Сценарий литературной гостиной "стихи о войне". Сценарий литературно-музыкальной гостиной о творчестве Роберта Рождественского методическая разработка (11 класс) на тему Послевоенные поэты о войне сценарии


Стихи , рожденные войной... сценарий - литературно-музыкальный вечер для учащихся 11-х классов Цели и задачи: На более высоком уровне восстановить ранее полученные знания и углубить их; пробудить интерес к личности и творчеству поэтов-фронтовиков Симонова, Твардовского, Самойлова, Гудзенко и др.; расширить представления о значении и роли поэзии времен Великой Отечественной войны в духовной жизни современников, культурном наследии прошлого; развивать творческие способности школьников и стремление к самостоятельной творческой деятельности; воспитывать уважительное отношение к историческому наследию нашей страны.

Оформление помещения :

С одной стороны сцены (впереди) стоит открывающийся большой поэтический сборник "Стихи , рожденные войной...". Обложка сборника оформлена в соответствии с требованиями к оформлению (название, рисунок, общий фон и т.д.). Внутри сборника - портреты поэтов-фронтовиков А.Твардовского, К.Симонова, С.Гудзенко, С.Орлова, С.Щипачева, Б.Слуцкого,

Б. Окуджавы, Д.Самойлова и других с кратким обзором их творчества и текстами их стихотворений.

Березовая аллея уходит в глубь сцены. Одна сторона ее - из зеленых берез, другая - из обгоревших. Аллея упирается в огромную красную звезду, которая поделена на две части.

Часть звезды со стороны зеленых берез - красная. Над ней изображены салют, голубые облака, солнце. Часть звезды со стороны обгоревших берез оплавлена.

Над ней - огненные облака, дым от взрывов и свет от прожекторов.

С другой стороны сцены - блиндаж с натянутой маскировочной сеткой. Внутри него стоят самодельные табуретки и стол. Впереди блиндажа сделан небольшой костер.

Аппаратура (телевизор и видеомагнитофон с кассетой видеоряда фрагментов фильма "Трудные дороги войны") стоит впереди сцены.

Аудиомагнитофон с кассетой, на которой подборка песен о Великой Отечественной войне, стоит за кулисами.

Музыкальное оформление :

1. Музыка песни Л.Гурова "Тишина" (Соловьи, не пойте больше...).

2. Музыка песни А.Александрова "Священная война".

3. Музыка песни В.Баснера "На безымянной высоте".

4. Музыка песни Б.Окуджавы "До свидания, мальчики".

5. Музыка песни В.Соловьева-Седого "Где же вы теперь, друзья - однополчане"?

6. Музыка песни М.Блантера "Враги сожгли родную хату".

7. Музыка песни М.Блантера "В лесу прифронтовом".

8. Музыка песни Ю.Лозы "Мать пишет".

9. Музыка песни Н.Богословского "Темная ночь".

10. Музыка песни А.Новикова "Смуглянка".

11. Музыка песни В.Харитонова "День Победы".

12. Музыка песни Б.Окуджавы "Нам нужна одна Победа".

Участники :

1. Учащиеся 11-х классов разделились во время подготовки на две группы (по желанию и способностям):

Первая группа - "Лира". Это чтецы и ведущие.

Вторая - "Зеленая лампа". Ученики, участвующие в хореографических постановках.

2. Приглашенные гости - учащиеся школьной вокальной студии "Солист".

Организация вечера :

1. Оформление сцены актового зала. При оформлении используется все то, что сделано в подготовительный период.

2. На сцене готовятся ведущие (ученик и ученица) и чтецы группы "Лира", артисты (солдаты, солдатки, медсестра и др.) группы "Зеленая лампа" и певцы - приглашенные учащиеся студии "Солист".

3. В зале на стульях, расставленных полукругом, сидят одиннадцатиклассники, педагоги школы, родители, администрация.

Проведение вечера

(Выходят ведущие из-за красной звезды и останавливаются посередине сцены. Звучит песня Л.Гурова "Тишина").

Ведущая : Значит, уже о нашем времени написал поэт Сергей Орлов:

Когда это будет, не знаю.

В тени белоствольных берез

Победу Девятого мая

Отпразднуют люди без слез...

Подымут победные марши

Армейские трубы страны,

И выедет к армии маршал,

Не видевший этой войны...

Ведущий : Да, время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа.

(Ведущие подходят к поэтическому сборнику "Стихи , рожденные войной...").

Книги выступают как хранители памяти поколений. Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, и свыше четырехсот не вернулись домой. По горячим следам войны создавали они, надевшие военную форму, свои произведения. Это Константин Симонов, Александр Твардовский, Семен Гудзенко и многие, многие другие... Поэзия фронтового поколения стала одним из самых ярких и значительных литературных явлений.

Но это было уже после Победы...

Ведущая : Перед нами поэтический сборник "Стихи, рожденные войной...". Перелистаем же с вами его героические страницы...

(Ведущие открывают поэтический сборник. Основной свет гаснет. Освещается только часть сцены с поэтическим сборником. Слышится звук метронома, отсчитывающего последние секунды мирного времени.

Звучит музыка песни А.Александрова "Священная война", на фоне которой Ю.Левитан (в записи) говорит за кадром).

Ю.Левитан: ...Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали пограничные части на фронте от Балтийского до Черного моря...

(На экране - фрагменты видеофильма "Трудные дороги войны" - 3 минуты. Зажигается свет. В блиндаже разворачивается хореографическая сценка "Минуты отдыха".

Возле блиндажа сидят бойцы. Первый боец пишет письмо, второй играет на гитаре, третий читает "Боевой листок"... За кадром звуки выстрелов, взрывы...).

Первый боец пишет письмо :

Ты прости, что письмо, торопясь,

Отрываясь, небрежно

Я пишу, как мальчишка, -

И как штурман - журнал...

Вот опять начинается...

Слышишь, во мраке кромешном

С третьей скоростью мчится

Огнем начиненный металл?

Третий боец обращается в зал :

Ты не знаешь, мой друг,

Что такое война...

Это вовсе не дымное поле

Сражений,

Это даже не смерть и отвага. Она

В каждой капле находит свое

Отраженье.

Это изо дня в день лишь

Блиндажный песок

Да слепящие вспышки ночного

Обстрела,

Это боль головная, что ломит

Это юность моя, что в окопах

Истлела.

(Второй боец (приглашенный гость) исполняет под гитару песню "Нас не нужно жалеть". Слова С.Гудзенко, музыка В.Высоцкого).

(Свет гаснет. Освещается только поэтический сборник. Ведущие выходят со стороны красной звезды, останавливаются у сборника и говорят на фоне музыки песни В.Соловьева-Седого "Где же вы теперь, друзья-однополчане?")

Ведущий : В первые дни и месяцы войны, а также летом 1942 года фронтовая обстановка складывалась не в нашу пользу. Врагу оставались города и села. В таких условиях, как никогда, возрастала роль поэтического слова, вселявшего уверенность в победе. "Я прошел по той войне, а она прошла по мне", - говорит поэт фронтового поколе?ия Давид Самуилович Кауфман, литературный псевдоним которого Давид Самойлов.

Он прошел войну в пехоте бравым и веселым пулеметчиком.

Ведущая : Война в стихах Самойлова - это невероятная масштабность целого и рельефная четкость частного, бытовая и крылатая романтика. Поэзия его только начинается войной, только отталкивается от нее, уходя в далекие просторы и высоты... Со своей ротой Самойлов воевал до победного конца, освобождал Польшу, участвовал в боях за Вислу в январе 1945 года и победу встретил в Берлине... Возможно, вы задавали себе вопрос - как становятся поэтами?

