Презентация на тему "мир глазами историка". Презентация урока по предмету "окружающий мир". тема: мир глазами историка. что такое история? (4 класс) различаемся от наших


Подписи к слайдам:

Мы с тобой знакомимся с миром, который нас окружает. На предыдущих уроках мы узнали о взглядах на этот мир ученых-астрономов и ученых-географов. Сегодня мы узнаем о том, как получают информацию об окружающем мире учёные-историки.Мы часто слышим выражения «история страны», «история человечества», «история семьи»…Что такое история? Если ответить на этот вопрос кратко, то это наука о прошлом. О чем же пойдёт речь, если ты услышишь выражение «история страны»?«История семьи»?О каких отрезках времени мы говорили в прошлом году? Также нам могут подсказать времена глаголов.В каком времени находится сегодняшний день? День твоего рождения?Когда будет день твоего четырнадцатилетия и ты получишь паспорт? А какое время интересует историков?Прочитай страницы учебника, где говорится о том, что такое история.В статье сказано, что историки трудятся в архивах, музеях, библиотеках. Как в этих заведениях оказались сведения о нашем прошлом?Далёкое прошлое не исчезает бесследно, остаются развалины древних зданий, городов, могилы людей, остатки одежды, обломки посуды, оружие, другие предметы. Их нужно найти и изучить, чтобы узнать о жизни людей в древности. Всё, что может рассказать о прошлом людей, называется историческими источниками. К ним относится всё: от высочайшей пирамиды до крошечной бусинки, от небольшой надписи на надгробной плите до толстенных книг. Одни из них мы можем потрогать руками, другие прочитать, третьи услышать. Все исторические источники мы можем разделить на письменные, устные и вещественные. От какого названия произошло название «вещественные источники»?Вещественные источники можно потрогать руками. К ним относятся орудия труда, оружие, монеты, одежда, украшения, постройки – всё, что создано руками человека.Наука, изучающая историю по вещественными источникам, называется археологией. Богатейшей кладовой вещественных источников является земля. Обнаружив места, где находятся «следы» жизни древних людей, учёные производят раскопки. Найденные археологами вещественные источники дают представление об обычаях, оружии, орудиях труда, домашней утвари людей. Раскапывая остатки поселения людей, древние города, дома, мастерские, археологи могут понять, как выглядели эти поселения и города, представить себе жизнь людей. Развалины зданий, оружие, украшения могут о многом рассказать, но разве вещь может рассказать о чём мечтали древние люди? Чему радовались, о чём печалились наши предки? А ведь очень интересно узнать, какой у них был характер, какие качества они ценили в людях, какие они пели песни, какую музыку любили. Ответы на эти вопросы могут дать письменные и устные источники. Как ты думаешь, что относится к письменным источникам? К письменным источникам относится всё, что написано на бумаге, пергаменте, камне, дереве, металле, глине – на всё, на чём можно писать.Это княжеские указы, грамоты, договоры о мире и торговле между странами, деловые документы, письма, книги, описания путешествий и сражений… И конечно же летописи. Откуда взялась дата возникновения столицы нашей Родины Москвы? Из летописей историки узнали о том, что весной 1147 года суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил князя Святослава: «Приди ко мне, брате, в Москов!» Так впервые в древних летописях упоминается о Москве, поэтому принято считать, что 11547 год – год рождения Москвы. А вот как в одной из летописей описывается выбор места для строительства этого города. «Князь Юрий, взыде на гору и обзоре с неё очами своими семо и овамо (туда и сюда), по обе стороны Москвы-реки и за Неглинною, возлюби сёла оные и повеле вскоре сделати град мал, деревян, и нарече его Москва – град». Что же может быть устным источником?Устным источником является устное народное творчество.На уроках чтения мы знакомились с многими видами этого творчества. Что же относится к устному народному творчеству?Сказки, былины, песни, докучные сказки, пословицы, поговорки. Загадки, частушки, легенды. Можно сказать фольклор. Из фольклора о нащших предках можно узнать очень многое: название городов, в которых они проживали, имена князей и героев, охранявших родную сторону, о быте семей. Предметах обихода, занятиях людей. Может ли произойти встреча людей из далёкого прошлого и настоящего?Но если бы такая встреча произошла, о чём бы рассказали люди друг другу?