Занятие по обучению грамоте в коррекционной подготовительной группе "звонкие комарики". Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Звуки, и буква З» Обучение грамоте буква з в подготовительной группе

Конспект НОД в подготовительной группе. Обучение грамоте.

Тема: Звуки [з – з`] и буква Зз.

Цель: Познакомить детей со звуками «з», «зь» и буквой «З».

Задачи:

Образовательные:

Уточнять артикуляцию звуков [з – з`];

Упражнять детей в определении места звуков [з – з`] в словах с одновременным присутствием звуков [с] и [з] ([с`] и [з`]);

Объяснять значение слов-паронимов (отличающихся одним звуком);

Знакомить с буквой Зз; закреплять образы букв.

Развивающие:

Развивать мелкую моторику.

Стимулировать речевую активность.

Воспитательные:

Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям.

Оборудование: ИКТ, картинки на что похожа буква «Зз», панно «Домик для букв», зеркала, конверты с заданиями.

Организационный момент.

Ребята, к нам в гости пришла Белоснежка. Она просит у нас помощи. Гномы решили с ней поиграть и придумали для неё различные задания, каждое задание они положили в отдельный конверт. Посмотрите, сколько их (показываю конверты). Белоснежке одной очень трудно выполнить все эти задания. Давайте мы ей поможем.

1 конверт. I. Закрепление пройденной темы.

1. – Ребята, с какими звуками мы знакомились на прошлом занятии? (со звуками С – С`)

На экране написана цепочка букв: АБСОМСКУСДПСВС.

Задание: найти все буквы С в цепочке и определить, сколько их.(5 букв)

Игра «Не зевай – продолжай».

Ребята, сейчас вы должны по порядку называть звуки, которые записаны в цепочке соответствующими буквами, и подобрать к ним слова, начинающиеся на эти звуки. Например: А – аист, Б – банан, Б` - бизон. Вы готовы?

2 конверт. Упражнение «Измени слова». (с мячом проводится в кругу).

Слушайте задание. Тот, кто поймает мяч, должен добавить в начало слова, которое я назову звук [с] и назвать, получившееся слово, например: варить – сварить. Вам все понятно? Тогда начнем.

Ходить – сходить

Клеить – склеить

Катать – скатать

Бегать – сбегать

Клевать – склевать

Летать – слетать

Петь – спеть

3. конверт. II. Изучение новой темы.

1. - Послушайте стихотворение.

Найдем ее мы в звездочке,

И в золоте, и в розе,

В земле, в алмазе, в бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе.

Какой звук я выделяла в словах? ([з – з`]). Вот вы и назвали звуки, с которыми нам предстоит сегодня встретиться.

2. Артикуляция звуков. (зеркала)

Как расположены губы? (Губы в улыбке.)

А зубки? (Зубы сомкнуты заборчиком и создают преграду для воздушной струи)

Что делает язычок? (Кончик языка упирается в нижние зубы, пустил ветерок, включил голосок и звонко – звонко запел: з – з – з. Получилась новая песенка – это песенка комара. Давайте все вместе позвеним з – з – з. Вот так поёт комар, когда летит и смотрит, кого бы укусить. Ну – ка, позвеним ещё. (выполняем упражнение и смотрим в зеркало)

Дети дают характеристику звукам З, Зь:

З – согласный, твердый, звонкий; обозначаем синим цветом; (забор)

Зь – согласный, мягкий, звонкий; обозначаем зеленым цветом. (зеленый)

Как вы определили, что звуки З, Зь – согласные? (Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду – зубы и язычок) .

Как вы определили, что звуки З, Зь – звонкие? (Во время произнесения звуков З, Зь прикладываем руку к горлышку – оно дрожит.)

Динамическая пауза « Жили-были зайчики ».

Жили-были зайчики (три пальца в кулак, указательный и средний-ушки)
На лесной опушке. (хлопают в ладоши)
Жили-были зайчики (показывают ушки)
В маленькой избушке. (показываем домик)
Мыли свои ушки, (трут ушки)
Мыли свои лапки, (ладони моем)
Наряжались зайчики, (движения сверху-вниз по туловищу)
Надевали тапки. (показывают)

4.Конверт Игра «Найди слово».

Сейчас я назову три слова, вы должны найти из перечисленных слов те, в которых есть одновременно звуки [с] и [з], но сначала, скажите, чем эти звуки похожи и назовите их отличия.