Вчитываясь в строки стихотворений Самойлова, понимаешь, что поэтами рождаются.

(Свет зажигается. Чтец в солдатской одежде выходит со стороны опаленной звезды и идет вперед, читая стихотворение "Сороковые" Д.Самойлова на фоне звуков выстрелов и взрывов).

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку...

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звездочка не уставная,

А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,

Худой, веселый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые.

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

(Гость (ученица студии "Солист") исполняет песню "До свидания, мальчики". Музыка и слова Б.Окуджавы. Хореографическая сценка песни "До свидания, мальчики". Выходят со стороны зеленых берез три девушки в белых платьях.

Со стороны обгоревших берез - три солдата).

(Свет гаснет. Освещается часть сцены со сборником. Ведущие стоят у книги и показывают литературный материал о С.Гудзенко).

Ведущий : У каждого поэта-фронтовика свое восприятие действительности. У каждого свои стихи - страстные, искренние, а потому и живучие. Семен Гудзенко знал, каково подняться из окопа, каково слышать постылый свист пуль.

Он достойно, по-мужски смотрел в глаза смерти, хотя знал, что жизнь может оборваться в любую минуту.

Ведущая : Все написанное Гудзенко в ту пору представляет собой лирический дневник молодого солдата Великой Отечественной. Поэт пишет о том, что видел, что пережил сам, о "ледяной стуже" и "пламени пожаров", об "окопном терпении" и "слепой ярости" атак.

(Зажигается свет. Звучит музыка песни В.Баснера "На безымянной высоте". Хореографическая сценка "В медчасти".

В блиндаже сидят боец и медсестра, которая перевязывает ему рану. Боец на фоне музыки читает стихотворение "Первая смерть" С.Гудзенко, как бы разговаривая с ней).

Ведущий : О многом писали поэты в годы войны. Михаил Васильевич Исаковский - автор знаменитых песен "Катюша", "Огонек", "В лесу прифронтовом" - ровесник века, поэт народный, естественный. Не случайно десятки его стихотворений стали удивительными песнями, растворившимися в памяти народа.

Разные наблюдения, детали, факты входили в лирику Исаковского. Но за всем этим вставал главный герой, творец победы - солдат.

(Подходит к книге и показывает литературный материал о М.Исаковском).

Ведущая : Простой солдат пережил не только горе, но и разочарование судьбой, ощущение ее несправедливости и его собственных напрасных усилий. И здесь уместно вспомнить песню на стихи Михаила Исаковского "Враги сожгли родную хату", в которой говорится не о всеобщей беде, а о беде каждого отдельного человека.

(Свет зажигается. Выходит ученик - гость студии "Солист" - в солдатской одежде и исполняет песню на стихи М.Исаковского, муз. М.Блантера "Враги сожгли родную хату".

Хореографическая инсценировка песни. Выходит солдат в шинели, с рюкзаком, винтовкой).

(Свет гаснет. Освещается часть сцены со сборником. Ведущие идут со стороны зеленых берез. В книге показывают материал о К.Симонове).

Ведущий : Константин Симонов еще до сорок первого года внес в литературу некое предощущение войны, обратившись к теме мужества, героизма, человеческой причастности к событиям эпохи. В дни войны стихи Симонова стали для всей страны учебниками любви, верности, ненависти к врагу. Фронтовые песни на его стихи звучали не только на передовой, но и в тылу, объединяя страну в единый фронт.

Ведущая : Любовная лирика неожиданно заняла тогда в поэзии важное место, стала пользоваться необычайной популярностью. Стихотворения Симонова строились на доверительном обращении к очень близкому человеку - жене, любимой, другу или на задушевном разговоре с хорошо понимающим тебя собеседником. В них мы не находим патетики, потому что она в таких произведениях неуместна, невозможна, фальшива...

Ведущий : Когда речь заходит о лучших лирических произведениях поэзии военных лет, мы, не задумываясь, называем "Землянку" Алексея Суркова и "Жди меня" Константина Симонова. Твардовский, строгий и даже придирчивый ценитель поэзии, сказал, что "именно эти стихи о самом главном, именно они являют собой "души откровенный дневник".

(Загорается свет. Звучит музыка песни Н.Богословского "Темная ночь". Освещается часть сцены у блиндажа. Сидят солдаты и солдатки около костра и тихо разговаривают.

Один боец отходит от блиндажа и начинает читать стихотворение К.Симонова "Жди меня" на фоне тихой музыки).

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди.

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино на помин

Жди и выпить заодно с ними

Не спеши.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет : "Повезло!"

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

(Гость - ученик студии "Солист" - исполняет песню "В лесу прифронтовом". Слова М.Исаковского, музыка М.Блантера. Хореографическая сценка "Военный вальс".

Солдаты и солдатки танцуют вальс).

(Свет гаснет. Музыка продолжает звучать тихо. Освещается часть сцены с книгой, в центре которой стоят ведущие и говорят на фоне музыки).

Ведущий : Немало незабываемых строчек было создано в дни Великой Отечественной войны. В этом могучем хоре у автора поэмы "Василий Теркин" Александра Твардовского есть свой неповторимый голос. Твардовский умел вглядываться в человека, видеть его суть, замечать самое главное. Поэтому и удалось поэту почувствовать и передать в образе Василия Теркина дух истинно народного героя, подлинные его черты.

Это величайшая заслуга поэта перед отечественной литературой.

(Ведущая показывает материал о Твардовском в сборнике).

Ведущая : Путь к вершинам литературы Александр Трифонович Твардовский прошел тягчайшими дорогами войны, поднимаясь к постижению эпического характера народного героя. Такой труд оказался поэту по плечу только благодаря жизненному и воинскому опыту, благодаря силе таланта. Поэтому Василий Теркин и дорог всем солдатам, кто перенес тяготы войны и не утратил неиссякаемого оптимизма и веры в Победу.

(Свет зажигается. Выходят два солдата со стороны обгоревших берез и читают отрывки из поэмы "Василий Теркин" на фоне музыки песни А.Новикова "Смуглянка").

Первый солдат :

С первых дней годины горькой,

В тяжкий час земли родной,

Не шутя, Василий Теркин,

Подружились мы с тобой.

Я забыть того не вправе,

Чем твоей обязан славе,

Чем и где помог ты мне.

Делу время, час забаве,

Дорог Теркин на войне.

Второй солдат (образ Василия Теркина):

Шли бойцы за нами следом,

Покидая пленный край.

Я одну политбеседу

Повторял :

Не унывай!

Не зарвемся, так прорвемся,

Будем живы - не помрем.

Срок придет, назад вернемся,

Что отдали - все вернем.

Самого б меня спросили,

Ровно столько знал и я,

Что там, где она, Россия,

По какой рубеж своя?

(Звучат выстрелы и залпы орудий. Солдаты уходят за опаленную звезду. В это время выходят из-за красной звезды ведущие и говорят на фоне залпов).

Ведущий : На сотнях памятников и обелисков не увидишь имен, лишь количество захороненных, среди которых были писатели и поэты-фронтовики. Они пали за свободу и независимость нашей Родины...

Ведущая : Бессмертен подвиг Мусы Джалиля, не сложившего своего оружия - поэтического слова в гитлеровских застенках. Под Ленинградом погиб Всеволод Багрицкий, убиты в боях под Смоленском Борис Богатков, Николай Майоров.

Ведущий : Под Киевом погиб Борис Лапин. В боях под Сталинградом - Михаил Кульчицкий... Признанные и начинающие поэты разных возрастов, национальностей - все они в пору тяжких испытаний были на переднем крае борьбы.

