Какие крупные транспортные катастрофы произошли в рф. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия. Как уберечься от смертельных ДТП

Ежегодно в России происходит около 1000 чрезвычайных ситуаций, не считая мелких, бытовых пожаров, разрушений пустующих домов и прочих происшествий, не повлекших человеческих жертв и крупных материальных затрат. Повышенного внимания заслуживают аварии и катастрофы на промышленных предприятиях. Это обусловлено тем, что они забирают жизни, а также причиняют крупные материальные потери наравне со стихийными бедствиями, взрывами бытового газа и обрушениями домов. Ежегодно от пожаров на территории Российской Федерации страдает имущество, оценивающееся миллиардами рублей.

Наибольшую угрозу в плане возникновения аварий и катастроф представляют предприятия, где задействованы взрывоопасные газы, хранятся взрывчатые вещества и опасные ядохимикаты. Современные АЭС обладают лучшей защитой. Несмотря на масштаб возможных последствий, случаи аварий за все время существования атомных электростанций единичны.

К числу основных причин аварий и катастроф относятся морально устаревшее оборудование, несоблюдение техники безопасности, вмешательство в работу техники, а также ошибки при проектировании промышленных объектов. В данной статье мы рассмотрим хронологию самых крупных аварий на промышленных предприятиях за историю России с 1991 по 2015 года.

1991 год.

Уфимский нефтеперерабатывающий завод. В сентябре на высоте 150 метров надломилась труба. Масса зависшего осколка превышала 700 тонн. Последствия падения аналитики сравнивали с землетрясением в 9 баллов. К счастью, избежать катастрофы удалось. Была проведена уникальная операция по ликвидации чрезвычайной ситуации, вошедшая в книгу рекордов Гиннеса. Следует отметить, что это была первая операция недавно сформированного МЧС России. Для устранения последствий в районе осколка было закреплено 350 кг. взрывчатки. Направленный взрыв позволил положить трубу, не повредив уникальный завод.

1992 год.

Артиллерийское хранилище Тихоокеанского флота, Владивосток. Пожар привел к частичной детонации снарядов и взрывчатки. Для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации было использовано 240 т. воды, распыленной с самолета ИЛ-76ТД за 6 рейсов.

1993 год.

Завод двигателей АО «КамАЗ», г. Набережные Челны. В результате крупнейшего за 20 лет пожара пострадало более 200 тыс. м2 территории. Был полностью уничтожен центральный производственный корпус и оборудование. Последствия пожара снизили производственные мощности завода.

1994 год.

АО «Аркон». Февраль. На территории предприятия произошла критическая утечка хлора. Выброс химически опасных веществ потребовал проведения крупномасштабной операции силами МЧС. Действия спасателей были направлены на помощь и эвакуацию попавших в зону воздействия граждан. После обеспечения безопасности населения сотрудники ведомства приступили к ликвидации утечки.

1995 год.

Шахта «Воркутинская», республика Коми. Март. В одной из шахт произошел взрыв метана. Для спасательной операции были привлечены значительные ресурсы МЧС. В результате на поверхность удалось вывести более 200 горняков.

Шахта «Первомайская», Березовский. Сентябрь. Для ликвидации происшествия было привлечено 13 единиц техники и более 50 спасателей.

1997 год.

Шахта «Зырянская», Новокузнецк. Декабрь. В лаве №1401 произошел взрыв метана. Основной причиной пришествия стал человеческий фактор. В результате взрыва 1200м. выработки было повреждено или завалено. Воздействие метана нанесло ущерб площади в 17454м.

1998 год.

Шахта «Центральная», Воркута. Январь. Взрыв угольной пыли и метана привел к частичным завалам и длительному возгоранию, повлекшему усиленное задымление. На нижнем горизонте под завалами оказалось 27 человек. В ходе сложнейшей операции, длившейся несколько суток, было спасено 23 человека и найдено 4 погибших.

2002 год.

Шахта «Воркутинская», Кемеровская область. Январь. В находящейся на глубине 720 метров лаве произошел взрыв метана. В это время в шахте находилось 86 горняков. К их спасению приступили после ликвидации пожара. В живых осталось 69 человек.

2003 год.

Шахта «Западная-Капитальная», Новошахтинск, Ростовская область. Октябрь. Прорыв грунтовых вод спровоцировал отключение электричества и связи. В это время в забое находился 71 человек. В начале спасательной операции удалось вывести 25 горняков. После многих часов тяжелой работы спасатели смогли эвакуировать еще 24 человека.

2005 год.

