Члены предложения. Грамматическая основа предложения Грамматическая основа предложения теория

Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения (подлежащее и сказуемое ). То есть, грамматическая основа предложения (предикативная основа, ядро) - это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого. Посмотрите также вводные слова ..

Подлежащее.

Помни!

Подлежащее может быть выражено не только именем существительным или местоимением в именительном падеже , но и:

1) числительным, прилагательным и причастием в И.П. в роли существительного;

Семеро (числит.) одного не ждут. Все прошлое (прил. в роли сущ.) мне только снилось.

2) конструкциями:

Числительное / несколько, множество, часть, большинство, меньшинство + существительное в Р.П.;

У князя в сакле собралось множество народа . Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке.

Кое-кто, каждый, многое / прилагательное + из + существительное в Р.П.;

Лучший из учеников быстро решил эту задачу.

Кто-то, что-то + прилагательное, причастие в роли существительного;

Что-то такое ничтожное завязано в платке.

Существительное / местоимение + с + существительное / местоимение в Тв.П. (но только в том случае, если сказуемое выражено глаголом во множественном числе! ).

Мы с Ваней пошли по лесной дороге(сказуемое во множ.ч .).

Анна с дочкой на руках вошла в комнату(сказуемое в ед.ч.).

3) инфинитивом, который называет не протекающее во времени действие.

Прожить по-барски – это дворянское дело

Сказуемое.

В русском языке выделяют три типа сказуемых. Следующий алгоритм действий поможет Вам определить, какой тип представлен в вашем предложении.

Различай!

Если в предложении встречаются однородные сказуемые, то каждое из них следует рассматривать отдельно.

Также посмотрите видео-презентацию.

Подсказка.

1) Чаще всего сомнения вызывает определение простого глагольного сказуемого, выраженного больше, чем одним словом:

Я буду принимать участие в выставке.

В данном примере буду принимать участие – сложная форма будущего времени, которая определяется в синтаксисе как простое сказуемое. А сочетание принимать участие является фразеологическим единством, которое можно заменить словом участвую. Поэтому перед нами простое глагольное сказуемое.

Ловушка!

Нередко ошибаются, называя простыми глагольными сказуемыми следующую конструкцию:

Все в Москве пропитано стихами, рифмами проколото .

Такая ошибка связана с двумя факторами.

Во-первых, следует отличать краткое страдательное причастие от формы глагола прошедшего времени.

Помни!

Краткое причастие имеет суффиксы -Т-, -Н- , а глагол -Л-. Значит, пропитаНо, проколоТо – это краткие страдательные причастия.

Во-вторых, перед нами сказуемое, которое выражено всего одним словом, но какое оно – простое или составное (смотрите Морфологический анализ слова с примерами)? Попробуйте добавить в предложение какое-либо обстоятельство времени, например, в начале ХХ века, и посмотрите, как поведут себя эти формы.

В начале ХХ века все в Москве было пропитано стихами, рифмами было проколото .

Появляется связка было и сказуемое уже явно становится составным. Русскому языку несвойственны конструкции в настоящем времени со связкой быть . Согласитесь, звучит явно по-иностранному, если мы произнесем: Все в Москве есть пропитано стихами, рифмами есть проколото.

Таким образом, если в предложении вы сталкиваетесь со сказуемыми, выраженными краткими страдательными причастиями, то вы имеете дело с составным именным сказуемым.

Помни!

Слова нельзя, можно, необходимо, нужно входят в составные сказуемые.

Мне необходимо сойти на этой остановке.

Ловушка!

Будьте осторожны со словами быть, казаться, являться , так как, выделив только их, вы можете пропустить еще один компонент сказуемого.

Она показалась мне смешной. Неверно!

Если вы выделяете только слова показалась , то смысл предложения полностью меняется (показалась = привиделась, приснились, померещилась).

Верно: Она показалась мне смешной

Неверно: Учитель был строгим (был = существовал, жил).

Верно: Учитель был строгим.

Ловушка!

В этом задании предлагаются достаточно сложные предложения для анализа и варианты ответа очень часто похожи друг на друга. Какие «ловушки» вас могут здесь ожидать?

1) Предложения могут быть составлены по разным моделям:

  • подлежащее + сказуемое;
  • только сказуемое или подлежащее (односоставные предложения);
  • подлежащее + однородные сказуемые;
  • однородные подлежащие + сказуемое.

В варианте ответа может быть пропущено подлежащее, сказуемое или одно из однородных подлежащих или сказуемых.

Помни!

В грамматическую основу входят ВСЕ главные члены предложения, пропуск одного из них – явная ошибка.

2) В варианте ответа могут сочетать подлежащее и сказуемое разных грамматических основ.

3) Подлежащее может быть только в И.П.! Варианты ответа с существительными, местоимениями не в И.П. заведомо неверные (кроме тех случаев, когда они входят в состав сказуемого и без них меняется весь смысл предложения).

4) Вариант ответа может содержать причастный или деепричастный оборот, которые никогда не входят в грамматическую основу.

Различай!

Следует отличать конструкции глагол + существительное в В.П. и существительное + страдательное причастие .

Рассчитывали координаты. ? Координаты рассчитаны.

В первом случае координаты – это существительное в форме винительного падежа, которое зависит от глагола (то есть дополнение ), а во втором – это форма именительного падежа, которая согласуется с причастием прошедшего времени (то есть подлежащее ). Если изменить каждую из конструкций, будут видны отличия. Поставим сказуемые в каждом из предложений в форму единственного числа:

Рассчитывал координаты. Координата рассчитана.

Подлежащее и сказуемое всегда согласуются друг с другом, а дополнением останется неизменным.

5) Иногда слова который, какой в сложных предложениях являются подлежащими.

[И по его щекам поползли вниз блестящие капельки] , (какие бывают на окнах во время дождя).(какие = капельки).

Разбор задания.

1. Какое из сочетаний слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

(1) Так в чем же кроется разница между восприятием человека и животного? (2) Для животного существуют лишь конкретные вещи, его восприятие является неотделимым от той реальной среды, в которой оно живет и действует. (3) Так, например, «телевизионный вариант» собаки для кошки ничего не значит. (4) Человек же в процессе эволюции приобрел уникальную способность создавать в своем воображении идеальные образы реальной действительности, но они уже не представляются как бы прямым слепком с конкретной вещи. (5) Благодаря развитию познавательной деятельности, в частности, процессов абстрагирования и обобщения, человек может какие-либо отдельные признаки изучаемого объекта вычленять, отвлекаясь от всех прочих, несущественных деталей. (6) Таким образом, человек обладает способностью формирования обобщенного образа реальной вещи, который позволяет видеть и распознавать общие признаки и качества различных явлений действительности.

