Краткий сюжет кому на руси жить хорошо. Анализ поэмы "кому на руси жить хорошо" по главам, композиция произведения. Когда пришла хозяюшка

Однажды на столбовой дороге сходятся семь мужиков - недавних крепостных, а ныне временнообязанных «из смежных деревень - Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож». Вместо того чтобы идти своей дорогой, мужики затевают спор о том, кому на Руси живется весело и вольготно. Каждый из них по-своему судит о том, кто главный счастливец на Руси: помещик, чиновник, поп, купец, вельможный боярин, министр государев или царь.
За спором они не замечают, что дали крюк в тридцать верст. Увидев, что домой возвращаться поздно, мужики разводят костер и за водкой продолжают спор - который, разумеется, мало-помалу перерастает в драку. Но и драка не помогает разрешить волнующий мужиков вопрос.

Решение находится неожиданно: один из мужиков, Пахом, ловит птенца пеночки, и ради того, чтобы освободить птенчика, пеночка рассказывает мужикам, где можно найти скатерть самобраную. Теперь мужики обеспечены хлебушком, водкой, огурчиками, кваском, чаем - словом, всем, что необходимо им для дальнего путешествия. Да к тому же скатерть самобраная будет чинить и стирать их одежду! Получив все эти блага, мужики дают зарок дознаться, «кому живется весело, вольготно на Руси».
Первым возможным «счастливцем», встретившимся им по дороге, оказывается поп. (Не у встречных же солдатиков и нищих было спрашивать о счастье!) Но ответ попа на вопрос о том, сладка ли его жизнь, разочаровывает мужиков. Они соглашаются с попом в том, что счастье - в покое, богатстве и чести. Но ни одним из этих благ поп не обладает. В сенокос, в жнитво, в глухую осеннюю ночь, в лютый мороз он должен идти туда, где есть болящие, умирающие и рождающиеся. И всякий раз душа у него болит при виде надгробных рыданий и сиротской печали - так, что рука не поднимается взять медные пятаки - жалкое воздаяние за требу. Помещики же, которые прежде жили в родовых усадьбах и здесь венчались, крестили детушек, отпевали покойников, - теперь рассеяны не только по Руси, но и по дальней чужеземщине; на их воздаяние надеяться не приходится. Ну, а о том, каков попу почет, мужики знают и сами: им неловко становится, когда поп пеняет за непристойные песни и оскорбления в адрес священников.

Поняв, что русский поп не относится к числу счастливцев, мужики отправляются на праздничную ярмарку в торговое село Кузьминское, чтобы там расспросить народ о счастье. В богатом и грязном селе есть две церкви, наглухо заколоченный дом с надписью «училище», фельдшерская изба, грязная гостиница. Но больше всего в селе питейных заведений, в каждом из которых едва успевают управляться с жаждущими. Старик Вавила не может купить внучке козловые башмачки, потому что пропился до грошика. Хорошо, что Павлуша Веретенников, любитель русских песен, которого все почему-то зовут «барином», покупает для него заветный гостинец.
Мужики-странники смотрят балаганного Петрушку, наблюдают, как офени набирают книжный товар - но отнюдь не Белинского и Гоголя, а портреты никому не ведомых толстых генералов и произведения о «милорде глупом». Видят они и то, как заканчивается бойкий торговый день: повальным пьянством, драками по дороге домой. Впрочем, мужики возмущаются попыткой Павлуши Веретенникова мерить крестьянина на мерочку господскую. По их мнению, трезвому человеку на Руси жить невозможно: он не выдержит ни непосильного труда, ни мужицкой беды; без выпивки из гневной крестьянской души пролился бы кровавый дождь. Эти слова подтверждает Яким Нагой из деревни Босово - один из тех, кто «до смерти работает, до полусмерти пьет». Яким считает, что только свиньи ходят по земле и век не видят неба. Сам он во время пожара спасал не накопленные за всю жизнь деньги, а бесполезные и любимые картиночки, висевшие в избе; он уверен, что с прекращением пьянства на Русь придет великая печаль.

Мужики-странники не теряют надежды найти людей, которым на Руси хорошо живется. Но даже за обещание даром поить счастливцев им не удается обнаружить таковых. Ради дармовой выпивки счастливцами готовы себя объявить и надорвавшийся работник, и разбитый параличом бывший дворовый, сорок лет лизавший у барина тарелки с лучшим французским трюфелем, и даже оборванные нищие.

Наконец кто-то рассказывает им историю Ермила Гирина, бурмистра в вотчине князя Юрлова, заслужившего всеобщее уважение своей справедливостью и честностью. Когда Гирину понадобились деньги для того, чтобы выкупить мельницу, мужики одолжили их ему, не потребовав даже расписки. Но и Ермил теперь несчастлив: после крестьянского бунта он сидит в остроге.

О несчастье, постигшем дворян после крестьянской реформы, рассказывает мужикам-странникам румяненький шестидесятилетний помещик Гаврила Оболт-Оболдуев. Он вспоминает, как в прежние времена все веселило барина: деревни, леса, нивы, крепостные актеры, музыканты, охотники, безраздельно ему принадлежавшие. Оболт-Оболдуев с умилением рассказывает о том, как по двунадесятым праздникам приглашал своих крепостных молиться в барский дом - несмотря на то что после этого приходилось со всей вотчины сгонять баб, чтобы отмыть полы.

И хотя мужики по себе знают, что жизнь в крепостные времена далека была от нарисованной Оболдуевым идиллии, они все же понимают: великая цепь крепостного права, порвавшись, ударила одновременно и по барину, который разом лишился привычного образа жизни, и по мужику.

Отчаявшись найти счастливого среди мужиков, странники решают расспросить баб. Окрестные крестьяне вспоминают, что в селе Клину живет Матрена Тимофеевна Корчагина, которую все считают счастливицей. Но сама Матрена думает иначе. В подтверждение она рассказывает странникам историю своей жизни.
До замужества Матрена жила в непьющей и зажиточной крестьянской семье. Замуж она вышла за печника из чужой деревни Филиппа Корчагина. Но единственно счастливой была для нее та ночь, когда жених уговаривал Матрену выйти за него; потом началась обычная беспросветная жизнь деревенской женщины. Правда, муж любил её и бил всего один раз, но вскоре он отправился на работу в Питер, и Матрена была вынуждена терпеть обиды в семье свекра. Единственным, кто жалел Матрену, был дедушка Савелий, в семье доживавший свой век после каторги, куда он попал за убийство ненавистного немца-управляющего. Савелий рассказывал Матрене, что такое русское богатырство: мужика невозможно победить, потому что он «и гнется, да не ломится».

Рождение первенца Демушки скрасило жизнь Матрены. Но вскоре свекровь запретила ей брать ребенка в поле, а старый дедушка Савелий не уследил за младенцем и скормил его свиньям. На глазах у Матрены приехавшие из города судейские производили вскрытие её ребенка. Матрена не могла забыть своего первенца, хотя после у нее родилось пять сыновей. Один из них, пастушок Федот, однажды позволил волчице унести овцу. Матрена приняла на себя наказание, назначенное сыну. Потом, будучи беременной сыном Лиодором, она вынуждена была отправиться в город искать справедливости: её мужа в обход законов забрали в солдаты. Матрене помогла тогда губернаторша Елена Александровна, за которую молится теперь вся семья.

По всем крестьянским меркам жизнь Матрены Корчагиной можно считать счастливой. Но о невидимой душевной грозе, которая прошла по этой женщине, рассказать невозможно - так же, как и о неотплаченных смертных обидах, и о крови первенца. Матрена Тимофеевна убеждена, что русская крестьянка вообще не может быть счастлива, потому что ключи от её счастья и вольной волюшки потеряны у самого Бога.

В разгар сенокоса странники приходят на Волгу. Здесь они становятся свидетелями странной сцены. На трех лодочках к берегу подплывает барское семейство. Косцы, только что присевшие отдохнуть, тут же вскакивают, чтобы показать старому барину свое усердие. Оказывается, крестьяне села Вахлачина помогают наследникам скрывать от выжившего из ума помещика Утятина отмену крепостного права. Родственники Последыша-Утятина за это обещают мужикам пойменные луга. Но после долгожданной смерти Последыша наследники забывают свои обещания, и весь крестьянский спектакль оказывается напрасным.

Здесь, у села Вахлачина, странники слушают крестьянские песни - барщинную, голодную, солдатскую, соленую - и истории о крепостном времени. Одна из таких историй - про холопа примерного Якова верного. Единственной радостью Якова было ублажение своего барина, мелкого помещика Поливанова. Самодур Поливанов в благодарность бил Якова в зубы каблуком, чем вызывал в лакейской душе еще большую любовь. К старости у Поливанова отнялись ноги, и Яков стал ходить за ним, как за ребенком. Но когда племянник Якова, Гриша, задумал жениться на крепостной красавице Арише, Поливанов из ревности отдал парня в рекруты. Яков было запил, но вскоре вернулся к барину. И все-таки он сумел отомстить Поливанову - единственно доступным ему, лакейским способом. Завезя барина в лес, Яков повесился прямо над ним на сосне. Поливанов провел ночь под трупом своего верного холопа, стонами ужаса отгоняя птиц и волков.

