Скачать презентацию на тему писатели 20 века. Русская литература XX века. Льговский район Курская область

ПРОЕКТ

«Поэты 19-20 века»

Руководитель проекта:

Людмила Валитовна

Подготовил проект: ученик 5 класса

Кулаков Артем

с.Николаевка

2016 г

Паспорт проекта

Название проекта : «Поэты 19-20 века»

Руководитель проекта: Л юдмила Валитовна

Вид проекта: информационно-познавательный, исследовательский, творческий

Учебный предмет : литературное чтение

Цель проекта :

Сформировать представления о творчестве поэтов 19-20 века; интерес к знакомству с русской поэзией;

Привить любовь к чтению; сформировать умение читать и воспринимать лирику,

Научиться находить и анализировать информацию;

Развивать эмоциональную выразительность речи

Задачи проекта :

Расширить кругозор, развить литературное мышление

Познакомиться с жизнью и творчеством поэтов 19-20 века; привить интерес к их творчеству.

Отработать навык выразительного чтения стихотворений русских поэтов, пересказа статей учебника о жизни и творчестве поэтов

Развивать умение анализировать поэтический текст

Обогащение словарного запаса; развитие памяти;

Создать условия для познавательно-исследовательской, творческой деятельности;

Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения,

Способствовать развитию интереса к творчеству писателей.

Предмет исследования: поэты 19 – 20 века

Актуальность: Через произведения поэтов 19-20 века способствовать формированию интереса к чтению художественной литературы. В настоящее время, время телевидения, а не чтения стараться привить любовь к сказкам, стихотворениям, поэмам и т.д.

Этапы проектной деятельности:

1 этап: мотивационный – поставить перед собой цели, задачи.

2 этап : подготовительный – подбор иллюстративного, музыкального материала (иллюстрации, картины, фотографии); подбор познавательной и художественной литературы. Найти есть ли дома книги поэтов 19-20 века

3 этап : практический – рассмотреть портреты поэтов 19-20 века, вспомнить, что я знаю об их жизни и творчестве, изучить литературу о жизни и творчестве поэтов 19-20века

4 этап : заключительный – подготовить презентацию о творчестве поэтов 19-20 века, которая сопровождается красочными иллюстрациями, наглядными материалами об их творчестве

5 этап : итоговый – оценка деятельности по проекту

Реализация проекта

Изучение творчества поэтов 19-20 века.

Чтение литературы.

Мои любимые стихотворения

Анализ найденного материала

Составление доклада, презентации

Доклад «Поэты 19-20 века»

Произведения поэтов 19-20 века, которые и до сегодняшнего дня несут в себе смысл, таят неописуемые переживания, позволяют почерпнуть что-то незабываемое. Казалось бы, что можно нового узнать из русской поэзии известных поэтов, ведь с момента их создания прошло очень много времени? Представьте, Вы берете в руки в очередной раз до боли знакомое произведение и погружаетесь всем сознанием в него, переживая, а также соучаствуя одновременно. И вот, глаза останавливаются на знакомой строчке, которая попадалась в поле зрения тысячу раз, но ей никогда не уделяли внимания. Над ней никогда не задумывались. Что хотел ей выразить автор? Что хотел подчеркнуть и показать? В данный момент это волнует больше всего. Вдруг в ней кроется смысл отношений, смысл человеческой сущности и понимания, и очень важно найти золотую середину. Именно такими моментами славится поэзия, передающая букет эмоций всем своим почитателям и истинным любителям прекрасного.

Только русская поэзия является всемирно признанной, только она заставляет задуматься о существующем промежутке жизни. Лишь с помощью нее можно открыть свое сердце.

Русская поэзия – невероятное сочетание могущества и в тот же момент утонченности. XIX - XX век поражает своим идеализмом. Этот промежуток хранит в себе множество происшествий. В это время произошли события, кардинально изменившие будущее.

Но знаете, что осталось неизменным? Поэзия. Несмотря на все болезные события, несмотря на преследование и ущемления, необъятный мир поэзии ежедневно пополнялся новыми произведениями и переживаниями, которые в настоящее время являются достоянием прошлого. Ради этого жили они, еще не прославившиеся личности, и ради того, чтобы показать нам героизм народа. Про любовь воспето множество поэм и написаны тысячи стихотворений. Обращаясь к ним, каждый найдет что-то свое, ведь автор рассказывал не только про собственные переживания и неразделенную любовь, он пытался донести до окружающих смысл, а также возможности реализации своих целей. Каждому из них это удалось, и их труд продолжает показывать подрастающему поколению, какой может быть трагедия, какой предстает настоящая любовь, как побороть одиночество и уныние, когда кажется, что нет больше сил и на вздох.

Для более взрослого поколения это шанс возвратиться от ежедневной суеты в мир добра и чуткости, воспылав надеждами на далекое будущее. Что может быть прекраснее выражения доступным языком и в тот же момент некой загадкой, нежели русская поэзия?

Миллионы произведений и стихов переведены на самые разные языки. Все люди мира имеют представление о жизни русского народа и это великая честь для каждого, ценящего настоящее искусство. Поэты помогают нам осознать, кем мы являемся и, опираясь на описанный опыт, принять правильное решение. Неважно, какое будет от него последствие, ведь иметь собственное мировоззрение это лучшая награда, полученная от ознакомления с ней – русской поэзией!

Великий русский писатель Максим Горький говорил, что "в литературе 19 века запечатлены великие порывы духа, умы и сердца истинных художников". Это нашло отражение в творчестве писателей 20 столетия.

Давайте познакомимся с жизнью и творчеством некоторых из них.

Поэзия Тютчева Ф.И. – одно из драгоценнейших достояний русской классической литературы. Как поэт Тютчев сформировался к концу 20-х годов. В основе тютчевской лирики лежит проникновение в мир природы. Природа у него полна противоречий, насыщена звуками, красками. Читатель видит и слышит, как живёт природа, что совершается в ней, как она дышит. Тютчев приоткрывает нам тайны природа, помогая постигать их.

Поэзия Тютчева – это музыка, волнующая душу, наполняющая ее безграничной любовью к человеку, к природе, к Родине. Язык поэзии настраивает на глубокое понимание и внутреннее осмысление происходящего вокруг. Язык Тютчева поражает своей красочностью, живостью. Тютчева недаром называют певцом природы. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта именно с полей и лесов, окружавших его милый Овстуг. Иногда поэт даже обожествляет природу, пытаясь разгадать ее тайны.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Некрасов был «лириком необычайной силы». Утверждают, что «чистой» пейзажной лирики у Некрасова почти нет: природа воспринимается им не сама по себе, а непременно в единстве с человеческой жизнью. У Некрасова природа тесно связана с человеческим трудом, с тем, что она дает человеку. Все, о чем пишет поэт, переживающий близость с миром природы, легко представить, увидеть, услышать. Пейзаж его конкретен, детален, образ России целен и величав.

