Образ русской женщины в творчестве Н. А. Некрасова. Изучение поэмы “Русские женщины”

1. Организационный момент

Вести урок будут помогать ведущие, “биографы”, “исследователи творчества поэта”, “историки”, а также “актерская группа”.

Эпиграф к уроку:

“В нашем Отечестве роль писателя есть прежде всего роль учителя и, по возможности, заступника за безгласных и приниженных”.

Из письма Н.А. Некрасова Л.Н. Толстому

Сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть суть этих слов поэта.

Сообщение темы, цели и задач урока (слайд № 1. Презентация)

2. Словарная работа. (Проверка домашнего задания учащихся).

Поэма, восстание, дворянство (дворянин), декабристы, самодержавие, крепостное право.

3. Слово о Н.А. Некрасове и о его творчестве.

1 ведущий:

Кто служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата-человека,-
Только тот себя переживет…

(Слайд № 2: “Н.А.Некрасов (1821 – 1877 гг.”)

Выступление группы “биографов” (слайды № 3, 4, 5: “Биографическая справка”, № 6: “А ты, поэт! избранник неба…”, № 7: “Сборники стихотворений”).

2 ведущий:

Да, поэзия Н.А. Некрасова служила “великим целям века”. В этом источник ее бессмертия, ее неувядающей силы. Вот почему нам, людям другого века, она близка своей верой в Родину и человека, светлым жизнелюбием и мужеством, влюбленностью в русскую природу. Вот почему при каждой встрече мы заново открываем для себя Некрасова, и стихи его будят в нас высокие и добрые помыслы, помогают познать мир и самих себя, делают нас щедрее и отзывчивее на все прекрасное.

Вся любовь и все помыслы поэта принадлежат России, русскому народу, крестьянству, забитому, втоптанному в грязь, но духовно не сломленному.

Выступление группы “исследователей творчества поэта” (слайды № 8: “Я лиру посвятил народу своему…”, № 9: “Унылый, сумрачный бурлак…” *прослушивание стихотворения “Не Волге”, № 10: “Железная дорога”, № 11: “Крестьянские дети”, №12 “В полном разгаре страда деревенская…”, № 13: “Тройка”, № 14: “Мороз, Красный нос”, № 15: “Почувствовать свои страданья научила И свету возвестить о них благословила…”).

Чтение наизусть стихотворения “Несжатая полоса”

Какова крестьянская доля, описанная в стихотворения?

1 ведущий:

Мысль о своем духовном родстве с русским народом Н.А. Некрасов с потрясающей силой воплотил в восьмистишии 1848 года.

Выразительное чтение стихотворения “Вчерашний день, часу в шестом…”

О чем говорится в стихотворении?

Какой вам представляется муза поэта? (Женщина- крестьянка, на долю которой выпало немало испытаний).

4. Изучение поэмы “Русские женщины”.

1 ведущий:

Певец Родины, Н.А. Некрасов, был певцом волевых и мужественных характеров, людей борьбы и действия. С особой силой и талантом самоотверженный подвиг женщины был воспет в поэме “Русские женщины”, которая состоит из 2-х частей: “Княгиня Трубецкая” (1872 г.) и “Княгиня Волконская” (1873 г.).

Первоначально поэма была названа “Декабристки”.

2 ведущий:

Героини поэмы – княгини Екатерина Ивановна Трубецкая и Мария Николаевна Волконская – жены декабристов.

Историческая справка – выступление группы “историков”:

1 историк – сообщение о восстании декабристов 1825 года (слайд № 16: “Союз благоденствия”, № 17: “Восстание декабристов”, № 18: “Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь…” - портреты и имена декабристов)

2 историк – рассказ о судьбе жен декабристов (слайд № 19: “А.С. Пушкин читает М.Н. Волконской “Послание в Сибирь”)

Звучит “Песенка кавалергарда” (из к/ф “Звезда пленительного счастья”)

“Исследователи творчества поэта” - история создания поэмы “Русские женщины” (слайд № 20: “Пел о красавицах чудных…”)

Слово учителя о героинях поэмы “Русские женщины” (слайд № 21: Екатерина Ивановна Трубецкая)

В первой части поэмы поэт воссоздал характер мужественной женщины, всецело разделяющей взгляды своего мужа – декабриста Сергея Петровича Трубецкого, и которая, преодолевая множество трудностей: сопротивление родителей, препятствия, чинимые властями, в конце концов, добивается у царя разрешения последовать за мужем в Сибирь.

Ее примеру последовали многие, некоторые ехали даже не за мужьями, а за женихами.

Центральным эпизодом этой части поэмы является встреча княгини Трубецкой с иркутским губернатором, который получил строжайший приказ любыми средствами удержать ее и не разрешить ехать вслед за мужем.

Инсценировка диалога “Трубецкая у губернатора” - “актерская группа”

Как вы оцениваете поступки героев диалога?

Какие аргументы выдвигал губернатор, пытаясь убедить княгиню вернуться?

Что свидетельствует о том, что решение Трубецкой – не временный порыв, а результат твердого, осмысленного убеждения в своей правоте?

Что заставило губернатора уступить княгине?

Слово учителя: (слайд № 22: Мария Николаевна Волконская)

Работая над 2-й частью поэмы “Русские женщины”, Н.А. Некрасов узнал, что у его давнего знакомого М.С. Волконского, сына сосланного декабриста, хранятся записки его матери М.Н. Волконской. Поэт попросил разрешения ознакомиться с ними. Сначала Волконский наотрез отказался и только после настойчивых просьб согласился прочитать их Некрасову. По словам Волконского, слушая их, Николай Алексеевич по несколько раз в вечер вскакивал и со словами: “Довольно, не могу, - бежал к камину, садился к нему и, схватившись руками за голову, плакал, как ребенок”.

(Чтение отрывков из статьи Н. Уминовой “Эта женщина должна быть бессмертна в русской истории”).