Еще одну историю - о двух великих грешниках - рассказывает мужикам божий странник Иона Ляпушкин. Господь пробудил совесть у атамана разбойников Кудеяра. Разбойник долго замаливал грехи, но все они были ему отпущены только после того, как он в приливе гнева убил жестокого пана Глуховского.
Мужики-странники слушают и историю еще одного грешника - Глеба-старосты, за деньги скрывшего последнюю волю покойного адмирала-вдовца, который решил освободить своих крестьян.

Но не одни мужики-странники думают о народном счастье. На Вахлачине живет сын дьячка, семинарист Гриша Добросклонов. В его сердце любовь к покойной матери слилась с любовью ко всей Вахлачине. Уже пятнадцати лет Гриша твердо знал, кому готов отдать жизнь, за кого готов умереть. Он думает обо всей загадочной Руси, как об убогой, обильной, могучей и бессильной матушке, и ждет, что в ней еще скажется та несокрушимая сила, которую он чувствует в собственной душе. Такие сильные души, как у Гриши Добросклонова, сам ангел милосердия зовет на честный путь. Судьба готовит Грише «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь».

Если бы мужики-странники знали, что происходит в душе Гриши Добросклонова, - они наверняка поняли бы, что уже могут вернуться под родной кров, потому что цель их путешествия достигнута.

Краткое содержание Кому на Руси жить хорошо

Над произведением «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов работал несколько лет, отдав поэме все силы своей души.

В произведении мы видим путешествие семерых странников в поэме. Они пытаются найти человека, который бы жил счастливо. Одному из них, кажется, что счастлив чиновник, другим - поп, купец, помещик или царь. Странники хотят найти на земле Непоротую губернию, Непотрошенную волость, Избытково село. Им важно докопаться до сути того, что же такое счастье. Все семеро мужиков - спорщики, они часто друг на друга, но именно спор и толкает их вперед. В поисках счастья.

Они любовно относятся к окружающей природе. Наблюдают за травами, кустами, цветами, понимают голоса животных и птиц. У каждого из них свой взгляд на вещи, свой характер. Между тем все они вместе представляют собой что-то общее, неразлучное.

Некрасов в поэме показывает все стороны народной жизни. Он описывает жизнь и нищих, и солдат, и ремесленников, и ямщиков. Мы видим нищету крестьян, рекрутчину, изнурительный труд, бесправие и эксплуатацию.

Но и в рабстве у народа России остается живой душа. Некрасов показывает русский народ трудолюбивым, отзывчивым к чужому страданию, с чувством собственного достоинства, удалым и веселым. Он показывает людей, которые полны жажды социальной справедливости. Таковы Ермил Гирин, Влас, Агап Петров, крестьяне, ненавидящие Последыша, участвующие в бунте в Столбняках, Кропильников, Кудеяр.

Важное место в поэме занимает Савелий. Он наделен чертами богатыря. Его могучая удаль проявляется уже в том, что в одиночку ходил на медведя. Он презирает рабскую покорность и стоит за народные интересы. В этом образе есть что-то былинное. В образе внучки Савелия — Некрасов е воплотил свой эстетический идеал, все положительные черты, присущие русской женщине, он пронесла через страдания и жизненные испытания. Некрасов посвятить образу Матрены целую третью часть поэмы. Она исповедуется перед странниками, рассказывает и о своих счастливых минутах в жизни, и о тяжелой женской доле. С шести лет она пасла скот, работала в поле, пряла, хлопотала по дому. А дальше — рабский труд в замужестве и воспитание детей. Но, несмотря на тяжелую жизнь, она осталась благородна и непокорна.

А вот образ совершенного человека Некрасов представляет в лице Гриши Добросклонова. Добросклонов молод. Он — разночинец по происхождению, сын батрачки. Ему пришлось пережить голодное детство. Потом он учился в семинарии. Жизнь связала его с трудом, нуждами своих земляков. Он выручает крестьян своим трудом, а мужики помогают ему в пропитании. Гриша знает всю крестьянскую работу — косит, жнет, сеет. Он — выразитель чаяний простого народа. Григория не пугают и предстоящие испытания, так как он видит, что сам народ пробуждается к борьбе и эта мысль наполняет его душу радостью.

Некрасов предлагает в поэме свое решение вопроса о том, как жить счастливо: только совместные усилия русского народа и революционеров смогут изменить жизнь крестьянства вывести народ на дорогу свободы и счастья.

«Не все между мужчинами отыскивать счастливого, пощупаем-ка баб!» - решают странники. Им советуют пойти в село Клин и спросить Корчагину Матрену Тимофеевну, которую все прозвали «губернаторша».

Странники приходят в село: Что ни изба - с подпоркою, Как нищий с костылем; А с крыш солома скормлена Скоту. Стоят, как остовы, Убогие дома. В воротах странникам встречается лакей, который объясняет, что «помещик за границею, а управитель при смерти». Какие-то мужики ловят в реке мелкую рыбу, жалуются, что раньше рыбы было больше. Крестьяне и дворовые растаскивают кто что может: Один дворовый мучился У двери: ручки медные Отвинчивал; другой Нес изразцы какие-то... Седой дворовый предлагает купить странникам заграничные книги, злится, что они отказываются: На что вам книги умные?

Вам вывески питейные Да слово «воспрещается», Что на столбах встречается, Достаточно читать! Странники слышат, как красивый бас поет песню на непонятном языке. Оказывается, «певец Ново-Архангельской, его из Малороссии сманили господа.

Свезти его в Италию сулились, да уехали». Наконец странники встречают Матрену Тимофеевну. Матрена Тимофеевна Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла. Странники рассказывают, почему отправились в путь, Матрена Тимофеевна отвечает, что ей некогда рассказывать о своей жиани - надо жать рожь. Странники обещают помочь ей убрать рожь, Матрена Тимофеевна «стала нашим странникам всю душу открывать». Глава 1 До замужества Мне счастье в девках выпало: У нас была хорошая, Непьющая семья. За батюшкой, за матушкой, Как у Христа за пазухой, Жилая...

Было много веселья, но и много работы. Наконец «выискался суженый»: На горе - чужанин! Филипп Корчагин - питерщик, По мастерству печник. Отец подгулял со сватами, пообещал выдать дочку. Матрена не хочет идти за Филиппа, тот уговаривает, говорит, что не станет обижать. В конце концов Матрена Тимофеевна соглашается. Глава 2 Песни Матрена Тимофеевна попадает в чужой дом - к свекрови и свекру.

Повествование время от времени прерывается песнями о тяжелой доле девушки, вышедшей замуж «в чужую сторонку». Семья была большущая, Сварливая... попала я С девичьей холи в ад! В работу муж отправился, Молчать, терпеть советовал... Как велено, так сделано: Ходила с гневом на сердце, А лишнего не молвила Словечка никому. Зимой пришел Филиппушка, Привез платочек шелковый Да прокатил на саночках В Екатеринин день, И горя словно не было!.. Странники спрашивают: «Уж будто не колачивал?

» Матрена Тимофеевна отвечает, что только один раз, когда приехала сестра мужа и он попросил дать ей башмаки, а Матрена Тимофеевна замешкалась. На Благовещенье Филипп опять уходит на заработки, а на Казанскую у Матрены родился сын, которого назвали Демуш-кой. Жизнь в доме родителей мужа стала еще трудней, но Матрена терпит: Что ни велят - работаю, Как ни бранят - молчу. Из всей семейки мужниной Один Савелий, дедушка, Родитель свекра-батюшки, Жалел меня... Матрена Тимофеевна спрашивает странников, рассказывать ли про деда Савелия, те готовы слушать. Глава 3 Савелий, богатырь святорусский С большущей сивой гривою, Чай, двадцать лет нестриженной, С большущей бородой, Дед на медведя смахивал...

Ему уж стукнуло, По сказкам, сто годов. Дед жил в особой горнице, Семейки недолюбливал, В свой угол не пускал; А та сердилась, лаялась, Его «клейменым, каторжным» Честил родной сынок. Савелий не рассердится, Уйдет в свою светелочку, Читает святцы, крестится Да вдруг и скажет весело: «Клейменый, да не раб»... Однажды Матрена спрашивает у Савелия, за что его зовут клейменым и каторжным.