Александр Блок – яркий русский поэт 20 века, который писал в направлении "символизм". Любопытно наблюдать, как из сборника в сборник происходит эволюция женского образа: из Прекрасной Дамы к пылкой Кармен. Если сначала он обожествляет предмет своей влюбленности, верно служит ему и не смеет опорочить, позже девушки кажутся ему более приземленными существами. Сквозь прекрасный мир романтизма он находит смысл, пройдя через жизненные трудности, откликается в своих стихах на события общественной важности. В поэме "Двенадцать" он доносит мысль, что революция – не конец света, и ее основной целью является разрушение старого и создание нового мира. Читатели запомнили Блока как автора стихотворения "Ночь, улица, фонарь, аптека…", в котором он задумывается о смысле жизни.

Философы и поэты 20 века были преимущественно мужчинами, и их талант раскрывался благодаря так называемым музам. Женщины творили сами, под влиянием собственного настроения, и наиболее выдающимися поэтессами серебряного века были Анна Ахматова и Марина Цветаева. Преобладание желтого и серого цвета в описании, беднота и неяркость предметов наводят на читателей тоску и позволяют раскрыть истинное настроение поэтессы, пережившей расстрел мужа.

Поэзия Анны Ахматовой – неотъемлемая часть русской и мировой культуры. В русской поэзии 20 века лирика Анны Ахматовой – неповторимое, своеобразное явление. Голос ее стал голосом женщины. Почти впервые о любви заговорила та, которой было принято поклоняться, но которую не принято выслушивать. Поэтесса является читателю как тонкий лирик. Но самой главной любовью в жизни Ахматовой была любовь к родной земле, о которой она пишет после, что «ложимся в нее, и становимся ею, оттого и зовем так свободно своею». Об обновлении человека А.Ахматова по-иному сказала в стихотворении «Перед весной бывают дни такие…». Наступает весна – и все на свете меняется. То, что, казалось бы, каждый день перед глазами – дом, песня, -- обновлено дыханием весны, мысли чувства овеяны весенней свежестью, все вокруг становится легким и неузнаваемым.

Судьба Марины Цветаевой трагична. Она закончила жизнь самоубийством, а через два месяца после ее смерти был расстрелян ее муж Сергей Эфрон. Читателям она навсегда запомнилась маленькой светловолосой женщиной, связанной с природой кровными узами. Особенно часто в ее творчестве фигурирует ягода рябина, которая навсегда вошла в геральдику ее поэзии: "Красною кистью рябина зажглась. Падали листья. Я родилась".

Сергей Есенин – певец Руси. В его искренних и откровенных стихах мы слышим что-то родное и близкое. Стихотворения поэта полны сердечной теплоты, нежности, искренности. «Чувство родины – основное в моем творчестве», -- писал Есенин. С детства перед его взглядом открывались чудесные картины родной природы. Он любовался ими, впитывал в себя народное поэтическое ощущение мира. Русь Есенина – это постоянное ощущение красоты, гармонии, раздолья. Сергей Есенин до боли любил все родное: «Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь».

Представители новокрестьянской лирики обращались в своих произведениях к фольклорным традициям, восхищались деревенским бытом. Таковым был русский поэт 20 века Сергей Есенин. Его стихи - чистые и душевные, и автор описывал в них природу и простое человеческое счастье

Иван Саввич Никитин родился в 1824 году в г.Воронеже. В 1853 году было напечатано первое стихотворение Никитина “Русь” , которое принесло ему литературную известность. Поэт создаст стихи о Родине, о р усской природе, о людях труда: “Зимняя ночь в деревне “, “Пахарь”, “Ночь извозчиков” , “ Пряха” и др. Никитин был крепко связан со своей землей и от неё получал мощь и крепость.

Одно из лучших стихотворений поэта – “Утро” . Оно наполнено живыми красками, звуками и запахами, изображает гармонию мира природы и человека.

Введение. Русская литература ХХ века имеет крайне сложную, даже трагическую, историю. Это связанно с коренными изменениями в жизни страны, начавшимися на рубеже века. Россия пережила три революции: 1905 год., Февральскую и октябрьскую 1917 г; Русско – японскую войну гг; Первую мировую войну гг; Гражданская война Внутриполитическая обстановка в нашей стране в это время была крайне сложной.


Рубеж веков был ознаменован значительными научными открытиями. Они перевернули представления о познаваемости мира. Это привело к поиску объяснения новых явлений через религию, мистицизм. Философ Николай Бердяев так охарактеризовал это время: « Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интерес к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни…». Итак, на смену одному господствующему мировоззрению пришло многообразие мнений, идей вовсех областях жизни.






Лев Николаевич Толстой Л. Н. Толстой. Портрет работы И. Е. Репина год.


Антон Павлович Чехов Основные темы творчества идейные искания интеллигенции, недовольство обывательским существованием одних, душевная «смиренность» перед пошлостью жизни других («Скучная история», 1889; «Дуэль», 1891; «Дом с мезонином», 1896; «Ионыч», 1898; «Дама с собачкой», 1899).


Иван Алексеевич Бунин БУНИН Иван Алексеевич (), русский писатель, почетный академик Петербургской АН (1909). В 1920 эмигрировал.


Александр Блок (символист) Александр Блок. Портрет работы И. К. Пархоменко год.


Андрей Белый (символизм) БЕЛЫЙ Андрей (псевд. Бориса Николаевича Бугаева) (), русский писатель. Один из ведущих деятелей символизма. Для ранней поэзии характерны мистические мотивы, гротескное восприятие действительности («симфонии»), формальное экспериментаторство (сборник «Золото в лазури», 1904). В сборнике «Пепел» (1909) трагедия деревенской Руси. В романе «Петербург» (, переработанное издание в 1922) символизированное и сатирическое изображение российской государственности.


Николай Гумилёв и Анна Ахматова (акмеисты) Анна Ахматова и Николай Гумилев с маленьким сыном будущим знаменитым историком Л. Н. Гумилевым


Хлебников Велимир (футурист) ХЛЕБНИКОВ Велимир (наст. имя Виктор Владимирович) (), русский поэт, одна из ключевых фигур авангарда.


Владимир Маяковский МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович , русский поэт, один из ярчайших представителей авангардного искусства х годов.


Марина Цветаева ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна (), русская поэтесса. Дочь И. В. Цветаева. Романтический максимализм, мотивы одиночества, трагическая обреченность любви, неприятие повседневного бытия (сборники «Версты», 1921, «Ремесло», 1923, «После России», 1928; сатирическая поэма «Крысолов», 1925, «Поэма Конца», обе 1926).


Сергей Есенин (имажинист) ЕСЕНИН Сергей Александрович (), русский поэт. С первых сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В входил в группу имажинистов




Алексей Ремизов РЕМИЗОВ Алексей Михайлович (), русский писатель. Поиски архаичного стиля, ориентированного на литературу и устное слово допетровской Руси. Книга преданий, апокрифов («Лимонарь, сиречь: Луг духовный», 1907), романы «Пруд» (1908), «Слово о погибели Русской земли» (1918). В 1921 эмигрировал.


Марк Алданов АЛДАНОВ Марк Александрович (наст. фам. Ландау) , русский писатель; прозаик и эссеист; один из самых читаемых (и переводимых на иностранные языки) писателей первой русской эмиграции, который получил известность благодаря своим историческим романам, охватывающим события двух веков русской и европейской истории (с середины 18 века).


Максим Горький ГОРЬКИЙ Максим (наст. имя и фам. Алексей Максимович Пешков) (), русский писатель, публицист.