Вот как описывает свою воображаемую встречу поэт Степан Щипачев Велю холмам её и рекам на миг раздеться догола. Москва 12 века – какой она тогда была? Всё частоколы да заборы, ещё не встали терема, И пахнет травами и бором на всех её семи холмах.Не обо всём расскажут книги: в них кое-что и невпопад. вдыхаю свежесть земляники, где нынче Балчуг и Арбат. я с вятичами, кривичами – истории наперекор – у красного костра ночами веду серьёзный разговор. я говорю о нашем веке, что, пробивая толщу тьмы, придёт, в бетон оденет реки, в асфальт – болота и холмы. И встанет с облаками вровень тот город завтрашнего дня. С опаскою, нахмурив брови, те люди смотрят на меня. Их всё пугает: гром из тучи, болото, омуты, леса. из под бровей глядят, колючи, их суеверные глаза. Свои у нас пути-дороги: не станем пращуров корить. Нам в мыслях с будущим далёким, бровей не хмуря говорить. Какие вопросы у тебя возникли к этому стихотворению? Вспомни дату своего рождения.Что мы должны знать, если будем говорить о дате рождения города?Когда мы говорим о каком-то историческом событии, то употребляем в речи слова «век» и «тысячелетие». Какой отрезок времени они обозначают?Годы принято обозначать арабскими цифрами: 1941, 2008. а века - римскими. Прочитай, какие это века: XII, XVI, XX.Разные народы по-разному вели счёт времени. Счёт лет называется летосчислением. Прочитай об истории летосчисления на страницах учебника.Как считали года в древнем Египте?В древнем Риме? Удобно ли каждый раз менять календарь после смерти царей?Хорошо ли, когда в каждой стране своей календарь?Давай узнаем, как появился календарь. Календарь очень нужен был земледельцам. Им необходимо точно знать, когда начинать сеять, жать, не теряя времени зря. Недаром сложена русская поговорка, что во время полевых работ один день год кормит. Опоздаешь с посевом – не снимешь хорошего урожая. Опоздаешь с жатвой – останешься без хлеба. Предок нашего солнечного календаря родился примерно 6 – 7 тысячелетий назад, в древнем Египте. Ученые Древнего Египта были искусными математиками и астрономами. Они наблюдали за звёздным небом и фиксировали свои наблюдения на папирусе. Папирусом называлась бумага, которую делали из болотного растения папиур. По подсчётам египетских жрецов. В году было 365 дней. Этот длинный отрезок времени они разделили на 12 месяцев, по 30 дней в каждом, - получилось з60 дней, а оставшиеся 5 дней поместили в конец как довесок.Календарь древних египтян был очень удобен и прост, но в их расчёты вкралась ошибка – год оказался длиннее на 6 часов. За 4 года складывались уже сутки. Самые древний календарь - лунный. Таким календарём пользовались древние римляне. Изначально первый месяц был посвящен богу войны Марсу – это наш март. В старом римском календаре было 10 месяцев. Потом в него добавили ещё 2 месяца. Первым месяцем стал январь. Этот месяц получил название 0в честь Януса – бога, по преданию изменившего дикий образ жизни людей. Считалось, что двуликий Янус одной стороной своего лица смотрит в прошлое, а другой – в будущее. Ему и пристало как раз начинать новый год. Вторым месяцем стал февраль, посвященный богу смерти – Фебруарису. В этом месяце приносились жертвы умершим. А затем уже шел воинственный март. В те далёкие времена календарём ведал – понтифик – так назывался верховный жрец. Понтифики приказывали выкликать на площадях начало нового месяца, новой недели, нового дня. Калео – по латыни значит выкликать. Календа – название первого дня месяца. В этот первый день месяца проходили денежные расчёты с должниками, эти расчёты записывались в особые долговые книги – календариум. Отсюда и пошло само название календарь. Децембер - 30
Август - 31
Априлис - 30
Новембер – 30
Июль – 31
Мартиус - 31
Октобер – 31
Юниус – 30
Фебруариус - 28
Сентембер – 30
Майус – 31
Януариус - 31
Знаменитый римский государственный деятель Гай Юлий Цезарь ввёл новый календарь 1 января 45 года до нашей эры. До сих пор его называют юлианским. Сравни количество дней современного календаря и календаря Цезаря Мы познакомились с календарями, которые помогают историкам ответить на вопрос:»Когда произошло событие?» а теперь рассмотрим помощницу историков, которая помогает ответить на вопрос: «Где это произошло?» М ы с тобой хорошо знаем географические карты. Существуют ещё исторические карты. На них чаще всего отражены войны. Рассмотри карту на страницах учебника. Подведём итог Ответь на вопросы тренировочного тестаЧто означает слово «век»?«Тысячелетие»?В каком веке произошло Ледовое побоище, состоявшееся в 1ё242 году?Куликовская битва произошла в 1380 году, какой это век?С помощью какой карты можно узнать об исторических событиях?

