Советская авиация в вов. Военно-воздушные силы ссср Советские военные самолеты послевоенные

История советской военной авиации началась в 1918 году. ВВС СССР были сформированы одновременно с новой сухопутной армией. В 1918-1924 гг. они назывались Рабоче-Крестьянским Красным Флотом, в 1924-1946 гг. - Военно-Воздушными Силами РККА. И только после появилось привычное название ВВС СССР, которое оставалось вплоть до распада советского государства.

Истоки

Первой заботой большевиков после их прихода к власти стала вооруженная борьба с "белыми". Гражданская война и небывалое кровопролитие не могли обойтись без форсированного строительства сильной армии, флота и авиации. В то время самолеты все еще были диковинками, их массовая эксплуатация началась несколько позднее. Российская империя оставила в наследство Советской власти один-единственный дивизион, состоявший из моделей под названием «Илья Муромец». Эти С-22 стали основой будущих ВВС СССР.

В 1918 году в военно-воздушном флоте было 38 авиаотрядов, а в 1920 году - уже 83. На фронтах Гражданской войны оказались задействованными около 350 самолетов. Руководство тогда еще РСФСР делало все, чтобы сохранить и преувеличить царское воздухоплавательное наследие. Первым советским главкомом авиации был Константин Акашев, занимавший эту должность в 1919-1921 гг.

Символика

В 1924 году был принят будущий флаг ВВС СССР (сначала он считался аэродромным флагом всех авиационных соединений и отрядов). Фоном полотнища стало солнце. Посередине была изображена красная звезда, внутри нее - серп и молот. Тогда же появились и другие узнаваемые символы: серебряные парящие крылья и лопасти пропеллера.

Как флаг ВВС СССР полотнище было утверждено в 1967 году. Изображение стало крайне популярным. О нем не забыли даже после распада СССР. В связи с этим уже в 2004 году похожий флаг получили ВВС Российской Федерации. Отличия незначительны: исчезла красная звезда, серп и молот, появилась зенитная пушка.

Развитие в 1920-1930-е гг.

Военачальникам периода Гражданской войны приходилось организовывать будущие вооруженные силы СССР в условиях хаоса и неразберихи. Только после разгрома "белого" движения и создания целостной государственности появилась возможность начать нормальную реорганизацию авиации. В 1924 году Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот был переименован в Военно-Воздушные Силы РККА. Появилось новое Управление ВВС.

В отдельное подразделение была реорганизована бомбардировочная авиация, в рамках которого формировались самые передовые на тот момент тяжелобомбардировочные и легкобомбардировочные эскадрильи. В 1930-е годы значительно увеличилось количество истребителей, а доля разведчиков, напротив, уменьшилась. Появились первые многоцелевые самолеты (такие, как Р-6, сконструированный Андреем Туполевым). Эти машины могли в равной степени эффективно выполнять функции бомбардировщиков, торпедоносцев и истребителей дальнего сопровождения.

В 1932 году вооруженные силы СССР пополнились новым типом воздушно-десантных войск. У ВДВ появилась собственная транспортная и разведывательная техника. Еще через три года, вопреки традиции, сложившейся во время Гражданской войны, были введены новые воинские звания. Теперь пилоты в ВВС автоматически становились офицерами. Стены родных училищ и летных школ каждый покидал в звании младшего лейтенанта.

К 1933 году на вооружение ВВС СССР поступили новые модели серии "И" (от И-2 до И-5). Это были истребители-бипланы, разработанные Дмитрием Григоровичем. За первые пятнадцать лет существования советский парк военной авиации пополнился в 2,5 раза. Доля импортных машин сократилась до нескольких процентов.

Праздник ВВС

В том же 1933 году (согласно постановлению Совета Народных Комиссаров) был учрежден день ВВС СССР. В качестве праздничной даты в Совнаркоме выбрали 18 августа. Официально день был приурочен к концу ежегодной летней боевой подготовки. По традиции праздник стал совмещаться с разными соревнованиями и состязаниями по технике пилотажа, тактической и огневой подготовке и т. д.

День ВВС СССР использовался для популяризации гражданской и военной авиации среди советских пролетарских масс. В торжествах по случаю знаменательной даты участвовали представители промышленности, Осоавиахима и Гражданского воздушного флота. Центром ежегодного праздника был Центральный аэродром имени Михаила Фрунзе в Москве.

Уже первые мероприятия привлекли внимание не только профессионалов и жителей столицы, но и многочисленных гостей города, а также официальных представителей иностранных государств. Праздник не мог обойтись без участия в нем Иосифа Сталина, членов Центрального Комитета ВКП(б) и правительства.

Вновь перемены

В 1939 году Военно-Воздушные силы СССР пережили очередное переформатирование. Их прежняя бригадная организация была заменена на более современную дивизионную и полковую. Проводя реформу, советское военное руководство хотело добиться повышения эффективности авиации. После преобразований в ВВС появилась новая основная тактическая единица - полк (в него входили 5 эскадрилий, что в сумме составляло от 40 до 60 самолетов).

Накануне Великой Отечественной войны доля штурмовой и бомбардировочной авиации была 51% от всего авиапарка. Также состав ВВС СССР включал в себя истребительные и разведывательные соединения. На территории страны действовало 18 училищ, в стенах которых подготавливались новые кадры для советской военной авиации. Методики обучения постепенно модернизировались. Хотя поначалу состоятельность советских кадров (летчиков, штурманов, техников и т. д.) отставала от соответствующего показателя в капиталистических странах, год за годом эта пропасть становилась все менее значительной.

Испанский опыт

Впервые после длительного перерыва самолеты ВВС СССР были опробованы в боевой обстановке во время гражданской войны в Испании, начавшейся в 1936 году. Советский Союз поддержал дружественное "левое" правительство, боровшееся с националистами. Из СССР в Испанию отправилась не только военная техника, но и летчики-добровольцы. Лучше всего себя проявили И-16, которым удалось показать себя гораздо эффективнее, чем это сделали самолеты люфтваффе.

Опыт, который получили советские летчики в Испании, оказался бесценным. Много уроков извлекли не только стрелки, но и воздушная разведка. Вернувшиеся из Испании специалисты быстро продвинулись по службе, к началу Великой Отечественной войны многие из них стали полковниками и генералами. По времени заграничная кампания совпала с развязыванием больших сталинских чисток в армии. Репрессии затронули и авиацию. НКВД избавился от многих людей, воевавших еще с "белыми".

Великая Отечественная война

Конфликты 1930-х годов показали, что ВВС СССР ничем не уступают европейским. Однако приближалась мировая война, и в Старом Свете развернулась небывалая гонка вооружений. Хорошо зарекомендовавшие себя в Испании И-153 и И-15 к моменту нападения Германии на СССР уже успели устареть. Начало Великой Отечественной войны вообще обернулось для советской авиации катастрофой. Силы противника вторглись на территорию страны неожиданно, за счет этой внезапности заполучили серьезное преимущество. Советские аэродромы у западных границ подверглись опустошительным бомбардировкам. В первые часы войны было уничтожено огромное количество новых самолетов, так и не успевших покинуть свои ангары (по разным подсчетам, таких оказалось около 2 тысяч).

Эвакуированной советской промышленности пришлось решать сразу несколько задач. Во-первых, ВВС СССР нуждались в быстром восполнении потерь, без которого невозможно было представить равную борьбу. Во-вторых, на протяжении всей войны конструкторы продолжали вносить детальные изменения в новые машины, таким образом отвечая на технические вызовы противника.

