Обучение в индии. Национальный информационный центр Медицинское образование в индии

Большинство российских абитуриентов и студентов, выбирая вуз, отдают предпочтение США и странам западной Европы. А вот многие европейцы и американцы едут учиться в Азию. Не последнее место в «большой шестерке» стран-участниц рынка восточного образования занимает Индия. Россияне, участвуя в специальной программе, могут получить высшее образование в Индии бесплатно в 2020 году.

Индия привлекает европейских и российских студентов не только возможностью получить образование по относительно невысокой цене. Главным преимуществом индийского образования является ориентация на европейские стандарты. Как и в европейских государствах, студенты имеют право поступить как в колледж, так и в любой выбранный вуз. Всего на территории индийского государства насчитывается более 15 тыс. колледжей и около 300 вузов.

В индийских университетах имеется трехступенчатая система. Учебные планы во многом аналогичны учебным планам университетов Европы. Особым уважением пользуются аспиранты, изучающие индийскую историю и культуру.

Основные преимущества

Главным плюсом получения образования в индийском государстве является демократичная стоимость услуг университетов и колледжей. Эта страна является бывшей британской колонией. Поэтому обучение здесь основано на английских традициях. Процесс обучения происходит на английском языке.

Если абитуриент плохо владеет английским языком, у него есть возможность пройти языковые курсы при выбранном университете. Уровень обучения в языковых школах достаточно высок. Английский там преподают носители языка. Сдавать специальные экзамены при поступлении необязательно. Не предъявляют строгих требований индийские университеты и к успеваемости иностранных абитуриентов.

Проживание на территории индийского государства намного дешевле, чем в других азиатских странах. Еще одним плюсом является предоставление студенту места в общежитии. Это позволяет ему сэкономить немалую сумму денег.

Выпускники индийских вузов имеют неплохие шансы на трудоустройство в любую из американских и европейских компаний. Специальностей здесь достаточно много. При желании можно поступить даже на самую «раритетную» специальность. Наибольшей популярностью пользуются следующие специальности:

  1. Менеджмент.
  2. Ювелирное дело.
  3. Фармакология.

Не менее популярны технологические и инженерные специальности. Сегодня на территории индийского государства находится немалое количество серьезных организаций, реализующих крупные международные проекты.

Учеба в Индии имеет ряд отличительных особенностей. Индийские преподаватели-предметники не только читают лекции, но и воспитывают в студентах мотивацию к изучению той или иной дисциплины. Многие студенты посещают дополнительные занятия, на которых преподаватели помогают им выстроить взаимосвязь с изучаемой дисциплиной.

Получение студенческой визы

Каждый человек, желающий получить образование в Индии в 2020 году, обязуется оформить студенческую визу. Этот документ дает право студенту находиться на территории индийского государства в течение всего периода учебы. Для получения визы абитуриент обязуется подготовить следующие документы:

  • качественную ксерокопию первой странички гражданского паспорта;
  • качественный фотоснимок;
  • выписку с банковского счета (сумма должна варьироваться от 1,0 до 2,0 тыс. долл. США);
  • письмо-подтверждение о зачислении в университет;
  • ксерокопию квитанции об оплате за обучение.

В среднем студенческий визовый документ оформляется от 5 до 10 дней. Но если хотя бы один из документов вызвал нарекания, то срок оформления может затянуться.

Тот, кто едет на обучение по программе ITEC, имеет право на бесплатное оформление визового документа. Все остальные обязуются оплатить визовый и консульский сбор.

Обучение по специальной программе

Не так давно у абитуриентов из России появилась возможность пройти обучение в индийском государстве по специальной программе ITEC. Эта программа отлично подходит каждому, кто желает усовершенствовать полученные знания и навыки. Также принять участие в программе может тот, кто желает повысить свою квалификацию.

Продолжительность курсов варьируется от 14 дней до 52 недель. Главным преимуществом этой программы является то, что платить за перелет, питание и проживание участнику не нужно. Принять участие в программе можно, заполнив и отправив анкету-заявление. Подать заявление на участие в программе можно в индийском дипломатическом учреждении. Скачать анкету можно на официальном сайте индийского посольства.

Окончательное решение относительно принятия иностранного студента за руководством университета. Если студент не соответствует основным критериям, то его заявление отклоняется.

Гранты предоставляются выпускникам российских университетов, а также абитуриентам и соискателям ученой степени по любой из дисциплин, преподающихся в индийских университетах. Студенты и выпускники медицинских ВУЗов на получение грантов рассчитывать не могут.