1. Интересно ли тебе прошлое родной страны, всего человечества? Если да, то почему? Напиши.

Прошлое надо знать, чтобы не повторять его ошибок. Чтобы знать как жили люди тогда, что было раньше, а чего не было. Как развивался мир и моя страна.

2. С помощью учебника сформулируй и запиши определения.

История - это наука о прошлом (рассказ о прошлом, прошлое людей) .
Исторический источник - это все то, что может рассказать нам о прошлом людей .
Археология - это наука, которая узнает о прошлом, изучая древние предметы, сооружения

3. Прочитай предложения. В каких из них говорится об исторических источниках? Отметь эти предложения знаком «+».

  1. В Ботаническом саду Костя увидел много удивительных растений со всего света.
  2. В новогодние каникулы многие школьники вместе с учителями отправляются в туристические поездки.
  3. Помогая бабушке копать землю под посадку картошки, десятилетний Тимур нашел старинную монетку.
  4. В конце XVIII века в Москве появилось прекрасное здание - Пашков дом. Сейчас здесь находится Российская государственная библиотека.
  5. В библиотеке у дедушки Надя нашла книгу кулинарных рецептов, изданную в XIX веке.
  6. В краеведческом музее школьники с интересом разглядывали старинные предметы домашнего обихода: фарфоровую посуду, мебель, одежду .
  7. Из программы новостей Олеся узнала о то, что в зоопарке появился на свет детёныш амурского тигра.

4. Приведите свои примеры исторических источников. (Напишите не менее трёх примеров.)

Книги, монеты, амулеты, скульптуры, посуда, одежда, картины, рисунки, летописи.

А что назвали другие ребята? Дополните свой список 1-2 примерами из тех, которые они привели.

5. Рассмотри картину, написанную на исторический сюжет. Чтобы узнать, что изображено на картине, можно обратиться за помощью к учёному-историку. Какие вопросы ты ему задашь? Запиши эти вопросы.

Где находится это место?
Как закончился этот поединок?
Кто эти люди?
Какие народы воевали в этой войне?
Когда состоялся этот поединок?

В дополнительной литературе, Интернете постарайся найти ответы на эти вопросы. Подготовь (устно) рассказ по картине, используя эти сведения.

На картине художника Михаила Ивановича Авилова «Поединок на Куликовом поле», которая была написана в 1943 году, изображён бой русского богатыря Пересвета с татарским воином Челубеем.

Это был один из самых известных поединков в российской истории. Он состоялся 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, расположенном на берегах реки Непрядвы (сейчас это место находится на территории Тульской области).

Именно с поединка Пересвета и Челубея и началась Куликовская битва - битва русского войска под предводительством князя Дмитрия Донского с татарским войском под водительством темника Золотой Орды Мамая.

В те времена поединки между самыми сильными войнами вражеских войск устраивались для того, чтобы определить какая из армий будет атаковать первой. Решить это было невероятно важно, особенно в ситуациях, когда противоборствующие стороны были примерно равны. Дело в том, что атакующая первой армия всегда несла большие потери.

