Дополнительный материал начало борьбы за передел мира. Формирование блоков и начало борьбы за передел мира. Попытка англо-русского сближения

Мир в начале ХХ в.

Мир в начале ХХ в.

ТЕМА 14 Мир в 1900-1914гг.

РАЗДЕЛ V ИСТОРИЯ ХХ - НАЧАЛА XXI в.

Страны мира к началу ХХ в. различались не только по своему положению в качестве метрополий и колоний. Раз­рыв между ведущими державами и остальной частью мира опреде­лялся в первую очередь уровнем экономического развития. В боль­шинстве стран Западной Европы, в Северной Америке и Японии сложилось индустриальное общество. Эти страны прошли этап про­мышленной революции. Новая техника не только широко исполь­зовалась в промышленности, но находила все большее применение и в сельском хозяйстве, что привело в дальнейшем к коренным переменам в этой древнейшей сфере деятельности человека. В Аф­рике и на большей части Азии индустриализация еще не началась.

Политическое развитие в начале ХХ в .

По форме правления в начале ХХ в. преобладали монархии. Республиками были все госу­дарства Америки, а в Европе ими были лишь Франция и Швейца­рия. Однако в большинстве государств власть монарха была огра­ничена народными представительствами (Великобритания, Авст­ро-Венгрия, Германия, Япония и др.). В некоторых странах мо­нарх продолжал играть существенную роль в управлении. Выборы нигде не были всеобщими (так, избирательных прав были лише­ны женщины). Даже во многих республиках существовали деспо­тические режимы.

В результате совершенствования транс­порта стало значительно проще пере возить на большие расстоя­ния сырье и готовую продукцию. Именно это подталкивало разви­тые страны к новым колониальным захватам. В результате развер­нулась борьба за передел мира. Особенно настойчиво этот курс взяли государства, опоздавшие к разделу колоний, но затем превратившиеся в мощные индустриальные державы.

В 1898 г. США напали на Испанию под лозунгом освобождения ее колоний. В результате формальную независимость получила Куба,


ставшая фактически владением США. Без особых формальностей поступили с островами Пуэрто-Рико, Гуам, Филиппинами. К США отошли и Гавайские острова, зона Панамского канала.

Германия в XIX в. захватила Юго-Западную и Юго-Восточную Африку (Камерун, Того), купила у Испании Каролинские и Ма­рианские острова в Тихом океане. Япония завладела Тайванем, стремилась утвердиться в Корее. Но и Германия, и Япония счита­ли себя обделенными колониями.

Помимо испано-американской войны 1898 г. первыми война­ми за передел мира считаются англо-бурская война (1899-1902) и русско-японская война (1904-1905). В ходе англо-бурской вой­ны две бурские республики в Южной Африке (Трансвааль и Оран­жевая) отошли к Англии. В результате победы над Россией в русско-японской воине Япония утвердилась в Корее и упрочила свое положение в Китае.

Проблемы модернизации .

Многие страны сталкивались с про­блемой модернизации - экономических, социальных, полити­ческих и культурных преобразований, направленных на форми­рование общества, отвечавшего требованиям эпохи. Образцом слу­жили государства Западной Европы. Однако в XIX в. единствен­ный довольно успешный опыт модернизации имел место в Япо­нии после реформ Мэйдзи. Эти реформы открыли путь для быст­рого промышленного развития, распространения гражданских свобод, образования. При этом японцы не отказались от своих традиций, не разрушили привычный уклад жизни.

В последней трети XIX - начале XX века обострились военные конфликты. Причина - борьба за самые выгодные внешние рынки: колонии. К этому времени выросли масштабы производства. Промышленности стало тесно в рамках одного государства. Необходимы внешние рынки сбыта. Обострилась международная конкуренция, которая имела и негативные моменты. Чтобы свести негатив к минимуму, нашли такую форму внешних рынков, куда не пускались предприниматели других стран. Такой формой стали колонии , страны, которые были лишены независимости в решении вопросов внутрен-ней и внешней политики. Колонии стали рынками дешёвого сырья, дешёвых рабочих рук и рынком сбыта товаров из метропо­лии (метрополия - это стра-на, имевшая колонии).

Экономические кризисы (1873, 1883, 1890, 1900, 1907 и 1913 гг.) обострили борьбу за колонии. Рассмотрим некоторые события этой борьбы.

В 1881г. Франция захватила Тунис. Потом её жертвой стал Алжир, а затем значительная часть Северной и Западной Африки. В 1882г. Ве­ликобритания оккупировала Египет. В 1899-1902г.г. она воевала против буров (переселен-цев из Голландии) на юге Африки и победила.

В 1898-1899г.г. из-за господства на Кубе и в Филиппинах шла испано-аме-риканская война. Испанцы проиграли. Филиппины и Куба получили незави-симость от Испании, но попали в зависимость от США

На Дальнем Востоке своё господство пыталась утвердить Япония, самое развитое госуда­рство в Азии. Она установила протекторат над Кореей. На-чала войну с Китаем. Но вмешалась Россия, а потом Великобритания, США и Германия. Китай был разделён на сферы влияния указанных стран.

К 1913г. европейские страны захватили почти всю Африку (кроме Либерии и Эфиопии) и большинство стран Азии. Из стран Азии независимыми оста-лись Турция, Саудовская Аравия, Иран, Китай, Сиам. Но и они оказались в экономической зависимости от ведущих стран мира. В 1913г. метрополиями были Великобритания, Франция, Испания, Португалия, Италия, Гер­мания, Бельгия и Голландия. Больше всех имела колоний Великобритания, Самые крупные её колонии: Индия, Канада, Австралия, Южная Африка. Небольшая Бельгия имела большую колонию в Африке (Конго). Голландия захватила Индонезию.

В 1913 г. Германия занимало 2 место в мире по уровню экономического раз-вития. Она считала себя обделённой при разделе колоний. В претензиях её поддерживали Италия и Австро-Венгрия. В 1882г. они создали Тройствен-ный военный союз , целью которого была борьба за передел колоний. Этот союз был направлен против Великобритании, Франции и России. Эти страны имели двухсторонние претензии друг к другу. Последняя треть XIX века и начало XX века ушли на преодоление взаимных претензий. В 1904г. Великобритания и Франция достигли согласия и создали военный союз «Антант кордиаль» («Сердечное согласие»). Ещё раньше договорились Франция и Россия. А затем при посредничестве Фран­ции преодолели свои противоречия Великобритания и Россия. В 1907г. Россия присоединилась к Антанте. В 1913г. в Антанте было более 30 государств, все они имели тесные связи с основателями союза. С начала ХХ в. и по 1914 г. шло постоянное обострение противоречий между двумя военно-политическими союзами. Оно привело к первой мировой войне.

1 августа (19 июля) 1914 года мир был ввергнут империалистами в пучину войны. То, что так долго подготавливалось империалистическими правительствами в тайне от народных масс, свершилось. Началась первая мировая империалистическая война. В войну были втянуты 33 государства, свыше 70 млн. человек было поставлено под ружье. Война велась на суше, на море и с воздуха. На войне было применено много нового, невиданного до сих пор оружия. Война велась одновременно на нескольких континентах - в Европе, Азии и Африке. Такой размах войны определялся, прежде всего, ее империалистическим характером. В капиталистическом производстве наблюдалась резкая скачкообразность, что вело к катастрофическим последствиям. Неравномерность капиталистического развития явилось его безусловным законом. Эта неравномерность обострялась между отдельными странами и неизбежно порождала частую перегруппировку сил между империалистическими государствами. В погоне за монопольно высокой прибылью, они прибегают к войнам. В силу того, что уже в конце XIX- начале XX века вся территория земного шара оказалась поделенной между капиталистическими государствами, молодые империалистические государства могли удовлетворить свои стремления только путем передела мира. Этот передел мира при капиталистической частной собственности по “справедливости” невозможен. Встал вопрос о его насильственном переделе. А сила изменяется с ходом экономического развития. После 1871 года Германия усилилась раза в 3-4 быстрее, чем Англия и Франция, Япония раз в 10 быстрее, чем Россия.

Борьба за новый передел мира - за перераспределение чужих земель, колоний, за захват рынков сбыта товаров, сырья и рынков приложения капиталов - явилось основной причиной империалистической войны, вспыхнувшей в 1914 году. Эта война давно готовилась, ее организаторами и виновниками были империалисты всех стран. Война для империалистов явилась и средством удушения революционного движения.

Большое значение в возникновении войны имели русско-германские противоречия. Если официальные германские круги внешне, начиная с XX века, редко прибегали к угрозам в отношении России и даже неоднократно предлагали ей союз, то фактически германская военщина, финансисты и промышленники разработали широкую программу расчленения России и полного низведения ее до ранга второразрядной державы. В этом отношении Германия имела прочного союзника в лице Австро-Венгрии.

Однако германский империализм не желал довольствоваться только мирным экономическим проникновением в Россию. Наличие в России большого числа немецких банков, немецких фабрик, магазинов, широкий сбыт немецких товаров на русском рынке не удовлетворяли германских империалистов. Они мечтали вытеснить из России преуспевающих французских и английских капиталистов. В этом отношении германский империализм имел в России крепкую базу.

Действия германских капиталистов и помещиков наносили большой экономический ущерб России. Германские помещики добились по существу запрета на ввоз в Германию русского хлеба и скота, а германские промышленники по торговому договору с Россией в 1904 году получили выгодные для себя условия, что дало им возможность широко сбывать товары на русском рынке.