Больше всего в те страшные четыре года было выпущено штурмовиков Ил-2 и истребителей Як-1. Данные две модели в совокупности составили около половины отечественного авиационного парка. Успех «Яка» был обусловлен тем, что этот самолет оказался удобной платформой для многочисленных модификаций и улучшений. Исходная модель, появившаяся в 1940 году, множество раз переиначивалась. Советские конструкторы делали все, чтобы «Яки» не отставали в своем развитии от немецких "Мессершмиттов" (так появились Як-3 и Як-9).

К середине войны в воздухе установился паритет, а чуть позже самолеты СССР и вовсе стали превосходить машины противника. Создавались и другие прославившиеся бомбардировщики, в том числе Ту-2 и Пе-2. Красная звезда (рисовавшийся на фюзеляже знак СССР/ВВС) стала для немецких пилотов символом опасности и приближающегося тяжелого боя.

Борьба с люфтваффе

За период Великой Отечественной войны преобразился не только парк, но и организационная структура ВВС. Весной 1942 года появилась авиация дальнего действия. Это соединение, подчинявшееся Ставке Верховного Главнокомандования, играло важнейшую роль на протяжении оставшихся военных лет. Вместе с ним начали формироваться воздушные армии. Данные образования включали в себя всю фронтовую авиацию.

Значительное количество ресурсов вкладывалось в развитие ремонтной инфраструктуры. Новые мастерские должны были быстро чинить и возвращать в бой поврежденные самолеты. Советская полевая ремонтная сеть стала одной из самых эффективных среди всех подобных систем, возникших в период Второй мировой войны.

Ключевыми воздушными баталиями для СССР стали авиационные столкновения во время битвы за Москву, Сталинград и на Курской дуге. Показательные цифры: в 1941 году в боях участвовало около 400 самолетов, в 1943 году эта цифра выросла до нескольких тысяч, к концу же войны в берлинском небе сосредоточилось около 7500 машин. Авиапарк увеличивался со все возрастающими темпами. Всего за период войны силами промышленности СССР было произведено порядка 17 тысяч самолетов, а в летных школах обучено 44 тысячи летчиков (погибло 27 тысяч). Легендами Великой Отечественной стали Иван Кожедуб (одержал 62 победы) и Александр Покрышкин (на его счету 59 побед).

Новые вызовы

В 1946 году, вскоре после окончания войны с Третьим рейхом, Военно-Воздушные силы РККА были переименованы в Военно-Воздушные Силы СССР. Структурные и организационные перемены затронули не только авиацию, но и всю оборонную сферу. Хотя Вторая мировая война закончилась, мир продолжал пребывать в напряженном состоянии. Началось новое противостояние - на этот раз между Советским Союзом и США.

В 1953 году было создано Министерство обороны СССР. ВПК страны продолжал расширяться. Появлялись новые виды военной техники, менялась и авиация. Между СССР и США началась гонка вооружений. Все дальнейшее развитие ВВС подчинялось единственной логике - догнать и перегнать Америку. Конструкторские бюро Сухого (Су), Микояна и Гуревича (МиГ) вступили в свой наиболее продуктивный период деятельности.

Появление реактивной авиации

Первой эпохальной послевоенной новинкой стала опробованная в 1946 году реактивная авиация. Она пришла на смену прежней устаревшей поршневой технологии. Первыми советскими стали МиГ-9 и Як-15. Им удалось преодолеть скоростную отметку 900 километров в час, то есть их показатели были в полтора раза выше показателей моделей предыдущего поколения.

На протяжении нескольких лет обобщался опыт, накопленный советской авиацией в течение Великой Отечественной войны. Были выявлены ключевые проблемы и болевые точки отечественных самолетов. Начался процесс модернизации техники для усовершенствования ее комфортности, эргономики и безопасности. Любая мелочь (летная куртка пилота, самый незначительный прибор на панели управления) постепенно принимала современные формы. Для лучшей точности стрельбы на самолетах начали устанавливать передовые радиолокационные системы.

Безопасность воздушного пространства стала сферой ответственности новых войск противовоздушной обороны. Появление ПВО привело к разделению территории СССР на несколько секторов в зависимости от близости к государственной границе. По этой же схеме продолжала классифицироваться авиация (дальняя и фронтовая). В том же 1946 году воздушно-десантные войска, прежде входившие в состав ВВС, были выделены в самостоятельное образование.

Быстрее звука

На рубеже 1940-1950-х годов усовершенствованная советская реактивная авиация приступила к освоению самых труднодоступных регионов страны: Крайнего Севера и Чукотки. Полеты на дальние расстояния делались из-за еще одного соображения. Военное руководство СССР подготавливало военно-промышленный комплекс к возможному конфликту с США, расположенными на другом конце света. С этой же целью конструировался Ту-95 - стратегический бомбардировщик дальней авиации. Другим поворотным моментом в развитии советских ВВС стало поступление на их вооружение ядерного оружия. О внедрении новых технологий сегодня лучше всего судить по экспозициям расположенных в том числе и в «самолетной столице России» Жуковском. Даже такие вещи, как костюм ВВС СССР и другая экипировка советских пилотов, наглядно демонстрируют эволюцию данной оборонной отрасли.

Очередная веха в истории советской военной авиации осталась позади, когда в 1950 году МиГ-17 смог превысить скорость звука. Рекорд поставил знаменитый летчик-испытатель Иван Иващенко. Вскоре была расформирована устаревшая штурмовая авиация. Тем временем на вооружении ВВС появились новые ракеты класса «воздух-земля» и «воздух-воздух».

В конце 1960-х годов были сконструированы модели третьего поколения (например, истребители МиГ-25). Эти машины уже могли летать на скорости, в три раза превышающей скорость звука. В серийное производство были запущены "миговские" модификации в виде высотных разведчиков и истребителей-перехватчиков. У этих самолетов значительно улучшились взлетные и посадочные характеристики. Кроме того, новинки отличались многорежимностью в эксплуатации.

В 1974 году были сконструированы первые вертикального взлета и посадки (Як-38). Менялись инвентарь и оборудование пилотов. Летная куртка стала удобнее и помогала комфортно себя чувствовать даже в условиях крайних перегрузок на сверхвысоких скоростях.

Четвертое поколение

Новейшие советские самолеты дислоцировались на территории стран Организации Варшавского Договора. Авиация долгое время не принимала участия в каких-либо конфликтах, но демонстрировала свои возможности на масштабных учениях, таких как «Днепр», «Березина», «Двина» и т. д.

В 1980-х годах появились советские самолеты четвертого поколения. Эти модели (Су-27, МиГ-29, МиГ-31, Ту-160) отличались на порядок улучшившейся маневренностью. Некоторые из них по-прежнему находятся на вооружении ВВС Российской Федерации.

Свой потенциал новейшая на тот момент техника раскрыла в Афганской войне, полыхавшей в 1979-1989 гг. Советским бомбардировщикам приходилось действовать в условиях строгой секретности и постоянного зенитного огня с земли. За Афганскую кампанию было совершено около миллиона боевых вылетов (при этом было потеряно около 300 вертолетов и 100 самолетов). В 1986 году началась разработка проектов военной Важнейший вклад в эти начинания внесло конструкторское бюро Сухого. Однако в связи с ухудшением экономической и политической обстановки работа была приостановлена, а проекты заморожены.

