Германию, поэтому детей прятали. Прятался и мой брат, Ильин Алексей.

За детей родителей брали в заложники. В заложниках была и моя мама, но она очень была тогда больна, поэтому за нее пошла я. Жили мы в здании, где сейчас находится паспортный стол. Мы таскали воду под присмотром немца и мыли полы в здании школы, где стояли немцы. Но вскоре им стало не до нас, и мы ушли домой.

Немцы готовились к наступлению. Была слышна канонада. Иногда немцев отправляли на фронт, привозили убитых, но в селе не хоронили.

И вот наступил долгожданный день: освобождение села. Ночью светились ракеты, а утром 7 августа со стороны Ивановской Лисицы пошла пехота.

После ухода немцев, женщины с детьми на руках и болью в глазах стояли у разрушенных домой в ожидании русских солдат.

Жители встречали солдат с радостью, несли всё, что могли: яблоки, груши, огурцы. Воцарилась тишина, но ненадолго.

Со стороны Доброивановки стали лететь снаряды. Военные приказали всем расходиться. Мы спрятались вместе с соседями в погребе и сидели там до тех пор, пока не утихла стрельба. Много техники осталось у отступающих немцев, орудий. Многие немцы утонули в реке. Это было жуткое зрелище!

Настоящим праздником было освобождение села. Солдаты и молодежь пели песни.

В сентябре начались занятия. Нас, 12 человек, как самых лучших учеников, определили в 6 класс. Учась в школе, мы помогали колхозу: осенью молотили хлеб цепами, весной пололи просо и другие культуры, летом скирдовали хлеб (носили снопы на носилках- 2-хпалках, складывали в копны), работали у молотилки в самом пыльном месте, но легком: отгребали зерно и полову, веяли зерно на веялках. В основном мы работали в поле ночью, заменяя взрослых, так как работа шла сутками. А ели тогда хлеб с клевером, оладьи из картошки, запивая все это солодом из сахарной свеклы.

Несмотря на все невзгоды, тяготы и лишения, мы победили. На фронте мы не воевали, но вместо спокойного и мирного детства мы испытали участь немецкой оккупации.

2.3. Детство Федоровой Екатерины Емельяновны в военные годы

Рассказ ведется от первого лица.

В семье было 4 детей. Отец в 1940 году пришел из армии. В 1941 его призвали на войну.

Начало войны я смутно помню. Помню, как по переулку « Бочарову» ехали на обозе будущие солдаты, их провожала толпа родственников.

А вот дни оккупации остались в моей памяти навсегда. Во время оккупации в нашем доме был штаб. Немцев мы очень боялись. Но и среди них были хорошие люди. Я помню, что у нас в доме, в сундуке, нашли яйца, сало и хотели забрать. Рядом стояла, обхватив руками четверых детей (младшему из них было 1,5 года). В дом вошел старший по званию немец, посмотрел на голодных полураздетых детей и отправил подчиненных на выход, ничего не взяв с собой.

Тяжело было детям в годы войны смотреть на сытых фрицев. Как- то раз мне немец подарил жестяную баночку из- под леденцов. Я сидела и играла с ней, а во двор вошел солдат и решив, что я украла конфеты, очень сильно ударил меня по лицу, так, что нарыв, который был па шее от оспы, прорвал и потекла кровь. Другой же сочувственно покачал головой

До прихода немцев с нами жил дедушка, который все время молчал. Немцы приняли его за партизана, хотели допрашивать. Деду пришлось уйти из дома.

В 1943 году в нашу семью пришло горе- сообщение о том, что отец пропал без вести под Смоленском.

Также я помню, как немцы отступали, оставляя все свои провизии. Люди бегали к машинам и забирали вещи: кому шинель, кому обувь.

Помню победу, как все нарядные бежали встречать солдат, пели, плясали, а те, кто не встретил своих кормильцев, плакали.

Заключение

В Грайворонском районе за период оккупации было расстреляно, повешено и зверски замучено 160 человек, угнано в Германию 1026 человек. Свидетелями этих жертв были не только взрослые, но и дети, родившиеся и жившие в эти страшные годы, дети войны.

Благодаря проделанной работе, мы убедились, как сурово было детство детей периода войны, как быстро взрослели они, какие приходилось им принимать взрослые решения, какие ужасы им пришлось перенести. Постоянное чувство голода, страха за жизнь свою и близких сделали это поколение выносливым, бережливым и любящим свою Отчизну.

Сейчас мы живем в мирное время. Учимся в современных школах, питаемся полноценной пищей, живем в уютных домах, носим красивую одежду. А ведь дети тогда тоже имели право на такую жизнь, но все перевернула война.

Мы пришли к выводу, что каждый из нас должен быть заинтересован судьбой детей военной поры, чтобы эта трагедия не стерлась в нашей памяти никогда.

Результат нашей работы: оформление альбома «Дети войны», встреча с детьми войны. А самый главный результат состоит в том, что итогом нашего исследования стало проявление интереса к судьбам старшего поколения.

Жизнь не стоит на месте. Уходят люди, которые принимали участие в войне, видели все это своими глазами и смогли об этом рассказать. Поэтому для нынешнего молодого поколения ценны воспоминания ветеранов и тех людей, чье детство пришлось на это непростое время.

Чтобы скачать материал или !

Конышевский район

МКОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа»

Руководитель: учитель истории Дорохова Светлана Владимировна

1.Введение

2.Методика исследования. Воспоминания Трохинина И.И.

о своем детстве, которое выпало на годы войны

3.Заключение

4.Список источников

Введение

Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Война - самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь детей. Во все времена войны приносили горе, смерть, разрушение. И особенно трагической была Великая Отечественная война 1941 – 1945 года. И, неслучайно, её называют Великой, так как она подняла весь советский народ на борьбу с фашистами, вероломно напавшими на СССР. Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу. В этой борьбе активное участие наравне со взрослыми принимали дети. Почти каждая семья проводила на фронт мужа, сына, брата. Дома остались лишь старики, женщины и дети, на плечи которых легли все тяготы военного труда.

Вспоминая сегодня тех, кто прошел через ту войну, осталось немного. Они посвятили свои жизни нам, детям, потому что сражались за будущее своей страны. А как же их дети? Дети, оставленные без отцов и матерей, вечно голодные и несогретые… Дети, которым война оставила глубокую рану в сердце.

Дети войны…Сейчас у них уже есть внуки, есть дом и все, чего так не хватало в годы войны. Но у них есть и воспоминания о жестоком времени, которое не щадило людей. В это время прошло их детство… Дети войны не любят вспоминать об этом периоде своей жизни. Слишком больно, слишком много жертв и потерь. Но и молчать об этом невозможно…

Кроме страшного голода в памяти остался внутренний ужас смерти. Дети, подростки, взрослые – им всем было тяжело во время войны. Тяжело жить и выживать, терять близких и любимых.