Шахта «Есаульская», Кемеровская область. Февраль. Вследствие взрыва произошло частичное обрушение шахты. Четверо горняков смогли выбраться самостоятельно и были госпитализированы. Ликвидация последствий взрыва потребовала работы 150 спасателей.

2006 год.

Шахта «Центральная», Вершино-Дарсунский рудник, Забайкалье. В сентябре произошел серьезный пожар. В результате спасательной операции удалось сохранить жизнь 39 человек. Для ликвидации последствий пожара пришлось задействовать более 380 специалистов и 40 единиц техники.

2007 год.

Шахта «Ульяновская», Кемеровская область. Март. В шахте произошел серьезный взрыв. В результате проведенных действий удалось спасти 93 человека и поднять тела 110 погибших.

Шахта «Юбилейная», Новокузнецк. Май. Произошел взрыв метана. Из 217 находившихся в шахте горняков смогли спасти 179. В операции участвовало более 330 человек и порядка 60 единиц техники.

Шахта «Комсомольская», Воркута. Июнь. Произошел взрыв метана. Из 277 находившихся в шахте человек выжило 263.

2009 год.

Саяно-Шушенская ГЭС. Август. В результате аварии был разрушен второй гидроагрегат, что вызвало затопление машинного зала. Практически сразу погибло 75 человек. В ходе операции, длившейся почти 8 дней, удалось ликвидировать последствия аварии и спасти 14 человек.

Арсенал боеприпасов, Ульяновск. Ноябрь. Из-за пожара произошел взрыв и разлет осколков. Из зоны аварии было эвакуировано 1013 человек. В результате происшествия пострадало 36 человек, был 1 погибший.

2014 год.

Нефтеперерабатывающий завод, Красноярский край. Июнь. Взрыв ректификационной колонны привел к возгоранию, охватившему 400м2 площади завода. Пожар повредил прилегающее административное здание.

Индивидуальный подход к ценообразованию для каждого клиента!

Рассчитать, какой вид транспорта самый безопасный , не так-то просто. Для построения красивого и наглядного графика требуются минимум два показателя – количество погибших или пострадавших, а также число людей, которые пользуются этим видом транспорта. Для воздушного, железнодорожного и водного транспорта найти эти данные несложно, ведь благодаря билетам учитывается каждый человек. А вот с транспортом автомобильным проблемы. Отследить передвижения среднестатистического россиянина с работы, на работу и в магазин не представляется возможным – никто же не проходит регистрацию на выход на пороге родного дома.

Наш рейтинг безопасности транспорта по статистике за 2018 год составлялся с привлечением различных источников – от данных «Национального союза страховщиков», которые ведут статистику зарегистрированных страховых случаев с 2012 года по настоящий момент, до данных о транспортных происшествиях на сайте Росстата.

> 200 смертей на 1,6 млрд. км

Хотя по сравнению с 2005 годом число ДТП с участием мотоциклистов снизилось более чем на 70%, мотоцикл по-прежнему остается одним из самых опасных видов транспорта. По статистике выходит, что каждые 1,6 млрд. км пути оплачены жизнями более чем двухсот водителей и их пассажиров.

Мотоцикл, как и другое двухколесное средство передвижения – велосипед – отличается повышенной уязвимостью, поэтому аварии с участием мотоциклистов с высокой вероятностью заканчиваются печально. Причина – несоблюдение правил дорожного движения, и, как ни удивительно, принципиальный отказ некоторых водителей пользоваться шлемом.


5, 75 человек на 1,6 млрд. км

На втором месте по числу дорожно-транспортных происшествий находятся личные автомобили. Всего за 1,6 млрд. км пути гибнет не менее 5,75 человек.

Причины – как нежелание водителей соблюдать правила дорожного движения, так и состояние дорожного полотна, возросший износ автопарка из-за кризиса и ухудшения покупательной возможности населения. А также (в связи с увеличением среднего возраста жизни) и старение водителей. Все эти факторы вместе служат залогом, что автомобильный транспорт в России еще долго не будет безопасным.


9,4 летальных случая на 1 млн. пассажиров

Среди воздушного транспорта наибольшую опасность для человеческой жизни представляют не международные перевозки, а междугородние. Особенно если человек на вертолете вынужден отправиться в те края, куда даже пресловутый Макар предпочитает не гонять своих телят. Возможно, именно этим и объясняется такое высокое количество пострадавших среди пассажиров вертолетов. На каждые 1 млн. человек получают травмы не менее 9,4. Падать придется с большой высоты, и, с высокой долей вероятности, травмы будут несовместимы с жизнью.