Последний аккорд

Перестройка ознаменовалась несколькими важными процессами. Во-первых, отношения СССР и США наконец наладились. Холодная война закончилась, и теперь у Кремля не было стратегического противника, в гонке с которым нужно было постоянно наращивать собственный ВПК. Во-вторых, руководители двух сверхдержав подписали несколько эпохальных документов, согласно которым, стартовало совместное разоружение.

В конце 1980-х годов начался вывод советских войск не только из Афганистана, но и из стран уже социалистического лагеря. Исключительным по масштабу был уход Советской Армии из ГДР, где находилась ее мощная передовая группировка. Сотни самолетов отправились на родину. Большая часть осталась в РСФСР, некоторые были перевезены в Белоруссию или Украину.

В 1991 году стало ясно, что СССР больше не может существовать в прежнем монолитном виде. Раздел страны на дюжину независимых государств привел к разделу прежде общей армии. Эта участь не минула и авиацию. Россия получила около 2/3 личного состава и 40% техники советских ВВС. Остальное наследство досталось еще 11 союзным республикам (прибалтийские государства не стали принимать участие в разделе).

В конце 30-х в СССР была создана мощная научно-производственная база, способная проектировать и производить большое количество машин разных типов. В 1940 году на авиацию было истрачено 40% советского военного бюджета, а общее число авиазаводов возросло на 75%. В результате, в июне 1941 года производственная база была в полтора раза больше немецкой.

До сих пор нет единого мнения о количественном составе советских ВВС на момент начала войны.

Называются цифры по общему количеству боевых самолетов 17500-20000, из них на западной границе находился 9261 самолет (В.С. Шумихин "Советская военная авиация 1917-1941").

в Ленинградском ВО (24 авиаполка): 1270

в Прибалтийском ВО (19 авиаполков): 1140

в Западном особом ВО (29 авиаполков): более 1500

в Киевском особом ВО (32 авиаполка): 1672

в Одесском ВО (15 авиаполков): 950

в Дальнебомбардировочной авиации: 1346

в ВВС Балтийского, Черноморского и северного флотов: 1338

Из общего числа боевых самолетов 53,4% были истребителями, 41,2% - бомбардировщиками, 3,2% - самолетами-разведчиками и 0,2% - штурмовиками. Около 80% всех самолетов относились к более старым типам (И-15, И-16, СБ, ТБ-3, ДБ-3 и Р-5). С появлением новых самолетов в начале 1941 года, общее число типов машин составило 27, из которых 7 являлись модернизированными версиями (типов бомб насчитывалось 86). Все это многообразие типов затрудняло снабжение и усложняло организацию и применение воздушные частей.

Новые истребители построили, не так уж и мало (1309 МиГ-1 и МиГ-3, 399 Як-1 и 322 Як-3, всего 2030), но они еще не были в достаточной степени освоены личным составом.

Сравнение ВВС и Люфтваффе на 22 июня не может быть сделано, исходя просто из числа машин, что означало бы более чем двукратное превосходство ВВС. Следует учитывать необеспеченность экипажами и небоеспособность части самолетов. Наиболее важным было немецкое превосходство в качестве самолетов и подготовке экипажей. Немецкие самолеты превосходили наши с точки зрения летных характеристик и огневой мощи. Обширный, почти двухлетний боевой опыт немецких пилотов предрешил большинство воздушных поединков. Качественное превосходство немцев дополнялось организационными преимуществами. В то время как советские авиационные части были рассредоточены по военным округам, армиям и войсковым частям, и не могли использоваться сконцентрированно, как одно целое, немецкие самолеты были сведены в воздушные флоты, каждый из которых насчитывал до 1000 машин. В результате ВВС действовали раздробленно, а Люфтваффе концентрировались для ударов по ключевым секторам и в наиболее важный момент.

Признавая мужество и доблесть советских летчиков того времени, преклоняясь перед их подвигом и самопожертвованием, нельзя не признать тот факт, что СССР удалось возродить свои ВВС после катастрофы 1941 года исключительно за счет громадных людских ресурсов, передислокации почти всей авиационной промышленности в районы недосягаемые для немецкой авиации и тем, что в первые месяцы войны ВВС потеряли в основном технику, а не летный и технический составы. Именно они и стали основой возрождаемых ВВС.

В 1941 году советская авиапромышленность передала фронту 7081 истребитель, а союзники поставили 730 истребителей.

В первой половине 1942 г. в боевом составе истребительной авиации были следующие типы самолетов отечественного производства: И-153 (18% от общего количества), И-16 (28%), МиГ-3 (23,9%), ЛаГГ-3 (11,5%), Як-1 (9,2%).

Начиная с января 1942 г. выпуск авиатехники неуклонно возрастал. Если в первом квартале среднемесячное производство боевых самолетов составлял 1100 машин, то во втором квартале - 1700. Всего за первое полугодие было выпущено 9744 самолета, из них 8268 боевых. Выпуск самолетов во втором полугодии выглядел следующим образом: июль - 2224 (всего)/1835 (боевых), август - 2492/2098, сентябрь - 2672/ 2286, октябрь - 2839/2462, ноябрь - 2634/2268, декабрь - 2831/2464.

В течение 1942 г. советская авиапромышленность выпустила 9918 истребителей, а немцкая - 5515. В 1942 г. в рамках ленд-лиза союзники поставили советским ВВС 1815 истребителей.

В 1943 г. в рамках ленд-лиза союзники поставили 4569 истребителей, а советская авиапромышленность передала фронту 14627 истребителей.

На 1 января 1942 г. советские ВВС имели в своем составе 12000 самолетов, в том числе в действующей армии - 5400, на 1 января 1943 г. - 21900/12300, на 1 января 1944 г. - 32500/13400.

В конце 1944 г. в составе ВВС имелось 16 воздушных армий, в которые входили 37 авиакорпусов и 170 авиадивизий (63 истребительных, 50 штурмовых, 55 бомбардировочных и 2 смешанных). Всего за годы войны в СССР были созданы 18 воздушных армий. В 1945 г. в составе ВВС РККА существовали 15 воздушных армий, из которых три (9, 10 и 12-я) находились на Дальнем Востоке, а 7-я воздушная армия - в Резерве Ставки Верховного Главнокомандования.

По советским данным, на 1 января 1944 г. в действующей армии находилось 10200 (из них 8500 так называемых новых типов) боевых самолетов, на 1 июля 1944 г. - 12900 (11800), на 1 января 1945 г. - 14700 (14500). В начале 1945 г. Советский Союз имел 22600 боевых самолетов.

На 9 мая 1945 г. в СССР насчитывалось 47300 боевых самолетов, из них 9700 бомбардировщиков, 10100 штурмовиков, 27500 истребителей.

По советским данным, в 1945 г. боевые потери советской авиации (за четыре месяца войны) составили 4100 боевых самолетов, таким образом, среднемесячные потери равнялись 1025 самолетам.

Организационная структура ВВС РККА

В организационном отношении советские ВВС были первоначально являлись составной частью Армии и Флота, но затем обрели и некоторую самостоятельность. Они подразделялись на дальнебомбардировочную авиацию Главного командования, фронтовую, армейскую и войсковую авиацию. Кроме того, в составе ВМФ имелась морская авиация. В предвоенное время основное количество советских боевых самолетов входило в состав ВВС военных округов, предназначенных для обороны границ государства. Таким образом, командующие войсками округов располагали ближнебомбардировочными авиадивизиями, истребительными авиадивизиями (ИАД) и смешанными авиадивизиями (САД). Последние нередко входили в состав и общевойсковых армий. Все это не способствовало эффективности советской авиации, так как ее силы были распылены по всем фронтам, что позволило люфтваффе без труда удерживать господство в небе в районах основных действий своих войск.

