Майков, Аполлон Николаевич – краткая биография. Аполлон николаевич майков, краткая биография Биография а н майкова кратко самое главное

Дорогие друзья, сегодня я приглашаю вас окунуться в неповторимый мир поэзии эамечательного русского поэта, переводчика и... историка. Да, да - историка! В этом своем качестве он больше всего меня и поразил...Предлагаю и вам открыть его для себя по-новому.


Майков Аполлон Николаевич - русский поэт, переводчик, член-корреспондент Петербургской АН (1853).

Сын дворянина Николая Аполлоновича Майкова, живописца и академика, и матери-писательницы Е. П. Майковой; старший брат литературного критика и публициста Валериана Майкова, прозаика и переводчика Владимира Майкова и историка литературы, библиографа и этнографа Леонида Майкова.

Родился 23 мая (4 июня) 1821, в Москве семье академика живописи Н. А. Майкова, происходившего из старинного дворянского рода. Его отец был известным художником. Детские годы прошли в московском доме и подмосковном имении, недалеко от Троице-Сергиевой лавры, которые часто посещали художники и литераторы. Писать стихи Аполлон Майков начал с пятнадцати лет, но в выборе призвания долго колебался между живописью и поэзией.

С 1834 семья переселяется в Петербург, и дальнейшая судьба Майкова связана со столицей.

В 1837 - 41 учится на юридическом факультете Петербургского университета, не оставляя литературных занятий. После окончания университета служит в Министерстве финансов, но вскоре, получив от Николая I пособие для путешествия за границу, уезжает в Италию, где занимается живописью и поэзией, затем в Париж, где слушает лекции по искусству и литературе. Побывал он и в Дрездене, и в Праге.

В 1844 Аполлон Майков возвращается в Россию. Сначала работает помощником библиотекаря при Румянцевском музее, затем переходит в петербургский комитет иностранной цензуры.

Его первый поэтический сборник вышел в 1842 и получил высокую оценку В. Белинского, отметившего «дарование неподдельное и замечательное». Сборник имел большой успех.

Исповедь

Так, ветрен я, друзья! Напрасно я учусь
Себя обуздывать: всё тщетно! Тяжких уз
Мой дух чуждается... Когда на взор мой томный
Улыбку вижу я в устах у девы скромной -
Я сам не свой! Прости Сенека, Локк и Кант,
И пыльных кодексов старинный фолиант,
Лицей блистательный и портик величавый,
И знаменитый ряд имен, венчанных славой!
Опять ко мне придут игривая мечта,
И лики бледные, и имя на уста,
И взоры томные, и трепет сладкой неги,
И стих таинственный задумчивых элегий.

Впечатления от поездки по Италии выражены во втором поэтическом сборнике Майкова «Очерки Рима» (1847).

«Ах, чудное небо, ...»
Ах, чудное небо, ей-Богу, над этим классическим Римом!
Под этаким небом невольно художником станешь.
Природа и люди здесь будто другие, как будто картины
Из ярких стихов антологии древней Эллады.
Ну, вот, поглядите: по каменной белой ограде разросся
Блуждающий плющ, как развешанный плащ иль завеса;
В средине, меж двух кипарисов, глубокая темная ниша,
Откуда глядит голова с преуродливой миной
Тритона. Холодная влага из пасти, звеня, упадает.

По ниве прохожу я узкою межой,
Поросшей кашкою и цепкой лебедой.
Куда ни оглянусь - повсюду рожь густая!
Иду - с трудом ее руками разбирая.
Мелькают и жужжат колосья предо мной,
И колют мне лицо... Иду я, наклоняясь,
Как будто бы от пчел тревожных отбиваясь,
Когда, перескочив чрез ивовый плетень,
Средь яблонь в пчельнике проходишь в ясный день.

О, божья благодать!.. О, как прилечь отрадно
В тени высокой ржи, где сыро и прохладно!
Заботы полные, колосья надо мной
Беседу важную ведут между собой.
Им внемля, вижу я - на всем полей просторе
И жницы и жнецы, ныряя, точно в море,
Уж вяжут весело тяжелые снопы;
Вон на заре стучат проворные цепы;
В амбарах воздух полн и розана и меда;
Везде скрипят возы; средь шумного народа
На пристанях кули валятся; вдоль реки
Гуськом, как журавли, проходят бурлаки,
Нагнувши головы, плечами напирая
И длинной бичевой по влаге ударяя...

О боже! Ты даешь для родины моей
Тепло и урожай, дары святые неба,
Но, хлебом золотя простор ее полей,
Ей также, господи, духовного дай хлеба!
Уже над нивою, где мысли семена
Тобой насажены, повеяла весна,
И непогодами несгубленные зерна
Пустили свежие ростки свои проворно.
О, дай нам солнышка! пошли ты ведра нам,
Чтоб вызрел их побег по тучным бороздам!
Чтоб нам, хоть опершись на внуков, стариками
Прийти на тучные их нивы подышать,
И, позабыв, что мы их полили слезами,
Промолвить: "Господи! какая благодать!"

