Когда в храме читают житие марии египетской. Преподобная мария египетская. Видео фильм о святой Марии

21 апреля празднуется память преподобной Марии Египетской. Почему бывшая блудница вошла в троицу святых, символизирующих великопостное "училище благочестия", вместе с двумя великими православными молитвенниками и мистиками - свт. Григорием Паламой и преподобным Иоанном Лествичником?

Прп. Мария Египетская, житие (фрагмент, www.ruicon.ru). XIV в., Греция. Афон, монастырь Хиландар.

Наступило пятое, предпоследнее, воскресенье Великого поста (до Пасхи осталось две недели). Сегодня Церковь предлагает нам в качестве примера обратиться к жизни одной красивой женщины из Александрии Египетской. В молодости она была всем известной в этом портовом городе блудницей, или говоря литературным языком, куртизанкой.

На первый взгляд это может показаться странным. Неужели в сокровищнице христианской святости мало других примеров для подражания – таких непорочных дев как Варвара, Екатерина (само имя которой переводится как «всегда чистая») и иных, с детства хранивших верность своему Небесному Жениху? Тем более, что «на панель» её толкнула не нужда, как, например, Соню Мармеладову!

Она сама признавалась, что, уйдя от родителей в двенадцатилетнем возрасте и потеряв чистоту, «неудержимо и жадно влеклась к мужчинам». «Я торговала собой не ради корысти. …Поступала я так, чтобы привлечь к себе большее число желающих. Это была моя жизнь: я почитала жизнью постоянное поругание своего тела».

Тем более важно понять, почему же бывшая блудница вошла в троицу святых (вместе со св. Григорием Паламой и преподобным Иоанном Лествичником), ставших символами великопостного «училища благочестия»!

Разгульная жизнь падшей девушки продолжалась 17 лет. Однажды, шутки ради, Мария примкнула к паломникам, направлявшимся в Иерусалим, оплатив дорогу корабельщикам своим телом. Разгуливая по Святому городу и «охотясь за душами юношей», – как гласит житие, – Мария увидела людей, шедших в храм Воскресения Христова. Здесь хранилась величайшая христианская святыня – Голгофский Крест.

Вместе с толпой молящихся Мария вошла в притвор, но ее попытки проникнуть внутрь храма были тщетны. Какая-то невидимая сила отбрасывала ее с порога обратно. Наконец, она сдалась и отступила в угол притвора. «И тогда, – рассказывала она впоследствии, – мне открылась причина, по которой не дано мне было узреть животворящее древо Креста, ибо духовные очи мои озарило слово спасения, указуя, что мерзость дел моих закрывала мне доступ в храм. Я начала плакать и скорбеть, ударяя себя в грудь и из глубины души испуская стоны, и тут увидела над собой икону Пресвятой Богородицы». Обратившись к ней с молитвой, грешница смогла беспрепятственно войти в храм, а затем, вернувшись к иконе, получила откровение, услышав голос: "Перейди Иордан, и обретёшь блаженное успокоение!"

В храме святого Иоанна Крестителя у Иордана она причастилась, затем переправилась на восточный берег реки и исчезла из мира. Борясь с искушениями, Мария провела в пустыне другие 47 лет, прежде чем встретила первого живого человека – иеромонаха Зосиму, промыслительно уединившегося во время Великого поста именно в этом месте. (У монахов Лавры Святого Саввы существовал обычай проводить Святую четыредесятницу поодиночке и возвращаться в обитель к празднику Входа Господня в Иерусалим.) Он упросил Марию, ставшую теперь подвижницей, поведать ему историю ее жизни. Во время их совместной молитвы святая на локоть отрывалась от земли. Старец исполнился благоговейного трепета, со слезами обнимал её стопы и просил у нее благословения. А Мария называла себя грешницей, не имеющей добродетелей, и просила у него благословения.