Основной тактической единицей советской истребительной авиации являлся истребительный авиаполк, включавший 48-60 самолетов. Он состоял из четырех эскадрилий по 12 истребителей в каждой. Более крупным истребительным формированием была истребительная дивизия, в состав которой входили от трех до шести полков, базирующихся на нескольких аэродромах. Для обороны стратегически важных городов (например, Москвы, Ленинграда и Баку) и в последующем для завоевания господства в воздухе были созданы наиболее крупные соединения истребителей - авиационные корпуса, состоявшие из двух-трех дивизий.

В ходе Великой Отечественной войны появились высшие соединения ВВС РККА - воздушные армии (ВА), предназначенные для действий в масштабах целых фронтов.


1. Авиатехники Ленинградского фронта 1-го миноторпедного полка Краснознаменного Балтийского флота за подготовкой бомбардировщика к очередному вылету. 1941 г.
Место съемки: Ленинградская область
Автор съемки: Кудояров Борис Павлович
ЦГАКФФД СПб, ед. хр. Ар-145181

2. Москвичи на площади Свердлова осматривают сбитый над столицей немецкий самолет. 1941 г.
Место съемки: Москва
Автор съемки: Кнорринг Олег Борисович
РГАКФД, 0-312216

3. Командир авиачасти Королев (слева) поздравляет капитана Савкина с отличным выполнением боевого задания. 1942 г.
Место съемки: Ленинград
Автор съемки: Чернов Д.
РГАКФД, ед. хр. 0-177145

4. Бойцы ведут наступление на занятый немцами перелесок. На переднем плане – обломки сбитого немецкого самолеты. 1943 г.
Место съемки: Ленинградский фронт
Автор съемки: Уткин

РГАКФД, ед. хр. 0-95081

5. Сборка боевых самолетов в цехе одного из оборонных заводов. 1942 г.
Место съемки: Москва
Автор съемки: не установлен
РГАКФД, ед. хр. 0-154837

7. Профессор Предчетенский А.М. осматривает боевые машины, собранные на средства трудящихся Ивановской области. 7 октября 1944 г.

Автор съемки: Карышев Ф.
РГАКФД, ед. хр. 0-256694

8. Внешний вид цеха Н-ского авиационного завода. 1943 г.
Место съемки: не установлено
Автор съемки: Шайхет Аркадий Самойлович
РГАКФД, 0-143832

9. Внутренний вид цеха сборки самолетов на авиационном заводе. Март 1943 г.
Место съемки: не установлено
Автор съемки: Байдалов В.
РГАКФД, 0-154846

10. Подвеска испытательных бомб к самолету на самолетостроительном, Ордена Ленина заводе № 18 им. Ворошилова. 1942 г.
Место съемки: не установлено
Автор съемки: Петров
РГАКФД, 0-295669

11. Участница Всесоюзного социалистического соревнования ученица ремесленного училища комсомолка Федченкова А. за отделкой бронестекол кабины летчика. 1942 г.
Место съемки: не установлено
Автор съемки: Нордштейн А. С.
РГАКФД, 0-72488

12. Аэролог-зондировщик Тбилисского аэропорта Красникова Е.у приборов после высотного полета. 02 февраля 1945 г.
Место съемки: Тбилиси
Автор съемки: Луценко
РГАКФД, 0-274703

13. Р.Л. Кармен в группе у самолета на одном из фронтов Великой Отечественной войны. 1941 г.
Место съемки: не установлено
Автор съемки: не установлен
РГАКФД, Ф. 2989, оп. 1, ед. хр. 860, л. 1

14. Один из самолетов эскадрильи, построенных на средства коллектива Государственного Академического Малого театра СССР, на аэродроме перед отправкой на фронт. Июнь 1944 г.
Место съемки: Москва
Автор съемки: Тихонов
РГАКФД, ед. хр. 0-163735-в

15. Артисты Государственного джаз-оркестра под управлением Л. Утесова осматривают истребитель «Веселые ребята», приобретенные на средства музыкального коллектива. 1944 г.
Место съемки: Москва

РГАКФД, ед. хр. 0-79801

16. Заслуженный артист РСФСР Л.О. Утесов выступает на митинге по случаю передачи представителям командования Красной Армии самолетов, построенных на средства Государственного джаз-оркестра. 1944 г.
Место съемки: Москва
Автор съемки: Трахман Михаил Анатольевич
РГАКФД, ед. хр. 0-91935

17. Эскадрилья истребителей «Горьковский рабочий», построенная на средства трудящихся Горьковской области, на аэродроме. 1944 г.
Место съемки: не установлено
Автор съемки: Мозжухин
РГАКФД, ед. хр. 0-84196

18. Истребитель ЯК-9, построенный на средства колхозника Ф.П. Головатого. 1944 г.
Место съемки: не установлено
Автор съемки: Архипов А.
РГАКФД, ед. хр. 0-363668

19. Ф.П. Головатый и гвардии майор Б.И. Ерёмин возле 2-го самолета, приобретенного на личные средства Ф.П. Головатого и переданного советскому летчику. Июнь 1944 г.
Место съемки: не установлено
Автор съемки: Парусов
РГАКФД, ед. хр. 0-255910

20. Гвардии майор Б.Н. Еремин в кабине самолета, построенного на средства Ф.П. Головатого. Январь 1943 г.
Место съемки: Сталинградский фронт
Автор съемки: Леонидов Л.
РГАКФД, ед. хр. 0-178698

21. Комсомольцы Ярославской области на аэродроме передают советским летчикам эскадрилью самолетов, построенных на средства, собранные молодежью области. 1942 г.
Место съемки: не установлено

РГАКФД, ед. хр. 0-121109

22. Член сельхозартели «Красный Луч» А.М. Сарсков и Герой Советского Союза, майор Ф.Н. Орлов возле самолета, построенного на личные сбережения А.М. Сарскова. 10 июля 1944 г.
Место съемки: не установлено
Автор съемки: Ситников Н.
РГАКФД, ед. хр. 0-256904

23. Гвардии лейтенант И.С. Пашаев возле самолета, построенного на средства трудящихся г. Киева. 13 сентября 1944 г.
Место съемки: не установлено
Автор съемки: Зайцев Г.
РГАКФД, ед. хр. 0-256304

24. Герой Советского Союза, генерал-майор авиации В.И. Шевченко благодарит представительницу колхозников Ивановской области Е.П. Лимонову за самолеты, построенные на средства трудящихся области. 10 октября 1944 г.
Место съемки: Ивановская область
Автор съемки: Карышев Ф.
РГАКФД, ед. хр. 0-256908

25. Летчик штурмовой авиации Г. Паршин благодарит Евгению Петровну и Прасковью Васильевну Бариновых за самолет, построенный на их личные сбережения. 3 июня 1944 г.
Место съемки: не установлено
Автор съемки: Коновалов Г.
РГАКФД, ед. хр. 0-256899

26. Эскадрилья самолетов «Чапаевцы», построенных на средства трудящихся г. Чапаевска, и переданных 1-му Белорусскому фронту, на аэродроме. 12 сентября 1944 г.
Место съемки: не установлено
Автор съемки: Авлошенко
РГАКФД, ед. хр. 0-256911

27. Самолеты эскадрильи «Москва», построенные на средства трудящихся Киевского р-на г. Москвы, на аэродроме. 16 октября 1944 г.
Место съемки: Москва
Автор съемки: Лесс А.
РГАКФД, ед. хр. 0-256703

