Графическая культура и ее составляющие. Значение графической культуры как одной из составляющих компетенции современного инженера. На защиту выносятся

В статье мы рассмотрим понятие графическая культура в системе общей культуры личности специалиста XXI века и определим свое видение этого феномена. В связи с тем, что графическая культура связана не только с общей культурой человека, но и с его информационной культурой, мы также установим иерархию этих связей и введем тезаурус по теме исследования.

Латинский термин “культура” означает взращивание, совершенствование чего-либо, а в переносном значении - улучшение, образование.

Исследуя графическую культуру будущих учителей, следует отметить, что перед обсуждением любой проблемы необходимо договориться об основных терминах. Важность правильного определения понятия (термина) подчеркивается В.В. Краевским: "Четкость и однозначность терминологии - непременное требование научной методологии, и для науки вовсе не безразлично, какие слова употребляются, из какой понятийной среды они изъяты".

В теории культур существуют различные подходы к определению понятия “культура”. Определений культуры существует столько, сколько пишущих о ней авторов. По различным оценкам насчитывается от 150 до 250 определений.

Проведя анализ научной литературы, можно выделить следующие подходы к феномену культуры: именно культура является выражением гармоничности, богатства и целостности личности, всесторонности и универсальности связей человека с окружающим миром и другими людьми, его способности к творческой самореализации и активной деятельности.
А.Л. Зворыкин, Е.Г. Силяева, В.И. Тютюнник, Т.Ф. Белоусова рассматривают культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, что предполагает ее деление на две основные сферы: материальную и духовную культуру.

А.И. Арнольдов, М.В. Евдокимова, В.М. Межуев понимают культуру как процесс творческой деятельности личности и ее роли в изменении мира.
В.Е. Давыдович, М.С. Каган, А.А. Криулина, Н.Б. Крылова сделали предметом своего исследования вопросы, связанные с характеристикой культуры как уникального свойства общественной жизни людей.

Популярно определение, трактующее культуру как совокупность материального и духовного достояния человечества, созданного в ходе его исторического развития. При этом под общей культурой личности понимается совокупность практических, материальных и духовных достижений, которые отображают достигнутый уровень развития человека и воплощаются в результатах продуктивной деятельности.

Утверждая, что ценности, такие как драмы Шекспира, ноктюрны Шопена, картины Репина - это элементы культуры, мы не раскрываем в этом утверждении адекватного представления о культуре, поскольку не менее важной ее частью является само создание людьми новых ценностей, взаимодействие людей с ценностями, их усвоение людьми.
Принимая во внимание все сказанное выше, в нашем исследовании мы определяем культуру как совокупность созданных людьми научных, морально-социальных, художественных и технических ценностей, а также процессы участия, взаимодействия с этими ценностями и создания новых ценностей культуры.

Одной из важнейших составляющих общей культуры личности, сегодня становится ее информационная культура. Термин «информационная культура» впервые появился в 70-х годах и означал культуру рациональной и эффективной организации интеллектуальной деятельности людей.

С.М. Михайлиди выделяет в понятии «информационная культура» три компонента - мировоззренческий, который содержит в себе представления о роли информационной технологии в оптимизации производственного и интеллектуального труда, о сущности информации и информационных процессов, коммуникативный, характеризующийся умением общения с людьми непосредственно и опосредованно с помощью компьютерной техники и других информационных средств, алгоритмический компонент, представляющий из себя рациональный способ мыслительной деятельности.

Э.Л. Семенюк рассматривает информационную культуру как важнейший компонент духовной культуры человека в самом общем смысле этого слова и приводит ряд ее составляющих: общеучебная культура как комплекс взаимосвязанных приобретенных знаний и умений, необходимых для успешного усвоения других предметных знаний и умений, и культура диалога, включающая следующие умения: адекватно относиться к чужому мнению, представлять информацию в требуемой форме, излагать свою точку зрения и доказывать свою правоту, находить общие решения и составлять программы совместного действия для достижения общих целей или в диалоге «человек « человек», или в диалоге «человек « компьютер».

Информационную культуру можно рассматривать как достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворения людей в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки, передачи, представления и использования информации, обеспечивающий целостное видение мира, предвидение последствий принимаемых решений.

Информационная культура включает в себя умение решать задачи на персональном компьютере, работать с прикладным программным обеспечением, а также умение создавать свои графические оболочки, т.е. умение программировать. Информационная культура - это, прежде всего, проникновение в суть процессов обработки информации, причем достаточно глубокое, чтобы можно было легко и быстро решать различные задачи на компьютере, подобно тому, как истинно грамотный человек может свободно читать и писать.

Под проникновением в суть процессов обработки информации понимается умение правильно воспринимать различную информацию, выделяя в ней главное и, отметая второстепенное, применять различные виды формализации информации, широко использовать математическое и информационное моделирование для изучения различных объектов и явлений, разрабатывать эффективные алгоритмы и реализовывать их на компьютере, анализировать полученные результаты, проводить вычислительные эксперименты для проверки правильности построенных моделей.

Понимание сущности понятия информации является важнейшим компонентом информационной культуры человека. Как отмечает В.А.Извозчиков, информатизация современного общества ставит перед системами образования задачу формирования у обучающихся информационной культуры и информационной картины мира как необходимого условия жизни и функционирования в современном обществе.

Принято выделять три уровня приобщенности человека к миру вычислительной техники: компьютерную осведомленность (первоначальное знакомство с компьютером), компьютерную грамотность и информационную культуру.

Первоначальное знакомство (осведомленность) с компьютером студент должен получить еще до прихода в ВУЗ. Современный студент, придя в ВУЗ, уже имеет представление о компьютерных играх, Internet и других возможностях компьютера. Однако между этими представлениями и информационной культурой существует ниша, которую ВУЗ должен заполнить. К сожалению, в настоящее время ВУЗ обеспечивает лишь компьютерную грамотность студентов, как пользователей персональным компьютером. Что же касается формирования информационной культуры выпускников, то эта задача может быть решена только после того, как педагоги ВУЗа сами в своей массе овладеют информационной культурой.

В.А.Извозчиков пишет, что “Информационная культура - это и понимание информационной картины мира, чтобы разумно использовать информационные потоки и анализировать их, реализовывать прямые и обратные информационные связи с целью адаптации, приспособления к окружающему миру и совершенствование его социально-экономической, общественно-политической и экологической структуры; это и грамотное владение языками общения с ЭВМ, и понимание возможностей электронно-вычислительной техники, места и роли человека в информационном обществе”.

В.Каймин под информационной культурой в узком ее понимании предлагает, прежде всего, умение получать, накапливать, искать, собирать, передавать информацию с помощью ЭВМ, используя базы данных и различные информационные системы.

Т.А. Бороненко определяет информационную культуру: а) в узком понимании - как культуру работы с информацией при помощи компьютера (уровень информационной культуры зависит от знаний программных средств и умения ими пользоваться) б) в широком понимании - как умение людей общаться друг с другом.

На основе теоретического анализа существующих подходов к понятию информационной культуры в нашем исследовании мы будем считать, что человек обладает информационной культурой, если:

ИМЕЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

  • об информации и информационных процессах, устройстве компьютера и его программном обеспечении;

ЗНАЕТ И УМЕЕТ

  • и не нарушает законы об авторских правах на компьютерные программы;
  • и соблюдает этические нормы при публикации информации в Internet и в процессе общения с помощью Internet;
  • с достаточной скоростью вводить информацию с клавиатуры и работать с графическим интерфейсом программ с помощью мыши;
  • обрабатывать числовую информацию с помощью электронных таблиц; а также строить по результатам графики и диаграммы;
  • использовать базы данных для хранения и поиска информации;
  • использовать информационные ресурсы компьютерной сети.

ИМЕЕТ НАВЫК

  • создания и редактирования документов, в том числе интерактивных мультимедийных презентаций.

СПОСОБЕН

  • использовать графическое моделирование при решении творческих задач с помощью компьютера.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно дать следующее определение информационной культуре с точки зрения обеспечения дидактического процесса с использованием информационных технологий обучения. Информационная культура - это широкое понятие, включающее в себя не только умение работать на компьютере, выполнять элементарные задачи с помощью обучающих программ и систем, но и умение ориентироваться в современном информационной среде, умение искать, отбирать и критически анализировать ресурсы Интернета, умение общаться с помощью современных средств коммуникации, наличие так называемых навыков компьютерно-опосредованной коммуникации.

