Подготовка и проведение практических занятий. Практическое занятие Практических занятий которые включены в

В интерактивной форме

Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов Высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) на основе компетентностного подхода актуализировало значимость применения и интерактивных методов в процессе обучения.

Предлагаемое методическое пособие содержит указания изучения дисциплины на основе методов интерактивного обучения, технологический процесс и рекомендации практического применения методов в структуре занятия.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы.

В ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

В ходе изучения дисциплины предполагается использование ряда интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:

· творческие задания;

· работа в малых группах;

· тестирование;

· разминки;

· дискуссии;

· обратная связь;

На лекционном занятии любой студент должен быть готов участвовать в мини-дискуссиях, задавать вопросы лектору и отвечать на его вопросы по теме лекции. Таким образом, происходит активизация работы на лекциях, которые перестают быть исключительно монологом преподавателя.

Самостоятельная подготовка к семинарским занятиям заключается в обязательном выполнении студентом всех видов заданий по теме каждого занятия. Студент должен быть готов к ответу на вопросы по плану занятия, надежно усвоить основные понятия и категории, ответить на вопросы для самопроверки и письменно выполнить проблемные задания.

При использовании интерактивных методов преподаватель регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.

Использование интерактивных форм и методов обучения в процессе обучения в вузе позволят приобрести:

· конкретному обучающемуся:

Опыт активного освоения содержания будущей профессиональной деятельности во взаимосвязи с практикой;

Развитие личностной рефлексии как будущего профессионала в своей профессии;

Освоение нового опыта профессионального взаимодействия с практиками в этой области;

· учебной группе :

Развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;

Формирование ценностно-ориентационного единства группы;

Поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;

Принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

Развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

Развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам;

· системе преподаватель - группа

Нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

Формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и в профессиональных ситуациях.

Технология проведения практического занятия

в интерактивной форме

Практические занятия по дисциплине проводятся в форме семинаров и творческих заданий.

План проведения практического занятия:

1.разминка;

2.работа в малых группах;

3.дискуссия;

4.подведение итогов.

1.Разминка

Цель: актуализация обсуждаемых вопросов и выполняемых действий на практическом занятии.

Задачи:

· формирование общего представления об уровне владения знаниями у студентов, актуальными для занятия;

· развитие коммуникативных навыков (навыков общения);

· снятие психологической и физической нагрузки на занятии.

Методика осуществления

Вопросы для разминки формулируются по теме занятия. Разминка проводится на практических занятиях перед делением на подгруппы.

Регламент разминки зависит от темы занятий и на практических занятиях может составить 10 – 15 мин., т.е. 2 – 3 вопроса, по 10 – 15 секунд на каждый ответ, обсуждение 5 минут.

При проведении разминки на практических занятиях выявляется степень готовности студентов к объявленной теме. Важным моментом является то, что студенты должны знать, что отвечать на поставленный вопрос придется каждому с кратким обоснованием. При этом ответы «Я согласен с предыдущим ответом», «Мне так кажется», «Мы так решали похожую задачу на предыдущем занятии» и т.п. не принимаются. Встречающаяся здесь трудность состоит в повторении после двух, трёх, максимум четырёх, оригинальных ответов уже сказанного. Все равно правильный ответ будет окончательно сформулирован на этапе подведения итогов.

1. Работа в малых группах

Работа в малых группах – это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем обучающимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).

Цель: продемонстрировать сходство или различия определенных явлений, выработать стратегию или разработать план, выяснить отношение различных групп участников к одному и тому же вопросу.

Задачи:

· Развитие навыков общения и взаимодействия в группе.

· Формирование ценностно-ориентационного единства группы.

· Поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации.

Методика осуществления

Группа студентов делится на несколько малых групп. Количество групп определяется числом творческих заданий, которые будут обсуждаться

в процессе занятия. Малые группы формируются либо по желанию студентов, либо по родственной тематике для обсуждения.

Малые группы занимают определенное пространство, удобное для обсуждения на уровне группы. В группе определяются спикер, оппоненты, эксперты.

Каждая малая группа прорабатывает творческое задание в течение отведенного времени и готовит выступление с испольэованием наглядного материала (схем, таблиц, рисунков) представленного в форме презентации.

Заслушиваются выступления, предлагаемые каждой малой группой по творческому заданию.

2. Дискуссия

После каждого суждения оппоненты задают вопросы, выслушиваются ответы авторов предлагаемых позиций.