До 1976 сфера образования находилась в ведении штатов, в то время как центральное правительство координировало и определяло стандарты специального и высшего образования. В 1976 году в соответствии поправкой Конституции, правительства разделили ответственность за данную область. С этого времени решения по определению структуры образования принимаются штатами. Качество и стандарты образования определяет центральное правительство. Департамент образования Министерства по развитию человеческих ресурсов разделяет со штатами ответственность в вопросах планирования. Центральное управление образования, основанное в 1935 году, продолжает играть главную роль в развитии и контроле за политикой и программами в образовательной сфере, среди которых основными являются Национальная в области образования (1986 г.), Программа действий (1986 г.) и обновлённые варианты этих документов (1992 г.).

Уровень грамотности в Индии значительно вырос. Впервые со времён достижения независимости, число неграмотных в стране за последнее десятилетие сократилось более чем на 31,9 млн. человек. Результаты переписи населения 2001 г. показали, что в период с 1991 по 2001 гг., когда рост населения в возрастной группе от 7 лет и выше составил 171,6 млн., ещё 203,6 млн. человек стали грамотными. В настоящее время число грамотных составляет 562,01 млн. человек, из них 75% -мужчины и 25% – .

НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В соответствии с Национальной политикой в сфере образования к 21 веку обязательное бесплатное образование достойного уровня должны получить все в возрасте до 14 лет. В результате усилий центрального правительства и правительств штатов сегодня практически в каждом населённом пункте в сельских районах имеются школы начального образования (в распоряжении 94% сельского населения начальные школы, расположенные в радиусе 1 км). Школы среднего образования в радиусе 3 км доступны 84% сельских жителей. Таким образом, с момента обретения независимости приём детей в возрасте от 6 до 14 лет в школы начального и среднего образования увеличился до 87 и 50% соответственно. В период с 1950 по 1997 гг. количество этих школ возросло с 223 тыс. до 775 тыс., в то время как число учителей в них за тот же период увеличилось с 624 тыс. до 3,84 млн. Значительно увеличилось и число обучающихся в школе девочек. На определённом этапе центральное правительство и правительства штатов разработали стратегию учёта детей, преждевременно покидающих школу, а также политику, направленную на улучшение успеваемости учащихся, где основное внимание уделяется следующим аспектам: 1) увеличение участия родителей; 2) улучшение школьной программы и процесса обучения (минимально необходимый уровень образования); 5) районная программа общего образования и 6) национальная программа питания в общеобразовательных школах. Для закрепления всеобщего права и обязанности получения начального образования Верхняя палата парламента внесла 83-ю поправку в Конституцию. Впоследствии группа экспертов по финансированию образования, созданная для изучения потребностей в дополнительных ресурсах, необходимых для введения обязательного образования для детей в возрасте 6-14 лет, представила доклад, который сегодня находится на рассмотрении правительства. Также была создана Национальная организация по вопросам начального образования. С тем чтобы наметить пути по введению всеобщего обязательного начального образования был создан Национальный Комитет министров образования штатов, председателем которого является министр по развитию человеческих ресурсов.

В 1987 году была запущена специальная программа (Operation Blackboard Scheme), которая была призвана обеспечить все начальные школы страны необходимыми условиями для обучения, в частности, предоставить двух учителей каждой школе и школьное оборудование. В 1993 количество учителей, предусмотренных программой, было пересмотрено и увеличено с двух до трёх при наборе, превышающем 100 детей. Также в рамках программы в средних школах увеличилось количество учителей, и на нужды школ были выделены дополнительные учебные пособия. Центральное правительство полностью покрывает расходы на учебные, методические пособия и выплачивает зарплаты учителям в период действия плана. Строительство школ является ответственностью штатов. В 1997-1998 гг. всем начальным и средним школам было выдано 522.902 и 125.241 учебников соответственно. Должность третьего учителя была санкционирована для введения в 53037 начальных школах, в то время как дополнительных учителей получили 71614 средних школ. В 1999-2000 гг. предложено одобрить введение ещё 30000 должностей третьего учителя в начальных школах и 20 000 дополнительных учителей в средних школах.

НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В 1979 году была запущена Программа неформального образования (Non-Formal Education), которая была призвана обеспечить образования детям в возрасте 6-14 лет, оставшимся за рамками формального образования. В главном фокусе программы стали 10 штатов с низким уровнем образования, однако она осуществлялась и в городских трущобах, горных, племенных и других отсталых районах.

НАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЗА ПОВСЕМЕСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (LOK JUMBISH)

В Раджастхане был запущен инновационный проект Лок Джамбиш. Его цель – обеспечить образование для всех. В 1997-1998 гг. была проведена перепись школ в 4006 деревенях, открыто 383 начальных школ, 227 начальных школ переведены в разряд средних школ и открыто 2326 неформальных центра в рамках проекта, создано 286 женских объединений. В целом проект “Народное движение за повсеместное образование” способствовал качественному улучшению образования. В частности, были усовершенствованы учебники для 1-4 классов, которые стали использоваться во всех школах Раджастхана.

