Урок русского языка
Тема: И у слов-помощников есть названия.
Тип урока Открытие нового знания (ОНЗ).
Задачи:
Образовательные:
- Обобщить знания об изученных частях речи.
- Познакомить учащихся с названиями для слов - помощников,
- Дать понятие «самостоятельные» и «служебные» части речи.
- Показать работу «служебных» частей речи.
Развивающие:
- Развивать мыслительные операции (анализировать, классифицировать предметы, делать выводы), память, способность к переключению внимания.
- Развивать орфографическую зоркость.
Воспитательные:
- Формировать умение работать в группе (выслушивать мнение товарищей, обсуждать проблему, приходить к единому мнению).
Здоровьесберегающие: Учить заботиться о своем здоровье.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор и экран.
- Компьютер .
- Презентация темы.
- Схемы - опоры.
- Карточки с заданиями.
Ход урока.
I. Оргмомент, эмоциональный настрой на урок.
Прозвенел звонок и смолк - начинается урок.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все на месте, все в порядке:
Ручки, книги и тетрадки.
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «5»!
Учитель проверяет посадку детей. Дети записывают в тетрадях число.
II. Повторение.
- Проверка домашнего задания.
Один ученик проверяет выполнение орфографического задания, второй - грамматического задания.
- Чистописание.
Учитель: Внимательно посмотрите на домашнее упражнение, выберете самую удачную и красивую букву. Напишите строчку этой буквы.
- Актуализация знаний.
Ребята, над какой темой мы работаем?
Чтобы определить задачи сегодняшнего урока, надо выяснить, что мы уже знаем о словах? - (2 слайд).
Какие слова относятся к первой группе?
(Названия предметов, признаков, количества, действий) .
Назовите научные названия этих групп?
(Слова названия предметов - это имена существительные;
названия признаков - это имена прилагательные;
названия количества - это имена числительные;
названия действий - это глагол).
(После каждого определения дети рассказывают правило и приводят примеры слов каждой из частей речи).
Назовите вторую группу(указатели) . Каким научным словом называем эту группу?(Местоимения ).
- Послушай стихотворение . Услышите местоимения - хлопайте в ладоши.
Я и мы, ты и вы, он, она, оно, они -
Все слова отличные, важные и личные.
Это без сомнения все - местоимения.
Хором : Я, мы, ты, вы, он, она, она, оно, они.
Учитель: Можете научными словами назвать слова - помощники? (Нет.)
III. Постановка темы и задач урока.
Учитель: Тогда попробуйте сами определить тему урока.
Сегодня на уроке будем изучать слова - помощники . - (3 слайд).
Учитель: Сегодня мы должны ответить на три главных вопроса: (4 слайд)
Как слова - помощники назвали ученые?
Для чего они служат?
Как пишутся слова - помощники?
IV. Работа по теме урока.
1. Предлоги.
1) Задание: вставить нужные предлоги:
(стихотворение написано на доске):
Птицы___клетке,
Листики___ветке,
Кошка___столом,
Садик___углом.
Учитель: Прочитайте про себя шуточное стихотворение. Можно ли его оставить в таком виде? Почему?
Ничего не понятно, слова не связаны по смыслу
1) Учитель: Нужно исправить, вставить слова - помощники В, НА, ПОД, ЗА.
(Ученик у доски выполняет задание) .
Учитель: Как эти слова - помощники называются научно? (Предлоги ).
(5 слайд ). Дети читают текст стихотворения.
Учитель: Для чего служат предлоги? (Для связи слов в предложении).
Учитель: Как пишутся предлоги? (Предлоги со словами пишутся раздельно).
2) Обобщение.
Предлоги - это, только маленькие, а все слова в русском языке пишутся раздельно. Предлог ничего не обозначает, к нему нельзя поставить вопрос. Но если он станет рядом со словом, появляется значение (положить на парту, положить под парту).