В 1860-е он обратился к занятиям историей, создал ряд произведений на исторические темы («В Городце в 1263 году», «У гроба Грозного», «Емшан», «Кто он?» и др.).

Степной травы пучок сухой,
Он и сухой благоухает!
И разом степи надо мной
Всё обаянье воскрешает...

Когда в степях, за станом стан,
Бродили орды кочевые,
Был хан Отрок и хан Сырчан,
Два брата, батыри лихие.

И раз у них шел пир горой -
Велик полон был взят из Руси!
Певец им славу пел, рекой
Лился кумыс во всем улусе.

Вдруг шум и крик, и стук мечей,
И кровь, и смерть, и нет пощады!
Всё врозь бежит, что лебедей
Ловцами спугнутое стадо.

То с русской силой Мономах
Всесокрушающий явился;
Сырчан в донских залег мелях,
Отрок в горах кавказских скрылся.

И шли года... Гулял в степях
Лишь буйный ветер на просторе...
Но вот - скончался Мономах,
И по Руси - туга и горе.

Зовет к себе певца Сырчан
И к брату шлет его с наказом:
"Он там богат, он царь тех стран,
Владыка надо всем Кавказом,-

Скажи ему, чтоб бросил всё,
Что умер враг, что спали цепи,
Чтоб шел в наследие свое,
В благоухающие степи!

Ему ты песен наших спой,-
Когда ж на песнь не отзовется,
Свяжи в пучок емшан степной
И дай ему - и он вернется".

Отрок сидит в златом шатре,
Вкруг - рой абхазянок прекрасных;
На золоте и серебре
Князей он чествует подвластных.

Введен певец. Он говорит,
Чтоб в степи шел Отрок без страха,
Что путь на Русь кругом открыт,
Что нет уж больше Мономаха!

Отрок молчит, на братнин зов
Одной усмешкой отвечает,-
И пир идет, и хор рабов
Его что солнце величает.

Встает певец, и песни он
Поет о былях половецких,
Про славу дедовских времен
И их набегов молодецких,-

Отрок угрюмый принял вид
И, на певца не глядя, знаком,
Чтоб увели его, велит
Своим послушливым кунакам.

И взял пучок травы степной
Тогда певец, и подал хану -
И смотрит хан - и, сам не свой,
Как бы почуя в сердце рану,

За грудь схватился... Все глядят:
Он - грозный хан, что ж это значит?
Он, пред которым все дрожат,-
Пучок травы целуя, плачет!

И вдруг, взмахнувши кулаком:
"Не царь я больше вам отныне!-
Воскликнул.- Смерть в краю родном
Милей, чем слава на чужбине!"

Наутро, чуть осел туман
И озлатились гор вершины,
В горах идет уж караван -
Отрок с немногою дружиной.

Минуя гору за горой,
Всё ждет он - скоро ль степь родная,
И вдаль глядит, травы степной
Пучок из рук не выпуская.

* Рассказ этот взят из Волынской летописи. Емшан - название душистой травы, растущей в наших степях, вероятно полынок.
Примечание А.Н.Майкова.

По мотивам истории Древнего Рима он написал поэму «Два мира», удостоенную Пушкинской премии в 1882. Если раньше поэта привлекала античность, то теперь его интерес переместился к христианству как новому нравственному учению, противостоящему эстетизму язычества. Увлеченный эпохой Древней Руси и славянским фольклором, Аполлон Майков в 1889 закончил один из лучших переводов «Слова о полку Игореве», не утративший своей научной и художественной ценности до сих пор.

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ

(отрывок, вступление)

Не начать ли нашу песнь, о братья,
Со сказаний о старинных бранях, -
Песнь о храброй Игоревой рати
И о нем, о сыне Святославле!
И воспеть их, как поется ныне,
Не гоняясь мыслью за Бояном!
Песнь слагая, он, бывало, вещий,
Быстрой векшей по лесу носился,
Серым волком в чистом поле рыскал,
Что орел, ширял под облаками!
Как воспомнит брани стародавни,
Да на стаю лебедей и пустит
Десять быстрых соколов в догонку;
И какую первую настигнет,
Для него и песню пой та лебедь, -
Песню пой о старом Ярославе ль,
О Мстиславе ль, что в бою зарезал,
Поборов, Касожского Редедю,
Аль о славном о Романе Красном...
Но не десять соколов то было;
Десять он перстов пускал на струны,
И князьям, под вещими перстами,
Сами струны славу рокотали!..