ОБРАЗОВАНИЕ ЖЕНЩИН

С достижением независимости правительство Индии предприняло ряд шагов, которые были направлены на снижение неравенства по половому признаку, в особенности после принятия Национальной политики в области образования в 1986, предоставившей женщине определённые преимущества. Кроме того, в документе также признаётся тот факт, что образование женщин является одним из важнейших условий их участия в процессе развития страны. Ниже перечислены ключевые программы и документы, направленные на улучшение положения женщин: 1) Женское Собрание (Махила грамотность, которая способствовала повышению спроса на образование, в особенности Самакхья) стало одной из самых успешных попыток по укреплению положения женщин и их образования. Собрание действует в 46 районах; 2) Кампания за повсеместную грамотность среди женщин. Из 450 районов, где проводилась кампания, в большей их части доля женщин составила 60% в общем числе взрослых-участников программы; 3) в рамках программы поддержки школьного образования (Operation Blackboard Scheme) работу получили 147 тыс. учителей, из которых 47% - женщины; 4) неформальные центры образования, созданные исключительно для девочек, на 90% поддерживаются центральным правительством. Доля этих центров была увеличена с 25 до 40%; 5) в 163 районах с низким уровнем грамотности среди женщин проводится районная программа начального образования; 6) профессиональное обучение; 7) Университетская Комиссия по предоставлению грантов (University Grants Commission) призывает институты проводить исследования в области женского образования и выделяет средства на эти цели. Комиссия также оказала поддержку 22 университетам и 11 колледжам в создании центров женского образования; 9) Национальная стратегия по увеличению участия женщин в образовательных сферах, которая в настоящее время находится на доработке.

После обретения независимости Индией уровень грамотности среди женщин значительно вырос. В 1951 году только 7,3% женщин были грамотными, в 1991 году этот показатель достигал 32,29%, а в настоящее время он составляет 50%.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ

В соответствии с Национальной политикой в области образования и Планом действий 1986 г., спонсируемая центральным правительством Программа реорганизации подготовки учителей вступила в силу в 1987-88 гг. Программа предусматривала создание жизнеспособной институциональной инфраструктуры, академической и ресурсной базы для обучения и повышения педагогической квалификации школьных учителей, преподавателей для взрослых и неформальных образовательных учреждений, а также специалистов в области переподготовки учителей. В рамках данной программы в каждом районе было решено открыть образовательно-подготовительный институт с целью обеспечить академическую поддержку учителям начальных классов и преподавателям для взрослых и неформальных образовательных учреждений. Программа также предусматривала повышение статуса институтов подготовки преподавателей средней школы до уровня колледжей преподавательского образования и институтов фундаментальных исследований в сфере образования (Institutes of Advanced Studies in Education) для подготовки новичков и повышения квалификации действующих преподавателей. В задачу IASE входит проведение подготовительных программ для преподавателей начальных классов, программ повышения квалификации преподавателей начальных и средних школ и директоров средних школ, фундаментальные и прикладные исследования, особенно в междисциплинарных областях, подготовка методических пособий (руководств) для районных образовательных учреждений, а также оказание содействия колледжам по подготовке преподавателей. Всего к 31 марту 1999 года были выданы разрешения на открытие 451 районных образовательных институтов, 76 колледжей по подготовке преподавателей и 34 институтов фундаментальных исследований в сфере образования в различных штатах и союзных территориях. Двадцать Советов по исследованиям в области образования и подготовке кадров получили финансовую поддержку. Миллион учителей прошли подготовительный курс в рамках специальной программы по определению специализации школьных преподавателей, во время которого они учились работать с учебным материалом и оборудованием, а также знакомились с требованиями минимального уровня знаний (Minimum Levels of Learning), где упор сделан на преподавании языка, математики и изучении окружающей среды. В 1995 году правительством Индии был создан Национальный совет по подготовке педагогов. Его задачей является обеспечение планового развития системы подготовки педагогов, регламентирование и подержание стандартов и норм педагогического образования и др.

ВЫСШЕЕ И УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Высшее образование можно получить в 221 университетах страны. Среди них 16 являются центральными университетами, а остальные функционируют в соответствии с актами штатов. Общее число колледжей в стране составляет 10555.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Техническое образование играет чрезвычайно важную роль в национальной экономике и развитии человеческих ресурсов Индии. За последние полвека данная область образования получила значительное развитие. Кроме государственного сектора в создании технических и управленческих институтов принимали участие и частные организации.

Само собой, мы с вами не будем рассматривать те самые колоритные и стереотипные учебные заведения, расположенные в особенно отдаленных уголках страны, на которые тяжело взглянуть без слез. За основу будет взят тот образовательный путь, который открыт каждому ребенку-иностранцу и тому, чьи родители готовы тратить определенную сумму на развитие своего чада, ведь даже в государственных школах и вузах вам придется платить.