Они условились встретиться у Иордана, ближе к его монастырю, на следующий год, чтобы Мария смогла причаститься. По промыслу Божию, это случилось в Страстной четверг. Стоявший на западном берегу реки старец увидел, как Мария осенила Иордан крестным знамением и «пошла по воде немокренно». Приняв из его рук принесенные Святые Тайны, «она воздела руки к небу, стала стенать и плакать и вскричала: "Ныне отпущаешь рабу Твою, Владыко, по слову Твоему, с миром. Ибо видели очи мои спасение Твоё!"». Тайный смысл этой Симеоновой молитвы был для Зосимы скрыт, потому что святая сама попросила его: «Сейчас ступай в свой монастырь, а на следующий год снова приди в то место, где я в первый раз тебя увидела. … И вновь по воле Божией увидишь меня». Старец возвратился, «исполненный ликования и великого страха, коря себя за то, что не спросил имени святой; однако надеялся сделать это в следующем году».

Придя через год в пустыню, он увидел в устье высохшей реки «ту святую женщину, лежащую мертвой; руки ее были сложены по обычаю, а лик обращен к восходу». Оплакав ее и сотворив погребальную молитву, он вдруг увидел начертанную на песке надпись: «Здесь схорони, авва Зосима, останки смиренной Марии и прах предай праху, непрестанно вознося молитвы Господу за меня, скончавшуюся в ночь Страстей Спасителя, по принятии Святых Тайн». Это означало, что она скончалась ещё год тому назад через несколько часов после их второй (и последней) встречи, 1 апреля 522 года, в Великую пятницу. Могилу для её погребения старцу помог вырыть огромный лев, охранявший тело святой.

Предание о жизни грешницы-святой хранилось в монастыре Зосимы, а позднее было записано как "Житие Марии Египетской, бывшей блудницы, честно подвизавшейся в Иорданской пустыне" (автор этого шедевра ранневизантийской агиографии – патриарх Софроний Иерусалимский, †638 г.). Популярность жития засвидетельствована многочисленными переложениями и включением его в состав богослужения четверга пятой седмицы Великого поста (Стояние Марии Египетской, или Андреево стояние). Сюжет жития был использован И. С. Аксаковым в поэме "Мария Египетская".

Жизнь святой Марии Египетской рассматривается как двуединый символ деятельного раскаяния, преображающего все существо человека, и ответного Божия милосердия. Христианство глубоко «оптимистично»: здесь нет места надменной брезгливости по отношению к людям с «непоправимо испорченной репутацией» (как в светском обществе), или к «неприкасаемым» (как в кастовом обществе), и неимоверное казалось бы восхождение из невозвратной бездны греха к ореолу святости открыто и каждой современной коллеге Марии до ее обращения. Именно поэтому этой бывшей грешнице и посвящено последнее воскресенье Святой четыредесятницы (Сорокадневного поста), важнейшего покаянного периода православного литургического года.

Мария Египетская почитается у нас как святая "преподобная". Ее память празднеутся также по неподвижному (минейному) календарю – 1/14 апреля.

Мария Египетская – одна из самых необычных и удивительных святых.

Родилась она в 5 веке в Египте. Рано уйдя из дома родителей, Мария стала блудницей и вела распутную жизнь, соблазняя многих мужчин и предаваясь разврату. Перемена в ее жизни наступила, когда она оказалась в группе паломников, направлявшихся в Иерусалим на праздник . Правда, оказалась она там не по благочестивым соображениям, а видя, сколько мужчина находятся одновременно на корабле, и как многих можно соблазнить. В Иерусалиме она не смогла войти в храм – невидимая сила трижды оттолкнула ее.

В тот момент Мария осознала, как она жила, и она решила покончить с прежней жизнью. взяв с собой хлеба, она ушла в пустыню, где сорок лет молилась и каялась о греховной жизни. Она не знала грамоты, но знала все Священное Писание наизусть. свою историю она рассказала старцу Зосиме, который, молясь в пустыне, встретился с ней.

Полное житие святой Марии Египетской:Мария Египетская – сокровище пустыни

Наиболее распространены три образа святой Марии Египетской:

1. Образ в житии – в клеймах рассказывается о самых важных эпизодах ее жизни, а в центре изображена сама святая Мария Египетская.