1) восприятие является (предложение 2)

2) приобрел способность (предложение 4)

3) они не представляются слепком (предложение 4)

4) который позволяет видеть (предложение 6)

Вариант №1 не является грамматической основой, так как здесь сказуемое представлено не полностью, что искажает смысл всего предложения (восприятие является = в значении «приходит, прибывает куда-либо по какой-либо причине»). См. пункт 3 в разделе «Сказуемое».

Вариант №2 тоже неверный, так как в нем отсутствует подлежащее. Кто приобрел способность? В предложении 4 подлежащим является слово человек.

Вариант №3 верный, хотя на первый взгляд кажется неправильным. Авторы задания намеренно пытаются запутать нас. Хотя слово слепком не стоит в форме И.П., но оно входит в состав сказуемого, так как без него теряется логика повествования. Они не представляются = Образы не называют своим имен?!

Вариант №4 неверный. Подлежащее выделено правильно. Слово который, как мы уже говорили, может быть подлежащим. В придаточной части оно заменяется слово образ и выполняет те же функции, то есть является подлежащим. Но сказуемое представлено не полностью. В предложении оно – позволяет видеть и распознавать.

Таким образом , прав будет тот ученик, который выберет вариант 3.

2. Какие слова являются грамматической основой в шестом (6) предложении текста?

(1)… (2) Они объединены одним желанием – знать. (3) И возраст у них разный, и профессии самые разные, и совсем разный уровень знаний, но каждый стремился знать больше, чем уже знает. (4) В этом выражалась потребность миллионов и миллионов людей, жадно вбиравших в себя все тайны мира, все накопленные человечеством познания и умения. (5) Посетители библиотеки либо где-то учились, либо мечтали учиться. (6) Им всем нужны были книги, но, приходя в библиотеку, они терялись в книжном океане. (7) … (По К. Чуковскому).

1) книги нужны были, они терялись

2) им нужны были, они терялись

3) книги нужны были, приходя сюда, они терялись

4) книги нужны были, они терялись в океане

Правильным является Вариант 1 , так как в остальных вариантах вторы включили в основу второстепенные члены предложения: во втором лишним является слово им (дополнение, стоит в Д.П.), в третьем присутствует деепричастный оборот, не входящий в основу предложения, а в четвертом есть обстоятельство в океане .

3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или его части)?

(1)… (2) Она издохнет с голоду, если ворота крепки и никто не отворит их, но не догадается отойти от ворот и потянуть их на себя. (3) Только человек понимает, что надо потерпеть, потрудиться и сделать не то, что хочется, для того чтобы вышло то, чего желаешь. (4) Человек может сдерживаться, не есть, не пить, не спать только оттого, что знает, что хорошо и должно делать и что дурно и не должно делать, а научает этому человека его способность мыслить. (5) Одни люди ее увеличивают в себе, другие нет. (6)…

1) она издохнет (предложение 2)

2) что хочется (предложение 3)

3) что хорошо и должно делать (предложение 4)

4) научает способность (предложение 4)

Это задание повышенной сложности.

Вариант №1 неправильный, так как не все сказуемые указаны авторами. Предложение имеет достаточно трудную структуру для анализа. Оно сложное с придаточным условия, которое вклинивается между двумя однородными сказуемыми. Поэтому вы можете не заметить, что в основу она издохнет необходимо включить также сказуемое не догадается отойти и потянуть.

Вариант №2 тоже исключается. Глагол хочется является безличным и при нем не может быть подлежащего.

Вариант №3 похож на предыдущий. Это предложение также безличное. Слово должно в словарях определяется как категория состояния, которая употребляется в предложениях без подлежащего.

Верным является Вариант 4.


Презентация на тему: «Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое».

Слайд 1

Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое.

Слайд 2

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

Слайд 3

Подлежащее - главный член предложения. Отвечает на вопросы кто? что? В форме именительного падежа. Связано со сказуемым.

Слайд 4

Подлежащее обозначает производителя действия или носителя признака, названного сказуемым.

  • Королева дала Белоснежке отравленное яблоко.
  • Белоснежка была самой красивой принцессой в мире.

Слайд 5

Подлежащее называет объект, над которым производится действие (значение страдательного залога).

  • Домик гномиков был убран Белоснежкой всего за три часа.

Слайд 6

1. существительным:

Подлежащее может быть выражено

2. местоимением:

  • Она и не подозревала, что подрастающая принцесса Белоснежка сможет стать более красивой.
  • «Кто может знать точно?» - уклонялось от ответа зеркальце.

Слайд 8

Подлежащее может быть выражено

3. словом в значении существительного:

  • Больные выздоравливали быстрее, если за ними ухаживала Белоснежка.
  • Приглашённые во дворец не знали, как реагировать на слова королевы.
  • Это завтра представлялось королеве главным днём в её жизни.
  • Это было самым страшным колдовством из всех, к которым прибегала королева.

Слайд 9

Отличайте!

Слайд 10

Подлежащее может быть выражено

4. местоимением который в придаточном определительном:

  • Яблоко, которое было дано Белоснежке, оказалось отравленным.

Слайд 11

Различайте!

«Который» - подлежащее в Им. п. Можно подставить слово, к которому относится.

  • Главным отличием русалочки будет длинный хвост вместо ножек, который не позволяет ходить по земле, но помогает быстро плавать.

Второстепенный член в косвенных падежах (часто с предлогами):

  • Глубоко под водой находится дворец, в котором живут сам морской царь и его дочери .

Слайд 12

Подлежащее может быть выражено

5. количественным числительным:

«Восемь больше пяти», - заключил умный Добряк.

Слайд 13

Подлежащее может быть выражено

6. Инфинитивом:

  • «Умываться лишь пустая трата времени!» - заявили гномики.

Слайд 14

Подлежащее может быть выражено

7. словосочетанием или фразеологизмом:

  • Все семь гномиков занимались добычей драгоценных камней.
  • Около трёхсот принцев добивались руки Белоснежки.
  • У него золотые руки .

Слайд 15

Внимание!

Проверьте согласование подлежащего и сказуемого.

  • Тихоня с Ворчуном стали самими близкими друзьями Белоснежки.
  • Король по важным государственным вопросам с королевой никогда не советовался .

Слайд 16

Отличайте подлежащее от прямого дополнения.

Дополнение:

  • Корабли построили в прошлом веке.
  • Домики , расположенные на краю опушки, покрасили во все цвета радуги.

Подлежащее:

  • Корабли были построены в прошлом веке.
  • Домики были покрашены во все цвета радуги.

