Викторина "70 лет Победы в Великой Отечественной войне". Викторина "70 лет великой Победы" летию Великой Победы посвящается

Астрахань 2015г.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА БРЕЙН-РИНГ

ТЕМА:

«70- ЛЕТИЕ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ»

Занятие разработала воспитатель первой категории Клепчурова С.И.

Интеллектуально-познавательная игра «Брейн-ринг»

Тема №1:

«70- летие победы в Великой Отечественной Войне».

Цели:

  • воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны;
  • формировать активную гражданскую позицию, положительное отношение к знаниям;
  • развивать у детей умение работать в команде;
  • побуждать детей к поиску новых знаний, к расширению своего кругозора.

Темы игровых раундов:

1 раунд: «Города - герои»

2 раунд: «Великие сражения Второй мировой войны»

3 раунд (полуфинал): «Все для фронта, все для победы»

4 раунд (финал): «Астраханцы - герои ВОВ».

Направления подготовки

«Города-герои ВОВ: Москва, Ленинград, Севастополь, Брест, Сталинград, Киев»

«Великие сражения ВОВ: «Битва за Москву», «Сталинградская битва», «Курская битва», «Танковое сражение под Прохоровкой», «Битва за Днепр».

«Блокада Ленинграда»

«Военные конструкторы и изобретатели»

«Военная техника ВОВ»

«Песни военных лет»

«Астраханцы – герои ВОВ: Наталья Кочуевская, Виктор Николаевич Куликов, Коновалов Павел Васильевич, Тульников Андрей Пантелеевич, Здоровцев С.И.

1 РАУНД

«ГОЛОДА-ГЕРОИ И ГОРОДА ВОИНСКОЙ СЛАВЫ»

  1. В агрессивных планах фашисткой Германии захват этого города имел первостепенное значение, так как именно с его падением связывалась полная победа немецких войск над СССР. Для захвата города была разработана спецоперация под кодовым названием «Тайфун». Назовите город?

(Ответ: город-герой Москва)

  1. Гитлер приказал стереть этот город с лица земли. Ожесточенные бои на подступах к нему начались 10 июля 1941 г. Фашистские войска после продолжительных и упорных боев отрезали город от всей страны. Какой город России в годы Великой Отечественной войны выдержал 900-дневную осаду немецких войск?

(Ответ: город-герой Ленинград, ныне Санкт-Петербург.)

  1. Этот город называли «вратами Москвы», он отважно защищался и в смутное время и от войск Наполеона, и в 1941г. немецкая военная машина впервые затормозила именно здесь, встретив серьезное сопротивление. Назовите этот город.

(Ответ: город-герой Смоленск)

  1. В годы Великой Отечественной войны 28 бойцов И. В. Панфилова отразили несколько танковых атак фашистов (18 вражеских танков). Почти все погибли, но врага не пропустили. Какой город защищали герои-панфиловцы?

(Ответ: город-герой Москва)

  1. 58 суток сержант Павлов и его бойцы (24 война 6-ти национальностей) отбивали атаки вражеской пехоты, танков и самолетов, ведя оборону в одном из домов города. Здесь «небольшая группа защитников уничтожила столько гитлеровцев, сколько они не потеряли при взятии Парижа ? В каком городе находится этот «Дом солдатской славы», знаменитый дом Павлова?

(Ответ: город-герой Сталинград, ныне Волгоград)

  1. Какая территория на западной границе первой приняла на себя удар в Великой Отечественной войне и героически оборонялась в 1941 году с 22 июня до 20-х чисел июля, став символом несгибаемого мужества, стойкости и героизма советских воинов в первые дни войны ?

(Ответ: Белоруссия, Брестская крепость, ныне – Брестская крепость – герой)

  1. Как назывался плацдарм площадью 30кв.м. под городом-героем Новороссийском, на котором 225 дней продолжались кровопролитные бои?

(Ответ: «Малая земля»)

  1. Во время ВОВ этот город прославился героической обороной начавшейся 30 октября 1941г., которая продолжалась 250 дней и вошла в историю как образец длительной активной обороны приморского города и главной военно-морской базы Черноморского флота, оставшейся в глубоком тылу противника.

(Ответ: город-герой Севастополь).