Они пали, их нет, но они живут в поэтических сборниках, их чувства и мысли обрели голос...

Ведущая : Поколение солдат Великой Отечественной понесло огромные потери. Было подсчитано, что из каждых ста воевавших осталось в живых только трое. Еще раз всмотримся в лица тех, кто уходил на войну. Лица простые и одухотворенные, юные и не по годам умудренные, с ясным взглядом.

Героическое поколение победителей. Каким оно представляется нам, молодым современникам?

(Свет гаснет. На экране телевизора - фрагменты видеофильма "Трудные дороги войны". На фоне фильма чтец в солдатской одежде читает стихотворение А.Твардовского.

Ведущие стоят у сборника).

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли

В том, что они - кто старше, кто

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но все же, все же,

(Свет зажигается. Звучит музыка песни В.Харитонова "День Победы". Ведущие говорят на фоне музыки).

Ведущий : В одном из выступлений А.Твардовский заметил, что "действительность - даже героическая действительность - нуждается в подтверждении и закреплении искусством. Без этого она не совсем полна и не может с полной силой воздействовать на сознание людей". Действительно, Великая Отечественная война и победа в ней не означали бы столько для нашего национального патриотического самосознания, если бы мы знали об этом только по учебникам истории, если бы не было творений писателей и поэтов-фронтовиков.

Ведущая : Подвиг русского народа в Отечественной войне 1941-1945 годов подтвержден и закреплен в нашем сознании средствами правдивого художественного слова. "Война ж совсем не фейерверк", - писал Михаил Кульчицкий, возражая тем, кто надеялся победить "малой кровью". Война, даже самая справедливая, ужасна, потому что в ней совершается противоестественное - убийство людей.

(Музыка продолжает звучать. Выходит ученик в солдатской форме со стороны блиндажа и читает стихотворение А.Твардовского на фоне музыки песни "Победа". Ведущие стоят у книги).

В тот день, когда окончилась

И все стволы палили в счет

В тот час на торжестве была одна

Особая для наших душ минута.

В конце пути, в далекой стороне

Под гром пальбы прощались мы

Со всеми, кто погибли на войне,

Как с мертвыми прощаются

До той поры в душевной глубине

Мы не прощались так

Бесповоротно.

Мы были с ними как бы наравне,

И разделял нас только лист

Учетный.

Мы с ними шли дорогами войны

В едином братстве воинском

До срока.

Суровой славой их озарены,

От их судьбы всегда неподалеку.

И только здесь в суровый этот

Исполненный величьем и печали,

Мы отделялись навсегда от них,

Нас эти залпы с ними разлучали.

(Все участники вечера выходят на сцену со стороны зеленых берез).

Чтец 1: Поколение будущих победителей росло в суровых условиях.

Чтец 2: Эта закалка стала основой стойкости и надежды - выстоять в борьбе с врагом, не сломиться.

Чтец 3: Народ выжил и победил. Но призрак войны не канул в вечность.

Чтец 4: Как ему противостоять? Где найти точки опоры? Об этом размышлять вам...

(Ученик - гость студии "Солист" - исполняет песню "Нам нужна одна Победа". Слова и музыка Б.Окуджавы. Все участники подпевают).

Ведущий : Сегодняшний вечер завершается знакомством с книжно-иллюстративной выставкой, где представлено творчество поэтов-фронтовиков, и выставкой творческих работ учащихся 11-х классов.

(Звучат песни о Великой Отечественной войне. По телевизору идут кадры видеофильма "Трудные дороги войны").

Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвященной дню рождения Р.Рождественского

20 июня исполнилось 80 лет Роберту Рождественскому, яркому представителю поколения «шестидесятников», который считал себя продолжателем стиля Владимира Маяковского. Яркий и самобытный автор в наибольшей степени проявил себя в «эстрадной» поэзии. Как и его друзья и одновременно творческие единомышленники Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко и Белла Ахмадулина, поэт учил страну любить, жить, не забывать прошлое и с оптимизмом смотреть в будущее.

Ведущий: Что бы рассказал нам поэт, если бы вдруг, волшебным образом оказался в 21 веке? Какие бы чувства родились в его душе, будь он свидетелем тех социальных потрясений, которые выпали на долю его народа? Думается, он по-прежнему верил бы в высокое предназначение Человека.

Видео 1 (встреча поэта со студентами)

На последних секундах видео на сцену выходит ученик (поэт), одетый так же, как и Рождественский на кадрах, садится за стол, напротив располагаются «студенты»

Роберт Иванович, ваши строки стали крылатыми, песенными. В них не только история страны, в них и ваша биография.

- Почти вся моя биография (или почти вся) в стихах. Плохо ли, хорошо ли, но поэт всегда говорит в стихах о себе, о своих мыслях, о своих чувствах. Даже когда он пишет о космосе.

- Вы родились в 1932 году в селе Косиха, Алтайского края. Это в Сибири, довольно близко от Барнаула.

Да. Мать у меня - врач, отец - военный. Мы переехали в Омск - большой город на берегу Иртыша. С этим городом связаны мои самые первые детские впечатления. Их довольно много. Но самое большое - война. Я уже кончил первый класс школы и в июне сорок первого жил в пионерском лагере под Омском. Отец и мать ушли на фронт. Даже профессиональные военные были убеждены, что "это" скоро кончится. А что касается нас, мальчишек, так мы были просто в этом уверены. Во всяком случае, я написал тогда стихи, в которых, - помню, - последними словами ругал фашистов и давал самую торжественную клятву поскорее вырасти.

- Это было стихотворение «С винтовкой мой папа уходит в поход…» , напечатанное в «Омской правде» 8 июля 1941 г.

Да. Стихи были неожиданно напечатаны в областной газете (их туда отвез наш воспитатель). Свой первый гонорар (что-то около тринадцати рублей) я торжественно принес первого сентября в школу и отдал в фонд Обороны. (Наверное, это тоже повлияло на благоприятный исход войны).

- Детство и война – одна из сильнейших тем вашего творчества…

Война и росла вместе с нами. Для нас, пацанов, она была в ежедневных сводках по радио, в ожидании писем с фронта, в лепешках из жмыха, в цветочных клумбах на площади, раскопанных под картошку. А потом - уже в конце - она была еще и в детских домах, где тысячи таких, как я, ждали возвращения родителей.

Чтение стихотворения

Концерт

Сорок трудный год.

Омский госпиталь…

Коридоры сухие и маркие.

Шепчет старая нянечка:

«Господи!

До чего же артисты

маленькие…»

Мы шагаем палатами длинными.

Мы почти растворяемся в них

с балалайками,

с мандолинами

и большими пачками книг.

Что в программе?

В программе – чтение,

пара песен

военных, правильных…

Мы в палату тяжелораненых

входим с трепетом и почтением.

Двое здесь.

Майор артиллерии

с ампутированной ногой,

в сумасшедшем бою

под Ельней

на себя принявший огонь.

На пришельцев глядит он весело…

И другой –

до бровей забинтован, -

капитан,

таранивший «мессера»

три недели назад

над Ростовом.

Мы вошли.

Мы стоим в молчании.

Вдруг

срывающимся фальцетом

Абрикосов Гришка отчаянно

объявляет начало концерта.

А за ним,

не вполне совершенно,

но вовсю запевале внимая,

о народной поём,

о священной

так,

как мы её понимаем.

В ней Чапаев сражается заново,

краснозвёздные мчатся танки.

В ней шагают наши

в атаки,

а фашисты падают замертво.

В ней чужое железо плавится,

в ней и смерть отступать должна.

Если честно признаться,

нравится

нам

такая война!

Мы поём.

