Военная авиация в цифрах

Боевые самолёты - хищные птицы неба. Вот уже более сотни лет они блистают в воинах и на аэрошоу. Согласитесь, сложно оторвать взгляд от современных многоцелевых аппаратов набитых электроникой и композитными материалами. Но в самолётах времён Второй мировой войны есть что-то особенное. То была эпоха великих побед и великих асов, который сражались в воздухе, глядя друг другу в глаза. Инженеры и авиаконструкторы из разных стран придумали множество легендарных самолётов. Сегодня представляем вашему вниманию список десяти самых известных, узнаваемых, популярных и лучших самолётов времён Второй мировой войны по версии редакции игры@mail.ru .

Супермарин Спитфайр (Supermarine Spitfire)

Список лучших самолётов Второй мировой войны открывает британский истребитель «Супермарин Спитфайр». Вид у него классический, но чуть неуклюжий. Крылья - лопаты, тяжеловесный нос, фонарь в форме пузыря. Однако именно «Спитфайр» выручил Королевские военно-воздушные силы, остановив немецкие бомбардировщики во время битвы за Британию. Немецкие пилоты-истребители, с большим неудовольствие обнаружили, что британские самолёты ничуть им не уступают, а в манёвренности даже превосходят.
«Спитфайр» был разработан и поставлен на вооружение очень вовремя - в аккурат перед началом Второй мировой войны. Правда, с первой битвой вышел казус. Из-за сбоя радара «Спитфайры» были отправлены в бой с фантомным врагом и обстреляли свои же британские истребители. Зато потом когда англичане распробовали достоинства нового самолёта его, как только не использовали. И для перехвата, и для разведки, и даже в качестве бомбардировщиков. Всего было выпущено 20 000 «Спитфайров». За всё хорошее и в первую очередь за спасение острова во время битвы за Британию этот самолёт занимает почётное десятое место.


Heinkel He 111 как раз тот самолёт, с которым боролись английские истребители. Это самый узнаваемый немецкий бомбардировщик. Его невозможно спутать ни с каким другим самолётом, благодаря характерной форме широких крыльев. Именно крылья обеспечили Heinkel He 111 прозвище «летающая лопата».
Создавался этот бомбардировщик задолго до войны под видом пассажирского самолёта. Он очень хорошо проявил себя ещё в 30-х годах, но к началу Второй мировой войны начал устаревать, и по скорости, и по манёвренности. Какое-то время он продержался из-за способности выдерживать большой урон, но когда небо завоевали союзники, Heinkel He 111 был «разжалован» до обычного транспортника. Этот самолёт воплощает в себе само определение бомбардировщика Люфтваффе, за что и получает девятое место нашего рейтинга.


В начале Великой Отечественной войны немецкая авиация делала в небе СССР что хотела. Только в 1942 году появился советский истребитель, который мог вести с «Мессершмиттами» и «Фокке-Вульфами» бой на равных. Это был «Ла-5» разработанный в конструкторском бюро Лавочкина. Создавался он в огромной спешке. Самолёт устроен настолько просто, что в кабине нет даже самых элементарных приборов вроде авиагоризонта. Но лётчикам «Ла-5» сразу понравился. В первых же пробных полётах на нём сбили 16 вражеских самолётов.
«Ла-5» вынес на себе основную тяжесть сражений в небе над Сталинградом и Курской дугой. На нём сражался ас Иван Кожедуб, именно на нём летал с протезами знаменитый Алексей Маресьев. Единственная проблема «Ла-5» помешавшая ему подняться в нашем рейтинге выше - внешний вид. Он совершенно безликий и невыразительный. Когда немцы впервые увидели этот истребитель, то сразу дали ему прозвище «новая крыса». А все, потому что он сильно походил на прозванный «крысой» легендарный самолёт «И-16».

Норт Америкэн Р-51 Мустанг (North American P-51 Mustang)


У американцев во Второй мировой войне участвовало множество типов истребителей, но самым знаменитым среди них был, конечно же, Р-51 Мустанг. История его создания необычна. Англичане уже в разгар войны в 1940 году заказали самолёты американцам. Заказ был выполнен и в 1942 первые «Мустанги» в числе Британских королевских ВВС вступили в бои. И тут оказалось, что самолёты настолько хороши, что пригодятся и самим американцам.
Самая заметная особенность самолёта Р-51 Мустанг - огромные топливные баки. Это делало их идеальными истребителями для сопровождения бомбардировщиков, чем они успешно занимались в Европе и в Тихом океане. Их также использовали для разведки и для штурма. Они даже немного бомбили. Особенно досталось от «Мустангов» японцам.


Самым известным бомбардировщиком США тех лет считается, конечно же, Boeing B-17 «Летающая крепость». Четырехдвигательный, тяжёлый, обвешанный со всех сторон пулемётами бомбардировщик Boeing B-17 Flying Fortress породил немало героических и фанатических историй. С одной стороны, лётчики любили его за лёгкость в управлении и живучесть, с другой стороны потери среди этих бомбардировщиков были неприлично велики. В одном из вылетов, из 300 «Летающих крепостей» не вернулись 77. Почему? Тут можно упомянуть полную и беззащитность экипажа от огня спереди и повышенный риск возгорания. Однако главной проблемой стало убеждение американских генералов. В начале войны думали, что если бомбардировщиков много и они летят высоко, то можно обойтись без всякого эскорта. Истребители Люфтваффе опровергли это заблуждение. Уроки они давали суровые. Американцам и британцам приходилось учиться очень быстро, менять тактику, стратегию и конструкцию самолёта. Стратегические бомбардировщики внесли свой вклад в победу, но цена оказалась высокой. Треть «Летающих крепостей» не вернулась на аэродромы.