5 погибших на 1,5 млрд. км

Маршрутные такси никак не назовешь самым безопасным видом автотранспорта в России. По статистике каждые 1.5 млрд. км пройденного маршруткой пути оплачены пятью человеческими жизнями. Среди причин могут быть названы как работа водителей на износ, так и конструкционные просчеты маршруток, состояние дорог, нежелание соблюдать правила дорожного движения и вождение в пьяном виде.


2,84 пострадавших на 1 млн. перевезенных

В 2018 году случилось несколько крупных происшествий с участием междугородних автобусов, включая трагическое происшествие в Воронежской области, когда столкнулись два автобуса, умерло пять человек и пострадало 17. В целом по статистике междугородние и международные автобусы не отличаются безопасностью – на каждый миллион перевезенных пассажиров в авариях получают травмы или погибают минимум 2,84. Всего за 2018 год поездки в междугородних автобусах принесли смерть более чем 600 пассажирам, а пострадали более 13 тысяч человек.


2,3 несчастных случая на 1 млн. пассажиров

В эту категорию входят как международные суда, так и внутренние речные перевозчики. Всего за 2018 год во время морских и речных путешествий произошло 62 происшествия, которые трагически закончились для пяти человек. В целом по статистике НСС на каждый перевезенный миллион пассажиров приходится по 2,3 несчастных случая.

Пассажирам на морских и речных судах угрожает не только стихия водная, но и огненная. Одна из частых причин транспортных происшествий – внезапно вспыхнувший пожар на борту судна, вызванный, как правило, неисправностью электропроводки. Это не удивительно, учитывая, что внутренний флот России находится в плачевном состоянии, и почти треть судов отпраздновала 40-летие эксплуатации.


Вероятность погибнуть: 1:11 000 000

Самый безопасный транспорт в мире, однако в России получить точную статистику о числе несчастных случаев на число пассажиров не представляется возможным. Данные Национального сообщества страховщиков, на которые мы опирались при оценке опасности других видов транспорта, для них отсутствуют. Причина – особенности страховой системы в России; большинство воздушных транспортных компаний возят своих пассажиров не только по стране, но и за ее пределы. Поэтому пользуются они страховыми полисами международного образца.

Вот почему самолет самый безопасный вид транспорта: по статистике, шансы погибнуть в результате несчастного случая на борту самолета равны 1 к 11 миллионам. Для сравнения: шансы пострадать от удара молнии при прогулке в грозу выше в 16 раз!


0,17 происшествий на 1 млн. пассажиров

В эту категорию входят как и междугородние и международные поезда, так и обычные пригородные электрички. В целом за 2018 год статистика для РЖД выглядит превосходно – почти за весь год, с января по ноябрь, было зарегистрировано всего семь происшествий. К сожалению, не обошлось без смертей – погиб один человек. В целом на 1 млн. пассажиров приходится не более чем 0,17 несчастных случаев.

Одним из самых безопасных видов транспорта предпочитает пользоваться все больше людей, и одной ценой это не объяснить. Ведь на некоторые направления стоимость билетов на самолет и поезд практически сравнялась. Как утверждает сайт РЖД, за 2018 год в поездах дальнего следования перевезено почти на 8% пассажиров больше, чем в прошлом году. А рост числа пассажиров электричек составил почти 3%.


0,09 случаев на миллион перевезенных

На втором месте по безопасности среди видов транспорта в России находится троллейбус. По статистике НСС, на каждый миллион перевезенных пассажиров приходится всего 0,09 несчастных случаев. Большинство из них – банальные «оступился и упал».

Причины низкой травматичности троллейбуса очень просты – его объем и масса, а также небольшая развиваемая скорость. При столкновении, например, с легковым автомобилем гораздо хуже придется автомобилю. А пассажиры троллейбуса отделаются легкими ушибами.


0,04 пострадавших из 1 000 000 человек

Самый безопасный транспорт по статистике за 2018 год с точки зрения соотношения числа несчастных случаев на число пассажиров. Всего из одного миллиона прибывших из точки А в точку Б получают травмы не более чем 0,04 человека. Помимо безопасности, у трамвая много преимуществ:

  • он движется более плавно, чем автомобиль и даже троллейбус;
  • менее шумен;
  • полностью автономен от транспортных пробок (если, конечно, автомобилисты не пытаются проехать по путям);
  • из всего городского транспорта наносит менее всего вреда окружающей среде.

К сожалению, трамваи постепенно исчезают из малых городов России. Причина — в ограниченном местном бюджете, который просто не в силах поддерживать отдельную линию. Всего за прошедшие двадцать лет число трамваев сократилось более чем на 35%. Значит ли это, что самый безопасный вид транспорта постепенно исчезнет из городского ландшафта?


