Консульство и образование наполеоновской империи. Тема «Консульство и образование наполеоновской империи» Завоевательные войны консульства и империи

Наполеон Бонапарт Родился 15 августа 1769 года на о. Корсика. В 1785 году закончил Парижскую военную школу в чине поручика. Свою профессиональную военную службу начал в 1785 г. в чине младшего лейтенанта артиллерии. Выдвинулся в период Великой французской революции, достигнув при Директории чина бригадного, а затем дивизионного генерала (1794 г.) и должности командующего военными силами тыла, а затем командующего Итальянской армией (1796 г.) в 26 лет.


– Великая Французская революция 1799 – государственный переворот (18 брюмера – ноября) Создано временное правительство из трёх консулов Наполеона Бонапарта, Роже Дюко, Сийеса гг. – период консульства в истории Франции.


Внутренняя политика Наполеона во время консульства гг. Во время переворота брюмера 1799г. Наполеон приходит к власти, его назначают первым консулом. Декабрь 1799г. Принята новая конституция Французской республики


Образование консульства г. – принятие новой Конституции Франции, установление консульства. 1 консул 2 консул3 консул Создание законовОбъявление войны Назначение министров и чиновников Заключение мира ЗАКОНОСОВЕЩАТЕЛЬНЫЙ ГОЛОС


Внутренняя политика Наполеона во время консульства гг. Законодательная власть Государственный совет (составление и редактирование законопроектов. Подготовка законов) Трибунат (обсуждение законопроектов. Проверка соответствия законов Конституции) Законодательный корпус (принимал или отвергал законопроекты)


Внутренняя политика Наполеона во время консульства гг. Исполнительная власть Первый консул (Наполеон) вся полнота исполнительной власти, отчасти судеб- ная и законодательная власть. Второй консул – совещательный голос Третий консул – совещательный голос избирались на 10 лет, осуществляли руководство исполнительной властью в центре и на местах


Консульство Наполеона Бонапарта 1.Создавал законы (затем они обсуждались и принимались в Сенате). 2.Объявлял войну и заключал мир. 3.Назначал министров и чиновников. 4.Уничтожил местное самоуправление (в департаменты для управления посылали правительственных чиновников – префектов, в городах вместо выборных коммун назначались мэры). Бонапарт первый консул, художник Энгр, Жан Огюст Доминик


Внутренняя политика Наполеона во время консульства гг. Основной принцип государственного аппарата Наполеона – бюрократическая централизация. Уничтожение выборного местного и департаментского самоуправления Создание системы префектур во главе с префектом (назначался правительством) принадлежала вся полнота административной власти.


Консульство Наполеона Бонапарта 1.Способствовал развитию предпринимательской деятельности. Крупной буржуазии предоставлялись выгодные государственные заказы. 2.Провел реформу финансовой системы, включая создание французского банка и укрепление новой денежной единицы - франка. 3.Развернул в стране большое строительство. Столица Франции стала еще красивее. 4.Ускорил промышленный переворот, создал новые рабочие места. 5.Запретил стачки и союзы рабочих. Тех, кто проявлял недовольство политикой Первого консула, ожидали казни, аресты, высылки г. – заключил соглашение (конкордат) с Римским папой о нормализации отношений. Отделение церкви от государства отменялось. 7.Объявил амнистию эмигрантам. Лично назначал бывших аристократов на важные государственные посты. 8.Создал мощную машину полицейского сыска.


1802 год – Наполеон Бонапарт стал пожизненным консулом 1804 год – Наполеон Бонапарт стал императором Франции. Сосредоточил в своих руках законодательную и исполнительную власть год – Наполеон Бонапарт стал королем Италии


Внутренняя политика Наполеона во время консульства гг. В мае 1804г. Наполеона Бонапарта провозгласили императором. К началу 1805г. Франция стала именоваться империей. 1807г. Окончательное установление авторитарного режима (был упразднен Трибунат, Законодательный корпус собирался редко)


Причины установления империи во Франции 1.Стремление «новых богачей» сохранить свою собственность, приобретенную в годы революции. 2.Стремление крестьян, купивших земли эмигрантов, сохранить свою собственность 3.Наполеон Бонапарт мечтал стать императором. Один из представителей верхушки буржуазии высказал общее мнение этих людей, заявив: «Только установив наследственную власть новой династии, мы сможем уничтожить в зародыше химерические надежды старой династии, придав новому порядку вещей прочный характер».


1804 г. - издан Гражданский кодекс, или Кодекс Наполеона. Провозгласил равенство граждан перед законом, неприкосновенность личности и собственности, свободу совести и др. Это было законодательство, отражающее либеральные ценности. Со старыми порядками во Франции было покончено навсегда. Кодекс распространился по всем европейским странам. «Моя истинная слава не в том, что я выиграл сорок сражений: Ватерлоо изгладит память о всех этих победах. Но что не может быть забыто, что будет жить вечно - это мой Гражданский кодекс». Наполеон.


