Презентация знаменательные и служебные части речи. Служебные части речи. Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Русский язык"

Урок русского языка

Тема: И у слов-помощников есть названия.

Тип урока Открытие нового знания (ОНЗ).

Задачи:

Образовательные:

  • Обобщить знания об изученных частях речи.
  • Познакомить учащихся с названиями для слов - помощников,
  • Дать понятие «самостоятельные» и «служебные» части речи.
  • Показать работу «служебных» частей речи.

Развивающие:

  • Развивать мыслительные операции (анализировать, классифицировать предметы, делать выводы), память, способность к переключению внимания.
  • Развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные:

  • Формировать умение работать в группе (выслушивать мнение товарищей, обсуждать проблему, приходить к единому мнению).

Здоровьесберегающие: Учить заботиться о своем здоровье.

Оборудование:

Ход урока.

I. Оргмомент, эмоциональный настрой на урок.

Прозвенел звонок и смолк - начинается урок.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все на месте, все в порядке:
Ручки, книги и тетрадки.
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «5»!

Учитель проверяет посадку детей. Дети записывают в тетрадях число.

II. Повторение.

  • Проверка домашнего задания.

Один ученик проверяет выполнение орфографического задания, второй - грамматического задания.

  • Чистописание.

Учитель: Внимательно посмотрите на домашнее упражнение, выберете самую удачную и красивую букву. Напишите строчку этой буквы.

  • Актуализация знаний.

Ребята, над какой темой мы работаем?

Чтобы определить задачи сегодняшнего урока, надо выяснить, что мы уже знаем о словах? - (2 слайд).

Какие слова относятся к первой группе?

(Названия предметов, признаков, количества, действий) .

Назовите научные названия этих групп?

(Слова названия предметов - это имена существительные;
названия признаков - это имена прилагательные;
названия количества - это имена числительные;
названия действий - это глагол).

(После каждого определения дети рассказывают правило и приводят примеры слов каждой из частей речи).

Назовите вторую группу(указатели) . Каким научным словом называем эту группу?(Местоимения ).

- Послушай стихотворение . Услышите местоимения - хлопайте в ладоши.

Я и мы, ты и вы, он, она, оно, они -

Все слова отличные, важные и личные.

Это без сомнения все - местоимения.

Хором : Я, мы, ты, вы, он, она, она, оно, они.

Учитель: Можете научными словами назвать слова - помощники? (Нет.)

III. Постановка темы и задач урока.

Учитель: Тогда попробуйте сами определить тему урока.

Сегодня на уроке будем изучать слова - помощники . - (3 слайд).

Учитель: Сегодня мы должны ответить на три главных вопроса: (4 слайд)

Как слова - помощники назвали ученые?

Для чего они служат?

Как пишутся слова - помощники?

IV. Работа по теме урока.

1. Предлоги.

1) Задание: вставить нужные предлоги:

(стихотворение написано на доске):

Птицы___клетке,
Листики___ветке,
Кошка___столом,
Садик___углом.

Учитель: Прочитайте про себя шуточное стихотворение. Можно ли его оставить в таком виде? Почему?

Ничего не понятно, слова не связаны по смыслу

1) Учитель: Нужно исправить, вставить слова - помощники В, НА, ПОД, ЗА.

(Ученик у доски выполняет задание) .

Учитель: Как эти слова - помощники называются научно? (Предлоги ).

(5 слайд ). Дети читают текст стихотворения.

Учитель: Для чего служат предлоги? (Для связи слов в предложении).

Учитель: Как пишутся предлоги? (Предлоги со словами пишутся раздельно).

2) Обобщение.

Предлоги - это, только маленькие, а все слова в русском языке пишутся раздельно. Предлог ничего не обозначает, к нему нельзя поставить вопрос. Но если он станет рядом со словом, появляется значение (положить на парту, положить под парту).

Предлог - в переводес греческого языка буквально означает «перед словом».

Предлог помогает выполнять работу в предложении именам существительным и местоимениям, связывая их с другими словами.