Варианты слов: глаза, слеза , зонт; скамейка, сазан , зорька; узор, скакалка, засов ; маска, зоосад , фазан; сарафан, сервиз , казаки.

Молодцы! А теперь определите место звука [з] в найденных словах.

В слове слеза звук [з] находится в середине слова.

В слове сазан звук [з] находится в середине слова.

В слове засов звук [з] находится в начале слова.

В слове зоосад звук [з] находится в начале слова.

В слове сервиз звук [з] находится в конце слова.

5.Конверт Работа в парах по карточкам.

– Ребята, в русском языке немало слов, которые различаются на слух всего одним звуком(фонемой). Слова эти звучат очень похоже, а смысл имеют разный. Сейчас, вы будете работать в парах. Каждый из вас получит карточку, на которой написано слово. Вы должны прочитать слово и объяснить его значение своему соседу. Готовы?

Суп – зуб

Сима - зима

Коса - коза

Сахар – Захар

Лиса - Лиза

Роса – роза

Сев - Зев

1. Знакомство с буквой.

«З» - смешная завитушка.

«З» - закручена как стружка.

- Ребята, этой буквой обозначаются звуки [з] и [з , ].

Демонстрация большой и маленькой букв, из каких элементов состоят – из двух полуколец, соединённых между собой или двух неполных кругов; рассматривание картинок – на что похожа буква «З»- на цифру 3, на облачко, на рога козы, барана, на ухо, на лепестки цветов.

Размещение буквы на панно букв по адресу: Третий этаж, квартира №6.

2. Индивидуальная работа

- Ребята, посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и закрасьте букву З рядом с каждым предметом или синим, или зеленым карандашом, в зависимости от того, какой звук она обозначает в этих словах – твердый или мягкий .

3.Дифференциация букв В и З.

Теперь посмотрите на доску. Я нарисовала на доске большую букву «В». В этой букве спрятались две буквы. Какие? Молодцы! Вы правильно подметили, в букве «В» спряталась буква «З».

4. Подведение итогов.

  1. - С какой буквой мы сегодня встретились?
  2. - Над какими звуками мы сегодня работали?
  3. - Что больше всего понравилось на сегодняшнем занятии.

Основными задачами урока являются: закрепление знаний детей по звукам [З] и [З"] и букве З; формирование умения дифференцировать звук [З]и [С]; развитие навыков фонематического представления и фонематическою анализа и синтеза; воспитание заинтересованности в приобретении знаний об особенностях родного языка.

Оборудование: картинка с изображением комара или бумажный комарик на ниточке, картинки символы для характеристики звука ; мешочек с предметами, в названии которых слышится звук [З] “чудесный мешочек”, крупа (кукуруза или фасоль) для выкладывания буквы 3; индивидуальные футляры с символами звуков для звукового анализа, сигнальчики.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Психогимнастика “Комар”

Дети встают в полукруг, педагог поднимает над ними комарика на ниточке и произносит: З-з-з-з.

Скажите, ребята , с каким звуком прилетел к нам комарик?

Покажите, как меняется выражение вашего лица, когда назойливый комарик к нам пристает, когда мы “боимся комара”, “когда комар нас укусил”, когда “мы не боимся комара”.

II. Вводная часть.

Изолированное произношение, артикуляции звука [З] и его характеристика

Давайте еще раз произнесем все вместе звук “назойливого комарика”: З-З-З
- Когда мы его произносим, что делают наши губы, зубы. язык, воздушная струйка?
- Если воздушная струйка встречает препятствие, значит этот звук какой? (это согласный звук)
- Работает ли “голосовой моторчик”, когда этот звук произносите? Какой это согласный звук? (это согласный звонкий звук)
- Есть ли у этого звука “мягкий братец”? (есть мягкий звук [З"])

III. Основная часть.

1. Работа над звуками [З] и [З"] в слогах.

Игра “Повтори правильно”

I. Вариант: Дети делятся на две команды, одна команда повторяет по три раза слоги с твердым звуком[З], а вторая с мягким [З"]

2. Работа над звуками [З]и [З"] в словах.

Игра “Придумай слово на звук [З]”

Педагог читает текс, останавливаясь в тех местах, где необходимо договорить слово на звук [З].

“Зина утром встала, постель...(заправила) , сделала... (зарядку) , почистила… (зубы) . Паста, которой она чистила, называется...(зубная) . Зина причесалась, косички (заплела) , бант... (завязала) и пошла па кухню... (завтракать) .