  1. Уникальные подземные катакомбы этого города служили укрытием местным жителям от бомбежек и артобстрелов, партизаны организовали в них непреступную крепость со штабами, укрытиями, тыловыми учреждениями всех видов, вплоть до собственной пекарни и типографии. В настоящее время здесь находится единственный в Украине подземный музей «Партизанской Славы». Назовите город.

(Ответ: город-герой Одесса).

  1. За полтора месяца оккупации жители этого города понесли огромные человеческие потери. Недалеко от города находится страшное место под названием «Багеровский ров». Противотанковый ров, шириной 4 метра, глубиной 2 метра и протяженностью 1,5 километра - место массовых расстрелов мирных граждан в ноябре-декабре 1941 года. Здесь нацисты расстреляли и захоронили более семи тысяч человек: детей, стариков и женщин.

(Ответ: город-герой Керчь, более пятнадцать тысяч мирных граждан было убито за время оккупации Керчи фашистскими войсками, более 14 тысяч было угнано в Германию).

2 РАУНД

«КРУПНЕЙШИЕ СРАЖЕНИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

(Битва под Москвой, оборона Ленинграда, Сталинградская битва, сражение на Курской дуге, форсирование Днепра, битва за Берлин)

  1. После какой битвы был развеян миф о непобедимости немецкого солдата. Германской армии было нанесено первое за эту войну поражение?

(Ответ: После битвы под Москвой (1941-1942)

  1. «Полями воинской славы России» Военная энциклопедия называет Куликово, Полтавское и это, на котором произошло крупнейшее во 2-й мировой войне встречное танковое сражение. Как называется это поле?

(Ответ: Прохоровское, Белгородская область РФ.)

  1. После завершения этой битвы стратегическая инициатива в войне перешла на сторону Красной Армии, которая до окончания войны проводила в основном наступательные операции, тогда как Вермахт - оборонялся. В ходе 50-дневных боев советские войска разгромили 30 немецких дивизий, в том числе 7 танковых. Назовите битву, которая завершилась 23 августа 1943 года взятием советскими войсками Харькова?

(Ответ: Курская битва.)

  1. Какая битва Великой Отечественной войны была раньше: Курская или Сталинградская?

(Ответ: Сталинградская битва)

  1. В ходе какой наступательной операции маршал Г.К.Жуков применил против войск противника знаменитую «прожекторную» атаку-140 прожекторов, которыми ослепили войска противника?

(Ответ: Берлинская наступательная операция)

  1. В ходе какой битвы в 1943году 330 тысяч гитлеровских солдат и офицеров, которыми командовал фельдмаршал Паулюс, оказались в кольце и сдались в плен?

(Ответ: Сталинградская битва).

  1. Назовите самую высокую точку в городе Сталинград, где зимой 1943 года шли особенно кровопролитные бои. На эту точку было сброшено столько снарядов и бомб, что после освобождения города целых 2 года на нем не росла трава.

(Ответ: Сталинград, Мамаев курган).

  1. 2438 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза за героизм, проявленный при форсировании неприступной, по мнению немцев, системы укрепления «Восточный вал». Такое массовое награждение за одну операцию было единственным за всю историю войны. О какой битве идет речь?

(Ответ: Форсирование Днепра).

  1. Этот полководец, по словам американского исследователя Кайдена, «нанес немцам больше потерь, чем любой другой военачальник или группа их, во Второй мировой войне. В каждой битве он командовал более чем миллионом людей. Он вводил в дело фантастическое количество танков. Немцы были более чем знакомы с именем и сокрушающим мастерством… ибо перед ними был военный гений». О ком идет речь?

(Ответ: Маршал, четырежды Герой Советского Союза - Георгий Константинович Жуков).

  1. Этого полководца называли "советским Багратионом". Москва, Сталинград, Курск, Белоруссия - во всех крупнейших победах войны есть его весомый вклад. Сильный, волевой и одновременно спокойный, он создал вокруг себя атмосферу порядочности, взаимоуважения. Именно ему выпала честь командовать Парадом Победы в Москве. Кто этот полководец?

(Ответ: Маршал Советского Союз, Маршал Польши, дважды герой Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский)

3 РАУНД - ПОЛУФИНАЛ

«ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ»

  1. Во время Великой Отечественной войны наши фронтовики называли самоходную артиллерийскую установку СУ-152 (позже ИСУ-152) «зверобоем». За что?

(Ответ: За то, что они пробивали броню немецких танков «Тигров».)