Михаил Шолохов ШОЛОХОВ Михаил Александрович (), русский писатель, академик АН СССР (1939), дважды Герой Социалистического,Тр уда (1967, 1980).


Николай Островский ОСТРОВСКИЙ Николай Алексеевич (), русский писатель. Участник Гражданской войны; был тяжело ранен. Слепой, прикованный к постели, Островский создал роман «Как закалялась сталь» (; некоторые главы не были пропущены цензурой) о становлении советской власти и героической жизни комсомольца Павла Корчагина (образ, в значительной мере определивший тип положительного героя литературы социалистического реализма). Роман «Рожденные бурей» (1936, не окончен).


Александр Твардовский ТВАРДОВСКИЙ Александр Трифонович (), русский поэт, главный редактор журнала «Новый мир» (,). Поэма «Василий Теркин» () яркое воплощение русского характера и общенародных чувств эпохи Великой Отечественной войны


Константин Симонов СИМОНОВ Константин (Кирилл) Михайлович (), русский писатель, общественный деятель, Герой Социалистического Труда (1974).




Евгений Шварц ШВАРЦ Евгений Львович (), русский драматург. Насыщенные остроактуальным социальным и политическим содержанием, едкой иронией пьесы-сказки по мотивам произведений Х. К. Андерсена «Голый король» (1934), «Тень» (1940); сатирические пьесы «Дракон» (1944), «Обыкновенное чудо» (1956); пьесы для детей, повести, сценарии.


Василий Шукшин ШУКШИН Василий Макарович (октября 1974), русский писатель, кинорежиссер, актер. Заслуженный деятель искусств России (1969). В рассказах (сборник «Сельские жители», 1963, «Там, вдали», 1968, «Характеры», 1973), романе «Любавины» (ч. 1-2,) и фильмах («Живет такой парень», 1964, «Печки- лавочки», 1972, «Калина красная», 1974




Русская литература ХХ века имеет трагическую историю. В 20 годы из России уехали и были изгнаны писатели (Бунин, Куприн, Шмелёв). Губительное воздействие цензуры: публичное гонение художников слова (Булгаков, Пильняк) С начала 30-х годов проявляется всё ярче тенденция приведения литературы к единому художественному методу – социалистическому реализму. В 30-е годы начался процесс физического уничтожения писателей: были расстреляны и погибли в лагерях Н.Клюев, О.Мандельштам, И.Бабель, И.Катаев, Б.Пильняк. Prezentacii.com

Великий русский писатель Максим Горький говорил, что "в литературе 19 века запечатлены великие порывы духа, умы и сердца истинных художников". Это нашло отражение в творчестве писателей 20 столетия. После революции 1905 года, Первой мировой и Гражданской войны мир будто начал распадаться. Наступила социальная дисгармония, и задачу вернуть все былое берет на себя литература. В России начала пробуждаться самостоятельна философская мысль, появлялись новые направления в искусстве, писатели и поэты 20 века переоценивали ценности и отказывались от старой морали.

Какая она, литература на рубеже веков?

На смену классицизму в искусстве пришел модернизм, который можно подразделить на несколько ветвей: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм. Продолжал процветать реализм, в котором изображался внутренний мир человека в соответствии с его социальным положением; социалистический реализм не допускал критики власти, поэтому писатели в своем творчестве старались не поднимать политические проблемы. За золотым веком последовал серебряный со своими новыми смелыми идеями и разнообразными темами. 20 века были написаны в соответствии с определенным течением и стилем: для Маяковского характерно написание лесенкой, для Хлебникова - его многочисленные окказионализмы, для Северянина - необычная рифма.

От футуризма до социалистического реализма

В символизме поэт сосредотачивает свое внимание на неком символе, намеке, поэтому смысл произведения может быть многозначным. Основными представителями были Зинаида Гиппиус, Александр Блок, Они находились в постоянных поисках вечных идеалов, при этом обращаясь к мистицизму. В 1910 году наступил кризис символизма - все идеи были уже разобраны, и читатель не находил ничего нового в стихотворениях.

В футуризме полностью отрицались старые традиции. В переводе термин означает "искусство будущего", писатели привлекали публику эпатажем, грубостью и четкостью. Стихотворения представителей этого течения - Владимира Маяковского и Осипа Мандельштама - отличаются оригинальной композицией и окказионализмами (авторскими словами).

Социалистический реализм своей задачей ставил воспитание трудящихся в духе социализма. Писатели изображали конкретную обстановку в обществе в революционном развитии. Из поэтов особенно выделялась Марина Цветаева, а из прозаиков - Максим Горький, Михаил Шолохов, Евгений Замятин.

От акмеизма до новокрестьянской лирики

Имажинизм возник в России в первые годы после революции. Несмотря на это, Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф не отражали в своем творчестве социально-политических идей. Представители этого направления утверждали, что стихотворения должны быть образными, поэтому они не скупились на метафоры, эпитеты и другие средства художественной выразительностью.

Представители новокрестьянской лирики обращались в своих произведениях к фольклорным традициям, восхищались деревенским бытом. Таковым был русский поэт 20 века Сергей Есенин. Его стихи - чистые и душевные, и автор описывал в них природу и простое человеческое счастье, обращаясь к традициям Александра Пушкина и Михаила Лермонтова. После революции 1917 года недолгий восторг сменился разочарованием.

Термин "акмеизм" в переводе означает "цветущая пора". Поэты 20 века Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осипа Мандельштам и в своем творчестве возвращались к прошлому России и приветствовали радостное любование жизнью, ясность помыслов, простоту и лаконичность. Они словно отступали от трудностей, плавно плыли по течению, уверяя, что непознаваемое нельзя познать.

Философская и психологическая насыщенность бунинской лирики

Иван Алексеевич был поэтом, живущим на стыке двух эпох, поэтому в его творчестве отразились некоторые переживания, связанные с наступлением нового времени, тем не менее, он продолжал пушкинскую традицию. В стихотворении "Вечер" он доносит до читателя мысль, что счастье заключается не в материальных ценностях, а в человеческом бытии: "Я вижу, слышу, счастлив - все во мне". В других произведениях лирический герой позволяет себе размышлять о быстротечности жизни, что становится поводом для грусти.

Бунин занимается писательской деятельностью в России и за границей, куда после революции отправляются многие поэты начала 20 века. В Париже он чувствует себя чужим - "у птицы есть гнездо, у зверя ест нора", а свой родной край он потерял. Свое спасение Бунин находит в таланте: в 1933 году он получает Нобелевскую премию, а в России его считают врагом народа, но не перестают печатать.

Чувственный лирик, поэт и скандалист

Сергей Есенин был имажинистом и не создавал новых терминов, а оживлял мертвые слова, заключая их в яркие поэтические образы. Со школьной скамьи он прославился озорником и пронес это качество через всю свою жизнь, был завсегдатаем кабаков, славился любовными похождениями. Тем не менее, он страстно любил родину: "Я буду воспевать всем существом поэта шестую часть земли с названьем кратким "Русь" - многие поэты 20 века разделяли его восхищение родным краем. Есенина раскрывает проблему человеческого существования. После 1917 года поэт разочаровывается в революции, поскольку вместо долгожданного рая жизнь стала похожей на ад.

