Анализ практики использования интерактивных технологий в спо. Использование интерактивных методов в обучении специальных дисциплин. По подготовке к занятиям в интерактивной форме

В специальной литературе есть разные трактовки терминов "метод обучения" и "прием обучения". По сути — это способ взаимодействия учителя и учащихся, с помощью которого происходит передача знаний, умений и навыков.

Разница в том, что прием — это кратковременный способ, который предполагает работу с одним, конкретным ЗУНом. А метод — процесс длительный, состоящий из нескольких этапов и включающий в себя множество приемов.

Таким образом, прием обучения — лишь составная часть того или иного метода.

Классификация методов обучения

Методы классифицируют по разным признакам:

  • по характеру учебной деятельности: репродуктивные, проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно-иллюстративные, эвристические и пр.;
  • по степени активности педагога и учащихся: активные и пассивные;
  • по источнику учебного материала: словесные, практические;
  • по способу организации учебно-познавательной деятельности: методы формирования ЗУН на практике, методы получения новых знаний методы проверки и оценивания.

Активные методы обучения: определение, классификация, особенности
Что такое активные методы обучения?

Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия "учитель = ученик". Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.

Идея активных методов обучения в педагогике не нова. Родоначальниками метода принято считать таких прославленных педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, Г. Гегель, Ж. Руссо, Д. Дьюи. Хотя мысль, что успешное обучение строится, прежде всего, на самопознании, встречается еще у античных философов.

Признаки активных методов обучения

  • активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;
  • длительное время активности — учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;
  • самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;
  • мотивированность к обучению.

Классификация активных методов обучения

Самая общая классификация делит активные методы на две большие группы: индивидуальные и групповые. Более подробная включает такие группы:

  • Дискуссионные.
  • Игровые.
  • Тренинговые.
  • Рейтинговые.

Методы и приемы активного обучения

В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию нескольких. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач.

Рассмотрим самые распространенные методы активного обучения:

  • Презентации — наиболее простой и доступный метод для использования на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме.
  • Кейс-технологии — используются в педагогике с прошлого века. Строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов. Американская школа предлагает поиск одного-единственного правильного решения поставленной задачи. Европейская школа, наоборот, приветствует многогранность решений и их обоснование.
  • Проблемная лекция — в отличие от традиционной, передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть учитель не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами учащиеся. Этот метод достаточно сложен и требует наличия у учеников определенного опыта логических рассуждений.
  • Дидактические игры — в отличие от деловых игр, дидактические игры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы. Игровые методы можно отнести и к интерактивным методам обучения. Все зависит от выбора игры. Так, популярные игры-путешествия, спектакли, викторины, КВН — это приемы из арсенала интерактивных методов, так как предполагают взаимодействие учащихся друг с другом.
  • Баскет-метод — основан на имитации ситуации. Например, ученик должен выступить в роли гида и провести экскурсию по историческому музею. При этом его задача — собрать и донести информацию о каждом экспонате.

Интерактивные методы обучения: определение, классификация, особенности

Что такое интерактивные методы обучения?

Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.

Задачи интерактивных методов обучения

  • Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
  • Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
  • Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Методы и приемы интерактивного обучения

  • Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма. Читайте подробнее о .
  • , сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.
  • Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ . Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.
  • Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.
  • Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.
  • Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.
  • Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.
  • BarCamp , или антиконференция. Метод предложил веб-мастер Тим О´Рейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.

К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений,

Использование современных интерактивных методов обучения в системе СПО на примере уроков информатики.

Преподаватель: Максимова А.Д.

Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном профессиональном учебном заведении. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности.

Основные цели интерактивного обучения:

    стимулирование учебно-познавательной мотивации;

    развитие самостоятельности и активности;

    воспитание аналитического и критического мышления;

    формирование коммуникативных навыков

    саморазвитие учащихся.

Для эффективного решения подобного рода задач, возникает острая необходимость в умениях, которые студенты смогут выработать только на практике, решая задачи прикладного характера, близкие к их будущей профессиональной деятельности.

В современных лечебных учреждениях уже остро стоит потребность в высококвалифицированных кадрах, обладающих ИКТ-компетенциями.

Студенты проявляют интерес в приобретении новых знаний, в том числе и по информатике, что создает благоприятные условия для преподавателя для работы в учебной группе, развития компетентности целеполагания, и для органичного внедрения компетентностного подхода. Эти особенности позволяют преподавателю использовать различные методы и приемы на своих уроках.

Таким образом, возникает необходимость создания условий для формирования ИКТ-компетентности студентов медицинского колледжа.

Но здесь возникают противоречия между учебной и практической деятельностью.

Ведь в практической деятельности требуется проявить компетентность в решении поставленной задачи.

Информационно-коммуникационная компетентность (ИКК) является одной из самых востребованных компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета и др.

формирование у студентов медицинского колледжа ИКТ-компетентности требует от преподавателя информатики специальных методов и приемов, и здесь неоценимую роль могут играть методы интерактивного обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки.

Основные интерактивные методы обучения: «Мозговой штурм», ролевая игра, игровые упражнения, метод проектов, кейс-метод, инсценировка, проигрывание ситуаций, дебаты и др.

В курсе изучения «Информатика и ИКТ» для студентов всех специальностей медицинского колледжа мною выбраны следующие интерактивные методы обучения: деловая игра, метод проектов и кейс-метод

Многообразие тем в курсе «Информатики и ИКТ» предоставляет широкие возможности для реализации метода проектов. Поэтому в данной статье мне хотелось бы подробнее остановиться именно на этом методе.

Например, очень эффективен метод проектов при изучении темы: «СУБД и их использование»

Целью использования данного метода является не только изучение конкретной СУБД, но и освоении идеологии информационной модели, баз данных, их типов, функций, способов связи, информационных систем и приобретения профессиональных навыков проектирования и ведения баз данных.

Практические занятия можно построить следующим образом: сначала идет закрепление теоретических знаний на примере демонстрационной БД, а затем учащиеся переходят к самостоятельной работе над индивидуальным проектом (при необходимости обращаясь к справочной презентации). При использовании метода проектов на уроках очень важно определить, какие темы учащиеся будут осваивать обычным путём, а какие на этапе проектирования. В качестве основного методического приема используется проблемный метод обучения и эвристические лабораторные работы. Темы занятий объединены по группам. Они включают теоретический материал по теме, разработки для проведения лабораторных работ, практических заданий, тесты, позволяющие проводить контроль на протяжении всего курса обучения, а также зачёты по теме каждой группы, деловые игры, проектные работы.