  1. На фронтах Великой Отечественной сражались не только люди, но и «яки», «тигры», «пантеры», «леопарды». Что это было?

(Ответ: Военная техника: «Яки» - это серия советских самолетов-истребителей, разработанных КБ А.С. Яковлева; «Тигры» - серия немецких тяжелых танков. «Пантера» - немецкие средние танки; «Леопарды» - немецкие лёгкие танки).

  1. Какой отечественный средний танк был признан лучшим в годы Великой Отечественной войны?

(Ответ: средний танк с противоснарядной броней Т-34)

  1. Во время Великой Отечественной войны установку БМ-13 называли «катюшей», а как называли автомат «ППШ» (попробуйте догадаться)? (Ответ: «Папашей»)
  1. Какой тыловой уральский город во время Великой Отечественной войны был более известен под именем «Танкоград»?

(Ответ: Челябинск, Южный Урал. Челябинский тракторный завод выпускал знаменитые танки Т-34.)

  1. Какое название получило советское реактивное орудие залпового огня БМ-13 времён Великой Отечественной войны?

(Ответ: Уникальное оружие времен Великой Отечественной войны- ракетная установка «Катюша»)

  1. Назовите фамилию конструктора, под чьим руководством был спроектирован лучший танк Второй мировой войны Т-34.

(Ответ: Михаи́л Ильи́ч Кошкин)

  1. «Дорога жизни» - что это?
    (Ответ: Единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, проходившая по Ладожскому озеру (во время навигации – по воде, зимой – по льду), связывающая блокадный Ленинград с тыловыми районами (с сентября 1941 по март 1943). По этой дороге эвакуировали население, везли в осаждённый город продукты, топливо, оружие).
  1. С 26 июня 1941года рабочий день был удлинен. Какова была продолжительность рабочего дня в годы войны?

(Ответ: Рабочий день был удлинен до 11 часов, отменили отпуска, ввели обязательные сверхурочные).

  1. Какое животное во время ВОВ было награждено медалью «За боевые заслуги»? На Параде Победы 24 июня 1945 года его несли на руках на сталинской шинели, так ранее он получил ранение и не мог самостоятельно передвигаться.

(Ответ: Джульбарс – пес-миноискатель, который, обнаружил при разминировании участков в европейских странах в последний год войны 7468 мин и более 150 снарядов).

4 РАУНД-ФИНАЛ

«АСТРАХАНЦЫ ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

  1. Имя Натальи Качуевской носит одна из улиц нашего города, в ее честь названа одна из малых планет солнечной системы, а на месте гибели в селе Хулхута установлен памятник. Каким подвигом Наталья Качуевская обессмертила свое имя?

(Ответ: 20-летний санинструктор 105-го гвардейского стрелкового полка в составе 28-й Армии, принимала участие в защите подступов к Астрахани, спасла 20 раненых бойцов, прикрыв их своим телом.).

  1. Назовите поэта-фронтовика, чьи слова выгравированы на памятной доске с барельефом поэта у входа главного корпуса его родного института, ныне Астраханского государственного технического университета.
    «Сшиблен с ног - Сражайся на коленях!
    Встать не можешь - Лёжа наступай!»

(Ответ: Борис Михайлович Шаховский)

  1. Назовите оперативное войсковое объединение, благодаря беспримерному мужеству и стойкости воинов которого, в ходе тяжелейших оборонительных боев на дальних подступах к Астрахани гитлеровские войска были остановлены в 120 км от города в районе поселка Хулхута.

(Ответ: 28-армия).

  1. 28 июня 1941 года в воздушном бою с тремя вражескими бомбардировщиками, израсходовав боезапас, таранным ударом сбил немецкий самолёт «Юнкерс-88» , сохранив при этом свой. За совершенный подвиг 8 июля 1941 года получил звание Героя Советского Союза. Зачислен навечно в списки воинской части, на Волге его именем назван пассажирский теплоход, в Астрахани и Волгограде – улицы. Назовите фамилию героя?

(Ответ: Здоровцев Степан Иванович- командир звена 158-го истребительного авиационного полка, младший лейтенант).

  1. Одна из улиц Астрахани названа в честь Куликова Виктора Николаевича – Героя Советского Союза, прошедшего всю войну и особо отличившегося в обороне Севастополя. Каким техническим средством он управлял?