3) Первичное закрепление.

Выполнение задания в тетради - задачнике, упр. №133.

Учитель: Вместе с нами Антон изучает части речи. Проверьте, всё ли у него получается?

Прочитайте, какие подписи к рисункам он сделал?

Антон не выбрал предлоги.

Давайте исправим ошибки, которые допустил Антон.

Учитель: Обратите внимание, как пишутся предлоги из-за, из-под.

(Работа выполняется самостоятельно. Ученики исправляют подписи под рисунками. Затем правильно записывают в тетрадь. Самопроверка по образцу (6 слайд )).

Физминутка.

Я иду и ты идёшь: раз, два, три.
Я пою и ты поёшь: раз, два, три.
Мы идём и мы поём: раз, два, три.
Очень дружно мы живём! Раз, два, три.

(После каждой строки дети хлопают в ладоши на счет: раз, два, три).

2. Союзы.

1) Работа в группе.

Каждой группе дается задание: собрать пословицу их разрезанных частей.

Незнайка на печи лежит, а знайка далеко бежит.

Семь раз отмерь, но один раз отрежь.

Работа сердце веселит и радует.

(Каждая группа собирает пословицу правильно и выстраивается лицом к классу, другие дети проверяют правильность составления пословиц).

Учитель: Какую пословицу составили ребята первой группы?

Незнайка на печи лежит, а знайка далеко бежит.

Когда так говорят?

Какое слово - помощник использовали, чтобы соединить части предложения? – А.

Какую пословицу составили ребята второй группы?

Семь раз отмерь, но один раз отрежь.

Чему она учит?

Какое слово - помощник вы использовали, чтобы соединить части предложения? – НО.

Прочитайте пословицу, которую составили ребята 3 группы.

Работа сердце веселит и радует.

Когда так говорят?

Какое слово - помощник соединило части этого предложения? – И.

Учитель: Такие слова - помощники ученые назвали «Союзы».

Как вы думаете, для чего они служат?

Они связывают части предложений.

2) Обобщение .

Союзами называются слова, которые не имеют самостоятельного значения; они служат для того, чтобы связать между собой части предложений. Перед союзами А, НО в предложении всегда ставится запятая.

3) Первичное закрепление.

Письмо под диктовку с «окошками» пословицы: Ум хорошо, а два лучше.

Взаимопроверка тетрадей.

3. Частица.

1) Проблемная ситуация.

Учитель: Ребята, пока мы выполняли работу в тетрадях, на доске Незнайка написал советы мальчикам и девочкам. Прочитайте их, дайте оценку.

  • Девочек___дергайте за косички!
  • На переменах___деритесь!
  • На уроках ____разговаривайте с соседом!

Учитель: Можно ли эти советы назвать полезными? Какое слово - помощник нужно вставить, чтобы эти вредные советы превратить в полезные.

Вставить слово - помощник НЕ.

Учитель: Вставляем НЕ в предложения. Прочитаем получившиеся советы. Какое значение внесло слово - помощник в предложения?

Отрицательное значение.

2) Обобщение.

Учитель: Ученые назвали это слово - помощник «Частица ». (7 слайд).

Частица - это дословный перевод с латинского языка и обозначает «одна из частиц речи». Частицы малы по размерам, к ним нельзя поставить вопрос. Их главная роль - вносить дополнительные оттенки в значения слов и предложений. Они бывают разных видов. Частицу НЕ за отрицательное значение называют отрицательной.

3) Первичное закрепление.

Выполнение упражнения №134 в тетради - задачнике.

Прочитайте предложения. Перед какими словами стоит частица НЕ?

Хочу дружить, дружу.

Какой частью речи являются эти слова?

Глаголы.

Как будем писать НЕ с глаголами: хочу дружить, дружу?

Отдельно.

Учитель: Мы познакомились с научными названиями слов - помощников. Прочитаем важные сведения об этих частях речи в учебнике на стр. 50.

(Работа с правилами).