Но если в отношении старых русских владений германские капиталисты пока ограничились лишь газетными и журнальными высказываниями, то с интересами России в Турции и на Балканах они перестали считаться, открыто поставив цель вытеснить Россию из этих районов. Турция все более попадала в зависимость от Германии. За германские займы и обещания поддержки турецкой политики в Европе Германия в начале XX века добилась от Турции согласия на строительство железной дороги Берлин-Багдад.

Начав строительство железной дороги через турецкую территорию, германский империализм прочно захватил в свои руки многие важные рычаги турецкой экономической жизни и нанес сильный удар своим конкурентам - как Англии, так и России. В условиях широкой экономической экспансии Германии удалось через Турцию проникнуть в Персию, и прежде всего в русскую “сферу влияния”. Эти успехи германских империалистов не могли не вызвать резкого обострения русско-германских отношений. Ущемление Германией русских интересов в Турции и Персии, издавна считавшихся сферой колониальной политики русского самодержавия, усиливало напряженность между германскими и русскими капиталистами.

Пользуясь в Турции своими экономическими успехами, Германия начала прибирать к своим рукам и турецкую армию. В 1913 году в Петербург пришло сенсационное известие: германский генерал Лиман фон Сандерс назначался командиром корпуса турецкой армии, расположенного в районе Константинополя, а еще несколько десятков германских офицеров получили в турецкой армии важнейшие командные посты.

Россия обратилась за помощью к Англии и Франции, однако Англия сочла неудобным ставить вопрос об удалении германского генерала из Константинополя, так как там находился ее собственный адмирал, командовавший турецким флотом, и она не желала поступаться своими позициями ради России. Франция же, по словам одного из своих дипломатов, решила воспользоваться случаем, чтобы окончательно “сломать мост” между Петербургом и Берлином.

Австро-Венгрия, находясь в военном союзе с Германией, имела в отношении России такую же агрессивную программу, как и ее могущественный партнер. Австрийским помещикам и капиталистам хотелось отторгнуть от России часть Польши, но главной своей целью они считали полное оттеснение России с Балкан, и в первую очередь подчинение себе Сербии. Среди австрийских господствующих классов пользовалась особым успехом идея создания триединой австро-венгро-славянской монархии. К осуществлению этой идеи Австрия уже приступила в 1908-1909 гг. Она полностью оккупировала и превратила в австрийское владение территорию Боснии и Герцеговины. Теперь она готовилась захватить Сербию.

Эта политика Австро-Венгрии встречала решительный отпор со стороны царской России. Во всех странах капитализма развернулось мощное рабочее движение.

8 февраля 1914 года состоялось совещание ряда министров. Совещание поставило перед русским правительством задачу ускорить строительство Черноморского флота, снарядить десантный корпус и обеспечить его переброску путем усиления транспортного флота и сооружения стратегических железных дорог. Вместе с тем ставилась задача активнее содействовать сближению Сербии и Румынии с Болгарией против Австро-Венгрии.

В соответствии с этим курсом была возобновлена субсидия Черногории (при условии ее тесного союза с Сербией), и начались переговоры с сербским и греческим премьерами о восстановлении Балканского союза. Состоялось также свидание Николая II с румынским королем, во время которого продолжались переговоры о привлечение Румынии на сторону России.

Наконец, Министерство иностранных дел решило безотлагательно приступить к переговорам о заключение соглашения между Россией и Англией.

Союзные отношения России с Францией накануне войны стали еще более тесными. В 1911-1913 гг. состоялись очередные совещания начальников генеральных штабов России и Франции, на которых были приняты решения об увеличении численности выставляемых против Германии сил и ускорения сроков их сосредоточения. Таким образом, здесь все было до предела ясно.

Итак, произошел раскол Европы на два лагеря. Созданная Антанта в составе Англии, Франции и России, противостоявшей Тройственному союзу в лице Германии, Австро-Венгрии и Италии. Царская Россия играла в Антанте подчиненную роль, была резервом западноевропейского империализма.

Развернулась бешенная гонка вооружений. Лидировала в этой гонке Германия, но и другие державы по мере сил своих стремились не отставать от нее. Прикрывалось все это, разумеется, лозунгами “сохранение мира”, однако чем больше миллиардов выбрасывалось на вооружение, чем больше солдат ставилось под ружье, тем неотвратимее делалось приближение того момента, когда согласно древнему изречению, пушки, сами начинают стрелять.

В России гонка вооружений особенно усилилась после Боснийского кризиса. В 1908 году была принята “Большая программа по усилению армии”, согласно которой численность войск и артиллерии значительно увеличивалась.

Одновременно были разработаны программы по восстановлению Балтийского флота и по усилению Черноморского флота до полного превосходства над турками. Все программы были рассчитаны на три-четыре года, и выполнение их ожидалось примерно к 1917 году.

1913 года и самое позднее - к весне 1914 года, после чего настанет критический момент, когда Германия находится в наиболее выгодных условиях для начала победоносной войны.

В Австро-Венгрии гонка вооружений также развертывалась быстрыми темпами. Дипломатические успехи, военные успехи - только в этом правящие круги Вены видели спасение развалившейся империи.

Сознание своего военного превосходства в данный момент, сознание, что это превосходство вскоре может сойти на нет, привело правящие круги Берлина и Вены к решению о необходимости начать войну против России и Франции при первом удобном случае.

Глава восьмая. Завершение борьбы за раздел мира и первые войны за его передел (1888-1804 гг.)

Испано-американская война

В 90-х годах правительство США начало активизировать свою политику на Тихом океане и на Караибском море. В 1893 г. были заняты Гавайские острова. В апреле 1898 г. США начали войну против Испании ради приобретения испанских колоний. В 1895 г. на Кубе вспыхнуло восстание против испанского владычества. Куба всегда имела важное стратегическое значение на подступах к Панамскому перешейку и к Мексиканскому заливу, омывающему южное побережье США. Ещё в 1849 г. правительство США предлагало Испании продать ему Кубу за 100 миллионов долларов. Теперь Соединённые штаты решили воспользоваться восстанием, чтобы начать войну против Испании.

В США началась агитация против испанских жестокостей и преступлений. Весной 1898 г. правительством США был секретно послан на Кубу один сенатор с поручением ознакомиться с положением острова. По возвращении в марте 1898 г. он выступил в Сенате с пространной речью; в ней он разоблачал зверства испанских властей, а также нищету и голод кубинского населения. Речь заканчивалась призывом объявить Испании войну. Сенатская комиссия по иностранным делам занялась изучением вопроса об ущербе, понесённом американскими гражданами во время волнений на Кубе.

Затем подоспел взрыв на американском крейсере "Мэн", стоявшем на рейде в Гаванне. В США приписывали взрыв испанцам и отклонили предложенное Испанией расследование и передачу дела на арбитражное решение. 6 апреля по просьбе Испании последовало вмешательство великих европейских держав в испано-американский конфликт. Однако оно приняло форму совершенно невинной коллективной ноты, вручённой послами держав в Вашингтоне. Державы призывали "президента и народ Соединённых штатов" руководствоваться в своих отношениях с Испанией "чувствами гуманности и умеренности".

Ответ правительства США не был лишён юмора. Он гласил, что США оценили дружественный характер обращения европейских держав, что они будут действовать, руководствуясь именно принципами "гуманности", и что во имя неё постараются поскорее покончить с создавшейся на Кубе ситуацией...

Правительство США хорошо знало, что Европа не желает усиления Соединённых штатов. Но оно знало и то, что при взаимном соперничестве европейских держав они не сговорятся о совместном вмешательстве, а выступить сепаратно не решится ни одна из них из опасения толкнуть США на сближение с кем-либо из её соперников. И США были спокойны. Президент Мак-Кинли предъявил Испании новые требования в дополнение к принятым ею ранее - обычный приём дипломатии, применяемый тогда, когда хотят во что бы то ни стало вызвать конфликт. Теперь США требовали уже эвакуации Кубы. Этого, конечно, испанская дипломатия принять не могла. Война стала неизбежной. 21 апреля дипломатические отношения между Испанией и США были порваны, а затем сначала (23-го) испанское правительство, потом (25-го) Конгресс США объявили состояние войны. Ни одна из европейских держав не вмешалась в пользу Испании.

США одержали быструю победу, разбив испанскую армию и флот. 10 декабря 1898 г. в Париже был подписан испано-американский мир. Испания отказывалась от Кубы, и вскоре остров был объявлен "независимым". Фактически он подпал под протекторат США. Порто-Рико, Гуам и Филиппины, согласно мирному договору, переходили к Соединённым штатам. Как уже отмечалось, на Филиппины претендовала и Германия. Однако германскому империализму пришлось удовольствоваться меньшим. Германское правительство добилось лишь того, что Испания продала ему расположенные на Тихом океане острова, ещё остававшиеся в её владении, - Каролинские, Марианские и Палау.

Испано-американская война была своего рода вехой мировой политики. До сих пор шёл раздел территорий, ещё никем из европейских государств не захваченных. Теперь США приобретали колонии, принадлежавшие Испании. Испано-американская война была первой войной не за раздел, а за передел мира.

Доктрина Хэя ("открытые двери" в Китае)

Испано-американская война не только изменила в пользу США обстановку в Караибском море и в Центральной Америке. Поскольку США приобрели Филиппины, война отразилась и на Дальнем Востоке.