раздаётся.

А в нём – укор:

Погодите…

Постойте, хлопчики…

Погодите…

Умер

майор… -

Балалайка всплеснула горестно.

Торопливо,

будто в бреду…

Вот и всё

о концерте в госпитале

в том году.

После первого литературного опыта, наверняка, были предприняты новые попытки. В Вас сразу увидели талант поэта?

- Стихи писал все это время. Никуда не посылал. Боялся. Но тем не менее, читал их на школьных вечерах к умилению преподавателей литературы. Узнал, что в Москве существует Литературный институт, мечтал о нем, выучил наизусть правила приема. После школы собрал документы, пачку стихов и отослал все это в Москву. Отказали. Причина: "творческая несостоятельность".(Между прочим, правильно сделали. Недавно я смог посмотреть эти стихи в архивах Литинститута. Ужас! Тихий ужас!) Со второй попытки в Литературный институт я поступил. И пять лет проучился в нем.

Решил махнуть рукой на поэзию. Поступил учиться в университет города Петрозаводска. Почти с головой ушел в спорт. "Достукался" по первых разрядов по волейболу и баскетболу. Ездил на всяческие соревнования, полностью ощутил азарт и накал спортивной борьбы. Это мне нравилось. И казалось, что все идет прекрасно, но... Махнуть рукой на стихи не удалось. Наверное, это и есть любовь.

Видео 2 (жизнь и творчество поэта0

- Ваша поэзия разнопланова. Это и стихи о любви, о войне, Родине.

В моей жизни было очень много поездок. Так, например, мне посчастливилось побывать на Северном полюсе, на одной из наших дрейфующих станций.

Однако среди прочего вы много уделяете внимания прозе наших будней. Вас неоднократно обвиняли в нежелании писать о высоких идеалах, в излишней публицистичности вы продолжали творить поэзию, в которой писал о современности и окружающих людях: программистах, врачах, шоферах…

С какими парнями я познакомился там! Без всякого преувеличения - первоклассные ребята! В основном - молодые, умные, очень веселые. Работа зимовщиков трудна и опасна, а эти - после работы вваливались в палатки и оттуда еще долго шел такой громыхающий смех, что случайные белые медведи, которые подходили к лагерю, - безусловно шарахались в сторону. Это и есть проза жизни. Проза, которая сродни поэзии.

Аплодисменты

Кстати, какой-то остряк-летчик привез из Москвы номера, которые вешаются на домах в столице. Потом авиационный штурман с помощью каких-то хитрых приборов точно определял, какая сторона улицы является четной, а какая - нечетной. Номера были торжественно прибиты к домикам и на каждом из них мы написали название улицы: "Дрейфующий проспект". Так я и назвал одну из своих книжек. Их у меня вышло десять, начиная с 1955 года. Я писал стихи и поэмы. Одна из поэм "Реквием" - особенно дорога мне.

Военная тема характерна для вашей песенной лирики. Все помнят песню «За того парня», которая украсила картину «В бой идут одни «старики». Ее исполняли Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко и многие другие артисты эстрады.

Дело в том, что на моем письменном столе давно уже лежит старая фотография. На ней изображены шесть очень молодых, красивых улыбающихся парней. Это - шесть братьев моей матери. В 1941 году самому младшему из них было 18 лет, самому старшему - 29. Все они в том же самом сорок первом ушли на фронт. Шестеро. А с фронта вернулся один. Я не помню, как эти ребята выглядели в жизни. Сейчас я уже старше любого из них. Кем бы они стали? Инженерами? Моряками? Поэтами? Не знаю. Они успели только стать солдатами. И погибнуть.

Песня на стихи Рождественского «За того парня»

Но военной тематикой ваше творческое содружество с композиторами не ограничивалось. Всем мы помним «Эхо любви», исполненное Анной Герман, «Позвони мне, позвони», спетую Ириной Муравьевой. «Мгновения» из «17 мгновений весны», «Погоня», «Товарищ Песня», оптимистичный призыв «Не надо печалиться» – эти хиты широко известны.

Мне посчастливилось оказаться в творческом тандеме со многими замечательными композиторами. Это , (с ним у нас родилась первая песня), , , , , , , , , , И если песни поют, значит что-то получилось. А еще очень хочу написать настоящие стихи. Главные. Те, о которых думаю все время. Я постараюсь их написать. Если не смогу, - будет очень обидно.

Песня на стихи Рождественского «Эхо»

«Студенты» читают стихотворение

Человеку надо мало...

Человеку надо мало:
чтоб искал
и находил.
Чтоб имелись для начала
Друг -
один
и враг -
один...
Человеку надо мало:
чтоб тропинка вдаль вела.
Чтоб жила на свете
мама.
Сколько нужно ей -
жила..

Человеку надо мало:
после грома -
тишину.
Голубой клочок тумана.
Жизнь -
одну.
И смерть -
одну.
Утром свежую газету -
с Человечеством родство.
И всего одну планету:
Землю!
Только и всего.
И -
межзвездную дорогу
да мечту о скоростях.
Это, в сущности,-
немного.
Это, в общем-то,- пустяк.
Невеликая награда.
Невысокий пьедестал.
Человеку
мало
надо.
Лишь бы дома кто-то
ждал.

Гражданская позиция р. Рождественского не только в его стихах. Она – вся его жизнь.

С 1986 года - он председатель Комиссии по литературному наследию , принимал непосредственное участие в деле о реабилитации О. Э. Мандельштама.

Рождественский возглавил Комиссию по литературному наследию , добился открытия Дома-музея Цветаевой в Москве.

Кроме того, он председатель Комиссии по литературному наследию , составитель первой изданной в СССР книги стихов Высоцкого «Нерв» (1981 г.)

В 1997 году имя Роберта Рождественского было присвоено малой планете, зарегистрированной в международном каталоге малых планет под № 5360.

Участники диалога встают и подходят к краю сцены.

Друзья, невозможно молчать, если душа поет. Вместе с Поэтом давайте обнимем мир нашей любовью.

Зрителям раздают тексты песни на слова Р.Рождественского «Ноктюрн». Все вместе поют.

Между мною и тобою - гул небытия,

звездные моря,

тайные моря.

нежная моя,

странная моя?

Если хочешь, если можешь - вспомни обо мне,

вспомни обо мне,

вспомни обо мне.

Хоть случайно, хоть однажды вспомни обо мне,

долгая любовь моя.

А между мною и тобой - века,

мгновенья и года,

сны и облака.

Я им и тебе сейчас лететь велю.

Как тебе сейчас живется, вешняя моя,

нежная моя,

странная моя?

Я тебе желаю счастья, добрая моя,

долгая любовь моя!

Я к тебе приду на помощь,- только позови,

просто позови,

тихо позови.

зов моей любви,

боль моей любви!

Только ты останься прежней - трепетно живи,

солнечно живи,

радостно живи!

Что бы ни случилось, ты, пожалуйста, живи,

счастливо живи всегда.

А между мною и тобой - века,

мгновенья и года,

сны и облака.

Я им к тебе сейчас лететь велю.

Ведь я тебя еще сильней люблю.

Пусть с тобой все время будет свет моей любви,

зов моей любви,

боль моей любви!

Что бы ни случилось, ты, пожалуйста, живи.

Счастливо живи всегда.

Надежда Крайнова
Музыкально-поэтический вечер «Дорогами войны», посвященный 70-летию со дня Победы

Музыкально-поэтический вечер «Дорогами войны » , посвященный 70 -летию со дня Победы .

Игнатенко Наталья Владимировна

Цель мероприятия : знакомство с музыкальными и поэтическими произведениями на военную тему.