Дискуссия предусматриваетобсуждение вопроса или группы связанных вопросов с намерением достичь взаимоприемлемого решения. Дискуссия является разновидностью спора, близкой к полемике, и представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых участниками. Заявления последних должны относится к одному и тому же предмету или теме, что сообщает обсуждению необходимую связность.

Дискуссия - одна из важнейших форм коммуникации, плодотворный метод решения спорных вопросов и вместе с тем своеобразный способ познания. Она позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. В дискуссии снимается момент субъективности, убеждения одного человека или группы людей получают поддержку других и тем самым определенную обоснованность.

В завершении формулируется общее мнение, выражающее совместную позицию по творческому заданию.

3. Подведение итогов

Преподаватель дает оценочное суждение о работе малых групп, по решению творческих заданий, и эффективности предложенных путей решения.


РАЗДЕЛ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

Вопросы для обсуждения:

1.Экономическая заинтересованность предприятий и предпринимателей в создании безопасных технологий и средств производства.

3. Анализ и оценка опасностей в сфере труда.

4.Социальная и экономическая эффективность охраны труда.

5.Формирование социального и экономического эффекта.

ТЕМА 2. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА

Задание 1. Определение износа и остаточной стоимости пропорциональным методом.

Остаточную стоимость машин в данном случае рассчитывают по методике, при использовании которой износ определяют пропорционально сроку службы машины или детали.

Расчет ведут по формулам

где - стоимость машины первоначальная;

Иф - экономическая оценка физического износа машины или потеря стоимости, у.е.;

t - фактический срок использования машины на момент определения износа, лет, га, км, мото-ч.;

Т - амортизационный (нормативный) срок службы в тех же единицах;

СИ ф - степень износа, %;

С л - стоимость машины ликвидационная.

Определение остаточной стоимости деталей и машинпроводится поформуле:

C oc = C пн - И Ф,

где С ос - стоимость остаточная, у.е.

Порядок выполнения задания

1. Выбрать вариант задания из таблиц 1, 2.

2. Определить износ и остаточную стоимость детали.

3. Определить износ и остаточную стоимость машины.

4. Построить график зависимости износа и остаточной стоимости от срока службы.

5. Проанализировать результаты расчетов, сделать выводы.

Исходные данные (А): Определить износ и остаточную стоимость детали через 150, 250, 350 и400тыс. км. Первоначальная стоимость детали Спн у.е., полный ресурс - 450 тыс. км; ликвидационную стоимость равна нулю.

Таблица 1 - Варианты задания

Исходные данные (В) : Трактор первоначальной стоимостью Спн тыс. у.е.прослужил n лет и выработал за это время t тыс. мото-ч.; на момент выбраковки стоимость всех пригодных для дальнейшего использования материалов составляет 15 % первоначальной стои­мости, а затраты на доставку - 4 %; полный ресурс трактора до списания – 11 тыс. мото-ч. Определить износ и остаточную стоимость трактора.

Таблица 2 - Варианты задания

Показатели Варианты
Спн
n
t

Задание 2. Сравнительная оценка способов начисления амортизации

Одним из необходимых условий эффективности учебно-тренировочного процесса является правильное построение занятия. Несмотря на различную целенаправленность, обусловленную возрастными особенно­стями, технической и тактической подготовленностью занимающихся, пе­риодом подготовки и другими причинами, учебно-тренировочное занятие проводится в соответствии с определенными закономерностями, общими для всех видов спорта. Эти закономерности, предусматривающие целесообраз­ную последовательность выполнения педагогических задач, учитывает типо­вая структура занятий.

Практические занятия в боксе могут носить учебно-тренировочный и тренировочный характер.

Учебно-тренировочное занятие. На учебно-тренировочных занятиях боксеры приобретают новые навыки и совершенствуют ранее выработанные. Повторение движения или действия уже является процессом тренировки. По­степенное и все более широкое усвоение боевых средств закрепляется в ус­ловном в вольном боях. Боксер, стремящийся к высоким спортивным достижениям, должен постепенно повышать свое спортивное мастерство, усваивать, закреплять и совершенствовать не только новые технические на­выки, но и тактику их применения в различных условиях боя. Поэтому учеб­но-тренировочные занятия приемлемы для боксеров всех разрядов.

Тренер, планируя общий курс обучения боксера, последовательно вво­дит в занятия новые упражнения и действия, строго учитывая при этом каче­ство усвоения пройденного материала, чтобы обеспечить преемственность в обучении.