Ужасно осознавать, сколько зла сделал сам себе человек и планете, на которой он живет. Большинство вреда принесли большие индустриальные корпорации, которые не задумываются об уровне опасности деятельности, стремясь получить прибыль. А особенно страшно то, что катастрофы произошли и в результате испытаний различного вида оружия, в том числе и ядерного. Предлагаем 15 самых больших катастроф в мире по вине человека.

15. Кастл Бра́во (1 марта 1954)


Соединенные Штаты в марте 1954 года произвели испытательный взрыв ядерного оружия в атолле Бикини, расположенного возле Маршальских островов. Он был в тысячу раз мощнее взрыва на Хиросиме, Япония. Это было частью эксперимента правительства США. Ущерб, нанесенный взрывом, был катастрофическим для окружающей среды на площади 11265.41 км2. Было уничтожено 655 представителей фауны.

14. Бедствие в Севесо (10 июля 1976)


Промышленная катастрофа недалеко от Милана, Италия, произошла в результате выброса в окружающую среду токсических химических веществ. Во время производственного цикла при получении трихлорфенола опасное облако вредных соединений попало в атмосферу. Выброс мгновенно подействовал губительно на флору и фауну прилежащей к заводу территории. Предприятие в течении 10 дней скрывало факт утечки химических веществ. Случаи заболевания раком возросли, что было доказано впоследствии исследованиями мертвых животных. У жителей маленького города Севесо стали возникать нередкие случаи сердечных патологий, респираторных заболеваний.


Расплавление части ядерного реактора на Трехмильном острове, Пенсильвания, США, привело к выбросу в окружающую среду неизвестного количества радиоактивных газов и йода. Авария произошла вследствие ряда ошибок персонала и механических неполадок. Много спорили о масштабе загрязнений, но официальные органы утаивали конкретные цифры, чтобы не поднимать панику. Они утверждали, что выброс был незначительный и не мог нанести вред флоре и фауне. Однако в 1997 году данные изучили повторно, и был сделан вывод, что у тех, кто жил вблизи реактора в10 раз больше имели место проявления рака и лейкемии, чем у других.

12. Выброс нефти из танкера Эксон Валдес (24 марта 1989)




В результате аварии на танкере компании «Эксон Вальдес» в океан в районе Аляски попало огромное количество нефти, что привело к загрязнению 2092,15 км береговой линии. Как следствие, был нанесен непоправимый вред экосистеме. И на сегодняшний день она не восстановлена. В 2010 году правительство США заявило, что вред был нанесен 32 видам дикой природы и, только, 13 видов удалось восстановить. Не смогли восстановить подвид касаток и тихоокеанской сельди.


Взрыв и затопление нефтяной платформы Deepwater Horizon в Мексиканском заливе на месторождении Макондо привело к тому, что произошла утечка нефти и газа в объеме 4.9 млн баррелей. По словам ученым, эта авария стала самой крупной в истории США и унесла 11 жизней работников платформы. Вред был нанесен и обитателя океана. До сих пор отмечают нарушения экосистемы залива.

10. Бедствие Лав-Канал (1978)


В Ниагара-Фоллз, штат Нью-Йорк, около сотни домов и местная школа были построены на месте свалки промышленных и химических отходов. Со временем химикаты просочились в верхние слои почвы и воду. Люди начали замечать, что возле домов появляются какие-то чёрные болотистые пятна. Когда сделали анализ, то обнаружили содержание восьмидесяти двух химических соединений, одиннадцать из которых были канцерогенными веществами. Среди заболеваний жителей Лав-канала стали появляться такие серьёзные болезни, как лейкемия, а у 98 семей родились дети с серьезными патологиями..

9. Химическое загрязнение Аннистона, Алабама (1929-1971)


В Аннистоне в районе, где сельскохозяйственный и биотехнологический гигант Монсанто впервые произвёл вещества, вызывающие онкозаболевания, по непонятным причинам произошел их выброс в реку Сноу Крик. Население Аннистона сильно пострадало. В результате воздействия повысился процент заболеваний диабетом и другими патологиями. В 2002 году Монсанто выплатил 700 млн долларов компенсации за ущерб и спасательные работы..


Во время военного конфликта в Персидском заливе в Кувейте Саддам Хусейн поджёг 600 нефтяных скважин, чтобы создать ядовитую дымовую завесу на целых 10 месяцев. Считается, что ежедневно сгорало от 600 до 800 тонн нефти. Около пяти процентов территории Кувейта было покрыто копотью, домашний скот умирал от болезней лёгких, а в стране увеличилось число заболевших раком.