Задачи мероприятия :

1. Воспитывать чувство патриотизма, уважение к прошлому своего народа, любви к Отечеству.

2. Расширять представления детей о событиях Великой Отечественной войны и судьбах людей военного времени.

3. Способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы дошкольников и их родителей.

4. Развивать творческие способности старших дошкольников.

Ход мероприятия

Ведущий 1. Добрый день, дорогие друзья !

Приближается один из самых больших, волнующих праздников нашей страны – День Победы . Сегодня мы проводим музыкально-поэтический вечер , посвященный 70-ой годовщине со Дня Победы . В честь героев войны люди слагают стихи , возводят памятники, поют песни. Сегодня и мы с вами вспомним стихотворения и песни о войне .

(под песню «Священная война » слова В. Лебедева – Кумача, музыка А . Александрова, дети заходят в группу)

Ведущий 2. Семьдесят четыре года тому назад над нашей Родиной нависла смертельная опасность. Ранним утром, когда еще все спали сладким сном, немецкие войска вероломно, без объявления войны напали на нашу Родину. Гитлеровцам хотелось закончить войну чистой победой . Немецкие войска бомбили наши города и села с самолетов, расстреливали танками, пушками. Уничтожали все на своем пути.Все : и стар, и млад встали на защиту своей страны. Война эта была страшная и жестокая, которая длилась четыре года. Это очень долго! Мужчины уходили воевать,а женщины продолжали работать день и ночь на фабриках и заводах : шили шинели, вязали теплые рукавички, носки, растили и пекли хлеб.

Ведущий 1. Строки из песни, которая сейчас звучала стали гимном Советского народа. Эта самая первая военная песня, которая помогла всем поверить в Победу , объединила всех, придала им мужества и силы.

Ведущий 2. Вся страна готовится ко Дню Победы , к 70 годовщине со дня окончания Великой Отечественной войны над фашистской Германией. Ежегодно 9 мая вся страна отмечает этот большой праздник – победу в ВОВ . Именно в этот день закончилась ВОВ. Эту победу ждали все .

Ребята только - только начинают узнавать про этот Великий праздник, но уже твердо и уверенно могут ответить на вопрос «Что такое День Победы так, например, как это сейчас сделает Настя.

1. Стих «Что такое День Победы

2. Стихотворение о дне Победы прочитает Кира

Ведущий 1. Нет в нашей стране ни одной семьи, которую бы обошла война . Великим счастьем было возвращение домой отцов, сыновей, братьев, мужей. Послушайте стихотворение Агнии Барто «Вернулся…» , которое прочитает нам Елисей.

3. Стихотворение Агнии Барто «Вернулся…»

Ведущий 2. Поэзия и музыка военных лет – это , конечно же, поэзия и о любви. Именно это высокое чувство, вера в любимого человека, ожидание весточки от него, надежда на встречу помогли русскому солдату выстоять, не упасть духом и, наконец, выжить. И прекрасным примером этого является всеми нами любимая песня «Катюша» . Также этим именем назвали грозное секретное оружие нашей страны, которое приводило в ужас немецких захватчиков.

Мощь «Катюш» вела солдат вперед

Песню боевую ты послушай,

Что сложил о ней народ.

4. Песня «Катюша» в исполнении детей и родителей.

Ведущий 1. Мы с благодарностью вспоминаем наших воинов, защитников, отстоявших мир в жестокой битве. Они не щадили себя, стояли насмерть, сражались до последних сил за каждый город, за каждое село, за каждую улицу. Бесстрашно сражались наши солдаты, терпели изнуряющую летнюю жару, зимние морозы, осеннюю слякоть и моросящий дождь. Вперед, только вперед! Ведь солдаты защищали свой дом, свою семью, свою Родину, чтобы мы сейчас жили под мирным небом.

5. Стихотворение «Пусть дети не знают войны » расскажет Варя.

Стихотворение «Я в солдатики играю» Татьяны Шапиро расскажет Миша.

Ведущий 2. Во многих произведениях о ВОВ рассказывается о героизме детей войны , о мальчишках, которые помогали нашим солдатам, ходили на разведку.

6. Стихотворения А. Твардовского «Рассказ танкиста» прочитает воспитатель.

Ведущий 1. Долгие четыре года шли по дорогам войны солдаты . Они видели разрушенные города и сожжённые деревни. Но возмездие неумолимо настигало врага. Наши солдаты шли к победе , пядь за пядью освобождая родную землю. Враг был разбит. 9 мая 1945 года - в Берлине был подписан документ о победе советского народа над фашистской Германией. Великая Отечественная война , которую советский народ вел против немецких захватчиков, завершилась Великой Победой .

С каждым годом все меньше и меньше остается ветеранов, людей, переживших войну . Сейчас мы посмотрим видеорепортаж ветерана ВОВ, прадедушки Миши.

Видеорепортаж.

Стихотворение, посвященное ветеранам , прочитает Матвей.

7. Стихи о Дне Победы подготовили Никита , Артем и Саша.

Ведущий 2. Все дальше в историю уходит Великая Отечественная война . Но появляются новые песни о войне , написанные поэтами и композиторами, которые не лежали в окопах, не мерзли в землянках, не ходили в атаку. Одной из таких песен, является песня написанная композитором Давидом Тухмановым и поэтом Владимиром Харитоновым “День Победы ». Эта песня сразу стала одной из самых известных, самых популярных песен о войне . И вот уже почти четвертое десятилетие она звучит и, наверное, многие годы будет неизменно звучать, особенно, в день, про который в ней поется.

8. Звучит песня «День Победы » в исполнении всех участников вечера .

Ведущий 1. На большой праздник «День Победы » города Российской Федерации украшают нарядными символиками. Во время праздника можно заметить людей с георгиевской ленточкой. Порой, ленточки можно увидеть на машинах, сумках, вместо лент в волосах. Кто из ребят знает что она обозначает?

Ведущий 2. «Георгиевская ленточка» - общественная акция по раздаче символических ленточек, посвящ ённая празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне . Как отмечают организаторы, главной целью акции «стало стремление во что бы то ни стало не дать забыть новым поколениям, кто и какой ценой одержал победу в самой страшной войне прошлого века , чьими наследниками мы остаёмся, чем и кем должны гордиться, о ком помнить».Акция проходит под лозунгами : «Повяжи. Если помнишь!» , «Я помню! Я горжусь!» .

Ведущий 1. Есть много важных слов на свете - Мама, Родина, счастье. А есть еще одно важное слово - МИР! МИР - это Земля, мир - это люди, мир - это дети. Мир - это спокойная и радостная жизнь. Нет войны , нет горя и слез. Мир нужен всем! Мир будет тогда, когда все люди на нашей планете будут дружить. Наш народ вынес все ужасы этой войны за то , чтобы на Земле был Мир, чтобы люди жили в согласии друг с другом. К сожалению, и сейчас в некоторых уголках земли идет жестокая война , но, мы думаем, люди никогда не примирятся с этим, будут бороться за Мир.

9. Стихи о мире и мирном небе прочитают Алина, Эмилия, Ярослав.

Ведущий 2. Пройдут века, а немеркнущая слава доблестных защитников Родины будет вечно жить в памяти народов мира как образец мужества и героизма. Так радуйтесь солнцу, любите жизнь и творите добро!

10. Звучит песня «Пусть всегда будет солнце» в исполнении детей.

Ведущий 1. Война все меняла ,все переворачивала с ног на голову : рушились планы, судьбы, жизни людей. В это время человек начинает понимать свою значимость, ощущать необыкновенный душевный подъем, старается сделать все, что только ему по силам, даже если это стоит жизни.