Дед рассказывает ей свою жизнь. В годы его молодости крестьяне его деревни тоже были крепостные, «да только ни помещиков, ни немцев-управителей не знали мы тогда.

Не правили мы барщины, оброков не платили мы, а так, когда рассудится, в три года раз пошлем». Места были глухие, и никто туда по чащобам да болотам не мог добраться. «Помещик наш Шалаш-ников через тропы звериные с полком своим - военный был - к нам подступиться пробовал, да лыжи повернул!

» Тогда Шалашни-ков присылает приказ - явиться, но крестьяне не идут. Нагрянула полиция (была засуха) - «мы дань ей медом, рыбою», когда приехала в другой раз - «шкурами звериными», а на третий раз - ничего не дали. Обули старые лапти, дырявые армяки и пошли к Шалашникову, который стоял с полком в губернском городе. Пришли, сказали, что оброку нет. Шалашников велел их пороть. Шалашников порол крепко, пришлось «онучи распороть», достать деньги и поднести пол шапки «лобанчиков» (полуимпериалов). Шалашников сразу утих, даже выпил вместе с крестьянами.

Те двинулись в обратный путь, два старика смеялись, что домой зашитые в подкладке несут сторублевые бумажки. Отменно драл Шалашников, А не ахти великие Доходы получал. Скоро приходит уведомление, что Шалашников убит под Варной. Наследник средство выдумал: К нам немца подослал. Через леса дремучие, Через болота топкие Пешком пришел шельмец! И был сначала тихонький: « Платите сколько можете ».

Не можем ничего! «Я барина уведомлю». - Уведомь!.. - Тем и кончилось. Немец, Христиан Христианыч Фогель, тем временем вошел в доверие к крестьянам, говорит: «Если не можете платить, то работайте» . Те интересуются, в чем работа. Тот отвечает, что желательно окопать канавками болото, вырубить, где намечено, деревья.

Крестьяне сделали, как он просил, видят - получилась просека, дорога. Спохватились, да поздно. И тут настала каторга Корежскому крестьянину - До нитки разорил!

А драл... как сам Шалашников! Да тот был прост: накинется Со всей воинской силою, Подумаешь: убьет! А деньги сунь - отвалится, Ни дать ни взять раздувшийся В собачьем ухе клещ. У немца - хватка мертвая: Пока не пустит по миру, Не отойдя, сосет! Такое житье продолжалось восемнадцать лет. Немец построил фабрику, велел рыть колодец.

Его рыли девять человек, в том числе Савелий. Поработав до полудня, решили отдохнуть. Тут и появился немец, начал ругать крестьян за безделье. Крестьяне спихнули немца в яму, Савелий крикнул «Наддай!», и Фогеля живьем закопали. Дальше была «каторга и плети предварительно; не выдрали - помазали, плохое там дранье!

Потом... бежал я с каторги...

Поймали! Не погладили и тут по голове». А жизнь была нелегкая. Лет двадцать строгой каторги.

Лет двадцать поселения. Я денег прикопил, По манифесту царскому Попал опять на родину, Пристроил эту горенку И здесь давно живу.

Как известно, автор не закончил свое последнее великое творение, так как был болен раком. Страшные боли мешали ему работать. Поэтому близкие друзья расположили имеющиеся главы поэмы в том порядке, который показался им наиболее уместным. Но читателю до сих пор непросто разобраться в сумбурном порядке частей и в витиеватой манере повествования Некрасова. Поэтому для Вашего удобства Многомудрый Литрекон подробно описывает содержание глав по частям, чтобы передать сюжет книги во всем его великолепии. Содержание, которое располагается ниже, образует план поэмы по главам.

В этой части путешествие правдоискателей только начинается: они встречают волшебную птицу, которая дает им волшебную возможность пройти всю Русь в поисках счастья. Многомудрый Литрекон воспроизводит все в сокращении, но сохраняет стиль и тональность автора.

Пролог

Встретились семеро мужиков на дороге и заспорили, кто на Руси живет счастливо. Действие поэмы «Кому на Руси жить хорошо» происходит в…

Подтянутой губернии, уезда Терпигорева, пустопорожней волости, из смежных деревень: Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова - Неурожайка тож…

Роман настаивал на кандидатуре помещика, Демьян выдвинул чиновника, Лука свято верил в благоденствие попа, Иван и Митродор заговорили о купце, Пахом отдал голос боярину, а Пров и вовсе сказал: «Царю!». Весь день спорили они и шли, куда глаза глядят. В итоге только проезжая баба, Корявая Дурандиха, напомнила им о том, что ночь на дворе. Но мужики устали (шли 30 верст) и решили переночевать в лесу.

Сходили они за водкой, устроили они пир и даже подрались, выясняя, кто же на Руси счастливец. От шума и гула выпал из гнезда птенчик пеночки. 7 филинов с 7 деревьев наблюдали за побоищем, даже ворон прилетел и стал ждать гибели бойцов. Пришли и другие звери: корова, лиса, заяц. Но драка кончилась, мужики заторопились укладываться. Тут Пахом нашел птенчика и стал сетовать, что птицы сильнее и свободнее людей, что ему не хватает крыльев, чтобы выяснить ответ на их главный вопрос. Спутники в шутку добавили, что хорошо бы провизии в путь. Тут пеночка предложила им сделку: в обмен на птенчика она предоставляет героям скатерть-самобранку, которая не только дает еду, но и чинит одежду и лапти.

Пошли мужики искать «столба тридцатого», а за ним нашли и заветную скатерть в ларце у двух сосен. Заручились они не видеться с семьей, покуда не узнают, кто счастливо живет на Руси.

Глава 1: Поп

Настала весна (май), а мужики все еще идут. Автор описывает печальный пейзаж: поля с малыми всходами, непролазные леса, старые деревни. Но и новые дома больно видеть героям, ведь строит их «кровная беда». Все это время видели они лишь бедняков.

Но вдруг встретили они попа. Лука, речистый, но глупый и упрямый мужик, спросил о его доле. Священник ответил, что счастье – это покой, честь и богатство. Но ничего из этого у него нет. Люди рождаются и умирают не по расписанию, поэтому и дни, и ночи он на ногах. Ему больно видеть слезы и смерть. О почете и говорить смешно: сами же крестьяне сочиняют про попов срамные песни и не жалуют их, как предвестников гибели. О богатстве тоже нечего сказать: если раньше в приходе было много богатых дворян, то теперь имения пришли в упадок, а простолюдины сами перебиваются на хлеб и воду. В этом году весна снова была сырая и предвещала голод в деревне. Словом, ни денег, ни признания, ни покоя нет у попа.

Мужики упрекали Луку за ошибку. Они бы и бока ему намяли, да увидели строгое лицо удаляющегося священника.

Глава 2: Сельская ярмонка

В жаркий праздничный день мужики узнали, что все жители окрестных деревень пошли в богатое, но грязное село Кузьминское на ярмарку. Там есть закрытое училище, две церкви, гостиница, фельдшер. В торговый день всю деревню заполонили палатки: кабачки, лавки и др. Все были пьяны и веселы: бабы нарядные, мужики радостные, дети шумные. Одна старуха даже говорила, что из-за красного ситца будет неурожай, так как он покрашен собачьей кровью.

Ходят мужики и смотрят на народ. Жаль им стало старика Вавилу, который все пропил, и теперь ему стыдно семье в глаза смотреть. Особенно больно ему слушать просьбы внучки о ботиночках. Но в толпе нашелся человек, который дал ему два двугривенных на покупку — Павлуша Веретенников. Рода его занятий никто не знал, но был он при деньгах, его даже звали барином. Люди обрадовались, видя его помощь.

Была там лавка с картинами, где с купца требовали, чтобы на изображениях были генералы толстые и осанистые. Он смеялся, но торговля шла бойко. Люди, несмотря на нищету, покупали эти ненужные для себя вещи. Автор сетует, что они покупают бессмысленные предметы, тогда как нужно брать книги и портреты Белинского и Гоголя. Это и есть народные заступники, которые достойны висеть в горенке крестьянина.

Пошли они в балаган (бродячий театр). Смотрели комедию с Петрушкой. После услышали рассказ актеров о том, что раньше они были крепостными, но теперь играют для народа. Актеров весело приветствуют. Праздник дошел до апогея: все шумят, дерутся, целуются, пьют.

К вечеру герои ушли.

Глава 3: Пьяная ночь

Село кончается этапным зданием (это место, где заключенные, которых ведут на каторгу по этапу, останавливаются на ночлег). Рядом с ним лежат кучи пьяных тел, все иду с ярмарки.

Автор воспроизводит отрывистые речи людей, которые идут по домам и валятся с ног от пьяного угара. Там и жалобы на «царскую грамоту» (освобождение крепостных), там и предостережения деревенской девке (нельзя наниматься прислугой, не то станешь любовницей), и песня пьяной старой бабы с просьбой о любви. Становой скажет за исправником: по дороге с ярмарки убили крестьянина.