Тренировочное занятие. Во время тренировочных занятий боксер со­вершенствует физические качества и технико-тактические навыки. Напри­мер, на коротких сборах по подготовке к соревнованиям боксер главным образом стремится совершенствовать свое мастерство в условиях боевой практики с боксерами разного стиля и манеры ведения боя; сохранить с по­мощью упражнений на снарядах хорошую спортивную форму, не изучая новых приемов.

В основном учебно-тренировочные и тренировочные занятия прово­дятся в группе. Входящие в группу должны быть примерно одной квалификации, так как тренер дает всем одно задание по изучению и совершенствованию технических и тактических дей­ствий.

Учебно-тренировочные и тренировочные занятия подразделяются на три части: подготовительную, основную в заключительную.

Подготовительная часть занятия делится на физиологическую размин­ку и образовательную часть:

Физиологическая разминка предусматривает : а) подготовку централь­ной нервной системы, активизацию деятельности органов дыхания и крово­обращения; б) подготовку двигательного аппарата к действиям, требующим значительного напряжения мышц.

В образовательной части выполняются специальные уп­ражнения, которые подбирают в зависимости от уровня подготовленно­сти занимающихся, возраста; периода подготовки и направленности занятия.

Вначале, как правило, применяют упражнения умеренной интенсивно­сти. Исследования показали, что для этой части занятия характерно значи­тельное повышение подвижности нервных процессов и создание оптимальных условий для выполнения более сложных упражнений с боль­шой интенсивностью. Если же нагрузка во время подготовительной части за­нятия повышенная или недостаточная, подвижность нервных процессов (уровень сенсомоторных реакций) по сравнению с исходными данными в по­кое увеличивается незначительно. Следует также учитывать индивидуальные особенности боксера.

В этой части занятия нельзя уделять много внимания развитию таких качеств, как сила и выносливость.

Общеразвивающие упражнения оказывают всестороннее (и в то же время избирательное) воздействие на организм спортсмена, позволяют улучшить работу двигательного аппарата, научиться более точно дифферен­цировать движения.

Специальные подготовительные упражнения должны соответствовать задачам урока. Если задачей основной части занятия является развитие под­вижности и ведение боя на дальней дистанции, то в подготовительную часть следует включать соответствующие упражнения в передвижении, нанесении прямых ударов, уклоны туловищем и другие, с тем чтобы этим содействовать быстрейшему овладению специальными навыками во время тренировки в парах.

В подготовительную часть включают также строевые упражнения, с помощью которых можно быстро и удобно распределить занимающихся для выполнения различных упражнений. Они способствуют соблюдению поряд­ка и дисциплины на занятиях.

Последовательность проведения упражнений . Начинают занятия со строевых упражнений, за ними выполняют упражнения, улучшающие работу органов дыхания и кровообращения, активизирующие связочно-мышечный аппарат (быстрая ходьба, бег, подскоки, маховые движения руками, уклоны, выпады, приседания и др.), далее следуют специальные подготовительные упражнения со скакалкой, в передвижениях, ударах, бой с тенью и другие, способствующие выполнению основных задач. Упражнения выполняют как стоя на месте, так и в передвижении.

В основной части занятия решаются следующие задачи : 1. Овладение тех­ническими в тактическими навыками и совершенствование их. 2. Психологи­ческая подготовка, вырабатывание способности к большому психическому напряжению. 3. Развитие быстроты реакции, выполнения рациональных движений, координации, ловкости, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости.

Нагрузка во время этой части занятия должна нарастать по объему и особенно по интенсивности. Например, после изучения приемов в парах по заданию тренера (сначала медленно, а затем постепенно увеличивая скорость их выполнения) переходят к закреплению и совершенствованию приемов в условном или произвольном учебном бою. Произвольный бой на ринге с партнером требует большого физического и нервного напряжения. Поэтому к условному или вольному бою переходят после изучения приемов боя в парах, перед упражнениями на снарядах. Упражнения на боксерских снарядах и ла­пах снижают нервное напряжение после учебных боев на ринге, поэтому их выполняют в конце основной части занятия.

В заключительной части занятия нужно привести организм занимаю­щегося в относительно спокойное состояние. В начале заключительной части иногда используют упражнения для развития силы и гибкости отдельных групп мышц - стоя, сидя и лежа. Затем применяют успокаивающие упражне­ния, легкий бег, ходьбу с дыхательными упражнениями, потряхиванием и расслаблением мышц конечностей. Включают также отвлекающие упражне­ния (на внимание, подвижные игры и др.).