На пятом месте нашего рейтинга лучших самолётов Второй мировой войны расположился главный охотник на немецкие самолёты «Як-9». Если «Ла-5» был рабочей лошадкой вынесший тяжесть боёв переломного периода войны, то Як-9» это самолёт победы. Создан он был на основе предыдущих моделей истребителей «Як», но в конструкции вместо тяжёлого дерева использовался дюралюминий. Это сделало самолёт легче и оставило место для модификаций. Что только не делали с «Як-9». Фронтовой истребитель, истребитель-бомбардировщик, перехватчик, эскорт, разведчик и даже курьерский самолёт.
На «Як-9» советские пилоты на равных сражались с немецкими асами, которых сильно пугали его мощные пушки. Достаточно лишь сказать, что лучшую модификацию «Як-9У» наши лётчики ласково прозвали «Убийцей». «Як-9» стал символом советской авиации и самым массовым советским истребителем времён Второй мировой войны. На заводах в день иногда собирали по 20 самолётов, а всего за время войны их было выпущено почти 15 000.

Юнкерс Ю-87 (Junkers Ju 87)


Юнкерс Ю-87 «Штука» - немецкий пикирующий бомбардировщик. Благодаря способности вертикально падать на цель «Юнкерсы» укладывали бомбы с ювелирной точностью. Поддерживая истребительное наступление все в конструкции «Штуки» подчинено одному - попасть в цель. Воздушные тормоза не давали разогнаться во время пикирования, особые механизмы отводили сбрасываемую бомбу подальше от винта и автоматически выводили самолёт из пике.
Юнкерс Ю-87 - главный самолёт Блицкрига. Он блистал в самом начале войны, когда Германия шла победным маршем по Европе. Правда, потом выяснилось, что «Юнкерсы» очень уязвимы для истребителей, так что их использование плавно сошло на нет. Правда, в России благодаря преимуществу немцев в воздухе «Штуки» всё-таки успели повоевать. За характерные неубирающееся шасси их прозвали «лаптёжниками». Дополнительную известность «Штукам» принёс немецкий лётчик ас Ганс-Ульрих Рудель. Но несмотря на свою всемирную известность Юнкерс Ю-87 оказался на четвёртом месте в списке лучших самолётов Второй мировой войны.


На почётном третьем месте в рейтинге лучших самолётов Второй мировой войны находится японский палубный истребитель Mitsubishi A6M Zero. Это самый известный самолёт войны на Тихом океане. История этого самолёта очень показательна. В начале войны он был, чуть ли не самым продвинутым самолётом - лёгким, манёвренным, высокотехнологичным, с невероятной дальностью полёта. Для американцев Zero стал крайне неприятным сюрпризом, он на голову превосходил все, что у них было на тот момент.
Однако японское мировоззрение сыграло с Zero злую шутку, никто не подумал о его защите в воздушном бою - бензобаки легко горели, пилотов не прикрывала броня, да и о парашютах никто не подумал. При попадании Mitsubishi A6M Zero вспыхивали как спички, и у японских лётчиков не было шансов спастись. Американцы, в конце концов, научились бороться с Zero, они летали парами и атаковали с высоты, уходя от боя на виражах. Они выпустили новые истребители Chance Vought F4U Corsair, Lockheed P-38 Lightning и Grumman F6F Hellcat. Американцы признали свои ошибки и приспособились, а гордые японцы - нет. Устаревший к концу войны Zero стал самолётом-камикадзе, символом бессмысленного сопротивления.


Знаменитый Messerschmitt Bf.109 – главный истребитель Второй мировой. Именно он безраздельно господствовал в советском небе до 1942 года. Исключительно удачная конструкция позволила «Мессершмитту» навязывать свою тактику другим самолётам. Он отлично набирал скорость в пикировании. Излюбленным приёмом немецких лётчиков стал «соколиный удар», при котором истребитель пикирует на врага и после быстрой атаки вновь уходит на высоту.
Недостатки у этого самолёта тоже были. Завоевать небо Англии ему помешала невысокая дальность полёта. Сопровождать бомбардировщики «Мессершмитту» тоже было нелегко. На небольшой высоте он терял преимущество в скорости. К концу войны «Мессерам» крепко доставалось и от советских истребителей с востока и от союзных бомбардировщиков с запада. Но Messerschmitt Bf.109, тем не менее, вошёл в легенды как лучший истребитель Люфтваффе. Всего их было изготовлено почти 34 000 штук. Это второй по массовости самолёт в истории.


Итак, встречайте победителя в нашем рейтинге самых легендарных самолётов Второй мировой войны. Штурмовик «Ил-2» он же «Горбатый», он же «летающий танк», немцы чаще всего называли его «чёрная смерть». «Ил-2» особенный самолёт, он сразу задумывался как хорошо защищённый штурмовик, так что сбить его было в разы труднее, чем другие самолёты. Был случай, когда штурмовик вернулся с вылета и на нём насчитали более 600 попаданий. После быстрого ремонта «Горбатые» снова отправлялись в бой. Даже если самолёт сбивали он частенько оставался в целости, бронированное брюхо позволяло, ему без проблем приземлятся в чистом поле.
«Ил-2» прошёл через всю войну. Всего же было изготовлено 36 000 штурмовиков. Это сделало «Горбатого» рекордсменом, самым массовым боевым самолётом всех времён. За свои выдающиеся качества оригинальную конструкцию и громадную роль во Второй мировой войне знаменитый «Ил-2» по праву занимает первое место в рейтинге самых лучших самолётов тех лет.

Поделится в соц. сетях

Один из видов Вооружённых сил СССР, в основные задачи которого входило прикрытие с воздуха Сухопутных войск (СВ) и Военно-морского флота (ВМФ), непосредственное уничтожение объектов и сил противника, участие в специальных операциях, воздушные переброски, а также решающая роль в завоевании господства в воздухе.

