Ленин как историческая личность. Владимир ильич ленин как историческая личность. Звания и премии

Владимир Ильич Ленин (настоящая фамилия Ульянов) родился в апреле 1870 года в Симбирске. Образование получил в гимназии и университете (был исключен за студенческие «беспорядки» спустя всего три месяца, впоследствии восстановился). После чего трудился в должности инспектора народных училищ Симбирской губернии. На путь революции молодого человека подтолкнула казнь старшего брата Александра, покушавшегося на жизнь царя.

В 1895 году Ленин отправляется за рубеж, где знакомиться с группой «Освобождение труда», борющейся за права простого народа. За участие в деятельности этого союза, его арестовывают и отправляют в ссылку в село Шушенское. Более четырех лет он проводит в неволе. Знакомство и женитьба Ульянова на Н. Крупской проходит здесь же. Кстати, те, кто изучает личность Ленина, должны отлично знать и о том, что основную часть своих работ он пишет именно в этой ссылке. По окончанию ее в 1900 году политический деятель отправляется в Псков. Здесь он занимается издательством журнала «Зоря» и газеты «Искра». Как уже было отмечено выше, Ленин – это псевдоним Ульянова, и впервые он появился как раз в одном из выпусков этих печатных СМИ. До наших времен дошло немало произведений Владимира Ильича, среди которых есть и его видения партии, и планы на будущее всей страны.

Создать новое общество Ленин рассчитывал, проведя социалистическую революцию. Он стал деятельным организатором второго съезда РСДРП, разработал план и устав партии. После того, как большинство ее членов попали под арест, полномочия руководителя переходят к Владимиру Ильичу. В период, последовавший за этим, революционера ожидают многочисленные переезды и эмиграции. При этом трудов своих политик не прекращает ни на минуту – он занимается публикацией «Правды», подготавливает демонстрации и митинги.

В 1917 году после февральской революции Ульянов возвращается на родину, становится лидером антиправительственного восстания, но после снова уходит в подполье. В этом же году организовывает и руководит Октябрьской революцией. Придя к власти, выбирает новую экономическую политику, заменяя ею царящий в то время военный коммунизм. Все свои силы он направляет на то, чтобы основать социалистическое государство – СССР, и поднять народное хозяйство. Плохое здоровье не позволило Ленину реализовать поставленные цели. В 1924 году он умирает, однако культ личности политика от этого лишь усиливается. Города и села переименовываются в его честь, памятники Ульянову возводятся буквально повсеместно. Сегодня тело великого политического деятеля находится в столичном Мавзолее.

Я выбрала Владимира Ильича Ульянова (Ленина) как тему для работы, потому что считаю его одним из самых выдающихся людей 20 века, хотя и неоднозначной личностью в истории. Его успехи в политике, приход к власти в 1917 году, создание государства совершенно нового типа – всё это стало возможным благодаря огромному интеллекту, силе убеждения, воле и самодисциплине. Всё это, как мне кажется, и характеризует харизматичность личности Ленина.