Место упражнений в той или иной части занятия зависит от квалифи­кации группы, целенаправленности занятия и возраста занимающихся. В на­чальной стадии обучения, например, упражнения по изучению техники движения ударов и защит включают в основную часть занятия. По мере ов­ладения сложными действиями упражнения в механике движений переводят в подготовительную часть занятия, где они становятся уже подготовитель­ными упражнениями. Квалифицированные боксеры в занятии по боевой практике, приближенном к соревновательным условиям, используют для разминки упражнения со скакалкой и упражнения в ударах на боксерских снарядах; после напряженного боя (в тренировочном занятии) они могут ог­раничиться легкими дыхательными упражнениями.

Предназначение практических занятий – в осмыслении теории, в приобретении навыков осознанно применять ее в учебной и профессиональной деятельности, в развитии умения убедительно формулировать собственную точку зрения.

1.2.1. Семинар

Семинар – занятие по закреплению теоретического материала под руководством преподавателя. Главной целью семинаров является обсуждение наиболее сложных теоретических вопросов курса, их методологическая и методическая проработка. В ходе семинара углубляются, систематизируются и контролируются знания, полученные в результате самостоятельной внеаудиторной работы над первоисточниками, документами, дополнительной литературой.

Семинарские занятия предполагают активную работу студентов – выступления с рефератами или докладами, устные ответы на вопросы преподавателя, коллективное обсуждение проблем курса. Тема семинара является общей для всей группы студентов, и каждый должен подготовить ответы на все вопросы, если преподаватель не распределил вопросы для подготовки персонально. Сообщения или доклады, сделанные на семинаре, обсуждаются, студенты выступают с дополнениями и замечаниями. Таким образом, семинары учат студентов умению четко излагать свои мысли, аргументировать свои суждения, вести научную полемику, считаться с точкой зрения оппонентов. Кроме этого, в ходе семинара выявляются недостаточно понятые и усвоенные вопросы, положения.

Подготовка к семинарским занятиям требует от студента высокого уровня самостоятельной деятельности. Ответ должен быть полным и точным, при этом нужно логически грамотно выразить и обосновать свою точку зрения, свободно оперируя понятиями и категориями данной дисциплины. Как этого добиться?

1. Приступая к подготовке семинарского занятия, необходимо внимательно прочитать его план. Далее нужно изучить соответствующие конспекты лекций и главы из учебников и учебных пособий, ознакомиться с дополнительной литературой, рекомендованной к этому занятию.

На каждый вопрос нужно подготовить ответ. Это вовсе не значит взять первый попавшийся текст на заданную тему и прочитать его перед аудиторией. Необходимо просмотреть как можно больше источников, постараться увидеть общее и расхождения в трактовках различных авторов, отметить их. Возможно, именно это стает хорошим поводом дискуссии на семинаре, в результате которой, как известно, рождается истина.

Целесообразно, как минимум, составить план ответа, еще лучше – тезисы или конспект. Методы конспектирования литературы весьма многообразны. Они будут рассмотрены в специальном параграфе «Работа студента с учебной и научной литературой».

2. Одно из важнейших правил усвоения знаний, получать которые помогает внимательное знакомство с новой литературой, – не оставлять непонятных слов без внимания. Словари, энциклопедии, справочники – первые помощники в подготовке к любой теме. Они всегда должны находиться рядом. Найти значение нужного слова сегодня не составляет особого труда: к услугам студента словари и энциклопедии в библиотеках, а также в сети Интернет.

3. Объем выступления должен соответствовать требованиям преподавателя. Если заранее это не было оговорено, то готовьте свой доклад на 5–10 минут, не более.

4. Постарайтесь добиться, чтобы аудитория вас слушала. Это возможно, когда выступающий владеет материалом, продумал логику своей речи, говорит, не уткнувшись в текст, а глядя на лица слушателей.

Было бы замечательно, если бы каждое выступление на семинаре становилось шагом в овладении ораторским искусством, которое необходимо каждому человеку, чья профессиональная деятельность предполагает общение с людьми.

1.2.2. Практическое занятие

Практическое занятие – это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение студентами по заданию и под руководством преподавателя одной или нескольких практических работ. И если на лекции основное внимание студентов сосредоточивается на разъяснении теории конкретной учебной дисциплины, то практические занятия служат для обучения методам ее применения. Как правило, практические занятия ведутся параллельно с чтением основных курсов. Главной их целью является усвоение метода использования теории, приобретение практических умений, необходимых для изучения последующих дисциплин.

Р азновидностью практических занятий является тренинг , который представляет собой систему упражнений, направленных на развитие и совершенствование определенных навыков, необходимых для безошибочного выполнения конкретных видов практической деятельности.

