Международные конференции по окружающей среде. Декларация конференции организации объединенных наций по проблемам окружающей человека среды Конференция оон по окружающей человека среде

1. Исторически первым глобальным форумом по вопросам охраны окружающей среды стала Стокгольмская конференция ООН 1972г. по окружающей человека среде . Несмотря на то, что принятая на ней Декларация принципов не обладает обязательной юридической силой, большая часть ее положений стала не только нормами обычного права, но и закреплена как в региональных, так и в универсальных договорах по охране окружающей среды.

2. Качественно новым этапом в области охраны окружающей среды стала Конференция ООН по окружающей среде и развитию, состоявшаяся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро . Она рассмотрела во взаимосвязи вопросы устойчивого экономического развития и охраны окружающей среды. Вся Конференция была пронизана идеей глобального партнерства различных социальных групп и слоев населения, их сотрудничества на различных уровнях, а также необходимостью дифференцированного подхода, с учетом специфических условий и потребностей стран с переходной экономикой. К их числу были отнесены Россия, а также ряд стран СНГ и Восточной Европы.

Конференция приняла Повестку дня на XXI век, которая является стратегией глобального сотрудничества в сфере охраны окружающей среды для достижения устойчивого развития. Она определяет действия государств, международных организаций, населения (в том числе женщин, молодежи, коренных народов), их вклад в решение этих проблем.

Новой концепцией, которая предлагает изменение традиционных подходов к охране окружающей среды, стала концепция экологической безопасности , которая призвана содействовать устойчивому и безопасному развитию всех государств. Она не может быть достигнута в одностороннем порядке и требует сотрудничества между государствами. Экологическая безопасность - это сложная взаимосвязанная и взаимозависимая система экологических составляющих планеты, а также сохранение и поддержание существующего естественного природного баланса между ними. Принцип экологической безопасности из всего комплекса вопросов охраны окружающей среды выделяет главное: недопущение экоспазма как условие выживаемости человечества.

Юридическое содержание принципа экологической безопасности состоит в обязанности государств осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы исключить усиливающееся воздействие экологических стрессов на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях. Любая деятельность должна осуществляться так, чтобы исключить нанесение ущерба не только другим государствам, но и всему международному сообществу в целом.



Международная экологическая безопасность - такое состояние международных отношений, при котором обеспечивается сохранение, рациональное использование, воспроизводство и повышение качества окружающей среды. Правовыми средствами обеспечения экологической безопасности являются как региональные, так и универсальные международные договоры.

3. Всемирная конференция ООН по устойчивому развитию в Йоханнесбурге 2002 года

В работе этого Всемирного саммита ООН по устойчивому развитию приняли участие посланцы 195 стран, в том числе 104 президента и премьер-министра.

В ходе последнего пленарного заседания саммита 4 сентября его участниками была принята политическая декларация форума, призывающая все страны к работе на благо всеобщего процветания и мира, а также план действий по борьбе с бедностью и охране земной экологии. Этот документ предусматривает ряд широкомасштабных акций, обеспечивающих доступ сотням миллионов человек к чистой воде и электрической энергии, а также 50-процентное снижение уровня бедности к 2015 году. В нем оговорены комплексные природоохранные программы, замедляющие вырубку лесов и истощение рыбных ресурсов мирового океана. План также предусматривает глобальное снижение субсидий на добычу ископаемых энергоносителей, переход на возобновляемые источники энергии.

Оценивая итоговые документы, эксперты признали, что в них практически отсутствуют четко прописанные детали осуществления заявленных задач. В первую очередь это касается финансирования проектов и обеспечения их квалифицированными специалистами. Большинство сроков, установленных для достижения тех или иных провозглашенных целей, остаются размытыми. Хотя генеральный секретарь ООН Кофи Аннан назвал решения саммита перспективными и дающими реальную основу для масштабных действий по защите природы и улучшению жизни землян, большинство участников оценили встречу как провальную и безрезультатную. Специальный советник генсека ООН по вопросам окружающей среды Ян Пронк заявил, что за десять лет, прошедшие с конференции в Рио, решение проблемы бедности потерпело полный крах, т.к. беспрецедентный экономический рост в девяностые годы был выгоден лишь богатым странам. Возмущение участников саммита вызвало пренебрежение Соединенных Штатов к проблемам, обсуждаемым в Йоханнесбурге. Если большинство крупных стран в ключевой дискуссии представляли их лидеры, американскую делегацию возглавила заместитель госсекретаря по глобальным вопросам Пола Добрянски. В финале дискуссии один европейский делегат воскликнул: если этот саммит провалится, другого может и не быть – все скажут, что это пустая трата времени и денег.

Где и когда состоялась 1 конференция ООН по окружающей среде?

Первая конференция ООН по проблемам окружающей среды состоялась в 1972 в Стокгольме. Она приобрела политическое звучание, когда премьер-министр Швеции Улоф Пальме обвинил США в использовании дефолиантов во Вьетнаме и потребовал, чтобы «экологическая война была немедленно прекращена». В том же году была учреждена Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП - UNEP) для контроля за окружающей средой и координации приемлемых мер экологической защиты. В 1987 началась подготовка к конференции «Встреча землян», позже названной Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (ЮНКЕД - UNCED).

Первая Конференция ООН по окружающей среде, состоявшаяся в Стокгольме в 1972 г., стала историческим событием, знаменовавшим поворот подавляющей части развитых стран к активной экологической политике, активизацию общественных природоохранных движений, начало широкого международного сотрудничества в решении экологических проблем. День открытия этой конференции, 5 июня, отмечается как всемирный день охраны окружающей среды.

Конференция приняла Декларацию об окружающей среде и План мероприятий в этой области.

Спустя двадцать лет после Стокгольма, в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Форум собрал рекордное число участников: 179 государств направили в Бразилию в общей сложности 8 тыс. делегатов.

Какие разногласия между развитыми и развивающимися странами выявились на конференции ООН в Рио-де-Жанейро

В 2011 г. исполняется 19 лет с момента встречи в Рио-де-Жанейро на высшем уровне руководителей 179 государств, включая Россию, когда были приняты важнейшие документы, призванные изменить направление дальнейшего развития земной цивилизации.

Некоторое успокоение отношений между развитыми и развивающимися странами после Конференции ООН в Рио-де-Жанейро быстро сменилось раздражением последних и нарастанием противостояния: за обещаниями руководителей развитых стран не последовало соответствующих действий. Выделение средств на поддержку перехода развивающихся стран к устойчивому развитию не увеличилось, а сократилось, причем значительная часть выделяемых средств используется самими развитыми странами, а остальная часть оседает в карманах коррумпированных чиновников в развивающихся странах. Внешний долг развивающихся стран продолжает быстро расти.

Добиваясь под лозунгом свободы торговли и интернационализации производства открытия национальных границ других стран, развитые страны (особенно США) преследуют, прежде всего, свои национальные интересы.

Конференция констатировала невозможность движения развивающихся стран по пути, которым пришли к своему благополучию развитые страны. Эта модель ведет к катастрофе. В связи с этим была признана необходимость перехода мирового сообщества на путь устойчивого развития, обеспечивающего решение социально-экономических проблем и сохранение окружающей среды, удовлетворение основных жизненных потребностей нынешнего поколения и сохранение таких возможностей для будущих поколений.

Совершить революционный переход к новому партнерскому типу взаимоотношений в мире, к новому характеру производства и потребления человечество, как подчеркивалось на Конференции, может только в том случае, если все слои общества во всех странах осознают безусловную необходимость такого перехода и будут ему всемерно содействовать.

Численность населения Земли сегодня составляет около 6,3 млрд. чел. Она увеличилась за последние 10 лет более чем на миллиард, а к 2025 г., по прогнозу, достигнет 9--10 млрд. чел. Население развивающихся стран растет быстрыми темпами и составляет сегодня 3/4 населения планеты, а потребляет оно всего 1/3 общемировой продукции, причем разрыв в потреблении на душу населения продолжает увеличиваться.

Углубляющееся неравенство между богатыми и бедными (75% человечества), экономическая система, которая не учитывает экологические ценности и рассматривает неограниченный рост производства и потребления как прогресс, создают дисбаланс, характеризующийся неустойчивостью в экономическом и экологическом планах.

Мировой общественный продукт возрастает в последние десятилетия в среднем на 1 трлн. долл. в год. Но только 15% этого прироста приходится на долю развивающихся стран. Более же 70% достается и без того уже богатым странам, т. е. каждый ребенок, родившийся в стране развитой части мира, потребляет в 20--30 раз больше ресурсов планеты, чем ребенок в стране третьего мира.