V. Обобщение и подведение итогов.

1) Обобщение. (8 слайд)

Все части речи ученые разделили на две группы: самостоятельные и служебные. Предлоги, союзы, частицы отнесем к служебным частям речи. Они служат для выражения отношений и связей между словами, предложениями, для придания словам дополнительных оттенков. Остальные части речи относятся к самостоятельным. Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, количество, действия. Они имеют лексическое и грамматическое значение.

  • Назовите самостоятельные и служебные части речи.
  • С какими частями речи мы познакомились на уроке?
  • Для чего служат предлоги, союзы, частицы?

Учитель: Молодцы! Вы отлично справились с работой.

2) Домашнее задание.

Учитель: Потренироваться в определении частей речи вам поможет упр. №132. Это домашнее задание.

VI. Рефлексия.

Учитель: Давайте дадим оценку проделанной работе.

  • Было ли вам интересно на уроке?
  • Узнали ли вы новое на уроке?
  • Кто пополнил свои знания о частях речи.
  • Спасибо всем за работу!

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Служебные части речи – это… - слова, не имеющие номинативного значения (т.е. они не называют предметы, их признаки, процессы и состояния); - слова, служащие для выражения отношений между понятиями, которые названы знаменательными словами, и употребляющиеся только в соединении с ними.

3 слайд

Описание слайда:

Эти слова называются служебными потому, что они обслуживают самостоятельные слова. Служебные части речи.

4 слайд

Описание слайда:

Предлог. Предлоги выражают различные отношения: Временные (приехать под вечер) Причинные (не приехать из-за болезни) Пространственные (приехать в город) Целевые (приехать для переговоров)

5 слайд

Описание слайда:

По происхождению предлоги бывают: Непроизводные предлоги Производные предлоги: наречные предлоги отыменные предлоги отглагольные предлоги

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Производные предлоги, образованные на основе наречий, пишутся слитно. Выйти навстречу (кому?) гостям.

8 слайд

Описание слайда:

Слитно Раздельно Вследствие(=из-за) Вроде (=) Наподобие Вместо(=за) Насчет(=о) Ввиду(=из-за) Несмотря на(=вопреки) В течение (=) В продолжение В целях (=для) Со стороны (=от) По причине (=для) В заключение(=в итоге)

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Предлоги Другие части речи Учиться в течение года Остаться вследствие непогоды Ехать в продолжение часа Говорить насчет похода Пойти вместо друга Не успеть ввиду опоздания Сделать, несмотря на трудности Повороты в течении реки В следствии по делу о краже Читайте в продолжении романа Перевести на счет в банке Успеть в место сбора отрядов. Имейте это в виду Не смотря на прохожих

11 слайд

Описание слайда:

Союзы Сочинительные Соединительные и, да (= и), не только... но и, также, тоже, и... и, ни... ни, как... так и Противительные а, да (= но), но, зато, однако, однако же, все же Разделительные или, или... или, либо, либо... либо, то... то, то ли... то ли, не то... не то Подчинительные Изъяснительные -что, чтобы, как, ... Временные-когда, лишь, едва, ... Целевые-чтобы, дабы, с тем чтобы, … Условные-если, если бы, коли, ... Уступительные-хотя, хоть, пускай, ... Сравнительные-как, как будто, словно Причинные-так как, так что, ... Следствия-так что

12 слайд

Описание слайда:

Запомните два оборота, которые всегда пишутся раздельно с частицей же: то же, что и; так же, как и. Познакомимся с правилом. Если тоже можно заменить также (и наоборот) или союзом и, то это союзы, и пишутся они слитно. Если замена невозможна, но перед нами местоимение то (или наречие так) с частицей же, пишутся эти сочетания раздельно. Частицу же в этих случаях можно опустить.