1.2.3.Лабораторный практикум

– это занятие, в ходе которого студенты осваивают конкретные методы изучения дисциплины, обучаются экспериментальным способам анализа действительности, умению работать с современным оборудованием.

Как правило, практикум предусматривает решение комплексных учебных задач, требующих от студента применения как научно-теоретических знаний, полученных при изучении различных учебных курсов, так и практических навыков. Практикум часто проводится в условиях, приближенных к условиям будущей профессиональной деятельности.

Этот вид занятий включает в себя лабораторные работы по основным темам курса с рекомендациями по их выполнению, которые предусматривают: цель и задачи работы, формулировку задания, алгоритм лабораторной работы, глоссарий (если этого требует тема работы), список литературы, которая поможет при выполнении работы

Работа в условиях лабораторного практикума может предполагать как индивидуальную учебную деятельность студента, так и работу исследовательских групп, групп-обсерваторий, позволяющих проводить более масштабные и целевые исследования. Исследовательская группа представляет собой самостоятельное объединение студентов (3–5 человек), в основе которого лежит принцип учета индивидуальных предпочтений студентов и способностей к выполнению той или иной деятельности. Эти объединения носят постоянный характер и стабильны на протяжении всего лабораторного практикума. Группа-обсерватория (англ. observer – обозреватель) предполагает оперативное объединение с целью выполнения одной функциональной исследовательской задачи. Такие группы формируются по ходу лабораторного практикума и являются подвижным, незафиксированным образованием. Они опираются на инициативу студентов и предполагают консультирующую роль преподавателя. Однако они могут быть и долгосрочными, если обсерваторская функция будет востребована в процессе выполнения нескольких работ.

(Лекции Соломатиной+ответы прошлых лет серым из Инета)

Семинар

Функции семинара:

· текущий контроль результатов самостоятельной работы студентов;

· овладение студентами навыками самостоятельного выступления с устными докладами, обоснования и защиты собственной точки зрения;

· обучение студентов правилам ведения дискуссии и умению слушать партнера;

· выявление индивидуальных трудностей в обучении у отдельных студентов, возможных недостатков их мышления или некоторых мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и др.);

· выявление личностных особенностей студентов, могущих позитивно или негативно сказаться на всем процессе обучения и требующих поэтому учета или даже коррекции.

3 типа семинарских занятий:

· Просеминар (1курс) Цель – ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, с литературой, первоисточниками, методикой работы над ними.

· Собственно семинар (2-4 курсы). Цель – сформировать у студентов исследовательских подход к материалу.

· Спецсеминар (5 курс). Цель – приучить студентов работать в группах в рамках научной школы

Формы семинарских занятий:

· вопросно-ответная система;

· развернутая беседа на основе заранее сообщенного студентам
плана семинарского занятия;

· устные доклады студентов с последующим их обсуждением;

· обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных от­дельными студентами;

· теоретическая конференция в группе или на потоке;

· семинар-диспут;

· семинар пресс-конференция;

· семинар-панель;

· комментированное чтение первоисточников; решение задач и упражнений;

· решение тестовых задач и упражнений, социологических кроссвордов;

· семинар по материалам социологических исследований, прове­денных студентами под руководством преподавателя;

· семинар-видеонаблюдение реальных практик;

· контрольная (письменная) работа по отдельным вопросам, темам с последующим обсуждением;

· семинар-коллоквиум.



Критерии оценки качества семинарского занятия (С. Кисельгоф)

3) организация семинара;

4) активность студентов;

5) стиль проведения семинара;

6) подготовленность преподавателя и его мастерство;

7) отношение преподавателя к студентам;

8) отношение студентов к преподавателю и к изучаемому предмету.

Метод мозговой атаки (А.Ф. Осборн) - мыслетехнический метод социальной инженерии, направленным на стимулирование творческой активности и сплочение группы.

Учебная игра - разновидность непродуктивной деятельности, главным мотивом которой является не результат, а сам процесс.

Социологический турнир - форма занятий, которая придает учебному процессу соревновательный характер, возбуждает у студентов дополнительную энергию и содействует развитию навыков интеллектуальной коллективной деятельности и публичных выступлений.

Лабораторный практикум - практическое занятие с применением техники, специальной аппаратуры, проведением эксперимента, опыта, исследования.

Урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков проводится в виде семинара, практикума, экскурсии, самостоятельных работ и лабороторного практикума. Значительную часть времени занимает повторение и закрепление знаний, практическая работа по применению, расширению и углублению знаний, по формированию умений и закреплению навыков.