Завоевательные войны Наполеона Бонапарта Цели Наполеона 1.Утверждение гегемонии (лидерства) в Европе 2.Ограбление захваченных территорий 3.Насаждение в завоеванных странах послушных режимов 4.Укрепление личной власти 1805 год – создание Великой армии Наполеона Бонапарта


Завоевательные войны Наполеона Бонапарта ГодыАнтифра- нцузские коалиции Основные события ИтогиЗначение Первая Итальянская кампания Разгром австрийско й армии Завоевание Северной Италии Египетский поход Бонапарта Закончился неудачей Вызвал большой интерес у французов к истории Древнего Египта § 11 стр


Завоевательные войны Наполеона Бонапарта гг. - Первая Итальянская кампания гг. - Египетский поход Бонапарта г. - Вторая Итальянская кампания г. - Первая Австрийская кампания г. - Прусская кампания гг. - Польская кампания гг. - Испано-Португальская кам г. - Вторая Австрийская кампания г. - Русская кампания г. - Саксонская кампания г. - Битва за Францию г. - Бельгийская кампания


Завоевательные войны Наполеона Бонапарта Антифранцузские коалиции гг. - Первая Итальянская кампания гг. - Египетский поход Бонапарта г. - Вторая Итальянская кампания г. - Первая Австрийская кампания г. - Прусская кампания гг. - Польская кампания гг. - Испано- Португальская кампания г. - Вторая Австрийская кампания г. - Русская кампания г. - Саксонская кампания г. - Битва за Францию г. - Бельгийская кампания гг. - I антифранцузская коалиция. Россия, Англия и Австрия гг. - II антифранцузская коалиция. Россия, Австрия, Османская империя, Англия и Неаполитанское королевство. 1.Итальянский поход 1799 г. 2.Швейцарский поход 1799 г г. - III антифранцузская коалиция. Россия, Англия, Австрия, Швеция и Сицилия гг. - IV антифранцузская коалиция. Англия, Швеция, Пруссия, Саксония и Россия г. - V антифранцузская коалиция. Австрия, Англия и Испания гг. - VI антифранцузская коалиция. Россия, Англия, Испания, Австрия и Пруссия г. - VII антифранцузская коалиция. «Сто дней» Наполеона Англия, Голландия, Пруссия.





Противоречивость завоевательной политики Наполеона Бонапарта Во-первых, французские солдаты на своих штыках несли идеи свободы народам Европы. Иными словами, войны Наполеона окончательно сокрушили феодальный строй в Европе, прежде всего в её главных державах того времени в Австрии и Пруссии. Однако, принеся с собой свободу народам Европы, Наполеон в скором времени сам стал в глазах этих народов «деспотом», что породило мощное национально-освободительное движение на континенте (прежде всего в Германии и Испании). Не говоря уж о том, что завоевания Наполеона приводили к разграблению покорённых народов, к мародёрству и насилию, чинимым французскими войсками, что если и не поощрялось, то уж точно не запрещалось. Во-вторых, начав свои войны в Европе, Наполеон стремился установить всеевропейское господство Франции, что не могло не нарушить баланс сил на континенте. А за сохранение этого баланса традиционно ратовала Великобритания. В таких условиях конфликт наполеоновской Франции с «владычицей морей» был неизбежен. В-третьих, если поначалу во́йны были выгодны различным слоям населения, то в дальнейшем «налог кровью» становился для народа всё более обременительным. И это стало одной из причин краха империи в 1814 году.


Причины ослабления наполеоновской империи 1.Два года подряд были сильные неурожаи. Народ недоедал. 2.Континентальная блокада вызвала спад промышленности и торговли. 3.Внутри Франции росло недовольство непрерывными войнами и рекрутскими наборами в армию. 4.Сложными были и отношения империи с завоеванными странами. С одной стороны, французские власти проводили буржуазные реформы. Но в то же время наполеоновские поборы и контрибуции душили народы завоеванных стран, особенно тягостен был «налог кровью». Десятки тысяч солдат поставлялись в армию императора завоеванными странами. За внешней покорностью скрывалась все более усиливавшаяся ненависть к угнетателям.
Крах империи Наполеона Бонапарта 1813 год – поражение в битве у Лейпцига («Битва народов») 1914 год – отречение Наполеона и ссылка его на о. Эльба. Русская армия входит в Париж




Гг. - Венский конгресс Первый в мировой истории дипломатический конгресс представителей почти всех европейских государств (кроме Турции). Главную роль играли представители Англии, Австрии, Пруссии и России. Конгресс должен был решить судьбы послевоенной Европы: 1) восстановить прежние династии и власть дворянства, 2) произвести территориальный передел в интересах победившей коалиции. Участники Венского конгресса


Страны- победительницы Территории, полученные по решению Венского конгресса Территориальные изменения по решению Венского конгресса. § 12 стр