2. Образ святой Марии молящейся Христу или Богородице.

3. Встреча святой Марии в пустыне со старцем Зосимой и причащение св. Марии.

Мария Египетская – это святая пятого века, почитаемая православной, католической церковью и некоторыми протестантскими общинами. День памяти Марии 14 апреля в православной церкви и 3 апреля в католической – так указывает Википедия.

Христиане святую признали преподобной, то есть уподобившейся своей жизнью Христу, и равноапостольной. Житие Марии Египетской, написанное Софронием Иерусалимским, уникально как по своему содержанию, так и по изложению.

Повествование начинается с жизнеописания монаха Зосимы, и совсем не случайно. Зосима был иеромонахом и вел праведную жизнь.

Он пребывал в монастыре в постоянном посте и молитве, и гордость обуяла его. Дьявол находит путь к сердцу каждого человека, стараясь сбить его с толку.

Зосиме казалось, что никого нет выше его, лучше его, праведнее его – бедный не понимал, что тонет в бездне собственной гордости и тщеславия.

Господь, будучи милостивым, решил спасти заблудшего и показать ему того, кто превзошел его праведность и христолюбие.

Зосима направился в Иорданский монастырь. По местной традиции, монахи и послушники отправлялись на первой неделе поста в египетскую пустыню, ту самую, в которой в давние времена искушался сам Христос. Взяв с собой немного еды и питья, пошел и Зосима.

Вдруг на пути предстало нечто, похожее на тень. Испуг охватил инока, и отступил он назад. «Дай мне свой плащ», – услышал Зосима вдруг женский голос. Положив свою верхнюю одежду на расстоянии и отвернувшись, монах ждал. Женщина прикрыла обнаженное тело и предстала Зосиме. Кого же увидел монах?

Женщину, истощенную пребыванием в египетской пустыне и постоянным постом, одухотворенную молитвой настолько, что могла подниматься в небо.

Монах было бросился перед ней на колени, но отшельница остановила его.

Несмотря на все свои подвиги, женщина отнюдь не считала себя великой, напротив, просила Зосиму помолиться о ее грехах.

Здесь следует сделать пояснение: несмотря на то, что Христос разрушил ветхозаветные принципы и сравнял полы перед лицом Господа, старые устои еще были сильны в людях.

Если открыть список святых мужчин и женщин, первых будет больше в два-три раза. Поэтому Зосима, увидев, что Бог превознес женщину превыше его, был поражен. Гордость монаха была сломлена, и с большим усердием стал читать он молитвы, славя великого Бога.

Духовное прозрение Марии

Преподобная Мария Египетская стала блудницей в 12 лет. Долгое время она вела разгульный образ жизни, предаваясь различным развлечениям и соблазнам. Однажды девушка встретилась с группой молодых людей, идущих совершить поклонение святым местам Иерусалима. Она последовала за ними, желая приятно провести время в компании мужчин.

Многие говорят, что эта святая – прообраз Марии Магдалины, тоже блудницы, умывшей ноги Иисуса миром и отеревшей своими волосами. Впоследствии она стала одной из самых ярых проповедниц и верных христианок.

Когда они подошли к храму и стали входить внутрь, блудницу вдруг остановила невиданная ей доселе сила. Несмотря на все старания, девушка не могла проникнуть в церковь.

Сначала это удивило ее, затем разозлило, но спустя время она вдруг осознала свои прошлые ошибки, поняла их и стала с неистовой силой возносить молитвы Богородице, икона с изображением которой оказалась в притворе.

Молитва Марии Египетской длилась несколько часов, вокруг нее собрались люди. Говорят, свет начал исходить от женщины. Наконец, войдя в храм, бывшая грешница припала к святыням. Жизнь блудницы изменилась в корне и никогда уже не будет прежней. Она узрела великую силу Господа и поняла, в чем помогает молитва ему.

Забыв о развлечениях и прошлых интересах, она пошла на исповедь и приняла святое причастие. Здесь многие православные удивятся: как же так, женщина с таким грузом грехов причастилась сразу, без подготовки?

