Неравномерность развития личности. Проблема акселерации. Развитие личности. Формирование личности Что такое личность и как ее развивать

процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в ходе социализации ребенок вступает во взаимодействие с миром, овладевая достижениями человечества. Формирующиеся в этом процессе способности и функции воспроизводят в личности исторически сформированные человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка реализуется в его деятельности при посредстве взрослых, поэтому процесс воспитания - ведущий в развитии личности. Опираясь на то, чему ребенок уже научился, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности, новыми формами и особенностями поведения.

Развитие личности реализуется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, складывающийся у человека с самой референтной группой (или лицом),-определяющий, ведущий фактор развития личности. Как предпосылка и результат развития личности выступают потребности. Его движущей силой служит внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. Система отношений межличностных в группах порождает противоречие между потребностью индивида в персонализации и объективной заинтересованностью группы референтной принимать лишь проявления его индивидуальности, соответственные ценностям, задачам и нормам функционирования и развития этой общности. Это противоречие снимается в деятельности совместной.

В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс вхождения человека в новую среду социальную и интеграции в ней как результат этого процесса. Когда индивид входит в относительно стабильную общность социальную, он при благоприятных обстоятельствах проходит три фазы личностного становления:

1) адаптация - предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответственными средствами и формами деятельности, а потому в некоей степени уподобление индивида другим членам общности;

2) индивидуализация - порождается обостряющимися противоречиями между потребностью "быть как все" и стремлением к максимальной персонализации, что характеризуется поиском средств и способов обозначения своей индивидуальности;

3) интеграция - детерминируется противоречием между стремлением быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности, и потребностью общности принять, одобрить и развивать лишь те его особенности, что способствуют ее развитию и потому развитию его самого как личности в группе; если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляция личности, либо ее вытеснение из общности, либо деградация.

Если индивид не способен преодолеть трудности адаптационного периода, у него могут складываться качества конформности, зависимости, робости, неуверенности. Если на второй фазе развития индивид, предъявляя референтные для группы свойства личностные, не встречает взаимопонимания, то это может способствовать формированию негативизма, агрессивности, подозрительности. При успешном прохождении фазы интеграции в высокоразвитой просоциальной общности у индивида формируются такие качества, как гуманность, доверие к людям, справедливость, самоопределение коллективное, требовательность к себе и другим, и пр.

Поскольку ситуации адаптации (дезадаптации), индивидуализации (деиндивидуализации) и интеграции (дезинтеграции) при последовательном или параллельном вхождении индивида в различные группы многократно воспроизводятся, закрепляются соответственные личностные новообразования, в результате складывается достаточно устойчивая структура личности. Социальная ситуация развития, где происходит социальное развитие личности, динамична. Наряду с динамикой развития личности в пределах относительно стабильной возрастной стадии развертывается динамика последовательного включения личности в различающиеся по уровню развития общности, каждая из коих доминирует в определенные возрастные периоды. Тип развития личности определяется типом группы, куда она интегрирована.

Кроме развития личности, входит и физическое развитие, и развитие психических функций. Не надо эти разные развития путать: может быть прекрасно развитая с посредственно сформировавшейся памятью и с плохим физическим развитием. Рост человека и его развитие взаимодействуют, чередуя друг друга .

Огурец может только расти. Влажная земля и солнце этому способствуют, но тренировать и развивать внешними процедурами невозможно: огурец растет по своей внутренней программе. А у человека - больше возможностей, у человека развитие, тренировка его тела или души способствуют росту тела, росту душевности, росту душевной глубины, гибкости или стойкости. Тот, кто тренирует свое тело, знает, что определенные тренировки росту мышечной массы способствуют. С другой стороны, развивать можно только то, для чего процессом роста были созданы необходимые предпосылки. Никто не будет развивать в годовалом младенце мужественность - он еще недостаточно вырос, для этого не появилась база.

У человека рост и развитие поддерживают друг друга и сменяют друг друга этапами. Это напоминает чередование горизонтального и вертикального движения: происходит накопление знаний и умений (идет горизонтальный рост), потом происходит резкий скачок, переход на новый уровень (произошло развитие, скачок вверх), далее идет освоение этого уровня (рост как горизонтальное движение)

Процессы роста у человека идут с максимальной интенсивностью в детстве. С возрастом рост что физический, что интеллектуальный - замедляется, а с определенного периода у большинства начинает идти в обратную сторону: интеллект снижается, память слабеет, мышцы постепенно атрофируются. Интересно, что личностное развитие при этом может продолжаться.