Участники встречи одобрили Декларацию по окружающей среде и развитию, состоящую из 27 принципов, в которых определены права и обязанности стран в деле обеспечения последующего развития; подписали рамочную конвенцию ООН об изменении климата, направленную на смягчение последствий изменения климата путем ограничения выбросов парниковых газов, и Конвенцию ООН о биологическом разнообразии, предусматривающую меры по сохранению биологических ресурсов.

В принятой “Повестке дня на XXI век” намечена программа того, как сделать развитие устойчивым с социальной, экономической и экологической точек зрения. “Повестка дня на XXI век” содержит перечень мероприятий, которые следует осуществить в каждой стране для обеспечения перехода на устойчивое развитие. Разногласия во взглядах на ряд проблем разделили Конференцию на два лагеря: США и остальной мир.

Особенно острыми были разногласия по конвенциям “О биологическом разнообразии” и “Об изменении климата”.

С точки зрения биологического разнообразия особо выделяются тропические страны. По имеющимся оценкам, в тропических лесах, в прибрежных водах тропических стран и в зонах коралловых рифов обитает до 2/3 всех биологических видов планеты.

С другой стороны, разработка биотехнологических процессов требует очень серьезной научной базы и поэтому осуществляется в основном в развитых странах, компании и корпорации которых извлекают очень высокие прибыли от их использования, причем перспективы расширения использования биотехнологий применительно к задачам растениеводства, животноводства, медицины, защиты окружающей среды огромны. Средняя стоимость продукции, производимой с использованием биотехнологий, оценивается в десятки миллиардов долларов. Это объясняет жестокость конкурентной борьбы, развернувшейся в сфере биотехнологий между компаниями США, Западной Европы и Японии.

Складывается весьма своеобразная ситуация -- генетический материал поступает в значительной мере из развивающихся стран, а прибыль от использования созданных на основе этого материала биотехнологий -- только компаниям развитых стран. Естественно, что развивающиеся страны считают справедливым перевод части прибыли им для проведения необходимых мероприятий по сохранению биологического разнообразия или передачу им на льготных условиях новых технологий, созданных на основе их генетических материалов и способных прямо или косвенно содействовать решению вопросов охраны окружающей среды, а следовательно, и сохранению биологического разнообразия.

Здесь и возникает тугой узел проблем, связанных с удовлетворением претензий развивающихся стран: противостоят не только налогоплательщики развитых стран, но и право собственности на запатентованные технологии корпораций, компаний и отдельных лиц, а проигнорировать право частной или корпоративной собственности глава государства или правительства не может. Эта проблема имеет общий характер -- частная собственность во многих отношениях становится камнем преткновения на пути к устойчивому развитию цивилизации. По всем документам, в которых затрагивается вопрос о передаче новых технологий, США занимали самую жесткую позицию, полагая, что такая передача должна решаться на основе двусторонних переговоров на коммерческой основе.

Текст Конвенции на подготовительном этапе был согласован с США. Тем неожиданнее было заявление Дж. Буша-старшего, сделанное непосредственно накануне Конференции, о том, что Соединенные Штаты не подпишут Конвенцию о сохранении биологического разнообразия. Отказ от подписания ранее согласованного документа вызвал резко негативную реакцию в мире и был расценен многими как попытка США сорвать Конференцию в Рио-де-Жанейро.

Можно полагать, что на президента США перед началом работы Конференции было оказано сильное давление со стороны национальных и транснациональных компаний и корпораций, работающих в области биотехнологий, не считаться с которыми он в период предвыборной кампании не мог.

Следует также подчеркнуть, что США сделали все возможное, чтобы ослабить действенность Конвенции “Об изменении климата” и “Повестки дня на XXI век” по вопросам, касающимся сокращения выброса парниковых газов, прежде всего углекислого, в атмосферу.

Основными антропогенными источниками прироста содержания углекислого газа в атмосфере являются энергетика и транспорт, работающие на органическом топливе. В соответствии с этим основные выбросы углекислого газа приходятся на долю промышленно развитых стран: США -- 25%, Россия, СНГ и Балтия -- 19%, ЕЭС -- 14%, Китай -- 10%, весь остальной мир -- 32%.

Если подсчитать выбросы на душу населения, то соотношение цифр будет еще более впечатляющим и свидетельствующим о том, что истоки глобального изменения климата кроются в чрезмерном потреблении ресурсов развитыми странами.

В настоящее время мировое сообщество идет к введению системы цен на все виды ресурсов с полным учетом ущерба, наносимого окружающей среде и будущим поколениям, а также к квотированию выбросов на душу населения, что, например, уже сделано применительно к выбросам хлорфторуглеводородов, разрушающих озоновый слой. Переход к квотированию означает, что многим развитым странам придется покупать квоты на выбросы, в частности, на выбросы углекислого газа, поэтому даже с учетом серьезной энергосберегающей политики, проводимой в последние два десятилетия США и странами Западной Европы, Соединенные Штаты окажутся в весьма невыгодном положении как страна, потребляющая больше всех энергоресурсов на душу населения. С учетом этого США стараются отодвинуть решение вопросов квотирования.

Еще при подготовке Конференции они делали все возможное, чтобы не допустить введения в Конвенцию “Об изменении климата” и главу “Повестки дня на XXI век”, посвященную проблемам атмосферы, каких-либо конкретных записей о масштабах и сроках сокращения выбросов углекислого газа в атмосферу. И надо сказать, что, несмотря на резко отрицательную позицию развивающихся стран, им это в блоке с группой арабских стран удалось сделать. Они добились мягкой резолюции по снижению объемов выбросов углекислого газа развитыми странами.

Во второй половине 20 века прошли Международные конференции, которые сыграли заметную роль в осознании человечеством серьезности экологических проблем:
· Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде 1972 г .
Она стала поворотным пунктом в экологической политике государств и международного сообщества. Она состоялась в г. Стокгольме 5-16 июня 1972 г. и приняла два основных документа: Декларацию принципов и План мероприятий.
Декларация принципов включает 26 принципов, выражающих отношение мирового сообщества к проблеме окружающей среды в настоящее время и на перспективу. Среди этих принципов следует отметить главные:
· право человека на благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь;
· сохранение природных ресурсов на благо нынешних и будущих поколений;
· экономическое и социальное развитие, имеющее решающее значение для улучшения окружающей среды (в отличие от теории ограничения роста, требующей остановить развитие для сохранения качества среды);
· суверенность прав государств на разработку собствен природных ресурсов и ответственность государств за ущерб окружающей среде;
· необходимость решать международные проблемы окружающей среды в духе сотрудничества;
· избавление человека и окружающей его среды от последствий применения ядерного и иных видов оружия массового уничтожения.

По решению конференции был организован постоянно действующий орган ООН по охране окружающей среды - ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде), образован Фонд окружающей среды;
5 июня провозглашено Всемирным днем окружающей среды.
Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе проходило в г. Хельсинки в августе 1975 г. с участием всех европейских стран, США и Канады (за исключением Албании). Совещание приняло Заключительный акт, в котором наряду с политическими вопросами обеспечения безопасности были вопросы экологической безопасности.

Окружающей среде посвящен пятый раздел Заключительного акта. В нем определяются цели, области, формы и методы экологического сотрудничества государств. В частности, международное экологическое сотрудничество имеет такие области сотрудничества, как борьба с загрязнением атмосферы, охрана вод от загрязнения, охрана морской среды, охрана почвы, заповедников, окружающей среды в городах, намечены фундаментальные исследования по экологии. В числе форм и методов такого сотрудничества предлагались: обмен информацией, организация конференций, обмен научными работниками, совместные разработки проблем охраны окружающей среды.

В плане реализации хельсинских решений странами- участниками впоследствии было принято несколько документов по предотвращению загрязнения окружающей среды. В частности, Конвенция о трансграничном загрязнении атмосферного воздуха (1979 г.) и Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992 г.), ряд других документов. Организация выполнения обязательств, вытекающих из решений этих конвенций, возлагается на Минприроды России. Функции по оповещению об аварии и действия по ликвидации последствий промышленных аварий возлагается на Министерство по делам гражданской обороны и ЧС РФ.

· Конференция ООН по окружающей среде и развитию (3-14 июня 1992 г, Рио-де-Жанейро) Организованная для подведения итогов двадцатилетней охраны окружающей среды после Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде 1972 г., Конференция собрала около 15 тысяч делегатов из 178 стран мира.
Основные решения ее: Декларация, где сформулированы принципы политики охраны окружающей среды и развития;
· Повестка дня на XXI век, представляющая собой обширную программу действий на предстоящее столетие;
· Заявление о принципах охраны и рационального использования лесов всех климатических зон; Конвенция по климату; Конвенция об охране биологического разнообразии.
Решено было образовать Комиссию ООН по окружающей среде и развитию для разработки проекта Конвенции по пустыням и засушливым зонам.