Духовный рост героини 2-ой части поэмы приводит ее к сближению с народом. Именно к нему обращает она слова глубокой благодарности и любви, выразившие и чувства самого поэта.

(Cлайд № 23: “Нет, я не жалкая раба…”)

Инсценировка монолога М.Н. Волконской “Спасибо вам, русские люди…” - “актерская группа”.

Что вы можете сказать о героине 2-й части поэмы?

Как вы думаете, почему поэт плакал, когда читал записки жены декабриста?

Обобщающая беседа.

Как доказать, что произведение действительно является поэмой?

Первоначально поэма называлась “Декабристки”. Это название, написанное карандашом, сохранилось в рукописном варианте в архивах. Исследователи отмечают, что “это заглавие гораздо точнее, чем “Русские женщины”, потому что среди декабристок были три француженки и одна полька: Анненкова (урожденная Гебль), Трубецкая (Лаваль), Ивашева (Ле-Дантю) и Юшневская. Прав ли был Н.А. Некрасов, назвав все-таки поэму “Русские женщины”? Аргументируйте свой ответ.

Поэма имела исключительный успех у читателей. Как вспоминает сам поэт: “Литературные критики “ругают”, а публика читает и раскупает”. Как вы думаете, почему произведение имело такой успех?

Прошло около 2-х столетий с тех исторических событий 1825-1826 гг. Как вы сегодня воспринимаете подвиг декабристов и их жен?

Муза Некрасова – это женщина-крестьянка, почему же поэт создает поэму о дворянках (дамах из высшего света)?

Вспомните слова эпиграфа к уроку. Чему учит поэзия Н.А. Некрасова?

5. Итог урока.

1 ведущий:

Поэзия Н.А. Некрасова учит нас чувствовать красоту и щедрость русского характера, главной особенностью которого является умение понять другого человека, как самого себя, счастье радоваться его счастьем или страдать его страданием. В редкой поэтической отзывчивости на чужую радость и чужую боль Некрасов и по сию пору – исключительный и неповторимый поэт.

Слайд “Поэтическое завещание Николая Алексеевича Некрасова”

Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте!
Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ!

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов, продолжая традиции поэтов-декабристов. Пушкина и Лермонтова, возглавил новый этап русской поэзии, связанный с демократическими движениями 60-70-х годов. Друг и сподвижник Чернышевского. Добролюбова, поэт-гражданин, поэт-трибун. Некрасов был певцом народной жизни, который посвятил свое творчество борьбе за свободу и счастье народа. «Я лиру посвятил народу своему», - с полным правом сказал о себе поэт. Вся некрасовская поэзия проникнута духом народничества, в ней нашли свое отражение мотивы крестьянского быта, красота русской природы, души крестьян. Из поэзии Некрасова по-новому раскрываются образ простого крестьянина и сама народная жизнь. И не случайно Некрасов одним из первых осветил в своих произведениях горькую судьбу русских женщин. Русская литература еще не знала такого поэта, который бы так часто и с таким пониманием писал образы женщин-крестьянок. Тяжелую «долюшку женскую» Некрасов показывает нам, рисуя преимущественно бедноту, наиболее забитые и отсталые слои крестьянства. В своих произведениях Некрасов уделяет большое внимание жизни крепостной крестьянки и ее тяжелой доле:

Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля с рабом повенчаться.
Вторая - быть матерью сына-раба,
И третья - до гроба рабу покоряться.
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.

Поэт никогда не говорит осуждающею слова в адрес женщины - наоборот, он посвящает ей слова горячего и страстного сочувствия. В своих поэмах Некрасов постоянно возвращается к женской теме. Изображение судьбы крепостной крестьянки является гневным обвинением крепостническому строю, создавшему такую каторгу человеку. Описывая бесправную участь крестьянки - «отцветать, не успевая расцвесть» - поэт в то же время умеет показать женщин, одаренных природной красотой. Идеальный образ крестьянской женщины Некрасов видел в величавой славянке:

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.

Работая над поэмами «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» и другими, Некрасов основным объектом избрал жизнь крестьян-тружеников, а местом действия- типичную обстановку-русскую деревню поэт описывает условия, в которых живут герои, рассказывает о тяжелой жизни Матрены Тимофеевны - героини поэмы «Кому на Руси жить хорошо» и о многом другом. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» дает наиболее полное изображение крестьянской жизни. Поэма стала «народной книгой», а которую Некрасов стремится вложить свои знания о крестьянстве. Если в предыдущих произведениях Некрасов преимущественно изображал терпение и забитость в крестьянских женщинах, то теперь поэт показывает зарождавшееся в русской крестьянке стремление избавится от покорности, от печального наследия векового рабства.
Матрена Тимофеевна - женщина-труженица, весь ее вид говорит о силе и здоровье:

Осанистая женщина.
Широкая и плотная.
Лет тридцати восьми.
Красива, волос с проседью.
Глаза большие, строгие.
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла!

В ходе беседы с крестьянами раскрывается ее душевная красота. Образ Матрены Тимофеевны весь как бы соткан из народной поэзии. Лирические песни, причитания издавна раскрывали правду о жизни крестьянки, и Некрасов черпал из этого источника,
создавая образ своей любимой героини. Рассказ о Матрене Тимофеевне приводит к мысли о силе и в женщине, самом обездоленном и забитом существе, зреет душевная гроза - значит, возможно и близко переустройство жизни. Вера в народ, в его пробуждение выражена о словах поэта:

В рабстве спасенное
Сердце свободное
Золото, золото
Сердце народное!

Несмотря на душевную красоту и силу Матрены Тимофеевны, судьба посыпала ей много лишений и трудностей. Однообразно ее существование вехами в нем оказываются только смерть Савелия и родителей да вечная забота о детях. Она говорит: «За них горой стояла я». Был в ее жизни такой случай, когда глубокая и искренняя любовь к детям проявилась в действии: «А потом потребовала странница, чтоб грудью не кормили мы детей по постным дням!» Многие последовали наказу странницы. Матрона же поступила иначе:

Я только не послушалась.
Судила я по-своему.
Коли терпеть, так матери.
Я перед богом грешница.
А не дитя мой.