В эти годы США уже рассматривали Китай как один из важнейших будущих рынков для американского капитала и товаров. Раздел Китая на сферы влияния противоречил интересам США. США не могли рассчитывать в скором времени обеспечить для себя в Китае желаемую сферу влияния: для этого они ещё не располагали в дальневосточных водах необходимыми военно-морскими базами. В военном отношении США в Китае были много слабее не только Японии, но и России, и Англии, и даже Франции с её владениями в Индо-Китае и союзом с Россией. Зато в будущем они рассчитывали воспользоваться рынком всего обширного Китая. Понятно, что США стремились предотвратить растаскивание Китая по кускам.

6 сентября 1899 г. статс-секретарь США Хэй обратился к великим державам с нотами, в которых, провозглашая так называемую доктрину "открытых дверей" в Китае, приглашал присоединиться к этому принципу. Хэй предлагал каждому из правительств заявить:

"1. Что оно не будет покушаться на права какого-либо договорного порта или нарушать какие-либо обоснованные интересы [других держав] в пределах любой из так называемых "сфер интересов" или арендованных территорий, каковые оно (т. е. данное правительство) может иметь в Китае.

2. Что ныне существующий китайский договорный таможенный тариф будет применяться ко всем товарам, выгруженным или доставленным во все такие порты, находящиеся в пределах подобных "сфер интересов? (за исключением "вольных портов") безотносительно к тому, к какой бы национальности они ни принадлежали; следуемые на этом основании пошлины будут взиматься китайским правительством.

3. Что оно не будет взимать с судов иной национальности, заходящих в какой-либо порт в подобной "сфере", более высоких судовых сборов, чем те, которые будут взиматься с судов его собственной национальности, а равно и более высоких железнодорожных тарифов на линиях, сооружённых, контролируемых или действующих в его сфере".

Английское, германское, французское, японское и итальянское правительства ответили на ноту Хэя согласием. Россия дала уклончивый ответ. Русские товары в Манчжурии больше всего нуждались в тарифной защите. Между тем японская торговля в Корее и в других местах и без этого имела огромное преимущество вследствие близости расстояния между Японией и Китаем. Ввиду этого Япония имела возможность без особого ущерба для себя воздержаться от возражений на ноту Хэя. США и ранее считали, что главной угрозой для их интересов в Китае является Россия. Теперь русская политика встала в прямое противоречие с американской политикой. В итоге США примкнули на Дальнем Востоке к англо-японской группировке; в дальнейшем совместно с нею они будут действовать против России.

Англо-бурская война

Прошло менее года после того, как прекратились военные действия в западном полушарии, и уже разразилась новая война - на этот раз в Южной Африке.

В качестве предлога для войны английская дипломатия избрала вопрос о положении так называемых уитлендеров. Так именовались иностранцы, преимущественно англичане, которые наводнили Трансвааль после открытия золотых россыпей в Уитватерсранде. Бурское правительство отказывало этим искателям наживы в полноте политических прав. Именно из этого вопроса английская дипломатия и решила создать casus belli.

Английская дипломатия вела переговоры с бурскими правительствами таким образом, что цель её была совершенно очевидна: она явно стремилась довести дело до разрыва. Вместе с тем ей нужно было время, чтобы приучить общественное мнение Англии к мысли о неизбежности воины. Стоило бурам принять те или иные требования английской дипломатии, как англичане немедленно предъявляли новые. Их прямым расчётом было не дать конфликту замереть. Зная, что военные приготовления Англии ещё не закончены, оба бурских правительства решила, что не следует позволять англичанам выиграть время. 11 октября 1899 г. буры объявили Англии войну. Английские войска после упорной борьбы заняли обе столицы бурских республик - Преторию и Блюмфонтэйн. Но вскоре англичанам пришлось убедиться, что сопротивление противника ещё далеко не сломлено. Буры начали партизанскую войну. Англичане оказались хозяевами лишь тех пунктов, где стояли их воинские части. Вокруг простиралась враждебная страна, которая кишела партизанскими отрядами. Они непрерывно угрожали английским коммуникациям и не позволяли англичанам удаляться сколько-нибудь от места расположения их частей" так как Англия, имея громадный флот, располагала ничтожной армией, то справиться с бурскими партизанами оказалось очень трудно" В Южную Африку пришлось перебросить до 250 тысяч человек. Понадобился 31 месяц упорной борьбы, пока, наконец, 31 мая 1902 г. не был подписан мир. Буры были вынуждены отказаться от независимости и признать себя подданными британской короны. Впрочем, они сумели выговорить себе внутреннюю автономию.

Военные неудачи нанесли чувствительных удар военному, а вместе с тем и международно-политическому престижу Англии. Англо-бурская война началась в момент очередного обострения как англо-русских, так и англо-французских отношений. Во Франции антианглийская пропаганда после Фашоды достигла апогея: часть прессы уже провозглашала лозунги "Нил - за Рейн", "Пирамиды - за Страсбургский собор". Английское правительство опасалось, как бы Франция и Россия но воспользовались затруднениями, порождёнными для Англии бурской войной.

Чтобы парализовать возможность вмешательства держав континента в англо-бурские отношения, английское правительство продолжало переговоры о союзе с Германией. Надобно было во что бы то ни стало предотвратить возможность сговора обеих континентальных группировок. Без уверенности в благожелательном отношении Германии ни Россия, ни тем более Франция не решились бы на открытый конфликт с Англией.

Вильгельм и его правительство поняли, что Англия нуждается в германской дружбе. Они постарались не упустить благоприятного момента. Соглашение о разделе португальских колоний их не удовлетворяло; в сущности, оно заключало одни лишь посулы на будущее. Немцы захотели извлечь из затруднений Англии более осязательные колониальные выгоды.

Смуты, начавшиеся в 1898 г. на островах Самоа, дали германской дипломатии повод поставить вопрос о разделе этого архипелага. С 1889 г. над островами Самоа был установлен кондоминиум трёх держав - Германии, Англии и США. Теперь германское правительство задумало получить архипелаг или хотя бы часть его в своё полное владение: оно рассчитывало создать там военно-морскую базу для своего флота в тихоокеанских водах. Английскому правительству очень не хотелось отдавать Германии Самоа. Немецкое предложение о разделе архипелага встретило оппозицию со стороны Австралии и Новой Зеландии. Английская дипломатия всячески старалась мобилизовать и США для противодействия германским планам.

Неожиданно германская дипломатия получила возможность использовать в своих целях закулисные связи одного из самых влиятельных капиталистов Англии.

Весной 1899 г. в Европу приехал Сесиль Родс, чтобы хлопотать об осуществлении проекта, с которым он носился уже несколько лет. Дело шло о сооружении железнодорожной и телеграфной линий от Капа до Каира. Фактически предстояло проложить рельсовый путь от Булавайо и Родезии до соединения с египетской железнодорожной сетью, ибо от Капа до Булавайо дорога уже была построена. Родс добивался от английского правительства государственной гарантии облигаций этой дороги. Однако, несмотря на все свои связи, такой гарантии он не получил. Постройка телеграфной линии была предприятием более простым, но и в этом деле имелись затруднения. Как и проектируемая железная дорога, линия телеграфа частично должна была пройти по иностранной территории - либо через Бельгийское Конго, либо через Германскую Восточную Африку. Родс поехал в Брюссель, однако ему не удалось договориться с королём Леопольдом.

Тогда германское правительство пригласило Родса в Берлин. Здесь он встретился с кайзером. Родсу было дано согласие на проведение телеграфа по немецкой территории; не отказывались немцы вести переговоры и о железной дороге, когда у Родса будет возможность начать это дело. Со своей стороны Родс обещал похлопотать в Лондоне насчёт уступки немцам Самоа. Родс выполнил своё обещание. Однако ему не удалось поколебать ни Чемберлена, ни Солсбери, хотя Германия и добилась согласия США.

Переговоры между Лондоном и Берлином приняли острый оборот. Немцы грозили то русско-германским, то франко-германским сближением. Англичанам стало известно, что Бюлов готов пойти на разрыв дипломатических сношений. Вильгельм демонстративно отказался от уже объявленного визита в Англию на лодочные гонки в Коус.

В конце концов, учитывая затруднения, связанные с бурской войной, Солсбери решил уступить. 14 ноября 1899 г. было подписано соглашение, по которому Германия получала два острова из архипелага Самоа; другие два острова этого архипелага были переданы США. Англия отказывалась от всяких претензий на Самоа; за это она приобретала острова Тонга, часть Соломоновых островов и небольшую спорную территорию на границе англо-германских владений в Того, в Африке.

Конфликт из-за Самоа привёл в крайнее раздражение обе стороны. В Германии и правительство и пресса были разъярены нежеланием англичан хотя бы немного поступиться своей колониальной монополией. В Англии были возмущены настойчивостью германских покушений на эту монополию. "Германская политика - открытый шантаж", писал Чемберлен Солсбери в сентябре 1899 г.

Так или иначе, очередной конфликт был улажен. В ноябре 1899 г. Вильгельм в сопровождении Бюлова, наконец, прибыл в Виндзор; на состязания в Коусе кайзер уже опоздал.

Чемберлен снова заговорил с немцами о союзе. В обмен за военный союз против России, который принудил бы её приостановить экспансию на Дальнем Востоке, Чемберлен предлагал Германии часть Марокко и поддержку в деле постройки Багдадской дороги. Как и в 1898 г., кайзер и Бюлов ответили, что не могут ссориться с Россией. Со своей стороны они предложили расширить соглашения по колониальным проблемам, начало чему было положено договорами о португальских владениях и об островах Самоа. Из переговоров о союзе, таким образом, снова ничего не вышло.