Поведем же, братия, сказанье
От времен Владимировых древних,
Доведем до Игоревой брани,
Как он думу крепкую задумал,
Наострил отвагой храброй сердце,
Распалился славным ратным духом
И за землю русскую дружины
В степь повел на ханов половецких.

Поэзия Майкова созерцательна, идиллична и отличается налетом рассудочности, но вместе с тем в ней отразились пушкинские поэтические принципы: точность и конкретность описаний, логическая ясность в развитии темы, простота образов и сравнений. Для художественного метода Майкова характерно аллегорическое применение пейзажей, антологических картин, сюжетов к мысли и чувству поэта. Эта особенность роднит его с поэтами-классицистами.

Тематика поэзии Майкова соотнесена с миром культуры. В кругозоре поэта - искусство (цикл стихов «В антологическом роде»), европейская и русская история (циклы стихов «Века и народы», «Отзывы истории»), творчество поэтов Запада и Востока, произведения которых Майков переводит и стилизует (цикл «Подражания древним»). В стихах Майкова немало мифологических символов, историко-культурных имён и названий, однако часто колорит иных веков и народов носит у него декоративный характер. Особенно близка Майкову античная культура, в которой он видел сокровищницу идеальных форм прекрасного.

Из обширного наследия Аполлона Майкова выделяются и сохраняют свою поэтическую прелесть стихи о русской природе «Весна! Выставляется первая рама», «Под дождём», «Сенокос», «Рыбная ловля», «Ласточки» и другие отличающиеся задушевностью и напевностью.

«Весна! выставляется первая рама...»

Весна! выставляется первая рама -
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса.

Мне в душу повеяло жизнью и волей:
Вон - даль голубая видна...
И хочется в поле, в широкое поле,
Где, шествуя, сыплет цветами весна!

Помнишь: мы не ждали ни дождя, ни грома,
Вдруг застал нас ливень далеко от дома,
Мы спешили скрыться под мохнатой елью
Не было конца тут страху и веселью!
Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой
Мы стояли точно в клетке золотистой,
По земле вокруг нас точно жемчуг прыгал
Капли дождевые, скатываясь с игол,
Падали, блистая, на твою головку,
Или с плеч катились прямо под снуровку.
Помнишь - как все тише смех наш становился.
Вдруг над нами прямо гром перекатился -
Ты ко мне прижалась, в страхе очи жмуря.
Благодатный дождик! золотая буря!

Пахнет сеном над лугами...
В песне душу веселя,
Бабы с граблями рядами
Ходят, сено шевеля.

Там - сухое убирают;
Мужички его кругом
На воз вилами кидают...
Воз растет, растет, как дом.

В ожиданьи конь убогий
Точно вкопанный стоит...
Уши врозь, дугою ноги
И как будто стоя спит...

Только жучка удалая
В рыхлом сене, как в волнах,
То взлетая, то ныряя,
Скачет, лая впопыхах.

Мой сад с каждым днем увядает;
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст…

Мне грустно! меня раздражает
И солнца осеннего блеск,
И лист, что с березы спадает,
И поздних кузнечиков треск.

Взгляну ль по привычке под крышу -
Пустое гнездо над окном;
В нем ласточек речи не слышу;
Солома обветрилась в нем…

А помню я, как хлопотали
Две ласточки, строя его!
Как прутики глиной скрепляли
И пуху таскали в него!

Как весел был труд их, и ловок!
Как любо им было, когда
Пять маленьких, быстрых головок
Выглядывать стали с гнезда!

И целый-то день говоруньи,
Как дети, вели разговор…
Потом полетели, летуньи!
Я мало их видел с тех пор!

И вот - их гнездо одиноко!
Они уж в иной стороне -
Далеко, далеко, далеко…
О, если бы крылья и мне!


Алексей Адамов, "Перед грозой" (холст, масло

Кругом царила жизнь и радость,
И ветер нес ржаных полей
Благоухание и сладость
Волною мягкою своей.

Но вот, как бы в испуге, тени
Бегут по золотым хлебам:
Промчался вихрь - пять-шесть мгновений,
И, в встречу солнечным лучам,

Встают с серебряным карнизом
Срез все полнеба ворота,
И там, за занавесом сизым,
Сквозит и блеск и темнота.

Вдруг словно скатерть парчевую
Поспешно сдернул кто с полей,
И тьма за ней в погоню злую,
И все свирепей м быстрей.

Уж расплылись давно колонны,
Исчез серебряный карниз,
И гул пошел неугомонный,
И огнь и воды полились…

Где царство солнца и лазури!
Где блеск полей, где мир долин!
Но прелесть есть и в шуме бури,
И в пляске ледяных градин!

Их нахватать - нужна отвага!
И вон как дети в удальце
Ее честят! как вся ватага
Визжит и скачет на крыльце!
1887

Майкову принадлежат переводы из Г. Гейне, Гёте, Лонгфелло, Мицкевича.