Трудна жизнь Матрены, но все же в ней есть, счастье. У нее было счастливое детство, проведенное в родительском доме, была и временная удача после замужества. Но ни лишения, ни минуты счастья не покачнули равновесия и не отняли душевных сил Она понимает, что «крестьянские порядки неисчерпаемы» и что «не дело между бабами счастливую искать». Это заявление аргументируется перечнем множества бедствий, выпавших на ее, Матренину, долю. Рассказчица убеждена в том, что искатели счастья между женщинами останутся ни с чем. И она права, так как положение женщин, особенно женщины-труженицы, было крайне тяжелым. Но несмотря, ни на что вера Некрасова в счастливое будущее не померкла. Некрасов указал и открыл путь к тому, без чего поэту отныне нельзя было по-настоящему дышать полной грудью. Поэзия Некрасова утверждала принципиально новое отношение к жизни и человеку. Человек в ней рассматривался в его общественных связях и проявлениях, в его общественной и трудовой деятельности. Именно этим он близок нашему времени.

Сочинение

В своем творчестве Некрасов уделяет особое внимание раскрытию женских образов. При этом, наблюдая и изучая женский характер, он не ограничивается своим кругом —кругом родового дворянства. Его творческая интуиция и поэтическое воображение способны проникнуть в душу и простой крестьянки, и жены декабриста, и даже падшей женщины. Некрасов остро ощущал несправедливость, которая выпала на долю русской женщины, какое бы положение в обществе она ни занимала, ведь даже женщины из высшего света находились в подчиненном положении и не имели никаких прав. Если женщина из народа изнемогала от непосильного труда, то дворянка — при внешнем благополучии — страдала от отсутствия свободы и должна была неукоснительно следовать писаным и неписаным законам своего круга.

Все героини Некрасова — женщины самоотверженные, сильные, способные принести себя в жертву тем, кого они любят. Пример удивительной стойкости, благородства, самоотречения являют нам образы его поэмы «Русские женщины» — княгини Трубецкая и Волконская. Привыкшие к великолепию светской жизни, роскоши и достатку, они, презрев осуждения света, зная, на какие муки обрекают себя, отправляются за своими мужьями-декабристами в Сибирь. Лживое, пустое высшее общество для них — лишь «маскарад», «нахальной дряни торжество», где царят «подленькая месть» и ханжество, мужчины там — «сборище Иуд, а женщины — рабы». Почему некрасовские героини выносят мужчинам столь строгий приговор? Да потому, что они, поддавшись на соблазны светской жизни, не пожелали разделить участь декабристов, пожертвовать собой во имя свободы, счастья и справедливости. Трубецкая и Волконская меняют суету света «на подвиг любви бескорыстной», они так же, как и их мужья, хотят пострадать за свободу, им тоже небезразличны судьбы русского народа: княгине Трубецкой «снятся стоны бурлаков на волжских берегах», а Волконская, соприкоснувшись с жизнью народа и узнав широту его души, восклицает:

Ты любишь несчастного, русский народ!

Страдания нас породнили…

Женщина в некрасовской поэзии всегда обречена на несправедливость, ее несчастная судьба предопределена тем обществом, в котором она живет. В стихотворении «Тройка» Некрасов обращается к молодой девушке, у которой впереди еще целая жизнь; она полна озорства и веселья, ей не чужды девичьи игривые мечты. Она еще не знает, что ждет ее в жизни, и «жадно глядит на дорогу», заигрывая с «проезжим корнетом». Но Некрасов предрекает ей жалкое и убогое существование; ни красота, ни веселый нрав не помогут ей избежать тяжелой женской доли:

За неряху пойдешь мужика.

Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж-привередник

И свекровь в три погибели гнуть.

Похожую судьбу русской женщины рисует поэт в стихотворении «Еду ли ночью по улице темной». Его героиня — жертва несправедливости, царящей в обществе, где женщина не имеет никаких прав. «С детства судьба невзлюбила тебя», — говорит Некрасов. Сначала ее бил отец, потом —" нелюбимый муж. Когда же она, презрев все условности общественной морали, открылась наконец настоящей, чистой любви, то и здесь ее настигают вопиющая жестокость и несправедливость людей, которые «именем страшным» ее назовут. Именно по вине таких «пустых и лживых» людей женщина встает на путь греха и порока, как это показано в стихотворении «Когда из мрака заблужденья…». Но в душе даже такой опустившейся женщи ны теплится искра божия; для Некрасова всегда есть надежда на то, что она воспрянет к новой жизни, сможет проклясть «ее опутавший порок» и «смело и свободно» вступить на честный путь.

Щемящей жалостью и горечью наполнены стихи поэта, посвященные женщине из народа. Вот как он пишет о несправедливости, которую терпит простая крестьянка:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая — быть матерью сына-раба,

А третья — до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Поистине величественный и светлый образ русской женщины предстает перед нами в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Это — крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина. Вся ее жизнь, которая проходит в непосильном труде, — пример удивительной стойкости, терпения и силы характера. Именно о таких женщинах, как Матрена, Некрасов писал:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет.

Никакие жизненные неудачи и удары судьбы не могут сломить ее, она способна выстоять перед любыми испытаниями, и, несмотря ни на что, она не поддается отчаянию и озлоблению и безропотно несет свой крест. Эпический тон повествования придает ее образу характер всеобщности. Некрасов осмысливает историю Матрены как судьбу русской крестьянки вообще и, рисуя ее героический жизненный подвиг, показывает, что такие, как она, имеют право на иную жизнь, на подлинную свободу и справедливость.

«Кто ж защитит тебя?» — обращается Некрасов к женщине в одном из своих стихотворений. Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о страдалице земли русской, подвиг которой незаметен, но велик!