Ночь, улица, фонарь, аптека…

Александр Блок - самый яркий русский поэт 20 века, который писал в направлении "символизм". Любопытно наблюдать, как из сборника в сборник происходит эволюция женского образа: из Прекрасной Дамы к пылкой Кармен. Если сначала он обожествляет предмет своей влюбленности, верно служит ему и не смеет опорочить, позже девушки кажутся ему более приземленными существами. Сквозь прекрасный мир романтизма он находит смысл, пройдя через жизненные трудности, откликается в своих стихах на события общественной важности. В поэме "Двенадцать" он доносит мысль, что революция - не конец света, и ее основной целью является разрушение старого и создание нового мира. Читатели запомнили Блока как автора стихотворения "Ночь, улица, фонарь, аптека…", в котором он задумывается о смысле жизни.

Две женщины-писательницы

Философы и поэты 20 века были преимущественно мужчинами, и их талант раскрывался благодаря так называемым музам. Женщины творили сами, под влиянием собственного настроения, и наиболее выдающимися поэтессами серебряного века были Анна Ахматова и Марина Цветаева. Первая была женой Николая Гумилева, и в их союзе родился известный историк Анна Ахматова не проявляла интерес к изысканным строфам - ее стихи невозможно было положить на музыку, встречались редко. Преобладание желтого и серого цвета в описании, беднота и неяркость предметов наводят на читателей тоску и позволяют раскрыть истинное настроение поэтессы, пережившей расстрел мужа.

Судьба Марины Цветаевой трагична. Она закончила жизнь самоубийством, а через два месяца после ее смерти был расстрелян ее муж Читателям она навсегда запомнилась маленькой светловолосой женщиной, связанной с природой кровными узами. Особенно часто в ее творчестве фигурирует ягода рябина, которая навсегда вошла в геральдику ее поэзии: "Красною кистью рябина зажглась. Падали листья. Я родилась".

Чем необычны стихи поэтов 19-20 веков?

В новом столетии мастера пера и слова утвердили новые формы и темы своих произведений. Актуальными оставались стихотворения-послания к другим поэтам или друзьям. Имажинист Вадим Шершеневич удивляет своим произведением "Тост". Он не расставляет в нем ни единого знака препинания, не оставляет промежутков между словами, однако его оригинальность заключается в другом: просматривая текст глазами из строки в строку, можно заметить, как выделяются среди прочих слов некоторые заглавные буквы, образующие послание: Валерию Брюсову от автора.

всемыкакбудтонароликах

сВалитьсялегконосейчас

мчАтьсяивеселОисколько

дамЛорнируютоТменнонас

нашгЕрБукрашенликёрами

имыдеРзкиедушАсьшипром

ищемЮгИюлявоВсёмформу

мчаСилоЮоткрыТоклиппер

знОйнознаемчтОвсеюноши

иВсепочтиговоРюбезусые

УтверждаяэточАшкупунша

пьёмсрадостьюзабрюсова

Творчество поэтов 20 века поражает своей оригинальностью. Владимир Маяковский тоже запомнился тем, что создал новую форму строфы - "лесенкой". Поэт писал стихи по любому поводу, но мало говорил о любви; его изучали как непревзойденного классика, печатали миллионами, публика полюбила его за эпатаж и новаторство.

На стыке XIX и XX веков Россия жила в ожидании грандиозных перемен. Особенно это ощущалось в поэзии. После творчества Чехова и Толстого было трудно творить в рамках реализма, так как уже были достигнуты вершины мастерства. Потому и началось отторжение привычных устоев и бурные поиски нового: новых форм, новых рифм, новых слов. Началась эпоха модернизма.

В истории русской поэзии модернизм представлен тремя основными течениями: символистами, акмеистами и футуристами.

Символисты стремились к изображению идеалов, насыщая свои строки символами и предчувствиями. Очень характерно смешение мистики и реалий, не случайно за основу было принято творчество М. Ю. Лермонтова. Акмеисты продолжили традиции русской классической поэзии XIX века, стремясь отобразить мир во всем его многообразии. Футуристы же, наоборот, отрицали все привычное, проводя смелые эксперименты с формой стихотворений, с рифмами и строфами.

После революции в моду вошли пролетарские поэты, излюбленной тематикой которых стали те изменения, которые происходили в обществе. А война породила целую плеяду талантливых поэтов, среди которых такие имена как А. Твардовский или К. Симонов.

Середина века ознаменовалась расцветом бардовской культуры. В историю русской поэзии навеки вписаны имена Б. Окуджавы, В. Высоцкого, Ю. Визбора. Вместе с тем продолжают развиваться традиции серебряного века. Одни поэты равняются на модернистов - Евг. Евтушенко, Б. Ахмадуллина, Р. Рождественский, другие наследуют традиции пейзажной лирики с глубоким погружением в философию - это Н. Рубцов, В. Смеляков.

Поэты "серебряного века" русской литературы

К. Д. Бальмонт. Творчество этого талантливого поэта на долгое время было предано забвению. Стране социализма не нужны были писатели, творящие вне рамок социалистического реализма. Вместе с тем Бальмонт оставил богатейшее творческое наследие, которое еще ждет пристального изучения. Критики назвали его "солнечным гением", так как все его стихотворения полны жизни, свободолюбия и искренности.

Избранные стихотворения:

И. А. Бунин — крупнейший поэт XX столетия, творящий в рамках реалистического искусства. Его творчество охватывает самые разные стороны русской жизни: поэт пишет о русской деревне и гримасах буржуазии, о природе родного края и о любви. Оказавшись в эмиграции, Бунин все больше склоняется в сторону поэзии философской, ставя в своей лирике глобальные вопросы мироздания.

Избранные стихотворения:

А.А. Блок - крупнейший поэт XX века, яркий представитель такого течения, как символизм. Отчаянный реформатор, он оставил в наследство будущим поэтам новую единицу стихотворного ритма — дольник.

Избранные стихотворения:

С.А. Есенин — один из самых ярких и самобытных поэтов XX столетия. Излюбленной темой его лирики была русская природа, а сам себя поэт называл "последним певцом русской деревни". Природа стала мерилом всего для поэта: любовь, жизнь, веру, силу, любые события - все пропускалось через призму природы.

Избранные стихотворения:

В.В. Маяковский — настоящая глыба литературы, поэт, оставивший огромное творческое наследие. Лирика Маяковского оказала огромное влияние на поэтов следующих поколений. Его смелые эксперименты с размерами стихотворной строки, рифмами, тональностью и формами стали эталоном для представителей русского модерна. Его стихи узнаваемы, а поэтическая лексика изобилует неологизмами. Вошел в историю русской поэзии как создатель собственного стиля.

Избранные стихотворения:

В.Я. Брюсов — еще один представитель символизма в русской поэзии. Много работал над словом, каждая его строка - точно выверенная математическая формула. Воспевал революцию, но большинство его стихотворений - урбанистические.

Избранные стихотворения:

Н.А.Заболоцкий — поклонник школы "космистов", которая приветствовала природу, преображенную руками человека. Отсюда столько эксцентричности, резкости и фантастичности в его лирике. Оценка его творчества всегда была неоднозначной. Одни отмечали его верность импрессионизму, другие говорили о чуждости поэта эпохе. Как бы то ни было, творчество поэта еще ждет подробного изучения истинными любителями изящной словесности.

