Целевая подготовка. Блатным здесь не место. Правила целевого приёма в вузы ужесточат Целевое направление в педагогический университет

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Сегодня хотелось бы напомнить или рассказать абитуриентам про целевое направление, его плюсы и минусы. Итак, что же хорошего и плохого есть в поступление по целевому направлению? На самом деле тема достаточно обширная, поэтому я освещу основные пункты, если будут вопросы, спрашивайте в комментариях, постараюсь ответить.

Что такое целевое направление, как получить и какие есть плюсы?

Целевое направление – это возможность бесплатно обучаться в ВУЗе, получить специальность и, что самое интересное, место работы. Целевое направление на обучение как получить? Будем откровенны, зачастую целевое направление получают, что называется «по блату», но официально варианты где взять целевое направление следующие:

Но не нужно думать, что наличие целевого направления автоматически делает Вас студентом, это не совсем так. Конкурс при поступлении всё же будет, но не среди всех абитуриентов, а только среди «целевиков», то есть абитуриентов, имеющих целевое направление. Этот конкурс проходит проще, поскольку конкуренция значительно ниже, да и проходные баллы ЕГЭ несколько ниже.

Ещё один момент, связанный с обучением по целевому направлению заключается в том, что сейчас все ВУЗы переходят на так называемую Болонскую систему образования. Проще говоря, сейчас вместо обучения специалистов есть обучение бакалавров и магистров. Назревает логичный вопрос, а кем можно стать после обучения по целевому направлению — бакалавром или магистром? На уровне закона это не прописано (или я не нашел), но нашел, что бакалавром или магистром Вы станете зависит от заключенного с предприятием договора и его готовности оплачивать Ваше образование. Если предприятию нужны магистры и оно готово оплатить образование в магистратуре, то быть Вам магистром, в противном случае — бакалавром

Теперь соберем в кучу все преимущества от поступления по целевому направлению:

  • Легче поступить, конкурентов меньше, проходной бал ЕГЭ ниже.
  • Бесплатное обучение, поскольку всё за Вас оплатит предприятие, которое выдало целевое направление.
  • Наличие места работы после окончания ВУЗа. Более того, после поступления будет составлен договор между институтом, предприятием и Вами, где будет прописано, что Вы обязаны отработать несколько лет на данном предприятии или возместить предприятию все деньги, потраченные на оплату Вашего обучения.

Поступление по целевому направлению, минусы.

Как и всегда, в любом хорошем деле найдется ложка дёгтя. Возможно для Вас это всё будет мелочами, но знать о них не будет лишним:

  • Вы можете разочароваться в выборе специальности. Вдруг поймете, что Вы хотите быть не, скажем, медиком, а, например, архитектором. Но после окончания обучения придется несколько лет (минимум 3 года) отработать медиком.
  • Вы не будете получать стипендию от института и про тоже можно забыть. Возможно, будет стипендия от предприятия, но не факт.
  • Вы не сможете переехать в другой город, пока не отработаете указанный в договоре срок.
  • Возможно каждое лето Вы будете проходить практику на предприятии, которое выдало Вам целевое направление.
  • Вам может не понравиться институт, в который Вы поступили, но это уже совсем мелочи, как мне кажется.

Каждый выбирает дело, которому, возможно, придется посвятить всю свою жизнь. Одни претендуют на бюджетные места, других вполне устраивает контрактная основа обучения.

С каждым годом возможностей для получения высшего образования становится все больше. Не стал исключением еще один интересный способ, который носит название целевого приема.

Целевое направление коснулось и будущих медиков. Правительство РФ в 2016 году всерьез обеспокоено недостаточностью квалифицированных кадров, а ведь от уровня знаний докторов зависит развитие медицины в стране и уровень обслуживания населения в целом.

Медицинское образование всегда считалось престижным, но талантливые кадры часто после окончания ВУЗа начинают частную практику, которую оплатить по карману дано далеко не каждому жителю России.

Так появился Государственный план подготовки медицинских кадров.

Целевое направление возродилось благодаря подписанию ряда важных документов, которые сегодня позволяют абитуриентам претендовать на целевые места.

Целевая подготовка в медицинский университет ведется за счет федерального бюджета, средства выделяются в соответствии с заявками, которые предоставляют муниципалитеты.