Шигабуддинов Руслан Айдарович

Научно-исследовательская работа на тему: "Образы русских женщин в произведениях Николая Алексеевича Некрасова"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Шубанская основная общеобразовательная школа»

Научно-исследовательская работа на тему:

«Образы русских женщин в произведениях Н.А.Некрасова»

Выполнил: ученик 7 класса Шигабуддинов Руслан

Научный руководитель: учитель русского языка

и литературы Гильмутдинова Л.Н .

2013

  1. Введение. Значение женских образов в литературе……………………………………………2
  2. Основная часть. Образ русской женщины в поэзии Н.А.Некрасова.

2.1.«Во мне спасла живую душу ты…»…………………………………………………..…3

2.2.Катерина из поэмы «Коробейники»…………………………………………………….4

2.3. «Ключи от счастья женского затеряны у бога самого»……………………………..…6

2.4. Образ Дарьи в поэме «Мороз, Красный нос»………………………………………..…7

2.5.«Русские женщины» - поэма о женах декабристов………………………………..…....9

  1. Заключение……………………………………………………………………….………………14
  2. Список использованной литературы……………………………………………………………15

Во многих произведениях Н. А. Некрасова главными действующими лицами являются русские женщины. С исчерпывающей полнотой и ясностью, в образах и картинах, поражающих своей правдивостью и силой, отобразил Некрасов думы и чувства, труд и борьбу, каждодневные страдания и редкие радости русской женщины.

Некрасов показывал замечательные характеры русских женщин. Сопоставлял их судьбу с будущей жизнью, изображал тяжелый труд крестьянок на барщине. В его поэзии нашла свое отражение целая эпоха общественного развития. Некрасов явился поэтическим вождем поколения 60-70-х годов XIX века. Поэт сблизил поэзию с народом, внес в литературу новые темы и образы. Его произведения, остаются актуальными и в наше время.

Тема обличения крепостничества и самодержавия, любовь к простому человеку, сочувствие обиженным и угнетенным проходит красной нитью через все творчество Некрасова. Весь ужас и бесправие самодержавной России поэт сумел отразить в очень коротком, но емком по содержанию стихотворении: «Вчерашний день в часу шестом».

В безымянной героине этой беглой «зарисовки с натуры», в терпении, с которым она переносит боль и унижения, живо чувствуется гордость и безмерное нравственное превосходство над теми, кто посмел поднять жестокий кнут над женщиной. В ней страдающей, но несломленной молодой крестьянке – прообраз многих будущих некрасовских героинь.

В напряженных поэтических размышлениях Некрасова о судьбах народа и родины, «убогой и обильной, могучей и бессильной» Руси, тема женской доли – одна из центральных сквозных тем. Поэт революционной демократии, великий поэт – гражданин и гуманист оставался неизменно верен этой горькой и прекрасной теме:

Но и всю жизнь за женщину страдаю.

К свободе ей заказаны пути,

Позорный плен, весь ужас женской доли

Ей для борьбы оставил мало сил…

Тема Музы, женщины, матери проходит через все творчество Некрасова, начиная от ранних стихотворений: «В дороге», «Тройка», «Когда из мрака заблужденные», «Буря», «Еду ли ночью по улице темной…» до стихотворений и поэм 50-х, 60-х,70-х годов. Поэт создал поистине эпические образы русской женщины: Дарья из поэмы «Мороз, красный нос», Катерина из «Коробейников», «Орина, мать солдатская», Матрена Тимофеевна Корчагина из «Кому на Руси жить хорошо», княгини Трубецкая и Волконская из поэмы «Русские женщины» и, наконец, образ музы, сливающийся с образом матери, в замечательном стихотворении 1877 года «Баюшки – баю».

В своих произведениях Некрасов уделяет большое внимание судьбе русской женщины. В этом он не походит на остальных русских поэтов и писателей. Не пишет он о женщинах- красавицах, о повелительницах богов, покорительницах мужских сердец. Героини его вышли из самой жизни. Не посыпана их дорога цветами, не так просто им все дается. Но стоит заглянуть в их душу. Какая это душа! Многострадальная, но никакими горестями не сломленная. Разные героини у Некрасова, но много у них и общего.

Проблема данной работы – изучение произведении Н.А.Некрасова

Задачи:1) изучение литературы по данной теме.

2) систематизация и анализ образов русских женщин в произведениях Н.А.Некрасова.

Объект исследования – биография и творчество Н.А.Некрасова.

Предмет исследования – произведения Н.А.Некрасова.

Методы исследования – исследование творчества Н.А.Некрасова.

2.1.«Во мне спасла живую душу ты…»

Некрасов родился в местечке Немирова на Украине, а детство провел в селе Грешневе, на берегу Волги. Неподалеку от Ярославля. Позже, став поэтом, он так говорил о своих первых жизненных впечатлениях:

В неведомой глуши, в деревне полудикой

Я рос средь буйных дикарей,

И мне дала судьба, по милости великой,

В руководители псарей

Вокруг меня кипел разврат волною грязной,

Боролись страсти нищеты,

И на душу мою той жизни безобразной

Ложились грубые черты.

Отец поэта, отставной армейский офицер, помещик средней руки, был убежденным крепостником. Его главный жизненный интерес составляла псовая охота. С собаками он бывал иногда добр, а домашние и крепостные страдали от его тяжелого характера.

Мать Некрасова, Елена Андреевна, в доме мужа терпела обиды и унижения, какие не всегда выпадали и на долю крепостных. Но именно она сумела пробудить в сыне отвращение к окружающей грязи и невежеству, она передала ему свою доброту, чуткость, стремление к справедливости.

Первые стихи Некрасов написал в семь лет и преподнес их «любезной маменьке». Любовью к ней озарено все его творчество. В конце жизни, оглядывая весь свой путь, Некрасов писал в поэме «Мать»(1877).

Некрасов, еще совсем юным сумел преодолеть предрассудки помещичьей среды и почувствовать свое кровное родство с угнетенными и обездоленными.

