Петровский а в краткий психологический словарь. Петровский А.В. Словарь. Общая психология - файл n1.doc. Краткий психологический словарь

1. А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский. Психология. Словарь.М.: Политиздат, 1990 г. стр. 167.

2. М.И.Станкин "Психология общения". М.: Институт практ. психологии, 1996 г. стр. 164. .



объемных вопроса:"Почему проявляется конформизм?",и "Кто проявляет конформизм?".Делая выводы по главе американский автор обращает внимание, что социальная психология к могуществу социального давления должна дополняться вниманием к возможностям личности.Мы не марионетки.В группе мы лучше всего осознаем,чем отличаемся от других.Данной проблеме придано большое значение в этом учебнике,использован значительный вклад психологов занимающихся в этой области.

В учебнике Г.М.Андреевой показана модель коммуникативного процесса Лассуэлла,которая включает пять элементов,такие как:коммуникатор,текст,канал,аудитория и эффективнность. Приблизительно таже модель коммуникативного процесса описана на страницах американского учебника,где показаны четыре фактора этого процесса: "коммуникатор",само сообщение,канал и аудитория.Используя эту модель Д.Майерс приводит пример действия последней в процессе втягивания в секту.Информация достаточно интересная,и уникальная для отечественной социальной психологии т.к.по всей видимости, каких-либо разработок или исследований в этом плане пока не наблюдается.

Переходя к следующей главе, которая называется "влияние групп" мы уже можем сравнивать ее с нашим разделом "Социальная психология групп" в отечественном учебнике.Но посмотрим в каком направлении пойдет рассмотрение даннного вопроса в американском учебнике. Итак группа:" двое или более лиц которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как мы". Обратимся к психологическому словарю А.В.Петровского и посмотрим, что только определение малой группы схоже с вышеописанным в американском варианте."Малая группа - от.



носительно небольшое число, непосредственно контактирующих индивидов, объединненых общими целями или задачами".

В этой главе рассматриваются три примера таких коллективных влияний как, "социальная фасилитация" - усиление доминантных реакций в присутствии других;"социальная леность" - тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели; и "деиндивидуализация" - утрата самосознания и боязни самооценки.Особый интерес занимает проблема лидерства, которая также подробно описана в учебнике Г.М.Андреевой.Лидерство в американском учебнике определяется как процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу.Как видно со страниц Д.Майерс не ставит таких четких границ, между понятиями лидер и руководитель.Однако в американском учебнике появляются обозначения, помимо официального и неофициального характера лидерства, роли целевого и социального лидеров.Целевые лидеры организуют работу, устанавливают стандарты и сосредоточены на достижении цели. Социальные лидеры сплачивают команду, улаживают конфликты и оказывают поддержку.Целевые лидеры част используют директивный стиль, чтобы отдавать правильные приказания, они сосредотачивают внимание и усилия группы на стоящей перед ней задаче. У социальных лидеров часто проявляется демократический стиль руководства, при котором власть делегируется членам группы и поощряется их участие в принятии решений.Как видно из текста, стили лидерства в американском варианте представлены только два: директивный и демократический.В то же время Г.М.Андреева описывает три стиля лидерства, такие как: авторитарный, демократический и попустительский стили. .



Следующая глава нас знакомит с проникновением социальной психологиии в сферу правосудия, а конкретнее в суд присяжных.Подобно всем другим экспериментам в социальной психологии, лабораторные эксперименты, описанные здесь помогают нам сформулировать теоретические положения и принципы, которые мы можем применять при интерпретации более сложного мира нашей повседневной жизни.

Подводя итог второй части "Социальные воздействия", отметим наиболее более важные разделы нашего исследования, такие как "Конформизм", "Убеждения", "Влияние группы" и "Лидерство".Последний раздел "Социальная психология и правосудие", интересует нас в плане проникновения американской социальной психологии в систему правосудия США.Проанализировав, как мы думаем друг о друге, и как мы влияем друг на друга, наконец подходим к третьему аспекту социальной психологии - как мы относимся друг к другу.Наши чувства и действия бывают по отношению к людям негативными, а иногда позитивными.В одиннадцатой и двенадцатой главах "Предрассудки" и "Агрессия" рассматриваются неприятные аспекты человеческих отношений.Предрассудки - это неоправданно негативные установки.У них есть и эмоциональные корни.Предрассудки обеспечивают чувство социального преводсходства, а также могут облегчать маскировку чувства неполноценности.Агрессия - физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо.Различают два разных типа агресии: враждебная (злость) и инструментальная (цель).