Володя Ульянов родился в 1870 году в городе Симбирске (теперь он называется Ульяновск , в честь Владимира Ульянова) в многонациональной семье. Его предками были и калмыки, и немцы, и евреи, и шведы. Папа его был учителем в симбирской школе, семья была очень образованная. У Володи было пять братьев и сестёр, и все хорошо учились и даже дома могли разговаривать на различных языках. Володя рано начал задумываться – а правильно ли устроено общество, почему государством руководит не выбранный народом человек, а власть передаётся по наследству до тех пор, пока другая династия не совершит переворот и всё начинается заново? Почему массы людей живут очень бедно , а кучке богатеев деньги девать некуда? Владимир увлёкся сочинениями Карла Маркса, он пришёл к выводу, что в марксизме есть ответы на эти вопросы: нужно совершить пролетарскую революцию, чтобы рабочие и крестьяне управляли страной и устанавливали порядки и законы для всего народа. Ульянов распространял эти идеи среди студентов, за что его наказывали и грозились отчислить. За создание политического кружка его отчислили из училища, хотя учился он очень хорошо. Это усугублялось тем , что брат Володи, Александр, участвовал в убийстве царя Александра II в 1882 году и был казнён. Владимир был не согласен со старшим братом в том, что надо убивать царей, и сказал: «Мы пойдём другим путём».
В 1898 году Ульянов, уже взявший псевдоним Ленин , со своими сподвижниками создал партию РСДРП (Российская Социал-Демократическая Рабочая Партия). Позднее в РСДРП возникли разногласия в вопросе как нужно прийти к власти. Те, кто остались с Лениным, стали называть себя большевиками, остальные меньшевиками. Партия выпускала газеты и организовывала митинги. Сторонников Ленина становилось всё больше и больше. В 1905 году произошла первая революция, в результате которой царское правительство вынуждено было уступить революционерам, разрешить выборы в Думу. Ситуация в стране успокоилась, но в 1914 году началась Первая мировая война , в которую была втянута Россия. В бессмысленной войне погибло миллионы россиян, жизнь простых людей резко ухудшилась. Поэтому народ всё больше соглашался с тем, что надо свергнуть ненавистное царское самодержавие и провозгласить Республику (народное государство). К этому времени в России было много антимонархических партий, они объединились и вынудили в феврале 1917 года уйти Николая II с трона. Было создано Временное правительство, в котором в основном были кадеты (конституционные демократы) и эсеры (социал-революционеры).
Во время февральской революции Ленин был в Европе. И вот тогда он понял, что пришёл его час, и что он и его партия может взять власть в России. Ленин вернулся в России и начал привлекать на свою сторону разных людей и разные партии , тем более что народ был не доволен Временным правительством, которое ничего не делало для наведения порядка.. 25 октября (по старому стилю) 1917 года революционеры во главе с Лениным совершили переворот, свергнув Временное правительство. Никто не верил, что Ленин удержится у власти надолго, но Ленин проявил не только волю и талант, но и жёсткость и жестокость в отношении тех , кто не хотел жить под властью большевиков. Началась гражданская война, в которой погибли миллионы русских людей, многие ценности были разграблены, храмы разрушались, но большевики выстояли и укрепили свою власть. После гражданской войны начался страшный голод по всей России, и Ленину пришлось отступить от марксизма и разрешить людям производить и продавать продукты самим. Это говорит о гибкости мышления Ленина , что тоже важное качество лидера. Но результаты деятельности большевиков были скорее отрицательными для народа, привели к гибели многих людей, а в 30-х годах к голоду и страданиям.
Поэтому я считаю, что цели, которые определял Владимир Ильич Ленин были во многом правильными, но средства для достижения этих целей превратили большевистские идеи в преступные и кровавые. Пришедший к власти после Ленина Сталин организовал истребление миллионов людей , была создана система лагерей ГУЛаг, в которой погибли миллионы ни в чём не повинных людей.
Человек нового мира Луначарский Анатолий Васильевич

К характеристике Ленина как личности*

К характеристике Ленина как личности *

Чем более грандиозное движение находится перед нами, и чем более полно охватывает его тот или другой вождь, тем, конечно, более сильной должны мы предположить его мысль и его волю. Владимир Ильич обладал отличительно яркой, граненно четкой, глубоко охватывающей всякий предмет и поэтому почти ясновидящей мыслью. Мы знаем также, что даже в таком стальном аппарате, как выкованная двадцатилетней борьбой коммунистическая партия, Ленин и его воля играли роль своеобразного мотора, который часто давал необходимый толчок и оказывался решающим элементом во всей партийной работе. Ни на минуту не отрываясь от партийного большинства, Ленин являлся в полном смысле слова двигателем партии.

Сам Ленин, конечно, хорошо знал об этой стороне всякого крупного, а тем более великого человека. Он, например, очень любил говорить о «физической силе мозга» Плеханова. Я сам слышал от него несколько раз эту фразу и сначала не совсем понял ее. Для меня теперь ясно, что так же, как возможен физически сильный человек, который попросту может побороть вас, побороть бесспорно, положить на обе лопатки, может быть и физически сильный ум, при столкновении с которым вы чувствуете ту же непреоборимую мощь, которая подчиняет вас себе. Физическая сила мозга Ленина еще превышала огромную физическую силу мозга Плеханова.

Но, так сказать, объем и размах мысли и воли еще не делают личности. Они делают человека выдающимся, влиятельным, они определяют его, как крупнейшую величину в общественной ткани, но они не определяют отнюдь самого характера личности.

Часто думают (и думают не без основания), что личный характер человека большой роли в истории не играет. В самом деле, отнюдь не отрицая роли личности в истории в известных рамках, мы не можем не склоняться к тому положению, что при этом именно сила мысли, напряженность воли, играют первую роль, ведь все остальное исходит от общества… Тот факт, что Маркс или Ленин оказались революционерами, пролетарскими идеологами и вождями, было предопределено временем. Можно сказать, что в аналогичных исторических и общественных условиях и другие стали бы на эту же точку зрения, только они бесконечно более ярко эту точку зрения выразили, именно в силу объема. Другие же черты характеристики, хотя и великого лица, могут иметь чрезвычайно большое значение для его биографии, но с точки зрения анализа социальной роли эти черты отходят как будто бы на задний план.

Однако у Владимира Ильича были некоторые черты, которые глубочайшим образом присущи были именно ему и только ему, и которые, тем не менее, имеют колоссальное социальное значение.

Я хочу остановиться на двух таких чертах, которые особенно бросаются в глаза и которые особенно значительны. Значительны же они потому, что характеризуют Ленина как коммуниста. Этим я не хочу сказать, что они присущи вообще всякому коммунисту, нет, но они должны быть присущи законченному коммунисту, такому человеку которого мы строим одновременно с построением нового общества, человеку, каким, может быть, каждый из нас хотел бы быть, но каким в подлинно законченной форме был Владимир Ильич.

