Тургенев отцы и дети положение крестьян. Знакомство с героем. Основные мотивы романа. Отношение героев романа «Отцы и дети» к народу

Тема: Воздух эпохи в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Ход урока :

    Организационный момент .

Эпиграф: …Ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждал «добрые чувства», то тоже самое и с такою же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев.

М.Е. Салтыков-Щедрин

    Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучение романа Тургенева «Отцы и дети»

Давайте вспомним, что характерно для романов Тургенева?

Добролюбов подчёркивал, что современность, актуальность романов Тургенева поразительна. Если он уже затронул какую – либо проблему, то это верный признак того, что скоро она станет важной для всех.

В его романах сквозь злободневные события, за спиною героев времени, ощутимо дыхание эпохи, дыхание вечности.

Итак, тема сегодняшнего урока:

Запись в тетрадь темы и задач урока.

Роман написан в 1861 г. Время действия - 1855 – 1861 гг.

1855 – 1861 гг. – период сложный для России. В 1855 – закончилась проигранная Россией война с Турцией, Смена царствования: умер Николай I (закончилась эпоха репрессий). Александр II - образованность различных слоёв населения. Разночинцы становятся реальной общественной силой, аристократия же свою передовую роль утрачивает.

1860 г. Тургенев выходит из журнала «Современник». В это время писатель усиленно ищет нового героя. Он понял, что в дворянской среде такого героя нет.

Новый герой – человек энергичный, человек дела, разночинец – демократ. Вот такого человека писатель и решил сделать главным героем своего романа «Отцы и дети».

В образе Базарова Тургенев точно воссоздаёт типичного представителя нового поколения. Писатель настойчиво пытается понять: кто они, эти «новые люди».

Важно ещё и помнить о композиции романа.

Итак, точная дата 20 мая 1859 г. – начинается действие, а заканчивается зимой 1860 г. Как же роман связан с эпохой?

(II половина XIX века. «Время раскололось», разведя по разные стороны исторического барьера дворян-либералов и «новых» людей России – разночинцев–демократов, «отцов» и «детей»).

Это время нарастания недовольства в обществе, предреволюционная ситуация: кризис помещичьего хозяйства, обострение классовой борьбы, споры вокруг готовящейся реформы).

Аналитическое чтение 3–ей главы.

Обратимся к 3 главе романа.

« Места, которым они проезжали…»

–Каков пейзаж? Как изображает его писатель?

Вначале изображение очень строгое, отсутствуют яркие эпитеты, почти нет эмоциональных слов, с помощью которых писатель, горячо любящий природу, так хорошо умел передать ее жизнь.(«Записки охотника»)

Это не случайно: Тургенев не хочет отвлекать внимание читателя красочными описаниями природы, ему нужно сконцентрировать это внимание на ужасающей нищете русского крестьянства накануне реформ.

Как только в поле зрения художника попадает крестьянин и его деятельность, характер изображения меняется. Писатель не скупится на подробности, выдающие тягостное и тоскливое положение:

    ОБРЫТЫЕ БЕРЕГА–брали глину для нужд,

    ХУДЫЕ ПЛОТИНЫ–крупные строить было не под силу,а маленькие – плохи,

    РАЗМЕТАННЫЕ КРЫШИ–солому брали на корм скоту…

Бедность и нищета чувствуются во всем:

    НЕ РУБЛЕНЫЕ САРАИ, А ПЛЕТЕННЫЕ ИЗ ХВОРОСТА,ДА И ТЕ ПОКРИВИВШИЕСЯ

    ЗЕВАЮЩИЕ ВОРОТИЩА

    ОПУСТЕЛЫЕ ГУМНА…

Все пусто: ни соломы, ни хлеба. Даже в церкви запустение:

    НАКЛОНИВШИЕСЯ КРЕСТЫ

    ОТВАЛИВШАЯСЯ ШТУКАТУРКА

    РАЗОРЕННЫЕ КЛАДБИЩА…

Сердце Аркадия сжималось, как оно сжималось и у читателей.

Дав косвенные признаки обнищания крестьян, Тургенев переходит к непосредственному их изображению:

    МУЖИЧКИ ОБТЕРХАННЫЕ–оборванные, одетые в отрепье.

Употребление диалектных слов вместо общеупотребительных придает изображению местный колорит и помогает избежать цензурных изъятий.