Развитие личности - одна из центральных тем практической психологии, и понимается она сильно по-разному в том числе из-за терминологической путаницы. Использую одно и тоже словосочетание "развитие личности", в реальности специалисты имеют в виду по крайней мере четыре разных смысла и соответственно четыре разные темы. Это:

  • «Каковы механизмы и динамика развития личности» (здесь исследуется развитие личности как процесс),
  • «Что достигает личность в своем развитии» (это тема уровня развития личности , тема результата развития),
  • «Какими способами и средствами родители и общество могут формировать из ребенка личность» (тема формирования личности) и
  • «Как, какими способами человеку развивать себя, как личность?», где развитие личности понимается как в процессе как авторских действий .

Разговор о развитии как процессе - это разговор о динамике этого процесса, о его различных механизмах. Развитие происходит в совместной деятельности ребенка и взрослого, развитие может быть следствием учебы или тренировки, развитие может быть результатом разрешения внутренних противоречий, развитие может быть результатом формирования - процесс развития личности многолик и сложен. Понимание "развития личности" как сложного, но преимущественно естественного процесса более характерно для теоретической психологии, исследующей этот процесс.

Что касается результатов развития личности, то помним классическое: рост - это количественные изменения, развитие - изменения качественные. Если вы видите книгу "Развитие личности детей дошкольного возраста", вы знаете, что встретите там описание того, как качественно меняется личность ребенка год от года, какие когда у ребенка возникают новообразования. Главные вопросы к теме результатов развития личности, это "О каких новообразованиях можно говорить как о качественно новых?", "Как можно проверить, что развитие действительно произошло?", "Можно ли говорить об уровне развития той или иной личности, сравнивать людей по

при использовании материалов www.psi.webzone.ru
Данный словарь создан специально для пользователей сайта сайт чтобы можно было найти любой психологический термин в одном месте. Если вы не нашли какое то определение или наоборот знаете его, а унас его нету, обязательно пишите нам и мы его добавим в словарь психологического портала "Психотест".

Развитие личности
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ - изменение ее количественных и качественных свойств. - это развитие ее мировоззрения, самосознания, отношений к действительности, характера, способностей, психических процессов, накопление опыта. Различают ряд ступеней в индивидуальном развитии человека: ранний детский возраст, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский, зрелый, пожилой. Историко-эволюционный подход рассматривает взаимодействие между природой, обществом и личностью. В этой схеме биологические свойства личности (например, тип нервной системы, задатки) выступают как безличные предпосылки развития личности, которые в процессе жизненного пути становятся результатом этого развития, а общество выступает как условие осуществления деятельности, в ходе которой человек приобщается к миру культуры. Основанием и движущей силой развития личности является совместная деятельность, в которой осуществляется усвоение личностью заданных социальных ролей.

Список случайных тегов:
,
Галль Франц - Галль Франц (1758 – 1828) — немецкий врач, создатель френологии. Согласно его представлениям, психические функции обусловлены развитием коры головного мозга, о чем могут свидетельствовать неровности черепа.
,
Единство сознания и деятельности - ЕДИНСТВО СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - исходный принцип психологов-марксистов, суть которого в признании приоритета предметной деятельности человека над его психикой. Сознание как отражение действительности проявляется и формируется в деятельности. Деятельность без сознания лишается ориентировки, рефлексивности. Сознание без связи с предметной деятельностью неизбежно вырождается в абстракцию или ползучий эмпиризм. Именно в ходе деятельности образ, идеальный план объективируется, материализуется. Е. с. и д. выступает как принцип исследования у многих психологов-марксистов. Экспериментально они показали, что в деятельности развиваются ощущения, восприятия, память, мышление, воображение, формируются знания, эмоциональные и волевые процессы, способности. Односторонне постулируя принцип единства психики и деятельности, многие советские психологи упускали из виду то, что *...деятельность организуется и направляется психологией... психика есть необходимое условие деятельности...*
,
Теория памяти А. Бергсона - Теория памяти А. Бергсона — концепция, в которой выделяется два вида памяти: память–привычка, или память тела, основой которой служат физиологические мозговые процессы, и память–воспоминание, или память духа, несвязанная с деятельностью мозга.

Личностное развитие — это процесс, продолжающийся всю жизнь. Это способ для людей оценить свои навыки и качества, обдумать свои жизненные цели и поставить перед собой новые, чтобы реализовать и максимально раскрыть свой потенциал. Эта страница поможет вам определить навыки, необходимые для постановки жизненных целей, которые могут улучшить ваши перспективы трудоустройства, повысить уверенность в себе и привести к более полноценной и качественной жизни. Планируйте и принимайте значимые, позитивные и эффективные жизненные решения для своего будущего, чтобы обеспечить расширение возможностей личности.