Первая важная черта из тех, о которых я здесь говорю, это отсутствие в Ленине всякого личничества. Явление это очень глубокое и заслуживает внимательной разработки в коммунистической литературе. Я думаю, что это придет со временем, когда вопросы искусства жить станут окончательно на подобающий план.

Мы, конечно, знаем немало мелких людей, которые являются отчасти, даже именно в силу мелкоты своей, - необычайными личинками. Лев Толстой сказал где-то, что истинная ценность человека определяется цифрой, которая получается от деления его хороших качеств на степень его самомнения; то есть даже сравнительно талантливый человек, если он обладает большим самомнением, тем самым может оказаться смешным и даже хуже того, ненужным, вредным; и наоборот, скромных дарований человек, при скромном мнении о себе, может быть мил и высоко полезен.

Было бы просто смешно предположить, что скромность Ильича, о которой так часто говорят, граничила с непониманием им самим своей собственной умственной и нравственной силы. Но у человека, так сказать, буржуазного или еще точнее - докоммунистического типа такое выдающееся положение и такое сознание своей огромной силы непременно сопровождается личничеством. Если даже такой тип будет скромен, то вы и в скромности его увидите позу. Он непременно носит себя, как некий драгоценный сосуд, он непременно обращает внимание на себя, он сам, разыгрывая свою роль в истории, является более или менее восхищенным зрителем.

Вот этого-то совершенно не было у Владимира Ильича, и в этом заключается его необычайная коммунистичность. Та необыкновенная простота и естественность, которые ему всегда сопутствовали, отнюдь не были каким-то «серым походным мундиром», которым Владимир Ильич хотел бы отличаться от золотого шитья других великих и многих малых людей истории. Нет, Владимир Ильич потому внешним образом был чрезвычайно естествен, и как птица летал, и как рыба в воде плавал во всех трудных условиях, что он никогда сам себя не наблюдал, никогда своей оценкой не занимался. Никогда не сравнивал своего положения с положением других и весь, без конца, без края был поглощен работой, которую делал.

Исходя из заданий этой работы, он понимал хорошо, что сам он хороший работник и что ту или иную работу может сделать лучше, чем такой-то товарищ, или что такие-то товарищи могут хорошо сделать эту работу лишь при его помощи и указании. Но это диктовалось, так сказать, организационными задачами, вытекавшими из самой работы.

В высочайшей степени, в некотором глубоком и прекрасном смысле, Владимир Ильич был человеком дела. Конечно, такая преданность делу, такое безусловное, лишенное всякого украшения претворение себя в работника этого дела велико и торжественно только потому, что самое дело огромно, или, вернее, является самым огромным делом, какое вообще мыслимо на свете.

Владимир Ильич жил жизнью человечества, прежде всего жизнью угнетенных масс и еще непосредственнее - жизнью пролетариата, в особенности передового и сознательного пролетариата. Вот такою цепью был он связан с человечеством и чувствовал и себя и свою борьбу на лоне этого человечества делом совершенно естественным, целиком наполняющим его жизнь.

Но именно потому, что во Владимире Ильиче не было совершенно никакого желания свою личность выращивать, поливать, украшать, в силу, я бы сказал, полной небрежности к своей личности, потому что он эту личность передал целиком в коммунистическую кузницу, она осталась не только мощной, но и необычайно цельной, необычайно характерной, ни на кого не похожей, но могущей считаться для всех образцом. Да, мы все не могли бы высказать лучшего пожелания относительно наших детей и внуков, как быть в этом отношении как можно более близкими к образцу, данному Лениным.

И вторая черта, на которой нельзя не остановиться. Владимир Ильич был человек необыкновенно веселый. Это не значит, конечно, чтобы сердце его не сжималось, и это не отпечатывалось глубокой грустью на его лице, при вести или зрелище какой-нибудь скорби любимых им трудящихся масс; все земное он принимал очень близко к сердцу, очень серьезно; и все-таки это был необыкновенно веселый человек.

Почему же такая радость, такая веселость жила в сердце Владимира Ильича? Я полагаю, что она объяснялась тем, что он был до конца практически, жизненно марксистом. Настоящий марксист видит все тенденции и будущее каждой данной общественной формации. Владимир Ильич мог допустить, что коммунисты могут делать ошибки, что вообще обстоятельства сложатся против них, но допустить победу врага не мог, так же, как мы раннею весной, даже шлепая по лужам, под сильным дождем и ветром, не можем не знать, что придет май и тепло, солнце и цветы.