Европа после наполеоновских войн 1.Россия получила часть Польши - герцогство Варшавское; 2.Пруссия Рейнскую область и Вестфалию, западные польские земли. 3.К Австрии отошли две итальянские области Ломбардия и Венеция. 4.Вместо двухсот с лишним мелких немецких княжеств был создан Германский союз 39 государств. 5.Англия удержала за собой остров Мальту, и бывшие голландские колонии - остров Цейлон у берегов Индии и Капскую землю на юге Африки. 6.Восстановлена светская власть папы над Римской областью. 7.В Неаполитанском королевстве власть перешла к прежней династии Бурбонов. 8.Восстановили трон Бурбонов в Испании. 9.Территорию Франции возвратили к границам 1792 г. и наложили на нее огромную контрибуцию. 10.Вступление России в ряды ведущих государств Европы.


1815 год – Священный союз России, Австрии и Пруссии. Первая попытка создать систему европейского равновесия, при которой обеспечивается уважение к существующим договорам, к установленному территориальному размежеванию. Европейское равновесие - это такой порядок, при котором все государства сдерживают друг друга, чтобы ни одно из них не могло силой навязать другому свое господство, подчинить его себе. В период с 1818 по 1821 г. вся их деятельность свелась к борьбе с революциями. Совместными усилиями были задушены революции в Испании и Италии. В других же вопросах единства в политике членов Союза не существовало. Желание Священного союза сохранить стабильность на континенте все больше вступало в противоречие со стремлением народов Европы установить демократические порядки и создать национальные государства. Венская система международных отношений

Наполеон Бонапарт после государственного переворота поспешил юридически оформить свою власть. Он продиктовал новую конституцию, согласно которой вся полнота власти сосредоточивалась в руках первого консула. Четыре законодательных органа - сенат, государственный совет, трибунат и законодательный корпус имели чисто декоративное значение. Наполеон покончил с парламентским режимом и избирательным правом, даже в том урезанном виде, в каком оно существовало при Директории. Вместо права выбирать депутатов граждане Франции получили лишь право намечать кандидатов, из числа которых правительство само назначало членов законодательных органов.
Созданная революцией система выборного местного и областного (департаментского) самоуправления была также уничтожена. Ее заменила полицейско-чиновничья система префектур: министр внутренних дел назначал префекта департамента, префект назначал мэров и членов муниципальных советов городов и коммун. Вся Франция была теперь сверху донизу охвачена строго централизованным административным аппаратом, нити управления которым в конечном счете сосредоточивались в руках Наполеона. Могущественное и разветвленное ведомство полиции опутывало густой сетью всю общественную и личную жизнь французов: ничто не ускользало от его наблюдения.
С особой беспощадностью полиция, как и вся правительственная власть, подвергала преследованиям и репрессиям демократические круги. Наполеон стремился полностью искоренить якобинство и самый его дух. Ренегат Фуше в качестве министра полиции с особым усердием помогал ему в этом.
Одной из первых мер Наполеона, проведенных в начале 1800 г., было закрытие независимых газет; он сохранил лишь те органы печати, которые всецело подчинялись правительству. Была установлена строжайшая цензура. Из литературы, театра, преподавания исключали все, что напоминало о революции и о ее деятелях.
Наполеон ликвидировал прогрессивное законодательство революции в вопросах религии и церкви. В 1801 г. был заключен, а в 1802 г. введен в действие конкордат (соглашение) с папой Пием VII. В силу конкордата католицизм признавался «религией огромного большинства французских граждан»; государство выплачивало духовенству жалованье; римский папа отказывался от претензий на конфискованные во время революции церковные земли и признавал контроль французского государства над деятельностью священников и епископов. Этим соглашением с папой Наполеон стремился поставить католическую церковь на службу новому, буржуазному строю.
Наполеоновский режим защищал и охранял то перераспределение собственности, которое произошло за годы революции, когда в руки буржуазии и крестьянства перешли земли церкви и дворян-эмигрантов. В то же время Наполеон открыл двери Франции тем эмигрантам, которые отказались от поддержки монархии Бурбонов и готовы были служить ему. Некоторым из них были возвращены непроданные имения. Впрочем, за всеми бывшими эмигрантами полиция установила надзор.
Наполеон последовательно поддерживал и поощрял предпринимательскую деятельность и инициативу промышленников, банкиров, торговцев. В 1800 г. был основан Французский банк. Особым покровительством Наполеона пользовалась промышленность, для развития которой он не скупился на правительственные заказы, государственные субсидия, экспортные премии. Правительство ограждало внутренний рынок от иностранной, в первую очередь английской, конкуренции. В интересах крупных собственников и в ущерб широким слоям трудового народа были сокращены прямые налоги и в два - два с половиной раза увеличены косвенные.
Современники говорили о Наполеоне, что он боялся малейших волнений рабочих больше, чем проигранного сражения. Поощряя развитие промышленности, организуя общественные работы, правительство старалось не допустить безработицы, которая могла вызвать революционные вспышки. Вместе с тем рабочие подвергались особенно тщательному наблюдению полиции. Отменив многие из законов революционных лет, Наполеон сохранил закон Ле Шапелье, лишавший рабочих права организованной защиты своих интересов и предоставлявший предпринимателям неограниченную возможность их эксплуатации. В 1803 г. были введены рабочие книжки, что давало предпринимателям и властям дополнительное средство контроля и полицейской опеки над рабочими.
Политика наполеоновского правительства отвечала до определенного времени не только интересам промышленной и торговой буржуазии, но и интересам крестьян-собственников. Маркс писал: «После того как первая революция превратила полукрепостных крестьян в свободных земельных собственников, Наполеон упрочил и Урегулировал условия, при которых крестьяне беспрепятственно могли пользоваться только что доставшейся им французской землей и удовлетворить свою юношескую страсть к собственности».