Специфические особенности приобретает организация контроля знаний учащихся. После изучения раздела или темы курса проводится мини-зачет, который включает в себя тематическое тестирование по основным понятиям и определениям данного раздела. Кроме того учащиеся должны отчитаться по индивидуальному проекту. По окончании курса проводится итоговое тестирование, охватывающее все разделы курса для проверки уровня усвоения учащимися теоретических основ, например, курса СУБД. Проверка практических навыков разработки информационных систем осуществляется в ходе защиты индивидуальных проектов. Кроме тестовой формы контроля можно использовать рейтинговую систему для оценки проектных работ.

Общее количество баллов по теме определяется в зависимости от отведённого на её изучение количества часов, а также значимости данной темы по сравнению с другими.

Для того чтобы использовать рейтинговую систему оценки преподавателю необходимо:

    определить основные темы изучаемого курса, выделить при этом все виды учебной работы;

    иметь наборы контрольных заданий по каждой теме;

    определить содержание индивидуальных заданий, творческих заданий;

    составить вопросы к зачёту, если проведение такого предполагается или сформулировать требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по данной теме;

    сообщить правила соотнесения результатов учебной работы учащихся с их рейтингом;

    разработать методические указания для учащихся по изучению данной темы;

Можно сделать вывод, что применение современных образовательных технологий, в данном случае технологии интерактивного обучения на уроках информатики может сделать урок содержательным и практически значимым для учащегося.

Использование метода проектов позволяет реализовать развивающий подход в обучении, дает возможность учащемуся выполнять совместную творческую работу.

Светлана Гусева
Опыт работы со студентами СПО «Активные формы обучения на занятиях химии»

Активные формы обучения относятся к классу образовательных технологий, как «технологии модернизации обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся».

Активные формы обучения – это методы , которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Они включают в себя следующие технологии : технология проблемного обучения , технология проектного обучения , игровые технологии, интерактивные технологии . Метод обучения является важнейшим компонентом урока, обеспечивая взаимосвязь учителя и обучающегося . По словам А. С. Макаренко «Метод обучения – это не только инструмент учителя, но и инструмент прикосновения к личности ученика».

Формы работы , повышающие уровень активности обучения , следующие :

1. Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок – деловая игра, урок – соревнование, урок – экскурсия и др.) .

2. Использование игровых форм .

3. Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды) .

4. Использование различных форм учебной работы (групповые, индивидуальные, фронтальные и др.) .

5. Различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные и др.) .

6. Деятельностный подход в обучении .

Одним из важнейших компонентов процесса теоретического обучения являются методы обучения . Это способы совместной организации деятельности преподавателя и студентов , при помощи которых достигается овладение студентами практических знаний , умений и навыков. При этом формируются основы их профессионального мастерства, серьезное отношение к труду, развиваются умственные и физические силы, творческие способности.

При изучении дисциплины «Химия » , специальности обучаю студентов знаниям основных химических понятий , основных законов химии , основных классов неорганических и органических веществ, методов контроля сложных веществ, выполнять физико-химические эксперименты , проведения качественных и количественных расчетов и т. д.

В процессе обучения применяю методы , которые по источникам знаний и умений разделяются на :

Словесные (рассказ-объяснение, беседы, письменное инструктирование) ;

Демонстрационные (наглядные пособия : схемы, плакаты, таблицы, портреты ученых и т. д.).

Проверенной формой организации учебной работы является комбинированный урок. Такие уроки позволяют чередовать труд и отдых студентов . На занятии сначала провожу контроль знаний по изученному материалу. Затем предоставляю студентам группы задавать вопросы отвечающему. При изучении нового материала стараюсь дать необходимые знания студентам и закрепить их на занятии , в результате фронтального опроса.

Распространенной формой проведения урока – является игра. Студенты при проведении игр более активны , заинтересованы. На таких занятиях лучше закрепляются полученные знания и умения. Приведу примеры, используемых мною игр.

При изучении гомологических рядов классов органических соединений я провожу :

1. Игру «Кто быстрее?» и больше напишет формул гомологического ряда данного класса соединений (алканы, алкены, алкины и т. д.) . Приглашаю студентов к доске , засекаю время. Написанные формулы проверяют другие студенты группы .

При контроле знаний химических свойств веществ и способов их получения провожу :

2. Игру «Эстафета» . Разбиваю группу на три команды, выдаю задания «Осуществить цепочку химических превращений » . Выигрывает та команда, которая напишет быстрее реакции и даст правильные названия веществам. Эта игра позволяет закреплять знания химических свойств веществ .

3. «Химический диктант » . Читаю студентам 10 – 15 вопросов о свойствах, строении, получении, применении органических веществ (бензол, метан, уксусная кислота и т. д.) . Студенты чертят линию со шкалой вопросов. Цифры означают номер вопроса. Ответы оформляются на шкале : если вопрос соответствует данному веществу, то на шкале отмечается черточкой ---, а если нет, то отмечается дугой. Затем на доске зарисовываю правильную шкалу ответов. Студенты самостоятельно сверяют ее со своим ответом и ставят себе отметку.

При закреплении пройденной темы «Углеводороды» предлагаю студентам выполнить тестовую работу по вариантам . Студенты с интересом относятся к такому контролю знаний. Выполнение тестовых работ позволяет быстро и объективно оценить знания студентов .

Теоретические знания химии закрепляются на практических и лабораторных занятиях . Такие практические занятия , как «Расчеты по химическим формулам и уравнениям » , «Составление электронных формул атомов и графических схем электронных слоев» позволяет студентам самостоятельно выполнять задания, используя дополнительный справочный материал, проверить знания теоретического материала и ответить на контрольные вопросы. Лабораторные занятия повышают интерес студентов к дисциплине , ответственное отношение к занятию , умение работать в коллективе . Лабораторные занятия «Испытания растворов солей индикаторами» , «Качественное определение углерода и водорода в органических веществах» , «Изучение свойств белков» и другие позволяют наглядно видеть и изучать свойства веществ, повышают интерес к будущей профессии. Студенты специальности «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» будут проводить контроль качества пищевых продуктов. На лабораторных занятиях они получают первичные навыки работы с оборудованием и реактивами . Эффективная работа преподавателя со студентами во время лабораторных занятий позволяет повысить интерес к дисциплине, ответственность за качество самостоятельной работы , а следовательно, повысить качество подготовки специалистов.

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от специалиста умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.

Основные задачи ФГОС – 3 :

Научить учиться – Организовать деятельность – Организовать продуктивную деятельность.

Активные методы обучения направлены на привлечение студентов к самостоятельной познавательной деятельности, вызывают личностный интерес к решению задач, возможность применения полученных знаний.

Преподаватель химии Гусева С . А.

Публикации по теме:

Презентация на тему «Активные методы и формы работы ДОУ по социализации дошкольников через игровую деятельность» была создана для работы.

Активные методы обучения ребенка как условие обновления образовательного процесса в дошкольном учреждении АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ПРОЕКТА Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать это самому и оно станет моим навсегда.