Декларация Рио по окружающей среде и развитию содержит основные принципы экологически корректного поведения мирового сообщества и государств на современном этапе. С точки зрения ООН и участников Конференции, основанная на этих принципах национальная внутренняя и внешняя экологическая политика государства будет способствовать обеспечению национального и международного экологического порядка.

В Декларации Рио определяются цели, для которых эти принципы провозглашаются. Основные из них - налаживание нового и равноправного сотрудничества в масштабах всего мира путем установления новых уровней сотрудничества между государствами и народами; определение перспектив развития международного права окружающей среды; развитие национального законодательства в области окружающей среды и установление мер, которые могут быть наиболее полезными для поддержания благоприятного состояния окружающей среды и ее восстановления.
С учетом общепризнанности принципов, содержащихся в Декларации Рио, они являются источниками природоохранной деятельности правительств различных государств, и их выполнение в процессе национальной и международной природоохранной деятельности может служить критерием оценки правильности и обоснованности такой деятельности. Основываясь на решениях Конференции в Рио Президентом России 1 апреля 1996 г. был подписан Указ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» В июне 1997 г. в Нью- Йорке состоялась очередная Сессия Генеральной Ассамблеи ООН по проблемам окружающей среды и развитию, посвященная обсуждению итогов 5- летнего периода по становлению устойчивого развития человечества (5 лет после Рио).
Международные природоохранительные организации

Охраной окружающей среды занимаются все известные виды международных организаций - специализированные учреждения и органы ООН, межправительственные организации, международные неправительственные организации (рисунок 7.1).

· природоохранительного направления (ЮНЕП, МСОП), комплексного природоохранительного профиля (ФАО, ВОЗ, ВМО), специального природоохранительного профиля (охрана перелетных птиц, рыбных запасов, международных рек и т. п.)
Ведущая роль в международном экологическом сотрудничестве принадлежит Организации Объединенных Наций, (ООН), ее специализированным учреждениям. Защита окружающей человека среды непосредственно вытекает из Устава ООН. Ее цель и задача - в оказании содействия разрешению международных проблем в области экономической, социальной жизни, здравоохранения, повышения уровня жизни населения, соблюдения прав человека.

Генеральная Ассамблея ООН определяет основные направления экологической политики международного сообщества, разрабатывает принципы взаимоотношений государств по охране окружающей среды, принимает решения о проведении международных конференций ООН по важнейшим проблемам окружающей среды, разрабатывает проекты международных конвенций, рекомендации по охране окружающей среды, создаёт новые природоохранительные органы, способствует развитию многостороннего и двухстороннего сотрудничества государств с целью защиты окружающей среды.

Природоохранительная деятельность ООН осуществляется непосредственно либо через ее главные и вспомогательные органы или систему специализированных учреждений. Одним главных органов ООН является Экономический и социальный Совет (ЭКОСОС), в рамках которого действуют функциональные и региональные комиссии и комитеты.

Все эти органы наряду с другими политическими, экономическими и социальными вопросами занимаются экологическими проблемами. Вместе с тем система ООН имеет специальный центральный орган, который занимается исключительно охраной окружающей среды:

Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) создана резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 15 декабря 1972 г. в соответствии с рекомендациями Стокгольмской конференции 1972 г. ЮНЕП имеет Совет управляющих, куда входят представители государств, Совет по координации охраны окружающей среды, Фонд окружающей среды. Основные направления деятельности ЮНЕП определяются на Совете управляющих. В качестве первоочередных на ближайшую перспективу названы семь направлений:

1) населенные пункты, здоровье человека, санитария окружающей среды;

2) охрана земель, вод, предотвращение опустынивания;

3) океаны;

4) охрана природы, диких животных, генетических ресурсов;

5) энергия;

6) образование, профессиональная подготовка;

7) торговля, экономика, технология.

По мере развития деятельности организации число приоритетных направлений может возрастать. В частности, в число приоритетных направлений уже выдвигаются проблемы унификации международного и внутреннего экологического законодательства. В решении этих проблем ЮНЕП выступает, как правило, совместно с другими международными природоохранительными организациями. Например, при подготовке и проведении двух международных конференций по образованию в области окружающей среды в Тбилиси в 1977 и 1987 г. г ЮНЕП активно сотрудничал с ЮНЕСКО.

По степени экологической близости к ЮНЕП как центральному органу охраны окружающей среды стоит еще одна организация ООН (ЮНЕСКО).

Организация Объединенных наций по культуре, науке, образованию, (ЮНЕСКО) образована в 1948 г. со штаб-квартирой в Париже. Природоохранительную деятельность она осуществляет по нескольким направлениям:
a) руководство экологическими программами, в которых занято свыше 100 государств. Среди программ долгосрочная, межправительственная и междисциплинарная программа «Человек и биосфера» (МАБ), Международная программа по образованию в области окружающей среды, Международная гидрологическая программа и т. д.;
б) учет и организация охраны природных объектов, отнесенных к всемирному наследию;
в) оказание помощи развивающимся и другим странам в развитии экологического образования и подготовке специалистов- экологов, так под эгидой ЮНЕСКО в Алтайском государственном техническом университете открыта Международная кафедра ЮНЕСКО «Экологическое образование в Сибири».

Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) – учрежден в 1948 г. Это неправительственная организация, представляет свыше 100 стран, неправительственных организаций и международных правительственных организаций (всего свыше 500 членов). От России членом МСОП являются Министерство сельского хозяйства и продовольствия и Всероссийское общество охраны природы

Основная задача в деятельности МСОП состоит в развитии международного сотрудничества государств, национальных международных организаций, отдельных граждан в области:
а) сохранения естественных экосистем, растительного и животного мира;
б) сохранения редких и исчезающих видов растений и животных, памятников природы;
в) организации заповедников, резерватов, национальных природных парков;
г) экологического просвещения.

При содействии МСОП проводятся международные конференции по охране природы, разрабатываются проекты международных конвенций по охране памятников природы, отдельных природных объектов и комплексов. По инициативе МСОП ведется Красная книга редких и исчезающих видов растений и животных, разработана программа «Всемирная стратегия охраны природы».

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) образована в 1946. г. Она занимается вопросами охраны здоровья человека в аспекте взаимодействия его с окружающей средой. ВОЗ осуществляет санитарно-эпидемиологический мониторинг окружающей среды, обобщает данные о заболеваемости людей в связи с состоянием окружающей среды, проводит санитарно-гигиеническую экспертизу окружающей среды и дает оценку ее качества. В связи с этим ВОЗ изучает проблемы оздоровления городов, организации отдыха и санаторно-курортного лечения граждан, участвует в международных программах по улучшению санитарно-гигиенических условий жизни человека. В своей деятельности консолидируется с ЮНЕП, МАГАТЭ, ВМО и др.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) , которое было образовано в 1957 г. для выполнения программы обеспечение ядерной безопасности и охраны окружающей среды от радиоактивного загрязнения. МАГАТЭ разрабатывает Правила строительства и эксплуатации атомных электростанций, проводит экспертизу проектируемых и действующих АЭС, дает оценку воздействия атомных материалов на окружающую среду, устанавливает нормы радиационной безопасности, проверяет их выполнение. Не подчинение отдельных государств этим требованиям, как показывает мировой опыт, может вызвать применение по решению Совета Безопасности ООН экономических санкций со стороны мирового сообщества.

Сельскохозяйственная и продовольственная организация Объединенных Наций (ФАО) образована в 1945 г. Сфера ее деятельности - сельское хозяйство и мировые продовольственные ресурсы. В связи с этим она занимается экологическими проблемами в сельском хозяйстве: охраной и использованием земель, водных ресурсов, лесов, животного мира, биологических ресурсов Мирового океана. ФАО подготовила почвенную карту мира, благодаря инициативе ФАО принята Всемирная почвенная хартия, проведены международные конференции по народонаселению, продовольствию, по борьбе с опустыниванием земель, охране водных ресурсов. ФАО участвует в разработке многих экологических программ, активно сотрудничает с ЮНЕП, ЮНЕСКО, МСОП.

Международная морская организация (ИМО) создана и действует в области морского судоходства и охраны моря от загрязнения; принимает участие в разработке международных конвенций по борьбе с загрязнением моря нефтью и другими вредными веществами. В состав ИМО входит Комитет защиты морской среды. В настоящее время ИМО является одной из представительных международных организаций, в рамках которой разрабатываются и согласовываются основные принципы международной политики по защите морской среды.