Развитие информационной культуры каждого потребителя информации, использование информации как важнейшего образовательного фактора, внедрение новых информационных технологий в образование, формирование графической культуры специалиста - все это актуальные задачи современных педагогических учебных заведений.

Ключевым термином в названии темы диссертационного исследования является понятие "графическая культура". В практическом аспекте графическую культуру можно рассматривать, как умение педагога создавать иллюстрации к опорным конспектам, умение рисовать и распечатывать на принтере блок схемы, создавать плакаты, рисовать электрические схемы и чертежи, умение оформить графикой книгу, статью в журнал, диссертацию, WEB-страницу (сайт) в Internet, оформить обычный или электронный учебник, умение создавать на экране компьютера мультимедиа презентации и, используя проекционную панель выводить их на большой экран и т.д. Творческий педагог стремится к возможно более полному использованию графических возможностей персонального компьютера, имея в виду различные аспекты его применения в образовании. В силу универсальности компьютер может успешно использоваться для разработки методических и дидактических средств обучения по любому предмету.

Графическая культура неотрывно связана с информационной культурой, готовностью специалиста к применению информационных технологий в обучении. Для решения этой сложной задачи необходима подготовка кадров всех работников сферы образования к использованию информационных технологий обучения, формирование информационной культуры педагогов, введение новых специальностей в педвузах для подготовки специалистов в области информатизации образования, осуществление подготовки в области информационных технологий студентов педагогических вузов.

Сегодня понятие “графическая культура” не является устоявшимся, поэтому имеет несколько интерпретаций.

С.А.Смирнов пишет, что “Графическая культура характеризуется пониманием механизмов эффективного использования графических отображений для решения стоящих перед преподавателем задач, умением интерпретировать и оперативно отражать результаты посредством читабельных изображений объектов и процессов на приемлемом эстетическом уровне”.

Согласно Мегаэнциклопедии, расположенной в Интернет и содержащей 10 энциклопедий, более 130 000 статей и более 30 000 иллюстраций: ”Графическая культура - умение использовать языковые графические средства передачи информации в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием высказывания”.

О том, что чертежи являются языком техники, писал еще в XVIII веке Гаспар Монж: "...Это язык, необходимый инженеру, создающему какой-либо проект, а также всем тем, кто должен руководить его осуществлением, и, наконец, мастерам, которые должны сами изготавливать различные детали". Графические изображения - язык, состоящий из знаков и символов. Причем лаконичный язык чертежей является единственным способом передать размеры, форму, взаимное расположение деталей с любой необходимой степенью точности.

Аналогично тому, как была охарактеризована информационная культура, так и графическая культура может пониматься в узком и широком смысле. В узком понимании - это культура работы с графической информацией при помощи компьютера (уровень графической культуры зависит от знаний графических программных средств и умения ими пользоваться) б) в широком понимании - как умение людей при помощи графического языка общаться друг с другом.

В понятие информационной культуры в широком смысле кроме технического аспекта (что это язык чертежей и графического дизайна) входит и гуманитарный. Сюда можно отнести умение выражать свои мысли в графической и художественной форме, умение рисовать, общаться и сотрудничать с другими людьми при помощи графики. В графическую культуру в широком ее понимании можно внести многие другие умения, не связанные с работой на компьютере, например, умение оформить рабочую тетрадь или учебный модуль, умение работать с классной доской, оформление наглядных пособий и т.д.

В нашем понимании, графическая культура будущего учителя - это система организации учителем наглядности обучения посредством графических изображений, характеризуемая мерой освоения накопленного человечеством опыта в области дизайна, черчения, компьютерной графики и анимации. В качестве ведущих компонентов такой культуры выступают графические культурные ценности учителя, его умение читать, понимать, воспринимать, обрабатывать, накапливать и перерабатывать графическую информацию.

Таким образом, информационное общество и компьютер породили новые компоненты феномена “культура” - “культура информационная” и “культура графическая”, которые являются подсистемами общей культуры и обладают рядом специфических черт, благодаря которым мы имеем основание рассматривать их как самостоятельные понятие.

Рассмотренные выше компоненты графической культуры имеют общеобразовательное и общекультурное значение. Графическая культура педагогов должна обеспечивать им реальную возможность использовать информационные технологии в обучении различным предметам вузовского цикла и в управлении образованием, а также способствовать повышению качества образования.

1. В данной статье мы рассмотрели понятие графическая культура в системе общей культуры личности и определили свое видение этого феномена. В связи с тем, что графическая культура связана не только с общей культурой человека, но и с его информационной культурой, мы также показали иерархию этих связей и ввели тезаурус по теме исследования. Графическая культура характеризует уровень графического развития личности, уровень эффективности организации графических процессов, характеризуемый мерой освоения накопленного человечеством опыта в области дизайна, черчения, компьютерной графики и анимации, обеспечивающий целостное видение мира, предвидение последствий принимаемых решений. В нашем понимании, графическая культура будущего учителя — это система организации учителем наглядности обучения посредством графических изображений, характеризуемая мерой освоения накопленного человечеством опыта в области дизайна, черчения, компьютерной графики и анимации. В качестве ведущих компонентов такой культуры выступают графические культурные ценности учителя, его умение читать, понимать, воспринимать, обрабатывать, накапливать и перерабатывать графическую информацию.

2. В настоящее время ВУЗ обеспечивает лишь компьютерную грамотность студентов как пользователей персональным компьютером. Что же касается формирования графической культуры у студентов ВУЗа, то эта задача может быть решена только после того, как педагоги ВУЗа сами овладеют графической культурой.

3. Графическая культура связана не только с культурой информационной, но и с общей культурой специалиста и человека. Другими словами, для современного специалиста XXI века умение получать необходимую информацию из сети Internet становится неотъемлемой частью его общей культуры.

4. Развитие культуры каждого потребителя информации, использование информации как важнейшего образовательного фактора, внедрение новых информационных технологий в образование, формирование графической культуры специалиста - все это актуальные задачи современных педагогических учебных заведений.

Современные требования, предъявляемые обществом к выпускнику вуза, обусловливают необходимость усиления графического образования, являющегося частью общего и профессионального образования современного человека. В связи с этим, актуальным становится рассмотрение графического образования?? позиций достаточность для адаптации выпускника к условиям жизни и трудовой деятельности в современном обществе . В информационном обществе вряд ли необходимы навыки традиционного черчения на ватмане. Вместо этого полезно получить представление о назначении и возможностях компьютерных систем автоматизированного проектирования (САПР), которые позволяют не только выполнять компьютерное двумерное черчение, но и создавать объемные 3D -модели. В полиграфии, архитектурном проектировании, промышленном дизайне развитых стран компьютерные графические и информационные технологии практически полностью вытеснили традиционные. Эта тенденция наблюдается и в нашей стране [ 1] .

Важнейшими составляющими графической культуры специалиста любого профиля являются умения осуществлять графическую постановку задач, проектировать, строить графические модели изучаемых процессов и явлений, анализировать графические модели с помощью компьютерных программ и интерпретировать полученные результаты, использовать для анализа изучаемых процессов и явлений компьютерную графику, Интернет, мультимедиа и другие современные информационные технологии. При этом важны умения упорядочения, систематизации, структурирования графической информации, понимание сущности информационного моделирования, способов представления графических данных и знаний. А для современного учителя будут востребованы такие умения как грамотное оформление графикой наглядных материалов к урокам, книги, статьи, научной работы, сайта в Интернет или электронного учебника; умение создавать на экране компьютера мультимедиа презентации или обучающие flash ролики и, используя интерактивную доску, выводить их на большой экран .

Формирование графической культуры у будущих учителей неотделимо от развития пространственного мышления средствами информатики, что реализуется при решении графических задач. Творческий потенциал личности развивается посредством включения студентов в различные виды творческой деятельности, связанные с применением графических знаний и умений в процессе решения проблемных ситуаций и творческих задач. Сказанное позволяет увидеть уникальность и универсальность графических учебных дисциплин для развития познавательных способностей человека, расширения кругозора используемых мыслительных средств и умственных операций, что в свою очередь повышает адаптивные возможности человека.

По нашему мнению, графическая культура играет роль базового компонент, интегрирующего между собой различные дисциплины.

Современное информационное общество требует от высших учебных заведений готовить специалистов, способных:

- мобильно адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их на практике;

- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие проблемы и искать пути их рационального решения, используя современные технологии;

- грамотно работать с информацией;

- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать в коллективе;

- самостоятельно работать над развитием собственной морали, интеллекта, культурного уровня;

- обладать графической культурой.