Как бы то ни было, Германия оставалась нейтральной в течение англо-бурской войны. Но германская дипломатия, следуя своей политике поджигательства, подстрекала другие державы выступить против Англии. Эти внушения дали свои плоды.

Уже в конце февраля 1900 г. русский министр иностранных дел Муравьёв зондировал французское правительство насчёт возможности совместного выступления против Англии. Делькассе соглашался, но при условии, что Россия при этом договорится с Германией. Без уверенности в безопасности своей восточной границы Франция не решалась вступить в конфликт с "владычицей морей". Впрочем, своё согласие Делькассе давал неохотно: он пошёл на предложение Муравьёва лишь для того, чтобы не ослабить франко-русского союза. Как бы то ни было, в Англии поползли тревожные слухи о возможности французского вторжения на Британские острова.

После переговоров с Делькассе Муравьёв обратился в Берлин. Здесь ему ответили, что в антианглийской коалиции Германия может принять участие лишь в том случае, если Франция, Германия и Россия взаимно гарантируют друг другу свои владения, иначе говоря, если Франция откажется от притязаний на Эльзас и Лотарингию. Муравьёв возразил, что французское правительство, сделав такой шаг, не продержится на своём посту и одних суток.

Германская дипломатия поспешила извлечь свой барыш из переговоров с Муравьёвым. Вильгельм II решил использовать этот случай, дабы ещё более осложнить англо-русские отношения. Он принялся хвалиться перед англичанами, будто не кто другой, как он, спас Англию от образования враждебной коалиции. Кайзер сообщил королеве и принцу Уэльскому о предложении Муравьёва. Но и русская дипломатия не дремала: она в свою очередь уведомила англичан, что сами немцы предлагали России вмешательство в пользу буров, но что Россия от этого уклонилась.

Вмешательство европейских держав в англо-бурскую войну не состоялось. Эльзас-Лотарингия перевесила все колониальные проблемы: континентальный блок оказался неосуществимым.

Однако соперники Англии всё-таки сумели извлечь свою пользу из затруднительного положения британского империализма. Царское правительство добилось новых успехов в Средней Азии. 6 февраля 1900 г. русское правительство известило английский кабинет, что потребности торговли и территориальное соседство с Афганистаном не позволяют России далее воздерживаться от прямых политических сношений с этой страной. Предварительно на афганской границе были сконцентрированы русские войска. Англо-индийская армия была ослаблена отправкой многих частей в Южную Африку. Обстановка была такова, что Англии пришлось проглотить пилюлю. Вскоре, опираясь на Россию, новый эмир, Хабибулла, вступивший на престол в 1901 г., демонстративно отказался от британской субсидии. В Персии, где также шла англо-русская борьба за влияние, русская дипломатия тоже достигла значительного успеха. В январе 1900 г. Россия предоставила Персии заём, обеспечением которого явились таможенные сборы северной части страны.

Договор о Панамском канале

По мере обострения отношений с Германией, при одновременно развёртывавшейся борьбе с Россией за Дальний Восток, британское правительство, естественно, искало сближения с США. Что Англия избегает всякой ссоры с США, стало ясно, когда у Англии возник конфликт с Венецуэлой. Дело шло о разграничении между этой южноамериканской республикой и Британской Гвианой. США в 1895 г. довольно грубо вмешались в этот спор: американцы заявили, что не допустят удовлетворения английских претензий, ибо они противоречат доктрине Монро. Англия благоразумно уступила. В испано-американской войне Англия соблюдала по отношению к Америке благожелательный нейтралитет. Зато во время бурской войны и США в свою очередь заняли такую же позицию в отношении Англии. На Дальнем Востоке США и Англия в полном, согласии действовали против России. Таким образом, последние годы прошлого века ознаменованы были установлением англо-американской дружбы. Однако это не помешало американской дипломатии использовать стеснённое положение, в которое поставили Англию её враждебное отношение к России и борьба в Южной Африке: США постарались обеспечить себе контроль над Панамским каналом.

Вопрос о прорытии канала между Атлантическим и Тихим океанами обсуждался уже несколько десятилетий. В 1850 г. Англия заставила США подписать так называемый договор Клейтон-Бульвера о нейтрализации будущего канала и о свободе плавания по нему. Англия и США обязывались совместно охранять нейтралитет и безопасность канала и приглашали все остальные державы присоединиться к ним в осуществлении этой задачи. Все эти дипломатические и юридические формулы на деле означали устранение США от единоличного контроля над будущим каналом. В 1898 г. Англия согласилась начать переговоры о пересмотре договора 1850 г.

Новый договор о режиме Панамского канала был подписан 18 ноября 1901 г. государственным секретарём Хэем и английским послом в Вашингтоне Паунсфотом. Этот договор устанавливал, что канал будут строить США - либо само правительство, либо через какую-нибудь частную компанию, по усмотрению правительства США. Далее договор подтверждал принцип нейтрализации канала, установленный договором Клейтон-Бульвера. Канал объявлялся свободным для плавания всех военных и торговых судов всех наций на условиях полного равенства. Однако гарантия "нейтралитета" и свободы навигации по каналу обеспечивалась теперь только США. США могли содержать в зоне канала вооружённую охрану.

В 1902 г. правительство США выкупило у французской компании её концессионные права на сооружение канала. В январе 1903 г. был подписан договор между США и Колумбией об уступке США в аренду на 99 лет на Панамском перешейке территории в 6 миль шириной, от одного океана до другого, для сооружения канала. Однако колумбийский конгресс отклонил этот договор. Тогда в ноябре 1903 г. американские агенты создали на перешейке правительство Панамской республики, которое провозгласило независимость Панамы и отложилось от Колумбии. США немедленно признали новое государство и одновременно оккупировали его своими войсками. Начались работы по прорытию канала. Закончились они только в 1914 г.

Германская военно-морская программа

Уже к концу XIX века становилось очевидно, что, невзирая на переговоры о союзе, основная борьба за передел мира развернётся между Германией и Англией. Готовясь к этой борьбе, германский империализм в 1898 г. приступил к сооружению военно-морского флота. В разгар бурской войны в Берлине решили, что момент благоприятен и что можно бросить уже настоящий вызов Англии в борьбе за морское первенство. В июне 1900 г. германское правительство провело через Рейхстаг новый закон о флоте, который предусматривал увеличение состава флота и объёма судостроительной программы. По этому закону к 1915 г. состав германского флота должен был быть доведён до 34 линейных кораблей, 11 тяжёлых и 34 лёгких крейсеров и около 100 миноносцев, не считая резервной эскадры из 4 броненосцев, 3 тяжёлых и 4 лёгких крейсеров. Программа 1900 г. была уже серьёзным покушением на английское морское первенство. Германский империализм, строя флот, явно готовился к борьбе с Англией за коренной передел мира.

Характерен предлог, который избрало правительство кайзера для того, чтобы внести в Рейхстаг проект нового закона о флоте. Английские крейсеры задержали немецкие торговые суда по подозрению в провозе военной контрабанды в Южную Африку. По этому поводу в германской печати началась антибританская кампания; поднялись жалобы на "беззащитность" немецкой морской торговли; вывод гласил: нужно усилить германский военный флот. Вокруг постройки флота была поднята величайшая шумиха. Таким образом, закон о флоте был проведён прямо против Англии, под аккомпанемент резкой антианглийской кампании.

Гаагская конференция 1899 г.

Одновременно с постройкой флота Германия безостановочно увеличивала и свои вооружения на суше. Конец 90-х годов ознаменовался новым этапом в развитии военной техники и в гонке вооружений. Почин исходил от Германии, которая ввела в 1896 г. скорострельную полевую пушку. Германская полевая 77-миллиметровая пушка образца 1896 г. делала 6-10 выстрелов в минуту, в то время как до того число выстрелов равнялось 1-2. За Германией последовала Франция, введя известную 75-миллиметровую пушку образца 1897 г. Но в России и в Австро-Венгрии перевооружение артиллерии наталкивалось на недостаток денежных средств.

Финансовая нужда навела русское правительство на мысль выступить с проектом созыва первой международной конференции по ограничению вооружений. Это и было сделано в августе 1898г. Русская дипломатия при этом преследовала и другую цель сплотить континентальные державы против Англии, обеспечив им возможность затратить на флот часть средств, сохранённых в результате ограничения вооружений на суше.

Конференция собралась в Гааге и заседала с мая по июль 1899 г. Она, однако, заранее была обречена на неудачу из-за отрицательного отношения к ней большинства держав. Особенно резко выступила против неё Германия. Но и Франция была недовольна инициативой своей союзницы. Конференция ровно ничего не сделала в смысле разоружения или ограничения новых вооружений. Она ограничилась разработкой некоторых международных правил ведения войны: запрещения применять разрывные пули и отравляющие вещества, режима содержания раненых и пленных и т. д. Много споров вызвал проект принудительного международного арбитража. Вопросы, связанные с государственным достоинством и с "жизненными интересами" того или иного государства, решительно и единогласно исключались из арбитража, но англичане предлагали сделать его обязательным для менее важных проблем. Однако по настоянию Германии принудительный арбитраж был полностью отвергнут. Германский делегат откровенно объяснял в кулуарах, что арбитражная процедура может нанести Германии ущерб. Германия лучше всех подготовлена в военном отношении. У неё мобилизация и сосредоточение армии займут каких-нибудь 14 дней или немногим больше. Противники могут использовать арбитражную процедуру, чтобы выиграть время для военных приготовлений; так будут сведены на нет те преимущества, которые обеспечиваются Германии совершенством её железнодорожной сети и мобилизационной системы. Германский империализм продемонстрировал в Гааге свою особую агрессивность; в деле саботажа мер по ограничению вооружении он бесспорно взял первый приз.