Сравнение придорожных ракит с нищими в лохмотьях, стоящее сразу после упоминания ОБТЕРХАННЫХ МУЖИЧКОВ усиливает тягостное впечатление от страшной бедности, обездоленности крестьянства.

ИСХУДАЛЫЕ,СЛОВНО ОБГЛОДАННЫЕ, КОРОВЫ вновь напоминают о голоде.

БЕЛЫЙ ПРИЗРАК БЕЗОТРАДНОЙ, БЕСКОНЕЧНОЙ ЗИМЫ С ЕЕ МЕТЕЛЯМИ, МОРОЗАМИ И СНЕГАМИ– как символ последних лет крепостного права.

–К какой мысли приводит нас писатель?

ВЫВОД: Все художественные средства подчинены одной цели: показать невыносимую жизнь крестьян. Средства даны таким образом, что становиться ясно – преобразования необходимы.

4.Функции пейзажа .

Вспомните функции пейзажа. (1.описание места действия; 2.создание нужного настроения; 3.воздействие природы на формирование личности героя.)

–Какова же функция этого пейзажа? С одной стороны, можно сказать, что он

призван создать нужное настроение. Но как понять, какое именно настроение

хотел создать писатель у читателя? Может–грустное: от тягостного положе–ния крестьян, а может– настроение радости от весеннего преображения при–

роды? Писатель действует в строгом соответствии с целями создания этого

пейзажа: он отбирает лишь то, что прямо или косвенно связано с жизнью чело

века. Такой пейзаж называется социальным.

Запишите в тетрадь новую функцию пейзажа.

Запись в тетради.

Пейзаж имеет еще одну функцию– социальную. Для такого пейзажа характерно не изображение многокрасочной всесторонней жизни природы, а преобладание тускло–серой цветовой гаммы. Точная и ясная целевая установка заставляет автора отбирать в природе лишь то, что прямо или косвенно связано с условиями жизни человека.

–Но писатель полон оптимизма: его увлекает и захватывает жизнь природы и отвлекает от грусти и раздумий. Тургенев отдается очарованию весны, отчего резко меняется и настроение у героя и читателя. Тот же пейзаж, но как заиграл он всеми красками…Таким образом весь пейзаж создает ощущение гармонии.

А теперь вернемся к разговору Николая Петровича и Аркадия.

–Зачитайте этот разговор по ролям.

–Как понять этот разговор?

Земля уже распределена: помещик знает, какая земля достанется крестьянам, а какая останется в его собственности. Он соблюдает свои интересы: мужик получает не лес, а пеньки (лес продан). Так беззастенчиво обирает крестьян либеральный помещик! Крестьяне же по–своему борются с таким положением – оброка не платят. Это бунт, вызови помещик войска – и кровопролития не избежать… Но Николай Петрович не решается прибегнуть к силе(«будут же они когда–нибудь платить»).

    Выводы.

Вернемся к вопросам, поставленным в начале урока.

1.Каково же положение крестьян накануне отмены крепостного

2.Как продвигается вперед дело «великих реформ»?

3.Каковы взаимоотношения крестьян с помещиками?

Во–первых, положение крестьян бедственное.

Во–вторых, каждая сторона соблюдает свои интересы, поэтому вряд

ли все смогут быть довольны результатами этих реформ.

В–третьих, крестьяне уже не платят оброк, а помещики боятся применить силу, надеясь, что в свой срок все благополучно разрешится

    Как начинается произведение? (повествование начинается с описания ситуации ожидания на дороге: слуга и его господин ждут кого-то) 1 глава

Опишите, пожалуйста, слугу (кратко)? Что необычного (или интересного) в этом описании? Вот слуга: молодой щекастый малый, с тусклыми глазами, бирюзовая сережка в ухе, напомаженные разноцветные волосы – все изобличало человека новейшего, усовершенствованного времени.

Мало того, этот слуга еще и смотрел «снисходительно» на барина, «ответствовал» ему, а барин вроде даже заискивает перед слугой.

Можно представить подобные отношения, скажем, во времена Троекурова или некрасовских бар?

    А барин себя как ведет?

    «присел» на скамеечку, «подогну под себя ножки»

    Это уже не тот барин, который везде чувствовал себя хозяином, который не сидел, а восседал, не ходил, а шествовал, не просил, и даже не приказывал, а требовал непререкаемым тоном. Все изменилось. Из первых глав видно, как отличается Николай Петрович даже от своих родителей: прямых, волевых, грубоватых натур.