Цели исследовательской работы: развивать у обучающихся чувства патриотизма, любви Родине, чувства гордости за свой народ, страну, чувства уважения к героическим поступкам людей в военное время.

ЗАДАЧИ:
Формировать:
- повышение интереса обучающихся к военной истории Отечества;

Сохранение памяти о народном подвиге в Великой Отечественной войне;

Сохранение активной жизненной позиции, в проявлении чувства благородства и сострадания, заботы о людях пожилого возраста.

Формирование активной гражданской позиции обучающихся в процессе исследовательской туристско-краеведческой деятельности.

Методика исследования

Воспоминания Трохинина И.И. о своем детстве,

которое выпало на годы войны

Дети и война

Играют дети всей земли в войну,

Но разве о войне мечтают дети?

Пусть только смех взрывает тишину

На радостной безоблачной планете!

Над вьюгами и стужами седыми

Вновь торжествует юная весна

И как огонь с водой несовместимы,

Несовместимы Дети и война!

Сейчас мало осталось в живых ветеранов Великой Отечественной войны. Но есть другое поколение, на которое война повлияла еще больше. Это поколение, которому война омрачила детство. Их так и называют - детьми войны.

Кто-то скажет: подумаешь, дети войны! Им ведь не приходилось воевать самим, стрелять из винтовок, сидеть в окопах и под огнем вытаскивать раненых с поле боя. Но жизнь детей войны была не менее трудной, чем у ветеранов.

Речь в нашей исследовательской работе пойдет о замечательном человеке, который живёт в селе Васильевка почти 80 лет – это Трохинин Иван Ильич. (Приложение 1) Родился Иван Ильич в 1935 году. Отец был простым конюхом, а мать Трохинина Евдокия Лукьяновна, всю жизнь работала в колхозе. Когда началась Великая Отечественная война, Ивану было 6 лет, помнит, как все говорили вокруг: «Война, началась!», но до сознания ребенка не доходил смысл эти слов…

В Васильевке функционировала школа, здание было не плохое, крытое железом, но не все дети могли ходить в школу, многим нечего было одеть, обуть, в том числе и мне, и я в школу не пошел, вспоминает Иван Ильич.

Помнится, как по деревне шли немцы, обозы, тащившие за собой пушки, проходили мимо наших домов. Немцы убивали плётками живность: гусей, кур. В нашей хате немцы ночевали одну ночь, а рядом в доме у соседей расположились немецкие офицеры, и у них было собрание, наши постояльцы все ушли на собрание, а остался один часовой. Мне тогда было уже 8 лет, и из-за любопытства я украдкой смотрел на этого немца. Увидев меня, немец вышел и дал мне шоколадку, вкус которой я вспоминаю до сих пор! Потом этот немец принёс свои фотографии и показал мне на фотографиях свою жену и детей, говорил по-русски плохо, но можно было понять, говорил, что уже 5 лет на войне, надоело всё, хочется домой, хотя бы скорее все закончилось, или победили мы, или русские. Вскоре пришли с собрания другие немцы и заставили маму варить картошку. А ещё у них были духовые музыкальные инструменты, мне почему-то запомнилась труба.

Наутро немцы забрали нашу корову, мама заплакала, заплакал и я. Один из офицеров спросил мать, почему я плачу, на что мать ответила, что отец нас бросил, и корова – это единственная кормилица в семье (тогда мы уже жили с мамой вдвоем). На своем языке немец закричал на своих солдат и они вернули нам корову.

Рядом с нами, по соседству, находился дом партизана Татаринова Михаила Егоровича, немцам доложили, что Михаил Егорович скрывается в ольхе, окружив ольху, немцам все-таки не удалось поймать партизана. Тогда немцы собрали всех жителей села к дому Татаринова, облили дом бензином и подожгли, сказав, так будет со всеми, кто будет помогать партизанам. Я помню, как пылала хата, я прятался за мамой, с ужасом смотрел на огонь, было очень страшно. А жену партизана тогда увезли в Германию.

Мой крёстный Татаринов Егор Иванович тоже был в партизанах, вспоминает Иван Ильич.

В 1944 году местные полицаи забрали корову, овец. Дедушка хотел им возразить, но они его избили. А на хуторе Троицком поймали одного полицая и связанного везли на лошади, а мы дети, бежали за повозкой, чтобы посмотреть на него.

Со слезами на глазах Иван Ильич вспоминает послевоенное время.

Был страшный голод, есть было нечего. Ели лошадиный щавель, не знали, что такое сахар. Старшие ребята ловили рыбу в речке плетёными корзинками, а я на берегу собирал. Ели кутью, варили жито с водой. Мать работала в поле, пахала на коровах, труд был тяжелым. На коровах возили поставку в Конышевку.

В школу я пошел после войны, был старше своих одноклассников. В 1 классе нас было 30 учеников, был класс 1А и 1Б. учили меня учителя: Анна Ермолаевна, Фаина Ермолаевна, Ханина Мария Дмитриевна. Закончил я 7 классов и пошел работать в колхоз, пасти скот. Приходилось работать и в колхозе, и дома. (Приложение 2)

А вечером ходили в клуб, клуб находился на том месте, где сейчас находится Васильевская школа, был крытый под солому. В клубе показывали кино, были танцы под гармошку и балалайку. Мне очень нравилось играть на балалайке, а купить было не за что, и сделал её я сам!

В 1954 году меня забрали в армию, служил в Прибалтике, год учился в полковой школе, получил звание старшего сержанта. (Приложение 3)

В 1957 году пришел из армии, устроился работать на торфучасток, 3 месяца учился в городе Смоленске на багерместера.

В 1960 году перешел работать в колхоз имени Крупской, 3 месяца работал бригадиром, а потом мне дали машину, старенький ГАЗ. (Приложение 4)

Было много трудностей в жизни, в 1960 году женился, надо было строить дом.

Построил дом, вырастил двоих детей: сына и дочь. Всю жизнь проработал в родном колхозе шофером до пенсии, и 6 лет на пенсии. За добросовестный труд неоднократно награждался почетными грамотами.

Трохинин Иван Ильич добрый, порядочный человек. Имеет двоих детей, трех внуков и одного правнука! Он пользуется большим авторитетом среди односельчан, он приятный собеседник, частый гость нашей школы, он с удовольствием присутствует на общешкольных мероприятиях.

Заключение

Детям войны рано пришлось становиться взрослыми. За ними некому было присматривать, некому было выполнять их капризы. Ведь их родители или воевали, или трудились с утра до вечера, чтобы страна могла победить в войне. Или родителей уже не было... Часто в 14-15 лет дети войны уже сами начинали работать, как взрослые: на заводах, в поле, на ферме или в госпитале.

Сейчас дети войны уже стали бабушками и дедушками. Часто у них не самый лучший характер, они ворчат. Но надо уважать их и помнить, что их жизнь с самого начала складывалась очень трудно. Они справились с таким, что нам и не снилось. Сейчас дети войны уже стали пожилыми людьми. Их нужно уважать, ведь война отобрала у них детство, им пришлось вынести такое, что мы себе не можем и представить. У детей войны можно узнать много полезного о том, как преодолевать трудности и радоваться малому.