Решать эти задачи в педагогическом вузе призвана информационно-образовательная среда вуза - системно-организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.

Существенный потенциал есть у информатики в области формирования графической культуры. Рассмотрение графической культуры в структуре обучения информатике будущего учителя позволило определить и охарактеризовать содержательный компонент процесса ее формирования и развития с позиции отбора и структурирования содержания. С этой целью были проанализированы государственный образовательный стандарт, ныне действующий учебный план и учебные программы подготовки по специальности 050202.65 «Информатика». В которых показано, что графическая культура играет роль базового компонента, интегрирующего различные дисциплины и представленного в разнообразных образовательных областях. В процессе формирования графической культуры у будущего учителя необходимо использовать современные научные достижения и культурно формирующий потенциал информатики и компьютерной графики. В связи с этим были подвергнуты анализу все дисциплины учебного плана на предмет наличия в них содержания, необходимого для формирования графической культуры.

Для реализации обозначенных целей и задач исследования, вначале нами были рассмотрены программы курсов, предшествующие изучению дисциплины «Компьютерная графика», с целью выяснения опорных знаний студентов. Это было необходимо для того, чтобы в дальнейшем при изучении дисциплины «Компьютерная графика» в первую очередь избежать дублирования учебного материала.

Нами были выявлены следующие основные направления:

- элементы графического интерфейса;

- графика языков программирования;

- графические редакторы;

- графический дизайн;

- задачи на графическое представление.

Взяв за основу данные направления, нами было предложено углубить представления о компьютерной графике для специальности 050202.65 «информатика» в следующих дисциплинах: «Программное обеспечение ЭВМ», «Программирование», «Практикум по решению задач на ЭВМ» и др. Приведем содержание авторских программ данных дисциплин.

Раздел «Деловая графика» дисциплины «Программное обеспечение ЭВМ. Форматирование документа. Использование таблиц, схем, автофигур, организованных диаграмм и т.п. для оформления документов. Коллекция картинок Microsoft Gallery . Панель «Рисование» текстового процессора Word . Построение диаграмм Microsoft Graph .

Раздел «Презентационная графика» дисциплины «Программное обеспечение ЭВМ. Возможности пакета презентационной графики Power Point . Создание презентации с помощью мастера автосодержания. Шаблоны презентаций. Создание презентации с использованием объектов Power Point . Анимация слайдов Power Point . Создание гиперссылок и макрокоманд в презентации. Итоговая настройка слайдов.

Раздел «Задачи на графическое представление» дисциплины «Программное обеспечение. Основные возможности интегрированных программных систем для науко-технических расчетов. Компьютер как инструмент научной работы. Установка шаблонов и построение графиков системы MathCAD .

Раздел «Графические возможности языков программирования» дисциплины «Программирование». Графические примитивы. Рисование при помощи Draw . Модуль Graph . Создание иллюзии движения.

Раздел «Использование графических представлений в решении задач» дисциплины «Практикум по решению задач на ЭВМ». Представление результатов решения задач в виде графиков. Решение задач графическим методом.

Кроме того, в СФ МГПУ с 2004 года в соответствии с учебным планом, утвержденным 15.09.2003 года, в 7-ом семестре введена дисциплина «Математические основы компьютерной графики», которая является основой для формирования графической культуры у будущих учителей информатики:

Темы дисциплины «Математические основы компьютернойграфики» СФ МГПУ, 050202.65 «Информатика». Изображение плоских и пространственных фигур в параллельной проекции. Изображение плоских и пространственных фигур в центральной проекции. Изображение фигур в различных графических редакторах и системах.

Из вышесказанного следует, что опорные знания для изучения курса «Компьютерная графика» в СФ МГПУ для специальности 050202.65 «Информатика» изложены в разделах:

- «Деловая графика», «Презентационная графика», «Задачи на графическое представление дисциплины «Программное обеспечение ЭВМ»;

- «Графические возможности языков программирования» дисциплины «Программирование»;

- «Использование графических представлений в решении задач» дисциплины «Практикум по решению задач на ЭВМ»;

- Отдельной дисциплины «Математические основы компьютерной графики».

Таким образом, графическая культура учителя информатики формируется у студентов постепенно, начиная с первого курса. А дисциплина «Компьютерная графика» вводится в общую систему подготовки учителя информатики на четвертом курсе обучения (в 7 семестре), после формирования у студентов выявленных выше опорных знаний.

Способ изучения компьютерной графики в системе подготовки студентов специальности 050202.65 «Информатика» является спиральным. Характерной особенностью данного способа является то, что студенты, не теряя из поля зрения исходную проблему - графическое представление информации, постепенно расширяют и углубляют круг, связанных с ней знаний . Ч. Куприсевич, обосновывая спиральный способ построения учебных программ, заметил, что обучение, обладающее спиральной структурой, не ограничивается одноразовым представлением отдельных тем» . Получаемые знания непрерывны и постепенно усложняются.

После этого изучение компьютерной графики не заканчивается. На основе полученных знаний, студенты продолжают изучать области применения компьютерной графики в ряде дисциплин: «Компьютерное моделирование», «Компьютерные издательские системы», «Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа технологии», «использование информационных и коммуникационных технологий в образовании», «Современные средства мультимедиа». А также продолжают изучение необходимого для работы с компьютерной графикой оборудования и устройств компьютера в дисциплине «Архитектура компьютера». Приведем элементы из рабочих программ данных дисциплин.

Темы дисциплины «Практикум по решению задач на ЭВМ» (1 курс, 2 семестр, Графические возможности языков программирования (на примере языка Pascal ).Основы программирования графики. Окна и графические страницы видеопамяти. Построение диаграмм. Построение графиков функций. Создание динамических изображений. Методы программирования динамического трехмерного изображения. Вероятностные графические алгоритмы. Программирование звука. Создание анимационных клипов. Создание графического интерфейса для решения прикладных задач.

Темы дисциплины «Архитектура компьютера» (4 курс, 7 семестр, Периферийные устройства ввода вывода. Принципы действия и классификация (клавиатура, мышь, сканер, монитор, принтер, плоттер).

Темы дисциплины «Компьютерные издательские системы» (4 курс, 8 семестр, Введение в настольные издательские системы. Полиграфия, виды полиграфии, процесс верстки документов, работа с цветом, шрифты, сканирование и распознавание текста. Виды и способы типографской печати. Редакторы обработки графических изображений. Растровая и векторная графика. Сканирование изображений. Редактор растровой графики Adobe PhotoShop . Редактор векторной графики Corel Draw . Программыверстки: MS Publisher, Adobe PageMaker, QuarkXPress. Программыверстки: Adobe In Design, Corel Ventura, Adobe Frame Maker.

Темы дисциплины «Компьютерная графика» (4 курс, 7 семестр, Роль компьютерной графики в современной жизни. Программа Adobe PhotoShop : состав, особенности, назначение. Импорт растровых изображений. Редактирование. Маскирование. Трассировка. Сочетание графики Adobe Illustrator и Adobe PhotoShop .

Темы дисциплины «Компьютерный дизайн» (4 курс, 8 семестр, Введение в компьютерный дизайн. Роль дизайна в современной жизни. Adobe Image Ready . Назначение программы. Интерфейс. QuarkXPress . Основные сведения об издательских системах, терминология, основы полиграфии. Macromedia Flash . Назначение программы. Интерфейс. Macromedia Dream weaver . Назначение и особенности программы. Интерфейс.

И только после изучения областей применения можно говорить о целостном представлении студентами компьютерной графики и о формировании у них компетенций в данной области. Проведенный теоретический анализ показал необходимость повышения уровня подготовки учителя информатики, обладающего глубокими знаниями по всем разделам информатики, имеющего творческие способности, умеющего применять свои знания на практике. Учитель информатики должен грамотно оформлять материал к уроку, знать необходимый теоретический материал в области информатики и компьютерной графики, т.е. обладать графической культурой, а также быть способным передать знания и умения учащимся и другим учителям.

В результате этого анализа нами предложена междисциплинарная схема формирования графической культуры (рис.1).

Описанная междисциплинарная схема формирования графической культуры у будущего учителя информатики свидетельствует, что для формирования графической культуры необходимо использовать особую методику, способствующую интенсификации процесса обучения.

ЛИТЕРАТУРА

Инженерная графика: общий курс. Учебник / Под ред. В.Г.Бурова и Н.Г. Иванцивской. - М.: Логос, 2006. - 232 с.