(Можно еще сказать, что Бордовская, Реан в своей книге Педагогика приводят разные примеры задач и метода «ситуаций» для учеников с целью их душевного, интеллектуального развития)

Практическое занятие – это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение студентами по заданию и под руководством преподавателя одной или нескольких практических работ. Если на лекции основное внимание студентов сосредотачивается на разъяснении теории конкретной учебной дисциплины, то практические занятия служат для обучения методам ее применения. Как правило, практические занятия ведутся параллельно с чтением всех основных курсов. Главной целью практических занятий является усвоение метода использования теории, приобретение профессиональных умений, а также практических умений, необходимых для изучения последующих дисциплин.

По дидактической цели различают практические работы иллюстративные и исследовательские; по характеру деятельности учащегося – количественные, качественные, комплексные; по характеру организации проведения – фронтальные и звеньевые; по содержанию практические работы могут включать различные виды технологических и трудовых операций.

Формы проведения практических занятий:

Лабораторные работы

Семинарские занятия (однако, семинары могут быть направлены и на преимущественно теоретическую подготовку)

Практикумы

Лабораторное занятие – это форма организации обучения, когда студенты по заданию и под руководством преподавателя выполняют одну или несколько лабораторных работ. Основные дидактические цели лабораторных работ – экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений, проверка формул, ознакомление с методикой проведения экспериментов, исследований. Одновременно у студентов формируются профессиональные умения и навыки обращения с приборами, аппаратурой и другими техническими средствами для проведения опытов. В соответствии с дидактическими целями определяется содержание лабораторных работ: изучение свойств веществ, их качественных характеристик, количественных показателей, изучение устройства и работы приборов, оборудования, их испытание, снятие характеристик и т. д. В отличие от лабораторных работ, семинарские занятия не нацелены на самостоятельную работу. Кроме того, для проведения семинарского практического занятия, чаще всего, не требуется умения обращаться со специальными техническими средствами.

Методы проведения лабораторных работ:

Наблюдение

Измерение и вычисление

Сравнение

Эксперимент

Семинарское занятие – занятие, которое проводится с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекции и в процессе работы над учебной и научной литературой. Организация семинара (если он направлен преимущественно на практическую подготовку) должна обеспечивать обмен мнениями, живое, творческое обсуждение учебного материала, дискуссии по рассматриваемым вопросам, максимальную мыслительную активность слушателей на протяжении всего занятия.

Методика проведения семинарских практических занятий:

Решение практических задач

Семинар по материалам исследований, проведенных студентами под руководством преподавателя, либо других реальных исследований и материалов

Семинар-видеонаблюдение реальных практик

Проведение кейсов

Практикум – вид учебных занятий, который предусматривает решение комплексных учебных задач, требующих от студента применения как научно-теоретических знаний, полученных при изучении различных учебных курсов, так и практических навыков, приобретенных на семинарских практических занятиях и лабораторных работах. Проводится практикум обычно в условиях, приближенных к условиям будущей профессиональной деятельности. Таким образом, главное отличие практикума от других форм учебных занятий – это его междисциплинарный и комплексный характер. Кроме того, практикум выполняется учащимися по заданию учителя (не под контролем учителя, как лабораторные работы), но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме (устный ответ, графическое построение, описание опытов, расчеты и т.д.) результат умственных и физических действий.

Все виды практикумов в зависимости от дидактической цели и соответствующие методы:

Приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания (работа с учебниками, выполнение наблюдений и опытов, работ аналитико-вычислительного характера)

Закрепление и уточнение знаний (система упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению существенных признаков от несущественных)

Выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач (решения задач различного вида, решение задач в общем виде, экспериментальных работ и т.д.)

Формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации (написание сочинений, рефератов, подготовка докладов, заданий при поиске новых способов решения задач, новых вариантов опыта и т.п.)

Таким образом, все виды практических занятий имеют общую цель – усвоение метода использования теории, приобретение профессиональных умений и т.п. Они отличаются друг от друга, в основном, только по форме проведения и степени участия в них педагога.

Единой методики проведения практических занятий не существует, каждое учебное заведение использует собственные разработки. Однако основных положений придерживаются все. Проводят практическое занятие преимущественно в такой последовательности: вступительное слово преподавателя, объяснения непонятных студентам вопросов, запланирована практическая часть, завершающее слово преподавателя.