28. Эскадрилья истребителей, построенных на средства, собранные комсомольцами Новосибирска. 1942 г.
Место съемки: не установлено
Автор съемки: Шагин Иван Михайлович
РГАКФД, ед. хр. 0-121104

29. Эскадрилья истребителей, построенных на средства, собранные молодежью Хабаровского края. 1942 г.
Место съемки: не установлено
Автор съемки: Шагин Иван Михайлович
РГАКФД, ед. хр. 0-121106

30. Герой Советского Союза, генерал-лейтенант Рязанов, маршал Советского Союза И.С. Конев и генерал-полковник С.К. Горюнов осматривают самолеты, построенные на средства тружеников г. Знаменска. 1944 г.
Место съемки: не установлено
Автор съемки: не установлен
РГАКФД, ед. хр. 0-77880

32. Герой Советского Союза, капитан И.Н. Кожедуб в кабине самолета, построенного на средства колхозника В.В. Конева. Июнь 1944 г.
Место съемки: не установлено
Автор съемки: Наволоцкий Я.
РГАКФД, ед. хр. 0-191840

33. Колхозница сельхозартели «Гудок» К.С. Шумкова беседует с гвардии подполковником Н.Г. Соболевым, получившим самолет «Красноярский комсомолец», построенный на ее личные сбережения. 1943 г.
Место съемки: Красноярск
Автор съемки: Малобицкий С.
РГАКФД, ед. хр. 0-66084

34. Погрузка боеприпасов на транспортные самолеты для отправки на фронт. Март 1943 г.

Автор съемки: Чернов Д.
РГАКФД, 0-164550

35. Погрузка боеприпасов на аэродроме. 1944 г.
Место съемки: Румыния
Автор съемки: Трахман Михаил Анатольевич
РГАКФД, 0-366841

36. Транспортный самолет, доставивший боеприпасы на передовые позиции. 29 апреля 1944 г.
Место съемки: Действующая армия
Автор съемки: Чернов Д.
РГАКФД, 0-180804

37. Летчики истребительной авиации Н.Ф. Мурашов, А.Г. Ширманов и техник Н.П. Старостин за выпуском Боевого листка. Июль 1941 г.
Место съемки: Южный фронт
Автор съемки: Зельма Георгий Анатольевич
РГАКФД, 1-104649

39. Младший сержант А.В. Смирнов, старший сержант Г.М. Тер-Абрамов и военком С.И. Яковлев загружают листовки в самолет. 1942 г.
Место съемки: Западный фронт
Автор съемки: не установлен
РГАКФД, 0-153749

40. Командующий ВВС Черноморского флота Н.А. Остряков (слева), военком ВВС Черноморского флота бригадный комиссар Н.В. Кузенко и начальник летной инспекции Герой Советского Союза подполковник Н.А. Наумов (справа) на аэродроме у самолета. 1942 г.
Место съемки: Севастополь
Автор съемки: не установлен
РГАКФД, ед. хр. 0-56951

41. Капитан И.И. Сапрыкин (слева) ставит боевую задачу звену истребителей на аэродроме Херсонесский маяк. 1942 г.
Место съемки: Севастополь
Автор съемки: Аснин Н.
РГАКФД, ед. хр. 0-157855

42. Лётчик-истребитель, капитан Балашов В.И. рассказывает боевым друзьям о своём опыте воздушного боя. Август 1942 г.
Место съемки: Северный флот

РГАКФД, 0-54994

43. Командир звена эскадрильи гвардии капитан Балашов В.И.объясняет штурману торпедоносца Уманскому А.С.курс боевого полёта. 1943 г.
Место съемки: Северный флот
Автор съемки: Ковригин В.
РГАКФД, 0-64681

44. Капитан И.Е.Корзунов у поврежденного самолета. На заднем плане основной самолет советской дальней авиации – ДБ3Ф (Ил-4). 1941 г.
Место съемки: не установлено

ГАРФ, Ф.10140. Оп.5. Д.6. Л.14

45. Немецкий истребитель "Мессершмидт", совершивший вынужденную посадку. 1942 г.
Место съемки: не установлено
Автор съемки: Темин Виктор Антонович
ГАРФ, Ф.10140. Оп.5. Д.7. Л.10

46. Американский самолёт, находящийся на вооружении одной из лётных частей северного морского флота. 1942 г.
Место съемки: Северный флот
Автор съемки: Халдей Евгений Ананьевич
РГАКФД, 0-107826

47. Бомбардировщики морской авиации на аэродроме. Октябрь 1942 г.
Место съемки: Северный флот
Автор съемки: Халдей Евгений Ананьевич
РГАКФД, 0-155013

48. Подвеска торпеды на торпедоносец на аэродроме минно-торпедного авиаполка. 1943 г.
Место съемки: Северный флот
Автор съемки: Ковригин В.
РГАКФД, 0-154110

49. Возвращение из боевого полета на базу гидросамолёта морской разведки. Июнь 1943 г.
Место съемки: Северный флот
Автор съемки: Ковригин В.
РГАКФД, 0-3935

50. Истребители " Харрикейн " на полевом аэродроме одной из авиачастей. 1942 г.
Место съемки: Северный флот
Автор съемки: не установлен
РГАКФД, 0-63665

51. Командир самолета-торпедоносца ВВС Северного флота, потопившего четыре транспорта и один сторожевой корабль противника, гвардии капитан Болашев В.П.беседует с членами экипажа: штурманом, гвардии капитаном Уманским А.С., стрелком, сержантом Емельяненко В.А.и стрелком-радистом Бирюковым М.М.- у самолета. 1943 г.
Место съемки: Северный флот
Автор съемки: Ковригин В.
РГАКФД, 0-156896

52. Советский летчик-истребитель Максимович В.П. обучается вождению английского истребителя «Харрикейн»
под руководством английского летчика Воцевиса Поля. 1941 г.
Место съемки: Северный фронт
Автор съемки: Халдей Евгений Ананьевич
РГАКФД, ед. хр. 0-109848

53. Английский летчик-истребитель сержант Хоу, сражавшийся на Северном фронте,
награжденный орденом Ленина, у своего самолета. 1941 г.
Место съемки: Северный фронт
Автор съемки: не установлен
РГАКФД, ед. хр. 4-24056

54. Капитан Друзенков П.И. знакомит группу летчиков «Сражающаяся Франция»
(эскадрилья «Нормандия-Неман») с маршрутом предстоящего боевого полета. 1942 г.
Место съемки: Действующая армия
Автор съемки: не установлен
РГАКФД, ед. хр. 0-107266

55. Французские летчики воинской части Сражающейся Франции «Нормандия» уходят с аэродрома после выполнения боевого задания. 1943 г.
Место съемки: Действующая армия
Автор съемки: Чернов Д.
РГАКФД, 0-110134

56. Майор А.Ф.Матисов. беседует с летчиками Сражающейся Франции «Нормандия», действующими в составе военно-воздушных сил Красной Армии. 1943 г.
Место съемки: Действующая армия
Автор съемки: Чернов Д.
РГАКФД, 0-110133

57. Группа ассов «Нормандия» части Сражающейся Франции разрабатывает план очередного полета. 1945 г.
Место съемки: Действующая армия
Автор съемки: Лесс А.
РГАКФД, 0-109082