Физкультурная минутка.

Скок – поскок, скок-поскок (подпрыгиваем)
Зайка прыгнул на пенек (подпрыгнули на двух ногах)
Зайцу холодно сидеть (обхватили себя двумя руками)
Нужно лапочки погреть, (потереть руки)
Лапки вверх, лапки вниз (поднимаем и опускаем руки)
На носочках подтянись (подняться на носочках и потянуть руки вверх)
Лапки ставим на бочок, (руки на поясе)
На носочках скок-поскок, (прыжки, на носочках меняя ноги)
А затем вприсядку, чтоб не мерзли лапки. (приседаем)

Упражнение “Определение мести звука в слове” Игра “Чудесный мешочек”.

Педагог предлагает детям “чудесный мешочек”, в котором находятся предметы со звуками [З] или [З"] в названиях. Дети подходят к педагогу по одному, достают предмет. Называют его и определяют какой звук слышится в слове: твердый или мягкий и где он слышится в начале, середине, в конце слова.

Упражнение на формирование правильного фонематического представления. Игра “Какое слово звучит правильно?”

Педагог раздает детям сигнальчики и просит слушать внимательно слова, которые она будет зачитывать. Если слово звучит неверно, дети поднимают красный сигнальчик, правильно синий.

Слово для упражнения: зайка.

Зайка – зайка – зайка – зыйка – зака – зайка.
Зайка – сайка – шайка – зайка – жайка.

Закрепление звука [З] в предложениях Игра “Незнайкины предложения”.

Педагог просит помочь исправить предложения, которые составил Незнайка:

Зоя телефон позвонит.
Розы ваза поставили в зеленая.
У зубы зайка заболел.
Коза зеленая глаза.

Работа с буквой З.

Выкладывание буквы из крупы (дети берут крупы и выкладывают букву З).

Игра “Собери слова”.

(На доске зарисована схема).

Педагог просит детей собрать и записать на листках все возможные слова с буквой З (зубы, зонты, тазы).

Разделить слова на слоги.
- Изменить эти слова так, чтобы каждое из них имело по одному слогу.
- Изменить теперь так, чтобы в этих словах появилось три слога.
- Выложите звуковые схемы этих слов.

Дифференциация звуков [З] - [С].

Какой звук очень похож на звук [З] по произношению? Что у них общего? В чем различия?

Игра “В слове слог договори, будь внимательным”, смотри!”

Педагог предлагает детям добавлять либо слог зы, либо слог сы к началу слов которые будут произноситься:

Та... (зы), ко... (сы). или (зы), но... (сы), ва.. (зы), бу... (сы), ча... (сы), бере... (зы), колба... (сы), рель... (сы), арбу... (зы), гро... (зы).

Игра “Подскажи словечко”.

Педагог просит подсказать подходящее для стихотворения слово:

Распустились утром розы.
На цветах сверкают... (росы) (повторяют все двустишие вместе)
Щиплет травушку коза
Косит травушку... (коса)
На столе лежала сайка
А по лесу бегал... (зайка)
Лиза пробовала суп
Заболел у Лизы… (зуб)
Занятие по художественному труду с дошкольниками "Приглашение для Деда Мороза"
| конспект | конспект урока | занятия | конспекты занятий | обучению | программа обучения | грамоте | обучение грамоте | звук | скачать звуки | буква | русские буквы | дифференциация | социальная дифференциация | звуков | [з] | [c] | скачать c | детский | детский сад | Страничка воспитателя | Конспект занятия по обучению грамоте Звук и буква З Дифференциация звуков [з] и [c] Детский сад

Конспект

Открытого занятия по речевому развитию

Тема: «Знакомство с буквой и звуком «З»

с детьми старшей группы «Почемучки»

Цель : комплексное развитие познавательно - речевой деятельности.

Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «физическое развитие», «художественное творчество».

Задачи:

Образовательные : - познакомить с буквой и звуком «З», учить характеризовать букву и звук, продолжать учить определять местонахождение звука З в начале, середине и конце слова;

Развивать фонематический слух, совершенствовать звуковую культуру речи детей;

Обогащать активный и пассивный словарь (слова экскурсия, улей)

Развивающие: развивать коммуникативные навыки (умение правильно говорить и слушать), развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

Воспитательные: воспитывать умение работать в команде и слушать товарища, умение приходить друг другу на помощь; активность, самостоятельность детей.