Избранные стихотворения:

А.А. Ахматова — одна из первых представительниц истинно "женской" поэзии. Ее лирику можно смело назвать "пособием для мужчин о женщинах". Единственная русская поэтесса, получившая Нобелевскую премию по литературе.

Избранные стихотворения:

М.И. Цветаева — еще одна адептка женской лирической школы. Во многом продолжила традиции А. Ахматовой, но при этом всегда оставалась самобытной и узнаваемой. Многие стихотворения Цветаевой стали известными песнями.

Избранные стихотворения:

Б. Л. Пастернак известный поэт и переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе. В своей лирике поднимал актуальные темы: социализма, войны, положения человека в современном ему обществе. Одна из главных заслуг Пастернака в том, что он открыл миру своеобразие грузинской поэзии. Его переводы, искренний интерес и любовь к культуре Грузии - это огромный вклад в сокровищницу мировой культуры.

Избранные стихотворения:

А.Т. Твардовский. Неоднозначное толкование творчества этого поэта связано с тем, что долгое время Твардовский являлся "официальным лицом" советской поэзии. Но его творчество выбивается из жестких рамок "социалистического реализма". Также поэт создает целый цикл стихотворений о войне. А его сатира стала отправной точкой для развития сатирической поэзии.

Избранные стихотворения:

С началом 90-х годов русская поэзия переживает новый виток развития. Происходит смена идеалов, общество вновь начинает отрицать все старое. На уровне лирики это вылилось в появление новых литературных течений: постмодернизма, концептуализма и метареализма.

Пермские писатели и поэты 20 века

Члены союза писателей 1. Богомолов Виталий Анатольевич, 1948 2. Бойко Нина Павловна, 1950 3. Виниченко Владимир Васильевич, 1946 4. Востриков Федор Сергеевич, 1942 5. Володина Светлана Юрьевна, 1969 6. Возженников Валерий Леонидович, 1941 7. Вяткин Валерий Викторович, 1956 8. Гребенкин Александр Алексеевич, 1940 9. Гурин Иван Петрович, 1940 10. Гребнев Анатолий Григорьевич, 1941 11. Долгова Елена Владимировна, 24.04.1964 12. Захаров Игорь Николаевич, 1933 13. Зеленин Андрей Сергеевич, 1969 14. Кинев Николай Георгиевич, 1942 15.Иванов Алексей Викторович, 1969 16. Калашников Юрий Александрович, 1952 17. Киршин Владимир Александрович, 1955 18. Котельников Владимир Николаевич, 1953 19. Мальцев Алексей Васильевич, 1961 20. Марков Юрий Петрович, 1946 21. Ризов Дмитрий Гилелович, 1938 22.Смородинова Вера Николаевна, 1949 23. Соколовский Владимир Григорьевич, 1945 24. Соколова Татьяна Федоровна, 1952 25. Солодников Геннадий Николаевич, 1933 26. Старовойтов Александр Федорович, 1948 27. Трушников Сергей Васильевич, 7.11.1948 28. Телегина Валентина Федоровна,1945 29. Тюленев Игорь Николаевич, 1953 30. Христолюбова Ирина Петровна, 1938 31. Филенко Евгений Иванович, 1954 32. Фуфлыгин Александр Валерьевич,1971 33. Якушев Владимир Викторович, 1958 34. Белоусова Наталья Владимировна, 1970

Домовитов Николай Фёдорович 1918 - 1996 Родился в Петрограде. До войны закончил машиностроительный техникум, работал в редакции газеты Каспийского пароходства. В 1941 году ушёл на фронт. Был тяжело ранен. Награждён орденом Отечественной войны 2 степени и восемью медалями. В1943 был репрессирован. После десяти лет заключения в лагере отбывал пять лет поражения в правах на шахтах Донбасса. Работал проходчиком, монтажником, после реабилитации - снова в газетах. В 1961 году окончил заочно Литературный институт им. А.М. Горького в Москве. В 1969 году переехал в Пермь. Член Союза писателей с 1959 года. Лауреат областной премии им. А. Гайдара Имеет звание «Заслуженный работнкультуры » На 1996 год издано 26 сборников стихов и прозы.

1.Улица первой любви: лирика. – Донецк [ Сталино ]: Обл. изд-во, 1958. 2. Костёр на ветру: стихи. – Донецк: Донбасс, 1961 . 3. Преступление совершилось: повесть / худож. М. А. Бочаров. – Донецк: Донбасс, 1962. 4. Горькая рябина: роман. – Донецк: Донбасс, 1966. 5. Золотинка: лирика. – Киев: Рад. письменник, 1967. 6. Поздняя радуга: стихи и поэма [« Одолень -трава» / худож. Е. Нестеров]. – Пермь: Кн. изд-во, 1971. 7. Свешников родник: стихи . – Пермь: Кн. изд-во, 1974. 8. Зарничник: избранное. – Пермь: Кн. изд-во, 1978. 9. Незабудки на бруствере: стихи и поэмы. – Пермь: Кн. изд-во, 1981. 10. Миг, день, жизнь: стихи и поэмы. – М. : Современник, 1982. 11. Навстречу сердцу: стихи, поэма. – Пермь: Кн. изд-во, 1984 . 12. Листопад: стихи, поэмы. – Пермь: Кн. изд-во, 1988. – 227 с13. Доля: стихи. – Пермь: Перм. книга, 1993. 13. Зона. Сборники произведений

Мачеха Мы в детстве многого не знали.. Меня порой в разгар игры Соседки мачехой пугали: -Придет - все выдерет вихры! А сердобольные старушки, Всплакнув, качали головой, Совали в руки мне ватрушки И называли сиротой... Мне этот день забыть едва ли. Пришел отец: - Ну, Николай, Знакомься! Это - тетя Валя, Захочешь - мамой называй... Привыкший к маминой заботе, С испугом - будто бы в огонь - Я сунул в руку этой тете Свою немытую ладонь. А тете Вале предстояло Семейных множество забот: Она от пыли протирала Кровати, окна и комод. И переставила от стенки На место новое буфет Но не сняла она с простенка Печальной женщины портрет Протерла крашенную раму Кусочком старого сукна, Как будто знала мою маму Уже не год, не два она. А я ни ласке, ни заботе Не мог поверить до поры: Мне все казалось - эта тетя Сейчас мне вцепится в вихры. Молчал, насупившись упрямо. Смотрел на тетю, как зверек, И слова маленького "мама" Из сердце выдавить не мог. Но как-то раз, упав с березы, Лежал я в гипсе и бинтах.. И в первый раз увидел слезы На добрых тетиных глазах. Увидел в них и боль, и муку... Когда ушел от койки врач, Нашел я ласковую руку И молвил: -Мама, ты не плачь!.. Потом я бредил до рассвета, Казалось мне во тьме ночной, Что это мать, сойдя с портрета, Склонилась низко надо мной.