Очень убедительно описаны факторы влияющие на агрессию, также как: аверсивные случаи, возбуждение, климат (жара), порнография, телевидение и групповые влияния.Проводя сравнительный анализ раздела "групповые влияния" в американском учебнике, и раздел "стихийные группы и массовые движения" в учебнике Г.М.Андреевой, при.



мечательно использование достаточно похожих терминов, таких как "заражение" и "рассеянность ответственности" и "деиндивудуализация" - понятие, которое мы уже рассматривали выше.

Название следующей главы говорит само за себя:" - Влечение и близость".Ни одна глава так легко не поддавалвсь определенному анализу и синтезу ка эта.Ведь где бы ни жил человек, его взаимоотношения с окружающими - действительно существующие или чаемые - определяют настрой его мыслей и окраску эмоций.Найдя родственную душу - человека, который поддерживает нас и которому мы можем доверится, мы чувствуем, что нас принимают и ценят такими, какие мы есть.Влюбляясь, мы чувствуем неудержимую радость, тоскуя по любви и приязни, мы тратим миллиарды на косметику, наряды и диеты.

Переходя к определению альтруизма, можно ужаснуться от такого количества примеров, приведенных в самом начале главы.Собрав и сопоставив примеры безразличия и бездушия, и напротив, проявления чувств сострадания и помощи, автор уже подводит к самостоятельной "расшифровке", данного понятия.Альтруизм - мотив оказания кому-либо помощи, не связанный сознательно с собственными эгоистическими интересами.Альтруизм - это эгоизм наоборот.Задавая вопрос "Почему мы оказываем помощь?", получаем ответ, довольно противоречивый по своей сути.Иногда оказание помощи выглядит как замаскированный эгоизм, норма взаимности побуждает нас на помощь, отвечать помощью, норма социальной ответственности вынуждает нас оказывать помощь и т.д. Д.Майерс выделяет два типа альтруизма:

1. - АЛЬТРУИЗМ основанный на взаимообмене;

2. - АЛЬТРУИЗМ не предполагающий никаких дополнительных условий. .



Люди склонны оказывать помощь, когда уже видят, что другие бросились помогать, или когда они не спешат.И наконец существует потрясающее явление: "Хорошее настроение - хорошие поступки".

В кризисных ситуациях, в случаях крайней необходимости женщины скорее получают помощь, нежеле мужчины, хотя помощь исходит от последних.Женщины так же чаще обращаются за помощью.Мы более всего склонны помогать тем, кто нуждается в помощи и заслуживает ее, а также тем, кто похож на нас.

В заключительной главе данного учебника рассматривается проблема конфликта и примирения.Конфликт - это воспринимаемая несовместимость действий или целей.Из-за чего разгораются конфликты?

В ходе социально-психологических исследований выявлено несколько причин этого.Характерно, что причины эти одни и те же на всех уровнях социальных конфликтов, будь-то конфликты межличностные, межгрупповые или международные.На примере феномена "Зеркального восприятия" прослежена тенденция ведущая к гонке вооружений.Очень актуально вписываются примеры, совсем недавнего противостояния сверхдержав СССР и США, в данном учебнике.

Исследуя проблему конфликтов Д.Майерс углубился в международные конфликты, не отобразив, как следует, межличностные и межгрупповые.И опять же отсутствуют четкие границы разделения конфликтов, ощущаетя некая неструктурированность при достаточной продуманности учебника.Хотя конфликты легко порождаются и подпитываются социальными дилеммами, конкуренцией и искажениями восприятия, некоторые не менее могущественные силы, такие как контакт, сотрудничество, коммуникация и примирение могут превратить вражду в гармонию. .