Нельзя этого отрицать, ведь это не просто въевшийся стереотип, но в Индии и правда достаточно большие сложности с образованием. Это происходит не только в силу бедности и тяжелой экономической обстановки, но и, хотя лишь отчасти, менталитета некоторых жителей.

Хотя нельзя отрицать того, что после широкомасштабной реформы образования начальная ступень образования стала доступна подавляющему большинству детей, качество этих школ оставляет желать лучшего. К тому же последующие ступени образования не осваиваются около 50% детей из-за их высокой стоимости и отсутствия времени у ребят, которые иногда бывают заняты на работе.

Однако, все эти явные недостатки не абсолютны, так как в Индии можно отыскать себе учебное заведение, которое даст ребенку образование не хуже, чем в самых успешных европейских странах.

Что делать дошколенку?

Для начала стоит отметить, что детских садов в нашем и европейском понимании в Индии вовсе не имеется. Такова сложившаяся за тысячелетия традиция этой страны, где мамам положено сидеть со своими детьми до определенного возраста, обучая их усилиями всей многочисленной семьи.

Однако, из-за того, что за последние десятилетия нередкой является ситуация, когда оба родителя работают, а размещать ребенка у родственников и вовсе возможности не имеется, возникли особые группы, работающие при подготовительной школе (pre-school). Здесь детей разделяют по возрасту и времени предположительного пребывания вдали от родителей. Как правило, несколько часов с воспитателем проводятся в обучающих играх, во время которых малыши изучают не только основы мира, но и английский с индийским языки.

Зачастую бывает так, что после того, как родители выбирают какую-либо определенную группу для своего ребенка, они уже не задумываются о выборе школы. Все потому, что после завершения очередного возрастного уровня в подобных «детских садах», можно просто продолжить обучение ребенка в основной школе. Однако нередки случаи, когда родители тщательно задумываются над выбором школьного учебного заведения в отдельном порядке.

В чем особенности индийской школы?

Несмотря на то, что начальное образование в Индии в последнее время стало общедоступным, многие советуют ориентироваться при выборе школы для ребенка на частные школы или особенно престижные государственные (стоимость обучения в которых в среднем составляет около 100 $ в месяц), которые придется дополнительно поискать. Все дело в том, что не во всех индийских учебных заведениях вы сможете получить качественное образование в хороших условиях.
Частные школы отличаются тем, что там очень часто делается упор на одинаково хорошем усвоении не только индийского языка (хинди) и языка штата, но и английского, который годы спустя дети считают чуть ли не вторым родным. В последствии дети, в зависимости от того, как старательно они учились, смогут свободно разговаривать сразу на трех языках. Также, в них используются различные подходы к воспитанию детей и преподнесению знаний и материала, что может быть интересно людям, отдающим предпочтения новаторским методикам.

Вы будете приятно удивлены, но абсолютно в каждой школе Индии, не зависимо от ее статуса и престижа, детей кормят в школе. Набор еды стандартен для всех, это рис с бутылкой воды и масала. В некоторых заведениях продукты могут варьироваться.

После того, как вы выберите подходящую вашему ребенку школу, потребуется заранее занять себе место, выплатив предварительный взнос в виде брони и начинать готовить все необходимые документы.

Идём на высшее или индийские институты

Всего в стране существует около 220 учебных заведений высшего порядка, 16 из которых являются центральными. Особенно из них выделяется университет Наланда, созданный в V веке н. э., который имеет свой определенный колорит и длинную историю.

Стоит отметить, что в Индии вы сможете обнаружить не простые профильные университеты, а такие, чья инаковость и специфика выражены особенно сильно. К примеру, в Индира Кала Сангитх, который расположился в Хайрагархе, знакомят только с индийской музыкой, а в калькуттском Рабиндра Бхарати студенты не изучают ничего, кроме языка бенгали и тагороведения.

Самыми крупными и престижными вузами в Индии считаются Университет имени Ганди, Раджастханский, Бомбейский, Мумбайский и Калькуттский. Они же продолжают уже долгие годы оставаться достаточно популярными не только для местного населения, но и среди некоторых иностранцев.

В последние годы особенно популярными стали профессии технической направленности, так как особенно заметен рост студентов и выпускников инженерно-технических специальностей. Что немаловажно, в стране с такой прогрессией растет востребованность в специалистах данного профиля, так как они просто необходимы развивающейся экономике страны.
Сама система индийского образования, в связи с долгой совместной историей, полностью идентична британской. Здесь также имеются три ступени, которые осваиваются студентами в процессе обучения. На каждом из них (Бакалавр, Магистр или Доктор наук), вы можете закончить свое образование, получив соответствующий диплом.

Несмотря на то, что Индия имеет достаточно неприглядную репутацию в европейских странах, которая, к сожалению, основана не только на стереотипах, это развивающаяся страна. Здесь быстрыми темпами растет экономика и производительность, а люди с каждом годом все больше стремятся к знаниям любыми способами. Да, встать на ноги на данный момент здесь может быть нелегко, но возможно, а особенно для тех детей, чьи семьи имеют финансы для этого.