Проведя исследование по данной теме, мы ещё раз убедились в том, что глубокое чувство патриотизма, стремление жить, помогло людям в минуты тяжелых испытаний, дети войны знают, что такое нужда, голод, унижение….

Мы не должны забывать о тех, кто испытал эти трудности, это яркий пример для подрастающего поколения.

В выполнении работы, в подборке фотографий помощь оказала жена Ивана Ильича – Трохинина Альбина Федоровна.

О люди! Помните всегда,

Что нет страшней войны – на свете

Своими жизнями за всё

В ней платят маленькие дети

Список источников

1. Интернет - ресурсы.

2. Личный архив Трохинина Ивана Ильича

3. Стихи о Великой Отечественной. М.,« Художественная литература». 1985

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Трохинин Иван Ильич

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Всероссийский фестиваль педагогического творчества
2014/15 учебный год
Номинация: Дополнительное образование детей и школьников
Название работы:

Исследовательская работа

по теме
«Дети, опаленные войной».
Выполнил: Козлова Людмила

ученица 6 класса

Руководитель: Авдеева

Наталья Максимовна

учитель географии

с. Умлекан Зейского района Амурской области

2015г.
Содержание


  1. Введение 3 - 4

  2. Глава 1 – Истории из жизни детей войны
1.1 – Её военное лихолетье. (Тихонкова Р.Ф.) 5

1.2 – Попов В.С. 6

5. Заключение 7

6. Литература 8

Введение

Да разве об этом расскажешь,

В какие ты годы жила…

Исследование проблемы влияние войны на детей на сегодняшний день актуально, так как войны не закончились навсегда, и мы воочию видим, какие страшные события происходят на Украине сегодня. Как гибнут в 21-ом веке, вроде бы в цивилизованном государстве, в государстве, которое перенесло все ужасы войны 70 лет назад.

Из истории мы должны извлекать уроки, но почему-то не всеми извлекаются уроки.

По закону от 2012г. к категории «дети войны» относятся люди, которые родились в период с 10 мая 1927года по 9 мая 1945года. А 15-ти и 16-ти летние люди уже считались взрослыми.

Детям, рожденным в 1927г. по 1932г. выпало на долю внести свой вклад в тылу в обеспечении продовольствием и товарами, оружием. Так как подростки заменили своих отцов, они встали к станкам, на трактора, в полях.

28 тысяч школьников работали летом в Зейском районе.

Они внесли свой вклад в разгром врага. Война длилась долгих 4 года, поэтому прибавлялись и дети последующих лет 1933, 1934,1935гг.

У всех у них за плечами большая и трудная жизнь: одни воевали, другие ковали победу в тылу, третьи отличились в труде. Беседуя с людьми, понимаешь: «Чего только у них в жизни не было?».

Воевали? Да, взять пионеров-героев. Эти люди, которые внесли посильный вклад в разгром врага, в восстановлении разрухи, достойны уважения и похвал, поэтому для нашего подрастающего поколения они являются примером.

В нашем селе Чалбачи проживает 27 «детей войны».

Каждая судьба интересная, хоть роман пиши. Многие жили в деревнях, поэтому выполняли сельские работы. Учиться не пришлось, за плечами у большинства 4 класса, а дальше работа, с 11 лет зарабатывали трудовой стаж.

.
3
Цель:


  • Узнать, как война повлияла на детей, какой вклад внесли дети в разгром врага.

Задачи:


  • Изучить литературу по данному вопросу

  • Встретиться с детьми войны

  • Изучить архив школьного музея

  • Проанализировать собранный материал

  • Сделать презентацию

Гипотеза:


  • «Если мы будем изучать и знакомиться с жизнью наших односельчан, то будем лучше разбираться и понимать людей, историю своей страны, своего края».

Методы исследования


  • Интервьюирование старожилов

  • Исследование статей СМИ

  • Работа с архивом школьного Чалбачинского музея

Глава 1. Истории из жизни детей войны.
1.1 Её военное лихолетье.

Раиса Федоровна родилась в 1939г. на Украине. В 1941г. отца сразу призвали на фронт, а в 1943г. пришла похоронка. Семья эвакуировалась, когда Р.Ф. исполнилось 2 года. В памяти сохранились лишь отрывочные воспоминания: как едем в поезде с ранеными солдатами. Перебинтованы руки, грудь, головы, некоторые на костылях. Солдаты передают меня с рук на руки, угощают, чем придется. Дают поиграть кто мундштуком, кто трубкой, а кто и костылем. Помню, как налетели немецкие самолеты и стали бомбить эшелон. Паровоз трубит тревожно и долго, а мама и бабушка тащат меня и узел с вещами в степь, подальше от железнодорожного полотна. Падают на землю, накрывают меня подушкой и своими телами. Мне душно, и я стараюсь высунуть голову, слышу свист и вижу отделяющиеся от самолета бомбы, вижу, как горят вагоны. Мне любопытно, но мамины руки снова запихивают меня под подушку,… эти картины мелькают в памяти, как кадры немого кино… после бомбежки опять возвращались к поезду. Подбирали раненых, хоронили убитых. Ремонтируя железнодорожное полотно, жили, бывало, по три дня у насыпи. Первую военную зиму перезимовали на Дону. Мама часто уходила на неубранные колхозные поля и приносила то тыкву, то кукурузу или фасоль. Иногда даже кусок мяса от павшей коровы, стада гнали через станицу на восток. Мы с мамой заболели тифом. Выходила бабушка. Весной 1942г. разрешили выехать к родственникам в Амурскую область, в колхоз поселка Усть-Кивда. В 1943г. пришла на отца похоронка, я храню её. Все плакали, но Р.Ф. было 4 года, беда еще не дошла до маленькой девчушки. В 1956г. окончила школу и чтобы получить направление на учебу в сельскохозяйственный институт, пошла работать дояркой. Супруг – Григорий Илларионович – человек с трудной судьбой. Родился в Хабаровском крае, Отец был репрессирован, осталась большая семья. Было очень трудно. Окончил школу, ушел в армию. После армии поступил в институт, где встретился с будущей супругой. После института работали в Бомнаке, а с 1970г. в «Сианском» совхозе. Отработав в совхозе, ушли на заслуженный отдых. Вырастили троих детей, дали всем образование. Раиса Федоровна интересный собеседник, рассказчик, занималась общественной работой, постоянный гость в школе, на классных часах. В год столетия села в 2012г. семья Тихонковых отметила свой 50-летний юбилей.

1.2. Попов Владимир Семенович

Основной призыв на фронт был в 1942г. на фронт призвали 28 человек.

В деревне остались старики, женщины и дети. Некоторые мужчины работали на шахте Бугачачи Читинской области. В то время Зейский район входил в её состав.

«Все для фронта – все для победы!»