Для каждого занятия чрезвычайно важной является вступительная часть. Чем она более динамична, тем быстрее студенты настроятся на восприятие новой дисциплины и будут готовы к творческой работе. Важное напоминание основных требований, правил на занятии, объявления задание на следующее занятие с короткой аргументацией. Это следует делать с учетом того, что в начале занятия студенты внимательны и сконцентрованиши.

Преподаватель напоминает студентам цели и задачи занятия, определяет формы работы на уроке, время на проведение отдельных видов деятельности, то есть предоставляет занятию конструктивно прагматичный характер, привлекает аудиторию.

Иногда практические занятия начинают с короткого обобщения главных научно-теоретических положений, которые должны служить исходным моментом в работе студентов. Чаще всего это делает преподаватель, поскольку определить самое важное, точно сформулировать научно-теоретические положения или охарактеризовать методы работы студенту не всегда удается. Однако иногда такое обобщение поручают делать студентам, заранее предупредив их об этом.

После обобщения преподаватель должен дать ответы на отдельные теоретические вопросы, возникшие у студентов в процессе подготовки к занятию. Важно, чтобы этот процесс не затянулся. Преподаватель в таком случае может также предложить студентам обратиться к учебнику, учебного пособия, перенести объяснения на консультацию. Действия преподавателя зависят от сложности вопроса, наличии литературы.

После освещения теории вопроса переходят к собственно практического занятия. Обычно по каждой теме лекционного курса на практические занятия выносят индивидуализированные темы комплексного характера, которые, с одной стороны, позволяют студенту шире применить полученные знания, а с другой - подготовиться к самостоятельному выполнению домашнего задания. Для преподавателя такие комплексные задачи служат также способом проверки уровня усвоения учебного материала студентами.

Однако, индивидуализируя задачи, преподаватель должен установить определенный средний уровень, который бы соответствовал задачам высшей школы и непрерывно от занятия к занятию по мере педагогической целесообразности рос. При этом студент должен чувствовать шаг за шагом повышения уровня своей подготовки. Иначе практические занятия будут ему неинтересными. Индивидуализируя задачи, необходимо сохранять целостность системы практических занятий, их взаимосвязь и последовательность, рассматривать их как единое целое, подчиненное содержания лекций. Каждое занятие должно представлять собой тематически завершенную звено учебной программы.

Несмотря на то, что на подведение итогов занятия нужно 3-5 минут, преподаватель может заранее спланировать время на рассмотрение каждого вопроса, проблемных заданий, упражнений, ситуаций, то есть соблюдать регламент, дисциплинирует студентов, приучает к экономии времени. Отсутствие регламента разрушает схему занятия, приводит к потере логики, взаимосвязей.

Практические занятия должны быть разнообразными. Если студенты поймут, что все их учебные возможности исчерпаны, то резко снизится уровень мотивации. Необходимо организовывать практические занятия так, чтобы студенты чувствовали рост сложности задач, приводило бы положительные эмоции от собственного успеха в обучении, способствовало бы творчества, поискам.

Важное значение в процессе практических работ имеют индивидуальный подход и продуктивное педагогическое общение. Студенты должны получить возможность раскрыть и проявить свои способности, свой потенциал. Поэтому при разработке задач и плана практического занятия следует учитывать уровень подготовки и интересы каждого студента группы, выступая в роли консультанта, не удручать самостоятельности и инициативы студентов.

В процессе подготовки и проведения практического занятия выделяют (В. Литвинюк) пять этапов.

На первом этапе преподаватель отвечает на вопросы, которые возникли у студентов в процессе выполнения их индивидуальных домашних заданий. Иногда на вопросы отвечают специально организованные группы студентов. Поэтому все студенты сдают свои домашние задания. их проверку осуществляют следующим образом: вызванным к доске двум-трем студентам предлагают выписать из домашнего задания определенную решенную задачу или пример. Студент в течение 5-7 минут характеризует основные моменты. Это приучает студентов к четкости и последовательности ответа. Допущены ошибки сразу же исправляют. Другие студенты в это время решают предложенные преподавателем новые задачи.

Второй этап - проверка теории. Студенты пишут небольшую контрольную работу продолжительностью 8-10 минут. Оценку ее объявляют на следующем занятии. Проводят также опрос с формулировки определений и теорем.

На третьем этапе преподаватель объявляет тему нового занятия, его цели и значение в курсе. Первая задача, которую решают по этой теме, является типичной и рассматривается в качестве примера. После анализа задачи к доске вызывают студентов. Цель этого этапа состоит в том, чтобы научить студентов математического метода решения задач по теме, убедиться, ицо большинство студентов тему усвоили. Ответы студентов, которые работают у доски, следует оценивать.