В поединке на Куликовом поле оба богатыря погибли, но победа осталась за русским воином Пересветом, поскольку он сумел доехать на коне до русских войск, а Челубей остался лежать на месте схватки.

Благодаря подвигу Пересвета русские войска получили преимущество в битве и победили на Куликовом поле. Это сильно пошатнуло господство Золотой Орды и стало первой ступенью к освобождению Руси от золотоордынского ига.

Интересно ли тебе прошлое родной страны, всего человечества? Если да, то почему? Напиши.

Без прошлого нет будущего. Необходимо изучать историю, в ней можно найти ответы на многие вопросы. История может помочь не сделать ошибок в будущем. Читать исторические книги не только познавательно, но и очень захватывающе и увлекательно.

С помощью учебника сформулируй и запиши определения.

История - это наука о прошлом людей.
Исторический источник - это все то, что свидетельствует о минувших временах
Археология - это наука, которая узнает о прошлом, изучая древние предметы, сооружения

Прочитай предложения. В каких из них говорится об исторических источниках? Отметь эти предложения знаком «+».

1) В Ботаническом саду Костя увидел много удивительных растений со всего света.
2) В новогодние каникулы многие школьники вместе с учителями отправляются в туристические поездки.
+ 3) Помогая бабушке копать землю под посадку картошки, десятилетний Тимур нашёл старинную монетку.
+ 4) В конце VXIII века в Москве появилось прекрасное здание - Пашков дом. Сейчас здесь находится Российская государственная библиотека.
+ 5) В библиотеке у дедушки Надя нашла книгу кулинарных рецептов, изданную в XIX веке.
+ 6) В краеведческом музее школьники с интересом разглядывали старинные предметы домашнего обихода: фарфоровую посуду, мебель, одежду.
7) Из программы новостей Олеся узнала о том, что в зоопарке появился на свет детёныш амурского тигра.

Приведите свои примеры исторических источников. (Напишите не менее трёх примеров.)

Украшения, книги, монеты, старинные постройки, амулеты, скульптуры, посуда, одежда, захоронения, старинные орудия труда, оружие, картины, рисунки, летописи.

А что назвали другие ребята? Дополните свой список 1-2 примерами из тех, которые они привели.

Рассмотри картину, написанную на исторический сюжет. Чтобы узнать, что изображено на картине, можно обратиться за помощью к учёному-историку. Какие вопросы ты ему задашь? Запиши эти вопросы.


М.И. Авилов. Поединок на Куликовом поле.

Где находится это место?
Как начался этот поединок?
Кто эти люди?
Какие народы воевали?
Когда был этот поединок?

В дополнительной литературе, Интернете постарайся найти ответы на эти вопросы. Подготовь (устно) рассказ по картине, используя эти сведения.

«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (1943 год) - самая известная картина советского художника Михаила Ивановича Авилова. На полотне картины изображён бой русского богатыря Пересвета с татарским воином Челубеем, предшествовавший Куликовской битве. В этом поединке оба воина погибли, однако победа осталась за Пересветом. Конь смог довезти его до русских войск, тогда как Челубей оказался выбитым из седла.

Слайд 2

Что такое история?

«История» – очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого»

Слайд 3

  • История– совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества.
  • Историк – это учёный. Историки изучают прошлое человечества. Основной работой историков является сбор и исследование исторической информации, работа с архивными материалами и документами.

Муза истории Клио

Слайд 4

Архив – это хранилище документов. Архивы по-явились у людей с возникновением письменнос-ти. Древнейшие архивы – это хранилища глиня-ных табличек, которые обнаружили археологи при раскопках древних городов.

Слайд 6

Вещественные источники

  • Жилища
  • Орудия труда
  • Предметы быта
  • Одежда
  • Украшения
  • Монеты
  • Оружие
  • Посуда
  • Слайд 7

    Устные источники

    • Легенды
    • Былины
    • Сказания
    • Песни
    • Обряды
    • Пословицы
    • Поговорки
  • Слайд 8

    Письменные источники

    • Летописи
    • Папирус
    • Книги
    • Указы
    • Хроники
    • Газеты
    • Исторические сочинения
  • Слайд 9

    Многие исторические источники были обнаружены благодаря археологии.

