Конспект урока Тема А.И. Введенский. «Ученый Петя», «Лошадка. «А. Введенский «Ученый Петя», «Лошадка Работа над произведением «Ученый Петя»

>>Литература 2 класс >> Литература: А. Введенский. «Ученый Петя», «Лошадки»

АЛЕКСАНДР ВВЕДЕНСКИЙ «УЧЕНЫЙ ПЕТЯ», «ЛОШАДКА»

Цели : продолжать знакомство учащихся с поэзией для детей; прививать интерес к литературе.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, целей.

– Сегодня мы знакомимся с творчеством Александра Ивановича Введенского.

2. Работа над произведением «Ученый Петя».

1) Чтение стихотворения учителем.

Вот сидит перед вами Петя
Он умнее всех на свете,
Все он знает,
Понимает,
Все другим он объясняет.

– Что можно сказать о Пете?
– Почему же тогда поэт назвал стихотворение «Ученый Петя»?

2) Чтение стихотворения по ролям.

– Понравилось ли вам стихотворение?
– Какое настроение оно создает?
– Какие персонажи действуют в стихотворении? Отметьте карандашом их слова.
– Найдите в тексте обращения. Как их надо читать?
– Как вы считаете, как можно назвать Петю?
– Какое название вы бы придумали для этого стихотворения?
– С какими интонациями нужно читать слова детей?
– А слова Пети?
– Какие движения и мимика могут сопровождать речь детей?
– Какие движения, и какое выражение лица могут быть у Пети?

3. Работа над произведением «Лошадка».

– Дрожки – легкий четырехколесный экипаж, повозка для перевозки людей.

1) Чтение стихотворения детьми в парах.

2) Вопросы по содержанию.

– Что необычного в стихотворении?
– Как оно характеризует автора?
– Какие иллюстрации можно нарисовать к стихотворению?

– Что вы узнали о лошадке?
– Что вы узнали о старушках?
– Опишите лошадку. Какая она?
– Почему лошадка остановилась?
– Как отреагировали старушки? Почему?
– Что подарили лошадке? Кем она может стать?(ученицей).
– Какое это стихотворение по настроению? Почему?
– О чем хотел рассказать поэт? (соблюдать правила движения).


IV. Итог урока.

Домашнее задание: подготовиться к инсценировке стихотворения «Ученый Петя».

Литературное чтение. 1-2 классы: поурочные планы по программе "Школа России". Издательство "Учитель", 2011. Содержание - Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др.

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить учащихся с творчеством А. Введенского; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, Речь, мышление.

Планируемые результаты : учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме.

Оборудование : выставка детских журналов; портрет и книги А. Введенского; карточки с заданиями, стихами А. Введенского.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Федина конфетина

В буфете вздыхает конфетина,

Страдает конфетина Федина:

Не нравится Федя конфете —

Конфета мечтает о Пете.

И Петя Петров проникает в буфет...

И больше у Феди конфетины нет,

Лишь фантик остался в буфете

На память о бедной конфете.

П. Синявский

— Прочитайте стихотворение с удивлением (еще: вопросительно, утвердительно, сердито, весело, скороговоркой).

— Какое это стихотворение? Как его нужно читать?

— Прочитайте выразительно.

III. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихотворения (или чтение наизусть).

IV. Работа по теме урока

1. Рассказ учителя об А. Введенском

— Посмотрите в учебнике с. 177—180 и с. 182—183. Кто автор стихотворений, которые мы будем читать на уроке?

— Знаете ли вы что-нибудь о нем?

Материал для учителя

Александр Иванович Введенский (1904-1941) - автор более 40 стихотворных и прозаических книг для детей дошкольного и школьного возраста, один из лучших пересказчиков сказок братьев Гримм и Шарля Перро. Он родился в семье служащего. Получил филологическое образование в Петербургском университете. Дружил с Д. Хармсом, Ю. Владимировым, Н. Заболоцким. В своих поэтических исканиях опирался на русское народное творчество. Его искусство выросло из всякого рода небылиц, докучных сказок, закличек.

— Послушайте стихотворение А. Введенского «Песенка о дождике» и определите, какой жанр устного народного творчества оно напоминает.

Дождик, дождик,

Глянь, глянь!

Дождик, дождик,

Грянь, грянь!

Ждут тебя в саду цветы.

Дождик, дождик,

Где же ты?

Ждут поля и ждут березы,

Тополя, дубы и розы,

Незабудки и быки,

Куры, утки, индюки.

И мы тоже дождик ждем,

Бегать будем под дождем!

(Ответ. Стихотворение похоже на народную песенку-закличку.)

2. Стихотворение «Ученый Петя»

— Нас. 177—180 рассмотрите иллюстрации к стихотворению, прочитайте его название и предположите, о чем оно. (Ответы детей.)

— Какие чувства возникли у вас при чтении?

— Чему вы улыбались?

— Перечитаем стихотворение и ответим на вопрос: в чем заключалась ученость Пети?