Странники видят, как пьяный парень капает яму для похорон матери, а оказывается, что это он допился до галлюцинаций, и никого рядом нет. Потом слышат разговор женщин: домой идти страшнее, чем на каторгу. Мужчины бьют их, обворовывают, все пропивают. На дороге видны только избитые, хмельные и грубые лица. Нет слова без ругани. Женщины и дети плачут. Автор рассуждает об их доле: «Легко ли из питейного дождаться мужиков?».

Видят герои Павла Веретенникова (того, кто подарил Вавиле ботиночки). Он записывает песни и пословицы крестьян, хвалит их за ум, но упрекает за пьянство и грубость. Тогда один из них говорит, что крестьянская душа так веселится не от хорошей жизни. Им так проще переносить беды и нужду. Но на пьющую семью есть одна и непьющая, и там людям живется еще труднее. На одного крестьянина всегда есть три дольщика: Бог, царь и господин. Еще есть пожар – «губитель-тать», который пожирает весь труд народа.

Еще крестьянин говорит, что мужика валит не хмель, а непомерный труд и ужасная нужда: «Нет меры хмелю русскому, а горе наше меряли?». Он рассказывает, что там, где не проходит лошадь, сам народ берет на себя всю тяжесть и работает на правах скотины. Значит, на такого крестьянина господа смотрят, а на пьяного им тошно глядеть? Речистый работник заключает, что «люди мы великие в работе и в гульбе». Потом он вновь веселится и пьет. Его звали Яким Нагой.

Автор рассказывает его историю. Старик жил когда-то в столице, да суд с купцом его разорил. Вернувшись из тюрьмы, он взялся за соху и стал земледельцем. 30 лет работал не покладая рук. Однажды горела его изба, а он стал спасать картинки, которые покупал сыну. А накопленные за целую жизнь 35 целковых так никто и не спас. За слипшийся комок дали ему 11 рублей.

Мужики подтвердили правоту героя, и сам Павел поднес ему водки. Тут запели 30 молодчиков песню удалую, и одна баба даже расчувствовалась, что ее жизнь молодая загублена старым ревнивцем-супругом. Сами мужики от песни тоже захотели к женам. И вот подкрепились они и пошли на поиски счастливца.

Глава 4: Счастливые

Пообещали мужики счастливцу ведро вина. Пришла толпа. Первым оказался дьячок. Он сказал, что счастье в мудрости и в простых радостях. Однако мужики ему не поверили, так как для веселья ему все равно не хватало материальных благ вроде той же чарочки вина.

Пришла одноглазая рябая старуха и похвасталась невиданным урожаем репы. Но и ее проводили с богом, ведь для счастья этого мало.

Подошел солдат. Его счастье в том, что его не убили в 20 сражениях, что даже от ударов розги за провинности он не погиб. Ему дали выпить.

Прибежал и каменотес, хвастаясь, что в день 5 рублей серебром зарабатывает. Ему тоже дали выпить, но старый и бессильный мужик постерёг его, ведь сила скоро кончится, и придет нужда. Трифона сгубил подрядчик, который, нахваливая его, заставил нести ношу за десятерых. Работник надорвался и зачах. Ему тоже дали выпить, так как герою повезло: в дороге из столицы он не умер, а дома ему стало легче.

Потом подоспел дворовый, больной подагрой (благородной болезнью). Он хвастался, что был любимым рабом, а его дочь с барышней училась. Он гордился, что лизал тарелки с дорогими блюдами и допивал вино за хозяином. Его прогнали за зазнайство.

Присоединился к толпе белорусский крестьянин, который счастлив тем, что ест досыта. Еще один мужик выжил в поединке с медведем, и его угостили. Подоспели нищие и стали говорить, что счастливы щедрым подаянием. Но водка кончилась, и мужики решили, что пора заканчивать эксперимент: нет среди народа счастливцев. Однако сказали им в толпе, что надо звать Ермила Гирина, который точно счастлив. Рассказали странникам его историю.

Ермил Ильич – простой мужик. Однажды решил он купить мельницу, которой раньше управлял, но теперь ее продавали по суду. По торгам выиграл он, но таких денег при себе не было у него. Решил он спросить у народа в долг по рублю, чтобы заветную тысячу набрать и выкупить мельницу. Сказал он, что отдаст данные деньги по копеечке. Народ решил выстоять за своего представителя: набрали нужную сумму, чтобы победить купца. Потом герой раздал все деньги, и люди честно брали только то, что им полагалось. Даже лишний рубль остался, который он отдал слепым.

Мужики спросили, почему Ермиле верят? Им ответили, что в молодости он состоял на службе писарем. Всем помогал добровольно и бескорыстно. Потом его уволили, но когда сменился хозяин, то пришла пора выбрать бургомистра, и все выдвинули Гирина. 7 лет жил он честно, но когда пришла пора отдавать брата в рекруты, подменил его фамилию на другую. Не выдержав мук совести, он всенародно покаялся, даже хотел повеситься. Он уволился с должности, арендовал мельницу и стал дальше жить без греха.

Но и он не был счастливцем. Один поп сказал, что герой в остроге. В его стороне были бунты и пожары, и местное начальство повелело Ермиле умилостивить народ речью. Но тут старик прервал рассказ, пообещав в другой раз продолжить. Тут люди увидели барина, все низко кланялись, и проезд его тройке загородили.

Глава 5: Помещик

Гаврило Афанасьевич Оболт-Оболдуев – осанистый и полный помещик средних лет. Он испугался мужиков, направил на них пистолет. Но странники лишь спросили, счастлив ли он. Он посмеялся и начал беседу, попросив всех присутствующих сесть (теперь по закону они равные, и он даже обратился к крестьянам «господа»).

Род помещика очень древний (200 лет по отцу, 300 по матери). Все эти годы жили его предки хорошо, был им почет, покой, было и богатство. Раньше герой держал 5 поваров, пекаря, 22 охотника и 17 музыкантов. Всем он закатывал сказочные пиры, купался в роскоши. Особенно любовно он описывает охоту: ему даже мерещится, как он травит лису.

О крестьянах он говорит с любовью: к ним он старался относиться по-отечески, без лишней строгости. В пасху он и его родня целовались со всеми крепостными, обменивались яйцами и другими дарами. Сами мужики несли им добровольно гостинцы из разных сторон, а они принимали их в барском доме, и сама жена барина прислуживала за столом.

Но вольготной жизни пришел конец. Земли раздали крестьянам, они по недомыслию снесли и разрушили многое из того, что было дорого и полезно в хозяйстве или же в памяти дворянина. Из-за крестьянской реформы многие помещики разорились, теперь уже не могли они жить на широкую ногу, ведь жили за счет крепостных. На их прекрасных землях теперь стояли кабаки да убогие избенки.

Сам помещик жалуется, что не может трудиться, так как ему в детства не внушили необходимость труда и науки. Благородное происхождение мешает, а не помогает ему устроиться в новой жизни. В конце он зарыдал, и мужики его пожалели:

Порвалась цепь великая, порвалась - расскочилася одним концом по барину, другим по мужику.

Вторая часть: Последыш

В этой части героев ожидают новые приключения и не менее потрясающие открытия. Все главы описаны кратко, но пересказ сохраняет необыкновенный язык автора. Чтобы достичь этого, Многомудрый Литрекон воспроизводит содержание с цитатами.

Глава 1

Странники пришли на Волгу в разгар сенокоса. Увидели по пути пьющего мужика и бабу с вилами, потом разглядели толпу людей с вилами и косами. Присоединились к ним и помогли косить. На завтраке прибежал старик Влас и велел крестьянам изображать крепостных перед барином. На трех лодках он причалил со всей своей семьей.

Все усердно кланялись семейству барина, а он проверял владения. Нашел сырое сено и пригрозил сгноить работников на барщине, если они не сделают, как надо (при этом сено сухое). Странники начали наливать Власу и спрашивать, что же такое творится.

Глава 2

Влас рассказал, что князь Утятин выжил и ума и думал, что крепостное право все еще действует. Губернатор рассказал ему правду, так он разозлился настолько, что его разбил паралич. Родственники уговорили крестьян подыгрывать, чтобы старик отставил им наследство, ведь, разозлившись на реформу, он укорил детей в трусости и в том, что они не смогли отстоять дворянские права. Боясь остаться ни с чем, они придумали спектакль с возвратом крестьян помещикам.

Кое-кто даже рад был подыгрывать. Например, Ипат, помня о доброте князя, никак не хотел уходить со двора. Как-то раз он по приказу помещика в лютый мороз играл на скрипке на облучке и упал под сани. Он уж умирать готовился, но помещик вернулся за ним и даже посадил греться в сани.