    «Архео» (греч.) – древний. Археология – наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения. Свои удивительные находки учёные-археологи выкапывают из земли. Поэтому археологию иногда в шутку называют историей, вооружённой лопатой.

    Слайд 10

    Многие предметы старины бережно хранятся в музеях. Первым российским музеем была Кунсткамера (в переводе – «кабинет редкостей»), открытая по приказу Петра I в Петербурге в 1710 году.

    Слайд 11

    Экспонаты для музея – всевозможные диковинки – привозили из всех уголков России, и даже из-за границы. Они рассказывают нам о том, как выглядели люди из разных стран, каковы их занятия и обычаи.

    • Деревянный боевой шлем
    • Солнечные часы-глобус
    • Скелет сиамских близнецов
  • Слайд 12

    Не только в музеях и архивах хранятся ценные находки. При желании их можно отыскать в каждом доме: старые книги, фотографии, предметы домашнего обихода. Это семейные реликвии.

    Платова Марианна Витальевна
    Должность: учитель начальных классов
    Учебное заведение: ГБОУ №93 Пушкинского района г. СПб
    Населённый пункт: г. Санкт - Петербург, Шушары
    Наименование материала: конспект
    Тема: Мир глазами историка
    Дата публикации: 04.12.2016
    Раздел: начальное образование

    КОНСПЕКТ УРОКА №3.

    Предмет: Окружающий мир, 4 класс, школа России, учебник Плешаков

    Тема урока: «Мир глазами историка».

    Целеполагания учителя:
    Сформировать у учащихся представление об истории, как науке, изучающей длинный путь развития человечества и о формировании знаний об исторических источниках, их видах.
    Целеполагания учащихся:
    Первые понятия по теме «История».
    Задачи предметные:
    1. Создать условия для формирования представления об истории, как науке. 2. Способствовать формированию у учащихся представления об окружающем нас мире с точки зрения историков.
    Задачи мета предметные:
    1. Развивать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной речи, делать выводы.
    Задачи личностные:
    1. Ориентировать учащихся на учет чужой точки зрения, на устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения проблемных задач, адекватной самооценке.
    Планируемые результаты:

    Регулятивные:
    Контролировать процесс и результаты своей деятельности.
    Коммуникативные:
    Участвовать в диалоге, слушать и понимать других.
    Познавательные:
    Анализировать текст учебника, делать на основе анализа выводы и обобщения.
    Личностные:
    Проявлять интерес к истории, как науке. Выражать в собственных суждениях отношение к историческим событиям. Ориентирование на учет чужой точки зрения, устойчивый учебно – познавательный интерес к новым способам решения задач.
    Основные понятия:
    история, исторические источники, архив, римские цифры, летоисчисление.
    Меж предметные связи:
    история
    Ресурсы: - основные:
    учебник
    - дополнительные:
    интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал
    Этап урока

    Действия учителя

    Деятельность учащихся

    Организационный
    - Здравствуйте. Настраиваются на ситуацию

    момент.
    Задача: Настроить учащихся на учебную деятельность. - Я очень рада, что Вы пришли на урок за новыми знаниями в хорошем настроении. успеха с положительной эмоциональной направленностью.
    2.

    Проверка ДЗ
    - Скажите, пожалуйста, что изучает география? -Докажите на примерах, что современные географические карты очень разнообразны. - Что такое масштаб? - Кто продемонстрирует у доски свое умение показывать на карте? Наблюдают, систематизируют знания.
    3.