Предлог - в переводес греческого языка буквально означает «перед словом».
Предлог помогает выполнять работу в предложении именам существительным и местоимениям, связывая их с другими словами.
3) Первичное закрепление.
Выполнение задания в тетради - задачнике, упр. №133.
Учитель: Вместе с нами Антон изучает части речи. Проверьте, всё ли у него получается?
Прочитайте, какие подписи к рисункам он сделал?
Антон не выбрал предлоги.
Давайте исправим ошибки, которые допустил Антон.
Учитель: Обратите внимание, как пишутся предлоги из-за, из-под.
(Работа выполняется самостоятельно. Ученики исправляют подписи под рисунками. Затем правильно записывают в тетрадь. Самопроверка по образцу (6 слайд )).
Физминутка.
Я иду и ты идёшь: раз, два, три.
Я пою и ты поёшь: раз, два, три.
Мы идём и мы поём: раз, два, три.
Очень дружно мы живём! Раз, два, три.
(После каждой строки дети хлопают в ладоши на счет: раз, два, три).
2. Союзы.
1) Работа в группе.
Каждой группе дается задание: собрать пословицу их разрезанных частей.
Незнайка на печи лежит, а знайка далеко бежит.
Семь раз отмерь, но один раз отрежь.
Работа сердце веселит и радует.
(Каждая группа собирает пословицу правильно и выстраивается лицом к классу, другие дети проверяют правильность составления пословиц).
Учитель: Какую пословицу составили ребята первой группы?
Незнайка на печи лежит, а знайка далеко бежит.
Когда так говорят?
Какое слово - помощник использовали, чтобы соединить части предложения? – А.
Какую пословицу составили ребята второй группы?
Семь раз отмерь, но один раз отрежь.
Чему она учит?
Какое слово - помощник вы использовали, чтобы соединить части предложения? – НО.
Прочитайте пословицу, которую составили ребята 3 группы.
Работа сердце веселит и радует.
Когда так говорят?
Какое слово - помощник соединило части этого предложения? – И.
Учитель: Такие слова - помощники ученые назвали «Союзы».
Как вы думаете, для чего они служат?
Они связывают части предложений.
2) Обобщение .
Союзами называются слова, которые не имеют самостоятельного значения; они служат для того, чтобы связать между собой части предложений. Перед союзами А, НО в предложении всегда ставится запятая.
3) Первичное закрепление.
Письмо под диктовку с «окошками» пословицы: Ум хорошо, а два лучше.
Взаимопроверка тетрадей.
3. Частица.
1) Проблемная ситуация.
Учитель: Ребята, пока мы выполняли работу в тетрадях, на доске Незнайка написал советы мальчикам и девочкам. Прочитайте их, дайте оценку.
- Девочек___дергайте за косички!
- На переменах___деритесь!
- На уроках ____разговаривайте с соседом!
Учитель: Можно ли эти советы назвать полезными? Какое слово - помощник нужно вставить, чтобы эти вредные советы превратить в полезные.
Вставить слово - помощник НЕ.
Учитель: Вставляем НЕ в предложения. Прочитаем получившиеся советы. Какое значение внесло слово - помощник в предложения?
Отрицательное значение.
2) Обобщение.
Учитель: Ученые назвали это слово - помощник «Частица ». (7 слайд).
Частица - это дословный перевод с латинского языка и обозначает «одна из частиц речи». Частицы малы по размерам, к ним нельзя поставить вопрос. Их главная роль - вносить дополнительные оттенки в значения слов и предложений. Они бывают разных видов. Частицу НЕ за отрицательное значение называют отрицательной.
3) Первичное закрепление.
Выполнение упражнения №134 в тетради - задачнике.
Прочитайте предложения. Перед какими словами стоит частица НЕ?
Хочу дружить, дружу.
Какой частью речи являются эти слова?
Глаголы.
Как будем писать НЕ с глаголами: хочу дружить, дружу?
Отдельно.