Свое детство Некрасов видит по-своему:

Воспоминания дней юности – известных

Под громким именем роскошных и чудесных,-

Наполнив грудь мою и злобой и хандрой,-

Во всей красе проходят предо мной…

Эти горько иронические слова предшествуют воспоминаниям о самом дорогом человеке – о страдалице матери, чью жизнь сгубил «угрюмый невежда». В словах поэта, обращенных к ней, рядом с любовью, жалостью, восхищением слышится и упрек:

Тебя пугала мысль восстать против судьбы,

Ты жребий свой несла в молчании рабы…

Но знаю: не была душа твоя бесстрастна,

Она была горда, упорна и прекрасна…

Сложны, противоречивы, мучительны чувства поэта. Но в горьких обвинениях и самообвинениях можно заметить единую прочную основу: суровую требовательность человека к себе и близким, способность чувствовать себя ответственным за все зло, всю несправедливость окружающей жизни.

Кажется, не было другого поэта, который так часто. С такой благоговейной любовью воскрешал бы в своих стихах образ матери. Этот трагический образ увековечен Некрасовым в стихах «Родина», «Мать», «Рыцарь на час», «Баюшки – баю», «Затворница», «Несчастные» и других. Задумываясь в детстве о ее печальной судьбе, он уже в те годы научился сочувствовать всем бесправным, угнетаемым женщинам.

Некрасов утверждал, что именно страдания матери пробудили в нем протест против угнетения женщины.

2.2.Катерина из поэмы «Коробейники»

Героиня стихотворения Катерина не подавлена общими советами, не пословицами, не гневом мужа, ни его побоями. Задорным вызовом отвечает она сердитому мужу:

Где я была, там нету!

Так-то, мил дружок!

Она не раба мужа и поэтому побои его принимает не с «бессмысленным, вечным испугом», а с насмешливым вызовом:

А и поколотит – не велик наклад:

Милого побои недолго болят!

Это один из тех образов русской крестьянки в творчестве Некрасова, которые показывают ее сильной, мужественной, гордой несмотря на всю тяжесть ее доли. Эти образы появляются в творчестве Некрасова в 60-е годы, с усилением народной струи в его поэзии.

Среди стихотворений 60-х годов, целиком или частично посвященных доле русской крестьянки («Коробейники», «Мороз, Красный нос», «Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская…»), есть одно, изображающее нравственные мучения женщины под гнетом жестокого патриархально-религиозного мировоззрения. Это – «Что думает старуха, когда ей не спится»(1862). Столетняя старуха «мечется на печи», «охает, мается» в ужасе от сознания своей греховности. «Грехи» ее иллюзорны или ничтожны, но ей представляются безмерными. Среди них есть такой:

С Федей – солдатиком чуть не слюбилась.

Сознательная или бессознательная реминисценция этого в «Катерине».

Есть солдатик Федя, дальняя родня,

Он один жалеет, любит он меня.

Катерина слюбилась с «солдатиком» Федей, но эта любовь не отравляет ее совести сознанием греховности, а радует Катерину, как просвет в ее печальной жизни. Любовь ее и Феди – это любовь равных людей, а не господина и раба. В этой любви нет побоев, а есть сердечная искренность и подлинное сочувствие. Эта любовь дает Катерине силу внутренний разрыв с постылым мужем.

Если Некрасов и обращается к крестьянской женщине со словами:

Ты вся воплощенный испуг,

Ты вся вековая истома,-

В то же время он ищет в народной жизни такие женские типы, которые предвещают исход из состояния «воплощенного испуга», типы, в которых сказывается стремление к свободе и протест против гнета и насилия.

Обрисованная немногими скупыми штрихами героиня лаконичного стихотворения Некрасова – это тип «нового человека» в народе. Она смело идет против общего мнения, против общества, исповедующего религию терпения, у нее есть убежденность в своей правоте, дающая ей силу на семейный разлад, на свободную любовь, на насмешку над попреками и побоями. В глазах революционных просветителей поведение Катерины - то борьба с несправедливыми, неестественными, насильственными семейными отношениями, являющаяся частью революционной борьбы против насилия над человеком вообще. За презрением Катерины к побоям мужа стоит презрение ко всему тому строю жизни, который держится на побоях, основа которого – грубое насилие. Борьба Катерины входит в широкую сферу борьбу угнетенного народа против насилия угнетателей.

Создавая образ Катерины, как и другие свои крестьянские образы, Некрасов отталкивался от реакционного фольклора и опирался на то, что было ему близко в народном творчестве.

Рядом с песнями «о вечном терпении» раздавались задорные песни, полные удали и кипучей, уверенной силы. Ведь в народной песне женщина далеко не всегда была подавлена волей грозного мужа, о котором пелось.

2.3. «Ключи от счастья женского затеряны у бога самого»

Корчагина Матрена Тимофеевна – крестьянка, ее жизнеописанию целиком посвящена третья часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

«Матрена Тимофеевна осанистая женщина, широкая и плотная, лет тридцати осьми. Красива: волос с проседью, глаза большие строгие, ресницы богатейшие, сурова и смугла. На ней рубаха белая, да сарафан коротенький, да серп через плечо».

Слава счастливицы приводит к ней странников. Матрена соглашается «душу выложить», когда мужики обещают ей помочь в жатве: страда в самом разгаре.

В родительском доме, в хорошей, непьющей семье, Матрене жилось счастливо. Но, выйдя замуж за Филиппа Корчагина, печника, она попала «с девичьей воли в ад»: суеверная свекровь, пьяница свекор, старшая заловка, на которую невестка должна работать как раба. С мужем, правда, повезло ей: лишь один раз дело дошло до побоев. Но Филипп только зимой возвращается домой с заработков, в остальное же время за Матрену некому заступиться, кроме дедушки Савелия, отца свекра. Ей приходится выносить домогательства Ситникова, господствующего управляющего, прекратившийся лишь с его смертью.