Формы, методы и средства организации обучения Формы организации обучения в ДОУ: Форма организации обучения - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы работы на занятиях физической культурой» План работы 1. Задачи физического воспитания 2. Роль физического воспитания 3. Условия физического воспитания в нашем детском саду 4. Нетрадиционные.

Анализ по проблемам речевой патологии у детей нашего детского сада свидетельствует о том, что положение здоровья вызывает обоснованную.

Опыт работы

Аннотация

В данной работе рассмотрены общие вопросы и практика внедрения интерактивных методов. Представлен план-конспект урока-зачета на тему «Законодательные положения по охране труда и производственной экологии» для студентов СПО, обучающихся по профессии «Повар, кондитер».
Все это может оказать помощь в работе педагогам и специалистам на уровне среднего профессионального образования.

Введение

Эта работа посвящена интерактивным методам, которые необходимо применять в обучении студентов на современном этапе.
Документальным обеспечением данной работы является ФГОС по профессии «Повар, кондитер», Трудовой кодекс.

В основу методической разработки положены: личностно-ориентированная и информационно-коммуникативная технологии. Наиболее активно использовалась научно-популярная литература:

  1. Интерактивные методы обучения.// Педагогика, 2000. - №1. -с.23.19.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование, 1998.-164с.
  3. Новое педагогические и информационные технологии в системе образования, «АКАДЕМИЯ» 2005.

В стремительно меняющемся мире ведущей задачей профессионального образования становится подготовка специалистов, стремящихся к саморазвитию и самореализации, способных не только гибко реагировать на изменения рынка труда, но и активно влиять на социально-экономические и культурные перемены. Идеальный тип человека современности и ближайшего будущего - это человек самостоятельный, предприимчивый, ответственный, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в команде и т.д.

Все вышеперечисленные свойства и качества универсальны и необходимы в любой профессиональной деятельности. Внедрение интерактивных методов является крайне важной задачей в воспитании молодых специалистов. В последнее время работодатели, родители, высшая школа обращают все большее внимание на воспитание человека пытливой, ищущей мысли, способного работать в команде, коммуникабельного, обладающего навыками проектирования, наделенного культурой учения и труда. Поэтому выпускники образовательных учреждений должны обладать ключевыми компетенциями, т.е. универсальными умениями, позволяющими им понимать ситуацию и достигать результатов в профессиональной и личной жизни. Ключевые компетенции состоят из профессиональных компетенций (свойство человека успешно достигать конкретного результата в реальной профессиональной деятельности) и надпрофессиональных компетенций (это личностные качества человека). Поэтому педагогам СПО и общеобразовательных школ в обучении современных специалистов необходимо шире использовать интерактивные методы. Это пробудит интерес обучающихся к будущей профессии, поможет им более полно овладеть профессиональными, знаниями и навыками, ориентироваться в новых ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни и достигать поставленных целей.

В данной методической разработке обосновывается необходимость внедрения интерактивных методов обучения в учреждениях СПО и других учреждениях образования в связи с требованиями современного общества, дается понятийный аппарат и рекомендации в проведении урока по учебной дисциплине «Охрана труда и окружающей среды» по профессии: «Повар, кондитер» с применением интерактива (ролевой игры).

Материалы данной методической разработки рекомендуются для использования в работе педагогов и специалистов учебных заведений для качественной подготовки студентов.

Ключевые слова:

  • Интерактивное обучение - это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге.
  • Мозговой штурм - метод продуцирования идей и решений при работе в группе.
  • Групповая дискуссия
  • Ролевая игра - ситуация, в которой участник берет нехарактерную для него роль, поступает непривычным образом. Небольшая сценка произвольного характера, отражающая модель жизненных ситуаций.
  • Ключевые компетенции - наиболее общие (универсальные) умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни. Термин «ключевые компетенции» указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других компетенций.
  • Профессиональные компетенции - свойство человека успешно достигать конкретного результата в реальной профессиональной деятельности.
  • Надпрофессиональные компетенции - личностные качества человека.

Цель работы: Формирование знаний по интерактивным методам и их практическое использование в обучении специальных дисциплин.

  • Ознакомить с классификацией методов обучения, основанной на видах взаимоотношения преподавателя и студента.
  • Раскрыть сущность интерактивных методов, показать их роль, значение в обучении спецдисциплин.
  • Сравнить интерактивные методы обучения с традиционными и выделить преимущества интерактивных занятий.
  • Показать формы воплощения интерактивных методов в жизнь.
  • Обеспечить формирование умений самостоятельно применять знания об интерактивных методах на уроках спецдисциплин.

1. Теоретическая часть.

1.1. Общие понятия об интерактивных методах.

Поиск ответа на традиционный вопрос «Как учить и воспитывать? - выводит на категорию методов обучения. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной и воспитывающей деятельностью. Метод - сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Метод обучения - это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения.

Классификаций методов обучения великое множество. Условно их можно разделить на 3 основные категории: пассивные, активные, интерактивные.

1. Пассивные методы (методы линейного воздействия).

Суть этих методов в том, что педагог является главным организатором. Он распределяет работу, предлагает заранее составленный план, лично контролирует все действия обучающихся. Любая попытка обучающихся показать свою самостоятельность, их инициатива и творчество рассматриваются как отход от заранее намеченного плана работы. Проблема исследования не обсуждается в ходе совместной работы, а предлагается как актуальная и значимая. Студентам определяется роль пассивных объектов воздействия взрослых.

Формы реализации в учебном процессе: Лекция, рассказ, опрос по пройденному материалу, решение задач, тестирование, работа с учебником и т.д.

Условия выбора пассивного метода:

  1. У обучающихся нет достаточного количества источников информации (учебников, словарей, справочников, и т.п.), а для проведения учебных занятий или внеурочной деятельности необходима дополнительная информация.
  2. Не хватает времени для нахождения информации.
  3. Большая аудитория обучающихся.
  4. Ставиться изначальная задача отбора наиболее талантливых и успевающих (наилучшие аудиальные или визуальные способности - зрительная или слуховая память) студентов.
  5. Объем изучаемого материала требует максимальной плотности его изложения.
  6. Особенность группы подразумевает необходимость «проговаривать» те или иные принципиальные положения, у обучающихся не хватает необходимого социального опыта.

Положительные стороны пассивного метода:

  1. Экономия времени.
  2. Высокая дисциплина.
  3. Простота оценивания усвоения материала при репродуктивном характере проверке.
  4. Высокий теоретический уровень.

Отрицательные стороны пассивного метода:

  1. Снижение мотивации обучаемых.
  2. Отсутствие индивидуального подхода.
  3. Низкий уровень деятельности студентов
  4. Процент усвоения материала невелик
  5. Акцент на запоминание, а не на понимание.