Народное восстание в Китае ("боксерское восстание")

Пока шла война в Южной Африке и резонанс её слышался то в Персии, то в Афганистане, то в Марокко, и даже в Панаме и на островах Самоа, события на Дальнем Востоке развивались своим чередом. Закабаление и раздел Китая вызвали в стране мощное антиимпериалистическое народное движение. В 1898-1899 гг. произошёл ряд местных вспышек. Начавшись в Шаньдуне, движение перекинулось на Чжили, Шанси и Манчжурию. В мае 1900 г. оно вылилось в большое народное восстание, известное под названием боксёрского. В июне боксёры дошли до Пекина. 20 июня на улице Пекина был убит германский посланник Кеттелер. Вслед за тем боксёры подвергли осаде дипломатические миссии. Тогда в Тяньцзине был сформирован двухтысячный сводный отряд, составленный из моряков стоявших там иностранных военных судов. Однако его попытка пробиться к Пекину потерпела неудачу. Зато военные корабли подвергли бомбардировке форты Дагу. 17 июня форты были заняты десантом.

В целях освобождения осаждённых миссий подготовлялась интервенция заинтересованных империалистических держав. Главным мотивом выступления была их боязнь потерять свои привилегии в Китае.

Но какими силами подавить восстание? Сговориться на этот счёт оказалось не легко.

За переговорами скрывалась старая борьба за влияние в Китае. Ясно было, что кто "освободит" пекинский посольский квартал, тот и станет хозяином столицы. Английская дипломатия предлагала поручить подавление боксёров японцам: она рассчитывала образовать из них в Пекине заслон против России. Японии весьма улыбался этот план: ей хотелось утвердиться в Пекине с санкции других держав. Россия смотрела на японскую интервенцию резко отрицательно. В конце июня с помощью Германии ей удалось сорвать английское предложение.

После этого договорились на том, что все великие державы пошлют в Пекин свои контингенты. На пост главнокомандующего международной карательной экспедицией Вильгельм 11 предложил германского фельдмаршала Вальдерзее. Россия приняла это предложение: она предпочитала германское командование и японскому и английскому. На русское же командование никогда не согласились бы ни Англия, ни Япония. К России нехотя присоединилась и Франция. После этого и другим державам пришлось принять кандидатуру Вальдерзее. Кайзер был весьма польщён, что международным корпусом будет командовать его генерал. 27 июля, обращаясь к отправляющимся в Китай войскам, он публично призывал их учинить в Китае такую расправу, чтобы китайцы столь же твёрдо запомнили германское имя, как в своё время народы Европы сохранили в памяти имя гуннов и их вождя Аттилы 1 .

1 (Бюлов, Воспоминания, рус. перев., стр. 164. )

Впрочем, когда германский фельдмаршал прибыл на театр военных действий, борьба с восстанием в основном уже была закончена. Ещё до его прибытия из Тяньцзина на Пекин отправился международный экспедиционный корпус под предводительством русского генерала Линевича. Линевпч разбил китайцев и 14 августа освободил миссии. Восстание было подавлено. Китайское правительство покинуло Пекин и бежало в Сианьфу. Когда прибыл Вальдерзее, ему пришлось ограничить свою деятельность карательными экспедициями против мирных городов и деревень. Иностранные офицеры подвергли варварскому грабежу пекинские дворцы; японцы перещеголяли всех, вывезя со своей добычей и китайский государственный серебряный 2 фонд.

2 (В Китае была серебряная валюта. )

Русское правительство лишь с неохотою согласилось на интервенцию в Пекине. Оно опасалось, что появление иностранных войск усилит иноземное влияние в китайской столице. Но в Манчжурии позиция России была иной. В июле боксёры совершили нападения на русские железные дороги, и после этого царское правительство ввело в Манчжурию свои войска. К середине октября вся Манчжурия была оккупирована русскими.

Пекин, Тяньцзин и другие пункты провинции Чжили оказались оккупированными международным экспедиционным корпусом. Пребывание там иностранных вооружённых сил беспокоило царское правительство. 25 августа 1900 г. новый министр иностранных дел Ламздорф циркулярно уведомил державы, что русские войска теперь же отзываются из Пекина и что они покинут и Манчжурию, как только там будет восстановлен порядок. Вместе с тем русское правительство демонстративно заявляло, что не считает себя находящимся в состоянии войны с Китаем, ибо его правительство вынуждено было выступить против иностранцев только под давлением "мятежников". Самым эффектным в циркуляре было, однако, нечто другое. Ламздорф предлагал ввиду освобождения посольств без промедления увести все иностранные войска из Пекина. Тогда китайское правительство сможет вернуться в свою столицу и само восстановит окончательный порядок. Державы отвергли это предложение, и из Пекина ушли одни только русские войска. Царское правительство явно рассчитывало на сепаратный сговор с правительством богдыхана, чтобы помочь ему отделаться от оккупантов и тем приобрести руководящее влияние в Пекине. Главными сторонниками этой политики русско-китайского сближения в Петербурге были Витте и Ламздорф.

По просьбе китайского правительства начались мирные переговоры между Китаем и державами. Они закончились 7 сентября следующего, 1901 года подписанием заключительного протокола. Этот акт возложил на Китай контрибуцию в 450 миллионов таэлей. Вместе с процентами это составляло около 1,5 миллиарда рублей. Тяжесть этого обязательства усугублялась тем, что китайские финансы за шесть лет до того, после войны 1894- 1895 гг., уже были истощены уплатой контрибуции Японии. Протокол этим не исчерпывался. Китай подвергался тяжёлым унижениям. Китайское правительство должно было казнить участников восстания, включая и высших сановников, воздвигнуть "искупительные памятники" пострадавшим иностранным дипломатам и т. д.

"Цзай И, князь Дуань, и Цзай Лань, герцог Фу Го, - гласил протокол, - были преданы уголовному суду, чтобы быть казнёнными в осеннюю сессию, и было постановлено, что, если император сочтёт возможным даровать им жизнь, они будут сосланы в Туркестан и будут осуждены на бессрочное заключение без какого-либо смягчения.

Цзай Сюнь, князь Чжуан, Ин Нянь, председатель палаты цензоров, и Чжао Шу-цяо, председатель Министерства юстиции, приговорены к лишению себя жизни.

Юй Сянь, губернатор Шанси, Цзи Сю, председатель палаты церемоний, и Сю Чжен, бывший перед тем товарищем министра уголовных дел, были осуждены на смертную казнь".

Протокол содержал длинный перечень подобных репрессий. Чтобы оценить всю их тяжесть, нужно учесть, что, например, князь Дуань был одной из влиятельнейших особ китайского двора. Согласно статье 7, квартал, занимаемый иностранными миссиями в Пекине, предназначался для одних иностранцев и был поставлен под охрану иностранной специальной полиции; селиться в этом квартале китайцы не имели права. В Китай в течение двух лет воспрещался ввоз оружия. Форты Дагу подлежали срытию.

Россия приняла участие в мирных переговорах и подписала заключительный протокол. Однако русские войска не участвовали в карательных экспедициях германского фельдмаршала.

С августа 1900 г. германское правительство начало переговоры с Англией о совместной англо-германской гарантии территориальной целостности Китая и незыблемости принципа "открытых дверей"- для торговли всех наций. За этими дипломатическими формулахми скрывалось на деле нечто иное. Германия подозревала Англию в намерении захватить Шанхай и вообще закрепить своё полумонопольное положение в бассейне Ян-Цзы. Поэтому она и спешила связать соперника обещанием соблюдать территориальную неприкосновенность Китая и не нарушать принципа "открытых дверей". Со своей стороны англичане, вступая в эти переговоры, хотели втянуть немцев в борьбу против русских в Манчжурии. Как только немцы это поняли, они отказались распространить свою гарантию на Манчжурию. Солсбери был вынужден уступить. Он принял предложение Германии заключить соглашение о "совместной" охране территориальной неприкосновенности Китая, свободы торговли и принципа "открытых дверей" лишь в тех областях Китая, "на которые распространяется влияние обеих держав". Иными словами, Манчжурия оказалась изъятой из сферы действия соглашения, подписанного 16 октября 1900 г. Таким образом, новая попытка Англии подстрекнуть Германию на выступление против России опять не увенчалась успехом. Германское правительство на это не шло: оно само усердно работало над тем, чтобы вынудить Англию и Японию ввязаться в борьбу против России.

Вопрос об эвакуации Манчжурии

Продолжая курс на сделку с пекинским правительством, царская дипломатия завязала с ним переговоры. В обмен на эвакуацию Манчжурии она стремилась добиться там для России исключительно привилегированного положения, распространив его при этом заодно и на весь застенный Китай.