Изначально создается комиссия, выясняющая, в какой численности врачей нуждается регион, после чего эта информация подается в высшие инстанции.

На практике целевое направление в 2016 году выглядит так: после окончания учебы выпускнику придется отработать как минимум 3-5 лет в указанном медицинском учреждении или вернуть все уплаченные средства в госказну.

Кто может претендовать на целевое направление

Претендовать на целевое направление могут абитуриенты:

  • имеющие на руках документ, подтверждающий получение среднего образования;
  • желающие обучаться в ВУЗе на бесплатной основе впервые;
  • получившие наибольшую численность проходных баллов среди всех, кто претендует на целевое место.

Получить отказ могут выпускники школ:

  • которые не входят в вышеописанный перечень лиц;
  • если после проверки информации оказалось, что претендент предоставил ложные сведения о себе;
  • если документы оформлены неверно или не по форме;
  • подача бумаг была произведена после того, как срок приема заявок завершился.

Процедура получения места в медицинском университете

Если вас заинтересовала возможность поступить в медицинский университет, используя целевое направление, полезно знать, что в 2016 году документы на оформление квоты принимаются с 1 марта по 10 июня 2016 года, конкретную дату лучше узнать в выбранном вузе.

Полный комплект бумаг представлен следующими документами:

  • Заявление, составленное от руки по образцу, установленному российским законодательством. В тексте заявления должно быть указано, что вы претендуете на участие в конкурсе абитуриентов, которые хотят поступить в медицинский университет и обучаться за счет государства.
  • Ксерокопия паспорта – понадобятся лицевой разворот и страница, где указана регистрация места проживания студента.
  • Ксерокопия удостоверения, в котором определена дата, когда родился претендующий на целевое направление. Свидетельство необходимо только в том случае, если вам еще не исполнилось 18 лет.
  • Если абитуриент участвовал в олимпиадах, проводимых между школьниками по основным предметам, на которые интересуется медицинский университет, разрешается предоставить на то соответствующие документы.

После получения комплекта документов от всех претендентов комиссия передает его государственной медицинской организации, курирующей область, после чего последовательно оформляется проект целевой направленности, и в Главное управление отсылается информация относительно поданных заявок абитуриентов. Все это нужно сделать до 30 июня 2016 года.

Работники Управления со своей стороны делают официальный запрос относительно результатов проведения ЕГЭ, все сведения занесены в реестр, который ведет Управление науки и образования.

Никто не застрахован от форс-мажорных обстоятельств, к примеру, когда у 3-х или более абитуриентов одни и те же баллы. Тогда члены комиссии выносят свое решение исходя из дополнительных достижений каждого лица. Окончательное решение отражается в протоколе заседания комиссии.

Если абитуриент не проходит на эту специальность, комиссия вправе предложить ему свободное место в другом медицинском университете.

Итак, когда протокол уже оформлен и подписан руководством, секретарь уполномочен составить список лиц, которые проходят по конкурсу на целевые места. На одного претендента может приходиться только одно целевое направление.

Гарантией того, что студент получил место в нужном направлении и при этом обязуется выполнить свои обязательства по отработке после завершения учебы, является соглашение о целевом обучении, составленное в 3 экземплярах.

Какие города принимают заявки на целевые места

В 2016 году заявления относительно обучения на целевых местах можно подавать в разных городах в целый ряд ведущих ВУЗов страны.

Так, например, в Москве в медицинский университет - ФГБОУ ВО «Московский университет имени А.И. Евдокимова» при плане приема на общих основаниях в 24 человека, на целевые места принимают аж 100 человек из Москвы при поданых заявлениях 123! Это практически 1 человек на место, а конкурс ЕГЭ поступающих опускается до 149 баллов!

Уважаемые абитуриенты!

Целевое обучение в интересах Московской области (Управлений образований, администраций муниципальных образований, учреждений системы образования и т.д.) – это гарантированные возможности карьеры и решения значимых задач для региона.

Прием на целевое обучение осуществляется при наличии договора о целевом обучении, заключенного между поступающим и заказчиком целевого обучения, в соответствии с положением о целевом обучении и типовой формой договора о целевом обучении, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

В перспективе, это гарантированное трудоустройство на интересную работу со стабильной заработной платой и гарантированным социальным пакетом.