2. Активные методы (методы кругового воздействия)

Суть этих методов в том, что характер взаимодействия педагога и студентов меняется. Преподаватель еще остается главным, единственным источником информации и экспертом, но студенты уже не являются пассивными слушателями. Они могут задавать вопросы, пояснять необходимые положения, предлагать собственные решения. В этом случае, учебно-воспитательный процесс не может быть полностью подготовлен преподавателем заранее. Занятия не имеют жесткой структуры, могут возникнуть дополнительные темы для обсуждения. Формирование тем и проблем также происходит в ходе совместного обсуждения. Вместе с тем роль педагога в является ключевой, без него невозможно дальнейшее проведение занятия.

Формы реализации в учебном процессе:

Соревнование по рядам, вариантам, группам; любые виды дискуссий, различные беседы, обсуждение альтернативных решений и т.д.

Условия выбора активного метода.

  1. Средний уровень подготовленности группы.
  2. Рассматриваемые вопросы привлекают повышенный общественный интерес или основаны на распространенном социальном опыте.
  3. Развитое умение учащихся задавать вопросы.
  4. Необходимость подвести итоги или обсудить полученный материал.
  5. Аудитория средних размеров.
  6. Объем материала позволяет развивать обсуждение.
  7. У преподавателя достаточно времени на уточнения и пояснения.
  8. Аудитория достаточно однородна по уровню подготовленности.
  9. Высокий уровень компетентности преподавателя в рассматриваемой теме.

Положительные стороны активного метода

  1. Тема занятий определяется совместно.
  2. Не требует большого количества дополнительных ресурсов.
  3. Студенты приобретают умение формулировать свои потребности и вопросы.
  4. Повышается мотивация.
  5. Преподаватель является компетентным источником информации.

Отрицательные стороны активного метода

  1. Преподаватель может быть не готов к обсуждению ряда вопросов.
  2. Ряд обучающихся остаются пассивными из-за стеснения, неумения быстро сформулировать вопрос, дефектов речи и т.д.
  3. Возможен уход в сторону отдельными студентами.
  4. Возможно давление педагога, остающегося центральной фигурой занятия.
  5. Снижается дисциплина.

3. Интерактивные методы (методы кругового взаимодействия)

Коммуникация.

При использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется - перерастает быть центральной, он лишь регулирует учебно- воспитательный процесс и занимается его общей организацией. Определяет общее направление (готовит заранее необходимые задания и формирует вопросы или темы для обсуждения в группах), контролирует время и порядок выполнения намеченного плана работы, дает консультации, разъясняет сложные термины и помогает в случае серьезных затруднений. При этом у обучающихся появляются дополнительные источники информации: книги, словари, справочники, сборники законов, поисковые компьютерные программы. Они также обращаются к социальному опыту - собственному и своих товарищей, при этом необходимо вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, а при необходимости идти на компромиссы. При этом важно, чтобы в работе группы были задействованы все ее члены, не было подавления инициативы или возложения ответственности на одного или нескольких лидеров. Также для интерактивных методик важно, чтобы между заданиями групп существовала взаимосвязь, а результаты их работы дополняли друг друга. На схеме показано, что воздействие преподавателя не прямое, а опосредованное, что пока еще характерно для российской системы образования. Обучающиеся чаще вступают в контакт друг с другом, а взрослые должны заботиться о направлении их усилий для достижения положительного результата, консультировать и помогать в организации рефлексии.

Формы реализации в учебном процессе.

Ролевые и деловые игры, дебаты, проектная деятельность, моделирование, мозговые штурмы, станционные взаимозачеты.

Условия выбора интерактивных методов.

Выбор методов обучения и воспитания является ответственным делом, от которого зачастую зависит успех или неудача занятия. Необходимо также умелое сочетание различных методов в процессе преподавания, что может сделать обучение более разнообразным и интересным. К таким условиям и факторам выбора методов преподавания могут быть отнесены следующие:

  1. Уровень теоретической подготовки студентов.
  2. Наличие социального опыта по рассматриваемой теме.
  3. Наличие или отсутствие умений строить эффективную коммуникацию.
  4. Степень мотивации студентов к обучению.
  5. Количество дополнительных источников информации и навыки работы с ними.
  6. Количество студентов (в большой группе сложно наладить интерактивное взаимодействие).
  7. Индивидуальные особенности преподавателя (темперамент, уровень владения материалом, интересы).
  8. Внешние ограничения (количество времени, общий объем материала, способы оценки успешности работы- тесты, экзаменационные вопросы, устные ответы или другие).

1.2. Почему необходимо использовать интерактивные методы в обучении?

Интерактив - это высокая мотивация, прочность знаний, творчество и фантазия, коммуникабельность, активная жизненная, позиция командный дух, ценность индивидуальности, свобода самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение, демократичность.

ХХI век дает заказ на выпускников, обладающих вероятностным мышлением, т. е. способных ориентироваться в незнакомой ситуации. Поэтому назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и новых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, развивать самостоятельность студентов, а также содействовать сохранению и укреплению здоровья. Интерактивные методы сполна отвечают данным требованиям.

Интерактивность (или открытость к общению) обретает в наши дни особое значение. Появились интерактивные опросы, программы на радио и телевидении, сценарии которых во многом диктуются открытыми беседами со зрителями и слушателями. Подобные собеседования часто демонстрируют далеко не лучшие образцы диалога. Следовательно, умению строить интересный, конструктивный диалог нужно учить. Интерактивное обучение - это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге.

Участие в диалоге требует владения умением не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым.

При сохранении конечной цели и основного содержания образовательного процесса интерактивное обучение изменяет привычные формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Интерактивные методы обучения очень эффективны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации обучающихся. Налицо более прочное усвоение материала, т.к. студенты «добывают» знания самостоятельно, сознательно, проживая каждый шаг обучения.

Именно интерактивные методы позволяют студентам поверить в свои силы, свои способности. У обучающихся повышается самооценка, уверенность в себе. Очень важно воспитание взаимоуважения, терпимости к мнениям и поступкам окружающих людей. Высоко ценятся качества, как коммуникабельность, Умение общаться, договариваться, находить компромиссы, работать в команде.

В век информатизации, когда один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации, важно умение работать сплоченно. Не зря ХХI век называют еще «веком команд».

Интерактивные методы способствуют формированию умений распределять обязанности, ставить цели, делать взвешенный, правильный выбор, анализировать ситуацию и предусматривать риски.