Учитель: Мы познакомились с научными названиями слов - помощников. Прочитаем важные сведения об этих частях речи в учебнике на стр. 50.
(Работа с правилами).
V. Обобщение и подведение итогов.
1) Обобщение. (8 слайд)
Все части речи ученые разделили на две группы: самостоятельные и служебные. Предлоги, союзы, частицы отнесем к служебным частям речи. Они служат для выражения отношений и связей между словами, предложениями, для придания словам дополнительных оттенков. Остальные части речи относятся к самостоятельным. Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, количество, действия. Они имеют лексическое и грамматическое значение.
- Назовите самостоятельные и служебные части речи.
- С какими частями речи мы познакомились на уроке?
- Для чего служат предлоги, союзы, частицы?
Учитель: Молодцы! Вы отлично справились с работой.
2) Домашнее задание.
Учитель: Потренироваться в определении частей речи вам поможет упр. №132. Это домашнее задание.
VI. Рефлексия.
Учитель: Давайте дадим оценку проделанной работе.
- Было ли вам интересно на уроке?
- Узнали ли вы новое на уроке?
- Кто пополнил свои знания о частях речи.
- Спасибо всем за работу!
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2
слайд
Описание слайда:
Служебные части речи – это… - слова, не имеющие номинативного значения (т.е. они не называют предметы, их признаки, процессы и состояния); - слова, служащие для выражения отношений между понятиями, которые названы знаменательными словами, и употребляющиеся только в соединении с ними.
3
слайд
Описание слайда:
Эти слова называются служебными потому, что они обслуживают самостоятельные слова. Служебные части речи.
4
слайд
Описание слайда:
Предлог. Предлоги выражают различные отношения: Временные (приехать под вечер) Причинные (не приехать из-за болезни) Пространственные (приехать в город) Целевые (приехать для переговоров)
5
слайд
Описание слайда:
По происхождению предлоги бывают: Непроизводные предлоги Производные предлоги: наречные предлоги отыменные предлоги отглагольные предлоги
6
слайд
Описание слайда:
7
слайд
Описание слайда:
Производные предлоги, образованные на основе наречий, пишутся слитно. Выйти навстречу (кому?) гостям.
8
слайд
Описание слайда:
Слитно Раздельно Вследствие(=из-за) Вроде (=) Наподобие Вместо(=за) Насчет(=о) Ввиду(=из-за) Несмотря на(=вопреки) В течение (=) В продолжение В целях (=для) Со стороны (=от) По причине (=для) В заключение(=в итоге)
9
слайд
Описание слайда:
10
слайд
Описание слайда:
Предлоги Другие части речи Учиться в течение года Остаться вследствие непогоды Ехать в продолжение часа Говорить насчет похода Пойти вместо друга Не успеть ввиду опоздания Сделать, несмотря на трудности Повороты в течении реки В следствии по делу о краже Читайте в продолжении романа Перевести на счет в банке Успеть в место сбора отрядов. Имейте это в виду Не смотря на прохожих
11
слайд
Описание слайда:
Союзы Сочинительные Соединительные и, да (= и), не только... но и, также, тоже, и... и, ни... ни, как... так и Противительные а, да (= но), но, зато, однако, однако же, все же Разделительные или, или... или, либо, либо... либо, то... то, то ли... то ли, не то... не то Подчинительные Изъяснительные -что, чтобы, как, ... Временные-когда, лишь, едва, ... Целевые-чтобы, дабы, с тем чтобы, … Условные-если, если бы, коли, ... Уступительные-хотя, хоть, пускай, ... Сравнительные-как, как будто, словно Причинные-так как, так что, ... Следствия-так что
12
слайд
Описание слайда:
Запомните два оборота, которые всегда пишутся раздельно с частицей же: то же, что и; так же, как и. Познакомимся с правилом. Если тоже можно заменить также (и наоборот) или союзом и, то это союзы, и пишутся они слитно. Если замена невозможна, но перед нами местоимение то (или наречие так) с частицей же, пишутся эти сочетания раздельно. Частицу же в этих случаях можно опустить.