(Ответ: летчик- штурмовик,совершил 193 боевых вылета, уничтожил 3 самолета,

  1. танков, 38 орудий и минометов, 65 автомобилей противника.)
  1. Какие необычные животные были тягловой силой для пушек в 28-резервной армии. Нехватка машин и лошадей вынудила выловить их в окрестностях и приручить.

(Ответ: Верблюды. Из 350 прирученных животных один верблюд по кличке Яшка даже дошел с солдатами до Берлина).


I. Блиц - вопрос, блиц - ответ:

2. Кто водрузил знамя Победы над Рейхстагом?
- По официальной версии Герои Советского Союза Егоров М.А. и Кантария М.В., а также замполит батальона лейтенант А.П. Берест (есть другие версии: лейтенант Р. Кошкарбаев и рядовой Г. Булатов; сержант М.П. Минин и старшие сержанты Г.К. Загитов, А.Н. Лисименко, А.П. Бобров из группы капитана В. Н. Макова и др.)
Подробную информацию можно найти в статье "Знамя Победы" (Википедия) и в статье В. Яременко "Как водружали флаги Победы на Рейхстаге".

3. Лучший советский танк времён Великой Отечественной войны.
- Танк Т-34.

4. «Дорога жизни» - что это?
- Единственная транспортная магистраль, проходившая по Ладожскому озеру (во время навигации – по воде, зимой – по льду), связывающая блокадный Ленинград с тыловыми районами (с сентября 1941 по март 1943). По этой дороге эвакуировали население, везли в осаждённый город продукты, топливо, оружие.

5. Четырежды Герой Советского Союза. Кто это?
- Г.К. Жуков (а ещё Л.И. Брежнев).

6. Назови города – герои.
- Москва, Ленинград, Киев, Волгоград (Сталинград), Минск, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Керчь, Тула, Мурманск, Смоленск, крепость – герой Брест.

7. Назови трёх выдающихся полководцев Великой Отечественной.
- Маршалы Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев, А.М. Василевский, К.А. Мерецков, В.И. Чуйков, Ф.И. Толбухин, А.И. Ерёменко, генералы армии Н.Ф. Ватутин, И.Д. Черняховский, И.Х. Баграмян и др.

8. На фронтах Великой Отечественной сражались не только люди, но и «яки», «тигры», «пантеры», «леопарды». Что это было?
- Военная техника: «Яки» - это серия советских самолетов-истребителей, разработанных КБ А.С. Яковлева; «Тигры» - серия немецких тяжелых танков (Tiger I, Tiger II). «Пантера» - немецкие средние танки; «Леопарды» - немецкие лёгкие танки (VK1602 Leopard).

9. После какой битвы был развеян миф о непобедимости гитлеровской армии?
- После битвы под Москвой (1941-1942).

10. Город, в котором в 1945 году проходил суд над главными фашистскими преступниками?
- Нюрнберг.

II. Выбери правильный ответ и подчеркни его:

1. Для нападения на СССР гитлеровское командование сосредоточило 3 группы армий: «Север», «Юг» и … Как называлась третья группа?

o «Запад»

o «Восток»

o «Центр»

2. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

3. Фашистские войска в 1941-1942 году потратили на захват этого города 250 дней, а советские войска освободили его в 1944 году за 5 дней. Что это за город?


o Севастополь

o Новороссийск

4. Битва на Курской дуге продолжалась:

III. Кто на фотографии?

На этих фотографиях – одни из самых известных героев Великой Отечественной. Всем им в те годы было 15-18 лет.

IV. Назови героя.

1. Самый молодой лётчик Великой Отечественной, начал летать самостоятельно в 15 лет, в авиационном корпусе его прозвали Летунком.
- Аркадий Каманин (1928-1947).

2. Рядовой, стрелок – автоматчик. В бою у деревни Чернушки он закрыл своим телом амбразуру дзота.
- Герой Советского Союза Александр Матросов (1924-1943).

3. Лётчик, после тяжёлого ранения и ампутации обеих ног продолжал летать. О нём написан известный роман Б. Полевого.
- Герой Советского Союза Маресьев А.П. (1916-2001).

4. Этот 14-летний белорусский партизан, Герой Советского Союза участвовал во многих боях и неизменно проявлял мужество и отвагу. В своём последнем бою он сражался до последнего патрона, а, когда у него осталась одна граната, подпустил фашистов поближе и взорвал их и себя.
- Марат Казей (1929-1944).