Согласитесь, интерактивные методы делают уроки интересными, развивают чувство ответственности и у Вас, и у Ваших студентов. В конце концов, интерактивные методы дают ощущение полета творческой мысли, чувство радости и глубокого удовлетворения от своей работы. Пусть результаты использования интерактива будут видны не скоро, и это будут, скорее всего, слова благодарности студентов, преуспевших в бизнесе, науке, культуре или даже в ведении домашнего хозяйства. Следует помнить, что работать надо ради чего-то большего, чем просто за деньги…

Поэтому необходимо сказать «Да?» интерактивным методам, потому что они нравятся педагогам и обучающимся.

1.3. Как удачно организовать учебное пространство для воплощения интерактива?

Прежде чем приступить к групповым формам работы, следует обратить внимание на учебное пространство кабинета. Кроме того, что в кабинете должно быть чисто, свежо, приятно находиться, помещение должно «работать на Вас», т.е. помогать Вам достигать поставленных целей.

Конечно, вы знаете, что диалоговые формы взаимодействий ориентированы на общение лицом к лицу, поэтому традиционная расстановка парт, когда обучающиеся видят затылки сидящих впереди и только одно лицо - педагога, здесь неуместна. Необходимы варианты расстановки учебных мест в зависимости от количества групп и числа учащихся в каждой группе. Изменение привычной расстановки парт, возможность решать поставленные вопросы сообща подготавливают студентов к нетрадиционным формам обучения. При входе в кабинет, где учебное пространство подготовлено оригинально и соответственно предстоящему уроку, у обучающихся возникает мотивационная готовность к нестандартной ситуации. Внутренняя готовность студентов позволяет сокращать время, необходимое им для погружения в форму и содержание интерактивного обучения.

Подготовка учебного кабинета только в виде перестановки парт (даже если Вы удивите обучающихся перестановкой учительского стола за дверь или в самый дальний угол, а ученические парты расставите самым причудливым образом), все равно этого будет недостаточно! Займитесь оформлением фона во время интерактивного урока, подготовьте «якоря» - визуальные, аудиальные, кинестетические, обонятельные, пространственные и другие. Часто бывает достаточно услышать какую-то мелодию, и мы внезапно переносимся в прошлое, видим, слышим и переживаем то, что было когда-то. Это действие аудиального якоря. Поэкспериментируйте, подумайте, что может помочь Вам «погрузить» ребят в нужную атмосферу, соответствующую форме и содержанию Вашего интерактивного мероприятия.

Может быть, Вы будете использовать листы-кричалки. К примеру, такого содержания:

  • «Критика подобна почтовым голубям, которые всегда возвращаются домой»
  • «За каждое нытье - один вырванный волосок. Смотри, не облысей!».
  • «Будь щедр на добрые слова!».
  • «Улыбайся!».
  • «Искренне старайся смотреть на вещи с точки зрения Вашего собеседника».

Позаботьтесь об обилии информационных источников, их удобстве для использования. Например, Вы можете оформить «остров сокровищ» - стол, на котором разложите книги, рефераты, газеты и тому подобное по интересующей проблеме.
Итак, имейте мужество быть оригинальным!

1.4 Формы воплощения интерактивных методов.

1) Мозговой штурм - это метод продуцирования идей и решений при работе в группе.

Цель- поиск путей решения какой-либо проблемы.

  1. Включение в работу всех членов группы.
  2. Определение уровня знаний и основных интересов участников.
  3. Активизация творческого потенциала участников.

Правила проведения мозгового штурма:

  • Называя идеи, нельзя повторяться.
  • Чем больше список идей, тем лучше.
  • Разрабатывая проблему, подходите к ней с разных сторон, расширяя и углубляя различные подходы.
  • Идеи не оцениваются и не критикуются.

Роль ведущего

  • Определяет направления и тему мозгового штурма.
  • Фиксирует идеи, высказанные участниками.
  • Держится в стороне от дискуссии.

2) Групповая дискуссия - специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-то проблеме.

Цель — решение групповых задач или воздействие на мнения и установки участников в процессе общения.

Задачи:

  • Обучение участников анализу реальных ситуаций.
  • Формирование навыков формулирования проблемы.
  • Развитие умения взаимодействовать с другими участниками.
  • Демонстрация многозначности решения различных проблем.

Роль ведущего:

  • Обозначение проблемы.
  • Побуждение к дискуссии всех участников.
  • Сбор различных мнений и аргументов.
  • Выделение общих точек зрения и важных пунктов.
  • Подведение итога групповой дискуссии.
  • Сообщения объективной информации по теме дискуссии и своего комментария.

3) - это ситуация, в которой участник берет нехарактерную для него роль, поступает непривычным образом.

Цель — выработать оптимальное, основанное на уверенности в себе поведение в той или иной ситуации.

Задачи:

  • Предоставить участникам возможность применять новые поведения в ситуациях, приближенным к реальным.
  • Показать, как поведение участников, влияет на окружающих.
  • Дать возможность испытать новые чувства, мысли, идеи.
  • Побудить к работе, обеспечив обратную связь со стороны членов групп.

Компоненты ролевой игры:

  1. Моделирование.
  2. Инструктаж.
  3. Подкрепление.

Моделирование — формирование эффективного способа поведения каждого участника группы в конкретной разыгрываемой им ситуации.

Инструктаж — вмешательство ведущего, который помогает участникам группы советами, обратной связью, поддержкой поиска оптимального выхода из трудной ситуации.

Подкрепление — поощрение, стимулирующее правильное поведение участников группы в разыгрываемой ситуации.

Этапы ролевой игры:

  • Постановка задачи — определение поведения, которое нуждается в коррекции или тренаже.
  • Инструктаж и обучение участников исполнения роли запланированной ситуации.
  • Разыгрывание ситуации.
  • Получение обратной связи.

1.5. Ролевые, деловые и самые разные игры.

Кто-то может считать, что игра в сравнении с другими методами - довольно легкомысленная затея. Кто-то применяет игры ради развлечения детей, и не более, а кто-то включает их в тематическое планирование и полагает, что они крайне полезны для более успешного обучения.

Сама по себе игра может принимать различные формы. Исполнение какой-то роли, операторные игры, коммуникативные игры, математическая имитация - все это, так сказать, члены одной и той же «семьи», и пригодность каждого из них для той или иной задачи зависит от намерений автора игры и от общего уровня развития ее участников.

Ситуативно-ролевые игры (драматизация) - это небольшие сценки произвольного характера, отражающие модели жизненных ситуаций. Это хорошая наработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться участники игры. Игра позволяет приобрести навыки принятия ответственных решений в жизни. В ролевой игре участник исполняет роль какого-нибудь персонажа, а не свою собственную. Это помогает человеку свободно экспериментировать и не бояться, что его поведение будет глупым.

Этапы ролевой игры:

  1. Постановка задачи - определение поведения, которое нуждается в коррекции или тренаже.
  2. Инсгруктаж и обучение участников исполнению роли в запланированной ситуации.
  3. Разыгрывание ситуации.
  4. Моделирование желательного поведения.
  5. Отработка оптимального поведения.
  6. Рефлексия.