Обучение в Индии, где столь резкие контрасты между богатством и бедностью, казалось бы, теряет всякий интерес для иммигранта. Однако практика учёбы в этой экзотической стране показывает совсем другие результаты. Большой абитуриентский поток ежегодно устремляется в сторону Индии. Цель каждого потенциального студента - хорошее образование за небольшие деньги, в перспективе - жизнь за рубежом.

Учебно-образовательная система Индии включает в себя несколько этапов:

  • дошкольное образование;
  • школа (средняя и полная);
  • средне-профессиональное образование;
  • высшее и послевузовское образование с получением учёных степеней (бакалавр, магистр, доктор).

Соответственно по видам образование Индии подразделяется на среднее, полное среднее, профессиональное, высшее и дополнительное высшее образование.

Негосударственная образовательная система действует по двум программам.

  • Первая предусматривает обучение школьников,
  • вторая - взрослых.

Возрастной диапазон - от девяти до сорока лет. Также существует система открытого обучения, в рамках которой в стране работают несколько открытых университетов и школ.

Дошкольное образование

Системы дошкольного воспитания в Индии как таковой не существует. В стране традиционно развито домашнее дошкольное воспитание. До четырёх лет ребёнок находится дома под присмотром матери. Если оба родителя заняты на работе, прибегают к услугам нянечки или родственников. В некоторых школах имеются подготовительные группы, куда всё же можно отдать ребёнка, если нет возможности заниматься его воспитанием в домашних условиях. В таких группах малыш проводит большую часть дня и, кроме того что находится под постоянным присмотром, проходит этап подготовки к школе и даже начинает изучать иностранные языки (в основном английский).

Обязательное школьное образование должны получать дети в возрасте от 5 до 14 лет. Учебный год в школах Индии начинается в конце марта - начале апреля. Учёба в школах делится на два семестра: апрель-сентябрь, октябрь-март. Самые продолжительные школьные каникулы в мае-июне, когда многие районы Индии накрывает жара (45–55º С).

Обязательное образование является приоритетом государственной политики Индии . Примерно 80% начальных школ принадлежат государству либо поддерживаются властями. Обучение бесплатное. Родители учеников выплачивают лишь небольшие суммы на школьные нужды. Все расходы на обучение берёт на себя государство.

Индийские школы разделяются по типам:

  • муниципальные,
  • государственные,
  • частные с господдержкой,
  • школы-интернаты,
  • специальные школы.

Муниципальные и неправительственные школы управляются и финансируются локально администрациями штатов и советами местных национальных образований. Как правило, родители учеников общественных школ вносят плату за обучение своих детей один раз - при поступлении. Большинство общественных школ Индии связаны с организациями CBSE (Центральный совет среднего образования) и ICSE (Международный центр среднего образования).

Государственные школы финансируются и управляются исключительно органами власти страны. Этот тип учреждений отличается самой низкой стоимостью услуг образования.

Русские школы в Индии

Обучение в Индии для русских детей предусмотрено в трёх государственных школах, которые действуют при дипломатических службах России. Средняя общеобразовательная школа находится в Нью-Дели при российском посольстве. В Мумбаи и Ченнаи при Генконсульствах России работают начальные школы. Обучение для русских детей возможно в заочной форме.

Русская школа в Нью-Дели реализует утверждённые программы начального, основного и среднего общего образования.

Язык обучения - русский. Конечно обучение для русских детей вполне возможно в обычных индийских школах, как частных, так и государственных. Но все предметы там преподаются почти везде на английском языке.

Особенности высшего образования

Система высшего образования в Индии имеет трёхступенчатую структуру:

  • бакалавриат;
  • магистратура;
  • докторантура.

Длительность обучения напрямую зависит от выбранной специальности. Так, период учёбы в области торговли, искусств составляет три года, а чтобы получить специальность в сфере сельского хозяйства, медицины, фармакологии или ветеринарии, необходимо проучиться четыре года.

Обучение на бакалавриате требует обязательного наличия документа о полном среднем образовании (12 лет).

После окончания бакалавриата выпускник имеет право продолжить учёбу в магистратуре (2 года) либо пойти работать. Ввиду активного развития экономики страны в последние десятилетия основной упор в системе высшего образования Индии делается на технические специальности, в то время как гуманитарные направления составляют порядка 40% от общего числа. Государственные и частные предприятия заинтересованы в получении высококвалифицированных специалистов, поэтому принимают активное участие в развитии образовательной структуры страны. Самыми популярными специальностями индийских высших учебных заведений являются:

  • IT-технологии;
  • инженерные специальности;
  • менеджмент;
  • фармакология;
  • ювелирное дело.