5. Лётчик - ас, командир эскадрильи, трижды Герой Советского Союза. Появление его самолёта в воздухе вызывало панику у противника.
- Маршал авиации Покрышкин А.И. (1913-1985).

6. 16-летний партизан, разведчик, подорвал машину с тремя немецкими военными, у одного из них (генерал - майора) был портфель с важнейшими документами. Погиб в бою в селе Острая Лука Псковской области. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.
- Лёня Голиков (1926-1943).

7. 14-летний подросток, пионер, член партизанского отряда, воевавшего в Керченских каменоломнях, ему посвящена известная книга Л. Кассиля и М. Поляновского.
- Володя Дубинин (1928-1942), ему посвящена книга «Улица младшего сына».

8. Герои молодёжного подполья в г. Краснодоне, о них написан известный роман А. Фадеева.
- Молодогвардейцы – члены подпольной молодёжной организации «Молодая гвардия»: И. Земнухов, У. Громова, О. Кошевой (комиссар), В. Левашов, В. Третьякевич, И. Туркенич (командир), С. Тюленин, Л. Шевцова. Всего в организации было около 100 человек.

V. Песни военных лет.

Назови песню, из которой эти строки:

1. «Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!»
"Священная война" (Слова В. Лебедева-Кумача, музыка А.Александрова)

2. «Выходила, песню заводила
Про степного сизого орла.
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.»
"Катюша" (слова М. Исаковского, музыка М. Блантера)

3. «Ты сейчас далеко – далеко.
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти четыре шага.»
"В землянке" (слова А. Суркова, музыка К. Листова)

4. «Споёмте, друзья, ведь завтра в поход –
Уйдём в предрассветный туман.
Споём веселей, пусть нам подпоёт
Седой боевой капитан.»
"Вечер на рейде" (слова А. Чуркина, музыка В. Соловьёва-Седого)

5. «Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей
Дни и ночи битву трудную вели –
Этот день мы приближали, как могли.»
"День Победы" (слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова)