Под таким девизом работали советские люди в тылу. Военное время диктовало строгое соблюдение порядка в колхозах, о невыполнении плана не могло быть и речи. Ежемесячно подавали сведения о ходе работ в колхозе.

Очень тяжело было: вставали рано, работали на колхозных полях, затем хлопотали в своем дворе. На плечи колхозников ложились и многие другие

виды работ: безвозмездные поставки в армию части урожая своих личных подсобных хозяйств, заготовка леса, участие в строительстве дорог, фактически село отдавало государству все, что производило. На поля выходили бабушки – 78-летняя Акулина Напольская нажала серпом 180 снопов. Наташа Рожковская, ученица 8 класса, ежедневно выполняла по 4 нормы. Передовиком уборки урожая 1941г. стал и наш колхоз «Стахановец».

Колхозники нашего села тоже ковали победу.

Попов Владимир Семенович родился в 1932г.

Старожил села Чалбачи. Многие сведения по истории села, краеведы получили от Владимира Семеновича. Семья Владимира была репрессирована и выслана из Хабаровского края в Зейский район - третий лесопункт, Уютный и в 1939г. переехали в Чалбачи. Отсюда в 1941г. ушли на фронт три брата: Виктор, Николай и Василий.

Взрослым помогали дети – Володе Попову было 9 лет, но он наравне с взрослыми работал в поле, был погонщиком на лошади, которая таскала полольник. Работать было тяжело: с 5 до 10 часов утра, затем делали перерыв, потому, что из-за оводов кони не слушались. Работу продолжали с 16 часов и до темноты. На полях вручную рвали траву, собирали насекомых-вредителей, жали колосья и связывали их в снопы. Дети работали наравне с взрослыми.

В 1952г. был призван в армию, а затем вернулся домой, в родное село. В 1957г. получил профессию тракториста- машиниста. Женился, вырастили сына и дочь, которые тоже живут в селе. Владимир Семенович и Галина Николаевна в 2007г. справили золотую свадьбу. В год столетия села в 2012г. отметили 55-летие совместной жизни и отмечены медалью «За любовь и верность». Владимир Семенович награжден медалями: «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», юбилейные медали, «За долголетний добросовестный труд».

Заключение
Работая над темой «Дети, опаленные войной», я пришла к выводу, что каждая судьба человека очень интересна и поучительна. Есть люди, которые могут справиться с любыми неурядицами. А придерживаются они простых истин: не нужно впадать в уныние, делать что-то против своей совести, а самое главное, надо трудиться, тогда и в доме достаток будет.

Война унесла много жизней, очень тяжело было односельчанам в годы войны, но, несмотря на трудности, голод, они выстояли, выжили и внесли свой посильный вклад в разгром врага. Мы рассказали о судьбе двоих односельчан «детей войны» - Тихонковой Р.Ф. и Попове В.С..

Эти люди достойны уважения. Мы должны брать с них пример стойкости, выносливости, мужества.


  • Таким образом, выдвинутая гипотеза «Если мы будем изучать и знакомиться с жизнью наших односельчан, то будем лучше разбираться и понимать людей, историю своей страны, своего края» - подтверждена.

Список литературы


  1. Архивные документы Чалбачинского школьного краеведческого музея «История села».

  2. Тихонкова А. «От двух до пяти» Зейский вестник. – 2000. - 22. 02

  3. Шумакова Р. И долог век любви. Зейский вестник – 2012г. -02.08.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Пушкарская средняя школа» Кореневского района Курской области

Исследовательская работа по теме: «Дети войны »

Руководитель: Дерюгина Елена Николаевна, учитель начальных классов

с. Пушкарное, 2018 год

Оглавление:

Введение

Основной раздел:

воспоминания детей войны;

архивные материалы;

интервью одноклассников;

Заключение

Список использованной литературы

Мы ведь дети войны,
Счастья детства не знали,
Нам его не дано,
Счастье наше украли.
Нас не надо жалеть,
Мы из камня и стали,
Наша гордость жива,
И душа не устала.
Люди, дайте вздохнуть,
Не губите нам старость,
Нам от детства беды,
На две жизни досталось.

Введение

    Актуальность исследования.

С каждым годом всё дальше и дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной войны, а память вновь и вновь возвращает нас к грозным событиям 1941 года. Понять и оценить настоящее, можно только сравнив его с прошлым. Они уже седые, эти мальчишки и девчонки, выросшие и уцелевшие в военное лихолетье Великой Отечественной. И послевоенная пора была у них суровой, а подчас и жестокой. И пока эти люди живы, мы должны узнать от них самих об их судьбах и жизненной дороге .

Это нужно нам, живым сейчас, благодаря их труду, самопожертвованию и огромному человеколюбию. Поэтому наша работа «Дети войны» актуальна. Война отбирает у мальчиков и девочек детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками. Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире!

2. Цель исследования : д оказательство несовместимости понятий «дети» и «война»; выявление трагичности судеб детей военного лихолетья.

Перед собой мы поставили следующие задачи:

Проследить судьбы и положение детей в годы Великой Отечественной войны;

Убедиться, что война отняла у детей детство.

3. Гипотеза : война лишила детей не только детства, но и всех радостей, которые его сопровождают.

Чтобы более четко увидеть разницу в понятиях «война» и «дети», мы сравнили их.

Что же такое детство? В чем оно проявляется? Что для него характерно?

Детство, детство, детство - это смех и радость.

Это песни, это дружба и мечты.

Детство, детство, детство – это краски радуг.

Детство, детство, детство - это я и ты.

Что же такое война?

Доносящийся с неба сквозь серую рвань облаков.

Это липкая слякоть, привычная злая усталость,

Надоедливый дождь, зарядивший на веки веков.

Эти сравнения еще раз подтверждают наши предположения, что война и дети понятия несовместимые. В этом же убеждают нас слова А.Т Твардовского: «Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете». Так ли это? Задаем себе вопрос и начинаем искать ответ.

Дети и война! Страшное сочетание двух противоестественных, невозможных рядом слов. Но они стоят рядом.

4. Объект исследования :

события Великой Отечественной войны на территории села Пушкарное

Кореневского района.

5. Предмет исследования:

условия жизни детей нашего села в годы войны

6. Задачи работы:

1.Изучить архивные материалы, художественную литературу периода Великой Отечественной войны;

2. Провести опрос ветеранов по сущности проблемы;

3.Рассказать о жизни детей;

Мы постараемся показать на примере реальных человеческих судеб, что семейные ценности, здоровый образ жизни, активная жизненная позиция, основанная на любви, патриотическом отношении к Родине, способствует гармоничному развитию человека, формирует ответственное отношение к труду, обществу, семье.

В ходе выполнения исследовательской работы была использована следующая методика: а) составлен план работы, б) проведены беседы с ветеранами, в) опрос одноклассников, односельчан; г) сделаны соответствующие выводы.