9 ноября 1900 г. русское правительство через "главного начальника" Квантунской области адмирала Алексеева заключило "местное соглашение" с цзянь-цзюнем (генерал-губернатором) Мукденской провинции Цзеном. Соглашение это ставило генерал-губернатора под русский протекторат. Вслед за тем в Петербурге был выработан проект общего соглашения с центральным китайским правительством относительно Манчжурии. Проект предусматривал восстановление там власти китайского правительства. Но это обставлялось целым рядом таких условий, которые упрочивали русское влияние в манчжурских провинциях Китая. Соглашение предусматривало временное оставление в Манчжурии русских войск под предлогом охраны КВЖД; вывод из Манчжурии всех китайских войск впредь до завершения постройки КВЖД; после этого численность китайских войск предстояло определить особым соглашением. Китайское правительство обязывалось смещать цзянь-цзюней всех трёх манчжурских провинций по требованию русского правительства. Далее, предусматривалась концессия на железную дорогу от одного из пунктов КВЖД или ЮМЖД До Китайской стены, с направлением на Пекин. Наконец, проект содержал обязательство китайского правительства никому не выдавать концессий во всём застенном Китае без согласия России. Однако Ли Хун-чжан не решался подписать подобный договор. Тем временем, в январе 1901 г., через посредство самих же китайцев, которые рассчитывали вызвать таким путём иностранное вмешательство, в "Times" было опубликовано соглашение Алексеева с мукденским цзянь-цзюнем.

Тогда же, в январе 1901 г., английская дипломатия сделала новую попытку побудить немцев заключить союз против России. Предложение на этот раз сопровождалось угрозой, что в случае отказа Англия сумеет договориться не только с самой Россией, но и с Францией.

Германская дипломатия выдвинула свои встречные предложения. Немцы приглашали Англию присоединиться к договору о Тройственном союзе; при этом они рекомендовали предварительно договориться с Веной. Смысл этого проекта был ясен. Британское правительство предлагало союз между Германией и Англией. Этот договор обязал бы Германию участвовать против России в войне, которая легко могла быть вызвана Англией из-за любого англо-русского конфликта. Между тем самой Германии в конфликт с Россией легче всего было втянуться из-за своего союза с Австрией. Теперь германская дипломатия и предлагала Англии такую форму договора, которая не позволила бы англичанам ускользнуть от участия в борьбе против России, если эта борьба возникнет на почве австро-русско-германского, а не англо-русского конфликта. Англия не пожелала взять на себя столь стеснительные обязательства и отклонила германский проект.

Между тем Россия продолжала добиваться от Китая соглашения по вопросу о Манчжурии и остальном застенном Китае. Ввиду этого в феврале 1901 г. в Пекине последовал совместный протест Японии, Англии, США против договора, закрепляющего русское влияние в Манчжурии.

Япония приступила к подготовке войны с Россией сразу же после пересмотра Симоносекского мира. Она стремилась захватить Корею и Манчжурию. Японская военщина считала, что ей выгодно начать войну возможно скорее, пока ещё не окончена Сибирская железная дорога. Японию сдерживала лишь её финансовая слабость да опасение, как бы Россию не поддержали Германия или Франция, как это уже случилось в 1895 г. Чтобы обеспечить Японию от вмешательства третьих держав в русско-японскую войну, японское правительство начало в Лондоне переговоры об англо-японском союзе. Но Англия не была уверена в силе и возможностях Японии и боялась, как бы договор с неполноценным союзником не втянул Англию в войну при неблагоприятной обстановке.

Зато германская дипломатия всячески покровительствовала проекту англо-японского союза. Ей очень улыбалась мысль втянуть Японию в войну с Россией. Вот почему она дала Японии устное заверение, что в случае русско-японской войны Германия будет соблюдать по отношению к Японии благожелательный нейтралитет.

Со времени японо-китайской войны германская дипломатия неустанно подстрекала Россию к агрессии на Дальнем Востоке. Одной из форм воздействия на Россию была личная переписка кайзера с царём. Вильгельм не давал покоя Николаю. Он убеждал его выполнить историческую роль заступника Европы от "желтолицых", поносил японцев и обещал, что обеспечит ему тыл по европейской границе. А теперь с цинизмом, редкостным в летописях дипломатии, немцы обещали свою благожелательность также и самим носителям "жёлтой опасности".

Так разжигали войну германский кайзер и его советники. Война на Дальнем Востоке, сковав силы России на её далёкой окраине, должна была обеспечить Германии свободу действий против Франции.

Японское правительство всё более смелело. В марте 1901 г. оно перешло к прямым угрозам. Царская Россия решила уступить. Китаю был предложен смягчённый проект договора. В нём отсутствовали статьи о недопущении китайских войск в Манчжурию, а также о русских притязаниях на другие области застенного Китая. Однако под влиянием Англии, Японии и США Китай отверг и эти предложения.

Переговоры прекратились, но русские войска оставались в Манчжурии.

Миссия Ито

В июне 1901 г. в Японии пал сравнительно умеренный кабинет Ито; к власти пришли крайние милитаристы в лице кабинета Кацуры. Тем же летом японское правительство возобновило переговоры с Англией о союзе. Вновь убедившись в нерешительности своих английских друзей, японское правительство осенью предприняло обходный дипломатический маневр. Оно послало в Петербург бывшего премьера маркиза Ито, известного противника войны с Россией; ему было поручено начать там переговоры о русско-японском соглашении. Японский дипломат Исии сообщает в своих "Дипломатических комментариях" 1 , что "русские деятели и сам царь устроили маркизу Ито более чем королевский приём. Они говорили с ним о политических вопросах и заняли чрезвычайно благожелательную позицию". Маркизу Ито было заявлено, повествует Исии, что главный интерес России в Корее заключается в свободе плавания по Цусимскому проливу. Добавлено было что, если это условие будет принято, Россия "без колебаний признает высшие политические и коммерческие интересы Японии в Корее". Правда, признавая за Японией "право" вводить в Корею свои войска, русское правительство требовало, чтобы численность этих войск и сроки их пребывания в Корее были ограничены и "чтобы Корея не использовалась для стратегических целей". Кроме того, эти войска не могли преступать определённую зону у русско-корейской границы. В обмен требовалось признание русского преобладания в Манчжурии и в других областях Китая, примыкающих к русской границе. Точнее говоря, русские настаивали, чтобы японцы отказались от всякого вмешательства в эти вопросы, всецело предоставив их урегулирование России и Китаю. Русское правительство соблазняло японцев, что в случае их согласия на изложенные условия оно устроит им заём в Париже. Ито советовал своему правительству заключить соглашение с Россией. Но лидеры военщины Ямагата и Кацура, начиная переговоры с Петербургом, вовсе не стремились довести их до конца. Миссия маркиза Ито была для них только средством нажима на Англию: страх перед русско-японской сделкой должен был побудить Англию побороть последние колебания и заключить союз с Японией для войны против России.

1 (Исии, Дипломатические комментарии, рус. перев., М. 1942, стр. 39. )

Англо-японский договоре

Маневр японской военной партии увенчался успехом: 30 января 1902 г. Англия и Япония подписали союзный договор. В первой его статье обе стороны признавали друг за другом право на вмешательство во внутренние дела Китая и Кореи ради защиты своих интересов, "если им будут угрожать либо агрессивные действия какой-либо другой державы, либо беспорядки, возникшие в Китае или Корее". Статья 2 обязывала каждую из сторон соблюдать строгий нейтралитет в случае, если другая сторона, защищая свои интересы в Китае или Корее, окажется в состоянии войны с третьей державой. В случае войны одного из союзников с двумя и более державами договор (согласно статье 3) обязывал другую договаривающуюся сторону оказать ему военную помощь. Англо-японский союзный договор был крупной победой японской дипломатии. Он давал Японии возможность начать борьбу с Россией, обладая уверенностью, что ни одна держава не окажет России вооружённой поддержки из опасения войны уже не с одной Японией, но и с Англией. Вместе с тем Японии обеспечивалась и финансовая помощь Англии.

Русская дипломатия немедленно обратилась к Франции с предложением совместно выступить с ответом на англо-японский союз. Франция не одобряла отвлечения сил России на Дальний Восток. Всё же она согласилась на то, чтобы 20 марта 1902 г. оба союзных правительства опубликовали общую декларацию. Она гласила: "Будучи вынужденными учитывать возможность враждебных действий других держав либо повторения беспорядков в Китае, оба союзных правительства оставляют за собой право озаботиться в такого рода случаях принятием мер, необходимых для охраны их интересов". Декларация эта имела малообязывающий характер.

Франция не оказала своей союзнице существенной помощи на Дальнем Востоке.

Летом 1901 г. царское правительство возобновило с Китаем переговоры по манчжурскому вопросу, постепенно отказываясь от своих первоначальных притязаний. 8 апреля 1902 г. было подписано русско-китайское соглашение, по которому Россия обязывалась эвакуировать Манчжурию в три приёма в течение 18 месяцев. Единственное, на чём царская дипломатия сумела настоять, заключалось в оговорке, что эвакуация может быть приостановлена смутами в Манчжурии или же такими действиями иностранных держав, которые не позволят России вывести свои войска.

В конце лета 1902 г. японское правительство, как бы в продолжение миссии Ито, предложило русскому нижеследующее соглашение: Россия признаёт японский протекторат над Кореей. В обмен Япония признаёт за Россией в Манчжурии всего лишь свободу действий в смысле охраны там русских железных дорог. Это предложение в Петербурге сочли неудовлетворительным.