В предвоенные годы в СССР профессия военного летчика была особенно популярной. До декабря 1940 г. ВВС комплектовались исключительно добровольцами, проходившими строжайший отбор. Популярности авиации в среде молодежи способствовали многочисленные рекорды, установленные советскими авиаторами в 1930-е гг. Имена героевлетчиков В. П. Чкалова, Г. Ф. Байдукова, С. А. Леваневского, М. М. Громова, отважных летчиц В. С. Гризодубовой, М. М. Расковой были не менее известны, чем имена популярных актеров и музыкантов. Советская авиапромышленность, еще в кон. 1920-х гг. находившаяся в зачаточном состоянии, уже к концу первой пятилетки встала на ноги и смогла дать ВВС современную авиационную технику. Так, если в 1928 г. в СССР было всего 12 авиапредприятий, то к 1933 г. их число выросло до 31. К кон. 1930-х гг. по выпуску самолетов Советский Союз опередил все развитые капиталистические страны. Однако к тому времени обозначился и ряд серьезных проблем. Существенно отставало отечественное двигателестроение, не хватало легких авиационных материалов (алюминия, дюралюминия и др.); выпускаемые отечественной промышленностью самолеты, еще 2-3 года назад считавшиеся вполне современными, в силу быстрого развития конструкторской мысли на Западе начали стремительно устаревать. В 1939 г. советское правительство начинает принимать экстренные меры по модернизации самолетного парка ВВС. Создаются новые конструкторские бюро под руководством молодых инженеров А. С. Яковлева, С. А. Лавочкина, П. О. Сухого, А. И. Микояна и М. И. Гуревича. Над новыми машинами работают Н. Н. Поликарпов, С. В. Ильюшин, а также находящиеся в заключении А. Н. Туполев, В. М. Петляков и многие другие. К июню 1941 г. советские ВВС насчитывали ок. 16 000 боевых самолетов. Непосредственно в пяти западных приграничных округах было развернуто 10 243 самолета, из которых 7473 принадлежали ВВС РККА (фронтовая, армейская и корпусная авиация), 1437 самолетов Северного, Балтийского и Черноморского флотов и 1333 самолета дальнебомбардировочной авиации (ДБА), подчиненной непосредственно Главному командованию РККА. Большинство советских самолетов были устаревших типов: истребители И-15бис, И-16, И-153; бомбардировщики СБ, Ар-2, ТБ-3; разведчики Р-5, Р-Z, Р-10, МБР-2. Относительно современными можно было считать ближние бомбардировщики Су-2, Як-2, Як-4 и дальние ДБ-3 и ДБ-3ф (Ил-4). Все эти машины в той или иной степени уступали аналогичным самолетам противника, особенно сильный разрыв был в истребительной авиации. Даже устаревающему немецкому истребителю Ме-109Е советский И-16, в зависимости от модификации, проигрывал в скорости 60-100 км/ч, а новому Ме-109Ф, которых у немцев было большинство, — 120-150 км/ч. Положение могли бы исправить новые советские самолеты-истребители Як-1, МиГ-3 и ЛаГГ-3, штурмовики Ил-2, бомбардировщики Пе-2, однако эти машины не успели заменить в частях устаревшие образцы. Но даже в тех частях, которые получили новую технику, личный состав не успел ее освоить. Хотя на западе страны было уже 1540 самолетов новых типов, переучились на них только 208 экипажей. Уровень обучения советских пилотов также был ниже, чем у немецких. В течение 1939-1941 гг. в ряды ВВС влилось большое количество молодых летчиков, обученных по сокращенной программе. Лишь немногим более 3 тыс. советских летчиков имели хоть какой-то боевой опыт, полученный в Финляндии, Испании или на Халхин-Голе. Среди немецких пилотов абсолютное большинство имели опыт боев в Польше, Франции, над Англией, Югославией, Грецией и Критом. Многие немецкие летчики-истребители получили право называться асами. ВВС Германии (Люфтваффе) и ее союзников — Венгрии, Румынии, Финляндии и Словакии — насчитывали 4130 боевых самолетов. Осенью 1941 г. к ним присоединились самолеты ВВС Италии и Хорватии. И все же советские летчики оказывали яростное сопротивление. В первый же день войны противник потерял 78 самолетов, еще 89 были повреждены. 18 самолетов были сбиты таранными ударами советских летчиков. Вскоре стали известны имена первых советских асов Великой Отечественной: А. Антоненко, П. Бринько, Б. Сафонов. 22 июля 1941 г. немецкая авиация совершила первый налет на Москву. В ответ в ночь на 8 августа бомбардировщики ВВС КБФ бомбили Берлин. В июле-августе была изменена штатная структура полков и дивизий ВВС. Тогда же была введена должность командующего ВВС, которым стал начальник Управления ВВС генерал П. Ф. Жигарев (с апреля 1942 г.— генерал А. А. Новиков). Весной 1942 г. противник смог оправиться от полученного удара и, собрав на южном участке фронта огромные силы, вновь перешел в наступление. Действующий здесь 4 воздушный флот Люфтваффе насчитывал 1200 боевых машин, не считая ВВС Венгрии, Румынии и Италии. Эти самолеты поддерживали фашистские войска, рвущиеся к Сталинграду и на Кавказ. Действующая под Сталинградом советская авиация не имела и тысячи самолетов. В таких условиях началась грандиозная Сталинградская битва. Весной-летом 1942 г. организационная структура советских ВВС вновь подверглась изменениям. В марте ДБА была переформирована в авиацию дальнего действия (АДД, командующий — генерал А.Е. Голованов). В мае-июне началось формирование воздушных армий (ВА) — самостоятельных авиационных соединений. В отличие от ранее действующей системы, когда силы ВВС дробились между фронтом, армиями и даже корпусами, новая организация позволяла использовать авиацию более массированно, концентрируя ее усилия на важнейших участках фронта. Всего в годы войны было сформировано 18 воздушных армий (в 18-ю воздушную армию в 1944 г. была переформирована АДД). Для усиления ВА, действующих на направлениях главных ударов, осенью 1942 г. началось формирование авиационных корпусов резерва Верховного Главнокомандования. До кон. 1944 г. было сформировано 30 таких корпусов, к 1 января 1945 г. в их составе находилось 43% всех самолетов ВВС Красной Армии. Эти мероприятия стали возможны потому, что с 1942 г. советская промышленность развернула массовый выпуск современных боевых самолетов. Если в 1941 г. было выпущено 15 735 машин, то в 1942 г.— уже 25 436, в 1943 г.— 34 884, в 1944 г.— 40 261. Более высокими темпами работала лишь авиационная промышленность США, которой, однако, не нужно было эвакуировать свои предприятия и заново организовывать все производство. Не снижая темпов выпуска, советская авиапромышленность осваивала новые типы самолетов, одновременно продолжалось совершенствование более ранних. Существенную помощь оказали и союзники. С кон. 1941 г. до лета 1945 г. по ленд-лизу было получено 18 865 самолетов, в т. ч. истребители «Аэрокобра», «Киттихоук», «Кингкобра», «Тандерболт», «Харрикейн», «Спитфаир», бомбардировщики и торпедоносцы «Митчелл», «Бостон», «Хемпден», различные морские, транспортные и учебные самолеты. Из США, Великобритании и Канады поступали авиабензин и различные авиационные материалы. Весной-летом 1943 г. в ходе грандиозных воздушных сражений на Кубани (апрель-май) и на Курской дуге (июль-август) советские ВВС сломили сопротивление противника и уже не упускали своего превосходства в воздухе до самого конца войны. В 1944-1945 гг. советские ВВС прочно удерживали превосходство в воздухе, хотя противник периодически пытался перехватить инициативу на отдельных участках фронта. В советских ВВС в дополнение к уже действующему французскому авиаполку «Нормандия» появились польские и чехословацкие национальные авиационные формирования. С другой стороны, на вооружение Люфтваффе во все возрастающем объеме стала поступать новая совершенная боевая техника, в т. ч. реактивные истребители Ме-262 и бомбардировщики Ар-234. С приближением к границам Германии значительно возросло противодействие немецкой зенитной артиллерии, имевшей на вооружении орудия с радарным наведением. До последних дней войны фашистская авиация и ПВО оказывали яростное и упорное сопротивление. Так, за неполный месяц Берлинской наступательной операции потери советских ВВС составили 917 самолетов из более чем 7500 участвовавших. В августе 1945 г. ВВС Красной Армии и Тихоокеанского флота участвовали в разгроме японской Квантунской армии. С первого же дня наша авиация безраздельно господствовала в небе, поддерживая продвижение наземных частей. В годы Великой Отечественной войны советская авиация (без учета ВВС флота) совершила 3 млн 124 тыс. боевых самолетовылетов. На противника было сброшено 30 млн 450 тыс. бомб общим весом 660 тыс. т. В воздушных боях и на аэродромах было уничтожено 57 тыс. самолетов противника, а общие потери Германии и ее сателлитов на Восточном фронте составили 77 тыс. самолетов. Собственные потери составили 88 300 самолетов, в т. ч. 43 100 сбитыми и уничтоженными на аэродромах. За 1941-1945 гг. 2420 авиаторов были удостоены почетного звания Героя Советского Союза, 65 пилотов были удостоены этого звания дважды, а двое (И. Н. Кожедуб и А. И. Покрышкин) стали трижды Героями Советского Союза.