    Основной раздел:

Война - тяжкое и страшное время, которое перечеркнуло судьбы многих людей. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют наших прабабушек и прадедушек, и сегодня их память цепко хранит события военных лет.

И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Многие дети хотели хоть как-то помочь Родине в трудный момент, поэтому они, не досыпая ночами, работали наравне со взрослыми. Восстанавливали разрушенное хозяйство, убирали урожай, рыли окопы. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам .

Тогда невыносимо трудно было всем. Но особенно страдали дети. Страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство. Многие из них в раннем возрасте потеряли семью и остались сиротами. Мальчишки и девчонки на своих неокрепших плечах вынесли все тяготы войны, выстояли, отдали свои жизни ради победы.

В то время трудно было найти семью, которую война обошла стороной. Каждая семья провожала на войну своих родственников, и большим горем для них было, когда с фронта приходила похоронка...

О Великой Отечественной войне написано много: это и воспоминания фронтовиков, литературные произведения, и статистические данные. Созданы прекрасные художественные и документальные фильмы. Но ничто не может сравниться с подлинными воспоминаниями очевидцев тех далеких событий, когда и голос срывается и слезы на глазах .

О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы. В разном возрасте мои земляки встретили и переживали войну.

Нами, учениками четвертого класса были опрошены жители нашего села, на момент войны которым было от 6 до 13 лет: Прищепа Лидия Николаевна, Чертков Петр Павлович, Реброва Пелагея Ивановна с помощью анкеты-опросника.

Ф.И.О

    Дата рождения

    Учились ли в школе? Образование (сколько классов)

    Сколько вам было лет, когда началась война?

    Как вы узнали о начале войны?

    Как жили и чем занимались в период военных лет

    Где и кем работали Ваши родители

    Воевали ли ваши родные и близкие

    Вернулись ли они с фронта

    Интересные случаи из жизни

    Помните ли День Победы 1945года

    Как жили после войны

    Чем вы увлекаетесь сейчас

    Сколько у вас сейчас детей и внуков

    Какие награды вы имеете

Вот воспоминания некоторых из тех, с кем мы встречались и беседовали:


Из воспоминаний Прищепа Лидии Николаевны (10.08.1934г)

«Родилась я в многодетной семье, в селе Пушкарное. Мама Лагутина Клавдия Егоровна работала в колхозе, папа Лагутин Николай Петрович работал в Киеве инженером на стройке. Когда началась война, мне было 7 лет. Папу забрали на фронт, а мы остались жить в Пушкарное. Помню как вошли немцы в наше село. Все жители вышли на улицу, шли два немца и один из них на русском языке говорил: « Чего стоите? Уходите. Выносите вещи, завтра село будут палить». А утром село загорелось. Дома поджигали с четырех сторон. И наш дом сгорел, только торчала печка. Нас эвакуировали в село Благодатное. Поселились у родственников. Хатка была маленькая, а нас много. Спали на земляном полу. Есть было нечего. Мама ходила по ночам за картошкой в село Пушкарное. Однажды и я пошла с ней. Ночь. Темно. Снаряды рвутся, кругом стреляют. Набрали картошки и стали возвращаться. И вот на минуту тишина. В этой тишине можно было услышать стоны раненых солдат и вой волков, доносившихся с острова по воде. Страшно… После освобождения села мы вернулись домой. Жили в землянке, было сыро и холодно. Зимой на санках возили дрова из леса, печь топили да лепешки из гнилой картошки пекли. В военные годы все работали во имя победы над врагом. Не знали мы, что такое летний отдых, каникул практически не было, так как нужно было помогать взрослым по хозяйству.

Воспоминания Черткова Петра Павловича вновь уносят меня в те страшные годы страданий и слез: « Родился я 8 февраля 1928 г в селе Пушкарное. Мои родители колхозники. Семья многодетная. Учился я в Пушкарской начальной школе. Имею образование 4 класса. Когда началась война, мне было 13 лет. Отца и старшего брата забрали на фронт. Гул немецких самолетов прервал спокойную мирную жизнь людей. Самолеты бомбили село, а затем на мотоциклах и машинах появились немцы. Они ходили по домам, отбирали у местных жителей яйца, кур, молоко. Затем расселились по домам и продолжали бесчинствовать. Мы дети должны были из леса привозить дрова, ухаживать за лошадьми, возить сено. У немцев была маленькая лошадка. Мы ее увели и спрятали в камышах на болоте. Затем нас эвакуировали в село Благодатное. Я и многие односельчане моего возраста записались на курсы. Нас учили держать оружие и стрелять. Окончились курсы и отправили в город Конотоп. В Конотопе я нес службу по охране вагонов на железнодорожной станции. Считаюсь участником тыла. Имеет юбилейные награды ко Дню Победы.


Воспоминания Ребровой Пелагеи Ивановны : «Я, Реброва Пелагея Ивановна родилась 18 мая 1933года в селе Благодатное, Кореневского района, Курской области. Во время Великой Отечественной войны проживала с мамой Бинюковой Капиталиной Никитичной и сестрой. Мой папа Бинюков Иван Глебович умер до войны. Когда началась Великая Отечественная война мне было 8 лет, а сестре 12, но все тяготы войны пришлось пережить, когда к нашим родным местам подошли немцы, когда шли бои и были бомбежки и нам приходилось прятаться, как сейчас помню я пряталась под лопухом. Но для меня это было уже укрытием.

С моей мамой произошел такой случай. В нашу деревню пришли немцы и стали ходить по домам с проверками не прячутся ли военные. Постучали в дверь, мама не успела открыть дверь, как немец ногой выломал ее, раньше замков не было и дверь подпирали коромыслом. Оно переломалось и попало немцу в голову, он подумал, что его хотели убить. Стал ее тащить к колодцу, так они расправлялись с неугодными им людьми, но в это время наши солдаты вошли в село и ему самому пришлось спасаться бегством. Нас спрятали соседи у своих родственников подальше от дома.

В мае 1943 года нас эвакуировали в село Черемушки Льговского района. Поселили нас в заброшенный сарай, там не было ни дверей, ни окон, ни пола, спали на земле. Еды не было, питались растениями и просили по домам, чаще всего ложились спать голодными. Так мы жили в эвакуации, пока не вернулись домой.

Домой вернулись осенью 1943года. Дом стоя без дверей и окон. Сарай спалили немцы, пришлось обустраивать свой дом к зиме. Продуктов питания не было, скотину угнали немцы. И все тяготы голода пали на мою сестру. Она ходила побираться в Хомутовский район и кормила меня с мамой. Зимой 1944года у мамы отказали ноги и она не ходила. Я ухаживала за мамой, а сестра добывала продукты. Весной сосед Алексей Ипполитович достал картошку и поделился с нами семенами. Соседи помогали обрабатывать огород: садить и копать картошку. Наступила осень, мы собрали свой первый послевоенный урожай. Вот только тогда мы вдоволь наелись картошки. Мне это очень запомнилось. В то время жили все очень дружно, всем во всем помогали переживать голод, разруху и холод. Но человеческие отношения помогли все пережить и выжить.