Из Петрарки

Когда она вошла в небесные селенья,
Ее со всех сторон собор небесных сил,
В благоговении и тихом изумленьи,
Из глубины небес слетевшись, окружил.
«Кто это? - шепотом друг друга вопрошали.-
Давно уж из страны порока и печали
Не восходило к нам, в сияньи чистоты,
Столь строго девственной и светлой красоты».

И, тихо радуясь, она в их сонм вступает,
Но, замедляя шаг, свой взор по временам
С заботой нежною на землю обращает
И ждет, иду ли я за нею по следам...
Я знаю, милая! Я день и ночь на страже!
Я господа молю! Молю и жду - когда же?

Из Гёте
Кого полюбишь ты - всецело
И весь, о Лидия, он твой,
Твой всей душой и без раздела!
Теперь мне жизнь, что предо мной
Шумит, и мчится, и сверкает,
Завесой кажется прозрачно-золотой,
Через которую лишь образ твой сияет
Один - во всех своих лучах,
Во всем своем очарованье,
Как сквозь дрожащее полярное сиянье
Звезда недвижная в глубоких небесах...

Он - юный полубог, и он - у ног твоих!..
Ты - с лирой у колен - поешь ему свой стих,
Он замер, слушая,- лишь жадными очами
Следит за легкими перстами
На струнах золотых...
А я?.. Я тут же! тут! Смотрю, слежу за вами -
Кровь к сердцу прилила - нет сил,
Дыханья нет! Я чувствую, теряю
Сознанье, голос... Мрак глаза мои затмил -
Темно!.. Я падаю... Я умираю...

Его стихи вдохновляли композиторов на написание романсов.
Многие стихи Майкова положены на музыку (Чайковский, Римский-Корсаков и другие).

Колыбельная песня
Музыка П.И.Чайковского
Слова А.Н.Майкова
Поет Тамара Синявская

Спи, дитя мое, усни!
Сладкий сон к себе мани:
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.

Улетел орел домой;
Солнце скрылось под водой;
Ветер, после трех ночей,
Мчится к матери своей.

Ветра спрашивает мать:
"Где изволил пропадать?
Али звезды воевал?
Али волны всё гонял?"

"Не гонял я волн морских,
Звезд не трогал золотых;
Я дитя оберегал,
Колыбелочку качал!"

"О чем в тиши ночей..."
Музыка Н. Римского-Корсакова
Слова А.Н.Майкова

О чем в тиши ночей таинственно мечтаю...»

О чем в тиши ночей таинственно мечтаю,
О чем при свете дня всечасно помышляю,
То будет тайной всем, и даже ты, мой стих,
Ты, друг мой ветреный, услада дней моих,
Тебе не передам души своей мечтанья,
А то расскажешь ты, чей глас в ночном молчаньи
Мне слышится, чей лик я всюду нахожу,
Чьи очи светят мне, чье имя я твержу.

27 февраля 1897 года Майков вышел на улицу слишком легко одетым и заболел. Умер 8 (20) марта 1897 года в Петербурге. Похоронен на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря.

А. Н. Майков - один из дворянских поэтом консервативного романтизма этико-философской направленности.

Семейное воспитание

Аполлон Майков родился в Москве 23.05.1821. Это была старинная дворянская семья, хранившая богатые культурные традиции. В роду Майковых были талантливые люди, много сделавшие в сфере развития русской культуры, в частности, его родители и братья. Его отец, например, был в свое время известным художником-самоучкой, с годами удостоенный звания академика живописи. Мать тяготела к литературе, писала очень качественные стихи и прозу.

Братья также оставили свой заметный след в развитии отечественной культуры. Его младший брат Валериан, к примеру, будучи видным представителем передовой интеллигенции вместе с Белинским был противником «чистого искусства», сторонником социально-исторических принципов в критике. Он написал много работ, в которых выступал против славянофилов, называя их приверженцами национального застоя, и вообще сыграл большую роль в развитии критической мысли в России.

Московский дом и подмосковное имение Майковых всегда были полны людей. Здесь часто гостили писатели, художники, музыканты. Визиты Гончарова И. А., Панаева И. И., Бенедиктова В. Г., Солоницына В. А., Достоевского Ф. М. были настоящим праздником в доме Майковых. Царящий в семье культ искусства, художественная атмосфера родительского дома - все способствовало становлению духовных интересов будущего поэта. Поэтому неудивительно, что аполлон с раннего детства тянулся к искусству, много читал, хорошо рисовал и писал лирические стихи.

В доме издавался рукописный журнал «Подснежник» и альманах «Лунные ночи», где вся семья, а иногда и гости, публиковали свои произведения. Детские стихи Аполлона впервые появились именно в этих семейных изданиях.