13
слайд
Описание слайда:
Правописание союзов Пишутся слитно союзы Пишутся раздельно местоимения и наречия со служебными словами 1)Также = тоже = и Одноклассники повторяли физику перед контрольной. Я также решил заглянуть в учебник (= и я решил заглянуть в учебник); 2) зато = но Морозило сильнее, зато (= но) было тихо; Так же – же можно опустить то же Сегодня так же пасмурно, как и вчера; 2) За то – за какое? Или за что? За какое? Я спрятался за то дерево, что росло в отдалении;
14
слайд
Описание слайда:
3) чтобы = для того чтобы Я пришёл в библиотеку, чтобы (= для того чтобы) взять нужную книгу; 4) оттого (что) = потому (что) Грустно, оттого что (= потому что) осень скоро. потому (что) = оттого (что) Пора браться за учебник, потому что (= оттого что) на носу контрольная. поэтому = так что Будет дождь, поэтому (= так что) захвати зонт. 3) что бы – бы можно опустить или переставить в другое место Что бы я делал без вас? (= Что я делал (бы) без вас?); 4) от того – от какого? От того места до города было уже недалеко. по тому – по какому? по этому – по какому? От того места до города было уже недалеко. По какому? По этому берегу идти опасно.
Союз. Союзы. Служебные части речи. Евразийский экономический союз. Запятая перед союзом и. Сочинительные и подчинительные союзы. Друзья, прекрасен наш союз. Друзья мои, прекрасен наш союз. Союз как часть речи. Правописание союзов. Подчинительные союзы. Понятие о союзах. «Друзья мои, прекрасен наш союз. Австралийский Союз. Примеры сочинительных и подчинительных союзов.
Россия в системе мирового рынка и международных союзов. Правописание служебных частей речи. Самостоятельные и служебные части речи. Интеграционные союзы. Национальный Лифтовый Союз. Национальный союз агростраховщиков». Употребление союзов в речи. Написание союзов также, тоже, чтобы, зато. Служебные части речи: частицы, предлоги, союзы.
Конспект урока в 7 классе по теме: «СОЮЗ». Санкт-Петербургский Экологический союз. Отсутствие и наличие запятой перед союзом КАК. Запятая в конструкциях с союзом КАК. Однородные члены, связанные сочинительными союзами. Союз близких по духу людей. Семья – союз двоих. Разработка технических регламентов и стандартов в Таможенном союзе.
Институт уполномоченного экономического оператора в Евразийском экономическом союзе. Цель союза «Гармония». Союз физиков и лириков. Мы представляем служебную часть речи “Союз”. Планы войны Тройственного союза. ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
Морфология – раздел науки о языке, который изучает части речи. Учение о частях речи восходит к античности, к периоду 2-1 веков до нашей эры, где родоначальником стал философ Дионисий Фракийский. Он является одним из представителей александрийской школы грамматики. Слово рассматривал как наименьшую часть связной речи, а предложение как соединение слов, выражающее законченную мысль. В истории античной цивилизации известен как греческий грамматик, живший на о.Родос, написавший первую греческую грамматику, которая была учебным и справочным пособием в эпоху Возрождения и до 18 века служила основой для создания грамматик всех индоевропейских языков. Самостоятельные и служебные части речи. Самостоятельные и служебные части речи.
Задача от Григория Остера. Отплякиваясь от сурых пляк, каждый хамсик шмыряет на глын по 5 гнусиков. Сколько гнусиков шмырнут на глын 12 хамсиков, отплякивающихся от сурых пляк. )
ТЕМА УРОКА Они неделимы и целы, Корней и приставок в них нет, Нельзя отыскать в них морфемы – И в этом их главный секрет. Тема урока:
- «Служебные части речи.»