7. Взрыв на химическом заводе Цзылинь (13 ноября 2005)


На химическом заводе Цзылинь прогремели несколько мощных взрывов. В окружающую среду было выброшено огромное количество бензола и нитробензола, который обладает губительным токсическим эффектом. Бедствие привело к смерти шести человек и ранению семидесяти.

6. Загрязнение Таймс-Бич, Миссури (декабрь, 1982)


Распыление нефти, содержащей токсичный диоксин, привело к полному разрушению небольшого города в Миссури. Метод применялся как альтернатива орошению, чтобы сбить пыль с дорог. Положение дел ухудшилось, когда в результате подтопления города водами реки Мерэмек, токсичная нефть распространилась по всему побережью. Жители подверглись воздействию диоксина и сообщали о проблемах с иммунитетом и мышцами.


В течение пяти дней дым от угольного горения и фабричных выбросов накрывал Лондон плотным слоем. Дело в том, что наступила холодная погода и жители массово начали топить печки углем, чтобы согреть дома. Сочетание производственных и общественных выбросов в атмосферу привело к густому туману и плохой видимости, а 12000 человек умерли от вдыхания токсичных испарений.

4. Отравление залива Минамата, Япония (1950-е)


За 37 лет производства пластмасс нефтехимическая компания Chisso Corporation сбросила 27 тонн металртути в воды залива Минамата. Так как жители его использовали для ловли рыбы, не зная о сливах химических веществ, то отравленная ртутью рыба нанесла серьёзный ущерб здоровью младенцам, родившимся у матерей, которые употребляли рыбу из Минамата в пищу, и убила больше 900 человек в регионе.

3. Бедствие Бхопала (2 декабря 1984)

О радиационном заражении в результате аварии ядерного реактора и пожаре на Чернобыльской атомной станции на Украине знает весь мир. Ее назвали самой ужасной катастрофой на атомной электростанции в истории. Около миллиона человек умерли из-за последствий ядерной катастрофы, главным образом от рака и из-за воздействия высокого уровня радиации.


После 9-балльного землетрясения и цунами, которые обрушились на Японию, ядерная установка Фукусимы Daiichi осталась без электроснабжения и потеряла способность охлаждать реакторы с атомным топливом. Это привело к радиоактивному заражению большой территории и акватории. Около двухсот тысяч жителей были эвакуированы из-за боязни возникновения тяжёлых заболеваний в результате облучения. Катастрофа еще раз заставила ученых задуматься об опасности атомной энергии и необходимости разработки

Транспортные катастрофы

Мы привыкли понимать под катастрофой события с широкомасштабными последствиями: гибелью большой группы людей или других живых организмов, колоссальными разрушениями, поэтому мы не относим дорожно-транспортные происшествия, столь частые в сумасшедшей суете городских улиц, к катастрофическим явлениям. А ведь в течение последнего десятилетия на планете рядовые дорожные происшествия стали причиной гибели двадцати двух миллионов человек - ужасающе впечатляющая цифра! Но ее можно было бы значительно уменьшить, будь водители транспортных средств немного сознательнее, собраннее, ответственнее. Каждый из них должен помнить: от его добросовестности зависит и его собственная жизнь, и жизнь окружающих людей.

Однако есть дорожно-транспортные происшествия, даже при первом беглом взгляде на последствия которых становится ясно, что грандиозные катастрофы, тесно связанные с болью и страхом, горем и смертью многих сотен людей:

7 августа 1956 года в Кали (Колумбия) взорвались семь грузовиков с динамитом, погибли 1200 человек - страшный итог преступной неосторожности;

22 июля 1970 года в Дели паводковая волна смыла с шоссе в ближайший овраг 25 автобусов, 5 такси и один военный автомобиль, число жертв было огромно.

И все-таки самые страшные последствия имеют железнодорожные и морские катастрофы, связанные с крупными пассажирскими перевозками:

22 октября 1949 года близ городка Нови Двор в Польше сошел с рельсов скорый поезд “Гданьск - Варшава”, крушение завершилось гибелью 200 человек;

28 сентября 1954 года восточнее города Хайдарабада в Индии произошла одна из самых крупных железнодорожных катастроф, следовавший по мосту экспресс рухнул в реку, погибли 1172 человека;

8 октября 1952 года в Харрой-Вилдстоуне (Англия) два двигавшихся поезда врезались в третий, стоявший на мес те, жертвами стали 112 пассажиров;

16 февраля 1970 года в северной Нигерии в результате железнодорожной аварии умерли 150 человек, и еще 50 погибли во время столкновения автобуса, перевозившего раненых в больницу, с грузовиком.