Слайд 17

  • 1. Одна из самых грустных сказок Андерсена - это «Девочка со спичками».

Слайд 18

Выделите в предложениях подлежащие.

  • 2. Большинство детей в нашей стране читают сказки Андерсена с самого раннего детства.

Слайд 19

Выделите в предложениях подлежащие.

  • 3. Машенька получила в подарок на день рождения красивую толстую книгу, в которой было опубликовано множество сказок Андерсена.

Слайд 20

Выделите в предложениях подлежащие.

  • 4. Читать сказки и представлять себя принцессой - самое любимое занятие маленьких девочек.

Слайд 21

Выделите в предложениях подлежащие.

  • 5. Копенгагенская Русалочка - это единственный памятник в мире, который посвящен героине сказки.

Слайд 22

Выделите в предложениях подлежащие.

  • 6. Приятно, что так много детей в мире все ещё любят волшебные сказки.

Слайд 23

Выделите в предложениях подлежащие.

  • 7. Около трёхсот высоких гостей присутствовали на открытии памятника Андерсену.

Слайд 24

Выделите в предложениях подлежащие.

  • 8. Человек , который так любил детей, просто не мог писать плохие сказки.

Слайд 25

Выделите в предложениях подлежащие.

  • 9. Книга с картинками известных художников была самым приятным подарком.

Слайд 26

Выделите в предложениях подлежащие.

  • 10. Белоснежка с семью гномами стали самыми популярными мультипликационными героями в Америке.

Слайд 27

Выделите в предложениях подлежащие.

  • 11. Читающий всегда получает удовольствие не только от содержания, но и от внешнего вида книги.

Слайд 28

Выделите в предложениях подлежащие.

  • 12. «Как хорошо уметь читать !» - говорят все детишки после того, как они прочитали свою первую в жизни книгу.

Слайд 29

Выделите в предложениях подлежащие.

  • 13. Тот , кто , читая сказки, может представить себя ребёнком, никогда не постареет.

Слайд 30

Выделите в предложениях подлежащие.

  • 14. Что-то загадочное происходит с туристами при виде дома, который стал родиной для всех самых знаменитых сказок Андерсена.

Слайд 31

Выделите в предложениях подлежащие.

  • 15. От 300.000 до миллиона изданий сказок Андерсена выходят ежегодно в разных мировых издательствах.

Слайд 32

СКАЗУЕМОЕ

Слайд 33

Сказуемое - главный член предложения. Отвечает на вопросы что делает предмет? каков предмет? что он такое?

Слайд 34

Сказуемое обозначает действие или признак предмета, названного подлежащим.

  • Королева хотела погубить Белоснежку.
  • Отравленное яблоко было самое красивое .

Слайд 35

Типы сказуемого:

  • - простое глагольное
  • - составное глагольное
  • - составное именное

Слайд 36

Простое глагольное сказуемое выражено формами глагола в каком-либо наклонении.

  • Гномики работают с утра до вечера.
  • Птички будут петь о весне и счастье.
  • Пусть Ворчун перемоёт всю посуду.
  • Белоснежка вернулась бы в домик гномиков.

Слайд 37

Простое глагольное сказуемое выражено фразеологическим оборотом.

  • Ворчун вышел из себя . Он целые дни бьёт баклуши .

Слайд 38

Составное глагольное сказуемое = Вспомогательный глагол + Инфинитив

Слайд 39

Вспомогательный глагол выражен глаголами, которые не могут употребляться в предложении самостоятельно.

  • В тот же день королева начала готовить новое колдовское зелье.
  • Королева думала решить все свои проблемы только при помощи колдовства.
  • Королева привыкла разговаривать перед сном со своим зеркальцем.

Слайд 40

Составное глагольное сказуемое:

Вспомогательный элемент выражен краткими прилагательными, не имеющими полной формы (рад, готов, обязан, должен, намерен, способен).

  • Королева была готова подождать неделю, чтобы яд полностью впитался в яблоко.
  • «Мы рады помочь принцессе!» - ответили гномики.

Слайд 41

Запомните!

Рад , готов , обязан , должен , намерен , способен ...

Не глаголы, а краткие прилагательные!

Слайд 42

Различайте!

Инфинитив - часть сказуемого:

  • Король не любил спорить с новой женой.
  • Принц не мог забыть Белоснежку.

Инфинитив - дополнение или обстоятельство:

  • Белоснежка посоветовала гномикам чаще умываться .
  • Умник уехал учиться .

Слайд 43

Составное именное сказуемое = Глагол-связка + Именная часть

Слайд 44

Составное именное сказуемое:

Глагол-связка выражен глаголом быть , есть (отсутствуют в настоящем времени!)

  • Белоснежка была обычной девочкой .
  • «Она будет красавицей !» - говорили её отцу окружающие.
  • Она красавица .

Слайд 45

Отличайте!

Глагол-связка быть в настоящем времени не употребляется (только в составном именном сказуемом).

  • День был солнечным .
  • День солнечный .

Глагол быть в значении иметься, находиться, посещать, существовать (только в простом глагольном сказуемом).

  • У русалочки был голос.
  • Это были морские сокровища.

Слайд 46

Составное именное сказуемое:

Глагол-связка выражен полузнаменательными глаголами (явиться , казаться , стать и др.) .

  • Королева казалась ведьмой .

Слайд 47

Составное именное сказуемое:

Глагол-связка выражен глаголами, значение которых в сказуемом ослабляется.

  • Гномики вернулись домой усталые . (Ср.: Они вернулись домой около полуночи. )
  • Первая жена короля уже месяц лежала больная . (Ср.: Она лежала в постели. )
  • Принцесса родилась счастливой . (Ср.: Принцесса родилась под Рождество. )

Слайд 48

Составное именное сказуемое:

Именная часть выражена именем существительным в Им. или Тв. падежах.

  • Королева казалась ведьмой . (Сущ. в Тв. п.)
  • На самом деле королева была настоящей колдуньей . (Сущ. в Тв. п.)
  • Белоснежка такая душка !

Слайд 49

Составное именное сказуемое:

Именная часть выражена именем прилагательным, числительным, местоимением, причастием.

  • Дорога от лесной опушки до домика гномов была долгой .
  • Тихоня всегда был седьмым .
  • «Этот домик наш !» - заявил Ворчун.

Слайд 50

Составное именное сказуемое:

Именная часть выражена кратким прилагательным или кратким причастием!

  • Предложение Ворчуна выгнать Белоснежку из дома было глупо и необъяснимо . (Кр. прилагат.)
  • Ариэль с сестрами очень дружны . (Кр. прилагат.)
  • Яблоко было отравлено . (Кр. причаст.)