Для граждан Индии образование в государственных высших учебных заведениях может быть бесплатным. Иностранные граждане принимаются в государственные вузы на бюджетной основе только при условии предоставления университетом гранта на обучение. При этом цена в коммерческих индийских вузах по европейским меркам достаточно невысока: стоимость двух полных семестров в самом престижном высшем учебном заведении Индии не превышает 15 000 долларов в год. При поступлении на контрактной основе абитуриент обязан предоставить подтверждение о платёжеспособности (это может быть выписка с банковской карты).

Широкое распространение в системе индийского высшего образования получило виртуальное и дистанционное обучение. Многие университеты принимают участие в международных научных программах, бесплатно делятся собственными курсами в области инженерии, информационных технологий и других сфер.

IT-специалисты, получившие образование в одном из индийских вузов, востребованы сегодня во всём мире.

Лучшие университеты Индии


Самые популярные направления обучения в индийских вузах - инженерное дело, менеджмент, информационные технологии, фармакология и ювелирное дело.

Образовательный процесс

Преподавание в университетах Индии ведётся, как правило, на английском языке, поэтому хорошая языковая база - одно из основных требований к абитуриентам. Высших учебных заведений, где велось бы преподавание на русском языке, в Индии нет. В отдельных университетах преподавание ведётся на языках соответствующих штатов, в которых находится университет. Однако и в таких вузах англоязычное обучение всё же предпочтительнее даже среди местных жителей.

В отличие от России и многих других стран мира , где учебный год начинается в сентябре, индийские школьники и студенты приступают к учёбе в июле. Любопытно, что дату начала учебного процесса каждое учебное заведение назначает самостоятельно, то есть учёба может начаться как 1, так и 20 июля. По окончании каждого семестра студенты сдают экзамены. Что касается школ, то здесь отсутствует система текущей оценки знаний.

По окончании учебного года школьники сдают итоговые экзамены в устной форме или в виде тестирования. Самые длинные каникулы в индийских учебных заведениях в мае и в июне - это самые жаркие месяцы в стране. В индийских школах принято носить школьную форму. Девочки надевают здесь удлинённые платья, мальчики - рубашки или футболки и шорты.

Стоимость обучения в 2019 году

Главным плюсом получения образования в индийском государстве является демократичная стоимость услуг университетов и колледжей.
Стоимость одного года занятий в крупном индийском вузе не превышает 15 тыс. дол. Размер оплаты зависит от престижности учебного заведения:

  • В популярных университетах плата за обучение для бакалавров составляет около 4000 дол. за семестр;
  • Для магистров - около 6 тыс. за семестр;
  • В частном вузе стоимость зачастую одинакова для бакалавров и магистров. В среднем это 5–10 тыс. дол. за семестр.

Возможность бесплатного обучения

До недавнего времени бесплатно получить высшее образование в Индии могли только местные жители. Но в связи с ростом популярности индийских университетов, для иностранных граждан также стали появляться возможности бесплатного обучения. Для этого иностранному студенту нужно принять участие в стипендиальной программе. Каждый год местные вузы проводят конкурс на выдачу бюджетных мест иностранным молодым людям, желающим учиться в них. Программа распространяется на абсолютно все специальности, подтвержденные правительством (то есть в легальных высших учебных заведениях; про вузы-мошенники мы говорили выше).

Самая популярная программа государственного финансирования - ITEC. Расшифровывается она как «Индийская программа технического и экономического сотрудничества». Благодаря ей более 800 россиян получили возможность бесплатно обучаться в индийских университетах.

Специальные программы

Не так давно у абитуриентов из России появилась возможность пройти обучение в индийском государстве по специальной программе ITEC. Эта программа отлично подходит каждому, кто желает усовершенствовать полученные знания и навыки. Также принять участие в программе может тот, кто желает повысить свою квалификацию. Продолжительность курсов варьируется от 14 дней до 52 недель.

Главным преимуществом этой программы является то, что платить за перелет, питание и проживание участнику не нужно. Принять участие в программе можно, заполнив и отправив анкету-заявление. Подать заявление на участие в программе можно в индийском дипломатическом учреждении.

Участники программы получают стипендию в размере 5,0 тыс. индийских рупий. Размер стипендии нельзя назвать большим, но для каждодневных нужд этой суммы хватает. Учитывая то, что каждый может столкнуться с непредвиденными расходами, необходимо иметь при себе личные деньги. В среднем студенту достаточно иметь 300 долл. США/мес.

Как иностранцу поступить в индийский вуз

Получение высшего образования в Индии становится всё более популярным среди иностранных, в том числе и российских студентов.

Пошаговый процесс следующий:

  • сделать запрос в учебное учреждение через любые современные средства связи,
  • выбрать интересующий факультет,
  • подать заявление на поступление (обычной почтой, онлайн, другим способом),
  • в случае одобрения заполнить временную анкету, оплатить вступительный взнос €1000 + €100 за обслуживание,
  • получить справку, подтверждающую факт поступления,
  • оформить студенческую визу в посольстве Индии, предъявив справку о поступлении,
  • заполнить постоянную анкету студента и отправить вместе с пакетом документов.