Всемирная метеорологическая организация ООН (ВМО) создана в 1947 г. Ее задача: изучение и обобщение степени воздействия человека на погоду и климат планеты в целом и по отдельным регионам. Она действует в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС). Работу системы координирует ЮНЕП. Наряду с ВМО в ГСМОС входят ВОЗ, ФАО, ЮНЕСКО.

Система ГСМОС имеет пять действующих программ: мониторинга состояния атмосферы; переноса загрязняющих веществ на большие расстояния; программы здоровья человека, Мирового океана, возобновляемых ресурсов суши. Помимо названных ведущих международных организаций природоохранительного профиля в мировом сообществе функционируют многочисленные международные структуры, занимающиеся одной или несколькими специальными экологическими проблемами. Например, Международный регистр потенциально токсичных химических веществ (МРПТХВ) создан как часть ЮНЕП. Его задача- изучение и распространение информации о токсичных химических веществах, включая инсектициды и гербициды, и их воздействии на человека и окружающую среду. В базе данных МРПТХВ содержится информация о более чем 600 химических веществах, распространенных во всем мире. Это число продолжает расти.

Бюро ООН по оказанию помощи на случаи стихийных бедствий (ЮНДРО) призвано мобилизовывать и координировать помощь по оказанию различными государствами и организациями странам, которых постигло стихийное бедствие. Бюро собирает и обрабатывает информацию о стихийных бедствиях, разрабатывает меры по предотвращению нанесенного ущерба.

В числе региональных комиссий ЭКОСОС заслуживает внимания, прежде всего работа Европейской экономической комиссии (ЕЭК) . В ее составе специальный орган по окружающей среде из старших советников стран ЕЭК. Этот орган координирует экологическую деятельность комитетов ЕЭК, предварительно рассматривает вопросы охраны окружающей среды на своих заседаниях и разрабатывает рекомендации сессии ЕЭК. Приоритетными экологическими проблемами ЕЭК является внедрение малоотходных и безотходных технологий, оценка воздействия на окружающую среду, охрана экосистем, животного мира суши, борьба с трансграничным загрязнением и т. д.

После конференции ООН по окружающей среде и развитию в Фонде глобальной инфраструктуры началась структурная перестройка, как того требует Повестка дня на XXI век. За три года существования Фонда, составляющие экспериментальный этап его деятельности, он выделил около 750 млн дол. на различные экологические проекты, из них 40% - на сохранение биоразнообразия, несколько меньше - на предупреждение глобального потепления, 20% - на охрану международных вод и совсем незначительно - на защиту озонового слоя. В 1994 - 1998 гг. Фонд глобальной инфраструктуры утроит финансирование. Система распределения средств будет определяться конвенциями по изменению климата и о биологическом разнообразии .[ ...]

В связи с конференцией ООН по окружающей среде и развитию (1992 г.) и принятием всем цивилизованным миром Повестки-21 век, провозгласившей основным тезисом всего мира его устойчивое развитие, многие страны Запада (Европы в первую очередь) удачно и последовательно развивают законодательство в области охраны окружающей среды.[ ...]

В 1992 г. на конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро) был сделан следующий шаг в развитие стратегического решения Стокгольмской конференции. Здесь была определена программа действий на XXI век.[ ...]

ПРОГРАММА ООН ПО ОКРУЖАЮЩЕЙ ЧЕЛОВЕКА СРЕДЕ (ЮНЕП) (UNEP - United Nation Environment Program] - межправительственная программа, начатая по инициативе Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (1972) и решению Генеральной Ассамблеи ООН (1973). Посвящается наиболее острым проблемам современного экологического кризиса (опустынивание планеты, потеря почвенного покрова, обезлеси-вание Земли, резкое ухудшение качества и уменьшение количества пресных вод, загрязнение Мирового океана и др.). Штаб-квартира ЮНЕП находится в г. Найроби (Кения).[ ...]

Всемирный день окружающей среды - 5 июня. Учрежден Конференцией ООН по окружающей среде, которая состоялась в Стокгольме 5-6 июня 1972 г. Отмечается ежегодно для привлечения внимания мировой общественности к проблемам охраны окружающей среды.[ ...]

Доклад Комиссии ООН по окружающей среде и развитию (ПРОН) определяет Устойчивое развитие (УР) как «развитие, удовлетворяющее потребности настоящего времени, но не ставящее под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». 1 апреля 1996 г. Президент РФ утвердил Указом № 440 Концепцию перехода к устойчивому развитию, в которой сказано, что «следуя рекомендациям и принципам, изложенным в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), руководствуясь ими, представляется необходимым и возможным осуществить в РФ последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей».[ ...]

Всемирный саммит по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002). В июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД) - крупнейший в истории ООН саммит. Главы государств и правительств стран мира одобрили Повестку дня на XXI век - глобальный план действий человечества для достижения устойчивого развития, а также подписали ряд основополагающих экологически значимых конвенций и документов (по изменению климата, сохранению биоразнообразия, борьбе с опустыниванием).[ ...]

Рамочная конвенция ООН по изменению климата. Конвенция была подписана в 1992 г. на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (ЮНСЕД). Высший орган Конвенции - конференция сторон, которая собирается регулярно в различных странах-сторонах Конвенции. На сегодняшний день состоялось 7 конференций сторон; последняя - осенью 2001 г. в Марокко.[ ...]

Напомним, что в 1992 г. на Конференции ООН по окружающей среде и развитию во многом по инициативе премьер-министра Норвегии Г.Х.Брутланд принято весьма важное решение. Форум признал необходимым переход стран мира к устойчивому развитию. Весной 1996 г. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию утверждена Президентом Б.Н.Ельциным. По мнению В.И.Данилова-Данильяна, ликвидация стереотипа пере потребления в развитых странах и преодоление установки на многодетную семью в странах третьего мира - задачи более трудные, чем реконструкция хозяйства России, воспитание деловой активности и рачительности у ее населения. В статье, опубликованной в газете “Зеленый мир” за 1996 г., N 12 он подчеркивает, что самым важным в осуществлении концепции должны быть соответствие экономики хозяйственной емкости биосферы, сохранение естественных экосистем, защита биоразнообразия.[ ...]

Если после Стокгольмской конференции- ООН была создана ЮНЕП, то одним из итогов Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Бразилия, 1992 г.) явилось создание в рамках ООН Комиссии по устойчивому развитию, которая является вспомогательным органом Экономического и социального Совета ООН (ЭКОСОС).[ ...]

В 1987 г. Всемирная комиссия ООН по окружающей среде и развитию обострила вопрос о необходимости поиска повой модели развития цивилизации, опубликовав доклад «Наше общее будущее», широко известный как доклад Гру Харлем Бруп-дтлапда (премьер-министр Норвегии, возглавлявший работу комиссии). В 1989 г. Г енеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 44/428, призывающую организован, проведение па уровне глав государств и правительств специальной конференции, посвященной выработке стратег ии устойчивого, экологически приемлемого экономического развития цивилизации. Такая конференция ООН по окружающей среде и развитию состоялась в Рио-де-Жанейро (Бразилия) в июне 1992 г. с участием мировых лидеров и высокопоставленных должностных лиц 179 правительств стран мира. Конференция ясно показала, что экологическое развитие пе может остановиться, но оно должно пойти но иному пут и, перест ав столь активно разрушать окружающую среду.[ ...]

В 1992 году на основе рекомендаций конференции ООН по окружающей среде о прекращении практики захоронения радиоактивных отходов в море, проведенной в Рио-де-Жанейро, подписаны: Конвенция по защите морской Среды района Балтийского моря (Хельсинки); Конвенция по защите морской Среды Северо-Восточной Атлантики (Париж). Следует заметить, что Парижская конвенция предоставляет Франции и Великобритании возможность осуществления сбросов радиоактивных отходов в моря до 2018 года с поэтапным сокращением их до нуля. Россия является участницей Хельсинской и Бухарестской конвенции, к Парижской конвенции она пока не присоединилась.[ ...]

В 1972 г. состоялась Стокгольмская конференция по окружающей человека среде - первая всемирная встреча, заложившая основы понимания того, что мировое экономическое развитие должно пойти по иному пути, перестав активно разрушать природную среду. В 1983 г. Организация Объединенных Наций (ООН) создала Всемирную комиссию по окружающей среде и развитию. В 1989 г. ООН начала готовить конференцию по развитию и окружающей среде, чтобы сформулировать принципы достижения устойчивого развития. Конференция ООН по окружающей среде и развитию состоялась в Рио-де-Жанейро в 1992 г.[ ...]