Одними из самых трагичных являются катастрофы, происходящие в открытом море, процент выживших после кораблекрушений печально низок. На утонувшем в Стамбуле пароме “Ускудар” нашли свою смерть 238 человек. Гибель “Лузитании”, пассажирского судна, затопленного 7 мая 1915 года немецкой подводной лодкой, сопровождалась астрономическим числом человеческих жертв - 1198. Это наиболее крупное кораблекрушение, которое можно сравнить по масштабам, пожалуй, лишь с гибелью самого большого океанического лайнера, печально известного “Титаника”.

“Титаник” был построен в 1911 году в Великобритании. Как уже говорилось, это было самое крупное пассажирское судно длиной около 269 метров, шириной 28,2 метра, водоизмещением свыше 46300 тонн. Во время первого плавания в апреле 1912 года на его борту находились 2207 человек, а так как это было не только очень большое, но и самое комфортабельное, если не сказать, самое шикарное судно, пассажирами “Титаника” стали самые богатые и самые влиятельные члены светского общества. Предполагают, что по пути в Нью-Йорк судно-гигант наткнулось на подводную часть плавающей ледяной глыбы. Удар был столь сильным, что айсберг почти до половины разрезал бок “Титаника”, оставив колоссальную стометровую пробоину. Внутренние переборки не выдержали мощного напора хлынувшей в трюм воды, и судно стало быстро тонуть. Но весь ужас положения заключался в том, что создатели парохода, стопроцентно уверенные в непотопляемости своего чудо-гиганта, не позаботились даже о достаточном количестве спасательных шлюпок, мест в имеющихся на борту лодках хватило бы лишь половине пассажиров. Мало того, погрузку людей в шлюпки организовали плохо, из-за чего часть из них была спущена на воду полупустыми. Из 1178 мест оказались заняты лишь около 600. Некоторые из оставшихся на “Титанике”, чувствуя приближение конца, прыгали за борт, пытаясь доплыть до шлюпок, но вода была слишком холодна. На борту парохода осталась большая часть пассажиров и членов экипажа - приблизительно 1500 человек. Эти люди были обречены, ведь для подавляющего большинства из них не нашлось даже спасательных жилетов. Оставалась лишь призрачная надежда, что успеет прийти другое большое судно - английский пароход “Карпатия”, первым получивший сигнал бедствия с “Титаника” и уже давно спешащий им на помощь. Но крен корабля все возрастал, огромные волны уже перекатывались через палубу и уносили с собой все новые и новые человеческие жертвы. Не прошло и двух часов с момента столкновения, как громадный корабль скрылся в морской пучине вместе со всеми оставшимися на борту людьми. Мы никогда не узнаем, сколько из 1500 человек, оставшихся на пароходе, были еще живы, когда улегся водоворот на месте затонувшего гиганта. Умевшие плавать пытались добраться до шлюпок, но ледяные океанические воды (температура воды была около трех градусов Цельсия) сковывали упрямцев и настойчиво тянули вниз. Чудом спасшийся офицер Лайтоллер рассказывал, что “тысячи острых ножей” вонзал ему в тело океанический холод. Спаслись единицы. Со всех сторон люди взывали о помощи на самых разных языках, но им уже никто не помог. Крушение произошло глубокой ночью, через час крики, доносившиеся из кромешной тьмы, смолкли: человек не мог долго продержаться в такой воде. Лишь люди, оставшиеся на лодках, изредка окликали друг друга в ночной темноте. Наконец, подошла “Карпатия”. Капитан судна не верил своим глазам: “Титаника” нигде не было видно, и лишь выпущенная ракета осветила место страшной трагедии. Все, что осталось от самого большого, самого роскошного парохода, - ящики, обломки и несколько шлюпок с жалкими, до смерти напуганными людьми. На борт “Карпатии” поднялись около 700 человек, эти чудом спасшиеся люди были поистине счастливы, ведь было даже трудно надеяться выжить в выпавшем на их долю кошмаре.

Не менее морских опасны и воздушные путешествия, хотя их большим плюсом является очень высокая скорость перемещения: несколько часов - и вы уже на другом конце мира. Однако, находясь высоко в небе, вы имеете еще меньше шансов выжить в случае непредвиденной ситуации, поэтому число спасшихся после авиакатастроф так мало. Современные аэробусы, такие как “Боинг-747-400”, способны принять на борт до 500 пассажиров. Они потрясают нас своей мощью и красотой, ведь эти громадины взлетают ввысь легко, совсем как птицы. Но надо помнить, чем сложнее машина, тем больше вероятность отказа одной из ее систем.