Слайд 51

Составное именное сказуемое:

Именная часть выражена прилагательным в сравнительной степени!

  • Желание иметь ножки оказалось сильнее .
  • Этот лес был самым опасным в королевстве.
  • Добряк был наименее конфликтным в отряде гномиков.

Слайд 52

Назовите сказуемое.

  • 1. Многие жители Дании хотели бы принять участие в празднествах по поводу юбилея Андерсена.

Слайд 53

Назовите сказуемое.

  • 2. Издатель предложил ему перевести сказку «Русалочка» на язык племени мумбо-юмбо для приобщения последних к европейской культуре.

Слайд 54

Назовите сказуемое.

  • 3. Туристы приходят в этот район Копенгагена сфотографироваться на фоне Русалочки.

Слайд 55

Назовите сказуемое.

  • 4. «Пойду прочитаю Ванечке на ночь следующую главу из «Снежной королевы», - извинилась перед гостями хозяйка.

Слайд 56

Назовите сказуемое.

  • 5. Художник обязан был сделать иллюстрации к «Снежной королеве» к субботе, но он уже не был в состоянии придумать свежие решения.

Слайд 57

Назовите сказуемое.

  • 6. Я люблю книжки, в которых есть много картинок.

Слайд 58

Назовите сказуемое.

  • 7. Жители Дании разрешили приехать на празднование юбилея великого сказочника даже представителям тех стран, которые не имели дипломатических отношений с королевством.

Слайд 59

Назовите сказуемое.

  • 8. «Вы разрешите показать Вам дорогое подарочное издание сказок, которое обязательно должно понравиться Вашим детям?» - пришёл на помощь продавец.

Слайд 60

Назовите сказуемое.

  • 9. Человечество ещё долго будет ломать голову над тем, почему писать сказки для Андерсена значило создавать философские произведения, а не рассказы для детей.

Слайд 61

Назовите сказуемое.

  • 10. Андерсен хотел славы и признания в мире, но не как детский писатель.

Слайд 62

  • Техника сделала могущественными каждое государство в целом и человечество в целом. (Техника сделала могущественными.)

Слайд 63

Выпишите грамматическую основу первой части сложного предложения.

  • И ещё сказывают, будто брал он за постой не только живую денежку, но не брезговал ни овсом, ни нательным крестом. (Сказывают.)

Слайд 64

Выпишите грамматическую основу предложения.

  • И не было на горизонте даже отдельных признаков грядущей научно-технической революции или хотя бы информационного бума. (Не было.)

Слайд 65

Выпишите грамматическую основу предложения.

  • Этот «прибор» можно назвать голосом Бога внутри нас. (Можно назвать.)

Слайд 66

Выпишите грамматическую основу предложения.

  • Бескорыстие его было беспримерным. (Бескорыстие было беспримерным.)

Слайд 67

Выпишите грамматическую основу предложения.

  • Таких больших чёрных глаз нет ни у кого больше. (Нет.)

Слайд 68

ЗАДАНИЕ А 9

Слайд 69

Варианты вопросов:

  1. Какие слова являются грамматической основой в предложении или в одной из частей сложного предложения?
  2. Какое сочетание не является грамматической основой указанного предложения?
  3. Какое из слов является подлежащим (сказуемым) одного из предложений?

Слайд 70

Какое(-ие) слово(-а) не является(-ются) сказуемым в одном из предложений текста?

(2) Температура тела этих «кораблей пустыни» может совершенно безболезненно повышаться до сорока градусов. (3) И только тогда верблюд начинает потеть. (4) Но вода у него выделяется не из крови, как у других животных, а из клеток и межклеточного пространства. (6) Есть у верблюда ещё одно защитное приспособление - густой и плотный мех, предохраняющий его от перенагревания и препятствующий испарению влаги с поверхности кожи.

  1. может (предложение 2)
  2. начинает потеть (предложение 3)
  3. выделяется (предложение 4)
  4. есть (предложение 6)

Ответ: (1) .

Слайд 71

Какие слова являются грамматической основой в одной из частей пятого предложения?

(5) Оказалось, что если натянуть кожу на полый деревянный или глиняный предмет, то звук станет более гулким и сильным.

  1. звук станет гулким
  2. звук станет
  3. звук станет более гулким и сильным
  4. звук станет гулким и сильным

Ответ: (3).

Слайд 72

Алгоритм:

  1. Исключи варианты ответов с членами предложения, которые имеют значения времени, места, условия.
  2. Был и казалось чаще всего являются частью составного именного сказуемого (рядом ищи Тв. п.).
  3. Простая форма сравнительной степени прилагательного, краткие прилагательные и причастия - всегда сказуемые!
  4. Помни об односоставных предложениях и однородных членах!

Слайд 73

Какие слова являются грамматической основой в одной из частей второго предложения текста?

(2) По мнению исследователей, современный Арарат не то место, которое упоминается в Библии.

  1. современный Арарат
  2. которое упоминается
  3. упоминается в Библии
  4. Арарат упоминается

Ответ: (2).

Слайд 74

Какие слова являются грамматической основой в восьмом предложении текста?

(8) Но великую армянскую гору Масис никто этим словом не называл.

  1. Масис не называл
  2. гору не называл
  3. никто не называл
  4. никто этим словом не называл

Ответ: (3).

Слайд 75

Какое слово является подлежащим в девятом предложении?

(9) Имя «Арарат» она получила не ранее XII- XIII века, тогда же её начали ассоциировать с библейским Всемирным потопом и Ноевым ковчегом.

  1. «Арарат»

Ответ: (3).

Слайд 76

В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?

(1) Каждый художественный текст представляет собой ту или иную информацию, которая всегда преследует определённые практические цели. (3) Сила этого воздействия зависит от степени художественности произведения, его изобразительно-выразительной фактуры. (4) Оно может нас волновать, брать, что называется, за душу и оставлять равнодушным, не трогать, нравиться или не нравиться, быть по духу своим и близким или чужим и далеким. (5) И всё это лишь при условии, если мы его понимаем.

  1. предложение 1
  2. предложение 3
  3. предложение 4
  4. предложение 5

Ответ: (3).

Слайд 77

Какие слова являются грамматической основой в предложении 5?

(5) …окончательного ответа на эти вопросы так и не получено.

  1. ответа не получено
  2. ответа на вопросы не получено
  3. не получено
  4. так и не получено

Ответ: (3).

Слайд 78

Какие слова являются грамматической основой в предложении 6?

(6) Эти медленные изменения меняют параметры самой орбиты Земли и оказывают влияние на климат планеты.