  • Обратите внимание на постоялый двор. Нарисуйте его краткими штрихами цитат.

    Ветхие ступеньки, запачканная кошка…. Николай Петрович ничего этого не замечает. Для него это нормальная российская действительность.

  • Перескажите кратко историю господина этого слуги (история Николая Петровича Кирсанова) Помещик сорока с небольшим лет. Получив образование и воспитание, принятые в дворянском кругу, окончил университет, женился по любви. Жил с женой в согласии и мире, спустя десять лет жена умерла, и Николай Петрович остался с сыном на руках. Пришло время - определил его в университет, а вот сейчас встречает сына-кандидата. Автор несколькими штрихами подчеркивает слабость и вялость Николая Петровича («седого, пухленького и немного сгорбленного»).

    Как описывает состояние Николая Петровича автор во время его встречи с сыном? Приведите примеры из текста. (радостное, взволнованное замешательство). Как вы думаете, как состояние Николая Петровича отразилось на его знакомстве с Базаровым? (он встретил его радушно, тепло, открыто).

    Во время переезда от постоялого двора к Марьино Николай Петрович рассказывает сыну о произведенных им переменах в ведении хозяйства. Как вы думаете, каких взглядов придерживается Николай Петрович: он либерал, консерватор или революционер? (либерал)

Словарная работа: либерал – сторонник демократических свобод, снисходителен и терпим к проявлениям несогласия со стороны оппонента.

    Работа по образу . Наши герои прибыли в имение. Кто еще встречает их? (Павел Петрович Кирсанов). Расскажите его историю. Глава 7.

Резко отличается от Николая Петровича его брат Павел. У него нет никаких сомнений в том, что он живет с правильными представлениями о людях и событиях. Павел Петрович считает себя аристократом и ставит во главу угла права дворянства. Он живет в деревне у брата, но сохраняет все аристократические привычки. Павел Петрович одевается на английский манер, читает только английские газеты. Холеное лицо, руки с «длинными розовыми ногтями», душистые усы выделяют его среди остальных героев романа. Уже по первому описанию Павла Петровича видно, что это знающий себе цену барин. Впечатление, создаваемое внешностью, укрепляется после рассказа о жизни Павла Петровича в Марьино. Он внушает страх слугам и Фенечке. Мужик, по мнению Базарова, не видит в Павле Петровиче своего «соотечественника», потому что тот «и говорить-то с ним не умеет».

    Определение термина , относящегося к взглядам П.П. (аристократ, консервативный либерал)

Словарная работа: аристократ – лицо, принадлежащее к родовитым высшим слоям дворянства, утонченный, изысканный; консервативный либерал – отстаивающий неизменность традиционных свобод, противник нововведений.

Работа по центральному образу : Евгений Базаров. Опишите его портрет, его внешний вид (одежда), как он представляется? Почему Базаров представляется «Евгений Васильев»? (он хочет казаться ближе к народу: так представлялись простые крестьяне). 1. Как одет Евгений Базаров? Что значит «балахон с кистями»? (Балахон –просторная одежда. Появление Базарова в таком балахоне в среде Кирсановых – вызов аристократическим условностям.)

2. Внешность Базарова. На что обратил внимание Николай Петрович?(«Обнаженная красная рука» Базарова – рука человека, привыкшего к физическому труду.)

3. Как Базаров представился? («Евгений Васильев» – это простонародная форма.Так представлялись крестьяне.)

4. Почему при встрече с Николаем Петровичем Базаров не сразу подал ему руку?(А вдруг рука его повиснет в воздухе? Ведь аристократ Николай Петрович мог бы и не подать руки.)

  1. Работа с художественной деталью. Какую деталь выделяет автор, показывая встречу этих героев? С какой целью писатель использует ее? (Тургенев обращает внимание на руки героев) мотив рук – значимая деталь, характеризующая развитие конфликта. Опишите позиции рук Николая Петровича, Павла Петровича и Базарова при встрече?

Н.П. – «стиснул руку гостя»

П.П. – «спрятал руку в карман» (рука красивая, с длинными розовыми ногтями, в снежной белизне рукавчика) найти в тексте описание(4 глава)

Б. – «не сразу протянул красную большую руку».