Для приема целевое обучение выделяется отдельная квота по каждому направлению подготовки (специальности). Количество мест для приема на обучение в пределах целевой квоты размещается на сайте Приемной комиссии не позднее 1 июня 2019 года .

Перечень образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров для организаций ОПК, утверждён приказом Минобрнауки России от 06.07.2015 № 669. Перечни специальностей и направлений подготовки, по которым осуществляется подготовка кадров со средним профессиональным и высшим образованием для организаций ОПК, утверждён приказом Минобрнауки России от 24.06.2015 № 619.

В соответствии с действующим Порядком в реализации государственного плана могут принимать участие предприятия, входящие в Сводный реестр организаций ОПК, утверждаемый приказом Минпромторга России.

В настоящее время в указанный перечень входят следующие организации Госкорпорации «Росатом»:

  • Базальт, пос. Расково, Саратовский район, Саратовская область;
  • Всероссийский научно-исследовательский институт автоматики им. Н.Л. Духова, г. Москва;
  • Горно-химический комбинат, г. Железногорск, Красноярский край;
  • Комбинат «Электрохимприбор», г. Лесной, Свердловская область;
  • Координационный Центр по созданию систем безопасности и управления «Атомбезопасность» Госорпорации «Росатом», городок Сергиев Посад-7, Сергиево-Посадский район, Московская область;
  • Научно-исследовательский институт Научно-производственное объединение «Луч», г. Подольск, Московская область;
  • Научно-исследовательский институт приборов, г. Лыткарино, Московская область;
  • Научно-исследовательский технологический институт имени А.П. Александрова, г. Сосновый Бор, Ленинградская область;
  • Научно-технический и сертификационный центр по комплексной защите информации, г. Москва;
  • Приборостроительный завод, г. Трехгорный, Челябинская область;
  • Производственное объединение «Маяк», г. Озерск, Челябинская область;
  • Производственное объединение «Север», г. Новосибирск;
  • Российский Федеральный Ядерный Центр Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина, г. Снежинск, Челябинская область;
  • Российский федеральный ядерный центр Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики, г. Саров, Нижегородская область;
  • Уральский электромеханический завод, г. Екатеринбург;
  • Федеральный научно-производственный центр «Научно-исследовательский институт измерительных систем им. Ю.Е. Седакова», г. Нижний Новгород;
  • Федеральный научно-производственный центр «Производственное объединение «Старт» имени М.В. Проценко», г. Заречный, Пензенская обл.;
  • Ведущий проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт промышленной технологии, г. Москва;
  • Владимирское производственное объединение «Точмаш», г. Владимир;
  • Высокотехнологический научно-исследовательский институт неорганических материалов имени академика А.А. Бочвара, г. Москва;
  • Государственный научный центр Научно-исследовательский институт атомных реакторов, г. Димитровград, Ульяновская область;
  • Государственный научный центр Российской Федерации Физико-энергетический институт имени А.И. Лейпунского, г. Обнинск, Калужская область;
  • Государственный научный центр Российской Федерации Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований, г. Москва;
  • Государственный специализированный проектный институт, г. Москва;
  • Институт реакторных материалов, г. Заречный, Свердловская область;
  • Красная Звезда, г. Москва;
  • Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт энергетических технологий «АТОМПРОЕКТ», г. Санкт-Петербург;
  • Научно-исследовательский институт технической физики и автоматизации, г. Москва;
  • Нижнетуринский машиностроительный завод «Вента», г. Нижняя Тура, Свердловская область;
  • НИИЭФА им. Д.В. Ефремова, пос. Металлострой, г. Санкт-Петербург;
  • Новосибирский завод химконцентратов, г. Новосибирск;
  • Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения имени И.И. Африкантова, г. Нижний Новгород;
  • Опытный завод тугоплавких металлов и твердых сплавов, г. Москва;
  • Ордена Ленина Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники имени Н.А. Доллежаля, г. Москва;
  • Ордена Трудового Красного Знамени и ордена Труда ЧССР опытное конструкторское бюро «ГИДРОПРЕСС», г. Подольск, Московская область;
  • Приборный завод «Сигнал», г. Обнинск, Калужская область;
  • Радиевый институт имени В.Г. Хлопина, г. Санкт-Петербург;
  • Сибирский химический комбинат, г. Северск, Томская область;
  • Федеральный центр науки и высоких технологий «Специальное научно-производственное объединение «Элерон», г. Москва;
  • Чепецкий механический завод, г. Глазов, Удмуртская Республика.

