Потемкинские деревни миф или реальность. Потёмкинские деревни. Примеры предложений с фразеологизмом

В названии этого населенного пункта присутствует фамилия одного из известнейших царедворцев и полководцев Екатерининской эпохи Григория Александровича Потемкина. Прежде чем заняться вопросами крестьянских поселений, этот человек успел:

  1. Получить отличное образование и прослыл очень неглупым человеком, и за время своего отсутствия на воинской службе сделать там себе карьеру. В XVIII в. это было возможно.
  2. Принять участие в дворцовом перевороте против Петра III. Императрица, занявшая престол после смещенного супруга, изначально оценила качества Потемкина как офицера - отважного и решительного. Позже их связала любовная история.
  3. С середины 1770-х гг. князь Потемкин отправляется в поход против Блистательной Порты. Его цель - завоевание Крыма. В ходе военных действий Григорий Александрович продемонстрировал храбрость, граничащую с безумием и полную бездарность в организации осады крепостей.

Пока отважный князь завоевывал к своей фамилии добавку Таврический, его возлюбленная императрица проводила время в компании столичных кавалеров. Слухи дошли до Потемкина, и у него появился план, как вернуть себе расположение Екатерины. Просвещенную и ратующую за благо Отечества даму нужно было заинтересовать ударными темпами освоения присоединенных к России земель.

Григорий Александрович в 1787 г. устроил для Екатерины II увеселительную поездку в Крым. По дороге они проезжали некогда усеянное пустырями приграничье - Новороссию. Императрица не узнавала местности - повсюду располагались цветущие хутора.

На самом деле постройки в новых деревнях были сооружены по принципу театральных декораций. Крестьяне, встречавшие государыню, привозились из деревень Потемкина непосредственно к прибытию кортежа. После того, как деревенька скрывалась от взора царственной путешественницы, все ее обитатели грузились на телеги и отправлялись на север по домам.

Смысл фразеологизма

Потемкинской деревней называют иллюзорное процветание. Это красивая ширма, за которой скрывается истинное зачастую плачевное состояние вещей. Признаки, по которым можно на глаз определить Потемкинскую деревню:

  • ударные темпы возведения и обретения экономического благосостояния;
  • отсутствие причин вышеперечисленного взлета;
  • быстрое исчезновение.

В силу того, что у ответственных за масштабные проекты людей всегда было желание произвести впечатление на зрителя, выражение "Потемкинская деревня" прижилось. Так часто называют быстро и не до конца выполненные проекты. Создаваться таковые могут для проведения финансовых афер. Кроме того, Потемкинской деревней можно назвать город, или государство, где за внешним благополучием и красивой картинкой для туристов и местных правителей скрывается нищета и социальная незащищенность граждан.


Примеры предложений с фразеологизмом:

  • Эта строительная компания возводила потемкинские деревни до тех пор, пока ею не заинтересовалась прокуратура.
  • Эта потемкинская деревня была возведена специально для участников саммита.
  • Его быт был больше похож на потемкинскую деревню - за внешним лоском скрывалась разруха.

Не стоит путать потемкинскую деревню с полноценными городами, которые в определенный период своей истории были оставлены жителями и пришли в упадок. Потемкинская деревня возводится по случаю, и никто даже не предполагает длительное использование этой бутафории. После того, как нужда в создании красивой картинки исчезает, все, что может пригодиться в хозяйстве, или было одолжено у соседа, возвращается, а дешевые декорации сами собой разваливаются.

Две удачных войны с Турцией сделали Россию обладательницей Крыма и Новороссии — широкой полосы земель вдоль северного побережья Черного моря. В 1787 году императрица пожелала получить, так сказать, наглядный отчет о расходовании огромных средств, отпущенных светлейшему князю Потемкину для благоустройства этого края. 18 января она покинула Петербург в сопровождении иностранных послов и чуть ли не всего двора. Царский поезд состоял из 14 карет и 124 саней с 40 запасными. На каждой станции его ожидали 560 лошадей. Вдоль всей дороги были сложены с небольшими промежутками гигантские костры, освещавшие путь с наступлением темноты. На Украине свита Екатерины пополнилась двумя европейскими монархами: польским королем Станиславом Понятовским и австрийским императором Иосифом II (путешествовавшего инкогнито, под именем «графа Фалькенштейна»).