13 слайд

Описание слайда:

Правописание союзов Пишутся слитно союзы Пишутся раздельно местоимения и наречия со служебными словами 1)Также = тоже = и Одноклассники повторяли физику перед контрольной. Я также решил заглянуть в учебник (= и я решил заглянуть в учебник); 2) зато = но Морозило сильнее, зато (= но) было тихо; Так же – же можно опустить то же Сегодня так же пасмурно, как и вчера; 2) За то – за какое? Или за что? За какое? Я спрятался за то дерево, что росло в отдалении;

14 слайд

Описание слайда:

3) чтобы = для того чтобы Я пришёл в библиотеку, чтобы (= для того чтобы) взять нужную книгу; 4) оттого (что) = потому (что) Грустно, оттого что (= потому что) осень скоро. потому (что) = оттого (что) Пора браться за учебник, потому что (= оттого что) на носу контрольная. поэтому = так что Будет дождь, поэтому (= так что) захвати зонт. 3) что бы – бы можно опустить или переставить в другое место Что бы я делал без вас? (= Что я делал (бы) без вас?); 4) от того – от какого? От того места до города было уже недалеко. по тому – по какому? по этому – по какому? От того места до города было уже недалеко. По какому? По этому берегу идти опасно.

Союз. Союзы. Служебные части речи. Евразийский экономический союз. Запятая перед союзом и. Сочинительные и подчинительные союзы. Друзья, прекрасен наш союз. Друзья мои, прекрасен наш союз. Союз как часть речи. Правописание союзов. Подчинительные союзы. Понятие о союзах. «Друзья мои, прекрасен наш союз. Австралийский Союз. Примеры сочинительных и подчинительных союзов.

Россия в системе мирового рынка и международных союзов. Правописание служебных частей речи. Самостоятельные и служебные части речи. Интеграционные союзы. Национальный Лифтовый Союз. Национальный союз агростраховщиков». Употребление союзов в речи. Написание союзов также, тоже, чтобы, зато. Служебные части речи: частицы, предлоги, союзы.

Конспект урока в 7 классе по теме: «СОЮЗ». Санкт-Петербургский Экологический союз. Отсутствие и наличие запятой перед союзом КАК. Запятая в конструкциях с союзом КАК. Однородные члены, связанные сочинительными союзами. Союз близких по духу людей. Семья – союз двоих. Разработка технических регламентов и стандартов в Таможенном союзе.

Институт уполномоченного экономического оператора в Евразийском экономическом союзе. Цель союза «Гармония». Союз физиков и лириков. Мы представляем служебную часть речи “Союз”. Планы войны Тройственного союза. ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

Морфология – раздел науки о языке, который изучает части речи. Учение о частях речи восходит к античности, к периоду 2-1 веков до нашей эры, где родоначальником стал философ Дионисий Фракийский. Он является одним из представителей александрийской школы грамматики. Слово рассматривал как наименьшую часть связной речи, а предложение как соединение слов, выражающее законченную мысль. В истории античной цивилизации известен как греческий грамматик, живший на о.Родос, написавший первую греческую грамматику, которая была учебным и справочным пособием в эпоху Возрождения и до 18 века служила основой для создания грамматик всех индоевропейских языков. Самостоятельные и служебные части речи. Самостоятельные и служебные части речи.

Задача от Григория Остера. Отплякиваясь от сурых пляк, каждый хамсик шмыряет на глын по 5 гнусиков. Сколько гнусиков шмырнут на глын 12 хамсиков, отплякивающихся от сурых пляк. )

ТЕМА УРОКА Они неделимы и целы, Корней и приставок в них нет, Нельзя отыскать в них морфемы – И в этом их главный секрет. Тема урока:

  • «Служебные части речи.»
Служебные части речи -слова, не имеющие номинативного значения(т.е. они не называют предметы, их признаки, процессы и состояния.) -слова, служащие для выражения отношений между понятиями, которые названы знаменательными словами, и употребляющиеся только в соединении с ними. - это слова, которые, не имея лексического значения и не являясь членами предложения, играют в предложении различные служебные роли. Предлог
  • В предложении на службе
  • С падежом всегда он в дружбе,
  • На него показывает
  • И слова все связывает
  • (Служит для связи слов в предложении)
  • ДОМ У ДОРОГИ, СПЕШИТ КО МНЕ
СОЮЗ
  • Объединять и связывать стараюсь
  • Я равных и неравных в нужный час.
  • Порою я совсем не повторяюсь,
  • Порою повторяюсь много раз.
  • Слово «союз» в переводе с латинского означает калька. Это неизменяемое слово, которое служит формальным средством соединения синтаксических единиц и одновременно средством выражения смысловых отношений между ними. (Служит для связи однородных членов предложения, для связи простых предложений в составе сложных) ВЕСЬ ДЕНЬ ДОЖДЬ И ВЕТЕР; ЛЬЁТ ДОЖДЬ, И ДУЕТ ВЕТЕР
Частица
  • Могу оттенки придавать значеньям,
  • Могу усилить их без напряженья.
  • Могу помочь я форм образованью,
  • Когда глагол на службу призовёт,
  • Могу вообще подвергнуть отрицанью
  • Всё то, что кто-нибудь произнесёт.
  • (Придают оттенки значения словам и предложениям; образуют форы слова)
  • НЕУЖЕЛИ ВЫ СЕРЬЁЗНО; СДЕЛАЛ БЫ
РАБОТА С ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ: отредактируйте предложения
  • Истинная любовь к своя страна немыслима без любовь к свой язык.
  • К.ПАУСТОВСКИЙ
  • Для я русский язык в неменьшая степень родной с детство, родной на вся жизнь.
  • Ч.АЙТМАТОВ
  • Выполните синтаксический разбор предложения:
  • Если не приложить руки к земле, она не станет золотой.
Это интересно!
  • - А знаете ли вы, о частоте употребления служебных частей речи в языке?
  • Около 25% речи составляют служебные слова и части речи
  • - Оказывается, по частоте употребления предлог занимает 4 место (а в русском языке около 200 предлогов), союз – 7, роль частиц тоже велика.
  • Частицы возникли позднее других частей речи по частоте употребления они находятся в первой сотне самых используемых слов
  • Слово «союз» в переводе с латинского означает калька. Это неизменяемое слово, которое служит формальным средством соединения синтаксических единиц и одновременно средством выражения смысловых отношений между ними.
Домашнее задание: п.47. упр.284.
  • Творческое Задание Составить сказку(5 – 7 предложений) о роли служебных частей речи в русском языке.

1.Самостоятельные и служебные части речи равноправны.

2.Служебные части речи имеют общие морфологические признаки с самостоятельными.

3.Служебные части речи имеют такие же синтаксические функции, как и самостоятельные.

4.Самостоятельные и служебные части речи неравноправны.

5.Служебные части речи не бывают членами предложения

6.К служебным частя речи, как и самостоятельным, можно задать вопрос.

7.Служебные части речи нужны для обслуживания самостоятельных. Они связывают слова, словосочетания в предложения, а так же предложения между собой.

8.К служебным частям речи задать вопрос невозможно.


Служебные части речи – это… - слова, не имеющие номинативного значения (т.е. они не называют предметы, их признаки, процессы и состояния); - слова, служащие для выражения отношений между понятиями, которые названы знаменательными словами, и употребляющиеся только в соединении с ними.


Отличие служебных частей речи от самостоятельных: 1.Служебные части речи не имеют лексического значения; 2.Не бывают членами предложения; 3.В предложении употребляются только с самостоятельными частями речи; 4.Не изменятся (т.е не имеют никаких грамматических категорий).

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Русский язык"

Готовые презентации по русскому языку будут незаменимым помощником для учителей, учащихся и их родителей.Использование презентации по русскому языку помогает в изучении грамматики, правил и исключений, времен и спряжений, падежей и склонений. Яркие иллюстрации и красивые слайды снимут напряжение в классе и втянут каждого школьника в образовательный процесс. В разделе "Русский язык" собраны качественные уникальные презентации по русскому языку для 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 класса, а также презентации для подготовки к ГИА и ЕГЭ по русскому языку.