VI. Как ты думаешь?

1. Почему наша страна победила в этой страшной войне, к которой мы были подготовлены гораздо хуже, чем наш противник?
И вот как ответили на этот вопрос наши участники: Наша страна победила в этой страшной войне, потому что:
- нам эта победа была очень нужна, мы боролись за свою Родину, за свободу следующих поколений. Все защитники проявили огромную волю к победе, все от мала до велика не жалели себя, защищая свою родную землю, изгоняя врага со своей Родины. (Павлов Иван, Обнинск, шк. 3-8А);
- мы боролись за свободу, за Родину, мы не хотели войны, но и отступать мы тоже не собирались. Гитлер считал, что все народы – рабы, а его народ – самый главный, хотя это не так. (Деревенцова Алёна, Обнинск, гимн.-7Б);
- у народа нашей страны была вера в Победу, бесстрашие, не боязнь идти на смерть, в бой, патриотизм, любовь к Родине (Полугодина Лера, Обнинск, шк.4-6Б);
- на защиту Родины встал весь народ. Каждый делал то, что мог, чтобы приблизить Победу: мужчины ушли на фронт, женщины и дети трудились в тылу на заводах, фабриках, изготовляли оружие для солдат, шли добровольцам в госпитали, ведь там не хватало людей. Повсеместно велась партизанская война. Все прекрасно понимали, что поражение в войне- это смерть или пожизненное рабство в плену у фашистов. (Валерия Михно, г.Шахты, МОУ СОШ №49-9В);
- наши воины были преданы своей стране, а у Гитлера в войсках были не только немцы, но и другие, которым не нравилась точка зрения Гитлера, но они были вынуждены воевать за него (Думкина Виктория, Обнинск, шк.4-8Б);
- наши солдаты воевали за свою родину, и каждый изо всех сил пытался помочь своей стране. (Пугачёв Иван, Обнинск, шк.4-6В);
- это была Великая Отечественная Война, когда против агрессора встали все как один. Мужчины, юноши и пожилые, стремились на фронт добровольцами, создавалось ополчение. Дети занимали их место на военных заводах. Женщины занимали место мужчин. Ради Победы никто не жалел ни сил, ни самой жизни. В тылу у немцев, как и в былые времена, поднималась дубина народного гнева. Все сражались за Родину и за ценой не стояли! У противника не было ни единого шанса. Против огня и стали вставали мужество, верность и любовь к Родине. (Коновалова Алёна, Обнинск, шк.11-9В);
- в отличие от фашистских солдат русские защищались. Нам было за что бороться. Каждый солдат СССР знал, что немцы и их союзники делают с пленными и куда их отправляют. Мы боролись за жизнь, за родину. Солдаты Сов. Союза были готовы идти на смерть, если это поможет стране. Такой самоотверженности нельзя было ничего противопоставить. К тому же у нас были талантливейшие полководцы. (Чёрная Лариса, Обнинск, шк.4-8А);
- русский солдат защищал свою землю, отечество, семью. Мы поббедили из-за «русского духа», который не хочет и не может быть побеждённым. (Листратов Саша, Обнинск, шк.11-7Б);
- в СССР было огромное желание не сдаться, как многие другие страны, под страхом смерти, а бороться до последнего. (Болохов Илья, Обнинск, гимн.-5В);
- на нас напали, а мы защищали свою родину; за нас было всё, даже природа. Таких суровых зим, которые были в годы войны, больше не было; в СССР были очень умные и хитрые военачальники. (Синицына Юля, Обнинск, шк.4-6А);
- наш народ воевал за свою Родину. Воевали даже дети. У нас были хорошие полководцы. (Горышнева Тамара, Обнинск, шк.1-3А);
- мы сражались за Родину, за отечество. И были сильны духом. (Сухинин Миша, Обнинск, шк.5-3А);
- мы защищали свою родину всем народом (и даже дети!), а немцы нас просто хотели захватить, и у них не было такой храбрости, как у нас. (Дымкова Оля, Обнинск, шк.6-5Б);
- весь народ поднялся на борьбу с врагом. Мужчины уходили на фронт, а женщины и дети занимали их места на заводах и фабриках - ведь для фронта нужны были оружие, боеприпасы, обмундирование, продовольствие. Стойко сопротивлялись врагу советские солдаты, но приходилось отступать. На земле, занятой врагом, создавались партизанские отряды. Партизаны взрывали поезда, минировали дороги - использовали малейшую возможность ослабить военную мощь фашистов. Советские воины - и выдающиеся полководцы, такие, как маршал Жуков, и рядовые солдаты, каких было несколько миллионов – отстаивали землю своих отцов, своё Отечество. Поэтому нашему народу удалось победить в этой кровопролитной войне. (команда "Икар" МОУ "Черноусовская ООШ", Омская область);
- беда сплотила всех, и больших, и маленьких. Все, насколько позволяли силы, трудились для победы. Воевали не только взрослые, но и дети: в партизанских отрядах и в армии, как «сыны полка», вместо отцов трудились на военных заводах, работали в колхозах. Поэтому у солдат были и снаряды, и оружие, и хлеб. Фашисты хотели захватить весь мир, а наш народ сражался за Родину, солдаты защищали свой дом, своих жён и детей. И, главное, все любили свою Родину, поэтому отдавали всё для фронта, всё для Победы. Они стояли насмерть. И это было сильнее любого оружия. (Коновалов Толя, Обнинск, шк.5-6А);
А ещё мы победили"благодаря силе русского духа, чистоте помыслов, железной вере в победу. И желание спасти свою землю, миллионы невинных жизней и будущие поколения придало сил нашим защитникам". (Дубинкина Оля, Обнинск, гимн.-8Б);
- Всё дело в мужестве и героизме нашего народа, каждый не сдавался несмотря ни на что и отстоял свою родину. (Хакаю Вика, Обнинск, щк.4-6А)
- Главной причиной победы как в войне 1812 года, так и в Великой Отечественной войне были мужество и героизм наших людей. Отлаженная военная машина Гитлера была остановлена благодаря глубокому патриотизму бойцов и тружеников тыла. Каждый советский человек понимал, что он не вправе отдать свою Родину во власть врагам. Именно благодаря духовному сплочению всех людей мы победили, не только отстояли родную страну, но и полностью разгромили вражескую армию Гитлера. (Абрамов Александр, Тверь, шк. 33-7 кл.)