Исторические источники:

Перечень объединений и соединений советских вооруженных сил, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг: (справочник). М., 1992.

ВВС СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Военно-воздушные силы (ВВС) любого государства предназначены для самостоятельных действий при решении оперативных задач и для совместных действий с другими родами войск. Советские Военно-воздушные силы создавались вместе с Красной армией. 28 октября (10 ноября) 1917 года было образовано Бюро комиссаров авиации и воздухоплавания под председательством а. В. Можаева. В декабре была учреждена Всероссийская авиационная коллегия по управлению воздушным флотом республики, ее председателем был назначен К. В. Акашев. На коллегию возлагались руководство формированием авиационных частей, центральных и местных управлений ВВС, подготовка авиационных кадров и материально-техническое обеспечение.

В 1921-1941 годах руководство советских ВВС осуществляли А. В. Сергеев (1921-1922), А. П. Розенгольц (1923-1924), П. И. Баранов (1924-1931), командарм 2-го ранга Я. И. Алкснис (1931-1937), командарм 2-го ранга а. Д. Лактионов (1937-1939), участник испанских событий 1936-1937 годов генерал-лейтенант авиации, дважды Герой Советского Союза Я. В. Смушкевич (1939-1940), генерал-лейтенант авиации П. В. Рычагов (1940-1941).

Перед началом Второй мировой войны правительством СССР были приняты меры по форсированию производства лучших типов самолетов. В 1940-1941 годах был начат серийный выпуск истребителей Як-1, МиГ-3, лаГГ-3, бомбардировщиков Пе-2, Пе-8, штурмовиков Ил-2 и перевооружение ими авиационных полков. Эти самолетов превосходили технику ВВС Германии, однако к началу Великой Отечественной войны перевооружение авиачастей и переобучение летного состава не были окончены.

Высокие боевые качества советские ВВС проявили в битвах под Москвой, Сталинградом, Курском, в операциях на Правобережной Украине, в Белоруссии, Ясско-Кишиневской, Висло-Одерской и Берлинской.

Авиационная промышленность систематически наращивала производство самолетов. Среднемесячный выпуск во второй половине 1941 года составил 1630 единиц техники, в 1942 – 2120, в 1943 – 2907, в 1944 – 3355 и в 1945 – 2206.

В 2015 году Россия отмечает семидесятилетие Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. В канун праздника вспоминается, что в декабре 1941 года в битве под Москвой был опрокинут план гитлеровского командования на молниеносную войну, а в ноябре 1942 года победа советских войск под Сталинградом совершила коренной перелом в войне. Курская битва окончательно сломила сопротивление войск противника, поставив его войска перед катастрофой полного разгрома. Наступило время освобождения нашей территории от немецких захватчиков. В конце 1944 года советские войска вышли на государственную границу на всем ее протяжении, от Черного до Баренцева моря, тем самым полностью освободив советскую землю от фашистской нечисти, и, перейдя границу, приступили к освобождению от фашистского порабощения народов Европы. В этих победах важную роль сыграли Военно-воздушные силы страны. Достаточно вспомнить ночной таран в небе Москвы Героем Советского Союза летчиком Виктором Васильевичем Талалихиным и имя североморского летчика, дважды Героя Советского Союза гвардии полковника Бориса Феоктистовича Сафонова.

22 июня 1941 года навсегда останется в нашей памяти днем величайшей трагедии. Советская авиация понесла тяжелейший урон, однако даже в условиях хаоса, неразберихи и откровенного головотяпства советские летчики сумели достойно встретить противника, в воздушных боях, развернувшихся от Балтики до Черного моря, они сумели сбить за день 244 немецких самолета. Основной удар немецкой авиации пришелся на Белорусский военный округ – здесь авиации Германии удалось сжечь на аэродромах более 500 машин. Однако большинство уцелевших после первого удара пилотов оказали противнику такое жестокое противодействие, какого они не знали даже в дни битвы за Англию. Только в районе Западного фронта гитлеровцы лишились 143 своих самолетов.