Потемкин постарался на славу. По его приказу к дороге сбегались толпы нарядных крестьян, бурно приветствовавшие матушку-императрицу. А вдалеке из кареты можно было увидеть знаменитые «потёмкинские деревни», возведенные светлейшим князем на всем пути следования Екатерины.

Так родился миф.
Одним из его «отцов» можно считать шведа-очевидца Иоанна-Альберта Эренстрема, который писал: «От природы пустые степи были распоряжениями Потемкина населены людьми, на большом расстоянии видны были деревни, но они были намалеваны на ширмах; люди же и стада пригнаны фигурировать для этого случая, чтобы дать самодержице выгодное понятие о богатстве этой страны... Везде видны были магазины с прекрасными серебряными вещами и дорогими ювелирными товарами, но магазины были одни и те же и перевозились с одного ночлега (Екатерины II. — С. Ц.) на другой».
Правда, свои мемуары Эренстрем сочинял спустя десятилетия после путешествия (он дожил до 1847 года). К тому же его послужной список далек от «облико морале» беспристрастного свидетеля: это был политический авантюрист, который служил то своей родине, то России, стаивал у позорного столба (в буквальном смысле слова) и однажды чуть не потерял голову на эшафоте, получив помилование в самый последний момент.

Однако примерно то же писал и секретарь саксонского посланника Г. Гельбиг, отражая мнение императора Иосифа II: живописные селения были всего-навсего театральными декорациями; Екатерине несколько раз кряду показывали одно и то же стадо скота, которое перегоняли по ночам на новое место; в воинских магазинах мешки были наполнены не зерном, а песком (Брикнер А. Г. Потемкин. СПб., 1891. С. 101).

Между тем нельзя считать, что «таков был общий глас». Вовсе не легковерный принц де Линь, возвращаясь из Тавриды в Петербург, в Туле назвал рассказы о декорациях нелепой басней (из чего ясно, в частности, что миф о «потемкинских деревнях» — возник непосредственно во время путешествия Екатерины, и даже несколько ранее).

О том, что ее ожидает лицезрение размалеванных декораций, а не долговременных построек, царице твердили еще в Петербурге завистники и враги Потемкина. Еще оживленнее разговоры о непременной мистификации стали в Киеве, и Екатерина II вполне серьезно к ним прислушивалась. Не случайно в дневнике А. В. Храповицкого находим такую запись от 4 апреля 1787 года: императрица порывается как можно скорее отбыть в Новороссию, «не взирая на неготовность к<нязя> П<отемкина>, тот поход удерживающего».

Что же в действительности увидели в Новороссии императрица и ее великолепная свита? Что им показал Потемкин?

Светлейший приготовил и преподнес великолепное по разнообразию и пышности зрелище. Разумеется, не обошлось без того прихотливого самодурства, которым славился Потемкин. Такова, например, история с пресловутой амазонской ротой. Передают, что Потемкин незадолго до путешествия, еще в бытность в Петербурге, в разговоре с царицей «выхвалял храбрость греков и даже жен их». Екатерина выразила сомнение по этому поводу, и Потемкин обещался представить доказательства в Крыму. Тотчас (дело было в марте) в Балаклавский греческий полк поскакал курьер — с предписанием «непременно устроить амазонскую роту из вооруженных женщин». Ее командиром сделали Елену Сарданову, жену ротного капитана; «сто дам собрались под ее начальство».
Балаклавским амазонкам придумали маскарадный наряд: «юпки из малинового бархата, обшитые золотым галуном и золотою бахромою, курточки зеленого бархата, обшитые также золотым галуном; на головах тюрбаны из белой дымки, вышитые золотом и блестками, с белыми страусовыми перьями». Их даже вооружили — дали по ружью и по три холостых патрона. Недалеко от Балаклавы императрица в сопровождении Иосифа II делала смотр амазонкам. «Тут устроена была аллея из лавровых деревьев, усеянная лимонами и апельсинами» и т. д.