Утешением во всех бедах становится для крестьянки ее первенец Демушка, но по недосмотру Савелия ребенок погибает: его съедают свиньи. Над убитой горем матерью вершат несправедливый суд. Вовремя не догадавшись дать взятку начальнику, она становится свидетельницей надругательства над телом своего ребенка.

Долгое время Корчагина не может простить Савелию его неповторимой оплошности. Со временем у крестьянки появляются дети, «некогда ни думать, ни печалиться». Умирают родители героини, Савелий. Ее восьмилетнему Федоту грозит наказание за то, что он скормил чужую овцу волчице, и мать ложится вместо него под розги. Но самые тяжкие испытания выпадают на ее долю в неурожайный год. Беременная, с ребятишками она сама уподобляется голодной волчице. Рекрутский набор лишает ее последнего заступника, мужа (его забирают вне очереди). В бреду ей рисуются страшные картины жизни солдатки, солдатских детей. Она покидает дом и бежит в город, где пытается добраться до губернатора, и, когда швейцар за взятку пускает ее в дом, бросается в ноги губернаторше Елене Александровне. С мужем возвращается домой, этот случай и закрепил за ней репутацию счастливицы и прозвание «губернаторша». Дальнейшая судьба ее также обильна бедами: одного из сыновей уже забрали в солдаты.

Дважды погорели.

Бог сибирской язвой трижды посетил.

В «Бабьей притче» подводится итог ее трагической повести:

Ключи от счастья женского

От вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У бога самого.

Обилие фольклорных источников, зачастую практически без изменения включенных в текст «Крестьянки», да и само название этой части поэмы подчеркивает типичность судьбы Матрены Тимофеевны: это обычная судьба русской женщины.

2.4. Образ Дарьи в поэме «Мороз, Красный нос»

Дарья – главная героиня поэмы «Мороз, Красный нос». Некрасов рисует «тип величавой славянки».

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц, с красивою силой в движениях,

С походкой, со взглядом цариц…

Наряду с Матреной Корчагиной Дарья принадлежит к этому многократно воспетому Некрасовым типу неутомимой труженицы, рачительной хозяйки, на которой держится весь дом; нежной матери, покорной, любящей жены, в тяжкую минуту становящейся настоящей героиней:

В беде – не сробеет, - спасет:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет!

Жизнь Дарьи проходит в бедности:

Все отдали, что по копейке,

По грошику медному

Мы сколотили трудом!

Но как не тяжела доля русской крестьянки («с рабом повенчаться, быть матерью сына раба, до гроба рабу покоряться»), потеря кормильца ложится на ее плечи несравненно более тяжелым бременем. Дарья, раздавленная горем, обращается к покойному Проклу, сетуя на свою горькую будущность. Отныне даже урожай станет для нее бедствием, ведь со всей работой придется справляться в одиночку. Некому будет вместе с ней порадоваться за подрастающих детей, да и недолгой будет эта радость:

Всех у нас деток Гришуха да дочка.

Да голова у нас вор-

Скажет: мирской приговор.

И Грише не избежать рекрутского набора. Некому заступиться за сына, некому пожалеть мать.

Но не так просто сломить русскую женщину. Есть в ней врожденная гордость. И тут не имеет значенья, крестьянка она или княгиня. Не хочет она показывать своего горя, никогда не стала бы унижаться ради себя. Только ради близких, любимых людей готова она понести оскорбления. Нельзя так просто покорить русскую женщину. Может она претерпеть и потерю родителей, и мужа, и сына. Она будет сопротивляться невзгодам. И не всегда же быть горю. А вы посмотрите на русскую крестьянку, когда она радуется или просто работает. Поэт восхищается ею. Да и как иначе? Сочетается в ней спокойная красота с огромной силой, как телесной, так и духовной:

Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка.

И голод, и холод выносит,

Всегда терпелива, ровна…

Нельзя над этой женщиной подшутить «Она улыбается редко». Но сердце радуется смотреть на нее во время веселья:

Такого сердечного смеха,

И песни, и пляски такой

За деньги не купишь.

Не любит она бездельничать, всегда у нее есть работа. На нее спокойно можно положиться, дом у нее всегда в достатке, в семье она главная.

Дарья пыталась спасти умирающего мужа, ночью через лес бесстрашно «прошла в монастырь отдаленный («В верстах тридцати от села») за чудотворной иконой, но все было напрасно. Похоронив Прокла, Дарья отправляется в лес за дровами и, наплакавшись, незаметно для себя справляется с привычной работой:

Едва ее ноги держали,

Душа истомилась тоской…

Стоит под сосной чуть живая,

Без думы, без стона, без слез».

Зачарованная Морозом героиня замерзает в лесу. Но перед смертью ей даровано утешение: она видит во сне конец жатвы, счастливый труд крестьянской семьи, заботливого мужа, румяные лица детей.

Дарья просто уходит, она видит прекрасный сон, ей хорошо:

Улыбка довольства и счастья

У Дарьи не сходит с лица.

Зачем пытаться вернуть ее к жизни? Там у нее есть все, а здесь ничего, кроме извечных бед.

2.5. «Русские женщины» - поэма о женах декабристов.

Подвиг русской женщины, самоотверженной и несгибаемой, для Некрасова – источник глубочайшего лиризма, в котором сплавились и восхищение, и боль сострадания, и вера в грядущее освобождение, признание красоты и богатства душевных сил, присущих русскому национальному женскому характеру:

В груди кипят рыдающие звуки,

Пора, пора им вверить мысль мою!

Твою любовь, твои святые муки,

Твою борьбу – подвижница, пою!..

Подвижничество, подвиг – эти высокие слова применимы в равной мере и к судьбам воспетых Некрасовым в «Русских женщинах» жен декабристов, чьи имена хранит наша историческая память, и к судьбам безвестных крестьянок, обретших бессмертие, в некрасовском поэтическом слове.

«Русские женщины» - поэма о женах декабристов – вводит нас в иную, по сравнению с народными поэмами, социальную среду и в иную эпоху, отстоящую от некрасовской на полстолетия. Обращаясь к прошлому, поэт думал и о своей современности. Он словно протягивал связывающую нить между поколениями революционеров 1820-х и 1860 -1870-х годов.