Вывод: Война и дети... Трудно представить что-то более несовместимое. Война оборвала звонкие песни детей, веселые, шумные игры. Наступило тяжелое время не только для взрослых, но и для детей. Работая над темой, мы узнали, что, несмотря на тяжелые условия, в которых жили дети - голод, холод, им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам. Они понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Из бесед со всеми тружениками тыла мы для себя отметили, что всех их объединяет одинаковое прошлое: постоянное чувство голода, тяжелая работа, недосыпание. Трудно себе представить, что дети такие же, как мы, совершали трудовой подвиг, откуда они брали силы, чтобы все успевать: учиться, работать и еще находили время для игр.

Архивные материалы.

Из материалов «Зала боевой славы» я узнал, что с воинами – фронтовиками постоянно были связаны школьники . …. Женщины, подростки несли на своих плечах самую тяжёлую ношу, работали от зари до зари, на тракторах, комбайнах, убирали хлеб вручную, доили коров. Отрывали последний кусок от себя для полуголодных ребятишек. Очень трудно было женщинам и детям в годы войны.

Интервью одноклассников.

На мой вопрос « Что вы знаете о войне? Как жили дети во время войны? Мои сверстники отвечали по-разному.

Андрей Ребров : «Если честно, о войне я знаю немного, в основном из рассказов учительницы, уроков литературного чтения и окружающего мира. Например, меня удивило то, что люди не сразу поверили, что началась война. Многие несколько дней даже не подозревали, что их ждёт в ближайшие годы. Даже сейчас, представив это, невольно бросает в дрожь».

Алексей Малай: «О войне я знаю в основном из книг. Очень люблю читать книги на военную тему. Меня захватывает атмосфера военной эпохи. Герои книг призывают нас любить, то место, где мы живём - нашу Родину».

Анна Дрозд : «Война-это самая большая трагедия, принесшая людям боль. Горе. Слёзы. Она унесла жизнь более 27 миллионов людей. Для меня война всегда ассоциируется с голодом, чёрным дымом, смертью, руинами, горем, разрушающим огнём. Безумством. Очень мало осталось тех, кто прошёл через это, кто спасал нашу Родину. И их нужно беречь. И это главное».

4. Заключение.

9 Мая 1945 года всеобщим торжеством советского народа была отмечена его великая победа над фашистской Германией.

Память – великая сила, наша история. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и других людях. Война живёт в душе моих земляков такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть её, как не смогут забыть, что родились когда-то.

Выполняя исследовательскую работу, мы сделали следующие выводы:

1. Война - это не только человеческие жертвы, потери в бою, это, прежде всего искалеченное детство.

2. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг - несмотря на голод, холод и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли посылки на фронт, работали в полях. Дети встали к станкам вместо родителей, тяжким трудом приближая победу. Их жизнь может служить примером для современного молодого поколения.

Результаты работы:

    изучили литературу, архивные документы,

    встречались с ветеранами войны и труда, односельчанами;

    часть материала была презентована 5 марта 2018 года на митинге у Братской могилы в селе Пушкарное.

В своей исследовательской работе мы много узнали о детях войны , о том, что пришлось пережить в годы войны нашим прабабушкам и прадедушкам, бабушкам и дедушкам, многие из которых были в то время еще детьми. Людям, чье детство украла война, до сих пор снится то страшное время. Дети войны – самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нем есть любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к своим родным, к своему народу, к Родине, чувство ответственности перед будущим.

О люди! Помните всегда, Что нет страшней войны – на свете Своими жизнями за всё В ней платят маленькие дети

Использованная литература:

1. Материалы школьного краеведческого музея.

2. Книга Памяти Кореневского района

3. Интернет – ресурсы

Описание презентации по отдельным слайдам:

2 слайд

Описание слайда:

Цели и задачи проекта Цель: сбор и систематизация сведений о людях, переживших Великую Отечественную войну в детском возрасте и определение степени влияния войны на их дальнейшую судьбу. Задачи: собрать общие сведения о детях военной поры; изучить и систематизировать архивные, музейные и библиотечные материалы о детях, проживающих в городе Рыльске во время Великой Отечественной войны; Объектом исследования стали события жизни людей, переживших войну в детском возрасте. Предметом исследования явилось влияние военного детства на судьбы моих земляков. Нами были выбраны следующие методы исследования: анализ источников, метод фотофиксации и систематизации. Прикладная ценность полученных результатов заключается в том, что материалы, полученные в ходе поисково – исследовательской работы могут быть использованы для проведения Уроков мужества и передвижных выставок в учебных заведениях Рыльского района.

3 слайд

Описание слайда:

Этапы учебно - исследовательской работы: I этап. Выбор и формулировка темы. II этап. Знакомство со всей опубликованной литературой по данной проблеме и составление библиографии. III этап. Составление плана. IV этап. Изучение литературы, написание конспектов, тезисов и аннотаций на прочитанное, накопление собственных выводов, обобщений, продумывание доказательств. V этап. Оформление результатов работы. VI этап. Презентация результатов проделанной работы на конференции.

4 слайд

Описание слайда:

Кто в Евангелие, кто в Коран, - Веры многие есть на свете. - Я ж поверил в своих курян - Сведомых кметей! И читая потом про Илью, Про Микулу читая былины, Я прикладывал их к былью Земляков моих курских старинных. И горжусь я, и веселюсь, Пусть и в сердце старостью ранен, Что сильна моя новая Русь. И что я ее сын - курянин. Н. Асеев "Богатырская поэма"

5 слайд

Описание слайда:

Война - тяжкое и страшное время, которое перечеркнуло судьбы многих людей. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют наших прабабушек и прадедушек, и сегодня их память цепко хранит события военных лет. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Многие дети хотели хоть как-то помочь Родине в трудный момент, поэтому они, не досыпая ночами, работали на заводах, фабриках, стройках наравне со взрослыми. Восстанавливали разрушенное хозяйство, убирали урожай, рыли окопы. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам. Тогда невыносимо трудно было всем. Но особенно страдали дети. Страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство. Многие из них в раннем возрасте потеряли семью и остались сиротами. Мальчишки и девчонки на своих неокрепших плечах вынесли все тяготы войны, выстояли, отдали свои жизни ради победы.