Хотя раннее развитие и раннее становление в семье, в школе и т.д. могут помочь сформировать нас как взрослых, личностное развитие не должно останавливаться на более поздних этапах жизни.Эта страница содержит информацию и советы, которые призваны помочь вам задуматься о вашем личном развитии и о том, как вы можете работать для достижения целей и полного раскрытия вашего потенциала.Личностное развитие» и «Расширение прав и возможностей личности» — две области, которые пересекаются и переплетаются, поэтому мы рекомендуем вам прочитать эту страницу вместе с нашей страницей «Расширение прав и возможностей личности».

Почему личностное развитие важно?

Существует много идей, связанных с личностным развитием, одна из которых — процесс самореализации Авраама Маслоу.

Самореализация

Maslow (1970) предполагает, что все люди имеют встроенную потребность в личностном развитии, которое происходит в процессе, называемом самореализацией.

Степень, в которой люди могут развиваться, зависит от удовлетворения определенных потребностей, и эти потребности образуют иерархию. Более высокий уровень потребности может быть достигнут только в том случае, если удовлетворен один уровень потребности. Однако по мере того, как изменения происходят на протяжении всей жизни, уровень потребности, мотивирующий поведение человека в любой момент времени, также будет меняться.

Иерархия потребностей Маслоу: Физиологические потребности, потребности безопасности, любовь и принадлежность,эстетические потребности, когнитивные потребности, и потребности в самореализации.

  • В нижней части иерархии находятся основные физиологические потребности в питании, питье, сексе и сне, т.е. основы выживания.
  • Во-вторых, это потребности в обеспечении охраны и безопасности как в физическом, так и в экономическом смысле.
  • В-третьих, можно добиться прогресса в удовлетворении потребности в любви и принадлежности.
  • Четвертый уровень относится к удовлетворению потребности в самоуважении. Это уровень, наиболее тесно связанный с «самосовершенствованием».
  • Пятый уровень связан с необходимостью понимания. Этот уровень включает в себя более абстрактные идеи, такие как любопытство и поиск смысла или цели и более глубокое понимание.
  • Шестое касается эстетических потребностей красоты, симметрии и порядка.
  • Наконец, на вершине иерархии Маслоу стоит необходимость самореализации.

Maslow (1970, p.383) говорит, что все люди должны видеть себя компетентными и автономными, и у каждого человека есть неограниченные возможности для роста.

Самореализация относится к выполнению желания человека стать тем,кем он хочет. Иными словами, речь идет о самореализации и необходимости полной реализации потенциала как уникального человека.Для Маслоу путь к самореализации включает в себя соприкосновение с вашими чувствами, полное и сконцентрированное переживание жизни.

Управление личностным развитием

Существует ряд шагов, которые необходимо предпринять для управления своим личностным развитием.

Развитие личного видения

Личностное развитие может быть просто для удовольствия,однако большинству из нас легче мотивировать себя учиться и совершенствоваться, если у нас есть для этого цель. Разработка своего личного видения — четкого представления о том, где вы хотите быть через несколько месяцев или лет и почему — является важной частью развития этой цели.

Более подробно об этом говорится на наших страницах: «Разработка личного видения», «Совершенствование и сужение кругозора» и «Постановка личных целей».

Планирование Вашего личностного развития

Как только вы четко определитесь с тем, где вы хотите быть, вы можете начать планировать, как туда добраться. Составление индивидуального плана развития не обязательно, но делает процесс планирования более реалистичным.

Подробнее об этой части процесса читайте на нашей странице «Планирование вашего личностного развития».

Если вы с трудом определяете, на какие области необходимо обратить внимание для развития и улучшения, возможно, вам будет полезно прочитать наши страницы, посвященные персональному SWOT-анализу и выявлению областей для улучшения.

Запуск процесса усовершенствования

Есть несколько различных способов, с помощью которых вы можете учиться и развиваться.

На нашей странице «Повышение эффективности — некоторые специфические методы» объясняются некоторые способы обучения, включая метод, называемый передачей знаний.

Наша страница о предпочтениях в обучении предлагает, как различные типы учебного процесса могут быть более эффективными для определенных людей. Вы также можете найти нашу страницу, посвященную стилям обучения, полезной для понимания того, как вам нравится учиться.

Запись результатов развития личности

Часто бывает полезно вести учет своего личностного развития. Записав ключевые события в процессе обучения и развития по мере их наступления, вы сможете задуматься о своих успехах на более позднем этапе. Это размышление может помочь мотивировать вас к приобретению новых навыков в будущем. Постарайтесь вести журнал учёбы или журнал по мере развития навыков и знаний.