  1. изменения меняют и оказывают
  2. изменения меняют
  3. изменения меняют и оказывают влияние
  4. эти изменения меняют и оказывают

Ответ: (1).

Слайд 79

Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

(2) В 1894 году он собрал радиоприёмник, реагировавший на электромагнитные волны, получаемые при грозовых разрядах (так называемый грозоотметчик). (4) В январе 1900 года радиостанция Попова была использована при спасении броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», севшего на камни. (5) Ледоколу «Ермак», участвовавшему в снятии броненосца с камней, была послана радиограмма о том, что 24 января от берега оторвало льдину с рыбаками, и ледокол снял рыбаков с льдины.

  1. послана радиограмма (предложение 5)
  2. собрал радиоприёмник (предложение 2)
  3. оторвало льдину (предложение 5)
  4. радиостанция была использована (предложение 4)

Ответ: (4).

Слайд 80

Какие слова являются грамматической основой во втором (2) предложении текста?

(2) Вся другая информация (звуки, изображения) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму.

  1. информация для обработки
  2. информация должна
  3. информация должна быть преобразована
  4. информация преобразована

Ответ: (3).

Слайд 81

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

Слайд 82

1. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений текста?

(2) Однако не все эти фрагменты должны войти в реферат. (3) Их следует отобрать в соответствии с темой реферата и сгруппировать вокруг развивающих её нескольких больших подтем. (5) Под смысловым свёртыванием, или компрессией, понимается операция, приводящая к сокращению текста без потери важной, актуальной информации. (6) … компрессия, предусматривающая исключение из текста избыточной, второстепенной информации, является одним из ведущих приёмов при написании реферата.

  1. понимается (предложение 5)
  2. фрагменты должны войти (предложение 2)
  3. их следует отобрать (и) сгруппировать (предложение 3)
  4. исключение является (предложение 6)

Ответ: (2).

Слайд 83

2. Какие слова НЕ ЯВЛЯЮТСЯ грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

(1) В 332 - 331 гг. до н. э. Александр Македонский основал столицу эллинистического Египта Александрию. (2) Здесь находится знаменитый Александрийский муссейон - один из главных научных и культурных центров античного мира, а при нём не менее знаменитая Александрийская библиотека, в которой насчитывалось чуть ли ни 700 тысяч томов греческих и восточных книг. (4) Много замечательных сооружений было возведено в Александрии. (5) К ним принадлежит и Александрийский маяк на скалистом острове Форос вблизи дельты Нила.

  1. Александр Македонский основал (предложение 1)
  2. Александрийский муссейон один из главных центров (предложение 2)
  3. было возведено (предложение 4)
  4. принадлежит Александрийский маяк (предложение 5)

Ответ: (3).

Слайд 84

3. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

(1) Легенда об Атлантиде - загадочном государстве, которое поглотило море, может оказаться больше, чем просто миф. (3) Древние минойцы были умелыми архитекторами, кораблестроителями, их достижения наложили отпечаток на культуру и быт многих древних цивилизаций Средиземноморья, в том числе и на египетскую. (4) Опытные корабелы, они торговали со многими средиземноморскими городами, и не случайно в египетских папирусах их называют «народом с моря». (6) Теперь учёные нашли новые доказательства того, что причиной гибели минойской культуры стала разбушевавшаяся водная стихия.

  1. которое поглотило (предложение 1)
  2. называют (предложение 4)
  3. стихия стала (предложение 6)
  4. минойцы были опытными архитекторами, кораблестроителями (предложение 3)

Ответ: (2).

Слайд 85

4. Какие слова НЕ ЯВЛЯЮТСЯ грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

(2) Гибель высокоорганизованной критской цивилизации почти 3,5 тыс. лет назад долгое время оставалась загадкой. (4) Опытные корабелы, они торговали со многими средиземноморскими городами, и не случайно в египетских папирусах их называют «народом с моря». (7) На берегу острова Крит обнаружили минойский строительный материал и глиняную посуду вперемешку с округлённой галькой, а также ракушками и прочими представителями микроскопической морской фауны. (8) Учёные уверены, что такую смесь могло создать только цунами.

  1. обнаружили материал и посуду (предложение 7)
  2. могло создать цунами (предложение 8)
  3. гибель оставалась загадкой (предложение 2)
  4. они торговали (предложение 4)

Ответ: (1).

Слайд 86

5. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

(2) Его полёт сопровождался звуковыми и световыми эффектами и закончился мощным взрывом, равным по силе двум тысячам взрывов атомной бомбы в Хиросиме. (4) Учёные мужи всего мира давно уже ломают головы над феноменом Тунгусского метеорита. (5) Но до сих пор нельзя однозначно сказать, что произошло в сибирской тайге почти сто лет назад. (6) Очередную версию разгадки обнародовали красноярские исследователи.

  1. полёт сопровождался (предложение 2)
  2. мужи ломают (предложение 4)
  3. нельзя сказать (предложение 5)
  4. версию обнародовали (предложение 6)

Ответ: (3).

Слайд 87

6. Какие слова являются грамматической основой во втором (2) предложении текста?

(2) Его полёт сопровождался звуковыми и световыми эффектами и закончился мощным взрывом, равным по силе двум тысячам взрывов атомной бомбы в Хиросиме.

  1. полёт сопровождался
  2. полёт закончился
  3. полёт сопровождался и закончился
  4. полёт сопровождался эффектами и закончился взрывом

Ответ: (3).

Слайд 88

7. Какие слова НЕ ЯВЛЯЮТСЯ грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

(1) 30 июня 1908 года около 7 часов утра над территорией Центральной Сибири в междуречье Нижней Тунгуски и Лены пролетел гигантский шар-болид. (3) Взрывной волной были повалены деревья в радиусе 80 км от эвенкийского посёлка Ванавара. (4) Учёные мужи всего мира давно уже ломают головы над феноменом Тунгусского метеорита. (9) Земля для кометы, разлетевшейся на множество ледяных кусков, стала своего рода раскаленной сковородкой.

  1. учёные мужи ломают головы (предложение 4)
  2. земля для кометы стала своего рода раскаленной сковородкой (предложение 9)
  3. пролетел шар-болид (предложение 1)
  4. были повалены деревья (предложение 3)

Ответ: (2).

Слайд 89

8. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

(1) Снежный барс имеет и другое общепринятое название - ирбис. (3) Ещё в XVII веке русские купцы, торговцы пушниной, переняли это название у местных азиатских охотников, многие из которых говорили на тюркском наречии. (4) Слово это ими произносилось как «ирбиз», что означало «снежная кошка». (6) С большими кошками барса роднит узор на голове, манера держать хвост, когда животное спокойно, и ещё ряд анатомических особенностей.