Кальницкая Н.И. Графическая подготовка в системе «Лицей НГТУ - вуз» // Актуальные вопросы современной инженерной графики: Материалы всероссийской научно-методической конференции / под ред. А.П.Корякиной. - Рыбинск: РГТА, 2003. - С. 67-69.

Куприсевич Ч. Основы общей дидактики. - М., 1986. - 96 с.

Молочков В.П., Петров М.Н. Компьютерная графика. - СПб.: Питер, 2006. - 810 с.

Кострюков А.В.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

ГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье рассмотрены методологические аспекты технологии преподавания графических дисциплин для целенаправленного формирования готовности студентов к самостоятельной учебной деятельности в ходе реализации модели непрерывного изучения графических дисциплин. Ключевые слова: инженерная графика, графическая культура.

Модернизация развития российского образования в постиндустриальную эпоху своего существования предполагает переориентацию образовательного процесса от знаниевого к деятельностному, включающего, с одной стороны, построение системы знаний, необходимой и достаточной для полноценного овладения студентами основами деятельности, с другой - создание таких условий, при которых студенту необходимо самостоятельно организовывать свою образовательную деятельность.

Эффективность подготовки студентов технических специальностей в аспекте понимания ими, что образование это достояние личности, средство ее самореализации в жизни, средство построения личной карьеры, зависит от образовательной деятельности педагога и в большей степени от образовательной деятельности самого студента.

Как известно, язык чертежа является одним из выражений технической культуры специалиста, проблема заключается в том, чтобы язык чертежа в большей мере стал личностно и профессионально значимым для субъектов образовательного процесса. Произойти это может лишь в том случае если организована не только учебная деятельность педагога, но и образовательная деятельность студента, одной из форм которой является самостоятельная образовательная работа, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем.

Как было подчеркнуто выше, процесс обучения должен строиться на основе обучения в сотрудничестве при создании условий для активной совместной деятельности всех участников образовательного процесса, при этом работа преподавателя строится таким образом, чтобы студент обладал правом на собственное видение учебного материала, имел возможность

самостоятельно применять его при решении графических задач, на первых порах предложенных преподавателем, а в последующем формулировать условия задач самостоятельно, исходя из полученного учебного опыта и разрабатывать алгоритмы их решений.

Организация образовательной деятельности, предоставляющей возможность студенту самому определять свою траекторию самообучения, предполагает разработку дидактических материалов и моделей обучения, направленных на организацию собственного опыта студента, самостоятельностью определения действий и деятельности к творческому подходу, на его интеллектуальное развитие.

С помощью графического языка можно расширить коммуникативное пространство личности, используя содержательную составляющую графического характера. Кроме того, сам процесс изучения графических дисциплин может способствовать значительному расширению профессиональной культуры будущих специалистов. Таким образом, тенденция углубления содержания обучения графическому языку за счет профессионально направленного обучения графике и использование ее основ при обучении другим инженерным дисциплинам определяет особую актуальность проблемы эффективного использования культурно-образовательного потенциала изучения графики на технических специальностях .

При усвоении содержание образования (элементы графической культуры) становится достоянием личности студента. Усвоение знаний при обучении может происходить различными способами :

Осознанного восприятия и запоминания, что внешне проявляется в точном или близком воспроизведении;

В применении знаний по образцу или в сходной ситуации;

В творческом применении знаний, т. е. в новой, ранее не знакомой ситуации.

Первые два способа характеризуют репродуктивное (воспроизводящее) усвоение знаний, при котором усваивается накопленный опыт графических знаний, а именно:

Осознанное восприятие, которое организует преподаватель при обучении в вузе, выражается в предъявлении студентам понятий или определений. При этом надо объяснить значение каждого термина в них входящего или, как требует логика, выделить существенные признаки данного понятия (например, изучая сечения, необходимо расшифровывать значения всех слов в него входящих, т. е. осуществлять процесс осознанного восприятия);

Запоминание (в психологии сказано, что для того чтобы информация стала достоянием личности, т. е. была запомнена, ее нужно повторить как минимум 3 раза (от 3 до 8-9 раз в зависимости от вида памяти). Этот процесс заучивания студенты должны осознавать, преподаватель должен обеспечить средства для заучивания: создание дидактического материала для обеспечения запоминания, применять технические средства и т. п.

Простое воспроизведение студентами предъявленной информации может проходить в различных формах:

В выборочном опросе;

В фронтальном опросе;

В контрольном срезе (тестирование) всей группы или отдельных студентов;

В комбинировании перечисленных выше форм и т. п.

Применение знаний по образцу или в сходной ситуации, в которой за образец принимается усвоение понятий и происходит поэлементное наложение всех существенных признаков на конкретный пример, возможно только после того, как сделан вывод об усвоении данного образца.

Так, при определении резьбы на нескольких изображениях необходимо поэлементно наложить существенные признаки понятия на изображение и установить соответствие одного из изображений данным признакам. Только наличие данной мыслительной операции позволяет говорить о формировании опыта репро-

дуктивной деятельности, и эта операция характеризует процесс мышления.

При дальнейшем выполнении сходных графических задач происходит отработка скорости наложения образца на конкретный пример за счет его свертывания и работы с когнитивным клише.

Таким образом, процесс заучивания информации воспроизведения и применения ее в сходных ситуациях должен при любых формах и количествах воспроизведения информации (это зависит от индивидуальных особенностей преподавателей и студентов) обеспечивать процесс:

Восприятия информации (письменное, устное);

Воспроизведения «вслух»;

Проговаривания «про себя», перевода во внутренний голос;

Отработки скорости воспроизведения;

Формирования когнитивного клише.

При усвоении графической информации на

репродуктивном уровне возможен выход на творческий уровень - применение в нестандартных ситуациях.

Формирование умений творческой деятельности предполагает усвоение способов творческой деятельности. Формирование умений осуществлять творческий поиск может происходить в следующей последовательности :

Простое воспроизведение способов творческой деятельности;

Отработка отдельных элементов творческой деятельности при комбинировании известных способов деятельности;

Применение известного способа деятельности в незнакомой ситуации:

При изменении функции объекта;

При определении структуры объекта;

Умение видеть проблему в знакомой ситуации.

Работать по алгоритму творческой деятельности: уметь анализировать проблемные ситуации - определять предметные области; находить противоречия между величинами в проблемной ситуации; возможность выдвигать гипотезу, позволяющую ликвидировать противоречие; уметь на основе выдвинутой гипотезы выстроить модель исследования, отбирать или разрабатывать способы деятельности для решения и проверки гипотезы на практике; провести анализ результата.

И так, чтобы научить человека творить, есть только один путь - научить его творческим приемам, т. е. гибкому применению известных алгоритмов, позволяющих понять структуру познавательной деятельности, которая составляет сущность творческой деятельности, в частности в графической области.

Выстраивая или выбирая графическое задание , педагог распознает требуемые для решения приемы творческой деятельности, учитывает имеющиеся в запасе у студентов знания и осознает приблизительный размер ассоциативного ряда между ситуациями задания и искомым знанием (новым алгоритмом решения). Только этим путем и можно научить творческому мышлению, т. е. предъявляя студентам задания, которые содержат проблемы, педагог ставит студентов в проблемную ситуацию, при том посильную. По мере решения в практике таких задач студенты усваивают последовательность ее анализа и алгоритм решения проблемы, их структуру, начинают ими пользоваться все свободнее. Вуз признан готовить творческих специалистов, он должен помочь развитию природных задатков до их возможного для данного субъекта предела и превратить посильное творчество в личную ценность, т. е. развивать графическую культуру личности.

Развитие творческого начала невозможно без осознания участниками данного процесса нравственной позиции к процессу познания и создания эмоционального климата в аудитории. Решающую роль играет позиция педагога, его творческий энтузиазм, его благожелательность, создаваемая им атмосфера свободы мысли и са-мопроявления, заключающиеся в осознании процесса соединения реализации целей обучения и формировании мотивов такой деятельности и определения способов деятельности педагога по развитию творческой личности будущего инженера, способного к самостоятельному обучению.

Усвоение информации на репродуктивном и творческом уровнях принимается за цели обучения в системе образования и обозначает предвосхищение в сознании некоторого результата, на достижение которого направлены действия субъекта носителя этой цели; некую динамическую целостность, сохраняющуюся в контексте непрерывно меняющихся действий; предполагаемый конечный результат.

И так, конечный результат обучения - формирование сохраняемых моделей содержания

графического образования на репродуктивном, творческом уровне и осознание самостоятельной образовательной деятельности студента по усвоению графического материала.