Олег Константинович Селянкин (1917-1995)

Родился 23 апреля 1917 г. в г. Тюмени. В 1941 г. окончил Высшее военно-инженерное училище имени М.В. Фрунзе в г. Ленинграде, служил в морской пехоте командиром разведывательной роты, участвовал в боевых действиях. В 1946 г. демобилизовался, работал преподавателем навигации в Молотовском речном училище и занимался литературным творчеством. В 1955 г. перешел работать в Молотовское книжное издательство редактором художественной литературы. В 1958 г. был принят в члены Союза писателей СССР. С 1966 г. являлся редактором литературно-драматического вещания Пермского комитета по радио и телевидению, с 1972 г. - ответственным секретарем Пермского областного отделения Союза писателей, затем членом правления Союза писателей РСФСР. В 1976 г. ему присвоено звание « Заслуженный работник культуры РСФСР». Награжден орденами Отечественной войны I степени, Красного Знамени, Знак Почета, Дружбы народов, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда », « За взятие Берлина». Умер 22 сентября 1995 г.

Родился в 1927 г. в г. Белом Смоленской области. В 1948 г. окончил историко-филологический факультет Пермского государственного университета. Работал инспектором Пермского областного отдела культуры, корреспондентом Пермского радиокомитета, зав. сельским клубом в Фокинском районе Пермской области, литсотрудником многотиражной газеты «Лесник Прикамья », областной газеты «Молодая гвардия». В 1951 г. вышел первый сборник стихов «Добрый путь», изданный Пермским книжным издательством. Затем издавались сборники стихов «Разговор о счастье» (Пермь, 1955), «Просека к солнцу» (Пермь, 1958), «Под звездами» (Пермь, 1964) и многие другие. Известен также как переводчик с коми-пермяцкого языка. Член Союза писателей СССР с 1959 г. В 1977 г. награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР, в 1986 г. удостоен звания «Заслуженный работник культуры РСФСР», в 1987 г. награжден орденом «Дружбы народов». Умер 7 июня 1987 г. Владимир Ильич Радкевич (1927-1987)

1964 Сборники стихов 1968

1984 Сборники стихов

Кама Не безответною и сонною, - Не просто мимо протекала – Она хозяйкою законною В твою судьбу, Урал, вошла. Той работящею молодкою, Кем держится в достатке дом, Кто может злою быть и кроткою, А все же ставит на своем. Но лишь с делами поуправится И улыбнется между дел, Ты так и ахнешь: - Ведь красавица! Ну как ее не разглядел?.. И Кама мне, уральцу, помнится Не в блеске гроз, не в хрусте льдов, А тихою рекою-скромницей В огнях бессонных городов. С верхов, лесными захолустьями Бежит, начав нелегкий труд. Таежные речушки устьями К ней, как устами, припадут. Блестит на отмелях и камушках, Но все раздольнее река, И вот она уж – Кама-Камушка, Щедра, душою широка! Сбежались к ней по обе стороны Поля у каждого села. Не бойтесь: всем достанет поровну Её сердечного тепла! Плоты несла, в турбины падала, Сначала поработав всласть, И, брызгами осыпав палубы, Бушуя, в море разлилась… И вновь течет река-красавица, Вздымая грузные суда, Туда, Где с Волгою братается Её гудящая вода.

Гребенкин Александр Алексеевич 1940 г.р. Родился в деревне Верхняя Талица Удмуртской АССР. В 1961 году закончил Пермское речное училище, а в 1967 году Пермский политехнический институт по специальности "Авиадвигатели ". С 1967 по 1991 год А. Гребенкин работал на Пермском заводе "Машиностроитель" и заводе им. В.И. Ленина,где прошел трудовой путь от мастера до заместителя начальника отдела. За плодотворную и добросовестную работу Александр Алексеевич в 1989 году был награжден медалью "Ветеран труда". С 1991 года он возглавляет Бюро пропаганды художественной литературы Пермской областной писательской организации. В 1985 году А.А. Гребенкин был принят в члены Союза писателей СССР. Стихи А.А. Гребенкина публиковались в журналах "Урал", "Молот", "Подъем", "Крестьянка", "Молодая Гвардия", "Огонек", "Наш современник", "Смена", "Дружба народов", "Москва", в коллективных сборниках "Молодой человек", "Деревенская новь", "Рабочее Прикамье " и поэтическом ежегоднике издательства "Молодая Гвардия".

1. Живая вода: Стихи. - Пермь: Кн. изд-во, 1979. - 40 с. 2. Зеленое солнце: Стихи. - М.: Современник, 1981. - 96 с. 3. Глубокий след: Стихи. - Пермь: Кн. изд-во, 1982. - 88 с. 4. Материнская песня: Стихи. - М.: Мол. гвардия, 1983. - 32 с. 5. Светлый круг: Стихотворения / Худож. О. Коровин. - Пермь: Кн. изд-во, 1990. - 205 с.: ил. 6. Распятая Россия: Стихи. - Пермь: Б. и., 1993. - 155 с. 7. Вериги: Стихи. - Пермь: Б. и., 1994. - 212 с. 8. Земная сказка: Стихи / Худож. Н. Горбунов. - Пермь: АО "Звезда", 1995. - 63 с.: ил. 9. Явило ожидание тебя!: Стихи. - Пермь: АО "Звезда", 1996. - 183 с. 10. Живая музыка капели: Стихи. - Пермь: Б. и., 1998. - 328 с.: ил. 11. Живая азбука: Стихи для детей. - Пермь: Звезда, 2000. - 68 с.: ил. 12. Сердце матери: Стихи. - Пермь: Б. и., 2001. - 112 с.: ил. род. 14.06.1940, д. Верхняя Талица, Удмуртия. 1940 13. Признание в любви: Песни. - Пермь, 2002. - 60 с. 14. Бумажный кораблик: Стихи для детей. - 2003. - 40 с, ил. 15. Российская Голгофа: Стихи. - Пермь, 2003. - 224 с. Сборники

Гребнев Анатолий Григорьевич 1941 г.р. Более десятка песен на стихи Гребнева написано Г.Заволокиным, вятскими и пермскими композиторами А.Трухиным, В.Салмаковым и др. Гребнев - не только мастер и почитатель частушки, но и заботливый собиратель и хранитель. В 1992 в Перми выходит сборник «Ты играй, гармонь моя! Прикамская частушка», составителем которой был Гребнев.

Родился в с. Чистополье Котельничского р-на Кировской области. После сельской десятилетки Гребнев закончил Пермский медицинский институт (1959-65). Работал в сельской больнице Кировской обл., продолжает работать врачом в Перми. Заочно окончил Литературный институт им. М.Горького (1970-76). С 1978 - член Союза Писателей России. В 1972 выходит первый сборник Гребнева «Приволье», в который вошли поэма «Бессмертник» и стихи о детстве и родном Чистополье, о доме и матери, о погибшем отце, о родной природе. «Родословная » (1977); «Зеленый колокол» (1978); «Вечно живой»(1980); Задевая за листья и звезды (1984); Круговорот (1980); Береза. Иволга. Звезда. (1985); Черемуховый холод (1988); Чистополье(1988); Возвращение (1991); Храм (1991); Колокольчика вятского эхо (1995); Родины свет (2001); Берег родины (2003).