Великолепное зрелище являли собой иллюминации и фейерверки. В Каневе вечером 7 мая, при отъезде польского короля Станислава-Августа «с императорской яхты ему салютовали пушками с флотилии, как утром. Иллюминация обелиска с вензелем императрицы была весьма удачна, так же милы были жирандоль с букетом, в четыре тысячи ракет, и огненная гора, которая казалась лавою» (воспоминания одной из придворных дам польского короля). Особенно большое впечатление произвел фейерверк в Севастополе. Принц Карл-Генрих Нассау-Зиген, состоявший в русской службе, так описывает восторженную реакцию «графа Фалькенштейна»: «Император говорит, что он никогда не видел ничего подобного. Сноп состоял из 20 тысяч больших ракет. Император призывал фейерверкера и расспрашивал его, сколько было ракет, «на случай, — говорил он, — чтобы знать, что именно заказать, ежели придется сжечь хороший фейерверк». Я видел повторение иллюминации, бывшей в день фейерверка; все горы были увенчаны вензелями императрицы, составленными из 55-ти тысяч плошек. Сады тоже были иллюминированы; я никогда не видел такого великолепия!». Столь же роскошные и расточительные иллюминации были в Бахчисарае и других городах.

Оставим в стороне вопрос о пущенных на воздух миллионах казенных рублей. Уясним главное: Потемкин действительно декорировал города и селения, но никогда не скрывал, что это декорации. Сохранились десятки описаний путешествия по Новороссии и Тавриде. Ни в одном из этих описаний, сделанных по горячим следам событий, нет ни намека на «потемкинские деревни», хотя о декорировании упоминается неоднократно. Вот характерный пример из записок графа Сегюра: «Города, деревни, усадьбы, а иногда простые хижины так были изукрашены цветами, расписанными декорациями и триумфальными воротами, что вид их обманывал взор, и они представлялись какими-то дивными городами, волшебно созданными замками, великолепными садами».

Потемкинские сооружения вовсе не имели целью пустить пыль в глаза или обмануть императрицу видом ложного благоденствия. Художественные декорации были неотъемлемым элементом усадебной культуры того времени. Таким способом Потёмкин стремился оживить пустынные пространства южнорусских степей, сделать их вид приятным для взора государыни, и одновременно разворачивал перед ней грандиозный макет будущей Новороссии.

Все знали, что отвоеванная у Турции Новороссия — это пустынная степь, без городов, дорог, почти без оседлого населения. Целью Потемкина было продемонстрировать, что вместе с русской властью в этот обширный край пришла европейская цивилизация.
«Признаюсь, что я был поражен всем, что видел, — писал граф де Людольф, — мне казалось, что я вижу волшебную палочку феи, которая всюду создает дворцы и города. Палочка князя Потемкина могущественна, но она ложится тяжелым гнетом на Россию... Вы без сомнения думаете, друг мой, что Херсон пустыня, что мы живем под землей; разуверьтесь. Я составил себе об этом городе такое плохое понятие, особенно при мысли, что еще восемь лет тому назад здесь не было никакого жилья, что я был крайне поражен всем, что видел... Князь Потемкин... бросил на учреждение здесь города семь миллионов рублей». И далее следуют похвалы «кремлю», домам, планировке улиц, «саду императрицы» («в нем 80 тысяч всевозможных плодовых деревьев, которые процветают», построенному для императрицы дворцу, верфи и т. д.

Символом цивилизаторских усилий стала закладка Екатеринослава. Это произошло на другой день по приезде императора Иосифа II. Не все в этой церемонии удалось Потемкину так, как он задумал. В частности, не успела прибыть из Берлина гигантская статуя Екатерины. Но грандиозность планов Потемкина и без того поражала воображение. После того как в походной церкви (т. е. шатре, раскинутом на берегу Днепра) отслужили молебен, два монарха заложили первый камень в основу екатеринославского собора.
Согласно проекту, он должен был походить на собор Св. Петра в Риме. Существуют достоверные рассказы, что Потемкин приказал архитектору превзойти эту главную святыню католического мира, «пустить на аршинчик длиннее, чем собор в Риме». Увы, грандиозная постройка так и не осуществилась: возвели только фундамент, обошедшийся в семьдесят тысяч рублей; впоследствии, когда Екатеринослав из проекта превратился в реальный город, церковь все же была достроена, но такая скромная, что фундамент стал ее оградой.

Но в данном случае интереснее не реальность, а идея и планы Потемкина, которые были грандиозны до фантастичности. Екатеринослав предполагали сделать столицей Новороссии. Все было предусмотрено — не забыта даже музыкальная академия, которой предназначалось заведовать знаменитому Сарти. Если и позволительно говорить о «потемкинских деревнях», то к ним относился один Екатеринослав — город-мираж на днепровском берегу.