Наследники посулили крестьянам лугу близ Волги и другие дары после смерти старика. Для него нарядили бургомистром разбойного, бесшабашного и хитрого мужика Клима, который был не чист на руку, зато сообразителен и речист. Он превосходно играл степенного крестьянина и слушал все глупые приказы барина. Например, он назначил сторожем глухонемого и велел унимать коров, которые ночью громко мычат. Все приноровились к такому порядку, ведь наследники охотно покупали товары у крестьян, чтобы потешить старика.

Но однажды на барина нарвался несговорчивый мужик Агап, который украл бревно из леса. Старик сильно ругался на него, а крестьянин не выдержал и ответил ему грубой бранью, что князь теперь всего лишь шут гороховый. Тогда барин приговорил бунтовщика к наказанию. Но Клим придумал выход: напоил Агапа, завел в амбар и попросил покричать. Помещик был доволен наказанием, так как слышал стоны. Агап потом умер неизвестно отчего, и крестьяне жалели, но эта сценка так кстати разыгралась: барин подумал, что его наказание сгубило крестьянина, а погубило его вино.

Глава 3

Тем временем князь позвал всех выстроиться в ряд. Он завтракал с многочисленной родней и свитой. Бургомистр объявил, что сено нужно убрать за три дня, так как барин был уверен, что его крепостные на барщине. Случайно Клим сказал про господский срок, и старик расхохотался, так как, по его мнению, господский срок – вся жизнь раба, и ему показалось странным, что работники говорят о каком-то своем времени. Час он говорил, что крестьяне обязаны слушаться господ, и так будет всегда.

Клим ответил ему, что все здесь господское, и о бунте они даже не думают. Провозгласил речь во славу барина, все начали молиться за его здоровье. Без помещиков, сказал бургомистр, не жить и не работать крестьянам. Князь растрогался, но в этот момент один из мужиков расхохотался, не выдержав притворства. Старик приказал привести его для наказания.

Клим искал виновного: никто не хотел идти. Он пошутил, что даже в аду крестьянин будет служить барину: дворяне будут в котле вариться, а мужики – дрова подкладывать. Подоспели наследники, предлагали 5 рублей тому, кто представится виновным. В итоге кума Клима упала в ноги последышу и зарыдала, что это сын ее смеялся, который родился на свет безумным. Барин простил убогого и сам посмеялся над его выходкой, повеселев. Открыли они шампанское, дали крестьянам пряников и сладкой водки. Пошел пир. Старик чуть было сам не стал плясать с бабами, да ноги не держали. Велел сыновьям с женами танцевать, высмеял их за неумение. Приказал Любе (молодой беловолосой снохе) спеть и уснул.

Клим произнес речь, что не взял бы и тысячи рублей за такую службу, если бы не знал, что старик куражится только по его мужицкой воле. Погуляли славно крестьяне и пошли по домам, но родня встретила их известием: в их деревне Вахлаки траур, ведь барин уже скончался. Люди испустили глубокий вздох.

Но наследники не сдержали обещания и не отдали луга крестьянам. По сей день Влас ездит на тяжбу в столицу, да толку нет.

Третья часть: Крестьянка

Здесь рассказывается о тяжелой доле женщины на Руси. Краткий пересказ истории Матрены Корчагиной поможет Вам написать качественные сочинения и даже подготовиться к ЕГЭ по литературе.

Пролог

Проходили странники село Наготино и решили поспрашивать, нет ли счастливых среди женщин. Бабы указали, что есть только добрая и умная Матрена Тимофеевна Корчагина по прозвищу «губернаторша». Ее и окрестили счастливицей.

Пока мужики идут на поиски, автор описывает каждую зерновую культуру, которую встречает. Пшеница плоха, потому что «кормит по выбору», в отличие от ржи, которая всегда дает урожай. Поспел и красавец-лен, в котором запуталась птичка, освобожденная странниками. Но особенно радует горох, который все путники щиплют. Все детишки бегают с овощами, и в этом году хорошо зародилась свекла.

Так дошли мужики до Клина, где жила Матрена. Это очень бедное село с кривыми домишками. Зато есть богатая усадьба с башней, куда пошли путники. Хозяин был за границей, и имение приходило в упадок. Пока мужики ловили рыбу, беременная баба жаловалась, что 4-ый день ее сын Митенька сидит на хлебных корках. Ребенок сидел на тазу и делал вид, что это его коляска.

В усадьбе полное разорение: нет ни ягод, ни фруктов. В саду фигуры все с обрубленными носами. Колышки с балкона идут в костер. Вдруг вышел человек в подряснике и начал петь душевную песню. Это певец Ново-Архангельский, которому обещали господа карьеру в Италии, да позабыли и уехали.

Странники пошли и встретили толку жниц и жнецов. Там увидели осанистую и плотную женщину – Матрену (38 лет). Она согласилась дать ответ, но в обмен на помощь по хозяйству, ведь самая пора управиться с урожаем.

Глава 1: До замужества

Матрена пришла вечером и рассказала свою историю. Жила она в девичестве счастливо в непьющей семье, где все любили друг друга. Мать особенно жалела ее, предрекая несчастье в замужестве. Работать героиня начала с 5 лет, в 7 уже имела целый список обязанностей: пасти уток, носить отцу еду и т.д. Выросла она красавицей на зависть и работницей на совесть.

Женихов она обходила стороной, но выискался ловкач – печник Филипп Корчагин. Героиня не хотела замуж, даже говорила об этом жениху, но тот заверил, что обижать не будет. В итоге влюбилась она в него, ведь на вид парень был пригож и силен. Только во время сватовства она и видела счастье, а после уже нет…

Сыграли свадьбу, да говорит об этом Матрена уже невесело и соглашается выпить водки.

Глава 2: Песни

Матрена поет песню про прибытие в дом мужа. На нее с упреками набросились все члены чужой семьи: «Кто неряхою, кто непряхою» обзовет. Люди были сварливые, их дом стал для вольной девицы адом. Муж советовал молчать и терпеть, ведь ничего поделать он не мог.

Героиня была обязана следить за пьяницей-свёкром, работать на старшую золовку, соблюдать все приметы, иначе обижалась свекровь. С мужем отношения были хорошие, но как-то раз и он ударил жену, когда не дождался вовремя ее ответа. Он попросил обувь ее для приезжей сестры, а Матрена поднимала тяжесть и слова не могла сказать. В наказание за молчание он ударил ее. А родственницы и рады были сказать лишнее худое слово. Но женщина уверена, что не годится жене считать побои мужнины – за дело.

Продолжила она свой рассказ. Родился на радость Матрене красавец-сын Демушка. Гнев с души ее снял первенец. Но пришла новая напасть: господский управляющий стал домогаться. Свекровь даже припугнула женщину, чтобы та была поласковее, иначе возьмут Филиппа в рекруты. Однако Матрена пошла искать заступничества у дедушки мужа. И она решила рассказать его историю подробнее.

Глава 3: Савелий, богатырь святорусский

Савелий жил в горнице, рост имел богатырский и сажень в плечах, хотя было ему уже сто лет, и разогнуться он не мог. Женщина сравнивает его с медведем – сильным и гордым он был человеком. Но в семье его не любили и звали каторжным, а он отвечал: зато не раб. В ответ на упреки родни он жестоко шутил: кричал, что идут к внучке сваты, а там шли нищие. Мог и намять бока сыну за пьянство. Летом он собирал грибы и ягоды, ставил силки на птиц, а зимой лежал на печи.

Как становилось худо Матрене, бежала она к нему в горницу, куда он никого, кроме нее, не пускал. Ей он рассказал, за что попал на каторгу.

Жили они в отдаленном селе, и сам их хозяин не мог попасть туда: не было дороги. Ни полиция, ни чиновники тоже не добирались до того места. Но вот началась засуха, и полиция начала наезжать, чтобы их барин смог получить оброк. Сначала они откупились, но потом пришли к Шалашникову сами: платить оброк нечем, неурожай. Он их порол-порол, и в итоге они откупились и сдались, обещаясь платить вовремя. Однако, как ни драл их помещик впредь, они утаивали оброк и не давали всего, что было. Но умер дворянин, пришел его наследник и назначил главным немца Фогеля. Полноправным властелином стал управляющий. Чтобы заставить крестьян платить, он велел им построить дорогу и обхитрил их. Вместе с местной властью он разорил крепостных, ведь драл, пока не выжимал последний рубль, заручившись поддержкой полиции.

Рассказывая это, Савелий делает вывод, что русский мужик – богатырь, хоть и не воюет, раз терпит такое ярмо. Сам он с горечью сознается, что сила его великая ушла на мелочи вроде нескончаемых побоев.