Как раз в это время на Николая II стала оказывать большое влияние безответственная придворная группа во главе с Безобразовым. Группа эта убеждала Николая не уходить из Манчжурии вопреки заключённому с Китаем соглашению; более того, не довольствуясь Манчжурией, царя подстрекали проникнуть и в Корею, в которой с 1898 г. Россия фактически терпела преобладающее влияние Японии. Безобразовская клика приобрела в Корее частную лесную концессию. Территория концессии захватывала бассейны двух рек: Ялу и Тумыни и тянулась на 800 километров вдоль китайско-корейской и русско- корейской границ от Корейского залива до Японского моря. Короче, она занимала всю пограничную зону. Формально концессия была приобретена частным акционерным обществом. Фактически за ним стояло царское правительство, которое под видом лесной стражи вводило на концессию войска. Стараясь проникнуть в Корею, оно медлило с эвакуацией Манчжурии, хотя сроки, установленные договором 8 апреля 1902 г., уже миновали. Между тем военная подготовка царского правительства на Дальнем Востоке значительно отставала от его политических замыслов.

Попытка англо-русского сближения

С заключением англо-японского союза Англия наконец, нашла, чьими руками ей сближения бить своего русского соперника. Вскоре после этого, 31 мая 1902 г., Англия заключила мир с Трансваалем.

Заключение союза с Японией и подписание мира с бурами освободили английский империализм от затруднений, которые связывали его с середины 90-х годов. Для Англии отпала необходимость во что бы то ни стало ладить со своим опаснейшим противником - Германией. В то же время вторая германская морская программа открыла многим англичанам глаза на то, что именно Германия представляет самую серьёзную угрозу для Англии. Переговоры об англо-германском союзе прекратились. Английский империализм готовился вступить в открытую борьбу с германским конкурентом. Перед лицом мощного врага Англия стала искать примирения с Россией и Францией. В 1901 г. умерла королева Виктория; на английский престол вступил Эдуард VII, который и раньше был известен как сторонник англо-русского сближения. Заручившись союзом с Японией, английская дипломатия сделала новую попытку договориться с Россией. Король Эдуард полагал, что заключение англо-японского союза напугало царское правительство. Он рассчитывал, что теперь Россия проявит больше уступчивости.

Главный узел англо-русских противоречий заключался вовсе не в Манчжурии. Манчжурия интересовала Англию лишь потому, что она могла послужить трамплином, с которого России легко было броситься на китайскую столицу, а затем и на остальной Китай. При условии, что Россия дальше Манчжурии не пойдёт, Англия готова была даже признать "особые интересы" и "особое положение" России в этом крае, с оговоркой насчёт принципа "открытых дверей" для иностранной торговли. Английская дипломатия довела об этом до сведения Петербурга. В обмен она настойчиво домогалась отказа России от прямых дипломатических сношений с Афганистаном, установленных в 1901 г. Она желала также, чтобы Россия признала и Тибет находящимся вне сферы её влияния. Наконец, южную Персию она стремилась превратить в сферу влияния Англии. Все эти домогательства Англии сводились к тому, чтобы окружить индийскую границу поясом буферных территорий, подчинённых английскому контролю. Северную Персию Англия готова была признать сферой влияния России. Русское правительство не желало ни порывать с Афганистаном, ни отдавать англичанам часть Персии. Царское правительство сочло английские предложения неприемлемыми. Но оно готово было продолжать переговоры. И они велись в течение всего 1903 г. В начале следующего года они были прерваны внезапным нападением Японии на Россию.

Русско-японская война

Англо-русские переговоры побудили Японию форсировать военную развязку русско- японских противоречий.

В августе 1903 г. японское правительство возобновило переговоры с Россией. Помимо признания преобладающего влияния и фактического протектората Японии в Корее японцы требовали от России согласия на продолжение корейской железной дороги до соединения с китайской линией Ньючуан, Шанхайгуань. Японцы явно обнаружили намерение проникнуть в Южную Манчжурию. В Петербурге на это не шли. Японский протекторат над Кореей там попрежнему готовы были признать - с оговорками относительно свободы плавания по Корейскому проливу, запрета вводить японские войска в пограничную с Россией и Манчжурией зону (севернее 39-й параллели) и т. д. Но за это требовали, чтобы Япония признала Манчжурию областью, находящейся "во всех отношениях вне сферы её интересов" 1 . В дальнейшем русская дипломатия всё время настаивала на том, что манчжурский вопрос касается исключительно России и Китая и что Япония вообще не должна вмешиваться в манчжурские дела. Японцы же требовали, чтобы объектом русско-японского соглашения стало положение России и Японии не только в Корее, но и в Манчжурии.

1 ("Русско-японская война. Работы военно-исторической комиссии по описанию русско-японской войны", т. I, стр. 37 и др. )

23 декабря японское правительство в лаконичных выражениях, по форме напоминающих ультиматум, сообщило, что "чувствует себя вынужденным просить императорское российское правительство пересмотреть своё предложение в этом смысле" 2 . Русское правительство пошло на уступки. Но 13 января 1904 г. Япония ещё повысила свои требования. Чувствуя свою военную неподготовленность, царское правительство уже собиралось дать примирительный ответ, но промедлило с его формулировкой. Японцы не стали его дожидаться. 6 февраля они порвали дипломатические отношения с Россией. 8 февраля без объявления войны Япония открыла военные действия неожиданным нападением на русский флот на рейдах Порт-Артура и Чемульпо.

2 (Там же, стр. 57-58. )

Так началась война между Россией и Японией за передел сфер влияния на Дальнем Востоке.

В русско-японской войне Англия и США поддерживали Японию. Союзница России Франция не оказала России существенной политической помощи. Зато России был гарантирован нейтралитет Германии, которая прикрывала русский тыл и была весьма довольна тем, что силы России частично скованы войной на Дальнем Востоке.

Россия была обеспечена и от неожиданностей на Балканах со стороны Австро-Венгрии. В дополнение к австро-русскому соглашению 1897 г. осенью 1903 г., при свидании Николая II с Францем-Иосифом в Мюрцштеге, была достигнута договорённость о совместной политике в Македонии, где происходили непрерывные волнения. Это соглашение должно было предотвратить столкновения обоих его участников на зыбкой почве Балканского полуострова. Россия вынуждена была избегать осложнений на Балканах, поскольку она была занята войной с Японией. Нуждалась в мире и Австро-Венгрия ввиду крайнего обострения национальной борьбы внутри страны, обозначившейся в конце 90-х годов XIX века.

Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] Дмитриева Ольга Владимировна

Формирование блоков и начало борьбы за передел мира

Франко-прусская война, закончившаяся разгромом Франции, породила множество проблем. Бисмарк очень скоро понял, что французское общество никогда не смирится с перенесенным унижением и будет стремиться к реваншу. Действительно, почти все политические силы во Франции, за исключением социалистов, были единодушны в желании отплатить Германии за национальную катастрофу. Бисмарк вынужден был спешить, ибо Франция активно работала над восстановлением своего потенциала. В отличие от 1870 г., когда Франция оказалась в изоляции, теперь все великие державы с большим подозрением следили за действиями резко усилившейся Германской империи. В этой ситуации Бисмарк видел выход в том, чтобы внести раскол в стан великих держав и заручиться поддержкой какой-либо из них, проще говоря, в том, чтобы создать в Европе устойчивый антифранцузский альянс.

Проблема заключалась в том, кого было бы целесообразно и реально привлечь к этому союзу. В этом вопросе в правящей элите Германской империи не было единства. Взоры Бисмарка прежде всего обратились на Австро-Венгрию. После военного поражения она во все большей степени вынуждена была идти в фарватере германской политики. Его оппоненты справедливо указывали, что заключение австро-германского союза может стимулировать франко-русское сближение и в итоге Германия окажется зажатой в очень опасные тиски.

Бисмарк, однако, настоял на своем, и в 1879 г. был подписан союзный договор между Германской империей и Австро-Венгрией. Надо сказать, что оппоненты Бисмарка были правы – этим договором Германия отнюдь не укрепляла свои позиции: она не получила никаких дополнительных гарантий своей безопасности, брала в союзники заведомо более слабое государство, у которого была масса противоречий со своими соседями, увеличивала уровень конфликтности в отношениях с Россией и подталкивала ее к сближению с Францией. В результате этого опрометчивого шага напряженность в Европе возросла и был сделан первый, но очень важный шаг на пути ее раскола на противоборствующие блоки.

В 1882 г. к этому альянсу присоединилась Италия, и, таким образом, Тройственный союз стал реальностью. Это был откровенно агрессивный блок, нацеленный на разрушение сложившегося статус-кво и установление своей гегемонии в глобальном масштабе. Вместо европейского единства определяющей тенденцией развития европейского сообщества стала его поляризация, темпы которой неуклонно нарастали.

Свою лепту в этот процесс вносила и Франция, особенно ее военный министр генерал Буланже. Его крайне резкие выпады против Германии, призывы любой ценой отомстить ей за унижение принесли ему большую популярность во Франции. Вокруг него группировались представители ультранационалистов. Возглавляемое им движение быстро набирало размах, превращаясь в серьезную политическую силу во Франции. Его даже стали прочить в диктаторы. Пик его движения приходится на 1889 г., когда Франция действительно оказалась на грани государственного переворота. Однако эта попытка провалилась. Буланже бежал за границу, где вскоре покончил жизнь самоубийством.

Бисмарк внимательно наблюдал за развитием событий во Франции. Экстремистские выпады Буланже были ему на руку: они позволяли утверждать, что Германия наращивает свои военные усилия исключительно в оборонительных целях, для того чтобы обезопасить себя от «воинственных галлов». В Германии был принят новый военный закон, увеличивающий ассигнования на армию и флот. Вместе с тем Бисмарк страшился возможности возникновения войны на два фронта – против Франции и России одновременно. В середине 80-х годов он приходит к выводу о необходимости сбалансировать свою политику в отношении России, с тем чтобы не допустить франко-русского сближения.