После завершения многоплановой работы по созданию проектов документов в 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия) во время конференции ООН по окружающей среде и развитию состоялась встреча глав и высокопоставленных должностных лиц 179 правительств. К ним присоединились сотни официальных лиц из организаций системы ООН, представители местных властей, деловых, научных, неправительственных и других кругов. Параллельно Всемирный форум - 92 провел серию лекций, семинаров и выставок для общественности по вопросам окружающей среды и развития. В них приняло участие 18 тыс. представителей из 166 стран, а также 400 тыс. посетителей. Деятельность участников конференции в Рио освещали 8 тыс. журналистов и результаты их работы смотрел, слушал и читал почти весь мир.[ ...]

В 1996 г. в соответствии с рекомендациями Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. была разработана и утверждена концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Концепция должна стать основой для выработки стратегии перехода России к устойчивому развитию в XXI в.[ ...]

Именно на состоявшейся в 1972 г. в Стокгольме конференции, а затем и на Конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию в 1992 г. в Рио-де-Жанейро провозглашена идея, что не человек является частью природы, а природа есть принадлежность человека.[ ...]

Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды регулируется международным экологическим правом, в основе которого лежат общепризнанные принципы и нормы. Важнейший вклад в становление этих принципов внесли Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды (1972 г.), Всемирная хартия природы (ВХП), одобренная Генеральной Ассамблеей (1982 г.) и Международная конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Соответственно в истории развития (кодификации) основных экологических принципов международного сотрудничества обычно выделяют три этапа (периода).[ ...]

Стоить отметить также заключительный документ Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.) - программу «Повестка дня для XXI века», где дана обобщенная оценка эволюции цивилизации и, что особо существенно, фундаментальным образом обоснованный сделан вывод о жизненной необходимости перехода человечества к устойчивому развитию.[ ...]

Заявление о принципах в отношении лесов, принятое на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, - первое глобальное соглашение в отношении лесов. Оно учитывает потребности как защиты лесов в качестве окружающей и культурной среды, так и использования деревьев и других форм лесной жизни для целей экономического развития.[ ...]

Тенденции общемирового развития были рассмотрены на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся на уровне глав государств и правительств в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Столь высокий уровень рассмотрения взаимоотношений природы и общества - это признание того факта, что преодоление кризиса невозможно в рамках какой-либо одной страны: требуется объединение усилий, при котором сочетаются интересы всех населяющих планету народов.[ ...]

Морис Стронг - первый Директор-исполнитель Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). М. Стронг исполнял обязанности Генерального секретаря Конференций ООН по окружающей среде и развитию в Стокгольме (1972) и в Рио-де-Жанейро (1992). В 1972 г. сформулировал и обосновал концепцию экоразвития. Одним из первых доказал необходимость перехода человеческого общества от экономической к эколого-экономической системе. Является специальным советником Генерального секретаря ООН, старшим советником Президента Всемирного банка и Председателем Совета Земли.[ ...]

Крупным достижением в сфере участия общественности была Конференция ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД), прошедшая в Рио-де-Жанейро в 1992 г. НПО внесли большой вклад в подготовку программы и основных документов Конференции (Декларации, Повестки дня на XXI век, Конвенций об изменении климата и др.), в ознакомление международной общественности с концепцией устойчивого развития.[ ...]

Усилия резко улучшить ситуацию в деле охраны и управления окружающей средой на глобальном и региональном уровнях были предприняты в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, где состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию на уровне глав государств и правительств. В число трех главных приоритетов, декларированных Конференцией ООН, стали: 1) сохранение биоразнообразия, 2) противодействие потеплению климата и 3) борьба с опустыниванием. Форум призвал страны мира искать пути к переходу к устойчивому развитию.[ ...]

В июне 1992 г. Рио-де-Жанейро состоялась Вторая Международная конференция ООН по окружающей среде и устойчивому развитию. В конференции участвовали представители 180 государств на уровне глав правительств или их полномочных представителей.[ ...]

Как известно, термин "мониторинг“ в теории и практике защиты окружающей среды появился после Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде, состоявшейся в 1972 г. При введении этого понятия акцентировалось внимание на его информационном аспекте и было рекомендовано под экологическим мониторингом понимать комплексную систему наблюдений, оценки и прогноза изменений окружающей среды под влиянием антропогенных воздействий. Вместе с тем существует иная точка зрения на мониторинг, нашедшая отражение в трудах И.П. Герасимова, В.Е. Соколова и других, в соответствии с которой считается, что мониторинг должен организовываться по схеме "Наблюдение-контрол ь-у правлени е".[ ...]

Перед лицом глобальной опасности изменения климата в 1992 году на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро странами-членами ООН была подписана рамочная Конвенция об изменении климата, которая ратифицирована Российской Федерацией 4 ноября 1994 года. В настоящее время Конвенция вступила в силу. Согласно статьям 4 и 12 Конвенции Российская Федерация обязана регулярно разрабатывать и представлять Конференции сторон Конвенции национальные программы и сообщения с подробным описанием политики и мер по регулированию антропогенных выбросов и стоков парниковых газов, а также мер по адаптации к изменениям климата.[ ...]

Во многих межгосударственных документах - в частности, в решениях Конференции ООН по окружающей среде и развитию - Рио-де-Жанейро (Бразилия), 1992 г., Конференции министров по процессу "Окружающая среда для Европы": первой - Добржиш (Чехословакия), 1991 г., второй - Люцерн (Швейцария), 1993 г., третьей - София (Болгария), 1995 г., четвертой - Орхус (Дания), 1998 г. отмечалось, что экологические вопросы решаются эффективно только при участии всех заинтересованных граждан .[ ...]

Конвенция о биологическом разнообразии была открыта для подписания на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро 5 июня 1992 г. Российская Федерация подписала Конвенцию, а в феврале 1995 г. ратифицировала ее и активизировала деятельность по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия, т.е. биологических ресурсов России. Выполнение обязательств по Конвенции - сложная межведомственная проблема, и для решения основных вопросов постановлением Правительства Российской Федерации была создана специальная Межведомственная комиссия, куда вошли руководители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и представители крупных научных учреждений.[ ...]

МОНИТОРИНГ - комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенных факторов. Этот термин появился перед проведением Стокгольмской конференции ООН по окружающей среда (июнь, 1972) в дополнение к понятию “контроль”. Большой вклад в разработку теории мониторинга внесли И.П.Герасимов, Ю.А.Изра-эль, В.Д.Федоров и др. Основными задачами мониторинга слух- т: наблюдение за состоянием биосферы, оценка и прогноз состояния природной среды, выявление факторов и источников антропогенных воздействий на окружающую среду и др. Выделяют следующие типы мониторинга: глобальный (биосферный), геофизический, климатический, биологический, экологический и др.[ ...]

Национальный план действий по реализации решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию: Проект //Зеленый мир,- 1993.-№ 19-22. М.: Прогресс, 1989.[ ...]

Для реализации Программы реформирования ПОД экологическое управление ОАО «Лукойл» рассматривается среди высших приоритетов компании и основывается на обязательности выполнения требований ПОД законодательства РФ, решений конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992г) и конвенции об ОВОС в трансграничном контексте (Финляндия, 1991).[ ...]

Эта практика весьма обширна в Нидерландах, Дании, США. Во многих межгосударственных документах, в частности в решениях Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), Конференций министров окружающей среды Европы (Люцерн, 1993 г.; София, 1995 г.; Орхус, 1998 г.), неоднократно отмечалось, что обсуждение экологических проблем будет более эффективным, если в нем примут участие все заинтересованные граждане и организации. При этом необходимо партнерство и конструктивный диалог между лицами, принимающими решения, и общественностью.[ ...]

В связи с этим мировое сообщество стало проявлять небывалую активность, направленную на решение проблем охраны природы и окружающей человека среды. За последние полвека под эгидой ООН создан ряд авторитетных организаций и разработаны многообещающие международные программы, заключены важные соглашения, принят ряд ответственных документов. В частности, Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), собравшая высших руководителей 190 государств, приняла «Повестку дня на XXI век» - развернутую программу экологической ориентации развития общества. Конференция провозгласила принципы перехода всех стран к устойчивому развитию, т.е. к экономическому росту с учетом необходимости решения острых социальных проблем и сохранения благоприятной окружающей природной среды в интересах нынешних и будущих поколений. Параллельно с акциями мирового уровня принимаются различные постановления, законодательные и другие акты по охране природы и жизненной среды обитания людей на уровне отдельных государств.[ ...]