Правила, предусматривающие количество и размер подготовки к принятию Святых Тайн, появились значительно позднее пятого века, до этого человек сам решал, достоин ли он принять причастие. Следует также помнить, что для Бога нет ничего невозможного, ведь первым во врата Рая вошел великий грешник, а в Ад – апостол.

Причастие Марии

Семнадцать долгих лет жила в египетской пустыне святая до встречи с монахом Зосимой. Все это время она непрестанно произносила молитвы.

Пищу и питье помогали добывать животные, которых Преподобная безбоязненно подпускала к себе. Дух был крепок и силен, в чем помогает молитва.

Когда отшельница поведала Зосиме о своей жизни, она слезно просила его в следующий раз принести ей Святые Дары и причастить ее в египетской пустыне.

Как и многие святые, она заранее знала о дате своей смерти, ждала ее и желала в последний раз приобщиться к Животворящей Чаше в этом мире.

Зосима выполнил просьбу святой и причастил ее посреди египетской пустыни. Мария заповедовала ему никому не рассказывать о встрече с ней до ее смерти. Придя в пустыню через год, Зосима обнаружил нетленное тело и записку на песке. Она упокоилась через несколько дней после принятия Святых Тайн от него.

Тело же пролежало на жаре, солнце и ветрах почти год и совершенно не испортилось. Поражаясь чудесам Господа, Зосима стал думать, чем выкопать могилу в песке. В этот момент к нему приблизился огромный лев, но не тронул монаха, а выкопал большую яму.

Сотворив молитву за упокой, Зосима сообщил в монастыре о своей чудесной встрече и записал рассказ. Он и лег в основу жития Преподобной Марии Египетской.

Важно! О жизни этой святой был снят православный полнометражный фильм. Видео с ним есть в свободном доступе в Интернете.

Икона Преподобной – один из удивительнейших образов. Женщина изображена на ней с непокрытой головой и с полуобнаженной грудью.

Присмотревшись, можно заметить, насколько худой была эта святая. Четко видны скуловые кости, ребра, позвоночник.

Удивительна работа иконописца, но это не уродует Преподобную. Лик ее остается одухотворенным и прекрасным.

Взгляд святой обращен вверх, на небо. В пустыне она не имела ни креста, ни икон, ни книг. Так просто и обычно отшельница возносила молитвы Творцу, идущие от самого сердца.

Быть может, они были не совсем книжными и правильными, зато искренними и получали ответ от Бога. Блудница и грешница вознеслась на небеса наравне с апостолами – ближайшими учениками Христа – разве это не чудо?

Молитва Марии Египетской

Служба Преподобной происходит на пятой неделе Великого поста и называется «Марьино стояние». На ней читается канон Андрею Критскому и самой святой, вспоминается ее сильнейшее покаяние и долгие дни в пустыне.

Тропарь преподобной Марии Египетской:

О тебе, мати Мария, известен бысть спасения образ, приимши бо крест, последовала еси ко Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобная мати Марие, дух Твой.

Кондак преподобной Марии Египетской:

Блудами первее преисполнена всяческими, Христова невеста днесь покаянием явися, Ангельским жительствам подражающи, демоны Креста оружием погубляет. Сего ради Царствия невеста явилася еси, Мария преславная.

Греха мглы избежавши и покаяния светом озаривши твое сердце, славная, пришла еси ко Христу, Сего Всенепорочную и святую Матерь, Молитвенницу милостивную принесла еси ему. Ото нюду же и прегрешений обрела своих оставление, и со Ангелы присно веселишежеся.

  • обращение к Церкви грешников;
  • обретение покаяния;
  • исцеление от болезней и недугов;
  • избавление от блуда, сластолюбия и других соблазнов;
  • прибавление сил на молитвы;
  • защита от врагов, дурных компаний и мотовства;
  • усиление и приумножение веры;
  • помощь в отношениях между детьми и родителями;
  • исполнение всякого доброго прощения.