Если спичек не было - не редко - Сам-то от горшка один вершок, Нес я на растопку от соседки С углями горячими горшок. Мать меня похвалит: «Вот и баско! Вот и паша печка оживет.» - Поделись, Антоновна, закваской! - Забежит соседка в свой черед. ...На послевоенном перевале Жили мы, расчетов не вели. Миром все беду отбедовали, Горе, как могли, перемогли. Может, испытание достатком, Дачи да машины-гаражи, Доброту погубят без остатка? Эй, сосед, что думаешь, скажи! Будем жить по-божески, как дети! Совесть пусть останется чиста. Пусть в душе, Как угли те В загнете, Никогда не гаснет доброта! ДОБРОТА

После школы окончил Пермский авиационный техникум имени А. Д. Швецова. Служил в Советской Армии. После увольнения в запас работал на заводе имени В. И. Ленина слесарем-сборщиком, мастером. Был литературным сотрудником газеты "Мотовилихинский рабочий". Несколько лет вел литературное объединение при заводской многотиражке на заводе имени Я. М. Свердлова (ныне "Моторостроитель"). Несколько лет трудился корреспондентом областной газеты "Звезда", вел литературный клуб "Лукоморье". Первые стихи опубликованы в 1961 г. Член Союза писателей с 1978 г. Михаил Романович Смородинов (1943-2006)

Армия - юность моя: Очерк. – Пермь,1968 . Пять утра: Стихи. – Пермь, 1973. Зарубки: Стихи. - М.: Мол. гвардия, 1976 . День последнего листа: Стихи. - Пермь, 1977. Отлично!: Очерки. - Пермь 1978. Лирика: Стихи. - Пермь: Кн. изд-во, 1980. Убереги живую душу: Стихи. - М.: Современник, 1981. Письма любви: Стихи. - Пермь, 1983. Второе дыхание - Пермь, 1985. Погода на завтра. - Пермь, 1987. Право на риск: Очерки. - Пермь, 1987. Река в океане: Стихи. – Пермь, 1989. Ведьмина метла: Лирика. - Пермь, 1993. На закате века: Лирика. – Пермь, 1998. Ведьмина метла -2: Лирика. - Пермь, 2003 . Сборники стихов

Ну чего ты воешь, ветер, возле сердца моего? У меня на белом свете тоже нету никого. Спят в земле мои сестрицы много зим и много лет. Рад бы маме повиниться, но давно и мамы нет. А любовь? Ну что ж, послушай! Я теперь уже не тот, что лечил любовью душу. Зверь любви мне душу рвет. Он свиреп и беспощаден в мрачных зарослях страстей, и на сердце столько ссадин от невидимых когтей. Вот и ноет ретивое... Слушай, ветер горевой, стань мне братом: будем двое вольных столь, хоть волком вой. Ветер

Горланова Нина Викторовна 1947 г.р. Горланова Нина Викторовна родилась 23 ноября 1947 года в деревне Верх-Юг Пермской области. Закончила филологический факультет Пермского университета в 1970 году. Работала на кафедре языкознания в университете, библиотекарем в школе, учителем рисования в детском доме. Публикуется с 1980 года (журнал "Урал"). Автор 6 книг. Публикуется в центральных журналах: "Новый мир", "Знамя", "Октябрь", "Континент". В соавторстве с мужем Вячеславом Букуром написала "Роман воспитания", который вошел в шортлист премии Букера 1996 года. Имеет премии журналов "Знамя" и "Новый мир". Замужем, 4 детей. 1. Радуга каждый день. Пермское книжное издательство, П, 1987 . 2. Родные люди. Москва. "Молодая гвардия", М, 1990 . 3. Вся Пермь. "Юрятин", П, 1996 . 4. Любовь в резиновых перчатках. " Лимбус ", Спб, 1999 . 5 . Дом со всеми неудобствами. "Вагриус", М, 2000 . 6. Подсолнухи на балконе. "У-фактория", Екб, 2002.

Нина Горланова и Вячеслав Букур

Букур Вячеслав Иванович 1952 г.р. Родился в 1952 в Губахе Пермской области, прозаик, писатель-фантаст. Член Союза российских писателей (1991). Окончил среднюю школу в д. Киевке (Казахстан). Поступил в Карагандинский мединститут (не окончил). В 1974 приехал в Пермь. Поступил на филфак ПГУ, окончил в 1980-м. Публиковаться начал с 1977-го. Участник Всесоюзного совещания писателей-фантастов и приключенцев (Свердловск, 1978). Работал редактором отдела художественной литературы Пермского книжного издательства, грузчиком, сторожем, методистом в военном училище, учителем иврита. Публикации в газете “Молодая гвардия”, в сборниках“Молодой человек”, “Литературное Прикамье ”, “Поиск-81”, в журналах “Урал”, “Новый мир”, “Континент”, “Октябрь”, “Звезда”. Автор (в соавторстве с Н. Горлановой) романа “Роман воспитания” (“НМ” 1995, №8-9, шорт-лист Букеровской премии 1996 г.), повестей “Лидия”, “Тургенев, сын Ахматовой”, “Учитель иврита” и др. Рассказ “Он меня отремонтировал” опубликован в журнале “Советская литература за рубежом” на испанском, английском, немецком и польском языках. Лауреат областной премии в области культуры (1996). Живет в Перми. Муж Н. Горлановой.

Киршин Владимир Александрович 1955 г.р. Родился в 1955 году в городе Веймар, ГДР. С 1958-го живет в Перми. Окончил Пермский политехнический институт (1981). Член Союза писателей (1992). Лауреат областной премии в сфере культуры и искусства (2001). Дипломант журналистского конкурса им. Аркадия Гайдара (2006, 2007). Участвовал в коллективных сборниках “Литературное Прикамье –87”, “Истоки” (Москва, 1990), “Пульс–90” (Пермь), “Поиск –92” (Пермь), “Третья Пермь” (2001), “Литературная Пермь” (2003-2011). Печатался в журналах: “Литературная учеба” (Москва), “Белый лист” (Уфа), “Несовременные записки” (Челябинск), "Уральская новь" (Челябинск), «Флорида» (США), “Пресс-Центр” (Пермь), «Шпиль», «Вещь» и др. Сотрудничает с газетами, интернет-изданиями.

Тематика его многочисленных публикаций широка, стилистика многообразна: художественные, публицистические, имиджевые очерки, портреты деятелей культуры и искусства, политиков и бизнесменов, видеопортреты писателей, документальное кино и WEB-дизайн. Сектор внимания - практически круговой: образование, медицина, строительство, информационные технологии, проблемы правосознания, жизнь национальностей и т.д.