58. Экипаж американского бомбардировщика «летающая крепость» по возвращении с боевого задания беседует с советскими летчиками. 1944 г.
Место съемки: не установлено
Автор съемки: Тиханов
РГАКФД, ед. хр. 0-107383

59. Старший лейтенант Н.И. Добровольский (слева) и капитан А.Г. Мачнев – летчики-орденоносцы части штурмовой авиации, отличившиеся в боях на орловском направлении на полевом аэродроме у самолетов. 1943 г.
Место съемки: Орловская область
Автор съемки: не установлен
ГАОО, ед. хр. 9763

60. Вид подбитого связного самолета У-2 на Орловско-Курском направлении. 06 июля 1943 г.
Место съемки: Орловско-Курское направление
Автор съемки: Кинеловский Виктор Сергеевич
РГАКФД, ед. хр. 0-285245

61. Советские штурмовики в небе под Берлином. 1945 г.
Место съемки: Берлин
Автор съемки: Редькин Марк Степанович
РГАКФД, ед. хр. 0-294780

62. Один из десяти планеров, захваченных югославскими партизанами на одном из немецких аэродромов вблизи Белграда. 1944 г.
Место съемки: Югославия
Автор съемки: не установлен
РГАКФД, 0-77856

63. Митинг на одном из аэродромов под Берлином перед отправлением Знамени Победы в Москву на Парад Победы. 1945 г.
Место съемки: 1-й Белорусский фронт
Автор съемки: Гребнев В.
РГАКФД, ед. хр. 0-291452

64. Воины проносят по Центральному московскому аэродрому Знамя Победы в день прибытия его в Москву из Берлина. 20 июня 1945 г.
Место съемки: Москва
Автор съемки: Чернов Д.
РГАКФД, ед. хр. 0-99993

65. Экипаж командира звена М.Хазова перед вылетом на аэродроме. 1945 г.
Место съемки: 2-й Дальневосточный фронт
Автор съемки: не установлен
РГАКФД, 0-81819

66. Женский расчет «слухачей». 1945 г.
Место съемки: Маньчжурия
Автор съемки: Становов Александр И.
РГАКФД, 0-331372

67. Военный фотокорреспондент В.Рудный с экипажем самолета «Каталина». Год съемки не установлен
Место съемки: Китай
Автор съемки: не установлен
РГАКФД, 0-329245

ВВС СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Военно-воздушные силы (ВВС) любого государства предназначены для самостоятельных действий при решении оперативных задач и для совместных действий с другими родами войск. Советские Военно-воздушные силы создавались вместе с Красной армией. 28 октября (10 ноября) 1917 года было образовано Бюро комиссаров авиации и воздухоплавания под председательством а. В. Можаева. В декабре была учреждена Всероссийская авиационная коллегия по управлению воздушным флотом республики, ее председателем был назначен К. В. Акашев. На коллегию возлагались руководство формированием авиационных частей, центральных и местных управлений ВВС, подготовка авиационных кадров и материально-техническое обеспечение.

В 1921-1941 годах руководство советских ВВС осуществляли А. В. Сергеев (1921-1922), А. П. Розенгольц (1923-1924), П. И. Баранов (1924-1931), командарм 2-го ранга Я. И. Алкснис (1931-1937), командарм 2-го ранга а. Д. Лактионов (1937-1939), участник испанских событий 1936-1937 годов генерал-лейтенант авиации, дважды Герой Советского Союза Я. В. Смушкевич (1939-1940), генерал-лейтенант авиации П. В. Рычагов (1940-1941).

Перед началом Второй мировой войны правительством СССР были приняты меры по форсированию производства лучших типов самолетов. В 1940-1941 годах был начат серийный выпуск истребителей Як-1, МиГ-3, лаГГ-3, бомбардировщиков Пе-2, Пе-8, штурмовиков Ил-2 и перевооружение ими авиационных полков. Эти самолетов превосходили технику ВВС Германии, однако к началу Великой Отечественной войны перевооружение авиачастей и переобучение летного состава не были окончены.

Высокие боевые качества советские ВВС проявили в битвах под Москвой, Сталинградом, Курском, в операциях на Правобережной Украине, в Белоруссии, Ясско-Кишиневской, Висло-Одерской и Берлинской.

Авиационная промышленность систематически наращивала производство самолетов. Среднемесячный выпуск во второй половине 1941 года составил 1630 единиц техники, в 1942 – 2120, в 1943 – 2907, в 1944 – 3355 и в 1945 – 2206.

В 2015 году Россия отмечает семидесятилетие Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. В канун праздника вспоминается, что в декабре 1941 года в битве под Москвой был опрокинут план гитлеровского командования на молниеносную войну, а в ноябре 1942 года победа советских войск под Сталинградом совершила коренной перелом в войне. Курская битва окончательно сломила сопротивление войск противника, поставив его войска перед катастрофой полного разгрома. Наступило время освобождения нашей территории от немецких захватчиков. В конце 1944 года советские войска вышли на государственную границу на всем ее протяжении, от Черного до Баренцева моря, тем самым полностью освободив советскую землю от фашистской нечисти, и, перейдя границу, приступили к освобождению от фашистского порабощения народов Европы. В этих победах важную роль сыграли Военно-воздушные силы страны. Достаточно вспомнить ночной таран в небе Москвы Героем Советского Союза летчиком Виктором Васильевичем Талалихиным и имя североморского летчика, дважды Героя Советского Союза гвардии полковника Бориса Феоктистовича Сафонова.

22 июня 1941 года навсегда останется в нашей памяти днем величайшей трагедии. Советская авиация понесла тяжелейший урон, однако даже в условиях хаоса, неразберихи и откровенного головотяпства советские летчики сумели достойно встретить противника, в воздушных боях, развернувшихся от Балтики до Черного моря, они сумели сбить за день 244 немецких самолета. Основной удар немецкой авиации пришелся на Белорусский военный округ – здесь авиации Германии удалось сжечь на аэродромах более 500 машин. Однако большинство уцелевших после первого удара пилотов оказали противнику такое жестокое противодействие, какого они не знали даже в дни битвы за Англию. Только в районе Западного фронта гитлеровцы лишились 143 своих самолетов.

С момента вторжения начались воздушные бои в полосе от Гродно до Львова. Отсутствие у наших войск средств ПВО позволило немецким летчикам действовать, как на полигоне. Во второй половине дня уцелевший личный состав авиационного полка был эвакуирован на восток. Один из полков готовился к полетам на самолетах конструкции а. С. Яковлева (Як-1), которые прибыли в полк и были собраны лишь 19 июня. По воспоминанием одного из работников завода, собранные самолеты не имели вооружения и не были обеспечены топливом, поэтому не могли подняться в воздух.

Справедливости ради следует отметить, что в конце 30-х годов в СССР была создана мощная научно-производственная база, способная проектировать и производить большое количество самолетов разного типа. Эти учреждения возглавляли выдающиеся конструкторы А.. Н. Туполев, А. С. Яковлев, С. В. Ильюшин, С. А. Лавочкин, Артем. И. Микоян, конструкторы авиационных моторов В. Я. Климов и А. А. Микулин. Кроме этого, в суровые годы войны проявили себя и другие грамотные конструкторы – перечислить все имена просто невозможно. Большинство из них стали Героями Социалистического Труда, многие – лауреатами Государственной премии (в то время – Сталинской). В результате к июню 1941 года была создана база, в полтора раза превышающая немецкую.