2З А К Л Ю Ч Е Н И Е


Наконец,хотелось бы высказать свою точку зрения по поводу данного учебника,проведя собственное исследование.Нет оснований не согласиться с мнением профессора А.Л.Свеницкого об уникальности этого учебника и его безусловном влиянии на нашу социальную психологию и психологов.Выводы к которым пришел исследователь складываются в пользу американского учебника.Но сразу надо отметить, что американская социальная психология и российская социальная психология это два разных подхода, две абсолютно разные темы и тематике изучения социальной психологии, различные аспекты проблем исследования и т.д.В американской социальной психологии основной акцент ставится на личность и ее изучение, на личность и ее поведение в группе.В нашей отечественной социальной психологии акцент ставится на группу, взаимодействия в группе и коллектив.Сразу бросается в глаза отсутствие в учебнике Д.Майерса исследований о массовых движениях и больших группах, чему в учебнике Г.М.Андреевой, например, придается особое значение.Коллективизм в американском учебнике это не более, чем культурный подход противоположный индивидуализму.Можно не сравнивать определения в наших отечественных источниках, они заведомо разные, а к понятию и значению индивидуализма, например, в учебнике А.В.Петровского, уже не хочется возвращаться, пытаясь найти в нем что-то позитивное.

Проблеме конформизма в американском учебнике уделяется значительное внимание, поднимается ряд вопросов требующих дальнейших исследований и размышлений.Проблемы конформизма у нас практически не существует к сожалению,судя по источникам.Все ссылки,если и есть,то обращаются, в основном к американским авторам и их иссле.



дованиям.Уже исходя из этих немногочисленных сравнений можно сделать вывод о совершенно другом подходе изучения социальной психологии,что было описано выше,опираясь в основном на данные практических исследований.Теоретизированная отечественная социальная психология,уступает американской,хотя бы в областях применения.Уже достаточно был представлен в данном исследовании краткий экскурс по всем главам, и соответственно краткие выводы по ним.На протяжении всего исследования автор пытался произвести сравнение, чуть ли не "двух разных социальных психологий по учебникам".И буквально в каждой главе еще раз убеждался в практической невозможности для какого-либо основательного сравнения, в своем исследовании.Пытаясь произвести сравнение по определенным проблемам и вопросам, автор в конце концов подошел к сравнению определений некоторых основных психологических проблем.Нащупав некоторое сходство, но в основом опять различия исследователь в конце своей работы сделал выводы о совершенно различном подходе изучения социальной психологии в американской и отечественной социальной психологии.

Учебник Д.Майерса, как уже было описано выше содержит огромное количество различного рода публикаций, практических исследований, примеров из всевозможных источников.Оформление, способы изложения материала, его насыщенность, аргументированность заметно отличают его от наших отечественных учебников.

В своем исследовании автор взял за основу в основном учебник Г.М.Андреевой "Социальная психология" и пришел к выводу, что данный источник несомненно надо переиздавать и подкреплять как практическими исследованиями, так и "убедительным числом убедительных примеров" и т.д. Несмотря на то, что для данного исследования было взято новое издание учебника Г.М.Андреевой, оно не сильно отлича.



ется от предыдущего.Тоже самое касается учебника А.В.Петровского "Социальная психология", который необходимо просто заново переиздавать, избавив его от идеологических основ, ориентируясь на нынешнюю постоянно изменяющуюся ситуацию.Это касается и всей нашей социальной психологии в целом, которая может ориентироваться, например, на американскую, но в свою очередь есть уверенность,что далее будет развиваться по своему собственному пути.




2Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я


1. Г.М.АНДРЕЕВА "СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ". УЧЕБНИК ДЛЯ ВЫСШИХ

УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. - М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1997.


ПИТЕР, 1997.


3. Т.В.КУТАСОВА "ХРЕСТОМАТИЯ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ". УЧЕ-

БНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ. - М.: МЕЖДУНАРО-

ДНАЯ ПЕД.АКАДЕМИЯ, 1994.


4. А.В.ПЕТРОВСКИЙ "СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ". УЧЕБ.ПОСОБИЕ ДЛЯ

СТУДЕНТОВ ПЕД.ИН-ТОВ. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ,


5. А.В.ПЕТРОВСКИЙ, М.Г.ЯРОШЕВСКИЙ. "ПСИХОЛОГИЯ". СЛОВАРЬ. -

М.: ПОЛИТИЗДАТ, 1990.