Как эта художественная деталь помогает понять характеры встретившихся людей? (они абсолютно противоположны, закрыты, не доброжелательны, кроме Николая Петровича, который добродушен, открыт, мягок, добр)

Каким образом мы узнаем о взглядах господина Базарова? (О них рассказывает П.П. Аркадий). Как это показано в романе? Базаров – «нигилист». Как объясняет Аркадий значение этого слова? В чем сущность базаровского нигилизма? (Ко всему относиться с критической точки зрения, не принимая ничего на веру. Нигилизм – особое мировоззрение, в основе которого лежит отрицание общественных норм, правил, принципов.)

    Работа по эпизоду 5 главы (до слов «…который ко всему относится с критической точки зрения…»)

Словарная работа: нигилист – сторонник демократического движения, отрицающий устои и традиции дворянского общества, относящийся ко всему резко отрицательно; нигилист – является производным от nihil – «ничто; «нигилист – сторонник безобразного и безнравственного учения, отвергающего все, что нельзя ощупать» (из словаря В.И.Даля)

Что возмущает П. П. в личности Базарова? (развязность, грубость, насмешка, презрительность, оскорбительный тон)

Вывод : Базаров и Кирсановы Николай Петрович и Павел Петрович – люди разные. Базаров – «нигилист» и демократ, человек, прошедший суровую школу труда и лишений. Кирсановы – люди «старого века». Между ними не может быть примирения и единства. Столкновение неизбежно.

«Но, будучи неверующим, дед вовсе не отличался либерализмом: он все-таки был крепостником. Крестьяне и дворовые состояли у него в полнейшей рабской покорности. Выйти из-под его воли никому и в голову не могло придти. Не исполнить его приказания считалось такой же виной, как исполнить его по-своему. Я сам бывал свидетелем, как провинившийся получал зуботычины, не смея сойти с своего места, моргнуть глазом. Промолвить словечко, он должен был стоически выдерживать наказание, сопровождаемое внушительно бранными словами. Справедливость требует, однако же, заметить, что эта безапелляционная власть умерялась в глазах дворового не одним лишь сознанием действительной провинности, но и убеждением в превосходстве деда как хозяина, хорошо разумевшего и свое, и чужое дело. Дворовые понимали, что требования и взыскания барина происходили от его рачительности. Благодаря ему они были грамотны и знали разные ремесла, так как дед, при постоянной, почти безвыездной жизни в деревне, имел надобность в своем коновале, своем садовнику, кузнеце, столяре, даже в живописце и часовщике. Ремесла служили каждому из дворовых средством для личных заработков. Притом все они пользовались хорошим положением, не в пример соседским дворням, плохо одетым и не имевшим ни кола, ни двора собственного. По этой причине они и мирились с бесконтрольной властью помещика, находя, что она все-таки вознаграждается его деятельной рачительностью об их пользе».

Источник: А. Д. Галахов. Записки человека. М., 1999 г. — С.44

«Странные бывали у нашего помещика причины для того, чтобы увеличивать оброк. Однажды помещик и с супругою приехал в нашу слободу. По обыкновению, богатые крестьяне, одетые празднично, явились к нему с поклоном и различными дарами, тут же были женщины и девицы, все разряженные и украшенные жемчугом. Барыня с любопытством все рассматривала и потом, обратясь к своему мужу, сказала: «У наших крестьян такие нарядные платья и украшения, должно быть, они очень богаты и им ничего не стоит платить нам оброк». Недолго думая, помещик тут же увеличил сумму оброка. Потом дошло до того, что на каждую ревизскую душу падало, вместе с мирскими расходами, свыше 100 рублей ассигнациями оброка. У нас в слободе числилось до 1840 ревизских душ. Но не все одинаково способны к платежу, например. Крестьянин богатый, но ему приходилось платить за одну или две души, а другой бедный, и у него 5 или 6 ревизских душ. Были престарелые или увечные, отданы в рекруты и беглые, которых налицо не состояло, но за которых следовало платить оброк. Помещик всего этого не хотел знать и требовал, чтобы назначенный им оброк был ему представлен сполна. Тогда делали раскладку оброка на богатых и зажиточных плательщиков. Таким образом выходило, что, например, мы с отцом платили оброка свыше 5 000 рублей ассигнациями в год.