Материалы:

Демонстрационный: картинки для фланелеграфа (или игрушки) Лисенок, Мудрая Сова, Ёжик и Пчела Зоя, сундучок с подарками (картинки – раскраски)

Раздаточный: набор цветных ниточек и счетные палочки, листочки для выкладывания букв и слогов.

Оборудование: магнитная доска , магнитофон , запись фонограммы «звуки леса», фланелеграф, картинки для него: сова, лисенок, ежик, пчелка, улей, мяч.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня вас ожидает загадочный сюрприз.

Дело в том, что к нам в гости пришли Мудрая Сова, Лисенок и Ёжик. Наши новые друзья помогут нам учить буквы и звуки. И сегодня они принесли с собой волшебный сундучок. Что там в этом сундучке даже мне неизвестно, да к тому же на нем висит замок. А еще на нем ПЯТЬ звезд. Как вы думаете для чего они здесь?

Что мы должны сделать, чтобы открыть сундук?

Дети: Нужно выполнить ПЯТЬ заданий.

Воспитатель: Готовы ли вы выполнить все задания, которые приготовили наши новые друзья?

Тогда садитесь красиво. Спина прямая, ноги ставьте правильно. Слушайте внимательно.

Раз-раз- раз начинаю свой рассказ.

Однажды в ясный летний день Мудрая Сова, Ежик и Лисенок пошли на экскурсию в парк. Вдруг к ним подлетела пчела и стала кружиться вокруг. «Остановитесь!» - воскликнул Ёжик – по-моему, эта пчёлка хочет нам что-то сказать. Друзья замерли на месте и стали напряженно вслушиваться в звенящий звук з-з-з-з-з. Через некоторое время они уже понимали, о чем говорит им пчела. А говорила она вот что: «Ззздравствуйте, незнакомые ззверьки! Меня ззовут Ззоя. Идите зза мной. Я Вас угощу полезной сладостью». Нашим героям стало интересно попробовать полезную сладость, и они отправились вслед за пчелой. Все вместе они подошли к улью. Пчёлка Зоя познакомила их со своими сестрами. Их было много. Пчёлы угостили сладким лакомством наших друзей, а они вежливо поблагодарили за столь вкусное угощение свою новую знакомую- пчелку Зою.

Воспитатель: Ребята, а скажите, пожалуйста, с кем познакомились наши новые друзья во время экскурсии в парк?

Какой же звук издают во время полёта пчёлы?

Дети: З-з-з

Воспитатель: ребята, а какой звук я старалась выделить, когда рассказывала вам эту интересную историю?

Дети: звук – З-з-з.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком и буквой - « З».

Давайте, подумаем какой же этот звук и дадим ему характеристику?

Дети: Согласный, звонкий.

В оспитатель : а почему? Как мы определяем это?

Дети: когда мы произносим звук З во рту встречаются преграды: зубы смыкаются, а воздух проходит через них.

Воспитатель: а как мы определяем, что звук звонкий?

Дети : кладем руку на голову и говорим:
Если в голове звенит,

Значит, звонкий звук звучит.

Воспитатель: (выставляю на доске картинку с «букой З», читаю стихотворение с буквой З)

Ребята, назовите слова, в которых встречается звук З. А в какой части слова мы его слышим и произносим?

Воспитатель: Скажите, ребята, а разве буква и звук это не одно и то же? Чем же они отличаются?

Дети: Буквы мы пишем и видим, а звуки говорим и слышим.

Воспитатель : ребята, а на что похожа буква «З»?

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три.

Буква З на В похожа.
Голова, животик тоже.
Только слева без черты
Букву З рисуешь ты.

Вы очень внимательные ребята. Молодцы. Мы выполнили первое задание и получаем первую звезду. Предлагаю снять с сундука вторую звезду и прочитать следующее задание :

Нужно подружить букву З с гласными буквами, которые мы уже знаем:

За, зо, зу

А для этого наши друзья приготовили нам необычное задание. Сначала скажите мне, пожалуйста, при помощи чего можно выложить слова?

Дети: При помощи семян, ниток, шнурков и даже ракушек.

Воспитатель : а мы попробуем из цветных ниточек и счетных палочек выложить слоги на столе. Хотите научиться? Может кто-то из вас уже знает, как это делается?

Для этого нам понадобятся цветные ниточки или счетные палочки и белый лист бумаги, чтобы хорошо было видно, что у вас получится. Все это есть у вас на столах. И что ещё нам надо подготовить к работе?