Терпели власть Фогеля 18 лет. Довел их немец, когда они копали яму для завода, а он даже позавтракать им не давал. Мужики толкнули его в яму и засыпали живьем. Им за это присудили каторгу и телесное наказание. Но все выдержали они, а Савелий даже бежал с каторги, да поймали его и вернули. 20 лет он маялся на каторге, 20 лет на поселении, но вернулся домой с накоплениями раньше срока по амнистии. Пока богат был, семья его любила, но потом любовь прошла.

В конце главы женщина вновь начала про себя: ее мучитель-управляющий умер от холеры, но приключилась другая беда, о которой она расскажет в следующей главе.

Глава 4: Демушка

Повествование начинается с песни про птицу, птенцы которой сгорели вместе с деревом, где было гнездо. Птица кружится вокруг пепелища и не может докричаться до них.

Матрена рассказывает о новой беде. Свекровь заставила оставить сына у Савелия. Однажды ползет навстречу героине дед и кается в грехе. Он недоглядел, и сына героини съели свиньи. Рассказ прерывается сетованием о том, что лучше снести побои, чем оставлять младенца родственникам.

Приехали становой и другие чиновники допрашивать мать и деда. Матрену обвинили в сговоре с Савелием и в отравлении ребенка. При ней же сына вскрыли. Тогда женщина стала проклинать мучителей, и ее даже хотели связать. Доведя ее до исступления, приезжие чиновники начали обвинять ее еще и в помешательстве. Видя пир лекаря, попа и станового, она потеряла сознание.

Очнулась в доме и пошла к гробу сына. Выгоняла деда из горенки, обвиняя его в убийстве. А он не уходил, читая молитву. Савелий признался, что Дема растопил его огрубевшее сердце. Он утешал ее тем, что ребенок теперь в раю. Она же простила его, но долго жаловалась, что лекарь вскрыл младенца, издеваясь над трупом. Старик ответил, что правды им не найти, ни Бог, ни царь не вступятся в их защиту, так что нечего себя терзать. Они – крепостные, им суждены муки.

До самого утра они вместе молились над трупом.

Глава 5: Волчица

Долго мучилась Матрена, забросила работу и в ответ на упреки просила сверка убить ее. Все время проводила она на могилке. Даже родители не приезжали к ней, чтобы пуще ее не расстраивать.

Пришла зима, приехал муж. Оба они горевали. Дед ушел в лес, а потом и в монастырь. Поехали они с Филиппом к родителям Матрены, навестили, и ей стало легче.

Три года она спокойно жила, работала и родила новых детей. Но трудилась за двоих и сильно недоедала. На четвертый год умерли ее родители. Она пошла на могилку сына, а там увидела Савелия. Он еще раз попросил прощения, сказал, что целыми днями молится за Дему и за крестьянство. Они обнялись и плакали.

Вскоре дел умер: «сто дней хирел да сох», а потом уснул вечным сном. Перед кончиной дедушка сказал, что мужику на Руси три дороги: «кабак, острог да каторга», а женщинам – три удавки (черная, красная и белая) на выбор.

Прошло 4 года: всему покорилась героиня. Работала за всю семью, выносила побои и попреки, но зато детей берегла как волчица. Однажды странница приказала селянкам не кормить детей грудью в пост, и только Матрена не послушалась, жалея детей.

На 8 году ее сын Федот пошел пастухом служить. И вот случилась беда: его хотели высечь за то, что он отдал волчице и так уже мертвую овцу, пожалев ее. Но мать вырвала сына у старосты и пошла с мольбой к помещику. Тот порешил, что мать отбудет наказание за ребенка: пусть секут ее.

Матрена вытерпела все, а на следующий день пошла в ракитник и рыдала в одиночестве. Жаловалась она покойному отцу, покойной матери, что нет ей защиты на земле. Сказала она в заключение о себе и своей жизни:

Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу!..

Глава 6: Трудный год

Пришел в село голод. Свекровь обвинила Матрену, что она накликала беду, надев чистую рубашку в Рождество (такая примета). Муж защитил ее, но соседи угрожали ей смертью.

Но пришла новая напасть: мужа в обход закона брали в рекруты (тогда служили 25 лет). За его семью уже ушел брат, но местные чиновники были подкуплены. Нужно было за правдой к губернатору идти. И вот семья, узнав об участи Филиппа, стала «покалачивать» детей Матрены, ведь скоро заступника уж не будет. Их стали обделять во всем, ведь кормильца нет, даже на порог не пускали. Детей мать посылала за подаянием, чтобы прокормиться. Устав терпеть, собралась Матрена искать управу на чиновников. Ушла из дому ночью и услышала любимую песню про Машеньку, которая живет в светелочке под елочкой, а за ней приходят люди и зовут домой.

Глава 7: Губернаторша

Матрена помолилась морозной ночью и с тех пор часто так делает, ведь лучшего средства от бед женщинам не найти. Помолившись о тяжкой доле, она пошла в город искать губернатора.

Дошла за ночь и увидела дворец чиновника. Дав часовому денег, героиня выяснила, что надо идти к швейцару. Поведав о беде, она и ему дала двугривенный. Женщина стала ждать положенный срок – 2 часа. Потом за целковый швейцар пустил ее к себе и напоил чаем. Случайно Матрена увидела губернаторшу и бросилась ей в ноги с мольбой, рассказав о беде. Прямо там она и родила сына.

Елена Александровна выслушала ее и помогла, потом даже крестила ее ребенка. Филиппа вернули жене.

В конце героиня поет песню в благодарность доброй губернаторше.

Глава 8: Бабья притча

Матрену за это прозвали счастливицей. С тех пор много еще бед случилось: и язва Сибирская, и пожары, и сына ее в рекруты забрали. Все испытала женщина и сказала, что нет среди крестьянок счастливой, все не живут, а выживают. Послала она искателей правды к царю и вельможам, а баб трогать не велела.

Одна праведница сказала ей, что ключи от счастья женского затеряны, и никто их не найдет. Видно, рыба проглотила их и унесла на дно. Нашлись зато другие ключи – рабам невольникам. Освободились крепостные мужчины, а бабам воли все нет и нет. Видимо, ключи от их свободы действительно унесены рыбой, и даже Бог забыл, какой именно.

Пир на весь мир

Вернулись странники в село князя Утятина к Власу и Климу. Там они пировали. Пришел на сходку Трифон – дьячок и пьяница. Он привел сыновей – Гришу и Савву. Оба парня семинаристы, очень добрые и смиренные: помогают людям бесплатно. Пишут письма, растолковывают законы, живут с крестьянами наравне. Савва хотел быть дьяконом, а Григорию судьба сулила иной удел.

Крестьяне решали на сходке, что делать с лугами, которые наследники не хотели им уступать. Все сошлись на том, что нужно так работать впредь без барина, чтобы и на кабак, и на жену времени хватало. Спор сменился песней: в ней крестьяне спрашивают, где скотина и птица, где сыны и дочери, а в ответ им известие о том, что их взяли или помещики, или чиновники. Куплеты заканчиваются фразой: «Славно жить народу На Руси святой». Потом пошла печальная песня про тяготы жизни крестьянина.

Потом крестьяне начали вспоминать, как тяжело было жить под барином: и гонцы за девками приезжали от господ, и от бесконечного труда ломило спину. Однажды барыня запретила им ругаться, и за брань даже пороли. А здешняя знаменитость, Викентий Александрович, рассказал о холопе Якове Верном.

Про холопа примерного – Якова верного

Жил холоп у Поливанова – жестокого помещика, который родную дочь обобрал и из дома с избитым мужем выгнал. Этот человек ни с кем не ладил и злость вымещал на крепостных. Но слуга любил его и жил ради того, чтобы ублажать барина. Одна была у него слабость – любовь к племяннику.

В старости ноги Поливанова отказали. Их ему заменил верный холоп, который коротал с ним все дни, как родственник. Однако помещик, узнав о любви его племянника к красавице Арише, сбыл из ревности парня в рекруты, и холоп этого не простил: запил. Но потом вернулся и стал вновь ухаживать за хозяином, потому что никто не мог его заменить.

Но однажды Яков повез барина к сестре и свернул в овраг. Там он и повесился, холодно выслушав мольбы хозяина, который боялся лишь за свою жизнь. Остался рыдающий и бессильный помещик в поле наедине с трупом. Нашел его наутро охотник, и лишь тогда Поливанов понял, как виноват перед слугой.