В героинях декабристкой эпохи Некрасов искал и проницательно находил черты, роднящие их с участниками революционного движения нового этапа, без страха перед каторгой и ссылкой вступавших на путь борьбы с самодержавной властью. И замысел поэта был точно угадан и принят передовыми современниками. В.Н.Фигнер, видная деятельница революционного народничества, вспоминала именно об этом: «обаятельный образ женщины второй четверти прошлого века сияет и теперь в немеркнущем блеске прежних дней. Их лишения, утраты и нравственные страдания роднят их с нами, женщинами позднейших революционных поколений».

Воссоздавая в поэме жизненный подвиг Екатерины Ивановны Трубецкой и Марии Николаевны Волконской, Некрасов художнически открывал новые грани национального женского характера. Первоначальное заглавие произведения «Декабристки» было заменено новым, укрупнившим и расширившим содержание авторского замысла «Русские женщины». К первой публикации «Княгини Трубецкой» в журнале «Отечественные записки» поэт сделал примечание, где в том же ключе о декабристках говорилось, «что самоотвержение, высказанное ими, останется навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине, и есть прямое достояние поэзии». Душевная щедрость, стойкость и мужество перед лицом страданий и лишений, чувство долга и верность естественно сближает в нравственном плане некрасовских княгинь и некрасовских крестьянок в единое понятие «русские женщины».

Доминирующее свойство характера некрасовских декабристок – высокое гражданское самосознание, определяющее программу жизненного поведения. Их смелое решение последовать за мужьями в глубокую Сибирскую ссылку – подвиг во имя любви и сострадания, но и во имя справедливости. Это общественно значимый поступок, это вызов злой воле, открытое противоборство высшей власти. Потому столь достоверен психологически кульминационный эпизод второй части поэмы: княгиня Волконская в миг долгожданной встречи с мужем целует прежде его каторожные цепи.

В эпилоге «Княгини Трубецкой» Некрасов сказал:

Пленительные образы! Едва ли

В истории какой-нибудь страны

Вы что-нибудь прекраснее встречали

Их имена забыться не должны.

Пленительные образы русских женщин, созданные великим поэтом, по праву признанным певцом женской доли, не утрачивают своей привлекательности, своего живого обаяния для новых и новых поколений писателей.

А разве не вызывают восхищения жены декабристов? Если крестьянку можно сравнить с могучей сосной, хозяйкой леса, выживающей в любых условиях, то они, скорее напоминают цветок, взлелеянный, ухоженный, который вдруг выбросили в дикий лес из привычного тепла. Но сколько силы в этих маленьких женщинах, сколько гордости. Казалось бы, откуда? Что они могли знать, кроме балов да светских бесед? Но велика сила русской души.

Нельзя равнодушно воспринимать этих женщин. Их появление в глуши подобно чуду:

И тихого ангела бог ниспослал

В подземные копи

И они не дрогнули даже в этих копях, жизнь воспитала их. Так почему же всегда только горе падает на долю русской женщины?

Почему за минуту счастья она должна расплачиваться годами страдания? Найдутся ли когда-нибудь ключи от счастья женского? Но даже если ей будет невыносимо тяжело, она, русская женщина, вынесет все. Такова ее судьба.

Образованные, любящие искусство, знатные, богатые молодые женщины бросили все и последовали за мужьями в Сибирь, чтобы поддержать их дух, разделить с ними тяжелую участь, помочь им в беспросветной трудной жизни на сибирской каторге. Они подписали страшную бумагу, составленную по приказанию царя, где они отрекались от своих прав, от богатства, от прав своих будущих детей, которые «поступят в казенные заводские крестьяне», как было написано в этой бумаге.

Смелых женщин не могли отговорить и родные, а они применили все средства, чтобы удержать их. Особенно трудно было М.Н.Волконской, которая очень любила своего отца. У молодой женщины достало силы и настойчивости, чтобы убедить, упросить этого человека твердой воли и уехать, оставив дома ребенка-сына. Отъезду Трубецкой родители не так препятствовали, но ей пришлось выдержать многодневную пытку в Иркутске, где губернатор принял все меры, от уговоров до угроз, чтобы задержать ее, заставить вернуться назад. Все преодолела воля женщины-героини, и губернатор вынужден был отправить ее дальше.

Разрыв Трубецкой и Волконской с «высшим светским обществом» был полным. Они правильно приняли своекорыстие, подлость и трусость этого общества:

Там люди заживо гниют,

Ходячие гробы,

Мужчины – сборище Иуд,

А женщины – рабы.

Только среди самых передовых русских людей своего круга они встретили полное сочувствие.

Большое сочувствие жены декабристов встретили и у простого народа.

Вот княгиня Трубецкая приходит в тюрьму:

С ключом старый и седой

Усатый инвалид –

«Иди, печальница, за мной!-

Ей тихо говорит: -

Я проведу тебя к нему,

Он жив и невредим…»

А ведь это вымуштурованный двадцатипятилетней службой солдат, ставший тюремщиком!

В сибирской зимовке лесник принял, обогрел и проводил на дорогу заплутавшуюся в снежной метели Волконскую:

Но деньги принять отказался.

«Не надо, родная!

Бог вас защити,

Когда на одной почтовой станции Волконская решилась спросить офицера, конвоировавшего образ с серебром, о «жертвах декабристкого дела», о своем муже, то нагло и грубо ответил:

«…я их не знаю – и знать не хочу,

Я мало ли каторжных видел!»

А простой солдат после ухода офицера:

… доброе слово – не варварский смех –

Нашел в своем сердце солдатском:

«Здоровы! – сказал он: - я видел их всех,

Живут в руднике Благадатском!...»

На что Волконская сердечно отозвалась:

Спасибо, солдатик. Спасибо, родной!

Недаром я вынесла пытку!