- В предложении на службе
- С падежом всегда он в дружбе,
- На него показывает
- И слова все связывает
- (Служит для связи слов в предложении)
- ДОМ У ДОРОГИ, СПЕШИТ КО МНЕ
- Объединять и связывать стараюсь
- Я равных и неравных в нужный час.
- Порою я совсем не повторяюсь,
- Порою повторяюсь много раз.
- Слово «союз» в переводе с латинского означает калька. Это неизменяемое слово, которое служит формальным средством соединения синтаксических единиц и одновременно средством выражения смысловых отношений между ними. (Служит для связи однородных членов предложения, для связи простых предложений в составе сложных) ВЕСЬ ДЕНЬ ДОЖДЬ И ВЕТЕР; ЛЬЁТ ДОЖДЬ, И ДУЕТ ВЕТЕР
- Могу оттенки придавать значеньям,
- Могу усилить их без напряженья.
- Могу помочь я форм образованью,
- Когда глагол на службу призовёт,
- Могу вообще подвергнуть отрицанью
- Всё то, что кто-нибудь произнесёт.
- (Придают оттенки значения словам и предложениям; образуют форы слова)
- НЕУЖЕЛИ ВЫ СЕРЬЁЗНО; СДЕЛАЛ БЫ
- Истинная любовь к своя страна немыслима без любовь к свой язык.
- К.ПАУСТОВСКИЙ
- Для я русский язык в неменьшая степень родной с детство, родной на вся жизнь.
- Ч.АЙТМАТОВ Выполните синтаксический разбор предложения:
- Если не приложить руки к земле, она не станет золотой.
- - А знаете ли вы, о частоте употребления служебных частей речи в языке?
- Около 25% речи составляют служебные слова и части речи
- - Оказывается, по частоте употребления предлог занимает 4 место (а в русском языке около 200 предлогов), союз – 7, роль частиц тоже велика.
- Частицы возникли позднее других частей речи по частоте употребления они находятся в первой сотне самых используемых слов
- Слово «союз» в переводе с латинского означает калька. Это неизменяемое слово, которое служит формальным средством соединения синтаксических единиц и одновременно средством выражения смысловых отношений между ними.
- Творческое Задание Составить сказку(5 – 7 предложений) о роли служебных частей речи в русском языке.
1.Самостоятельные и служебные части речи равноправны.
2.Служебные части речи имеют общие морфологические признаки с самостоятельными.
3.Служебные части речи имеют такие же синтаксические функции, как и самостоятельные.
4.Самостоятельные и служебные части речи неравноправны.
5.Служебные части речи не бывают членами предложения
6.К служебным частя речи, как и самостоятельным, можно задать вопрос.
7.Служебные части речи нужны для обслуживания самостоятельных. Они связывают слова, словосочетания в предложения, а так же предложения между собой.
8.К служебным частям речи задать вопрос невозможно.
Служебные части речи – это…
- слова, не имеющие номинативного значения (т.е. они не называют предметы, их признаки, процессы и состояния);
- слова, служащие для выражения отношений между понятиями, которые названы знаменательными словами, и употребляющиеся только в соединении с ними.
Отличие служебных частей речи от самостоятельных:
1.Служебные части речи не имеют лексического значения;
2.Не бывают членами предложения;
3.В предложении употребляются только
с самостоятельными частями речи;
4.Не изменятся (т.е не имеют никаких грамматических категорий).
Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Русский язык"
Готовые презентации по русскому языку будут незаменимым помощником для учителей, учащихся и их родителей.Использование презентации по русскому языку помогает в изучении грамматики, правил и исключений, времен и спряжений, падежей и склонений. Яркие иллюстрации и красивые слайды снимут напряжение в классе и втянут каждого школьника в образовательный процесс. В разделе "Русский язык" собраны качественные уникальные презентации по русскому языку для 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 класса, а также презентации для подготовки к ГИА и ЕГЭ по русскому языку.