Дети: Руки.

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери висит замок. (Соединяем пальцы обеих рук в замок.)

Кто его открыть бы мог? (Пальцы сцеплены в замок и тянем руки

В разные стороны)

Постучали. (Не расцепляя пальцев, стучим ладонями

Одна о другую)

Покрутили. (Вертим сцепленными руками

От себя и к себе)

Потянули. (Пальцы сцеплены, тянем руки в разные стороны)

И открыли (Расцепляем пальцы рук).

Воспитатель: Сейчас наши руки готовы трудиться. Давайте вместе попробуем выполнить наше задание. Проговорим слоги, которые нам надо выложить (ЗА, ЗУ, ЗО)

Самостоятельная работа детей

Воспитатель : Молодцы! Справились с заданием. Вторая звезда заслуженно ваша. А сейчас мы посмотрим, какое же задание на третьей звезде.

Игра «Полслова за тобой»

Воспитатель : мы научились выкладывать слоги со звуком З, а сейчас мы поиграем в игру «Полслова за тобой»

(воспитатель выкладывает слоги на магнитной доске, а дети составляют слова с этими слогами )

Воспитатель: и с этим заданием мы справились отлично, и получаем за это третью звезду.

Мы с вами знаем мудрую пословицу: « Делу время - потехе час». И сейчас мы немножко отдохнём.

(Слышна запись фонограммы «звуки леса», дети выходят на ковер).

Воспитатель : Представьте, мы оказались на лесной полянке. Говорим: «Повернись, повернись, и в зайчат превратись». Мы с вами превратились в забавных маленьких зайчиков.

Физкультминутка «Зайка»

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть надо лапочки погреть.

Вот так, вот так надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Вот так, вот так надо зайке поскакать.

Кто- то зайку напугал.

Зайка «прыг» и ускакал. (превращаются в детей )

Воспитатель: вот мы немного отдохнули и чтобы получить четвертую звезду должны отгадать загадки, которые приготовил Лисенок. И поможет нам в этом кроссворд.

Я буду загадывать загадки. А вы не просто отгадываете правильно загадку, но и называете, в какой части слова-отгадки слышится звук З.

Кто первым поднимет руку, должен сказать отгадку и определить: в начале слова, в середине, или же в конце слышится звук З. И, тогда я впишу это слово в кроссворд. Правила игры всем понятны?

Дети: Да. Понятны.

Воспитатель: Тогда слушайте загадки.

Загадки

Что за зверь такой лесной

Встал как столбик под сосной?

Кто стоит среди травы,

Уши больше головы? (заяц)

С ветки на тропинку,

С травки на былинку

Прыгает пружинка-

Зеленая спинка (кузнечик)

Сам я алый, сахарный,

Кафтан зелёный бархатный (арбуз)

Как на стёжке, на дорожке

Над цветком порой замрет

Разноцветный самолет.

На былинке посидит,

Вдруг вспорхнет – полетит (стрекоза)

Клейкие почки,

Зелёные листочки,

С белой корой,

Стоит над горой (берёза)

Что за чудо, что за ящик?

Сам певец и сам-рассказчик,

И к тому же заодно

Демонстрирует кино (телевизор)

Воспитатель:

Молодцы ребята – мы выполнили ещё одно задание и получаем четвертую звезду.

А теперь наступает самое интересное. Мудрая Сова предлагает нам поиграть в новую игру, которая называется «Добавлялка». Я буду называть слова, а вы будете добавлять к ним, слог «ЗА». Попробуем: кружить – закружить. Понятно? Начали.

(дети выходят в круг, и воспитатель бросает мяч каждому ребенку, называет слова : лететь, бежать, болеть, стелить, прыгать, бросать, быть, вести, вернуть, готовить, дать, думать, жечь, жить, клеить.

Воспитатель : Молодцы! Мы выполнили пятое задание. А есть ли на сундучке еще звездочки? Нет! Это значит, что мы выполнили все задания наших новых друзей.

Что нового вы узнали? Что было интересным? А что показалось трудным? А Вы довольны своей работой?

А что вы сегодня приобрели?

Дети: новые знания

Воспитатель : Правильно знания. Наши новые друзья и я тоже вами довольны. Мы все задания выполнили, собрали пять звезд. Давайте попросим Ежика, открыть этот волшебный сундук и показать, что же там такое загадочное скрывается. Для этого дружно, всем вместе, сказать волшебные слова:

Крибле-крамле тара - рам

Открывай замочек нам!