Стали спорить мужики, кто грешен больше всех: кабатчики, помещики, разбойники или сами крестьяне? В итоге спорщики, купец и Клим, подрались. Клим победил. Их взялся помирить Ионушка, богомол и странник. Он рассказал, что целые села ходят попрошайничать по осени, ничего не делая и лишь разоряя доверчивых крестьян. Один странник на его памяти учил девушек пению, но лишь потом выяснилось, что он просто их «перепортил». Те же господа подлаживаются к помещицам и обворовывают их до нитки. Некто Кропильников призывал всех спасаться в лесу, а сам чуть не развязал мятеж в деревне. Но есть и положительные причины: посадская вдова Ефросинья лечила чумных, не боясь заразы. Но чаще всего странники своими рассказами просто развлекали уставший народ, все слушали их с удовольствием. Автор говорит, что тяга к духовной жизни свидетельствует о том, что рабство не поставило русскому народу пределов, что у него есть сила и ум для развития. Душа народа – почва добрая, и нужен лишь сеятель.

О двух великих грешниках

Дальше Иона рассказал о двух великих грешниках. Было племя разбойников, и их глава – Кудеяр. Много народу они сгубили. Вдруг у атамана проснулась совесть: души убитых приходили к нему. В итоге он снес голову любовнице и засек есаула, а потом и вовсе распустил шайку. Пожертвовал все имущество на церковь, пошел по святым местам, но легче не было. Сжалился бог, послал гонца с ультиматумом: когда ножом срубит праведник дуб в три охвата, тогда и уйдет грех. Стал работать Кудеяр. Но встретил он однажды пана Глуховского – грешника. Рассказал он ему о ведении своем. Но лишь посмеялся злодей: он мучает и убивает, но спит спокойно. Тогда убил его Кудеяр от гнева, и пал дуб.

Все пошли на паром, плывут по Волге. Решил и зажиточный мужик Игнатий рассказать о крестьянском грехе.

Крестьянский грех

За заслуги дали адмиралу 8.000 душ. Он перед смертью позвал старосту и велел ему хранить ларец, где была спрятана воля для все остальных крестьян.

Но схоронили адмирала, и приехал его родственник. Подкупил он Глеба, завещание сожгли, и все люди стали рабами незаконного наследника. Сам мужик своих предал, поэтому и считает Игнатий его самым грешным.

Все приутихли и начали грустить: и вправду век крестьянам маяться под игом рабским. Вспомнили они свои горести: и денег мало, и местная власть досаждает, и купцы обдирают. Все легли и задумались о своем. Затянули голодную песню про мужика без еды и крова. Пели ее не голосом, а всем голодным нутром.

Пришел Григорий, сын дьячка, и спросил, почему все не веселы: неволи нет, на барщину не погонят, голод не грозит, да и за Глеба-предателя они не отвечают. Стал народ снова радоваться, прислушавшись к оратору. Если нет крепостного права, говорит он, значит, и грехов не будет на Руси. Все пожелали Грише богатства за такие слова, но он сказал, что ему нужно только счастье народное.

Потом герои увидели, как жители села бьют Егорку Шутова: где бы ни появился он, везде его так принимали, потому что одна деревня попросила об этом 14 других без объяснений.

Странники и компания встретили деда, немощного от ранений солдата и Устину (племянницу деда). Они стали играть на ложках, а Клим – петь. Песня солдатская, про Севастопольскую войну. Основные события: солдат приходит на комиссию, где все его раны приравнивают к следствию базарной потасовки и оценивают травмы на рубль с лишком. За песню дали воину милостыню.

Пир кончился. Гриша и Савва повели домой пьяного отца и пели песни про свободу и счастье русского народа.

Эпилог: Гриша Добросклонов

Глава 1

С пира вернулись сыновья и пьяные отец. Савва уложил его и стал читать, а Гриша пошел гулять. Жили они беднее крестьян: даже скотины не было в доме, да и дом состоял из одной комнаты.

В семинарии молодых людей кормили скудно, были они худы. Только в деревне их кормили хорошо добрые люди вроде Власа. Юноши взамен помогали крестьянам и по их поручениям бегали в городе. Их мать умерла от забот да огорчений: не было денег даже соль у хозяйки. Дети выжили чудом и подаянием работников. Отец много пил, но детьми гордился.

Всю жизнь покойная матушка думала о соли, и даже песню сложила о нужде. В ней описывается, как мать кормит младшего сына, а он не может есть хлеб без соли. Женщина посолила его в итоге слезой.

Гриша тосковал по маме, и любовь к ней стала для него любовью ко всей Вахлачине, которая стала для него кормилицей. За родные края он готов был умереть, и в 15 лет точно знал, ради чего живет.

Дальше автор приводит песню о двух путях в жизни. Путь раба – грешная и полная соблазна дорога для тупой толпы. На ней вечно кипит вражда за место под солнцем. Она хороша и широка лишь на вид, но «к добру глуха». Путь честный – тесная тропка для тружеников, которые помогают обиженным и униженным. Это дорога Гриши.

Глава 2

Григорий, вспоминая о пире, сложил песню о родине. России придется страдать, но она не погибнет, ведь уже преодолевает мрак невежества и рабства. Раньше славянин был рабом, но теперь народ «учится быть гражданином». Следующее поколение крестьян будет свободным.

Герой встретил детей в лесу, набрал с ними грибов и пошел купаться. Перед ним предстал город после пожара, одна тюрьма уцелела. Увидев довольного бурлака (человек, который вытягивает судно на берег), он сочинил и о нем песню. Мужик отработал тяжелый день, но осилил баржу. Теперь он помылся, накупил подарков родне и идет домой – отдыхать.

Дальше семинарист думал о народе, вспоминал, что его учитель сравнивал людей с богатырем Ильей Муромцем, который всегда спасал родную землю. Сочинил он новую песню, про Русь. Там он говорит про поднятие народного духа, про пробуждение национального самосознания в людях.

Глава 3

Однажды на столбовой дороге сходятся семь мужиков — недавних крепостных, а ныне временнообязанных «из смежных деревень — Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож». Вместо того чтобы идти своей дорогой, мужики затевают спор о том, кому на Руси живется весело и вольготно. Каждый из них по-своему судит о том, кто главный счастливец на Руси: помещик, чиновник, поп, купец, вельможный боярин, министр государев или царь.

За спором они не замечают, что дали крюк в тридцать верст. Увидев, что домой возвращаться поздно, мужики разводят костер и за водкой продолжают спор — который, разумеется, мало-помалу перерастает в драку. Но и драка не помогает разрешить волнующий мужиков вопрос.

Решение находится неожиданно: один из мужиков, Пахом, ловит птенца пеночки, и ради того, чтобы освободить птенчика, пеночка рассказывает мужикам, где можно найти скатерть самобраную. Теперь мужики обеспечены хлебушком, водкой, огурчиками, кваском, чаем — словом, всем, что необходимо им для дальнего путешествия. Да к тому же скатерть самобраная будет чинить и стирать их одежду! Получив все эти блага, мужики дают зарок дознаться, «кому живется весело, вольготно на Руси».

Первым возможным «счастливцем», встретившимся им по дороге, оказывается поп. (Не у встречных же солдатиков и нищих было спрашивать о счастье!) Но ответ попа на вопрос о том, сладка ли его жизнь, разочаровывает мужиков. Они соглашаются с попом в том, что счастье — в покое, богатстве и чести. Но ни одним из этих благ поп не обладает. В сенокос, в жнитво, в глухую осеннюю ночь, в лютый мороз он должен идти туда, где есть болящие, умирающие и рождающиеся. И всякий раз душа у него болит при виде надгробных рыданий и сиротской печали — так, что рука не поднимается взять медные пятаки — жалкое воздаяние за требу. Помещики же, которые прежде жили в родовых усадьбах и здесь венчались, крестили детушек, отпевали покойников, — теперь рассеяны не только по Руси, но и по дальней чужеземщине; на их воздаяние надеяться не приходится. Ну а о том, каков попу почет, мужики знают и сами: им неловко становится, когда поп пеняет за непристойные песни и оскорбления в адрес священников.

Поняв, что русский поп не относится к числу счастливцев, мужики отправляются на праздничную ярмарку в торговое село Кузьминское, чтобы там расспросить народ о счастье. В богатом и грязном селе есть две церкви, наглухо заколоченный дом с надписью «училище», фельдшерская изба, грязная гостиница. Но больше всего в селе питейных заведений, в каждом из которых едва успевают управляться с жаждущими. Старик Вавила не может купить внучке козловые башмачки, потому что пропился до грошика. Хорошо, что Павлуша Веретенников, любитель русских песен, которого все почему-то зовут «барином», покупает для него заветный гостинец.