Один из крестьян нашего господина, … Прохоров, имел в деревне небольшой дом и на незначительную сумму торговал в Москве красным товаром. Торговля его была незавидна. Он ходил в овчинном тулупе и вообще казался человеком небогатым. В 1815 г. Прохоров предложил своему господину отпустить его на волю за небольшую сумму, с тем, что эти деньги будут за него вносить будто бы московские купцы. Барин изъявил на то согласие. После того Прохор купил в Москве большой каменный дом, отделал его богато и тут же построил обширную фабрику. Раз как-то этот Прохоров встретился в Москве Со своим бывшим господином и пригласил его к себе в гости. Барин пришел и немало дивился, смотря на прекрасный дом и фабрику Прохорова, очень сожалел, что отпустил от себя такого человека, и дал себе слово впредь никого из своих крестьян не отпускать на свободу. Так и сделал».

«Отцы и дети» - один из лучших романов И. С. Тургенева. В этом произведении писатель вывел на сцену нового человека эпохи, «русского Инсарова». Таков главный герой романа Евгений Базаров, разночинец и демократ по убеждениям.

Базаров противопоставлен всем остальным персонажам, и прежде всего семейству Кирсановых. В образах Кирсановых автор правдиво изобразил быт и нравы русского дворянства.

Знакомство с жизнью Кирсановых начинается с описания имения Николая Петровича. Деревеньки с низкими избами, разваливающимися крышами, разоренными кладбищами, покосившимися церквями. Мужики в лохмотьях, похожие на нищих, жалкие, чахлые деревья дополняют картину упадка Марьино, где живут Николай Кирсанов и его брат Павел.

Внешние признаки служат только подтверждением внутренних неурядиц. Хозяин имения, Николай Петрович, пытается идти в ногу со временем, проводит преобразования в хозяйстве, но сам же чувствует, что его труды пропадают даром. Он заводит ферму, горд тем, что его «в губернии красным величают», однако не может найти общий язык с крестьянами. Николай Петрович жалуется сыну Аркадию: «Самому драться невозможно, посылать за становым - не позволяют принципы, а без страха наказания ничего не поделаешь!».

Мягкий и добрый по натуре человек, Николай Петрович пытается примирить старое с новым и в себе, и в окружающих. Он старается сгладить противоречия между братом и Базаровым, не знает, как вести себя в разговоре с сыном. Но сам Николай Петрович чувствует, что он «человек отставной, его песенка спета». Ему больно сознавать это, он не хочет верить в правоту слов Базарова, однако говорит Павлу Петровичу: «Мне кажется, что они дальше от истины, нежели мы, а в то же время я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем, какого-то преимущество над нами...»

Николай Петрович боится признать себя человеком уходящего прошлого, но все его поступки доказывают, что он не может поспеть за временем. Этот простой русский барин вызывает улыбку и чувство жалости. Отношение Николая Петровича к Фенечке, его любовь к музыке, литературе подтверждают доброту этого человека, во многом близкого и понятного Тургеневу.

Резко отличается от Николая Петровича его брат Павел. У него нет никаких сомнений в том, что он живет с правильными представлениями о людях и событиях. Павел Петрович считает себя аристократом и ставит во главу угла права дворянства. Он живет в деревне у брата, но сохраняет все аристократические привычки.

Павел Петрович одевается на английский манер, читает только английские газеты. Холеное лицо, руки с «длинными розовыми ногтями», душистые усы выделяют его среди остальных героев романа. Уже по первому описанию Павла Петровича видно, что это знающий себе цену барин. Впечатление, создаваемое внешностью, укрепляется после рассказа о жизни Павла Петровича в Марьино. Он внушает страх слугам и Фенечке. Мужик, по мнению Базарова, не видит в Павле Петровиче своего «соотечественника», потому что тот «и говорить-то с ним не умеет».

Ревностно оберегая свою жизнь от внешнего вторжения, Павел Петрович сразу увидел в Базарове врага. Уже при встрече с «нигилистом» он не обменивается с ним рукопожатием, а затем спрашивает у брата: «Кто сей?» Павел Петрович чувствует, какое мнение о нем сложилось у Базарова. Это вызывает раздражение «уездного аристократа». Ему изменяет вежливость, в спорах он становится резок и груб. Пытаясь отстоять свои принципы. Павел Петрович постоянно терпит поражение. Его «принципы рушатся под влиянием базаровских слов. Не сумев одолеть Евгения в споре, Павел Петрович стал еще более ненавидеть его.