Несмотря на то, что такой термин как цель постоянно используется педагогами, однако он не всегда осознается. Преподаватели, особенно технических вузов, считают основным в обучении - знание и владение информацией предметной области. Они часто формулируют цель как «решение задач...», «выполнение графической работы...» и т. п. Однако при этом называют формы и способы деятельности. Тогда как при обучении в вузе цель - всегда развитие личности студента средствами изучаемого предмета. Анализ планов преподавателей, беседы с ними позволяют отметить, что цели понимаются чаще всего как способы деятельности: «научить», «сформировать», «изучить» и т. п. однако такое понимание целей не дает возможности педагогу фиксировать реализацию целей в процессе обучения при любых учебных ситуациях.

Отсутствие осознания цели преподавателем не дает возможности (изначально) передавать эту цель студенту для его самообразования, самовоспитания. Как следствие такого обстоятельства отмечается падение интереса к предмету и процессу познания. Попытки вызвать интерес к изучению графических дисциплин посредством различных форм, методов, средств и т. д. не приводят к желаемому результату.

Преподаватель должен ставить цели на занятиях согласно содержанию, определенному программой и целям развития студентов, и это не зависит от особенности преподавания в группах с углубленным или компенсирующим изучением.

На занятиях по изучению графических дисциплин формируется отношение студент к окружающей действительности, дается понятие об опыте отношений «человек - человек», «человек -общество», что является способом формирования мировоззрения как совокупности знаний о мире.

На стратегическом уровне аспект целей представлен социальным заказом общества, что предполагает всестороннее развитие личности с помощью организации труда и человеческих отношений.

Это можно сообщить личности при инженерном образовании только перенеся составляющие всестороннего развития личности на нравственные категории.

Например, умственное развитие предполагает трудолюбие, чувство долга, свободу, а духовное развитие - правильное отношение к категориям добра и зла.

Оперативный уровень предполагает реализацию образовательных и мировоззренческих целей, формирование мотивов деятельности (мировоззренческие цели) .

Знания являются достоянием личности в виде опыта репродуктивной, творческой деятельности и опыта межличностных отношений.

Опыт репродуктивной деятельности может формироваться при осознанном восприятии, заучивании, которое внешне проявляется в виде простого воспроизведения единицы содержания образования. Это значит, что при таком обучении преподаватель должен организовать осознанность усвоения материала.

Осознанность предполагает умение выделить признаки усваиваемых понятий и определить, какие из них являются существенными.

Далее осуществляется применение знаний в сходных ситуациях. Поэтому для формирования эторого уровня необходимо уметь построить алгоритм из выделенных существенных признаков понятия или явления и поэлементно наложить его на конкретный пример. При этом каждый раз производится сравнение, на основе чего устанавливается наличие или отсутствие признака в конкретном примере, а затем суммарно делается вывод о наличии или отсутствии понятия в конкретном примере.

Творческий уровень характеризуется усвоением опыта творческой деятельности и самой творческой деятельностью при усвоении единиц содержания образования. При это отмечается четкая взаимосвязь между репродуктивной и творческой деятельностью. Без первого репродуктивного уровня невозможно выйти на уровень творческий.

Мировоззренческие цели, сопутствующие изучению графики, предполагают развитие таких моральных качеств личности, как трудолюбие, внутренняя свобода личности, гуманизм, дружба, товарищество, долг, ответственность, совесть, уважение и т. п.

На них в процессе обучения прогнозируется адекватный эмоциональный отклик или сопереживание, определяющее правильное отношение к процессу научного познания и категориям добра и зла.

То есть в каждой ситуации занятия педагог должен видеть и осознавать, как им направляется развитие личности каждого студента в данный момент и в целом на занятии.

Модель есть копия реального объекта, которая воспроизводит тем не менее не все явление целиком, а лишь те наиболее существенные его черты, характеристики и свойства. Которые выступают определяющими по отношению к результатам. В модели существенные отношения явления (объект) выражены и закреплены, как пишет В.В. Давыдов, «... в наглядно воспринимаемых и представляемых связях и отношения вещественных или знаковых элементах».

Любая научная модель представляет собой абстрагированное выражение сущности исследуемого явления. В основе моделирования лежит теория подобия, а модель выступает в качестве приближенного аналога этого явления.

Логика построения содержательной модели предполагает: выявление и обоснование закономерностей обучения, отражающих присущие ему связи и зависимости; модель системы обучения описывает ее в динамическом аспекте функционирования; в обобщенной модели структурные и процессные характеристики системы должны быть четко взаимосвязаны между собой.

Для разработки модели обучения необходимо определить: цели стратегического уровня, разработать «дерево оперативных целей», отобрать блок информации, подлежащей усвоению, разработать модель обучения на входе (модель идеальная).

Построение модели обучения графическим дисциплинам, предполагающей развитие основ графической культуры, происходило перечисленным выше способом.

При организации и проведении любой деятельности необходимо вести ее целенаправленно, при чем организовывать так, чтобы достигать результатов наиболее оптимальным путем.

Как определено выше, стратегическая цель при обучении в школе состоит во всестроннем гармоническом развитии личности, которая на оперативном уровне предполагает реализацию обучающих, развивающих целей и формирование мотивов деятельности.

Переходя к анализу информационных материалов для обучения графическим дисциплинам, тем самым мы обращается непосредственно к операции деятельности, что требует разработки опе-

ративных целей. Для этого нами разработано оперативное «дерево» образовательных и воспитательных целей для конкретного курса изучаемой дисциплины на технических специальностях.

Таким образом, при разработке модели обучения графическим дисциплинам определены на оперативном уровне: «дерево» целей; информационный материал по графике для дополнительного усвоения. Определены дидактические средства для реализации целей при изучении графических дисциплин в вузе. Определено время обучения графическим дисциплинам и определены формы организации обучения, которые могут быть использованы для обучения. Анализ разработанной модели обучения графическим дисциплинам позволяет сделать следующие выводы. В течение первого семестра формируются такие качества, как патриотизм, добросовестный труд на благо общества. Что соответствует целям обучения на первых курсах: усвоение основ знаний, формирование коллектива студентов. Постановка этих целей согласуется с образовательными целями на занятиях по графическим дисциплинам в этот период. Образовательные цели в это время ставятся в основном на I, II уровнях усвоения. В течение второго семестра добавляется формирование таких качеств, как добросовестное выполнение общественного долга, гуманизм, свобода, что как раз соответствует выполнению заданий на III уровне усвоения и позволяет вести целенаправленное формирование готовности к самостоятельной учебной деятельности.

При определении развивающих целей учитывался их имманентный характер, т. е. они вытекают из образовательных и воспитательных составляющих оперативной цели. Развивающими целями для студентов технического направления являются умения управления деятельностью (инженер - управляющий), а при изучении графических дисциплин и обучения умениям самостоятельной деятельности таковыми являются: развитие памяти, мышления, а также сферы чувств. При этом идет развитие:

Интеллектуальной сферы - за счет знаний предмета на I, II, III уровнях;

Конструктивных способностей - конструирование деятельности по целям;

Коммуникативных способностей - установление правильных взаимоотношений между участниками делового процесса;

Организаторских способностей - организация деятельности по технологии.

При анализе модели работы по изучению графических дисциплин в вузе можно сделать следующие выводы:

В персом семестре основанная цель - развитие памяти, что соответствует I, II уровням усвоения образовательных целей;

Во втором семестре цель - развивать образное мышление и пространственное воображение, что соответствует I, II, III уровням усвоения, которые требуют сформированности умений управлять самостоятельной деятельностью;

Формирование профессиональных способностей начинается с формирования академических знаний, затем добавляются организаторские, коммуникативные и конструктивные, что может тоже связано с постановкой образовательных целей занятий на всех уровнях усвоения.

Предлагаемая модель включает:

Усвоение учебного материала вузовской программы изучения графических дисциплин;

Применение знаний графических дисциплин при выполнении стандартных учебных заданий репродуктивного уровня и дальнейшее их углубление за счет выхода на творческий уровень при выполнении олимпиад-ных заданий и участия в студенческих научных конференциях:

Определения процессуальной специфики усвоения графической деятельности, для чего определены способы репродуктивной и творческой деятельности;

Воспитание и развитие самообразовательной деятельности обучающегося.

Список литературы:

1. Крылова, Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. - М.: Высшая школа, 1990. - 142 с.

2. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - Издательская корпорация «Логос», 1999. - 272 с.

3. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Изд-во Института профессионального образования Министерства образования России, 1995. - 336 с.