С момента вторжения начались воздушные бои в полосе от Гродно до Львова. Отсутствие у наших войск средств ПВО позволило немецким летчикам действовать, как на полигоне. Во второй половине дня уцелевший личный состав авиационного полка был эвакуирован на восток. Один из полков готовился к полетам на самолетах конструкции а. С. Яковлева (Як-1), которые прибыли в полк и были собраны лишь 19 июня. По воспоминанием одного из работников завода, собранные самолеты не имели вооружения и не были обеспечены топливом, поэтому не могли подняться в воздух.

Справедливости ради следует отметить, что в конце 30-х годов в СССР была создана мощная научно-производственная база, способная проектировать и производить большое количество самолетов разного типа. Эти учреждения возглавляли выдающиеся конструкторы А.. Н. Туполев, А. С. Яковлев, С. В. Ильюшин, С. А. Лавочкин, Артем. И. Микоян, конструкторы авиационных моторов В. Я. Климов и А. А. Микулин. Кроме этого, в суровые годы войны проявили себя и другие грамотные конструкторы – перечислить все имена просто невозможно. Большинство из них стали Героями Социалистического Труда, многие – лауреатами Государственной премии (в то время – Сталинской). В результате к июню 1941 года была создана база, в полтора раза превышающая немецкую.

К большому сожалению, до сих пор нет единого мнения о количественном составе советских ВВС на начало войны. Из общего числа боевых самолетов 53,4% были истребителями, 41,2% – бомбардировщиками, 3,2% – самолетами-разведчиками и 0,2% – штурмовиками. Около 80% всех самолетов относились к старым типам. Да, основная масса наших машин уступала по своим характеристикам самолетам противника, – об этом много написано. Но как бы ни критиковали наши «чайки» и «ишаки», именно на них были достигнуты рекорды, так что принижать значение наших устаревших на то время самолетов – значит грешить перед истиной: потери противника в воздухе если не превзошли наши, то были никак не ниже.

Сравнение ВВС и люфтваффе не может быть сделано исходя только из количества машин. Следует учитывать также обеспеченность экипажами и боеспособность самолетов. Немецкие экипажи к лету 1941 года имели двухлетнюю боевую летную подготовку. За первые шесть месяцев войны советские ВВС потеряли 21 200 самолетов.

Признавая мужество и доблесть советских летчиков, преклоняясь перед их подвигом и самопожертвованием, стоит понимать, что СССР удалось возродить свои ВВС после катастрофы 1941 года исключительно за счет громадных людских ресурсов, передислокации всей авиационной промышленности в районы, недосягаемые для немецких самолетов. К счастью, была потеряна в основном техника, а не летный и технический составы, которые и стали основой возрождаемых ВВС.

В 1941 году авиапромышленность передала фронту 7081 самолет. Начиная с января 1942 года выпуск авиатехники неуклонно возрастал благодаря вводу авиазаводов, эвакуированных в первые месяцы войны. В течение 1942 года советская авиационная промышленность выпустила 9918 истребителей, а немецкая – 5515. Таким образом, советская авиационная промышленность начала опережать немецкую. На вооружение ВВС стали поступать новейшие самолеты – Як-76, Як-9, Як-3, ла-5, ла-7, ла-9, двухместные штурмовики Ил-2, бомбардировщики Ту-2. Если на 1 января 1942 года советские ВВС имели в своем составе 12000 самолетов, то на 1 января 1944 года – 32 500. В мае 1942 года во фронтовой авиации были созданы воздушные армии – крупные авиационные оперативные объединения, в конце года их было 13. C осени 1942 года началось формирование отдельных авиационных корпусов резерва Верховного Главнокомандования как наиболее целесообразной формы авиационных резервов. Но еще раньше, в марте 1942 года, дальняя и тяжелая бомбардировочная авиация была изъята из подчинения командующего ВВС и преобразована в авиацию дальнего действия с подчинением Ставке.

Изменение организационной структуры и резко возросшая численность военно-воздушных сил позволили массированно применять авиацию на решающих направлениях действий сухопутных войск и управлять ею централизованно.

Нашими ВВС во время Великой Отечественной войны руководили генерал-лейтенант П. Ф. Жигарев (апрель 1941 – февраль 1942), главный маршал авиации А. А. Новиков (апрель 1942 – март 1946). За годы Великой Отечественной войны наши летчики совершили около 4 миллионов боевых вылетов и сбросили на врага 30,5 миллиона бомб, в воздушных боях и на аэродромах было уничтожено 55 тысяч немецких самолетов (84% всех потерянных ими на Восточном фронте).

Советские летчики оказывали большую помощь и партизанам. Только полки дальней авиации и гражданского воздушного флота совершили около 110 тысяч полетов в партизанские отряды, доставив туда 17 тысяч тонн вооружения, боеприпасов, продовольствия и медикаментов, перевезли по воздуху свыше 83 тысяч партизан.

Советские летчики показали многочисленные примеры беззаветной преданности Родине, подлинного героизма и высокого боевого мастерства. Беспримерные подвиги совершили Н. Ф. Гастелло, В. В. Талалихин, А. П. Маресьев, И. С. Полбин, Б. Ф. Сафонов, Т. М. Фрунзе, Л. Г. Белоусов и многие другие. Свыше 200 тысяч воинов ВВС награждены орденами и медалями. 2420 авиаторам присвоено звание Героя Советского Союза, 71 это звание присвоено дважды, а двоим – полковнику а. И. Покрышкину и майору И. Н. Кожедубу – это звание присвоено трижды, в послевоенное время оба дослужились до воинского звания Маршал авиации, кроме того, Покрышкин возглавил ДОСааФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту, готовившее молодежь к воинской службе).

В годы войны две трети авиационных соединений и частей получили почетные наименования, более одной трети удостоены звания гвардейских. В рядах Военно-воздушных сил в годы войны воевали женские авиационные полки, формированием которых занималась Герой Советского Союза майор Марина Михайловна Раскова, с января 1942 года – командир женского бомбардировочного авиаполка. С марта 1942 года одним из авиационных полков дальнего действия, позже гвардейским бомбардировочным авиаполком, командовала Герой Советского Союза полковник Валентина Степановна Гризодубова.