Тема урока: «Консульство и образование наполеоновской империи».

Цели урока:

Образовательные: охарактеризовать развитие Франции в период с 1799 по 1810 гг.; узнать причины перехода от республики к империи во Франции; показать буржуазный характер наполеоновских преобразований. Значение их для дальнейшей модернизации Франции; показать захватнический характер воин Наполеона, территориальные изменения, произошедшие в Европе.

Развивающие: формирование у учащихся самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно - следственных связях исторических событий и явлений; формирование положительной мотивации обучении.

Воспитательные: продолжить формировать уважительное отношение к мировой культуре.

Ход урока.

I . Организационный момент.

II. Опрос домашнего задания:

Вам был задан § 9-10 Либералы, консерваторы и социалисты.

Вопросы для устного опроса:

1. Охарактеризуйте основные взгляды либералов на развитие общества, роль государства и права человека.

2. Перечислите основные принципы консерватизма. Подумайте, какие различия имелись во взглядах либералов и консерваторов по проблемам роли государства в обществе и прав человека.

3. Расскажите об основных принципах марксистского учения.

Самостоятельная работа (тест):

1. Социальное учение Западной Европы XIX в., в основу которого было положено право человека на жизнь и свободу:

а) социализм б) либерализм в) анархизм

2. Учение о классовой борьбе, коммунистической революции составляло основу

а) анархизма б) марксизма в) либерализма

3. Один из представителей критического социализма:

а) Анри Сен-Симон б) Фридрих Энгельс в) Пьер Прудон

4. Отметь все верные утверждения.

Консерваторы

а) признавали за государством право на регулирование экономики

б) выступали за социальное равенство всех людей

в) выступали за сохранение старого порядка и традиционных ценностей

г) выступали за отмену частной собственности

5. Представителем анархизма НЕ являлся

а) Шарль Фурье б) Пьер Прудон в) Михаил Бакунин

6. Объясните утверждение: «Разрешено все, что не запрещено законом».

III. Актуализация опорных знаний учащихся.

Рассказ учителя: Ребята, в прошлом году вы начали изучать Великую французская революция. Напомню вам, что по ее итогам была свергнута монархия, казнен французский император Людовик XVI, и власть перешла в руки народного представительного органа.

19 брюмера (ноября) 1799 г. был разогнан Совет пятисот, и генерал Бонапарт на 15 лет превратился в неограниченного правителя Франции. Наполеон Бонапарт установил жесткий авторитарный режим, власть его была огромна. Посмотрим, на что была направлена его власть. Что сделал Наполеон Бонапарт для Франции и каждого француза в отдельности? Что он сделал для Европы?

План урока:

3. «Революционер на троне».

IV. Изучение новой темы.

1. От Франции революционной к Франции буржуазной.

- Рассказ учителя. С 1789 г. во Франции произошло столько переворотов, что события 18-19 брюмера не обеспокоили санкюлотов. Большинство граждан не сочувствовали идее возвращения монархии. Генерал Бонапарт, человек с республиканским прошлым, был принят спокойно в качестве главы государства. Установив военную диктатуру, Бонапарт занялся восстановлением экономики, государственного управления и правовой системы. Он готовился управлять страной буржуа, крестьян и собственников.

- Работа с документом.

- Сообщение обучающегося о Наполеоне Бонапарте.

-Рассказ учителя. Принятая в декабре 1799 г. новая конституция провозглашала своими принципами «успокоение, порядок, законность». Сенат, высшая законодательная палата, вручал на 10 лет исполнительную власть трём консулам. Наибольшими правами наделялся Первый консул. Ему принадлежало право создавать законы, объявлять войну и заключать мир, назначать министров и чиновников. Он обладал большей властью, чем Людовик XVI по конституции 1791 г. Второй и Третий консулы имели только совещательный голос. Законодательная власть резко ограничивалась. Конституция восстановила всеобщее избирательное право. Однако местное самоуправление уничтожили, в департаменты для управления посылали правительственных чиновников - префектов. В городах вместо выборных коммун назначались мэры.