Владимир Ильич разыгрывал труднейшую шахматную партию в мире, но он заранее знал, что даст мат противнику, или, вернее, знал, что та партия, в которой он является огромной важности фигурой, которую ведет пролетариат, непременно будет выиграна.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Сталин: биография вождя автора Мартиросян Арсен Беникович

Миф № 110. История с "отравлением Ленина". Миф о причастности Сталина к умерщвлению Ленина Автором этого мифа является Троцкий. Зачем он это сделал - наверное, нет особой нужды объяснять. Что касается анализа сути мифа, то позвольте процитировать книгу авторитетного

автора

Культ личности и цик личности Весной 1956го двенадцатилетняя сестренка Фаина спросила меня: «Вова, что такое культ личности, цик личности?» Ну, на первую половину вопроса я как-то ответил, а насчет второй - не сразу догадался, что Фаина слышала по радио, кроме сообщений о ХХ

Из книги Непарадные портреты автора Гамов Александр

О культе личности - Вам самому не кажется чрезмерным внимание к личности президента? Уже и в детских садах проводят конкурсы стихов, посвященных президенту.- Это просто, как сейчас модно говорить, раскрученный бренд, на котором можно заработать. Вот все кому не лень и

Из книги Человек, которого не было автора Монтегю Ивен

6. Создание личности Для нас майор Мартин давно уже стал реальным человеком, однако это чувство, причем как можно полнее, должны были разделять с нами и те, кому придется обследовать тело и изучать документы, имевшиеся в портфеле. Чем меньше сомнений возникнет у них, тем

автора Войнович Владимир Николаевич

Культ личности и цик личности Весной 1956-го двенадцатилетняя сестренка спросила меня: «Вова, что такое культ личности, цик личности?» Ну, на первую половину вопроса я как-то ответил, а насчет второй – не сразу догадался, что Фаина услышала по радио, кроме сообщения о ХХ

Из книги Жизнь и необычайные приключения писателя Войновича (рассказанные им самим) автора Войнович Владимир Николаевич

Культ личности и цик личности Весной 1956-го двенадцатилетняя сестренка спросила меня: «Вова, что такое культ личности, цик личности?» Ну, на первую половину вопроса я как-то ответил, а насчет второй - не сразу догадался, что Фаина услышала по радио, кроме сообщения о ХХ

Из книги Восставшие из пепла [Как Красная Армия 1941 года превратилась в Армию Победы] автора Гланц Дэвид М

Личности

Из книги Апостолы атомного века. Воспоминания, размышления автора Щелкин Феликс Кириллович

Становление личности Кира Щелкин родился 17 мая 1911 года в г. Тифлисе. Его отец, топограф по поземельному устройству, губернский секретарь Иван Ефимович Щелкин был сыном крепостного крестьянина Ефима Щелкина из деревни Доброе Красненского уезда Смоленской губернии. Мать,

Из книги Я выжил в Сталинграде. Катастрофа на Волге автора Видер Йоахим

О характеристике фельдмаршала С изложенными выше оговорками и отвлекаясь от некоторых бьющих на дешевый эффект приемов из арсенала журналистики, следует все же признать определенные достоинства за биографией Паулюса, в которой Гёрлиц характеризует покойного

Из книги Жизнь. Кино автора

Орден Ленина имени Ленина На Малом Гнездниковском, в Министерстве кинематографии, мне вручили направление в Ленинград, на студию научно-популярных фильмов. Замминистра (это был, кажется, Баскаков) поздравил меня с назначением.- Но я же только диплом неигровой снимал, а

Из книги Автопортрет: Роман моей жизни автора Войнович Владимир Николаевич

Культ личности и цик личности Весной 1956-го двенадцатилетняя сестренка Фаина спросила меня: «Вова, что такое культ личности, цик личности?» Ну, на первую половину вопроса я как-то ответил, а насчет второй – не сразу догадался, что Фаина слышала по радио, кроме сообщений о ХХ

Из книги Мне всегда везет! [Мемуары счастливой женщины] автора Лифшиц Галина Марковна

Культ личности Летом мы живем все вместе на даче. Взрослые собираются в саду за деревянным столом и говорят, говорят. Только и слышно:- Культ личности, культ личности!Я интересуюсь: что такое «культ личности».- А это когда обычный человек делает так, что его начинают

Из книги Православные старцы. Просите, и дано будет! автора Карпухина Виктория

Об удостоверениях личности В Святом Евангелии есть такой ответ Спасителя на искушающий вопрос: «Отдавайте кесарю кесарево, а Богу Богово». Паспорт – это человеческое, а Богу нужно только наше сердце. Так, если мы живем в обществе среди людей, то и должны подчиняться

Из книги Жизнь. Кино автора Мельников Виталий Вячеславович

Орден Ленина имени Ленина На Малом Гнездниковском, в Министерстве кинематографии, мне вручили направление в Ленинград, на студию научно-популярных фильмов. Замминистра (это был, кажется, Баскаков) поздравил меня с назначением.– Но я же только диплом неигровой снимал, а

Из книги Аракчеев: Свидетельства современников автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