Дети: Крибле-крабле тара - рам

Открывай замочек нам!

Воспитатель: Какие - то замысловатые подарки приготовили нам игрушки. Что же это такое?

Дети: картинки.

Воспитатель: да, это картинки-забавы для раскраски с буквой З. Вы дома их раскрасите и осавите себе на память о сегодняшнем необычном путешествии. Вы – молодцы!


Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: «Знакомство с буквой «З,з"»»

18.02.2016г.

Воспитатель подготовительной

к школе группы

МБДОУ д.с. «Пчелка»

Имангалиева Р.М.

Цели:

Обучающие:

    Учить определять место звука «З» в слове (в начале, в середине, в конце).

    Продолжать знакомство ребенка с понятием: «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».

    Продолжать учить детей составлять предложения по заданным словам.

Развивающие:

    Научить чётко произносить звук [з] и [з"], дифференцировать их на слух и в произношении.

    Упражнять в образовании множественного числа существительных.

    Совершенствовать фонематический слух, мелкую моторику, тактильные ощущения.

    Совершенствовать навыки звуко - слогового анализа.

Воспитательные:

    Вызвать эмоциональный настрой детей на занятие.

    Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.

    Повышать речевую активность.

    Воспитывать культуру речевого общения.

    Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. Развивать интонационную выразительность. Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление.

    Закрепить знание гласных и согласных звуков.

    Упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком и составлять предложение с заданным словом.

Ход НОД:

    Организация группы.

    Постановка целей и задач занятия.

Воспитатель: ребята, посмотрите у нас сегодня не обычное занятие, к нам пришли гости, но это не простые гости, а …. (звук смс) - Что это?

Воспитатель: - Ребята! К нам пришло электронное письмо! Написано: «От Деда Грамотея»! Давайте прочитаем, что пишет нам Дед Грамотей.

«Дорогие ребята!

Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я хочу убедиться и прислал своих помощников (это ваши гости, которые сидят на вашем занятии), чтобы они проверили ваши знания. В этой посылке лежат мои задания. Отгадайте и выполните мои загадки и задания. Их ровно 4. Выполнив всё правильно - узнаете, где лежат мои подарки для самых любознательных и внимательных. Желаю успеха!

Дед Грамотей».

Воспитатель: Вот это да! Ну что покажем Деду Грамотею, что мы действительно любим учиться и заниматься?

(Ответы детей)

    Знакомство с новой темой.

Воспитатель: А вот и первое задание в письме.

Шляпка большая
На ноге сидит,
В дождик вырастает,
Хоть совсем не гриб.
Я его беру с собой,
Не нужна мне шляпа,
Разверну над головой,
Если дождь закапал. ( Это зонт!)

Когда за грибами

Ты в рощу идешь,

Ее непременно

С собою берешь. (Корзина)

Воспитатель: А что нужно делать – то? Как вы думаете? (составить модель слова).

Звуко-буквенный анализ слова «ЗОНТ». Запись модели слова.

Воспитатель: А вам все здесь понятно? Мне кажется, мы что-то упустили! (Дети говорят, что не учили буквы «З».)

Так давайте с ней познакомимся! Мы знаем звук «З» (зудят комарики) как надо произносить этот звук? - Какой он?(Согласный, может быть твердым и мягким). - Найдем в сочетания звуков которые нужно читать мягко, и отдельно и твердые сочетания. (на экране лента звуков -за,-зя, -зо, зё и т.д.) - Как пишется этот звук? (выставляется буква «З»).

На что похожа эта буква? ( На эту букву посмотри!
Она совсем как цифра 3.
3 - не просто завитушка,
3 - пружина, крендель, стружка.
) - Где она находится в алфавите?

Воспитатель: Ну что же, мы познакомились с буквой «З» уже пора составить модель слова «зонт».

Воспитатель: И второе слово тоже ждет вашего решения.

Звуко-буквенный анализ слова «корзина». Составление модели слова корзина.

Игра: «Живые модели», с последующим называнием звуков слова и его чтением.

Воспитатель : Где в слове «зонт» находится звук «З»? А в слове «корзина»?

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Я думаю, Дед Грамотей будет доволен!

    Закрепление знаний.