4. Кострюков А.В., Павлов С.И. Развитие творческой активности студентов в процессе формирования графической культуры на занятиях начертательной геометрии и инженерной графики: Интеграция науки и образования как условие

повышения качества подготовки специалистов: сборник научных статей всероссийской научно-практической конференции, 2008 г. - Оренбург: ИПК ОГУ, 2008. - C. 214-218.

Садекова Евгения Владимировна,кандидат педагогических наук, доценткафедры кораблестроенияи авиационнойтехникиФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е.Алексеева»,г. Нижний Новгород[email protected]

Значение графической культурыкак одной из составляющих компетенции современного инженера

Аннотация.В статье рассмотрены вопросы формирования графической культуры у студентов технических вузов, включающей знание стандартов и грамотное оперирование нормативными документами при изучении графических и специальных дисциплин.Ключевые слова:профессиональная компетенция, техническая эрудиция, графическая подготовка инженерных кадров, стандарты Единой системы конструкторской документации, высокая графическая культура.

Существенные изменения в экономической, социальнополитической, культурной жизни общества современной России оказывают большое влияние на характер связей сферы образования с социальными институтами, наукой, производством и т.д., что в свою очередь является причиной обновления самой системы образования. Особое место занимает направление гуманистической ориентированности образования, требующее пересмотра отношения к творческим характеристикам личности. Это подразумевает их перемещение из контекста обслуживания общественного производства в область развития личности в интересах самой личности. Современным рынком труда востребованы не конкретные знания и умения, а компетенция специалистов, ихличностные качества. После присоединения России к Болонскому процессу возникла необходимость перехода на общую терминологию, с помощью которой можно было бы описать образовательный процесс, в частности, его цели и результаты. Стандарты профессионального образования нового поколения формулируются на языке компетенций, однако внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс требует решения еще многих исследовательских задач.Одной из таких задач является определение сущности компетентности специалиста, содержания и взаимосвязи категорий «компетентность» и «компетенция», поскольку на сегодняшний день единого общепринятого мнения в этом отношении не существует. Другой важной задачей реализации комптентностного подхода –это определение места этих понятий в общей системе педагогического целеполагания. «Дело в том, что в педагогике и психологии высшего образования наряду с понятием «компетенции» и «компетентность» используются такие понятия, как «ключевые компетенции», «квалификации», «профессиональная компетентность», «ключевые квалификации», «профессионально важные личностные качества». Здесь также присутствуют разные подходы к классифицированию, что осложняет использование этих понятий» .А.В.Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения.Компетенция –включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность –владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности .Перенос конечной цели образования со знаний на «компетентность» позволяет решать проблему, типичную для российского высшего образования, когда студенты хорошо овладевают набором теоретических знаний, но испытывают существенные трудности в дальнейшей профессиональной деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных практических задач или проблемных ситуаций. В конечном счете, уменьшается разрыв между образованием и жизнью.Однакохотелось бы отвлечься от общих теоретических рассуждений о сущности «компетенции» в целом, а рассмотреть формирование профессиональных компетенций (ПК), регламентируемых рабочими программами, составленными с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки инженеров (без уточнения специальностей, поскольку рассматриваемые профессиональные компетенции должны быть присуще каждому инженеру).Из ПК следует, что выпускаемый специалистинженер готов разрабатывать проекты, оборудование, устройства, системы…способен использовать нормативные документы и т. д.Формирование данных компетенций частично реализуется в ходе освоения дисциплины «Инженерная графика», относящейся к «Профессиональному циклу», именно поэтому «Инженерная графика» это одна из фундаментальных общетехнических дисциплин, определяющих общеинженерную подготовку студентов технических специальностей. Неизменной функцией интеллектуальной деятельности инженера является оперирование образными графическими, схематическими и знаковыми моделями объектов, позволяющими в абстрактной, символической форме выражать взаимооднозначное соответствие объектов и их графических изображений. Поэтому целями освоения дисциплины «Инженерная графика» являются: развитие пространственного воображения; повышение технической эрудиции; выработка знанийи умений для выполнения зарисовок и наглядных изображений объектов, разрабатываемых в инженерной практике.Стремительное развитие информационных технологий предъявляет возрастающие требования к визуальномысленным навыкам. «Уровень подготовки специалиста,таким образом, в большей мере определяется тем, насколько он готов к мысленным преобразованиям образнознаковых моделей, насколько развито и подвижно его пространственное мышление. В этих условиях императивной становится необходимость анализа сущности, структурных компонентов, динамики и механизмов формирования графической культуры».Проблема совершенствования геометрографической подготовки инженерных кадров уходит корнями ко временам Петра I, считавшего графические знания «нужнейшей частью инженерства».И на сегодняшний день развитие инженерного графического образования в России имеет тенденции к усилению его «общеобразовательного и развивающего компонентов при сохранении традиционного профессионального. Оно требует основательности геометрографической подготовки и смещения акцента на формирование пространственного мышления и креативной графической деятельности. Это обусловлено изменениями в содержании инженерного труда в условиях информатизации общества, уровнем результативности образования. Интегральным показателем творческого начала профессиональной деятельности является культура специалиста, складывающаяся в единстве и взаимодействии многообразных составляющих».Актуальным остается дополнение геoметрографичеcкого компонента в становлении профессиональной культуры специалиста, особенно в «контексте неразрешенных противоречий между реальной низкой результативностью довузовской подготовки, традиционно сложившейся моделью геoметрографичеcкой подготовки и утвердившимся новым типом профессиональной деятельности инженера с преобладающей ориентацией на развитие профессиональной компетентности, предполагающей формирование дивергентного мышления, способностей к поиску нестандартных решений, профессиональной мобильности и пр.».Термин «графическая культура» в различных контекстах встречается в педагогической и научноисследовательской литературе. В этой связи особое значение имеют труды учёных, исследующих формирование графической культуры при обучении в вузе: Л.Н. Анисимовой, А.Д. Ботвинникова, В.А.Гервера, Ю.Ф. Катхановой, Е.И. Корзиновой, А.В. Кострюкова, М.В. Лагуновой, М.В. Молочкова, А.А. Павловой, Н.Г. Преображенской, С.Ю. Ситниковой, Л.С. Шебеко, В.И. Якунина и др.Исходя из проведённого анализа различных подходов к определению понятия профессиональной культуры, можно остановиться на следующем определении, уточнённом в своих педагогических исследованиях Л. Брыковой: «графическая культура выпускника технического вуза –это базовое, интегральное качество личности, проявляющееся в высоком уровне владения и оперирования знаниями в области графики, в осознании их ценности для профессионального будущего, в способности к анализу и прогнозированию производственного процесса, базирующейся на использовании геометрографического потенциала для эффективного решения профессиональных задач... Культура специалиста складывается в единстве и взаимодействии всех её компонентов». Далее Л. Брыкова представляет структурный состав определяющих графическую культуру компонентов: гностический; технологический; эмоциональноценностный; организационнопроектировочный .Особенно хочется выделить содержание технологической компоненты: «способность рационально выполнять чертежи, вносить в них изменения в соответствии с технологическим процессом и технической реконструкцией; умение читать и выполнять чертеж детали с глубоким осмыслением её конечного результата как элемента технологического процесса; готовность студента к конструированию, моделированию, к решению технических и технологических задач производственного процесса». Из перечисленного видно, что знание стандартов и грамотное оперирование нормативными документами не включены как обязательные составляющие графической культуры инженера! В то время как одним из критериев компетентности инженера является не только знание требований стандартов, но и обязательное их соблюдение! И это не единственное игнорирование столь важной составляющей графической грамотности инженера. Во многих других работах,посвященных исследованию формирования графической культуры студентов технических вузов, умалчивается актуальность владения и соблюдения студентами требований стандартов при выполнении графических и текстовых документов.Именно в ходе изучения «Инженерной графики» на начальных курсах обучения, впервые будущие инженеры знакомятся с наиболее востребованными стандартами Единой системы конструкторской документации(ЕСКД), регламентирующими оформление чертежей, схем, графиков и таблиц. На занятиях по графическим дисциплинам (начертательной геометрии, инженерной графики, компьютерной графики…) студент получает первичные знания и умения работы с соответствующими стандартами. Графические работы по инженерной и компьютерной графике, выполняемые студентами 1ого и 2ого годаобучения оцениваются не только за грамотное содержание, аккуратность и рациональность вычерченных изображений, но и насколько данные работы соответствуют требованиям стандартов ЕСКД. То есть осуществляется жесткий так называемый нормоконтроль, без которого ни один чертеж не считается действительным.Однако, как показывает практика, на этом знакомство с данного рода нормативными документами заканчиваются, в приоритет входят другие стандарты, необходимые для становления того или иного специалиста. И при выполнении графических частей курсовых работ по другим дисциплинам студент, а зачастую и руководитель, абсолютно игнорируют жесткие требования стандартов к выполнению и оформлению чертежей. Особенно это заметно в работах, выполненных с использованием графического пакета AutoCAD, поскольку данный пакет абсолютно не привязан к стандартам ЕСКД (в отличие от чертежноконструкторского редактора КОМПАСГРАФИК, ориентированного на Российские стандарты).И как результат, на выходе будущего специалиста, в его дипломных работах сплошь и рядом серьезные нарушения стандартов, не отметить которых просто нельзя. Более того. Эти незнания стандартов, к сожалению, не исчезают, а переходят с ним в большую жизнь, где неоднократно дискредитируют молодого специалиста. К наиболее распространенным нарушениям относятся:–использование нестандартных масштабов изображений и неправильное их оформление (ГОСТ 2.30268);–использование линий конкретных начертаний не по назначению