11. Стихи о Великом дне Победы прочитают Вика , Дима.

Ведущий 2. Многие солдаты не вернулись домой с той войны . Они погибли, защищая свою родину.Мы никогда не забудем героев : сколько бы лет ни прошло, потомки всегда будут бережно хранить память о своих дедах и отцах и благодарить их за то, что они отстояли мир во имя нашей светлой жизни! Чтобы люди помнили о Великом подвиге своего народа, во всех городах и сёлах стоят памятники и обелиски, зажжён Вечный огонь.

12. Звучит песня «Над могилой в тихом парке» в исполнении детей.

Ведущий 1. 70 лет прошло с Великого дня Победы . Но и сейчас люди помнят о войне , посвящают стихи и песни тому нелегкому времени, тем героям, которые отдали свои жизни за наше будущее.

13. Звучит песня «Кино идет, воюет взвод» в исполнении детей на фоне видео презентации.

Наш творческий вечер подходит к концу , предлагаем продолжить чаепитием под музыку военных лет .

Публикации по теме:

«Дорогами победы» Сценарий агитбригады, посвященный 70 Победы Дорогие коллеги, сейчас в каждом дошкольном учреждении, готовятся к празднованию большого события – 70-ию Победы. Конечно, коллектив нашего.

«Подвиг воспитателей в годы Великой Отечественной войны». Сценарий музыкально-литературной композиции к 70-летию Победы В центре зала располагаются три воспитателя с тремя детьми. Каждый из них чем-то занят:рисуют, читают, играются с куклой и т. д. В углу зала.

Музыкально-литературный вечер к 70-летию Дня Победы. Старшая группа. Цель: познакомить детей с историческим прошлым нашей страны (Великая Отечественная война). Задачи: продолжать воспитывать у детей патриотические.

Музыкально-поэтический вечер «Дорогами войны», посвященный 70-летию со дня Победы Музыкально-поэтический вечер «Дорогами войны», посвященный 70-летию Победы. Авторы: Крайнова Надежда Николаевна, Игнатенко Наталья Владимировна.

Строки, опаленные войной

Цель мероприятия:

Дать обзор прозы и поэзии времён Великой Отечественной войны, познакомиться с фрагментами биографии писателей и поэтов ВОВ.

Задачи:

1. Приобщение учащихся к богатствам отечественной литературы, открывающей наиболее трагические страницы истории нашей Родины;

2. Развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;

3. Воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, формирование гуманистического мировоззрения учащихся.

Ход мероприятия

Звучит мелодия «Прощание славянки»

Ведущий: Добрый день, уважаемые зрители! Сегодня, накануне празднования Дня Победы, мы вспоминаем тех, кто воевал, кто писал о войне, кто погиб во имя мира и свободы.

Ведущий: Хотя прошло более полувека со дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений. Никогда не померкнет подвиг солдат и подвиг народа-труженика, ковавшего победу в тылу. Остаются в строю и стихи той поры, и произведения, и песни, окрылявшие в годы войны душу солдата. А иначе и быть не могло. Литература - это не только зеркало жизни, это сама жизнь.

Ведущий:

Самый светлый, самый летний день в году,

Самый длинный день двадцать второго.

Спали дети, зрели яблоки в саду…

Вспоминаем, вспоминаем это снова!

Ведущий:

Вспоминаем эту ночь и в этот час

Взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле,

Сквозь повязки неумелые сочась,

Кровь народа заалела в том июне.

(Исполнение песни «Тучи в голубом» . Вальс танцуют пары под песню.)

Ведущий:

Разве погибнуть ты нам обещала, Родина?

Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь… Родина»

Вед.: Этот день начался не тихой росной зарей, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали. 22 июня 1941 года. Война. В этот день писатели Москвы собрались как по боевой тревоге, на митинг. С краткими речами выступили А. Фадеев, А. Жаров, В. Лебедев- Кумач.

Слайд (фото Фадеева)

Выходит ученик (Фадеев):

Писатели Советской страны знают свое место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с орудием в руках, многие будут сражаться пером. (отходит, садится за писательский стол)

Вед: Перо было приравнено к штыку, поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой.

Ведущий:

Над землей война металась

По земле пожаром шла

Землю кровью пропитала,

И расплавленным металлом

На три метра пролила.

Ведущий:

Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.

Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,

Нам досталась надолго нелегкая участь солдат.

Выходят парень с девушкой.

(Мелодия «С чего начинается Родина»

Девушка читает стих. «До свидания, мальчики» Б. Окуджава

Парень читает стих. «Жди меня» К. Симонов)

Ведущий: Великая Отечественная война против гитлеровской Германии была священной, освободительной, всенародной. Победу приближали не только мужчины. Нежные, хрупкие девушки и женщины тоже взвалили на себя тяжесть войны. Женщины умели не только ждать, но и стоять за станком, растить детей, воевать.

Ведущий: Говорят: «У войны не женское лицо», но женщины уходили на фронт. Они помогали раненым, подносили снаряды, они были снайперами, летчиками… Они были солдатами. Стала медсестрой Вероника Тушнова.

Слово их тоже было оружием. Анна Ахматова, Ольга Берггольц… Их стихи знали, ждали…

(Чтение наизусть стихотворения О.Берггольц «Я никогда героем не была» )

Ведущий: Юлия Владимировна Друнина. Девочка из интеллигентной московской учительской семьи, стихи писала с детства.

Слайд (фото, слова)

Выходит ученица (Юлия Друнина):

В 17 лет я прямо со школьной скамьи добровольцем ушла на фронт, работала санитаркой в госпитале. Затем - санинструктором в пехотном батальоне. Воевала в пехоте, в артиллерии. Была ранена, награждена медалью «За отвагу», орденом Красного Знамени. В 1944 году меня демобилизовали по инвалидности после очередной контузии.

Хотя я писала с детства, но почувствовала себя поэтом в 1944 году. Первая подборка стихов была опубликована в 1945 году в журнале «Знамя», конечно, стихи были о войне.

(Стихотворение Ю Друниной «Не плакала» )

(Стихотворение «Зинка» Ю. Друниной читают наизусть по ролям)

2 девушки

Памяти однополчанки - Героя Советского Союза Зины Самсоновой.

1. Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, сырой земле.

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то в яблочном захолустье

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый,

У меня лишь она одна.

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет.

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет...

Отогрелись мы еле-еле,

Вдруг нежданный приказ: "Вперед!"

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

2. С каждым днем становилось горше,

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку,

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы,

Мы хотели со славой жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав,

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

3. - Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала...

Ведущий: Не женское это дело – убивать, но тогда, в 41-м, уходили на фронт совсем еще молодые девушки, всеми правдами и неправдами осаждая военкоматы, прибавляя себе год-два, рвались на передовую. О таких девушках писал Борис Львович Васильев.

Выходит ученик (Б. Васильев):

Я родился в Смоленске в семье кадровых военных. Быть военным не собирался, мечтал стать историком, но война все перечеркнула. 8 июля 1941 года я, девятиклассник- доброволец, в составе истребительного батальона прибыл на фронт. Участвовал в боях за родной Смоленск, под Вязьмой. После войны стал профессионально заниматься литературой. Написаны повести «Встречный бой», «Завтра была война», а первая повесть «А зори здесь тихие» сразу же получила признание читателей.

Сценка из романа Б. Васильева «А зори здесь тихие» .

Кирьянова говорила коротко: сказала два раза "слушаю" да раз пять поддакнула. Старшина:

Стройте людей.

Построены, товарищ старшина.