Екатеринослав призван был стать соперником Петербурга. Это вполне русская традиция; чтобы ее понять, приведем несколько исторических справок.
Еще со времен древней Руси идея преемства и государственного развития символизировалась «обновлением» столиц и патрональных храмов. Андрей Боголюбский противопоставил Киеву — Владимир с его Золотыми воротами и новыми храмами. Иван Грозный противопоставляет Москве Вологду с Успенским собором (называемый также Софийским) по образцу московского, который в свою очередь через владимирский Успенский собор преемственно связан с киевской Софией.
При Петре I роль Вологды играет Петербург. Он, по словам Феофана Прокоповича, олицетворяет новую, «златую» Россию, которая рассматривается как противовес и противоположность Московской Руси, России «древяной».

Апофеозом «путешествия в Тавриду» стало посещение царицей и ее свитой Севастополя. На парадном обеде в Инкерманском дворце, из окон которого открывался великолепный вид на севастопольский рейд. По знаку, данному Потемкиным, занавеси были отдернуты и стоявший на рейде черноморский флот салютовал Екатерине и ее гостям. Очевидец вспоминал: «Император был поражен, увидев... прекрасные боевые суда, созданные как бы по волшебству... Это было великолепно... Первой нашей мыслию было аплодировать». На прогулке граф Сегюр говорил «графу Фалькенштейну»: «Мне... кажется... что это страница из “Тысячи и одной ночи”, что меня зовут Джаффаром и что прогуливаюсь с калифом Гаруном-аль-Рашидом, по обыкновению его переодетым».

Как видим, декорации Потемкина выполнили свою задачу. И совсем скоро Турции пришлось убедиться, что миф о «потемкинских деревнях» — это действительно миф.

Использованы материалы :
А.М. Панченко. «Потемкинские деревни» как культурный миф // Русская литература XVIII - начала XIX в. в общественно-культурном контексте. Л., 1983. С. 93-104. (XVIII век. Сб. 14).
________________________________________ _______________________
Вышла моя книга

К сожалению, сейчас людям вспоминается не сам князь Потемкин и его поистине великий вклад в развитие государства, а «потемкинские деревни», происхождение которых сомнительно.

Откуда пошел фразеологизм

Трудно назвать выражение русского языка, имеющее более противоречивую историю. Как возникло выражение "потемкинские деревни"? Чтобы оно прижилось, потребовалось поверить в изрядно перевранный отрезок нашей истории. Выражение "потемкинская деревня" принято употреблять, когда ведут речь о показном блеске, обмане и очковтирательстве. Оно прочно вошло в русский язык. Об обманщике, втирающем очки, говорят, что он строит потемкинские деревни. Значение фразеологизма - "лучше говорить правду, чем приукрашивать неприглядную картину". Идиома родилась во времена, когда князь Потемкин был губернатором южных областей России и Крыма. Строительство городов на недавно присоединенных к России землях пожирало огромные деньги и вызывало критику недоброжелателей князя.

Инспекция Екатерины

Разберем, что же такое "потемкинские деревни", значение и происхождение фразеологизма. Екатерина II решила лично посетить полуостров Крым и южные области и ознакомиться с положением дел в Новороссии. Именно такое название получили только что присоединенные к России земли Причерноморья. Эту поездку, которая состоялась в 1787 году, императрица предприняла в сопровождении двора, самого князя Потемкина и множества иностранных послов. Часть из иностранных очевидцев поездки делилась впечатлениями об этом путешествии. Эту информацию использовали впоследствии зарубежные авторы, не принимавшие участия в вояже.

В некоторых из таких публикаций описывалась история про то, как Потемкин, желая ввести в заблуждение императрицу в ходе ее поездки, приказал в срочном порядке выстроить по пути ее следования фиктивные деревни. Якобы они состояли из одних только декораций, а увиденные на улицах люди согнаны были для видимости. Эта затея позволила князю укрепить императрицу в убеждении, что государство процветает, и за этим красивым фасадом скрыть от государыни многомиллионные растраты. Поговаривали, что самим Потемкиным присвоена сумма в три миллиона рублей.

Следуя по дороге, императрица видела радующие глаз картины. Солидные дома, нарядно одетые сельчане, радостно приветствующие кортеж. На полях пасутся коровьи стада, в амбарах полно зерна. Картина всеобщего благоденствия. Обрадованная и благодарная императрица осыпала покорителя Крыма Потемкина благодеяниями. Она не поняла, что все селения, мимо которых она проезжала, - на самом деле лишь декорации. Коровьи стада - в реальности одно стадо, которое перемещалось на новый участок, пока Екатерина спала. В мешках с зерном было не зерно, а песок. Всех сельчан красиво одели, а когда императрица проехала, они были вынуждены расстаться с пышными одеждами. Так появилась новая идиома. Выражение «потемкинские деревни» означает фикцию, то, чего на самом деле нет. Оно стало нарицательным. Каждая такая потемкинская деревня — пример мнимого блеска и показного благоденствия.