Апофеозом столкновения героев является дуэль, для которой Павел Петрович выбирает ничтожный повод и старается скрыть истинную причину. Поединок показывает всю несостоятельность дворянских «принципов» Павла Петровича. Этот честный, воспитанный человек остался в прошлом. Тургенев, говоря о Павле Петровиче, лежащем в постели после дуэли, пишет: «...Его красивая, исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца... Да он и был мертвец». Сразу вспоминаются слова Базарова, называющего его «архаичным явлением». И если Николай Петрович вызывает добрую улыбку с оттенком грусти, то его брат достоин только жалости.

Душа Павла Петровича давно опустошена, у него нет будущего, а есть только прошлое. Особенно остро понимаешь это, читая эпилог романа. Павел Петрович живет в Дрездене, он так же респектабелен, как и раньше, опрятен и благороден, не читает ничего русского. Но «жить ему тяжело... тяжелей, чем он сам подозревает». Горько стиснув зубы, Павел Петрович в задумчивости стоит не шевелясь в русской церкви, «потом вдруг опомнится» и начинает молиться. Только русская церковь в центре Германии да пепельница в виде мужицкого лаптя осталась у этого человека.

Но и судьба Николая Петровича отнюдь не безоблачна. Его взгляды, деятельность мирового посредника «не удовлетворяют вполне ни дворян образованных, ...ни необразованных». Николай Кирсанов тоже не может попасть в русло быстротекущей жизни.

Судьба братьев Кирсановых - это отражение жизни русского дворянства пореформенной эпохи. И. С. Тургенев мастерски изобразил процесс постепенного разрушения «дворянских гнезд», гибели патриархального уклада. В милую сердцу писателя среду вторглась новая, молодая сила.


В романе Отцы и дети, помимо главной проблемы проблемы отцов и детей, затрагивается и важный вопрос о жизни предреформенной деревни, о судьбе русского крестьянства. Дело в том, ҹто свой роман И.С.Тургенев наҹинает с конкретной даты: 20 мая 1859 года..., которая указывает на то, ҹто действие происходит накануне отмены крепостного права. В самом наҹале повествования автором представлена мраҹная картина деревенских окрестностей с их увядающей природой и бытом: Деревеньки, с низкими избенками под темными, ҹасто до половины разметанными крышами. Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля тянулись до самого небосклона, то вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса и, усеянные редким и низким" кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени... Как нароҹно, мужиҹки встреҹались все обтерханные, на плохих кляҹонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам... По всему видно, ҹто хозяйство крестьян приходит в упадок и пронизано нищетой: покривившиеся молотильные сарайҹики, опустелые гумна, обессиленные животные, словно вырванные из ҹьих-то грозных, смертоносных когтей... И герой Тургенева, Аркадий, поражен и озабоҹен увиденным, сердце его понемногу сжималось, и он думал: Не богатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием. Нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы. Картины краснореҹиво говорят о невыносимой нужде, голоде, разорении крестьян. Краткое описание деревни настолько впеҹатляет, ҹто особых комментариев не требуется. Автор старается показать сходство в том, ҹто и природа, и деревня, и сам русский мужик-крестьянин дошли до последней стадии нищеты и разорения, и не осталось от них ни былой силы, ни красоты, ни богатства. Друг Аркадия Базаров тоже замеҹает, ҹто хозяйство Кирсановых оставляет желать луҹшего: ...скот плохой и лошади разбитые. Строения тоже подгуляли, и работники смотрят отъявленными ленивцами... И, говоря народной мудростью, герой приходит к выводу, ҹто русский мужик Бога слопает. Вообще, именно ҹерез восприятие Базарова Тургенев представляет ҹитателю русскую деревню и сущность простого парода. На протяжении всего романа автор обращается к этой теме, о ҹем мы узнаем из разговоров и споров Базарова. Герой гордится тем, ҹто сто дед землю пахал, и этим самым показывает близость свою к простому народу. И именно он как никто другой понимает, ҹто народу даром не нужны бесполезные слова вроде либерализма, прогресса и им подобных, о которых так любит говорить Павел Петровиҹ Кирсанов. В то же время Базаров осуждает такие характерные для русского народа ҹерты, как религиозность и суеверие. Павел Петровиҹ возмущенно спорит с Базаровым, утверждая, ҹто русский народ не такой, каким его воображает Базаров, он патриархальный и не может жить без веры. Базаров обвиняет Кирсанова в том, ҹто он говорить с простым народом не умеет, а тот, в свою оҹередь, обвиняет Базарова в том, ҹто он и говорит с народом, и презирает его одновременно. И Базаров снова оказывается на высоте: он признает, ҹто презирает, презирает, потому ҹто грубейшее суеверие душит крестьянскую сущность, ҹто мужик рад самого себя обокрасть, ҹтобы только напиться дурману в кабаке. Таков пеҹальный итог всего сказанного, и, к сожалению, Базаров оказывается прав. Мысли Базарова, его боль за весь русский народ оказываются гораздо глубже мыслей и переживаний, испытываемых к крестьянству Аркадием, для которого светлое будущее России состоит в том, ҹто у последнего мужика будет такое же помещение, как белая изба старосты Филиппа. Для Базарова белая изба далеко не решение всех крестьянских проблем и не свидетельство народного благоденствия. Герой с гореҹью осознает, ҹто еще нескоро законҹатся беды народные, но он не меньше других меҹтает о том, ҹто настанет светлое и свободное время, когда простой русский мужик сможет вдохнуть полной грудью свежий воздух и спокойно трудиться на собственное благо.