  1. барс имеет (предложение 1)
  2. переняли название (предложение 3)
  3. что означало (предложение 4)
  4. манера держать (предложение 6)

Ответ: (3).

Слайд 90

9. Какие слова НЕ ЯВЛЯЮТСЯ грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

(4) Слово это ими произносилось как «ирбиз», что означало «снежная кошка». (7) Зато барс, как и другие малые кошки, умеет мурлыкать; поза, которую животное принимает, трапезничая. (8) Учитывая эту схожесть и с теми, и с другими кошками, барсов порой называют «средними кошками». (9) Но вот по своим габаритам они ничуть не уступают леопарду, типичному представителю «больших».

  1. называют (предложение 8)
  2. животное принимает (предложение 7)
  3. это произносилось (предложение 4)
  4. они не уступают (предложение 9)

Ответ: (3).

Слайд 91

10. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

(1) Мадагаскар отделился от Африки 120 000 000 лет назад и с тех пор пошёл по своему эволюционному пути развития. (2) В результате этого животные и растения, которых вы не встретите больше нигде в мире, успешно выжили и процветают на этом острове - четвёртом по величине в мире. (3) Например, лемуры, которые уже давно исчезли в Европе и Северной Америке.

  1. Мадагаскар отделился (предложение 1)
  2. животные выжили (предложение 2)
  3. лемуры исчезли (предложение 3)
  4. которые исчезли (предложение 3)

Ответ: (4).

Слайд 92

Проверьте ответы: 1 - 2; 2 - 3; 3 - 2; 4 - 1; 5 - 3; 6 - 3; 7 - 2; 8 - 3; 9 - 3; 10 - 4.

Возможно, Вы уже смогли убедиться, что даже самые легкие знаки препинания (в конце предложения) поставить не настолько легко, как сразу кажется, потому что необходимо вдумываться в смысл предложения и текста. А еще сложнее приходится работать над пунктуацией в середине предложения. Здесь нужно думать, из каких блоков состоит предложение, где границы блоков, потом в соответствии с правилами расставлять знаки препинания. Не пугайтесь! Разберемся даже с самыми сложными случаями, поможем их понять и превратить в простые!

Начнем, пожалуй, с главных блоков – простых предложений , которые могут входить в состав сложного. Из чего состоит простое предложение? Сердце его – грамматическая основа , состоящая, как правило, из подлежащего и сказуемого . Вокруг грамматической основы располагаются второстепенные члены предложения , обособленные и необособленные; входящие в группу сказуемого и в группу подлежащего.

Грамматическая основа потому и основа, что на ней держится все предложение. Если научиться ее быстро находить, будет легко расставлять те нужные знаки препинания, которые обозначат границу простых предложений в составе сложного. Как же следует рассуждать?

Определяем, сколько основ в предложении:

А трудно ли найти грамматическую основу предложения? Иногда очень просто: подлежащее (кто? или что?), сказуемое (что делает? что сделал?) . Но часто встречаются случаи посложнее.

Вывод : одна основа – простое предложение; две или больше основ – сложное.

Попробуйте определить грамматическую основу следующих предложений (ответы смотрите ниже).

1. Все понятно нам, мастерам.
2. Из окошечка светлицы вдруг послышалось «ку-ку»!
3. Хозяин твой и мил, и гостеприимен.
4. Каждый норовит влезть со своим предложением.
5. Деревня, где мы играли летом, была прелестным уголком.
6. Вечер. Лес. Дальний путь.
7. Наш город украшает замечательный парк.
8. Стремящийся к победе обязательно победит.

Если Вы справились с этой работой без ошибок, Вас можно поздравить! Если же ошибки попадались, не огорчайтесь: они для того и существуют, чтобы с ним справляться и их побеждать!

Какие же ошибки могли тут Вас подстерегать? Кто-то мог потерять подлежащее, где-то не оказалось сказуемого, в каком-то предложении вместо подлежащего втиснулось дополнение, в некоторых случаях вообще подчеркнуты члены предложения, которые не имеют ни малейшего отношения друг к другу.

Неужели это так страшно? Конечно, нет! Но, если Вы неверно находите грамматическую основу, нельзя правильно увидеть блоки, соответственно получается, что простое предложение по ошибке принимается за сложное, в сложных неверно определяется количество частей, а значит, и знаки препинания располагаются так, как им заблагорассудится.

Как же найти эту коварную грамматическую основу? Вы можете сначала найти сказуемое, потом подлежащее, можете наоборот, только помните несколько подсказок:

1) Для того чтобы найти подлежащее обязательно задайте от сказуемого двойной вопрос: кто? что? Тогда Вы вряд ли перепутаете подлежащее и дополнение.

Попробуйте так поступить, определяя подлежащее в следующих предложениях.

Раньше всех берег увидел капитан.

Перед платья украшали цветы.

Если Вы задали двойной вопрос от сказуемого, то отыскали подлежащие капитан и цветы .

2) Для того чтобы найти сказуемое, попробуйте задать вопросы: «Что происходит? Что говорится о подлежащем? Каков этот предмет (подлежащее)? Что он делает? (подлежащее)»

Рассмотрите примеры. Подлежащее выделено жирным , сказуемое – курсивом .

Ученица была красивой .

На улице свежо и ветрено .

Малышам не сиделось на месте.

Замечательная игра догонялки !

3) От перемены мест слагаемых сумма меняется . Это значит, будьте внимательны к некоторым предложениям при определении грамматической основы.

Зеленый город (односоставное назывное предложение).

Город зеленый (двусоставное предложение).

Вы уже увидели, что бывает так, когда в предложении есть только подлежащее или только сказуемое (гораздо чаще). Такие предложения называются односоставными . Работая с такими предложениями, будьте внимательны! Именно в них часто дополнение маскируется под подлежащее по смыслу. Тогда возвращайтесь к нашей первой подсказке, ставьте двойной вопрос – и все станет понятно.

Попробуйте найти грамматическую основу в этих предложениях.

Мне холод но .

Ему не спится.

Мне хочется улыбн уться .

Очень многие скажут, что в этих предложениях есть подлежащее и сказуемое, т. е. они двусоставные. Тогда могу спросить, какое подлежащее? Ответ может быть – я, он. Тогда еще один вопрос: где в этих предложениях слова Я и ОН? Их нет, есть другие формы: мне, ему. А это уже не подлежащее, а дополнение. Если поставить вопрос: кто? что? – все станет на свои места. Правильный ответ следующий: это односоставные безличные предложения. В них нет и не может быть подлежащего, сказуемое выделено курсивом.