Операторные игры. Ситуация операторной игры отличается от ситуации ролевой игры некоторыми дополнительными правилами.

Предлагаем Вам универсальную игру «Живой Марк Твен». Учитель заранее готовит одного смышленого ученика к роли Марка Твена (Ломоносова, Есенина, Джордано Бруно, президента США или кого угодно!), дает ему материалы из биографии, газетные вырезки и т.д., помогает «влиться» в роль. На уроке обучающимся будет представлен «живой» Марк Твен, с которым они могут пообщаться и взять у него интервью. Введение дополнительных правил - на Ваше усмотрение!
Коммуникативные (риторические, ситуативно обусловленные, речевые) игры на уроках помогают создать атмосферу речевого общения, стимулируют активную речемыслительную деятельность студента.

Вот как можно использовать коммуникативные игры при знакомстве с написанием объявлений. Они очень распространены в повседневном общении. Школьники постоянно встречают эти тексты как в устной, так и в письменной речи, сами нередко попадают в ситуации, когда необходимо о чем-либо объявить, сообщить, оповестить. Обучающиеся затрудняются в отборе главной информации, дополняют тексты ненужными подробностями и т.д.

Игра №1.

Инструкция преподавателя:
- Представьте себе, что Вы потеряли зачетную книжку, книгу из библиотеки, шапку. Разделитесь на три команды. Каждая из команд должна составить устное объявление о пропаже указанного в карточке предмета и озвучить его. Поскольку объявление устное, необходимо учитывать громкость, темп речи.

Подведение итогов. Возможные вопросы:
- Чье объявление, на Ваш взгляд, оказалось самым удачным? Чье объявление лучше озвучено?

Игра №2.

Оборудование: карточки с заданиями:

  1. Сообщите, что Ваша группа идет в поход.
  2. Сообщите, что в воскресенье Вы отправляетесь в музей.
  3. Сообщите, что поход в кино переносится на завтра и т.д.

Деловые игры. Почему их так называют? Начнем с того, что стремительное распространение игры, имитации в военном деле и сфере подготовки бизнесменов предшествовало внедрению игр в образование. Сейчас во многих образовательных организациях введены элективные курсы менеджмента, экономики, юриспруденции и т. д., и как иначе называть игры, которые проводятся по темам, касающимся экономики, управления, если не деловыми? Естественно, деловые игры можно проводить и на уроках истории, географии, биологии, если найдутся такие проблемы, которые требуют умения принимать решения, управлять и т.д. Деловые игры в образовательных организациях очень распространены в высокоразвитых странах, особенно в США, где обучающиеся некоторых школ во время уроков в режиме реального времени могут делать биржевые ставки, зарабатывать себе на собственные расходы. В наших образовательных организациях, к сожалению, очень мало практики деловых игр.

Предлагаем один из множества вариантов деловой игры - «Совещание местного городского совета», посвященное вопросу расширения проезжей части какой-то улицы (или любой другой проблемы, наиболее актуальной на данный день для Вашего микрорайона).

Для того чтобы обучающиеся представили себе возможный характер ожидаемого спора в муниципалитете и реальность поставленной проблемы:

  • раздайте студентам краткие биографии предполагаемых оппонентов. К их числу относились секретарь городского совета (он стремился придать городу современный облик), главный инженер города (его этот проект интересовал с точки зрения свободной циркуляции потоков городского транспорта), председатель местного исторического общества (тот стремился уберечь от сноса старинные дома), владелец магазина (его волновала прибыль) и т. д;
  • вооружите студентов картами, статистическими данными;
  • помогите студентам найти компромисс.

Игр огромное множество - посмотрите, сколько их на ТV! Важно не переиграть, не проиграть в борьбе за знания!

2. Практическая часть

2.1. Урок на тему «Законодательные положения по охране труда и производственной экологии» (зачет по пройденному разделу)

Ролевая игра

Пояснительная записка

1. Подготовка к зачету.

Преподаватель готовит задания следующих видов: тест, теоретические вопросы, ситуационные и проблемные задачи.
Преподаватель готовит из числа студентов группы проверяющих, которые должны прорешать все задания своего этапа и проверить правильность решения у преподавателя. Они будут членами жюри.

За 1-2 недели до зачета в кабинете вывешивается информационный лист с вопросами теоретического этапа зачета, примерными заданиями разных уровней других этапов.
Каждый студент готовит к зачету маршрутный лист.

Очередность движения по этапам указывает преподаватель на предыдущем уроке.

Урок проводится в компьютерном классе. Зачет проходит в 3 этапа:

  • 1 этап. «Тест» (студентам предлагается выполнить тест разного уровня сложности на компьютерах);
  • 2 этап. «Теория» (студентам предлагается ответить на теоретические вопросы);
  • 3 этап «Задачи» (студентам предлагается решить задачи ситуационного и проблемного характера).

На 2 и 3 этапах преподавателем организуется работа в группах. Для этого кабинет готовится следующим образом: сдвигаются вместе по две парты, вокруг которых ставятся стулья.

На каждом этапе должна быть табличка с его названием и комплект заданий.

2.2. План-конспект открытого урока-зачета по учебной дисциплине «Охрана труда и окружающей среды»

Группа №5 Профессия: повар, кондитер.

Тема: «Законодательные положения по охране труда и производственной экологии»

Обучающая цель - Проведение контроля качества и уровня усвоения студентами знаний и способов действий, на уровне применения их в различных ситуациях.

Задачи:

  • провести периодическую проверку знаний, умений по пройденным темам раздела;
  • выявить прочность и глубину приобретенных знаний;
  • провести работу по устранению обнаруженных пробелов в знаниях;
  • установить связь теоретического и производственного обучения.

Воспитывающая цель - Формирование любви к выбранной профессии, бережного отношения к природе и коммуникативных компетенций.

Задачи:

  • воспитывать любовь и уважение к профессии, труду;
  • воспитывать коллективизм, дружбу и готовность к социальному общению;
  • самостоятельно делать выводы;
  • воспитывать экологическую культуру.

Развивающая цель - Способствовать развитию творческого и критического мышления обучающихся.

Задачи:

  • активизировать мыслительную деятельность студентов;
  • формировать творческое мышление;
  • развивать интерес к учебной дисциплине и выбранной профессии;
  • формировать умение распознавать, анализировать, систематизировать и обобщать.

Тип урока: контрольно-проверочный (урок - зачет)

Метод проведения: урок проверки знаний, умений, с применением интерактивных методов обучения.

Метод обучения: словесный, наглядный, исследовательский.

Форма контроля: комбинированный зачет с выполнением заданий теоретического и творческого характера в виде ролевой игры, работы студентов в группах.

Оборудование урока: классная доска, компьютерная техника, телевизор, опорные схемы, презентация.