К. А. Измайлов Граф Алексей Андреевич Аракчеев (Рассказ к его характеристике) Предлагаемый рассказ, сохранившийся в моих заметках, записан мною еще в 1833 г, со слов бывшего тогда моего, по 8-й резервной] артиллерийской роте, командира - капитана Н. Ф. Демора, который

Из книги Владимир Путин. Who is Mister P? автора Мухин Алексей Алексеевич

Заключение к психологической характеристике Мы вынуждены констатировать, что Путин очень сильно изменился за свой первый президентский срок. Во время второго своего президентского срока и в период премьерства процесс изменений его личности практически остановился, а

Владимир Ленин (настоящая фамилия Ульянов) родился в 1870 г. в Симбирске в семье инспектора народных училищ. В 1879-1887 гг. Владимир учился в гимназии и окончил ее с золотой медалью. Александр Ульянов, старший сын в семье, был активным революционером-народовольцем и образцом для подражания младшему брату. В 1887 г. Александр был казнен за подготовку покушения на жизнь императора Александра III. В этом же году В.И. Ульянов поступил на юридический факультет Казанского университета, но вскоре был отчислен без права восстановления за участие в деятельности нелегального кружка Богораза.

В 1891 г. В. Ульянов экстерном окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В это же время он работает над своей первой книгой «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?». В 1895 г. Ульянов-Ленин принимает активное участие в создании Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». За эту деятельность В.И. Ленин был сослан на три года в село Шушенское Енисейской губернии. В 1900 г. он вынужден был уехать в Западную Европу, где издавал первую общерусскую нелегальную марксистскую газету «Искра».

В 1903 г. на II съезде российских социал-демократов в результате раскола на меньшевиков и большевиков В.И. Ленин возглавил «большинство», создав затем большевистскую партию.

Во время первой русской революции 1905-1907 гг. он нелегально жил в Петербурге, координируя действия левых сил. В 1907 г. Ленину повторно пришлось выехать из России на этот раз на 10 лет. В годы Первой мировой войны он выдвинул идею поражения национального правительства, которое при реализации в масштабах всей Европы непременно должно было привести к победе социалистической революции и рабочего класса.

С апреля 1917 г. в Петрограде В.И. Ленин становится одним из главных организаторов и руководителей Октябрьского вооруженного восстания и установления власти Советов. По его личному распоряжению 31 октября и 2 ноября 1917 г. в Москву из Петрограда были направлены отряды моряков, солдат и красногвардейцев, которые обеспечили переход власти к Советам в Москве. 25 октября 1917 г. правительство было свергнуто и власть в центральных районах страны перешла в руки большевиков. Вплоть до 1922 г. Ленин являлся руководителем большевистских сил в Гражданской войне.

Придя к власти, большевики во главе с В.И. Лениным создали новый тип государства, целью которого было стимулировать скорейшее свершение мировой социалистической революции. В отличие от европейского крыла социал-демократии большевики отличались радикализмом и отвергли возможность реформирования капитализма.

Ленин обладал широким кругозором и колоссальным багажом знаний во многих областях знаний, в том числе, и в экономике. Он разработал и попытался реализовать политику военного коммунизма, а после осознания ее несостоятельности предложил новую экономическую политику, которая благоприятно сказалась на развитии страны Советов.

В 1922 г. после покушения Розы Каплан и ранения, Ленина тяжело болел и отошел от активной политической деятельности. С мая 1923 г. из-за резкого ухудшения состояния здоровья он проживал на государственной даче Горки (ныне Музей-заповедник). Последний раз Владимир Ильич был в Москве 18-19 октября 1923 г. Умер он в 1924 г. в Горках, под Москвой.

Страница 6 из 15

5. Характеристика Владимира Ильича.

Ленина часто изображают как какого-то тирана и непримиримого политика, равнодушного к окружающим его лицам, как человека, в глазах которого все люди, кто бы они ни были, служат только необходимым материалом для лабораторных опытов; со злорадством напоминают о том, как он разошелся со своим другом Мартовым, как резко выступал он против него.

На самом деле, Ленин, по своей натуре, чужд всякой сантиментальности, но со своими товарищами по революционной и классовой борьбе, со своими единомышленниками он поддерживает тесные дружеские отношения и никогда не отрекается от своих друзей. Он - крайне чуткий, хороший, настоящий товарищ. Когда сам Владимир Ильич употребляет это слово, он придает ему не только ограниченный смысл «партийного единомышленника», но и вкладывает в это понятие несравненно более глубокое содержание.

Каменев вполне основательно указывает на ту сильную привязанность, которую Ленин неизменно питал к рабочим и трудящимся, среди которых он жил, внимательно расспрашивая их, поддерживая с ними тесное общение и всемерно добиваясь их раскрепощения.