В выступлении на Всемирной встрече в Йоханнесбурге Премьер-министр Российской Федерации М. М. Касьянов отметил, что «за годы после Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро мир кардинально изменился. Жизнь подтвердила тезис о многообразии моделей устойчивого развития, одна из которых реализуется сегодня в России. Опираясь на идеи Рио, мы должны выйти на новую стадию развития, сосредотачивая усилия на обеспечении роста экономики, социального прогресса и сохранения окружающей среды согласно принципам устойчивого развития.[ ...]

В своей практической деятельности Фонд им. В.И. Вернадского следует основным положениям концепции устойчивого развития, принятой на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г. Суть этой концепции составляет комплексное решение экономических, социальных и экологических проблем. Она предусматривает значительно более эффективное использование ресурсов ради всеобщей безопасности, здоровья и сохранения природы для будущих поколений. Международный опыт показывает, что использовать электроэнергию, воду, топливо и материалы можно более продуктивно, часто без дополнительных затрат и даже с выгодой. Надеемся, что поиск и реализация путей энергоресурсосбе-режения станет Вашей осознанной необходимостью, а предлагаемые учебные пособия будут этому способствовать.[ ...]

Понимание человеческим сообществом своей ответственности за происходящее на Земле и за ее будущее нашло свое выражение в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.). Осознание тех фактов, что земное пространство и ресурсы жизнеобеспечения ограничены, а все, что производит человеческая цивилизация - есть ни что иное, как ее отходы (возникающие первично как промышленные при производстве продукции и вторично - в виде потерявших свои потребительские свойства произведенных продуктов), привело участников конференции к закономерному выводу о необходимости изменения модели развития нашей цивилизации. Так, в главе 20 "Повестка дня на 21 век" (экологически безопасное удаление опасных отходов, включая предотвращение незаконного международного оборота токсичных и опасных грузов) указывается, что ".Приоритетным направлением этой программной области является минимизация отходов на всех стадиях производства путем перехода на более чистые технологии, нахождения путей утилизации или экологически безопасного уничтожения на тех же производствах, где они образуются, чтобы исключить транспортировку".[ ...]

Экологическая политика большого числа государственных и общественных организаций формируется на основе принципов деятельности, принятых на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г., определивших стратегию устойчивого развития. Главной целью устойчивого развития стран является обеспечение экологической безопасности. Под экологической безопасностью понимается состояние защищенности человека (личности), общества, государства и окружающей среды от реальных или потенциальных угроз антропогенного и естественного происхождения.[ ...]

Насколько известно, ни в национальном природоохранительном законодательстве зарубежных государств, ни в международных соглашениях в области охраны окружающей среды понятие «экологическая безопасность» не употребляется. Нет его и в таких новейших международных документах, как Декларация Рио и Повестка дня на XXI в., принятых Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в июне 1992 г. в Бразилии. Предметом законодательства и практической деятельности является охрана окружающей среды и регулирование использования природных ресурсов.[ ...]

Вода является основой жизни на Земле. Однако интенсивное воздействие человека на природу привело к такому загрязнению водных ресурсов планеты, что историческая «Конференция ООН по окружающей среде и развитию» (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) назвала эту проблему глобальной и требующей безотлагательного решения на пути «устойчивого развития» мирового сообщества.[ ...]

Решение о разработке международных стандартов в области экологического менеджмента явилось следствием Уругвайского раунда переговоров в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). С созданием в 1993 г. при Международной организации ООН по стандартизации Технического комитета «Экологическое управление» (ISO/TC 207), была начата работа по разработке международных стандартов по экологическому менеджменту - стандартов 14000. Основой для них послужили британский стандарт BS 7750, а также уже существовавшие стандарты по системам контроля качества продукции - стандарты ISO серии 9000.[ ...]

Актуальность экологических проблем, вышедшая в последнее время далеко за границы чисто научных интересов, сделала их предметом обсуждения самых различных слоев общества. На Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (ЮНСЕД, 1992)

Экологическую оценку природных комплексов и их компонентов осуществляют с помощью мониторинга. Термин «мониторинг» означает наблюдение, предостережение. Он был введен в литературу в 1971 г. в связи с подготовкой к Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (1972). Термин получил широкое распространение в экологии, в науке об охране природы. Под, мониторингом понимают систему наблюдения и контроля за состоянием природных комплексов, их эволюционными и антропогенными изменениями.[ ...]

Серьезным проявлением глобального экологического кризиса является снижение биологического разнообразия, т.е. разнообразия форм и процессов в органическом мире, проявляющегося на всех уровнях организации живой природы. Как известно, среди важных документов, рассмотренных и подписанных в Рио-де-Жанейро на Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию, Конвенция о биологическом разнообразии. Она выражает всеобщую озабоченность мирового сообщества утратой того, что не может быть восстановлено - большого числа видов живых существ и сокращением биологического разнообразия. Мы не знаем сегодня, сколько существует на Земле видов живых организмов. Их бесчисленное множество. По свидетельству ученых, только в тропических лесах их может быть до 30 миллионов.[ ...]

Все активнее идет осознание повышающейся ценности природных ресурсов и всего природного богатства. Люди Земли начинают понимать самоценность природы и ее уязвимость. Наиважнейшими задачами будущего экоразвития представители 179 государств на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (КОСР-92) назвали: сохранение биоразнообразия, сокращение выбросов парниковых газов и сохранение лесов.[ ...]

Поскольку большая часть населения Земли обитает в городах, конец XX и начало XXI века стали временем интенсивной разработки и обсуждения моделей «устойчивого развития» городов. Впервые этот термин определен (русский перевод от 1989 г.) в докладе Комиссии ООН по окружающей среде и развитию: «Человечество способно придать развитию устойчивый и долговременный характер с тем, чтобы оно отвечало потребностям ныне живущих людей, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности». Понятие «устойчивого» (самоподцерживающегося) развития широко распространено после конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) и подразумевает программы стабилизации численности населения и объемов промышленного производства, развитие экономики, не разрушающей природу Земли. На той же конференции была принята Конвенция о биологическом биоразнообразии.[ ...]

Во всех развитых странах качество воды является предметом особого внимания государственных органов, общественных движений, средств массовой информации и широких слоев населения. Экологическая ситуация в стране зависит не только от уровня загрязнения окружающей среды внутри национальных границ, но и от отношения к охране природы в соседних государствах. Многие правительства в основу своей политики в области охраны окружающей среды сегодня кладут принцип тесного международного сотрудничества при решении экологических проблем. Общее мнение представителей 178 государств и 30 международных организаций, собравшихся в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия) на Конференцию ООН по окружающей среде и развитию, выражено в ее декларации - мировое сообщество должно перейти к новой модели развития, при которой потребности нынешнего и будущих поколений будут удовлетворяться при максимальном сохранении окружающей среды.[ ...]

Термин мониторинг (М) образован от латинского слова monitor - наблюдающий, предостерегающий - так называли впередсмотрящего матроса на парусном судне. В современном понимании термин М впервые появился в рекомендациях специальной комиссии СКОПЕ (Научный комитет по проблемам окружающей среды) при ЮНЕСКО в 1971 г., а уже в 1972 г. на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (ОС) появились первые предложения по глобальной системе Мониторинга окружающей среды (МОС).[ ...]

В настоящее время Всемирный банк приступил к третьему этапу своих экологических реформ. Первый приходился на 80-е гг. и характеризовался тем, что экологизация деятельности Банка носила преимущественно формальный характер. Декларации преобладали над практическими действиями. Второй этап связывают с Конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. и называют “бумом после Рио”: концепция устойчивого развития становится центральной в деятельности Банка . Третий этап только начался. Его отличительными чертами являются выполнение экологических инструкций, постоянное внимание к окружающей среде как приоритетной области, учет социальных аспектов при финансировании предлагаемых проектов.[ ...]

С середины столетия все большее значение приобретают исследования в области биосферологии, начатые В.И. Вернадским (1863-1945) еще в 20-х годах. Одновременно общеэкологические подходы распространяются на эко-лоппо человека и факторы антропогенных воздействий. Ярко выступает зависимость экологического состояния различных стран и регионов планеты от развития экономики и структуры производства. Быстро растет дочерняя об ласть экологии - наука об окружающей человека среде с ее прикладными отраслями. Экология оказывается в центре острых общечеловеческих проблем. Это подтвердили в 60-х - начале 70-х годов исследования В. А. Ковды по техногенному воздействию- на земельные ресурсы, разработки Н. Н Моисеева пб модели «ядерной зимы», труды М. И. Будыко по техногенным воздействиям на климат и по глобальной экологии. Большую роль сыграли доклады Римского клуба - коллектива авторитетных специалистов по системной динамике и глобальному моделированию (Дж. Форрестер, Д. Медоуз, М. Месарович, Э. Пестель), а также представительная Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Стокгольме в 1972 г.. Ученые указывали на угрожающие последствия неограниченного антропогенного воздействия на биосферу планеты и на тесную связь экологических, экономических и социальных проблем.[ ...]