Ясно, что уцелеть в неимоверно сложных условиях катастроф могут лишь самые сильные телом и, что, пожалуй, еще важнее, духом. Нельзя ни на минуту поддаваться панике, а надо действовать быстро, решительно, четко. Иногда людям удается выжить даже в самых невероятных, самых безнадежных, казалось бы, ситуациях. Поэтому помните: шанс, пусть даже самый маленький, есть у вас всегда, только нужно во что бы то ни стало суметь им воспользоваться.

Из книги Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях автора Ильин Андрей

Глава пятая Транспортные катастрофы, или От чего мы гибнем, но без чего и жить не

Из книги Слабости сильного пола. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

АВАРИИ И КАТАСТРОФЫ Ничто так не сокращает дорогу, как катастрофа. Уршула Зыбура * * * Аварии случаются потому, что нынешние водители ездят по вчерашним дорогам на завтрашних машинах с послезавтрашней скоростью. Витторио Де Сика * * * Аварии случаются потому, что одни

Из книги Энциклопедия безопасности автора Громов В И

7. АВАРИИ И КАТАСТРОФЫ 7.1. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ КАТАСТРОФА Меры предосторожности:- по возможности располагайтесь в центральных вагонах электричек (они меньше всего пострадают при аварии);- громоздкие и тяжелые вещи ставьте вниз, так как при сильном толчке они могут

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИЗ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТР) автора БСЭ

Из книги Эволюция автора Дженкинс Мортон

Из книги Технология хранения и транспортирования товаров автора Богатырев Сергей

Транспортные системы Для перевозки грузов применяется множество вариантов транспортных систем. Рассмотрим некоторые из них.Самой распространенной транспортной системой является контейнерная система, позволяющая сократить простои транспорта и удешевить доставку

Из книги Новейший справочник автомобилиста автора Волгин Владислав Васильевич

ДОРОЖНО - ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ

Из книги 100 знаменитых катастроф автора Скляренко Валентина Марковна

Из книги Энциклопедия катастроф автора Денисова Полина

Техногенные катастрофы Огромную опасность представляют собой и крупные промышленные предприятия, соседствующие, как правило, с большими населенными пунктами, ведь для обслуживания такого рода комбинатов требуется огромное количество рабочих рук. Эти предприятия

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

Природные катастрофы Распределение числа жертв по типам природных катастроф за 50-летний период

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Транспортные заправщики Транспортный заправщик – самолет, предназначенный для дозаправки летательных аппаратов топливом в полете. В оборудовании самолета-заправщика имеются дополнительные топливные баки, перекачивающий насос, гибкий шланг с конусным

Из книги Что делать в экстремальных ситуациях автора Ситников Виталий Павлович

19 августа на железнодорожной станции Дхамара в округе Сахарса в северо восточном индийском штате Бихар , направлявшихся в посвященный богине Катияни индуистский храм и выходивших в это время из другого поезда. Число жертв составило по меньшей мере 35 человек, десятки человек получили серьезные травмы. Среди погибших и пострадавших много женщин и детей.
По заявлению полиции, станция фактически никем не контролировалась.

24 июля пассажирский поезд недалеко от железнодорожной станции города Сантьяго-де-Компостела в Испании. Жертвами катастрофы, по предварительным данным, стали более 70 человек.

12 июля междугородный экспресс Париж-Лимож на станции Бретини-сюр-Орж примерно в 50 километрах от Парижа. Поезд, в котором находились 370 человек, не должен был останавливаться на этом вокзале, поэтому двигался со скоростью 137 километров в час. В результате катастрофы сошли с рельсов несколько вагонов, поезд врезался в платформу. Погибли шесть человек. Причиной аварии стала неисправность железнодорожной стрелки.

6 июля в городе Ляк-Межантик в 250 километрах от Монреаля (Канада) поезд, перевозивший 73 цистерны с нефтью. До аварии поезд находился на стоянке, затем он пришел в движение и, развив высокую скорость, сошел с рельсов. После аварии произошло возгорание, а затем мощный взрыв. Пожар перекинулся на близлежащие дома и был потушен только через два дня. Число подтвержденных жертв катастрофы составило 42 человека. Восемь человек числятся пропавшими без вести. Причиной катастрофы могли стать неисправность ручного тормоза или неправильное его применение.

13 июня в Аргентине в местечке Кастелар в 30 километрах от Буэнос-Айреса пассажирский поезд , стоящим на путях. В аварии погибли 3 человека, 315 получили травмы. Компания-оператор заявила, что машинист состава превышал скорость и не включил тормоз, тогда как сам машинист заявил, что тормозная система состава была неисправной.