Установленные требования к кандидатам при поступлении в университет Индии:

  • возраст от 25 до 45 лет;
  • рекомендация от работодателя;
  • знание английского языка.

Знание английского языка требуется, так как вся эта программа проходит именно на нем.

Необходимые документы

Для поступления в индийский вуз не потребуется сдавать дополнительные вступительные испытания. А российский школьный аттестат соответствует местному двенадцатилетнему школьному образованию.

Пакет документов к анкете студента (переведённый на английский язык):

В зависимости от ситуаций может понадобится дополнительный пакет документов.

Получение студенческой визы

Каждый человек, желающий получить образование в Индии, обязуется оформить студенческую визу. Этот документ дает право студенту находиться на территории индийского государства в течение всего периода учебы.

Для получения визы абитуриент обязуется подготовить следующие документы:

  • качественную ксерокопию первой странички гражданского паспорта;
  • качественный фотоснимок;
  • выписку с банковского счета (сумма должна варьироваться от 1,0 до 2,0 тыс. долл. США);
  • письмо-подтверждение о зачислении в университет;
  • ксерокопию квитанции об оплате за обучение.

В среднем студенческий визовый документ оформляется от 5 до 10 дней. Но если хотя бы один из документов вызвал нарекания, то срок оформления может затянуться. Тот, кто едет на обучение по программе ITEC, имеет право на бесплатное оформление визового документа. Все остальные обязуются оплатить визовый и консульский сбор.

Стипендии и гранты для иностранцев

Координатором программ для получения бесплатного образования выступает Индийский Совет по Культурным Связям (Indian Council of Cultural Relations, ICCR). Соискатели стипендии могут выбрать 3 учебных заведения для поступления. Студенты, поступающие на факультет искусств, должны предоставить аудио- или видеозапись своего выступления. Будущие инженеры предоставляют результаты экзаменов по физике, химии, математике. Размер стипендии 160-180 дол/мес. Минус программы - длительное обучение (от 1 года до 4 лет) без возможности уехать на родину.

Для иностранцев также доступна программа технического и экономического сотрудничества (Technical and Economic Cooperation Programme, ITEC).

Стипендиатам оплачивают расходы на перелёт, проживание и медицинскую страховку. Для некоторых курсов требуется получить степень бакалавра. Ежемесячная стипендия - 376 дол/мес.

Для получения необходимо быть моложе 45 лет. Требования к академической успеваемости вузы выставляют самостоятельно. Минус программы - отсутствие занятий по традиционным индийским искусствам и краткосрочность программы (от 3 недель до 3 месяцев).

Проживание в стране

Условия проживания и питания в индийском государстве существенно отличаются от условий в США и западной Европе. Многие студенты отмечают существенную разницу в питании. В Индии не едят ни свинину, ни говядину. На рынке можно найти только мясо птицы. Вместо хлеба торговцы предлагают купить лепешки.
Достаточно сложная ситуация сложилась в здравоохранении. Найти в аптеках некоторые медикаменты довольно проблематично. Строгого интенсивного обучения в Индии нет. Учебный процесс нередко прерывается в связи с многочисленными праздниками.

Преимущества и недостатки образования в Индии

Плюсы Минусы
В период учёбы есть возможность поближе познакомиться с богатой индийской культурой, а также подтянуть знания английского языка. Обязательное требование к студентам факультетов различных направлений - хорошее знание английского языка.
Низкая стоимость обучения. Низкий уровень жизни.
Низкая стоимость проживания. Нет возможности работать во время учёбы.
Индийские учебные заведения дают хороший уровень подготовки. IT-специалисты-выпускники индийских вузов востребованы сегодня во многих странах мира. После получения диплома очень малы шансы трудоустройства в одной из индийских компаний.
Активно развиты программы выдачи стипендий и грантов, а значит, высока вероятность бесплатного обучения.
Для поступления в вуз не нужно сдавать вступительные экзамены.
Иностранным студентам предоставляется бесплатное общежитие или номер в гостинице.

Индия — это удивительная страна, где люди стремятся получить знания, вопреки популярным стереотипам, которые сложились о государстве в европейских странах. Бедность — это единственное, что осложняет процесс получения образования.

На сегодняшний день в Индии довольно сложная ситуация с образованием. Здесь своё влияние оказывает сложишийся издревле менталитет людей и, конечно же, экономическая составляющая страны в целом. В многомиллионной стране, где большой процент людей живет на пороге бедности, очень мало образованных людей. Но благодаря последней проведенной реформе в системе образования, все дети могут получить необходимый минимум, школьное образование. А что касается дальнейшего обучения, практически половина семей не может себе позволить отправить детей в высшее учебное заведение.