На сайте Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М. И. Глинки сегодня стартует интернет-викторина «70 вопросов о Победе» для школьников до 16 лет. Она посвящена боевым и музыкальным страницам мировой и отечественной истории периода 1941-1945 годов.

Ребятам предлагается ответить на многие вопросы: о главных сражениях и героях Великой Отечественной, о военной технике и, конечно, о знаменитых песнях и фильмах тех лет. Школьники могут принять участие в викторине индивидуально или классами. Победители получат грамоту от Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М. И. Глинки и смогут бесплатно посетить выставку «70 мелодий Победы» в музее на улице Фадеева, 4, где впервые представлена полная музыкальная палитра Великой Отечественной.

Гости выставки могут услышать песни, исполнявшиеся на фронтах, и сочинения, написанные в тылу, победные марши Парада на Красной площади; увидят концертные афиши военных лет и мемориальные вещи знаменитых музыкантов Дмитрия Шостаковича и Клавдии Шульженко, выступления фронтовых бригад. Они смогут самостоятельно исполнить песни о войне и Победе в стилизованной студии звукозаписи и получить фото на память.

Сама выставка открылась 6 мая и по-прежнему привлекает посетителей - взрослых и юных. Здесь собран уникальный архивный видео- и звукоряд, и посетители вместе с исполнителями военного времени совершают музыкальное путешествие из предвоенного времени на передовую, на привал после боя и в студию Радиокомитета, откуда велись музыкальные передачи на весь мир; в концертный зал блокадного Ленинграда и сцену театра прифронтового города. Впервые широкой аудитории представлена запись знаменитой «Священной войны» Александра. Александрова с первой грампластинки. Посетители увидят и авторскую рукопись этого произведения.

Представлены здесь и знаменитые песни мирного времени, среди которых «Катюша» и «Синий платочек», которые стали популярными во время войны. В экспозиционном пространстве посетителям предлагается ознакомиться с известными фронтовыми вариантами этих произведений. Еще одна премьера выставки - альбом-летопись музыкальной жизни Москвы в годы войны, которую вел главный дирижер Большого симфонического оркестра Всесоюзного радиокомитета Николай Семенович Голованов. Среди экспонатв - газетные статьи, приглашения на премьеры, программы концертов и рецензии-заметки отразили главные вехи музыкальной жизни столицы 1941-1945 годов.

Ощутить атмосферу времени помогает оригинальное художественное решение выставочного пространства: маскировочная сетка, лучи прожекторов, витрины с уникальными экспонатами выполненные в виде ящиков для боеприпасов. В разделе, посвященном блокадному Ленинграду, посетители смогут «услышать» звуки войны с помощью акустического звукоулавливателя «Слушай небо».

Ох, уж эти бурные 70-е! Время диско, хиппи, феминизма,именно тогда в Европе началось зарождение экологического движения, произошла вьетнамская война … Короче говоря, это была эпоха, богатая на изменения во всех областях жизни. А значит, у нас в распоряжении достаточно материала, чтобы организовать супер вечеринку!

Приглашение





- Вырежьте из бумаги круг и разукрасьте его, как виниловый диск, или возьмите настоящий уже не нужный диск и напишите в центре на этикетке текст приглашения.
- Найдите в Интернете фотографию популярного в 70-е артиста или актера (например, Джона Траволты в фильме «Лихорадка субботнего вечера») и с помощью компьютерной программы замените его голову на свою.
- Смастерите из фольги шар для дискотеки и наклейте приглашение сверху или положите внутрь.
- Сделайте на обычном листе бумаги коллаж из ярких образов и событий той эпохи.
- Склейте из бумаги обложку для CD-диска, на ней напишите свое приглашение, а внутрь вставьте диск с музыкой 70-х, чтобы погрузить приглашенных в соответствующую атмосферу.
Костюмы
На празднике в стиле 70-х само собой напрашивается проведение костюмированной вечеринки! Попросите гостей придти в костюмах. Выбор огромен: диско, панк, хиппи, Абба, манга… Практически все подходит!
Вот несколько идей:
Диско: брюки-клеш, рубашка ярких цветов или с блестками.
Хиппи: индийская туника, футболка с напечатанным рисунком, афганский жилет, огромные очки, платок, брюки-клеш, очень яркая одежда, часто с цветочными мотивами и вышивкой, сандалии, длинные бусы (как правило, с пацификом).
Абба: все белое, брюки-клеш, обувь на платформе.
Панк: очень агрессивный стиль, рваные джинсы, кожаная куртка, браслет или колье с шипами, огромные ботинки, внешний вид слегка неопрятный, ирокезы всех цветов, булавки.
Декорации