18 мая в США в вечерний "час пик" в районе города Фэрфилд поезд, направлявшийся из города Нью-Хейвен в Нью-Йорк, после чего врезался в другой состав. В момент столкновения в поездах находилось порядка 250 пассажиров. Количество пострадавших превысило 70 человек. Власти заявили, что погибших в этой аварии не было лишь по счастливой случайности. Столкновение могло произойти из-за поврежденного рельса.

В ночь на 4 мая в Бельгии неподалеку от города Гент произошло ЧП — когда следовавший из Нидерландов поезд переходил с одного пути на другой, несколько вагонов-цистерн . Из вагонов вылились и загорелись высокотоксичные вещества, содержащие цианиды, прогремели взрывы. Горение вагонов-цистерн, в которых перевозился акрилонитрил, прекратилось только спустя сутки. Из зоны катастрофы было эвакуировано порядка 500 жителей. В результате аварии погиб один человек, пострадали еще 49.

В ночь на 15 января поезда, следовавшего из Верхнего Египта в Каир. В районе Аль-Бадрашин два последних вагона спецсостава с призывниками отцепились от поезда, сошли с рельсов и врезались в стоявший на соседних путях товарный поезд. В результате крушения погибли 19 человек, около 120 получили ранения.

17 ноября в Египте поезд, следовавший по маршруту Каир-Асуан, на одном из железнодорожных переездов близ населенного пункта Манфалут. В результате трагедии погибли 50 человек, в основном дети, около 20 египтян получили ранения.

17 сентября на юге Пакистана . Трагедия произошла рано утром неподалеку от города Бин Касим в 50 километрах от Карачи. Следовавший из Лахора скорый поезд "Шалимар экспресс" на полном ходу врезался в шедший из Файсалабада "Миллат экспресс", который остановился на путях из-за технических проблем. После столкновения оба состава сошли с рельсов. Два человека погибли, более 100 получили ранения.

17 июля в Египте скорый пассажирский поезд, следовавший из Каира в провинцию Сохаг. ЧП произошло недалеко от Гизы. С рельсов сошли и загорелись несколько вагонов. Западные и египетские СМИ писали, что в результате ЧП погибли четыре человека, более 70 пострадали. В свою очередь, министерство здравоохранения Египта сообщило о 14 пострадавших, погибших нет.

13 июля на северо-востоке ЮАР в провинции Мпумаланга с переезжавшим через железнодорожные пути грузовиком, погибли более 30 человек.

31 мая несколько вагонов пассажирского поезда в индийском штате Уттар-Прадеш, пять человек погибли, около 50 получили ранения. Инцидент произошел с поездом, который следовал из города Дехрадун в Колкату (бывшая Калькутта).

22 мая в штате Андхра-Прадеш на юго-востоке Индии в результате столкновения пассажирского поезда и товарного состава 25 человек погибли и более 40 получили серьезные травмы. Трагедия произошла на железнодорожной станции Пенуконда, когда пассажирский "Хампи Экспресс", направлявшийся в Бангалор, в товарный поезд. В результате столкновения два вагона экспресса сошли с рельсов и загорелись.

21 апреля в районе станции Слотердайк в черте города Амстердам (Нидерланды). Пассажирский поезд, направлявшийся из столицы в город Эйтгест, столкнулся со скорым поездом Ден-Хелдер — Неймеген. В результате столкновения поездов пострадали около 130 человек. Не менее 42 пассажиров получили серьезные травмы. Одна из нескольких десятков пострадавших скончалась на следующий день.

3 марта в Польше два пассажирских поезда сообщением Варшава-Краков и Пшемысль-Варшава населенного пункта Щекоцины в 200 километрах южнее Варшавы. Всего в двух составах ехали около 350 человек. В результате катастрофы 16 человек погибли, 57 человек были ранены. Среди раненых пассажиров были иностранцы. Восемь из них столкновения были госпитализированы. По предварительным данным, поезд из Варшавы выехал не на свой путь и врезался в шедший навстречу поезд из Пшемысля. В районе аварии шел ремонт путей.

22 февраля пассажирский поезд на подходе к перрону на одной из станций в центре аргентинской столицы Буэнос-Айресе и врезался в буферный тупиковый упор одной из платформ. В результате локомотив и первые три вагона буквально налетели один на другой. В составе, состоящем из девяти вагонов, находились около тысячи пассажиров. Они направлялись на работу в Буэнос-Айрес из окрестностей столицы. В аварии погибли 51 человек, более 600 пострадали. Многие пассажиры получили травмы из-за разбившихся вдребезги стекол.