Растиражированная ложь

Документальные исследования показывают, что это фальсификация. Эту неправду про «картонные деревни» и «мошенника Потемкина» распространяют многочисленные опусы о не чуждой разнообразным удовольствиям императрице. Подобные рассуждения фигурируют и в исторических исследованиях, и даже в отечественных энциклопедиях. При этом, не имея достоверной информации, авторы заметок о Потемкине говорят «будто бы» и «якобы». Академик Панченко, проведя исследование множества описаний путешествий в те годы, не нашел ни одной ссылки на это явление.

Потемкин и Новороссия

Облеченный исключительными полномочиями, Потемкин начал воплощать в жизнь план освоения, обживания и укрепления военных рубежей южной части России. Он довольно быстро получил чин генерал-аншефа и вошел в Военную коллегию и Государственный совет, был пожалован княжеским титулом.

В 1775 г. Потемкин заложил основы запорожского казачьего войска, подчиняющегося короне Российской империи. В 1776 г. он становится, по сути, правителем юга России, генерал-губернатором Новороссийской, Астраханской и Азовской губерний. Потемкин раздумывает над возможностями борьбы с Турцией с амбициозной целью полной ликвидации турецкого государства и возрождения Византийской империи. В устье Днепра князь закладывает Херсон с верфью для строительства кораблей, осуществляет руководство строительством Екатеринослава (сейчас Днепропетровск), военными действиями России на Кавказе. Он управляет всем югом России, вплоть до Каспийского моря.

Имеется множество документальных свидетельств того, какой объем разноплановой работы был выполнен Потемкиным в рамках управления новыми территориями. Конечно, в его проектах порой ощущается некоторая поспешность, избыточная самооценка и постановка труднодостижимых целей. Он словно специально ставил себе планку, превышающую человеческие возможности:

  • строительство новых населенных пунктов;
  • завоз колонистов;
  • создание условий для занятия сельским хозяйством;
  • развитие виноградарства;
  • строительство школ, заводов;
  • кораблестроение.

Все эти проекты - далеко не полный список того, что предпринималось. Причем все делалось без детальной проработки в глобальных масштабах. Не давалось пощады никому, вкладывались значительные денежные и людские ресурсы. Кое-что не было доведено до конца, что-то так и осталось в планах. Воплотить удалось лишь небольшую часть поистине глобальных проектов Потемкина. Но все равно сделанное им поражает воображение.

Строительство Севастополя

Свершения князя Потемкина в Новороссии выдвигают его в ряд крупнейших политиков Европы XVIII века. Он был наиболее могущественным лицом России того времени. Многое из того, что было им создано, сохранилось до наших дней, поскольку в его деятельности было меньше всего показной мишуры. Инспекционная поездка в Севастополь была предпринята всего через три года после начала строительства города. А между тем участникам этой поездки были предъявлены порт и 40 военных судов, которые салютовали в честь Екатерины. Осмотр столь быстро появившихся укреплений, причалов, судостроительных верфей, а в городе - церквей, больниц и школ чрезвычайно поразил всех гостей.

Севастополь - лишь одна грань деятельности Потемкина. Он совершил целую череду деяний, которые достойны уважения и памяти.

Лишь малую часть запланированного удалось реализовать. Однако многое из того, что начал он, живо и поныне.

Закладка Николаева

Свидетельством свершений князя стали записки некоей англичанки-учительницы Мери Гатри, объективно описывающей поездку по Южной России, которую обустраивал Потемкин.

До нас дошло ее описание Николаева через 5 лет после основания. Она высоко оценивает новые улицы города, поразительной длины и ширины, на которых помещалось шестьсот домов. Помимо этого, было множество хижин и построек для матросов. Очень красивое здание адмиралтейства с находящимися при нем доками.

Все, что нужно для постройки и содержания флота. Население города достигает почти 10 тысяч человек.

Откуда взялись лживые слухи

Измышления о том, что все созданное Потемкиным - сплошная "потемкинская деревня", появились через некоторое время после поездки императрицы в Крым.