Образование. Первый сборник

В 1834 г. семья покинула Москву и поселилась в Петербурге. С этих пор дальнейшая судьба поэта Аполлона Майкова связана с северной столицей, кроме тех лет, конечно, когда он путешествовал. С 1837 года по 1841 он обучался в Петербургском университете на факультете юриспруденции. Но литературных занятий он не оставлял. По окончании университета Майков поступил на службу в Департамент государственного казначейства, а через год выпустил свой первый сборник стихотворений, о котором одобрительно отозвался знаменитый литературный критик В. Г. Белинский. Он написал, что поэзия Майкова - это всегда картина, которая блещет истинными чертами и красками природы. Сборник имел успех и у читателей.

Заграничные путешествия

Император Николай Первый выдал Майкову пособие, которое позволило поэту совершить длительное путешествие за границу. Сначала он поехал в Италию, где побывал во многих городах, посещал музеи и выставки, занимался живописью и по-прежнему - поэзией. Потом был Париж, где Майков прослушал цикл лекций по искусству и мировой литературе. Путешествуя по Европе, поэт побывал в Дрездене, Праге и других городах с той же целью - поближе познакомиться с мировой культурой.

Снова на родине

В 1844 г. Аполлон Майков вернулся в Россию. Устроился работать в Румянцевский музей помощником библиотекаря. Он много писал и подготовил к изданию свой второй поэтический сборник «Очерки Рима», посвященный впечатлениям от поездки в Италию (1847). В эти же годы Майков сблизился со многими известными литераторами: Белинским, Тургеневым , Некрасовым, Достоевским, Плещеевым, регулярно посещал «пятницы» в кружке М. Петрашевского. Он не в полной мере разделял многие их идеи, но все же определенное влияние они оказывали на его поэтическое творчество. Об этом свидетельствует появление поэм «Две судьбы», «Машенька», «Барышня» (1845 - 1846), которые, в отличие от предыдущих его стихов, содержали гражданские мотивы.

Идейная направленность

В 1852 г. Майков стал цензором в штате Комитета иностранной цензуры и оставался на этой должности ведомства больше сорока лет. В эти годы ему стали близки идеи славянофилов. Разочаровавшись в либералах и радикалах, он пересмотрел свои позиции и в результате пришел к защите крепкой монархической власти, православной веры. О том, что Майков последовательно занимал консервативные позиции, говорят его поэма «Клермонтский собор» (1853), а также циклы стихотворений «Неаполитанский альбом», «Новогреческие песни» (1858), написанные под впечатлением путешествия в Грецию.

Крестьянскую реформу по отмене крепостного права (1861) Майков встретил восторженными, оптимистическими стихотворениями «Поля», «Нива». Постепенно поэт окончательно противопоставил свою позицию в отношении искусства позициям революционных демократов и стал приверженцем «чистого искусства». Это превращение резко раскритиковал Салтыков-Щедрин и Добролюбов в своих сатирических пародиях.

Славянская тематика

Долгое время Майков увлекался античностью, ее гармоническим искусством и стремился выразить в своей лирике некий воображаемый мир красоты, далекой от противоречий окружающей жизни. Но со временем к этому добавились славянофильские воззрения. По античным мотивам написана философско-лирическая драма «Два мира», за которую Академия наук удостоила Майкова Пушкинской премии (1882). Появившийся интерес к христианству и славянскому фольклору подвиг поэта к работе над переводом «Слова о полку Игореве». Его обработка великого творения эпохи Древней Руси является одной из лучших.

Пейзажная лирика

Но особенно ярко проявился талант Майкова в пейзажной тематике. Природа родной земли всегда волновала поэта. Каждая пейзажная картина для него полна красоты, естественной гармонии, ощущения родства и особой теплоты. Он видел в природе невероятные творческие силы. Его волновали совсем обычные явления, знакомые всем: наступление весны, увядание осени, полет ласточки, летний дождь. В его стихах о русской природе есть задушевность, акварельная тонкость красок, напевность, зоркая наблюдательность.

Среди лучших стихотворений пейзажной лирики Майкова можно назвать «Сенокос», «Ласточки», «Весна», «Осень», «Летний дождь». Многие стихи Майкова когда-то вдохновили некоторых великих композиторов на создание романсов (Чайковский, Римский-Корсаков и другие). Но в отличие от пейзажной лирике А. Фета, стихотворения Майкова не отличаются тем утонченным «психологизмом», которым прославился выдающийся лирик - Фет .

В 1893 г. было выпущено в свет шестое собрание сочинений Майкова в трех томах, последнее прижизненное издание за шестьдесят лет его литературной деятельности. Умер Аполлон Майков 8.03.1897 в г. Петербурге.