Целью экологической сертификации является создание механизма оценки лесоводственных систем. Она предполагает разработку критериев и индикаторов, ио которым можно судить, насколько проведение лесоводственных мероприятий соответствует правилам ведения лесного хозяйства и экологических стандартов. Для многих стран Европы и Северной Америки (Германии, Австрии, Финляндии, Канады и др.) критерием экологичности считаются лесоводственные системы, которые гарантируют лесовосстановление в естественной среде. Конференция ООН по окружающей среде и развития в Рио-де-Жанейро (1992 г.), Хельсинкская (1993 г.) и Монреальская (1994 г.), по существу, явились началом преобразований, связанных с введением экологической сертификации систем управления лесами (в том числе и лесоводственных систем) и лесной продукцией на рынке путем ее экологической маркировки.

Введение

Крупнейшей акцией последнего десятилетия XX явилась Конференция ООН по окружающей среде и развитию, состоявшаяся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро с участием глав государств и правительств более 170 стран мира. Конференция приняла совместно выработанный документ «Повестка дня на XXI век» - программу действий, направленных на реализацию правительствами концепции глобального устойчивого развития. Состоящая из 40 разделов программа предусматривает широкий комплекс мер, начиная с восстановления заброшенных земель и кончая улучшением технологии производства энергии и аграрной продукции. Была создана Комиссия ООН по устойчивому развитию (КУР) в качестве стратегического форума для обсуждения экономических аспектов устойчивого развития. Комиссия призвана обеспечить руководство деятельностью, охватывающей четыре приоритетные области: пресная вода, Мировой океан, земные ресурсы, включая леса, устойчивое энергопользование.

Конференция в Рио-де-Жанейро: надежды и разочарования

Спустя двадцать лет после Стокгольма, в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Форум собрал рекордное число участников: 179 государств направили в Бразилию в общей сложности 8 тыс. делегатов. В его работе приняли участие также 3 тыс. представителей неправительственных международных организаций. Знаменательно, что параллельно с межправительственной конференцией в пригороде Рио-де-Жанейро прошел Глобальный форум, который посетили более 20 тыс. частных лиц. Значение, которое высокопоставленные чиновники и рядовые представители общественности, собравшиеся в Рио-де-Жанейро, придавали решению экологических проблем, проявилось в девизе конференции: «Наш последний шанс спасти планету».

Одним из результатов работы конференции явилось принятие Декларации по окружающей среде и развитию и амбициозной программы действий под названием «Повестка дня на XXI век». Декларация представляет собой свод 27 принципов, которые во многом перекликаются с положениями Стокгольмской предшественницы. В то же время в Декларации Рио-де-Жанейро нашли отражение кардинальные изменения, произошедшие в мире в 80-е гг. Так, красной нитью через весь текст Декларации проходит идея устойчивого развития, концептуальные основы которой были заложены в 1987 г. в знаменитом докладе Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию. Принцип 3 Декларации, раскрывающий содержание концепции, гласит: «Право на развитие должно осуществляться таким образом, чтобы адекватно удовлетворять потребностям нынешнего и будущего поколений в областях развития и окружающей среды». Важно также отметить, что в Декларации предпринята попытка наметить общие контуры новой модели международного сотрудничества - «глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления чистоты и целостности экосистемы Земли».

Тематика конференции восходит к тезису о том, что промышленное развитие является основой экономического развития и подъема социально-экономического уровня жизни общества, однако происходит без должного учета исчерпаемости многих видов не возобновляемых ресурсов и понимания того обстоятельства, что восстановительные способности живой природы не беспредельны. В этой связи центральными вопросами стали: системы производства и потребления в индустриальном мире, системы, поддерживающие жизнь Земли, демографические взрывы, увеличение населения, увеличение неравенства между бедными и богатыми, экономическая система, не учитывающая экологических расходов. Угроза выживанию именно со стороны окружающей природной среды, быстро деградирующей под натиском человеческой деятельности имеет глобальный общепланетарный характер, затрагивает все страны, всю цивилизацию. Возможное глобальное потепление климата, истощение стратосферного озонового слоя, кислотные дожди, накопление в почве токсичных тяжелых металлов и пестицидов, загрязнение больших территорий радионуклидами заставляют задуматься над вопросом, как возможно жить дальше и что делать развивающимся странам, которые еще только начинают двигаться по пути промышленного развития. Серьезная обеспокоенность состоянием окружающей человека природной среды и перспективами развития цивилизации в условиях продолжающегося роста населения планеты прозвучала еще на Конференции 1972 года ООН в Стокгольме (United Nations Conference on Human Environment in Stockholm, 5-16 June 1972), которая создала специальную структуру - Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП) - для дальнейшей проработки обозначившихся проблем.

Работа по подготовке Конференции ООН по окружающей среде и развитию (КОСР) велась под общим руководством Генерального секретаря КОСР Мориса Стронга (Канада) в течение двух с половиной лет. Созданный в декабре 1989 года специальный Подготовительный комитет (председатель - посол Сингапура при ООН Томми Кох) провел первую сессию в августе 1990 года в Найроби, вторую и третью - в 1991 году в Женеве и четвертую - в марте 1992 года в Нью-Йорке. В составе Комитета действовали три рабочих труппы. Первая (председатель - посол Швеции при ООН Бо Квеллен) прорабатывала вопросы защиты атмосферы, ресурсов суши и биологического разнообразия; вторая (председатель - посол Нигерии при ООН Букар Шаиб) - проблемы океанов, морей, прибрежных зон и ресурсов пресной воды; третья (председатель - посол Чехословакии при ООН Бедрих Молдан) – обсуждала правовые, институционные и организационные аспекты. На пленарных заседаниях Подготовительного комитета внимание акцентировалось на общих вопросах, связанных с состоянием окружающей среды и мировой экономики, передачей технологий, механизмами финансирования усилий по претворению в жизнь решений предстоящей Конференции.

Этот документ охватывает широкий круг вопросов и проблем, связанных с деятельностью по переходу к устойчивому развитию на местном, национальном и мировом уровнях. Эта сфера деятельности, которая призвана обеспечить переход к устойчивому развитию, должна отвечать условиям экономической эффективности, социальной справедливости, ответственности и экологической безопасности.

В Повестке дня на 21 век рассматриваются все сферы развития: главный акцент сделан на охрану окружающей среды, большое внимание уделено международному сотрудничеству, борьбе с бедностью, здоровью человека и демографическим вопросам.

Ответственность за ее успешное осуществление ложится прежде всего на правительства. Решающее значение для достижения этой цели имеют национальные стратегии, планы, политика и процессы. Международное сотрудничество должно способствовать таким национальным усилиям и дополнять их. В этом контексте система Организации Объединенных Наций призвана играть решающую роль. Другим международным, региональным и субрегиональным организациям также следует способствовать этим усилиям. Следует также поощрять как можно более широкое участие общественности и активное привлечение к этой деятельности неправительственных организаций и других групп”.

Повестка включает 40 разделов-статей. Для описания программных областей используются рубрики: “Основа для деятельности”, “Цели”, “Деятельность” и “Средства осуществления”. Повестка дня на 21 век представляет собой динамичную программу. Она может осуществляться различными участниками с учетом различий в ситуациях, возможностях и приоритетах стран и регионов и при полном соблюдении всех принципов, содержащихся в декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию. Эта программа со временем может претерпевать изменения с учетом меняющихся потребностей и обстоятельств. Данный процесс символизирует начало нового глобального партнерства в интересах обеспечения устойчивого развития.

Преамбула Раздел I. Социальные и экономические аспекты

1. Международное сотрудничество в целях ускорения устойчивого развития в развивающихся странах и соответствующая национальная политика

2. Борьба с нищетой

3. Изменение структур потребления

4. Динамика населения и устойчивое развитие

5. Охрана и укрепление здоровья человека

6. Содействие устойчивому развитию населенных пунктов

7. Учет вопросов окружающей среды и развития в процессе принятия решений

Раздел II. Сохранение и рациональное использование ресурсов в целях развития.