Характеризуя Ленина, один из ближайших его друзей - инженер Кржижановский - указывает на его выдающийся ум и сверхчеловеческую энергию, и в то же самое время (прибавляет он) Ленин - чрезвычайно веселый и любезный товарищ. «Ленин, прежде всего, человек политический, и, разойдясь с кем-либо политически, он сейчас же рвет и личные отношения». «В борьбе же», - говорит Кржижановский. - «Ленин прямолинеен и беспощаден». Он любил Мартова, знания и диалектические способности которого ему хорошо известны; может быть, он любит его и сейчас; но, как говорит Луначарский, «он считал Мартова политически несколько безвольным и теряющим за тонкой политической мыслью общие ее контуры 1 ». Вообще, меньшевизм свидетельствует о недостатке уверенности в массовом движении, о сухом материализме и малодушии тех, кто его исповедует; в решающие моменты политических кризисов и самых элементарных социальных осложнений он неизбежно ведет своих сторонников вправо.

Друзья и товарищи Ленина готовы во всякое время пожертвовать ради него своей жизнью. Чего бы они только ни сделали для Владимира Ильича! Никого так не любят и не боготворят, как его, - его, над которым когда-то так глумились, на которого так клеветали, которого так презирали и ненавидели! На следующий день после покушения Фанни Каплан на Ленина Троцкий выразил, поистине, общее мнение, сказав: «Когда подумаешь о том, что Ленин может умереть, вся наша жизнь кажется бесполезной и не хочется больше жить».

В течение нескольких недель, последовавших за этим, к счастию, неудавшимся покушением, со всех концов необъятной России стали получаться тысячами бесхитростные письма, выражавшие искренние чувства рабочих и крестьян. Крестьянский орган «Беднота» опубликовал самые характерные из этих писем. Один из авторов пишет чистосердечно: «Товарищ редактор! Не откажите поместить в вашей газете несколько строк по адресу нашего дорогого учителя Ленина; я был бы очень огорчен, если бы вы отказались удовлетворить мою просьбу». Другой, полный негодования, обращается к Ленину со следующими трогательными словами: «Позволь мне выразить тебе чувства глубокой скорби, ненависти и возмущения против безумного врага, осмелившегося совершить покушение на вождя порабощенных».

Но бесспорно самым интересным из полученных Владимиром Ильичем писем является следующее: «В начале ноября мы получили декрет о земле, в котором сказано, что отныне не будет больше собственности на землю и что земля будет отобрана у помещиков и передана трудящимся. Мы, крестьяне, не знали, как выразить нашу радость. Наконец-то труд восторжествовал над капиталом и трудящийся над бездельником. Мы, трудящиеся, мы, крестьяне, были в восторге; мы сгорали от любопытства, желая узнать, кто этот добрый человек, сумевший все так хорошо устроить и подписавший декрет именем Ленина? Кто такой Ленин? Дядя Митя бежит к попу, отцу Василию, и спрашивает, кто такой этот Ленин: царь ли это или мудрейший из губернаторов? А поп ему отвечает: «Не радуйся, Митя: земля принадлежит помещикам за их труд, и если вы осмелитесь ее засеять, господь бог не даст вам счастья и не ниспошлет дождя, а твой Ленин - антихрист». Эти слова заставили нас, крестьян, отнестись к попу с недоверием. Мы порядили, посудили, и в конце концов пришли к выводу, что поп тоже думает попасть, благодаря своей рясе, в царство небесное, но что это вовсе не мешает ему иметь пять лошадей, четырех коров и пятьдесят десятин пахотной земли и, кроме того, получать церковные доходы: появишься на свет божий - плати; крестины - плати; умрешь - гони 10 рублей за погребение. У нас молитвы обложили акцизом, как китайский чай торгового дома «Высоцкий и К 0 ». И вот, взвесив все это, мы решили не очень-то бояться антихриста и весной обработать землю крупных помещиков».

Надо было присутствовать на партийных собраниях и на съездах советов, на фабрично-заводских митингах, чтобы постичь всю глубину дружеского расположения и любви русского народа к Ленину. Стоит ему только появиться, как его встречают потрясающей бурей аплодисментов. Все встают, радостно взволнованные, и окружают, как телохранители, этого несравненного человека. А он всегда - неизменно простой, скромный, застенчивый, справедливый, сердечный товарищ.

Слушая речь, просматривая статью, которая развивает верные, по его мнению, мысли, или читая критику, которую он считает основательной, Ленин спешит высказать свою горячую радость и одобрение. Всякое предложение, которое он считает правильным, он охотно поддерживает в печати или Ц. К. партии. Если же, наоборот, он где-либо обнаруживает следы оппортунизма и антимарксизма, он с язвительной иронией беспощадно критикует эти заблуждения и лжеучения, тщательно разоблачая скрытые в них опасности.