В последнее время советские ВВС были перевооружены реактивными самолетами конструкции Микояна, Яковлева, Лавочкина типа МиГ-9, МиГ-15, Як-15, ла-15 и другими. Первый реактивный самолет был испытан в 1942 году летчиком Бахдживанжи.

В 1968 году летчик-космонавт Г. Т. Береговой был удостоен звания дважды Героя Советского Союза, причем первую Золотую Звезду он получил в годы Великой Отечественной войны. Из 35 космонавтов, которым дважды присвоено звание Героев Советского Союза, 19 – бывшие летчики.

Из книги Образование и распад Союза Советских Социалистических республик автора Радомысльский Яков Исаакович

ВМС СССР в Великой Отечественной войне Главной базой Краснознаменного Балтийского флота был Таллинн. Для непосредственной обороны Ленинграда нужны были все силы флота, и Ставка Верховного главнокомандования отдает приказ об эвакуации защитников Таллинна и переходе

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

3. Особенности государственного управления в годы Великой Отечественной войны

Из книги «Черная смерть» [Советская морская пехота в бою] автора Абрамов Евгений Петрович

2. Развитие морской пехоты в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Части морской пехоты придавали обороне устойчивость и помогли отразить штурмы противника… На приморских направлениях, а также под Москвой, Тихвином, Ростовом плечом к плечу с сухопутными войсками

Из книги История России. XX век автора Боханов Александр Николаевич

Глава 6. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны

автора Кузнецов Александр

Из книги Наградная медаль. В 2-х томах. Том 2 (1917-1988) автора Кузнецов Александр

Из книги Наградная медаль. В 2-х томах. Том 2 (1917-1988) автора Кузнецов Александр

Из книги Наградная медаль. В 2-х томах. Том 2 (1917-1988) автора Кузнецов Александр

Из книги Наградная медаль. В 2-х томах. Том 2 (1917-1988) автора Кузнецов Александр

Из книги Наградная медаль. В 2-х томах. Том 2 (1917-1988) автора Кузнецов Александр

Из книги «За Сталина!» Стратег Великой Победы автора Суходеев Владимир Васильевич

Не допускать фальсификации победы СССР в Великой Отечественной войне Шесть с половиной десятилетий отделяют нас, современников, от Великой Победы Советского Союза над фашистской Германией 9 мая 1945 года. Подготовка к празднованию юбилея проходит в обостренной

автора Скороход Юрий Всеволодович

5. Непосредственные и потенциальные противники СССР в Великой Отечественной войне Общедоступная до 90-х годов информация о том, кто, когда, как и какие цели преследовал, воюя против СССР в 1941–1945 гг., может быть в настоящее время существенно уточнена и дополнена.С внешней

Из книги Что мы знаем и чего мы не знаем о Великой Отечественной войне автора Скороход Юрий Всеволодович

15. Людские потери СССР в ходе Великой Отечественной войне Одним из самых спекулятивных вопросов при фальсификации истории ВОВ является вопрос о понесенных в ходе ее людских потерях СССР. Через СМИ народу вдалбливается, что СССР выиграл войну «завалив противника трупами

Из книги Что мы знаем и чего мы не знаем о Великой Отечественной войне автора Скороход Юрий Всеволодович

16. Непосредственные организаторы победы СССР в Великой Отечественной войне В настоящее время, одним из самых спорных является вопрос о том, кому СССР обязан победе в ВОВ. СМИ предлагают патриотически-звучный ответ - народу! Народ и победа, безусловно, неразрывны, но по

Из книги Загадки ленд-лиза автора Стеттиниус Эдвард

Роль ленд-лиза в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.. Б. Соколов Роль западных поставок в годы Великой Отечественной войны традиционно умаляется советской историографией еще со времен начала "холодной войны". Так, в книге Н. А. Вознесенского "Военная экономика СССР в

Из книги Реабилитация: как это было Март 1953 - февраль 1956гг. автора Артизов А Н

№ 39 УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР «ОБ АМНИСТИИ СОВЕТСКИХ ГРАЖДАН, СОТРУДНИЧАВШИХ С ОККУПАНТАМИ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941–1945 гг.» Москва, Кремль 17 сентября 1955 г.После победоносного окончания Великой Отечественной войны советский народ

В конце 30-х в СССР была создана мощная научно-производственная база, способная проектировать и производить большое количество машин разных типов. В 1940 году на авиацию было истрачено 40% советского военного бюджета, а общее число авиазаводов возросло на 75%. В результате, в июне 1941 года производственная база была в полтора раза больше немецкой.

До сих пор нет единого мнения о количественном составе советских ВВС на момент начала войны.

Называются цифры по общему количеству боевых самолетов 17500-20000, из них на западной границе находился 9261 самолет (В.С. Шумихин "Советская военная авиация 1917-1941").

в Ленинградском ВО (24 авиаполка): 1270

в Прибалтийском ВО (19 авиаполков): 1140

в Западном особом ВО (29 авиаполков): более 1500

в Киевском особом ВО (32 авиаполка): 1672

в Одесском ВО (15 авиаполков): 950

в Дальнебомбардировочной авиации: 1346

в ВВС Балтийского, Черноморского и северного флотов: 1338

Из общего числа боевых самолетов 53,4% были истребителями, 41,2% - бомбардировщиками, 3,2% - самолетами-разведчиками и 0,2% - штурмовиками. Около 80% всех самолетов относились к более старым типам (И-15, И-16, СБ, ТБ-3, ДБ-3 и Р-5). С появлением новых самолетов в начале 1941 года, общее число типов машин составило 27, из которых 7 являлись модернизированными версиями (типов бомб насчитывалось 86). Все это многообразие типов затрудняло снабжение и усложняло организацию и применение воздушные частей.

Новые истребители построили, не так уж и мало (1309 МиГ-1 и МиГ-3, 399 Як-1 и 322 Як-3, всего 2030), но они еще не были в достаточной степени освоены личным составом.