Надеемся, что у Вас теперь будет меньше проблем при определении грамматической основы предложения!

Удачи в изучении русского языка!

Ответы к заданию.

Подлежащее выделено жирным , сказуемое – курсивом .

1. Все понятно .
2. Послышалось «ку-ку» !
3. Хозяин мил , гостеприимен .
4. Каждый норовит влезть .
5. Деревня была прелестным уголком ; мы играли .
6. Вечер . Лес . Дальний путь .
7. Украшает парк . 8. Стремящийся победит .

Остались вопросы? Не знаете, как найти грамматическую основу?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

При морфологическом, пунктуационном разборе предложения важно правильно определять его грамматическую основу. Умение быстро выделить подлежащее, сказуемое поможет грамотно расставить знаки препинания, а также разобраться в смысле предложения. Именно грамматическая основа является смысловым центром предложения – его предикативным ядром. Отлично, если человек уже научился быстро выделять грамматическую основу. Однако зачастую может показаться, что определить предикативное ядро очень просто. На самом же деле небольшое усложнение задачи сразу ставит в тупик.

Всё дело здесь в том, что в современном русском языке очень богатые ресурсы, разнообразные синтаксические связи. Подлежащее и сказуемое вовсе не обязательно выражаются существительным и глаголом. Разумеется, в предложении «Дерево стоит под окном» многие без труда найдут грамматическую основу. Мы видим здесь существительное: оно явно представляет собой главный член предложения. Речь идёт именно о дереве. Можно легко задать от этого подлежащего вопрос «что делает?», найти таким образом и сказуемое. «Дерево стоит» - вот наша грамматическая основа. Но далеко не все предложения построены так просто. Вам важно запомнить, какими частями речи может быть выражено подлежащее, сказуемое, по какому алгоритму необходимо искать грамматическую основу. Надо знать, как найти грамматическую основу предложения, помнить все нюансы, чтобы потом точно анализировать тексты, правильно расставлять пунктуационные знаки.

Грамматическая основа предложения: важные моменты
Запомните несколько важных моментов, чтобы научиться определять грамматическую основу предложения. Обязательно записывайте все основные сведения. Лучший вариант – представить информацию в таблицах. Пусть у вас всегда будут под рукой таблицы на плотных листах бумаги или картона. Так вы быстрее всё запомните, а потом уже не будете заглядывать в ваши карточки.

Вот простые правила, которые вам помогут.

  • Полный разбор предложения по частям. Определяйте грамматическую основу тщательно, старайтесь сначала найти наиболее подходящий вариант, а затем исключить все остальные вероятные. Проще всего быстро выполнить анализ предложения, подчеркнув все члены и задав соответствующие вопросы, определив синтаксические связи. В сложных случаях только такой путь наиболее надёжный. Это займёт не так много времени, зато вы будете уверены, что точно нашли предикативное ядро.
  • Карандаш, ручка, черновик. Активно пользуйтесь черновиками, карандашами и ручками. Делайте все необходимые пометки, надписывайте части речи прямо над словами, подчёркивайте все члены предложения привычными линиями, пунктирами. Именно на черновике вы сможете спокойно разобрать предложение, углубиться в его лексическое и грамматическое значение.
  • Без спешки. Ни в коем случае не старайтесь сделать всё как можно быстрее! Вы наверняка допустите ошибки, поскольку при синтаксическом анализе необходимо относиться к каждому случаю с удвоенным вниманием. Вы можете успешно найти грамматические основы в нескольких предложениях, а затем начать совершать ошибки. Нельзя пытаться определять подлежащее и сказуемое наугад.
  • Члены предложения и части речи. Забудьте о прямой взаимосвязи отношения слова к частям речи и его роли в предложении! Если перед вами существительное, не стоит сразу предполагать, что оно является подлежащим. Сказуемые тоже далеко не всегда выражены глаголами.
  • Такое сложное сказуемое. Зачастую больше проблем возникает при определении сказуемого. Вам понадобится запомнить все типы сказуемых, чтобы находить грамматические основы точно. Когда вы будете не просто определять сказуемое, а точно называть его тип, вы сможете с уверенностью сказать: этот член предложения найден правильно.
  • Неожиданные подлежащие. Внимательнее относитесь и к определению подлежащего. Оно может быть выражено даже союзом! Ознакомьтесь с примерами, чтобы избавиться от стереотипов, иметь более широкое представление о грамматических основах в русском языке.
Лучший способ научиться определять грамматические основы предложений правильно – ознакомиться с примерами и запомнить типы сказуемых. Алгоритм определения грамматической основы вам тоже пригодится, он достаточно простой.

Определяем грамматическую основу по алгоритму
Запомните несложные правила. Соблюдайте последовательность действий, чтобы правильно находить подлежащее и сказуемое в предложении.

  1. Сначала работайте в черновике. Вы ищете грамматическую основу. В неё входит подлежащее и сказуемое. Лучше начните с подлежащего.
  2. Внимательно прочтите предложение. Вдумайтесь в его смысл. Сразу подумайте: какое слово может быть подлежащим? О чём говорится в предложении? Какой член конструкции может отвечать на вопросы «кто?», «что?», являться носителем действия или определяемым лицом? Например: «Папа шёл домой». Вы сразу видите подлежащее «папа», которое является носителем действия. Папа идёт – именно об этом говорится в предложении.
  3. Когда вы уже определили подлежащее, следует переходить к сказуемому. От подлежащего к сказуемому можно задать условный вопрос, хотя традиционно считается, что в грамматической основе части равноправны. Однако вы быстро сумеете определить связь: папа (что делал?) шёл. Грамматическая основа определена.
  4. Помните, что предложения могут быть односоставными. Не все грамматические основы состоят из подлежащего и сказуемого. Рассмотрим примеры.
    • Назывное предложение с подлежащим. Холодная зима .
    • Определённо-личное предложение. Есть только сказуемое. Приходите завтра.
    • Безличное, есть сказуемое. Вечереет .
    • Обобщённо-личное. Грамматическая основа состоит из сказуемого. Нас так учили .
    • Неопределённо-личное, в грамматической основе нет подлежащего. Тебя там встретят .
  5. Если вам попалось сложное для восприятия предложение, оно слишком длинное, в нём много членов, удобнее всего разобрать его целиком. Даже если вам показалось, что вы уже нашли грамматическую основу, попробуйте определить роль других членов предложения. Вполне вероятно, что вы что-то упустили, не обратили внимания на некоторые слова, их значения в предложении.
  6. Обязательно проверьте себя ещё раз, когда выполнили работу. Проанализируйте смыл предложения, синтаксические роли всех его членов. Убедитесь, что ваша грамматическая основа действительно является предикативным ядром, несёт основное лексическое и грамматическое значение.
  7. Можно переносить всё в чистовик.
Работайте максимально тщательно. Определяйте грамматическую основу именно по её синтаксической роли в предложении, не отвлекайтесь на то, какими частями речи являются слова.