В стране установился режим личной власти. Французы устали от революции, и режим личной власти был одобрен на плебисците (всенародном опросе).

Так Наполеон Бонапарт, «сын революции», стал главной политической фигурой во Франции. Страна вступила на путь гражданского мира.

Период с 1799 до 1804 г., когда власть сосредоточилась в руках консулов, историки называют консульством.

Запись в тетради:

Консульство – это период в истории Франции с 1799 по 1804 г., когда власть сосредоточилась в руках консулов.

2. «Свобода, равенство и собственность!»

- Работа с учебником.

1 группа читает пункт «Свобода, равенство и собственность!» на стр. 93-94 учебника.

2 группа читает пункт «Общество без религии подобно кораблю без компаса» на стр. 94-95.

Задание: Каждая группа выделяет основные реформы, меры по укреплению государства и умиротворению народа, проведенные во Франции Наполеоном в период его консульства.

3. «Революционер на троне».

- Рассказ учителя. Республика шла к своему концу. Заговоры роялистов, имевшие целью свергнуть режим консульства и восстановить монархию Бурбонов, пугали «новых богачей», боявшихся лишиться собственности, приобретённой в годы революции. Они потребовали, «чтобы Наполеон Бонапарт, ныне Первый консул, был провозглашён императором и в качестве такового на него было возложено управление Французской республикой».

Предложение поддержали и крестьяне, купившие земли эмигрантов. Один из представителей верхушки буржуазии высказал общее мнение этих людей, заявив: «Только установив наследственную власть новой династии, мы сможем уничтожить в зародыше химерические надежды старой династии, придав новому порядку вещей прочный характер». Да и сам Первый консул давно уже жил мечтой об империи. Проложить путь к трону помогли военные победы.

Европейские державы, воевавшие против Франции, устали от войны. Первой в 1801 г. заключила перемирие с Францией Дания, затем этому примеру последовали её союзники. Лишившись союзников, Великобритания в марте 1802 г. в г. Амьене подписала с Францией мирный договор, положивший конец десятилетней войне. По этому договору Великобритания снимала морскую блокаду Франции, однако не признавала её новых границ. Заключение мира вызвало огромный энтузиазм французов и всплеск обожания Бонапарта. Он целый год пользовался такой всенародной популярностью, которая и не снилась другим французским политикам. Это облегчило Наполеону путь к установлению монархии.

Запись в тетради: 18 мая 1804 г. – Сенат провозгласил Наполеона «императором французов»

4. Завоевательные войны консульства и империи.

Задание. Ребята, сейчас вы самостоятельно прочтете пункт «Завоевательные войны консульства и империи» стр. 96-98 и заполните таблицу.

Главные битвы наполеоновских войн

Название битвы или похода

Дата битвы

5. «Истинная слава» Наполеона.

- Работа с документом. «Французский Гражданский кодекс» (извлечения) стр. 100 учебника.

V. Закрепление изученного на уроке.

Вопросы к классу:

1. Что такое консульство?

2. О каких реформах Наполеона вы узнали?

VI. Итог урока.

Вопрос 01. Укажите причины создания империи Наполеона Бонапарта. Сравните восстановленную им монархию с монархией Людовика XVI.

Ответ. Причины создания империи:

1) Франции требовалось примирение сторонников и противников революции;

2) Бонапарт использовал это как одно из средств реабилитации своего режима в глазах католиков;

3) Бонапарт использовал это как средство повышения авторитета на международной арене (например, благодаря этому титулу на равных шли мирные переговоры между императорами Наполеоном I и Александром I);

4) вполне возможно, что это было осуществление детской мечты Наполеона, который воспитывался в монархической стране и всегда стремился к величию;

5) в распоряжении Бонапарта была вся полнота исполнительной власти и преданность армии, его решения никто не имел шанса оспорить.

Вопрос 02. Расскажите о внутренней политике консульства и империи Наполеона I.

Ответ. Бонапарт стимулировал развитие крупного бизнеса, принимая для этого целый комплекс мер, включая укрепление франка. Одновременно он развернул масштабное государственного строительство, что с древних времён использовалось для того, чтобы дать работу беднякам. Создание новых рабочих мест стимулировало и развитие бизнеса крупной буржуазии, которую, повторюсь, поддерживало правительство. Бонапарт также решил примириться с умеренными противниками революции. Он объявил амнистию эмигрантам, а также попытался наладить отношения с католической церковью. Последнее включало целый комплекс мер. Первый консул пошёл на переговоры с папой римским. Позже папа римский возглавлял церемонию коронации императора. После серии военных побед Франции римский первосвященник стал подконтролен Парижу, при этом он всячески прославлялся и поддерживался в начинаниях, которые не расходились с политическим курсом империи. Отделение церкви от государства во Франции было отменено, позиции католических иерархов формально восстановлено, но, к примеру, епископов Наполеон назначал лично. Пользуясь своим правом издавать законы самостоятельно, Наполеон ввёл во Франции и на подконтрольных ей территориях ряд кодексов с новыми нормами общественных отношений. Его кодекс содержал много завоеваний революции в области гражданского права и личных свобод, именно к таким свободам стремились революционные движения многих стран после окончания Наполеоновских войн.