Вот основные демографические показатели Индии за 2014 год:

  • Родившихся: 26 631 414 человека
  • Умерших: 9 499 426 человек
  • Естественный прирост населения: 17 131 987 человек
  • Миграционный прирост населения: -152 397 человек
  • Мужчин: 664 489 564 человека (по оценке на 31 декабря 2014 года)
  • Женщин: 622 466 828 человек (по оценке на 31 декабря 2014 года)

Дошкольное образование

На протяжении столетий, в индийской семье матери всегда сидели с детьми до их поступления в школу, т.е. никаких детских садов в Индии никогда не было. И всё обучение у них начиналось лишь в школе. В современных услових, когда оба родителя имеют полное право работать, детей нужно где-то оставлять. Поэтому начали появляться дошкольные учреждения, которые являются платными и уже стали обязательными для поступления в школу. Дальше Вы узнаете почему.

Для того, чтобы дети попали в школу, им предстоит успешно сдать непростые тесты, как на знание и написание алфавита, простых слов, счет до 100 и сложение. После этого детям выдается первый в их жизни сертификат с оценками, на основании которых школы принимают решение о зачислении ребенка для дальнейшей учебы. Конечно же, для получения таких знаний родителям приходится отдавать своих детей в различные подготовительные школы с очень раннего возраста, уже с 3-х лет.

Бедное население Индии чаще принуждают своих детей работать, нежели отдавать их учиться. Хотя в стране давно существуют бесплатные школы и принят закон, по которому родители обязаны обеспечить ребенка возможностью посещать школу.

Группы в подготовительных школах

Существует 4 основых группы в подготовительных школах, через которые проходит ребенок:

  • «Play group» — группы для самых маленьких, сюда детей отдают уже с 2-летнего возраста. Здесь дети находятся и играют до трёх часов в день, и посещение этой группы не обязательно;
  • «Nursery group» — это группа уже обязательна для посещения и называется ясельной группой. Здесь дети уже гораздо больше учатся, чем играют, хотя практически половина обучения проходит в игровой форме. Очень тяжело заставить трехлетнего ребёнка учиться. Именно здесь дети получают свои первые домашние задания, которые обязательны к выполнению. Выходит, что у детей в 3-4 года уже имеются свои маленькие обязанности;
  • «LKG — Lower Kinder Garten» — привычная нам старшая группа. Дети в 5 лет уже обязаны знать и писать весь английский алфавит, читают и пишут первые несколько букв главного языка Индии — хинди, изучают счет до 100;
  • «UKG — Upper Kinder Garten» подготовительная группа. После окончания этой ступени обучения, в 6 лет, ребенок знает и может полностью рассказать и написать алфавит на языке хинди, свободно пишут и читают слова на английском из 5-7 букв, умеют писать любое число до 100, решать простой математический пример (сложение, вычитание, определение большего или меньшего). После этой группы ребенок поступает в школу.

Школа

Школьное образование в Индии бесплатное, но у обеспеченных родителей всегда есть возможность отдать ребёнка в различные частные школы и престижные государственные учреждения. Стоимость в таких школах колеблется в районе 100 $ в месяц, но и уровень знаний, получаемых ребенком, в этом случае на порядок выше. В таких школах дети получают полные объемы языковых знаний, и, после окончания частной школы, дети полноценно будут владеть тремя языками — это английский язык, язык своего штата и хинди.

Хорошую государственную школу нужно ещё поискать, но родители готовы отдавать своих детей в любую школу, где у них есть возможность получить минимально необходимое образование. Главная особенность всех школ в Индии — это бесплатное питание для всех учащихся. Это не значит, что в школах разнообразное меню, но голодным ребёнок точно не останется.

После того, как родители определились с выбором школы, им необходимо собрать необходимые документы для поступления, оплатить обязательный для всех взнос, а ребёнку пройти необходимый тест и собеседование.

Высшее образование в Индии

В Индии на сегодняшний день работает более 200 высших учебных заведений. Из них 16 считаются самыми престижными. Лидирующее место занимает университет Наланда, который был построен в 5 веке нашей эры.

В этой стране есть очень много университетов, в которых преподают одно узкопрофильное направление. Например, университет Рабинда Бхарати, здесь преподают язык тагороведения и бенгали; университет Индира Кала Сангитх, здесь студентов знакомят с индийской музыкой. Самые знаменитые университеты в городах Мумбаи, Калькутта и штате Раджастан.

Так как Индия долгое время была английской колонией, то система образования здесь практически соответствует британскому варианту. В высших учебных учреждениях существует 3 ступени образования, каждую из которых может освоить учащийся: бакалавр, магистратура и доктор наук.

На сегодняшний день самое популярное направление в университетах — техническое, где обучают высококвалифицированных инженеров. Благодаря тому, что экономика Индии динамично развивается, такие специалисты очень востребованы.