А уже после ее смерти немецкий писатель И. Г. Зейме написал биографию Екатерины. В то же время вышла в свет и биография Потемкина, написанная в жанре пасквиля без авторства. Позднее оказалось, что автор - саксонский дипломат Гельбиг. Его лживые записки стали популярными и легли в основу клеветы, посмертно возводимой на Потемкина.

Его доброе имя смог защитить лишь спустя полтора века ученый Г. Соловейчик, написав первую правдивую биографию князя. Однако восстановленное доброе имя князя Потемкина, не строившего «потемкинские деревни», значение фразеологизма не поменяло.

Реакция завистников

Как случилось, что история с «картонными деревнями» вызвала доверие не только иностранцев, но и россиян, в том числе придворных? Ответ на это дает важное положение, занимаемое Потемкиным при дворе. Фавориты Екатерины никогда не испытывали недостатка в недоброжелателях. Особенно велика была ненависть к Потемкину, который влиял на российскую политику. Завистники надеялись, что Крымская командировка означает отставку. Однако, убедившись, что он не утратил влияния на Екатерину и многого достиг в своих начинаниях, враги воспылали еще большей злобой, поддерживая все наветы.

Реакция Екатерины

Екатерина не могла не видеть козней против князя Потемкина. Это положение вызывало у нее досаду, но нисколько не уменьшало благодарности Потемкину. Уже одна такая «потемкинская деревня», как Севастополь, способна утихомирить самых активных злопыхателей. После южного вояжа императрица еще много раз писала Потемкину благодарственные письма.

Саксонский дипломат Георг Гельбиг, который по делам службы находился в Петербурге при дворе Екатерины II, в 1787 году вместе с императрицей отправился в путешествие в далекий Крым. По возвращении он анонимно написал статью в немецком журнале «Минерва», в которой сообщил, что виденные им в пути селения были якобы только намалеваны на досках. Эти нарисованные деревни построены князем Потёмкиным. С того времени сложилось устойчивое выражение «потёмкинские деревни» в значении показухи, очковтирательства. Но неужели Екатерина и сопровождавшие её лица были настолько глупы, что не заметили обмана?

Григорий Александрович Потёмкин (1739-1791). Неизвестный художник. 1847 г.

Саксонский дипломат не любил Россию. Ему не нравилось житье в ней, её обычаи и порядки. Его отнюдь не приводило в восторг сближение России с Западом и раздражало, что эта мужицкая страна за короткий срок сумела победить Турцию, завоевала огромные территории на юге, вышла к морю и успела построить там военный флот. Необразованная держава могла угрожать просвещенной Европе. А кто такой Потёмкин? Да он не кто иной, как «князь тьмы», казнокрад, мздоимец, лжец, который создал декорации на пути следования императорских карет.

В статье Гельбиг писал также о том, что, по его наблюдениям, во время поездки императрицы жителей одной деревни и их скот перегоняли к другой, чтобы показать ехавшим, что деревни обитаемы, у жителей есть мясо, молоко, средства к существованию. Гельбиг запустил в международный оборот миф о «потёмкинских деревнях». И этот миф с его подачи стал трактоваться как реальность. В вышедшей затем книге-памфлете «Потёмкин Таврический», в русском переводе её название «Пансалвин-князь тьмы», Гельбиг живописал свои впечатления, чем позднее вызвал большое недовольство в России.

На самом деле всё было совершенно не так. Поездку в Крым императрица и её фаворит князь Григорий Потёмкин запланировали ещё в 1780 году. Екатерине очень хотелось посмотреть новые земли, особенно Малороссию, Тавриду, Крым. Она мечтала увидеть Чёрное море, кипарисы, подышат воздухом олеандров. Князь Потёмкин рассказывал о прекрасном тёплом климате, о растущих в изобилии плодовых деревьях, фруктах, ягодах. Он поделился своими обширными планами по преобразованию этого края, строительстве новых городов, поселений, крепостей от набегов турок. Екатерина II с ним согласилась, выделила средства, и Потёмкин приступил к работам. Он был неуёмной личностью, хватался за многое, не всё у него получалось так, как хотелось, но все же он сумел заложить несколько городов, которые развивались по плану и наполнялись приезжими.