6. М.И.СТАНКИН "ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ".КУРС ЛЕКЦИЙ.- М.: ИНС-

ТИТУТ ПРАКТ.ПСИХОЛОГИИ, 1996.



2МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ


2УНИВЕРСИТЕТ


Курсовая работа на тему: «Сравнительный анализ отечественной и

Американской социальной психологии»


Студента Психологического Факультета

Третьего курса, первой группы

Эрнесто Родригез.


2Москва, 1998 г.




2В В Е Д Е Н И Е


21. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ


22. СОЦИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ


23. СОЦИАЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ


24. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ


2З А К Л Ю Ч Е Н И Е


2Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я


Данная курсовая работа была написана в Лексиконе, и переведена в Ворд. Сдавалась: май, 1998. Проф. Глоточкин А.Д. Оценка: 5 баллов. Для сравнения была взята книга Д.Майерса, см. список литератур


И наблюдателя (экперимент М. Стормса) Рисунок 4 3.3. Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. Теории диадического взаимодействия (Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. С. 70-83) Бихевиористская ориентация включает в качестве одного из методологических принципов...

Подойти к собственно психологическому его изучению. В качестве примера использования одного из наиболее известных психосемантических методов - частного семантического дифференциала - можно привести исследование этнических стереотипов американцев, афганцев, индийцев, кубинцев, поляков, русских, финнов и японцев у советских студентов, проведенное Е. Л. Коневой под руководством В. С. Агеева . ...

СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — 632 с. — ISBN 5-93878-086-1.Эту книгу многие студенты и преподаватели называют главной психологической книгой в стране, потому что хороший словарь — основа как для теоретических исследований, так и для практической работы. Эта книга выдержала проверку временем. Перед вами самое последнее издание знаменитого словаря. В словаре более 1600 статей, более 160 отечественных авторов. Объем словаря по сравнению с предыдущими изданиями (`Психологический словарь`, 1983, 1996) вырос вдвое. Словарь построен принципиально по-новому: каждая статья публикуется в авторской редакции; для большинства терминов указаны английские эквиваленты. Введена новая система перекрестных ссылок, поэтому появилась возможность найти значительно большее количество понятий и терминов, чем количество самих статей. Многие статьи, как принято в традиции фундаментальных словарей, имеют дополнения, написанные либо редакторами, либо привлеченными авторами.
Большой психологический словарь можно назвать фундаментальной книгой, которая представляет огромный интерес не только студентам, специалистам, но и людям, психологическое знания для которых стало незаменимой потребностью для удовлетворения познавательных, профессиональных и личных интересов.Предисловие.
Персоналии.
Список авторов.
Список сокращений и список символических обозначений.
Словарные статьи А -Я
Тематический предметный указатель.
Общенаучные, методологические и философские понятия.
Смежные гуманитарные науки (лингвистика, этнография и др.).
Смежные информационно-кибернетические науки.
Смежные медико-биологические науки.
Методы психологии и других наук (в т. ч. методы статистики).
Отрасли психологии.
Возрастная психология и психология развития.
Зоопсихология, этология и сравнительная психология.
Инженерная психология, психология труда и эргономика.
Медицинская психология, патопсихология (см. также нейропсихология, психотерапия и психокоррекция).
Нейропсихология.
Общая психология.
Психология ощущений и восприятия.
Психология внимания.
Психология памяти.
Психология мышления и воображения.
Психология эмоций, мотивации и воли.
Парапсихология.
Педагогическая психология и психологическая служба образования.
Психогенетика.
Психолингвистика и психосемантика.
Психология искусства, психология творчества.
Психология сознания, поведения и личности, дифференциальная психология.
Психология управления.
Психометрика.
Психомоторика.
Психотерапия и психокоррекция.
Психофизика.
Психофизиология и психофармакология.
Сексология и сексопатология.
Социальная психология (в т. ч. психология общения и межличностных отношений).
Специальная психология.
Этнопсихология.
Юридическая психология.
Направления, концепции, подходы и школы психологии, история психологии.
Деятельностный подход.
Поведенческая психология.
Гештальт-психология.
Когнитивная психология.
Культурно-историческая психология и психология деятельности.
Психоанализ.
Другие.
Персоналии.