При жизни эта святая не совершала явные чудеса. После смерти на мощах непрестанно происходят исцеления и другие события, в которые сложно поверить, не увидев своими глазами.

Иконы Марии Египетской также наделены немалой силой. Если держать их в каждом доме и совершать молитвы, то они с легкостью защитят место от врагов и злых людей, помогут не грешить лишний раз и отрезвят мысли.

Важно! Современный мир полон различных соблазнов, а каждому родителю хочется защитить чадо от бед и невзгод. Желание молодежи веселиться и жить на широкую ногу, а не проводить время в молитвах, понятно, но осознание последствий разгульной жизни зачастую приходит слишком поздно.

В чем помогает Мария Египетская? Молитва ей, как в блуднице в далеком прошлом, наделена огромной мощью и поможет справиться с самым дурным влиянием на ребенка. Для того чтобы помощь шла непрестанно, можно положить фото своего любимого ребенка рядом с иконой.

Полезное видео

Подведем итоги

Однако следует помнить, что молитва – это все-таки не заклинание. Сила ее действия в большинстве случаев зависит от веры человека в нее, а также его внутреннего настроя. Не надо полагаться только на слова перед иконой.

Полезно будет рассказать ребенку о святой, показать икону и помолиться вместе. Разумеется, если он уже попал под дурное влияние общества, сделать это будет нелегко. Однако с помощью святой Марии Египетской и Божественного заступления возможно преодолеть любые трудности. Временные радости земного бытия никогда не заменят вечного блаженства на небесах.

Вконтакте

9652 0

Во всех православных храмах вечером, 29 марта, на утрени, которая относится к четвергу, будет совершатся особенная служба – «Стояние преподобной Марии Египетской». Во время этого богослужения в последний раз в этом году будет прочитан Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, а также житие преподобной Марии Египетской. Мы собрали самые важные факты из жизни святой, а также иконы и фрески, которые находятся на Святой Горе Афон, чтобы проникнуться ее подвигами и поистине ангельскому житию.

1. В двенадцать лет Мария покинула родителей.

2. Более 17 лет предавалась блуду, не брала деньги с мужчин, считая, что весь смысл жизни состоит в утолении плотской похоти.

3. Зарабатывала пряжей.

4. Вместе с паломниками отправилась в Иерусалим, чтобы по пути соблазнить их.

5. Божия сила не позволила блуднице войти в храм, где хранилось Животворящее Древо. Как только она становилась на порог церкви, не могла его переступить. Так было три или четыре раза.

6. Пообещала Богородице, больше не грешить, и увидев Древо Креста Господня, отречься от мира.

7. После молитвы перед иконой Пресвятой Богородицы Мария сумела войти в храм и поклониться святыням.

9. За три медных монеты купила три хлеба и отправилась к реке Иордан.

10. Впервые причастилась Христовых Тайн в храме святого Иоанна Предтечи возле Иордана.

11. Единственным человеком, который увидел Марию после её ухода в пустыню, стал иеромонах Зосима. Во время Великого поста он перешел Иордан. В пустыне повстречал Марию Египетскую, которая рассказала ему о своей жизни.

12. Мария Египетская прожила в пустыне 47 лет, из которых 17 лет прошли в борьбе с помыслами, ее одолевали воспоминания о молодости, проведенной в грехах.

13. Одежды святой истлели. Она была нагой.

14. Питалась окаменелыми хлебами и кореньями.

15. Когда одолевали воспоминания о грехах, преподобная ложилась на землю и молилась.

16. Борясь с помыслами, в эти моменты, словно видела пред собой Пресвятую Богородицу, Которая судила ее.

17. Знала Священное Писание, но никогда его не читала.

18. Тело преподобной Марии Египетской было черно от солнечного зноя, а короткие волосы выгорели и побелели.

19. Имела от Бога дар прозорливости, назвав преподобного Зосиму по имени и указав, что он был пресвитер.

20. Во время молитвы поднималась в воздухе на локоть от земли.

21. Прочитала мысли преподобного Зосимы, который сперва подумал, что она привидение.