К большому сожалению, до сих пор нет единого мнения о количественном составе советских ВВС на начало войны. Из общего числа боевых самолетов 53,4% были истребителями, 41,2% – бомбардировщиками, 3,2% – самолетами-разведчиками и 0,2% – штурмовиками. Около 80% всех самолетов относились к старым типам. Да, основная масса наших машин уступала по своим характеристикам самолетам противника, – об этом много написано. Но как бы ни критиковали наши «чайки» и «ишаки», именно на них были достигнуты рекорды, так что принижать значение наших устаревших на то время самолетов – значит грешить перед истиной: потери противника в воздухе если не превзошли наши, то были никак не ниже.

Сравнение ВВС и люфтваффе не может быть сделано исходя только из количества машин. Следует учитывать также обеспеченность экипажами и боеспособность самолетов. Немецкие экипажи к лету 1941 года имели двухлетнюю боевую летную подготовку. За первые шесть месяцев войны советские ВВС потеряли 21 200 самолетов.

Признавая мужество и доблесть советских летчиков, преклоняясь перед их подвигом и самопожертвованием, стоит понимать, что СССР удалось возродить свои ВВС после катастрофы 1941 года исключительно за счет громадных людских ресурсов, передислокации всей авиационной промышленности в районы, недосягаемые для немецких самолетов. К счастью, была потеряна в основном техника, а не летный и технический составы, которые и стали основой возрождаемых ВВС.

В 1941 году авиапромышленность передала фронту 7081 самолет. Начиная с января 1942 года выпуск авиатехники неуклонно возрастал благодаря вводу авиазаводов, эвакуированных в первые месяцы войны. В течение 1942 года советская авиационная промышленность выпустила 9918 истребителей, а немецкая – 5515. Таким образом, советская авиационная промышленность начала опережать немецкую. На вооружение ВВС стали поступать новейшие самолеты – Як-76, Як-9, Як-3, ла-5, ла-7, ла-9, двухместные штурмовики Ил-2, бомбардировщики Ту-2. Если на 1 января 1942 года советские ВВС имели в своем составе 12000 самолетов, то на 1 января 1944 года – 32 500. В мае 1942 года во фронтовой авиации были созданы воздушные армии – крупные авиационные оперативные объединения, в конце года их было 13. C осени 1942 года началось формирование отдельных авиационных корпусов резерва Верховного Главнокомандования как наиболее целесообразной формы авиационных резервов. Но еще раньше, в марте 1942 года, дальняя и тяжелая бомбардировочная авиация была изъята из подчинения командующего ВВС и преобразована в авиацию дальнего действия с подчинением Ставке.

Изменение организационной структуры и резко возросшая численность военно-воздушных сил позволили массированно применять авиацию на решающих направлениях действий сухопутных войск и управлять ею централизованно.

Нашими ВВС во время Великой Отечественной войны руководили генерал-лейтенант П. Ф. Жигарев (апрель 1941 – февраль 1942), главный маршал авиации А. А. Новиков (апрель 1942 – март 1946). За годы Великой Отечественной войны наши летчики совершили около 4 миллионов боевых вылетов и сбросили на врага 30,5 миллиона бомб, в воздушных боях и на аэродромах было уничтожено 55 тысяч немецких самолетов (84% всех потерянных ими на Восточном фронте).

Советские летчики оказывали большую помощь и партизанам. Только полки дальней авиации и гражданского воздушного флота совершили около 110 тысяч полетов в партизанские отряды, доставив туда 17 тысяч тонн вооружения, боеприпасов, продовольствия и медикаментов, перевезли по воздуху свыше 83 тысяч партизан.

Советские летчики показали многочисленные примеры беззаветной преданности Родине, подлинного героизма и высокого боевого мастерства. Беспримерные подвиги совершили Н. Ф. Гастелло, В. В. Талалихин, А. П. Маресьев, И. С. Полбин, Б. Ф. Сафонов, Т. М. Фрунзе, Л. Г. Белоусов и многие другие. Свыше 200 тысяч воинов ВВС награждены орденами и медалями. 2420 авиаторам присвоено звание Героя Советского Союза, 71 это звание присвоено дважды, а двоим – полковнику а. И. Покрышкину и майору И. Н. Кожедубу – это звание присвоено трижды, в послевоенное время оба дослужились до воинского звания Маршал авиации, кроме того, Покрышкин возглавил ДОСааФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту, готовившее молодежь к воинской службе).

В годы войны две трети авиационных соединений и частей получили почетные наименования, более одной трети удостоены звания гвардейских. В рядах Военно-воздушных сил в годы войны воевали женские авиационные полки, формированием которых занималась Герой Советского Союза майор Марина Михайловна Раскова, с января 1942 года – командир женского бомбардировочного авиаполка. С марта 1942 года одним из авиационных полков дальнего действия, позже гвардейским бомбардировочным авиаполком, командовала Герой Советского Союза полковник Валентина Степановна Гризодубова.

В последнее время советские ВВС были перевооружены реактивными самолетами конструкции Микояна, Яковлева, Лавочкина типа МиГ-9, МиГ-15, Як-15, ла-15 и другими. Первый реактивный самолет был испытан в 1942 году летчиком Бахдживанжи.

В 1968 году летчик-космонавт Г. Т. Береговой был удостоен звания дважды Героя Советского Союза, причем первую Золотую Звезду он получил в годы Великой Отечественной войны. Из 35 космонавтов, которым дважды присвоено звание Героев Советского Союза, 19 – бывшие летчики.

Из книги Образование и распад Союза Советских Социалистических республик автора Радомысльский Яков Исаакович

ВМС СССР в Великой Отечественной войне Главной базой Краснознаменного Балтийского флота был Таллинн. Для непосредственной обороны Ленинграда нужны были все силы флота, и Ставка Верховного главнокомандования отдает приказ об эвакуации защитников Таллинна и переходе

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

3. Особенности государственного управления в годы Великой Отечественной войны

Из книги «Черная смерть» [Советская морская пехота в бою] автора Абрамов Евгений Петрович

2. Развитие морской пехоты в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Части морской пехоты придавали обороне устойчивость и помогли отразить штурмы противника… На приморских направлениях, а также под Москвой, Тихвином, Ростовом плечом к плечу с сухопутными войсками

Из книги История России. XX век автора Боханов Александр Николаевич

Глава 6. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны

автора Кузнецов Александр

Из книги Наградная медаль. В 2-х томах. Том 2 (1917-1988) автора Кузнецов Александр

Из книги Наградная медаль. В 2-х томах. Том 2 (1917-1988) автора Кузнецов Александр

Из книги Наградная медаль. В 2-х томах. Том 2 (1917-1988) автора Кузнецов Александр

Из книги Наградная медаль. В 2-х томах. Том 2 (1917-1988) автора Кузнецов Александр

Из книги Наградная медаль. В 2-х томах. Том 2 (1917-1988) автора Кузнецов Александр

Из книги «За Сталина!» Стратег Великой Победы автора Суходеев Владимир Васильевич

Не допускать фальсификации победы СССР в Великой Отечественной войне Шесть с половиной десятилетий отделяют нас, современников, от Великой Победы Советского Союза над фашистской Германией 9 мая 1945 года. Подготовка к празднованию юбилея проходит в обостренной

автора Скороход Юрий Всеволодович

5. Непосредственные и потенциальные противники СССР в Великой Отечественной войне Общедоступная до 90-х годов информация о том, кто, когда, как и какие цели преследовал, воюя против СССР в 1941–1945 гг., может быть в настоящее время существенно уточнена и дополнена.С внешней