Воспитатель: (на экране читает задание) Слушайте второе задание – подсказку. Откройте учебник на странице 35 и найдите сочетания в словах. Назовите сначала слова, объясняя значения слов. А потом найдите сочетания, соединяя их со словами простым карандашом.

Воспитатель: Молодцы, справились и с этим заданием.

    Физминутка. Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись, И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем, И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за воспитателем.)

    Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы»

Пальцы эти - все бойцы . (Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами.) Удалые молодцы. ( Сжимают и разжимают пальцы обеих рук) Два - больших и крепких малых (Пальцы сжаты в кулак, подняты только большие.) И солдат в боях бывалых,

Два - гвардейца-храбреца, (Показывают указательные пальцы)

Два - сметливых молодца, (Показывают средние пальцы)

Два - героя безымянных, ( Показывают безымянные пальцы)

Но в работе очень рьяных,

Два мизинца-коротышки - (Показывают мизинцы) Очень славные мальчишки! Один, два, три, четыре, пять - (Поочередно считают пальцы на левой руке, начиная с мизинца, затем на правой). Будем молодцев считать. (2 раза) Пальцы встали дружно в ряд - (Сжимают и разжимают пальцы обеих рук) Десять крепеньких солдат.

    Закрепление знаний (продолжение).

Воспитатель: (по листочку читает задание) Послушайте третье задание: нужно прочитать слова на стр.35, поставив ударение простым карандашом, объясняя их значение, и их местонахождение на странице.

    Рефлексия.

Воспитатель: (по листочку читает задание) А задание четвертое такое: поиграть в игру « Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова. Давайте поможем Деду Грамотею!

    Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло.

Ребятишек радует

Цветная … (радуга).

    Утром дед спросил у внучки:

Почему не моешь… (ручки)

    Михаил играл в футбол

И забил в ворота…(гол)

    Солнце светит очень ярко,

Бегемоту очень … (жарко).

    Где обедал воробей?

В зоопарке у…(зверей)

    У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из… (лейки)

    Жук упал и встать не может,

Ждёт он, кто ему…(поможет)

    Итоги занятия.

Воспитатель: Ну что же, ребята, наше занятие подошло к концу. Мы сегодня с вами потрудились на славу. Я думаю, Дед Грамотей будет доволен. А что нам скажут его помощники? Помните про подарки? Дед Грамотей еще не раз придет к нам в гости.

Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ЗПР по теме: Звуки [з, з’], буквы З, з. Составление и пересказ сказки со зрительной опорой.

Цели: 1) уточнить характеристику звуков [з, з’] по артикуляционным и акустическим признакам; 2) повторить обозначение звуков [з, з’] буквой «З»; 3) совершенствовать навык выделения ударного гласного и деления слов на слоги; 4) развивать фонематическое восприятие, логическое мышление, мелкую моторику; 5) воспитывать доброжелательность и сочувствие ближнему; 6) развивать связную речь по средствам сказки.
Оборудование: большая картина замка, три ключа, замок, два человечка, книга-сказок, Золушка, солнышко, лес, Змей-Горыныч, шапка-невидимка, волшебная палочка.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Приготовьтесь, ребята, мы отправляемся в волшебную страну. (Дети топают ногами и садятся за парты).

2. Закрепление изученного.

а). Выделение звуков [з, з’ ]. Их характеристика по артикуляционным и акустическим признакам.

Мы попали в волшебную страну. Какой здесь красивый замок. И замок на нём висит большой. Как нам туда попасть? (Дефектолог показывает 3 ключа, которые висят около замка).

На дверях висит замок,
Кто открыть его бы смог?
Чтоб замочек нам открыть,
Надо ключики добыть.

Первый ключ вы добудете, если назовёте звуки, которые чаще всего встречаются в стихотворении.

Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы,
Все озёра - зеркала
Из зелёного стекла.

Какие звуки чаще всего встречаются в этом стихотворении?
- Какие они? Почему они согласные? Почему они звонкие?
- Как мы произносим эти звуки?

Язычок широкий - ниже,
Кончик - к нижним зубкам ближе!
И со звонким ветерком
Звонко Зззз… произнесём.

Молодцы! Вы заработали ключ. Попробую им открыть замок. (педагог пытается открыть замок). Не получается.

б). Развитие фонематического восприятия.