В 1785 году на юг отправился граф Кирилл Разумовский, последний украинский гетман. Он посетил Херсон, основанный Потёмкиным в 1778 году, осмотрел крепость и верфь, затем посетил военное укрепление (будущий город Николаев), основанное также Потёмкиным в 1784 году, которое должно было стать мощной морской и кораблестроительной базой русского флота. Побывал он также в Екатеринославле на Днепре. Этот город, по замыслу императрицы, должен был стать третей столицей Российской империи. Разумовский отмечал, что эти города удивляют своим «лепоустройством».

На месте прежней пустыни через каждые 20-30 вёрст появлялись деревни. Потёмкин, уловив желание своей повелительницы, старался сделать Екатеринослав не просто губернским городом, но похожим на столичную метрополию. Он запланировал возвести там университет, построить консерваторию, наладить работу десятка фабрик. Он агитировал людей ехать туда, осваивать новые земли. И люди ехали и осваивали.

В конце 1786 года Екатерина выразила, наконец, пожелание отправится в поездку летом следующего года. Потёмкину пришлось торопиться. Ему хотелось поразить императрицу разными свершениями на юге. Он много сил отдал укреплению Черноморского флота. Создал поселения-укрепления для русской армии. На места отправлялись военные и служивые люди, создавались новые поселки, деревни.

Осенью 1786 года Потёмкин разработал примерный маршрут поездки: из Петербурга на Смоленск, от него на Чернигов и Киев, затем Екатеринослав, Херсон, Бахчисарай, Севастополь, Судак, Феодосия, Мариуполь, Таганрог, Азов, Белгород, Курск, Орёл, Тула, Москва и далее на Санкт-Петербург. Всего расстояние примерно 5657 вёрст (около 6000 километров), из них по воде 446 вёрст, в том числе по Днепру. Тогда же князь отдал приказ полкам русской армии расположиться в местах маршрута путешествия императрицы и приглашенных гостей, тем самым обеспечивая безопасность передвижения императорской экспедиции и имея на местах солдат для выполнения отдельных подготовительных работ. Только возле Киева сосредоточилась армия под командованием П.А. Румянцева числом 100 тысяч.


Аллегория «Путешествие Екатерины II по югу Российской империи в 1787 году». Неизвестный художник. Кон. XVIII в.

2 января 1787 года из Санкт-Петербурга двинулся «императорский поезд»: 14 карет, запряжённых множеством лошадей, 124 саней с кибитками и 40 запасных саней, 3 тысячи человек. Впереди ехали рослые казаки, сопровождала «поезд» конная гвардия. Сама императрица сидела в карете, рассчитанной на 12 персон, которую тянули 40 лошадей. Среди её высоких иностранных гостей был инкогнито австрийский император Иосиф II, личный друг русской императрицы и её союзник. Ехал там также и саксонский дипломат Георг Гельбиг.

По мере приближения к югу по дороге стали появляться небольшие деревни, чисто одетые крестьяне, рядом мирно пасшийся скот. Потёмкин конечно постарался. Он показывал высоким гостям все только самое лучшее, поэтому заранее проехал по всему маршруту следования. Приказал починить дома, покрасить фасады, украсить гирляндами, переодеть крестьян в новое плате. И просил всех улыбаться и махать платочками. Но никаких лубочных построений в пути не было.

Фейерверки в честь Екатерины II во время ее путешествия в Крым. Неизвестный художник. Кон. XVIII в.

До Крыма «императорский поезд» добрался в самом конце мая. Специально к его прибытию в Старом Крыму был построен небольшой дворец. Екатерину и сопровождавших её лиц встречал Таврический полк, который отдал ей честь и преклонил перед ней свои штандарты. Весь вечер играли трубы, били литавры. После салюта и музыки императрицу пригласили пить чай в специальном павильоне, построенном в восточном стиле с фонтаном. Австрийский император не мог сдержать своих эмоций при виде таких новшеств: «Господин приказывает, рабы выполняют , - завистливо заметил он. - Екатерина может потратить столько, сколько пожелает. Мы - нищие! Ни в Германии, ни во Франции никто не может себе позволить того, что делается здесь русскими…»

Иосиф отразил потаенное настроение многих европейских монархов, завидовавших России, сумевшей приобрести столь важные территории, увеличив тем самым свое могущество и политический вес. Особенно Екатерину и её гостей поразил вид города-гавани Херсона, где цвели виноградники, можно было попробовать виноградного вина. Ещё больше восхитил Севастополь, в бухте которого располагалась парусная эскадра-15 больших и 20 малых судов. Это было наглядное доказательство того, что Потёмкин заботился о развитии морского флота, по-настоящему взялся за преобразование края.