Один из старейших большевиков, Орловский-Воровский, впоследствии назначенный главой русской миссии в Италии 2 , набросал следующую меткую характеристику Владимира Ильича:

«Как это всегда бывает с людьми большой силы воли, с выдающимися личностями, Ленина одни глубоко ненавидели, а другие столь же глубоко любили. Его противники считают его каким-то чудовищем, для которого не существует ничего святого, которое жаждет крови и честолюбиво стремится к власти. Наоборот, в глазах своих приверженцев и, особенно, рабочих, он - почти божество. Ленин, поистине, принадлежит к числу тех, кто способен увлечь за собой массы. Он не крупный оратор в эстетико-техническом смысле, но он говорит с такой убедительностью, с таким подъемом, что может заразить своим гневом тысячную толпу. Общение с массой воодушевляет его; он обладает уменьем прививать людям свои убеждения и свою веру. Его речь, чуждая каких бы то ни было прикрас, тверда, ясна, изобилует не образами, а фактами.

«Но это кровожадное чудовище, железной рукой опрокидывающее на своем пути все препятствия, производит совсем иное впечатление, когда, сидя за рабочим столом, развивает свои мысли, читает рукописи или обсуждает какой-нибудь практический вопрос. Никто так охотно не выслушивает хороших советов, как он; никто с такой готовностью не позволяет просматривать свои рукописи, как он; наконец, никто так не подчиняется мнению большинства, как он, - разумеется, в тех случаях, когда он убежден, что это не повредит рабочему классу. Ибо он не отступит от своих взглядов ни на шаг, хотя бы это повело к разрыву с лучшими друзьями.

«Frangesnonflectes» (ты можешь меня сломить, но не согнуть) - говорили о нем.

«Человек с таким характером нужен рабочему классу России, если он хочет выполнить свою историческую задачу. Ибо порой придется вести упорную борьбу даже против ближайших друзей пролетариата, прежде всего с той целью, чтобы возвратить на путь истины заблудившихся товарищей. А для этого, действительно, необходимы железная рука, железная воля и железные нервы».

Ленину не нужна власть, как таковая, а лишь постольку, поскольку она дает ему возможность приложить ту теорию, которой он посвятил и охотно принес в жертву всю свою жизнь.

Редко можно встретить человека столь мужественного, как Ленин; он это доказал в различные периоды своей жизни и при самых разнообразных обстоятельствах; и в то же самое время он отличается не менее изумительно гибкой и глубокоаналитической мудростью и прямо-таки волшебным даром понимания масс и фактов. «Ленин - великий знаток масс», - сказал о нем один из: злейших его противников. Психологию масс он, действительно, изучил до невероятных тонкостей. Он знал все нужды рабочих, все их желания, недовольства и радости. В этом коренится источник его силы и воли. В меньшей степени он знает психологию отдельной личности и нередко ошибается в оценке того или иного человека.

«Бывает», - пишет Горький, «что Ленин переоценивает добрые качества людей в их пользу и во вред делу. Но почти всегда его отрицательные оценки, - казалось бы, необоснованные, - неизбежно подтверждаются людьми, которых он отрицательно оценил еще раньше, чем видел результаты их работы. Это может свидетельствовать о том, что дурные свойства людей чувствуются Лениным лучше хороших, но также и о том, что дрянных людей вообще и всюду значительно больше, чем полезных 3 ».

Будучи превосходным истолкователем исторического материализма, он не стремится повелевать событиями, но он их направляет и умело вводит в одно, русло иногда противоречащие друг другу течения; словом, он обладает уменьем группировать и гармонически сочетать разнообразные силы. Октябрьская революция без Ленина и Троцкого была бы так же немыслима, как и дальнейшее развитие всего революционного движения.

«Октябрьская революция, - говорит Зиновьев, - поскольку и в революции не только можно, но и должно говорить о роли личности, - октябрьская революция и роль в ней нашей партии есть на девять десятых дело рук тов. Ленина. Если кто-либо смог заставить колеблющихся стать в ряды и шеренгу, - это был тов. Ленин 4 .

Благодаря глубокому проникновению в смысл реальных явлений и исключительному знанию психологии масс, Ленин предвидит исторические события, обнаруживая при этом прямо-таки пророческую дальнозоркость, порождающую в нем неожиданно смелые, всесокрушающие решения. Касалось ли дело октябрьской революции, или брестского мира, или новой экономической политики, - трех исторических моментов русской революции, - последующие события доказали такую правильность его предсказаний, которая идеалистам представляется каким-то даром провидения.

Изучая с исключительной добросовестностью сложнейшие проблемы международной и внутренней политики, Ленин значительную часть своего времени уделяет повседневный, обыденным, мелким житейским вопросам. Он беседует с представителями правительственных учреждений, партийных организаций и местных Советов, с рабочими, крестьянами, приезжими иностранцами, и, кроме того, находит время для чтения книг, газет и журналов и для писания статей на самые разнообразные темы. Его работоспособность легендарна. К ней присоединяется железная, непреклонная, несокрушимая, гениальная сила воли.