Сравнение ВВС и Люфтваффе на 22 июня не может быть сделано, исходя просто из числа машин, что означало бы более чем двукратное превосходство ВВС. Следует учитывать необеспеченность экипажами и небоеспособность части самолетов. Наиболее важным было немецкое превосходство в качестве самолетов и подготовке экипажей. Немецкие самолеты превосходили наши с точки зрения летных характеристик и огневой мощи. Обширный, почти двухлетний боевой опыт немецких пилотов предрешил большинство воздушных поединков. Качественное превосходство немцев дополнялось организационными преимуществами. В то время как советские авиационные части были рассредоточены по военным округам, армиям и войсковым частям, и не могли использоваться сконцентрированно, как одно целое, немецкие самолеты были сведены в воздушные флоты, каждый из которых насчитывал до 1000 машин. В результате ВВС действовали раздробленно, а Люфтваффе концентрировались для ударов по ключевым секторам и в наиболее важный момент.

Признавая мужество и доблесть советских летчиков того времени, преклоняясь перед их подвигом и самопожертвованием, нельзя не признать тот факт, что СССР удалось возродить свои ВВС после катастрофы 1941 года исключительно за счет громадных людских ресурсов, передислокации почти всей авиационной промышленности в районы недосягаемые для немецкой авиации и тем, что в первые месяцы войны ВВС потеряли в основном технику, а не летный и технический составы. Именно они и стали основой возрождаемых ВВС.

В 1941 году советская авиапромышленность передала фронту 7081 истребитель, а союзники поставили 730 истребителей.

В первой половине 1942 г. в боевом составе истребительной авиации были следующие типы самолетов отечественного производства: И-153 (18% от общего количества), И-16 (28%), МиГ-3 (23,9%), ЛаГГ-3 (11,5%), Як-1 (9,2%).

Начиная с января 1942 г. выпуск авиатехники неуклонно возрастал. Если в первом квартале среднемесячное производство боевых самолетов составлял 1100 машин, то во втором квартале - 1700. Всего за первое полугодие было выпущено 9744 самолета, из них 8268 боевых. Выпуск самолетов во втором полугодии выглядел следующим образом: июль - 2224 (всего)/1835 (боевых), август - 2492/2098, сентябрь - 2672/ 2286, октябрь - 2839/2462, ноябрь - 2634/2268, декабрь - 2831/2464.

В течение 1942 г. советская авиапромышленность выпустила 9918 истребителей, а немцкая - 5515. В 1942 г. в рамках ленд-лиза союзники поставили советским ВВС 1815 истребителей.

В 1943 г. в рамках ленд-лиза союзники поставили 4569 истребителей, а советская авиапромышленность передала фронту 14627 истребителей.

На 1 января 1942 г. советские ВВС имели в своем составе 12000 самолетов, в том числе в действующей армии - 5400, на 1 января 1943 г. - 21900/12300, на 1 января 1944 г. - 32500/13400.

В конце 1944 г. в составе ВВС имелось 16 воздушных армий, в которые входили 37 авиакорпусов и 170 авиадивизий (63 истребительных, 50 штурмовых, 55 бомбардировочных и 2 смешанных). Всего за годы войны в СССР были созданы 18 воздушных армий. В 1945 г. в составе ВВС РККА существовали 15 воздушных армий, из которых три (9, 10 и 12-я) находились на Дальнем Востоке, а 7-я воздушная армия - в Резерве Ставки Верховного Главнокомандования.

По советским данным, на 1 января 1944 г. в действующей армии находилось 10200 (из них 8500 так называемых новых типов) боевых самолетов, на 1 июля 1944 г. - 12900 (11800), на 1 января 1945 г. - 14700 (14500). В начале 1945 г. Советский Союз имел 22600 боевых самолетов.

На 9 мая 1945 г. в СССР насчитывалось 47300 боевых самолетов, из них 9700 бомбардировщиков, 10100 штурмовиков, 27500 истребителей.

По советским данным, в 1945 г. боевые потери советской авиации (за четыре месяца войны) составили 4100 боевых самолетов, таким образом, среднемесячные потери равнялись 1025 самолетам.

Организационная структура ВВС РККА

В организационном отношении советские ВВС были первоначально являлись составной частью Армии и Флота, но затем обрели и некоторую самостоятельность. Они подразделялись на дальнебомбардировочную авиацию Главного командования, фронтовую, армейскую и войсковую авиацию. Кроме того, в составе ВМФ имелась морская авиация. В предвоенное время основное количество советских боевых самолетов входило в состав ВВС военных округов, предназначенных для обороны границ государства. Таким образом, командующие войсками округов располагали ближнебомбардировочными авиадивизиями, истребительными авиадивизиями (ИАД) и смешанными авиадивизиями (САД). Последние нередко входили в состав и общевойсковых армий. Все это не способствовало эффективности советской авиации, так как ее силы были распылены по всем фронтам, что позволило люфтваффе без труда удерживать господство в небе в районах основных действий своих войск.

Основной тактической единицей советской истребительной авиации являлся истребительный авиаполк, включавший 48-60 самолетов. Он состоял из четырех эскадрилий по 12 истребителей в каждой. Более крупным истребительным формированием была истребительная дивизия, в состав которой входили от трех до шести полков, базирующихся на нескольких аэродромах. Для обороны стратегически важных городов (например, Москвы, Ленинграда и Баку) и в последующем для завоевания господства в воздухе были созданы наиболее крупные соединения истребителей - авиационные корпуса, состоявшие из двух-трех дивизий.

В ходе Великой Отечественной войны появились высшие соединения ВВС РККА - воздушные армии (ВА), предназначенные для действий в масштабах целых фронтов.

Советские самолёты времён Великой Отечественной войны – это тема, заслуживающая особого внимания. Ведь именно авиация сыграла огромную роль в победе над фашизмом. Без крылатых помощников армии СССР было бы в разы тяжелее одолеть врага. Боевые птицы существенно приблизили заветный миг, стоивший жизни миллионам советских граждан…

И хоть в самом начале войны наши силы потеряли более девятисот самолетов, уже к ее середине, благодаря самоотверженному труду конструкторов, инженеров и рядовых рабочих, отечественная авиация снова была на высоте. Итак, какие же стальные птицы несли на своих крыльях Родине победу?