Расслабьтесь! Здесь столько всего можно сделать! Почерпните идеи в следующем списке:
- диско шар;
- смайлики;
- кричащие цвета: оранжевый, зеленый, лиловый, желтый, а также обязательно коричневый;
- плакаты с цитатами из хитов 70-х;
- блестки, виниловые диски и журналы 70-х годов, которые можно найти на барахолках;
- транспарант с лозунгом «Добро пожаловать в 70-е!»;
- фотографии, на которых изображены вы и ваши друзья в ту эпоху. Вы даже можете использовать их как указатели на место за столом;
- популярные в те времена предметы, например, дисковый телефон;
- галлюциногенные, вульгарные и цветочные мотивы в узорах;
- обои той эпохи;
- значки со слоганами или смайликами.
Игры
Викторина
Кто лучше знает 70-е?
Вот несколько возможных заданий:
- соединить в пары певца (актера) из одного списка с названием песни (фильма) из другого списка:
- по цитате из песни сказать, кто ее исполнял;
- по отрывку из песни или заставки к фильму угадать, о чем идет речь.
Танцевальный конкурс
Есть несколько вариантов организации конкурса:
- «делай, как я»: кто-то один становится вперед и начинает двигаться в стиле диско, другие должны за ним повторять. Те, кто не справляются, постепенно выбывают;
- классика: выбирается компетентное жюри, которое путем голосования и выставления оценок выбирает лучшего;
- самая длинная цепочка: кто-то один становится вперед и показывает первое движение, все за ним повторяют, затем, он показывает второе движение, задача группы - повторить комбинацию из первого и второго движения, и так далее. Тот, кто запутается, выбывает;
- уроки диско: вы приглашаете на мероприятие профессионала, который учит всех желающих типичным движениям!
Твистер

Несмотря на то, что эта игра зародилась еще в середине 60-х, наибольшую известность она приобрела именно в 70-е. К тому же, наблюдать за ней не менее интересно и забавно, нежели играть.

Гонки на роликовых коньках
Роликовые коньки были очень популярны в 70-е! Если у каждого из гостей они есть, то вы могли бы перенести праздник из дома на улицу и устроить небольшой заезд. Представьте себе, как будет весело не только вам, но и окружающим, которые увидят вас в ярких костюмах!
Что это?

Для этой игры вам понадобятся типичные для 70-х вещи (или их изображения), которых уже нет в современной жизни. Задача участников - угадать или вспомнить, как это называется и для чего было нужно.

Найди эквивалент
Составьте список предметов или занятий, популярных в 70-е, и попросите гостей найти им эквиваленты в современной жизни, или наоборот. Например, оплата наличными - оплата банковской картой (покупка в кредит, через ипотеку), почтовое письмо - электронное письмо, телеграмма - смс.
Значок
В 70-х было очень модно носить значки. Тогда их существовало превеликое множество вариантов: разных цветов, со слоганами или изображениями. Предложите гостям в качестве развлечения и дополнения своего образа смастерить по значку.
Музыка

В 70-е годы в моде было много направлений: диско, панк, рок, соул и регги. Глаза разбегаются?
Тогда вот небольшая выборка исполнителей и групп: Abba, Bee Gees, Bob Marley, Bonny M, Doors, Elvis Presley, Michael Jackson, Pink Floyd, Queen, Sex Pistols…

Кино
Интерпретация фильма тоже может стать темой для праздника. Почему бы не попросить гостей придти в образах мафии из «Крестного отца» или в стиле диско, как Джон Траволта в фильме «Лихорадка субботнего вечера»?
Также вы можете устроить просмотр фильма, как часть развлечения, пустить кадры из него в качестве декораций или просто почерпнуть в нем какие-то идеи для праздника!
Вот еще несколько наиболее популярных фильмов той эпохи: «Рокки», «Заводной апельсин», «Ангелы Чарли»… Из мультфильмов можно отметить такие, как «Жемчуг дракона», «Грендайзер», «Кэнди-Кэнди»…
Меню
- фондю: тогда было, практически, у каждого! С соусом собственного приготовления или классическим сырным или шоколадным.