Попробуем добыть второй ключ. Для этого закройте глаза и внимательно меня слушайте. Я буду произносить слова и если в слове вы услышите звук [з], то один раз хлопните в ладоши, а если услышите звук [з’], то хлопните два раза. (Дефектолог произносит слова: зайка зима, загадка, замок, звонок, зефир, изюм, значок, зал, зарядка, пузырь)
- Молодцы! Вы добыли второй ключ. Попробую им открыть замок. Не открыть. Давайте попробуем добыть третий ключ.

в). Произношение звуков [з, з’] в слогах. Буква «З».

Чтобы добыть третий ключ, давайте сыграем в игру «Эхо». Я буду произносить слоги с твёрдым звуком [з], а вы его будете переделывать на мягкий [з’], и наоборот.

за - зя зо - зё
зю - зу уз - узь
зи - зы азь - аз

Молодцы! Мы добыли последний ключ. Попробую открыть замок. Получилось. Посмотрите, а на обратной стороне замка написана какая-то буква.
-Какая это буква? («З») Какие звуки она обозначает?

г). Упражнение в выделении ударного гласного.

Давайте заглянем, что же находиться в этом волшебном замке. (Дефектолог открывает первую половинку ворот. Там прикреплены два человечка.)
- В этом замке живут два человечка - Зута (ударение на первый слог) и Зута (ударение на второй слог). Давайте их позовём.

- Позовём второго человечка.
- Зута. Сколько слогов в этом слове? Какой первый? Какой второй?
- Странно, в этих словах по два слога, первый «зу», второй «та», а слова разные. Давайте ещё их позовём. Чем они отличаются?
- Правильно. Ударение - это сила голоса.
- В первом имени, какой ударный звук? А во втором?
- Давайте позовём и наши имена, называя ударный слог.
(Наташа - ударный гласный [а], ударение падает на второй слог и так далее).



д). Физкультминутка «Зарядка».

На зарядку солнышко
Поднимает нас,
Поднимаем руки мы
По команде «раз».
А над нами весело
Шелестит листва,
Опускаем руки мы
По команде «два».

е). Произношение звуков [з, з’] в словах, предложениях. Составление сказки.

Пришла пора в нашем замке открыть вторую половинку дверей. (Дефектолог открывает, а там прикреплена книга сказок)
- Ребята, посмотрите - это книга сказок. Но с ней что-то произошло. Все сказки перепутались, сказочные герои разбежались, осталось совсем немного. Что делать? Может быть, попробуем составить свою сказку? Как обычно сказки начинаются? (Дефектолог по мере составления сказки прикрепляет на доску сказочных персонажей).
- В некотором царстве, в некотором государстве жила-была… Золушка.
- Светило солнышко. Какое может быть солнышко? (яркое, нежное, весёлое, доброе).
- Золушка решила немного погулять. Она пошла в лес. Какой может быть лес? (сказочный, волшебный, таинственный, загадочный).
- В сказочном лесу она встретила…Змея-Горыныча. Змей-Горыныч увидел Золушку и захотел её…съесть.
- Ребята что же делать. Какая-то страшная сказка получается. Надо посмотреть, что ещё осталось в сказочной книге. (Дефектолог показывает шапку-невидимку).
- Что дальше будет в нашей сказке? (Дефектолог наводит детей на мысль, что Золушка надела шапку-невидимку и стала невидимой).
- Ребята, а дальше что делать? Ведь Змей-Горыныч злой. Заглянем в волшебную книгу, что там осталось. (волшебная палочка).
- А как нам может помочь волшебная палочка? (Дефектолог подводит детей к мысли превратить злого Змея-Горыныча в доброго).
- Золушка взмахнула волшебной палочкой, которую нашла в лесу и превратила злого Змея-Горыныча в доброго. Золушка сняла шапку-невидимку и подружилась со Змеем-Горынычем. С тех пор они стали настоящими друзьями.
- Вот какая замечательная сказка у нас получилась. Послушаем её ещё раз. (Дефектолог повторно её пересказывает).

ё). Пересказ сказки детьми.
- А из вас кто-нибудь хочет ещё раз нам пересказать сказку? (Дети пересказывают).

Надо закрыть сказочный замок, чтобы в нём опять все сказки не перепутались. Закроем его на замок. Что-то странное со словами: «замок - замок». Слова вроде одинаковые, но обозначают разные вещи. В чём дело? (В ударении).
- Молодцы! Ребята, что мы сегодня делали? Что понравилось? Сегодня хорошо работали…
- А в подарок от сказочного замка получите вот такие картины различных сказок. Дома их разукрасьте, а потом мы их вклеим в нашу книгу сказок.