Екатерининская миля на северной стороне Севастополя

Екатерининские мили-памятники и архитектуры, дорожные знаки, построенные в 1784-1787 гг. на предполагаемом пути следования императрицы Екатерины Великой.

После осмотра Крыма многие дипломаты уехали к себе домой, чтобы рассказать об увиденном. Князь Потёмкин довёз императрицу до Харькова, где ему надлежало с ней расстаться. При прощании императрица выразила ему благодарность за содеянное и наградила его титулом «князь Таврический».

Екатерина многое хотела и многое планировала, но политическая ситуация неожиданно изменилась, увы, не в лучшую сторону. Турции, точнее Османской империи, ее правителям, абсолютно не понравилось такое обустройство России на юге. Правители Турции жаждали вернуть себе земли, которые отошли к России после русско-турецкой войны 1768-1774 годов, в том числе и Крым.

И вот тут-то австрийский император Иосиф II вспомнил о былом гостеприимстве Екатерины и встал на её сторону. Роль полководца взял на себя Потёмкин. В тот же 1787 год ему пришлось собирать войска, теперь на отпор врагу, на изгнание его с завоеванных с таким трудом территорий.

Война закончилась в 1792 году победой России и заключением Ясского мира. Заметную роль в победе сыграли созданные Потёмкиным новые деревни и города: Херсон, Николаев, Севастополь, Екатеринослав.


Екатерининский собор в Херсоне, основанный Потёмкиным, где он похоронен

Одним из важнейших достижений Григория Потемкина следует называть создание военного флота на Чёрном море, который изначально строился второпях, из фактически плохого и даже негодного материала, но в русско-турецкой войне оказал неоценимые услуги. Кроме того, Потемкин рационализировал и форму солдат и офицеров. К примеру, он искоренил моду на косички, букли и пудру, ввел в форму легкие и тонкие сапоги.

Также Григорий Александрович разработал и внедрил в пехотных войсках четкую структуру частей, что позволило значительно увеличить маневренность, скорость проводимых операций, меткость одиночного огня. Потемкина очень любили рядовые солдаты, так как он ратовал за гуманность отношения офицеров к подчиненным.

К примеру, улучшилось снабжение и санитарные нормы для рядового состава, а за использование солдат в частных работах, что было чуть ли не нормой, виновные несли строжайшее, часто публичное наказание. Таким образом, благодаря Григорию Потемкину в русской армии стал наводиться хотя бы относительный порядок.

По материалам:
https://24smi.org/celebrity/3091-grigorii-potiomkin.html.
https://russiapedia.rt.com/of-russian-origin/potemkinskie-derevni.
Сто великих тайн мира. М.: Вече, 2010.

Обман и показной блеск, скрывающий неблагополучие.

Ф амилия одного из самых богатых и знаменитых вельмож при дворе Екатерины II - Григория Александровича Потёмкина (1739 - 1791) осталась в русском языке в выражении «потёмкинские деревни».

Им обозначают , когда что-то делается только , из желания создать видимость благополучия на пустом месте.

Но при чем же здесь Потёмкин? Да при том, что ему пришла в голову идея, как обмануть Императрицу пожелавшую осмотреть свои Южные владения - Крым и Новороссию.

Начальствовал над этими землями как раз Потёмкин.

Ж елая Екатерине и показать, как богат управляемый им край, он приказал устроить по пути следования Императрицы нечто вроде театрального представления.

В красивых деревнях её встречали весёлые, довольные крестьяне, на полях паслись тучные стада...

И не знала Екатерина, что во время её длительных остановок эти бутафорские деревни перевозились вперед и устанавливались на новых местах.

Встретились в общежитии шоферов, чистом и уютном: стояли аккуратно заправленные койки, на окнах висели марлевые занавески, пол устилали половики... Василий Максимович в душе был очень доволен, однако придирался и ворчал: «Явная потёмкинская деревня!»

Василий Николаевич Ажаев. «Далеко от Москвы»

ПОТЁМКИНСКИЕ ДЕРЕ́ВНИ

Обман и показной блеск, скрывающий неблагополучие.

❀ ❀ ❀

Бутафо́рия - поддельные предметы, муля́ж, специально изготавливаемые предметы (скульптура, мебель, посуда, украшения, оружие), употребляемые в театральных спектаклях взамен настоящих вещей. При их изготовлении обычно отказываются от воспроизведения деталей, не видимых зрителю.