Летом 1887 г. истекал срок австро-русско-германского договора о нейтралитете. Россия, у которой накопилось немало претензий к Австро-Венгрии, отказалась реанимировать его в прежнем виде. Тогда Бисмарк предложил России заключить так называемый «перестраховочный договор». Однако наметившаяся попытка русско-германского сближения, которая могла бы в корне изменить всю ситуацию в Европе, не получила развития. Бисмарк слишком поздно решился на корректировку внешнеполитического курса Германии: к этому времени в русско-германских отношениях уже накопилось немало противоречий, которые препятствовали сближению этих двух сторон.

Можно выделить три главных узла противоречий в русско-германских отношениях того периода. Интересы двух стран пришли в серьезное столкновение в Болгарии. Русская дипломатия полагала, что возникшая при прямой поддержке России Болгария станет вместе с Сербией ее оплотом на Балканах. Однако в Болгарию стремилась проникнуть и Германия. Балканы занимали в ее внешнеполитических планах все большее место, и именно поэтому немецкая дипломатия предпринимала активные попытки создать в этом регионе очаги своего влияния. В 1887 г. при поддержке Берлина на болгарский престол был возведен принц Фердинанд Кобургский. С этого момента внешнеполитическая ориентация Болгарии начинает быстро меняться. По существу Россия лишилась многих своих позиций на Балканах, и ее возможности влиять на ситуацию там заметно сократились. Ясно, что все это вызывало серьезное раздражение в правящей элите России и не способствовало укреплению русско-германских контактов.

Во-вторых, Россия в это время остро нуждалась в кредитах для строительства железных дорог, развития новых промышленных регионов (типа Донбасса, Южной Украины), модернизации старых. Однако договориться с немецкими банками о предоставлении крупных займов не удалось, поскольку в это же время чрезвычайно емкий внутренний рынок Германии требовал постоянных и массированных финансовых инъекций, сулил высокую отдачу и работал на увеличение совокупной мощи фатерланда. Естественно, что в условиях националистической эйфории, которую переживало в то время немецкое общество, о кредитовании России в ущерб развитию внутреннего рынка Германии не могло быть и речи. Зато на потребность России в кредитах моментально откликнулась финансовая империя Ротшильдов и другие крупные банки Франции и Бельгии, и именно с этого момента под наметившееся франко-русское сближение был подведен солидный экономический фундамент.

В-третьих, с конца 70-х годов начинается обострение русско-германского конфликта вокруг проблемы таможенных пошлин. И здесь интересы отдельных социальных групп (юнкерства, русских помещиков – экспортеров аграрной продукции) перевесили государственные интересы и помешали найти устраивавший обе стороны вариант решения проблемы. В итоге в российско-германских отношениях не только не наметилось сдвигов к лучшему, но, наоборот, происходило накопление конфликтного потенциала.

В 1888 г. умер Вильгельм I, и после очень короткого пребывания у власти Фридриха II германским императором стал Вильгельм II. Почти сразу же у него возникли серьезные разногласия с Бисмарком, долгие годы практически бесконтрольно руководившим внешней и внутренней политикой Германии. Конфликт завершился в 1890 г. отставкой Бисмарка. Вильгельм II стремился к тому, чтобы держать бразды правления государственными делами в своих руках. Он по-иному, чем Бисмарк, смотрел на многие вопросы политической жизни, в том числе и на то, какими императивами должна руководствоваться Германия на международной арене. Вильгельм II был рьяным сторонником активной колониальной экспансии. Он считал, что будущее Германии зависит от того, насколько прочными будут ее позиции в Африке, на Тихом океане и на Ближнем Востоке. Предупреждения «старой гвардии» немецких дипломатов о том, что излишне поспешные и непродуманные действия в решении этих вопросов могут повлечь за собой серьезные осложнения, не пугали нового императора. Понимая, что успешное строительство колониальной империи невозможно без наличия мощного флота, Вильгельм II всемерно поддерживал сторонников популярной тогда во многих странах концепции морской мощи, утверждавших, что величие и процветание любого государства напрямую зависит от уровня этого показателя. От пропаганды идей Германия быстро перешла к практическим действиям по созданию мощного военно-морского флота, способного на равных соперничать с английским. В 1895 г. было принято решение о сооружении Кильского канала, с вводом которого в строй резко менялась вся стратегическая обстановка на северо-западе Европы. Одновременно началось интенсивное строительство военно-морского флота, причем армейская верхушка особенно и не скрывала, что видит свою задачу в скорейшем достижении паритета с английскими ВМС.

Не удивительно, что в Англии с каждым днем все более настороженно следили за действиями Германии. Настороженность быстро сменилась враждебностью и ростом напряженности в англо-германских отношениях. Вести диалог в такой обстановке становится все труднее. Так, например, когда в 1898 г. немцы предложили Англии договориться о разделе португальских колоний в Африке, Лондон поступил как раз наоборот: он подписал соглашение с Португалией о том, что берет на себя обязательство гарантировать целостность и неприкосновенность португальской колониальной империи. В свою очередь в Германии этот шаг воспринимался однозначно – с Англией ни о чем невозможно договориться.

В 90-е годы XIX века в двери «клуба великих держав» все настойчивее стучались новые, причем на сей раз уже не европейские государства – США и Япония. В США после завершения в 1877 г. периода Реконструкции наступил длительный и чрезвычайно интенсивный экономический подъем. Страна сделала мощный рывок и по многим показателям вышла на передовые рубежи. Вплоть до последнего десятилетия XIX века основное внимание американского истеблишмента было направлено на освоение внутреннего рынка. Однако к 90-м годам крупнейшим корпорациям и банкам стало уже тесно в рамках собственно американской территории, и их взоры начали все чаще обращаться за рубежи страны. Новые условия требовали активизации внешней политики США, и не случайно с конца 80-х годов широкое распространение в стране получают разного рода теории, обосновывавшие необходимость и целесообразность проведения внешней экспансии. Это и теория «подвижной границы» Тернера, и доктрина «морской мощи» Мэхэна, и концепция «преодоления судьбы» и многое другое. Они создавали в стране определенный моральный климат, приучали общественное мнение к тому, что США просто обязаны активно вмешиваться в международные дела и занять в мировом сообществе соответствующее их экономическому потенциалу место.

Объектом первостепенного внимания США была Латинская Америка. В 1889 г. по инициативе США был проведен I Панамериканский конгресс, в работе которого участвовали США и все страны Латинской Америки, кроме Доминиканской республики. США попытались использовать этот форум для того, чтобы укрепить свое влияние в этом регионе, добиться от своих соседей более благоприятных условий для доступа туда американского капитала. Уже в это время американские политики придавали очень большое значение именно экономической экспансии. В 1895 г. США вмешались в венесуэльско-британский пограничный спор и провозгласили свои претензии на то, чтобы быть верховным арбитром в решении всех спорных проблем в Новом Свете. Они откровенно стремились к тому, чтобы вытеснить европейские державы из Латинской Америки.

В эти же годы на Дальнем Востоке резко активизировала свои действия Япония. Предметом ее внимания были Корея, Тайвань, континентальный Китай, прежде всего Маньчжурия. Именно Япония дала старт борьбе великих держав за раздел Китая. В 1894 г. она напала на Китай и быстро выиграла войну, разгромив плохо организованную и слабо вооруженную китайскую армию. Добившись полной и безоговорочной победы, «страна восходящего солнца» смогла продиктовать Китаю свои условия мира. Япония получила Тайвань и Ляодунский полуостров. Корея, находившаяся в вассальной зависимости от Китая, становилась формально-юридически независимой, а на деле попадала в сферу влияния Японии. И, наконец, Китай был обязан выплатить Японии солидную контрибуцию.

Неожиданное для европейцев резкое усиление позиций Японии на Дальнем Востоке не на шутку встревожило старые великие державы. Россия, Франция и Германия, которые имели собственные интересы в этом регионе, решили совместно охладить пыл Японии. Они потребовали, чтобы та отказалась от части своих претензий к Китаю. Под их давлением Япония была вынуждена уступить: Ляодунский полуостров возвращался Китаю. За эту «помощь» Китаю пришлось заплатить дорогую цену. Германия получила порт Циндао, превратившийся в ее опорный пункт в борьбе за влияние на Дальнем Востоке. Россия закрепилась в Порт-Артуре, а затем заключила договор с правительством Китая о сдаче в аренду Ляодунского полуострова и о получении концессии на строительство и эксплуатацию Китайско-Восточной железной дороги. Япония в этом столкновении уступила, но не отказалась от своих планов, и на Дальнем Востоке завязался еще один узел противоречий.

При всем драматизме коллизий, разворачивавшихся в конце века в различных частях света, центр мировой политики по-прежнему оставался в Европе. А там всевозраставшая агрессивность Германии внушала все большие опасения ее соседям. Со второй половины 80-х годов достаточно отчетливо наметилось франко-русское сближение, кульминацией которого стало подписание в самом конце 1893 г. двустороннего союзного договора, предусматривавшего совместные действия в случае нападения на кого-либо из его участников. Антигерманская направленность нового договора была очевидна. Так в Европе был сделан первый шаг на пути конституирования нового военно-политического блока, призванного стать противовесом Тройственному союзу. В итоге раскол континента еще больше углубился, и вероятность общеевропейского военного конфликта увеличилась.