6 слайд

Описание слайда:

В то время трудно было найти семью, которую война обошла стороной. Каждая семья провожала на войну своих родственников, и большим горем для них было, когда с фронта приходила похоронка... В Рыльском районе гитлеровские захватчики за два года погубили около двух тысяч жителей. 2 сентября - славная дата в истории Курской области: в этот день 71 год назад завершилось ее освобождение от немецко-фашистских захватчиков. Тогда, в 1943-м, жизнь окончательно возвратилась и на всю территорию Рыльского района. Свидетельств очевидцев об этой трагической и героической поре сохранилось сравнительно немного. Сегодня каждый источник является важным и ценным. К великой радости уже несколько поколений русских людей выросло без войны. Мы ее знаем лишь по книгам, фильмам и рассказам очевидцев. А их с каждым днем все меньше... Будущее есть у того народа, который помнит уроки прошлого. В своей работе я хочу рассказать о моих земляках, жителях Рыльского района, детство которых пришлось на военные годы.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Оккупация Рыльска в воспоминаниях Инги Мицовой. Первая бомбежка В пятницу, двадцатого июня 1941 года мы приехали в Рыльск. Тетя Леля сказала маме: «Ну и заживем мы этим летом! Такая дешевизна на базаре…» И, несмотря на томившие в Ленинграде предчувствия, несмотря на уверенность в том, что война будет, несмотря на то, что в папиной открытке, посланной им из Москвы по дороге на химический полигон, вместо слов: «Вера, не дожидайся меня, уезжай в Рыльск. Лето будет холодным, возьми теплые вещи», мама легко прочитывает: «Война вот-вот начнется» - несмотря на все это, мама радовалась вместе с сестрой. Радость эта продолжалась два дня. Мы спокойно спали в маленькой квартире тети Лели в то воскресное утро, когда уже бомбили Киев. В тот же день бомбили нас или через неделю - я не помню. Скорее, через неделю. Тогда же состоялись и первые похороны. Я была потрясена словами тети Лели: «Бомба попала в дом на улице Ленина, убило сразу троих». Что было потом? Стук метронома, гул сирен, мама перестала спать; лежа на боку, выставив ухо из-под одеяла, она всю ночь сторожила: ждала. По улицам, со стороны слободки и Крупецкого шляха, шли бесконечные толпы людей, с узлами, перекинутыми через плечо, некоторые толкали перед собой тележки, гнали скот. А потом город опустел, больше уже никто не шел мимо.

11 слайд

Описание слайда:

Город умер… Что означала оккупация для семилетнего ребенка? Да то же, что для взрослого: жизнь прекратилась. Такой милый, уютный, родной Рыльск, где всегда была мягкая трава, солнце, речка с пологим песчаным берегом, горка Ивана Рыльского, самовар, который мама чистила цветами бузины, или яблоками-паданцами, все пропало. Речь - громкая, гортанная, отрывистая, непонятная, вражеская - заполняла улицы. Которые стали не наши, дом постоянно трясся, когда их машины, такие огромные по сравнению с нашими полуторками, катили мимо. Однажды на улице остановилась колонна танков. Они стояли цепочкой, друг за другом, со стволами, нацеленными за Сейм. « Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете» А.Твардовский

12 слайд

Описание слайда:

Голод… Есть хотелось постоянно. «Даст Бог день, даст Бог и пищу». Это был лозунг нашей жизни в Рыльске в 41-43 годах. Зимой несколько раз бабушка где-то доставала молочную сыворотку, тетя Леля вливала нам по столовой ложке в стакан кипятка. Один раз бабушка принесла настоящее молоко, и тогда тетя Леля всем дала по столовой ложке. Белая жидкость, очень нежная, поразила меня своей сладостью. Однажды в ту зиму до моих ушей долетели слова, сказанные тетей Лелей: «Пришла женщина, будто принесла молоко. Ведра прикрыты тряпкой. Я ей говорю, что нам не надо молока - нечем платить. А она ведра поставила на лавку, приоткрыла платок, а оттуда листовки. И говорит - прочитайте и другим передайте. И ушла». Еще помню шепот тети Лели: «Сказала, что в Хомутовке все время советская власть. Немцы туда боятся ходить. Партизаны в брянском лесу. Отсюда всего 30 километров». Мама не могла в такое поверить. «Там слушают радио, - шептала тетя Леля, - под Сталинградом немцев разгромили»…

13 слайд

Описание слайда:

Наши бомбят Рыльск Бомбили нас нещадно. Бомбили не на наших самолетах, а на «английских» - так говорила тетя Леля. Этот гул и страшные разрывы вблизи я слышу до сих пор. Помню мамины слова: «Как ужасно погибнуть от своих». Кажется, она не ожидала, что мы останемся в живых, и одно было утешение: умрем все и сразу. С той бомбежки Вовка стал заикаться. Мы на несколько дней переселились в подвал. Ну а потом пришли немцы и погнали нас из города.

14 слайд

Описание слайда:

Изгнание… Уже вечерело, и нас согнали в тюремный двор, закрыли железные высокие ворота, замотали цепями. Мы заняли одну большую темную камеру, с маленьким темным окном под потолком. Тетя Леля прежде всего села топить печку - была жуткая холодрыга. Мы стояли вокруг, сесть было не на что. Утром нас выстроили во дворе тюрьмы, мы сбились в кучку - бабушка, мама, тетя Леля, Татка, Горик, Вовка и я. Огромные железные ворота медленно открылись, и во двор въехали несколько телег. Не успели оглянуться, как к нашей кучке подошел немец, указал на бабушку и Вовку: «Шнель! Шнель!» Мама рванулась следом, за ней я. Бабушку и Вовку посадили на уже заполненную телегу, и повозка тронулась. Без паники! Это наши! Светило солнце, пахло весной, а мы месили грязь на дороге и медленно поднимались в гору. Здесь была широкая плешь, на которой росла одна-единственная сосна. Мы представляли прекрасную мишень для наших, стоявших на том берегу Сейма. «Ох, ударят сейчас по нам», - сказал кто-то. Будто в подтверждение над головой пронесся снаряд. И тут же тяжело бухнуло слева. Началась паника. Женщины кричали, пытались бежать, но мама словно потеряла способность пугаться. Так же медленно, не останавливаясь, она поднималась в гору, еле волоча санки по грязи. Вдруг низкий властный голос покрыл испуганные крики: » Вы что паникуете? Ну, стреляют. Это же наши». Женщины в ответ закричали: «А откуда им знать? Видят толпу!» Я оглянулась - баба, крепкая, невысокая. «У них что - нет биноклей? Сейчас разглядят, кто идет, и кончат стрелять». И будто услышав громкий, уверенный голос, с другой стороны Сейма стрелять перестали. Наши! Впервые за два года мы почувствовали радость. Освобождение реально и близко, и там, за спиной, на севере начинается весна! Оккупация Рыльска продолжалась с 5 октября 1941 года по 30 августа 1943 года.

15 слайд

Описание слайда:

Подвиг Маши Васильевой. До войны Маша Васильева училась в Рыльской школе № 1 имени Г.И. Шелихова, окончила восемь классов. Муся, как ее звали подруги и мама Елизавета Николаевна, ничем не выделялась среди сверстников, разве что своей серьезностью, рассудительностью, начитанностью. Училась хорошо, особенно ей давался немецкий язык и по этому предмету имела одни пятерки. Муся считала, что язык Гейне и Маркса нельзя знать плохо.