Вопрос 03. Какие меры включала континентальная блокада? Какие цели ставил Наполеон, прибегая к этой политике? Составьте свой прогноз развития международных отношений в связи с её применением.

Ответ. Наполеон надеялся лишить Великобританию денег на продолжение войны. Для этого он запретил всем подконтрольным ему странам любые торговые отношения с этим подчинёнными Лондону территориями. Однако такие меры не были выгодны, прежде всего, континентальным странам: они слишком уже зависели от английских товаров, в то время как английская промышленность могла бы найти новые рынки сбыта в своих и чужих колониях. Именно поэтому Россия на деле не соблюдала блокаду. Из этого можно сделать вывод, что продолжение блокады привело бы лишь к разорению поддерживавших блокаду стран. Это понимал и Наполеон, потому по воспоминаниям некоторых современников строил планы покорения британских колоний, в первую очередь Индии.

Вопрос 04. Начните составление таблицы «Внешняя политика консульства и империи». Графы таблицы: годы, основные события во внешней политике, итоги, значение.

Ответ. Внешняя политика консульства и империи

Тема «Консульство и образование наполеоновской империи».

Класс: 9-Б

Дата: 11.10 2018 год

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Технология построения урока : Проблемное обучение, эвристический метод

Цель урока: Охарактеризовать развитие Франции в период с 1799 по 1810 гг.

Задачи урока:

    Узнать причины перехода от республики к империи во Франции;

    Показать буржуазный характер наполеоновских преобразований. Значение их для дальнейшей модернизации Франции;

    Показать захватнический характер воин Наполеона, территориальные изменения, произошедшие в Европе.

    Сформировать у учащихся умение работать с картой (внешняя политика-направления)

    Сформировать у учащихся умение работать с документами (статьи кодекса Наполеона)

Основные понятия темы : Консульство, Гражданский кодекс, Континентальная блокада, Тильзитский мирный договор.

Ход урока:

Организационный момент.

Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами начнем изучать один из важнейших и наиболее сложных периодов мировой истории – 19 век. Это время привнесло огромное количество изменений в европейскую жизнь. Мы с вами узнаем, как развивались ведущие европейские государства, а именно Франция, Великобритания, Германия и Италия. Это очень трудный материал и вам нужно будет приложить максимум усилий, чтобы его постичь. Изменения, которые произошли в этих странах, впоследствии привели Европу к 1 мировой войне. А причины этого ужасного конфликта кроятся непосредственно в этом периоде.

Откройте тетрадки, запишите число и тему нашего урока.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Наполеон говорил «Я бываю то лисой, то львом. Весь секрет управления заключается в том, чтобы знать, когда следует быть тем или другим». Проанализируйте деятельность Наполеона и подтвердите фактами его слова.

План урока:

    От Франции революционной к Франции буржуазной

    Биография Наполеона

    Внутренняя политика Наполеона в период консульства и империи

    Внешняя политика Наполеона в период консульство и империи

Но сначала проверим домашнее задание. Вам на дом был задан § 9-10 Либералы, консерваторы и социалисты. Даю вам 5 минут, чтобы вы повторили д\з и подготовились к опросу.

Активные ребята в конце урока получат хорошие оценки.

К доске выходят три человека. На доске портреты 3-х представителей разных политических течений. Задание: определите политическое течение к которому относится данный представитель и запишите основные положения этого течения. (Маркс, Прудон, Сен-Симон)

Фронтальный опрос:

    Что такое либерализм?(Идеология свободы)

    Главные принципы либерализма? (право ч-ка на жизнь, свободу, равенство, собственность)

    Какими методами либералы предлагали преобразовывать гос. устройство?(Реформами)

    От какого слова происходит название консервативной идеологии? (Охранять, сохранять)

    Главные принципы консерватизма. (Сохранение традиционных ценностей: религии, монархии, культуры, порядка._

    Какое политическое течение находилось у власти в большинстве стран Европы на протяжении всего 19 века?

    Назовите пути изменения общества, предлагаемые политиками 19 века.

    Какое политическое течение признавало революцию как основный способ изменения общества?

Молодцы, теперь проверим тех, кто работал у доски, и перейдём к новой теме.

Новая тема:

Рассказ учителя: Ребята, в прошлом году вы начали изучать Великую Французскую Революцию. Напомню вам, что по ее итогам была свергнута монархия, казнен французский император Людовик 16, и власть перешла в руки народного представительного органа. Сначала это было Национальное собрание, потом название сменилось на Законодательное собрание, а потом на Директорию. 19 брюмера (ноября) 1799 г. был разогнан Совет пятисот, и генерал Бонапарт на 15 лет превратился в неограниченного правителя Франции. Наполеон Бонапарт установил жесткий авторитарный режим, власть его была огромна. Посмотрим, что была направлена его власть. Что сделал Наполеон Бонапарт для Франции и каждого француза в отдельности? Что он сделал для Европы?».