Обзор и пересмотр планов развития личности

Для более эффективного обучения важно задуматься о своем опыте и подумать о том, чему вы научились. Регулярный обзор ваших личных планов развития и вашей деятельности по развитию позволит вам извлекать уроки из того, что вы сделали. Это также гарантирует, что ваша деятельность будет продолжать двигать вас к достижению ваших целей, и что ваши цели или видение остаются актуальными для вас.

Личность – системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития (А. Н. Леонтьев). Как личность человек проявляет себя в системе отношений. Однако отношения в свою очередь оказывают влияние на формирование личности. Какие еще закономерности можно выявить в развитии личности, и какие факторы влияют на ее становление – давайте разберемся.

Детерминанты – факторы и условия, оказывающие ведущую роль в развитии чего-либо. В нашем случае это ведущие факторы становления личности.

Наследственность

Кто такая сформированная личность

Психологией доказано, что личностью не рождаются, а становятся. Однако вопрос о том, кого можно считать личностью, так и остается открытым. До сих пор нет единого списка требований, описания свойств или классификации критериев. Но некоторые черты, свойственные сформированной личности, выделить можно.

  1. Активность. Подразумевает произвольность деятельности, умение управлять своей жизнью в любой ситуации.
  2. Субъектность. Предполагает контроль над своей жизнью и ответственность за выбор, то есть занимаемая роль автора жизни.
  3. Пристрастность. Умение оценивать окружающую действительность, принимать что-то или не принимать, то есть не быть равнодушным к миру и своей жизни.
  4. Осознанность. Способность выражать себя в общественных формах.

Критерии развития

Из описанного выше можно выделить критерии развития личности, или личностного роста:

  • усиление субъектности;
  • целостность и интегрированность в мир;
  • рост продуктивности;
  • развитие душевных (духовных) качеств и способностей.

Характерная черта зрелой личности – преодоление и приобретение широкой идентичности (способность отождествлять себя с миром, обществом, ситуациями, природой; ощущение общности и понимания).

  • У детей и подростков развитие личности оценивается по характеристикам социализации и рефлексии.
  • У взрослых – по способности к самоактуализации, умению принимать ответственность и выделяться из общества, сохраняя связь с ним.

Самосознание как отдельный компонент и признак становления личности

Самосознание (продукт которого – Я-концепция) активно формируется в , хотя зарождение начинается куда раньше. Оно вытекает из сознания личности. Это система установок, отношение к самому себе. Подробнее о самосознании можно прочитать в статье .

Процесс развития

Развитие личности можно охарактеризовать через развитие системы ее . То есть человек развивается как личность, когда:

  • протяженность действия потребностей увеличивается;
  • потребности становятся осознанными и приобретают социальный характер;
  • потребности переходят от низших к высшим (духовным, экзистенциональным).

Стадии развития личности

Цель развития личности – обретение личностной свободы. Существует несколько классификаций стадий развития личности.

Концепция Э. Эриксона

Интересной в плане рассмотрения развития личности мне кажется теория Э. Эриксона. Психоаналитик отметил 8 стадий, на каждой из которых человек сталкивается с противоположными силами своей личности. Если конфликт решается благополучно, то формируются определенные новые черты личности, то есть и происходит развитие. В противном случае человека настигает невроз и дезадаптация.

Итак, среди этапов развития личности можно выделить следующие:

  1. Противоречие доверия и недоверия к окружающему миру (от рождения до года).
  2. Противоречие независимости со стыдом и сомнениями (от года до 3 лет).
  3. Противоречие инициативности и чувства вины (от 4 до 5 лет).
  4. Противоречие трудолюбия и чувства неполноценности (от 6 до 11 лет).
  5. Противоречие осознания идентичности с каким-то полом и непонимания поведения, свойственного ему (от 12 до 18 лет).
  6. Противоречие стремления к интимным отношениям и чувству изолированности от окружающих (ранняя взрослость).
  7. Противоречие жизненной активности и сосредоточенности на своих проблемах, потребностях, интересах (средняя взрослость).
  8. Противоречие ощущения полноты жизни и отчаяния (поздняя взрослость).

Концепция В. И. Слободчикова

Психолог рассматривал становление личности с позиции развития субъектности человека по отношению к его поведению и психики.

Оживление (до года)

Характерная черта этого этапа – знакомство ребенка со своим телом, его осознание, которое отражается в двигательных, сенсорных и общительных действиях.