Она сроднилась с народом: лесник говорит ей «родная», она, благодаря солдата, тоже называет его «родной».

Она поняла горе народа, и народ понял и разделил ее скорбь.

Когда же они приехали на место каторжных работ, то не деньги, а сердечность, сочувствие солдата – часового помогли Волконской увидеть мужа и его товарищей:

Рыданьям моим часовой уступил,

Как бога, его я просила!

Светильник он засветил,

В какой-то подвал я вступила…

Там она увидела на тяжелой работе своего мужа и его товарищей. Замечательно, что, прежде чем обнять мужа, Волконская опустилась на колени и поцеловала его кандалы в знак уважения к делу, за которое он пострадал.

И здесь смотритель работ, простой человек, «нарочно скрылся», чтобы не мешать свиданию Волконской с декабристами.

Все это глубоко тронуло Волконскую и она, благодаря народ восклицает:

Спасибо вам, русские люди!

В дороге, в изгнанье, где я ни была,

Все трудное каторги время,

Народ! Я бодрее с тобою несла

Мое непосильное бремя.

Пусть много скорбей тебе пало на часть,

Ты делишь чужие печали,

И где мои слезы готовы упасть,

Твои уж давно там упали!..

Ты любишь несчастного, русский народ!

Страдания нас породнили…

Примите мой низкий поклон, бедняки!

Спасибо вам всем посылаю.

Спасибо!..

Эти слова – гимн прекрасным моральным качествам простого русского народа, любовь и сочувствие которого приобрели жены декабристов, порвавшие со своим «высшим кругом».

Воспевая славный подвиг жен декабристов, Некрасов тем самым прославляет и самих декабристов, не пожалевших ни свободы, ни жизни ради блага народа. Прямо их изобразить, написать о них было невозможно – не позволяла цензура. Поэт все же сумел в кратких, но полных глубокого содержания сценах дать образы Трубецкого, Волконского. В арестантской одежде, в кандалах, в тюрьме и рудниках, они не были сломлены, подавлены, не считали ошибкой то, что сделали, не раскаивались, не пали духом.

Среди борцов за свободу было много женщин, и, назвав свою поэму «Русские женщины», поэт как бы прославляет в ней всех русских женщин, участниц борьбы за свободу.

Заключение.

В постоянных борениях некрасовских крестьянок с грозной судьбой – глубокий драматизм их земного пути. И этот – то из самой жизни почеркнутый, реальный драматизм определяет напряженность сюжетов, казалось бы, самых обыденных, погруженных в неспешный крестьянский быт, определяет и тот захватывающий интерес, с которым читаются поэмы Некрасова.

Жизнь крестьянская у Некрасова не беспросветна, в ней есть своя поэзия. И Дарье и Матрене Тимофеевне известны счастье взаимной любви и материнства, радость спорой работы, ощущение красоты окружающего мира природы. Непрочно это счастье, недолги эти радости. Что ж, тем выше их цена. Некрасов поэтизирует лучшие свойства крестьянского характера национального – величие души, беспримерное трудолюбие, высокое терпение в преодолении жизненных невзгод, - поэтизирует без сентиментального любования, в ключе народно-поэтических традиции. Это и вносит оптимистическую ноту надежды и веры в звучание даже такого трагического произведения, как «Мороз, Красный нос». Трагические и светлые интонации неповторимо сплетаются в завораживающих строках повествования о последних мгновениях замерзающей Дарьи. В воссоздании с проникновенным психологизмом предсмертных видениях героини поэт силою своего слова животворит неизбывную вековую мечту народа о прекрасной, счастливой жизни, о торжестве вольного и радостного труда. Эта мечта воодушевляет и некрасовских героев, и самого автора, который сумел увидеть мир и судьбы своих персонажей глазами самого народа.

Никто из русских поэтов до Некрасова не изображал жизнь простого народа так, как сумел сделать он. Герои гражданской лирики и эпических поэм Некрасова воплотили сущность русского характера: любовь к свободе и труду, богатство духовного мира, нравственную стойкость. Великий поэт был выразителем, вдохновителем революционного духа, всего прогрессивно-демократического движения своего времени.

Никто из русских поэтов до Некрасова так широко и с такой глубиной не охватил в своем творчестве жизнь городской и деревенской бедноты, Некрасов ярко показал тяжесть народных страданий, тяжесть подневольного труда. Поэзия его будила и будит умы, поднимает на борьбу против социального гнета, за равенство и счастливую долю. Его правдивая, мужественная поэзия, его задушевные песни слились с гневным голосом трудового люда. Некрасов глубоко понимая великую историческую миссию народа, который способен не только сетовать на горькую долю и петь заунывные песни, но и восстать против мира гнета и несправедливости. Воспевая неиссякаемую духовную силу, нравственную красоту народа, поэт будил в нем могучие, богатырские силы, внушал ему веру в светское будущее.

Литература.

1.Б.Бухштаб. Некрасов. Проблемы творчества. Советский писатель, 1989.

2.Н.А.Некрасов. Избранные произведения. II том. М.: Художественная литература, 1966.

3. Н.А.Некрасов. Сочинение. М.: Правда, 1954.

4. Н.А.Некрасов. Живые страницы. М.: Детская литература, 1974.

5. Н.А.Некрасов. Лирика. М.: Светская Россия,1978.

6. Н.А.Некрасов. Стихотворения и поэмы. М.: АСТ Олимп,1996.

7. Н.А.Некрасов. Избранная лирика. М.: Детская литература, 1986.

8. Н.А.Некрасов. Русские женщины. М.: Детская литература, 1956.

9. Н.А.Некрасов. Русские женщины. Саратов: Приволжское книжное издательство, 1984.

10. В.Г.Прокшин. где же ты, тайна довольства народного. М.: Наука,1990.

11. Русская литература. Учебник для 9 класса под редакцией М.Г.Качурина. М.: Просвещение, 1982.

12. Энциклопедия литературных героев. М.: АСТ Олимп, 2001.