22. Попросила Зосиму прийти через год и причастить ее Святых Христовых Таин.

23. Во время этой встречи перекрестив Иордан, прошла по воде. После причастия опять попросила Зосиму прийти через год.

24. Зосима исполнил просьбу святой, и придя через год обнаружил ее мертвой.

25. Святая не умела писать, но песке у ее тела было написано: "Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии. Воздай персть персти. Моли Господа за меня, преставльшуюся месяца апреля в первый день, в самую ночь спасительных страданий Христовых, по причащении Божественной Тайной Вечери".

Мария Египетская жила в VI веке от Рождества Христова (как принято говорить, в VI в. нашей эры). Ее судьба настолько необычна, что маловерующим людям может показаться фантастическим вымыслом. Однако отнести житие этой святой к числу легендарных верующим не позволяет авторитет Преподобного Зосимы, старца, которому довелось лично видеть Марию Египетскую. Его самого хорошо знали современники-христиане, а духовная чистота и правдолюбие никогда не вызывали сомнений.
Именно старец Зосима поведал миру об этой великой святой, и христиане свято верят его рассказу.
Между тем, юность преподобной Марии никак не указывает на будущую святость.
Мария, родившаяся где-то в провинции, не была воспитана христианкой, нигде не училась (даже не умела читать и писать), дом свой покинула в 15 лет, чтобы никогда туда не возвратиться. Она переехала в богатейший и красивейший город Византийской империи - Александрию Египетскую - но вовсе не для того, чтобы учиться, трудиться и праведно жить.
Напротив: Мария, которая с юных лет была очень красива, искала для себя столь же "красивой", "идеальной" жизни. А ее идеалы оказались абсолютно нехристианскими... С 15 лет Мария начала вести распутную, блудную жизнь, "посвятила" этому СЕМНАДЦАТЬ лет, и в свои 32 года, казалось, вовсе не собиралась останавливаться. Причем секс (пользуясь современным словом) не был для нее средством заработка, он был целью и смыслом ее тогдашнего существования. Ей казалось, что без этого просто невозможно существовать...
Когда в свои 32 года Мария увидела корабль, направлявшийся в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня, эта женщина, даже не задумываясь об опасностях морского путешествия, решила плыть.
Мария, как известно, не получила христианского воспитания и образования. Но она жила в эпоху, когда христианство было государственной религией в Византии. Тогдашняя Александрия славилась как один из церковных центров. В Иерусалиме уже сравнительно давно найден был подлинный крест, на котором распяли Христа; выстроены величественные храмы. Подавляющее большинство подданных империи крестились и считали себя (или считались) христианами.
Но на практике подлинно верующих, живших по духовным и нравственным канонам христианства людей было (как и во все времена) совсем немного. Мнимое, показное благочестие не могло скрыть неверия и безнравственности, продолжавших оставаться "нормой жизни" общества. Это вызывало бегство бескомпромиссных христиан в пустыни, где создавались и вырастали монастыри.
Скорее всего, Мария, как и большинство ее современников, была знакома с чисто формальной, обрядовой стороной веры. Поэтому нет ничего необычного в том, что по прибытии в Иерусалим, когда народ (в том числе паломники с корабля - недавние попутчики и любовники Марии) направился к Храму, она как ни в чем не бывало пошла вместе со всеми.
Людей было очень-очень много. Так много, что у дверей Храма царила неописуемая толчея. Мария оказалась у самого порога, но никак не могла протиснуться сквозь толпу, чтобы войти в церковь. Толпа все время мешала Марии, все время оттесняла от входа. Ее все отталкивали - по крайней мере, так ей казалось.
А потом все вошли, а Мария осталась перед открытыми дверями. Она уже в одиночестве двинулась вперед, и вдруг почувствовала, что ее снова оттолкнули... Но вокруг никого не было! Она вновь шагнула к дверям - и снова какая-то сила отбросила ее. Что за сила? Почему?!
В душе ее родились недоумение и страх. Пытаясь понять, что же с ней все-таки происходит, Мария подняла глаза и как будто впервые увидела на церковной стене икону - образ Богородицы.
И вот, перед иконой Девы Марии, внезапно, в сердце Марии Египетской всколыхнулась настоящая, искренняя вера в Бога. Это перевернуло всю ее душу. Прежняя жизнь предстала перед Марией как сплошной, непрерывный, грязный и гнусный грех. Вспомнилось все, что она делала, нахлынул стыд за прошлое и ужас перед будущим...
Мария зарыдала, бросилась на колени. Она стала умолять Богоматерь помолиться Христу, чтобы ее пустили в Храм. Это была молитва очень верующего человека. Мария молилась так, словно Сама Богоматерь была перед нею. И тут Мария Египетская дала обет навсегда оставить прежнюю жизнь и посвятить себя Богу. Потом она встала - и беспрепятственно вошла в церковь.
Там Мария подошла к великой христианской святыне, Кресту, на котором был распят Иисус Христос (этот Крест был найден - раскопан на Голгофе по распоряжению и под наблюдением святой равноапостольной царицы ЕЛЕНЫ - матери первого римского императора-христианина св.равноапостольного КОНСТАНТИНА). Перед этим крестом Мария помолилась. Затем, выйдя из Храма, Мария купила три хлебных лепешки и, больше не заходя в город, перешла за реку Иордан. Перешла и углубилась в самое сердце страшной, тогда еще вовсе необжитой палестинской пустыни, чтобы никогда больше оттуда не возвращаться...