Межпредметные связи: связь с учебной дисциплиной «Специальная технология», «Оборудование», связь с производственным обучением.

Ход урока:

I. Оргмомент (2-3мин).

1.1. Проверка присутствующих (рапорт дежурного)

1.2. Проверка готовности к уроку (наличие маршрутных листов, авторучек)

1.3. Организация внимания

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Дежурный, пожалуйста, назовите фамилии отсутствующих и причину их отсутствия на уроке. У вас у всех есть маршрутные листы. Приготовьте их, а также - авторучки. У нас сегодня, ребята, урок проверки и оценки знаний, урок-зачет по пройденным темам первого раздела. Этот зачет мы проведем с помощью , используя ролевую игру, работу в группах, дискуссию.

Этот раздел включает в себя следующие темы:

  1. Основные документы, регламентирующие охрану труда
  2. Рабочее время и время отдыха.
  3. Организация охраны труда.
  4. Надзор и контроль по охране труда.
  5. Основные положения производственной экологии.
  6. Расследование и учет несчастных случаев на производстве.
  7. Организация обучения работающих безопасности труда.

II. Актуализация опорных ЗУН и мотивационного состояния.

2.1. Сообщение темы урока, цели урока.

2.2. Ознакомление с этапами урока - зачета, с содержанием заданий этапов.

2.3. Представление членов экспертной группы.

Итак, тема сегодняшнего урока: «Законодательные положения по охране труда и производственной экологии».

Цель: Проведение контроля качества и уровня усвоения студентами знаний и способов действий на уровне применения их в различных ситуациях.
Сначала я хочу ознакомить вас с этапами урока. Этапов будет три. На каждом этапе вас ждут разные задания.

  • I этап - «Тестирование». На этом этапе вам предлагается ответить на вопросы теста. Вариант по уровню сложности выберите сами.
  • II этап - «Теория». На этом этапе необходимо выполнить три задания, используя свои теоретические знания.
  • III этап - «Задача» состоит из задачи проблемного характера.

Я думаю, что вы готовы к этому уроку, так как за неделю раньше вам были даны вопросы для подготовки к зачету. Я надеюсь, что вы нашли ответы на все вопросы и сдадите зачет успешно. Оценивать уровень ваших знаний будут члены экспертной группы: Чемашкин Дмитрий, Павлов Игорь. Они уже сдали мне зачет по этому разделу успешно, поэтому смогут оценить вашу работу.

III. Мотивация (пробуждение интереса к данной теме)

Прежде чем приступить к выполнению заданий первого этапа, внимательно послушайте меня. Вы можете задать вопрос, почему именно эти темы выбраны для зачета? Дело в том, что вы уже проходили производственную практику. Работали в столовой оздоровительного лагеря «Белые камни». Приехав, после практики, вы мне рассказали, что некоторые студенты во время работы получили травмы. К счастью травмы были незначительные. Почему это произошло? Каковы причины получения этих травм? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте вспомним пройденный материал, выполнив задания трех этапов. Затем вернемся к этим вопросам.

Итак, уже можно приступить к выполнению теста. Выбираем компьютерный вариант теста по вашему уровню сложности. Компьютер сам выставит вам оценку, а вы запишите ее в маршрутный лист в этап «тестирование». На эту работу дается вам 3-5мин. Завершаем. Поднимите руки кто получил «5», «4», «3», «2». Эксперты подсчитайте сколько человек получили «5», «4», «3», «2» и подведите итоги первого этапа.

Сейчас необходимо подготовиться к следующему этапу. Вам необходимо разбиться на группы. Я предлагаю вам вспомнить состав фруктового салата. За этот стол располагаются те, кто любит мандарины, за второй стол - кто любит бананы, за третий стол - киви. Итак, вы перешли на второй этап, который называется «Теория». Здесь вас ждут три задания. Они находятся в конвертах под номером два. Открываем конверты и приступаем к работе.

  1. В качестве повторения, составить вопрос по пройденным темам раздела, и задать его другой команде.
  2. Ситуационная задача.
  3. Работа по схеме с опорными сигналами.

Идет работа в группах.

Теперь вернемся к поставленным ранее вопросам. Почему же были случаи получения травм? Студенты отвечают, что не соблюдались правила техники безопасности и охраны труда. А сейчас дадим слово нашим экспертам, они подведут итоги второго этапа и оценят ваши ответы. Пока эксперты совещаются, проведем физкультминутку (обучающиеся выполняют упражнения на растяжение мышц спины, шеи и пальцев рук). Затем эксперты объявляют результаты второго этапа.

Далее приступаем к третьему этапу. Никуда не переходим, остаемся на своих местах. Прежде, чем приступить к решению задачи третьего этапа, посмотрим презентацию Чемашкина Дмитрия на тему: «Проблема твердых бытовых отходов и пути ее решения в Чувашии». (Показ презентации студентом).
Спасибо. Сначала выполните задания третьего этапа, а затем обсудим проблему загрязнения окружающей среды. Открываем конверты под № 3, в которых находится задача проблемного характера. Задача дается вам одна и та же, а каждая группа разрешит ее разными способами. Решили? Пусть представители каждой группы выскажут свою точку зрения. Экспертная группа подведет итоги третьего этапа, отметит наиболее активных.

IV. Обобщение и анализ.

Итак, ребята, мы с вами прошли все этапы. Мы и задачи решали и вспомнили теоретические вопросы. Маршрутные листы сдаем экспертам для выведения итоговой оценки. Экспертная группа подвела итоги, а я объявлю вам предварительные оценки за зачет. Эти оценки, после дополнительной проверки, выставлю в журнал. Кто будет не согласен с оценкой, может подойти ко мне, вместе разберемся.

Вернемся к цели, которую мы поставили в начале урока. Цели мы достигли. Был проведен контроль качества, уровня и глубины ваших знаний, на уровне применения их в различных ситуациях. Дана оценка вашим знаниям.

V. Задание на дом:

  1. Повторить стр. 5-31
  2. Составить кроссворд по пройденным темам раздела

VI. Подведение итогов урока:

  • преподаватель дает оценку работе групп, проводит объективный анализ выставленных оценок.

VII. Рефлексия.

Завершите предложения:

  • На этом занятии я узнал новое о……….
  • Мне бы хотелось, чтобы на следующих занятиях……….
  • Мои впечатления об уроке: …………………..

Благодарю за внимание - урок закончен.

Заключение

В данной работе интерактивные методы не ставятся превыше всех других. Понимание их силы и слабости не только должно помочь извлечь из данных методов как из педагогического средства максимум пользы, но и увидеть ее развитие в перспективе. Также не утверждается, будто они применимы во всех без исключения случаях и должны применяться без каких - либо корректив. Ясно, что интерактивные методы помогают учебному процессу: повышается успеваемость студентов, активность на уроках, интерес к учебным дисциплинам и выбранной профессии. И, если эта помощь согласуется с современными тенденциями обучения и воспитания, может сыграть важную роль как новая, свежая идея.