«Законопроект, совершенст-вующий механизмы целевого приёма в вузы, будет внесён в Госдуму в ближайшие месяцы», - поделился с «АиФ» информацией Александр Соболев, директор департамента госполитики в сфере высшего образования Мин-обрнауки .

Поясним. Поступление в вуз происходит по результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по 3 или 4 предметам (зависит от специальности). И чем престижнее вуз, тем выше суммарный балл ЕГЭ. Однако существует лазейка, благодаря которой троечники обходят при поступлении отличников. Это «целевой набор». Региональные органы власти, муниципальные организации, предприятия с долей госсобст-венности могут направлять абитуриентов в лучшие вузы на обучение за госсчёт. И льгота эта, увы, нередко отдаётся не талантливым, а имеющим нужные связи. Если, к примеру, проходной балл на престижную специальность - 240, то ребёнок, получивший на ЕГЭ 239, не поступит, а «целевика» со 130 зачислят. И формально всё будет законно. Единственный вуз, который в 2016 г. установил для «целевиков» такой же минимальный проходной балл, как и для обычных абитуриентов (210 баллов), - МИСИС.

Изначально целевой набор был придуман, чтобы обеспечить регионы специалистами. «Когда появился ЕГЭ, эффективность целевого набора фактически свелась к нулю, - поясняет Владимир Филиппов, ректор РУДН . - Нет способов заставить специалиста с дипломом вернуться работать в свой регион. Не всегда регионы просят квоту на обучение тех специалистов, которые им нужны. Многие выпускники региональных школ хотят быть стоматологами, юристами и специалистами по международным отношениям. Очевидно, что в большом количестве в своём регионе они не нужны».

«Лишь 3-12% «целевиков» после получения диплома едут работать на предприятие, которое их направило на учёбу», - замечает Алевтина Черникова, ректор МИСИС .

В прошлом году Минобрнауки провело мониторинг целевого приёма и выявило: более 51% договоров о целевом обучении не содержит мер социальной поддержки студентов, в 62% договоров не указаны сроки трудоустройства выпускников. В законе установлены обязательст-ва заказчика целевого приёма и студентов, но на практике не выполняются. Осенью 2016 г. премьер Д. Медведев . Главное новшество законопроекта - выпускник обязан не менее 3 лет отработать в организации. Поступающих нынешнего сезона изменения не коснутся.

Целевое обучение

Сейчас

Договор на целевое обучение 2-сторонний, заключается между поступающим и направляющей организацией.

Вуз обязан принять абитуриента и потом выдать направление на трудоустройство на то предприятие, которое заключило с ним договор. Абитуриенты по договору обязаны в течение месяца после получения диплома об образовании явиться в организацию, которая направила их на обучение, и заключить трудовой контракт.

На деле возвращаются единицы, и никаких санкций для них не предусмотрено.

Что изменится?*

Договор

Должен быть 3-сторонним - между абитуриентом, заказчиком (госорган, предприятие, направляющее на учёбу) и вузом. Договор заключается до начала приёмной кампании, причём стороной, подписывающей договор и отвечающей за наличие в договоре взаимных обязательств абитуриента и заказчика, является вуз.

1. Проверяет договор. В случае отсутствия в нём чётко прописанных обязательств и ответственности сторон вуз должен отказаться от подписания документа и не принимать данного абитуриента по квоте целевого приёма.

2. Организует конкурс в пределах квоты целевого приёма.

3. Создаёт условия для освоения студентом образовательной программы.

Студент

1. Обязуется успешно осваивать образовательную программу (не ходить на лекции уже не получится). Критерий успешности обучения устанавливается вузом и прописывается в договоре.

2. После окончания вуза «целевик» обязан не менее 3 лет отработать в организации, указанной в договоре, на условиях, прописанных в договоре.

Заказчик (предприятие или госорган)

1. Предоставляет меры соцподдержки: выплачивает повышенную стипендию, оплачивает жильё и т. д.

2. Организует практику студента.

3 Принимает на работу выпускника на должность, соответствующую уровню полученного образования.

* Нормы ещё обсуждаются и вступят в силу в приёмную кампанию 2018-2019 гг.