Революция 1789 года перевернула всю страну. Она выдвинула новую политику, новую систему и новых людей.

Всю историю Франции этого периода делят на два периода. Запишите в тетрадь:

Франция 1799-1815 гг.

1.период консульства-1799-1804 гг.

2.период наполеоновской империи-1804-1815 гг.

Декабрь 1799 г. – принятие новой Конституции Франции, по которой

Сенат – высшая законодательная палата.

Три консула – исполнительная власть (срок 10 лет):

Первый консул:

    Право создавать законы;

    Право объявлять войну;

    Право заключать мир;

    Право назначать министров и чиновников.

Второй и Третий консулы – совещательный голос.

В стране установился режим личной власти. В конце своей жизни Наполеон скажет: «Революция – беда поколения, которое её совершает». Французы устали от революции, и режим личной власти был одобрен на плебисците (всенародном опросе)

- И так Консульство - это период в истории Франции, когда власть принадлежала Наполеону Бонапарту, продолжавшийся с 9 ноября 1799 по 18 мая 1804 .

Биография Наполеона Бонопарта (сообщение ученика,опережающее задание).

А теперь, ребята, мы с вами поработаем с учебником (стр. 94-96). Ваша задача, прочитав пункты параграфа, записать основные реформы проведенные Наполеоном в период консульства.

В этот период были приняты следующие меры:

    Подтверждение права имущества, приобретённого в годы революции;

    Поощрение предпринимательства. Крупной буржуазии предоставлялись государственные заказы.

    Денежная реформа (создание французского банка и новой денежной единицы – франка).

    Укрепление полиции, во главе которой встал Фуше, создавший мощную машину полицейского сыска.

    Католическая церковь объявлялась религией всех французов.

    1804 создан «Гражданский кодекс» - свод законов, в котором провозглашались основные права и свободы человека.

Апрель 1802 года – Наполеон издал декрет о всеобщей амнистии эмигрантов.

Август 1802 г. – Наполеон становится пожизненным консулом.

18 мая 1804г. – Сенат провозгласил Наполеона «императором французов»

В 1805 г. Наполеон был коронован в Милане в Домском соборе. Наполеон был короновал как император Италии. Он сам возложил на себя корону, которую носил Карл Великий. « Бог вручил мне эту корону» - заявил Наполеон.

Некоторое время Франция ещё именовалась республикой, но позднее слово « империя» вытиснуло её. Так возникла буржуазная монархия.

Во Франции этого периода были созданы условия для быстрого экономического подъёма, во Франции начался промышленный переворот.

А теперь, ребята давайте подведем с вами черту под внутренней политикой Наполеона.(Внутренняя политика консульства имела стабилизирующий характер.)

Переходим с вами ко второму периоду наполеоновской империи-1804-1815 гг.

Но сначала подумайте, почему Наполеон так легко смог прийти к единоличному правлению и смог изменить политическое устройство страны?

Исходя из того, как легко Французы отнеслись к смене власти, можно сделать вывод, что они были всем довольны.

Сейчас мы посмотрим, чем же подкупил Наполеон симпатии населения.

(Работа с письменными источниками - кодекс Наполеона, приложение 1) самостоятельно работают с документом. По прочтению выполняют задание на доске.

На доске два девиза:

    свобода, равенство, братство.

    свобода, равенство, собственность.

Выберите то из них, которое соответствует основным идеям кодекса.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Наполеон говорил «Я бываю то лисой, то львом. Весь секрет управления заключается в том, чтобы знать, когда следует быть тем или другим». Проанализируйте деятельность Наполеона и подтвердите фактами его слова.(ответы детей)

Не смотря на назревание внутренних противоречий (новая знать, возвращение эмигрантов и т.д.), об этом позже, кризис в большей степени спровоцировала внешняя политика.

Задание. Ребята, сейчас мы все вместе поработаем с таблицей, и проследим все эти события по карте.

Завоевательные войны консульства и империи стр. 96-98 и заполните таблицу.

Внешняя политика Наполеона Бонапарта:

1805

    Сражении под Ульмом

    Битве у м. Трафальгар

    Аустерлиц , битва трех императоров

Разгром австрийской армии

Поражение французского флота

Поражение русско-австрийской армии (признали за Фр. свободу действий в германских и итальянских государствах)

1806

Сражение под Йеной

Разгром Пруссии, которая

1. присоединилась к континентальной блокаде,

2. лишилась территории, из которых создано герцогство Варшавское

3. контрибуция

1807

Тильзитский мирный договор с Россией.

Условия договора:

· Россия признала все завоевания Наполеона.