Различные грамматические основы, подлежащие и сказуемые. Несколько нюансов
Чтобы лучше ориентироваться в особенностях грамматических основ, ознакомьтесь с некоторыми примерами. Так, интересно рассмотреть, какими частями речи могут быть выражены подлежащие.

  • Существительное. Лето наступило неожиданно.
  • Личное местоимение. Она вернулась домой.
  • Вопросительное местоимение. Что произошло?
  • Числительное. Восемь меньше десяти.
  • Прилагательное. Фиолетовый – мой любимый цвет.
  • Союз. И – соединительный союз.
  • Существительное в именительном падеже и существительное в творительном падеже. Мама с дочкой пошли в театр.
Обязательно запомните типы сказуемых, чтобы правильно определять грамматические основы, не оставлять её части необозначенными. Например, некоторые слова можно просто пропустить. При полном разборе предложения вы сразу увидите, что они остались без своей синтаксической роли.

Сказуемые могут быть простыми глагольными (ПГС), составными глагольными (СГС) и составными именными (СИС).

  • ПГС. В данном случае сказуемое выражается личной формой глагола. Она размышляет . Николай гуляет . Зима начинается . Запомните: ПГС иногда выражено фразеологизмом со спрягаемой глагольной формой. Его можно заменить глаголом с прямым значением. Костя бьёт баклуши (бездельничает) .
  • СГС. Сказуемое состоит минимум из двух слов, в нём есть инфинитив глагола и связка. В роли связок обычно выступают слова: умеет, любит, хочет, может, продолжил, закончил, начал. Я хочу петь . Миша перестал заниматься . Таня любит слушать музыку.
  • СИС. Такое сказуемое состоит из глагольной связки и именной части. В роли именной части выступают наречия, причастия, именные части речи. Связка – это глагол быть в личной форме. Обратите внимание! Глагол может быть пропущен, но перед вами сказуемое. Пробуйте подставлять его самостоятельно. Лето будет жарким . День пасмурный . Задача быстро решена .
Анализируйте предложение тщательно, будьте внимательны и помните все важные моменты. Тогда вы будете находить грамматическую основу правильно.

ПОМНИТЕ!1)
предложение может быть
односоставным(обычно сказуемным,
поэтому подлежащего в нем не будет)
2) главные члены могут быть однородными,
то есть несколько подлежащих или
несколько сказуемых

При выявлении подлежащего ищите слово, которое обозначает производителя действия. И это слово стоит только в именительном падеже.

Мне это не нравится.
В этом предложении подлежащего
нет!

Подлежащее

Существительное
или местоимение в
именительном падеже
Прилагательное, причастие,
инфинитив, выступающие в роли
существительного.
Синтаксически неделимое
словосочетание.

Девушка
как-то сразу поняла, что он
всё время хочет есть.
Она не сводит глаз с дороги, что идёт
через рощу.
Присутствующие не обратили на него
никакого внимания.
Решить этот вопрос – наша главная
задача.
Однажды человек десять наших
офицеров обедали у Сильвио.

Сказуемое
Простое
составные
глагольное
глагольное именное

Простое глагольное сказуемое (ПГС)

ПГС является сказуемое, выраженное
глаголом любого наклонения, времени и
лица
Потонула деревня в ухабинах (гл.изъяв. накл.,
прош.вр)
Дай, Джим, на счастье лапу мне… (гл.
повелит. накл)
Но, обреченный на гоненье, еще я долго буду
петь (гл. изъявит. накл., будущ.вр.)

10.

Но, обреченный на гоненье, еще я долго
буду петь
Буду петь – сложная форма будущего
времени.

11.

Буду, будешь, будут и т.д.
Инфинитив
ПГС

12. Составное глагольное сказуемое (СГС)

Вспомогательная часть
Инфинитив
СГС

13. а) фазовые глаголы, т.е. обозначающие начало, продолжение или конец действия (начать, начинать, стать, продолжать, кончать, прекратить и др.).

а) фазовые глаголы, т.е. обозначающие
начало, продолжение или конец действия
(начать, начинать, стать, продолжать,
кончать, прекратить и др.).
Например: Он начал кашлять. Она
продолжает смеяться. Мы закончили
выполнять упражнение.

14.

б) модальные глаголы, обозначающие намерение,
волеизъявление, способность, желание (хотеть,
уметь, мочь, намереваться, суметь, готовиться,
мечтать, надеяться, думать и др.)
Например: Я хочу много путешествовать. Ты мог
бы говорить не так громко? Мы стараемся
хорошо учиться.

15.

в) глаголы, выражающие эмоциональное
состояние (бояться, страшиться,
стыдиться, стесняться, осмелиться,
остерегаться, решиться, любить,
ненавидеть и др.)
Например: Он боялся опоздать на экзамен.
Мы не любим много путешествовать.

16.

Краткое имя прилагательное + инфинитив = СГС
Например: Я рад побывать на конференции. Мы
готовы подежурить в столовой. Она согласна
выйти за него замуж. Вы должны немедленно
уехать.
НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО+инфинитив.
Например: Надо мыть руки перед едой. Мне
нужно срочно уехать. Вам необходимо сдать
работу к сроку.

17. Составное именно сказуемое (СИС)

Связка
Именная часть
СИС
Муж ее был молод, красив, добр, честен и
обожал свою жену.

18.

а) глагол быть в различных формах времени и
наклонения
Например: Поэт поэту есть кунак. Имя
существительное есть часть речи,
которая…
В настоящем времени глагол-связка БЫТЬ
выступает в нулевой форме.
Например: Он директор. Он студент.

19.

Глагол
с ослабленным лексическим
значением - ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ,
СТАНОВИТЬСЯ, ОСТАВАТЬСЯ,
ОКАЗАТЬСЯ, ЗВАТЬСЯ, СЛЫТЬ,
СЧИТАТЬСЯ, СТАТЬ и др.
Например: Её сестра звалась Татьяна.
Онегин жил анахоретом. Сюжет романа
оказался оригинальным. Она является
хозяйкой этой машины.

20.

Глагол-связка
со значением движения,
положения в пространстве – ИДТИ,
БЕЖАТЬ, БРОДИТЬ, СИДЕТЬ,