Родился 23 мая (4 июня) 1821, в Москве семье академика живописи Н. А. Майкова, происходившего из старинного дворянского рода. Его отец был известным художником. Детские годы прошли в московском доме и подмосковном имении, недалеко от Троице-Сергиевой лавры, которые часто посещали художники и литераторы. Писать стихи Аполлон Майков начал с пятнадцати лет, но в выборе призвания долго колебался между живописью и поэзией.
С 1834 семья переселяется в Петербург, и дальнейшая судьба Майкова связана со столицей.
В 1837 - 41 учится на юридическом факультете Петербургского университета, не оставляя литературных занятий. После окончания университета служит в Министерстве финансов, но вскоре, получив от Николая I пособие для путешествия за границу, уезжает в Италию, где занимается живописью и поэзией, затем в Париж, где слушает лекции по искусству и литературе. Побывал он и в Дрездене, и в Праге.
В 1844 Аполлон Майков возвращается в Россию. Сначала работает помощником библиотекаря при Румянцевском музее, затем переходит в петербургский комитет иностранной цензуры.
Его первый поэтический сборник вышел в 1842 и получил высокую оценку В. Белинского, отметившего «дарование неподдельное и замечательное». Сборник имел большой успех.
Впечатления от поездки по Италии выражены во втором поэтическом сборнике Майкова «Очерки Рима» (1847).
В эти годы сближается с Белинским и его окружением - Тургеневым и Некрасовым, посещает «пятницы» М. Петрашевского, поддерживает близкое знакомство с Ф. Достоевским и А. Плещеевым. Хотя Майков в полной мере их идеи и не разделял, но определенное влияние на его творчество они оказали. Такие его произведения, как поэмы «Две судьбы» (1845), «Машенька» и «Барышня» (1846), содержат гражданские мотивы.
С 1850-х Аполлон Майков все более последовательно переходит на консервативные позиции, о чем говорит вышедшая в 1853 поэма «Клермонтский собор» и опубликованные в 1858 (после поездки в Грецию) циклы «Неополитанский альбом» и «Новогреческие песни». Крестьянскую реформу 1861 встретил восторженными стихами «Поля», «Нива». Окончательно противопоставив свое понимание искусства идеям революционных демократов, он стал сторонником «искусства для искусства», что вызвало резкую критику со стороны М. Салтыкова-Щедрина и сатирические пародии Н. Добролюбова.
В 1860-е он обратился к занятиям историей, создал ряд произведений на исторические темы («В Городце в 1263 году», «У гроба Грозного», «Емшаи», «Кто он?» и др.). По мотивам истории Древнего Рима он написал поэму «Два мира», удостоенную Пушкинской премии в 1882. Если раньше поэта привлекала античность, то теперь его интерес переместился к христианству как новому нравственному учению, противостоящему эстетизму язычества. Увлеченный эпохой Древней Руси и славянским фольклором, Аполлон Майков в 1889 закончил один из лучших переводов «Слова о полку Игореве», не утративший своей научной и художественной ценности до сих пор.
Поэзия Майкова созерцательна, идиллична и отличается налетом рассудочности, но вместе с тем в ней отразились пушкинские поэтические принципы: точность и конкретность описаний, логическая ясность в развитии темы, простота образов и сравнений. Для художественного метода Майкова характерно аллегорическое применение пейзажей, антологических картин, сюжетов к мысли и чувству поэта. Эта особенность роднит его с поэтами-классицистами.
Тематика поэзии Майкова соотнесена с миром культуры. В кругозоре поэта - искусство (цикл стихов «В антологическом роде»), европейская и русская история (циклы стихов «Века и народы», «Отзывы истории»), творчество поэтов Запада и Востока, произведения которых Майков переводит и стилизует (цикл «Подражания древним»). В стихах Майкова немало мифологических символов, историко-культурных имён и названий, однако часто колорит иных веков и народов носит у него декоративный характер. Особенно близка Майкову античная культура, в которой он видел сокровищницу идеальных форм прекрасного.
Из обширного наследия Аполлона Майкова выделяются и сохраняют свою поэтическую прелесть стихи о русской природе «Весна! Выставляется первая рама», «Под дождём», «Сенокос», «Рыбная ловля», «Ласточки» и другие отличающиеся задушевностью и напевностью. Многие его стихи вдохновляли композиторов на написание романсов. Майкову принадлежат переводы из Г. Гейне, Гёте, Лонгфелло, Мицкевича. Многие стихи Майкова положены на музыку (Чайковский, Римский-Корсаков и другие).
Умер Аполлон Майков 8(20) марта 1897 в Петербурге.

Аполлон Николаевич Майков родился 23 мая (4 июня – по новому стилю) 1821 года в Москве. Отец – живописец Николай Аполлонович Майков. Мать – писательница Евгения Петровна Майкова. В 1834 году семья переехала в Санкт-Петербург. Аполлону и его брату Валериану в качестве преподавателя латинского языка и русской словесности наняли Ивана Александровича Гончарова, который позже прославился благодаря романам «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв». По словам Гончарова, «дом Майкова кипел жизнью, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусства».