И здесь мы с вами вплотную подошли к раскрытию одного из христианских "парадоксов".
До ухода в пустыню Мария была знакома, наверное, с сотнями и даже тысячами людей. Она все время находилась среди них. И тем не менее, мы никогда и ничего не узнали бы о ней - блуднице Марии из Александрии Египетской... И только уход в пустыню, где ей во весь отпущенный Богом срок жизни суждено было встретить ОДНОГО-ЕДИНСТВЕННОГО человека, сделало ее имя известным и почитаемым всеми христианами.
Кто же этот человек?
Как уже было сказано, о преподобной Марии нам известно от святого преподобного старца Зосимы. Это был монах, известный еще современникам своей великой праведностью. Больше всего он боялся земной славы, стремился избежать тщеславия и самопревознесения. Он молился, чтобы Господь показал ему пример настоящего подвига веры, потому что собственные дела считал ничтожными.
А притом старец Зосима действительно был одним из удивительных христиан своего времени. Он путешествовал по монастырям, пытался поселиться там, но всюду вызывал удивление братии своей духовной чистотой и святостью - и от этого явного почитания вновь убегал. Наконец он оказался в монастыре, расположенном недалеко от реки Иордан, на границе палестинской пустыни. Распорядок (или иначе "устав") тамошней жизни был очень строгий, и преп. Зосима остался там.
Наступил канун Великого поста. По тогдашней традиции в воскресение монахи последний раз собирались вместе, просили друг у друга прощения (отсюда - Прощеное Воскресение) и взявши минимум еды, на сорок дней, по примеру Самого Иисуса Христа, уходили молиться в пустыню - до праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербного Воскресенья). Это было опасное путешествие - монахи рисковали погибнуть от солнечного зноя или ночного холода, от жажды, утомления. Была реальной угроза нападения хищников - в то время в палестинской пустыне водились даже львы. Существовали и другие напасти, знакомые только верующим, духовным людям: нападения бесов (существование которых многие из нас считают выдумкой).
И тем не менее, каждый год древние монахи отправлялись в этот Великопостный путь. И в тот раз старец Зосима так же, сказав братии последнее "прости", вышел из монастыря.
Именно тогда, во время многодневного странствия по пустыне, в совершенно безлюдной местности он неожиданно для себя явственно увидел вдали совершенно необычайную, очень тонкую фигуру ЧЕЛОВЕКА. Он или она (понять Зосима не мог), был почти совершенно наг, его кожа буквально почернела под солнечными лучами, отчего особенно странно выглядели короткие белые волосы на черной голове.
Зосима хотел подойти, но черный человек, в свою очередь заметив старца, стал убегать. Зосима, задыхаясь, на бегу, умолял его остановиться, не гнушаться общением с таким "недостойным грешником", как он. Старец чувствовал, что это необычная встреча. И убегавший вдруг замедлил бег и, оставаясь достаточно далеко, крикнул старцу, чтобы тот остановился и отошел, положив на землю плащ. Зосима выполнил эту просьбу, человек, закутавшись в монашеский плащ, приблизился к старцу... и бросился перед ним на колени...