9. Защита атмосферы

10. Комплексный подход к планированию и рациональному использованию земельных ресурсов

11. Борьба с обезлесением

12. Рациональное использование уязвимых экосистем: борьба с опустыниванием и засухой

13. Рациональное использование уязвимых экосистем: устойчивое развитие горных районов

14. Содействие устойчивому ведению сельского хозяйства и развитию сельских районов

15. Сохранение биологического разнообразия

16. Экологически безопасное использование биотехнологии

17. Защита океанов и всех видов морей, включая замкнутые и полузамкнутые моря, и прибрежных районов и охрана, рациональное использование и освоение их живых ресурсов

18. Сохранение качества ресурсов пресной воды и снабжение ею: применение комплексных подходов к освоению водных ресурсов, ведению водного хозяйства и водопользованию

19. Экологически безопасное управление использованием токсичных химических веществ, включая предотвращение незаконного международного оборота токсичных и опасных продуктов

20. Экологически безопасное удаление опасных отходов, включая предотвращение незаконного международного оборота токсичных и опасных отходов

21. Экологически безопасное удаление твердых отходов и вопросы, связанные с очисткой сточных вод

22. Безопасное и экологически обоснованное удаление радиоактивных отходов

Раздел III. Укрепление роли основных групп населения.

23. Преамбула

24. Глобальные действия в интересах женщин в целях обеспечения устойчивого и справедливого развития

25. Учет интересов детей и молодежи в процессе обеспечения устойчивого развития

26. Признание и укрепление роли коренных народов и местных общин

27. Укрепление роли неправительственных организаций: партнеры в процессе обеспечения устойчивого развития

28. Инициативы местных властей в поддержку Повестки дня на 21 век

29. Укрепление роли трудящихся и их профсоюзов

30. Укрепление роли деловой деятельности и промышленности

31. Научные и технические круги

32. Усиление роли фермеров

Раздел IV. Средства осуществления.

33. Финансовые ресурсы и механизмы

34. Передача экологически чистой технологии, сотрудничество и создание потенциала

35. Наука в целях устойчивого развития

36. Содействие просвещению, информированию населения и подготовке кадров

37. Национальные механизмы и международное сотрудничество в целях создания потенциала в развивающихся странах

38. Международные организационные механизмы

39. Международные правовые документы и механизмы

40. Информация для принятия решений

На конференции в Рио-де-Жанейро были также открыты для подписания два важнейших глобальных соглашения: Рамочная конвенция об изменении климата и Конвенция о биологическом разнообразии. Конвенции направлены соответственно на достижение стабилизации содержания в атмосфере парниковых газов и обеспечение устойчивого использования генетических ресурсов планеты. Оба документа, хотя и имеют огромное значение, составляют лишь фундамент для последующего развития правового регулирования в данных областях. Предполагается, что для реализации целей, определенных в конвенциях, государства должны разрабатывать национальные планы, принимать соответствующие законы и заключать международные соглашения, уточняя тем самым обязательства, взятые на себя в Рио.

Как и документы, одобренные в Стокгольме, решения конференции в Рио-де-Жанейро (прежде всего, план мероприятий «Повестка дня на XXI век») имели определенные организационные последствия, главным из которых стало создание Комиссии по устойчивому развитию (КУР). КУР является вспомогательным органом ЭКОСОС, призванным поощрять и анализировать прогресс в осуществлении «Повестки дня на XXI век» на национальном, региональном и глобальном уровнях и содействовать комплексному и рациональному регулированию развития и охраны окружающей среды45. Многие авторы расценивают учреждение КУР как едва ли не самый значительный итог конференции в Рио, однако, думается, подобные оценки несколько преувеличены. Дело в том, что ее полномочия носят весьма скромный характер. В компетенцию Комиссии не входит принятие каких-либо юридически обязательных решений. Более того, государства не обязаны, а лишь вправе предоставлять КУР свои доклады, что существенно ограничивает ее надзорные функции46. Таким образом, Комиссия является чем-то вроде дискуссионного клуба, основная задача которого состоит в мобилизации политической воли государств. Вряд ли на современном этапе можно считать большой победой создание еще одной бюрократической структуры, имеющей перед собой наполеоновские планы, но не обладающей какими-либо властными рычагами.

В целом итоги конференции в Рио-де-Жанейро вызывают неоднозначную реакцию. С одной стороны, она по праву может считаться исторической вехой в развитии международного природоохранного сотрудничества. Во-первых, собрав беспрецедентное число государственных деятелей высшего ранга, форум в Рио-де-Жанейро ознаменовал переход экологических проблем из периферийной области международной политики в разряд главных приоритетов. Во-вторых, конференция, с ее акцентом на идее устойчивого развития, указала на необходимость комплексного подхода к решению экологических проблем. В-третьих, помимо официальных делегаций в Рио-де-Жанейро съехалось множество представителей неправительственных организаций и заинтересованных частных лиц, что придало межправительственной по статусу конференции достаточно демократичный характер, создав полезный прецедент на будущее.

С другой стороны, основанием для скепсиса может служить тот факт, что в Рио выпукло проявились разногласия, существующие между промышленно развитыми и развивающимися странами. Так, из-за противодействия стран «третьего мира» участникам форума не удалось выработать соглашение по одной из самых животрепещущих проблем - тотальному уничтожению тропических лесов. Вместо договора на свет появился туманный документ под названием «Не имеющее обязательной силы заявление с изложением принципов для глобального консенсуса в отношении рационального использования, сохранения и освоения всех видов лесов». Более того, определенный раскол наметился и в рядах развитых стран: обструкции была подвергнута позиция Соединенных Штатов, вследствие чего в Конвенцию об изменении климата не вошли конкретные обязательства государств по объемам и темпам сокращения выбросов в атмосферу парниковых газов. США отказались подписать Конвенцию о биологическом разнообразии, ссылаясь на то, что в ней адекватно не отражены права, связанные с интеллектуальной собственностью.

Итоги конференции

В 1992 году в Рио-де-Жанейро, на Всемирной Конференции ООН по окружающей среде и развитию, 170 Правительствами стран мира, была принята Повестка дня на 21 век. Она представляет собой программу действий по достижению устойчивого развития. В этом документе были впервые четко обозначены общие и специфические проблемы выживания, экологической безопасности и устойчивого развития цивилизации в едином глобальном экологическом пространстве планеты. Устойчивое Развитие - это развитие, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без лишения такой возможности будущих поколений. Повестка дня на 21 век определяет взаимозависимость вопросов, касающихся экономики окружающей среды, социальной сферы и здравоохранения. В частности, подчеркивается, что все люди имеют право на пищу, здравоохранение, жилье и образование. Охватывается широкий спектр экологических вопросов, где основной чертой является охрана окружающей среды. Определяются роли основных групп в устойчивом развитии, и подчеркивается необходимость вовлечения данных групп в процесс принятия решений.

Принятые и подписанные документы призывают правительства и народы, международные организации и государственные институты, политические партии и общественные движения возможно более срочно и последовательно осуществить международные, межнациональные и региональные программы экологической безопасности, способные предотвратить глобальную экокатастрофу. Все страны мира призваны начать разработки Национальной Повестки 21 и создать Национальные советы по устойчивому развитию, а для реализации принципов устойчивого развития - разработку Локальных Повесток 21.

Заключение

Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро 1992 года.

Суть конференции заключается в том, что человек, овладев материало- и энергоемкими технологиями, разрушил сложившиеся в течение доисторического антропогенного периода экосистемные равновесия в биосфере.

Преследуя цель учредить новый, справедливый механизм глобального партнерства через посредство создания новых уровней сотрудничества между государствами, ключевыми секторами общества и людьми. В итоге была принята «декларация по окружающей среде и развитию»(это 27 принципов которые определяют права и обязанности стран в деле обеспечения развития и благосостояния людей), «повестка дня на 21 век»(прогрмамма того, как сделать развитие устойчивым с социальной, экономической и экологической точки зрения).

Многие авторы расценивают учреждение КУР как едва ли не самый значительный итог конференции в Рио, однако, думается, подобные оценки несколько преувеличены. Дело в том, что ее полномочия носят весьма скромный характер. В компетенцию Комиссии не входит принятие каких-либо юридически обязательных решений.

Таким образом, Комиссия является чем-то вроде дискуссионного клуба, основная задача которого состоит в мобилизации политической воли государств.

Академия труда и социальных отношений

(финансовый факультет)

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности»

на тему: Конференция ООН в Рио-де-Жанейро 1992 год. «Повестка дня на

Студент гр. ЗФ 1268 Е.З.Суздальцева

Преподаватель: Р.Ф.Пинегина