Одушевление (от 11 месяцев до 6,5 лет)

Начинается определение ребенком себя в мире, для чего малыш учится ходить и орудовать с предметами. Понемногу малыш овладевает культурными навыками и способностями. В 3 года ребенок осознает свои желания и возможности, что выражается позицией «Я сам».

Персонализация (от 5,5 лет до 13-18 лет)

На этом этапе человек впервые осознает себя как творца (реального или потенциального) собственной жизни. Во взаимодействии со старшими наставниками и ровесниками личность выстраивает границы идентичности, начинает понимать собственную ответственность за будущее.

Индивидуализация (от 17-21 года до 31-42 лет)

На этом этапе человек присваивает и индивидуализирует все общественные ценности, пропуская их через призму собственного мировоззрения, личностной позиции. Человек преодолевает групповые ограничения, оценки окружения и выстраивает свою «самость». Он отходит от стереотипов, мнений извне и давления. Впервые он сам принимает или не принимает то, что дает ему мир.

Универсализация (от 39-45 лет и далее)

Для этапа универсализации характерен выход за рамки индивидуальности на уровень экзистенциальности. Человек осмысливает себя как элемент всего человечества в контексте того, что было в истории мира и что будет.

Как мы видим, развитие личности тесно связано с возрастным развитием. Но если обратить внимание на указанные в скобках сроки, то можно отметить их широкий разброс. Причем чем старше физиологически становится человек, тем шире разброс личностного развития. Из этого и возникает то, что в народе называют «развит не по годам» или «застрял в развитии». Но теперь-то вы знаете, что, возможно, никто нигде не застрял и не «убежал», дело в отличии физического и личностного развития.

Кроме этого, можно рассматривать развитие личности как изменение индивидуального психологического пространства человека, в которое входят:

  • тело;
  • окружающие личностно значимые предметы;
  • привычки;
  • отношения, связи;
  • ценности.

Эти элементы не появляются сразу, они накапливаются по мере физического развития ребенка. Но у взрослой личности можно выделить все эти элементы. Для благоприятного развития личности важна неприкосновенность названных выше компонентов.

Жизненный путь

Структура личности формируется в процессе жизненного пути, то есть в развитии человека как субъекта собственной жизни. Цели, мотивы и ценности личности отражаются в жизненном плане, который структурирует жизненный путь.

Проще говоря, это жизненный сценарий человека. До сих пор не существует единого мнения относительно этого вопроса.

  • Одни ученые (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев), преимущественно отечественные, придерживаются мнения, что исключительно человек формирует и регулирует свой сценарий. То есть сознательно выбирает путь, но не без помощи и влияния родителей.
  • Другие исследователи (Адлер, Берн, Роджерс) придерживаются теории бессознательного. А среди ведущих факторов, определяющих сценарий, называют стиль воспитания родителей и их личностные особенности, порядок рождения ребенка, имя и фамилию, случайные стрессовые факторы и ситуации, воспитание прародителями.

Личностный рост

Личностный рост – продукт жизненного пути, рассматриваемый через оценку способности личности управлять своей жизнью, строить отношения с окружающими, отстаивать свои убеждения, воспринимать жизнь едино во всем ее многообразии.

  • Основа этого – рефлексия. Качество, которое начинает формироваться еще в детском возрасте и которое подразумевает анализ человеком собственных поступков. Это элемент самосознания – самоанализ.
  • Второй базисный элемент, вытекающий из рефлексии – автономия личности, то есть владение собой, принятие ответственности за свой выбор и право этого выбора.

Личностный рост тесно связан с самооценкой и оценкой, а точнее это не что иное, как переход от системы внешних критериев к системе внутренних, основанных на личностных убеждениях.

Послесловие

Развитие личности – процесс трудный и противоречивый, протекающий всю жизнь. Остановка в развитии чревата деградацией и распадом личности.

Формирование личности – целенаправленный и организованный процесс. Вначале его организуют родители и окружение ребенка, позже – сам человек и окружение.

Таким образом, формирование и развитие личности происходит в процессе взаимодействия человека с окружающим миром и людьми. Однако для того, чтобы стать личностью, нужно научиться ставить границы между пониманием «себя» и «не себя». Что подразумевает:

  • участие в жизни общества, но не тотальное растворение в нем;
  • умение противостоять и сохранять индивидуальность.

В последнее время актуально говорить не только о созидательном элементе личности, но и творческом начале, под чем и подразумевается «быть творцом жизни».

До сих пор не поставлена точка в вопросе границ влияния биологического и социального в человеке при развитии личности. Продолжаются исследования генов. Ученые не исключают, что в будущем какие-то феномены, признанные приобретенными, будут фактически переведены в категорию наследственных.