МиГ-3

По тем временам этот истребитель, сконструированный на основе МиГ-1, считался самым высотным и стал настоящей грозой немецких коршунов. Он был способен подняться на 1200 метров, и именно здесь чувствовал лучше себя всего, развивая наибольшую скорость (до 600 километров в час). А вот на высоте менее 4,5 км МиГ-3 значительно проигрывал другим истребителям. Самый первый бой с участием этой модели самолета датируется 22 июля 1941 года. Состоялся он над Москвой и прошел успешно. Немецкий самолет был сбит. На протяжении всей ВОВ истребители МиГ-3 охраняли небо над столицей Советского Союза.

Детище конструкторского бюро Александра Яковлева, которое в 30-х занималось выпуском легких спортивных «птичек». Серийное производство первого истребителя началось в 40-м, и на заре войны самолеты Як-1 принимали активное участие в боевых действиях. А уже в 42-м советская авиация получила Як-9.

Истребитель мог похвастать отличной маневренностью, которая делала его королем ситуации в ближнем бою на относительно небольших высотах. Еще одной особенностью модели стала ее легкость, достигаемая за счет замены дерева дюралюминием.

За 6 лет производства с конвейера сошло более 17 тысяч самолетов данной модели, и это позволяет назвать ее самой массовой среди «птичек» такого плана. Як-9 пережил 22 модификации, побывав и истребителем-бомбардировщиком, и разведчиком, и пассажирским, и учебно-тренировочным самолетом. Во вражеском стане эта машина получила прозвище «убийца», что говорит о многом.

Истребитель, ставший одной из самых удачных разработок конструкторского бюро Лавочкина. Самолет имел очень простую конструкцию, которая при этом отличалась удивительной надежностью. Крепкий Ла-5 оставался в строю даже после нескольких прямых попаданий. Двигатель его суперсовременным не был, но зато характеризовался мощностью. А система воздушного охлаждения делала его гораздо менее уязвимым, чем моторы с жидким охлаждением, широко распространенные в то время.

Ла-5 показал себя послушной, динамичной, маневренной и скоростной машиной. Советские летчики любили его, а враги панически боялись. Эта модель стала первой из отечественных самолетов периода ВОВ, которая не уступала немецким коршунам и могла вести с ними бой на равных. Именно на Ла-5 совершил свои подвиги Алексей Мересьев. Также за штурвалом одной из машин сидел Иван Кожедуб.

Второе название этого биплана – У-2. Разработал его советский конструктор Николай Поликарпов еще в 20-х годах, и тогда модель считалась учебной. Но в 40-х По-2 пришлось повоевать в качестве ночного бомбардировщика.

Немцы называли детище Поликарпова «швейной машинкой», подчеркивая тем самым его неутомимость и массированность удара. По-2 мог сбросить больше бомб, чем его тяжелые «коллеги», поскольку поднимал до 350 килограмм боеприпасов. Также машина отличалась тем, что за одну ночь была способна совершать по несколько вылетов.

На По-2 воевали с врагом легендарные летчицы из 46-го гвардейского Таманского авиаполка. Эти 80 девушек, четверть из которых были удостоены звания Героя СССР, наводили настоящий ужас на врага. Фашисты прозвали их «ночными ведьмами».

Биплан Поликарпова выпускался на заводе в Казани. За все время производства с конвейера сошло 11 тысяч самолетов, что позволило модели считаться самой массовой среди бипланов.

А этот самолет – лидер по количеству выпущенных экземпляров за всю историю боевой авиации. 36 тысяч машин поднялись в небо из заводских цехов. Разрабатывалась модель в КБ Ильюшина. Выпуск Ил-2 начался в 40-м, и с первых дней войны штурмовик находился в строю.

Ил-2 был оснащен мощным мотором, экипаж защищало бронированное стекло, «птичка» стреляла реактивными снарядами и являлась главной ударной силой отечественной авиации. Штурмовик просто потрясал своей непобедимостью и стойкостью. Были случаи, когда из боя самолеты возвращались со следами сотен попаданий и были способны воевать дальше. Это сделало Ил-2 настоящей легендой и среди советских солдат, и среди фашистов. Враги прозвали его «крылатый танком», «черной смертью» и «самолетом из бетона».

Ил-4

Еще одно детище КБ Ильюшина – Ил-4, считающийся самым привлекательным самолетом времен ВОВ. Его внешность сразу бросается в глаза и врезается в память. Модель вошла в историю, прежде всего, благодаря тому, что самой первой бомбила Берлин. Причем, не в 45-м, а в 41-м, когда война только-только начиналась. Среди летчиков машина пользовалась достаточно большой популярностью, хотя легкостью в управлении не отличалась.

Самая редкая «птица» в небе периода Великой Отечественной войны. Пе-8 использовался редко, но метко. Ему доверяли выполнение наиболее сложных задач. Поскольку внешность самолета не была примелькавшейся, случалось, что он становился жертвой своих же ПВО, принимавших машину за вражескую.

Пе-8 развивал огромную для бомбардировщика скорость – до 400 километров в час. Был оснащен гигантским баком, позволявшим «птичке» совершать максимально дальние перелеты (например, добраться из Москвы до Берлина и обратно без дозаправок). Бомбы Пе-8 сбрасывал крупнокалиберные (максимальная масса – 5 тонн).

Когда фашисты вплотную приблизились к Москве, этот мощный защитник Родины кружил над столицами вражеских государств и поливал их с неба огненным дождем. Еще один интересный факт о Пе-8 – на нем (только на пассажирской версии модели) летал в Великобританию и Соединенные Штаты на встречу с коллегами министр иностранных дел СССР Молотов.

Именно благодаря выше представленной «великолепной семерке игроков» и, конечно же, другим, менее известным самолетам, советские воины одержали победу над фашистской Германией и её союзниками не спустя 10 лет после начала войны, а всего через 4 года. Окрепшая авиация стала главным козырем наших солдат, и не давала врагу расслабиться. А учитывая то, что все самолеты разрабатывались и производились в условиях холода, голода и лишений, их миссия и роль создателей выглядит особенно героически!