(ГОСТ 2.30368);–выполнение надписей нестандартным по высоте иначертанию шрифтом (ГОСТ 2.30481);–много нарушений при нанесении и простановке размеров на чертежах

(ГОСТ 2.3072011) и т.д., это далеко не полный список.Выпускники с такими пробелами в знании основных нормативных требований к графическим и текстовым документам, не могут называться квалифицированными инженерами с высокой графической культурой, которая является неотъемлемой составляющей их профессиональной компетенции.Такое внимательное отношение к формированию графической культуры специалиста также обусловлено параллельным формированием у студентов самодисциплины, которая характеризует собой эмоциональноценностный компонент графической культуры. Осознание студентом своих графических знаний и умений как возможности достижения профессиональной успешности стимулирует его на наиболее грамотное выполнение графических частей курсовых и дипломных работ. Соблюдение стандартов даже в, казалось бы, незначительных деталях, позволяет искоренить привычку пренебрежения к правилам и требованиям.Надо помнить, что образовательный и воспитательный процессы взаимосвязаны. Роль преподавателя в осуществлении этих процессов значительна. Поскольку государством требуется подготовка специалистов с высоким творческим потенциалом, и как следствие, важно чтобы образовательныйпроцесс стал преимущественно самообразовательным и саморегулируемым, нельзя забывать, что в ходе становления студента специалистом необходим постоянный контроль со стороны преподавателей, позволяющий отследить закрепление полученных ранее обязательных знаний и умений. Возможно, имеет смысл вести мониторинг остаточных знаний по наиболее востребованным темам тех или иных дисциплин в течение всего периода обучения студентов, независимо от того, как давно закончился изучаться этот цикл, или его изучение длится несколько семестров. В таком случае важна активная междисциплинарная связь, чтобы те дисциплины, что изучались на младших курсах, нашли свою прикладную значимость при изучении специальных дисциплин. Возвращаясь к проблеме формирования графической культуры, можно предположить, что, проводя на каждом последующем году обучения мониторинг знаний основных требований стандартов к выполнению чертежей, графиков, таблиц реально добиться полноценного усвоения данного материала. Не обязательно давать в качестве контроля сложные задания, выполняя которые студент покажет, как усвоены те или иные стандарты. Достаточно регулярно предлагать студентам простые тесты, которые, благодаря своей краткости и разнообразности будут стимулировать студентов помнить основные моменты, активизировать необходимые знания, тем самым формировать свою графическую культуру. В качестве примера предлагается один вариант тестов на остаточные знания по дисциплине «Инженерная графика», используемых на кафедре «Кораблестроение и авиационная техника» ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е.Алексеева»(рис. 1).Рис.1. Пример тестов на остаточные знания по дисциплине «Инженерная графика»Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что будущий инженер, несомненно, должен иметь высокую графическую культуру, позволяющую ему выполнять любой графический документ грамотно не только по содержанию, но и по оформлению, что должно стать неотъемлемой составляющей его профессиональной компетенции. И развитие графической культуры, совершенствование компетенции студентов должно осуществляться в ходе всего обучения в техническом вузе, при переходе от изучений одних дисциплин к другим, являясь важным интегрирующим междисциплинарным звеном.

Ссылки на источники1.Ильязова М. Д. Компетентность, компетенция, квалификация –основные направления современных исследований // Профессиональное образование. Столица. –2008. –№ 1. –URL:http://www.sibcol.ru.2.Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернетжурнал «Эйдос». –2002. –23 апреля. –URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm.3.Лагунова М.В. Теория и практика формирования графической культуры студентов в высшем техническом учебном заведении: дисс. … доктора пед.наук. –Н. Новгород, 2002. –564 c.4.Там же.5.Там же.6.Брыкова Л.В. Формирование графической культуры студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки: автореф. дисс. … канд.пед.наук.–М., 2012.–25с.

SadekovaEvgenia,CandidateofPedagogicalSciences, associateprofessor"Shipbuildingandaircraftequipment" StateTechnicalUniversity of R.E.Alekseev, Nizhny Novgorod. [email protected]

Value of graphic culture, as one of components of competence of the modern engineerSummary.In article questions of formation of graphic culture at students of the technical colleges, including knowledge of standards and competent operating by normative documents are considered when studying graphic andspecial disciplines.Keywords:professional competence, technical erudition, graphic preparation of engineering shots, standards of Uniform System of Design Documentation, high graphic culture.

Как мы уже отмечали, информация может быть представлена в различной форме: визуальной (наглядно-образной, в том числе графической), аудиальной (звуковой), вербальной (словесной, текстовой) и т.д.

В исследованиях И.С. Якиманской доказано, что чем более абстрактна информация, подлежащая усвоению, тем больше требуется опоры на наглядные формы ее отображения . Именно наглядно-образная форма представления информации позволяет одномоментно или последовательно продемонстрировать разные элементы объекта, ситуации, процесса в их взаимосвязи и тем самым способствовать лучшему и более скорому пониманию.

Графический язык, как и любой другой язык, строится по своим правилам и законам, он использует свои методы и приемы .

Средства языка графики - это система символов, знаков, замещающих реальные объекты или понятия о них, а также отношения и связи между ними. С помощью этих средств в графических изображениях кодируется информация о различных объектах, их признаках и отношениях.

В то же время средства языка графики можно рассматривать и как средство общения людей, и как структуру знаков, посредством которой осуществляется это общение. В этом проявляются коммуникативная и познавательная функции средств графики. Однако реализуются они только при условии единообразия этих средств.

Способом существования и проявления системы средств графики является графическое изображение. Пространственные образы-представления объектов окружающего мира находят свое отражение в графических изображениях, выполненных, как правило, на плоскости, т.е. в двухмерном пространстве.

Разнообразные графические изображения, состоящие из линий, штрихов и точек, построенные от руки, при помощи графических инструментов, на компьютере или типографским способом, окружают ребенка, включаются в различные виды детской деятельности.

Рисунки, картины, иллюстрации в книгах - элементы художественной графики. Буквы, цифры, пиктограммы, дорожные знаки, рекламные вывески - это тоже графические изображения. Чертежи, схемы, наглядные изображения широко используются в конструктивной деятельности. Планы, карты, рисунки-лабиринты тоже вызывают большой интерес детей и используются в разнообразных играх.

Графические изображения характеризуются образностью, символичностью, компактностью, относительной легкостью прочтения. Именно эти качества графических изображений обуславливают их расширенное использование.

Графические средства отображения информации широко используются во всех сферах жизни человека, требуя владения языком графики, умениями оперировать графическими изображениями как в двухмерном, так и в трехмерном пространстве, как в реальном, так и в мысленном плане. Эти умения представляют важнейшие компоненты графической культуры, которая, в свою очередь, является неотъемлемой частью информационной компетентности личности.

В концепции структуры и содержания 12-летнего образования по черчению и графике графическая культура определяется как совокупность знаний о графических методах, способах, средствах, правилах отображения и чтения информации, ее сохранения, передачи, преобразования и использования в науке, производстве, дизайне, архитектуре, экономике, общественных сферах жизни общества, а также совокупность графических умений, позволяющих фиксировать и генерировать результаты репродуктивной и творческой деятельности.

В основе графической культуры лежат развитые пространственные представления, на базе которых формируются графические умения и навыки, опирающиеся на знание законов формообразования, основных геометрических построений и графических операций, составляющих сущность графической грамоты.