Иллюзии восприятия (- ошибка, заблуждение) - неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. Иногда термином «Иллюзии восприятия» называют сами конфигурации раздражителей, вызывающие подобное неадекватное восприятие. В настоящее время наиболее изученными являются иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений. Эти так называемые «оптико-геометрические иллюзии» заключаются в кажущемся искажении метрических соотношений между фрагментами изображений (см. рис. 1).

К другому классу Иллюзии относится феномен яркостного контраста. Так, серая полоска на светлом фоне кажется темнее, чем на черном. Известно много иллюзий видимого движения: автокинетическое движение (хаотические перемещения объективно неподвижного источника света, наблюдаемого в полной темноте), стробоскопическое движение (возникновение впечатления движущегося объекта при быстром последовательном предъявлении двух неподвижных стимулов в близком пространственном соседстве), индуцированное движение (кажущееся движение неподвижного объекта в сторону, противоположную движению окружающего его фона). К И. в. незрительной природы можно отнести, например, иллюзию Шарпантье: из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее.

Встречаются также разнообразные установочные иллюзии, детально исследованные Д. Н. Узнадзе и его учениками. Некоторые Иллюзии восприятия имеют сложный характер: например, в ситуации невесомости, при необычной стимуляции вестибулярного аппарата, нарушается оценка положения зрительных и акустических объектов. Существуют также иллюзии осязания, времени, цвета, температурные и т. п.

Единой теории, объясняющей все И. в., в настоящее время нет. Принято считать, что иллюзорные эффекты, как показал немецкий ученый Г. Гельмгольц, являются результатом работы в необычных условиях тех же механизмов восприятия, к-рые в нормальных условиях обеспечивают его константность. Многочисленные исследования посвящены обнаружению детерминант оптической и физиологической природы иллюзий. Их появление объясняется особенностями строения глаза, спецификой процессов кодирования и декодирования информации, эффектами иррадиации, контраста и т.д. В исследованиях фиксируются социальные детерминанты трансформации образов - особенности мотивационной и потребностной сфер, влияние эмоциогенных факторов, прошлого опыта, уровня интеллектуального развития. Трансформация образов объективной действительности происходит под влиянием целостных образований личности: установок, смысловых образований, «картины мира». По изменению особенностей восприятия иллюзий можно определить глобальные характеристики и качества человека - его состояние в ситуации восприятия (усталость, активность), характер и тип личности, статус и самооценку, патологические изменения, подверженность внушению.

В последнее время получены экспериментальные данные, свидетельствующие об изменении видения иллюзий субъектами восприятия в ситуации актуализации у них образа значимого другого. В этих исследованиях акцент переносится с изучения особенностей восприятия на изучение личностных качеств человека (см. Отраженная субъектность).

Иллюзии - искаженное восприятие реально существующих предметов и явлений. У здоровых людей бывают И. физиологические и физические, патогенетически не связанные с нарушениями мышления или сознания. Пример физической иллюзии: ложка, частично погруженная в стакан с водой, воспринимается как надломленная; физиологическая иллюзия: из двух равных линий, снабженных на концах острыми углами, направленными внутрь или кнаружи, первая кажется более короткой.