Четвертый этап длится 2-4 минуты. Это объявление домашнего задания: тема практического занятия с детальным планом. Индивидуальное домашнее задание состоит из двух частей: первая - задачи по изученной теме, объем которых не превышает 70% от решенных в аудитории, вторая - проверка домашнего задания другого студента из предыдущей темы с целью повторения изученного.

Пятый этап является завершением практического занятия. На этом этапе преподаватель дает самостоятельную работу по изученной теме. При написании самостоятельной работы возможные беседы студентов между собой. Преподаватель выступает в роли консультанта.

Активность студентов на практических занятия, растет при условии, что их деятельность осуществляется в процессе поиска путей дополнительного усвоения теоретических знаний. В них формируются практические навыки и умения в области решения прикладных задач, построения схем, графиков, чертежей, выполнение расчетно-графических задач, закрепляются и совершенствуются уже имеющиеся умения, развивается способность самостоятельно использовать весь багаж знаний для совершенствования определенных действий и тому подобное.

В учебном процессе используются две формы проведения практических работ:

Фронтальная, при которой после выкладки на лекции теории все студенты группы выполняют одновременно одну практическую работу на одинаковом оборудовании; в таком случае имеется единый план и одинаковая последовательность действий для всех студентов группы;

Индивидуальная, при которой студенты группы, разделены на бригады, выполняющие разные по тематике, содержанию и планом практические работы. К такой форме прибегают при отсутствии надлежащей материальной базы для реализации фронтальной работы студентов.

Обе формы проведения практических занятий имеют преимущества и недостатки. К преимуществам фронтальной формы проведения

практических занятий ученые (Б. Мокин, В. Папьев, А. Мокин) относят:

Непосредственная связь с изученным учебным материалом, способствует формированию практических умений и навыков; реализуется принцип систематичности и последовательности;

Благоприятные условия работы преподавателя: фронтальный инструктаж перед работой и в процессе ее выполнения; подготовка учебно-материальной базы, контроль за ходом работы, проверка его результатов, возможность обсуждения результатов работы группы на текущем или следующем занятии.

К недостаткам фронтальной формы проведения практических работ эти ученые относят:

Простое оборудования (приобретение сложного оборудования, то есть 25-30 однотипных комплексов для одноразового использования в группе нецелесообразно экономически, а также создает сложности по их размещению в лаборатории)

Возможность возникновения психологического дискомфорта у студентов в случае если по каким-то причинам перед практическим занятиям не состоялась начитка теоретического материала.

Единственным преимуществом индивидуального практикума является возможность -использование сложного современного оборудования, которое вуз имеет в одном экземпляре, а основным недостатком является то, что некоторые практические работы студенты должны выполнять тогда, когда им по тематике этих работ еще не было подано теоретического материала и его нужно изучить самостоятельно.

Итак, фронтальную форму проведения занятия можно использовать для работ ознакомительного или познавательного характера, а для более сложных практических работ, которые требуют значительных затрат времени и использования дорогостоящего оборудования, целесообразно проводить практические работы в форме индивидуального практикума циклического характера, при котором студенты работают на одном и том же оборудовании бригадами по графику, что позволяет выполнить все запланированные работы, предусмотренные учебной программой.

На практических занятиях студентам следует придерживаться принципа максимальной самостоятельности. Они должны самостоятельно выполнить работу, оформить протокол и дать интерпретацию результатов. Конечно, при возникновении существенных трудностей в процессе работы студенты могут консультироваться у преподавателя.

Оценки, полученные за отдельные практические занятия, преподаватель учитывает при выставлении итоговой оценки по дисциплине. Оценка работы студентов в процессе занятия способствует контролю и активизации учебно познавательной деятельности.

Каждое занятие целесообразно заканчивать кратким выводом и рекомендациями преподавателя относительно дальнейшей работы. В таком случае практические занятия вместе с лекциями способствовать созданию перспективы в работе студентов.

Важное значение для практических занятий имеет использование активных методов обучения: неимитацийних (дискуссии, экскурсии, выездные занятия), имитационных неигровых (анализ конкретных ситуаций, решение производственных задач, разбор документации, действия по инструкции), имитационных деловых, ролевых игр, игрового проектирования.

Эффективность практического занятия во многом зависит от умения преподавателя владеть вниманием студентов, внедрять элементы состязательности между ними, осуществлять дифференцированный подход при подборе групп для совместной деятельности на практических занятиях, обеспечивать прямое руководство (планирование, специальное конструирование задач, контроль) и опосредованное (влияние на мотивы, установки, цели студента).