Мужики-странники смотрят балаганного Петрушку, наблюдают, как офени набирают книжный товар — но отнюдь не Белинского и Гоголя, а портреты никому не ведомых толстых генералов и произведения о «милорде глупом». Видят они и то, как заканчивается бойкий торговый день: повальным пьянством, драками по дороге домой. Впрочем, мужики возмущаются попыткой Павлуши Веретенникова мерить крестьянина на мерочку господскую. По их мнению, трезвому человеку на Руси жить невозможно: он не выдержит ни непосильного труда, ни мужицкой беды; без выпивки из гневной крестьянской души пролился бы кровавый дождь. Эти слова подтверждает Яким Нагой из деревни Босово — один из тех, кто «до смерти работает, до полусмерти пьет». Яким считает, что только свиньи ходят по земле и век не видят неба. Сам он во время пожара спасал не накопленные за всю жизнь деньги, а бесполезные и любимые картиночки, висевшие в избе; он уверен, что с прекращением пьянства на Русь придет великая печаль.

Мужики-странники не теряют надежды найти людей, которым на Руси хорошо живется. Но даже за обещание даром поить счастливцев им не удается обнаружить таковых. Ради дармовой выпивки счастливцами готовы себя объявить и надорвавшийся работник, и разбитый параличом бывший дворовый, сорок лет лизавший у барина тарелки с лучшим французским трюфелем, и даже оборванные нищие.

Наконец кто-то рассказывает им историю Ермила Гирина, бурмистра в вотчине князя Юрлова, заслужившего всеобщее уважение своей справедливостью и честностью. Когда Гирину понадобились деньги для того, чтобы выкупить мельницу, мужики одолжили их ему, не потребовав даже расписки. Но и Ермил теперь несчастлив: после крестьянского бунта он сидит в остроге.

О несчастье, постигшем дворян после крестьянской реформы, рассказывает мужикам-странникам румяненький шестидесятилетний помещик Гаврила Оболт-Оболдуев. Он вспоминает, как в прежние времена все веселило барина: деревни, леса, нивы, крепостные актеры, музыканты, охотники, безраздельно ему принадлежавшие. Оболт-Оболдуев с умилением рассказывает о том, как по двунадесятым праздникам приглашал своих крепостных молиться в барский дом — несмотря на то что после этого приходилось со всей вотчины сгонять баб, чтобы отмыть полы.

И хотя мужики по себе знают, что жизнь в крепостные времена далека была от нарисованной Оболдуевым идиллии, они все же понимают: великая цепь крепостного права, порвавшись, ударила одновременно и по барину, который разом лишился привычного образа жизни, и по мужику.

Отчаявшись найти счастливого среди мужиков, странники решают расспросить баб. Окрестные крестьяне вспоминают, что в селе Клину живет Матрена Тимофеевна Корчагина, которую все считают счастливицей. Но сама Матрена думает иначе. В подтверждение она рассказывает странникам историю своей жизни.

До замужества Матрена жила в непьющей и зажиточной крестьянской семье. Замуж она вышла за печника из чужой деревни Филиппа Корчагина. Но единственно счастливой была для нее та ночь, когда жених уговаривал Матрену выйти за него; потом началась обычная беспросветная жизнь деревенской женщины. Правда, муж любил ее и бил всего один раз, но вскоре он отправился на работу в Питер, и Матрена была вынуждена терпеть обиды в семье свекра. Единственным, кто жалел Матрену, был дедушка Савелий, в семье доживавший свой век после каторги, куда он попал за убийство ненавистного немца-управляющего. Савелий рассказывал Матрене, что такое русское богатырство: мужика невозможно победить, потому что он «и гнется, да не ломится».

Рождение первенца Демушки скрасило жизнь Матрены. Но вскоре свекровь запретила ей брать ребенка в поле, а старый дедушка Савелий не уследил за младенцем и скормил его свиньям. На глазах у Матрены приехавшие из города судейские производили вскрытие ее ребенка. Матрена не могла забыть своего первенца, хотя после у нее родилось пять сыновей. Один из них, пастушок Федот, однажды позволил волчице унести овцу. Матрена приняла на себя наказание, назначенное сыну. Потом, будучи беременной сыном Лиодором, она вынуждена была отправиться в город искать справедливости: ее мужа в обход законов забрали в солдаты. Матрене помогла тогда губернаторша Елена Александровна, за которую молится теперь вся семья.

По всем крестьянским меркам жизнь Матрены Корчагиной можно считать счастливой. Но о невидимой душевной грозе, которая прошла по этой женщине, рассказать невозможно — так же, как и о неотплаченных смертных обидах, и о крови первенца. Матрена Тимофеевна убеждена, что русская крестьянка вообще не может быть счастлива, потому что ключи от ее счастья и вольной волюшки потеряны у самого Бога.

В разгар сенокоса странники приходят на Волгу. Здесь они становятся свидетелями странной сцены. На трех лодочках к берегу подплывает барское семейство. Косцы, только что присевшие отдохнуть, тут же вскакивают, чтобы показать старому барину свое усердие. Оказывается, крестьяне села Вахлачина помогают наследникам скрывать от выжившего из ума помещика Утятина отмену крепостного права. Родственники Последыша-Утятина за это обещают мужикам пойменные луга. Но после долгожданной смерти Последыша наследники забывают свои обещания, и весь крестьянский спектакль оказывается напрасным.

Здесь, у села Вахлачина, странники слушают крестьянские песни — барщинную, голодную, солдатскую, соленую — и истории о крепостном времени. Одна из таких историй — про холопа примерного Якова верного. Единственной радостью Якова было ублажение своего барина, мелкого помещика Поливанова. Самодур Поливанов в благодарность бил Якова в зубы каблуком, чем вызывал в лакейской душе еще большую любовь. К старости у Поливанова отнялись ноги, и Яков стал ходить за ним, как за ребенком. Но когда племянник Якова, Гриша, задумал жениться на крепостной красавице Арише, Поливанов из ревности отдал парня в рекруты. Яков было запил, но вскоре вернулся к барину. И все-таки он сумел отомстить Поливанову — единственно доступным ему, лакейским способом. Завезя барина в лес, Яков повесился прямо над ним на сосне. Поливанов провел ночь под трупом своего верного холопа, стонами ужаса отгоняя птиц и волков.

Еще одну историю — о двух великих грешниках — рассказывает мужикам божий странник Иона Ляпушкин. Господь пробудил совесть у атамана разбойников Кудеяра. Разбойник долго замаливал грехи, но все они были ему отпущены только после того, как он в приливе гнева убил жестокого пана Глуховского.

Мужики-странники слушают и историю еще одного грешника — Глеба-старосты, за деньги скрывшего последнюю волю покойного адмирала-вдовца, который решил освободить своих крестьян.

Но не одни мужики-странники думают о народном счастье. На Вахлачине живет сын дьячка, семинарист Гриша Добросклонов. В его сердце любовь к покойной матери слилась с любовью ко всей Вахлачине. Уже пятнадцати лет Гриша твердо знал, кому готов отдать жизнь, за кого готов умереть. Он думает обо всей загадочной Руси, как об убогой, обильной, могучей и бессильной матушке, и ждет, что в ней еще скажется та несокрушимая сила, которую он чувствует в собственной душе. Такие сильные души, как у Гриши Добросклонова, сам ангел милосердия зовет на честный путь. Судьба готовит Грише «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь».

Если бы мужики-странники знали, что происходит в душе Гриши Добросклонова, — они наверняка поняли бы, что уже могут вернуться под родной кров, потому что цель их путешествия достигнута.

«Кому на Руси жить хорошо» Некрасова краткое содержание

Другие сочинения по теме:

  1. Сочинения по литературе: Поэма Кому на руси жить хорошо — вершина творчества Н. А. Некрасова Многие предшественники и современники Некрасова...
  2. События в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» разворачиваются после отмены крепостного права в 1861 году. В...
  3. Имя Н. А. Некрасова навсегда закрепилось в сознании русского человека как имя великого поэта, который пришел в литературу со своим...
  4. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» построена на основе строгого и стройного композиционного плана. В прологе поэмы в общих контурах...
  5. Творчество Некрасова совпало с эпохой расцвета родной фольклористики. Именно в ту пору, под влиянием общественных сдвигов, происшедших в пятидесятых —...
  6. В пору переломную в жизни страны, когда пошатнулись многие ее казавшиеся крепкими устои, в том числе и устои самого народного...
  7. Народ — герой поэмы «Кому на Руси жить хорошо» В центре великого произведения Н. А. Некрасова находится собирательный образ главного...
  8. Сочинения по литературе: Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на руси жить хорошо» В поэме Н. А....
  9. В любви к народу он находил нечто незыблемое, какой-то незыблемый и святой исход всему, что его мучило. А если так,...
  10. Характерна произведенная Некрасовым перестановка: в фольклорном тексте при первом поклоне укатилась волюшка, при втором-поблекло личико, при третьем — подрожали ноженьки...
  11. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877)-вершина творчества Некрасова. Это подлинная энциклопедия русской дореформенной и пореформенной жизни, произведение, грандиозное по...В главе VI («Трудный год»), изображая положение солдатки, Некрасов использует похоронные причитания из сборника Барсова, таким образом меняя применение текста....