Из книги Что мы знаем и чего мы не знаем о Великой Отечественной войне автора Скороход Юрий Всеволодович

15. Людские потери СССР в ходе Великой Отечественной войне Одним из самых спекулятивных вопросов при фальсификации истории ВОВ является вопрос о понесенных в ходе ее людских потерях СССР. Через СМИ народу вдалбливается, что СССР выиграл войну «завалив противника трупами

Из книги Что мы знаем и чего мы не знаем о Великой Отечественной войне автора Скороход Юрий Всеволодович

16. Непосредственные организаторы победы СССР в Великой Отечественной войне В настоящее время, одним из самых спорных является вопрос о том, кому СССР обязан победе в ВОВ. СМИ предлагают патриотически-звучный ответ - народу! Народ и победа, безусловно, неразрывны, но по

Из книги Загадки ленд-лиза автора Стеттиниус Эдвард

Роль ленд-лиза в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.. Б. Соколов Роль западных поставок в годы Великой Отечественной войны традиционно умаляется советской историографией еще со времен начала "холодной войны". Так, в книге Н. А. Вознесенского "Военная экономика СССР в

Из книги Реабилитация: как это было Март 1953 - февраль 1956гг. автора Артизов А Н

№ 39 УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР «ОБ АМНИСТИИ СОВЕТСКИХ ГРАЖДАН, СОТРУДНИЧАВШИХ С ОККУПАНТАМИ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941–1945 гг.» Москва, Кремль 17 сентября 1955 г.После победоносного окончания Великой Отечественной войны советский народ

"Наша авиация по качеству превосходит немецкую авиацию,
а наши славные летчики покрыли себя славой бесстрашных бойцов"
И. СТАЛИН.

В конце 30-х в СССР была создана мощная научно-производственная база, способная проектировать и производить большое количество машин разных типов. В 1940 году на авиацию было истрачено 40% советского военного бюджета, а общее число авиазаводов возросло на 75%. В результате, в июне 1941 года производственная база была в полтора раза больше немецкой.

До сих пор нет единого мнения о количественном составе советских ВВС на момент начала войны.

Называются цифры по общему количеству боевых самолетов 17500-20000, из них на западной границе находился 9261 самолет (В.С. Шумихин "Советская военная авиация 1917-1941").

  • в Ленинградском ВО (24 авиаполка): 1270
  • в Прибалтийском ВО (19 авиаполков): 1140
  • в Западном особом ВО (29 авиаполков): более 1500
  • в Киевском особом ВО (32 авиаполка): 1672
  • в Одесском ВО (15 авиаполков): 950
  • в Дальнебомбардировочной авиации: 1346
  • в ВВС Балтийского, Черноморского и северного флотов: 1338

Из общего числа боевых самолетов 53,4% были истребителями, 41,2% - бомбардировщиками, 3,2% - самолетами-разведчиками и 0,2% - штурмовиками. Около 80% всех самолетов относились к более старым типам (И-15, И-16, СБ, ТБ-3, ДБ-3 и Р-5). С появлением новых самолетов в начале 1941 года, общее число типов машин составило 27, из которых 7 являлись модернизированными версиями (типов бомб насчитывалось 86). Все это многообразие типов затрудняло снабжение и усложняло организацию и применение воздушные частей.

Новые истребители построили, не так уж и мало (1309 МиГ-1 и МиГ-3, 399 Як-1 и 322 Як-3, всего 2030), но они еще не были в достаточной степени освоены личным составом.

Сравнение ВВС и Люфтваффе на 22 июня не может быть сделано, исходя просто из числа машин, что означало бы более чем двукратное превосходство ВВС. Следует учитывать необеспеченность экипажами и небоеспособность части самолетов. Наиболее важным было немецкое превосходство в качестве самолетов и подготовке экипажей. Немецкие самолеты превосходили наши с точки зрения летных характеристик и огневой мощи. Обширный, почти двухлетний боевой опыт немецких пилотов предрешил большинство воздушных поединков. Качественное превосходство немцев дополнялось организационными преимуществами. В то время как советские авиационные части были рассредоточены по военным округам, армиям и войсковым частям, и не могли использоваться сконцентрированно, как одно целое, немецкие самолеты были сведены в воздушные флоты, каждый из которых насчитывал до 1000 машин. В результате ВВС действовали раздробленно, а Люфтваффе концентрировались для ударов по ключевым секторам и в наиболее важный момент.

Признавая мужество и доблесть советских летчиков того времени, преклоняясь перед их подвигом и самопожертвованием, нельзя не признать тот факт, что СССР удалось возродить свои ВВС после катастрофы 1941 года исключительно за счет громадных людских ресурсов, передислокации почти всей авиационной промышленности в районы недосягаемые для немецкой авиации и тем, что в первые месяцы войны ВВС потеряли в основном технику, а не летный и технический составы. Именно они и стали основой возрождаемых ВВС.

В 1941 году советская авиапромышленность передала фронту 7081 истребитель, а союзники поставили 730 истребителей.

В первой половине 1942 г. в боевом составе истребительной авиации были следующие типы самолетов отечественного производства: И-153 (18% от общего количества), И-16 (28%), МиГ-3 (23,9%), ЛаГГ-3 (11,5%), Як-1 (9,2%).

Начиная с января 1942 г. выпуск авиатехники неуклонно возрастал. Если в первом квартале среднемесячное производство боевых самолетов составлял 1100 машин, то во втором квартале - 1700. Всего за первое полугодие было выпущено 9744 самолета, из них 8268 боевых. Выпуск самолетов во втором полугодии выглядел следующим образом: июль - 2224 (всего)/1835 (боевых), август - 2492/2098, сентябрь - 2672/ 2286, октябрь - 2839/2462, ноябрь -2634/2268, декабрь - 2831/2464.

В течение 1942 г. советская авиапромышленность выпустила 9918 истребителей, а немцкая - 5515. В 1942 г. в рамках ленд-лиза союзники поставили советским ВВС 1815 истребителей.

В 1943 г. в рамках ленд-лиза союзники поставили 4569 истребителей, а советская авиапромышленность передала фронту 14627 истребителей.

На 1 января 1942 г. советские ВВС имели в своем составе 12000 самолетов, в том числе в действующей армии - 5400, на 1 января 1943 г. - 21900/12300, на 1 января 1944 г. - 32500/13400.

В конце 1944 г. в составе ВВС имелось 16 воздушных армий, в которые входили 37 авиакорпусов и 170 авиадивизий (63 истребительных, 50 штурмовых, 55 бомбардировочных и 2 смешанных). Всего за годы войны в СССР были созданы 18 воздушных армий. В 1945 г. в составе ВВС РККА существовали 15 воздушных армий, из которых три (9, 10 и 12-я) находились на Дальнем Востоке, а 7-я воздушная армия - в Резерве Ставки Верховного Главнокомандования.

По советским данным, на 1 января 1944 г. в действующей армии находилось 10200 (из них 8500 так называемых новых типов) боевых самолетов, на 1 июля 1944 г. - 12900 (11800), на 1 января 1945 г. - 14700 (14500). В начале 1945 г. Советский Союз имел 22600 боевых самолетов.

На 9 мая 1945 г. в СССР насчитывалось 47300 боевых самолетов, из них 9700 бомбардировщиков, 10100 штурмовиков, 27500 истребителей.

По советским данным, в 1945 г. боевые потери советской авиации (за четыре месяца войны) составили 4100 боевых самолетов, таким образом, среднемесячные потери равнялись 1025 самолетам.