С 1837 по 1841 год Майков учился на юридическом факультете Петербургского университета. Стихи он начал писать в подростковом возрасте, но мечтал о карьере живописца. В итоге Аполлон Григорьевич отказался от нее. В первую очередь на то повлияли два фактора: развивающаяся близорукость, из-за которой Майков не мог уделять живописи достаточно времени, и высокая оценка его юношеских стихотворений, полученная от поэта Петра Александровича Плетнева и историка литературы Александра Васильевича Никитенко.

В 1842 году Майков отправился в заграничное путешествие. Около года он жил в Италии, затем перебрался в Париж, где посещал лекции в Сорбонне и Коллеж де Франс. В Россию Аполлон Николаевич вернулся в 1844 году. Результатами поездки стали поэтический сборник «Очерки Рима» и кандидатская диссертация, посвященная древнеславянскому праву. После возвращения Майков поступил на службу в министерство финансов, затем стал библиотекарем в Румянцевском музее. В середине 1840-х годов Аполлон Николаевич сблизился с петрашевцами и Белинским. Впоследствии об этом периоде он высказывался следующим образом: «Много вздору, много эгоизма и мало любви. <…> Это была моя глупость, но не подлость».

В 1850-х годах Майков стал ближе к патриотическому лагерю. В частности, он общался с редакцией журнала «Москвитянин». В 1852 году Аполлон Николаевич получил должность цензора в Комитете цензуры иностранной (с 1894 года – Центральный комитет цензуры иностранной), где прослужил более сорока лет. В 1850-70-е годы Майков писал стихи, активно занимался переводами. Особенно высоко ценится его перевод в поэтической форме «Слова о полку Игореве (1870). Над ним он работал около четырех лет. Кроме того, Аполлон Николаевич переводил Гете, Гейне, Мицкевича.

Майков скончался 8 (20 – по новому стилю) марта 1897 года. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге.

Краткий анализ творчества

Дебютный поэтический сборник Майкова увидел свет в 1842 году. Книга удостоилась положительной оценки Белинского. По мнению критика, многие стихотворения «обличают дарование неподдельное, замечательное и нечто обещающее в будущем». В сборнике отразился интерес Майкова к Древней Греции и Древнему Риму. Фактически Аполлон Николаевич выступил в качестве продолжателя традиций антологической поэзии Гнедича и Батюшкова.

Важную роль в творчестве Майкова играет сборник «Очерки Рима», вдохновленный путешествием по Европе в 1842-1844 годах и опубликованный в 1847 году. По сравнению с дебютной книгой здесь существенно расширен круг тем. Среди них: тема сравнения «двух Римов» - древнего и современного. Кроме того, в «Очерках Рима» стала разнообразнее лексика. Изменения коснулись и интонационной системы. Уравновешенный элегический стих соседствует с лирическими эмоциональными, а также приподнятыми ораторскими интонациями. Порой они сменяют друг друга в одном стихотворении.

В некоторых произведениях середины 1840-х годов ощущается влияние петрашевцев. В частности, речь идет о поэме «Машенька». Она создана в духе натуральной школы и характеризуется наличием гражданских мотивов. В 1850-х годах взгляды Майкова меняются. Патриотические чувства поэта перед Крымской войной нашли отражение в поэме «Клермонтский собор», сборнике «1854». В 1858 году Аполлон Николаевич посетил Грецию. Итогом поездки стали циклы «Неаполитанский альбом» и «Новогреческие песни». Отмену крепостного права в 1861 году Майков встретил восторженными стихотворениями. В их числе – «Нива», «Поля», «Картинка». Поэт стал противопоставлять себя нигилистам и либералам, встав на сторону «чистого искусства».

В творчестве Майкова часто встречается историческая тема. Например, русской истории посвящены стихотворения «Стрелецкое сказание о царевне Софье Алексеевне», «В Городце в 1263 году», «У гроба Грозного». Древнеримской – драматические поэмы «Три смерти», «Смерть Люция», «Два мира». Кстати, последняя получила Пушкинскую премию в 1882 году.

Аполлон Николаевич Майков родился 23 мая (4 июня н.с.) 1821 года в Москве в дворянской семье. Сын академика живописи Н.А. Майкова, брат В.Н. и Л.Н. Майковых.

Майков воспитывался в атмосфере, насыщенной интересом к искусству. Детские годы прошли в московском доме и подмосковном имении, которые часто посещали художники и литераторы. Художественная атмосфера дома способствовала формированию духовных интересов будущего поэта, который рано начал рисовать и сочинять стихи.