Майя: Фуга для струнного акцентуанта и выдающейся крокер -группы "Комиссия мысленного участия" / Литературное Прикамье. - Пермь: Кн.изд -во, 1990. Ничья: Повесть. Рассказы. - Пермь: Кн.изд -во, 1991. Солдат на болоте: Сказка для больших и маленьких с одним началом и восемью концами. - Пермь: Издательство "Пресс-центр", 1997 . Дед Пихто: Цикл прозы. - Пермь: Издательство 2000. Рец: Ризов Д. Душа полна и сном, и явью... // Звезда. - 2000 . Рец: Абашева М., Букур Вяч. Месторождение по имени Киршин // Пресс-центр. - 2000. - №7. Солдат на болоте: Сказка для больших и маленьких с одним началом и восемью концами. - Пермь: Издательство "Пермская книга", 2001 . Частная жизнь: Очерки частной жизни пермяков, 1955-2001. - Пермь: Издатель И.Максарова, 2003. Рец: Баталина Ю. Назло всем идеологиям // Новый компаньон. - 2004. - 3 февраля. Рец: Гашева К. "Жизнь приватна. Такой сюжет" // Деловое Прикамье. - 2004. - 3 фев. Рец.: Дрожащих В. В жанре частной жизни // Профсоюзный курьер. - 2004. - 5 фев. Рец: Копейщиков П. Вопреки Гераклиту // Новый компаньон. - 2004. - 3 фев. Рец: Зайцева Е. Все на сдачу ГТО! // Пермские новости. - 2004. - 13 фев. Рец: Раков В. Частная жизнь как она есть и как ее нет // Университет. – 2004. Водопроводная сага: Сборник очерков о работниках системы водоснабжения и канализации г. Перми. – Агентство «Стиль МГ», 2006. – 192 с. (45 очерков – публикации газеты «НОВОГОР»). Художник Д.Кононов. Дюймовочка: Рассказ. - Пермь, ООО "ДПС", 2007, 2014. - 40 с. Художник Н. Кацпаржак. Частная жизнь: Очерки частной жизни пермяков, 1955-2001. - Пермь: Продюсерский центр "Июль-медиа", 2009. Проект "Пермь как текст" А. Иванова. Предисловие В. Ракова. Гарибальди Весельчак: Рассказ. – Пермь, Изд. «Дар», 2010. – 36 с. Художник О.Давыдычева. Хочу быть взрослым: Рассказ. – Пермь, ООО «Политрук», 2012. – 72 с. Художники: Марина Хакимова, Мария Кривощёкова, Наталья Макарихина, Анна Марамыгина. Кваквабус, или Страшные приключения детей на Чусовском водозаборе: Рассказ. – Пермь, « UICG », 2014. – 80 с. По заказу ООО «НОВОГОР- Прикамье ». Художник Артём Кутергин. Основные издания

Игорь Тюленев Игорь Тюленев родился в посёлке Новоильинск Пермской области. Автор 17 сборников стихов и более ста публикаций во всесоюзных альманахах, сборниках, литературно-художественных журналах. Многие сборники стихов и поэтические публикации Игоря Тюленева отмечены литературными премиями и победами во всесоюзных и всероссийских поэтических конкурсах. В том числе он является лауреатом Всесоюзного конкурса имени Николая Островского и Всероссийской литературной премии "Традиция". Игорь Тюленев учился в литературном институте - творческий семинар Юрия Кузнецова. Книги поэта выставлялись на 25 Парижском книжном салоне во Франции (2005), на ХIII Международной книжной ярмарке в Пекине (2006)а также в Женеве и Москве (2004),(2005). Член СП России. Живёт в Перми.

Лесной посёлок. В окнах Кама. И у завалинки втроём – Отец с сестрёнкой, рядом мама, А я сбежал за окоём. Вернуться в круг былой стараюсь, Скользя по жизненному льду... И всё же, сколько ни пытаюсь, В тот объектив не попаду. ФОТОГРАФИЯ

Ребята, был ли я в Париже? Конечно, был! Вопрос смешон. Там были "меченый" и "рыжий", Прорабы бездны с кодлой жен. Тебя таможенник встречает, Когда садится самолёт. Он за себя не отвечает, Шмонает прибывший народ. Кого-то просит снять фуражку, Кого-то брюки и трусы. Дочь буржуина хвать за ляжку В чулках невиданной красы. Неужто к стрингам прицепила Ракету от системы "Град"? Что взять с меня? - Топор да вилы, Что я заныкал в полисад. Когда-то здесь стоял Есенин, Спускал, как свору псов, слова. Март. Настроение весеннее, И ты податлив, как трава... Таможня паспорт возвращает, Но негр вам честь не отдаёт. И вот Париж тебя глотает, Открыв огромный женский рот.

Наталья Сова 1970 г.р. Под именем Наталия Сова пишет Наталия Владимировна Белоусова. Родилась в 1970 году в Перми. Окончила Пермский институт культуры и искусства и Высшие литературные курсы в Москве. Работает преподавателем музыки, концентирующий музыкант. Печаталась в журналах «Фантом» (2001), «Лавка фантастики» (2002) и в сборнике «Новые писатели» (2003). Автор книг «Королевская книга» (М, 2005), «Счастливые» (Пермь, 2009)

Здесь, на краю земли Жанр: Фэнтези Аннотация: XtraVert писал(а):Каждая постройка должна быть поставлена там, где ее задумал Господь Бог. Замкам, крепостям и храмам отведены особенные места на земле. И есть мастера, предназначение которых находить такие места, и помогать строить по всем правилам…

Королевская книга Жанр: Социально-психологическая фантастика Аннотация: Великое Заклятье, поразившее древнюю страну, напрямую связано с жизнью молодой современной женщины и ее загадочного друга. Оказывается, поступки каждого человека отзываются эхом во множестве миров, о существовании которых он и не подозревает. Книга рассказывает о чудесном и обыденном, королевских войнах и кухонных спорах, о любви и предательстве…

Жанр: Фэнтези Аннотация: Окна на постоялом дворе близ Флангера были открыты настежь и источали тусклый свет. Внутри стоял чад, в душной желтой мгле шло веселье - некий странник угощал ужином и вином всех без разбору - проезжих горожан, купцов, бродячих ремесленников и нищенствующих монахов. Все давно были пьяны, вопили кто во что горазд, кто-то пытался плясать, кто-то, по-братски обнимая соседа, рассказывал о скорбной жизни своей. Виновник нежданного праздника - хрупкий, улыбчивый молодой человек в новом, очень добротном дорожном одеянии - сидел у окна, поглаживал пламя свечи, попуская его между пальцами, и с интересом следил за происходящим… Оэл -менестрель

Литературный псевдоним Муксиновой (Стерляговой) Светланы Евгеньевны, родившейся в г.Чердынь Пермской области 17 декабря 1983 г. в семье инженеров-геофизиков. В 2001 г. она закончила гуманитарный класс школы № 93 г.Перми, в 2006 Пермский государственный педагогический университет (факультет физической культуры). В 2007 получила второе высшее образование, закончив Пермский государственный университет (экономический факультет). Закончила Детско-юношескую спортивную школу олимпийского резерва № 1 г.Перми. Мастер спорта по легкой атлетике, неоднократный чемпион г.Перми и Пермской области по бегу, по бегу с барьерами. Литературную деятельность начала в 1998 г. в газете «Молодежная часть света» (г. Пермь). Затем сотрудничала с редакциями газет «Пермские новости» (г.Пермь), «АиФ- Прикамье » (г.Пермь), «Почто-РИНГ» (г.Пермь). В 2000 г. заняла 2 место в конкурсе юмористического рассказа, проведенном пермской газетой «Почто-РИНГ». С 2000 г. сотрудничает с редакцией журнала «Уральский следопыт» (г.Екатеринбург). В «УС» опубликованы около десяти рассказов Светлана Эст 1983 г.р.