Ленин, по справедливому замечанию Орловского-Воровского, не может считаться выдающимся оратором в эстетическом смысле. Его речи не отличаются той ясностью построения, которая является характерной чертой красноречия Троцкого, ни тем обилием образных, стилизованных оборотов, которыми блещут доклады Луначарского. Ленин строит свои речи на нескольких основных положениях; он развивает их с помощью небольших, кратких фраз, которые даже не всегда считает нужным заканчивать. Неустанно, в различных вариантах, повторяет он одну и ту же мысль до тех пор, пока не убедит своих противников. Он оживляет свою речь выпадами, общепонятными рассуждениями, громким смехом; он весь в движении, ходит взад и вперед, пожимает плечами, засовывает руку в карман брюк или пиджака. Порой он прибегает к обыденным и даже вульгарным выражениям, если считает, что это делает высказанную им мысль более ясной.

«Я понял, - пишет Луначарский по поводу первой услышанной, им речи Ленина, - что этот человек должен производить, как трибун, сильное и неизгладимое впечатление. А я уже знал, насколько силен Ленин, как публицист, - своим грубоватым, необыкновенно ясным стилем, своим уменьем представлять всякую мысль, даже самую сложную, поразительно просто и варьировать ее так, что она отчеканилась наконец даже в самом сыром и мало привыкшем к политическому мышлению уме» 5 .

Не отклоняясь ни на йоту от течения своих мыслей, он, вместе с тем, постоянно, с большим искусством, приноравливается к уровню своих слушателей и читателей; он учитывает степень культурного развития, способность восприятия, привычки, - даже скверные - тех, к кому обращены его слова. На 4-м конгрессе III Интернационала он сказал по поводу принятых на предыдущем конгрессе тезисов, что они слишком пропитаны «русским духом» и слишком длинны для иностранцев. Он считается, очевидно, с инертностью мышления иностранцев.

Личная жизнь Ленина отмечена той же простотой, какая сквозит в его статьях, речах и беседах. Если существуют в России революционеры, возгордившиеся под влиянием: власти и популярности, то к их числу, во всяком случае, не принадлежит Владимир Ильич. «Его личная жизнь такова, - говорит Горький, - что в эпоху преобладаний религиозных настроений его сочли бы святым 6 ».

Ленин удивительно уравновешенный человек: он отличается исключительным здоровьем и удивительной бодростью. Этим объясняется и его духовная мощь, его воля и его смелость. Он всегда любил прогулки, купанье, охоту. В часы досуга, не размышляя ни о чем, он всецело отдается самому беззаботному веселью и возвращается окрепший, с повышенной энергией, готовый к новой борьбе.

По своему внешнему виду Ленин производит впечатление крепкого, нормально сложенного человека. «На вид, - говорит Кржижановский, - он похож на ярославского кулачка, на хитрого мужичонку, особенно, когда носит бороду 7 ».

Он невысок ростом, приземист, напоминает фавна; его лицо усеяно веснушками; лоб широкий, выпуклый; нос выдается вперед, подбородок оброс жидкой бородкой; глаза щурятся и постоянно настороже; взгляд, всегда прямой и ясный, одухотворен умом, иронией и боевым задором. Его лицо отличается математически-точными очертаниями; его огромный череп воплощает в себе всю силу, энергию и жизнеспособность его личности.

Таков Владимир Ильич, который в гигантской лаборатории, именуемой Россией, проделал опыт с научным социализмом и пытался установить социальный порядок, исключающий всякую возможность эксплоатации, угнетения и обязательства. Таков этот самый ярый противник капитализма, империализма и колониальной политики.

Ленин являет нам картину грандиозной жизни, посвященной исполинским усилиям устранить те условия, в силу которых даже в XX столетии человек все еще не перестал быть рабом. Мощной рукой вписал он необъятную главу в книгу современной истории. Благодаря ему жива идея Интернационала, идея братства трудящихся всего мира.

Примечания :

1 А. В. Луначарский. «Великий переворот». Петроград. 1919 г. стр. 67.

2 10 мая 1923 г., в Лозанне (Швейцария), Воровский пал жертвой покушения белогвардейца (Конради). Характеристику этой видной фигуры большевизма см. Г. Зиновьев. «В. В. Воровский» (П. П. Орловский). Собр. сочив. Госиздат, 1924, т. XVI. стр. 248. (Прим. перед.)

3 М. Горький; «Владимир Ильич Ленин». Коммунистический Интернационал, № 12, стр. 1934

4 Г. Зиновьев: «Н: Ленин»; Петроград. 1918 г., стр. 61 и след.

5 Л. В. Луначарский. «Великий переворот». Петроград. 1918 г., стр. 62.

6 М. Горький. «Владимир Ильич Ленин». «Коммунистический Интернационал», № 12, стр. 1934.

7 А. В. Луначарский. «Великий переворот». Петроград, 1919, стр. 61.