Так встретились преподобный Зосима и преподобная Мария Египетская. Это была первая за многие годы ее встреча с человеком. До тех.пор она всегда избегала общения с людьми. Но со старцем Зосимою Мария заговорила, потому что желала исповедаться и причаститься перед смертью (о сроке которой она знала заранее).
Это была совсем иная Мария, чем та женщина, которая, раскаявшись, покинула когда-то Иерусалим. Старец спросил, в каком году преподобная перешла Иордан, и оказалось, что Мария провела в пустыне одна... 47 лет!
Она рассказала преп. Зосиме историю своей жизни совершенно откровенно, беспощадно по отношению к себе. Рассказала также искренне и о том, как тяжело было исполнение покаянного обета.
Св. Мария выдержала голод, питаясь только крошками тех трех окаменевших со временем хлебных лепешек и съедобными кореньями; терпела дневную жару и затем - внезапное наступление жуткого ночного холода. Но самым страшным испытанием, по словам Марии, стала для нее
ТОСКА ПО ПРОШЛОЙ ЖИЗНИ.
Она сказала старцу, что боролась с блудным грехом 17 лет - ровно столько, сколько была блудницей... И когда ее настигали воспоминания о прежней жизни, страсть так раздирала ее, что она каталась по земле.
Только горячее раскаяние, великая любовь к Богу и постоянная молитва помогли ей выдержать этот ужас. И вот в последующие тридцать лет страдания прекратились - произошло чудо.
Мария достигла такой святости, что переходила реку Иордан "яко посуху", во время молитвы возносилась от земли на воздух - все это старец Зосима видел собственными глазами. Она цитировала фрагменты Священного писания, хотя была неграмотная и никогда не брала в руки Библию.
Но, главное, - она до сих пор искренне думала о себе, как о самом дурном и грешном человеке на свете; все чудеса своей пустыннической жизни она приписывала не себе, а относила к помощи Иисуса Христа и своей Небесной Покровительницы - Богоматери; в себе же не находила никаких достоинств.
Наблюдая и слушая преподобную Марию, св.Зосима понимал, что его молитва услышана Богом - и вот сейчас перед ним человек, который по вере своей сделал то, что было не по силам самому старцу. И всякое тщеславие, с которым раньше приходилось бороться Зосиме, растаяло, как дым.
Старец встречался с преподобной два раза в течение двух лет. Прощаясь после второй встречи, св.Мария обещала, что Зосима найдет ее еще раз. И когда, ровно через год, монах пошел в пустыню, он увидел там необычайное сияние. Двигаясь по направлению к этому свету, Зосима, наконец, нашел неподвижно и прямо лежавшее тело скончавшейся преп. Марии. Это было то самое место, где старец когда-то встретил ее.
Так уж получилось, что при жизни св. Марии преп. Зосима не спросил ее имени. И теперь, подойдя к телу, он обнаружил рядом начертанную на земле надпись, из которой узнал, что преподобную звали МАРИЯ - и вновь был потрясен. Ведь скончавшаяся была неграмотной. Старец попытался вырыть могилу, но земля была настолько твердой, что он не мог ее даже расковырять. Пока он пытался это сделать, к месту событий пришел огромный лев. Зосима подумал, что хищник растерзает и тело св. Марии, и его самого. Но произошло иное: дикий зверь своими когтями выкопал яму, в которой преп.Зосима смог похоронить святую преподобную Марию. Так оканчивается ее житие.
Святой Зосима причащает преподобную Марию Египетскую