Графическая грамота в школе, как отвечается в педагогической энциклопедии, - это совокупность элементов обучения, направленных на выработку у учащихся умения создавать и читать различные графические изображения, переходить от объектов и процессов разного рода к их графическим изображениям и от графических изображений к объектам и процессам.

Восприятие и переработка графической информации - это сложный процесс, требующий участия таких психических процессов, как восприятие, память, мышление. Прослеживается зависимость этого умения от уровня развития психических процессов, становление которых происходит именно в дошкольном возрасте.

Развитие графических умений связано, в свою очередь, с развитием зрительного анализа - способности анализировать графические изображения, вычленять составляющие их элементы, соотносить их друг с другом, синтезировать графический образ.

Уровень графической подготовки человека определяется, как подчеркивает А.Д. Ботвинников, главным образом не степенью овладения им техникой выполнения графических изображений, а в большей мере тем, насколько он готов к мысленным преобразованиям образно-знаковых моделей, насколько подвижно его образное мышление .

В традиционном понимании графическая грамота включает в себя развитие графических умений и навыков.

Графические навыки, по определению Т.С. Комаровой, - это определенные привычные положения и движения пишущей (рисующей) руки, позволяющие изображать знаки и их соединения.

Умения - это сплав навыков и знаний, который определяет качество выполнения графической деятельности; это более сложное образование, чем навык или знания, взятые в отдельности .

Графические умения представляют собой сложный комплекс, включающий формирование зрительно-моторной координации, восприятие фигуро-фоновых отношений, положения в пространстве и др.

Взаимосвязь пространственного мышления и графических умений

Восприятие пространства, по определению А.В. Петровского, представляет собой отражение объективно существующего пространства и включает восприятие формы, величины, взаимного расположения объектов, рельефа, удаленности, направления .

В основе различных форм пространственного анализа, как отмечают Б.Г. Ананьев и Е.Ф. Рыбалко, лежит деятельность комплекса анализаторов, ведущими из которых являются двигательный и зрительный анализаторы .

Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами).

В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно человека.

Чаще под пространственной ориентацией понимают ориентировку на местности, которая включает в себя, по мнению Т.В. Мусейибовой: определение «точки стояния», т.е. местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам; определение местонахождения объектов относительно ориентирующегося субъекта; определение пространственного расположения объектов относительно друг друга .

Для определения пространственной размещенности объектов, их взаимного расположения необходима система отсчета. В качестве ее чаще всего используется исходная позиция наблюдателя. Ее изменение влечет за собой перестройку всей системы пространственных соотношений.

Результатом процесса восприятия являются образы предметов и явлений окружающего мира, их внешних свойств. На основе образов восприятия складываются вторичные образы - образы представления, являющиеся более обобщенными и схематизированными, чем образы восприятия.

Наглядный образ-представление схематизируется и обобщается в процессе мышления, таким образом, представление - это образ, возникающий в индивидуальном сознании, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия предметов на органы чувств .

Представления могут изменяться во времени и в пространстве. С течением времени представление может насыщаться деталями, обобщаться или стать более схематичным; может становиться более ярким и отчетливым или же смутным и недифференцированным. В пространстве с образами представлениями можно совершать такие операции, как мысленное вращение, масштабные преобразования, перемещение объектов, комбинирование составных частей представляемого объекта, изменение пространственной ориентации, группировка, разбиение и т.д.

Процесс представления определяется И.С. Якиманской как создание образов-представлений и как оперирование образами. Деятельность представления, обеспечивающая создание образов, оперирование ими, перекодирование их, использование различных систем для построения образа, выделение в образе значимых признаков и свойств объектов, является психологическим механизмом образного мышления .

Представления, сформированные на основе реальных объектов или объемных моделей, более устойчивы во времени, в меньшей степени подвержены колебаниям, отличаются большей однозначностью дешифровки пространственных признаков.

Представления, созданные на основе плоскостных изображений объектов, обладают большей яркостью и отчетливостью, но снижается их устойчивость и повышается вариабельность.

Пространственные представления - один из видов представлений, выделяемый по типу восприятия - представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном и вращательном движении .

В качестве важнейших факторов формирования и совершенствования восприятия пространства и пространственных представлений, как отмечают Б.Г. Ананьев, Д.Б. Эльконин, выступают манипулятивные предметные действия, моделирование пространственных свойств и отношений, овладение техникой измерения и графического построения.

Пространственные представления, которые отражают соотношения и свойства реальных предметов в трехмерном пространстве, являются базой для развития пространственного мышления.

Пространственное мышление - вид умственной деятельности, обеспечивающей создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач.

И.С. Якиманская указывает, что в наиболее развитых формах пространственное мышление проявляется в процессе решения графических и расчетно-графических задач, где на основе использования разнотипных условно-схематических изображений происходит создание пространственных образов, их перекодирование, мысленное оперирование ими в различных условиях пространственной ориентации, переход от образов реальных объектов к их условно-графическим изображениям, от трехмерных изображений к двухмерным и обратно .

Пространственное мышление рассматривается И.Я. Кап- луновичем как такое психологическое образование, которое формируется в различных видах деятельности (практической и теоретической). Для его развития большое значение имеют продуктивные формы деятельности: конструирование, изобразительное (графическое), научно-техническое творчество. В ходе овладения этими видами деятельности целенаправленно формируются умения представлять в пространстве результаты своих действий и воплощать их в рисунке, чертеже, поделке, постройке и т.д.; мысленно видоизменять их и создавать на этой основе в соответствии с созданным образом (замыслом), планировать результаты своего труда, а также основные этапы его осуществления, учитывая не только временную, но и пространственную последовательность их выполнения.

Основной структурной единицей пространственного мышления является образ, отражающий все пространственные особенности воспринимаемого объекта (форма, величина, соотношение элементов на плоскости, в пространстве) .

Пространственное мышление, отмечает И.С. Якиманская, представлено двумя видами деятельности: созданием пространственного образа и преобразованием уже созданного образа в соответствии с поставленной задачей .

При создании любого образа в качестве наглядной основы, на базе которой он возникает, может выступать и реальный предмет, и его графическая (рисунок, чертеж, график и т.п.) или знаковая (математические или иные символы) модель.

При создании образов происходит перекодирование, сохраняющее не столько внешний вид, сколько контур объекта, его структуру и соотношение частей. Уже созданный образ в процессе оперирования им мысленно видоизменяется.

Для создания запасов представлений необходимо достаточно большое количество заданий на восприятие и оценку внешних характеристик формы объектов. Данный запас также является основой для создания образов воображения, которые и являются основной оперативной единицей пространственного мышления .

Создание нового образа является актом процесса пространственного мышления человека. Поток таких образов составляет суть процесса пространственного мышления. Однако сам способ создания нового образа является умением сложного состава, которое методически можно разложить на более простые составляющие, а затем выстраивать методику формирования этих составляющих в непосредственной работе с ребенком.

Основываясь на изложенных выше положениях, все графические умения в контексте оперирования графической информацией и пространственными образами можно условно разделить на следующие основные группы.

1 группа (базовая). Осуществление анализа пространственных признаков и отношений реальных предметов

и их частей.

  • 1. Анализ (выделение, называние), воспроизведение, преобразование формы предметов и их частей.
  • 2. Анализ (выделение, называние), воспроизведение, преобразование величины предметов и их частей.
  • 3. Анализ (выделение, называние), воспроизведение, преобразование пространственных отношений предметов и их частей.
  • 2 группа. Декодирование графической информации (чтение графических изображений)
  • 1. Определение и называние вида графического изображения.
  • 2. Определение, называние свойств изображенных объектов и их частей (форма, величина, количество, пространственное расположение).
  • 3. Анализ графического состава изображений (виды линий).
  • 4. Конструирование по графическому изображению.
  • 3 группа. Кодирование графической информации (создание изображений)
  • 1. Осуществление основных графических операций (построение линий, форм и их сочетаний) от руки и с использованием чертежных инструментов.
  • 2. Координация движений руки и глаз (зрительно-моторная координация).
  • 3. Создание изображения конструкции, модели.
  • 4 группа. Преобразование графической информации
  • 1. Преобразование изображений (форма, величина, количество, пространственное расположение изображенных объектов и их частей) на основе преобразования конструкций.
  • 2. Преобразование конструкций на основе преобразования изображений.

Именно эти умения, составляющие основу информационной компетентности, важно освоить ребенку еще на ступени дошкольного образования.