— Соотнесите название и содержание стихотворения. Что вызывает у вас улыбку?

V. Физкультминутка

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз — росой умылась,

Два — изящно покружилась,

Три — нагнулась и присела,

На четыре — полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Стихотворение «Лошадка»

~ Нас. 182—183 рассмотрите иллюстрации к стихотворению, прочитайте его название и предположите, о чем оно. (Ответы детей.)

— Прочитайте стихотворение. (Дети читают самостоятельно.)

— Понравилось вам стихотворение?

— Что было непонятно?

Дрожки — легкий четырехколесный экипаж, повозка для перевозки людей.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

2. Творческая работа

— Придумайте такие вопросы к стихотворению, чтобы ответить на них можно было строчками из него.

3. Игра в слова

— На доске написаны слова. Найдите другие слова, спрятавшиеся в них. (Если класс хорошо подготовлен, то учащиеся могут искать эти слова сами в тексте.)

Лошад ка, нож ки, старушки , лад ошки, он а жил а, заклад ывали, вдруг , стол бик, плак ат, проход , предпол агается, водопровод , говор ят, суха рь, подар или, в тетрад ку, буква рь.

VII. Рефлексия

— Что вы узнали на уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что у вас особенно получилось?

VIII. Подведение итогов урока

— С творчеством какого поэта вы познакомились на уроке?

— Какие стихи вы читали?

— Вспомните: А. Введенский переводил сказки Ш. Перро и братьев Гримм. Какими языками он владел? (Французским и немецким.)

Домашнее задание

Повторить произведения изученного раздела.

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии РКМ (развитие критического мышления в условиях личностно ориентированного подхода в обучении младших школьников) по теме:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии РКМ (развитие критического мышления в условиях личностно ориентированного подхода в обучении младших школьников) по теме:

А.И.Введенский "Ученый Петя", "Лошадка"

Цель урока: ознакомление с творчеством Александра Ивановича Введенского

образовательные:

  • Создавать условия для осмысления, осознания новой информации
  • Совершенствовать навыки чтения – выразительность, осознанность, правильность.

Развивающие:

  • Развивать внимание к слову
  • Развивать умение интонацией передавать эмоции и настроение героев стихотворений, своё отношение к слову.

воспитательные:

  • Создать условия для воспитания умения внутренне организовываться и сосредотачиваться;
  • Создать условия для формирования у учащихся толерантного отношения к мнению других;
  • Создать условия для воспитания интереса к предмету.

Ход урока

1. Орг. момент.

У. - Прозвенел звонок, начинается урок русского языка. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть раннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.

2. Проверка домашнего задания (дети читают стихотворение Владимирова «Чудаки»).

3. Постановка цели урока:

Сегодня мы знакомимся с творчеством Александра Ивановича Введенского.

4. Изучение нового материала:

1) Работа над выразительностью и правильностью речи.

Прочитайте радостно:

Вот сидит перед вами Петя
Он умнее всех на свете,
Все он знает,
Понимает,
Все другим он объясняет.

А теперь прочитайте тот же текст обижено.

Гордо.

Устало.

Строго.

2) Рассказ учителя о поэте.

Александр Иванович Введенский – автор более 40 книг для детей дошкольного и школьного возраста. Он переводил сказки Шарля Перро и братьев Гримм. Родился А.И. Введенский в 1904 году в семье Петроградского служащего. Получил филологическое образование в университете. Дружил с Д. Хармсом, Ю. Владимировым, Н. Заболоцким. В своем поэтическом творчестве опирался на русское народное творчество. Его искусство выросло из небылиц, докучных сказок, заклинаний. Послушайте его стихотворение “Песенка о дождике” и определите, на какой жанр устного народного творчества оно похоже:

Дождик, дождик,
Глянь, глянь!
Дождик, дождик,
Грянь, грянь.
Ждут тебя в саду цветы,
Дождик, дождик,
Где же ты?
Ждут поля и ждут березы,
Тополя, дубы и розы,
Незабудки и быки,
Куры, утки, индюки,
И мы тоже, дождик ждем,
Бегать будем под дождем!

(Стихотворение похоже на народную песенку-закличку).

3) Первичное чтение стихотворения “Ученый Петя” учителем.

4) Первичная проверка понимания. Работа с текстом.

Понравилось ли вам стихотворение?

Какое настроение оно создает?

Что происходит в этом стихотворении?

Похоже ли оно на стихотворении “Вы знаете...”? Чем?

Какие персонажи действуют в стихотворении? Отметьте карандашом их слова.

Найдите в тексте обращения. Как их надо читать?

Как вы считаете, как можно назвать Петю?

Какое название вы бы придумали для этого стихотворения?

А слова Пети?

Какие движения и мимика могут сопровождать речь детей?

Какие движения, и какое выражение лица могут быть у Пети?

5) Выразительное чтение детьми.

5. Физкультминутка.