Строй, нечего сказать. У одной волосы, как грива, до пояса, У другой какие-то бумажки в голове. Вояки! Чеши с такими лес, лови немцев с автоматами! А у них, между прочим, одни родимые, образца 1891-го дробь 30-го года...

Вольно!

Женя, Галя, Лиза... Сморщился старшина:

Погодите, Осянина! Немцев идем ловить - не рыбу. Так чтоб хоть стрелять умели, что ли...

Умеют.

Хотел Васков рукой махнуть, но спохватился:

Да, вот еще. Может, немецкий кто знает?

Я знаю.

Что - я? Что такое я? Докладывать надо!

Боец Гурвич.

Ох-хо-хо! Как по-ихнему - руки вверх?

Хенде хох.

Точно, - махнул-таки рукой старшина. - Ну, давай, Гурвич...

Выстроились эти пятеро. Серьезные, как дети, но испуга вроде пока нет.

Идем на двое суток, так надо считать. Взять сухой паек, патронов... по пять обойм. Подзаправиться... Ну, поесть, значит, плотно. Обуться по-человечески, в порядок себя привести, подготовиться. На все - сорок минут.

Остаток времени старшина посвятил небольшой лекции, вводящей, по его мнению, бойцов в курс дела:

Противника не бойтесь. Он по нашим тылам идет, - значит, сам боится. Но близко не подпускайте, потому как противник все же мужик здоровый и вооружен специально для ближнего боя. Если уж случится, что рядом он окажется, тогда затаитесь лучше. Только не бегите, упаси бог: в бегущего из автомата попасть - одно удовольствие. Ходите только по двое. В пути не отставать и не разговаривать. Если дорога попадется, как надо действовать?

Знаем, - сказала рыжая. - Одна - справа, другая - слева.

Скрытно, - уточнил Федот Евграфыч. - Порядок движения такой будет: впереди - головной дозор в составе младшего сержанта с бойцом. Затем в ста метрах - основное ядро: я... - он оглядел свой отряд, - с переводчицей. В ста метрах за нами - последняя пара. Идти, конечно, не рядом, а на расстоянии видимости. В случае обнаружения противника или чего непонятного... Кто по-звериному или там по-птичьему кричать может?

Захихикали, дуры...

Я серьезно спрашиваю! В лесу сигналы голосом не подашь: у немца тоже уши есть. Примолкли.

Я умею, - робко сказала Гурвич. - По ослиному: и-а, и-а!

Ослы здесь не водятся, - с неудовольствием заметил старшина. - Ладно, давайте крякать учиться. Как утки.

Показал, а они засмеялись. Чего им вдруг весело стало, Васков не понял, но и сам улыбки не сдержал.

(Танец «На привале» или "Песня туристов" из оперы Молчанова "А зори здесь тихие")

Ведущий: Юрий Васильевич Бондарев. В июне 1941 года Юре Бондареву было чуть больше 17-ти лет. Как все сверстники, он рвался на фронт.

Слайд (фото)

Выходит ученик (Ю. Бондарев):

Я окончил ускоренный курс артиллерийского училища и уже в 1942 году воевал под Сталинградом.

Роман «Горячий снег», написанный в 1969 году, как раз об этих событиях: о боях на подступах к Сталинграду артиллерийской батареи. По мотивам этого романа был снят художественный фильм под тем же названием. В 1945 году после очередного ранения я демобилизовался. В свое книге «Мгновения» я написал: «Война уже стала историей. Но так ли это? Для меня ясно одно: главные участники истории – это люди и время. Не забывать время- это значит не забывать людей, не забывать людей - это значит не забывать время. Быть историчным – это быть современным».

(Просмотр отрывка из фильма «Батальоны просят огня» )

(Чтение стих Р.Рождественского «Был ноябрь» .)

Ведущий: Виктор Петрович Астафьев – сибиряк. Детдомовец. В 1942 году добровольцем ушел на фронт.

Слайд (фото)

Ученик (Астафьев):

Я воевал в артиллерии, был связистом, шофером, артиллерийским разведчиком. Участвовал в боях на Курской дуге, освобождал Украину, Польшу, был тяжело ранен, контужен, в 1945 году демобилизован. Я всегла чувствовал вину перед теми, кто не дожил, не долюбил. Свою правду о войне поведал в повестях: «Веселый солдат», «Так хочется жить», в страшном монументальном романе «Прокляты и убиты».

Ведущий: Не о бессмертном народе-победителе писал В.П.Астафьев, а о «рядовом» человеке на войне, который сохраняет в себе доброту, любовь в адских условиях чудовищной, испепеляющей стихии войны.

Ведущий: Они. Молодые солдаты, вынесли на своих плечах основные тяготы войны. Такие, как простой русский солдат Василий Теркин – герой поэмы Твардовского.

(На сцену выходит Василий Теркин)

Теркин:

Вот пришел я с полустанка

В свой родимый сельсовет.

Я пришел, а тут гулянка.

Нет гулянки? Ладно. нет,

Я в другой колхоз, и в третий

Вся округа на виду,

Где-нибудь на этом свете

На гулянку попаду.

Ведущий: А любовь на войне? На войне чувства были еще острее, пронзительнее, потому что никогда солдат не знал, долго ли продлится его счастье.

Ведущий:

Я не знаю, у какой заставы

Вдруг умолкну в завтрашнем бою,

Умирая, вспомню я опять

Девушку, которую люблю

Ту, что не успел поцеловать.

(Сценка из произведения М. Карима «Помилование» .)

(Звучит песня «Эхо» )

Ведущий: Многие современные поэты пишут о войне. Среди них Владимир Семенович Высоцкий. Он был ребенком, когда началась война. Вырос в семье военного, и поэтому знал многое о войне. Тема войны пронесена Высоцким через всю жизнь.

Ведущий: Сам Владимир Высоцкий объяснял это так: «…почему у меня много военных песен? Почему я так часто обращаюсь к военной теме?.. Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда будет волновать –это такая великая победа, которая на четыре года покрыла нашу землю. Во-вторых, у меня военная семья…»

Ведущий: «Песни Высоцкого о войне – это, прежде всего, песни очень настоящих людей… Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут. Именно так и переходят от родителей к детям самые значительные, самые высокие понятия…» (Р.Рождественский)

(Звучит исполнение ансамблем девушек песни В.Высоцкого «На братских могилах…» )

Вед. Всеволод Багрицкий – погиб в 19 лет под Ленинградом, записывая рассказ политрука.

Павел Коган – погиб в 23 года под Новороссийском, возглавляя разведгруппу.

Николай Майоров – убит в бою на Смоленщине в 23 года

Михаил Кульчицкий – погиб в 23 года под Сталинградом.

Семен Гудзенко – умер от ран.

Ведущий: Человеческая память. Время не властно над ней. И сколько бы лет и десятилетий не прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе.

(Звучит песня «Журавли» , слайды героев Сов. Союза Мишкинского района)

Ведущий:

Мы вас помним, солдаты

Пусть известны не все имена,

Но войны той жестокой раскаты

Не умолкнут во все времена.

Ведущий:

Чашу страданья испив всю до дна,

Вы из жизни ушли молодыми,

Но в памяти нашей во все времена

Останетесь вечно живыми.

Ведущий:

Нет, время не властно над нами

Нашей скорби ему не убить.

Омоем ваш прах мы слезами

Учась благодарными быть.

Ведущий: Литература о войне – это дань памяти подвигу русского народа, подвигу русского солдата. Эту эстафету памяти мы должны передать следующим поколениям.

(Стихотворение читает ученица 3 класса «Я рисую людей» )

Я рисую людей,

Я рисую траву,

Я рисую все то,

Что вокруг наяву.

Я рисую дома

И сады на луне.