В романе «Отцы и дети», помимо главной проблемы - проблемы отцов и детей, затрагивается и важный вопрос о жизни предреформенной деревни, о судьбе русского крестьянства. Дело в том, что свой роман И.С.Тургенев начинает с конкретной даты: «20 мая 1859 года...», которая указывает на то, что действие происходит накануне отмены крепостного права.
В самом начале повествования автором представлена мрачная картина деревенских окрестностей с их увядающей природой и бытом: «Деревеньки, с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами». «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля тянулись до самого небосклона, то вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса и, усеянные редким и низким" кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени... Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам...»
По всему видно, что хозяйство крестьян приходит в упадок и пронизано нищетой: «покривившиеся молотильные сарайчики», «опустелые гумна», «обессиленные животные, словно вырванные all so ch . ru 2001 2005 из чьих-то грозных, смертоносных когтей...» И герой Тургенева, Аркадий, поражен и озабочен увиденным, «сердце его понемногу сжималось», и он думал: «Не богатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием. Нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы».
Картины красноречиво говорят о невыносимой нужде, голоде, разорении крестьян. Краткое описание деревни настолько впечатляет, что особых комментариев не требуется. Автор старается показать сходство в том, что и природа, и деревня, и сам русский мужик-крестьянин дошли до последней стадии нищеты и разорения, и не осталось от них ни былой силы, ни красоты, ни богатства. Друг Аркадия Базаров тоже замечает, что хозяйство Кирсановых оставляет желать лучшего: «...скот плохой и лошади разбитые. Строения тоже подгуляли, и работники смотрят отъявленными ленивцами...» И, говоря народной мудростью, герой приходит к выводу, что «русский мужик Бога слопает».
Вообще, именно через восприятие Базарова Тургенев представляет читателю русскую деревню и сущность простого парода. На протяжении всего романа автор обращается к этой теме, о чем мы узнаем из разговоров и споров Базарова. Герой гордится тем, что сто «дед землю пахал», и этим самым показывает близость свою к простому народу. И именно он - как никто другой - понимает, что народу «даром не нужны» бесполезные слова вроде «либерализма», «прогресса» и им подобных, о которых так любит говорить Павел Петрович Кирсанов. В то же время Базаров осуждает такие характерные для русского народа черты, как религиозность и суеверие. Павел Петрович возмущенно спорит с Базаровым, утверждая, что русский народ не такой, каким его воображает Базаров, он патриархальный и не может жить без веры.
Базаров обвиняет Кирсанова в том, что он говорить с простым народом не умеет, а тот, в свою очередь, обвиняет Базарова в том, что он и говорит с народом, и презирает его одновременно. И Базаров снова оказывается на высоте: он признает, что презирает, презирает, потому что грубейшее «суеверие душит» крестьянскую сущность, что «мужик рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке». Таков печальный итог всего сказанного, и, к сожалению, Базаров оказывается прав.
Мысли Базарова, его боль за весь русский народ оказываются гораздо глубже мыслей и переживаний, испытываемых к крестьянству Аркадием, для которого светлое будущее России состоит в том, что «у последнего мужика будет такое же помещение», как белая изба старосты Филиппа. Для Базарова «белая изба» - далеко не решение всех крестьянских проблем и не свидетельство народного благоденствия. Герой с горечью осознает, что еще нескоро закончатся беды народные, но он не меньше других мечтает о том, что настанет светлое и свободное время, когда простой русский мужик сможет вдохнуть полной грудью свежий воздух и спокойно трудиться на собственное благо.