    Актуализация знаний.
    Задача: Создание проблемной ситуации.
    -
    Как Вы думаете вчерашний день - это история? - Почему? - Как Вы думаете, о чем мы сегодня будем размышлять? (об истории) - Мы часто говорим: «Я расскажу Вам интересную историю…» или «со мной приключилась история…». - Так что же такое история? (История – это наука, которая изучает прошлое людей). На ИА доске появляется слайд с
    машиной времени.
    - Посмотрите внимательно. Как вы думаете, что это? (машина времени). - Как вы думаете, что может машина времени? (можно путешествовать в прошлое и будущее) - Как Вы думаете кто мечтает о такой машине? (историки) - Почему? - Нам на урок дали такую машину, чтоб мы помогли историкам. - Поможем? - Как вы думаете чьими глазами на сегодняшнем уроке мы будем смотреть на мир? (историков) На ИА доске появляется слайд с темой урока:
    «Мир глазами

    историков».
    Анализируют, делают выводы. Формируют через столкновение с проблемной ситуацией личную мотивацию для изучения нового материала.
    4.

    4.1. Изучение нового

    материала.
    Задача: Постановка учебной задачи.
    -
    Любое путешествие требует тщательной подготовки, поэтому нам надо продумать наше путешествие. - Как Вы думаете, что нас, как историков, будет сегодня интересовать? НА ИА появляются слайды:
    - Что

    такое история?

    -Для чего нам нужно изучать

    историю?

    -Какие бывают исторические
    Читают, участвуют в диалоге, анализируют, делают выводы. Высказывают свое мнение, обсуждают.

    источники?
    - Разделитесь на 3 команды. Перед началом путешествия, команды выберите своего капитана. Вы готовы к путешествию? - У каждой команды на столах план путешествия и конверты с заданиями. - Капитаны читают своей команде задание №1. Команда выполняет задание строго по инструкции. На выполнение этого задания командам отводится 7 минут. - Время пошло.
    ИНСТРУКЦИЯ:

    Дорогие ребята! Вы работаете

    все дружно и вместе, потому что

    Вы команда.

    Прочитайте текст на стр.

    29-31 учебника.

    Найдите ответы на

    вопросы.

    Запишите ответы в бланке

    с вопросами.

    ВОПРОСЫ:

    - Что такое история?

    -Как переводится слово

    «история» с греческого

    языка?

    -Как называют ученых,

    которые изучают

    историю?

    - Где трудятся ученые –

    историки?
    - Все команды получили по 4 вопроса. Но ответ каждая команда будет давать только на 1 вопрос. - Выберите представителя от каждой команды, кто будет отвечать. - Начнем с команды №1. Представитель команды прочитает нам инструкцию и расскажет, как Ваша команда ответила на вопрос №1. - Представитель команды№2 расскажет, как Ваша команда ответила на вопрос №2. - Представитель команды№3 расскажет, как Ваша команда
    ответила на вопрос №3. - Представители всех 3 команд расскажут, как их команды ответили на вопрос №4. - Какие новые слова встречались при чтении текста? - Мы теперь знаем, кого называют историками? - А что такое архивы? (хранилище документов)
    -
    Каждая команда в своем плане путешествия может сделать отметку о выполнении первого задания. - Теперь мы знаем, что такое история. - Для чего нужно изучать историю? - Как Вы считаете? - Вы все правильно ответили, а поможет нам более подробно разобраться в этом вопросе задание под номером 2. - Капитаны читают своей команде задание №2. Команда выполняет задание строго по инструкции. На выполнение этого задания командам отводится 3 минуты. - Время пошло.
    ЗАДАНИЕ №2:

    Отвечая на вопрос: «Для чего,

    мы изучаем историю», выберите

    из списка утверждений то,

    которое считаете наиболее

    верным.

    Мы изучаем историю для

    того, чтобы узнать, как

    наши предки заселяли,

    осваивали нашу страну.

    Мы изучаем историю для

    того, чтобы было, о чем

    поговорить с друзьями.

    Мы изучаем историю для

    книги.

    Мы изучаем историю для

    того, чтобы знать, как

    жили наши предки.

    Мы изучаем историю для

    того, чтобы было весело.