Диапазон материалов и средств, для воплощения интерактивных методов, доступных в настоящее время педагогам, очень широк. Не заимствуя у других дисциплин, можно получить в свое распоряжение подлинное изобилие информации для изучения множества важных динамических тем.
Каждому из интерактивных методов - моделированию, проектированию, деловым играм - можно посвятить отдельную работу. В данной работе рассмотрены общие вопросы и практика внедрения интерактивных методов.

Все это может оказать помощь в работе педагогам и специалистам на уровне среднего профессионального образования.

Использованная литература:

  1. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе.-М.: Просвещение, 1985.- 175с.
  2. Давидянц А.А. Реализация принципа активной коммуникативности./ / Русский язык в национальной школе.- 1985.-№1, 38-44с.
  3. Дейкина А. Д. Дискуссия как метод формирования у учащихся взгляда на родной язык.// Русский язык в школе.-1994.-№3 .-3-11с.

Приложения

I этап «Тестирование».

Уровень 1.

Выберите правильный вариант ответа:

1) Основной документ, регламентирующий охрану труда в настоящее время - это:

А) кодекс законов о труде
Б) трудовой кодекс
В) трудовой договор
Г) уголовный кодекс

2) Нормальная продолжительность рабочего времени в неделю составляет:

А) не более 40 часов
Б) не более 42 часа
В) не более 38 часов
Г) Не более 28 часов

3) Для работников в возрасте от 16 до 18 лет продолжительность рабочего времени в неделю составляет:

А) не более 38 часов
Б) не более 40 часов
В) не более 36 часов
Г) не более 24 часа

4) Обеденный перерыв является:

А) рабочим временем
Б) временем отдыха
В) дополнительным временем
Г) обеденным временем

5) Государственный контроль за охраной труда на предприятии осуществляют:

А) профсоюзная организация
Б) комиссии при министерствах и ведомствах
В) независимые государственные инспекции

6) Виды контроля за охраной труда на предприятии - это:

А) государственный
Б) ведомственный
В) общественный
Г) все ответы верны

7) Несчастный случай, в котором пострадало 2 человека называется:

А) групповой
Б) одиночный
В) смешанный
Г) тяжелый

8) К «Несчастному случаю на производстве» относят случай, который произошёл с работником.

А) вне территории предприятия, если работник работал не по заданию администрации
Б) на рабочем месте при выполнений служебных обязанностей
В) при сверхурочных работах, выполняемых не по заданию бригадира
Г) при работе в обеденный перерыв в личных целях.

9) Вводный инструктаж проводит:

А) на рабочем месте - мастер
Б) при поступлении на работу - инженер по охране труда
В) на рабочем месте - бригадир
Г) при заключении трудового договора - директор

10) О проведении вводного инструктажа делают запись:

А) в журнале вводного инструктажа
Б) в книге приказов
В) в журнале мастера
Г) в журнале начальника цеха

Интерактивные технологии обучения в системе среднего профессионального образования.

Одной из целей государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. является «…обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики». Современные стандарты образования в настоящее время требуют внедрения новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие обучающихся и повышение качества их образования.

До сих пор преобладает традиционная (репродуктивная) технология обучения, в основу которой положена классно-урочная система, разработанная Я.А. Коменским в XVII веке.

Целью традиционного обучения является трансляция обучающемуся определенных образцов культуры, формирование личности с заданными свойствами. Традиционное обучение ориентировано на усвоение УУД, а не на развитие личности.

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Наиболее точно отвечает потребностям современного мира в подготовке квалифицированных кадров, способных адаптироваться под постоянно изменяющиеся условия, интерактивное обучение.

Термин «интерактивный» — означает взаимодействие, нахождение в режиме беседы, диалога, с хорошо организованной обратной связью. В интерактивном обучении приоритет отдается двум ключевым задачам. Первая задача — «научить учиться», так чтобы человек мог самостоятельно развивать свою индивидуальность, и иметь возможность эффективно работать с большими информационными массивами, вычленяя и осваивая то, что требуется для решения текущих вопросов. Вторая задача — «научить применять на практике новые знания».

Следует отметить, что посредством интерактивных технологий в обучении реализуется триединый процесс: во-первых, осуществляется самостоятельный поиск социально полезных знаний; во-вторых, нарабатываются профессионально значимые компетенции и поведенческие линии; в-третьих, формируются умения эффективного использования новых знаний для решения профессиональных и ситуационных задач. В результате выпускаются специалисты способные решать задачи повышенной сложности, качественно управлять профессиональной средой.

Интерактивное обучение позволяет включать в процесс обучения всех участников. При этом создаются условия, где каждый обучающийся взаимодействует с учебным окружением, которое служит областью осваиваемого им жизненного опыта. Обучающийся, при этом является полноправным и активным участником учебного процесса, а его опыт служит источником учебного познания.

В интерактивном обучении меняется и сама роль педагога, потому что он не дает готовых ответов на обсуждаемые вопросы, так, как это принято в традиционном обучении, а побуждает учащихся к самостоятельному, осознанному поиску решений. Следовательно, активность педагога постепенно замещается активностью обучающихся, при этом создаются условия, направленные на развитие их личной инициативы, интеллектуальной состоятельности, уверенности, способности к эффективному общению, анализу альтернативных мнений, а также формируется навык принятия продуманных решений. Принято считать, что знания можно получить, например, слушая лекции или прочитывая тексты. На деле же в этом случае идет процесс передачи информации, а не формирования навыков и умений, полезных для жизни или будущей профессии. Потому что с помощью слова можно обучать только маленьких детей в возрасте до 7 лет. Для взрослой же аудитории нужны специальные обучающие технологии, с помощью которых можно получить конкретные навыки, а затем сформировать умения, направленные на решение реальных жизненных и профессиональных задач.

Знание всегда субъективно, оно формируется каждым человеком самостоятельно, выращивается им в процессе серьезной, системной, планомерной внутренней работы. В этой связи, интерактивное обучение обладает несомненным преимуществом — оно позволяет на научной основе осуществлять компетентностный междисциплинарный подход к обучению, а значит, усиливает практическую направленность образования, используя личный опыт каждого обучающегося для системного формирования умений и навыков, необходимых им в профессиональной деятельности.

Литература:

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие.-М.: Народное образование, 1998;

2. Елена Карпенко, Ольга Райс Интерактивные технологии в обучении. Педагогика нового времени. ЛитагентРидеро, 2016;

3. Среднее профессиональное образование, №6, 2016;

4. Школа педагога, №2, 2016.