  • Иллюзии аффективные - возникают под влиянием аффекта - страха, тревоги, при депрессии.
  • Иллюзии вербальные - содержат отдельные слова или фразы.
  • Иллюзии сознаваемости - ощущение больного, свидетельствующее о том, что рядом якобы кто-то находится. По мнению автора, эти И. являются признаком формирования галлюцинаций и бреда. Син.: И. воплощенной сознаваемости.
  • Иллюзии установки [Узнадзе Д.Н., 1930] - форма физиологических иллюзий. Один из видов иллюзий восприятия массы, объема, величины. Возникает при многократном сравнении пар предметов, при этом в предварительной серии опытов создаются предпосылки для возникновения иллюзии, выявляемой в основной (контрольной) серии опытов. Например, если несколько раз поднять одновременно обеими руками пару различных по массе предметов, а затем другую пару - одинаковой массы, то предмет, оказавшийся в руке, в которой до того был более легкий, покажется более тяжелым, чем в другой руке (контрастная иллюзия). Механизмы И.у. объясняются с позиций теории установки Д.Н. Узнадзе образованием у человека внутренних неосознаваемых состояний (установок), которые подготавливают его к восприятию дальнейших событий и являются фактором, направляющим сознательную деятельность. И.у. используются как один из методических приемов для исследования установки.
  • Иллюзии эпилептические - нарушения восприятия, представляющие собой существенные, иногда и единственные клинические проявления некоторых фокальных эпилептических припадков, возникающих при локализации эпилептогенного очага в коре височной доли, смежной с сенсорной областью. Различают И.э. перцептивные, когда наблюдаемый объект воспринимается искаженно и не узнается, и апперцептивные, при которых объект узнается, но извращенно сопоставляется с предыдущим опытом (феномены «уже виденного», «уже слышанного», «уже пережитого» или, наоборот, «никогда не виденного», «никогда не слышанного», «никогда не пережитого»). К этой группе относятся И.э. бессвязности, нереальности, наблюдающиеся при эпилептических сноподобных состояниях.

Иллюзия - в основном любая стимульная ситуация, когда нельзя предсказать, что будет воспринято prima facie, исходя из простого анализа физического стимула. Часто бывают иллюзии, характеризующиеся как "ошибочное восприятие", обозначение, которое является не вполне правильным и не отражает сути явления. Полосы Маха, например, являются иллюзиями, но они не являются "ошибочными восприятиями". Скорее это восприятие, которое является результатом некоторых сетчаточных и/или кортикальных процессов, которые не могут быть предсказаны просто исходя из особенностей самого стимула. Если здесь и имеется "ошибка", то она допущена психологами, которые пока еще не понимают механизмов, вызывающих эти иллюзии. Для лучшего понимания этих проблем см. отдельные статьи, посвященные некоторым из наиболее распространенных иллюзий: иллюзия Геринга, полосы Маха, иллюзия луны, иллюзия Мюллера-Лайера, иллюзия Поггендор-фа и т.д.

Обратите внимание, что понятие иллюзии стоит отдельно от таких понятий, как галлюцинация и бред. Иллюзии являются нормальными, относительно устойчивыми явлениями, встречающимися у разных наблюдателей и подчиняющимися постоянным правилам. Галлюцинации очень идиосинкразичны, и, несмотря на то что имеется навязчивое ощущение их реальности, нет общих для всех людей образцов. Бред лучше всего рассматривать как ошибочные убеждения. Прилагательное – иллюзорный.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Термин направленности личности восходит к работам В.Штерна (Richtungsdipositionen) и переводится как «доминирующее правильное отношение». Решение вопроса направленности всегда предполагает указание того, на что направлена личность, поэтому говорят о направленности интересов, вкусов, взглядов, желаний человека, что указывает на избирательность, индивидуальность и неповторимость индивида.

Направленность выступает в качестве ведущей содержательной характеристики личности, ее системообразующим свойством, определяющим весь ее психологический склад.

В разных концепциях направленность раскрывается по-разному: как «динамическая тенденция» (Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (Леонтьев), «доминирующее отношение» (Мясищев), «субъективные отношения личности» (Ломов), «динамическая организация сущностных сил человека» (Прангишвили), «основная жизненная направленность» (Ананьев).

В изучении направленности личности в отечественной психологии сложились различные научные школы и направления :

1) понимание направленности через потребности и мотивы (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Ю.М.Орлов);

2) теория значимости (Н.Ф.Добрынин);

3) теория отношений личности (В.Н.Мясищев, Б.Ф.Ломов);

4) теория установки (Д.Н.Узнадзе).

А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский (словарь)

В психологическом словаре под редакцией А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского дается следующее определение направленности личности: «Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов , ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека» (Психология. Словарь./Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. – М., 1990. – с. 230).

В этом же словаре раскрываются составляющие направленность личности компоненты.

Интересы – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами. Интерес может перерасти в склонность.

Склонности – избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной деятельностью.

Убеждения – осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждения, отражает определенное понимание природы и общества. Образуя упорядоченную систему взглядов (политических, философских, эстетических, естественнонаучных и др.) совокупность убеждений выступает как мировоззрение личности.