С 1834 года семья переселилась в Петербург, и дальнейшая судьба Майкова связана со столицей. В 1837-1841 гг. А.Н. Майков учился на юридическом факультете Петербургского университета. После окончания университета служил в Департаменте государственного казначейства, но вскоре, получив от Николая I пособие для путешествия за границу, уехал в Италию, где занимался живописью и поэзией, затем в Париж, где слушал лекции по искусству и литературе. Побывал он и в Дрездене, и в Праге.

В 1844 году Майков возвратился в Россию. С 1844 года – помощник библиотекаря при Румянцевском музее, с 1852 года и до конца жизни – цензор, затем председатель комитета иностранной цензуры. Неоднократно выезжал за границу, главным образом в Грецию и Италию.

Первые его стихи появились в рукописных сборниках «Подснежник» (1835-1838 гг. ) и «Лунные ночи» (1839 г .), выпускавшиеся в семье Майковых. Выступил в печати со стихом «Орел» («Библиотека для чтения», 1835 г ., Т. IX). В 1842 году издал сборник «Стихотворения», в которых проявился характерный для Майкова интерес к Древней Греции и Риму. Майков продолжал традиции антологичной поэзии К.Н. Батюшкова и Н.И. Гнедича. Ему свойственны ясность и пластичность образов, гуманистический идеал земной жизни.

В следующем сборнике «Очерки Рима» (1847 ) Майков сделал попытку на фоне древнего мира показать природу и бытовые сцены современной Италии. Идеализация древности сочетается с мыслями о потомках свободных народов, сочувствием к национально-освободительному движению во главе с Дж. Гарибальди (стих. «Palazzo»). В середине 40-х годов А. Майков сближается с Белинским и петрашевцами. Некоторые произведения этого периода, например поэмы «Две судьбы» (1845 ), «Машенька» (1846 ), «Барышне» (1846 ), написанные в духе натуральной школы, содержат гражданские мотивы.

Начиная с 50-х годов , А. Майков всё больше смыкается с консервативным лагерем. Патриотические чувства накануне Крымской войны отразились в поэме «Клермонтский собор» (1853 ) и в сборнике «1854» (1855 ). В 1858 году после поездки в Грецию появились циклы «Неаполитанский альбом» и «Новогреческие песни». Крестьянскую реформу А. Майков встретил восторженными стихами «Картинка», «Поля», «Нива». Противопоставляя себя революционно-демократическому лагерю, он стал сторонником «искусства для искусства», что вызвало резкую критику М.Е. Салтыкова-Щедрина, пародии Н.А. Добролюбова, поэтов «Искры», Козьмы Пруткова.

Аполлон Майков проявлял постоянный интерес к исторической тематике. Увлечение эпохой Древней Руси и славянским фольклором помогло ему создать один из лучших поэтических переводов «Слова о полку Игореве» (1866-1870 ). Подобно славянофилам, Майков противопоставлял новым буржуазным отношениям традиции русской старины и сильную русскую государственность. С сочувствием рисовал образы Александра Невского, Ивана IV, Петра I («Кто он?», 1868 ; «В Городце в 1263», 1875 ; «Стрелецкое сказание о царевне Софье Алексеевне», 1867 ; «У гроба Грозного», 1887 ).

А. Майкова привлекали драматические эпизоды мировой истории. В поэмах «Савонарола» (1851 ) и «Приговор» (1860 ) религиозному фанатизму и догматике противопоставлено гуманистическое мировосприятие. По мотивам истории Древнего Рима написаны драматические поэмы «Три смерти» (1851 , опублик. 1857 ), «Смерть Люция» (1863 ), «Два мира» (1871, 1881 , удостоена пушкинской премии в 1882 году ), тесно связанные между собой. Первая из них, рисующая деспотизм Нерона, давала богатый материал для параллелей с деспотичным режимом Николая I. В «Смерти Луция» язычеству противопоставляется христианство, завоевывающее новых сторонников. Та же антитеза и в лирической драме «Два мира».

Последний период (с 70-х годов ) отмечен спадом творческой активности А. Майкова, усилением религиозных настроений, пришедших на смену артистическому эпикуреизму. На первое место выступает религиозно-философская тематика, противопоставленная современности с ненавистным А. Майкову наступлением капитала (цикл стихов «Вечные вопросы», «Из Аполлодора Гностика»). К числу лучших творений Аполлона Майкова относится его пейзажная лирика («Весна! Выставляется первая рама», «Сенокос», «Под дождем», «Ласточки» и др.). В отличие от итальянских пейзажей, где поэт стремился к внешней декоративности, стихи, посвященные русской природе, отличаются задушевностью, акварельной тонкостью красок, напевностью, некоторой созерцательностью. Многие его стихи вдохновили композиторов (П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, и др.). Аполлон Майков выступал с переводами из В. Гёте, Г. Гейне, А. Мицкевича, Г. Лонгфелло и др.