16 слайд

Описание слайда:

В октябре 1941 года фашисты оккупировали Рыльский и Глушковский районы. Гарнизону требовались переводчики для работы в комендатурах, а они располагались не только в городе, но и в крупных селах. По приказу начальника комендатуры Рыльска были организованы лично им курируемые курсы переводчиц из числа молодых девушек. Попала на эти краткосрочные курсы и 16-летняя Маша Васильева. К этому времени с комсомолкой установил связь базировавшийся в Глушковском районе штаб партизанского отряда имени Щорса под командованием Афанасия Яковлевича Синегубова. Точно не известно, какие документы предъявила немцам Маша, но герр комендант охотно принял на работу толковую девушку, белокурую красавицу с косами, аккуратно уложенными вокруг головы, одевавшуюся по-городскому и носившую модные шляпки. Юный возраст фройлен Маши не вызывал у немцев подозрений, что она связана с подпольем. Кроме устного перевода, в ее обязанности входила перепечатка на пишущей машинке приказов, рапортов, из которых разведчица черпала важные сведения, копируя их.

17 слайд

Описание слайда:

В комендатуре она познакомилась с обер-лейтенантом Отто Адамом, начальником оружейного склада, облеченного особым доверием коменданта. Человеку мирной профессии – скорняку была ненавистна война, но в 1939 году в результате всеобщей мобилизации его против воли поставили «под ружье» и направили на фронт – сначала в Польшу, а после нападения Германии на СССР он оказался в Курской области и служил в Рыльском гарнизоне. Мария поверила в искренность исповеди обер-лейтенанта и стала ему доверять, а после того как он заметил у нее на квартире связных из группы подполья и не доложил об этом начальству, немецкий интендант еще больше расположил к себе Машу. В комендатуре он вел по телефону важные разговоры громче обычного, чтобы в соседнем кабинете переводчица смогла их услышать. Или же вроде бы по рассеянности оставлял у нее на столике секретные документы для их перепечатки. Комсомолка прятала эти сведения в «закрытый почтовый ящик», оттуда они попадали на конспиративную квартиру, дальше в партизанский отряд и на Большую землю.

18 слайд

Описание слайда:

Об опасной работе Муси, связанной с партизанами, знала, кроме подпольщиков, лишь ее мать Елизавета Николаевна. А знакомые и даже незнакомые ей люди прямо в глаза обзывали девушку «немецкой курвой», «овчаркой». Скрепя зубы Мария вынуждена была проглатывать незаслуженные оскорбления, а мысленно ее душа кричала: «Верьте мне, люди!» В начале 1943 года в комендатуре стали замечать, что происходит утечка информации. Подозрение пало на переводчицу Васильеву. Маша и Отто тайно бежали из Рыльска. 10 февраля 1943 года след их из комендатуры простыл. Они переправились в Глушковский район в отряд Синегубова. К этому времени отряд имени Щорса насчитывал 250 «штыков». Вступление в него М.Васильевой и Отто Адама вызвало у партизан пересуды. В группу Адама входили Маша и боец Владимир Голованов. Они разыгрывали целые инсценированные спектакли. Отто, переодетый в форму гауптмана (капитана), в лайковых перчатках и с моноклем, как важный господин восседал в коляске, запряженной гнедым резвым жеребцом. Рядом сидела в качестве переводчицы надменная фройлен Маша, а роль ездового исполнял Голованов, тоже переодетый в немецкую форму. Троица подкатывала к железнодорожным станциям, и Отто под видом проверки по-немецки вел переговоры с руководством станции, разговаривал свысока, узнавал графики прохождения поездов и пути их следования.

19 слайд

Описание слайда:

Полученные разведданные связисты отряда передавали в штабы красноармейских формирований. Удачно проведенные с риском для жизни наскоки в самое логово врага окончательно рассеяли подозрения по отношению к Отто. В 1961 году бывший командир отряда А.Я. Синегубов написал своей рукой воспоминания, находящиеся в фондах Рыльского краеведческого музея. Есть в этом письме и такие строки: «Во многих селах Глушковского, Рыльского, Крупецкого районов, где бывал отряд, население знало, что в числе наших бойцов воюет немец. Его так и называли: Отто – немец-партизан». 20 марта 1943 года Отто, Маша и Голованов вновь отправились, как оказалось, в свою последнюю разведку. Когда спустя четыре дня они возвращались в отряд, то в Ходейковском лесу, невдалеке от реки Сейм, напоролись на засаду. Их выдал предатель староста села Ходейково Бондаренко. Партизаны стали отбиваться от немцев, выдержали несколько атак. В ходе перестрелки тяжело ранило Голованова. Стрельба возобновилась. Враги приближались все ближе. Они хотели взять партизан живыми. Помощи ждать было неоткуда, а патроны были на исходе. Оставались считанные секунды. Отто вынул из кобуры вальтер. Маша поняла его намерение, но не отстранилась, когда Отто привлек ее к себе, обняв за плечи. Маша прижалась щекой к его щеке, виском своим к виску любимого человека. Раздались два выстрела. Сначала Отто выстрелил в Машу, а потом покончил с собой.

20 слайд

Описание слайда:

Героев похоронил прямо в лесу один рыбак. Через несколько дней сюда добралась Елизавета Николаевна. Она признала дочь лишь по белокурым косам. Могила была по существу заброшена, пока в 1945 году прах влюбленных не перенесли в братскую могилу села Званного. А в 1965 году по случаю 20-летия Великой Победы – в братскую могилу в поселке Глушково. В парке имени Фрунзе поселка Глушково есть памятник глушковцам, погибшим в борьбе с нацистской Германией. Он возвышается над братской могилой. На мраморной доске, помимо других имен, обозначены фамилии: Васильева М.М. – партизанка (1925-1943), а ниже – Отто Адам (немец) – партизан (1913-1943). Их имена занесены также в 11-й том областной Книги памяти.

21 слайд

Описание слайда:

Ты наша гордость! Ты герой былин, Не раз восстал из пепла и руин. Пусть торжествует и ликует жизнь. Вовеки славься, наш любимый Рыльск! С. Чулкова Великая Отечественная война, длившаяся тысяча четыреста восемнадцать дней, для русского народа навсегда останется в памяти. Ее нельзя вычеркнуть из воспоминаний тех, кому пришлось сражаться. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм! Мы выросли в мирное время. У нас есть все, чтобы жить и работать, радоваться каждому дню. А ведь это заслуга нашего старшего поколения, которое сегодня нуждается во внимании и заботе. Своей исследовательской работой я хочу привлечь внимание своих сверстников к проблеме тех пожилых людей, которые рядом, они отдали свое детство, здоровье и жизнь для нашего будущего. Один из философов высказал мысль: «Любить все человечество гораздо легче, чем конкретного человека рядом с нами». Так давайте же помнить о них не только по великим датам, но и ежедневно. Победа в Великой Отечественной войне – это значительная дата. Большую цену заплатил советский народ за свою свободу. Это наши люди спасли мир от «коричневой чумы», этот подвиг должен быть в памяти вечно!