    Мы изучаем историю для

    того, чтобы знать, чем мы

    похожи, а чем

    различаемся от наших

    предков.
    -Представитель команды№1 прочитает нам задание и расскажет, какой ответ выбрала Ваша команда? - Представитель команды№2 прочитает нам задание и расскажет, какой ответ выбрала Ваша команда? - Представитель команды№3 прочитает нам задание и расскажет, какой ответ выбрала Ваша команда?
    -
    Каждая команда в своем плане путешествия может сделать отметку о выполнении второго задания. На ИА доске слайд:
    Дверь с

    замком.
    - Перед нами дверь. На двери замок. - Куда ведет эта дверь? (в мир истории) - Мы сможем эту дверь открыть без ключа? (нет) - Ключ от этой двери мы сможем найти в следующем задании. - Капитаны читают своей команде задание №3. Команда выполняет задание строго по инструкции. На выполнение этого задания командам отводится 7 минут. - Время пошло.
    ЗАДАНИЕ №3

    Прочитайте в учебнике на стр. 31

    двери». Выберите самое важное

    слово из текста и впишите его в

    ответ задания №3.
    - Команда№1 прочитает нам задание и расскажет, какой ответ выбрала Ваша команда? Обоснуйте свое мнение. - Команда№2 прочитает нам задание и расскажет, какой ответ выбрала Ваша команда? Обоснуйте свое мнение. Команда№3 прочитает
    нам задание и расскажет, какой ответ выбрала Ваша команда? Обоснуйте свое мнение.
    -
    Каждая команда в своем плане путешествия может сделать отметку о выполнении третьего задания. На ИА доске появляется слайд со словом:
    АРХЕОЛОГИЯ.

    -
    Мы с Вами говорили об истории, а у нас дверь открылась на слово «АРХЕОЛОГИЯ». - Какая же связь между археологией и историей? - Ответ на этот вопрос найдите на стр. 32 учебника. - Как называют ученых, которые занимаются историческими раскопками? (археологи) - Хотите побыть немного археологами? Тогда все встаньте.
    ФИЗМИНУТКА
    - В Ваших планах путешествий задание №4. Капитаны читают его своей команде, а команда при выполнении задания четко следует инструкции.
    ЗАДАНИЕ №4: Учащиеся

    собирают в командах

    разрезанные картинки (монета,

    платье, ваза)
    - Скажите, как одним словом можно назвать все предметы, которые мы с Вами нашли? (археологические находки) - А если мы на эти находки посмотрим глазами историков, как тогда они будут называться? (историческими находками) - Чем являются все эти вещи с точки зрения историков (историческими источниками) - Какие исторические источники Вам сегодня встречались?
    -
    Каждая команда в своем плане путешествия может сделать отметку о выполнении четвертого задания.

    4.2.Итог. Обобщение.
    Осознание учащимися своей учебной деятельности.
    -
    Попробуйте составить краткий рассказ о нашем путешествии, используя новые слова, которые мы сегодня узнали. - Можете подготовиться командам на подготовку отводиться 4 минуты. - Кто хочет рассказать свой рассказ о нашем путешествии? - Кто еще попробует? Высказывают свое мнение, обсуждают, обосновывают.
    5.Рефлексия деятельности.
    Организовать рефлексию деятельности на уроке. - Машину времени пора отдавать. -Хотелось бы, чтобы каждый из Вас оставил свои впечатления о путешествии. - Перед Вами последнее задание №5. В нем бланки. Капитаны раздайте всем участникам своей команды по 1 бланку. - В бланке надо обвести номер высказывания, который соответствует Вашему впечатлению о путешествии.
    БЛАНК:

    Если сделали для себя

    много новых открытий.

    Если у Вас остались

    нерешенные вопросы.

    Если в путешествии Вы

    ничего нового не узнали.
    - Поднимите руку ребята, которые обвели высказывание №1 - Поднимите руку ребята, которые обвели высказывание №2 - Поднимите руку ребята, которые обвели высказывание №3 Считаю количество, исходя из этого вместе с ребятами делаем выводы об уроке. - Все команды очень старались, поэтому победила дружба. - Капитаны команд подойдите за медалями. - Все Вы молодцы, огромное Вам спасибо. Анализируют, осознают качество и уровень усвоенного.
    - Мне с Вами было очень интересно.