Я рисую все то,

Что увижу во сне.

Не хочу рисовать я

Разрывы от бомб.

Пусть не плачет

Никто на рисунке моем.

Мы в обиду планету свою не дадим.

«Да!»- цветущим садам

«Нет!»- войне говорим.

Сценарий мероприятия

«Поэты о Великой Отечественной войне»

Здравствуйте!

Свое выступление мы посвящаем тем, кто был на той войне. Тем, кто победил и тем, кто не вернулся.

В далеком 1941 году, 22 июня, на рассвете началась самая страшная и кровопролитная война 20 века. Великая Отечественная. Вся страна от мала до велика поднялась на борьбу с фашистскими захватчиками.
Вставай Страна огромная,

Вставай на смертный бой.

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой…
Со школьной скамьи уходили добровольцы на фронт. Создавались партизанские отряды. Велась подпольная работа в тылу врага. Было страшно. У войны не женское лицо. Голод, смерть, слезы, боль разлуку несут войны. И казалось бы не до стихов, не до песен. «Когда говорят пушки, музы молчат!» . Нет, не молчат. Во время Великой Отечественной войны было написано очень много песен, стихов, поэм. Фронтовики–поэты подарили нам очень много ярких прекрасных произведений.
Мусса Джалиль – татарский поэт. Сейчас, к сожалению, он малоизвестен. В 1941 году ушел на фронт добровольцем. В 1942 году был ранен и попал в плен и находился в концлагере Шпандау. 791 день унижений, изматывающих допросов в застенках гестапо, и не прекращающейся ни на день, ни на час борьбы.
^ И это страна великого Гейне?

И это буйного Шиллера дом!?

Это сюда меня под конвоем

Пригнал фашист и назвал рабом…
М. Джалиль был переведен в Моабитскую тюрьму. Там он написал целую серию стихотворений. Был казнен в Берлине 25 августа 1944 года за подпольную работу и организацию побегов пленных.

Друзья по плену переслали более 100 его стихотворений на Родину. Эти стихи составили цикл «Моабитских тетрадей». Одно из главных достоинств моабитского цикла – ощущение подлинности чувств. Читая их, мы ощущаем ледяное дыхание смерти стоявшей за его спиной. Тоска по Родине, по воле, острая боль разлуки, презрение к смерти и ненависть к врагу – воссоздано с потрясающей душу силой.

М. Джалилю посмертно присвоено звание Герой Советского Союза.

Я прочту вам одно из стихотворений М. Джалиля «Варварство» .
^ Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами

^ Окинул обреченных... Мутный дождь


Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...

Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,

В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?

И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.

И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
^ Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...


Семнадцатилетней выпускницей московской школы Юлия Друнина , как и многие ее сверстницы, в 1941 году добровольно ушла на фронт бойцом санитарного взвода.
^ Я ушла из детства в грязную теплушку.

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Сказала она о себе в 1942 году. И позднее в ее стихах будет звучать мотив ухода из детства в огонь войны, в словах, которые будет диктовать опаленная войной память.

Именно сила характера позволяла ей искать и находить единственно верные слова, которые были понятны не только фронтовику, но и юному Гражданину Родины, не изведавшему военного лиха. И достигла своего тем, что умела в слове передать правду потрясения, правду прозрения и постигнутую меру истинности человеческих отношений.
^ Я только раз видала рукопашный.

Раз – наяву. И тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.
Юлия Друнина была человеком очень последовательным и отважным. После тяжелого ранения – осколок едва не перебил сонную артерию, прошел в двух миллиметрах – снова ушла на фронт добровольцем.

Перечитывая ее стихи сегодня, особенно военные, видно, что добрый десяток из них выдержал испытание временем – они по-прежнему волнуют, запоминаются. Они находят отклик в сердцах читателей.

Они украсят любую военную антологию. Их можно отнести к самым высшим достижениям нашей военной поэзии.

Крымские астрономы Николай и Людмила Черных в 1969 году открыли новую малую планету и назвали ее в честь Юлии Друниной.

ЗИНКА
Памяти однополчанки - Героя Советского Союза, Зины Самсоновой
Мы легли у разбитой ели.

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, гнилой земле.

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,

У меня – лишь она одна.

За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет...

Знаешь, Юлька, я – против грусти,

Но сегодня она не в счет.
Отогрелись мы еле-еле.

Вдруг приказ: "Выступать вперед!"

Снова рядом, в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.
С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам

Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы. –

Мы хотели со славой жить…

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав...

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.
Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то, в яблочном захолустье,

Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом стоит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла…

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала?!
1944

Роберт Рождественский не относится к поэтам фронтовикам. Когда началась воина, ему было всего 9 лет. Его военное детство мало чем отличалось оттого, что испытывали его сверстники-мальчишки и девчонки той поры: голод, холод, ожидание писем с фронта, страх за родителей, которые воевали. Свой первый девяти рублевый гонорар Роберт перечислил в фонд обороны.

Р. Рождественский очень много печатался и был очень популярен. Послушайте, пожалуйста, одно из его стихотворений «Баллада о зенитчицах» .
Как разглядеть за днями
след нечёткий?
Хочу приблизить к сердцу
этот след…
На батарее
были сплошь –
девчонки.
А старшей было
восемнадцать лет.
Лихая чёлка
над прищуром хитрым,
бравурное презрение к войне…
В то утро
танки вышли
прямо к Химкам.
Те самые.
С крестами на броне.

И старшая,
действительно старея,
как от кошмара заслонясь рукой,
скомандовала тонко:
- Батарея-а-а!
(Ой мамочка!..
Ой родная!..)
Огонь! –
И –
залп!
И тут они
заголосили,
девчоночки.
Запричитали всласть.
Как будто бы
вся бабья боль
России
в девчонках этих
вдруг отозвалась.
Кружилось небо –
снежное,
рябое.
Был ветер
обжигающе горяч.
Былинный плач
висел над полем боя,
он был слышней разрывов,
этот плач!
Ему –
протяжному –
земля внимала,
остановясь на смертном рубеже.
- Ой, мамочка!..
- Ой, страшно мне!..
- Ой, мама!.. –
И снова:
- Батарея-а-а! –
И уже
пред ними,
посреди земного шара,
левее безымянного бугра
горели
неправдоподобно жарко
четыре чёрных
танковых костра.
Раскатывалось эхо над полями,
бой медленною кровью истекал…
Зенитчицы кричали
и стреляли,
размазывая слёзы по щекам.
И падали.
И поднимались снова.
Впервые защищая наяву
и честь свою
(в буквальном смысле слова!).
И Родину.
И маму.
И Москву.
Весенние пружинящие ветки.
Торжественность
венчального стола.
Неслышанное:
«Ты моя – навеки!..»
Несказанное:
«Я тебя ждала…»
И губы мужа.
И его ладони.
Смешное бормотание
во сне.
И то, чтоб закричать
в родильном
доме:
«Ой, мамочка!
Ой, мама, страшно мне!!»
И ласточку.
И дождик над Арбатом.
И ощущенье
полной тишины…
…Пришло к ним это после.
В сорок пятом.
Конечно, к тем,
кто сам пришёл
с войны.

Победа далась нам страшной ценой. 21 век тоже очень тревожный. Но... Если б спросили у матери быть войне или нет – войны никогда б не бывало. Если б спросили влюбленных, быть войне или нет – войны никогда б не бывало. Если б спросили погибших, быть войне или нет – войны никогда б не бывало…
Я прошу вас всех почтить память тех, кто не вернулся с полей Великой Отечественной войны минутой молчания…

С наступающим Вас праздником, счастливой вам жизни без войны!