· Присоединение к континентальной блокаде против Англии (секретное соглашение). Россия должна полностью отказаться от торговли со своим главным партнёром (в частности, условия мирного договора предписывали России полностью в Великобританию) изоляция Англии!!!.

· Россия и Франция обязались помогать друг другу во всякой наступательной и оборонительной войне, где только это потребуется обстоятельствами.

· На территории польских владений Пруссии образовано , зависимое от Франции.

Значение:

Наполеона Тильзитский мир вознёс на вершину могущества

Наполеон поощрял Россию к территориальным приобретениям за счёт Швеции. Вознаграждая Александра за чужой счёт, Наполеон имел в виду рассорить Россию с её прежним союзником, добиться в конечном счёте внешнеполитической изоляции России и сделать её зависимой от Франции

Россия получила отсрочку в войне, т.к. от Англии не было реальной помощи, союзников в Европе не осталось

1808

вторжение в Испанию

«Война ножей» 1808-1812

К 1810 году Наполеон достиг небывалого могущества и славы. Франция вернулась к монархической форме правления, но это была буржуазная монархия, и её жизнь осуществлялась по новым законам.

Подведем итоги внешнеполитической деятельности Наполеона к 1812 году(записывают в тетрадь)

    Устранил угрозу реставрации

    Разбил коалицию

    Остался один соперник- Англия

    Расширил территорию Франции

    Распространение новых порядков на территории Европы

Итак, давайте подведем итог нашему уроку. (Дети пытаются самостоятельно сделать выводы).

Вывод: в период консульства и империи Франция достигла значительных успехов во внутренней и внешней политике: были изданы десятки законов, приводивших в порядок государственную систему. Бонапарт, провозгласив себя правителем «национальным», народным, сумел устранить многие конфликты в обществе. В результате военных побед в эти годы Франция стала сильнейшим государством на континенте.

Закрепление: Фронтально

Теперь перейдём к закреплению:

1. Назовите мне два периода истории Франции с 1799 г. по 1815 г.

2. Основные проблемы внутренней политики Франции периода консульства.

3. Как назывался основной свод законов наполеоновской империи и когда был принят этот свод?

4. Выразите суть этого закона одним лозунгом.

5. В чём особенность внешней политики периода консульства.

6. Какой характер имела внешняя политика периода империи.

7. Основной противник Франции на международной арене.

Домашнее задание:

    Дифференцированное задание: ответить письменно в тетради на один из вопросов (№ 3, 5, 6).

    Подготовить сообщение о Венском конгрессе.

Приложение 1

Кодекс Наполеона.

Кодекс закрепил принципы равенства граждан и неприкосновенности частной собственности. Утвердив, таким образом, за "новыми богачами" и крестьянами право на приобретённую ими собственность дворян и церкви, конфискованную в годы революции. В этих классах он нашёл главную опору.

Содержание

Гражданский кодекс состоял из вводного титула, посвященного опубликованию, действию и применению законов, и трех книг. Первая книга (статьи 7 – 551) «О лицах» содержит положения о физическом лице как субъекте права и семейное право, рассматривает вопросы гражданства и в целом гражданского состояния. В этой книге четко просматривается основная идея всего кодекса – равенство всех перед законов, к примеру, в первой статье вводного титула сказано: «Законы являются подлежащими к исполнению на всей французской территории» , в первой главе 7 статье говориться о том, что «всякий француз пользуется гражданскими правами » . Вторая книга (статьи 516-710) «Об имуществах и различных видоизменениях собственности» содержит положения о разных видах имущества, о праве собственности и других вещных правах. Основная идея здесь состоит в том, что частная собственность – неприкосновенна, и право собственности охраняется государством, например статья 545: «никто не может быть побуждаем к уступке своей собственности» , статья 544 «собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее удобным способом» . Третья книга «О различных способах, которыми приобретается собственность» посвящена вопросам наследственного права, обязательственного права: в ней содержатся нормы о залоге, поручительстве, исковой давности и т.п. В кодексе уделяется большое внимание брачным отношениям, детям, кодекс носит социальный характер. Он имеет четкую, методическую систему, написан понятным языком. С принятием кодекса, фактически, завершился процесс формирования гражданского права и системы экономических отношений. Он оказался очень эффективным.

Всякий француз пользуется гражданскими правами.

544. Собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом, с тем чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законами или регламентами.

545. Никто не может быть принуждаем, к уступке своей собственности, если это не делается по причине общественной пользы и за справедливое и предварительное возмещение.

Титул IX .

Об отцовской власти.

371. Дети во всяком возрасте, должны оказывать своим отцу и матери почтение и уважение.

372. Дети остаются под властью родителей до достижения совершеннолетия или до освобождения из-под власти.

373. Отец один осуществляет эту власть во время существования брака.

376. Если ребенок не достиг 16 лет, то отец может лишить его свободы на срок, который не может превышать месяца; в этих целях председатель трибунала округа должен по просьбе отца выдать ордер на арест.