Мы заходим с вами в лес
(Дети маршируют на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес!
(Удивились, развели руками.)
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов.
(Раз, два, три.)
Сколько здесь у нас игрушек,
Столько сделаем прыжков.
(Раз, два, три...)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лису обхитрим,
На носочках убежим.
(Бег на носочках.)
Всё вокруг мы рассмотрели
И тихонечко все сели.

6. Продолжение изучения нового материала.

1) Работа над техникой чтения (плавное чтение целыми словами).

2) Чтение учителем стихотворения “Лошадка” .

3) Работа с текстом.

Дрожки – легкий четырехколесный экипаж, повозка для перевозки людей.

Найдите слова, в которых спрятались другие слова.

(Ж ил а, лош ад ка, нож ки, стар ушки , лад ошки, за клад ывали, д рожки , б еж ит, г лад кий, в друг , стол бик, п лак ат, ст рожа йше, про ход , пред пол агается, водо провод , го вор ят, тел еж ка, столб ах , с ух арь, п ох валили и т.д.) Презентация >.

4) Выразительное чтение учащимися.

7. Итог урока.

Стихи какого поэта мы сегодня читали?

Подумайте, какими языками владел А.И. Введенский, если переводил сказки Ш. Перро, братьев Гримм?

8. Домашнее задание.

Подготовиться к выразительному чтению любого из стихотворений.


Цели:

1. Познакомить детей со стихами А.И. Введенского “Ученый Петя”, “Лошадка”.

2. Развивать умение интонацией передавать эмоции и настроения героев стихотворений, свое отношение к происходящему.

3. Совершенствовать навыки чтения – выразительность, осознанность, правильность. Развивать внимание к слову.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания (дети читают стихотворение Ю.Владимирова).

3. Постановка цели урока:

Сегодня мы знакомимся с творчеством Александра Ивановича Введенского.

4. Изучение нового материала:

1) Работа над выразительностью и правильностью речи.

Прочитайте радостно <Рисунок 1>:

Вот сидит перед вами Петя
Он умнее всех на свете,
Все он знает,
Понимает,
Все другим он объясняет.

А теперь прочитайте тот же текст обижено <Рисунок 2>.

Гордо <Рисунок 3>.

Устало <Рисунок 4>.

Строго <Рисунок 5>.

2) Рассказ учителя о поэте.

Александр Иванович Введенский – автор более 40 книг для детей дошкольного и школьного возраста. Он переводил сказки Шарля Перро и братьев Гримм. Родился А.И. Введенский в 1904 году в семье Петроградского служащего. Получил филологическое образование в университете. Дружил с Д. Хармсом, Ю. Владимировым, Н. Заболоцким <Рисунок 6>. В своем поэтическом творчестве опирался на русское народное творчество. Его искусство выросло из небылиц, докучных сказок, заклинаний. Послушайте его стихотворение “Песенка о дождике” и определите, на какой жанр устного народного творчества оно похоже:

Дождик, дождик,
Глянь, глянь!
Дождик, дождик,
Грянь, грянь.
Ждут тебя в саду цветы,
Дождик, дождик,
Где же ты?
Ждут поля и ждут березы,
Тополя, дубы и розы,
Незабудки и быки,
Куры, утки, индюки,
И мы тоже, дождик ждем,
Бегать будем под дождем!

(Стихотворение похоже на народную песенку-закличку).

3) Первичное чтение стихотворения “Ученый Петя” учителем.

4) Первичная проверка понимания. Работа с текстом.

Понравилось ли вам стихотворение?

Какое настроение оно создает?

Что происходит в это стихотворении?

Похоже ли оно на стихотворении “Вы знаете...”? Чем?

Какие персонажи действуют в стихотворении? Отметьте карандашом их слова.

Найдите в тексте обращения. Как их надо читать?

Как вы считаете, как можно назвать Петю?

Какое название вы бы придумали для этого стихотворения?

А слова Пети?

Какие движения и мимика могут сопровождать речь детей?

Какие движения, и какое выражение лица могут быть у Пети?

5) Выразительное чтение детьми.

5. Физкультминутка.

6. Продолжение изучения нового материала.

1) Работа над техникой чтения (плавное чтение целыми словами).

2) Чтение учителем стихотворения “Лошадка” <Рисунок 7>.

3) Работа с текстом.

Дрожки – легкий четырехколесный экипаж, повозка для перевозки людей.

Найдите слова, в которых спрятались другие слова.

ил а, лошад ка, нож ки, старушки , лад ошки, заклад ывали, дрожки , беж ит, глад кий, вдруг , стол бик, плак ат, строжа йше, проход , предпол агается, водопровод , говор ят, тележ ка, столбах , сух арь, пох валили и т.д.) <Презентация >.

4) Выразительное чтение учащимися.

7. Итог урока.

Стихи какого поэта мы сегодня читали?

Подумайте, какими языками владел А.И. Введенский, если переводил сказки Ш. Перро, братьев Гримм?

8. Домашнее задание.

Подготовиться к выразительному чтению любого из стихотворений.